Самые известные картины Ивана Ивановича Шишкина с названиями — «Лермонтов»
Картины, удостоенные наград
Самые дорогие картины Шишкина
Самые популярные картины Шишкина
Виртуоз лесных пейзажей Иван Шишкин оставил после себя большое наследие картин, которые известны на весь мир. Мало кто останется равнодушным при изучении целых историй, которые повествует нам художник через свои живописные работы. Его картины тиражируют, украшают ими дома, покупают на аукционах и завороженно рассматривают в музеях. На популярность его работ мы посмотрим с разных сторон: изучим картины, за которые живописец получил высокие награды, рассмотрим самые дорогие картины с точки зрения аукционных продаж и самые популярные работы.
Картины, удостоенные наград
В возрасте двадцати пяти лет Иван Иванович Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств, где его талант сразу же заметили. Преподаватели обратили внимание на его реалистичные пейзажи, а первую конкурсную работу отметили малой серебряной медалью.
И. Шишкин. «Вид в окрестностях Петербурга». 1856 г.
Дальнейшее обучение в Императорской Академии художеств принесло ему еще больше наград. На второй год обучения живописца награждают большой серебряной медалью за этюд «Сосна на Валааме», на третий ему вручают малую золотую медаль за картину «Ущелье на Валааме» и на четвертый год уже большую золотую медаль за две одноименные работы про Валаам «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».
Такое больше внимание Валааму автор уделил неспроста.
И. Шишкин. «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». 1860 г.
«Вид на острове Валааме (Местность Кукко)». Между 1859 и 1860 гг.
На этом награды великого художника не закончились. Получение большой золотой медали дало ему право отправиться за границу. Страсть к природе и лесу привела живописца к Тевтобургскому лесу недалеко от города Дюссельдорфа на западе Германии. Шишкину полюбились местные виды, которые напоминали ему о родине, и он с новым воодушевлением приступил к изображению скалистых и лесных видов. Рисунки быстро привлекли внимание ценителей искусства, а город наполнился слухами о талантливом мастере. По словам самого Ивана Ивановича, его часто узнавали и спрашивали, не тот ли он знаменитый Шишкин, который так прекрасно рисует. Там был создан очередной шедевр «Вид окрестностей Дюссельдорфа», который заказал у мастера коллекционер Н. Быков. Именно за эту работу в дальнейшем Шишкину присвоили звание академика.
И. Шишкин. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». 1865 г.
В 1872 году Шишкин вместе со своими друзьями-коллегами И. Крамским и К. Савицким провели лето в усадьбе Снарской в деревне Ильжо. Именно здесь художник начал писать свою знаменитую картину «Лесная глушь». По словам Крамского, Шишкин на природе был словно в своей стихии, проявлял смелость, писал решительно, не задумываясь. Эта работа в творческом порыве проявилась и в мастерской, где живописец дописывал «Лесную глушь». Накануне отправки картины на выставку Шишкин решил еще раз критически оценить работу и оказался ею недоволен. Соскоблив мастихином около четверти огромной двухметровой картины, художник без раздумий в одном порыве переписал эту часть. Неизвестно, вызвала ли бы такой восторг прежняя версия картины, но в преображенном виде она собрала самые восторженные отзывы и обеспечила художнику в 1873 году звание профессора. После выставки «Лесную глушь» приобрел музей Академии художеств.
И. Шишкин. «Лесная глушь». 1872 г.
Самые дорогие картины Шишкина
Картины Ивана Шишкина высокого ценятся на аукционах. За период с 2000 по 2020 годы на разных торгах было продано 456 его работ на общую сумму 48,7 млн долларов. Посмотрим несколько примеров дорогих уходов.
Самым дорогим в истории продаж полотен Шишкина стала картина «Сумерки». Ее выставили на лондонских торгах MacDougall’s в 2013 году. Начальная стоимость работы была заявлена в пределах 1,2-1,8 миллиона фунтов стерлингов. Конечно, картина такого уровня немедленно привлекла внимание и привела к жаркой борьбе участников аукциона. В итоге работу купили за 2 млн 158 тыс. фунтов стерлингов (3,3 млн долларов).
И. Шишкин. «Сумерки». 1896 г.
В 2016 году состоялась еще одна крупная продажа на этот раз уже на торгах Sotheby’s. Здесь выставили картину «На опушке соснового леса», которую художник написал за год до своей кончины. Любопытно, что маэстро отказал самому царю Николаю II, пожелавшему купить картину. Вместо этого он продал ее своему племяннику Стахееву. Позже полотно попало в семью художника Шарля Дефрейна, где и находилось, пока потомки не выставили его на торги. С молотка картина ушла за 1 млн 385 тыс. фунтов стерлингов, хотя начальная стоимость лота составила только 500-700 тысяч.
И.И. Шишкин. «На опушке соснового леса». 1897 г.
В 2019 году ушел с аукциона еще один пейзаж художника. Это картина «Сухостой», также написанная за год до смерти. Работа появилась на торгах Christie’s с эстимейтом 700-900 тысяч фунтов стерлингов и была продана примерно за 1 млн фунтов.
И. Шишкин. «Сухостой». 1897 г.
Самые популярные картины Шишкина
Картина «Утро в сосновом лесу»
Одной из самых известных нам картин Ивана Шишкина является «Утро в сосновом лесу». Причина такой популярности вполне объяснима, так как даже сегодня знаменитых мишек можно увидеть на обертках конфет «Мишка косолапый» фабрики «Красный Октябрь». Картину печатали в учебниках, вышивали на коврах, а репродукции с этим сюжетам и сегодня висят во многих заведениях культуры, так как фактически картина для многих стала символом искусства.
И. Шишкин, К. Савицкий. «Утро в сосновом лесу». 1889 г.
Любопытно, что картину художник писал не один, а с другом К. Савицким, который был хорошим анималистом и нуждался в деньгах. Так как Шишкин специализировался на пейзажах, а не на изображении животных, он создал эскиз медведей и передал эту часть работы Савицкому. Последний со своей задачей успешно справился и заслуженно был указан как соавтор картины. Однако Павел Третьяков, заказавший эту работу, не на шутку рассердился, получив полотно с двумя подписями вместо одной подписи именитого профессора и академика Шишкина. Недолго думая, он стер фамилию Савицкого, из-за чего произведение приписывалось только Шишкину. Основатель Третьяковской галереи посчитал, что по замыслу и исполнению эта картина полностью соответствует творческой манере именно Шишкина.
Интересно, что многие не могут дать точное название картине: одни называют ее «Три медведя», другие «Утро в сосновом бору», а в описи Третьяковской галереи она изначально называлась «Медвежье семейство в лесу». Такое разночтение тоже объяснимо, потому что название «Три медведя» прижилось из-за шоколадных конфет, а под названием «Утро в сосновом бору» репродукцию продавали на коврах.
Картина «Рожь»
Картина «Рожь» фактически вернула художника к жизни после тяжелейших драматических событий. За короткий период Шишкин потерял двоих своих сыновей, жену, отца, лучшего друга и погрузился в отчаяние. После долгих лет душевных мук живописец все же нашел в себе силы отправиться к матери и по дороге был заворожен прекрасными видами Лекаревского поля недалеко от Елабуги.
В этой картине сплелось воедино все богатство природы. Здесь и мощные вековые сосны, напоминающие нам о силе и стойкости природы, и богатая рожь, символизирующая изобилие, и дорога с идущими вдалеке деятельными путниками, и пышно растущие полевые цветы, и взметнувшаяся стая птиц… Все это создает целую симфонию жизни, которая не оставляет равнодушным того, кто с ней соприкасается. Сам автор написал на эскизе такие слова, как «раздолье, божья благодать и русское богатство».
И. Шишкин. Картина «Рожь». 1878 г.
Завершив работу над сюжетом, Шишкин представил картину на выставке передвижников.
Картина «На севере диком»
Эта работа многим известна по иллюстрации к одноименному стихотворению Лермонтова про одинокую сосну. В 1891 году исполнялось 50 лет с года гибели великого поэта, и Петр Кончаловский задумал выпустить собрание его сочинений с иллюстрациями. В подготовке этих иллюстраций участвовали многие маститые художники, например М. Врубель и В. Серов. Среди них был и Иван Шишкин.
Тема одиночества была знакома художнику не понаслышке. Как мы писали выше, еще в 1872 году в жизни Ивана Ивановича началась тяжелая полоса испытаний смертью самых дорогих ему людей. И в этой картине эта тема звучит со всей полнотой, которую так хорошо умел передавать художник. Мы видим дерево на краю пропасти, куда оно может вот-вот сорваться вместе с очередным разрушением скал или снежной лавиной.
И. Шишкин. «На севере диком…». 1891 г.
Картина «Лесные дали»
Тема одиночества прослеживается и в еще одной известной картине «Лесные дали». Зритель ощутит его через созерцание одинокой наклоненной сосны с искореженным стволом и засыхающей кроной. В то время как рядом с ней мы наблюдаем изобилие природы через буйство и широту леса, многочисленные луговые цветы, летящих птиц и красочное небо, одинокая сосна словно бы не принадлежит этому миру. Она стоит в окружении камней и медленно чахнет. Также чах и сам Шишкин. Картина была написана в 1894 году, спустя всего три года после того, как он похоронил вторую свою жену и любимую ученицу. Но в конце концов именно творчество снова и снова возвращало художника к жизни и являло на свет удивительные картины.
И. Шишкин. «Лесные дали». 1884 г.
Картина «Корабельная роща»
Не менее популярна и широко тиражируема картина «Корабельная роща». Она стала не только последним творением художника, но и апогеем всего его творчества. В ней особенно ярко проявилась вся его жизненная мудрость и мастерство в передаче красоты русской природы. На полотне Шишкин изобразил сосновый лес, находящийся неподалеку от Елабуги. Именно в этом местечке еще с XVIII века заготавливали мачты из сосен. Для строительства судов использовали крепкие деревья-исполины с мощными стволами, а для корабельных матч брали легкие стволы.
Картину представили на очередной выставке художников-передвижников, которая стартовала 22 февраля 1898 года и должна была завершиться 29 марта. «Корабельную рощу» сразу заметили коллеги и многочисленные посетители выставки. Многие были поражены новым шедевром художника и не могли сдержать эмоций. Одним из них был художник Савицкий, который под впечатлением поспешил написать своему другу Шишкину письмо. В нем он отметил, с появлением картины на выставке словно бы запахло сосной и прибавилось света. Увы, но дожить до конца выставки художнику было не суждено. Он умер прямо в мастерской за новой работой в возрасте 66 лет.
И. Шишкин. «Корабельная роща». 1898 г.
Известные картины Шишкина можно перечислять еще долго. Это и «Сосновый бор», и «Дубовая роща», и «Среди долины ровныя», и многие другие прекрасные творения мастера. Каждое его произведение является очередным доказательством того, какую силу имеет искусство, которое много раз подняло в критические периоды жизни самого художника и сегодня наполняет сильными эмоциями его благодарных поклонников.
Шишкин Иван Иванович — биография художника, личная жизнь, картины
«Лесной богатырь-художник», «царь леса» — так называли Ивана Шишкина современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.
«Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!»
Иван Шишкин. Дорога (фрагмент). XIX век. Одесский художественный музей, Одесса, Украина
Иван Шишкин. Травы. 1860-е годы. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Иван Шишкин. Деревенский двор. 1860-е годы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской губернии (на территории современного Татарстана). Отец художника, Иван Васильевич, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд избирался городским главой, провел в Елабуге деревянный водопровод на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города.
Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными науками. В гимназии ему было скучно и, не закончив обучение, он вернулся в родительский дом со словами, что чиновником делаться не хочет. Тогда же начали формироваться его взгляды на искусство и призвание художника, которые он сохранил на протяжении всей жизни.
Мать Шишкина, Дарью Александровну, расстраивала неспособность сына к учебе и домашним делам. Она не одобряла его увлечения рисованием и называла это занятие «пачкотней бумаги». Отец хоть и симпатизировал страсти Ивана к прекрасному, также не разделял его отстраненности от жизненных проблем. Шишкину приходилось прятаться от родных и рисовать при свечах по ночам.
Всерьез о профессии художника Шишкин задумался впервые, когда в Елабугу приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви. Они и рассказали ему о Московском училище живописи и ваяния — и тогда Шишкин твердо решил следовать за своей мечтой. С трудом, но он уговорил отца позволить ему уехать, и тот отправил художника в Москву, надеясь, что из сына однажды вырастет второй Карл Брюллов.
«Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»
Иван Шишкин. Камни в лесу. Валаам. 1850-е годы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Шишкин. Сосна на Валааме (фрагмент). 1858. Пермская государственная художественная галерея, Пермь
Иван Шишкин. Вид в окрестностях Дюссельдорфа (фрагмент). 1865. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант.
Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился за границу. Он посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой». В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где приступил к работе над «Видом в окрестностях Дюссельдорфа». Этот пейзаж, наполненный воздухом и светом, принес ему звание академика.
После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее — Товарищество передвижных художественных выставок). По воспоминаниям Александры Комаровой, племянницы живописца, сам он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.
В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева — Евгения. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них, так как считал, что без него дома обязательно произойдет что-то ужасное. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.
«Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»
Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иван Шишкин. Лесная глушь (фрагмент). 1872. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Шишкин. Первый снег. 1875. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев, Украина
В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
«Он [Шишкин] все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор… Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек — школа, но живая школа»
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах, и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.
«Что меня теперь больше всего интересует? Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда»
Иван Шишкин. Верхушки сосен. 1890-е годы. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Иван Шишкин. Вечер (фрагмент). 1892. Донецкий областной художественный музей, Донецк, Украина
Иван Шишкин. Лесная поляна (Полянка). 1897. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
В конце XIX века настал трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период — у художников возникало все больше поколенческих разногласий. Шишкин же внимательно относился к молодым авторам, потому что старался в свое творчество вносить нечто новое и понимал, что прекращение развития означает упадок даже для именитого мастера.
«В художественной деятельности, в изучении натуры, никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно, и что больше учиться не надо; изученное хорошо только до поры до времени, а после впечатления бледнеют, и, не справляясь постоянно с натурой, художник сам не заметит, как уйдет от правды»
В 1894 году Иван Иванович начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств. Ученики безмерно уважали Шишкина, несмотря на то, что он исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Молодежь вдохновлялась его мастерством, а сам он в тот период «первым и лучшим» художником называл Валентина Серова.
В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, во время работы над новой картиной. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, но в 1950 году его прах перенесли вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Главное изображение: Иван Крамской. Портрет Ивана Шишкина (фрагмент). 1880. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Иванович Шишкин | Русский художник
- Дата рождения:
- 25 января 1832 г. Россия
- Умер:
- 20 марта 1898 г. (66 лет) Санкт-Петербург Россия
- Механизм/стиль:
- Передвижники
Смотреть все материалы по теме →
Иван Иванович Шишкин , (род. 13 янв. [25 янв. по новому стилю] 1832, г. Елабуга, Вятская губерния, Россия — умер 8 марта [20 марта] 189 г.8, Санкт-Петербург, Россия), один из самых популярных пейзажистов России. Его картины лесных пейзажей побудили современников называть его «царем леса».
Шишкин был сыном купца. С характерной тщательностью изучал искусство сначала в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве (1852—56), а затем в Петербургской Академии художеств (1856—60). В 1860 году он был награжден Золотой медалью Академии и получил стипендию для поездки в Мюнхен, Прагу и Дюссельдорф, Германия, чтобы добавить окончательный блеск своему художественному образованию. В основном именно дюссельдорфская школа способствовала его склонности к точному воспроизведению натуры и линейной строгости. Его рисунки тушью были встречены с большим успехом в Германии, и пока он был там, он познакомился с техникой офорта и литографии, которые в то время еще не закрепились в России.
Викторина «Британника»
Викторина «Знаменитые картины»
Вернувшись в Петербург, Шишкин стал работать в мастерской Ивана Крамского, а в 1871 году вступил в передвижники, где с энтузиазмом восприняли его идеи о русской пейзажной живописи. В его картинах верность природе соединялась с индивидуальным эпическим стилем. Шишкин предпочитал писать сосновые или дубовые леса в их первозданном виде в сухие солнечные дни. Эти исконно русские пейзажи — увиденные на таких картинах, как Рожь (1878), Далеко на Равнине (1883), Дальний Лес (1884), Дубы (1887) — пронизаны фольклорными ассоциациями. Натуралистическое изображение каждой травинки парадоксальным образом создавало ощущение величественного масштаба целого, так как вся картина задумывалась как количественный апофеоз отдельных деталей. Отказ художника от грубо импрессионистического пленэра соответствовал его вере в постоянство русской природы, в ее неизменный монументальный порядок. Отсутствие воздушной перспективы в его пейзажах (деревья тем мельчают, чем дальше они от зрителя, по правилам линейной перспективы, но не теряют четкости своих контуров) также способствовало созданию образа былинной русской непоколебимости. . В конце 1880-х годов Шишкин попал под влияние новых художественных течений и попытался наполнить свое творчество «атмосферой» ( Утро в сосновом лесу , 1889), но даже воздух в таких картинах производит впечатление солидности.
Шишкинский «портрет» русской природы — обширной и богатой, не подвластной времени и не зависящей от человеческих эмоций — стал ассоциироваться со стойкостью и силой русского национального характера, с патриотическим подтекстом национальной истории. Являясь в этом смысле воплощением «русского духа», картины Шишкина вошли в повседневную жизнь в России, став украшением фантиков и иллюстрациями в учебниках.
Андрей Д. СарабьяновРедакция Британской энциклопедии
Передвижники | Русское искусство | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор за неделю
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.