Принципы и основы веб-дизайна / WAYUP
Успешность сайта и реализация его целей очень сильно зависят от стилистики, удобства и подачи. Все это относится к основам веб-дизайна и лежит на плечах специалиста. Не важно, каких масштабов и направления ресурс, даже одностраничный сайт должен делаться грамотно, ведь это компонент фирменного стиля предприятия, его визитная карточка, показатель уровня в глазах клиентов и конкурентов.
Основы web-дизайна учитывают очень многие направления, которые необходимо применять в работе. Конечно, эта отрасль гибкая и динамичная, ежедневно меняются тренды и появляются новые решения. Но есть ряд базовых основ коммерческого веб-дизайна, без которых проект может потерпеть неудачу. Рассмотрим каждый из них подробно.
Принцип акцентирования
Все функциональные и графические элементы играют свою роль, но есть среди них более важные и менее важные детали. Нужно правильно выделить основное, заранее продумать иерархию, чтобы внимание посетителя привлекалось нужными элементами в требуемом порядке. Основная цель – сделать так, чтобы человек быстрее нашел именно ту информацию, которую мы хотим ему показать. Это все кажется очевидным и понятным, но именно в данном вопросе новички делают больше всего ошибок, расставляя акценты случайно или выделяя сразу несколько элементов, разных по уровню значимости.
Принцип лаконичности
Когда разрабатывается дизайн веб-сайта, основа его должна иметь ограниченное число деталей, чтобы пользователь не потерялся в обилии элементов и эффектов. Визуальная составляющая очень важна, но нельзя работать над украшением в ущерб практичности. Главная цель – не запутать посетителя, не оказать на него слишком большое давление нагромождением деталей.
Часто это правило нарушается при желании показать все свои навыки и умения, что приводит к перегруженности эффектами. Изобилие различных смысловых, рекламных и графических блоков приводит к утомляемости и дальнейшей потере интереса со стороны пользователя.
Принцип сбалансированности
Основы композиции в веб-дизайне предполагают уравновешенность всех функциональных и визуальных элементов, которые расположены на странице. Они должны равномерно распределяться. Если в одной части нужно сделать целую группу деталей, то необходимо добавить примерно равные по весу элементы в противоположной части для баланса. Это один из самых тонких нюансов в разработке дизайна, так как многое в нем полагается на внутреннее чувство стиля и чутье специалиста. Ведь расстановка не всегда должна быть симметричной, но гармония в ней обязательна.
Принцип контраста
Для привлечения внимания потенциального клиента сайта одним из самых простых инструментов является выделение элементов по этому правилу. Каждая важная деталь должна контрастировать со стоящими рядом. При равномерной картинке можно получить эстетичный внешний вид страницы, но если детали сливаются, то на них никто не обратит внимание.
Принцип упорядочивания
Гармоничная расстановка элементов в рамках продуманных линий и границ позволяет дополнить предыдущее правило контраста – броские детали не будут раздражать, если грамотно их расставить. Тогда страница будет смотреться аккуратно и естественно, никакие мелочи не потеряются.
Принцип повторения
Для получения единого стиля важна унификация образов – очертаний, шрифтов, линий, цветовых решений, кнопок и прочих деталей, используемых при дизайне. Так внешний вид будет более согласованным, понятным и предсказуемым для посетителя, что облегчит работу на странице.
Удобство восприятия
Грамотная компоновка, некоторая стандартизация и традиционность важны для удобства пользователя. Если задача заключается в привлечении аудитории, то не стоит внедрять слишком вычурные решения, которые могут показаться оригинальными, но по факту будут раздражать и запутывать потенциального клиента. Нужно придерживаться правил простоты чтения, элементарной навигации, привычных методов просмотра – того, что называют интуитивно-понятным интерфейсом.
Курсы по основам коммерческого веб-дизайна
Всегда между основными принципами веб-дизайна имеется взаимосвязь – гармоничное сочетание этих элементарных приемов и правил позволит создать качественный продукт. Но это только база, которая не дает гарантий успеха, хотя и помогает максимально к ним приблизиться. Все равно нужно работать над более детальными улучшениями, углублять свои знания и постоянно следить за трендами. В этом помогут специализированные курсы WAYUP, которые рассчитаны не только на новичков, но и на опытных специалистов, желающих повысить свой уровень.
Уникальные курсы основ веб-дизайна для начинающих откроют секреты создания привлекательных сайтов – программа постоянно обновляется в соответствии с современными тенденциями отрасли, а непосредственно уроки основ веб-дизайна проводят практикующие специалисты.
Записывайтесь на обучение прямо сейчас и станьте востребованным профессионалом!
Основные принципы веб-дизайна и их характеристики | DesigNonstop
Современный веб-дизайн базируется на принципах акцентирования, контраста, балансировки, выравнивания, повторения и удобстве восприятия. Чем больше внимания вы будете уделять этим принципам, тем более удачным в итоге получится ваш дизайн. Если же вы будете забывать об основах, то зачастую будете оказываться на неверном пути при создании дизайна. Прокручивая у себя в голове основы, вы можете сконцентрироваться на нужных аспектах и создать уникальный дизайн. Однако, имейте в виду, что простое следование формуле не гарантирует успеха. Эти принципы — не рецепт, а скорее ориентиры, по которым вы должны следовать на пути создания успешного дизайна.
Акцентирование
Акцентирование — это подчеркивание особой важности или значимости какого-либо элемента. Во многом оно тесно связано, а то и совпадает с понятием иерархии. Чтобы соблюсти в процессе создания сайта принцип акцентирования, необходимо проанализировать содержимое сайта и выяснить, какая иерархия элементов имеет место в его содержимом. Выяснив это, вы можете создать сайт с грамотно реализованной иерархией.
Отличный способ определить, на чем нужно сделать акцент — представить себе перечень элементов, которые требуются на веб-странице. Затем необходимо прикинуть, каков будет порядок важности этих элементов. После этого, держа в уме свои прикидки, можно приступать к созданию дизайна, в котором визуальная иерархия веб-страницы будет отражать важность элементов, определенную вами ранее.
Одна из причин, по которым это так важно, состоит в том, что вы сможете избежать акцентирования на всем сразу. Кроме того, это позволит избежать ловушки в виде так называемой случайной иерархии. Всегда лучше заранее решить, какие именно элементы будут иметь приоритет в визуальном плане, а не оставлять его на волю случая. Если вы пытаетесь сделать акцент на всем сразу, то в действительности вы ни на чем не акцентируете внимание пользователя.
Контрастирование
Контрастирование — это визуальная дифференциация двух и более элементов. Элементы с высокой степенью контрастирования выглядят четкими и обособленными, в то время, как элементы с низкой степенью контрастирования кажутся сливающимися и имеют тенденцию смешиваться в единую массу. Существует множество характеристик элементов дизайна, которыми можно манипулировать с целью достижения необходимой степени контрастирования элементов, включая цвет, размер, местоположение, тип и толщину шрифта.
Если элементы дизайна будут контрастировать между собой, это придаст визуальное разнообразие сайту и позволит избежать заурядности в его внешнем виде. Контрастирование также позволяет привлекать внимание, обеспечивая акцент на определенных элементах.
Между основными принципами дизайна имеется взаимосвязь, которая проявляется в том, что контрастирование затрагивает акцентирование, удобство восприятия и прочие принципы дизайна. Самое большое влияние контрастирование оказывает на визуальную иерархию веб-страницы, поскольку оно часто используется для обеспечения желаемого акцента на конкретных элементах.
Таким образом, оно помогает быстро привлекать внимание к ключевым элементам, например к содержимому, элементам, позволяющим содержать определенные действия, или к тексту, дающему понять, в чем заключается назначение сайта. Как и всегда, следует принимать в расчет цель, преследуемую сайтом, чтобы намеренно привлекать внимание пользователя к соответствующим элементам посредством продуманного контрастирования.
Балансировка
Принцип балансировки крутится вокруг идеи о том, как распределены элементы в дизайне и как они соотносятся с общим распределением визуальной нагрузки в рамках веб-страницы. От этого зависит то, насколько уравновешенным окажется дизайн в визуальном плане. Группирование элементов в дизайне создает визуальную нагрузку.
Обычно эта нагрузка уравновешивается путем использования равнозначной нагрузки, находящейся на противоположной чаше «весов», благодаря чему достигается баланс в дизайне. Если не сделать этого, то результатом будет ощущение неуравновешенности дизайна, хотя сие не означает, что дизайн обязательно будет плохим. Однако, хорошо сбалансированный дизайн создает тонкое ощущение уравновешенности и, как правило, оказывается более привлекательным.
Баланс бывает двух видов: симметричный и асимметричный. Симметричный баланс в дизайне достигается, когда левая и правая половины дизайна относительно той или иной оси являются как бы зеркальными копиями друг друга и несут идентичную визуальную нагрузку. Как правила, это характерно для сайтов, где логотип и верхнее меню визуально располагаются по центру.
Асимметричный баланс достигается, когда визуальная нагрузка в рамках веб-страницы равномерно распределяется по той или иной оси, однако, отдельные элементы двух составляющих дизайна не являются зеркально одинаковыми. Кстати, мой сайт DesigNonstop является примеров асимметричного баланса.
Балансировка является одним из тонких аспектов дизайна, к которому многие из нас будут прибегать инстинктивно. Не выглядит ли ваш дизайн будто бы перевернутым с ног на голову? Не кажется ли он неуравновешенным? Именно такие вопросы вы должны задавать себе, чтобы понять, имеются ли у вас недочеты в балансе.
Выравнивание
Выравнивание — это упорядочение элементов таким образом, чтобы они максимально близко подступали к естественным линиям или границам, которые они образуют. Сделав это, вы унифицируете элементы. Данный процесс часто называют работой с сеткой. Невыровненные элементы имеют тенденцию отбиваться от общей группы и требовать унификации, к которой мы часто так стремимся. К примерам выровненных элементов можно отнести расположенные по одной линии заголовки двух столбцов, либо левые края находящихся друг над другом элементов, выровненных относительно друг друга.
Эти примеры довольно очевидны, однако на веб-страницах возможны и намного более замысловатые выравнивания, которые позволяют добиться унифицированного и привлекательного дизайна. Если вам доведется столкнуться с задачей, которая заключается в том, чтобы взять существующие на бумаге образцы дизайна и реализовать их в коде, то для вас особенно важным будет знать о необходимости соблюдения данного принципа.
При выполнении этой задачи часто оказывается утомительным и сложным воспроизвести в дизайне выравнивание, которое задумывалось изначально. Однако проблема заключается не только в самой процедуре, но также и в том, что эти детали очень легко упустить из виду. Поэтому знание того, что необходимо соблюдать принцип выравнивания, является немаловажным для веб-разработчика при реализации дизайна в коде.
Повторение
Повторение предполагает неоднократное использование в дизайне одних и тех же элементов разными способами. Дизайн, который содержит повторения, становится унифицированным. Повторение может выражаться во множестве форм, включая использование того же цвета, очертаний, линий, шрифтов, изображений и общего подхода к стилизации.
Зачастую соблюдение данного принципа оказывается неизбежным, поскольку если дизайн не включает в себя повторяющихся элементов, то это обычно свидетельствует о том, что он лишен логической связанности. Повторение несет в себе такое огромное преимущество, как предсказуемость. Пользователь ожидает увидеть уже знакомые ему вещи, если в ключевых элементах дизайна прослеживаются согласованность и постоянство.
Слишком часто бывает так, что тот или иной сайт теряет свою визуальную связанность из-за того, что на каждой его странице дизайнер использует совершенно разные подходы к оформлению, вместо того, чтобы выработать какую-то одну методику и брать ее за основу.
Удобство восприятия
Восприятие своего рода тропинка, которой пользователь придерживается при визуальном ознакомлении с элементами дизайна. Оно главным образом зависит от того, на чем дизайнер сделал акцент и в какой мере он обеспечил контрастирование элементов между собой. Фактически удобство восприятия всецело будет зависеть от того, как дизайнер скомпоновал все элементы страницы.
Когда вы будете обдумывать, как обеспечить удобство восприятия, не забывайте о естественном порядке вещей. Согласно исследованиям, люби склонны осматривать те или иные вещи в предсказуемой манере. Обычно человек скользит взглядом слева направо и сверху вниз. Именно поэтому сайты, которые навязывают пользователям изучение содержимого справа налево, отталкивают тех, кто привык это делать слева направо.
В том, чтобы идти против естественного порядка вещей, нет ничего неправильного; нужно лишь принимать во внимание возможные последствия подобного решения. Каждый сайт обеспечивает для пользователя определенное восприятие, которое может быть как удобным, так и неудобным. Но как понять, что сайт не будет обеспечивать удобство восприятия своего содержимого? Наверное предпочтение будут иметь те сайты, которые обеспечивают плавный, комфортный и максимально естественный процесс восприятия.
Сайт может иметь сложную структуру, но должен обеспечивать естественный и удобный подход к восприятию своего содержимого, чтобы не приходилось прыгать взглядом по веб-странице. Сайт, который обеспечивает удобное восприятие, способствует тому, чтобы у человека возникло желание еще раз пройтись взглядом по тому, что он уже посмотрел, то есть поддерживать у него интерес.
По материалам книги Патрика Макнейла «Веб-дизайн. Идеи. Секреты. Советы«.
Базовые принципы веб-дизайна, основные принципы web-дизайна
От автора: здравствуйте, дорогие новички в сфере веб-дизайна и пламенный привет опытным старожилам. Те, кто давно в этом деле, наверняка уже знают, что для создания успешных проектов высокого уровня надо придерживаться определенных стандартов. В сегодняшней статье я хочу затронуть ключевые принципы веб-дизайна и подробно остановиться на каждом из них.
Зачастую неопытные разработчики не придерживаются общепринятых стандартов, то ли из-за незнания, то ли из-за мыслей, что они умней других, а потому получают на выходе ужасный результат. Современный веб-дизайн можно разделить на 6 основных составляющих: акцент, контраст, баланс, точность, стиль и удобство восприятия.
Прокручивая у себя в голове каждый из этих параметров, во время создания графического макета вы сконцентрируетесь на самых важных деталях будущего проекта. Основные принципы web-дизайна — это не волшебная формула, способствующая решению задачи за считанные секунды, это фундамент, на котором можно построить серьезный проект.
Акцент
Каждый опытный мастер веб-дизайна знает о важности акцентирования внимания на ключевых элементах сайта. Если графическое выделение будет разбросано по всем частям страницы, то можно даже не надеяться на успешный результат (в особенности, если речь идет о коммерческом проекте).
В первую очередь, необходимо определить ключевые элементы на сайте и расставить их приоритетность. Менее важные детали оставьте в тени, а элементы с высоким приоритетом постарайтесь ненавязчиво выделить на общем фоне.
Веб-дизайн. Быстрый старт
Изучите курс и узнайте, как создать дизайн и протопип сайта в Figma
Узнать подробнееЧтобы грамотно выполнить подобный процесс, проведите глубокий анализ своего проекта и его целевой аудитории. Найдя однозначный ответ на вопрос касательно того, зачем посетители заходят на ваш сайт, можно будет акцентировать внимание на определенной зоне (например, каталоге товаров или блоке новостей).
Осуществляется это не только с помощью ярких графических заманух, но и, к примеру, путем разработки удобного и нестандартного навигационного блока, на который хотелось бы нажать.
Думайте, в первую очередь, о пользователе и соблюдайте базовые принципы веб-дизайна, и тогда троллейбус клиентов и безбедная старость вам обеспечены.
Контраст
При разработке веб-дизайна важно соблюдать общий контраст — визуальную дифференциацию нескольких элементов. Фирменный стиль, конечно же, имеет большое значение, однако не превратите страницу в сплошную монотонную кашу. Если хотите, чтобы посетители задерживались подольше, то картинка не должна сливаться. Основные элементы на сайте нужно четко выделить, чтобы проглядывалось визуальное разнообразие.
Существует большое количество способов для выполнения контрастирования. Сделать это можно с помощью изменения размера шрифта, добавления необычных цветов, замены расположения элементов и т. д.
Баланс
Одним из ключевых принципов web-дизайна является балансировка. Старайтесь никогда не впадать из крайности в крайность. Визуальная нагрузка должна быть равномерно распределена по всей странице. Веб-сайт не должен выглядеть пустым, однако, перегрузка графикой еще больше усугубит ситуацию.
Не стоит использовать при создании web-дизайна слишком много цветов, однако, оформление в двух тонах — тоже не самое удачное решение. Один шрифт это хорошо, но вы не боитесь, что в вашем случае все сольется воедино? Как видите, во время разработки веб-дизайна появляется множество спорных моментов. Если не хотите ошибиться, то в любой непонятной ситуации выбирайте золотую середину.
Точность
Старайтесь не допускать при разработке нового веб-дизайна любого рода неточности. Размер идентичных блоков должен совпадать пиксель в пиксель, все элементы обязаны как можно ближе подгоняться под границы страницы и максимально эффективно задействовать свободное пространство. Не пожалейте немного времени на дополнительную перепроверку и доработку мелких деталей, чтобы ваш профессионализм никогда не поддавался сомнению со стороны заказчиков.
У новичков, в большинстве случаев, самым проблемным местом, в котором возникает множество неточностей, является разработка фонового изображения для сайта. Не забывайте, что идеальное отображение на вашем экране еще не значит, что картинка будет так же выглядеть и у всех. Учитывайте разные разрешения, браузеры, форматы мониторов и т. д.
Стиль
Фирменный визуальный стиль дизайна предполагает использование на всех элементах сайта одинакового графического почерка. Должна прорисовываться четкая цветовая палитра, отличительные линии, очертания и сбалансированный набор шрифтов. В идеале стоит разработать единую стилизацию и для изображений на сайте.
Ясно прорисовывающаяся логическая связь элементов облегчит процесс поиска необходимой информации для пользователя. Заходя на новый раздел, он будет концентрироваться исключительно на блоке контента, а не на том, что единороги превратились во фламинго.
Некоторые люди на кураже креатива пытаются сделать каждую веб-страницу уникальной, не похожей на остальные, запутывая посетителям мозги. Подобный подход однозначно можно назвать неправильным. Должна прорисовываться четкая структура сайта и приятная для глаз стилизация. Это неизбежная часть любого проекта высокого уровня.
Удобство восприятия
Восприятие представляет собой своеобразную тропу, по которой пользователь передвигается по сайту, изучая его визуальную составляющую. Человек будет следовать по тому маршруту, который для него здесь протоптан.
Если веб-дизайнер не расставил определенных акцентов и не потрудился наладить визуальный контраст, то посетитель попросту покинет сайт, не желая долго разбираться в том, что здесь и как работает. Избегайте излишней замудренности, все должно быть максимально просто и понятно. За долю секунды человеку нужно понять, как получить то, зачем он пришел.
Надеюсь, вам понравилась сегодняшняя статья про основные принципы веб-дизайна, ведь я постарался сделать ее максимально ёмкой, но при этом пропитать большим количеством ценной информации. Это лишь одна сотая часть того, что можно было рассказать на эту тему, поэтому подписывайтесь на мой блог и первыми узнавайте о выходе новых интересных материалов.
Если хотите узнать о том, с чего лучше начать карьеру веб-дизайнера, или у вас есть еще какие-либо вопросы, обращайтесь, чем смогу помогу. Делитесь ссылкой на блог с друзьями, да и сами заходите почаще, всем пока!
Веб-дизайн. Быстрый старт
Изучите курс и узнайте, как создать дизайн и протопип сайта в Figma
Узнать подробнееВеб-дизайн. Быстрый старт
Изучите курс и узнайте, как создать дизайн и протопип сайта в Figma!
Смотреть видео10 ключевых концепций веб-дизайна / WAYUP
Сайт несет в себе идею и преследует определенную цель. Чтобы правильно передать этот посыл используется огромное количество самых разных элементов и деталей, но всегда есть база, на которую все это ложится. Независимо от стиля сайта, его назначения и масштабов он должен подчиняться основным концепциям, без которых хороший дизайн невозможен.
Принципы веб-дизайна, которые мы рассмотрим являются фундаментом для построения действительно качественного сайта, который будет эстетичным и эффективно решит задачи заказчика.
Цвет
Цвет вызывает определенные ассоциации, несет смысл, создает эмоциональный резонанс и максимально помогает передать основную идею дизайна. При подборе палитры нужно учитывать главную задачу сайта, особенности целевой аудитории и фирменный стиль при его наличии.
Начинать нужно с подбора фона, потом определить цвет для основных и второстепенных акцентов. Уже исходя их этого найти самые удачные промежуточные решения. Задача усложняется, если у компании уже есть корпоративные цвета – очень важно использовать их в дизайне сайта, но не всегда они достаточно хорошо вписываются в концепцию. Тут мастерство дизайнера нужно как никогда, изящный выход из положения покажет уровень профессионализма.
Роль оттенков и их сочетаний в веб-дизайне заслуживает не короткого пункта в статье, а целой энциклопедии, эта тема очень обширна. Цветовые решения затрагивают области психологии, графики и маркетинга, поэтому при подборе требуется вникнуть в тему.
Контрастность
Картинка не должна быть монотонной, даже самые нежные и утонченные проекты обязательно должны иметь контрастные детали. Это не означает обязательно яркие акценты, просто элементы нужно располагать так, чтобы они оттеняли друг друга. Здесь снова поднимается вопрос корпоративного стиля – важно грамотно обыграть его таким образом, чтобы значимые детали не сливались и не терялись на странице.
Сайты с контрастным визуалом воспринимаются проще, на них легче найти нужную информацию. Контрасты по своей сути являются раздражителями, поэтому привлекают внимание, в то время как слишком монотонная картинка заставляет мозг успокоиться и заскучать, такой сайт не цепляет, и посетитель уходит.
Контрастность достигается не только цветом, но и шрифтом, размером и расположением элементов.
Типографика
Шрифт является одним из основных элементов, от правильности его подбора и применения зависит восприятие информации. Иногда можно построить на основе шрифта весь дизайн, например, когда у компании уже есть фирменный стиль.
Важно не только впечатление от определенного типа написания, но и от сочетания шрифтов. Иногда комбинации самых простых решений могут стать выигрышными, дополнить друг друга и дать ошеломительный эффект, а иногда даже самые стильные шрифты вместе станут провалом.
Акцентирование
Ключевые элементы сайта требуют выделения – посетитель должен четко видеть ту информацию, которую владелец хочет до него донести. При этом акценты на разных элементах не могут быть равноценными – обязательно нужно выделять первостепенные детали и второстепенные.
Для создания визуальной иерархии можно использовать размер, цвет, анимацию и уникальные эффекты. Также привлекательность блока можно обыграть нестандартной навигацией, на которую хочется нажать.
Успеха в вопросе расстановки приоритетов можно добиться после тщательного анализа целей заказчика и потребностей целевой аудитории – совмещение двух этих понятий дает точку опоры, которая и будет главным акцентом. Ведь важно не только направить потенциального клиента по нужному нам пути, но и заинтересовать его. Именно поэтому главный акцент должен отображать потребность посетителя, быть ему понятным и привлекательным.
Баланс
При формировании структуры во внимание берется не только иерархия акцентов по степени важности, но и их визуальный баланс на странице. Нужно уравновешивать каждый элемент, добиваясь гармоничной композиции. И все было бы просто, если бы сайты делались симметричными – поставь элемент, добавь на другую сторону такой же и готово. Но симметрия в большинстве случаев не используется и может убить эстетику. Так что в этом вопросе нужно полагаться на внутреннее чутье, вкус и знания основ композиции.
Композиция
Существуют стандартные правила разметки, в который учитываются те точки, которые привлекают внимание в первую очередь – в этих местах стоит располагать самую важную информацию. Классическая схема – деление страницы на девять клеток двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. Но оптимальная разметка зависит от специфики сайта. Также используются данные о направлении взгляда при чтении – чаще всего пользователь, изучая сайт, двигается по схемам в виде букв Z или F.
Кроме акцентов и сбалансированности нужно учесть необходимость свободного пространства, оно крайне необходимо для упрощения восприятия. «Воздух» как композиционный элемент иногда важнее графики.
Умеренность
Золотая середина – лучшее решение в большинстве ситуаций. И это не означает, что нужно делать скучный стандартный дизайн, вовсе нет. Просто необходимо знать меру во всем, так как недостаток элементов так же губителен, как и избыток. Если графики мало, то страница кажется пустой, а перегруженность быстро утомляет и раздражает пользователя. Это касается еще и количества использованных цветов, интерактивных элементов, шрифтов. Востребованный сейчас лаконичный дизайн никогда не покажется пресным и скудным, и тем более аккуратность не исключает функциональности. В то же время, если нужно сделать броский, кричащий сайт, то это не значит, что он должен быть перегружен деталями.
Внимание к деталям
Любая гениальная задумка может быть испорчена недостаточной точностью ее проработки. В веб-дизайне не место случайным деталям, незадействованному пространству, несоответствию размеров равноценных блоков. Каждая мелочь требует тщательной проверки, все возможные действия пользователя нужно просчитать и сделать сценарий идеальным. При этом важно учесть и такие нюансы, как отображение в разных браузерах и форматах мониторов, а также креативно оформленная страница 404.
Унификация
Повторяющиеся элементы в стиле определяют его как завершенный и цельный дизайн. Важно продумать единый вид для кнопок, функциональных элементов, общего формата страниц сайта. Это не просто требование к эстетике, но и важное условие для комфортной навигации – посетитель не хочет искать отличия, он стремится быстро интуитивно проводить параллели между схожими элементами и использовать их.
Каждая страница сайта выполняется в заданном стиле. Даже если есть требование сделать их разными, изменять лучше только незначительные детали. Например, сохраняются плавные линии, общая цветовая гамма, вид кнопок, шрифт, но меняется фон и анимация.
Простота
В творческом порыве иногда хочется сделать что-то совершенно уникальное, вложить все свои навыки, продемонстрировать уровень и удивить действительно оригинальным подходом. И в итоге такой сайт смогут оценить профессионалы с технической точки зрения, но обычный пользователь просто не поймет всех этих стараний и заблудится в нестандартной структуре.
Смысл в том, чтобы сделать сайт максимально простым для посетителя, позволить ему легко находить нужные блоки, производить действия легко и интуитивно. Если сайт слишком вычурный, то пользователь просто покинет его в поисках более привычного. Он хочет видеть стандартный подход, который ему близок.
Усложнять просто, упрощать сложно. И как раз такой труд тоже оценят специалисты, потому что создание максимально простого пользовательского интерфейса требует титанических усилий и мастерства.
Здесь, как и в некоторых других принципах, стоит учитывать национальные и культурные особенности. Например, азиатские и арабские сайты сильно отличаются от американских и европейских.
Как использовать базовые концепции?
При разработке дизайна необходимо постоянно проверять соответствие своей работы ключевым принципам и даже отталкиваться от них изначально. С практикой это становится бессознательным навыком, дизайнер не задумывается над деталями, делает их автоматически, потому что понимание правильного подхода уже сформировано. Тогда работа проходит легко и непринужденно, остается только вносить креатив и реализовывать себя как специалиста.
Увидеть, как на практике применяются основные принципы веб-дизайна можно на мастер-классе «Основы грамотного веб-дизайна: большая практика»
Мастерами не рождаются, это кропотливый труд, который требует постоянных усилий и практики. И это означает, что каждому под силу обучиться тонкостям веб-дизайна и стать профессионалом. Начать можно с бесплатного курса «Веб-дизайнер: Взрывной старт».
Использование вышеперечисленных принципов позволит создавать хорошие работы, а опыт, развитие вкуса, постоянное повышение квалификации и творческий подход помогут делать великолепную детализацию и стать настоящим профессионалом.
10 базовых принципов визуального дизайна / Habr
Вчера я слушал подкаст и обратил внимание, как кто-то задавал вопрос и по ходу дела сказал: «Старый фанат, впервые звоню». По какой-то причине это заставило меня подумать о Medium. Я читаю тут статьи давным-давно, но никогда не вставлял свои два цента. Сегодня тот день, когда это изменится.Для начала я решил написать о чём-то, что мне близко, о визуальном дизайне (он же графический дизайн), более конкретно об основных принципах, использование которых пришло с опытом, и которые я считаю наиважнейшими для хорошего выполнения моей работы.
Не хочу раздувать статью, поэтому буду краток по каждому принципу. Тем, которые заслуживают более подробного изложения, я могу посвятить полноценную статью в будущем.
Итак, готовы? Всё начинается с…
#1 Точка, линия и форма
Это основные строительные блоки любого дизайна, не важно чего. С ними вы можете создать всё что угодно, от простых иконок до очень сложных иллюстраций, всё сделано сочетанием этих простых элементов.
В геометрии точка — это комбинация координат x и y, добавьте ось z — и вы в трёхмерном пространстве, но ограничимся двумя измерениями в этой статье.
Точка > линия > форма
Если соедините две точки, то получите линию. Линия, состоящая из необъятности точек, немного похожа на гроздь атомов, которые формируют молекулы, а они, в свою очередь, формируют все объекты вокруг вас. Затем, если добавить третью точку и соединить их, вы получите форму, в данном случае треугольник, но как упоминалось ранее, с помощью этих базовых элементов вы можете получить практически всё, что хотите.
Но для ваших глаз эти формы не существуют, на самом деле, пока не добавите к ним кое-что…
#2 Цвет
Видимый цветовой спектр
Человеческий глаз может видеть более 10 миллионов различных цветов от красного до фиолетового, и с детства все мы учимся присваивать определённые ценности или значения определённым цветам.
Например, представьте огни светофора. Это просто цвета, но мы усваиваем, что красный обозначает стоп, зелёный значит идти, жёлтый означает ступить на рельсы, потому что вы можете сделать это, пока не включился красный. Это показывает, что мы предпринимаем очень разные действия просто в зависимости от цвета, иногда даже не осознавая это.
По моему мнению, это происходит просто потому что мы обучились этим вещам, а не потому что у цвета есть присущие значения от природы. Это подтверждается тем, что эти значения изменяются в зависимости от культуры, где и когда вы выросли.
Всё это значит, что вы можете добавить значение, цель и тон, просто выбрав правильный цвет, нужно только убедиться в том, что вы очень хорошо понимаете, для кого вы проектируете.
Теперь, когда вы можете увидеть свой треугольник, как насчёт сделать его более интересным…
#3 Типографика
От треугольника к букве А
Это большое дело, и я считаю одним из самых важных и сложных для дизайнера реализовать всё правильно. Дело не только в том, что ты пишешь, но в том, как ты преподносишь это. Типографика — это то, как будут выглядеть твои слова.
С правильным шрифтом вы можете взять банальный текст и сделать его мощным. Но это не легко. Что легко — так это полностью сдуть мощное заявление, просто выбрав неправильный шрифт. Типографика, как и цвет, позволяет определить тон.
Большинство шрифтов спроектированы для определённых целей использования, вам просто нужно выучить их и использовать в своих целях. Некоторые шрифты хороши для больших блоков текста, другие для заголовков. Некоторые исключительно функциональные и суперчистые, а другие просто созданы смешными или для иронического использования (вы понимаете, о чём я).
Можно выбрать из тысяч разных шрифтов, но до тех пор, пока вам не понадобится нечто вычурное или вы будете создавать нечто очень специфическое, я бы порекомендовал всегда придерживаться классики. Однако, если чувствуете храбрость, то можете даже спроектировать свой собственный шрифт, хотя при грамотном исполнении я считаю это одной из самых сложных вещей для дизайнера. Но если думаете, что готовы для одной задачи, которую не сможете забыть, то это…
#4 Пространство
Способ, которым вы уравновешиваете пространство, поможет или испортит дизайн, что особенно актуально в типографике.
Нужно рассмотреть, как каждый элемент/буква соотносится с другими, дать им в точности столько пространства для дыхания, сколько нужно. Его обычно называют негативным пространством (позитивное пространство — это сами буквы).
Настройка негативного пространства между символами (он же кернинг)
Вы должны принять негативное пространство как часть своего дизайна и так же использовать его. Пространство может быть мощным средством и поможет зрителю пробраться через дизайн. Оно также может быть местом для отдыха глаз.
Но используйте его мудро, слишком много пространства — и ваш дизайн будет выглядеть незавершённым, слишком мало пространства — и ваш дизайн будет казаться слишком захламлённым.
Если научитесь находить правильное соотношение между позитивным и негативным пространством, то сможете создавать…
#5 Баланс, ритм и контраст
Это когда вы начинаете превращать кучу простых элементов в нечто интересное и привлекательное. Грамотно сбалансируйте все элементы вашего дизайна, учитывая их визуальную высоту. Большой чёрный квадрат в правом верхнем углу утопит дизайн в ту сторону. Компенсируйте этот вес или передвиньте квадрат в другое место.
Настройка визуального веса слов для создания ритма и контраста
Способ, которым вы раскладываете элементы на странице, критически важен, потому что более тяжёлые элементы помогут создать контраст и ритм, и глаз вашего зрителя пройдётся по дизайну изящно и без особых усилий.
Кое-что может помочь вашему ритму и балансу, и с этим тоже можно поиграться…
#6 Масштаб
Делаем следующий шаг, настраивая масштаб слов
Масштаб поможет создать не только ритм, контраст и баланс, но ещё и иерархию. Обычно не все элементы вашего дизайна должны иметь одинаковую важность, и один из лучших способов сообщить это — размер.
Теперь, это должно служить определённой цели. Не поддавайтесь на подход «сделай мой логотип больше» и забудьте о пространстве, которое я упоминал ранее.
Например, взять газетную страницу. Что самое большое на странице?
Заголовки, они обычно короткие. Почему? Так вы можете быстро пробежать глазами страницу и увидеть, если ли что интересное почитать. Затем у нас есть подзаголовки, которые с меньшим шрифтом, но дают больше информации о статье, и в конце концов есть сама статья с минимальным размером шрифта, но самый удобочитаемый большой фрагмент текста.
Итак, мы говорим о том, что размер должен выполнять определённую функцию, и никогда не забывайте о человеке, который будет потреблять ваш дизайн. В случае с газетой пришло время навести некоторый порядок с…
#7 Сетка и выравнивания
Это как то странное удовлетворение, когда вы играете в тетрис и складываете последнюю линию, которая исчезает с экрана.
Создание определённой связи между элементами, чтобы они выглядели более сбалансированно и приятно
Предполагается, что они невидимы, но вы их увидите, если откроете книгу или газету. Так или иначе, но (независимо от того, что вы дизайните) привязка к сетке структурирует ваш дизайн и сделает его более приятным и лёгким в усвоении.
Даже если вы намеренно делаете хаотический дизайн, должен быть порядок в этом хаосе.
Выравнивание особенно важно для текста, есть несколько способов выровнять его, но в моём обычае выравнивать по левому краю. Разумеется, всегда важно, что и для кого вы создаёте, но обычно люди читают слева направо и сверху вниз, так что текст по центру или справа намного труднее прочитать.
#8 Фрейминг
Это ключевая концепция в фотографии, но она также применима и в визуальном дизайне.
Где бы вы ни использовали картинку, иллюстрацию или что-то ещё, создайте правильный фрейминг — и увидите разницу.
Рефрейминг композиции, чтобы добавить интерес и дополнительный элемент
Попробуйте направить взгляд на то, что важно, масштабируйте/кадрируйте изображения, чтобы ваш объект выделялся или усиливал ваше сообщение. Здесь самое важное — история, и как правильно её рассказать.
После всего этого, если вам кажется, что нечто интересное пропущено, то можете поиграться с…
#9 Текстуры и паттерны
Тестируем текстуру с шумом
Лично я рассматриваю текстуры и паттерны как аксессуары, вы не обязаны использовать и можете прожить без них, но иногда они могут почти одним фактом своего применения сделать ваш дизайн или добавить ту колечку интереса, которой ему не хватало.
Текстуры сегодня не такие модные, какими были когда-то, но с ними вы можете добавить новое измерение своему дизайну, сделав его более трёхмерным и осязаемым.
Текстуры не обязательно должны быть в самой композиции, если вам что-то надо напечатать, выберите правильную бумагу, добавьте штуки вроде фаски, тиснения или УФ-лакировки — и ваш дизайн может превратиться из банального в нечто прекрасное. Но выберите одно, не сходите с ума со специальной отделкой.
Паттерны всегда имеют дело с повторами и могут почти считаться текстурами, в зависимости от того, как вы используете их. Я считаю, что их можно использовать, в основном, для внедрения ритма и динамизма в плоский дизайн, а также как способ компенсировать избыток негативного пространства.
Последнее, но не менее важное, и в реальности что я считаю чашей святого Грааля в визуальном дизайне, это…
#10 Визуальная концепция
Это идея за вашим дизайном. Что вы имеете в виду и каков скрытый смысл за этим поверхностным изображением.
Лампа идей… клише, я знаю 🙂
Это то, что отличает великолепный дизайн от чего-то, что вы можете скачать из стока.
Создавайте дизайн с мыслью, с целью, и всегда держите идею, которая всё объединяет. Внимательно выберите шрифты для этой цели, думайте, как каждая крошечная часть вашего дизайна следует этой базовой концепции. Согласованность — самое важное.
Если ваша концепция сильна, то вы сможете защитить её и продать идею клиенту/боссу или кому вы её будете показывать.
Также грамотно продуманный дизайн проживёт годы. Модные хипстерские штучки — это классно и круто, как усы и клетчатые рубашки, но у них есть срок годности. Я действительно думаю, что хороший дизайн НЕ следует трендам, а создаёт их.
Вот теперь у вас есть они, «мои» 10 принципов для создания хорошего дизайна. Даже хотя я считаю #10 самым важным, вам следует уделить внимание всем остальным принципам и убедиться, что вы достигли совершенства в своём искусстве. У вас может быть хорошая идея, но я думаю, что вы также должны знать, как её реализовать (или знать того, кто может это сделать вместо вас).
Говорят, что нельзя судить книгу по обложке, но большинство людей в реальности так и делают. Если содержание книги недостаточно хорошо отображено на обложке, то это определённо повлияет на успех.
Ладно! Это всё.
В качестве заключения должен упомянуть: Есть, конечно, другие вещи, которые я учитываю в проекте/дизайне, вроде понимания аудитории и того, чего мы хотим добиться с его помощью, однако я не включал их в список принципов, потому что я считаю эти «ограничения» важной частью определения визуальной концепции. Идея может быть великолепной, но если она не отвечает требованиям проекта, то рано или поздно провалится.
Надеюсь, вы найдёте этот список полезным, даже если вы всё это раньше знали. Я действительно использую этот набор принципов так же интенсивно, как ручки Штедлер, и для меня было интересным упражнением деконструировать мои дизайны в своего рода «строительные блоки».
Не стесняйтесь оставлять свои отзывы, я всегда открыт для здоровой дискуссии.
Спасибо за чтение!
9 основных принципов отзывчивого веб-дизайна / Habr
Отзывчивый дизайн — отличное решение проблемы корректного отображения сайта на разных экранах. Однако новичкам зачастую трудно понять основы, обучаясь только по книгам/статьям. С каждым днём появляется всё больше различных устройств, имеющих разные размеры экрана, поэтому создание дизайна в пикселях и только для настольных компьютеров/смартфонов остаётся в прошлом. Именно поэтому сейчас стоит изучить принципы отзывчивого дизайна — дизайна, совмещающего в себе адаптивность и резиновость (если вы ещё не знакомы с адаптивным дизайном, то эта статья будет хорошим выбором для начала изучения).
Отзывчивый vs Адаптивный веб-дизайн
Может показаться, что это одно и то же. Однако оба этих вида дизайна дополняют друг друга и подходят каждый для своей задачи.
Поток
Когда размер экрана уменьшается, содержимое страницы начинает занимать больше высоты, и элементы начинают смещаться вниз. Такое поведение называется потоком. Это может быть труднодоступным для понимания, если раньше вы использовали фиксированные размеры элементов. Однако, когда вы начнёте использовать поток, вы поймёте принцип его работы.
Относительные единицы измерения
Область просмотра страницы может быть монитором, экраном мобильного или чем угодно ещё. Плотность пикселей на разных экранах также разная, поэтому нам нужны гибкие единицы измерения, работающие везде. Отзывчивый дизайн — именно тот случай, когда относительные единицы измерения вроде процентов становятся действительно полезными. С помощью процентов мы можем задать блоку ширину в 50%, и на любом устройстве он будет занимать лишь половину экрана.
Контрольные точки (Breakpoints)
Контрольные точки позволяют менять расположение блоков на странице только в случае использования экрана с определёнными размерами. Например, на настольных компьютерах у сайта будет три колонки, а на мобильных — только одна. Как вы расставите контрольные точки, зависит от поведения контента. Если содержимое страницы «ползёт», то определённо следует добавить контрольную точку. Однако, контрольные точки следует использовать с осторожностью — вы можете в них запутаться.
Max- и min-значения
Контент, занимающий всю ширину экрана — это здорово, если он отображается на мобильном. А если вы откроете страницу через ваш телевизор? Вряд ли увиденная картина обрадует вас. Поэтому здравым решением будет использование минимальных и максимальных значений. Например, если задать блоку свойства `width: 100%` и `max-width: 1000px`, то он будет отображаться на весь экран, если ширина экрана меньше 1000 пикселей; в противном случае, блок будет занимать 1000 пикселей.
Вложенные объекты
Помните
position: relative
? Если у вас будет много элементов, зависящих от расположения других элементов, то их будет тяжело контролировать. Намного проще и правильнее обернуть эти элементы в один контейнер. Кстати, это тот случай, когда статичные единицы измерения вроде пикселей помогут вам. Они полезны для содержимого, которое вы не хотите адаптировать к размеру экрана — например, это может быть логотип или кнопка.Desktop или mobile first
С технической стороны нет никаких отличий: вы можете писать базовую разметку для мобильных, и расставлять ключевые точки для десктопов (mobile first) и наоборот. Часто люди не знают, какой подход выбрать. Подумайте как следует и выберите подходящий вам подход.
Веб-шрифты vs системные шрифты
Хотите использовать на своём сайте круто смотрящуюся гарнитуру Futura или Didot? Используйте веб-шрифты! Хоть они и выглядят красиво, не стоит забывать, что каждый подключённый шрифт будет загружен. Соответственно, чем больше шрифтов, тем медленнее загружается страница. С другой стороны, системные шрифты загружаются моментально за исключением случаев, когда пользователь не имеет локально установленного шрифта, используемого на странице. В таких случаях браузер будет использовать шрифт по умолчанию.
Растровые vs векторные изображения
Имеет ли ваше изображение множество мелких деталей и впечатляющих эффектов? Если да, то используйте растровый формат. В противном случае используйте векторный формат. Для растровых изображений используйте форматы jpg, png или gif, для векторных лучшим выбором будут SVG и иконочные шрифты. Каждый из форматов имеет свои преимущества и недостатки. В любом случае, помните о размере изображений — ни одна картинка не должна попасть в онлайн, не будучи оптимизированной (сжатой). Векторные изображения зачастую избавлены от лишнего размера, однако они не поддерживаются старыми браузерами. Также стоит помнить, что если векторное изображение содержит много деталей, то оно может весить больше растрового.
Использование принципов гештальт-психологии в веб-дизайне / RUVDS.com corporate blog / Habr
Автор материала, перевод которого мы сегодня публикуем, Мариэль Москериола, говорит, что всегда верила в то, что «пользовательский опыт» складывается из психологии и дизайна. Работа дизайнера, когда он имеет дело с нуждами людей, удовлетворение которых является его задачей, включает в себя необходимость почувствовать себя на месте пользователя. В этой статье Мариэль расскажет о применении принципов гештальт-психологии в дизайне пользовательских интерфейсов.Что такое гештальт-принципы?
Гештальт-психология — это школа мысли, которая рассматривает разум и поведение человека как единое целое. Гештальт-психология выдвигает предположение о том, что человек, в попытке понять окружающий мир, не просто фокусируется на его отдельных небольших составных частях. Вместо того чтобы концентрироваться на каждой мелкой детали, наш мозг имеет тенденцию воспринимать отдельные объекты как часть чего-то большего, некоего единого целого, как элементы более сложных систем. Эта школа психологии играет важнейшую роль в современных исследованиях того, как люди ощущают и воспринимают мир.
Путешествие по гештальт-психологии привело меня к полному пониманию того, как я могу использовать соответствующие психологические принципы в работе. И в этой статье я хочу поделиться тем, как я применяю гештальт-принципы при работе над различными веб-сайтами и приложениями.
Сразу хотелось бы отметить, что представленные здесь решения в области дизайна — это примеры, подготовленные с использованием принципов гештальт-психологии. Некоторым примерам, которые вы увидите, не помешает редизайн, но я решила придерживаться исходного дизайна и показать, как улучшить его с использованием психологических принципов. В результате вы вполне можете воспринимать те же задачи иначе, видеть другие пути их решения. Если это так — поделитесь своими идеями на этот счёт в комментариях. Кроме того, я не являюсь владельцем использованных здесь изображений. Права на них принадлежат их владельцам.
Принцип близости
Этот принцип заключается в том, что когда объекты располагаются близко друг к другу, их воспринимают как группу, а не как отдельные объекты.
Вот пример того, как мы можем использовать этот принцип в дизайне. Итак, рассмотрим проблему, которую мы хотим решить.
Изображение, заголовок и ссылка расположены далеко друг от друга
Как видно, здесь заголовки разделов (Online Booking и Cruises) выровнены по левому краю, а ссылки для перехода в разделы (Learn more) — по правому. Изображения выровнены по центру. Они находятся слишком далеко друг от друга, что заставляет воспринимать их как свободно расположенные элементы, не связанные друг с другом. Если мы создадим упрощённый макет на основе этого примера, то у нас получится следующее.
Макет фрагмента страницы
Отдельные компоненты, имеющие отношение к одному разделу (изображение, заголовок, ссылка), визуально не связаны. В решении этой проблемы может помочь применение принципа близости. Нам надо перейти от трёх элементов в каждой группе, которые существуют на странице независимо друг от друга, к такому их расположению, которое позволит им выглядеть как единое целое.
Заголовок и ссылка выровнены так же, как и изображение
В ходе решения проблемы с использованием принципа близости, я сократила расстояние между заголовком и ссылкой, выровняв их по центру. В результате мы можем связать все три элемента вместе (изображение, заголовок и ссылку), что помогает решить проблему потери контекста.
Принцип сходства
Сходство — это когда объекты похожи друг на друга. Люди часто воспринимают такие объекты в виде группы или некоей связанной последовательности элементов.
Ниже мы рассмотрим две проблемы. В первой из них, представленной на следующем рисунке (Design Problem A), обратите внимание на синий цвет текста ссылки. Пользователь, при взаимодействии с сайтом, может воспринять её как ссылку, ведущую на внешний ресурс, а не как ссылку, открывающую вкладку того же сайта. Причина этого — несхожесть элементов «Heavy Data User» и «Flexible Maximizer», хотя они, на самом деле связаны и представляют вкладки пользовательского интерфейса.
Проблема A — вид вкладок различается, что сбивает с толку пользователя
Что же даёт ощущение того, что эти элементы не связаны друг с другом? На самом деле — многое. Но, если выразиться предельно просто, дело тут в том, что ничто визуально их не связывает, в результате они выглядят как два различных элемента. Основной цвет интерфейса, как легко заметить, зелёный, но проблемная ссылка окрашена в неизвестно откуда взявшийся синий цвет. В решении этой проблемы нам поможет принцип сходства.
Решение проблемы с использованием принципа сходства
Как видите, здесь изменён, на зелёный, цвет ссылки, кроме того, к активному элементу добавлены левое и правое поля. Всё это усиливает схожесть элементов и улучшает дизайн.
Надо отметить, что рассматриваемый здесь пример можно ещё улучшать и улучшать, проведя полный редизайн страницы (эта страница прямо таки нуждается в редизайне), что позволит упростить взаимодействие пользователя с ней. Однако здесь мы ограничимся единственным представленным улучшением, основанным на использовании принципа сходства.
Вот ещё одна проблема (Design Problem B), в решении которой пригодится рассматриваемый сейчас принцип.
Проблема В заключается в шрифтах
Эта проблема, как видите, заключается в шрифтах. А именно, сейчас здесь используются следующие параметры шрифтов:
- Заголовок (Title): 40px Regular
- Основной текст (Body text): 20px Regular
- Текст ссылки (Text link): 20px Regular
На первый взгляд может показаться, что перед нами — совершенно обыкновенная система шрифтов, на особенности которой можно не обращать внимания. Однако, если присмотреться, то окажется, что наша проблема заключается в одинаковых характеристиках шрифтов, используемых для основного текста страницы и текста ссылок. Это может сбить с толку пользователя, ухудшит его впечатления от работы с сайтом. Работая с сайтом, пользователь может испытывать сомнения, пытаться что-то сделать и ошибаться, принимая обычный текст за ссылку, а ссылку — за обычный текст.
Как же решить эту проблему? Снова воспользуемся принципом сходства, только на этот раз он пригодится нам для того, чтобы визуально разделить разные элементы.
Изменение характеристик шрифта позволяет выделить ссылки
Здесь мы привели характеристики набора шрифтов, используемого на странице, к следующему виду:
- Заголовок (Title): 40px Regular
- Основной текст (Body text): 20px Regular
- Текст ссылки (Text link): 20px Bold
Мы сделали текст ссылок контрастнее, выведя их полужирным шрифтом, а также добавили к ним специальные значки, придав им визуального веса. Благодаря этим изменениям пользователи смогут быстро отличать ссылки от обычного текста.
Тут, раз уж речь зашла о шрифтах, хочу дать один небольшой совет. Разрабатывая систему шрифтов для страницы, используйте, для выделения различных элементов, шрифты разной насыщенности (thin, light, regular, bold, и так далее). Наша цель заключается в том, чтобы, для лучшего разделения текстов различного назначения, использовать не множество шрифтов различных размеров с несколькими вариантами насыщенности, а несколько размеров шрифтов, с множеством вариантов насыщенности. Подробности об этом можно почитать здесь.
Принцип точки фокусировки
Точки фокусировки — это области, представляющие интерес, выделяющиеся из общей композиции или отличающиеся от неё, которые захватывают и удерживают внимание зрителя.
Рассматривая этот принцип, мы также разберём две проблемы. Вот первая.
Рисунок, иллюстрирующий проблему A, взят с сайта телекоммуникационной компании
В этом примере можно заметить, что кнопки для выполнения основного и второстепенного действия очень похожи. Расположены они вполне приемлемо (хотя их расположение относительно друг друга — это отдельный разговор), но, глядя на них, нельзя, с первого взгляда, построить их иерархию, так как они используют одинаковые стили.
Ясно, что цель рассматриваемой здесь страницы — побудить пользователя к загрузке приложения, и что кнопка для просмотра FAQ играет вспомогательную роль, давая пользователю доступ к материалам, позволяющим узнать подробности о приложении. И, кстати, я сомневаюсь, что владельцы ресурса больше хотят того, чтобы пользователи читали FAQ, а не загружали их приложение.
Решим эту проблему, используя принцип точки фокусировки.
Решение проблемы с использованием принципа точки фокусировки
Используя принцип точки фокусировки, я поменяла стиль кнопки «View FAQs». Теперь, за счёт использования белого фона и тонкой границы, вместо сплошной заливки, понятно, что она играет второстепенную роль. Кроме того, я поменяла кнопки местами, переместив кнопку для основного действия вправо, а кнопку для второстепенного действия — влево. Причина такого изменения — применение правила Гутенберга, основанного на одноимённой диаграмме. Это правило, в применении к нашему случаю, если выразить его очень упрощённо, заключается в том, что пользователь считает более важными элементы, расположенные в правой части страницы. Поэтому в данном случае нет сомнений в том, где нужно разместить кнопку, призывающую пользователя к действию. Подробности о диаграмме Гутенберга можно почитать здесь и здесь.
Кроме того, тут можно вспомнить о типично проблеме, касающейся дизайна кнопок, которая заключается в том, что для выполнения разных функций, имеющих различный приоритет, используются кнопки одинакового вида.
Если продолжить тему одинаковых кнопок, можно задаться вопросом о том, что это, возможно, хорошо, в том смысле, что содержимое страницы с такими кнопками выглядит единообразно. Широко известно, что единообразие играет огромную роль в UX-дизайне, но здесь речь идёт о единообразии в плане функционала. Если мы будем создавать одинаковые кнопки, предназначенные для обслуживания различного функционала, это может запутать пользователя, а также может повлиять на бизнес-цели заказчика сайта.
В том, что касается кнопок, стоит придерживаться соображения, в соответствии с которым в основе единообразия дизайна кнопок должно лежать их функциональное сходство.
Теперь рассмотрим вторую проблему, которую мы собираемся решить с помощью того же принципа.
Проблема B снова касается кнопок. Обе имеют одинаковый фон
Тут мы видим ту же недоработку. Кнопки OK и Cancel оформлены одинаково. Для того чтобы принять решение о том, какую из них нажать, какая из них позволяет отправить данные, а какая — отменить операцию, пользователю нужно внимательно читать надписи на них.
Принцип точки фокусировки позволяет прийти к следующему решению этой проблемы, которое ускорит работу пользователя с сайтом, сократив время, необходимое на то, чтобы разобраться в назначении кнопок.
Решение проблемы B
Здесь мы сначала поменяли кнопки местами, затем изменили надпись на кнопке подтверждения операции с OK на Submit для того, чтобы пользователю было понятнее, какое именно действие выполнит эта кнопка в контексте других элементов. Так же, как и в предыдущем примере, мы изменили стиль второстепенной кнопки.
Принцип общей области
Принцип общей области сильно связан с принципом близости. В соответствии с этим принципом, если объекты расположены в замкнутой области, мы воспринимаем их как часть группы.
Вот проблема, которую мы собираемся решить, применив принцип общей области.
Проблема, демонстрирующая нарушение принципа общей области
Здесь можно видеть, что элементы (Spotify, Disney, Netflix), представляющие дополнительные возможности, касающиеся каждой категории, не смотрятся как единая группа, привязанная к определённой категории. Они выглядят как свободно расположенные элементы, непонятно к чему относящиеся. Здесь мы, прежде чем найти решение проблемы, упростим её, представив страницу в виде следующего макета.
Макет проблемной страницы
Изучение этого макета делает очевидным то, что содержимое страницы выглядит скорее как набор множества отдельных элементов, чем четыре больших компонента. Решением проблемы станет применение принципа общей области. Сначала, опять же, чтобы ярче его продемонстрировать, выразим это решение в виде макета.
Макет, иллюстрирующий решение проблемы с помощью принципа общей области
Самое главное, что мы здесь сделали — окружили все элементы, относящиеся к одной категории, общей границей. Теперь они воспринимаются как части чего-то большего, а не как отдельные объекты. Ниже показана готовая страница, изменённая в соответствии с вышеозвученной идеей.
Решение проблемы с использованием принципа общей области
Здесь, помимо границы, окружающей элементы и соединяющей их с основным изображением категории, длинная надпись «*Free Netflix for six (6) months for Plans 999 and up» заменена на жёлтый информационный значок, расположенный в правом верхнем углу элемента, к которому она относится. При щелчке по этому значку появляется всплывающая подсказка с дополнительной информацией. Это, кроме прочего, освобождает место для других элементов.
Итоги
Здесь мы рассмотрели четыре принципа гештальт-психологии, которые могут помочь дизайнеру в его повседневной работе. На самом деле, существует гораздо больше таких принципов, но, если вы раньше с ними не сталкивались, надеемся, что даже те четыре, о которых вы сегодня узнали, позволят вам ощутить дух гештальт-психологии и пригодятся на практике. А если вам всё это понравится, опираясь на то, что вы сегодня освоили, вы сможете расширить свои познания в данной области.
Уважаемые читатели! Пользуетесь ли вы принципами гештальт-психологии в дизайне?