Психологические явления и психические факты: 1.4 Психические явления и психологические факты – Психологические явления и психологические факты

Содержание

1.4 Психические явления и психологические факты

После рассмотрения роли бихевиоризма в развитии психологии перед нами снова встает вопрос о том, что же изучает психологическая наука, каков ее предмет. Как вы помните, структурализм и функционализм были ориентированы на анализ внутренних особенностей человека, понимая психологию как науку о сознании. Однако представители бихевиоризма доказали необходимость изучения не только внутренних, но и внешних проявлений психики – поведения человека. Что же является предметом психологии в настоящее время? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо разграничить два понятия – «психические явления» и «психологические факты». Начнем с первого. Психические явления представляют собой факты внутреннего, субъективного опыта человека. Всем нам хорошо знакомо выражение «внутренний мир человека», собственный, или, как сказали бы психологи, субъективный опыт. Они – на житейском уровне (уровне обыденного познания) – отражают тот спектр явлений, который научное познание относит к категории психических: наши ощущения, мысли, желания, чувства. Вот сейчас вы видите перед собой эту книгу, читаете текст параграфа, пытаетесь его понять. Содержание текста может вызвать у вас самые различные эмоции – от удивления до скуки, стремление продолжить чтение или желание закрыть учебник. Все, что мы перечислили, является элементами вашего собственного субъективного опыта, или психическими явлениями. Нам важно запомнить одно их основное свойство – психические явления непосредственно представлены субъекту. Разберемся, в чем оно проявляется. Когда вы успешно справляетесь с решением какой-либо задачи, достигаете своей цели, чувствуете радость, уверенность в своих силах, гордитесь полученными результатами, обдумываете возможности достижения новых, более сложных целей. Однако вы не только испытываете все это, но и знаете о своих чувствах, мыслях, стремлениях. Если бы вас спросили в тот момент, что вы чувствуете, вы стали бы описывать свои мысли и переживания. Представим иную ситуацию, мастерски описанную А.Н. Леонтьевым: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него… неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается. Но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок».

Как видим, и в данном случае вы смогли бы понять свои чувства, причины их возникновения, но это было бы уже необходимо не для другого, а для себя самого. Подобное становится возможным благодаря способности человека к самосознанию, самопознанию. Именно на ее основе структуралисты и функционалисты решали два фундаментальных вопроса психологии – о ее предмете и методе. Однако их подход был преодолен дальнейшим развитием самой психологической науки. Вместе с тем, это не означает, что психология отказалась от изучения психических явлений. Она лишь перестала считаться наукой, которая занимается исключительно исследованием фактов внутреннего опыта субъекта, включив в свой предмет целый ряд других проявлений психики. В то же время сама категория «психические явления» используется и в современной психологии. Так как факты субъективного опыта человека включают в себя широкий круг явлений, то существуют различные подходы к их классификации. Мы будем придерживаться одного из них, согласно которому психические явления делятся на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы представляют первичные регуляторы поведения человека. Они характеризуются определенными динамическими параметрами, означающими, что любой психический процесс имеет свое начало, течение и окончание. Психические процессы также могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательные психические процессы с восприятием и переработкой информации. К ним относят ощущения, восприятие, представления, память, мышление, воображение, речь, внимание. Вместе с тем, любые сведения, которые человек получает об окружающей действительности, о себе самом, не оставляют его равнодушным. Одни вызывают у него положительные эмоции, другие будут связаны с негативными переживаниями, а третьи вообще могут остаться незамеченными. Поскольку любая информация имеет определенную эмоциональную окраску, то наряду с познавательными психическими процессами принято выделять и эмоциональные психические процессы. К данной группе принадлежат такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроение, стресс. Их значимость подчеркивал в свое время еще З. Фрейд, утверждавший следующее: «Измени свое отношение к вещам, которые тебя тревожат, и ты будешь от них в безопасности».

Далеко не все в нашей жизни удается без усилий и напряжения. Всем нам еще с детства хорошо знакома пословица: «Без труда не вытянешь и рыбки из пруда». Действительно, достижение многих жизненных целей требует преодоления разнообразных трудностей и препятствий, необходимости выбирать одно решение из нескольких возможных вариантов. Поэтому неслучайно еще одной группой познавательных психических процессов стали волевые процессы.

Иногда в качестве самостоятельной выделяют еще одну разновидность познавательных психических процессов – неосознаваемые психические процессы, которые осуществляются без контроля со стороны сознания.

Все психические процессы тесно связаны друг с другом. На их основе формируются определенные психические состояния человека, характеризующие состояние психики в целом. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов, могут благоприятно сказываться на деятельности или затруднять ее. К этой категории психических явлений мы относим такие состояния, как бодрость, уныние, страх, угнетенность. Они, как и психические процессы, характеризуются длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью.

Еще одну категории психических явлений составляют психические свойства личности. Они отличаются большей устойчивостью и большим постоянством, чем психические состояния. Психические свойства личности отражают наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека. К ним принадлежат направленность, темперамент, способности и характер.

Особенности развития психических процессов, преобладающие психические состояния и уровень развития психических свойств в совокупности составляют неповторимость человека, определяют его индивидуальность.

Однако, как мы уже отмечали, с развитием психологии в предмет ее исследования стали включаться и другие формы проявления психики – психологические факты. Это и факты поведения, и психосоматические явления, и продукты материальной и духовной культуры общества. Почему мы изучаем их? Потому что во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика человека проявляется, обнаруживает свои свойства. А это означает, что через них мы – опосредованно – можем исследовать саму психику.

Итак, мы можем зафиксировать выявленные нами различия между психическими явлениями и психологическим фактами. Психические явления представляют собой субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическим фактами понимается более широкий спектр проявлений психики, в том числе и их объективные формы – в виде поведенческих актов, продуктов деятельности, социально-культурных явлений. Они используются психологической наукой для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Теперь мы можем вернуться к вопросу о том, что является предметом психологии с позиций современной науки. Психология изучает психические явления и психологические факты. Хотелось бы особо подчеркнуть, что в данном случае «и» не означает «или», а подчеркивает целостность и единство психических явлений и психологических фактов, их взаимосвязь и взаимозависимость. Однако это – не окончательный ответ на вопрос о предмете психологии. Мы обратимся к более детальному его рассмотрению при знакомстве с психологической теорией деятельности А.Н. Леонтьева.

Психологические факты и психические явления

Но един ли и монолитен класс явлений, которые по традиции подлежат психологическому изучению?      Ответ лежит на поверхности: такого единства нет. Его нет, даже если мы будем опираться только на феноменологию. Одно дело, когда мы ведем речь о субъективной реальности, данной только самому субъекту и никому более (об ощущении красного цвета, о вкусе ухи или переживании мыслей о смерти и бессмертии). Другое дело, когда речь идет о фиксации и изучении причин внешнего поведения других людей: мы лишь условно можем считать, что это поведение объясняется особенностями их «субъективной реальности», сходной и отличной от субъективной реальности исследователя. После открытий французских психиатров конца XIX в., которые теоретически осмыслил Уильям Джемс (1842-1910), мы не вправе считать, что осознаваемая субъективная реальность исчерпывает собой всю психику, поскольку существуют области подсознательного и бессознательного. Для объяснения происходящих там процессов можно применить систему традиционных для психологии сознания понятий (образ, эмоция, влечение и т.д.).      После работ Эрнста Кречмера (1888-1964) и особенно Уильяма Герберта Шелдона (1898) стало ясно, что существует единая детерминация характерологических и физиологических особенностей индивида, которая определяется индивидуальной конституцией. Понятие «конституциональные особенности психики» не нуждается в представлении о субъективной реальности исследуемого индивида (так же как и вся Чертографическая парадигма исследования личности). Таким образом, можно выделить, по крайней мере, несколько областей реальности, взаимосвязанных друг с другом, но различных по своей природе: осознаваемая субъективная реальность, бессознательные процессы, структура индивидуальных психических свойств, внешнее наблюдаемое поведение, которые в той или иной мере важны для психологов в качестве предметов изучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)Юлия Борисовна Гиппенрейтер под психической реальностью предлагает понимать два ряда явлений:

психические явлениякак таковые ипсихологические факты.

  • Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.

  • Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Предмет и объект психологии как науки

Все вышесказанное позволяет нам с достаточной долей уверенности предположить, что предметом психологииявляется изучениестроения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Учитывая, что «психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания», а также представляя, в каком соотношении находятся обычно объект и предмет научного познания, подобъектом психологиимы в дальнейшем будем понимать единство трех элементов:

  • часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;

  • те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;

  • собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Такое понимание объекта психологии, вообще, раскрывает большие возможности перед исследователями в формулировании и уточнении объектов различных отраслей психологии.

Проблемы для обсуждения:1. Предмет и объект психологии как науки. 2. Субъективная и объективная реальность, их соотношение. 3. Психологические факты и психические явления.

Психический факт: определение и особенности

Психические факты – это такие вещи, как восприятие, чувства и суждения. В конечном счете они вызываются физическими фактами, зависящими от физических и биологических функций, которые необходимы для сознания. Именно эти процессы позволяют сознательным людям распознавать физические и психические факты, которые необходимы для построения социальной реальности. Они могут быть преднамеренными или непреднамеренными, в зависимости от своей направленности.

Психический факт это

Факты психического состояния: восприятие

Восприятие – это организация, идентификация и интерпретация сенсорной информации для представления и понимания представленной информации или окружающей среды. Все восприятие включает сигналы, которые проходят через нервную систему, что, в свою очередь, является результатом физической или химической стимуляции сенсорной системы. Восприятие – это не только пассивное получение этих сигналов, но и формирование обучения, памяти, ожидания и внимания получателя.

Хотя чувства традиционно считались пассивными рецепторами, исследование иллюзий и неоднозначных образов продемонстрировало, что системы восприятия мозга активно и сознательно пытаются осознать их вклад. Все еще продолжаются дискуссии о том, насколько восприятие является активным процессом тестирования гипотез, аналогичным науке, или же реальная сенсорная информация достаточно богата, чтобы сделать этот процесс ненужным.

Психические явления

Чувства

Слово «чувства» используется для описания физического ощущения, прикосновения, через опыт или восприятие. Термин также используется для описания переживаний, отличных от физического ощущения прикосновения, таких как «чувство тепла». В психологии этот факт психической деятельности обычно описывает сознательные субъективные переживания эмоций. Восприятие физического мира не обязательно приводит к универсальной реакции среди получателей, оно варьируется в зависимости от своей склонности справляться с ситуацией. Чувства также известны как состояние сознания, например, вызванное эмоциями, чувствами или желаниями.

Факт психической жизни

Суждения

Такой факт психической жизни, как суждения, является оценкой доказательств для принятия решения. Термин имеет четыре различных вида использования:

  • Неофициальные – это мнения, выраженные в виде фактов.
  • Неофициальные и психологические – используются в отношении качества когнитивных способностей и возможностей отдельных лиц, которые обычно называются мудростью или разборчивостью.
  • Правовые – используется в контексте судебного разбирательства с ссылкой на окончательный вывод, заявление или постановление, основанное на взвешенном приведении доказательств.
  • Религиозные – используются в концепции спасения. Божья оценка ценности человека: определение «хорошего» передает большую ценность, а «зло» – бесполезно).

Кроме того, суждение может означать суждение личности, психологический феномен человека, формирующего мнение других людей.

Факты психического состояния

Психическое здоровье

Психическое здоровье – это уровень психологического благополучия или отсутствия психического заболевания. Это психологическое состояние человека, который функционирует на удовлетворительном уровне эмоциональной и поведенческой корректировки. С точки зрения позитивной психологии, психическое здоровье может включать в себя способность человека наслаждаться жизнью и создавать баланс между жизненными потребностями и усилиями по достижению психологической устойчивости.

По данным Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье включает в себя субъективное благополучие, воспринимаемую самоэффективность, автономию, компетентность, зависимость между поколениями и самоактуализацию своего интеллектуального и эмоционального потенциала. Благополучие отдельного человека включает в себя реализацию своих способностей, преодоление обыденных стрессов жизни, продуктивную работу и вклад в человеческое сообщество. Культурные различия, субъективные оценки и конкурирующие профессиональные теории влияют на то, как определяется «психическое здоровье».

Психические явления и психологические факты

Существуют ли психические явления?

Все ли психические явления, психические факты являются общепринятыми? Как насчет телепатии и экстрасенсорики? Многие воспринимают эти вещи как суеверные глупости, остатки иррационального взгляда на мир, который был заменен современной материалистической наукой. Однако некоторые «паранормальные» психические явления и психологические факты являются подлинными, в частности, телепатия. Вот некоторые из доказательств:

  • Философские причины состоят в том, что человеку просто не хочется верить в то, видимая реальность – это все, что есть. Многие считают, что нынешнее видение действительности является достаточно надежным и объективным. Им нравится верить, что мир является таким, как его видят, и что нет никаких сил, явлений, естественных законов, кроме тех, о которых сейчас знают. Это глупо и высокомерно. На самом деле, крайне маловероятно, что человеческое осознание является полным. В один прекрасный день будут существовать живые существа, которые имеют более интенсивное осознание реальности, чем люди. Чрезвычайно вероятно, что во Вселенной есть силы, энергии и явления, помимо тех, которые сейчас обнаружены, восприняты и осознанны.
  • Сознание. По мнению ученых-материалистов, это вид мозговой деятельности, являющийся иллюзией, создаваемой когнитивной деятельностью. Для этого нет веских доказательств – это просто предположение. Возможно, функция мозга заключается не в том, чтобы произвести сознание, а в том, чтобы «получить» сознание, которое существует вне. Эта теория рассматривает сознание как фундаментальное свойство вселенной, которое потенциально может быть везде и во всем.
  • Квантовая физика. Материалисты иногда говорят, что такие явления, как телепатия, не могут существовать, потому что они противоречат законам физики. Если бы они действительно существовали, значит, нужно полностью пересмотреть понимание о том, как функционирует вселенная. Можно ли телепатию объяснить с точки зрения квантовой физики? Спорный вопрос, но капризы квантового мира в определенной степени согласуются с психическими явлениями. Например, существует феномен «квантового перепутывания», при котором кажущиеся «отдельные» частицы взаимосвязаны, реагируя на движения друг друга, так что они не могут рассматриваться как независимые единицы, а только как часть целой системы. Это говорит о том, что на микрокосмическом уровне все вещи взаимосвязаны, что также обеспечило бы возможность обмена информацией посредством телепатии. По крайней мере, квантовая физика поддерживает аргумент о том, что мир бесконечно сложнее, чем кажется нормальному осознанию, и есть явления, которые невозможно понять или даже представить.

Материалисты – материалистами, а вот чтобы понять этот мир, наука нуждается в духовности.

Факты психической деятельности

Психические явления и психологические факты

Психические явления — это внутренний или субъективный опыт человека. Понять это можно следующим образом: посмотрите кругом, что вы видите? это могут быть самые разные предметы. Сознание воспринимает все это в виде психического образа. Для лучшего понимания взгляните на что-нибудь, например, на дерево или на телефон, закройте глаза и представьте его перед собой. Это и будет психический образ. Они могут быть самые разные, относиться к прошлому или к будущему, вызывать радость или сожаление.

Выделяют 4 группы явлений:

  1. Психические образы.
  2. Мотивы.
  3. Эмоции.
  4. Слова (значения).

Все эти пункты являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Психическая жизнь человека характеризуется целостной природой.

Психологические факты

Широкий спектр психических проявлений

Что такое психический факт? Это то, что является объективным и доступным для объективного изучения. Среди них:

  • акты поведения;;
  • телесные процессы
  • неосознаваемые психические процессы;
  • психосоматические явления.

С. Л. Рубинштейн однажды сказал:

Всякий психический факт — это и кусок реальной действительности и отражение действительности — не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной стороной бытия и его отражением, — единством реального и идеального.

Благодаря этим аспектам проявляется психика, обнаруживаются скрытые свойства и появляется возможность ее детального изучения. Если психические явления – это субъективные переживания, то психические факты – это еще более широкий спектр психических проявлений. Это не только чувства, восприятие и суждения, это разнообразные телесные и психические процессы, результаты человеческой деятельности, социально-культурных явлений, все то, что использует психология для изучения психики.

Психические явления и психологические факты


⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 36Следующая ⇒

После рассмотрения роли бихевиоризма в развитии психологии перед нами снова встает вопрос о том, что же изучает психологическая наука, каков ее предмет. Как вы помните, структурализм и функционализм были ориентированы на анализ внутренних особенностей человека, понимая психологию как науку о сознании. Однако представители бихевиоризма доказали необходимость изучения не только внутренних, но и внешних проявлений психики – поведения человека. Что же является предметом психологии в настоящее время? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо разграничить два понятия – «психические явления» и «психологические факты». Начнем с первого. Психические явления представляют собой факты внутреннего, субъективного опыта человека. Всем нам хорошо знакомо выражение «внутренний мир человека», собственный, или, как сказали бы психологи, субъективный опыт. Они – на житейском уровне (уровне обыденного познания) – отражают тот спектр явлений, который научное познание относит к категории психических: наши ощущения, мысли, желания, чувства. Вот сейчас вы видите перед собой эту книгу, читаете текст параграфа, пытаетесь его понять. Содержание текста может вызвать у вас самые различные эмоции – от удивления до скуки, стремление продолжить чтение или желание закрыть учебник. Все, что мы перечислили, является элементами вашего собственного субъективного опыта, или психическими явлениями. Нам важно запомнить одно их основное свойство – психические явления непосредственно представлены субъекту. Разберемся, в чем оно проявляется. Когда вы успешно справляетесь с решением какой-либо задачи, достигаете своей цели, чувствуете радость, уверенность в своих силах, гордитесь полученными результатами, обдумываете возможности достижения новых, более сложных целей. Однако вы не только испытываете все это, но и знаете о своих чувствах, мыслях, стремлениях. Если бы вас спросили в тот момент, что вы чувствуете, вы стали бы описывать свои мысли и переживания. Представим иную ситуацию, мастерски описанную А.Н. Леонтьевым: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него… неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается. Но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок».

Как видим, и в данном случае вы смогли бы понять свои чувства, причины их возникновения, но это было бы уже необходимо не для другого, а для себя самого. Подобное становится возможным благодаря способности человека к самосознанию, самопознанию. Именно на ее основе структуралисты и функционалисты решали два фундаментальных вопроса психологии – о ее предмете и методе. Однако их подход был преодолен дальнейшим развитием самой психологической науки. Вместе с тем, это не означает, что психология отказалась от изучения психических явлений. Она лишь перестала считаться наукой, которая занимается исключительно исследованием фактов внутреннего опыта субъекта, включив в свой предмет целый ряд других проявлений психики. В то же время сама категория «психические явления» используется и в современной психологии. Так как факты субъективного опыта человека включают в себя широкий круг явлений, то существуют различные подходы к их классификации. Мы будем придерживаться одного из них, согласно которому психические явления делятся на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы представляют первичные регуляторы поведения человека. Они характеризуются определенными динамическими параметрами, означающими, что любой психический процесс имеет свое начало, течение и окончание. Психические процессы также могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательные психические процессы с восприятием и переработкой информации. К ним относят ощущения, восприятие, представления, память, мышление, воображение, речь, внимание. Вместе с тем, любые сведения, которые человек получает об окружающей действительности, о себе самом, не оставляют его равнодушным. Одни вызывают у него положительные эмоции, другие будут связаны с негативными переживаниями, а третьи вообще могут остаться незамеченными. Поскольку любая информация имеет определенную эмоциональную окраску, то наряду с познавательными психическими процессами принято выделять и эмоциональные психические процессы. К данной группе принадлежат такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроение, стресс. Их значимость подчеркивал в свое время еще З. Фрейд, утверждавший следующее: «Измени свое отношение к вещам, которые тебя тревожат, и ты будешь от них в безопасности».

Далеко не все в нашей жизни удается без усилий и напряжения. Всем нам еще с детства хорошо знакома пословица: «Без труда не вытянешь и рыбки из пруда». Действительно, достижение многих жизненных целей требует преодоления разнообразных трудностей и препятствий, необходимости выбирать одно решение из нескольких возможных вариантов. Поэтому неслучайно еще одной группой познавательных психических процессов стали волевые процессы.

Иногда в качестве самостоятельной выделяют еще одну разновидность познавательных психических процессов – неосознаваемые психические процессы, которые осуществляются без контроля со стороны сознания.

Все психические процессы тесно связаны друг с другом. На их основе формируются определенные психические состояния человека, характеризующие состояние психики в целом. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов, могут благоприятно сказываться на деятельности или затруднять ее. К этой категории психических явлений мы относим такие состояния, как бодрость, уныние, страх, угнетенность. Они, как и психические процессы, характеризуются длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью.

Еще одну категории психических явлений составляют психические свойства личности. Они отличаются большей устойчивостью и большим постоянством, чем психические состояния. Психические свойства личности отражают наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека. К ним принадлежат направленность, темперамент, способности и характер.

Особенности развития психических процессов, преобладающие психические состояния и уровень развития психических свойств в совокупности составляют неповторимость человека, определяют его индивидуальность.

Однако, как мы уже отмечали, с развитием психологии в предмет ее исследования стали включаться и другие формы проявления психики – психологические факты. Это и факты поведения, и психосоматические явления, и продукты материальной и духовной культуры общества. Почему мы изучаем их? Потому что во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика человека проявляется, обнаруживает свои свойства. А это означает, что через них мы – опосредованно – можем исследовать саму психику.

Итак, мы можем зафиксировать выявленные нами различия между психическими явлениями и психологическим фактами. Психические явления представляют собой субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическим фактами понимается более широкий спектр проявлений психики, в том числе и их объективные формы – в виде поведенческих актов, продуктов деятельности, социально-культурных явлений. Они используются психологической наукой для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Теперь мы можем вернуться к вопросу о том, что является предметом психологии с позиций современной науки. Психология изучает психические явления и психологические факты. Хотелось бы особо подчеркнуть, что в данном случае «и» не означает «или», а подчеркивает целостность и единство психических явлений и психологических фактов, их взаимосвязь и взаимозависимость. Однако это – не окончательный ответ на вопрос о предмете психологии. Мы обратимся к более детальному его рассмотрению при знакомстве с психологической теорией деятельности А.Н. Леонтьева.

 

 

рекомендуемая Литература

Основная литература

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1998. 334 с.

2. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999. 688 с.

3. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Смысл, 1999. 588 с.

4. Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 544 с.

Дополнительная литература

5. Дроздова Н.В. Генезис возрастной и педагогической социальной психологии: Методические рекомендации. Мн.: БГПУ, 2002. 34 с.

6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. 576 с.

7. Кузьмин Е.С. Психологические воззрения в античную эпоху: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1984. 276 с.

8. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина и А.Н.Ждан. М., 1980. 420 с.

9. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Наука, 1972. 382 с.

 


Рекомендуемые страницы:

2. Предмет и объект психологии. Психические явления и психологические факты. Психология как наука

Похожие главы из других работ:

Анализ структуры конфликта

2. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА

Ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу…

Изучение проблемы бессознательного, подходы к определению

Глава 1. Сознание и бессознательное — два взаимодействующие между собой психические явления

Методики специальной психологии и педагогики

1.1 Объект и предмет специальной психологии

Объект специальной психологии как науки — это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности). Предмет специальной психологии — различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях…

Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект и методы

2 Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии

психология научный закономерность общество Все вышесказанное позволяет нам с достаточной долей уверенности предположить, что предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения…

Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы

1.2 Предмет, объект и задачи психологии как науки

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «слово», «учение»). В современном мире понятие «душа» сменилось термином «психика»…

Предмет и задачи инженерной психологии

1. Определение, объект и предмет инженерной психологии

Как и любая другая научная дисциплина, инженерная психология имеет объект и предмет своего исследования. Объектом науки признается та сторона действительности, на изучение которой и направлена данная наука…

Психика и деятельность

1. Понятие психики. Психические явления

Психика — способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность…

Психология и педагогика

4. Психология как наука. Психика и мозг. Психические явления

Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой…

Психология как наука

1.2 Объект и предмет психологии

Для начала стоит ввести определения «предмет» и «объект». Объект-часть окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека. Предмет — часть объекта интересующего исследователя. Объектом психологии является психика…

Психология как наука

1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Наука о душе возникла за несколько тысячелетий до начала н.э. Термин «психология», заменивший со временем древнее название «наука о душе», появился в научном обороте в XVI в., но окончательно это название закрепилось спустя примерно два столетия…

Психология управления

1. Охарактеризуйте предмет и объект науки «Психология управления». Психология управления изучает психологические закономерности процесса управления людьми и группами людей

Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем. Кибернетика — наука об управлении, связи и переработке информации в биологических…

Социальная психология

Тема 1.2. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии

7 2 2 3 2 5 Тема 1.3. История формирования социально-психологических идей 2 2 2 Тема 1.4. Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии 2 2 2 Тема 1.5…

Социальная психология

Тема 1.2. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии

Особенности исторического развития социальной психологии в России. Преимущественное развитие социальной психологии в рамках социологии в первой трети XX века. Формулирование основ социальной психологии в рамках психологической традиции…

Специфика отечественной социальной психологии

2. Предмет и объект изучения социальной психологии

Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т.е., отличающимися друг от друга. Социальная психология изучает: — психологические процессы, состояния и свойства индивида…

Эмоции (виды, особенности, подходы к изучению)

ГЛАВА 1 ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА КАК ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Психологический факт и психическое явление. Систематика психических явлений.

Чтобы понять, что и как изучает психология, Ю.Б.Гиппенрейтер предлагает зафиксировать различие между понятиями: психические явления и психологические факты.

Психические явления – это внутренний или субъективный опыт человека. Что это такое, можно понять, если обратить свое сознание внутрь себя. В сознании предметы отражаются в виде психического образа. Психические образы могут относиться к настоящему, прошлому и будущему. Образ может вызывать различные эмоции.

Составляющие субъективного опыта:

— желания,

— потребности,

-мотивы, то есть то, что побуждает человеческую активность.

В содержание опыта человека входят значения. Мы означиваем (называем) то, что происходит в нашем сознании.

В содержание субъективного (психического) опыта входят четыре группы явлений:

 психические образы,

 мотивы,

— эмоции,

— слова (значения).

Эти явления обнаруживаю тесную связь и зависимость, их нельзя оторвать друг от друга. Например, психический образ всегда эмоционально окрашен и может побуждать нас к активности, а также обозначается словом. Таким образом, психическая жизнь человека имеет целостную природу.

Психические явления обладают такой фундаментальной характеристикой как непосредственная представленность или данность субъекту. Асе эти образы, эмоции, слова, желания открыты внутреннему взору, но они закрыты от другого человека.

Психологический факт. В отличие от психических явлений, психологические» факты существуют объективно и доступны для объективного изучения. Среди этих фактов:

— акты поведения,

— неосознаваемые психические процессы,

— психосоматические явления (то есть процессы, происходящие в организме под влиянием психологических факторов),

— продукты материальной и духовной культуры.

Во всех этих актах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому посредством них может изучаться. Задача психологической науки описать эти факты, объяснить их и осуществить прогноз человеческого поведения на основе их научной интерпретации.

 

12. Организация научного исследования в психологии.

Цель науки – установление истины, а способом ее постижения является научное исследование.

Программа исследования включает в себя 3 этапа:

I. Подготовительный этап: 1) Постановка проблемы. 2) Выдвижение гипотезы. 3) Планирование исследования.

II. Основной этап: 4. Сбор данных.

III. Заключительный этап: 5) Обработка данных. 6) Интерпретация результатов. 7) Выводы и включение результатов в систему знаний.

Проблема – это теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Постановка проблемы сопровождается неизбежно определением объекта и предмета исследования.

Постановка научной проблемы предполагает определенную последовательность действий: 

1.Обнаружение дефицита информации.

2.Осознание потребности в устранении этого дефицита.

3.Описание (вербализация) проблемной ситуации на естественном языке.

4.Формулирование проблемы в научных категориях и терминах.

Постановка проблемы сопровождается неизбежно определением объекта и предмета исследования.

Объект – фрагмент реального мира, на который направляются исследовательские действия и усилия.

Предмет исследования определяет аспект изучения выбранного объекта и специфику исследования.

Опираясь на ту или иную концепцию, исследователь выдвигает предположение, способное, на его взгляд, заполнить имеющийся по данной проблеме дефицит информации. Это предположение в виде научной гипотезы и следует проверить в дальнейшем исследовательскими действиями.

Гипотеза – это научно обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности. Если гипотеза подтвердилась, то ее принимают, если не подтвердилась, то отвергают.

Планирование исследования. На этой стадии продумывается весь процесс исследования, решаются организационные вопросы. Планируется последовательность действий, их разнесенность во времени. Выбирается адекватный задачам методический и технический арсенал. Определяется конкретный контингент испытуемых или респондентов. Продумываются варианты стимуляции, подбираются методики и методы исследования.

Метод – способ выполнения чего–либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект.

Методика – форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определенной цели.

Психические явления и психологические факты — КиберПедия

Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.

1. Психические процессы проявляются в динамике (имеют начало, развитие и конец) в виде реакции.

познавательные (внимание, ощущения и восприятия, память, мышление и воображение)

волевые (мотивы, стремления, желания, принятие решений)

эмоциональные (чувства, эмоции)

2. Психические состояния — это устойчивый уровень психической деятельности, определившийся в данное время и проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности.

познавательные (сомнение)

волевые (уверенность)

эмоциональные (аффект, фрустрация, стресс)

3. Психические свойства личности — это устойчивое образование, определяющее колич./кач. уровень его поведения и деятельности.

способности (качества позновательной сферы, ума)

характер (устойчивые особенности волевой сферы)

темперамент (закрепившиеся качества чувств)

Психологические факты существуют объективно и доступны для объективного изучения.

• факты поведения

• продукты деятельности

• факты неосознаваемого психического

• социально-культурные явления

• психосоматические явления

Место психологии в системе наук:

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей.

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это «свойство высокоорганизованной материи».

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто — значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять.

Научная и житейская психология.

Житейская псих. — психлогические знания конкретны; психологические знания носят интуитивный характер; ограничена возможность передачи знаний. Методы: наблюдение и размышления.

Научная псих. — это система всех теоретических, экспериментальных и с методических свойств познания и изучения психологических явлений.

— во-первых, опирается на житейский психологический опыт

— во-вторых, извлекает из него свои задачи

— в-третьих, на последнем этапе им проверяется



— стремится к обобщениям, используя научные понятия

— псих. знания рациональны и вполне осознанны

— знания передаются в форме понятий и законов

— методы: наблюдение + эксперимент

— фактический материал

Психика как форма отражения объективной действительности. Особенности психического отражения человека.

понятие «психика», функции психики, отражение, виды отражения, психическое отражение, сознание как высшая ступень развития психического отражения, психические состояния, процессы, свойства.

Психика — системное свойство высокоорганизованой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности.

Основные функции психики

ОТРАЖЕНИЕ

1. О. процесс постоянно развивающийся и совершенствующийся создающий и преодоливающий свои противоречия.

2. При О. любые внешнии воздействия всегда преломляются через ранее отлажившиеся особенности психики, через консретное состояние человека.

3. Психическое О. это правельное отображение действительности, субьективное О. не отрицаетобъективнцю возможность правильно отображать мир.

РЕГУЛЯТОРНАЯ

Регуляция поведения и действительности. Психика отражает окружающий мир, отражает воздействие окр. Среды. Регулирует процесс адаптации к миру. Состовляет внутреннее содержание действительности и поведения.

ОСОЗНАНИЕ

Осознание человеом его места в окружающем мире.

Отражение — изменение состояния объекта, которое начинает нести в себе следы другого объекта.

Формы отражения:

1. Физическое — прямой контакт

2. Биологическое — поддержание существования животного организма. Трансформация следов в определенные сигналы, на основе преобразования которых возникает ответная реакция.

3. Психическое

Идиальность психического Отражения означает, что в психических процессах физические изменения. Развиваются в органиченном пространстве органов восприятия и мышления, предстают перед нами в особой (идиальной) форме как происходящее вне нас в неограниченном пространстве и времени.



Субьективность пси-го О. отражение внешнего мира индивидуально и завист от опыта, возраста, воспитания. Правельность псих.О проверяется индивидуальной практикой человека и практикой всего человечества.

Опережающий характер псих.О. является результатом накопления и закрепления в памяти опыта.

Непосредственно для человека психика выступает и открывается ему в виде доступных для самонаблюдения (интоспекции) психических явлений его внутреннего (субьективного) мира: Его собственных ощущений, восприятий, представлений, чувств и переживаний.

Сознание – это высшая форма отражения действительности, свойственна только человеку. Сознание свойственный человеку способ отношения к объяктивной действительности, опостредованой всеобщими формами общественно исторической деятельности людей.

Соознание это прежде свего знание о чем-то, истинность которого можно проверить практикой. Сознание носит изночально социальный характер. Осознать – приобрести потанцеальную возможность научить, передать свои знания другому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *