Первый в россии цирк – В рамках празднования столетия государственных цирков России в Петербурге прошли торжественные мероприятия

Содержание

История цирка в России

Искусство цирка в современном понимании пришло в Россию в XVII веке. Бродячие иностранные артисты демонстрировали чудеса эквилибристики, показывали ловкие трюки и веселили народ. В XVIII веке труппы стали собирать и русские умельцы, а уже через сто лет на территории страны появились стационарные цирки. О первых таких цирках, которые работают до сих пор, рассказывает «Культура.РФ».

Первый стационарный цирк

Также читайте про крепостные театры русских дворян

Основателями первого цирка в России были братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины. Дети крепостного крестьянина с раннего детства, сами того не ведая, погружались в цирковое искусство: когда их отец получил вольную, он взял сыновей в путешествие по Поволжью, зарабатывая на жизнь жонглерством и музыкальными представлениями. Каждый из детей выполнял свою роль. Аким был главным комедийным персонажем, выступал как клоун и играл на разных музыкальных инструментах. Петр удивлял зрителей физической силой и ловкостью, а самый старший, Дмитрий, был балагуром-ведущим.

История цирка в России 3

Братья Никитины: Дмитрий, Пётр, Аким (слева направо). Фотография: docplayer.ru

История цирка в России 3

Саратовский государственный цирк имени братьев Никитиных. Фотография: gtrk-saratov.ru

В конце концов их «гастроли» остановились в Пензе, где в 1873 году открыли первый стационарный цирк в России — «Ледяной дворец». На берегу реки Суры разложили сваи, на которых были установлены скрепленные льдом шесты. Нехитрую конструкцию обтянули навесом — и первый цирк в истории России был готов. Однако каждый приход весны заставлял циркачей сворачивать свою деятельность.

Уже через три года братья открыли цирк в Саратове. Здание для цирка они выкупили у местного предпринимателя Эммануэля Баранека — и оно просуществовало практически до конца 1928 года. На арене выступали исключительно русские артисты, что было важным условием братьев Никитиных.

Новое здание Саратовского цирка возвели по проекту архитектора Бориса Виленского, известного строительством некоторых станций московского метро. Именно в Саратове свой творческий путь начинали известные комики Карандаш (Михаил Румянцев) и Солнечный клоун (Олег Попов), работали дрессировщики Мстислав и Вальтер Запашные.

Самый старый цирк Петербурга

Когда столицей России был Петербург, идея создания цирка в северной Пальмире не раз посещала русских меценатов. Переломным моментом стало появление в городе передвижной труппы известного австрийского циркача Карла Гинне. Иностранец, крайне удивленный отсутствием в главном городе Российской империи постоянного цирка, был вынужден снимать ветхое здание на берегу Невы. На свои деньги Гинне начал строительство деревянного цирка, а когда покинул Петербург, это новое здание перешло в собственность итальянца Гаэтано Чинизелли, который решил возвести первый в России каменный цирк. Чинизелли удалось уговорить императора отдать под строительство место в центре города, на набережной реки Фонтанки. Именно там и стоит по сей день Петербургский цирк, открытый в 1877 году.

История цирка в России 1

Театр Гаэтано Чинизелли. Архитектор Василий Кенель. 1877. Санкт-Петербург. Изображение: opeterburge.ru

История цирка в России 1

Цирк на Фонтанке. Архитектор Василий Кенель. 1877. Санкт-Петербург. Фотография: opeterburge.ru

Каменное здание цирка стало архитектурным триумфом своего времени. Архитектор Василий Кенель впервые выстроил сооружение на рекордной для купола амплитуде пролета (около 50 метров), что создавало в цирке неповторимую акустику. Интерьер украшали роскошными тканями и драгоценными камнями, а вместимость зала достигала, по воспоминаниям современников, более пяти тысяч человек.

Поначалу представления в новом здании не имели большого успеха. Семья Чинизелли не смогла обогатиться за его счет и совершенно обанкротилась. В 2015 году цирк на Фонтанке не только реконструировали по последнему слову «цирковой моды», но и вернули ему имя итальянских основателей.

Самый старый цирк Москвы

А здесь узнайте про московский цирк на Цветном бульваре

Первым московским цирком был открывшийся в в 1880 году цирк на Цветном бульваре. Его основатель Альберт Саламонский вошел в историю циркового искусства как создатель первых детских представлений. До появления цирка на Цветном представления ставили исключительно для взрослой аудитории. Цирк Саламонского стал первым проводить утренники, адаптированные для детей, воскресные детские спектакли и рождественские елки, с которых дети уходили с подарками. Представления цирка посещал весь свет русской интеллигенции — писатель Лев Толстой, поэт Александр Блок, философ Павел Флоренский.

История цирка в России 2

Цирк Саламонского. Архитектор Август Вебер. 1880. Москва. Изображение: dic.academic.ru

История цирка в России 2

Московский цирк на Цветном бульваре. Фотография: ira.tsyckura / yandex.by

С приходом советской власти цирк Саламонского стал первым государственным цирком. В 1920–30-е годы в стране появилась собственная мастерская циркового искусства по подготовке артистов, и цирки постепенно начали отказываться от иностранных номеров. Во время Великой Отечественной войны цирк на Цветном бульваре, как и многие другие, продолжал работать: показывал номера на военную тематику, отправлял артистов с выступлениями на фронт. Позже появились известные постановки — «Юность празднует», «Счастливого плавания», «Карнавал на Кубе». Выступления легенд цирка — Леонида Куско, Михаила Шуйдина, Олега Попова, Леонида Енгибарова — собирали полные залы. Но самым известным артистом цирка на Цветном долгие годы оставался Юрий Никулин, имя которого цирк носит с 1996 года.

Автор: Татьяна Григорьева

Цирк — Википедия

Изображение на средневековой немецкой гравюре выступления цирковых артистов, шпагоглотание, огнеглотание, физическая сила, акробатика, эквилибристика, дрессированные животные (змеи).

Цирк (от лат. circus — круг) — вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление. Также цирком называется и само специальное здание для проведения этих представлений.

Основой циркового искусства считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного; характерной принадлежностью современного цирка является демонстрация фокусов, пантомимы, клоунады, реприза, исключительных способностей, часто связанных с риском (физическая сила, акробатика, эквилибристика), дрессированных животных. Цирковая труппа может постоянно базироваться в городе и иметь определённое здание, но как и ранее большую роль играет

бродячий цирк.

Международный День Цирка отмечается в третью субботу апреля.[1][2].

Здание (передвижное) цирка представляет собой шатёр круглой формы с высоким куполом (шапито), внутри которого размещается манеж (цирковая арена) и сидячие места для зрителей, расположенные амфитеатром. Стационарное (капитальное) здание цирка также обычно имеет круглую форму.

В цирках, вне зависимости от того, выстроены на 500 зрителей или на 5000, пространство, оставляемое для арены (манежа), имеет один и тот же размер — 42 фута (13 метров), и одинаков во всем мире (данное требование пошло с XIX века). Объясняется это профессиональной необходимостью — для конной вольтижировки и акробатики требуется, чтобы спина бегущей лошади была всегда под одним углом к центру манежа. Этого можно добиться, только поддерживая чётко заданную скорость лошади при определённом диаметре манежа. Данное условие потребовало унификации всех манежей, на которых работали конные номера.

Арена цирка отделялась от поднимающихся кругом неё амфитеатром мест для публики небольшим, довольно широким барьером, высота которого должна была быть такова, чтобы лошадь среднего роста могла, положив копыта передних ног на барьер, продолжать двигаться задними ногами по арене. В двух противоположных пунктах арены, покрытой обыкновенно слоем песка или опилок толщиной в 6—8 см, этот барьер разбирался для образования проходов при впуске и выпуске лошадей; когда лошадь была на арене, барьер был закрыт.

Римский цирк[править | править код]

Скачки в римском цирке. Картина Куна, 1913.

У древних римлян словом «цирк» (circus, «круг», «круглое здание») называлось открытое сооружение в виде вытянутого овала, соответствующее современному ипподрому. Крупнейшим из таких зданий был Большой цирк (Circus Maximus) в столице. Римский цирк имел очень мало общего с современным цирковым представлением: он был местом проведения ряда народных «зрелищ», прежде всего конских скачек и гонок колесниц, а впоследствии и некоторых других, обычно, впрочем, устраивавшихся не в цирках, а в амфитеатрах: единоборства гладиаторов (включая венаторов — тренеров, формально тоже считавшихся гладиаторами, несмотря на то, что они не сражались), травли зверей и т. п. Состязания в цирке происходили в известные праздничные дни и назывались ludi circenses. Цирк играл в Риме большую общественную роль, сохранявшуюся также в первые века Византии. Всего в Риме было 5 цирковых площадок

[3].

Средние века[править | править код]

Бродячие циркачи в Китае, ок. 1655—1657 гг.

После распада Римской империи цирк мало-помалу потерял своё значение главного места для развлечения народа. Внук Хлодвига I, Хильперик I, король франков, построил в Париже и Суассоне цирки, где давались народу различные представления, но последние особенного успеха не имели, и потому цирки вскоре были заброшены и сломаны. Получившие в Средние века значительное развитие мистерии и театральные представления окончательно подорвали значение цирка как общественного увеселения.

Новое время[править | править код]

Цирк современного типа появился впервые лишь в конце XVIII века во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 году они выстроили в Париже, в предместье Тампль, круглый зал, названный ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных упражнений на лошадях и акробатических этюдов. Преемники Астлеев, итальянцы Франкони, вскоре выстроили новый цирк уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений ещё и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собой и с собаками. Из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.

Представления с дрессированными животными начали даваться в цирке с конца XIX века. К концу века постоянные цирки существовали почти во всех столицах и главных городах Западной Европы и России. В 1764 году в Москве, неподалёку от Казанского вокзала, английский наездник Я. Бейтс построил манеж, где открыл конные представления. В следующем году он гастролировал в Петербурге. Так, русский зритель познакомился с профессиональным цирком. Представления давались в манежах частных домов или во временных, наскоро сколоченных помещениях. Особенный успех имели цирки Кьярини (1803), Транже и Роббе (1812), Финарди (1818) и др. Первый стационарный цирк в России был открыт Жаком Турниером в 1827 году в Санкт-Петербурге. Затем строились стационарные цирки в Ярославле (1850), Москве (1853), Туле (1854). Представления в них давались иностранными труппами. Русский стационарный цирк был впервые построен братьями Никитиными в августе 1873 года в Саратове. Он до сих пор считается одним из лучших в России. Лучшими считались цирки Парижа (фр. Cirque d’hiver,

Cirque d’été и др.). Кроме того, по Западной Европе и России постоянно кочевало весьма значительное число подвижных цирков. В Италии XIX века не было постоянных цирков, но зато большая часть наиболее значительных театров была устроена так, что партер мог быть превращён в цирковую арену. Наибольшее распространение цирки получили в Испании, где сохраняется с античности коррида.

Новейшее время[править | править код]

Межвоенный период[править | править код]

26 августа 1919 года в РСФСР за подписью В. И. Ленина вышел Декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела», где провозглашалось, что цирки в стране становятся государственными

[4]. Первое представление в государственном цирке состоялось 22 сентября 1919 года[5].

Вторая мировая война[править | править код]
В годы Великой Отечественной войны[править | править код]
(!)Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Во время Великой Отечественной войны искусству советского цирка был нанесен значительный урон. Многие цирковые здания были уничтожены вражескими бомбежками, пожарами вместе с реквизитом и оборудованием. Погибли дрессированные животные. Артисты уходили на фронт, распадались номера и аттракционы. Главное управление цирков вместе с Всесоюзным Комитетом по делам искусств было эвакуировано в Томск

[6][7].
В тяжёлые годы Великой Отечественной войны Сталин позаботился о том, чтобы советский цирк был поддержан и животные в нём не голодали[8].

С первых дней Великой Отечественной войны (1941—1945) артисты цирка выступали на мобилизационных пунктах, на вокзалах перед отправкой фронтовых эшелонов, в госпиталях.

В 1941, в годовщину Октябрьской революции, Московский цирк направил большую группу артистов на фронт в районы Можайска и Волоколамска.

Карандаш на глазах у публики напяливал на лицо получеловечью-полусобачью маску, на голову водружал чугунный котел, вооружался топором, ножом, дубиной. Высматривал что-то вдали, усаживался в «танк» с криком «Нах Москау!» и катил вперед. «Танк» представлял собой большую бочку, установленную на платформу, колеса которой были декорированы под гусеницы танка. Ящик с поленом изображал башню на танке. Спереди на днище бочки были нарисованы череп и кости. Взрыв! Гитлеровец в лохмотьях на одной ноге стоит в изумлении на манеже. Затем, обвязав голову платком, схватив «подвернувшийся» костыль, на одной ноге удирает за кулисы…

Ковёрный клоун Борис Петрович Вяткин одну за другой посылал в Москву телеграммы с просьбой направить его вместе с другими артистами на фронт для выступлений перед бойцами. В августе 1942 года их вызвали в Москву, чтобы направить во фронтовую цирковую бригаду. В том же месяце Борис и его любимица собака Крошка вместе с другими артистами отправились в первую фронтовую поездку. В июне 1942 в действующие части выехала бригада Карандаша, а в августе — бригада Вяткина, обслуживавшая фронты в течение 3 лет. За все время работы на фронте их бригада дала более полутора тысяч концертов. Выступали перед летчиками, танкистами, разведчиками, на передовой, в госпиталях, на грузовиках, оборудованных «под сцену», на полянках и в лесочках. Не раз попадали под обстрелы и бомбежки, в любую погоду давали по три-четыре концерта. В 1945, уже после окончания войны, продолжали выступления в воинских частях, в Москву вернулись только в августе сорок пятого

[9]. В этом же году при Московском, Саратовском и других цирках, были созданы фронтовые цирки.

Специальный цирковой коллектив был образован под руководством Е. Гершуни при Ленинградском доме Красной Армии (премьера 23 февраля 1943 года). Он давал представления на Ленинградском фронте, а также в самом городе. Программа открывалась публицистическим прологом «Фашистский зверинец». Остросатирический конферанс осуществлял К. Гузынин и клоун Павел Алексеевич. Представление шло на фоне своеобразной конструкции, изображавшей цирковой амфитеатр.

29 ноября 1943 года Ижевский цирк открыл свои двери, несмотря на войну, и первыми зрителями нового цирка на 1800 мест стали раненые бойцы[10].

В ноябре 1944 года открылся 64-й сезон Ленинградского цирка. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка на 4 года[11].

На арене Саратовского цирка сделали первые шаги Вальтер Запашный и Мстислав Запашный. Случилось так, что Вальтер и Мстислав остались в осаждённом Ленинграде. Дом их от бомбёжек сгорел и жили они с бабушкой в гримуборной цирка. Младших Запашных вывезли по «Дороге жизни». Они отправились к матери, Лидии Карловне, в Саратов. Здесь, ещё в годы войны они начали репетировать свой акробатически-трюковой номер, а затем выступать. Так на цирковых афишах появилась группа «Братья Запашные», которую прославили сыновья Михаила: Вальтер, Мстислав, Игорь. Братья пробовали себя в самых разных жанрах: клоунада, воздушная гимнастика, джигитовка, мотогонки, дрессировка лошадей и экзотических животных, укрощение хищников[12].

В Ивановском цирке функционировала конно-акробатическая студия под руководством А. Александрова-Сержа[13]

В День Победы — 9 мая 1945 года артисты советского цирка выступали перед воинами-освободителями на лестнице поверженного рейхстага.

Среди участников фронтовых бригад и коллективов в годы войны были: А. Вадимов, Б. Вяткин, З. Гуревич, В. Гурский, В. Довейко, В. Дуров, П. Есиковский, А. Ирманов, А. Казини (Козюков), Карандаш, В. Лисин и Е. Синьковская, Павел Алексеевич, А. и Г. Поповы, Т. Птицына и Л. Маслюков, А. Рапитто, Г. Россини, Сим (С. Маслюков), И. Символоков, Н. Тамарин, М. Туганов, Ф. Хвощевский и А. Будницкий, воздушные гимнасты Полина Чернега и Степан Разумов, гротеск-наездница Валентина Лерри, дрессировщик Александр Корнилов, воздушные эквилибристы сестры Кох[14] и многие другие.

Много молодых талантливых артистов погибло в боях за Родину. Среди них: воздушный гимнаст И. А. Щепетков (1910—1941), ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, акробат М. М. Барляев (1912—1943), клоун Л. И. Бондаренко (1898—1942), наездник и жонглер на лошади Н. Н. Никитин (1912—1943), акробат-прыгун А. С. Павлов (1902—1942), наездник-жокей А. И. Пушкин (1913—1942), жонглер В. Б. Рославлев (псевд. — Бортар, 1920—1941), велофигурист Г. М. Сергеев (1903—1942), акробат и музыкальный эксцентрик А. В. Трипутин (1918—1942), коверный клоун В. Б. Шестуа (1912—1943), воздушные гимнасты А. С. Асланян, Н. П. Астахов, А. Е. Афанасьев, И. Ф. Кулешов, клоун А. А. Беляев (псевд. — Белянд), велофигурист П. Л. Ворошилов, сатирик М. В. Вургафтик (псевд. — Дамиров), жонглер В. А. Гурьев, артист-борец В. С. Денисов (псевд.-Зорин), наездник К. С. Дмитриев, акробат С. А. Донеман, эквилибристы П. Ильин, Г. А. Матарадзе, танц-акробаты братья П. и Н. Орловы, пластический акробат В. Н. Скляренко, акробаты Л. Грушкин, В. К. Давыдов, Н. С. Иголкин, Н. Озеров, В. Постников, И. Пустовой, Ф. Титаренко, Б. В. Ушаков, Л. Н. Цветков[15].

Послевоенный период[править | править код]

Современный цирк[править | править код]

Современные цирковые искусства включают клоунаду, акробатику, эквилибристику (удержание равновесия при неустойчивом положении тела, на проволоке, шаре и др.), жонглирование, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм, пантомиму, интермедию и др.

Цирковые специальности, помимо работы с животными, включают в себя разнообразные акробатические и гимнастические дисциплины, в том числе: хождение по канату, воздушную гимнастику, например, номера на трапеции, воздушных полотнах и различные наземные упражнения.

Клоунада — наиболее сложный цирковой жанр. Клоун мастерски владеет несколькими дисциплинами, и его участие в «чужих» номерах — популярное явление в любом цирке.

Последнее время переживает второе рождение одна из древнейших профессий цирка — огнеглотатели. Многие цирки начали включать в программу выступлений огненное шоу.

Цирк является одной из основных номинаций в конкурсной программе молодёжных Дельфийских игр России.

Россия[править | править код]

Страны СНГ[править | править код]

Азербайджан
Армения

Беларусь;

Казахстан
Киргизия
Молдавия
Таджикистан
Туркмения
Узбекистан
Украина

Зарубежные цирки[править | править код]

(!) Cirque du Soleil. Выступление в Вене, 2004 год
  • Цирк «Оз», Австралия
  • Embell riva, Египет
  • Circus Dorato, Израиль
  • Цирк «Кешет», Израиль
  • «Цирк Солнца» («Cirque du Soleil»), Канада
  • Circus-The Entertainment Giant, Канада
  • Китайский государственный цирк, Китай
  • Цирк Зоппе (Северная Америка)
  • Супер цирк Бобби Робертса, Англия
  • Гостиница-казино Circus-Circus, Las Vegas
  • Цирк Жинне, Южная Африка
  • Цирк Буглиона (Bouglione), Бельгия

Цирковой артист — артист, принимающий участие в цирковом представлении; коллектив их называется труппой.

К их числу относятся:

и др.

Артисты-животные[править | править код]

Кроме людей, в цирковых выступлениях участвуют животные под руководством дрессировщика. По современным нормам, для цирковых представлений используются только те животные, которые изъяты из дикой природы минимум в третьем поколении. То есть они привыкли к человеческому окружению и не приспособлены к жизни в естественных условиях. Многие цирки, в частности, Национальный цирк Украины, следят за соблюдением данного правила в своих стенах[28]. В России животные, вышедшие на пенсию по возрасту, передаются в зоопарки, где начинают новую жизнь[29].

Цирковая дрессура (дрессировка) — процесс обучения цирковых животных выполнению трюков в цирке. В её процессе используется поощрительный, безболевой принцип, благодаря которому животные обучаются кормлением и ласковым обращением с ними. Именно этот принцип отстаивают цирки. К примеру, Национальный цирк Украины во главе с Людмилой Алексеевной Шевченко, которая утверждает: «Если дрессировщик издевается над животным, он не подходит цирку в принципе»[28].

Российский журналист Александр Невзоров выступил с резкой критикой цирка с животными:

«На самом деле в зоопарке дети получают первый урок жестокости. Присмотритесь, как выглядят там пони, особенно те что катают детей. Замученные, старые, больные, некормленые. Потому что ни одна здоровая лошадь или пони не допустит, чтобы на неё посадили ребёнка. И к цирку необходимо с самых ранних лет прививать отвращение. Цирк учит детей развлекаться, глядя на страдания других живых существ. Я не хочу чтобы мой сын ходил на представления, номера которого построены на унижении и издевательстве над другими существами. Когда наши дети станут взрослыми, вокруг будет уже другой мир, лучше и гуманнее, и нельзя тащить в него старые жестокие забавы.»
»

Выступления акробатов, жонглёров, гимнастов с древнейших времен привлекали художников и скульпторов возможностью отобразить гармонию и совершенство человеческого тела, передать динамику его движений.

В наскальном рельефе гробницы египетского номарха Антилопьего нома Хнумхотепа II в Бени Хасане (1900 до н. э.) запечатлены жонглерские и акробатические упражнения девушек. В музее Вероны есть диптих, на котором изображено выступление юного пилариуса (жонглера). Окруженный толпой зрителей, юноша жонглировал 7 мячами. В Историческом музее в Москве хранится римское знамя (2 в. н. э.), на котором золотом вышита фигура богини Виктории, балансирующей на шаре. Многочисленные памятники античного искусства помимо художественной ценности представляют собой богатый источник информации о формах артистической деятельности. Сюжеты на фресках, стенках глиняных ваз, барельефах надгробий, в скульптурах свидетельствуют, что античным артистам было известно искусство акробатики, жонглирования, антипода, атлетики, эквилибра и вольтижировки на лошади.

В Средние века выступления странствующих артистов мы видим на рисунках на полях английских, французских и фламандских манускриптов XII—XIV веков. Неизвестными мастерами изображены канатные плясуны, атлеты, акробаты, жонглеры. Но наибольший интерес у художников вызывали тогда дрессированные животные: медведи, львы, обезьяны, лошади, верблюды, собаки. В России популярными были «медвежьи потехи», где животные смешно пародировали поступки людей. Эти медвежьи комедии стали излюбленным сюжетом народных картинок XVIII века, при этом рисунки сопровождались забавным пояснительным текстом (похоже на современный комикс). На фресках Софийского собора в Киеве (XI век) изображены пляшущие скоморохи, музыканты и эквилибристы, балансирующие шест на плече, по которому взбирается партнер.

Первым известным по имени художником, нарисовавшим выступления цирковых артистов, был Босх. В картине «Шарлатан» (XV век) он изобразил выступление фокусника, манипулирующего шариками и стаканчиками.

В картинах Брейгеля Старшего и других нидерландских мастеров XVI—XVII веков заключена богатая информация о зрелищном искусстве этой эпохи. На гравюре Х. Кока по рисунку Брейгеля «Падение мага Гермогена» изображён канатоходец в костюме птицеголового демона с длинным балансиром в руках; акробат, повисший на канате; жонглер, вращающий на палке тарелку, фокусники, кукловод.

Цирковые сюжеты в изобразительном искусстве XVIII века стали уже редкостью. Но в XIX веке художники вновь обращаются к цирковой тематике. Одним из первых был Гойя, изображавший выступления странствующих артистов: полотна «Акробаты», «Настоящее безумие», на котором художник изобразил дрессированную лошадь, стоящую на провисшем канате, а на её спине — танцующую наездницу. Домье на гравюрах, посвящённых сценам из жизни странствующих артистов, изображает уличных акробатов. Образ цирка в картинах художников XIX века многолик. Многоцветие циркового праздника предстает на картинах Дега, Ренуара, Тулуза-Лотрека. Дега в картине «Мисс Лола в цирке Фернандо» изобразил гимнастку, повисшую в зубнике под куполом цирка.

Известны художники, посвятившие своё творчество изображению выступлений, репетиций, закулисной жизни конкретных артистов. Художником отечественного цирка середины XIX века был Сапожников, нарисовавший на 12 литографиях премьеров цирковой труппы: Натарову, Кюзана, Бассен, Виоля и Пачифико, Шансле и Лежара. Последний изображён в редком конном номере «Завтрак». На спине скачущего коня стоят сервировочный стол и стул, на котором сидит наездник и из бутылки наливает вино в бокал. Роль летописца немецкого цирка во 2-й половине XIX века выполнил Ланг. На его карандашных и перьевых рисунках можно увидеть номера, исчезнувшие с манежа современного цирка: «Клоунская кавалерия», «Наездник с мостами», «Тройной школьный тандем», «Маневры с лентами», «Кадриль Людовика 14», «Гусарский манёвр», «Па-де-шаль», «Па-де-багет» и много другое. Из рисунков, посвящённых закулисной жизни, интерес представляет «Погрузка лошадей цирка Саламонского в железнодорожные вагоны».

» Пабло Пикассо. «Девочка на шаре», 1905

Цирковая тематика широко представлена и в изобразительном искусстве XX века в картинах Пикассо («Девочка на шаре», «Акробаты с собакой», «Семья акробатов») возникает тема драматической судьбы уличных акробатов. Увлечение Пикассо кубизмом находит яркое воплощение в картине «Атлет». Лицо, тело, мускулы артиста художник «лепит» подчеркнуто геометрическими формами.

Сказочный мир создаёт в своих картинах Шагал — и цирковые акробаты, клоуны, дрессированные лошади становятся необходимой принадлежностью этого мира. «Я всегда рассматриваю клоунов, акробатов и актеров, — писал Шагал, — как существа трагические. Они напоминают мне фигуры религиозных картин». В одной из последних работ («Большой цирк») художник представил мир как цирковое представление, где вся жизнь заключена в круг манежа. Внизу изображён город с Эйфелевой башней. Вверху — ярусы кресел, заполненные зрителями. На манеже — влюблённые, клоуны с цветами, летающие лошади и люди, парящий в воздухе оркестр — мир, где все фантастично и реально.

С. Дали в гравюре «Китайцы» удалось передать утонченную ритмику работы китайских жонглеров, вращающих на бамбуковых тростях фарфоровые тарелочки.

К темам цирка неоднократно обращался Матисс. В серии рисунков, объединённых названием «Джаз», артисты изображены наподобие красочных арабесков, распластанных на плоскости.

Ярко отражена жизнь отечественного цирка в рисунках и гравюрах отца и сына Верейских. Большинство артистов зафиксированы ими в характерные мгновения работы в манеже: жокеи п/р Александрова-Серж в момент исполнения курсовых прыжков скачущих лошадей; Ю. Дуров — в трюке с морским львом, балансирующим на носу настольную лампу; клоун Цхомелидзе в миниатюре «Слоник».

Картины выступлений артистов цирка оставил художник А. Семенов: «Воздушный полёт „4 Донато“», «Портрет Виталия Лазаренко», «На репетиции в Пензенском госцирке» (1935 год) и др.

Вместе с тем в произведениях Верейских и Семенова намечаются черты парадности, которые в последующие годы перерождаются в помпезность официального искусства. Одновременно цирк продолжали рисовать и художники лирико-поэтического склада. Романтичный сказочный мир цирка жил в живописи и акварелях А. Фонвизина, А. Тышлера, В. Лебедева, Д. Дарана (иллюстрации к книге Гонкура «Братья Земгано»).

Интересно представлен цирк в произведениях А. Родченко. Героями его картин были буффонадные клоуны, наездницы на панно, прыгающие сквозь обручи, партерные акробаты. Это был цирк прошлого и, по признанию художника, он рисовал его по памяти.

Цирк был излюбленной темой в гравюрах Ф. Богородского, работавшего в молодости цирковым артистом. Художники обращаются к цирковым сюжетам и в наши дни: Ю. Пименов («Юный танцовщик на проволоке в цирке»), В. Шмохин (альбом «Веселый клоун»), С. Чернов («Планета-цирк», «Шапито», «Курс» и др.)[30].

Наиболее известные произведения
  • «Гладиаторы-бестиарии на арене цирка». Так называемая «Злитенская мозаика», I в. н. э.
  • «Акробаты с быком». 16 в. до н. э. Кносский дворец. Ныне — в Археологическом музее в Ираклионе (Крит).
  • П. О. Ренуар. Клоун. 1909 г., «В цирке Фернандо», Клоун. 1868 г. (недоступная ссылка)
  • Жорж Сёра. «Цирк». 1890—1891 гг. Музей д’Орсэ, Париж.
  • Б. В. Иогансон. «На арене цирка». (1893—1973 гг.)
  • Сальвадор Дали. Бродячие акробаты (1921), Цирк (1921)
  • Франц Рисс. «Скоморохи в деревне». (1857 г.)
  • Джованни Доменико Тьеполо. Будка акробатов (недоступная ссылка). Роспись виллы в Дзианиго. (1791—1793 г.)
  • Анри де Тулуз-Лотрек. «В цирке: дрессировщик животных». (1899 г.), «В цирке: объездка лошадей»., «В цирке», Серия рисунков: «В цирке», «Наездница на белой лошади», «Женщина-клоун»
  • Пабло Пикассо. «Акробат и маленький арлекин» (1905), «Девочка на шаре» (1905), «Семья бродячих акробатов»
  • И. Босх. «Фокусник». Картина, написанная в ранний период до 1480 года г.

Первый цирк в России — Любимый город — Блоги

  • Главная
  • Футбол
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Трансферы
    • Россия
    • Лига чемпионов
    • Лига Европы
    • Англия
    • Испания
    • Италия
    • Германия
    • Франция
    • Сборные
    • Олимп-ФНЛ
    • Евро-2020
    Все турниры
    • Ливерпуль
    • Тоттенхэм
    • Челси
    • Арсенал
    • Зенит
    • Барселона
    • Реал Мадрид
    • Спартак
    • Сборная России
    • Манчестер Юнайтед
    Все клубы
    • Салах
    • Сон Хын Мин
    • Азар
    • Месси
    • Роналду
    • Головин
    • Мбаппе
    • Суарес
    • Дзюба
    • Неймар
    Все футболисты
  • Хоккей
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • КХЛ
    • НХЛ
    • Кубок Первого канала
    • Кубок Шпенглера
    • Молодёжный чемпионат мира
    • Шведские игры
    • Чешские игры
    • Юниорский чемпионат мира
    • Зимняя классика НХЛ
    • ФОНБЕТ Матч звезд КХЛ 2020
    Все турниры
    • Вашингтон
    • СКА
    • ЦСКА
    • Авангард
    • Тампа-Бэй
    • Питтсбург
    • Спартак
    • Динамо Москва
    • Рейнджерс
    • Нью-Джерси
    Все клубы
    • Александр Овечкин
    • Артемий Панарин
    • Никита Кучеров
    • Андрей Свечников
    • Евгений Малкин
    • Евгений Кузнецов
    • Сергей Бобровский
    • Андрей Василевский
    • Никита Гусев
    • Илья Михеев
    Все хоккеисты
  • Баскетбол
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • НБА
    • Turkish Airlines EuroLeague
    • Единая лига ВТБ
    • НБА плей-офф
    • Зарплаты НБА
    Все турниры
    • Лейкерс
    • ЦСКА
    • Бостон
    • Голден Стэйт
    • Милуоки
    • Торонто
    • Чикаго
    • Сан-Антонио
    • Оклахома-Сити
    • Зенит
    • Сборная России
    • Сборная США
    Все клубы
    • Леброн Джеймс
    • Стефен Карри
    • Кобе Брайант
    • Джеймс Харден
    • Кайри Ирвинг
    • Кевин Дюрэнт
    • Кавай Ленард
    • Расселл Уэстбрук
    • Алексей Швед
    • Яннис Адетокумбо
    Все баскетболисты
  • Авто
    • Гонки
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Формула 1
    • MotoGP
    • Формула 2
    • Формула E
    • Ралли Дакар
    • Шелковый путь
    Все турниры
    • Феррари
    • Макларен
    • Ред Булл
    • Мерседес
    • Уильямс
    • Хаас
    • Торо Россо
    • Рейсинг Пойнт
    • Рено
    • Альфа Ромео
    Все команды
    • Льюис Хэмилтон
    • Себастьян Феттель
    • Роберт Кубица
    • Даниил Квят
    • Кими Райкконен
    • Фернандо Алонсо
    • Шарль Леклер
    • Валттери Боттас
    • Даниэль Риккардо
    • Макс Ферстаппен
    Все пилоты
  • Теннис
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • US Open
    • Australian Open
    • Ролан Гаррос
    • Уимблдон
    • Мужчины
    • Женщины
    • Кубок Дэвиса
    Все турниры
    • Новак Джокович
    • Роджер Федерер
    • Рафаэль Надаль
    • Наоми Осака
    • Симона Халеп
    • Мария Шарапова
    • Серена Уильямс
    • Карен Хачанов
    • Даниил Медведев
    • Александр Зверев
    • Эшли Барти
    Все теннисисты
  • Бокс/MMA/UFC
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • UFC
    • MMA
    • Бокс
    • UFC 246
    • UFC 247
    • Бой Федора Емельяненко
    • Бой Конор Макгрегор — Дональд Серроне
    • Бой Хабиб – Тони Фергюсон
    Все турниры
    • Хабиб Нурмагомедов
    • Конор Макгрегор
    • Федор Емельяненко
    • Александр Усик
    • Василий Ломаченко
    • Энтони Джошуа
    • Деонтей Уайлдер
    • Сауль Альварес
    • Джон Джонс
    • Александр Емельяненко
    Все бойцы
  • Ставки
  • Фигурное катание
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Гран-при
    • Чемпионат Европы
    • Чемпионат мира
    • Чемпионат России по фигурному катанию
    Все турниры
    • Сборная России
    • Сборная Японии
    • Сборная США
    • Сборная Канады
    • Сборная Франции
    Все сборные
    • Алина Загитова
    • Евгения Медведева
    • Александра Трусова
    • Анна Щербакова
    • Михаил Коляда
    • Елизавета Туктамышева
    • Этери Тутберидзе
    • Татьяна Тарасова
    Все фигуристы
  • Биатлон
    • Гонки
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Кубок мира
    • Кубок IBU
    • Чемпионат мира-2020
    • Ижевская винтовка
    Все турниры
    • Сборная России
    • Сборная России жен
    • Сборная Германии
    • Сборная Германии жен
    • Сборная Норвегии
    • Сборная Норвегии жен
    Все сборные
    • Александр Логинов
    • Мартен Фуркад
    • Йоханнес Бо
    • Доротея Вирер
    • Дмитрий Губерниев
    • Лиза Виттоцци
    • Светлана Миронова
    • Екатерина Юрлова
    • Дмитрий Малышко
    Все биатлонисты
  • Стиль
  • Лыжи
  • Легкая атлетика
  • Волейбол
  • Регби
  • Олимпиада-2020
  • Американский футбол
  • Бадминтон
  • Бейсбол
  • Бильярд/снукер
  • Борьба
  • Бобслей/сани/скелетон
  • Велоспорт
  • Водные виды
  • Гандбол
  • Гимнастика
  • Гольф
  • Гребля
  • Единоборства
  • Керлинг
  • Конный спорт
  • Коньки/шорт-трек
  • Мини-футбол
  • Настольный теннис
  • Парусный спорт
  • Пляжный футбол
  • Покер
  • Современное пятиборье
  • Стрельба
  • Триатлон
  • Тяжелая атлетика
  • Фехтование
  • Хоккей на траве
  • Хоккей с мячом
  • Шахматы
  • Экстремальные виды
  • Экзотические виды
  • Промокоды
  • Финансы
  • Прочие
  • Главная
  • Футбол
  • Хоккей
  • Баскетбол
  • Авто
  • Теннис
  • Бокс/MMA/UFC
  • Ставки
  • Фигурное катание
  • Биатлон
  • Стиль
  • Лыжи
  • Легкая атлетика
  • Волейбол
  • Регби
  • Олимпиада-2020
  • Американский футбол
  • Бадминтон
  • Бейсбол
  • Бильярд/снукер
  • Борьба
  • Бобслей/сани/скелетон
  • Велоспорт
  • Водные виды
  • Гандбол
  • Гимнастика
  • Гольф
  • Гребля
  • Единоборства
  • Керлинг
  • Конный спорт
  • Коньки/шорт-трек
  • Мини-футбол
  • Настольный теннис
  • Парусный спорт
  • Пляжный футбол
  • Покер
  • Современное пятиборье
  • Стрельба
  • Триатлон
  • Тяжелая атлетика
  • Фехтование
  • Хоккей на траве
  • Хоккей с мячом
  • Шахматы
  • Экстремальные виды
  • Экзотические виды
  • Промокоды
  • Финансы
    • Матч-центр
      • Футбол
      • Хоккей
      • Баскетбол
      • Авто
      • Биатлон
    • Новости
      • Футбол
      • Хоккей
      • Баскетбол
      • Теннис
      • Авто
      • Бокс/MMA/UFC
      • Биатлон
      • Фигурное катание
      • Прочие
    • Блоги
      • Блоги
      • Форумы
      • Статусы
      • Комментарии
      • Футбол
        • Россия
        • Сборные
        • Лига чемпионов
        • Лига Европы
        • Англия
        • Испания
        • Италия
        • Германия
        • Франция
        • Украина
        • Южная Америка
        • Голландия
        • Португалия
        • Африка
        • Любительский
        • Азия
        • Беларусь
        • ФНЛ
      • Хоккей
        • 🏒Чемпионат мира по хоккею 2019
        • Россия
        • Сборные
        • НХЛ
        • КХЛ
      • Баскетбол
        • Turkish Airlines Euroleague
        • Россия
        • НБА
        • Зарплаты НБА
        • Еврокубки
        • Сборные
        • Еврочемпионаты
        • Женский баскетбол
      • Биатлон
        • Чемпионат мира по биатлону
        • Кубок мира по биатлону
      • Теннис
        • ATP
        • WTA
        • Кубок Дэвиса
        • Кубок Федерации
        • Ролан Гаррос
      • Авто
        • Формула-1
        • Мото
        • Ралли
        • ДТМ
        • Другие серии
      • Бокс/MMA/UFC
        • Бокс Профи
        • ММА
        • Прочее
      • Фигурное катание
        • Чемпионат мира по фигурному катанию
      • Прочие
        • Американский футбол
        • Бадминтон
        • Бейсбол
        • Бильярд/снукер
        • Борьба
        • Бобслей/сани/скелетон
        • Велоспорт
        • Водные виды
        • Волейбол
        • Гандбол
        • Гимнастика
        • Гольф
        • Гребля
        • Единоборства
        • Керлинг
        • Конный спорт
        • Коньки/шорт-трек
        • Легкая атлетика
        • Лыжи
        • Мини-футбол
        • Настольный теннис
        • Парусный спорт
        • Пляжный футбол
        • Покер
        • Регби
        • Современное пятиборье
        • Стрельба
        • Триатлон
        • Тяжелая атлетика
        • Фехтование
        • Хоккей на траве
        • Хоккей с мячом
        • Шахматы
        • Экстрим
        • Экзотические виды
      Все блоги
    • Трансферы
      • Россия
      • Англия
      • Испания
      • Италия
      • Германия
      • Франция
      • Барселона
      • Реал Мадрид
      • Манчестер Юнайтед
      • Ливерпуль
      • Манчестер Сити
      • Зенит
      • Спартак
      • ЦСКА
      • Ювентус
    • Подкасты
    • Статусы
      • Популярные
      • Новые
    • Рейтинг букмекеров
      • Бонусы букмекеров
      • Легальные
      • Зарубежные
      • Киберспортивные
      • Мобильные
      • Российские
      • С кэшбеком
    • Fantasy
      • Fantasy
      • Прогнозы
      • Редакционные игры
      Fantasy-команды
        Другие лигиЛига Прогнозов
          Больше лиг
        • Киберспорт
        • Прогнозы на спорт

        Росгосцирк — Википедия

        Материал из Википедии — свободной энциклопедии

        Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2019; проверки требует 1 правка.

        Росгосцирк — организация культуры федерального ведения, создана в форме государственного унитарного предприятия постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 196 «О Российской государственной цирковой компании», которым также утверждены перечень цирковых предприятий, учреждений и организаций, находящихся в непосредственном подчинении Росгосцирка.

        Росгосцирк имеет поддержку из государственного бюджета и осуществляет внутрироссийскую и зарубежную гастрольную деятельность. Сегодня Российская государственная цирковая компания — это творческо-эксплуатационный комплекс, в который входят более 70 предприятий.

        26 августа 1919 года В. И. Лениным был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела», согласно которому цирки России стали государственными[2].

        В СССР все цирки страны входили во Всесоюзное объединение «Союзгосцирк», созданное в 1957 г. на базе Главного управления цирками. Первый и многолетний руководитель объединения — заслуженный деятель искусств РСФСР Ф. Г. Бардиан (1909—1993)[3].

        После распада СССР «Союзгосцирк» преобразовался в Государственную компанию «Российский цирк» (Росгосцирк), которая стала его правопреемником в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 22 от 9 января 1992 года. В её ведение перешли все цирковые предприятия на территории Российской Федерации, кроме двух московских цирков: Большого Московского на проспекте Вернадского и Цирка на Цветном бульваре (с 1997 года — Цирк Никулина), Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке и Казанского государственного цирка.

        Постановлением Правительства Российской Федерации № 196 от 28 февраля 1995 г. Компания «Российский цирк» была преобразована в организацию федерального подчинения в форме федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) и стала называться Российской государственной цирковой компанией (Росгосцирк).

        • 41 стационарный цирк
        • 11 передвижных цирков-шапито, из которых выделяют шапито «Юность» (а остальные, по некоторой информации, закрыты либо не мобильны).
        • 8 передвижных зооцирков
        • 4 дирекции коллективов «Цирк на сцене»
        • 2 коллектива «Цирк на льду»
        • 2 коллектива «Цирк на воде»
        • «Цирк лилипутов»

        36 цирковых коллективов[4]

        • Центра циркового искусства, г. Москва
        • Центра циркового искусства, г. Ростов-на-Дону

        В Компании работает свыше 8000 человек, в том числе, в цирковом конвейере — около 3000 человек, которые заняты в 830 действующих номерах и 48 аттракционах, большинство из которых мирового уровня. В цирковых программах и зооцирках используется около 3000 животных 140 видов.

        Стационарные цирки[править | править код]

        Владивостокский цирк Екатеринбургский цирк Новокузнецкий цирк Тверской цирк
        1. Астраханский цирк (открыт с 4.04.2010 г.)
        2. Брянский государственный цирк[5]
        3. Владивостокский государственный цирк[6]
        4. Воронежский государственный цирк имени Дурова
        5. Волгоградский государственный цирк [1]
        6. Екатеринбургский государственный цирк имени В. И. Филатова[7]
        7. Ивановский государственный цирк[8]
        8. Иркутский государственный цирк
        9. Кемеровский государственный цирк
        10. Кировский государственный цирк[9]
        11. Кисловодский государственный цирк[10]
        12. Костромской государственный цирк
        13. Краснодарский государственный цирк[11]
        14. Красноярский государственный цирк[12]
        15. Курский государственный цирк
        16. Магнитогорский государственный цирк[13]
        17. Нижегородский государственный цирк (открыт с 1.09.2007 г.)[14]
        18. Нижнетагильский государственный цирк
        19. Новокузнецкий государственный цирк
        20. Новосибирский государственный цирк[15]
        21. Омский государственный цирк[16]
        22. Оренбургский государственный цирк
        23. Пензенский государственный цирк им. Т. Дуровой(идет строительство нового здания)
        24. Пермский государственный цирк[17]
        25. Ростовский государственный цирк[18]
        26. Рязанский государственный цирк
        27. Самарский государственный цирк им. Олега Попова
        28. Саратовский цирк им. братьев Никитиных
        29. Сочинский цирк[19]
        30. Ставропольский государственный цирк[20]
        31. Тверской государственный цирк
        32. Тульский государственный цирк[21]
        33. Тюменский государственный цирк[22]
        34. Уссурийский государственный цирк (закрыт с 2005 года)
        35. Уфимский государственный цирк[23]
        36. Хабаровский государственный цирк
        37. Челябинский государственный цирк
        38. Ярославский государственный цирк[24]

        Цирки-шапито[править | править код]

        • Цирк-шапито (комплекс) «Азовье» (Ростовская область, г. Таганрог, ул. Чехова, д.100)
        • Цирк-шапито «Арго» (г. Липецк, ул. Советская, д.4) — не действует.
        • Московский цирк-шапито «Веселая арена» (г. Москва, Крымский вал, д.9) — не действует.
        • Цирк-шапито «Инантеп» (г. Москва, ул. Ключевая, д.10)
        • Цирк-шапито «Колос» — не действует.
        • Экспериментальный детский цирк-шапито «Лошарик» (г. Тула, ул. Советская, д.96) — не действует.
        • Цирк-шапито «Луч» — не действует.
        • Цирк-шапито «Огни манежа» (Чувашская Республика, г. Чебоксары, парк 500-летия г. Чебоксары) — не действует.
        • Цирк-шапито «Радуга» (г. Москва, ул. Флотская, д.5а)
        • Цирк-шапито «Салют» (г. Екатеринбург, ул.8 Марта, д.43) — не действует.
        • Цирк-шапито «Спутник» (г. Нижний Новгород, ул. Коммунистическая, д.38) — не действует.
        • Санкт-Петербургский цирк-шапито «Цирк в Автово» (г. Санкт-Петербург, ул. Автовская, д.1а)
        • Цирк-шапито «Юность»[25] (г. Калуга, ул. Циолковского, д.26) — не действует.
        • Цирк-шапито «Янтарь» (г. Калининград, ул. Октябрьская, д.1а) — временно не работает.

        Официальный сайт Ярославского государственного цирка www.yarcircus.ru

        Государственному цирку в России исполнилось 100 лет | Материнство

        В 2019 году исполняется 100 лет Советскому, а ныне Российскому цирку. Конечно, цирки в России появились гораздо раньше (первый стационарный цирк был открыт в Санкт-Петербурге в 1827 году). А 26 августа 2019 года был подписан Декрет Совета народных комиссаров «Об объединении театрального дела», согласно которому цирки в России стали государственными. Именно с этой даты ведет свою историю государственный цирк в нашей стране.

        В честь юбилея 16 сентября в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре состоялось грандиозное гала-шоу. На манеж вышли легенды советского и российского цирка: представители династий Запашных, Корниловых, Филатовых, Майхровских, Кио, Юрий Куклачев, Тамерлан Нугзаров, Анатолий Марчевский, Андрей Николаев, Александр Фриш и многие другие. В праздничном представлении приняли участие звезды российской эстрады: Филипп Киркоров, Кристина Орбакайте, Лолита Милявская, Валерий Леонтьев, Михаил Боярский, Наталья Варлей и многие другие. Ведущим гала-шоу выступил Максим Галкин, а постановку шоу осуществил Гия Эрадзе.

        Максим Галкин спел знаменитую песню Аллы Пугачевой «Арлекино». Забавная преемственность, которой артист ловко жонглирует: сам себя похвалил за точную имитацию смеха певицы, сославшись на «хорошего тренера». Говоря откровенно, юная Пугачева исполняла эту песню несравненно мелодичнее, артистичнее и эмоциональнее.

        Восьмидесятилетний Эмиль Кио показал всего один, но эффектный фокус: из ниоткуда волшебным образом появился Валерий Леонтьев, сильно постаревший, но верный образу 1980-х, и не утративший пластики движений.

        Михаил Боярский вышел на манеж со знаменитым хитом «Ап, и тигры у ног моих сели». При последнем куплете на арене появились братья Запашные, и артист запел новый текст: «Запашные тигра держите, покрепче держите его, что я несъедобный скажите».

        Восторг и умиление вызвал выезд на велосипеде гениального Юрия Куклачева, с головой ушедшего в театр Кошек и вот уже 30 лет не появлявшегося на арене цирка. По задумке режиссера шоу Гии Эрадзе артисты выходили в тех самых образах, в которых когда-то блистали. Не стал исключением и Куклачев, показавший несколько трюков с кошками, изрядно нервничавшими в непривычной обстановке.

        Клоун Май (Евгений Майхровский), исполнил невероятный номер: в свой 81 год поднялся на лестницу с балансирующей собачкой на голове. Клоуны Мик и Мак вызвали бурную радость публики, а клоуну Андрюше (Андрею Николаеву, которому тоже 81 год) даже устроили овацию стоя.

        С корифеями соседствовала молодёжь: студенты циркового училища им. Румянцева и детский театр-студия «Непоседы».

        Под песню «Журавли» в исполнении Иосифа Кобзона зал встал, и воздушный полет гимнастов смотрел с замиранием дыхания. Головокружительные падения с высоты на натянутую сетку вызывали восторг и ужас одновременно.

        Второе отделение открыл роскошно оформленная групповая трансформация «Фаберже» с многократной мгновенной сменой костюмов.

        Цирковая династия Корниловых выступила со своими знаменитыми слонами, в династия Филатовых показала медведей на велосипедах, самокатах и мотоциклах.

        Залихватские джигиты Тамерлана Нугзарова на бойких скакунах разыграли мини-спектакль о попытке похищения невесты. Конечно, со счастливым финалом.

        Трудно перечислить всех артистов: гимнастов, акробатов, жонглеров, канатоходцев, танцоров. И все это сопровождалось великолепной музыкой, светом, костюмами и спецэффектами. Такого эмоционально насыщенного циркового действа давно не приходилось видеть.

        Кому нужен цирк в наши дни?

        В 1980-х, когда на манеже блистали многие из упомянутых выше артистов, ныне восьмидесятилетних, у цирка почти не было конкурентов. Поход в цирк был праздником, который случался не каждый год. Все с удовольствием смотрели цирковые представления по телевизору. Помните: «Ой, Вань, смотри какие клоуны!»

        В наше время в столичных городах развлечений хватает: каждую неделю проходят десятки различных фестивалей, концертов, кинопремьер – глаза разбегаются.

        Ходят ли в цирк современные дети, цифровое поколение, поколение Z? Или может быть, цирк – это больше для взрослых?

        Директор Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Юрьевич Никулин считает, что в цирке должно быть интересно всем: и детям, и родителям, и бабушкам с дедушками. «Примитивно выражаясь, цирк должен иметь три составляющих: красивые женщины – для пап, красивые костюмы – для мам, клоуны и зверушки – для детей. Если все это есть, то будет хороший цирк для всех». Никулин уверен, что цирк – это первое из искусств, потому что с ним ребенок знакомится раньше, чем с театром, филармонией или выставочным залом.

        Владимир Шемякин, и.о. генерального директора «Росгосцирка», считает, что люди будут продолжать ходить в цирк, к какому бы поколению они ни принадлежали. «В наше время многое можно доставить по интернету, но по интернету не доставишь радость, не доставишь эмоции. Именно за позитивными эмоциями люди приходят в цирк», — убежден Шемякин.

        Правда ли, что в цирке мучают животных?

         Гия Эрадзе, главный режиссер Росгосцирка, народный артист России и Грузии, назвал цирк с животными русской национальной традицией. По словам Эрадзе, менталитет нашей публики очень трудно воспринимает цирк без животных, и чем больше животных в программе, тем выше посещаемость. А посещаемость циркам терять нельзя: Владимир Шемякин назвал цифру в 60% — это значит, что значительная часть зала пустует.

        Максим Никулин подтвердил, что людей интересует присутствие номеров с животными. «Когда выходит новая программа, то первый вопрос, который нам задают: какие животные будут в программе?» — рассказал директор цирка на Цветном.

        Никулин также опроверг информацию о запрете выступлений животных в Европе. «Нет ни одной страны в Европе, которая бы законодательно запретила животных в цирке», — утверждает Максим Никулин. – « В Германии, во Франции, в Италии в цирке работают животные. […] Даже в крупнейшем цирковом фестивале в Монте-Карло участвуют животные».

        Протесты, митинги и пикеты европейских зоозащитников он назвал «кликушеством» и попытками определенных партий заработать себе политический капитал. По мнению спикера, многие их сторонники стали жертвами пропаганды и не знают истинного положения дел.

        «В зоопарке животные живут дольше, чем в дикой природе, потому что там есть ветеринар, там есть уход, питание и прочее. А в цирке по статистике животные живут дольше, чем в зоопарке, потому что у них есть полезная нагрузка каждый день, они работают», — утверждает Никулин.

        Никулин категорически против законодательных шагов к запрещению животных в цирке, но в то же время не возражает против ограничительных мер. Директор цирка считает, что с недобросовестными людьми и организациями необходимо бороться, потому что они дискредитируют отношение к цирку как таковому.

        каким был первый русский цирк — История России

        Стереотипы о цирке уже давно вытеснили реальные факты. Между тем осмысление подлинной цирковой истории могло бы открыть если не новый, то, по крайней мере, свежий взгляд на это искусство. Например, мало кто знает, что настоящий цирк никогда не был местом для семейного отдыха, а одним из первых его режиссеров был сам государь-император Николай I.

        О классических цирковых стереотипах, а также о том, кто и какую роль на самом деле сыграл в формировании циркового искусства, порталу «История.РФ» рассказал режиссер, историк цирка, заслуженный деятель искусств России Сергей Макаров.

        «Цирк никогда не был местом для семейного отдыха!»

        – Кем были первые посетители цирка на Цветном бульваре?

        – В цирк любила ходить состоятельная публика. Кроме того, это было любимое место купечества. Когда потомственный артист Альберт Саламонский строил этот цирк, он как раз и рассчитывал на то, что эта публика будет приходить к нему.

        Сам Саламонский в прежние годы был цирковым артистом, наездником. Он построил два цирка: один в Москве, один в Риге. Он открывал представления: выходил с лошадьми и демонстрировал их дрессуру. Это продолжалось до тех пор, пока он не увлекся картами и алкоголем. Тогда цирк перешел постепенно к его супруге.

        В том цирке можно было не только смотреть представления, но и поиграть в буфете в карты. Известная история, когда купцы съели свинью Дурова. Все это происходило в цирке на Цветном бульваре.

        – Получается, цирк не был местом для семейного отдыха?

        – Иногда эти цирки – и европейские, и русские – давали детские представления. Но это было не систематически. Среди самых популярных детских представлений был спектакль «Золушка». В нем участвовали не взрослые цирковые артисты, а детвора – она и разыгрывала эту сказку.

        Но в те годы цирк не был местом для семейного отдыха, а был местом для развлечения людей достаточно взрослых и состоятельных. В этот цирк люди приходили для того, чтобы получить какой-то очередной стресс: увидеть забавных, смешных клоунов; артистов, которые совершали необыкновенные действия. Детский цирк появился только при советской власти…

        – Что же недетского было в тех номерах?

        – Показывали какое-нибудь необыкновенное и удивительное явление природы. Например, в Россию приезжал акробат с одной ногой. Он демонстрировал умения человека, потерявшего ногу: прыгал со стола, выстраивая один стол на другой, – залезал на него и прыгал! В советском цирке тоже показывали удивительные явления, но это скрывалось…

        Жил такой знаменитый артист – Да-Деш. У него не было рук, и он все делал ногами: он и сигару закуривал, и стрелял из пистолета…

        Сандро Да-Деш

        – Клоуны тоже участвовали в недетских выступлениях?

        – Да, клоунада в основном тоже была для взрослых. Самое интересное, что клоунам было запрещено выходить в зрительный зал и дотрагиваться до публики. Это могли воспринять как оскорбление. Клоуны в обязательном порядке старались очень деликатно общаться со зрителями и при этом перед выходом на манеж они обязательно одеколонились какими-нибудь очень дорогими духами. Чтобы публика не воспринимала их как нищих (не очень умных) людей, а, наоборот, воспринимала как состоятельных людей, которые только разыгрывают из себя чудаков.

        – Существовали ли политические пантомимы?

        – Обязательно! Были пантомимы, целиком посвященные политическим событиям. Например, в цирке на Фонтанке ставились пантомимы, в которых принимали участие гвардейцы.

        Один из первых цирков в России – Императорский цирк – был местом, в котором сам Николай I очень любил ставить свои представления. В мае 1847 года по личному предписанию Николая из состава Императорского театрального училища была образована группа для обучения цирковому искусству под руководством Поля Кюзана. В Императорском цирке была поставлена современная военная быль в одном действии с песнями и куплетами, которая называлась «Архип Осипов, или Русская крепость». В ней прославлялся подвиг рядового Осипова в Михайловском укреплении на Кавказе в 1840 году. Николай лично участвовал в режиссуре, особенно в постановке сцен военного характера. Он был постановщиком батальных сцен, ставил специальные номера, в которых сам участвовал: показывал, как правильно играть офицеров, держать оружие и маршировать. Массовые песни исполнялись саперами. Самое удивительное, на манеже было разрешено молиться! В советское время запрещено было говорить об этом. Считалось, что цирк образовался из трудовых процессов, а не от власти.

        «История цирка наполнена множеством стереотипов»

        – Политический юмор в цирке – были какие-то запреты, цензура? Над чем и кем шутить было рискованно?

        – Это был довольно свободный юмор, где потешались и над думой городской, и над состоятельными людьми. В некоторых случаях, когда клоуны перебарщивали, то их штрафовали и выдворяли из цирка, а затем и из города. В цирке нельзя было разыгрывать никакие кощунственные пантомимы. Нельзя было потешаться над христианской религией. Нельзя было высмеивать ошибки военных. Об этом можно было сказать в куплете, но нередко это заканчивалось тем, что исполнителей потом снимали с представления… На каждом представлении в зрительном зале сидели приставы.

        – Царя нельзя было высмеивать?

        – Государя? Нет! Нельзя было! Тогда бы им вообще запретили появляться! В советское время историки перебарщивали и писали об этом, но этого никогда не было…

        – Некоторые антрепренеры отрицали существование национальных цирков. Можем ли мы говорить о существовании русского цирка в таком случае?

        – Цирк всегда стремился быть интернациональным. Очень многие артисты приезжали на гастроли: это были итальянцы, немцы, французы. Поэтому говорить о каком-то национальном цирке сложно… Хотя цирковая династия братьев Никитиных, которая была приближена к аристократии (им было дозволено носить шпагу, они даже были отмечены орденами), стремилась к тому, чтобы их цирк был русским. Поэтому когда проходила коронация русских царей, то именно цирк Никитина приглашали на эту коронацию. Это был единственный цирк в России, который назывался русским. Все остальные были просто цирками. И нередко директорами этих цирков были иностранцы.

        Братья Никитины

        – В чем специфика русского цирка?

        – Братья Никитины подчеркивали, что русские артисты должны выступать в традиционных костюмах. Наездникам и наездницам положено было одеваться во всякие сарафаны. Одежда должна была соответствовать национальной моде, а артисты выступали под русскую музыку. Но все это было только в цирке у братьев Никитиных.

        – Значит, медвежата, катающиеся на маленьких велосипедах, с гармошкой, – это стереотип?

        – Ну конечно! После революции в цирке появилось много режиссеров, которые до этого работали в театре. Среди режиссеров можно назвать Венецианова, Арнольда Григорьевича Арнольда, Местечкина Марка Соломоновича, который многие годы был режиссером цирка на Цветном бульваре. Кроме того, в цирк приглашались балетмейстеры из Большого театра – например, династия Нежинских. Именно с приходом этих людей российский цирк и начал подниматься! В нашем цирке появилась новая пластическая культура. Она приблизила наших артистов к уровню актеров Большого театра.

        История цирка

        Человечеству помимо хлеба всегда были необходимы зрелища: искусные трюки, яркие представления и демонстрация талантов восхищают и вызывают бурю эмоций. История цирка как одного из немаловажных пластов культуры уходит в глубокую древность. Первых бродячих артистов и сегодняшних звёзд арены объединяет язык трюков и желание развлечь публику.


        Хлеба и зрелищ!

        Слово «цирк» происходит от латинского circus – «круг». В Древнем Риме народ кормили зрелищами в открытых сооружениях в форме вытянутого овала. Изначально там не плясали клоуны и не кувыркались акробаты, а проводились конские скачки и гонки колесниц. С распадом Римской империи этот вид искусства на время оказался позабыт. Были единичные попытки создать что-то похожее в Париже, но представления не имели успеха. В Средние века вообще было не до развлечений – люди заботились о душе и смотрели мистерии.

        Основателями цирка в современном понимании считаются наездники Астлеи. В XVIII веке в предместье Парижа они выстроили круглый зал, где стали демонстрировать упражнения на лошадях и акробатические трюки. Их преемники ввели в представления пантомимы, после чего цирковое искусство как жанр стало распространяться по всей Европе. Постоянные здания, рассчитанные на большое количество зрителей, были не везде, и изначально артисты кочевали из города в город, перевозя с собой шатры.

        Скоморохи и балаган

        На Руси история цирка берёт начало от скоморохов. Они бродили по городам и сёлам, устраивая шуточные представления на «злобу дня». Глумление не вызывало одобрения церкви и властей, поэтому бродячие шутники периодически подвергались гонениям. Однако каждое выступление собирало огромное количество народа. В современном понятии эти люди объединяли в себе профессии артиста, дрессировщика, жонглёра, певца, музыканта и даже каскадёра. Обычно им предоставляли временные постройки на ярмарках – балаганы (от персидского слова «балахан» – «балкон»). Так и сами зрелища получили название «балаган». На балаганных гуляньях начинали свой путь братья Дуровы и Никитины. Именно этот жанр стал основоположником российского цирка.

        С профессиональными представлениями русский зритель познакомился в XVIII веке благодаря английскому наезднику Бейтсу. В Москве и Петербурге появились манежи, затем в XIX веке был открыт стационарный цирк, где собирали аншлаги иностранные труппы. Первое каменное здание, построенное с учётом цирковой специфики, появилось благодаря инициативному итальянцу Гаэтано Чинизелли – цирк Чинизелли до сих пор пестрит афишами в городе на Неве. В Саратове и Пензе заявили о себе братья Никитины: один из них был атлетом, второй выбрал амплуа клоуна, а третий оказался прирождённым гимнастом.


        Известные цирковые династии

        Цирковые артисты сознательно выбирали себе жизненный путь, связанный с частыми разъездами, изнуряющими тренировками и полной самоотдачей. Такое искусство естественнейшим образом передавалось по наследству – окружение способствовало. Итогом стали целые цирковые династии, члены которых не представляли себя без манежа. Основатель гуманной школы дрессуры животных Владимир Дуров, акробат Михаил Запашный, наездник Алибек Кантемиров, фокусник Арутюн Акопян, иллюзионист Эмиль Кио – это родоначальники самых известных династий. Добивались мировой славы и отдельные таланты: клоуны Михаил Румянцев, Олег Попов, Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Юрий Куклачёв; дрессировщики Ирина Бугримова и Маргарита Назарова; иллюзионист Юрий Лонго. Артисты демонстрируют зрителям силу и ловкость, жонглируют тяжестями и летают по воздуху, смешат до слёз и заходят в клетку к диким животным.

        Говорят, что из цирка не уходят: даже если гимнаст или акробат получит травму, он освоит специальность дрессировщика или станет конюхом, но в любом случае останется «в семье».

        В детстве цирк воспринимался исключительно как развлечение: специфические запахи, вкусное мороженое и предвкушение чего-то волшебного. Взрослыми людьми он воспринимается как особый вид искусства: появляются новые оригинальные представления – и мы спешим увидеть всё своими глазами. Чего стоит канадский «Цирк Солнца» – Cirque du Soleil, обладатель многих международных наград, или душевные шоу Славы Полунина!

        Современный цирк постепенно отказывается от дрессуры животных и делает упор на акробатические трюки, добавляются лазерные спецэффекты и голограммы. Словом, в истории цирка появляются всё новые главы, любимый детьми и взрослыми жанр претерпевает большие изменения – надеемся, к лучшему!

        Юморфест в ЭТНОМИРе: 5-6 октября 2019

        Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

        Если театр начинается с вешалки, то Юморфест в ЭТНОМИРе, конечно, начинается с улыбки. Добро пожаловать на самый весёлый праздник-фестиваль в этнопарке!

        Талантливые и молодые участники Юморфеста посоревнуются в остроумии, оригинальности и знании юмористических особенностей разных народов мира. Самые весёлые получат заветный кубок победителя от ЭТНОМИРа!

        В перерывах между играми гостей парка ждут юмористические шоу-программы, где каждый неожиданно может оказаться главным героем представления!

        На этих октябрьские выходных мы планируем повеселиться на славу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *