Шаровые панорамы – Сферические aэропанорамы, фотографии и 360° виртуальные туры самых красивых городов и уголков нашей планеты, 360° панорамы вокруг света

Содержание

Сферическая панорама — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 марта 2015; проверки требуют 30 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 марта 2015; проверки требуют 30 правок. Сферическая панорама двора в эквидистантной проекции

Сферическая панорама (виртуальная панорама, 3D-панорама, фотосфера) — один из видов панорамной фотографии.

Предназначена в первую очередь для показа на компьютере (при помощи специального программного обеспечения).

В основе сферической панорамы лежит собранное из множества отдельных кадров изображение в сферической (эквидистантная, equirectangular, sphere) или кубической проекции. Характерной чертой сферических панорам является максимально возможный угол обзора пространства (360×180 градусов).

В связи с тем, что сферическая проекция вносит специфические искажения в изображение (особенно в верхней и нижней части), сферические панорамы практически никогда не демонстрируются в печатном виде или в виде обычного графического файла. Основным способом демонстрации является визуализация на основе технологий Flash, QuickTime, DevalVR, Java (устаревшие) или JavaScript (самый распространённый). У зрителя создаётся иллюзия присутствия внутри сферы, на внутреннюю поверхность которой «натянуто» изображение окружающего пространства. При этом оптические искажения (сферические аберрации) не видны. К тому же, как правило, сферические панорамы наделяются инструментами управления просмотром, позволяющими изменять направление просмотра (вверх-вниз, вправо-влево), а также приближать или отдалять изображение. Благодаря всему этому зритель видит место, где производилась съёмка, так, как если бы находился там сам.

Фотоаппарат с панорамной штативной головкой[править | править код]

Сегодня съёмка сферической панорамы обычно происходит следующим образом. На штатив с установленной панорамной штативной головкой крепится камера. Делается ряд фотографий с одной точки с поворотом камеры на определённый градус после каждого снимка (минимальное количество кадров, необходимых для создания 3D-панорамы с конкретным набором оборудования, можно узнать из специальных таблиц). Отдельно, с вытянутых рук, снимается надир (нижняя точка сферической панорамы).

Так, например, при съёмке штатным объективом 18-55 мм при 28 мм ЭФР для создания одной панорамы требуется около 50 снимков (4 горизонтальных ряда по 12 кадров, кадр зенита и кадр надира).

Минимальный набор техники, необходимый для создания сферической панорамы таким способом — это цифровой фотоаппарат и компьютер со специальным программным обеспечением. Однако без ряда дополнительных приспособлений качественно снять и сшить сферические панорамы может быть затруднительно, а в ряде случаев и вовсе невозможно.

Фотографы-панорамисты пользуются следующими дополнительными приспособлениями:

Особенности[править | править код]
  • Панорамные штативные головки выпускаются небольшим количеством производителей, редко встречаются на рынке и имеют высокую стоимость.
  • Необходима настройка панорамной головки под конкретный фотоаппарат и объектив.
  • Трудоёмкий процесс склейки панорам, при этом качество конечной панорамы и сложность ретуши напрямую зависит от того, насколько качественно была сделана серия снимков для сборки панорамы.
  • Съёмка одной панорамы в зависимости от условий может занимать от нескольких минут до часа, поэтому сложно снять сцену с движущимися объектами.
  • При этом способе достигается наибольшее качество конечной панорамы. Возможно снимать в HDR и c большой выдержкой.
  • В готовой панораме не сохраняются координаты и ориентация по сторонам света, их нужно записывать отдельно.
  • При съёмке сферических панорам очень сильно изнашивается затвор фотоаппарата, потому что для сборки одной панорамы может потребоваться до нескольких десятков кадров, а при создании виртуальных туров из нескольких панорам счёт идёт уже на сотни и даже на тысячи кадров.

Планшетные компьютеры и смартфоны с гироскопом[править | править код]

Устройства с ОС Android версии 4.2 и выше, оснащённые гироскопом, имеют возможность съёмки и сшивки сферических панорам на лету. При съёмке программа запоминает направление и угол поворота устройства. На выходе получается панорама в эквидистантной проекции. В EXIF-тегах сохраняются координаты и азимут центральной точки панорамы.

Особенности[править | править код]
  • Процесс очень простой, но фотограф почти никак не может влиять на результат.
  • Исходные фотографии не сохраняются.
  • Съёмка производится в течение нескольких минут, поэтому сложно снять сцену с движущимися объектами.
  • Нельзя заменить бракованный кадр, возможна только съёмка заново.
  • Сшивка выполняется только сразу же после съёмки.
  • Фотограф в кадр не попадает, но часто видны ноги фотографа, удалить которые при съёмке невозможно.
  • Устройство сложно поворачивать вокруг нодальной точки, поэтому панорамы зачастую сшиваются с большим количеством ошибок. Интерьерная съёмка затруднена.
  • Алгоритм сшивки сильно энергозатратен. На планшете Asus Nexus 7 даже при подключённой внешней батарее можно снять около 15-20 сферических панорам до полной её разрядки.
  • Сферическая панорама готова через несколько минут после съёмки.
  • Видеосъёмка невозможна.
  • Съёмку сферических панорам поддерживает сравнительно небольшое количество устройств.

Камеры кругового обзора[править | править код]

На рынке существуют несколько моделей многообъективных камер, выдающих сферические панорамы.

Камера Ricoh Theta c двумя объективами Камера Ricoh Theta c двумя объективами
Особенности[править | править код]
Сферическая панорама снятая на камеру Ricoh Theta
  • Высокая цена устройств.
  • Низкая распространённость.
  • Качество изображения может быть ниже, чем при съёмке фотоаппаратом, из-за параметров матриц.
  • Съёмка производится одномоментно. Это позволяет снимать динамичные сцены, однако в кадр попадает фотограф, держащий камеру или штатив.
  • Зенит и надир нередко сшиваются с ошибками.
  • Возможна видеосъёмка.

Сплотка из нескольких отдельных камер[править | править код]

Существуют конструкции, скрепляющие несколько камер типа GoPro или Xiaomi Yi.

Особенности[править | править код]
  • Самая высокая цена.
  • Возможна видеосъёмка.
  • Съёмка производится одномоментно. Это позволяет снимать динамичные сцены, однако в кадр попадает фотограф, держащий камеру или штатив.
  • Зенит и надир нередко сшиваются с ошибками.

Программы для сборки сферических панорам[править | править код]

Сегодня существуют устройства (фотоаппараты, смартфоны, планшетные компьютеры), самостоятельно собирающие отснятые кадры в сферическую панораму. Однако единственным способом создания качественных панорам остаётся съёмка на цифровой фотоаппарат с последующей склейкой отдельных кадров в специальных компьютерных программах. Выбор этих программ довольно широк:

  • Kolor Autopano
  • PTGui
  • Panorama Tools
  • Hugin
  • Autodesk Realviz Stitcher
  • PTAssembler
  • PTStitcher NG
  • Microsoft Research Image Composite Editor

Программы для просмотра сферических панорам[править | править код]

  • FSPviewer (мультиплатформерный бесплатный вьювер)
  • DevalVR вьювер (бесплатный, разработка прекращена, не совсем корректно работает на Windows 10)
  • Panorado (30 дней бесплатного использования, вьювер/браузер/органайзер)

Фотопубликации на сайтах с возможностью загрузки и просмотра сферических панорам[править | править код]

  • Англоязычный 360cities.net (есть очень строгая премодерация загружаемых панорам по качеству, ограничения в бесплатной учётной записи).
  • Русскоязычный 1panorama.ru (есть премодерация загружаемых панорам по качеству).
  • photos.google.com (файл .jpg должен иметь определённые метаданные (не все), чтобы распознавался как фотосфера, есть ограничения по разрешению).
  • Англоязычный http://www.makevt.com/ (можно создавать виртуальные туры).
  • Англоязычный http://www.flickr.com/ (не полное разрешение).
  • Русскоязычный http://www.facebook.com/ (низкое разрешение).

Преобразование сферических панорам в кубическую проекцию[править | править код]

Сферическая панорама Токио в эквидистантной проекции Панорама в кубической проекции

После сборки исходных фотографий в единое изображение сферическая панорама представляет собой эквидистантную проекцию. Иначе говоря, объемное изображение как бы раскатано по плоскости. Эквидистантная проекция не интерактивна. Для удобного просмотра на экране компьютера её необходимо перевести в кубическую (VR) проекцию. Для просмотра панорам в кубической проекции сегодня чаще всего используется формат Flash и HTML5, реже — устаревшие форматы Quick Time VR и DevalDVR. Для экспорта 3D-панорамы в кубическую проекцию используют специальные программы — панорамные вьюеры:

  • Pano2VR
  • KRPano
  • Panotour Pro
  • Flashpanoramas
  • Panosalado

…и другие

Многие современные панорамные вьюеры позволяют также создавать виртуальные туры из сферических и цилиндрических панорам.

Сферические панорамы можно загружать на Викисклад. Если в её описание добавить шаблон {{Pano360}}, то на её странице просмотра появится ссылка на вьюер.

Что такое сферическая панорама? - Сферика.рф

Сферическая панорама (виртуальная панорама, 3D панорама) — один из видов панорамной фотографии. Предназначена в первую очередь для показа на компьютере (при помощи специального программного обеспечения).

В основе сферической панорамы лежит собранное из множества отдельных кадров изображение в сферической (эквидистантная, equirectangular, sphere) или кубической проекции. Характерной чертой сферических панорам является максимально возможный угол обзора пространства (360×180 градусов).

Одним из преимуществ просмотра 3д панорам по сравнению со обычными фотографиями является эффект присутствия. Создается впечатление, что лично побывал в запечатленном месте. С помощью сферических панорам можно "поприсутствовать" в местах, в которых никогда не бывал не отходя от компьютера.

Существует много возможностей применения сферических панорам. Это и создание на их основе виртуальных туров по красивым местам и достопримечательностям разных стран, музеям. Хорошим рекламным ходом, может быть использование 3D панорам для привлечения еще большего внимания к кафе, ресторанам, отелям. Просматривая такие панорамы на своем у посетителей появляется возможность виртуально побывать в этих местах.

Еще один из видов коммерческой деятельности, где можно использовать возможности сферических панорам, это сфера коммерческой и частной недвижимости. Риелторские агентства могут в более выгодном свете представить свои предложения в объявлениях о продаже или аренде недвижимости. Сферические панорамы объектов недвижимости будут еще одним доводом в пользу выбора клиента.

Сферическая панорама, эквидистантная проекция

Пример файла изображения сферической панорамы - в эквидистантной проекции. Соотношение сторон файла 2:1.

 эквидистантная проекция

В связи с тем, что сферическая проекция вносит специфические искажения в изображение (особенно в верхней и нижней части), сферические панорамы практически никогда не демонстрируются в печатном виде или в виде обычного графического файла. Сайт Сферика.рф выполняет просмотр сферических панорам в эквидистантной проекции с использование технологий HTML технологий. У зрителя создаётся иллюзия присутствия внутри сферы, на внутреннюю поверхность которой «натянуто» изображение окружающего пространства. При этом оптические искажения (сферические аберрации) не видны.

Сборка сферической 3D панорамы

Сегодня существуют устройства (фотоаппараты, смартфоны, планшетные компьютеры), самостоятельно собирающие отснятые кадры в сферическую панораму. Однако для создания качественных панорам рекомендуется съемка на цифровой фотоаппарат с последующей склейкой отдельных кадров в специальных компьютерных программах. Выбор этих программ довольно широк:

  • Kolor Autopano
  • PTGui
  • Panorama Tools
  • Hugin
  • Autodesk Realviz Stitcher
  • PTAssembler
  • PTStitcher NG

Наиболее простой в использовании, по мнению автора, является программа для сборки панорам Kolor Autopano Pro. Оценить возможности программы можно скачав демо версию программы. А в этом десятиминутном видео на примере показана сборка сферической панорамы в эквидистантной проекции из шести фотографий сделанных с помощью объектива Fish Eye (при съемки с обычного фотоаппарата потребуется больше снимков).

Готовую сферическую панораму в эквидистантной проекции можно загружать на сайт Сферика.рф. Сферика.рф содержит инструменты управления просмотром, позволяющими изменять направление просмотра (вверх-вниз, вправо-влево), а также приближать или отдалять изображение. Благодаря всему этому зритель видит место где производилась съёмка так, как если бы находился там сам.

Кубическая проекция сферической панорамы

Сферическая панорама в кубической проекции

После сборки исходных фотографий в единое изображение сферическая панорама как правило представляет собой эквидистантную проекцию. Объемное изображение сферической панорамы как бы раскатано по плоскости. Эквидистантная проекция не интерактивна. В некоторых случаях для просмотра сферической 3Д панорамы на экране компьютера ее необходимо перевести в кубическую (VR) проекцию.

На сайте Сферика.рф вы можете перевести сферическую панораму в эквидистантной проекции в кубическую проекцию. Хотя, сайт сферика.рф можно использовать как бесплатный онлайн конвертер сферических 3D панорам из эквидистантной в кубическую проекцию, в первую очередь это бесплатный хостинг 3D панорам. Кроме того, заказчики 3D панорам смогут найти здесь фотографа исполнителя, который подготовит сферическую панораму, а фотографы могут найти здесь заказы на изготовление 3D панорам и виртуальных туров.

Начать работать со сферика.рф очень просто. Ознакомьтесь с небольшим видеороликом о том, как очень быстро и просто разместить интерактивную сферическую панораму на своем сайте.

Создание сферических панорам / Теория

Сергей Дишук Фотограф, программист, инженер, блогер

В этой статье рассказывается о сферических панорамах и даются советы по выбору оборудования для съемки.

Обычная фотография имеет ограниченный угол обзора и не способна передать 100% информации о месте съемки. Но если сделать серию из двух и более кадров одной и той же местности, а затем объединить их, можно получить широкоформатную фотографию, на которой помещается значительно больше деталей. Такая фотография называется панорамой.

Для полной передачи окружающего пространства используется панорама с углом обзора 360° по горизонтали и 180° по вертикали, называемая сферической панорамой. Она представляет собой проекцию на внутреннюю поверхность сферы, в которой зритель находится в центре. Он может вращать ее в любом направлении (а также приближать и отдалять) и видеть все, что там находится, получив полное представление, словно побывав на месте съемки. В силу своих особенностей, сферическую панораму можно просмотреть только на компьютере или мобильных устройствах. Объединив несколько сферических панорам, создав в них переходы из одной в другую, можно получить виртуальный 3D-тур.

Существует еще один вид 3D-панорам – цилиндрическая панорама. В такой панораме угол обзора по вертикали может составлять, например, 120°, а по горизонтали он равен 360°. В цилиндрических панорамах отличие от сферических панорам просмотр возможен только в горизонтальном направлении, т.е. нельзя посмотреть вверх на небо (или потолок в помещении) и вниз на землю (или пол в помещении). При съемке цилиндрических панорам не обязательно иметь панорамную головку. Они могут быть сняты даже без применения штатива.

В наше время сфера применения 3D-панорам и виртуальных туров очень широка. Они используются для рекламы торговых центров и магазинов, автомобильных и мебельных салонов, спортзалов и фитнесс-центров, кинотеатров и ночных клубов, баров и ресторанов, гостиниц и пансионатов, выставок и музеев.

Например, при бронировании номера в гостинице, если гостиница имеет сайт, а на сайте есть раздел с панорамами, человек может виртуально переместиться в гостиничный номер и ознакомиться с его интерьером, видом из окна и принять решение о бронировании номера.

Виртуальный тур по ресторану позволит посетителю, не выходя из дома, прогуляться по ресторану и выбрать тот или иной определенный столик, а затем заказать.

Широко используются виртуальные туры по городам. Они позволяют продемонстрировать улицы, парки, площади, здания и достопримечательности города.

3D-панорамы, сделанные с высоких точек, например с вертолета или воздушного шара (аэропанорамы), позволяют продемонстрировать зрителю местность с высоты птичьего полета во всей красе.

Чтобы снять панораму в качестве основного инструмента понадобятся: фотоаппарат, панорамная головка и штатив. К дополнительному оборудованию можно отнести спусковой трос или дистанционный пульт для фотоаппарата, который поможет избежать шевеления камеры при съемке на длительных выдержках.

Фотоаппарат может быть любым: от обычной цифровой мыльницы до профессиональной зеркальной фотокамеры. Желательно, чтобы фотоаппарат имел возможность снимать в ручном режиме (М), то есть позволять задавать длительность выдержки и значение диафрагмы вручную. Кроме этого должна быть возможность блокировки или отключения автофокусировки. Возможность съемки в RAW может значительно облегчить создание панорам и повысить их качество.

Панорамная головка – это приспособление позволяет закрепить камеру на штативе таким образом, чтобы она вращалась вокруг нодальной точки объектива. Это нужно для того чтобы свести к минимуму эффект параллакса, который вносит некоторые сложности в процесс склейки панорамы из-за несовпадения соседних кадров.

Параллакс – это изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя.

Нодальная точка – точка на оси объектива, расположенная в месте пересечения оптических лучей.

Штатив должен быть устойчивым, так как смещение панорамной головки во время съемки недопустимо. По большому счету, предпочтений нет, главное, чтобы штатив был удобным и надежным.

Главным критерием выбора объектива является угол обзора. Чем он шире, тем меньше кадров необходимо будет сделать, следовательно, меньше времени будет затрачено на их обработку и сборку эквидистантной проекции сферической панорамы.

Для съемки панорам применяются следующие виды объективов:

  • широкоугольные зум-объективы на коротком конце;
  • сверхширокоугольные объективы-фиксы;
  • объектив типа фишай (fisheye, «рыбий глаз»)

Объектив типа Fisheye позволяет сделать минимальное количество кадров (3 – 8). С использованием стандартного китового объектива с фокусным расстоянием 18 мм, предстоит сделать три ряда (-45°, 0°, +45°) фотографий, по 12 кадров в каждом, так как шаг съемки равен 30 градусам, а также кадры зенита и надира – всего 38 кадров. Количество необходимых кадров, снятых сверхширокоугольным объективом с фокусным расстоянием, предположим, 17 мм, составляет 18.

В приводимой ниже таблице указано приблизительное количество фотографий, необходимое для создания 3d панорамы при разных фокусных расстояниях.

Фокусное расстояние Формат матрицы Количество фотографий*
4.5мм Fisheye FF (2)3+N
APS-C (2)3+N
8 мм Fisheye FF (2)3+N
APS-C 4+N
10 мм Fisheye FF 3+N
APS-C 6+Z+N
16 мм Fisheye FF 6+Z+N
APS-C 8+8+Z+N
12мм FF 6+6+N
14-15мм FF 6+6+Z+N
16-19мм FF 8+8+Z+N
20-24мм FF 8+8+8+Z+N
24-28мм FF 10+10+10+Z+N
29-35мм FF 12+12+12+Z+N

*Количество цифр означает количество рядов, значение цифр означает количество фотографий в каждом ряду.

Z – кадр зенита (верх)

N – кадр надира (низ)

Выделяют 2 основных вида фишай-объективов:

Полнокадровый фишай (full frame): на полученном кадре изображение занимает всю площадь, 180° угол зрения соответствует диагоналям кадра. Фокусное расстояние данных фишаев составляет 15-16мм (для APS-C матриц – 10,5 мм).

Циркулярный фишай – полученный кадр занят изображением не на всю площадь, а в пределах круга с углом обзора около 180° в любом направлении. Фокусное расстояние такого объектива составляет 5,6 – 8 мм, а для матриц APS-C – 4,5 мм.

В следующей статье я расскажу о настройке фотокамеры и другого оборудования к съемке сферической панорамы и о процессе съемки.

подготовка и съемка (урок 1)

Приветствую вас читатели сайта PhotoGid.net. В сегодняшней статье мы расскажем вам о съемке панорам и как сделать сферическую панораму для дальнейшего просмотра ее в 3D с помощью Flash. Пример такой панорамы вы можете посмотреть ниже. 

Теоретическая часть

Панорама - это широкоформатное фото сделанное из двух и более кадров склеенных вместе, с целью захвата большего угла обзора, чем это может позволить сделать ваш объектив.

Сферическая панорама - это уже панорама сделанная из снимков, которые в склеенном виде охватывают все 360 градусов по горизонтали и 180 градусов по вертикали, включая поверхность под фотографом и над ним. Такая панорама проецируется на внутреннюю поверхность сферы через специальную программу и при ее просмотре, зритель как бы находится внутри сферы и может рассматривать панораму вращая ее в любую из сторон. Подобный пример вы можете увидеть в сервисе Google Street View, который позволяет осматривать улицы городов. Несколько таких сферических панорам можно объединить в один виртуальный тур, но об этом уже в отдельной статье. 

Сферическую 3D панораму можно сделать любым фотоаппаратом у которого есть ручные настройки. Ее так же можно сделать без помощи штатива и на обычный смартфон, но увы в таких панорамах будет много нестыковок и ошибок. Проще говоря нормальная сферическая панорама снятая с рук у вас навряд ли получится. Кстати ни для кого не секрет, что теперь можно сделать сферическую панораму с Android смартфона, имеющий прошивку версии Kit-Kat 4.4 с помощью приложения Google camera.

У сферической панорамы есть одна особенность - она не очень подходит для просмотра на прямой плоскости. Есть несколько видов проекции сферической панорамы: эквидистантная проекция, кубическая и  проекция в полярных координатах.

Эквидистантная проекция панорамы

Эквидистантная проекция панорамы чаще всего используется для создания сферических панорам и мини-планет. Но без преобразования она наиболее сложная для восприятия. Мы буквально разрезаем сферическую панораму на плоскости и раскладываем их? при этом растягиваю верх и низ фотографии по ширине панорамы.

Кубическая проекция панорамы

Кубическая проекция наиболее удобная проекция для ретуширования и обработки, так как в ней отсутствуют искажения присущие предыдущей проекции. Однако я предпочитаю обрабатывать фото до их склейки.

Сферическая панорама в виде мини-планеты

Так же существует и другие проекции, одна из которых это проекция в полярных координатах или проще говоря "Мини-планета". В центре такой проекции находится надир а по краям зенит. Складывается впечатления, будто вы находитесь высоко над местом съемки. О создании такой мини-планеты в фотошопе вы можете прочитать в отдельном уроке.

Этапы создания сферической панорамы

Итак после того как мы разобрали типы панорам и что с чем едят, можно перейти к самим этапам создания 3D панорам.

  1. Фотосъемка. Производится фотосъемка местности из которой хочется сделать сферическую 3D панораму. 
  2. Сшивка панорамы. Через специальную программу PTGui сшиваются все кадры в одну панораму для дальнейшей обработки и конвертации
  3. Преобразование панорамы в формат Flash. Через программу Pano2VR производим конвертацию готовой эквидистантной проекции панорамы во Flash формат для последующего просмотра в режиме 3D.

Оборудование для съемки панорамы

Как ни странно но основным оборудованием является фотоаппарат. Это может быть как зеркальная камера так и продвинутая цифровая мыльница обладающая ручными настройками съемки. Однако использование зеркального фотоаппарата в паре с широкоугольным объективом облегчит вам работу, в отличие от съемки панорамы на обычную цифромыльницу.

Объектив нужно использовать с маленьким фокусным расстоянием. Для съемки подойдут широкоугольные объективы с минимальным фокусным расстояние

Сферическая панорама Википедия

Сферическая панорама двора в эквидистантной проекции

Сферическая панорама (виртуальная панорама, 3D-панорама, фотосфера) — один из видов панорамной фотографии.

Предназначена в первую очередь для показа на компьютере (при помощи специального программного обеспечения).

В основе сферической панорамы лежит собранное из множества отдельных кадров изображение в сферической (эквидистантная, equirectangular, sphere) или кубической проекции. Характерной чертой сферических панорам является максимально возможный угол обзора пространства (360×180 градусов).

В связи с тем, что сферическая проекция вносит специфические искажения в изображение (особенно в верхней и нижней части), сферические панорамы практически никогда не демонстрируются в печатном виде или в виде обычного графического файла. Основным способом демонстрации является визуализация на основе технологий Flash, QuickTime, DevalVR, Java (устаревшие) или JavaScript (самый распространённый). У зрителя создаётся иллюзия присутствия внутри сферы, на внутреннюю поверхность которой «натянуто» изображение окружающего пространства. При этом оптические искажения (сферические аберрации) не видны. К тому же, как правило, сферические панорамы наделяются инструментами управления просмотром, позволяющими изменять направление просмотра (вверх-вниз, вправо-влево), а также приближать или отдалять изображение. Благодаря всему этому зритель видит место, где производилась съёмка, так, как если бы находился там сам.

Процесс съёмки сферических панорам[ | ]

Фотоаппарат с панорамной штативной головкой[ | ]

Сегодня съёмка сферической панорамы обычно происходит следующим образом. На штатив с установленной панорамной штативной головкой крепится камера. Делается ряд фотографий с одной точки с поворотом камеры на определённый градус после каждого снимка (минимальное количество кадров, необходимых для создания 3D-панорамы с конкретным набором оборудования, можно узнать из специальных таблиц). Отдельно, с вытянутых рук, снимается надир (нижняя точка сферической панорамы).

Так, например, при съёмке штатным объективом 18-55 мм при 28 мм ЭФР для создания одной панорамы требуется около 50 снимков (4 го

Создание сферических панорам - Сборка панорам в PTGui / Практика (часть 2)

Сергей Дишук Фотограф, программист, инженер, блогер

Целью данной статьи является рассмотрение процесса создания панорамы в программе PTGui

В прошлой статье я рассказывал о настройке оборудования для съемки и о технических моментах съемки панорам. Целью данной статьи является рассмотрение процесса создания сборки панорамы в программе PTGui. Статья предназначена для новичков. Профессионалы могут не читать.

Существует множество программ, позволяющих создать изображение сферической панорамы. Это такие программы, как Autopano, PTGui, Hugin, Panorama Factory, Microsoft ICE и другие. В этой статье рассмотрим создание сферической панорамы в программе PTGui. Самыми популярными являются PTGui и Autopano. Изображение сферической панорамы представляет собой эквидистантную проекцию (развертку сферы на прямоугольник), которая в дальнейшем может переводиться в другие проекции, такие как кубическая, цилиндрическая и маленькая планета. Перечисленные выше программы позволяют создать не только эквидистантную проекцию, но и другие, создание которых будет рассмотрено в одной из следующих статей.

После того как материал отснят нужно подготовить изображения для сборки панорамы. Так как съемка производилась в формат RAW (цифровой негатив), нужно выполнить «проявку» исходного материала и сохранить результат в привычном формате, например JPEG. Если вы снимали в формате JPEG, то можете переходить сразу к следующему разделу.

Обрабатывать исходные изображения будем в программе Adobe Photoshop Lightroom. Сначала скопируем изображения с карты памяти на компьютер в определенную папку и импортируем их в программу. Для этого перейдем на раздел «Library», нажмем кнопку «Import», которая находится в левом нижнем углу. После этого появится окно со списком папок. Найдем в списке папку с исходным материалом и нажмем кнопку «Import», которая находится в правом нижнем углу этого окна. После окончания импорта перейдем в раздел «Develop», в котором будем проводить обработку исходного материала.

Рисунок 1. Главное окно программы Adobe Photoshop Lightroom 4 с импортированными исходными файлами.

В ходе обработки в исходных файлах будут корректироваться: баланс белого, контраст, экспозиция, тени, света, четкость и насыщенность. Кроме этого необходимо будет удалить хроматические аберрации (фиолетовая и зеленая кайма на контурах объектов). Большинство настроек производятся в группе базовых настроек «Basic». Выберем одно из изображений, с которым будем работать.

Рисунок 2. Группа базовых настроек.

Рисунок 3. Группа настроек оптики.

Рисунок 4. Как выглядят хроматические аберрации.

Рисунок 5. Хроматические аберрации удалены.

 

Зададим значения контраста (Contrast) +30, четкости или микроконтраста (Clarity) +20 и для усиления насыщенности значение вибрации установим в +15 (рис. 2). Вы можете задать значения по своему усмотрению.

Так как съемка производилась при дневном свете, для настройки баланса белого выберем из списка предустановку «Daylight». Для проявления деталей в тенях и устранения пересветов поработаем с ползунками Highlights, Shadows, Whites, Blacks. Чтобы уменьшить света двигаем ползунок Highlights влево. На уменьшение пересветов может повлиять ползунок Whites. Ползунки Shadows и Blacks позволяют вытянуть детали из теней. Значения вышеуказанных параметров подбираются по желанию. При «вытягивании» теней изображение может немного посветлеть. Чтобы это компенсировать, можно внести корректировку экспозиции, задав отрицательное значение, например на значение −0,10.

Удаление хроматических аберраций производится в группе «Lens Corrections» (рис. 3). Чтобы увидеть хроматические аберрации, увеличим снимок до масштаба не менее 1:1. На рисунке 4 отчетливо видны зеленые и фиолетовые полосы на контурах объектов. Это свойство оптики, вызванное различием показателя преломления от длины волны проходящего излучения, в результате которого фокусные расстояния для лучей света разных цветов не совпадают.

Для удаления хроматических аберраций установим галочку переключателя «Remove Chromatic Aberrations». Для более точной подстройки можно поманипулировать ползунками «Amount». На рис. 5 показан такой же фрагмент изображения как на рис. 4 только без хроматических аберраций.     

Настройки произведены. Далее следует применить эти настройки для всех изображений. Для этого скопируем настройки, нажав правую кнопку мыши на изображении, которое мы редактировали и в меню перейдем в пункт «Develop Settings −> Copy Settings…» (рис. 6). Появится диалог с выбором настроек (рис. 7).

Рисунок 6. Копирование настроек изображения.

 

Рисунок 7. Окно выбора настроек для копирования.

Оставим все настройки по умолчанию. Для продолжения нажмем кнопку «Copy». Затем, выделив все необходимые файлы, выберем пункт меню «Develop Settings −> Paste Settings» и подождем завершения операции (рис. 8). Настройки применены ко всем изображениям.

Рисунок 8. Вставка настроек изображения.

Перейдем к завершающему этапу. Экспортируем все файлы панорамы в привычный формат. Для этого нажмем комбинацию клавиш Ctrl + Shift + E или перейдем в пункт меню «File −> Export…». После этого в появившемся диалоговом окне (рис. 10) задаем настройки экспорта, такие как формат файла, каталог сохранения и цветовое пространство.

Рисунок 9. Начало процедуры экспорта файлов.

Поместим экспортируемые файлы в каталоге с именем «Pano1» в каталоге с исходными изображениями. Для этого в группе «Export Location» для пункта «Export to» выбираем «Same folder as original photo». Включаем галочку напротив переключателя «Put in Subfolder» и задаем имя каталога.

В группе File Settings выбираем формат (Image Format) JPEG. Цветовое пространство (Color Space) sRGB, так как будущий тур будет показываться на мониторах компьютера и других устройств. Качество изображения (Quality) установим в 100% для максимального качества. Нажимаем кнопку «Export» и ждем завершения операции. Процесс занимает длительное время.

Рисунок 10. Настройки экспорта файлов.

Откроем программу PTGui и загрузим в нее изображения для одной панорамы, которые были экспортированы из Lightroom. Для этого выделим в файловом менеджере нужные файлы и перетащим в главное окно программы (рис. 11). Также можно воспользоваться кнопкой «Load images...".

Вы, наверное, подумаете, что одно из двух первых изображений лишнее, так как сняты с одним и тем же положением камеры. Это не так. На изображениях есть одно отличие - состояние входной двери (открыта / закрыта). Соберем две панорамы для каждого состояния двери, а в одной из следующих статей я расскажу, что из этого можно сделать.

Рисунок 11. Окно программы PTGui с загруженными исходными изображениями.

Параметры камеры PTGui берет из информации EXIF. Но в этом случае тип объектива определен неверно (рис. 12). Исправим вручную. Укажем тип «Full Frame Fisheye» (полнокадровый фишай) с фокусным расстоянием 8 mm. Кроп-фактор оставим без изменения. Нажмем кнопку «Align Images» чтобы запустить процесс анализа изображений, нахождения контрольных точек и построения предварительной проекции панорамы.

Рисунок 12. Настройка параметров камеры / объектива.

Кадры для панорамы снимались на объектив Samyang 8mm/3.5. Хоть он является циркулярным объективом, на неполнокадровой камере становится полнокадровым фишаем. 

Процесс занимает некоторое время, зависимое от количества исходных изображений их размера, а также от вычислительной мощности компьютера (ОЗУ, видеокарты). Во время работы будет показано окно на рис. 13.

 

Рисунок 13. Отображение хода работы.

После завершения процесса появится окно редактора панорамы (рис. 14). Как видно, на панораме присутствуют ненужные детали: штатив с панорамной головкой, появление одного и того же человека в разных областях панорамы, ноги фотографа. Как от этого избавиться, я расскажу чуть ниже.

Рисунок 14. Окно редактора проекции панорамы.

Чтобы панорама собралась без проблем или с минимальным количеством проблем сшивки, которые можно будет откорректировать в графическом редакторе, нужно провести ее оптимизацию. Целью оптимизации панорамы является достижение минимальных отклонений дистанций контрольных точек, а также сведение ретуши конечного результата к минимуму. Откроем закладку «Optimizer» (рис. 15). Включим режим «Advanced» и выберем тип «Heavy + Lens shift». Lens Shift значит то, что оптимизатор будет пытаться исправлять возможные смещения объектива относительно нодальной точки.

Оптимизатор доступен при работе программы в режиме «Advanced». Кнопка для перехода в этот режим находится в верхнем правом углу на закладке «Project Assistant».

Рисунок 15. Закладка оптимизатора.

Сначала отключаем изображение №11 в группе «Use control points of». Это заплатка надира, использующаяся для убирания штатива с панорамной головкой. Снимок был снят с вытянутой руки, а поэтому использование контрольных точек данного снимка может внести погрешности в работу оптимизатора. Пока проведем оптимизацию панорамы без него. Запустим оптимизатор нажатием кнопки «Run Optimizer». После оптимизации появится окно (рис. 17). Оптимизатор сообщил результат с пометкой «very good».

Рисунок 16. Оптимизатор в режиме «Advanced».

Рисунок 17. Сообщение о результате оптимизации.

Чем меньше значение Average control point distance (среднее расстояние между контрольными точками) и Maximum control point distance (максимальное расстояние между контрольными точками) тем больше вероятность, что панорама соберется без ошибок. Нужно стремиться к тому, чтобы значение Average control point distance не превышало 1-2, а результат оптимизации был не хуже «very good». На рис. 18 показаны отличия контрольных точек до и после оптимизации.

 

Рисунок 18. Дистанция между контрольными точками до и после оптимизации.

Пришло время вставить заплатку надира, чтобы убрать штатив из панорамы. Так как он снимался с рук, то нодальная точка сместилась от первоначального положения. Включим ранее отключенное изображение №11 в группе «Use control points of» (рис. 19). Кроме этого включим переключатель Viewpoint изображения №11, тем самым сообщив оптимизатору, что изображение снято с другого положения камеры. Перед началом оптимизации нужно убедиться, что изображение заплатки надира не имеет контрольных точек с другими изображениями, кроме изображения надира, снятого со штатива. Если таковые точки имеются, необходимо их удалить.

Нажмем Alt+F5 или воспользуемся меню Project −> Initialize and Optimize для выравнивания изображений и проведения оптимизации. Результат оптимизации показан на рис. 20.

Рисунок 20. Результат немного изменился, но не ухудшился.

На рис. 21 показано как выглядит панорама после оптимизации. Не трудно заметить, что на панораме вертикальные линии расположены не вертикально, например балки козырька, вертикальные элементы оконных рам и другие. Причина невертикальности кроется в том, что до момента съемки неверно был выставлен горизонт. Откроем редактор контрольных точек и расставим вертикальные контрольные точки (рис. 22). А также откроем редактор масок (рис. 23), чтобы убрать ненужные детали из панорамы.

Рисунок 21. Панорама после оптимизации.

Для установки вертикальной контрольной точки откроем одно и то же изображение слева и справа и найдем заведомо вертикальные линии (рис. 22). Это могут быть вышки сотовой связи, трубы, держатели флагов, элементы конструкций зданий и др. Однако следует учитывать, что столбы, стойки, опоры могут иметь некоторое отклонение о вертикали. На рис. 22 в качестве вертикальной линии выбрана арматура забора.

Чтобы добавить вертикальную контрольную точку, нужно в списке «CP type» выбрать пункт «Vertical line» На левом изображении установим точку в одном конце вертикали, а на правом – в другом конце. Для лучшей оптимизации расставим вертикальные контрольные точки на 4-6 изображениях. После расстановки вертикалей оптимизируем панораму по Alt+F5.

Рисунок 22. Редактор контрольных точек.

При наличии на панораме четкой линий горизонта, можно будет использовать контрольную. точку типа «Horizontal line».

Редактор масок позволяет сообщить сборщику, Какие части изображений включать в сборку, а какие исключать. Маской красного цвета закрашиваем области, которые не нужно включать в панораму, маской зеленого цвета – то, что нужно включать. Не закрашенные области используются программой по своему усмотрению.

   

Рисунок 23. Работа с редактором масок.

На закладке «Exposure / HDR» можно выполнить автоматическую коррекцию экспозиции панорамы, а также вручную подкорректировать экспозицию и баланс белого. Для автоматической коррекции экспозиции нажмем кнопку «Optimize now!» и подождем завершения процесса.

Рисунок 25. Автоматическая коррекция экспозиции и цвета.

После завершения всех коррекций перейдем к сохранению, но сначала просмотрим предварительно. Перейдем на закладку «Preview» (рис. 27) На этой вкладке можно получить результат сшивки панорамы заданного размера и выбранных изображений. Результат только в JPEG и малого разрешения. Изображения №№5, 6 и 10 отключены, так как при сборке оказались не нужными. Эти же изображения отключим на вкладке «Create Panorama» Нажмем кнопку «Preview» и ждем некоторое время, после которого полученное изображение будет открыто в просмотрщике. Обычно это программа для просмотра изображений, установленная по умолчанию. Для просмотра в режиме 3D рекомендую установить программу FSPViewer.

Рисунок 26. Такой должна получиться панорама.

Результат сборки панорамы можно оценить и в окне детального просмотра. Для открытия этого окна служит комбинация клавиш Ctrl + Shift + D, а также пункт меню «Tools -> Detail Viewer».

Рисунок 27. Настройки предварительной черновой сборки панорамы.

Рисунок 28. Заключительный этап сборки.

Результат предварительной сборки удовлетворяет. Сохраним панораму в высоком разрешении. Перейдем на закладку «Create Panorama» (рис. 28) и произведем настройку некоторых параметров: размер панорамы, формат изображения и его свойства, путь и имя файла (по умолчанию в текущей папке с именем проекта), какие изображения включать в сборку, интерполятор, блендер и выходное разрешение.

Зададим размер, отличающийся от размера, предложенного по умолчанию. С округлением до ближайшего целого: 13000x6500. Разрешение должно соответствовать пропорциям 2:1. Это контролирует переключатель «Link width and height» Сохраняем изображение в формате TIFF 8bit с компрессией LZW. Отключаем изображения №№ 5, 6, 10. Выбираем интерполятор, например Spline64. В качестве блендера используем PTGui, т.е. встроенный. Окно с выбранными параметрами представлено на рис. 29.

После выбора всех настроек нажимаем на кнопку «Create Panorama», чтобы запустить процесс сборки. В этом случае программа будет занята сборкой, и мы не сможем с ней работать, пока не завершится сборка. Нажав на кнопку «Save and send to Batch Stitcher» мы передадим проект в пакетный сборщик. В этом случае мы можем начать работы над следующей панорамой, не дожидаясь окончания сборки. Обычно я пакетный сборщик использую после завершения подготовки нескольких проектов.

Рисунок 29. Настройка параметров собираемой панорамы.

На этом у меня все. Если у вас возникли вопросы по рассматриваемой теме, пишите их в комментариях ниже или в сообщения в социальных сетях. Контактная информация в меню «Контакты». В следующей статье мы рассмотрим, как собранную выше сферическую панораму превратить в удобный для просмотра вид.

P.S.: Возможна доработка и дополнение данной статьи.

Полезные ссылки:

Создание сферических панорам / Практика (часть 1)

Сергей Дишук Фотограф, программист, инженер, блогер

В этой статье рассказывается о настройке оборудования для съемки и о технических моментах съемки панорам.

В прошлой статье я рассказывал о том, что такое сферическая панорама, а также затронул тему выбора оборудования для съемки. В этой статье я расскажу о настройке оборудования и о технических моментах съемки.

Все кадры для сферической панорамы должны сниматься с одинаковыми значениями ISO, выдержки, диафрагмы. Все три параметра камера позволяет настраивать в ручном режиме (M). Если в вашей камере нет такого режима, то можно воспользоваться программным режимом (P). При работе в программном режиме получатся кадры с разной экспозицией. Но это не беда. Если работать, например, в PTGui, то можно включить опцию выравнивания экспозиции снимков, сделанных в автоматических режимах.

Я не буду описывать, как настраивается тот или иной параметр, поскольку фотокамеры у всех разные и настройки в них осуществляются по-разному. Поэтому рекомендую обратиться к руководству по эксплуатации вашей камеры.

На панораме должны быть резкими и передний и задний. Поэтому диафрагма подбирается таким образом, чтобы обеспечить максимальную глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). Обычно значения диафрагмы находятся в пределах f/8 – f/16.

При съемке панорамы фокусироваться нужно только один раз для всей серии снимков, так как на всех кадрах должна быть одинаковая фокусировка. Иначе панорама не соберется, а если и соберется, то с ошибками. При использовании автофокусного объектива нужно навестись на самый удаленный объект, сфокусироваться на нем, а затем отключить автофокус. При работе с неавтофокусным объективом нужно установить фокусировку на бесконечность.

Значение светочувствительности (ISO) установим в 100 единиц. Это позволит увеличить динамический диапазон матрицы и снизить цифровой шум. Если съемка ведется в условиях недостаточной освещенности, то можно поднять значение ISO не более чем на 400 единиц.

Значение выдержки будем подбирать вручную, ориентируясь на положение встроенного экспонометра (доступен только в ручном режиме). Для этого нужно замерить экспозицию темной и светлой частей снимаемой сцены, а затем установить среднее. Лучше конечно установить значение чуть меньше выбранного.

В случае съемки в условиях большого перепада яркости снимаемой сцены, невозможно будет подобрать выдержку, чтобы она обеспечивала правильное экспонирование всех кадров. При съемке области с большей яркостью появятся пересветы, а при области места с меньшей яркостью – недосветы. В этом случае необходимо использование технологии HDR. (Изображение с высоким динамическим диапазоном). При этом делается несколько кадров (2 – 5) с одного положения камеры, но с различной экспопоправкой (эксповилкой). Затем полученные кадры объединяются в одно целое изображение. Снимать с эксповилкой позволяет такая функция камеры как брекетинг по экспозиции. Такая функция присутствует не во всех камерах. В камерах без функции брекетинга по экспозиции придется корректировать выдержку вручную. Только это не очень удобно.

3 кадра сцены, снятые с экспокоррекцией с шагом 1 стоп.  Изображение HDR

3 кадра сцены, снятые с экспокоррекцией с шагом 1 стоп и HDR-изображение, полученное в результате объединения трех кадров.

Если ваша камера умеет снимать в формате RAW, то желательно снимать в этом формате. Это значительно облегчит создание панорам и повысит их качество. Формат RAW дает больше возможностей при постобработке, поскольку позволяет записать больше информации. Снимая в этом формате в исходных кадрах можно подкорректировать экспозицию, а также проявить детали в тенях и светах. Формат JPEG такой возможности не предоставляет. При работе с форматом JPEG у нас не будет права на ошибку.

Немаловажной функцией камеры является управление срабатыванием затвора: автоспуск и дистанционное управление. Дистанционное управление позволяет осуществлять спуск затвора, не прикасаясь к камере. Это позволяет избежать дрожания камеры при экспонировании, особенно на длительных выдержках. Возможность управления камерой дистанционно не доступна большинству камер. Ее отсутствие может заменить функция автоспуска.

Когда вы настроили камеру, настало время настроить панорамную головку.

Настройка панорамной головки заключается в совмещении нодальной точки объектива с осью вращения головки. Каждый объектив имеет свою нодальную точку, а каждая камера – различные габариты. Поэтому настройки панорамной головки для всех связок «камера-объектив» тоже различны. Если вы снимаете на одну камеру и объектив, то панорамную головку нужно настроить всего один раз. Рассмотрим настройку на примере имеющейся у меня панорамной головки «Сфера-69» модели «Сфера-1М» и объектива Samyang 8mm. Установив штатив на ровную поверхность, закрепляем на нем панорамную головку. Затем с помощью быстросъемной площадки закрепим фотокамеру. Теоретически нодальная точка объектива находится в плоскости поперечного сечения передней линзы, проходящей через метку бленды объектива.
Алгоритм настройки следующий:

  1. Поворачиваем планку вертикального ротатора на угол -90°;

  2. Включаем на фотокамере режим LiveView, чтобы видеть ось горизонтального ротатора;

  3. Немного ослабляем затянутость винтов горизонтального ротатора и, пододвигая планку горизонтального ротатора, добиваемся совпадения расположения центров пузырькового уровня головки и рамки (сетки) на дисплее LiveView;

  4. Затягиваем винты и поворачиваем планку вертикального ротатора на угол 0°;

  5. Немного ослабив винт крепления основания быстросъемной площадки, сдвинем основание так, чтобы оптическая ось в месте метки бленды объектива проходила через точку пересечения осей горизонтального и вертикального ротаторов.

Панорамная головка настроена. Теперь необходимо выставить горизонт. Для этого, ориентируясь по пузырьковым уровням на штативе (если они есть), регулировкой длины ножек штатива добиваемся вертикального положения центральной стойки. Если штатив не имеет пузырькового уровня, можно использовать накамерный уровень, закрепляемый в горячем башмаке. Если нет ни того, ни другого, можно попробовать выровнять штатив «на глаз». Теперь, когда камера выровнена. Перейдем к процессу съемки.

В этом разделе я расскажу об особенностях съемки, опираясь по большей части на свой опыт.

Кадры для панорамы нужно снимать с некоторым перекрытием, то есть два соседних кадра должны иметь общую часть. В области перекрытия, программа для сборки панорам определяет одинаковые части изображений и создает контрольные точки.

С помощью объектива Samyang 8mm и камеры с матрицей с кроп-фактором 1.5, для съемки окружающего пространства нужно будет сделать минимум 6 кадров в один ряд с наклоном 0°, кадр зенита и кадр надира. Угол поворота панорамной головки будет составлять 60°.

Не всегда панорамы снимаются на объективы типа «фишай». Использование таких объективов сокращает количество исходных кадров и времени на обработку и сборку панорамы. При этом получается панорама с меньшей разрешающей способностью, чем панорама, сделанная с использованием объектива с фокусным расстоянием 18-24 мм. Использование объективов типа «фишай» необходимо при съемках в стесненных пространствах.

С применением китового объектива 18-105mm, используя фокусное расстояние 18mm, для одной панорамы мне приходилось делать 12 кадров в 3 ряда с наклоном камеры на -45°, 0°, +45° с углом поворота панорамной головки на 30°, кадры надира и зенита.

При съемке в очень тесных пространствах, таких как салон автомобиля, холодильная камера или стиральная машина, помещения и комнаты малой площади, будет иметь место большой параллакс. Поэтому шести кадров на 8mm объектив будет недостаточно. В этом случае вращать панорамную головку нужно будет на угол 30°. В итоге получится ряд из 12 кадров.

В облачную погоду очень важно следить за естественным освещением. Солнце может периодически заходить за облака и выходить из-за них, в следствие чего изменяется яркость снимаемой сцены. Если вы начали съемку, когда солнце находилось за облаками, а затем на некотором моменте съемки, оно вышло из-за них, лучше подождать, когда оно снова скроется за облаками и продолжить съемку. Если видно, что солнце не скоро скроется за облаками, не теряя много времени, начните съемку заново. Лучше всего снимать, когда солнце скрыто облаками. В таком случае свет становится рассеянным, благодаря чему на объектах отсутствуют резкие тени.

Если при съемке в кадр попадают движущиеся объекты (автомобили, люди), особенно если они в области перекрытия, может понадобиться съемка дополнительных кадров. Использование дополнительных кадров позволит избавиться от клонов объектов в панораме, так называемых призраков (например, случайный человек на панораме оказывается прозрачным), расположить объекты в соответствии с творческой задумкой или вовсе избавиться от них (например, создать безлюдную панораму, снятую в людном месте).

Если в кадр попадает солнце или другие точечные источники света, возможно появление на снимках паразитных бликов, от которых довольно часто сложно избавиться путем ретуши. В этом случае снимается еще один кадр, но уже прикрыв источник света ладонью или крышкой от объектива. С помощью маскирования в программе сборки панорам можно будет заменить области на кадре с бликами теми же областями на кадре без бликов.

При съемке в ясный солнечный день возможно попадание в кадр тени самого фотографа. Если тень от штатива неизбежна, то тени от фотографа можно избежать, осуществляя съемку дистанционно или с помощью автоспуска, перед этим отойдя на некоторое расстояние от штатива. Для упрощения ретуши тени штатива рекомендуется устанавливать его таким образом, чтобы тени его двух ножек совпали.

Зенит снимается, выставив камеру вверх на угол 90°. В некоторых случаях понадобится меньший угол. Например, если при съемке на угле 90° на снимке оказывается только небо, без каких либо объектов (деревьев, строений), то такой снимок будет бесполезным. Программа сборки панорам не сможет определить контрольные точки между этим снимком и другими, а также не включит снимок в состав панорамы. Исправить такую ситуацию поможет только достраивание зенита в графическом редакторе. Чтобы не попасть в такую ситуацию нужно постараться наклонить камеру на такой угол, чтобы захватить часть объектов. Возможно, понадобится сделать не один кадр.

Наклонив камеру вниз на угол -90°, снимаем кадр надира. В этом случае в кадр попадет штатив и панорамная головка. Для того чтобы удалить части штатива и панорамной головки из панорамы, делается дополнительный кадр надира с рук для заплатки по следующему алгоритму:

  1. Снимаем камеру с панорамной головки.

  2. Приставляем к месту крепления на том уровне, на котором она была изначально закреплена и удерживаем ее в таком положении.

  3. Убираем штатив и нажимаем кнопку спуска затвора.

Этот алгоритм годится только при съемках на коротких выдержках 1/100 сек. и короче. Съемка на длинных выдержках с рук невозможна из-за смазывания изображения. Существует второй способ съемки. Он заключается в съемке места, где изначально находился штатив, но на некотором его удалении (на расстояние 1 - 1,5 м). Полученный снимок в программе сборки панорам включается с помощью алгоритма множественных точек обзора. В PTGui он называется Viewpoint Correction. Способ подходит для съемки на любых выдержках. Подробнее об этом способе будет в одной из следующих статей.

В следующей статье мы рассмотрим сборку сферической панорамы в программе PTGui.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о