Шишкин лес картина: Утро в сосновом лесу — Третьяковская галерея

История создания картины «Утро в сосновом лесу»

«Утро в сосновом лесу»

На вернисаже как-то раз…

И вот я стою в Государственной Третьяковской галерее лицом к лицу с шедевром многоуважаемого Ивана Ивановича Шишкина. Даже тени откровения, сродни тому, которое накатывает, говорят, при встрече с подлинником «Моны Лизы», и в помине нет. Но это не важно, зато на мишек любо-дорого смотреть. Как родные, м-м-м, милые-милые, так и съела бы! Слова экскурсовода убаюкивают: «Шишкин был классическим пейзажистом. Картина «Утро в сосновом лесу» появилась из-под его кисти в 1889 году. Считается, что художник написал ее под впечатлением от поездки по вологодским лесам. На ней изображен утренний сосновый бор…»

«Серьезно? – просыпается во мне ирония. – Никогда не догадалась бы! А я всегда думала, что южноамериканские пампасы!» И тут оказывается, что насмехаться над буквальностью речи сотрудницы галереи я поспешила.

Первоначально на картине «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал именно пробуждающийся от ночного сна дремучий бор (так картину часто и величают ошибочно – «Утро в сосновом бору»), и все – никаких косолапых животных. А если быть точным, то семейство медведей наш прославленный пейзажист не рисовал никогда вообще! Именно потому что пейзажист. Листочки, веточки, дубы вековые – пожалуйста, с фотографической достоверностью, этим и прославился в веках. Лисички, зайчики и прочая живность – увольте! Не умею, не могу, не буду. Максимум – корову, а она здесь совершенно неуместна. Каждому свое, справедливо рассудил Иван Иванович и, успокоив сам себя, отправился в очередную пешую прогулку по лесным массивам, кои обожал всем сердцем…

Подарок друга

Однако на следующий день лесной пейзаж уже не показался художнику столь совершенным, как накануне. Долго стоял он перед картиной, придирчиво всматриваясь в детали. Посмотрим и мы: влажный утренний туман, первые ласковые лучи солнца, могучие стволы вековых сосен, запах хвои – и тот почти различим! Но… Чего-то не хватает. Слово еще такое есть современное… А, динамики! Жизни то бишь. Так Шишкин и сказал своему товарищу по художественной артели Савицкому, пожаловался даже: шедеврально, мол, да не то! Константин Аполлонович был рад помочь другу как художник художнику: краски есть, кисть имеется, и вот на свет появилась медведица с тремя медвежатами. Неожиданный поворот? Куда там Джоконде с ее невнятной улыбкой. Вот где смех да и только: представляете, если бы Достоевский пришел в гости к Тургеневу да и заявил: «Давай-ка, голубчик ты мой Ваня, помогу, что-то, я вижу, ты в творческом застое!» – и вписал бы собственноручно главу-другую в «Записки охотника». А мы, читатели, восхищались бы стилем Тургенева, не догадываясь, что перо-то скрипело Федора Михайловича…

Должен остаться только один!

Впрочем, наши герои как истинные друзья честно поставили на полотне «Утро в сосновом лесу» свои подписи. Автограф Савицкого чуть позже стер меценат, коллекционер и создатель будущей знаменитой галереи Павел Третьяков. Причина осталась загадкой, вроде как сам «отец» медведей попросил это сделать из пиетета к Шишкину, первоначальному творцу картины. Да и, логично рассудив, – зачем успешному художнику-жанристу, «Некрасову в живописи», представлявшему на выставках такие картины, как «Ремонтные работы на железной дороге» или «На войну», лавры анималиста? А может быть, вторую подпись убрали просто потому, что в живописи дуэты не приняты. .. Так или иначе, гонорар за работу выплатили только Шишкину, а дальше уже каждый проявил себя в силу своей природной сущности. Говоря художественным языком, развернулась картина «Как поссорились Иван Иванович с Константином Аполлоновичем»…

С годами история создания шедевра с конфетной обертки трансформировалась в куда более приличный вариант: дескать, Савицкий просто подсказал Шишкину идею «накидать» мишек на уже высохшее полотно, а тот ее гениально воплотил, не зря же учился в знаменитой мастерской анималистов в Мюнхене. Так пишут в официальных книгах по истории живописи. Мы же, простые зрители, с детской настойчивостью еще больше запутываем сами себя, восклицая: «Как же, знаем такую картину! «Три медведя» называется! Автора не помню, а вот конфеты были просто класс!»

Наталья Андриянченко, myjane.ru

Просто конфетка! / Газета «Ставропольская правда» / 13 декабря 2013 г.

Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»: что не так с медведями

21 октября 2021

Русская семерка

«Утро в сосновом лесу» является, пожалуй, одним из самых известных полотен Ивана Шишкина. Первое, что привлекает и умиляет зрителей, смотрящих на шедевр, — это медведи. Без животных картина вряд ли получилась бы такой притягательной. А между тем мало кто знает, что нарисовал зверей вовсе не Шишкин, другой художник по фамилии Савицкий.

Фото: Русская семеркаРусская семерка

Константин Аполлонович Савицкий теперь уже не так известен, как Иван Иванович Шишкин, имя которого знает, наверное, даже ребенок. Тем не менее Савицкий тоже является одним из самых талантливых отечественных живописцев. В свое время он был академиком и членом Императорской Академии художеств. Понятно, что именно на почве искусства Савицкий и познакомился с Шишкиным.

Видео дня

Оба они любили русскую природу и самозабвенно изображали ее на своих полотнах. Вот только Иван Иванович предпочитал больше пейзажи, на которых люди или животные, если и появлялись, то только в роли второстепенных персонажей. Савицкий же, напротив, активно изображал и тех, и других. Видимо, благодаря мастерству друга, Шишкин утвердился в мысли о том, что фигуры живых существ ему не слишком удаются.

В конце 1880-х годов Иван Шишкин закончил очередной пейзаж, на котором необычайно живописно изобразил утро в сосновом лесу. Однако, по мнению художника, картине не хватало какого-то акцента, в качестве которого он задумал нарисовать 2-х медведей. Шишкин даже сделал наброски для будущих персонажей, но остался недоволен своей работой. Тогда-то он и обратился к Константину Савицкому с просьбой помочь ему с животными. Друг Шишкину не отказал и с радостью взялся за дело. Медведи получились на зависть. Кроме того количество косолапых увеличилось вдвое.

Справедливости ради стоит отметить, что сам Шишкин мухлевать вовсе не собирался и, когда картина была готова, указал не только свою фамилию, но и Савицкого. Оба приятеля были удовлетворены совместным творчеством. Но все испортил основатель знаменитой на весь мир галереи Павел Третьяков.

Именно он приобрел у Шишкина «Утро в сосновом лесу». Однако две подписи на картине меценату не понравились. А поскольку после покупки того или иного произведения искусства Третьяков считал себя единственным и полноправным его обладателем, он взял да и стер имя Савицкого. Шишкин принялся было возражать, но Павел Михайлович остался непреклонен. Он сказал, что манера письма, и в том числе и касательно медведей, соответствует манере Шишкина, а Савицкий здесь явно лишний.Полученным от Третьякова гонораром Иван Шишкин поделился с другом. Однако он отдал Савицкому только 4-ую часть денег, объяснив это тем, что наброски к «Утру» он делал без помощи Константина Аполлоновича.

Наверняка, Савицкому было обидно подобное обращение. Во всяком случае больше он не написал в паре с Шишкиным ни одного полотна. А медведи Савицкого в любом случае действительно стали украшением картины: без них «Утро в сосновом лесу» вряд ли получила бы такое признание.

Истории,Иван Шишкин,Павел Третьяков,

24

Shishkin Art — Etsy Poland

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 282 релевантных результата, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Жикле «Дождь в дубовом лесу» Ивана Шишкина

    Артикул: EE300492

    Матовая золотая рамка
    2 ¼ дюйма в ширину, 1 ¼ дюйма в глубину
    Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 4 ½ дюйма к высоте и ширине печати.

    Матовая серебряная рамка
    2 ¼″ в ширину, 1 ¼″ в глубину
    Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 4 ½″ к высоте и ширине печати.

    Рамка из шпона ореха
    2″ в ширину, ¾″ в глубину
    Чтобы рассчитать общий размер, добавьте 4″ к высоте и ширине печати.

    Полированная черно-золотая рамка
    2″ в ширину, 1″ в глубину
    Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 4″ к высоте и ширине печати.

    Рамка Satin Black
    2″ в ширину, 1″ в глубину
    Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 4″ к высоте и ширине печати.

    Рамка из орехового дерева и мат цвета слоновой кости
    Рамка: рамка шириной 1 ¼″, глубина ¾″
    Мат: ширина 2″
    Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 6 ½″ к высоте и ширине печати.

    Белая рамка и мат цвета слоновой кости


    Рамка: широкая рамка 1 ¼″, глубина ¾″
    Мат: ширина 2″
    Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 6 ½″ к высоте и ширине печати.

    Рамка Satin Black и мат цвета слоновой кости
    Рамка: рамка шириной 1 ¼″, глубина ¾″
    Мат: ширина 2″
    Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 6 ½″ к высоте и ширине печати.

    Традиционная золотая рамка и мат цвета слоновой кости
    Рамка: рамка шириной 1 дюйм, глубина 1 дюйм
    Мат: ширина 2 дюйма
    Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 6 дюймов к высоте и ширине печати.

    Традиционная серебряная рамка и мат цвета слоновой кости
    Рамка: рамка шириной 1 дюйм, глубина 1 дюйм
    Мат: ширина 2 дюйма
    Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 6 дюймов к высоте и ширине печати.

    79,99 долларов США

    Текущий запас:

    Количество:

    Тип носителя

    Архивный холст Художественная бумага Карточки для заметок Плакатная бумага Цифровая загрузка

    Размер

    * размеры указаны в дюймах, формат ширины x высоты

    Архивный стиль холста

    Распечатанный и свернутый

    Классическая растяжка

    . 75 Обернутая галерея

    1.5 Галерея завернута

    Варианты закругления краев галереи

    Зеркальное изображение

    Цвет границы

    Дополнительные опции
    Мазковое покрытие

    Стиль художественной бумаги

    Рулонная художественная бумага для печати

    Художественная печать в рамке

    Количество карточек для заметок

    10 карточек для заметок

    20 карточек для заметок

    Дополнительные опции
    Коробка для карточек

    72 т/д или 300 т/д

    72 точки на дюйм

    300 точек на дюйм

    Архивные холщовые рамы

    Без рамки

    Золото

    Серебро

    грецкий орех

    Черное золото

    Черный

    Бумажные рамки для изобразительного искусства

    грецкий орех

    Белый

    Черный

    Золото

    Серебро

    • Описание
    • Доставка и возврат

    Узнайте больше о нашей коллекции Иван Шишкин.

     

    Печать на холсте: Самый точный вариант изобразить картину маслом. Закажите рулонный холст, классическую натяжку (требуется обрамление), галерейную обертку (поставляется готовой для подвешивания без рамы) или оттиск на холсте в рамке в одном из наших изысканных лепных украшений.
    Бумага для печати: Плотная, ярко-белая, матовая бумага с легкой текстурой «холодного отжима». Закажите бумажный принт в рамке, и он будет готов повесить!
    Печать плакатов: Бумага с атласной отделкой для неформального применения, например, в классных комнатах или общежитиях. Не рекомендуется для оформления.

    Карточки для заметок: Цифровая офсетная печать на сложенной ярко-белой гладкой и плотной бумаге размером 5 x 7 дюймов. В комплекте белые конверты.
    Цифровая загрузка: Цифровой файл с низким или высоким разрешением, отправленный вам по электронной почте напрямую через FTP-ссылку в течение 24 часов.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *