Проекты digital: Обзор ярких digital-проектов этой зимой

Содержание

Обзор ярких digital-проектов этой зимой

Как креативили в интернете в праздники? Как выглядит инновационный шоурум? Как связана юридическая фирма и игры? Ответы в нашем обзоре диджитал-кейсов.

«Свалипортация» для «Ситимобил» от DDB Russia

Под Новый год всё чаще приходит понимание того, что есть такие тусовки, с которых хочется бежать без оглядки. Так появилась «свалипортация» — логичное новогоднее продолжение «Таксипортации» от «Ситимобил».

Был создан отдельный лэндинг, где креаторы собрали самые неприятные способы празднования Нового Года: отсутствие алкоголя, море майонеза, тамада с конкурсами, бывшие с новыми парами. Удалось также найти подходящую визуальную стилистику, которая позволила смешно показать и обыграть все неприятные моменты тусовок.

Автоматизация управления персоналом: чат-боты компании OPEN

Проблема: трудности в быстром и качественном донесении информации до конкретных исполнителей.

Команда Business Support OPEN нашла решение в использовании чат-ботов на базе мессенджеров.

Алгоритм простой — по любому вопросу сотрудник обращается к мессенджеру (Viber или Telegram) и тут же получает ответ. Так компания доносит информацию до сотрудников по тем вакансиям, которые есть на проектах, а также получает от них необходимую обратную связь: хорошо ли руководят ими супервайзеры, знают ли они кадровые регламенты, знают ли они, когда уходить в отпуск, какие справки они могут получать и так далее.

Уже можно сделать вывод, что запуск новых проектов проходит легче и проще, если на нем внедрен чат-бот. За текущий период область применения чат-бота разрослась во все процессы компании — это массовый рекрутмент, аутплейсмент, получение обратной связи от сотрудников в удаленных регионах.

Компания Wifire ( Netbynet ) запустила онлайн-игру к 23 февраля и 8 марта

Игра представляет собой интерактив в двух направлениях — для мужчин и для девушек. Выбрав пол на стартовой странице игры, участник попадает в игру «Wifire воины интернета» или «Мисс Wifire».

Мужская игра поднимает боевой дух и развивает скорость. Как в настоящей армии, игрок начинает карьеру с простого матроса на флоте, рядового в воздушно-десантных войсках или курсанта в пехоте. Участника ждет серия жарких коротких битв.

Женская часть — это романтичная игра для девушек, которая напоминает: «весна — пора расцветать и меняться». После каждого уровня происходит трансформация персонажа.

В первой сюжетной линии девушка превращается в элегантную путешественницу. Во второй — становится настоящей интеллектуалкой. В третьей — вырастает разноплановая спортсменка. Чтобы произошли эти изменения, за минуту надо успеть кликнуть на иконку с сердцем как можно больше раз, получить лайки и зарядить энергией своего персонажа.

Команда Brandson разработала инновационный шоурум для СТД «Петрович»

При помощи специального планшета можно выбирать различные отделочные материалы и проецировать их на предполагаемые стены и пол «комнаты», состоящей из нескольких десятков видео-экранов. Таким образом, «примерив» различные варианты сочетаний обоев, керамической плитки, дверей, ламината и т. д., можно создать понравившийся дизайн того или иного помещения в квартире.

В шоуруме можно будет не только подобрать необходимый материал, но и рассчитать его количество и оформить заказ.

Проект выполнен на ИТ-платформе собственной разработки. Цифровой шоурум оборудован современными LCD-дисплеями. Они обеспечивают четкое изображение, а также высокую видимость и одинаковую яркость на бесшовной видеостене. В ассортименте цифровой комнаты — тысячи наименований отделочных материалов. Среди прочего оборудования — планшет для моделирования дизайна, тач-экран для заказа продукции и комфортный диван.

Специалисты Brandson создали визуальную концепцию и дизайн-проект, продумали форму, взаимное расположение элементов цифрового шоурума, сформировали чертежи и рабочую документацию для производства всей конструкции.

Сайт компании «Воловик и партнеры» от Студии Артемия Лебедева

Юридическая компания «Воловик и партнеры» решает споры в сфере недвижимости, строительства и землепользования. Каждое дело компании похоже на партию в игре. Сайт компании рассказывает о том, как взрослые люди играют в игры.

Сюжеты дел для оформления страниц собираются из игровых иллюстраций — существует целый комплект картинок на все случаи жизни.

Самые интересные дела компании описаны более подробно и проиллюстрированы.

S7 Airlines запустила диджитал проект #ВпервыесS7

В S7 Airlines верят, что путешествие — это не просто перелет из одного города в другой. Миссия авиакомпании — поддерживать людей в их движении к счастью и вдохновлять тех, кто стремится найти к нему путь. Эта идея как раз и отразилась в проекте «#впервыесS7». Он не только про первый полет, но и про смелость, про решимость найти свое счастье.

В конце 2018 года S7 Airlines попросила тех, кто никогда не летал на самолете, помечтать в социальных сетях о первом путешествии над облаками.

View this post on Instagram

Хочу, чтобы Франция впервые открылась мне именно с @s7airlines, ведь сейчас у этой авиакомпании проходит интереснейший конкурс✈️ ⠀ С детства я всегда мечтала отправиться в Париж и этот пункт уже 3 год переносится из моих списков целей на год в новы список. Это конечно грустно, но я верю, что мечта сбудется. ⠀ Но нет, моя мечта ещё абсурднее, чем кажется, потому что больше всего я хочу попасть в Disneyland и забраться на знаменитую башню Спящей красавицы, откуда открывается вид на весь сказочный городок🥰 пишу это и глаза загорелись. ⠀ Не знаю, возможно ли это и делали ли это когда-нибудь «простые смертные», но вот она моя мечта, которую я бы хотела впервые осуществить❤️ ⠀ #впервыесs7 #s7airlines #paris #disneylandparis #авторскийтуризм #авторскийтур #travel #travelblogger #travelphotography #путешествияпомиру

A post shared by ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РОССИИ | КНИГИ (@karinashakirova) on

View this post on Instagram

80% моих подписчиков считают, что #питерлучшечеммосква 🖤. 🍃да, таковы сухие цифры опроса. 🍃#питер на самом деле прекрасен и с каждым приездом остаться хочется все больше, а в Новосибирск возвращаться, все меньше. 🍃отличный выдался #трип — #новосибирск — #ростовнадону — #санктпетербург — #нск . 🍃сижу в #аэропорту , и понимаю, что путешествия вещь заразительная, и хочется с каждым разом отрыть все больше мест на карте Земли. и я хочу, сил нет как хочу #впервыесs7 попасть в Японию. но самое главное, попасть в момент #цветениесакуры , она кстати последняя в карусели. 🍃говорят, что если долго смотреть на цветущую сакура в своём #иг , можно увидеть ее в реальности с @s7airlines . увидеть и испытать #счастье , впасть в эйфорию и сделать самые крутые кадры. 🍃а ещё, ещё я хочу во Францию, в #прованс , посмотреть как цветёт #лаванда . увидеть #бразильскийкарнавал , да много куда хочу, но, это уже совсем другая история. 🌿#s7airlines & #s7 & #хочуибуду & #шафранпутешествие & #мнебывнебо с @s7airlines ✈️💚.

A post shared by Eva Shafran 🌟 (@evashafran) on

Авторы самых ярких историй — Вера, Айгиз и Люба — стали героями видеоролика, впервые отправившись в путешествие на самолете.

В финале ролика авиакомпания бросает зрителям вызов: «А как давно вы делали что-то впервые?». Тем, кто готов рассказать о своей мечте сделать что-то в первый раз, S7 Airlines подарит авиабилеты туда, где эту мечту можно исполнить.

За реализацию проекта отвечала команда из коммуникационного агентства Grayling Eurasia.

Квест «Спасите праздники» для «Столото» от Студии Артемия Лебедева

Со Дня всех влюбленных по 8 Марта участники лотерей «Столото» отбивают валентинки, блинчики, цветы и носки цвета хаки у мультяшных тварей. Лучшим бойцам подарят весенний круиз на двоих.

Чтобы выиграть приз, нужно поочередно пройти все туры квеста.

ИКЕА создала AСМР-открытки с приятными звуками

АСМР (автономная сенсорная меридиональная реакция) — это приятные звуковые, зрительные и тактильные ощущения.

К наступающим праздникам команда ИКЕА Россия интегрировала «приятные звуки» в поздравительные открытки. Такие звуки креаторы нашли во взаимодействии с предметами, которые окружают нас дома каждый день.

View this post on Instagram

Слушшшайте… Смотриииите… и… Поздравляйте! ☺ А мы поможем добавить вашим пожеланиям новое измерение — при помощи эффекта #АСМР. 😉 Просто включите звук открытки и поделитесь ею с тем, кого вы хотели бы порадовать в эти праздники!👂🎧 ⠀ #ИКЕА #IKEA

A post shared by Официальный аккаунт ИКЕАРоссия (@ikea_rus) on

Новогодние предсказания от ИКЕА

А перед Новым годом компания ИКЕА запустила сайт с предсказаниями для тех, кто хочет подглядеть в будущее и загадать желание на cледующий год.

На кофейной гуще уже никто не гадает, почему бы не погадать на товарах из ИКЕА?

«Святой Источник» и Twiga рассказали о digital-спецпроекте с Сергеем Шнуровым

В рамках кампании был запущен интерактивный тест «Шнурометр». Отвечая на вопросы о здоровых привычках, пользователи могут узнать, Шнуру какого года они соответствуют.

Проект поддерживает и челлендж в сети Instagram.

Участникам предлагается выпить 21 бутылку воды 0,5л «Святой Источник» в течение одной недели и выложить креативный фотоотчет об этом в своем профиле Instagram с хэштегами #трипонольпять и #недельныйводопой.

По окончании конкурса Сергей Шнуров оценит фото/посты и выберет счастливчиков, которые попадут на его концерт, а также победителя, который получит гитару с его автографом. Подробнее на Sostav.

Фонд «Со-единение» запустил онлайн-проект о жизни на ощупь

В основе интерактивной игры заложена следующая механика: пользователю предлагается угадать предметы через фильтры, которые созданы на основе врачебного описания различных зрительных недугов и заболеваний, при этом «ощущать» их текстуру с помощью аудиоэффектов. Подробнее на Sostav.

Re:evolution и SETTERS запустили в Instagram «МегаФона» технологический гороскоп

Совместно с агентствами SETTERS и Re:evolution оператор связи запустил технологический гороскоп, не только раскрывающий суть зодиакальных знаков, но и знакомящий пользователя с новыми технологическими разработками.

Очертания зарождающихся трендов наблюдаются через фотографии для всех 12 знаков зодиака. Подробнее на Sostav.

Initiative запустили образовательный проект для молодежи в поддержку бренда Rexona

Агентство Initiative реализовало обучающий спецпроект на популярном портале «Знания», который помогает школьникам и студентам учиться лучше.

На портале был создан новый школьный предмет «Уход за собой», где каждый день в течение месяца бренд Rexona публиковал интересные вопросы на релевантные предмету темы. Всего было около 1000 вопросов, за правильные ответы на которые пользователи награждались баллами. Самый активный участник каждой недели получал подарок от бренда — Bluetooth-колонку. Подробнее на Sostav.

«Хрюминатор»: Агентство ARTCOM запустило сервис по уничтожению негатива

В преддверии Нового года креаторы из ARTCOM предложили оставить всё плохое и/или ненужное в старом году. На специальном сайте можно было загрузить фотографию того, что хотелось бы навсегда оставить в 2018.

А Хрюминатор весьма оригинальным способом расправиться с этим фото.

Ирокез из бекона и кляп из тарталетки: видео-продакшн CULT запустил фотопроект в Instagram

CULT запустил направление фотопроектов, а первопроходцем новой услуги стала компания Belyaev Catering. Вся концепция съемки построилась вокруг кейтеринга и частично вокруг самих поваров.

Так в аккаунте instagram появились фотографии кляпа из тарталетки, пирсинга из малины и десертов на голых женских лопатках. Подробнее на Sostav.

Идеи на носу Депардье: агентство Marvelous провело большую медийную кампанию для стикеров Post-It

Marvelous обучили нейросеть определять более 10 тысяч объектов на картинках в интернете, а затем разместили баннеры в виде стикеров Post-It с уникальным и релевантным сообщением прямо внутри этих картинок.

Видеокейс иллюстрирует возможность приклеить стикер абсолютно на любую поверхность — на картину Бэнкси, на электромобиль или даже на нос Жерара Депардье. Подробнее на Sostav.

5 диджитал проектов, которые сделали мир лучше

Самое эмоциональное выступление на «L’Officiel digital day», конференции L’Officiel онлайн, посвященной диджиталу, — презентация Светланы Лобановой из Smartica/Skykillers. Суть его в том, что контент, который выбивает пользователя из зоны комфорта, побуждает его к действиям, гораздо сильнее, чем приятные глазу ролики, напичканные столь привычными лозунгами и просьбами. Как пример, пять социальных диджитал-проектов от агентств из разных уголков мира, которые вы еще долго не сможете выбросить из головы. 

Светлана Лобанова

Креативный директор Aimbulance

Для борьбы с педофилами в сети голландское агентство Lemz и благотворительный фонд правозащитной организации Terre des Hommes создали виртуальный персонаж — аватар десятилетней филиппинской девочки Sweetie, от имени которой правозащитники общались в видеочатах с сомнительными личностями.

В результате удалось идентифицировать около тысячи извращенцев, предлагавших деньги малышке Sweetie за сексуальные услуги.

Всего же с ней завязали знакомство более 20 000 человек, но отследить их не удалось.   

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Чтобы объяснить подросткам, зачем нужно проверяться на ВИЧ, и привести их в клиники команда Smartica/Skykillers создала видеосайт svidanie.org.ua с виртуальным свиданием, которое при желании заканчивается  незащищенным сексом. После чего пользователь получает сообщение на личный e-mail или мобильный с контактами клиник и призывом пройти тест на ВИЧ.  Проект реализован для Unicef Ukraine.

Диджитал — это не только котики в соцсетях и красота в Instagram. Диджитал дорос до того, что может решать глобальные социальные задачи. 

Светлана Лобанова

Креативный директор Aimbulance

Устанавливать эмоциональную связь между детьми из детских домов и их потенциальными родителями, чтобы усыновление было максимально удачным, взялись фонд «Измени одну жизнь» и агентство Young&Rubicam Moscow. Они создали проект «Одно лицо», чтобы люди, которые решились на усыновление, могли найти ребенка максимально похожего на них внешне.  

Социальный эксперимент, который должен был научить обывателей не парковаться на местах для инвалидов, провели в Москве агентство Y&R и портал о людях с ограниченными возможностями Dislife.ru. Для этого использовали 3D-видео, проецируемое на водно-дисперсионный экран. Голограмма человека в инвалидной коляске включалась каждый раз, когда кто-то из водителей пытался неправомерно занять парковочное место.

 

Для сбора денег на операции для тех людей, которых можно излечить от слепоты, но у которых нет на это денег, организация Orbis и агентство Ogilvy & Mather Hong Kong разработали проект «Don’t look away». 

Используя систему, которая следит за взглядом пользователя, каждый может увидеть мир глазами пациента, перенесшего операцию по восстановлению зрения. Но как только пользователь отводит взгляд — изображение пропадает, экран становится черным. Со дня начала кампании было собрано более 4 млн долларов, и проведено около 14 тысяч операций.  

5 шагов к управлению цифровым проектом

Управление цифровыми проектами — деликатная тема. Что такое цифровой проект? Цифровые проекты — это продукты, которые разрабатываются и поставляются в цифровом виде. В наше время это может быть почти что угодно. Программное приложение, веб-сайт, маркетинговая онлайн-кампания и т. д. Что верно для всех цифровых проектов, так это то, что они являются виртуальными продуктами, предоставляемыми клиенту в качестве услуги.

Цифровыми проектами можно управлять с использованием различных методологий управления проектами. Agile со Scrum — очень распространенный подход в разработке программного обеспечения, но другие методы, такие как Waterfall, PRINCE2 и Extreme Programming, также используются при реализации цифровых проектов. Здесь важно помнить, что ни одна методология не является де-факто лучшей. Одни лучше подходят для одних команд и проектов, другие — для других команд и проектов. Это вопрос предпочтений и характера вашего проекта.

Хороший менеджер проекта сможет выбрать и применить правильный метод управления проектом для вашей команды и типа проекта, но независимо от выбора методологии, большинство цифровых проектов проходят одни и те же пять шагов:

  1. Начальное планирование
  2. Область применения
  3. Разработка
  4. Тестирование и развертывание
  5. Техническое обслуживание

 

1. Первоначальное планирование

Начальное планирование — это необходимый этап для правильного запуска цифрового проекта. Здесь вы проводите мозговой штурм идеи, оценивая варианты и возможности вместе с потенциальными угрозами и проблемами, связанными с идеей, проектом и рынком. На основе этой оценки вы начинаете создавать проектное предложение и базовый план проекта с требованиями и ожиданиями.

Целью начального планирования является определение проекта на широком уровне и решение о целесообразности его реализации. Часто этот шаг включает в себя сотрудничество между командой продаж и командой проекта.

Первоначальное планирование включает в себя:

  • Сессии по выработке идей и мозгового штурма с клиентом, на которых определяются требования для реализации идеи и проводится оценка времени и стоимости.
  • Встреча всей команды, обсуждение ключевых вех и ролей.
  • Документ об инициации проекта, в котором описываются цель и требования проекта.

Общая проблема, возникающая при первоначальном планировании, — это передача проекта от менеджеров по работе с клиентами менеджерам проектов, поскольку во многих компаниях правая рука не знает, что делает левая. Чтобы убедиться, что все остаются на одной волне, а менеджеры проектов выполняют то, что было продано, рекомендуется установить базовый план и работать в соответствии с ним, чтобы оправдать первоначальные ожидания. Это убережет всех от множества проблем, когда проект находится в стадии реализации.

 

2.

Определение масштаба

После формирования идеи и первоначального планирования на первом этапе можно приступить к более детальному планированию. Вы снова садитесь со своими ключевыми заинтересованными сторонами и обсуждаете функциональные возможности, требования и план действий.

Начат творческий процесс. Пользовательский опыт начинает формироваться с помощью каркасов, путей пользователя и информационной архитектуры для определения структуры контента. Эта часть процесса часто представляет собой сотрудничество между командами, занимающимися пользовательским опытом (UX), дизайном, маркетингом и разработкой.

Объем работ включает:

  • Подробный план реализации идеи составлен и включен в согласованную дорожную карту.
  • Задействованы творческие группы, инициировано и разработано взаимодействие с пользователем.
  • Требования и рекомендации по проектированию передаются в отдел разработки на следующем этапе.
  • Техническое задание представлено ключевым заинтересованным сторонам, в т. ч. затраты и первоначальные требования. Если согласовано, SOW подписывается обеими сторонами, то есть агентством и клиентом.

При определении масштаба проекта и разбиении ключевых этапов на задачи руководителям проектов важно сравнить подробный план с базовым планом, установленным на первом этапе. Только нарисовав эти линии, вы сможете убедиться в прибыльности проекта.

 

3. Разработка

Требования и черновые спецификации проекта теперь должны быть готовы и переданы группе разработчиков. Теперь можно начинать реализацию. Процесс разработки будет следовать естественному прогрессу от бэкенда к интерфейсу и усовершенствованию каждого из них. Настройка серверной части имеет решающее значение в качестве основы для последующей разработки и конечного опыта.

Альфа- и Бета-версии конечного продукта часто будут непосредственно отражаться как вехи в дорожной карте и работать как естественный прогресс в направлении тестирования и развертывания.

Разработка включает:

  • Может начаться внутренняя разработка архитектуры, поддерживающей разработку и конечный продукт.
  • Версии
  • Alpha и Beta построены на основе серверной части, а окончательные спецификации проекта реализованы во внешней части.
  • Снова привлекаются ключевые заинтересованные стороны: Ревизия и полировка выполняются в сотрудничестве с клиентом. Учитывается обратная связь, вносятся коррективы.
  • Внесены последние штрихи для подготовки к тестированию и развертыванию.

Всякий раз, когда команда начинает работать над задачами, обязательно отслеживайте ход выполнения вашего проекта. Этого можно добиться с помощью канбан-доски или доски спринтов с возможностью регистрации времени выполнения задач.

 

4. Тестирование и развертывание

Развертывание — завершающий этап перед тем, как продукт попадет в руки конечному пользователю. Это может показаться простым, но развертывание является важным шагом. Все нужно тестировать и учитывать различные варианты использования. Проводится оценка качества (QA) кода и конечного продукта, проект запускается и становится общедоступным.

Тестирование и развертывание включает:

  • Тестирование кода и вариантов использования. Были ли успешно реализованы все требования и спецификации?
  • Оценка качества (QA) проводит анализ конечного продукта перед его запуском в эксплуатацию.
  • Продукт развернут и запущен.
  • Проект переходит в фазу обслуживания.

 

5. Техническое обслуживание

После доставки продукта начинается этап технического обслуживания. Сопровождение — это непрерывный этап улучшения функциональности, стабильности и поддержки продукта. В зависимости от характера вашего проекта дальнейшее развитие может быть частью текущего проекта или развиваться во второй непрерывный проект.

Техническое обслуживание включает:

  • Улучшение функциональности и исправление ошибок
  • Устранение проблем со стабильностью и поддержание работоспособности системы
  • Поддержка продукта

Для управления текущими проектами компании часто переходят на сотрудничество со своими клиентами на основе авансовых платежей. С Retainers клиенты будут бронировать ваши услуги на установленные периоды или «блоки» времени, чтобы получить своего рода «приоритетный режим» для платежей, сделанных заранее. У авансовых соглашений есть много преимуществ, но для большинства компаний это возможность прогнозировать доход и сосредоточиться на понимании потребностей клиента. О том, как внедрить модель ценообразования с авансовыми платежами, читайте здесь.

Выше приведен общий процесс того, как обычно продвигается цифровой проект. На протяжении всей временной шкалы крайне важно, чтобы вам удавалось удерживать проект в рамках объема, бюджета и времени. Это может быть серьезной проблемой само по себе, но есть инструменты, которые могут помочь. Прогноз — это один из вариантов, специально созданный для помощи вашей команде от начального этапа до последнего. Он следует естественному потоку, поддерживая пять шагов, описанных выше, и использует искусственный интеллект для оценки времени и затрат.

 

Что такое цифровой проект в 2022 году? Rant + Advice For Adapting

«Проекты мертвы».

Конечно, это было сказано мне в шутку моим другом, менеджером проекта, которого я очень уважаю, но что-то в этом было достаточно правдоподобным, чтобы это стоило внимания.

«Конечно, проекты не умерли», — вот что он имел в виду. Посмотрите на такие начинания, как космический телескоп Джеймса Уэбба и развертывание вакцины в разных странах во время COVID-19.пандемия.

Но в цифровом мире — мире непрерывной интеграции, частых развертываний и постоянно развивающихся продуктов — определение проекта, безусловно, меняется.

Итак, давайте отправимся в небольшое путешествие, не так ли?

В этой статье я расскажу об определении цифрового проекта, о том, как мы можем ожидать, что это определение изменится и трансформируется в ближайшие годы, и что это означает для будущего управления проектами в цифровой мир.

Попутно я коснусь следующего: 

  • Обычное определение проекта
  • Чем цифровой проект отличается от обычного проекта?
  • Типы цифровых проектов и примеры
  • Усложнение цифровых проектов
  • Навыки, на которых менеджеры цифровых проектов должны сосредоточиться

«Обычное» определение проекта

Для начала давайте начнем с «обычного» определения проекта. С 2008 года и вплоть до своего последнего воплощения Свод знаний по управлению проектами (PMBOK) Института управления проектами (PMI) определяет проект как «временное усилие, предпринимаемое для создания уникального продукта, услуги или результата».

В этом есть три ключевых компонента, каждый из которых немного неудобен в цифровом мире:

  • Это временно : проект имеет определенное начало и конец.
  • Это начинание : проект — это попытка сделать что-то с некоторой неопределенностью результата.
  • Он создает что-то уникальное : результат проекта — нечто дифференцированное и новое.

«Обычные» примеры проектов

Одним из самых распространенных и ярких «учебных» примеров проекта является строительство небоскреба. Это временно, потому что есть день, когда вы ломаете землю (определенное начало), и есть день, когда вы перерезаете большую ленту (определенное окончание). Это также усилие, в котором есть уровень усилий, связанных с отсутствием уверенности в успехе. И вообще, другого такого же небоскреба в точно таком же месте, по крайней мере, в этом измерении, нет.

Согласно тому же определению, разработка нового метода лечения редкого заболевания — это проект. Проектирование ракеты, которая возвращается на посадочную платформу, чтобы ее можно было использовать повторно, — это проект. Строительство сети 5G в континентальной части США — это проект.

Цифровые технологии усложняют то, что мы называем «типичным проектом».

Что не является проектом

Также довольно легко использовать это определение, чтобы определить, что не является проектом. Непрерывные операции, в которых нет определенного начала и конца, не являются проектами. Набор бизнес-процессов, успех которых более или менее определен, не является проектом. Производство тысяч одинаковых виджетов — это не проект.

Чем цифровой проект отличается от обычного проекта?

Итак, что отличает цифровой проект от нецифрового проекта? Разве это не просто проект, который создает что-то цифровое в качестве основного результата? Ну да и нет.

Что мы имеем в виду, когда говорим «цифровой»

Прежде всего, нам нужно определить, что мы подразумеваем под цифровым. В нашем мире цифровые технологии находятся на пересечении технологических бизнес-решений и преднамеренно ориентированного на пользователя опыта.

Это 1 и 0 в том смысле, что этот опыт доставляется с помощью программного обеспечения, но аналогичным образом этот цифровой опыт является частью многих физических продуктов. Современный автомобиль, коммерческий самолет, персональный фитнес-трекер, горнодобывающий центр — все это имеет цифровые компоненты.

Четыре измерения цифрового проекта

Существуют четыре основных измерения, которые смешиваются, чтобы определить проект как цифровой:

  • Набор дисциплин, необходимых для создания стоимости с помощью цифровых технологий
  • Цифровые инструменты, используемые для достижения целей проекта
  • Примечание: Стоит отметить, что не все четыре из этих параметров должны быть удовлетворены, чтобы сделать проект цифровым.

    Давайте углубимся в каждое измерение.

    1. Цифровая природа продукта, который он создает

    Начнем с того, что, по мнению людей, является наиболее общепринятой характеристикой цифрового проекта: цифровые проекты — это проекты, которые создают цифровой продукт.

    В начале 2000-х наиболее типичными примерами цифровых продуктов были такие вещи, как веб-сайты, приложения, активы цифрового маркетинга и реализация интрасети. В мире агентств эти продукты требовали другого подхода и большего количества технических команд, что, в свою очередь, создавало различия между рекламными агентствами и цифровыми агентствами.

    Один из способов думать о цифровых проектах: цифровые проекты создают цифровые продукты.

    Для других организаций, решивших решить проблему цифровых технологий внутри компании, он наметил курс на столкновение информационных технологий и маркетинга, создав осколки, которые в конечном итоге сформировали внутренние команды по цифровым продуктам.

    Но в наши дни определение цифрового продукта значительно расширилось и будет продолжать расширяться. Теперь он включает в себя все: от дополненной реальности, систем искусственного интеллекта и машинного обучения, корпоративных CRM, обеспечивающих многоканальную персонализацию, и даже простой массовой цифровой трансформации.

    На самом деле, как я упоминал ранее, многие проекты, которые производят физические продукты, теперь также имеют программный компонент.

    Итак, если ваш проект связан с внедрением веб-сервиса для граждан, или созданием контента для Метавселенной, или интеграцией данных ERP в режиме реального времени в терминалы на заводе, или разработкой шарфа, который отправляет данные о температуре тела на ваш смартфон, или использует программное обеспечение, чтобы каким-то образом доставить какой-то опыт — возможно, вы уже работаете над цифровым проектом.

    2. Сочетание дисциплин, необходимых для создания цифровых результатов

    Это подводит нас к самим командам. Форма команды цифрового проекта редко бывает фиксированной и постоянно меняется — отчасти потому, что технологический ландшафт меняется у нас под ногами, а отчасти потому, что глубина знаний, необходимая для освоения все более сложного цифрового ремесла, настолько обширна, что требует более глубокой специализации. время идет.

    Суть в том, что вам нужна команда, разбирающаяся в цифровых технологиях, для создания цифровых продуктов. Принимая наше предыдущее определение цифровых технологий как сочетания технологических решений с разработанным пользовательским интерфейсом для создания ценности, это обычно означает наличие конфигурации талантливых людей, которые охватывают сочетание технических, творческих и деловых аспектов.

    Хитрость заключается в том, что, поскольку определение «цифровой подкованных» постоянно расширяется, обычно не существует плана или подробного руководства о том, как все эти люди должны работать вместе. Существует также широкий спектр того, что каждый член команды должен знать о том, что делают другие люди в его команде, чтобы быть эффективным.

    Иногда это означает наличие разработчика, дизайнера и бизнес-аналитика. Но иногда это означает наличие специалиста по данным, информационного архитектора и проектировщика бизнес-процессов.

    Иногда это означает наличие технического архитектора, команды фронтенд-разработчиков, команды бэкэнд-разработчиков, цифрового стратега, сервис-дизайнера, команды UX-архитекторов, команды бренд-дизайнеров и дизайнеров пользовательского интерфейса, команда 3D-аниматоров, команда тестировщиков, владелец продукта, команда копирайтеров и, и, и — вы поняли.

    Итак, если в вашем проекте участвуют специалисты по цифровым технологиям, такие как разработчики, дизайнеры UX/UI, специалисты по обработке и анализу данных и аналитики по обеспечению качества, или если вы обнаружите, что в вашей команде работают эксперты, специализирующиеся на новых, малоизвестных или появляющихся технологиях — вполне вероятно, что вы работаете над цифровым проектом.

    3. Стратегическое использование методологий управления проектами в цифровом контексте 

    Далее давайте рассмотрим, как наши команды, разбирающиеся в цифровых технологиях, создают цифровые продукты, используя современные подходы к управлению проектами. Если вы гуглите или просто проверяете наш список наиболее распространенных методологий управления проектами, вы заметите, что существует множество вариантов — водопад, схватка, канбан, бережливое производство, критическая цепочка, гибридные подходы — и факт дело в том, что большинство цифровых проектов могут использовать любой из них.

    Но есть одна особенность, которая возникает, когда вы подходите к своему проекту с цифровым мышлением.

    В цифровом контексте вы можете быстро строить с помощью итераций и приращений, сотрудничая в режиме реального времени, чтобы добавлять уровни точности, пока не получите продукт, который потенциально готов к поставке.

    Например, люди, использующие каскадный подход, могут разделить свой проект на сборочную линию функциональных компонентов, чтобы пользователь мог начать приемочное тестирование основных функций до того, как будет завершено все решение.

    Люди, использующие agile-подход схватки, могут создать и выпустить приращение сквозной функциональности спринт за спринтом, начиная с минимального жизнеспособного опыта и наслаивая его до тех пор, пока он не будет удовлетворять всем требованиям, установленным Владелец продукта.

    Возможно, это сильно отличается от, скажем, строительства дома. Иметь готовую ванную комнату на пустом фундаменте не очень практично, и может быть трудно убедить кого-то принять «минимальный реальный опыт посещения туалета».

    Но, с другой стороны, нецифровые проекты также могут извлечь выгоду из этого мышления. Если вы создаете личный опыт обслуживания клиентов, ваша команда может сначала сосредоточиться на простой персонализации, например, знать своих клиентов по именам и записывать, что они покупали в прошлом. Затем вы можете повторить это с персональными рекомендациями или сместить акцент на платежную часть пути, не останавливая свой бизнес.

    Таким образом, если ваш проект использует такие концепции, как компонентизация, быстрые сквозные итерации, потенциально готовые к поставке инкременты продукта или даже просто совместная работа в режиме реального времени, вы, по крайней мере, выиграете от мышления цифрового проекта.

    4.
    Использование цифровых инструментов для достижения целей проекта

    Что приводит нас к четвертому и последнему измерению — использованию цифровых инструментов. Это кульминация в том смысле, что инструменты, которые мы используем, отражают методологии, которые мы выбрали для использования, команды, которые мы собрали, и продукт или результаты, которые мы создаем.

    Отличительным преимуществом цифровых инструментов является их способность обеспечивать совместную работу в режиме реального времени. С появлением инструментов управления проектами на основе SaaS, инструментов управления задачами, средств связи и инструментов для совместной работы прошли те дни, когда вручную собирались данные, чтобы получить представление о ходе проекта. Наоборот, именно с помощью этих инструментов выполняется работа, и пока команда обновляет свои задачи и результаты, данные проекта могут быть получены немедленно.

    Но это не обязательно означает внедрение общекорпоративной платформы управления проектами. Это может быть так же просто, как общий список дел для организации и управления задачами в небольшой команде.

    Это также не обязательно означает использование инструмента управления проектами. В некоторых случаях цифровой проект может извлечь выгоду из опыта команды (и поделиться этим опытом) с помощью инструментов визуальной совместной работы, таких как программное обеспечение для составления карт разума, для создания структуры разбивки работы или формулирования функциональных компонентов решения или работы, которую необходимо выполнить.

    В том же духе, встраивая рабочие процессы в свой инструмент для обмена мгновенными сообщениями, вы можете управлять коммуникациями, утверждениями и обновлениями статуса в одном инструменте, не инвестируя в какие-либо новые.

    Но отличительной чертой здесь является использование цифровых инструментов для совместной работы, коммуникации, сопричастности и эффективности. Обычно это означает использование более чем одного инструмента, и обычно использование этих инструментов по своей сути требует некоторой «цифровой смекалки» , но использование современных цифровых инструментов само по себе коренным образом меняет характер того, как вы будете управлять своим проектом.

    Итак, если вы используете набор облачных инструментов для совместной работы со своей командой и заинтересованными сторонами в режиме реального времени, возможно, вы работаете над цифровым проектом.

    Типы цифровых проектов и примеры

    Итак, какие есть примеры различных типов цифровых проектов? Как я уже упоминал, любая комбинация четырех измерений цифрового проекта может присутствовать, чтобы придать проекту цифровые характеристики. Вот несколько распространенных — и несколько менее распространенных — примеров цифровых проектов.

    Проекты по созданию цифровых продуктов

    Наиболее распространенными примерами цифровых проектов являются проекты по созданию цифровых продуктов или опыта. Это может включать:

    • Проекты по разработке и внедрению веб-сайтов или веб-приложений
    • Проекты по проектированию и разработке нативных приложений
    • Проекты по разработке программного обеспечения
    • Цифровые маркетинговые кампании

    Проекты по созданию гибридных продуктов

    Проекты, содержащие цифровой элемент в физическом продукте или опыт также можно считать цифровым проектом. Это может включать: 

    • Проекты по разработке гибридных аппаратных и программных продуктов, например создание персонального устройства для мониторинга состояния здоровья, которое подключается к приложению
    • Проекты экспериментального дизайна, такие как переработка процедуры регистрации на рейс
    • Проекты аппаратного интерфейса, такие как создание нового цифрового интерфейса для управления беспилотной подземной буровой установкой

    Проекты, использующие новейшие технологии

    новые и возникающие цифровые технологии по своей сути являются цифровыми проектами. Примеры из них могут включать:

    • Проекты расширенной реальности, такие как разработка игр Metaverse или приложений Oculus
    • Проекты в области искусственного интеллекта и машинного обучения, такие как создание виртуальной платформы финансового планирования
    • Блокчейн-проекты, такие как создание приложения, которое проверяет подлинность фирменной одежды или коллекционных предметов ограниченного выпуска

    Проекты, являющиеся частью цифровой трансформации

    Расширяя сеть в современном пространстве информационных технологий, проекты, которые являются частью более широкой трансформации всего предприятия в сторону цифровых инноваций, являются примерами крупномасштабных цифровых проектов. Некоторые примеры этого:

    • Проекты внедрения системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), такие как переход на Salesforce
    • Проекты внедрения системы управления обучением (LMS), такие как разработка нового портала обучения сотрудников
    • Проекты внедрения платформы Enterprise Resource Planning (ERP), в которых используется программное обеспечение для интеграции бизнес-процессов таких как управление производством и цепочками поставок
    • Миграция технологической инфраструктуры предприятия в облако

    Проекты, использующие цифровые средства для достижения нецифровой цели

    Но то, что ваш проект не создает цифровой результат, не означает, что это не цифровой проект. Во многих случаях проекты во всех отраслях используют цифровые инструменты для организации совместной работы и отслеживания прогресса в достижении целей проекта. Вот несколько примеров, на которые стоит обратить внимание:

    • Строительные проекты, которые отслеживают ресурсы проекта и прогресс в соответствии с планом проекта с помощью инструмента управления проектами SaaS
    • Проекты по преобразованию системы здравоохранения, в которых используются цифровые карты путешествий для создания единого центра на опыте пациентов
    • Исследовательские проекты, в которых используются программные инструменты для сбора и синтеза цифровых данных
    • Инициативы по управлению изменениями, которые проводят обучение по цифровым каналам

    Суть в том, что любой проект, связанный с цифровыми технологиями, требует определенного мышления и готовности заниматься техническими сложностями. Руководители проектов в любой отрасли были бы достаточно проницательны, если бы углубили свое понимание цифрового мира, чтобы компетентно управлять этим проектом.

    Даже если вы не являетесь менеджером проектов, занимающимся исключительно цифровыми технологиями, есть большая вероятность, что цифровые инструменты и технологии рано или поздно найдут свое место в ваших проектах!

    Где усложняются цифровые проекты

    Итак, мы говорили об определении проекта и установили некоторые параметры, определяющие, что отличает цифровой проект от нецифровых проектов, но самое интересное заключается в следующем: когда вы если свести эти две вещи вместе, четко очерченные в противном случае очертания проекта начинают расплываться и возникает вопрос: сдерживает ли нас наше определение проекта?

    Оспаривание определения проекта

    Если проект определяется как временное усилие по созданию чего-то уникального и необычного, наше цифровое мышление, когда дело доходит до методологий управления проектами, открывает несколько дверей по обе стороны спектра.

    С одной стороны, гибкие подходы к управлению проектами, такие как схватка, минимизировали и разделили определение проектов на спринты. Во многих случаях проект гибкой разработки программного обеспечения может создавать новый продукт, услугу или результат каждые несколько недель. В качестве примера, эксперт по DPM Билл Мороз однажды рассказал мне о телекоммуникационном проекте, над которым он работал, по доставке полнофункциональных услуг на рынок спринт за спринтом.

    С другой стороны, присущая цифровому продукту повторяемость расширяет определение проекта на весь жизненный цикл продукта. Дорожная карта цифрового продукта по-прежнему имеет определенное начало и определенный конец, даже если весь процесс займет несколько лет. Просто взгляните на аппаратные устройства, такие как Fitbit или Oura, которые получают новые функции за счет обновлений прошивки и приложений до тех пор, пока продукт не истечет срок его вывода из эксплуатации.

    Итак, спринт — это проект? Является ли весь жизненный цикл продукта проектом? Ну, это зависит от того, где мы хотим получить навыки управления проектами.

    Что происходит, когда мы переопределяем, что такое проект?

    В эпизоде ​​подкаста PM POV соведущий Майк Ханнан переопределил проект как вложение усилий и ресурсов, кульминацией которого являются моменты создания ценности.

    Майк утверждает, что в контексте строительства мост не является мостом до тех пор, пока он не соединит одну сторону с другой. Именно в этот момент он представляет свою ценность: в этот момент это определенно мост, даже если на нем нет нарисованных линий, обозначающих полосы движения, но до этого момента это просто две металлические конструкции, нависающие над географическим объектом, где река сужается.

    Но в цифровом масштабе это понятие имеет гораздо большую эластичность. В микромасштабе моментом доставки ценности может быть обновление транспортного приложения, которое позволяет осуществлять электронную оплату проезда с помощью дебетовых карт. В равной степени это может быть обновление операционной системы мобильного устройства, позволяющее распознавать лица, даже если вы носите маску.

    В макромасштабе моментом предоставления ценности может быть момент, когда инфраструктура цифровой идентификации регионального правительства станет достаточно всеобъемлющей, чтобы жители могли водить машину, ходить на прием к врачу и пересекать границу, не нуждаясь в кошельке. Или это может быть момент, когда несколько десятков блейд-серверов могут быть отключены и ликвидированы, потому что путь к облаку завершен.

    Я знаю, о чем вы думаете: несомненно, начинания, в которых есть руководитель проекта, — это проекты, все, что покрупнее, — это программа, а все, что поменьше, — это просто этапы проекта, верно? И да, вы купитесь на «обычные» определения. Но я думаю, что последствия пересмотра концепции проекта и того, как мы организуем людей вокруг проектов, имеют гораздо более далеко идущие последствия.

    Последствия для будущего

    Если мы продолжим эту мысль, то получим несколько серьезных последствий для будущего управления проектами. Вот четыре, которые, я думаю, окажут наибольшее влияние.

    1. Менеджеры проектов становятся функциональными менеджерами

    Менеджеры проектов исторически имели лишь временную власть над временной командой, причем эти полномочия предоставлялись чем-то столь же абстрактным, как устав проекта или просто электронное письмо. Таким образом, нам обычно приходилось управлять косвенно, используя влияние.

    Но по мере того, как организации начинают структурировать свою операционную модель вокруг цифровых продуктов, а жизненные циклы продуктов начинают все больше и больше походить на цепочки последовательных проектов, появляется преимущество в использовании общих знаний проектной группы.

    Итак, есть мир, в котором менеджеры проектов начинают иметь согласованные проектные группы для нескольких проектов в течение большого промежутка времени. Это также означает, что существует мир, в котором менеджеры проектов становятся формальными менеджерами по персоналу, а их проектные команды являются их непосредственными подчиненными.

    PS — это уже начинает происходить в дальновидных цифровых агентствах в виде специальных проектных групп или групп.

    2. Совместная работа нескольких менеджеров проектов

    Слегка двигаясь в противоположном направлении, также существует мир, в котором несколько менеджеров проектов работают вместе над одним проектом.

    Обычно менеджеры проектов являются единственными в своем роде в команде проекта. Но если вы начнете рассматривать спринт как отдельный проект и согласитесь с тем, что сфера цифровых технологий расширяется со скоростью, которая делает невозможным для одного человека глубокое понимание того, что требуется для создания цифрового продукта или опыта, возникает вопрос: а что, если бы у каждого спринта был свой руководитель проекта?

    Например, что, если ваши сильные стороны связаны с этапами разработки проекта, но ваш коллега лучше справляется с управлением технической архитектурой и глубокой интеграцией? Может ли быть отдельный руководитель проекта для каждой фазы или спринта в рамках жизненного цикла проекта, не создавая при этом неэффективности или пробелов в знаниях?

    Если менеджеры проектов смогут работать вместе, чтобы приносить больше пользы, то управление проектами в парах или кластерах может стать обычным явлением раньше, чем вы думаете.

    3. Скоро все станет цифровым

    Это может предать мою всеобъемлющую посылку о том, что цифровые проекты во многом отличаются от нецифровых проектов, но если вы посмотрите на то, как реализуются проекты, и на сложность совместных человеческих усилий на горизонте , трудно отрицать, что цифровые инструменты, цифровой опыт и цифровое мышление не скоро станут частью каждого проекта.

    На достаточно длительной временной шкале электронной таблицы, хранящейся локально на чьей-либо рабочей станции, будет недостаточно для организации, управления и отслеживания совместной работы над проектом. В течение достаточно долгого времени любой физический продукт будет выигрывать от программного или микропрограммного компонента, обеспечивающего взаимосвязь и цифровые обновления продукта. На достаточно длительной временной шкале каждый проект должен будет учитывать, будет ли быстрый, поэтапный и итеративный подход, включающий совместную работу в реальном времени, создавать эффективность.

    Через некоторое время все станет «цифровым» . И мы только ускоряемся к реальности, в которой доминируют цифровые технологии.

    4. Цифровые инструменты изменят вашу роль для вас

    Нравится вам это или нет, но ваша роль руководителя проекта изменится. Частично это связано с используемыми нами инструментами и технологиями и их влиянием на методологии управления проектами.

    Во-первых, инструменты управления проектами, обеспечивающие наглядность процесса управления проектами и проектных задач, незначительно повышают восприимчивость вашей команды к управлению проектами. Они могут видеть, как меняется проект, если они опаздывают с задачей, попадающей на критический путь. Они могут подключаться к разговорам в представлениях задач, чтобы поддерживать процесс принятия решений в режиме реального времени или предоставлять обновления заинтересованным сторонам без вашего участия в качестве посредника. Они могут взять на себя больше собственности.

    Кроме того, программное обеспечение для совместного управления проектами становится достаточно умным, чтобы собирать данные для вас и складывать кусочки головоломки воедино, чтобы вы не были обременены более ручными административными задачами, которые традиционно связаны с управлением проектами. Обновления вашего статуса могут быть уже предварительно заполнены. Возможно, ваши «назойливые» электронные письма о выполнении задач уже автоматизированы. Возможно, ваш план проекта уже актуален.

    Возможно, вы хотели бы тратить меньше времени на мелочи, чтобы вы могли быть более стратегическими. Что ж, будьте готовы пересмотреть то, как вы повышаете ценность своего проекта, чтобы вам не грозило исчезновение.

    Навыки для менеджеров цифровых проектов, на которых следует сосредоточиться

    Итак, если вы признали, что эти последствия находятся в пределах досягаемости, следующий вопрос заключается в том, как вы, как руководитель проекта, можете подготовиться к будущему управлению проектами. Вот мое мнение о том, что будет включать следующее поколение навыков управления проектами:

    Повышение квалификации по управлению персоналом

    Быть чьим-то непосредственным карьерным менеджером — это не то же самое, что быть чьим-то менеджером проектов. Если ваши проекты начинают больше склоняться к тому, чтобы ваша проектная команда была вашими непосредственными подчиненными, вы захотите начать расширять свое понимание лучших практик управления — таких вещей, как постановка целей и ожиданий, измерение индивидуальной эффективности, предоставление возможностей для обучения, ведение переговоров о заработной плате и повышение заработной платы, и обеспечение солидного опыта сотрудников.

    Если вы ищете, с чего начать, загляните на наш дочерний сайт People Management People, на котором есть отличные ресурсы для начинающих людей-лидеров.

    Повышение навыков совместной работы

    Если вы похожи на меня, то, вероятно, большую часть своей карьеры вы провели в роли одинокого волка на острове ПМ. Если вы похожи на меня, вы уважаете своих коллег-руководителей проектов, но также тайно ведете с ними жесткую конкуренцию. Что ж, пришло время изменить свое мышление.

    В мире, где вы можете управлять проектами в парах, чтобы обеспечить достаточное освещение сложных цифровых дисциплин и мероприятий, вы должны быть готовы раскрыть свои карты и прозрачно сообщить о своей тактике.

    Это означает, что нужно наточить коньки, документируя то, чем раньше не приходилось делиться за пределами собственного мозга. Это означает улучшение ваших коммуникативных навыков и вашего эмоционального интеллекта. Это означает стать достаточно смиренным, чтобы понять свои сильные и слабые стороны.

    Повышение квалификации в области цифровых технологий

    Возможно, вы были стойким противником цифровой революции или считаете себя признанным экспертом в области цифровых технологий. В любом случае было бы разумно поддерживать хотя бы интерес к цифровым технологиям, если вы хотите, чтобы ваш проект достиг желаемого результата.

    По мере того, как проекты и их цифровые измерения становятся все более сложными, ведение контрольного списка действий по проекту не поможет руководителю проекта. И в тот момент, когда вы почувствуете, что знаете все, что вам нужно знать о каком-либо аспекте цифровых технологий, ваши знания устареют.

    Чтобы расширить свои знания о цифровых технологиях и поддерживать их в актуальном состоянии, рассмотрите возможность подключения к таким сообществам, как The Bureau of Digital и нашему собственному сообществу участников DPM.

    Повышение квалификации по инструментам

    Независимо от того, были ли вы верны одному программному обеспечению для управления проектами на протяжении десятилетий или работали с различными инструментами на протяжении всей своей карьеры, стоит глубоко погрузиться в последние тенденции с точки зрения возможности и функциональность, чтобы гарантировать, что вы не слишком близоруки полагаетесь на подмножество того, на что способно современное программное обеспечение для управления проектами.

    Диаграммы Ганта великолепны (я их обожаю, и в этой статье я написал им любовное письмо), но большинство инструментов теперь имеют множество представлений, позволяющих взглянуть на вехи и зависимости с другой точки зрения. Они также могут включать в себя предоставленные шаблоны, которые позволяют вам реконструировать лучшие отраслевые практики для улучшения вашей игры.

    Пока вы занимаетесь этим, подумайте о ценообразовании и процессе приобретения программного обеспечения на вашем рабочем месте. В какой-то момент вас могут попросить возглавить процесс выбора программного обеспечения.

    Будущее цифровых проектов

    Хорошо, это было довольно долгое путешествие, но я думаю, что суть в следующем: характеристики того, что отличает цифровой проект от нецифрового, могут различаться, но применение цифрового отношение к любому проекту, оно проливает свет на совсем другое будущее управления проектами, которое большинство людей еще не до конца осознало.

    Если вы считаете эту версию будущего привлекательной, сейчас самое время начать повышать квалификацию в области управления персоналом, равноправного сотрудничества и цифровых технологий.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *