Первый цирк в россии: История цирка в России

История цирка в России

Публикации раздела Театры

Аудиоверсия: История цирка в России

Искусство цирка в современном понимании пришло в Россию в XVII веке. Бродячие иностранные артисты демонстрировали чудеса эквилибристики, показывали ловкие трюки и веселили народ. В XVIII веке труппы стали собирать и русские умельцы, а уже через сто лет на территории страны появились стационарные цирки. О первых таких цирках, которые работают до сих пор, рассказывает «Культура.РФ».

Первый стационарный цирк

В саратовском цирке. Саратов, 1953 год. Фотография: Саратовский областной музей краеведения, Саратов

Саратовский цирк имени братьев Никитиных. Саратов. Архитектор Борис Виленский. 1931. Фотография: Саратовский областной музей краеведения, Саратов

Основателями первого цирка в России были братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины. Дети крепостного крестьянина с раннего детства, сами того не ведая, погружались в цирковое искусство: когда их отец получил вольную, он взял сыновей в путешествие по Поволжью, зарабатывая на жизнь жонглерством и музыкальными представлениями. Каждый из детей выполнял свою роль. Аким был главным комедийным персонажем, выступал как клоун и играл на разных музыкальных инструментах. Петр удивлял зрителей физической силой и ловкостью, а самый старший, Дмитрий, был балагуром-ведущим.

В конце концов их «гастроли» остановились в Пензе, где в 1873 году открыли первый стационарный цирк в России — «Ледяной дворец». На берегу реки Суры разложили сваи, на которых были установлены скрепленные льдом шесты. Нехитрую конструкцию обтянули навесом — и первый цирк в истории России был готов. Однако каждый приход весны заставлял циркачей сворачивать свою деятельность.

Уже через три года братья открыли цирк в Саратове. Здание для цирка они выкупили у местного предпринимателя Эммануэля Баранека — и оно просуществовало практически до конца 1928 года. На арене выступали исключительно русские артисты, что было важным условием братьев Никитиных.

Новое здание Саратовского цирка возвели по проекту архитектора Бориса Виленского, известного строительством некоторых станций московского метро. Именно в Саратове свой творческий путь начинали известные комики Карандаш (Михаил Румянцев) и Солнечный клоун (Олег Попов), работали дрессировщики Мстислав и Вальтер Запашные.

Самый старый цирк Петербурга

Выступление борцов в Цирке Чинизелли. Санкт-Петербург, 1912 год. Фотография: Карл Булла / Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Цирк Чинизелли. Санкт-Петербург. Архитектор Василий Кенель. 1876–1877. Фотография: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Когда столицей России был Петербург, идея создания цирка в северной Пальмире не раз посещала русских меценатов. Переломным моментом стало появление в городе передвижной труппы известного австрийского циркача Карла Гинне. Иностранец, крайне удивленный отсутствием в главном городе Российской империи постоянного цирка, был вынужден снимать ветхое здание на берегу Невы. На свои деньги Гинне начал строительство деревянного цирка, а когда покинул Петербург, это новое здание перешло в собственность итальянца Гаэтано Чинизелли, который решил возвести первый в России каменный цирк. Чинизелли удалось уговорить императора отдать под строительство место в центре города, на набережной реки Фонтанки. Именно там и стоит по сей день Петербургский цирк, открытый в 1877 году.

Каменное здание цирка стало архитектурным триумфом своего времени. Архитектор Василий Кенель впервые выстроил сооружение на рекордной для купола амплитуде пролета (около 50 метров), что создавало в цирке неповторимую акустику. Интерьер украшали роскошными тканями и драгоценными камнями, а вместимость зала достигала, по воспоминаниям современников, более пяти тысяч человек.

Поначалу представления в новом здании не имели большого успеха. Семья Чинизелли не смогла обогатиться за его счет и совершенно обанкротилась. В 2015 году цирк на Фонтанке не только реконструировали по последнему слову «цирковой моды», но и вернули ему имя итальянских основателей.

Читайте также:

  • Тест: что вы знаете о цирке?
  • Русский балет за рубежом
  • 10 театральных художников Серебряного века

Самый старый цирк Москвы

Клоун Виталий Лазаренко. Последнее выступление. Москва, 1939 год. Фотография: Александр Родченко / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Цирк Саламонского. Москва. Архитектор Август Вебер. 1880. Фотография: Павел фон Гиргенсон / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

Первым московским цирком был открывшийся в в 1880 году цирк на Цветном бульваре. Его основатель Альберт Саламонский вошел в историю циркового искусства как создатель первых детских представлений. До появления цирка на Цветном представления ставили исключительно для взрослой аудитории. Цирк Саламонского стал первым проводить утренники, адаптированные для детей, воскресные детские спектакли и рождественские елки, с которых дети уходили с подарками. Представления цирка посещал весь свет русской интеллигенции — писатель Лев Толстой, поэт Александр Блок, философ Павел Флоренский.

С приходом советской власти цирк Саламонского стал первым государственным цирком. В 1920–30-е годы в стране появилась собственная мастерская циркового искусства по подготовке артистов, и цирки постепенно начали отказываться от иностранных номеров. Во время Великой Отечественной войны цирк на Цветном бульваре, как и многие другие, продолжал работать: показывал номера на военную тематику, отправлял артистов с выступлениями на фронт. Позже появились известные постановки — «Юность празднует», «Счастливого плавания», «Карнавал на Кубе». Выступления легенд цирка — Леонида Куско, Михаила Шуйдина, Олега Попова, Леонида Енгибарова — собирали полные залы. Но самым известным артистом цирка на Цветном долгие годы оставался Юрий Никулин, имя которого цирк носит с 1996 года.


Автор: Татьяна Григорьева

Теги:

ЦиркТеатрыПубликации раздела Театры

История цирка — официальный сайт

Российский цирк начинал свою историю в 1873 году, когда ещё молодые, но уже известные в России цирковые артисты братья Дмитрий, Аким и Пётр Никитины, уроженцы и жители Саратовской губернии, вернулись в родной Саратов после длительного гастрольного турне по городам центральной России.

В Саратове их ждала новость: владелец «странствующего» цирка – австрийский подданный Эмануэль Беранек (чех по национальности), пожилой и не очень здоровый человек, уставший от затяжных неудач и убытков, а потому надолго застрявший в Саратове, предложил набирающим силу и предприимчивым братьям войти в дело в качестве компаньонов. Никитины согласились и, сформировав собственную цирковую программу, начали давать представления по уездам Саратовской губернии.

Вскоре выяснилось, что командовать делом должен кто-то один, и, дабы избежать надоевших споров и унизительной делёжки выручки, Беранек принял решение продать братьям Никитиным принадлежащее ему «заведение цирка, состоящее из лошадей, фургонов, шапитона, костюмов и прочих принадлежностей».

5 декабря 1873 года была составлена купчая, где компаньоны обговорили условия передачи циркового имущества и расчёта через Саратовский общественный банк. Так зародился первый русский национальный цирк и заслуга его создания, безусловно, принадлежит братьям Никитиным. До этого дня все цирковые предприятия возглавляли иностранные антрепренёры.

В 1876 году на торговой Митрофаньевской площади Саратова было построено круглое деревянное здание с парусиновой крышей, вывеска на нём гласила «Первый Русский цирк братьев Никитиных». Здесь впервые было дано представление, в котором участвовали преимущественно русские цирковые артисты. Именно в нашем городе русский цирк по-настоящему встал на ноги, получил первое и высокое признание. Здание, выстроенное братьями Никитиными, простояло до 1928 года. Сейчас на этом месте расположен кинотеатр «Победа».

В 1918 году при цирке было организовано товарищество артистов под названием «Первый кооперативный цирк», что дало возможность не останавливать работу и выжить в эти смутные времена. Выжил он и в 1921 году, когда катастрофический голод охватил всё Поволжье, огромных усилий стоило сохранить от голодной смерти артистов и животных.

26 августа 1919 года по декрету Совнаркома «Об объединении театрального дела» цирки были национализированы, у них появилась государственная поддержка.
В 1925 году в Саратове был создан Художественный трест, в который вошли все театры, кинотеатры и цирк.

8 октября 1931 года состоялось открытие нового каменного здания цирка (на ул.

Чапаева), купол хотя и был деревянным, но не имел опорных колонн, которые мешали смотреть зрителям представления. В те времена таких цирков были единицы. Было построено трёхэтажное деревянное общежитие для проживания артистов, животные получили оборудованные всем необходимым помещения. В программе на открытие нового цирка начал свою творческую деятельность легендарный клоун Народный артист СССР Михаил Румянцев — «Карандаш», здесь в Саратове он сложился как артист-комик, чтобы в последствии обрести любовь и признание во всём мире.

Во время Великой отечественной войны Саратовский цирк, один из немногих, свою деятельность не прекратил, работал, несмотря на все тяготы и лишения военного времени. На его базе создавались цирковые бригады, которые выезжали с представлениями на фронт, госпиталя, эвакопункты и предприятия прифронтового города. В годы войны на арене Саратовского цирка сделали свои первые шаги к славе Вальтер и Мстислав Запашные, легендарные артисты и дрессировщики.

Народный артист СССР Олег Попов дебютировал в Саратове в 1951 году как клоун, теперь его знает весь мир как «солнечного клоуна».

С 1959 по 1963 год была произведена первая капитальная реконструкция цирка. Заменили деревянный купол на металлический, арочной формы с чешуйчатой кровлей из оцинкованного железа, расширили холлы, увеличили помещения для артистов и животных, выстроили новый фасад, заменили в зрительном зале кресла на удобные и мягкие. Все работы были проведены в межсезонные перерывы, поэтапно не останавливая работы цирка в активный сезон. Одновременно на месте деревянного общежития стали строить цирковую гостиницу «Арена», которую ввели в с строй 1 января 1968 года.

В те времена директором цирка работал Иосиф Вениаминович Дубинский, человек беззаветно преданный цирковому искусству, при нём устраивались вечера-бенефисы мастеров арены, цирк стал постановочной базой, здесь создавались новые номера и аттракционы. Идея фонтана «Одуванчик» на цирковой площади принадлежит также ему, и в 1971 году эта идея воплотилась в жизнь.

В 1970 году коллегия Министерства культуры СССР в числе лучших цирков отметила и Саратовский цирк, а в 1973 году в честь столетнего юбилея цирк был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
На манеже Саратовского цирка в разное время показывали своё мастерство выдающиеся деятели цирка – дрессировщики Дуровы, В. Филатов и Б. Эдер, Герой Социалистического труда И. Бугримова, М. Назарова, иллюзионист Эмиль Кио со своими сыновьями, канатоходцы В. Волжанского, клоуны Ю. Никулин и М. Шуйдин и многие другие.

С 1977 по 1988 год директором цирка был Владимир Павлович Владыкин, с 1988 года по 1999 год — Юрий Николаевич Авдеев.

С 1999 по 2016 год Саратовский цирк возглавлял Заслуженный работник культуры России, академик Национальной академии циркового искусства Иван Георгиевич Кузьмин.

С 2016 года директором цирка стал Алексей Анатольевич Менкин.

В 1998 году, к 125-летию со дня основания в Саратове первого Русского цирка, была проведена вторая капитальная реконструкция цирка. В настоящее время это один из лучших цирков России, с уникальными техническими возможностями, залом на 1908 мест, современным световым и звуковым оборудованием. Для проживания артистов есть полностью отремонтированная гостиница «Арена», с благоустроенными и уютными номерами, а в цирке 18 гримёрных комнат. Животным созданы все условия для удобного размещения и работы.

Традиционно с 1999 года в Саратовском цирке проводятся фестивали циркового искусства, которые проходят при поддержке Правительства Саратовской области:

1999 год – II Всероссийский фестиваль-конкурс циркового искусства;

2001 год – Всероссийский фестиваль-конкурс клоунады, эксцентрики и пародии;

2003 год – Международный фестиваль-конкурс циркового искусства в рамках празднования 130-летия Саратовского цирка.

В феврале 2005 года был проведён I Всероссийский Фестиваль-конкурс «Принцесса Российского цирка» и по традиции этот фестиваль-конкурс проводили в Саратове в 2007, 2009 и 2011 году, а в феврале 2014 года проведен V юбилейный фестиваль-конкурс. В апреле 2016 года прошел первый международный конкурс «Принцесса цирка».

Саратовский цирк ведёт большую работу по благотворительности, тесно сотрудничает с административными органами области, на его базе проводится много мероприятий для социально незащищённых слоёв населения: пенсионеров, инвалидов, детей-сирот и так далее.

В настоящее время цирк — это стабильно работающее предприятие. За последние 10 лет цирк неоднократно поощрялся и был награждён штандартом Губернатора области, помещался на областную доску почёта. За отличные результаты был признан Лидером экономического развития и Лучшим налогоплательщиком года в России. Славные традиции, заложенные основателями первого Русского и Саратовского цирка, бережно сохраняются и развиваются. Не случайно цирк гордо носит имя братьев Никитиных.

Русский цирк как вид искусства: Краткая история

Получайте советы по обучению, ресурсы, еженедельные задания, полезные статьи и вдохновляющие истории успеха. Многие студенты используют наш еженедельный информационный бюллетень как неотъемлемую часть своей учебной жизни.

Россияне рассматривают цирк как форму искусства, культурно не уступающую балету и опере уже более века.

Хотя корни русского цирка были посажены в эпоху императрицы Екатерины Великой в ​​19ХХ века российский цирк развивался со временем, достигая все более высокого уровня культурной известности, пока не достиг своего апогея при коммунистическом режиме бывшего Советского Союза.

Коммунистическое государство рассматривало цирковые представления как эгалитарную форму развлечения для масс, и, как следствие, возникли цирковые школы — первым в своем роде в мире было Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства, которое открыло в 1927 году, а в последующие годы по всей стране были открыты новые, чтобы научить советских детей необходимым искусствам, чтобы стать артистами цирка мирового уровня.

Отношение к цирку как к работе

Цирковые школы не предназначались для веселого времяпрепровождения детей. Напротив, даже самых маленьких детей заставляли относиться к этому как к работе, усердно работая над совершенствованием своих навыков в течение нескольких часов каждый день после окончания школьных уроков.


Фото messiahy

Государство не принуждало детей к посещению цирковых школ и атмосфера в коллективе была веселой и увлекательной, но это не умаляло того факта, что цирковая школа была серьезным мероприятием, к которому нельзя было относиться слегка. Хотя искусство клоунады преподавалось как дисциплина, клоунада не разрешалась.

Влияние Московского цирка на Запад

После десятилетий напряженной работы, проведенной в изоляции от остальной Европы в результате политического давления, российский цирк мог похвастаться одними из лучших и наиболее опытных артистов с уникальным мастерством. и не имеет себе равных среди артистов из других частей мира.

К середине прошлого века в рамках пропагандистской кампании коммунистического режима, направленной на демонстрацию превосходства СССР над Западом, начали гастролировать за границей большие представления, составленные из лучших артистов российского цирка.

Однако наиболее устойчивые результаты таких гастролей были гораздо менее гнусными, чем то, что планировали коммунистические силы: кроме восхищения западной публики и привития ей большего уважения к русскому цирку и цирковому искусству в целом, артисты Русского цирка начали оказывать влияние на то, как жители Запада относятся к живым развлечениям.

Более того, западные цирковые артисты так восхищались мастерством русских артистов и подражали им, что цирковые школы на Западе начали обучать своих артистов аналогичным приемам и методам.

Таким образом, артисты Русского цирка ознаменовали первую большую революцию в цирковом мире, изменив как отношение публики к цирку, так и методы обучения и выступления цирковых артистов.

Даже после того, как «Цирк дю Солей» представил совершенно уникальный цирковой стиль, зародившийся в Квебеке в конце 1980-х годов, влияние российского циркового искусства в виде методов обучения, техники и навыков ощущается и сегодня в цирковых представлениях около мир.

КАТЕГОРИИ

Попробуйте бесплатный урок с Lingualift уже сегодня!

Бесплатные языковые советы

Получайте еженедельную порцию советов по изучению языка по электронной почте

Вам также может понравиться

История Русского Цирка

Российское исполнительское искусство высоко ценится на протяжении всей истории, и даже искусство, связанное с глупостью, не изменит этого. Несмотря на стереотипное представление о цирке как о месте, состоящем из огромного комического красного шатра и людей в странных костюмах, к цирку относятся очень серьезно.

Даже шутят, мол, даже если в цирке есть клоуны; никто из исполнителей не клоунадит, когда дело доходит до их работы. Когда-то в истории название «Россия» автоматически напоминало «цирк».

Возникновение цирка вызывает горячие споры. Однако большинство сходятся во мнении, что цирк в истории России насчитывает тысячу лет. В 11 веке скоморохи (бродячие менестрели) совершают неуклюжие поступки и рассказывают истории, связанные с язычеством. Менестрели носили яркую одежду, одевались как дураки, использовали глупые, бессмысленные зарисовки, придумывали «магические» трюки и пели, чтобы улучшить свое исполнение языческих историй, и считались работой и развлечением для дураков с грубым чувством юмора людьми из высшие классы. Как сказано в «Истории русского театра», они столкнулись с притеснениями и гонениями со стороны церкви, но продержались почти 700 лет, прежде чем вымерли в 1799 г. 0064-й век.

По мере того, как Россия движется к современному обществу, странствующие менестрели были заменены выставочными будками на детских ярмарках. Аттракцион включал в себя поднятие тяжестей, ходьбу вверх ногами и акробатов, качающихся на трапеции, что позже заложило основу для стандартных цирковых развлечений. В 18 -м веке цирковое искусство как искусство получило развитие, когда был основан первый в мире цирковой университет — Московский государственный колледж циркового и эстрадного искусства. 18 -й век также пробуждает в массах интерес ко всему странному и любопытному благодаря музею Кунсткамеры, в котором выставлены «уродцы» вроде бородатых женщин, людей-собак и других смешанных тварей, консервированных в спирте. Во второй половине 18 века также развиваются частные цирки, принадлежавшие аристократам, и стационарные цирки для масс. Первый стационарный цирк был открыт в 1877 году в Санкт-Петербурге, а руководил проектом итальянский дрессировщик наездников по имени Гаэтано Чинизелли.

В 18 веке также была основана знаменитая «династия» дрессировщиков животных Дуровы. Известные своим изобретательным методом дрессировки животных с минимальным наказанием, Дуровы по сей день руководят Театром животных Дурова. Их знаменитое хвастовство говорит, что ни один из их дрессировщиков не использует кнут или трость, что является очень смелым хвастовством и по сей день, поскольку наиболее распространенный способ дрессировки диких животных — использовать страх, чтобы животное воспринимало дрессировщика как силу, которой боятся.

Частные цирки стали «государственными» позже, после большевистской революции в XIX-й век. Это означает, что все доходы от них идут государству, но, с другой стороны, это стало трамплином для дальнейшего роста индустрии, не только как индустрии развлечений, но и как искусства. В это время, в связи с изоляцией России от политических дел, связанных с Европой, признанием цирка универсальным искусством и привитой идеей серьезного отношения к спектаклю (обучение искусству клоуна, а не клоунаде), исполнителей росла в геометрической прогрессии.

Во время Второй мировой войны бродячих цирков отправляли за границу, чтобы узнать о других странах (хотя в некоторых источниках говорится, что это делается для устрашения США). Однако в итоге это дало далеко от ожидаемого эффекта, поскольку США не получили того страха, на который надеялись коммунисты, а только благоговение и большее уважение к России. Путешествия повлияли на то, как западные люди воспринимают живые выступления, и заложили основу для методов, используемых сегодня на Западе, и исполнители вернулись с новыми формами выступлений и шутками из своего опыта в чужой стране. Благодаря этому пантомимы стали обычным явлением в России, поскольку исполнителям приходилось делать что-то новое, чтобы иностранцы понимали шутки и чтобы шутки не устаревали. Некоторые называют это «цирковой революцией», поскольку путешествия вызывают волну перемен, которая позже изменит то, как проводится цирковое обучение на Западе.

Современные российские цирки пользуются повышенным спросом со всего мира, 20-25% известных артистов из 1300+ известных цирков приехали из России или других постсоветских стран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *