Психологические явления и психические факты: факты и явления.» — Яндекс Кью

Психолгические явления и психологические факты

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

1.Психология как наука……………………………………………………4

2.Объект и предмет психологии…………………………………………..7

3.Психолгические явления и психологические факты……………..…..10

Заключение……………………………………………………..…………14

Библиографический список………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психология – (psyche- душа, и  logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.   

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.  
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Психология как наука

 

Психология как наука  обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи.

Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. 

В XX столетии психологические  исследования вышли за рамки тех  явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти  утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название. С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. 

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание.

Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.  
Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.  
В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.  
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.  

Изучая психологию и  поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической  природе человека, с другой —  в его индивидуальном опыте, с  третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.  

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Объект и предмет  психологии

 

Каждая наука имеет  свой предмет, свое направление познания и с bow конкретный объект исследования. Причем с точки зрения современной наукиобъект — это не то же самое, что предмет науки.

Объект — далеко не весь предмет, а только тот аспект предмета, иногда совсем незначительный, который исследуется субъектом науки, т.е. ученым. Объект — это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.

Учет этого различия особенно важен для понимания специфики отраслей науки, имеющих сложный, многоплановый предмет, к числу которых относится и психология, в которой, как мы уже видели, выявляются все новые и новые объекты исследования.

С учетом этого различия предмет и объект психологии определяются следующим образом.

Предмет психологии — это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика  приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Объект психологии — это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Масштабность предмета психологии и возможность выделения  в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что  в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории. ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика, вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых  психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их. для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Естественно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет и объект исследовании, или же следует признать наличие множества психологии?

Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как  и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и тем самым все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук.

Важнейшим итогом развития любой науки  является создание своего категориального  аппарата. Эта совокупность понятий  составляет как бы скелет, каркас любой  отрасли научного знания. Категории  — это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания той или иной сферы действительности.

Каждая наука имеет свой комплекс, набор категорий, свой категориальный аппарат имеет и психологическая  наука. Он включает в себя следующие четыре блока основных понятий:

  • психические процессы — это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.;
  • психические состояния — бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;
  • психические свойства личности — с с общая направленность на тс или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности. присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;
  • психические новообразования — приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

Конечно, указанные психические феномены существуют не отдельно, не изолированно. Они тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так. например, состояние бодрости обостряет процесс внимания, а состояние подавленности приводит к ухудшению процесса восприятия.

 

 

 

 

3.Психологические явления и психологические факты

 

Научное понимание психики  человека возможно лишь при целостном  рассмотрении совокупности психических явлений.

Все психические явления  делятся на три группы: 1) психические  процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности.

Психический процесс — это  акт психической деятельности, имеющий  свой объект отражения и свою регуляционную  функцию.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных  формах психических явлений.2 

Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности. 

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые. Вся психическая деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние — это временное своеобразие психической  деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию (Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности). Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики. 

Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния  могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния  подразделяются на четыре вида: 

1.Мотивационные (желания,  стремления, интересы, влечения, страсти).

2.Эмоциональные (эмоциональный  тон ощущения, эмоциональный отклик  на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния  — стресс, аффект, фрустрация).

3.Волевые состояния  — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их  квалификация связана со структурой  сложного волевого действия).

что это такое, особенности, о человеке

Содержание:

  • Что такое психологические факты
  • Особенности 
  • Психологические факты о человеке

Содержание

  • Что такое психологические факты
  • Особенности 
  • Психологические факты о человеке

Что такое психологические факты

Психологическая наука рассматривает психологические факты как различные психические проявления, которым присущи объективные формы (акты поведения, физиологические процессы, продукты человеческой деятельности, социальные, культурные явления), используемые для изучения психики.  

Наряду с психологическими явлениями данные факты относятся к психологической реальности, закономерности возникновения и функционирования которой являются предметом научного изучения в психологии. 

Примечание 1

В психологии понятия «психика» и «душа» тождественны. При этом психикой наделен не только человек, но и животное (предмет изучения зоопсихологии). 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Особенности 

В отличие от объективных фактов, которые в реальности можно наблюдать со стороны, психологические относятся к нашему субъективному опыту. Они напрямую зависят от того, кто выступает субъектом их понимания и осознания, от его восприятия и оценивания окружающего мира, себя лично. Таким образом, психические (психологические) факты базируются на компонентах субъективного мира индивида, то есть его внутренних переживаниях, эмоциях, образах, достоверность которых устанавливается им самим.  

Итак, ключевыми особенностями психологических (психических) фактов выступают:

  1. Субъективность. «Присутствие« в них личности, индивидуальное их познание. 
  2. Совпадение истинности. Реальность фактов, то есть их соответствие не только ощущениям, мыслям, эмоциям, образам, воспоминаниям, фантазиям, чувствам индивида, но и его знаниям о них. 
  3. Принадлежность к личностным знаниям конкретного индивида. События, которые происходят с человеком, становятся психическим фактом именно для него самого. То есть в них отображается не только то, что познает индивид, но и личностное (собственное) осмысление окружающего мира и себя. 
Примечание 2

Приобретение, осваивание содержания данных фактов происходит не только благодаря рациональным формам познания, например, понятиям, суждениям, но и испытываемым эмоциям при общении, контактировании людей. 

Психологические факты о человеке

Рассмотрим примеры интересных психических (психологических) фактов.

  1. Молчание часто означает для одного человека неготовность другого выслушивать его размышления. 
  2. Ежедневно в голове человека появляется около трех тысяч мыслей. 
  3. В большинстве случаев люди делают свой выбор неосознанно. 
  4. Застенчивый человек мало рассказывает о себе, но может много говорить о других, полагая, что знает их очень хорошо. 
  5. Ложь требует напряженной умственной работы. 
  6. В 78 % случаев люди соглашаются с собеседником только для того, чтобы тот замолчал. 
  7. Чтобы нахмуриться, следует задействовать больше мышц, чем для того, чтобы улыбнуться. 
  8. Привлекательная и добропорядочная внешность может легко ввести в заблуждение. 
  9. Позитивный человек дольше остается счастливым. 
  10. Существует взаимосвязь между тем как вы одеты и вашим настроением. Поэтому удачно подобранная одежда в большинстве случаев помогает ощущать себя более счастливым. 
  11. Одиночество в течение длительного периода времени так же вредно для здоровья, как и выкуривание пятнадцати сигарет в день.  
  12. Люди тратят на мечты примерно 30% своего времени. 
  13. У лиц женского пола алкогольная зависимость формируется быстрее, чем у мужского. 
  14. Человеческий мозг также активен во время сна, как и при бодрствовании. 
  15. Большинство людей в незнакомом месте поворачивают направо. 
  16. Если человека мучают кошмары по ночам, есть вероятность, что он мерзнет во сне. 
  17. Когда за людьми наблюдают, они ведут себя лучше. 
  18. Люди часто влюбляются в тех, кто похож на их родителей. 
  19. Собеседника легче убедить, особенно в споре, если говорить тихим и спокойным голосом. 
  20. С закрытыми глазами легче запоминать информацию. 
  21. Недосып часто вызывает раздражительность и повышает риск появления депрессии. 
  22. Если постоянно говорить на двух разных языках, можно отсрочить появление симптомов болезни Альцгеймера.  
  23. Семья и близкие друзья — самые важный источник счастливого детства.  
  24. Мечтающие люди чаще других видят и запоминают сны. 
  25. Человек видит вещи иначе, чем воспринимает их. 
  26. Люди склонны переоценивать свои реакции на будущие события. 
  27. Человеческий мозг воспринимает отказ как физическую боль. 
  28. Вы станете счастливее, если наконец сделаете то, чего боялись. 
  29. Рассказывая другим о своих планах, целях, вы теряете мотивацию и уменьшаете шансы на успех задуманного. 
  30. Клетки человека, который пережил серьезную депрессию, биологически старше по сравнению с теми, кто никогда ее не испытывал. 
  31. Когда нас игнорируют, по химическому воздействию такая боль схожа с полученной вследствие тяжелой физической травмы. 
  32. Дружба, зародившаяся в период с 16 до 28 лет, вероятно, будет крепкой и долговременной. 
  33. Люди, обладающие заниженной самооценкой, чаще критикуют других.  
  34. Музыка служит средством избавления от негатива для 80 % людей.  
  35. Пение понижает риск возникновения депрессивных и тревожных чувств. 
  36. У умных людей меньше друзей, так как они более разборчивы в их выборе. 
  37. Чем человек счастливее, тем меньше времени ему необходимо на сон. 
  38. Люди с голубыми глазами испытывают более сильные болевые ощущения, чем все остальные. 
  39. Уставший человек, как правило, чаще говорит правду. 
  40. Неизвестно ни одного случая возникновения у слепых от рождения людей шизофрении. 
  41. С течением времени происходит искажение наших воспоминаний. 
  42. Способность откладывать удовольствие появляется в детском возрасте. 
  43. У человека может быть лишь ограниченное количество друзей.  
  44. Большинство решений мы принимаем на подсознательном уровне. 
  45. Когда смеется группа людей, каждый из них инстинктивно смотрит на того, кто ему больше нравится или на того, кого он бы желал считать близким. 
  46. Человек, как правило, соглашается на меньшее одолжение другому после того, как отказал ему в большем.  
  47. Чем больше человек знает, тем меньше вероятность появления у него заболеваний головного мозга. 
  48. Лучшим средством для развития мозга является деятельность, которой вы раньше никогда не занимались, например, пение, танцы и т. д. 
  49. Наш мозг лучше всего воспринимает желто-зеленый цвет. При этом он получает информацию не о цветах, а о разнице светлого и темного, о различиях между цветами. 
  50. У людей, которые умеют благодарить, как правило, легче получается быть счастливыми. 
  51. Если кто-то часто улыбается, это не означает, что в его жизни все прекрасно. За любой улыбкой может быть спрятана глубокая сильная депрессия, огромная сила воли и надежда. 
  52. Написание на бумаге обо всех своих переживаниях перед экзаменом может помочь получить более высокий балл. 
  53. Человек начинает врать в возрасте 4 лет. 
  54. Ваша любимая музыкальная композиция является таковой, потому что с ней ассоциируется событие, вызывающее приятные эмоции.  
  55. Если использовать не доминирующую руку в течение двух недель для решения повседневных задач, например, во время приема пищи, можно улучшить свой самоконтроль. 
  56. Пятнадцать минут, потраченные на смех, можно приравнять к двум часам сна. 
  57. Человек подсознательно перенимает черты своего любимого героя, когда читает книгу. Иногда это может привести к временным или постоянным изменениям в реальной жизни. 
  58. Если дружба длится больше семи лет, она сохранится на всю жизнь. 
  59. Человек, постоянно разговаривающий сам с собой, реже страдает от психических расстройств. 
  60. Люди, которые легко смущаются, как правило, более порядочные, честные и щедрые. 
  61. Как ни стараться, нельзя вспомнить, как начался ваш сон. 
  62. Большинство людей пишут в сообщениях то, что не могут сказать в реальной жизни. 
  63. Часто мы боимся быть счастливыми из-за переживаний, что вскоре может случиться что-то плохое.
  64. Существует ген, способный стать причиной практически постоянного негативного отношения к окружающему миру. 
  65. Психологические знания облегчают жизнь, так как позволяют прогнозировать возможные реакции окружающих, а применение практической психологии способствует улучшению взаимопонимания и своевременному разрешению конфликтных ситуаций. 

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Поиск по содержимому

10 увлекательных психологических явлений — Toptenz.net

Человеческий мозг — удивительный и сложный орган. Помимо своей способности помогать нам рассуждать, функционировать и думать, он играет с нами несколько сумасшедших трюков. На протяжении всей истории люди сталкивались с вещами, называемыми психологическими феноменами, — обманами разума, которые иногда не поддаются объяснению, но с которыми сталкивается большинство людей. Вот 10 из них с описанием самого явления (если оно есть!) и его примером в действии с реальным живым человеком.

Мы сделали видео об этом, если вы любите смотреть, а не читать.

10. Cryptomnesia

Почему Брайан Уильямс, известный ведущий новостей NBC, сказал, что он был в вертолете, который подвергся нападению в Ираке? Он лгал? Или было что-то более глубокое на работе. Если на то пошло, почему Джордж Харрисон написал «My Sweet Lord», чтобы она звучала так же, как хитовая песня группы Chiffon 1962 года «He’s So Fine?» Он занимался плагиатом или не заметил сходства между своей песней и другой? В пользу последнего можно привести аргумент в обоих случаях, и все из-за так называемой криптомнезии. Термин был изобретен докторами Аланом Брауном и Даной Мерфи после проведения трех экспериментов в Южном методистском университете в 1919 году.89. Они обнаружили, что люди неосознанно «заимствуют» идеи других, а не думают о новых идеях. Вместо того, чтобы сознательно красть песню или сочинять историю из воздуха, человеческий мозг способен взять историю, песню или идею и преобразовать их. В сознании человека оно становится новым. Оригинал. Когда на самом деле это просто воспоминание.

Исследования показали, что это явление довольно распространено, но довольно сложно отличить его от лжи. Так что, возможно, Брайан Уильямс просто думал, что он был в этом вертолете, или он мог лгать. Однако в случае с Джорджем Харрисоном судья решил, что виновником действительно была криптомнезия, и Харрисона обвинили в «подсознательном плагиате». Страшно, когда думаешь об этом. Сколько из наших идей на самом деле наши собственные, а сколько на самом деле воспоминания?

9. Дежа Вю

Вы когда-нибудь посещали новое место только для того, чтобы почувствовать, что уже были там раньше? Это называется дежа вю, и это случается почти со всеми. Арт Маркман, доктор философии, объясняет дежавю как устройство, которое наш мозг использует для создания ощущения знакомости в конкретной ситуации, используя исходные воспоминания в качестве контекстных подсказок. Он говорит, что люди хорошо запоминают объекты, поэтому, если мы увидим человека в той же футболке, которую мы видели на прошлой неделе на нашем друге, мы не запутаемся, что незнакомец в такой же рубашке — наш друг. Однако мы не очень хороши в воспоминании, основанном исключительно на том, как расположены объекты. Итак, если вы видите стопку этих футболок в одном магазине, а потом спустя годы заходите в совершенно другой магазин в совершенно другом городе, вы можете не вспомнить, что видели такую ​​же стопку футболок, а вместо этого испытаете чувство знакомство, знание и незнание почему.

В одном крайнем случае французский психиатр Франсуа-Леон Арно написал о парне по имени Луи, который жил в 19 веке. Луи был солдатом, который страдал амнезией, затем головными болями, раздражительностью и бессонницей. И он страдал почти постоянным дежавю. Все, что он испытал, было похоже на то, что он испытывал раньше. В то время его врачи диагностировали у него «иллюзию дежа вю», но сегодня предполагается, что у Луи, возможно, было расстройство памяти, такое как воспоминания, когда люди обычно думают, что вся новая информация знакома. Для нас случайное дежавю — это жуткое и потустороннее чувство, настолько сильное, что некоторые люди думают, что это действительно воспоминание из прошлой жизни.

8. Эффект свидетеля

Эффект свидетеля — это психологический феномен, который носит социальный характер. Характеризуется маловероятностью группы людей (чем больше группа, тем вероятнее явление) для оказания помощи во время чрезвычайной ситуации. Самым известным примером этого является убийство в 1964 году юной Китти Дженовезе, когда якобы она была убита на улицах Нью-Йорка, а 38 прохожих, ставших свидетелями убийства, ничем не помогли. Отличный пример явления, если это правда. Однако брат Китти, Билл, решил докопаться до того, что на самом деле произошло с его сестрой, и оказывается, что на самом деле всего несколько человек видели нападение, и один на самом деле крикнул убийце, чтобы тот остановился. Два человека заявили, что вызвали полицию, хотя записей телефонных разговоров нет. Билл говорит, что независимо от того, пытались люди помочь или нет, история его сестры является важным уроком для тех, кто может ничего не делать, когда видит, что кто-то попал в беду.

Другим тревожным примером эффекта свидетеля является слониха Топси. Топси убила одного человека, но была обвинена в том, что является «серийным убийцей», и поэтому была приговорена к смертной казни. Первоначально считалось, что это была одна из длинной череды казней на электрическом стуле в той «Войне токов», и вполне вероятно, что казнь на электрическом стуле была выбрана для Топси, потому что она была более гуманной, чем первоначальная форма казни, которая заключалась в повешении. Казнь Топси электрическим током произошла на Кони-Айленде, на глазах у сотрудников Луна-парка, сотрудников Эдисона и множества других свидетелей. Никто и пальцем не пошевелил. Ужасный отчет об этом злодеянии можно найти в книге Майкла Дейли, Топси.   На ум приходит цитата Эдмунда Бёрка: «Единственное, что необходимо для триумфа зла, — это бездействие хороших людей».

7. Эффект плацебо

Если вы когда-либо участвовали в клиническом исследовании (или изучали науку, если уж на то пошло), вы знаете, что такое плацебо. Это таблетка или другое лечение, которое не имеет физического эффекта, но может принести психологическую пользу, называемую эффектом плацебо. По сути, если кто-то принимает плацебо и ощущает какую-то пользу, то это особый психологический феномен. Одним из примеров этого является случай с МК-869., экспериментальный антидепрессант, разработанный Merck в 2002 году. Поначалу препарат прошел очень хорошие испытания, и Merck возлагала большие надежды на доминирование на рынке. Однако представьте, как были разочарованы акционеры и аналитики, когда данные показали, что хотя те, кто принимал MK-869, действительно чувствовали себя лучше, то же самое произошло и с тем же количеством людей, которые принимали плацебо.

Это довольно распространенное явление в мире фармацевтики. На самом деле, около 50% разрабатываемых лекарств терпят неудачу на этапе испытаний, потому что оказывается, что плацебо столь же эффективно. Некоторые медицинские работники даже утверждают, что некоторые люди хорошо реагируют, даже зная, что получают плацебо. Что ритуал приема лекарства или занятия чем-то здоровым может заставить мозг думать, что тело исцеляется. Может быть, есть что-то в старой пословице: «Исцели себя сам».

6. Эффект МакГерка

Эффект МакГерка, сумасшедший психологический феномен, связанный с вашими глазами и ушами (и тем, как они путаются) при восприятии речи. Это происходит, когда ваш мозг связывает слуховую часть одного звука и сочетает ее с визуальным появлением другого произносимого звука, что приводит к тому, что мозг воспринимает несуществующий третий звук. Вау, верно?

Особенно это бывает, когда вы плохо слышите звук (например, в переполненном помещении или когда человек говорит очень тихо), но видите, как шевелятся губы, и вам кажется, что вы «слышите» что-то еще. Подумайте о том ребенке в классе, который одними губами выкрикивал в ваш адрес «слоновий ботинок». Это явление было впервые объяснено в 1976, что неудивительно, парнем по имени МакГерк, который изучал, как младенцы воспринимают язык по мере их развития. Это лучше всего описано в формате видео, и там есть много примеров. Как этот или, очевидно, встроенный выше.

 5. Baader-Meinhof

Вы только что узнали о новом режиссере от своего друга-киноботаника. Позже в тот же день вы ищете фильм с вашим любимым актером на IMDd и BAM, это тот режиссер. Затем вы берете газету и видите профиль того же директора, о котором вы никогда раньше не слышали. Внезапно этот парень оказался повсюду. Он следующий Скорсезе, или ваш друг-киноман подкинул вам все эти отсылки? Ни один! Вы испытываете феномен Баадера-Майнхоф.

Арнольд Свикки, профессор лингвистики из Стэнфорда, в 2006 году назвал это явление частотной иллюзией, потому что это было проще, чем называть его синдромом «когда вы слышите что-то один раз, и вдруг это повсюду». Он объяснил, что это вызвано двумя психологическими процессами. В одном ты узнаешь что-то, а потом, сам того не зная, ищешь это в других местах. С другой стороны, предвзятость подтверждения говорит вам, что эта вещь повсюду в одночасье просто потому, что вы никогда не замечали ее раньше. Термин Баадер-Майнхоф появился раньше 2006 года на онлайн-форуме St. Paul Pioneer Press, где один участник услышал название печально известной террористической группировки два раза в один и тот же день. Фраза стала мемом, а позже Свикки дал ей медицинское название.

4. Когнитивный диссонанс

Вы знаете, что солнечные ожоги могут вызвать рак кожи, но все равно не пользуетесь солнцезащитным кремом. Или вы курите, даже зная, что курение вызывает рак. У вас есть отличный пример когнитивного диссонанса, явления, которое возникает, когда вы испытываете конфликт отношений, поведения или убеждений. Ваше поведение (пропуск солнцезащитного крема) противоречит вашим представлениям (тот факт, что вы знаете, что можете заболеть раком кожи), создавая состояние когнитивного диссонанса.

Впервые это было изучено Леоном Фестингером в 1957 году, когда культ судного дня, веривший, что потоп погубит мир… ну, они не были уничтожены потопом (как и весь мир). Он обнаружил, что люди, которые были на грани наводнения, чувствовали себя довольно глупо из-за того, что бросили свои дома и работу, и списал это на опыт, в то время как набожные члены культа решили, что это их великая вера и жертва спасли мир. Есть также забавные способы исследовать этот феномен, например, этот Prezi о когнитивном диссонансе в Дрянные девчонки .

3. Эффект онлайн-растормаживания

Если вы вообще не избегаете Интернета (а судя по тому, что вы читаете это, это определенно не так), вы видели онлайн-эффект расторможения в действии. Это ваш милый бывший учитель, который превращается в наполненный ненавистью шар ярости в треде Facebook. Это Розанна пишет о себе в твиттере о безработице. Это склонность интернет-пользователей говорить (или печатать) то, что они обычно не говорят в реальной жизни. Это вызвано рядом личностных переменных, которые заставляют человека отклоняться от своего «нормального» поведения. Точно так же, как люди, которые чувствуют себя менее застенчивыми в Интернете, некоторые люди теряют гораздо больше, чем застенчивость, когда чувствуют себя анонимными.

Даже в социальных сетях, где ваше имя и фото привязаны к вашему профилю, можно свести к минимуму авторитет, ослабить свои границы и сделать вид, что это все игра, когда никто не отвечает вам лично. Если бы только люди могли просто делать то, что делаем мы, и притворяться, что их мама видит все, что они публикуют в Интернете. Эй, если это работает, это работает!

2. Обратная психология

https://www.youtube.com/watch?v=XLyiOh3DEbQ&frags=pl%2Cwn

Если вы родитель, вы, вероятно, использовали обратную психологию, чтобы заставить своих детей делать то, что вы хотите. Например, если они не хотят есть свой ужин, а вы говорите им, что им нельзя ужинать, скорее всего, они это сделают. Обратная психология опирается на реактивное сопротивление, когда человек отрицательно реагирует на убеждения и вместо этого отвечает на то, что его уговаривают не делать. Даже если вы не родитель, вы, вероятно, применяли его к членам семьи, партнерам или коллегам.

Реверсивная психология восходит к человеческому поведению, ярким примером которой является 1700-е годы. Судя по всему, Антуан-Огюстен Пармантье, находясь в заключении во время Семилетней войны, ел много картошки. Во Франции картофель не одобряли и скармливали только животным. Французский парламент даже объявил картофель вне закона в 1748 году, потому что считал, что он вызывает проказу. Когда Антуан-Огюстен вернулся во Францию ​​в 1763 году, он начал думать о преодолении предубеждения против картофеля, потому что знал, что он очень питателен. Одна история гласит, что он посадил картофельный грядок и нанял охрану для его охраны, распространяя слух, что выращивает там что-то особенное. Конечно, люди прокрались, чтобы украсть картошку, и решили, что с ними все в порядке.

1. Обзор Эффект

Последняя запись в нашем списке — психологический феномен, с которым большинство из нас не столкнется. Это эффект обзора — ощущение, которое испытывают астронавты, когда видят Землю как единое целое. Шесть астронавтов были опрошены Обратным , и опыт наблюдения Земли из космоса заставил их изменить то, как они видят свою планету и свое отношение к ней. Термин «обзорный эффект» был придуман Фрэнком Уайтом для описания восприятия Земли как части чего-то большего. Имеет смысл, поскольку, когда мы живем на Земле, Земля достаточно велика, чтобы мы могли ее рассмотреть. Каким был бы мир, если бы каждый мог смотреть на Вселенную по-своему? Прочтите отзывы шести опрошенных астронавтов, и вы поймете.

Наш мозг — странное и прекрасное место, способное на величие и жестокость. Понимание того, как работает мозг, может помочь нам избежать последнего, но оно, несомненно, поможет нам стремиться к первому.

Другие статьи, которые могут вам понравиться

4.1 Явления и теории | Методы исследования в психологии

Цели обучения

  1. Дайте определение терминам «феномен» и «теория» и четко разграничьте их.
  2. Объясните цели научных теорий.
  3. Объясните, почему для любого набора явлений обычно существует много правдоподобных теорий.

Феномен

феномен (множественное число, явления ) является общим результатом, который надежно наблюдался в систематических эмпирических исследованиях. По сути, это установленный ответ на исследовательский вопрос. Некоторые явления, с которыми мы столкнулись в этой книге, заключаются в том, что выразительное письмо улучшает здоровье, женщины говорят не больше, чем мужчины, а использование мобильного телефона ухудшает способность управлять автомобилем. Некоторые другие заключаются в том, что диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности) значительно увеличилось в распространенности в конце 20-го века, люди лучше справляются с простыми задачами, когда за ними наблюдают другие (и хуже при выполнении сложных задач), и люди вспоминают представленные предметы. в начале и в конце списка лучше, чем элементы, представленные в середине.

Некоторые известные психологические явления

Явлениям часто дают имена их первооткрыватели или другие исследователи, и эти имена могут прижиться и стать широко известными. Следующий список представляет собой небольшую выборку известных явлений в психологии.

  • Слепое зрение. Люди с повреждением зрительной коры часто способны реагировать на визуальные стимулы, которые они не видят сознательно.
  • Эффект свидетеля. Чем больше людей присутствует в чрезвычайной ситуации, тем меньше шансов, что кто-то из них поможет.
  • Фундаментальная ошибка атрибуции. Люди склонны объяснять поведение других своими личными характеристиками, а не ситуацией, в которой они находятся.
  • Эффект МакГурка. Когда звук основного звука речи комбинируется с видео человека, который двигает ртом для другого звука речи, люди часто воспринимают звук, который является промежуточным между ними. Для демонстрации см. http://www.faculty.ucr.edu/~rosenblu/VSMcGurk.html.
  • Эффект собственной гонки. Люди узнают лица представителей своей расы точнее, чем лица представителей других рас.
  • Эффект плацебо. Плацебо (фиктивные психологические или медицинские методы лечения) часто приводят к улучшению симптомов и улучшению функционирования людей.
  • Простой эффект воздействия. Чем чаще люди сталкивались с раздражителем, тем больше он им нравился, даже когда стимул предъявлялся подсознательно.
  • Эффект последовательного положения. Стимулы, представленные ближе к началу и концу списка, запоминаются лучше, чем стимулы, представленные в середине. Для демонстрации см. http://cat.xula.edu/thinker/memory/working/serial.
  • Спонтанное выздоровление. Погашенная условная реакция часто возвращается без дальнейшего обучения по прошествии времени.

Хотя эмпирический результат может называться феноменом после того, как он наблюдался только один раз, этот термин, скорее всего, будет использоваться для результатов, которые были воспроизведены. Репликация означает повторное проведение исследования — либо точно так же, как оно было проведено изначально, либо с изменениями — чтобы убедиться, что оно дает такие же результаты. Отдельные исследователи обычно повторяют свои собственные исследования перед их публикацией. Многие отчеты об эмпирических исследованиях включают первоначальное исследование, а затем одно или несколько последующих исследований, которые повторяют первоначальное исследование с небольшими изменениями. Особенно интересные результаты попадают в поле зрения других исследователей, которые проводят собственные повторения. Положительное влияние экспрессивного письма на здоровье и отрицательное влияние использования мобильного телефона на способность управлять автомобилем — примеры феноменов, многократно воспроизведенных разными исследователями.

Иногда повторение исследования дает результаты, отличающиеся от результатов первоначального исследования. Это может означать, что результаты первоначального исследования или результаты повторения были случайностью — они произошли случайно и не отражают того, что в целом верно. В любом случае дополнительные репликации, скорее всего, решат эту проблему. Неспособность получить те же результаты может также означать, что повторение каким-то важным образом отличалось от первоначального исследования. Например, ранние исследования показали, что люди выполняли различные задачи лучше и быстрее, когда за ними наблюдали другие, чем когда они были одни. Однако некоторые более поздние повторения показали, что люди работали хуже, когда за ними наблюдали другие. В конце концов исследователь Роберт Зайонц определил ключевое различие между двумя типами исследований. Казалось, что люди работают лучше, когда за ними наблюдают, выполняя практические задачи, но хуже, когда за ними наблюдают, выполняя относительно нетренированные задачи (Зайонц, 19 лет).65). Эти два феномена теперь стали называть социальным облегчением и социальным торможением.

Теории

Что такое теория?

Теория — это последовательное объяснение или интерпретация одного или нескольких явлений. Хотя теории могут принимать различные формы, у них есть одна общая черта: они выходят за рамки явлений, которые они объясняют, включая переменные, структуры, процессы, функции или организующие принципы, которые непосредственно не наблюдались. Рассмотрим, например, теорию Зайонца о социальной фасилитации и социальном торможении. Он предположил, что наблюдение за другими во время выполнения задачи создает общее состояние физиологического возбуждения, что увеличивает вероятность доминирующей (наиболее вероятной) реакции. Таким образом, для хорошо отработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к правильным ответам, но для относительно неотработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к неправильным ответам. Обратите внимание, что эта теория, которая стала называться теорией влечения, дает объяснение как социальной фасилитации, так и социального торможения, которое выходит за рамки самих явлений, включая такие понятия, как «возбуждение» и «доминантная реакция», наряду с такими процессами, как Влияние возбуждения на доминирующую реакцию.

Вне науки обращение к идее как к теории часто подразумевает, что она не проверена — возможно, не более чем дикая догадка. Однако в науке термин теория не имеет такого значения. Теория — это просто объяснение или интерпретация ряда явлений. Это может быть непроверенным, но оно также может быть всесторонне проверено, хорошо поддержано и принято научным сообществом в качестве точного описания мира. Теория эволюции посредством естественного отбора, например, является теорией, потому что она объясняет разнообразие жизни на Земле, а не потому, что она не проверена или не подтверждена научными исследованиями. Напротив, доказательства этой теории в подавляющем большинстве случаев положительны, и почти все ученые считают ее основные положения точными. Точно так же «микробная теория» болезней является теорией, потому что она объясняет происхождение различных болезней, а не потому, что есть сомнения в том, что многие болезни вызываются микроорганизмами, поражающими организм.

В дополнение к теории исследователи в области психологии используют несколько родственных терминов для обозначения своих объяснений и интерпретаций явлений. Перспектива — это широкий подход — более общий, чем теория — к объяснению и интерпретации явлений. Например, исследователи, придерживающиеся биологической точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения генетики или структур и процессов нервной и эндокринной систем, в то время как исследователи, придерживающиеся поведенческой точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения подкрепления, наказания и других внешних событий. А модель — это точное объяснение или интерпретация конкретного явления, часто выражаемая в виде уравнений, компьютерных программ или биологических структур и процессов. Гипотеза может быть объяснением, которое опирается всего на несколько ключевых понятий, хотя этот термин чаще относится к предсказанию нового явления, основанному на теории (см. Раздел 4.3 «Использование теорий в психологических исследованиях»). Путаницу усугубляет тот факт, что исследователи часто используют эти термины как синонимы. Не будет ошибкой называть теорию влечения моделью влечения или даже гипотезой влечения. И биопсихосоциальная модель психологии здоровья — общая идея о том, что здоровье определяется взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов — действительно больше похожа на точку зрения, как она определена здесь. Имейте в виду, однако, что наиболее важным остается различие между наблюдениями и интерпретациями.

Для чего нужны теории?

Конечно, научные теории предназначены для предоставления точных объяснений или интерпретаций явлений. Но должно быть что-то большее, чем это. Учтите, что теория может быть точной, но не очень полезной. Сказать, что выразительное письмо помогает людям «справляться со своими эмоциями», может быть и правильно, но это слишком расплывчато, чтобы иметь большую пользу. Учтите также, что теория может быть полезной, не будучи абсолютно точной. Рисунок 4.2 «Репрезентация многохранилищной модели памяти человека» — это представление классической многохранилищной модели человеческой памяти, которая до сих пор цитируется исследователями и обсуждается в учебниках, несмотря на то, что в настоящее время известно, что она неверна по ряду причин. (Идзава, 19 лет99). Эти два примера предполагают, что у теорий есть цели, отличные от простого предоставления точных объяснений или интерпретаций. Здесь мы рассмотрим три дополнительные цели теорий: организация известных явлений, предсказание результатов в новых ситуациях и создание новых исследований.

Рисунок 4.2 Представление модели памяти человека с несколькими хранилищами

В модели памяти человека с несколькими хранилищами информация из окружающей среды проходит через сенсорное хранилище на пути к краткосрочному хранилищу, где ее можно репетировать, и затем в долговременное хранилище, где его можно хранить и извлекать намного позже. Эта теория оказалась чрезвычайно успешной в организации старых явлений и предсказании новых.

Организация

Одной из важных целей научных теорий является организация явлений таким образом, чтобы помочь людям думать о них ясно и эффективно. Теория влечений социальной фасилитации и социального торможения, например, помогает упорядочить и осмыслить большое количество кажущихся противоречивыми результатов. Многоуровневая модель человеческой памяти эффективно обобщает многие важные явления: ограниченную емкость и короткое время сохранения информации, на которую обращают внимание, но не репетируют, важность репетиции информации для долговременного удержания, эффект последовательного положения и так далее. Или рассмотрим классическую теорию интеллекта, представленную на рис. 4.3 «Представление одной теории интеллекта». Согласно этой теории, интеллект состоит из общей умственной способности, g плюс небольшое количество более специфических способностей, на которые влияет g (Neisset et al., 1996). Хотя существуют и другие теории интеллекта, эта хорошо обобщает большое количество статистических взаимосвязей между тестами различных умственных способностей. Это включает в себя тот факт, что тесты всех основных умственных способностей, как правило, в некоторой степени положительно коррелируют, а также тот факт, что некоторые подмножества умственных способностей (например, понимание прочитанного и завершение аналогии) коррелируют более положительно, чем другие (например, понимание прочитанного и арифметика).

Рисунок 4.3 Представление одной теории интеллекта

В этой теории интеллекта общая умственная способность ( g ) влияет на каждую из трех более конкретных умственных способностей. Теории этого типа помогают организовать большое количество статистических зависимостей между тестами различных умственных способностей.

Таким образом, теории хороши или полезны в той мере, в какой они организуют больше явлений с большей ясностью и эффективностью. Ученые обычно следуют принципу экономия , которая утверждает, что теория должна включать ровно столько понятий, сколько необходимо для объяснения или интерпретации интересующих явлений. Более простые и экономные теории организуют явления более эффективно, чем более сложные и менее экономные теории.

Предсказание

Вторая цель теорий — позволить исследователям и другим людям делать прогнозы о том, что произойдет в новых ситуациях. Например, тренер по гимнастике может задаться вопросом, будут ли результаты ученика лучше или хуже во время соревнований, чем при занятиях в одиночку. Даже если этот конкретный вопрос никогда не изучался эмпирически, теория влечений Зайонца предлагает ответ. Если учащийся обычно выступает без ошибок, он, скорее всего, будет лучше выступать во время соревнований. Если она обычно выступает с большим количеством ошибок, она, скорее всего, выступит хуже.

В клинической психологии решения о лечении часто принимаются на основе теорий. Рассмотрим, например, диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности). Преобладающая научная теория диссоциативного расстройства личности состоит в том, что у людей развивается множественность личностей (также называемых альтерами), потому что они знакомы с этой идеей из популярных образов (например, из фильма Сибилла ) и потому, что их непреднамеренно побуждают к этому их врачи. (например, попросив «встретить» альтер). Эта теория подразумевает, что вместо того, чтобы поощрять пациентов к разыгрыванию множественных личностей, лечение должно заключаться в том, чтобы отговаривать их от этого (Lilienfeld & Lynn, 2003).

Генерация новых исследований

Третья цель теорий — генерировать новые исследования, поднимая новые вопросы. Рассмотрим, например, теорию о том, что люди совершают самоповреждающее поведение, такое как нанесение порезов, потому что это уменьшает негативные эмоции, такие как печаль, тревога и гнев. Эта теория сразу наводит на несколько новых и интересных вопросов. Существует ли на самом деле статистическая связь между порезом и количеством пережитых отрицательных эмоций? Это причинно? Если да, то что такого в резке, которая имеет такой эффект? Это боль, вид травмы или что-то еще? Влияет ли резка на все негативные эмоции одинаково?

Обратите внимание, что теория не обязательно должна быть точной, чтобы служить этой цели. Даже неточная теория может породить новые и интересные исследовательские вопросы. Конечно, если теория неточна, ответы на новые вопросы будут, как правило, несовместимы с теорией. Это заставит исследователей переоценить теорию и либо пересмотреть ее, либо отказаться от нее в пользу новой. Именно так научные теории со временем становятся более подробными и точными.

Множественные теории

В любой момент времени исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Одна из причин заключается в том, что поскольку человеческое поведение чрезвычайно сложно, на него всегда можно взглянуть с разных точек зрения. Например, биологическая теория сексуальной ориентации может сосредоточиться на роли половых гормонов в критические периоды развития мозга, в то время как социокультурная теория может сосредоточиться на культурных факторах, влияющих на то, как выражаются основные биологические тенденции. Вторая причина заключается в том, что — даже с одной и той же точки зрения — обычно существуют разные способы «выйти за пределы» интересующего явления. Например, в дополнение к теории влечения социальной фасилитации и социального торможения существует еще одна теория, которая объясняет их с точки зрения конструкции, называемой «опасение оценки» — беспокойство по поводу оценки аудиторией. Обе теории выходят за рамки интерпретируемых явлений, но они делают это, предлагая несколько разные лежащие в их основе процессы.

Различные теории одного и того же набора явлений могут дополнять друг друга — каждая из них представляет собой часть более крупной головоломки. Биологическая теория сексуальной ориентации и социокультурная теория сексуальной ориентации могут точно описать разные аспекты одного и того же сложного явления. Точно так же социальная фасилитация может быть результатом как общего физиологического возбуждения , так и оценочного опасения. Но разные теории одних и тех же явлений также могут конкурировать в том смысле, что если одна верна, то другая, вероятно, нет. Например, альтернативная теория диссоциативного расстройства личности — посттравматическая теория — утверждает, что альтерации создаются пациентом бессознательно как средство справиться с сексуальным насилием или другим травмирующим опытом. Поскольку социокогнитивная и посттравматическая теории связывают диссоциативное расстройство личности с принципиально разными процессами, маловероятно, что обе они могут быть точными. См. примечание 4.10 «Откуда берутся множественные личности?» для получения дополнительной информации об этих конкурирующих теориях.

Тот факт, что существует несколько теорий для любого набора явлений, не означает, что любая теория так же хороша, как и любая другая, или что невозможно узнать, дает ли теория точное объяснение или интерпретацию. Напротив, ученые постоянно сравнивают теории с точки зрения их способности упорядочивать явления, предсказывать результаты в новых ситуациях и проводить исследования. Те, у которых дела обстоят плохо, считаются менее точными и отбрасываются, в то время как те, у которых дела идут хорошо, считаются более точными, сохраняются и сравниваются с более новыми — и, надеюсь, лучшими — теориями. Хотя ученые обычно не верят, что их теории когда-либо дают совершенно точные описания мира, они все же предполагают, что этот процесс порождает теории, которые все ближе и ближе подходят к этому идеалу.

Откуда берутся множественные личности?

В литературе по диссоциативному расстройству личности (ДРИ) представлены две конкурирующие теории. Социокогнитивная теория состоит в том, что ДРИ возникает, потому что пациенты осознают расстройство, знают его характерные черты, и их терапевты поощряют их раздвоение личности. Посттравматическая теория состоит в том, что множественные личности развиваются как способ справиться с сексуальным насилием или какой-либо другой травмой. В настоящее время имеется несколько линий доказательств, которые поддерживают социокогнитивную модель над посттравматической моделью (Lilienfeld & Lynn, 2003).

  • Диагноз ДРИ значительно увеличился после выхода книги и фильма Сибил — о женщине с ДРИ — в 1970-х годах.
  • DID крайне редко встречается за пределами Северной Америки.
  • Очень небольшой процент терапевтов несет ответственность за диагностику подавляющего большинства случаев ДРИ.
  • Литература по лечению ДРИ включает множество практик, которые поощряют пациентов разыгрывать несколько личностей (например, иметь доску объявлений, на которой личности могут оставлять сообщения друг для друга).
  • Обычные люди могут легко воссоздать симптомы ДРИ с минимальными внушениями в симулированных клинических интервью.

Ключевые выводы

  • Ученые проводят различие между явлениями, являющимися их систематическими наблюдениями, и теориями, являющимися их объяснениями или интерпретациями явлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *