Почему нельзя верить в приметы: Приметы: почему так много людей в них верит, а православные – против?

Приметы: почему так много людей в них верит, а православные – против?

Приблизительное время чтения: 12 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Некоторые вопросы встречаются особенно часто: 

«Приехали в церковь крестить младенца в назначенное нам время, а там идет полным ходом отпевание покойника. Нас попросили погулять часок, пока унесут покойника и помоют пол. Руководствуясь тем, что нельзя переносить крестины, все-таки решились покрестить в этот день. Правильно ли мы поступили? И не навредит ли это ребенку?»

«Когда-то давно моя бабушка и мама принесли с кладбища старые лампадки, какое-то время они стояли у нас дома, потом их выкинули. Слышала, что с кладбища ничего приносить домой нельзя. Могут ли эти вещи нести какой-то негатив?»

«Моя мама смертельно больна. Недавно она купила в церкви серебряный крестик с цепочкой, но потом стала носить крестик на шнурке, а цепочку отдала мне. Я слышала, что чужой крестик нельзя надевать… Тем более умирающего человека. А цепочку, на которой висел крестик?»

«Можно фотографии умерших ставить рядом с фотографиями живых?»

«У меня умер родной брат. Жил вместе с родителями в частном доме, без воды. Могу ли я провести им воду, или нужно ждать год после смерти?»

Подобные вопросы ежедневно приходят на почту «Фомы». Общее в них — суеверные представления и чувство страха и бессилия перед судьбой.

Мы попросили ответить психолога Александра Ткаченко, что на самом деле стоит за суевериями и в чем причина того, что даже многие христиане верят в приметы.

Разговор о суевериях проще всего было бы начать с того, что есть вера истинная и есть вера суетная — напрасная и ни на чем не основанная. Далее можно было бы объяснить читателю, в чем заключается вера православных христиан и чем она отличается от суеверия.

И закончить рассказ победным выводом о том, что люди верующие поклоняются истинному Богу, а люди суеверные — нелепым выдумкам и пустым приметам. Но, к сожалению, эта простая и понятная концепция вдребезги разбивается об один невеселый факт: среди верующих людей также бытует множество самых разнообразных суеверий, примет и обычаев, ничего общего не имеющих с христианством. Увы, суеверия — отнюдь не редкость и среди христиан.

Откуда же появляется в людях эта суетная вера? Что заставляет человека бояться каких-то нелепых совпадений и надеяться на них же, вопреки доводам здравого смысла?

Пристально разглядываемая бездна, по словам Фридриха Ницше, имеет обыкновение столь же бдительно присматриваться к ее легкомысленному созерцателю. Наш разум не терпит бессмыслицы и пустоты. Из хаотичного переплетения ночных теней на стене комнаты он с легкостью выделяет фигуры клыкастых чудовищ, а в абстракт­ном наборе цветовых пятен на обоях появляется зловещий профиль Мефистофеля.

Наше воображение проецирует на окружающий мир наши же потаенные страхи, словно луч киноаппарата, рисующий на белом экране леденящие кровь картины мистического триллера. Там, где человек напряженно вглядывается в пустоту, она вдруг начинает приобретать вполне конкретные формы его тревожных ожиданий. И тогда перебежавший дорогу симпатичный черный котик становится объяснением всех последующих неудач этого дня, а случайно рассыпанная за завтраком соль — грозным предвестником семейной ссоры.

Жить в столь непредсказуемом и опасном мире неуютно и даже страшно. Чем же можно обезопасить себя от таких выдуманных опасностей? Ну конечно, такими же выдуманными средствами защиты! И вот уже на запястье появляется красная шерстяная ниточка, к двери прибивается заветная подкова, ну а с черной кошкой на улице и вовсе никаких проблем: достаточно лишь пропустить перед собой какого-нибудь незадачливого бедолагу и можно следовать далее со спокойной уверенностью, что все чернокошечные напасти сегодня обрушатся уже не на вашу, а на его голову.

Приблизительно так работает психологический механизм формирования суеверий у неверующих людей.

Будучи разумным, человек прекрасно понимает, что в этом мире он не самое могущественное существо, постоянно подвергающееся множеству различных опасностей. И пытается защититься от них такими вот наивными мероприятиями, поскольку ничего другого ему просто не остается, ведь других защитников у него в этом мире бездушной материи просто нет. Ну разве что, по ироничному совету Иосифа Бродского, вообще не выходить из комнаты, сведя жизнь к унылому физиологическому минимуму:

…Слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
Шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

В мире, где для человека нет Бога, приметы становятся вешками, обозначающими безопасный маршрут среди бурлящего потока событий.

Но почему же тогда суевериям подвержены бывают и христиане? Ведь для них мир отнюдь не метафизическая пустыня.

Бог христиан создал этот мир и ни на мгновение не оставлял его без Своего внимания и попечения. Люди, уверовавшие во Христа, получили от Него прямое уверение в том, что они бесконечно дороги Богу: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф 10:29–31).

Понятно, что суеверия эти идут вразрез с христианской верой и что подвержены им в Церкви далеко не все. Однако явление это не такое уж и редкое. И чтобы разобраться в его причинах, нужно сделать краткий экскурс в самый ранний период жизни человека.

Психологическая основа для будущих суеверий формируется именно в младенчестве. Новорожденный ребенок — очень слабое и абсолютно беспомощное существо. Без заботы взрослых он очень быстро погибнет, не имея малейшей возможности самостоятельно найти себе пищу и воду или укрыться от холода. Все жизненно важные потребности младенца удовлетворяет мама, с которой он провел в теснейшем единении первый этап своей жизни. Будучи с ней девять месяцев одной плотью, чувствуя ее настроение, слыша биение ее сердца, ее голос, младенец и после родов не воспринимает маму как нечто внешнее по отношению к себе. И в то же время он еще не знает, что вокруг него есть огромный мир. Для него весь этот мир воспринимается лишь как ласковые мамины руки, запах вкусного молока из маминой груди, колыбельные песни, которые мама поет над его кроваткой.

Таким образом, на самых первых этапах жизни у ребенка существует двойственное восприятие мамы. С одной стороны, она еще не воспринимается младенцем как отдельное от него существо. С другой — представляется маленькому человеку всей полнотой окружающего мира. И этот мир-мама оказывается способным реагировать на его желания и нужды. Если ребенку стало холодно и неуютно в мокрых пеленках, мир вымоет его в теплой водичке, перепеленает, поцелует и довольного положит обратно в кроватку. Если он проголодается, мир даст ему молока или каши. Если у него заболит животик, мир бережно прижмет его к себе, пожалеет, сделает массаж. Ведь этот мир в представлении младенца — продолжение его самого. Поэтому любое его желание тут же становится известно миру, и мир заботится о его исполнении.

Потом ребенок растет, познает окружающую его реальность, приобретает новые знания и навыки. На смену первоначальному чувству полного слияния с мамой-миром приходит понимание того, что мама — это другой человек, а мир огромен и наполнен множеством интересных вещей и событий. Но, как отголосок самого раннего опыта, у ребенка остается представление о мире как о своем продолжении, способном слышать и исполнять желания. Эти младенческие чувства частично находят свое выражение в любви детей к сказкам про заклинания, волшебную палочку или цветик-семицветик, способные вернуть миру былую послушность и отзывчивость.
Отсюда же и детский эгоцентризм, болезненное стремление видеть себя центром и причиной всего происходящего вокруг.

Родители поссорились, папа наорал на маму, мама расплакалась и ушла к себе в комнату. И тогда, чтобы искупить свою «вину», он начинает с удвоенной энергией делать уроки или драить тарелки на кухне, надеясь таким образом помирить рассорившихся родителей.

Схема «я совершаю какое-то действие, и мир вокруг меня на это реагирует» воспроизводит ранний детский опыт, когда младенцу достаточно было заплакать, чтобы получить еду, тепло и материнскую ласку.

Со временем понимание причинно-следственных связей у человека становится осознанным, и вера в мир как в продолжение себя потихоньку растворяется в новом, уже взрос­лом опыте жизни.

Но если эмоциональное взросление человека было нарушено (например, психологичес­кой травмой), эта детская форма отношения к миру сохраняется в нем на долгие годы и даже десятилетия.

Человек заканчивает школу, женится или выходит замуж, растит детей, работает. Но в глубине души продолжает верить, что способен влиять на мир через какие-то ритуальные действия, подобные детскому мытью посуды или сделанным урокам, которые необъяснимым образом должны помирить папу с мамой.

С такими остатками младенческого восприятия мира у взрослых людей часто имеют дело психологи. Один клиент во время приема рассказывал, что всю жизнь специально заставлял себя усиленно тревожиться каждый раз, когда поднимался на борт самолета, потому что эта тревожность служила своеобразной «страховкой». Когда психолог спросил его, что именно он имеет в виду, тот ответил: «Ну, если я не буду тревожиться, я начну искушать судьбу, и тогда самолет может разбиться!» На уровне чувств он был уверен в том, что его тревожность каким-то образом удерживает самолет в воздухе и позволяет предотвратить катастрофу. Это был совсем не глупый человек с высшим техническим образованием. И умом он прекрасно понимал, что никакой разумно объяснимой связи между его искусственно вызванной тревогой и безопасностью полета нет и быть не может. Но в его субъективном опыте этот принцип работал безотказно: ведь ни один из самолетов, где он так старательно тревожился, ни разу не упал.

Другой случай. Женщина впадает в сильную тревогу, если у нее на глазах случайно наступят на ногу другому человеку. А уж если она сама это сделает, то непременно требует, чтобы в ответ наступили на ногу ей. Когда такого «обмена» не происходит, она может впасть в затяжную депрессию. В процессе терапии выяснилось, что когда-то в детстве подружка, которой она наступила на ногу, сказала: «Дай теперь я тебе наступлю, а то у тебя мама умрет». Девочка отказалась. А когда пришла домой из школы, узнала, что умерла ее бабушка. С тех пор она живет с чувством вины за свой «проступок» и пытается его «искупить», тщательно соблюдая нелепый детский ритуал, который много лет назад случайно совпал со смертью ее родственницы.

Суеверия церковных людей также часто не являются их сознательными убеждениями, это всего лишь отголоски детского чувства, что именно ты являешься смысловым центром Вселенной и все вокруг зависит от правильности или неправильности совершаемых тобою действий.

Отсюда — тревога за свечку, которую ты передал не той рукой или не через то плечо. Отсюда — страх перед вещами умерших людей, боязнь найденных нательных крестиков, занавешивание зеркал после смерти близкого и еще великое множество самых разнообразных тревог. Такие люди пытаются преодолеть свой детский страх через ритуальные действия, позволяющие им снизить уровень тревожности. Например, передавать свечку только через правое плечо и ни в коем случае не через левое.

Как ни странно, убежденность в силе подобных ритуалов вполне органично может совмещаться у них с искренней и горячей верой во всемогущего Бога Вседержителя, в Евангелие, в церковные таинства. 

И любые упреки в стиле «да ты ж христианин, как ты можешь верить в такую чушь» вряд ли что-либо изменят. Здесь требуется долгий и доверительный разговор со священником, возможно, не один, или серьезная работа с психологом.

Травмы развития не лечатся обесцениванием чужих чувств, насмешками и укорами. Исцелить их можно лишь любовью и бережным отношением к чужой боли.

Детскую природу суеверий более чем полтора тысячелетия назад блестяще описал в одной из своих проповедей Иоанн Златоуст. Правда, говорит он здесь главным образом не о христианах, а об эллинах (так в Византии называли язычников, веривших в римских и греческих богов). Но мысль о том, что суеверие — плод незрелого, детского восприятия мира, в этом тексте настолько очевидна, что не нуждается в какой-то специальной расшифровке или комментарии:

«Подобно тому, как дети, находясь на руках у своих кормилиц, неразумно протягивают руки к огню и смело порываются к зажженному светильнику, а между тем боятся человека в одежде из козьей шерсти, так и эти эллины — настоящие младенцы, как и сказал о них некто: “эллины — всегда дети”.

Того, что не составляет греха, они боятся, как-то: телесной неопрятности, похорон, катафалков, тяжелых дней и тому подобного. А того, что составляет настоящий грех, как-то: сладострастной любви к отрокам, прелюбодеяния, блуда, — они и не думают считать за грех.

Ты можешь видеть, как (язычник) обмывается после мертвеца, но от мертвых дел он не омывается никогда. Он много прилагает старания о приобретении денег и в то же время думает, что одно пение петуха может разрешить всякое (недоумение).

Так они помрачены разумом. Душа их преисполнена множества примет. Например, такой-то, говорят, первый встретился со мной, когда я выходил из дому: непременно случится тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне обувь, поднес наперед левую: быть большим бедам и напастям. Сам я, выходя из дому, ступил за порог левой ногой: и это предвещает несчастья. Это — домашние неудачи. Когда же я вышел из дому, у меня правый глаз мигнул: быть слезам… Закричит ли осел, или петух, чихнет ли кто, и вообще, что бы ни случилось, все их тревожит, так что они, — как я сказал, — точно скованы тысячами уз, точно находятся во мраке, во всем подозревают (худое) и гораздо больше порабощены, чем тысячи невольников.

Но не будем мы такими; напротив, осмеявши все такие (суеверия), — как живущие в свете, как небесные граждане, не имеющие ничего общего с землей, — будем считать для себя страшным один только грех и оскорбление Бога. Если все это пустяки, то и посмеемся над этим, равно как и над первым виновником этого — дьяволом».

Такова оценка святителя Иоанна Златоуста, вынесенная им языческим суевериям: «эллины — всегда дети».

Однако уже в те далекие времена и среди христиан тоже находились люди с таким синдромом затянувшегося психологического детства. И о них Златоуст здесь тоже говорит, но — отнюдь не в уничижительном тоне, а словами, исполненными бережной любви и сочувствия. Наверное, эти его слова и по сей день остаются лучшей рекомендацией для всех христиан, возмущенных или введенных в недоумение суеверными поступками своих единоверцев:

«…Возблагодарим Бога и будем стараться, чтобы нам самим никогда не впасть в такое рабство, а если кто из наших друзей будет пленен, разорвем его узы, освободим его от этого несносного и постыдного заключения, сделаем его способным для восхождения к небу, выпрямим его опустившиеся крылья и научим его любомудрию касательно жизни и веры. Возблагодарим Бога за все и будем умолять Его, чтобы нам не оказаться недостойными врученного нам дара; с тем вместе, позаботимся и о том, что от нас зависит, именно, чтобы нам поучать других не только словами, но и делами».

Психологи выяснили, когда человек больше всего верит в приметы

https://ria.ru/20150126/1044311471.html

Психологи выяснили, когда человек больше всего верит в приметы

Психологи выяснили, когда человек больше всего верит в приметы — РИА Новости, 26.01.2015

Психологи выяснили, когда человек больше всего верит в приметы

Человек склонен верить в приметы и полагаться на сверхъестественные силы далеко не во всех случаях, когда он не уверен в исходе дела — оказывается, что талисманы «работают» только тогда, когда кто-то другой будет оценивать результаты его свершений.

2015-01-26T12:21

2015-01-26T12:21

2015-01-26T12:23

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21. img.ria.ru/images/56028/17/560281748_0:163:2979:1839_1920x0_80_0_0_89b996c0d0b54c2132ceb71bad14de5a.jpg

сша

америка

весь мир

северная америка

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2015

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21. img.ria.ru/images/56028/17/560281748_156:0:2823:2000_1920x0_80_0_0_0ee14c9d8f9a6b066cb433f962eb5747.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

открытия — риа наука, сша

Открытия — РИА Наука, Наука, США, Америка, Весь мир, Северная Америка

МОСКВА, 23 янв — РИА Новости. Человек склонен верить в приметы и полагаться на сверхъестественные силы далеко не во всех случаях, когда он не уверен в исходе дела — оказывается, что талисманы «работают» только тогда, когда кто-то другой будет оценивать результаты его свершений, говорится в статье в журнале Personality and Social Psychology Bulletin.

Эрик Хамерман (Eric Hamerman) из университета Тулейна в Новом Орлеане (США) и его коллеги пытались понять, почему некоторые люди — например, спортсмены, военные, политики или артисты — больше склонны верить в приметы и соблюдать некие ритуалы перед состязаниями, боем или выступлениями, нежели представители других профессий.

Как объясняют ученые, поверхностная причина подобных различий очевидна — военное дело, спорт и искусство более случайны и неопределенны по своей природе, чем другие сферы жизни человека. Однако есть масса контрпримеров, которые не позволяют объяснить суеверия и силу «талисманов» неопределенностью — к примеру, со схожим отсутствием гарантированных и определенных результатов сталкиваются ученые-экспериментаторы, однако они крайне редко полагаются на приметы во время опытов.

Анализируя результаты предыдущих исследований в этой области, авторы работы обратили внимание на то, что сила веры в приметы заметно отличалась для тех людей, которые работали на результат, оцениваемый кем-то другим, или же для улучшения своих собственных навыков.

«В качестве примера этого можно назвать музыканта, который хочет стать хорошим гитаристом и выучить то или иное музыкальное произведение», — говорит Хамерман. Опираясь на эти наблюдения, психологи предположили, что именно «игра на результат» может быть главной причиной того, почему человек в некоторых ситуациях больше склонен верить в приметы и полагаться на талисманы, чем в других.

Они проверили эту гипотезу на нескольких добровольцах, согласившихся принять участие в ряде викторин и других небольших конкурсов. Часть из них проводилась, как объясняли исследователи своим подопечным, для «проверки читаемости шрифтов», тогда как в других случаях они говорили, что важны сами ответы, истинность которых оценивали психологи.

В каждое из таких «соревнований» ученые добавляли большое количество различных ложных «примет» и «талисманов», о части из которых они прямо говорили добровольцам, а другие они должны были заметить самостоятельно. К примеру, в одной из викторин психологи периодически меняли цвет фона на экране монитора, на который выводились вопросы, и эти изменения участники опросов часто связывали с правильностью выбранных ими ранее ответов.

После завершения основной части опроса, ученые просили конкурсантов ответить на «бонусные» вопросы и давали им возможность выбрать цвет фона, на котором выводилась викторина. В других экспериментах ученые прямо предлагали добровольцам принести с собой талисман или выбрать его из набора «счастливых» предметов.

Результаты шести подобных опытов показывают, как утверждают психологи, что работа на результат, оцениваемый кем-то другим, действительно больше всего влияла на то, насколько участники экспериментов были склонны верить в сверхъестественные силы. Так, добровольцы, считавшие, что правильные ответы на вопросы в анкетах были важны для авторов опроса, предпочитали заполнять ее «счастливой» ручкой. Такой преференции не наблюдалось среди людей, предполагавших, что они помогают ученым выбрать шрифты или найти идеальную версию «аватара» для компьютерной игры.

В некоторых случаях, как признают исследователи, склонность полагаться на талисманы окупала себя — в двух из шести экспериментов добровольцы, верившие в приметы, выступали лучше, чем остальные участники экспериментов. Психолог считает, что это было связано с тем, что талисманы придавали им больше уверенности в своих собственных силах и знаниях. Вместе с тем, он подчеркивает, что подобная вера не придавала им новых знаний и не делала их умнее, чем они были на самом деле.

Ты веришь в призраков? Мы объясняем науку о духах

В Театре Орфеум в центре Феникса люди уже много лет сообщают о призраках в здании. (Фото Ally Carr/Cronkite News)

Смешанная группа скептиков и верующих недавно посетила театр Orpheum, чтобы узнать о призраках, которые бродят по зданию. (Фото Ally Carr/Cronkite News)

Исследователь Гэри Шварц из Университета Аризоны использует лазеры и медиумы, чтобы попытаться обнаружить физические доказательства того, что духи существуют и могут общаться с живыми. (Фото Элли Карр/Cronkite News)

Гэри Шварц, директор лаборатории достижений в области сознания и здоровья в Университете Аризоны,
, изучает существование призраков уже 18 лет. (Фото Ally Carr/Cronkite News)

Группа осматривает театр Orpheum и узнает о людях и призраках, которые украшают 87-летнюю историю здания. (Фото Элли Карр/Cronkite News)

ТУСОН. В один ноябрьский ненастный день два года назад вода залила окна второго этажа театра Орфей в центре Феникса. Охранник сделал фото на телефон.

Когда она посмотрела на это изображение, она увидела изображение призрачной индейской женщины без макияжа и с плохими зубами, сказала Пэтти Данлэп, координатор волонтеров отдела конгресс-центра города Феникса, который владеет и управляет театром.

«Я мог сказать, что она умерла насильственной смертью на этой фотографии, просто взглянув на нее», — сказал Данлэп. «Было очень, очень страшно. Это единственное, что заставило меня поверить в истории о привидениях. Я всегда думал, что это какая-то фигня… но я действительно не верил в это, пока не увидел эту картинку».

Когда дело доходит до веры в призраков, Данлэп не одинок. По данным опроса Gallup 2005 года, 32% американцев верят в призраков. Недавний опрос Huffington Post/YouGov показал, что 45% взрослых американцев верят, что духи умерших могут возвращаться.

Смешанная группа скептиков и верующих недавно посетила театр, чтобы узнать о призраках, которые бродят по зданию.

«Вера» или факт?

«Мне не нравится слово «вера», потому что люди могут верить во что угодно, и очень часто наши убеждения не соответствуют действительности, — сказал Гэри Шварц, директор лаборатории достижений в области сознания и здоровья в Аризонском университете. «Сейчас я не верю, что духи реальны. Это вывод, к которому я пришел, основываясь на стольких доказательствах, что я больше не могу честно отвергать эти доказательства как неверные».

Шварц изучает существование призраков уже 18 лет. Он начал с проверки подлинности медиумов, людей, которые утверждают, что разговаривают с умершими. Шварц сам учился быть фальшивым медиумом.

«Я неплохой фальшивый медиум», — сказал он. «Следовательно, я мог разработать исследование, которое опровергло бы эти уловки».

В ходе контролируемых экспериментов Шварц сказал, что может подтвердить подлинность медиума, если он или она сможет предоставить информацию о духе, с которым они разговаривали, включая интимные подробности, которые медиум не может исследовать заранее. Информацию проверил близкий член семьи или друг погибшего.

«Основываясь на доказательствах, и я провел много экспериментов… вывод, который я был вынужден сделать, был да, некоторые медиумы реальны», — сказал он. «И как только вы узнаете, что некоторые медиумы реальны, что они не все подделки и не все мошенники, и вы не можете объяснить это ни одним из наших стандартных общепринятых способов, вы должны принять данные и следовать им, где это необходимо. ты.»

Его исследования, финансируемые частными организациями, привели его к выводу, что призраки реальны, и некоторые люди могут общаться с ними.

Следующим шагом Шварца было обнаружение духов. Поскольку некоторые медиумы сообщали, что физически видели духов, Шварц предположил, что они могут обнаруживать духов с помощью фотонов.

В статье, опубликованной в журнале Explore: The Journal of Science and Healing, Шварц пришел к выводу, что можно измерить присутствие духа по увеличению количества фотонов в обычном черном ящике, когда дух появляется внутри ящика.

Сейчас он пытается идентифицировать духов, используя метод, который астрономы используют, чтобы увидеть планеты вокруг далеких звезд. Единственный способ обнаружить планеты — это когда они проходят перед звездой, блокируя ее свет. Точно так же Шварц надеется обнаружить духов, заставив их провести руками через луч света. Когда фотоны духов блокируют свет, он может обнаружить присутствие призраков. Пока, по его словам, точность технологии составляет всего 70 процентов, что является статистически значимым, но требует дальнейшего тестирования.

А как насчет призраков в реальной жизни? Согласно опросу Huffington Post/YouGov, 28% взрослых сообщили, что видели или находились в присутствии призраков.

Ощущение часто одно и то же: вы чувствуете холодок по спине, а волосы на затылке встают дыбом. У вас возникает это странное ощущение, что кто-то стоит позади вас, но когда вы поворачиваетесь, там ничего нет. Может быть, вы видите, как из комнаты выбегает темная фигура.

«Всякий раз, когда у человека есть такой опыт, мы не можем сказать, исходя из этого опыта, подлинный он или нет, без получения каких-либо других подтверждающих доказательств, подтверждающих этот опыт», — сказал Шварц. «Поэтому иногда эти переживания не связаны с духами, они просто случаются, или они принимают желаемое за действительное, или мы пугаемся, и это ничего. Но в других случаях эти переживания на самом деле отражают моменты, когда мы обнаруживаем присутствие невидимого духа. И задача состоит в том, чтобы мы могли различать, какие переживания являются действительными, а какие нет».

Паранормальное притяжение

Вернувшись в Театр Орфей, люди уже много лет сообщают о призраках в здании. Деньги, полученные от гастролей, пойдут на сохранение театра.

Джо Атредис, организатор турне Phoenix Ghost Tours, работает с Друзьями театра Орфей, чтобы рассказать об истории здания и сообщениях о паранормальных явлениях.

«Здесь, в Орфеуме, многие сотрудники и команда знали об особом призраке, который очень популярен и хорошо известен. … Ее зовут Мэдди. Правда в том, что мы на самом деле не знаем, кто такая Мэдди», — сказал он.

И они не верят, что она там единственный призрак.

Исторический театр может быть домом для нескольких призрачных личностей, в том числе призрачного кота, который любит играть с компьютерными мышами, сказал он.

«Были случаи, когда что-то происходило, это звучало немного странно, но это можно было легко объяснить другими вещами», — сказал Атредиес. «Я делаю все возможное, чтобы на самом деле дисквалифицировать, что это может быть что-то другое. Потому что я думаю, что некоторые из лучших историй о привидениях — это настоящие истории о привидениях».

Атредиес не всегда верил в паранормальные явления.

«Я всегда знал, что в этом есть что-то странное, но большую часть времени я понимал, что это можно объяснить», — сказал он. «Это были 10 процентов времени, когда я не мог найти другого объяснения, и наименее безумным из них были бы призраки».

«Иногда нужно просто сказать: «Я видел мертвецов», — сказал он.

Я выбираю не верить в призраков | Эссе

Пол Бишелио |

В декабре прошлого года женщина, с которой я встречался, сказала мне, что верит в призраков. Мы болтали на праздничной вечеринке с двумя другими гостями, один из которых отвечает за связь в Лоберо, старейшем театре Калифорнии. По словам директора по связям с общественностью Энджи, у этого места удивительная история. О, и это преследует.

Мы вчетвером пили коктейли среди суеты ресторана в центре Санта-Барбары. Тем не менее, мы по-прежнему склонялись над угасающей свечой на нашем столе и понизили голоса, словно стремясь прижаться ближе к костру.

В Лоберо обитают два призрака, объяснила Энджи: Гарри Пидеола и доктор Фрэнк Фаулер. Гарри был ночным сторожем в театре эпохи Сухого закона. Он жил наверху в старой переоборудованной гримерке, где и умер. Доктор Франк был основателем местной театральной труппы. Оба призрака были известны тем, что устраивали шалости в этом месте: у Гарри была склонность к розыгрышам, у доктора Фрэнка была привычка появляться в цилиндре и смокинге.

Энджи не видела призраков, но настаивала на том, что их видели другие люди. У директора театра было несколько леденящих кровь рассказов о своих необычных встречах. И если бы мы прочитали историю Санта-Барбара Sentinel репортер? В прошлый Хэллоуин он планировал провести ночь в театре, чтобы развенчать миф, но сбежал после того, как метла появилась там, где ее не было, и перед его глазами промелькнул призрак человека во фраке.

Все это фантастический материал, подумал я, для человека, которому платят за продвижение театра. После того, как Энджи откинулась назад, давая нам возможность поразмышлять над тайной того, что она только что раскрыла, я не мог не покопаться в этой истории, спросив, был ли кто-нибудь из посетителей театра достаточно легковерным, чтобы поверить в это.

Я посмотрел через стол на своего спутника, ожидая улыбки. Вместо этого она выглядела неодобрительно.

«Ты не веришь в призраков?» она спросила.

«Почему, а ты?»

«Конечно». Она сделала глоток из своего стакана и пожала плечами. «Никогда не знаешь.»

Четвертый человек в группе вмешался и согласился, что видел некоторые жуткие вещи. Потом они все начали говорить о том, что готовят на рождественский ужин.

Год спустя этот разговор все еще не дает мне покоя. Да, в этом мире есть множество вещей, которых я не знаю, но нет, я не верю в призраков. А если бы и знал, то не был бы так небрежен в этом. Пока группа шла дальше, скептик в моей голове взобрался на своего высокого коня и проехал через весь тернистый луг подтекстов, вытекающих из веры в фантастическое. Призраки означают, что есть загробная жизнь. Загробная жизнь предполагает, что у нас есть души. Души предполагают, что есть бог. Разве вера даже в возможность существования призраков не должна коренным образом формировать наши убеждения почти обо всем — о том, как мы должны жить, что мы здесь делаем в первую очередь?

Но если я сойду с этой высокой лошади, я ее получу. Призраки веселые. Мы любим фильмы о привидениях, Хэллоуин, сериал , охотники за привидениями . Если кто-то получает удовольствие от истории о привидениях, это ничем не отличается от получения удовольствия от истории о вампирах, зомби или апокалиптических историях. И призраки вселяют надежду — что люди, которых мы любим, никогда не уходят, что нас действительно что-то ждет по ту сторону. Даже случайное убеждение может обеспечить жуткое утешение.

Тем не менее, в призраках есть нечто более глубокое, что не дает мне покоя. Дело не в том, что подразумевает их существование, а в том, что мне пришлось бы иметь с ними дело, если бы я верил в них. Моя жизнь, как и у всех, уже наполнена вещами, которые не дают мне спать по ночам. Мне нужно уложиться в сроки, угодить людям, оплатить студенческие кредиты. И затем есть большие вопросы: будет ли работа, которую я делаю, когда-либо соответствовать моим амбициям? Я хороший человек? Была бы жизнь другой, если бы я старался больше, когда был моложе? Было бы лучше, если бы я пытался меньше?

In Tribute to Freud , мемуары 1956 года поэта Х.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *