Почему нельзя верить в приметы – Верить ли в приметы? — Отвечает священник — Публикации — Благовест. Редакция газеты «Благовест» и православный портал. Знакомства для православных «Горница». Православный форум.

Содержание

Можно ли верить в приметы?

По статистике каждый третий верит в приметы, гадания, и гороскопы. Из них большинство – люди, считающие себя верующими.

 

Позиция отцов церкви непоколебима: приметы – это грех. Там, где есть суеверия, нет места истиной вере. Опасаясь дурных знаков, человек не доверяет ни себе, ни Богу.

 

Можно ли верить приметам православному человеку?

Большинство суеверий досталось в наследство от язычества или связано с жизненными обстоятельствами. К ним относятся вера в счастливую кроличью лапку или другие талисманы, гадание на костях. Беспокойство священников вызывают не только бытовые приметы, но устойчивые суеверия, связанные с православными обрядами.

 

Есть и курьёзные приметы: К примеру, кошка перебежала дорогу или просыпала соль, значит жди беды. Также, если человек наступит вам на ногу, значит вы обязательно поругаетесь, посидеть на дорожку и тд. Не верьте в это язычество. Приметы это грех и к Церкви они не имеют, ни какого отношения.

 

Умерших поминаем, напиваясь до безобразия. Где тут радость от веры и духовная жизнь? Только грех суеверия.

 

Отношение отцов церкви к суевериям, приметам и гаданиям

Православные священники считают, что верить в приметы это грех и соблазн, недостойный истинного христианина. Слово суеверие созвучно слову “суета”. Такие верующие нарушают первую заповедь Христа.

 

Ее нарушение – грех, не осознаваемый многими. Люди не признают, что вся сила от Бога, и наделяют божественной силой предметы и животных. Распространение ересей, которыми являются суеверия, есть ложь о Боге.

 

В тяжёлых жизненных ситуациях люди прибегают к помощи ворожей и колдунов. Это тоже тяжелый грех и суеверие: проявление недоверия Богу. Все испытания даются свыше, пытаясь избежать их с помощью лукавства, человек вредит себе еще больше. В бедственном положении лучше идти в храм, исповедоваться и причаститься.

 

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

 

Святая церковь предостерегает от гаданий. Считается, что они – суть издевательства тёмных сил над человеком. Гадая, человек поручает свою судьбу нечистой силе. Если прогноз ворожеи неблагоприятный, она может запрограммировать на неудачу. Так же программируют и негативные приметы.

 

Суть греха суеверия в том, что оно уводит верующего от истинного, подлинного знания, подменяет высокое завлекающим магическим ритуалом. Страшно, когда церковные святыни используют в магических обрядах, особенно в черной магии. Это убийство души и надругательство над самым чистым, что есть у людей.

 

Порча и сглаз

Любому станет неуютно, если сказать, что его приворожили или сглазили. Часто корень бед и проблем люди видят в том, что на него навели порчу, оправдывают себя. Гораздо труднее сказать: я жил неправильно, и вот результат моей греховности.

 

Грех лежит и на том, кто занимается ворожбой и магией. Такие люди ставят свою волю выше божественного волеизъявления. 

 

Можно ли православным верить приметам, связанные с гороскопом? Кажущиеся безобидными, гороскопы делает нас предвзятыми по отношению к другим людям и к себе.

 

Как не впасть в грех и перестать верить приметам?

Причина греха суеверия – духовное невежество. Человек становится суеверным из-за неуверенности в себе и недостатка доверия Богу.

 

Часто люди получают знания о Христианстве не у православных отцов, а у малограмотных бабушек в церкви. А если такая бабушка ещё и ворожея?

 

Невежественные правила греховны ещё и потому, что могут отвратить здравомыслящего, но невоцерковленного человека от православия.

 

Узнавать о православии нужно через Священное Писание, у духовных наставников, читая Жития святых. Лучшим выходом из состояния ереси является пост и молитва. 

 

Стоит ли верить приметам и не доверять Тому, Кто есть любовь? Помните, что православный – тот, кто правильно славит Бога.

Загрузка…

Приметы и суеверия: верить или нет?

Давайте поговорим о суевериях, пословицах, поговорках и приметах. О тех мантрах, которые вбиваются в наше подсознание не только на протяжении всей нашей жизни, а передались нам с генами нашего рода.

Суеверие, если посмотреть в корень слова, то это, то, во что мы верим всуе. Верим, не задумываясь и с этой стопроцентной верой, воплощаем в жизнь. Так старательно воплощаем, что лишний раз подтверждаем, что мысль материальна. Да, материальна. Но какая мысль? Мысль о том, что нога, с какой встали, имеет глобальное значение для исхода дня; что споткнуться, рассыпать соль, вернуться с полдороги, передать что-то через порог, повстречать черную кошку, надеть одежду наизнанку, и море всего другого – обязательно приведет к чему-то плохому. И все эти мысли материализуются, стопроцентно и практически мгновенно.

Верьте в себя, а не в приметы

Мы всуе, неосознанно, и постоянно в течение дня верим в то, что сегодня обязательно что-то произойдет плохое. То ключи положили на стол, то крошки со стола смахнули, то эта пресловутая соседская кошка перебежала дорогу. И печалька обязательно будет сегодня! 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Почему же тогда мы с таким же упорством не верим в хорошее произнесенное всуе? Ведь мысль же материальна! А это уже проверено на плохих мыслях, рожденных суевериями и прочими негативными мантрами.

Ну, во-первых, мы хорошее просто не произносим вслух, зачастую из-за того, что боимся сглазить. Во-вторых, нас этому не учили, то есть не было кого-то сверху почетного, например народа, мамы или бабушки, а для себя мы сами не авторитеты. А, в-третьих – даже если заставляем произносить всуе хорошее, то в это не верим

.

Да и вот это «всуе» не выходит, ведь хорошее от нас не отскакивает, над ним нужно работать, а когда работаешь, то закрадывается неверие. В итоге что? В итоге мы забиваем подсознание негативом и не даем шанса позитиву.

Вспомните те фразы, которые мы кидаем на право и на лево. Даже если фраза по своей сути является хорошей, то мы всё равно увидим плохое, потому что нас этому научили. 

«Скатертью дорога», произносим, когда хотим человека послать подальше. Но суть, то отличная, пусть скатертью расстелится его дорога и у него всё будет хорошо. 

«Убогий», — значит тупой, больной, дурак. А на самом-то деле под защитой Бога, любимец Бога. 

«Смеешься – значит, будешь плакать». Вот это четко вложено в наше подсознание. За всё хорошее нужно платить, беда не приходит одна, не делись счастьем сглазят и т.д. А на самом-то деле всё иначе.

Противоположно! Смеешься, вырабатываешь гормоны счастья, заряжаешь мозг позитивом и становишься еще более счастливым. Пришла беда – отпусти и живи дальше, прошлого не существует и т.д. Поделился счастьем – сто раз подал импульс подсознанию на выработку хорошего, запустил нейроны, образовал новые связи на осуществление задуманного. Это горем делиться не нужно. Делитесь счастьем – множьте его!

«Не загадывай». Загадывай, мечтай, визуализируй! Воплощай в жизнь мыслями. И не просто загадывай, а загадывай в деталях, часто и обязательно перед сном.

«Не говори «гоп», пока не перескочишь». Опять таки говори «гоп». Будет «гоп» — квартира, «гоп» — отдых, «гоп» — счастье в любви. Будет! Это уже есть, просто нужно чуточку подождать!

«Не зарекайся». Зарекайся! У меня будет только счастье, потому что другое меня не устраивает. А раз не устраивает, то его не будет! 

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

«Бьет, значит любит». Бьет, значит беги от него подальше и побыстрее. Тут все!

«В тесноте да не в обиде», «не в деньгах счастье, «бедность не порок», «мечтой план не выполнишь». Как вам всё это? Всё опять-таки ровно наоборот. Да и в хоромах не в обиде, и плакать лучше в теплом лимузине, чем в холодном трамвае. А вот, как раз, бедность это порок, это выбор ленивых, неразвивающихся и слабых. А то что мечтой план выполнишь, и даже перевыполнишь — факт. Мечты сбываются!

«Бей своих, чтоб чужие боялись». Своих нужно только любить. А если он не свой, то отпустите. И продолжайте любить своих. А зачем, чтобы другие боялись? Может быть уважали? Правильно, опять отсюда «боятся, значит уважают». Нет, боятся, значит презирают!

«Битая посуда два века живет». Битую посуду нужно выбрасывать, как все старые и поломанные вещи. Точно так же как и пережитки памяти. Выбрасывать плохое и ненужное сразу. Мало того что в памяти что-то жило плохое, так оно стало еще хуже (разбилось) и ему давать вторую жизнь? Ему и первую давать нельзя! Было плохое – забудьте, выбросьте!

«Жить — Родине служить», «за богом пойдешь — ничего не найдешь», «нынче и пастухи в почете живут». Это уже нам Ленинизм надиктовал. Но всё в том же русле. Человек живет, когда любит, а не когда служит! Вера, тема отдельная, итак всё ясно. Да и где вы видели пастуха в почете? Спросите у Грузинов торгующих шаурмой на любом вокзале. 

«Грибы на стене растут — к богатству».

«Муравьи завелись в доме — к добру».

«Муха в суп попала — жди скорого подарка».

«Чёрные тараканы в доме — к богатству».

Нет, ребята это всё не к добру, это говорит, что в квартире давно пора делать ремонт, вызывать санэпидстанцию, а самое главное то, что вы глубоко несчастный человек, раз верите в эту всю чушь и готовы жить в этой отстойной яме. 

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Нам так рьяно внушали, что нищета это хорошо. Раз нищий материально, то богат душевно. Чушь собачья! Нищета человека делает злобным, слабоумным и больным. А

вся фишка в том, что если бы человек решил стать счастливым, по-настоящему решил, то стал бы им обязательно! Нищета хороша лишь только в одном случае, когда он носит временный характер, тогда она закаляет, служит уроком, является началом взлетной полосы и тем противовесом сытой жизни, от которой приторно иль пресно. А если вся жизнь проходит в нищете, то помните, как у Высоцкого «Когда я вижу сломанные крылья нет жалости во мне и неспроста, я не люблю насилье и бессилье». 

Нищета это порок, но и богатство это не дар Божий. И то и то это только ваш выбор. Только не забывайте, что главная нищета и главное богатство не кроется в материальном, а кроется в наших душах. Материальное — это оправа для алмаза души. Какой бы не была шикарная оправа для куска навоза, навоз остается навозом. А вот алмаз души, нужно еще огранить, чтобы он засверкал и стал бриллиантом. Огранить — поступками, событиями, победами, добротой.

И серди всех примет и суеверий, только бокалы бьются на счастье. Хоть что-то радует. А ведь и, правда, разбился бокал, скажите «Спасибо Господи, что взял деньгами!» и живите счастливо дальше. Настоящее счастье не кроется сугубо в материальном и тужить над пятном на платье не нужно.

Скорее потужите над тем, что вы планировали в нем пойти туда, куда не хотели, и с тем, кого не любите. И обязательно загадайте себе новое платье в тысячу раз лучше этого! Загадали? Теперь поверьте в это стопроцентно, ведь это суеверие! А теперь пойдите дальше и намечтайте себе, то место, куда вы хотите пойти и с тем с кем кого любите. Вот увидите, сбудется!

Чешутся руки всё это внедрить в свою жизнь? Не, ну если чешутся, то просто их помойте. Помните, как из суеверий — чешется правая, значит, с кем-то здороваться будешь. Хочешь с кем-то поздороваться, бери шампанское и иди в гости. Чешется левая рука, значит, будут деньги? Тогда просто не будь камнем, встань и иди, пусть ручей благосостояния потечет.

Давайте сейчас начнем наших отпрысков учить по-другому. Например, рассыпали соль, значит, нечем будет солить рану, значит, избавишься от прошлых обид. Надел одежду наизнанку, значит, откроются новые перспективы. Перебежала черная кошка дорогу, да потому что ей просто туда надо и вас она знать не знает. Да, вообще, это уже на расизм тянет – это потому что она не белая? Вернулся близкий с полдороги, значит, есть шанс еще раз обняться и поцеловаться. опубликовано econet.ru.

Будьте счастливы!

Виктория Штельмах

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Суеверия и приметы — стоит ли верить?

Мне с детства не нравились различные суеверия и народные приметы. И вот сегодня хотелось бы о них рассказать побольше.

Кот с ведрами

Что же такое суеверие и примета?

Само слово «суеверие» — означает напрасная вера; вера пустое и суетное, мгновенное; вера в сверхъестественное. Этот термин произошел от двух слов: «суе» -т.е. напрасно и «вера». Из этого и выходит — напрасная, или пустая вера.
Примета нечто иное – случай или явление, происходящее перед каким-либо событием.

Например, однажды случилось так, человеку это не понравилось. И каждый раз, когда  ситуация была похожа или повторялась точь-в-точь человек сразу вспоминал то, что уже было. Так и появлялись различные суеверия. Самая известная всем примета, суеверие о черной кошке, которая перейдет дорогу и случится несчастье. Кошка никоем образом не может повлиять на счастье или несчастье.

На самом деле существует огромное количество различных примет и суеверий, начиная от примет о кошках, насекомых, дороге, деньгах, различных вещах и прочем, заканчивая религией.

Некоторые люди считают, что суеверие – это религия, которая основа на пустой вере. По моему мнению, суеверие нельзя назвать религией. Поскольку религия представляет собой основание, фундамент. У суеверия же основания нет. Они исходят из древнего мира, из мира язычества. В нашем мире это стало оружием дьявола против нас.

Чем опасны суеверия

Человек устроен так, что всегда нуждается в вере во что-то высшее, его душе нужна вера. Суеверие конечно помогает удовлетворить эту потребность, оно лишь создает иллюзию того, что компенсируется подлинная вера.

Как уже говорилось выше, оружие дьявола – суеверия. Они калечит судьбы многих тысяч человек, а так же наносят тяжелейшие раны душе. Помимо этого, суеверия как цепь, утащит одного человека, этот человек еще одного и так по цепочке.

Пт 13

Многие верующие, несмотря на то, что знают об опасности подобной практики, не останавливаются. Они не замечают, что служат не Богу, а силам зла и противоречат себе.

Как не обращать внимания на суеверия?

«Совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин.4,18), нам нужно стремиться к совершенству в вере в Бога, учиться Ему доверять, и тогда все станет на свои места. Верующий человек знает, что он ни чего хорошего не достигнет без Бога. Суеверный человек может признать существование Всевышнего, ставит свое благополучие или неблагополучие в независимость от Бога, но от магических действий.

Чтобы избежать веры в пустое, нужно всегда помнить о нашем Спасителе, о душе, вечности, и о том, что за все придется дать Ему ответ.

К суевериям нужно так же, как и к язычеству – то есть отрицательно. Верим в суеверия – являемся язычниками. Но мы, христиане, должны помнить о силе Креста нашего господа – Хранителя Вселенной. Чтобы черная кошка не была на первом месте, а Бог на второстепенном. Мы понимаем, что христиан подобные страхи не пугают, так же как разбитые зеркала, просыпанная соль: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19).

Кстати, примета о рассыпанной соли. В раннее время соль было трудно добыть, поэтому, когда в семье кто-либо просыпал соль, это заканчивалось ссорой. Но в наше время соль есть в каждом магазине, но примета сохраняется и по сей день. И все это от незнания нашего: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными.» (Иоан.8:32).

Соль

Слова апостола Павла четко отображают, как нужно поступать в отношении суеверий: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5:1).

Как же дело с астрологией?

Людям, особенно верующим не нужно заниматься астрологией. Так же как и йогой, оккультизмом, в любом из направлений. Все это большой грех, поскольку, таким образом человек контактирует с силами зла, которые стремятся не помочь ему, но нанести еще больший вред. Такая практика человека затягивает все глубже и глубже, все впитывается в подсознание, и потом человек невольно уже соглашается с различными суевериями и прочим, не осознавая того, что он делает. Если человек во время не останавливается и не раскаивается в совершенном, то конец для него будет плачевным.

Сглаз

Помимо черных кошек, соли и прочего, распространено также суеверие о сглазе.
Если у вас есть подозрение что вас, или вашего члена семьи, например, ребенка сглазили, то помните:
Во-первых, забыть о всяком сглазе.

Во-вторых, осознать, что реально происходящие беды, скорби, посещающие человека, зависят не от кошек и других примет, но от греховности, и они являются действиями благодати Божией, Который, через трудные ситуации ведет нас к покаянию.

В-третьих, откликнуться на этот призыв и войти в ограду Христовой Церкви с искренним желанием исцелиться от своих грехов. Воспринять всем сердцем церковное вероучение и благочестие. Иметь желанием приобщиться к благодати Таинств церковных, исцеляющей и возрождающей к новой жизни во Христе.

Выводы

Прочитав немного различной литературы про суеверия и приметы, я заметила, что все авторы литературы этого жанра не имеют представления то, о чем говорят. Советуют совершенно странные действия, которые не поддаются разумному объяснению.

Черная кошка

Сейчас существует огромное количество различных сайтов, на которых вы найдете различные суеверия и приметы, как от них оградиться, что сделать и как «заколдовать». Но, заметим, практически ни на одном подобном сайте нет предупреждения, что такая практика опасна и что она несет за собой особые последствия.

Какая бы ни были примета, какое бы ни было суеверие, оно противно Богу и противоречит Его закону, второй Заповеди, в которой говориться о почитании Бога Единого. Суеверие – богомерзко, поскольку оно свидетельствует о забвении Всевышнего, что Веру меняют на пустое, бессмысленное.

Стоит ли верить в приметы? Откуда берутся суеверия?

Однажды одна молодая особа шла по своим делам, размахивая пустым ведром. Она не верила в приметы и суеверия, потому и не боялась осуждающих взглядов. Встречавшиеся на пути люди старались обойти ее стороной. Некоторые вслух возмущались. В их сознание не укладывалось, как можно нести пустое ведро, да еще размахивать им? Ведь оно приносит неудачу любому встречному?

Приметы и суеверия настолько прочно укоренились в головах людей, что на человека, который им не верит смотрят искоса. И не многие пытаются понять, откуда растут ноги у этих самых суеверий? Почему люди верят в приметы и стоит ли в них верить? Моя статья — для тех, кто умеет думать и не поддается стадному инстинкту.

Приметы приметам — рознь

Приметы, касающиеся природных явлений с давних времен используются человеком для осуществления своих планов, для безопасности, для прогнозирования.

Среди них самые популярные:

  1. Если воробьи купаются в луже — быть дождю.
  2. Если гуси летают высоко — будет много воды.
  3. Если сосульки длинные — быть затяжной весне.
  4. Если цветы закрываются — будет дождь.
  5. Перед непогодой птицы летают низко.

Современный человек практически не пользуется этими приметами. В любой нужный момент прогноз погоды можно узнать, нажав клавишу компьютера.

Зато, так называемые, бытовые приметы пользуются большой популярностью. Им придают огромное значение, некий таинственный смысл, не задумываясь, что суеверие — это попытка удовлетворить потребность истинной веры.

Суеверие заменяет настоящую веру. Оно является суррогатом, заполняющим пустоту души, когда в ней нет Бога.

Суеверия уходят корнями глубоко в язычество, когда люди поклонялись демонам. Суеверия держат человека в страхе и заставляют его жить по «своим» законам.

Откуда появилась примета: нельзя отмечать 40 лет

Объяснение для этой приметы такое: 40 лет израильский народ ходил по пустыне, в Киевской Руси на 40-ой день осматривали мощи, 40 дней, якобы, душа прощается с телом и т. п. Отсюда, чтобы лишний раз не трогать цифру 40, возникло суеверие, не поддающееся логике.

Люди верят, что если отмечать 40 лет, то юбиляра ждут болезни, неудачи или чего хуже. Однако, многие с размахом отмечают эту дату и живут яркой, полноценной жизнью.

Откуда появилась примета: нельзя передавать вещи через порог

Когда-то давно наши предки хоронили умерших у порога. С тех самых пор порог считают границей между миром живых  и мертвых. Эту границу, якобы, охраняют усопшие. Отсюда верование — нельзя передавать ничего через порог.

Откуда появилась примета: нельзя рассыпать соль

В древние времена соль была дорогим продуктом. Когда ее рассыпали, начинались ссоры, взаимные обвинения. Вроде бы безобидная примета, если не считать, что соли приписывают еще и магическое значение.

Откуда появилась примета: нельзя есть с ножа

Издавна нож считался орудием добычи пищи и предметом защиты. Его также использовали в языческих ритуалах. С ножа кормили диких животных. Отсюда и появилось суеверие: нельзя есть с ножа, иначе станешь злым человеком.

Откуда появилась примета: нельзя ставить на стол пустые бутылки

Эта примета уходит корнями во времена войны 1812 года, когда русские солдаты завоевали Париж. Заседая в местных кабаках, они складывали пустые бутылки под стол, пытаясь обмануть хозяина заведения. В то время количество выпитого алкоголя определялось по пустым бутылкам, стоявшим на столе. Так появилась примета: пустые бутылки — не будет денег.

Пустая тара у древних народов считалась пристанищем нечистых духов. Мол, быть беде, если кто-то вернет взятую в долг посуду порожней или если встретишь человека с пустым ведром (помните об этой примете, описанной в начале статьи?)

Откуда появилась примета: нельзя жениться в високосный год

Объяснение этому суеверию такое: в високосный год родился мученик Кассиан, который, мол, не любит пышных торжеств и пошлет неудачу всем, кто женится в високосный год.

Смешно? Но люди верят, несмотря на то, что многие пары, заключившие союз именно в этот период, живут долго и счастливо.

Откуда появилась примета: дорогу перешла черная кошка — быть неудаче

В Средневековье в эпоху эпидемий, когда заболевания переносились крысами, кошки также считались носителями инфекций. Поэтому их панически боялись. В ночное время черные кошки были практически незаметны. Они вызывали страх.

Кошек и ведьм сжигали на кострах. Существует предание, что пред взятием Ватерлоо, Наполеону перешла дорогу черная кошка, и император потерпел поражение.

Откуда появилась примета: 13 число пятница — к неприятностям

Числа являются самыми популярными объектами разнообразных прорицателей при совершении своих манипуляций. Вполне гармоничным считается число 12. А цифре 13  приписывают хаос и беспорядок. Поэтому многие люди обходят стороной предметы и места, где присутствует число 13.

Откуда появилась примета: постучать по дереву

Это популярное во многих странах суеверие берет начало от древних персов, которые поклонялись идолам. Они стучали по дереву, что означало встать под защиту языческого бога Атара.

Христиане переняли этот обычай и стали стучать по дереву, которое, якобы, означает крест, на котором был распят Господь. Таким образом, лишив себя близкого общения с живым Иисусом Христом — распятым за наши грехи и воскресшим в третий день по Писанию, люди верят, что это действие защитит их от бедствий и несчастий. Некоторые носят с собой кусочки дерева в кармане, приписывая ему силу охранять от неудач.

Откуда появилась примета: нельзя смотреть в разбитое зеркало

Существует самое простое объяснение данного поверья: в старые времена зеркала были доступны только очень обеспеченным людям. Зачастую прислуга разбивала хрупкую драгоценность и получала от хозяев нагоняй. Естественно, пока осколки собирались, служанка могла увидеть в них свое отражение. Отсюда и суеверие: нельзя смотреться в разбитое зеркало — быть неприятностям.

В плену суеверия

Человек в своем развитии достиг многого. Он покорил космос и моря, освоил компьютер, взобрался на самую высокую вершину. Но также как и в древние времена, он страшится будущего. Потому и верит в различные приметы, которые не поддаются никакой логике. 

Заполняя таким образом пустоту души, люди предпочитают суетную, не имеющую смысла веру. В приметы верят знатные и простые, богатые и бедные. Суеверия — ловушка  для души, заставляющая людей находиться в страхе.

 

 

Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен.

Библия Притчи 18:11

В заключение

В Библии сказано: «Судьба человека от Бога». Тот, кто имеет истинную веру, доверит свою жизнь Богу и будет жить так, как учит Творец. Религиозный же человек станет верить в приметы, отодвигая на задний план Того, Кто дает людям жизнь и мир.

Человек вправе сам выбирать, чему верить. Или пустому и суетному, или Слову Божьему — Библии, где черным по белому написано:

«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся».  Иеремия 10:2

Суеверия и приметы — это и есть путь язычников. Всего этого нас Бог учит остерегаться.

 Источник Блог Ларисы Сергеевой

Стоит ли верить в приметы и суеверия?

suev42

Суеверия и приметы – это важная часть любой культуры. В разных странах свои приметы на природу и общение с людьми, на притягивание удачи и бед. Стоит ли верить в суеверия и что это такое?

Суеверие – это суррогат религии: есть что-то, во что непоколебимо верят и стараются умолять. Настоятели всех религий не рекомендуют верующим людям верить в суеверия.

Часто с суевериями путают приметы. Их, в отличие от суеверий, легко доказать и обосновать. Суеверия же появляются иногда внезапно, а иногда носят под собой историческую подоплеку. Приметы – это наблюдения людей о связанных между собой явлениях. Например, проходить через столб двум друзьям в ссоре – это суеверие, а большие гроздья рябины к студеной погоде – это примета.

Откуда берутся суеверия и приметы

Некоторые суеверия раньше были приметами. Например, рассыпать соль считается предвестником ссоры. В старину соль была редким продуктам, и достать ее в привычном виде (бедняки вместо соли использовали очищенную золу) было сложно. Рассыпать дорогостоящий продукт было явно не к добру. Сегодня же, когда соль стоит копейки, рассыпать соль не значит ничего кроме небольшой уборки.

Или же выражение «на угол стола сядешь – в девках ходить будешь». В древней Руси углы столов и лавок были самыми неудобными, у туда сажали не особо ценимых гостей: стариков, бедняков, девушек без приданного и старых дев, оттуда выражение и пошло. Сейчас сидеть за углом стола может тоже не особо приятно, но не означает неудачи на любовном фронте.

Разные суеверия

К суевериям можно отнести толкование снов. Сновидения зависят от того, о чем вы думали или видели и слышали в ближайшее время.

Приметы связаны в основном с погодой. Например, перед дождем соль намокает. Это нормально, ведь влажность воздуха повышается. Или, например, большой урожай грибов к долгой осени: грибы тепло и влаголюбивые, резкие перепады температур убивают их, поэтому можно ожидать тепла.

У веры в суеверия и приметы есть свои преимущества и недостатки.

Плюсы

  • Вера в добрые приметы притягивает удачу, ведь с человеком происходит то, на что он настроен. Вера в привычки похожа на слова-паразиты, она приедается и ее становится незаметно.
  • Вера в суеверия делает вас «своим» среди окружения, особенно если вы живете в небольшом поселении. Как часть любой культуры, человек должен следовать ее устоям, чтобы быть «на одной волне».
  • Помогает убрать неловкую паузу. Например, разбить посуду – на счастье, или помет птицы принесет удачу. Приметы помогают обратить ситуацию в смех и почувствовать себя не таким уж неудачливым.
  • Собственные приметы на успех, какие-то ритуалы, помогают настроиться и сделать все правильно. Рутина, нацеленная на успех, легко может стать приметой на счастье.
  • Близость с предками. «Если они в это верили, и это работало, то чем я хуже?». Это тоже касается культуры и дани уважения к близким, традициям родного народа.
  • В сложных жизненных обстоятельствах приметы помогают приободриться и поверить в чудо. Вера в чудо всегда приободряет, повышает настроение и заставляет идти дальше с надеждой на happy end.
  • Безопасность. Заметив неприятный знак, человек будет осмотрительней. Известны случаи, когда напряжение, созданное приметой, спасало жизнь.
  • Некоторые поверья действительно работают: ласточки летают низко перед дождем, а перед грозой всегда воздух душный и очень тихий. Стоит почитать о приметах и подоплёках, чтобы понять, чему можно верить, а что уже устарело. То же касается и суеверий. Даже если они неправдивы, полученные знания где-нибудь пригодятся.

Суеверия с черной кошкой

Минусы

  • Отрицание суеверий может сделать вас изгоем. Если ваши друзья верят, что нельзя переходить через «чертова ворота», а вы не верите, это может стать причиной для дискуссии и ссоры.
  • Современные гороскопы, как и гороскопы в целом, не несут никакой правды. Сейчас создатели гороскопа просто используют нейтральные или положительные фразы, которые могут относиться к любому человеку, и периодически меняют их на другой знак Зодиака.
  • Веря в плохие приметы, вы на подсознательном уровне будете притягивать в жизнь негатив. С настроем на негатив портится настроение, и дела в самом деле идут хуже, даже если ничего не предвещало этого.
  • Легко списать неудачи на приметы или гороскопы, вместо того чтобы признать вину. Всему виной может быть черная кошка, а не невнимательность, либо треснувшее зеркало.
  • Приметы, которые касаются деторождения, зачастую неверные: ребенок любого пола может находиться в круглом или овальном животе, и то, какие продукты будет есть мать (сладкое или соленое), никак не изменит пол ребенка.
  • Ношение талисманов, особенно эксцентричных вроде перьев или кроличьих лапок, может сделать вас местным сумасшедшим. К иным амулетам относятся как к модному украшению. Иными словами, ношение оберегов от суеверий не принесет уважения общества, даже испортит его.
  • Религиозным людям не следует верить в суеверия, потому что они от лукавого. Приметы, которые касаются привлечения удачи или неудачи, также под запретом. Служители церкви проводят целые лекции о вреде и истоках суеверий, о том, как плохо они влияют на верующего человека.
  • Вера в потустороннее и суеверия может натолкнуть вас на поход к гадалке, которая только вытянет большие деньги, но не даст никакого результата. Привороты на любовь, деньги, счастье, магическое излечение от алкоголизма – все это отличные способы заработать деньги мошенникам на простых людях.
  • Есть отдельный вид суеверий: церковные. Они касаются силы святой воды из разных источников, снов со святыми, потребления просвирок и пр. Они не признаются церковью и не красят христианина.

Суеверие с девушками

Люди верят в приметы и суеверия потому что хотят предсказать хоть какую-то часть будущего. Вера в приметы и суеверия должна быть разумной, после разбора истоков, не стоит верить всему, что пишут в интернете и говорят бабушки. Что-то работает на самом деле, а к чему-то человек тянется подсознательно.  Верьте в хорошее и достоверное, и оно обязательно случится с вами!

Похожие записи

отношение и мнение церкви, верить или нет

Каким бы материалистом ни был человек, в его душу заложена потребность веры во что-то, что превосходит физический мир. Кто-то верит в высший разум, кто-то в абстрактную силу Вселенной, кто-то еще во что-то (вплоть до карикатурных искусственно выдуманных религий). Кто-то обрел счастье познания Христа. Но очень часто всех этих людей объединяет еще одна общая вера — суеверия. Почему они столь сильны и так прижились в повседневной жизни человека?

Что такое суеверие

Суеверием принято называть безотчетную веру в некое внешнее, формальное действие или же в наличие у предмета каких-либо магических, сверхъестественных сил или способностей. Уже из этимологии слова «суеверие» понятно, что речь идет о «суетной вере».

Православная церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души

Большое распространение суеверий связано с тем, что человек не может совсем ни во что не верить. Как бы ни старались уверить нас заядлые материалисты, что нет ничего, превосходящего физический мир — но социологические опросы свидетельствуют, что примерно половина населения России верит в те или иные приметы и суеверия.

Важно! Это говорит о том, что человек в своей жизни обязательно ищет какую-то духовную опору. Не открыв для себя Истинного Бога, такую опору можно найти в суевериях.

Суеверия всегда субъективны и надуманны. Так, если человек где-то вдруг услышал, что в пятницу 13-го числа с ним может произойти неудача, он будет этого опасаться. И если представить, что нечто нехорошее с ним действительно произойдет (что произошло бы, даже если бы пятница припала на любое другое число месяца), то человек сразу же свяжет это событие с датой. И, скорее всего, в следующий раз, когда календарь вновь «порадует» его несчастливой пятницей, человек уже будет настроен на неприятности.

Читайте о приметах:

При этом важно, что отсутствие подтверждения суеверию вовсе не приводит к ослаблению веры в него. Психолог Корнельского университета Томас Гилович в своих исследованиях отмечает, что отсутствие ожидаемого эффекта (как плохого, так и хорошего) человеком, верящим в примету, просто игнорируется. Это значит, что если в «плохую» пятницу ничего плохого не случилось — человек не перестанет верить в негатив этого дня. Но если действительно была неудача — в причинно-следственных связях с датой не останется и сомнения.

Можно привести такой аргумент — ну что плохого в том, если человек верит в помощь какой-то вещи (например, амулета), или какого-то действия (например, постучать по дереву), если ему от этого становится психологически легче и спокойнее. На первый взгляд, так и есть. Но на самом деле, углубляясь в суеверия и приметы, человек сам себе отодвигает от Бога.

Православие учит, что ничего в жизни человека не происходит просто так, без Божьей воли. Именно Господь посылает нам все блага, а иногда и трудности, для нашего же духовного роста. Что же происходит, если человек начинает верить в какие-то мистические свойства предметов или внешних действий? Он тем самым отвергает тот факт, что происходящее в его жизни зависит от Бога.

Вторым важным моментом становится постоянная зацикленность на внешнем, на форме. Суеверный человек постоянно думает, какие действия ему нужно или не нужно совершить, совершенно забывая о глубокой внутренней наполненности жизни. Формальные правила выполнить гораздо проще, чем вести сложную и кропотливую работу над своей душой, вот человек и идет по пути наименьшего сопротивления.

Часто предметом суеверий становятся вопросы духовной жизни христианина

На самом деле, отвергая все суеверия и приметы, человек обретает большую свободу. Он больше не зависит от мелких формальных действий, ему не нужно тратить силы своего ума и внимание на то, чтобы не нарушить какую-то примету. Человек может возвысить свой ум к Богу, заняться молитвой, построением личных духовных отношений с Господом.

Важно! Любые суеверия, приметы, магия, оккультизм — пути, полностью противоположные христианству. Если православный христианин видит в себе их зачатки, нужно сразу же исповедовать этот грех и попросить у Господа помощи его истребить.

Самые распространенные суеверия и их безосновательность

Ниже приведем перечень десяти самых известных и почитаемых в народе суеверий и попытаемся объяснить, почему они являются глупостью. Следует заметить, что рассмотреть все популярные приметы невозможно — их в народе огромное количество, к тому же в различных регионах принято почитать «свои» суеверия. Тем не менее есть поверья, которые знакомы с детства буквально каждому.

  • Пятница, 13-е. Считается, что совпадение этого дня недели с тринадцатым днем месяца непременно грозит неудачами и бедами. В этот день не рекомендуется начинать важных дел, планировать встречи, принимать судьбоносные решения. Многие застройщики в нумерации квартир или офисов избегают использования числа 13 (как и числа 666), что еще раз доказывает глубокое почитание этого поверья в народе.

Есть множество теорий, которые объясняют «несчастливость» числа 13. Так, согласно одной из них, апостол Иуда был 13-м человеком на Тайной Вечери и после предал Христа.

В оккультизме и сатанизме число 13 используется как дьявольский знак. На шабаш принято собирать именно такое количество ведьм, расставлять 13 свечей и так далее.

Скандинавская мифология повествует нам о двенадцати богах, которые мирно правили миром, пока не пришел тринадцатый бог Локи и не убил всех. Также считалось, что древние виселицы имели именно 13 оборотов веревки на петле, а к месту казни вели именно 13 ступеней. Конечно, достоверных исторических данных о таких деталей средневековых казней нет.

К счастью, многие обладатели домашних питомцев черного цвета с уверенностью убеждают нас в том, что их кошки не приносят ничего, кроме тепла и радости в дом.

  • Пустое ведро. Плохой приметой считается, если вам перешли дорогу с пустым ведром на перевес. Объясняется это тем, что раз ведро не заполнено — в него «складывается» вся ваша удача и успешность сегодняшнего дня.

Абсурдность такой веры даже объяснить трудно — в ведро можно сложить помидоры или налить воды, но на постороннего человека повлиять пустое ведро никак не может.

  • Разбитое зеркало. Суеверного человека осколки зеркала на полу могут повергнуть в настоящий мистический ужас. Считается, что разбить зеркало — это очень дурной знак, который вещает чуть ли не смерть. Связано это с верой в то, что зеркало не только отражает внешность человека, но и задерживает частичку его души. Поэтому считается опасным смотреться в древние зеркала — там могут оставаться души умерших хозяев. Отсюда же пошла практика закрывать тканью зеркала в доме, где находится покойник перед похоронами — чтоб его душа не «застряла» в зеркале.

Для православного человека совершенно очевидно, что душа ну никак не может находиться в стекле. После смерти душа идет к Богу, в Вечность, и вместо того, чтобы тратить свои силы и время на завешивание зеркал в доме, гораздо лучше встать и помолиться об упокоении близкого человека.

  • О запрете входить в ворота. Наверное, одно из самых смешных на практике суеверий. Всем знакома картина: в храме после службы стоит очередь людей, которые по отному проходят в тесную узкую калиточку, в то время как рядом распахнуты широкие въездные ворота, в которые никто не идет. Почему так? Если спросить «старожил», они вам авторитетно объяснят, что через ворота завозят покойников, поэтому ходить там нельзя ни в коем случае.

К сожалению, тогда ходить нельзя вообще нигде. Потому что покойников возят и по улицам, и по дорогам. Более того — в подъезды тоже заходить не стоит, ведь и туда их заносят. Про храмы и говорить не приходится, ведь зачастую покойников там могут оставлять и на ночь. Почему же примета касается исключительно открытых ворот? Вопрос риторический.

  • О запрете проходить под лестницей. В чем-то схожее суеверие с воротами, только под лестницей нельзя проходить по причине того, что лестница со стеной и землей образует треугольник, который якобы каким-то образом соотносится со Святой Троицей. Проходя под лестницей, человек разрушает Троицу и тем самым обижает Бога.

У этого суеверия хотя бы есть какая-то практическая польза — под лестницей действительно иногда ходить опасно, ведь она может упасть. Для православного человека вопрос техники безопасности — это единственная возможная причина обойти лестницу стороной. Нельзя в каждом треугольнике видеть Святую Троицу, это формализм и излишняя погоня за внешним.

Поверье, что рассыпанная соль притягивает беду идет с тех времен, когда соль была дорогой, и рассыпать ее было жалко. Позже досада о порче продукта трансформировалась в суеверие о бедах.

  • Узелки и амулеты «на удачу». Многие люди верят, что если они будут носить на себе определенные вещи (например, красные нитки на запястье, булавки под одеждой, перышки или узелочки на шее), то это убережет их от сглазов и принесет удачу.

Истоков у таких поверий много и они все перепутаны. Действительно, существуют оккультные амулеты (например, пентаграммы, перевернутые кресты), которые используются для привлечения демонических сил. Такие вещи носить на себе не только бесполезно в плане защиты от сглаза, но, напротив — опасно. Одев на себя подобную вещь, человек сам добровольно впускает в свою жизнь темные силы.

Всякие булавки и узелочки более безобидны — они не несут в себе особого мистического смысла. Однако не стоит забывать, что одевая на себя подобные вещи, человек забывает о Боге и считает, что его защитой становится какой-то предмет. В жизни же православного христианина есть только один Заступник — Господь Наш Иисус Христос.

  • Нельзя показывать на себе болезни или больные места. Эту примету можно понять — никто не хочет болеть, особенно если речь идет о тяжелых заболеваниях. Поэтому и выливается страх за свое здоровье в примету, что если показать на себе больное место, то обязательно заболеешь.

Однако мы должны помнить, что Господь никогда не допускает болезнь просто так. Каждый человек, который столкнулся с проблемами здоровья, может вынести для себя большую духовную пользу из этого. В Евангелии сказано, что даже волос не упадет с головы человеческой без воли на то Господа, так почему же мы верим, что простое указание на свое тело может привести к болезни?

  • Нельзя возвращаться домой после выхода. Считается, что если человек собрался и вышел из дому по своим делам, то ему не нужно больше возвращаться назад, даже если он что-то забыл. Из этого суеверия можно извлечь чисто практическую пользу и смысл — собираться нужно внимательнее, тогда не придется тратить время на возвращение за забытыми вещами. Ведь, действительно, опоздав на важную встречу из-за необходимости вернуться домой, можно получить серьезные неприятности в жизни. Но причина в этом будет вовсе не мистическая.

Забивая себе голову этими и подобными суевериями, человек постепенно уходит от Бога. Нельзя одновременно верить в силу каких-то предметов, вещей или действий и в силу Божью. Это вещи взаимоисключающие.

Важно! Задача православного христианина — истреблять в своей душе все существующие суеверия, часто насажденные нам родителями с самого детства, а также не допускать появления новых. Только вера в Господа Иисуса Христа может дать мир и покой человеческой душе, а также защитить от любых козней злых сил.

Суеверия у православных христиан

Почему так много людей верит в приметы?

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Некоторые вопросы встречаются особенно часто: 

“Приехали в церковь крестить младенца в назначенное нам время, а там идет полным ходом отпевание покойника. Нас попросили погулять часок, пока унесут покойника и помоют пол. Руководствуясь тем, что нельзя переносить крестины, все-таки решились покрестить в этот день. Правильно ли мы поступили? И не навредит ли это ребенку?»

«Когда-то давно моя бабушка и мама принесли с кладбища старые лампадки, какое-то время они стояли у нас дома, потом их выкинули. Слышала, что с кладбища ничего приносить домой нельзя. Могут ли эти вещи нести какой-то негатив?»

«Моя мама смертельно больна. Недавно она купила в церкви серебряный крестик с цепочкой, но потом стала носить крестик на шнурке, а цепочку отдала мне. Я слышала, что чужой крестик нельзя надевать… Тем более умирающего человека. А цепочку, на которой висел крестик?»

«Можно фотографии умерших ставить рядом с фотографиями живых?»

«У меня умер родной брат. Жил вместе с родителями в частном доме, без воды. Могу ли я провести им воду, или нужно ждать год после смерти?”

Подобные вопросы ежедневно приходят на почту «Фомы». Общее в них — суеверные представления и чувство страха и бессилия перед судьбой.
Мы попросили ответить психолога Александра Ткаченко, что на самом деле стоит за суевериями и в чем причина того, что даже многие христиане верят в приметы.

Почему так много людей верит в приметы?

Разговор о суевериях проще всего было бы начать с того, что есть вера истинная и есть вера суетная — напрасная и ни на чем не основанная. Далее можно было бы объяснить читателю, в чем заключается вера православных христиан и чем она отличается от суеверия. И закончить рассказ победным выводом о том, что люди верующие поклоняются истинному Богу, а люди суеверные — нелепым выдумкам и пустым приметам. Но, к сожалению, эта простая и понятная концепция вдребезги разбивается об один невеселый факт: среди верующих людей также бытует множество самых разнообразных суеверий, примет и обычаев, ничего общего не имеющих с христианством. Увы, суеверия — отнюдь не редкость и среди христиан.

Откуда же появляется в людях эта суетная вера? Что заставляет человека бояться каких-то нелепых совпадений и надеяться на них же, вопреки доводам здравого смысла?

Пристально разглядываемая бездна, по словам Фридриха Ницше, имеет обыкновение столь же бдительно присматриваться к ее легкомысленному созерцателю. Наш разум не терпит бессмыслицы и пустоты. Из хаотичного переплетения ночных теней на стене комнаты он с легкостью выделяет фигуры клыкастых чудовищ, а в абстракт­ном наборе цветовых пятен на обоях появляется зловещий профиль Мефистофеля. Наше воображение проецирует на окружающий мир наши же потаенные страхи, словно луч киноаппарата, рисующий на белом экране леденящие кровь картины мистического триллера. Там, где человек напряженно вглядывается в пустоту, она вдруг начинает приобретать вполне конкретные формы его тревожных ожиданий. И тогда перебежавший дорогу симпатичный черный котик становится объяснением всех последующих неудач этого дня, а случайно рассыпанная за завтраком соль — грозным предвестником семейной ссоры.

Жить в столь непредсказуемом и опасном мире неуютно и даже страшно. Чем же можно обезопасить себя от таких выдуманных опасностей? Ну конечно, такими же выдуманными средствами защиты! И вот уже на запястье появляется красная шерстяная ниточка, к двери прибивается заветная подкова, ну а с черной кошкой на улице и вовсе никаких проблем: достаточно лишь пропустить перед собой какого-нибудь незадачливого бедолагу и можно следовать далее со спокойной уверенностью, что все чернокошечные напасти сегодня обрушатся уже не на вашу, а на его голову. Приблизительно так работает психологический механизм формирования суеверий у неверующих людей.

Будучи разумным, человек прекрасно понимает, что в этом мире он не самое могущественное существо, постоянно подвергающееся множеству различных опасностей. И пытается защититься от них такими вот наивными мероприятиями, поскольку ничего другого ему просто не остается, ведь других защитников у него в этом мире бездушной материи просто нет. Ну разве что, по ироничному совету Иосифа Бродского, вообще не выходить из комнаты, сведя жизнь к унылому физиологическому минимуму:

…Слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
Шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

В мире, где для человека нет Бога, приметы становятся вешками, обозначающими безопасный маршрут среди бурлящего потока событий.

Но почему же тогда суевериям подвержены бывают и христиане? Ведь для них мир отнюдь не метафизическая пустыня.

Бог христиан создал этот мир и ни на мгновение не оставлял его без Своего внимания и попечения. Люди, уверовавшие во Христа, получили от Него прямое уверение в том, что они бесконечно дороги Богу: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф 10:29–31).

Почему так много людей верит в приметы? Понятно, что суеверия эти идут вразрез с христианской верой и что подвержены им в Церкви далеко не все. Однако явление это не такое уж и редкое. И чтобы разобраться в его причинах, нужно сделать краткий экскурс в самый ранний период жизни человека.

 

Психологическая основа для будущих суеверий формируется именно в младенчестве.

Новорожденный ребенок — очень слабое и абсолютно беспомощное существо. Без заботы взрослых он очень быстро погибнет, не имея малейшей возможности самостоятельно найти себе пищу и воду или укрыться от холода. Все жизненно важные потребности младенца удовлетворяет мама, с которой он провел в теснейшем единении первый этап своей жизни. Будучи с ней девять месяцев одной плотью, чувствуя ее настроение, слыша биение ее сердца, ее голос, младенец и после родов не воспринимает маму как нечто внешнее по отношению к себе. И в то же время он еще не знает, что вокруг него есть огромный мир. Для него весь этот мир воспринимается лишь как ласковые мамины руки, запах вкусного молока из маминой груди, колыбельные песни, которые мама поет над его кроваткой.

Таким образом, на самых первых этапах жизни у ребенка существует двойственное восприятие мамы. С одной стороны, она еще не воспринимается младенцем как отдельное от него существо. С другой — представляется маленькому человеку всей полнотой окружающего мира. И этот мир-мама оказывается способным реагировать на его желания и нужды. Если ребенку стало холодно и неуютно в мокрых пеленках, мир вымоет его в теплой водичке, перепеленает, поцелует и довольного положит обратно в кроватку. Если он проголодается, мир даст ему молока или каши. Если у него заболит животик, мир бережно прижмет его к себе, пожалеет, сделает массаж. Ведь этот мир в представлении младенца — продолжение его самого. Поэтому любое его желание тут же становится известно миру, и мир заботится о его исполнении.

Потом ребенок растет, познает окружающую его реальность, приобретает новые знания и навыки. На смену первоначальному чувству полного слияния с мамой-миром приходит понимание того, что мама — это другой человек, а мир огромен и наполнен множеством интересных вещей и событий. Но, как отголосок самого раннего опыта, у ребенка остается представление о мире как о своем продолжении, способном слышать и исполнять желания. Эти младенческие чувства частично находят свое выражение в любви детей к сказкам про заклинания, волшебную палочку или цветик-семицветик, способные вернуть миру былую послушность и отзывчивость.
Отсюда же и детский эгоцентризм, болезненное стремление видеть себя центром и причиной всего происходящего вокруг.

Родители поссорились, папа наорал на маму, мама расплакалась и ушла к себе в комнату. Почему так много людей верит в приметы?И тогда, чтобы искупить свою «вину», он начинает с удвоенной энергией делать уроки или драить тарелки на кухне, надеясь таким образом помирить рассорившихся родителей.

Схема «я совершаю какое-то действие, и мир вокруг меня на это реагирует» воспроизводит ранний детский опыт, когда младенцу достаточно было заплакать, чтобы получить еду, тепло и материнскую ласку.

Со временем понимание причинно-следственных связей у человека становится осознанным, и вера в мир как в продолжение себя потихоньку растворяется в новом, уже взрос­лом опыте жизни.

Но если эмоциональное взросление человека было нарушено (например, психологичес­кой травмой), эта детская форма отношения к миру сохраняется в нем на долгие годы и даже десятилетия.

Человек заканчивает школу, женится или выходит замуж, растит детей, работает. Но в глубине души продолжает верить, что способен влиять на мир через какие-то ритуальные действия, подобные детскому мытью посуды или сделанным урокам, которые необъяснимым образом должны помирить папу с мамой.

С такими остатками младенческого восприятия мира у взрослых людей часто имеют дело психологи. Один клиент во время приема рассказывал, что всю жизнь специально заставлял себя усиленно тревожиться каждый раз, когда поднимался на борт самолета, потому что эта тревожность служила своеобразной «страховкой». Когда психолог спросил его, что именно он имеет в виду, тот ответил: «Ну, если я не буду тревожиться, я начну искушать судьбу, и тогда самолет может разбиться!» На уровне чувств он был уверен в том, что его тревожность каким-то образом удерживает самолет в воздухе и позволяет предотвратить катастрофу. Это был совсем не глупый человек с высшим техническим образованием. И умом он прекрасно понимал, что никакой разумно объяснимой связи между его искусственно вызванной тревогой и безопасностью полета нет и быть не может. Но в его субъективном опыте этот принцип работал безотказно: ведь ни один из самолетов, где он так старательно тревожился, ни разу не упал.

Другой случай. Женщина впадает в сильную тревогу, если у нее на глазах случайно наступят на ногу другому человеку. А уж если она сама это сделает, то непременно требует, чтобы в ответ наступили на ногу ей. Когда такого «обмена» не происходит, она может впасть в затяжную депрессию. В процессе терапии выяснилось, что когда-то в детстве подружка, которой она наступила на ногу, сказала: «Дай теперь я тебе наступлю, а то у тебя мама умрет». Девочка отказалась. А когда пришла домой из школы, узнала, что умерла ее бабушка. С тех пор она живет с чувством вины за свой «проступок» и пытается его «искупить», тщательно соблюдая нелепый детский ритуал, который много лет назад случайно совпал со смертью ее родственницы.

 

Суеверия церковных людей также часто не являются их сознательными убеждениями, это всего лишь отголоски детского чувства, что именно ты являешься смысловым центром Вселенной и все вокруг зависит от правильности или неправильности совершаемых тобою действий.

Отсюда — тревога за свечку, которую ты передал не той рукой или не через то плечо. Отсюда — страх перед вещами умерших людей, боязнь найденных нательных крестиков, занавешивание зеркал после смерти близкого и еще великое множество самых разнообразных тревог. Такие люди пытаются преодолеть свой детский страх через ритуальные действия, позволяющие им снизить уровень тревожности. Например, передавать свечку только через правое плечо и ни в коем случае не через левое.

Как ни странно, убежденность в силе подобных ритуалов вполне органично может совмещаться у них с искренней и горячей верой во всемогущего Бога Вседержителя, в Евангелие, в церковные таинства. Почему так много людей верит в приметы?

И любые упреки в стиле «да ты ж христианин, как ты можешь верить в такую чушь» вряд ли что-либо изменят. Здесь требуется долгий и доверительный разговор со священником, возможно, не один, или серьезная работа с психологом.

 

Травмы развития не лечатся обесцениванием чужих чувств, насмешками и укорами. Исцелить их можно лишь любовью и бережным отношением к чужой боли.

Детскую природу суеверий более чем полтора тысячелетия назад блестяще описал в одной из своих проповедей Иоанн Златоуст. Правда, говорит он здесь главным образом не о христианах, а об эллинах (так в Византии называли язычников, веривших в римских и греческих богов). Но мысль о том, что суеверие — плод незрелого, детского восприятия мира, в этом тексте настолько очевидна, что не нуждается в какой-то специальной расшифровке или комментарии:

«Подобно тому, как дети, находясь на руках у своих кормилиц, неразумно протягивают руки к огню и смело порываются к зажженному светильнику, а между тем боятся человека в одежде из козьей шерсти, так и эти эллины — настоящие младенцы, как и сказал о них некто: “эллины — всегда дети”.

Того, что не составляет греха, они боятся, как-то: телесной неопрятности, похорон, катафалков, тяжелых дней и тому подобного. А того, что составляет настоящий грех, как-то: сладострастной любви к отрокам, прелюбодеяния, блуда, — они и не думают считать за грех.

Ты можешь видеть, как (язычник) обмывается после мертвеца, но от мертвых дел он не омывается никогда. Он много прилагает старания о приобретении денег и в то же время думает, что одно пение петуха может разрешить всякое (недоумение).

Так они помрачены разумом. Душа их преисполнена множества примет. Например, такой-то, говорят, первый встретился со мной, когда я выходил из дому: непременно случится тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне обувь, поднес наперед левую: быть большим бедам и напастям. Сам я, выходя из дому, ступил за порог левой ногой: и это предвещает несчастья. Это — домашние неудачи. Когда же я вышел из дому, у меня правый глаз мигнул: быть слезам… Закричит ли осел, или петух, чихнет ли кто, и вообще, что бы ни случилось, все их тревожит, так что они, — как я сказал, — точно скованы тысячами уз, точно находятся во мраке, во всем подозревают (худое) и гораздо больше порабощены, чем тысячи невольников.

Но не будем мы такими; напротив, осмеявши все такие (суеверия), — как живущие в свете, как небесные граждане, не имеющие ничего общего с землей, — будем считать для себя страшным один только грех и оскорбление Бога. Если все это пустяки, то и посмеемся над этим, равно как и над первым виновником этого — дьяволом».

Такова оценка святителя Иоанна Златоуста, вынесенная им языческим суевериям: «эллины — всегда дети».

Однако уже в те далекие времена и среди христиан тоже находились люди с таким синдромом затянувшегося психологического детства. И о них Златоуст здесь тоже говорит, но — отнюдь не в уничижительном тоне, а словами, исполненными бережной любви и сочувствия. Наверное, эти его слова и по сей день остаются лучшей рекомендацией для всех христиан, возмущенных или введенных в недоумение суеверными поступками своих единоверцев:

«…Возблагодарим Бога и будем стараться, чтобы нам самим никогда не впасть в такое рабство, а если кто из наших друзей будет пленен, разорвем его узы, освободим его от этого несносного и постыдного заключения, сделаем его способным для восхождения к небу, выпрямим его опустившиеся крылья и научим его любомудрию касательно жизни и веры. Возблагодарим Бога за все и будем умолять Его, чтобы нам не оказаться недостойными врученного нам дара; с тем вместе, позаботимся и о том, что от нас зависит, именно, чтобы нам поучать других не только словами, но и делами».

Читайте также:
Церковь и магия: почему христиане не гадают на Рождество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.