Нейрофизиология сторителлинга — Нарраторика
Чтобы научиться рассказывать истории и делать это языком и инструментами компьютерных игр, нам надо понять, что такое истории.
Зачем мы их рассказываем и потребляем?
Как работает восприятие читателя/зрителя/игрока?
И как работает восприятие автора?
Каков фундамент хорошей истории?
Заложив этот фундамент, мы уже сможем перейти непосредственно к самим событиям, структуре, персонажам.
Сперва определим термины, которыми будем пользоваться в течение курса.
Терминология
История — родовое понятие. Историей мы называем связный рассказ о некоторых событиях, в любом формате.
Сюжет — это последовательность событий истории. Фабула — хронологическая последовательность (от события А к событию Я), а сюжет — композиционная последовательность (например, сперва флэшфорвард — событие М, потом события Б, В, Г, потом флэшбэк — событие А, и тому подобное).
Сценарий — это документ, в котором зафиксирован сюжет, для дальнейшей командной работы над его воплощением.
Нарратив — этот термин мы будем использовать в значении:
«уникальный опыт прохождения игры игроком, индивидуальная история, которая складывается в голове игрока по мере прохождения игры.»
Итак, давайте разберемся, зачем нам истории и как мы их воспринимаем.
История — это естественный формат функционирования нашего мозга. Мы постоянно заняты тем, что создаем, воспроизводим и рассказываем истории — себе и окружающим. Точно также как мозг видит лица в розетках и фасадах домов, различает образы в облаках, точно также он нонстоп занят тем, что производит истории.
Почему так?
Люди и их мозг — это сложный продукт эволюции. Homo Sapience — вид, к которому мы принадлежим, выделился и вытеснил другие виды Homo, из-за так называемой «когнитивной революции» нашего мозга. Эта когнитивная революция изменила наш мозг посредством языка. Языком владеет не только Человек Разумный, но в отличие от других видов (людей и человекообразных обезьян) мы владеем абстрактным языком, языком, с помощью которого мы создаем мифы. Эти мифы позволяют нашему виду кооперироваться бОльшими группами по сравнению с другими видами. Именно так мы и захватили нашу планету, и процесс консолидации человечества продолжается. Мы продолжаем создавать мифы, которые объединяют все больше и больше людей, позволяют им понимать друг друга, быть на одной волне, расширять круг «своих». Это одна из функций сторителлинга.
Вторая функция историй — помимо создания коллективных мифов для объединения больших групп людей — это сплетни. Рассказы о других особях. Кто хороший, кто плохой, что у кого с кем произошло. Наш мозг постоянно занят мониторингом нашей «стаи», высчитыванием и обдумыванием социальных связей, иерархии, динамики отношений. И теперь наша «стая» включает в себя не только семью, соседей и сослуживцев/коллег/соучеников, но и френдов в соцсетях, и Трампа, и Дейенерис Таргариен. Мы постоянно производим и потребляем информацию об окружающих — в том числе вымышленных — людях, и нам это никогда не надоест. Это очень важный для нашего выживания социальный механизм.
Третья функция историй — личная, психологическая. Те самые мифы, которые объединяют людей, те самые сплетни, которые дают нам информацию о социальных связях окружающих, те же самые истории помогают нам в прохождении наших личных квестов — персональной адаптации каждого человека к постоянно меняющимся условиям жизни. В течение жизни мы не раз меняем свой статус в обществе — взросление, переход от детства к юношеству, от юношества к зрелости, половое созревание, профессиональная идентификация, трудоустройство, брак и рождение детей, старение, травмы (физические и психологические), переезды, путешествия, и наконец смерть — знакомых, близких и собственная. Переживать все эти изменения нам помогают истории, мифы (понимаемые широко — не только древнегреческие, например, но и те же сериалы, игры, рассказы о дедушке Васе, биография Черчилля, интервью любимой звезды и т.д., и т.п.).
Подытоживая: мы рассказываем истории, чтобы
а) объединиться с другими людьми,
б) больше узнать об окружающих людях и ориентироваться в их отношениях,
в) пережить собственный опыт трансформации, адаптации.
И делаем мы это даже неосознанно! Наш мозг — его древняя, рептильная часть — посылает запрос на решение волнующих его проблем (выживания, иерархического положения в группе и размножения) в корковые отделы мозга, в правое полушарие, которое хранит базу образов. Правое полушарие реквестирует левое полушарие, которое ведает языком и словами, и вместе они создают из образов и слов историю для решения проблем, волнующих рептильный мозг. Эти истории довольно просты, мы их сами себе рассказываем обо всем, что происходит вокруг, чтобы объяснить себе мир.
Но мы точно также находимся в поиске созвучных нашим запросам историй во вне — тех самых мифов, которые бы помогли нам в решении личных квестов, рассказали об окружающих или объединили с остальным человечеством. И когда мы встречаем такую историю — по каким-то признакам понимаем, что эта история именно о том, что у нас болит — мы начинаем ее потреблять. Так мы выбираем, какую книгу почитать, какое кино посмотреть, в какую игру поиграть. Мы всегда выбираем историю, которая решает какую-то нашу проблему. Либо внутренний квест адаптации/трансформации к новым условиям, который мы сейчас проходим, либо объясняет нам что-то об окружающих, что нам нужно для ориентации в социуме, либо позволяет почувствовать себя частью группы.
Вспомните, когда ходили смотреть кино, не потому что интересный сюжет (личный квест), нравятся актеры (информация об окружающих), а чтобы не отстать от друзей, быть в теме, приобщиться к опыту, обсуждаемому в ленте соцсети (объединение с другими).
Зачем мы потребляем истории — понятно.
А зачем мы их рассказываем?
Для решения всех тех же основных задач — выживания, иерархии и размножения.
Тут объединяются и «рациональные» мотивы — стать известным, сделать популярный продукт, заработать денег, так и «эмоциональные» — поделиться опытом с близкими людьми, передать знания потомкам, избавиться от захвативших тебя переживаний.
На самом деле — наша мотивация рассказать историю — это целый клубок причин, часть из которых для нас может быть даже неосознаваемой. Это инстинкт. Рассказывая истории, мы помогаем сами себе выживать в окружающей нас реальности, а также передаем свой опыт другим людям, своей стае.
Лиля Ким также предлагает «шаманский» вариант мотивации, при которой сценарист, сторителлер оказывается своего рода жрецом, который берет негативную, токсичную энергию своего «племени» (в широком смысле, свой целевой аудитории), очищает ее, пропуская через «путь героя», и выдает наружу «эликсир» — целительную энергию истории, которая помогает людям жить.
Что эта информация дает нам, как создателям историй?
Две очень важные вещи — источник историй внутри себя и знание о нашей целевой аудитории.
Источник историй внутри себя
Это очень важный момент, который стоит уяснить с самого начала. У вас не получится рассказать хорошую, цепляющую историю, если вы не будете рассказывать ее из себя, из того, что у вас болит, вас волнует. Вам не получится спрятаться за рационализации и механически, интеллектуально составить историю на базе какой-то модели. На выходе будет неживой продукт, зомби. Всегда можно отличить историю, внутри которой бьется живой нерв авторской «боли» (не обязательно негативной, просто чего-то глубоко вас волнующего, вызывающего у вас сильные эмоции) от истории, созданной холодно и рационально. Это и есть та самая «душа».
Как ее обнаружить? Как с ней работать?
Во-первых, работа сценариста — это эмоциональная работа. Наш рабочий материал — это глубины нашей психики, наши сложные переживания, наш собственный опыт, наши теневые стороны. Это далеко не всегда приятно, комфортно и спокойно. На самом деле, работа сценариста — это пряма противоположность комфорту и спокойствию. Вы должны быть готовы работать со своими эмоциями, с негативом. Признавать в себе тяжелые, неприятные вещи. Снимать белое пальто и розовые очки. Искусство принимать истину, какой бы больной, страшной, неприятной она ни была — это наш первый навык.
Запомните правило из сказки, которое абсолютно верно по отношению к работе сценариста — надо всегда идти туда, где страшнее. Если болит, значит, вы на верном пути.
Как это отследить?
Вам поможет ваше тело. Физические измеримые реакции. Слезы, мурашки, смех, сдавленное горло, учащенное сердцебиение, приливающая к щекам кровь, задерживание и учащение дыхания, напрягающиеся и расслабляющиеся мышцы — хоть плеч, хоть, простите, сфинктера, хоть лодыжки. Вы должны отслеживать свои реакции на истории — ваши и чужие. Когда смотрите фильм, читаете книгу, играете в игру, когда придумываете историю сами. У вас должны быть физиологические реакции на историю!
Нельзя зажечь эмоционально аудиторию, если вы не горите сами.
Вы никогда не станете хорошим сценаристом, если будете бояться своих эмоций, гасить их, уходить от них, выбирать путь спокойствия и комфорта.
Обнаружить неиссякаемый источник историй внутри себя можно по физиологическим реакциям своего организма. Все, от чего вы плачете, смеетесь, злитесь, беситесь, раздражаетесь, умиляетесь, вдохновляетесь, все, от чего страшно, стыдно, стремно, неприятно и наоборот приятно. Все это — ваш рабочий материал.
Ваши собственные эмоции, ваше собственное тело — вот ваш камертон для выяснения, где же ваш собственный источник историй.
Целевая аудитория
Легко догадаться, что ваша ЦА — это те, кого задевает то же, что задевает вас. Это не обязательно точно такие же люди как вы — вашего возраста, образования, уровня дохода, места жительства, вкусов и темперамента. Хотя иногда и эти признаки могут совпадать, и по ним вы можете определить ЦА.
Мы не рассказываем истории в вакууме, мы рассказываем истории для кого-то.
Зная, какую проблему решает ваша история, какую боль она лечит, какую трансформацию помогает пережить, какого рода опытом делится — вы можете сказать, для кого она. А зная для кого она, вы можете облечь свою историю в наиболее подходящую для этих людей форму. Говорить на понятном им языке, понятными им образами, задевая нужные триггеры, вызывая нужные эмоции.
Чтобы история удалась, нужно сочетание этих двух вещей — знание и учет себя, своей «боли» + знание и учет «боли» ЦА.
Работая только для ЦА, вы рискуете сделать продукт умозрительно, и тогда он не вызовет чувств ни у кого — ни у вас, ни у себя (нельзя зажечь, если сам не горишь).
Работая только на себя, рискуете остаться без аудитории, и ваше произведение будет никому не нужно. Мало кто из авторов на такое согласен.
ИСТОЧНИКИ:
1. Органический сторителлинг и Нейрофизиология сторителлинга — лекции Лили Ким и Андрея Курпатова (видео).
2. Homo Sapience, или Краткая история человечества. Юваль Ной Харари (книга).
3. Лекция Кристофера Воглера в Школе-киностудии Митты, 2013 год.
4. Мифы и личностные изменения. Джозеф Кэмпбелл (книга).
«Сторителлинг – это в большей степени про «передать опыт»
9 декабря 2020
«Вся наша жизнь – сторителлинг» – так мы предварительно обозначили тему интервью с Ольгой Дори, корпоративным тренером, сценаристом, блогером, экспертом по личному бренду. А беседовали мы с Ольгой, когда она находилась в Америке. Поэтому начали с политики.
«Мои тренинги построены на психодраме»
– Ольга, за кого ты болела на выборах президента США?
– 20 лет назад я довольно долго жила и работала в Америке, приехала сюда вслед за мужем. И вот сегодня я вижу другую страну: все изменилось в плане сильного неприятия какого-то чужого мнения – меня это очень пугает и очень мне не нравится. Потому что 20 лет назад я знала другую Америку. Сейчас здесь можно иметь только одну точку зрения. Спорщик, который имеет противоположную, не может убедить другого. То есть вы либо за Трампа, либо за Байдена. Ушла от ответа на вопрос, как могла 🙂
– А что это за фамилия у тебя такая, как будто из мультфильма, – Дори?
– Да, из мультфильма, это рыба, которая ничего не помнила. Моя девичья фамилия Рыбакова, меня всегда звали Рыбой. И когда я осталась без работы и начала вести блог с какими-то личными историями, я думала: «Боже, что же обо мне будут думать? Что у меня какая-то несостоявшаяся карьера?» И решила сменить фамилию: нужно придумать себе псевдоним и историю о женщине, которая всем этим занимается. И я взяла слово «рыба». Прилично звучала только рыбка Дори из мультика. Кстати, человек, который придумал мультики студии Pixar – Эндрю Стэнтон, отец современного сторителлинга. То есть все в одну историю складывается…
– Если от рыбной темы перейти в профессиональную, в данный период жизни как точнее определить твой профессиональный статус?
– Бизнес-тренер. Например, на прошлой неделе у меня было по два тренинга в день, правда, по нью-йоркскому времени оба были практически ночью. Мои тренинги построены на психодраме, и они про эмоции. Но мои слушатели из среднего и высшего менеджмента известных российских компаний ценят меня и за другое: «Оля, ты такая системная и логичная!»
– А тема тренинга, который прошел только что?
– Как влиять на эмоции людей, чтобы вызвать у них дополнительную мотивацию, чтобы у них горели глаза.
«Сторителлинг, который я преподаю, – это не про то, как байки травить»
Я решила сменить фамилию: нужно придумать себе псевдоним и историю о женщине, которая всем этим занимается. Прилично звучала только рыбка Дори из мультика.
– Ты позиционируешь себя как эксперта по сторителлингу. Расскажи, пожалуйста, в чем твоя экспертиза?
– Я закончила экономфак МГУ и работала в инвестиционном банке, в стратегическом консалтинге, в продажах. А девять лет назад решила прославиться и стала сценаристкой. Мы с коллегами написали сценарий сериала «Гюльчатай», у нас был самый большой рейтинг на «второй кнопке». Нам просто сказали: «Напишите заявку про таджичку в Москве». Мы и написали на страницу, сидя в ресторане «Чайхона».
И нас выбрали сразу из 20 известных сценаристов. Мы ничего до этого никогда не писали.Сейчас в западных компаниях есть человек, который называется chief storyteller. Он где-то между HR и развитием корпоративной культуры: собирает истории, придает им смысл, из этого формирует ценности компании.
Так вот, сторителлинг, который я преподаю, это не про то, как байки травить. Это про то, например, как трансформируется корпоративная культура, какие мифы, какие истории нужно рассказывать. Если вы выдвигаете новый продукт на рынок, за ним должна идти история, которая вовлекает покупателя. То есть за вашим брендом должна стоять продающая история. Как в кино логлайн. Позже я стала еще заниматься эмоциональным влиянием. Ведь мы, сценаристы и драматурги, не о сюжете чаще всего думаем, а о том, чтобы вы сидели, не отрываясь, у экранов! Вот то же самое и с руководством компаний, и с его эмоциональным влиянием: если вы ведете людей за собой, они должны вам верить и должны с воодушевлением слушать истории про бизнес и продукты.
Как-то я выступала перед очень топовыми бизнесменами – говорили про личный бренд, про развитие эмоционального интеллекта. И кто-то из них залез ко мне в Instagram и сказал с вызовом так: «Кто вы такая – все это рассказывать? Блогерша?» А я разозлилась: «Вы, конечно, крутые бизнесмены, но для вас люди что-то делают только тогда, когда вы им платите или пугаете их. А посмотрите, какая у меня аудитория! Я на людей эмоционально влияю так, что вам и не снилось! Может, я что-то про это знаю?» И они замолчали, а я получила уверенность, в чем на самом деле мое УТП – уникальное торговое предложение.
– Кажется, что значение слова «сторителлинг» слегка преувеличивают. Это сейчас из каждого утюга – в коммуникациях, в рекламе, в медиа: «Расскажите мне историю…»
– Во-первых, сторителлинг, который всем надоел, – лишь десятая часть от того, что это такое на самом деле. Сторителлинг Apple – это история его продукта. То есть, допустим, вы талант, вы хотите заниматься дизайном, и Apple – идеальный инструмент для вашего самовыражения. Это не те истории, который рассказывал о себе Стив Джобс. Это история, в которой участвует покупатель и клиент – то, что называется story brand.
Есть вторая часть сторителлинга. Задача которого – воодушевлять, зажигать огонь – то, что делает Илон Маск. Вы знаете, что в Америке очередь стоит на Теслу на два года вперед? Вот вам сторителлинг в большом бренде в действии. Внутри всех компаний в маркетинг вшит сторителлинг, вы даже его не замечаете. Старые формы рекламы перестали действовать. Недостаточно хвастаться: «Мы самые лучшие». Недостаточно заходить к покупателю, например, через боль: «Ну, что там у тебя – прыщи по всему лицу? Девчонки тебя не любят? Намажься нашим средством, и у тебя все наладится». Это все, конечно работает, но…
В западных компаниях есть человек, который называется chief storyteller.
Он где-то между HR и развитием корпоративной культуры: собирает истории, придает им смысл и формирует ценности компании.
«До первой звезды нельзя», – вы помните этот сторителлинг в рекламе 90-х? Банка того уже нет, а вы помните этот ролик. Философски эта реклама несла очень большую нагрузку. Банку «Империал» на тот момент было очень мало лет, и нужно было создать ощущение «исторической солидности». И согласитесь, у вас было такое ощущение, что банк существовал чуть ли не со времен Тамерлана.
Кстати, сторителлинг всегда плохо востребован поколением Х – тем, кому больше 37. Потому что мы выросли на советской пропаганде. В то время как поколение Y придумали вот это все: мотивационные истории со сцены, саморазвитие, воодушевление, у них в принципе оптимизм больше и значительней. А для «зетов», тех, кому меньше 22 лет, сторителлинг – это вообще Жанр Жанрович. Потому что они в принципе про эмоциональное вовлечение.
– А как научиться искусству сторителлинга? Что включает в себя это умение, навык – рассказывать истории?
– Нет такого умения, есть результат рассказанных историй.
Сторителлинг всегда плохо востребован поколением Х – тем, кому больше 37. Потому что мы выросли на советской пропаганде.
Сторителлинг – это в большей степени про «передать опыт». Опыт, который можно взять и применить в своей жизни. Давайте даже назовем это моралью. Ты реально можешь запрограммировать человека. Вот, например, я недавно писала у себя в соцсетях историю американской актрисы Кэтрин Джустен. Она играла одну из главных ролей в «Отчаянных домохозяйках». А актрисой стала… в 50 лет, и за пять лет ей удалось стать одной из самых востребованных сериальных актрис. И при этом у нее был рак легких, она с ним боролась. Когда мы рассказываем эту историю, она формирует довольно известную мораль: «В любом возрасте начинать что-то новое не страшно».
Причем не ждите вот совсем прямого побуждения к действию. Обычно такие истории отлеживаются у людей в памяти и потом неожиданно помогают им в тех или иных жизненных ситуациях.– Перефразируем поговорку о том, что женщина из всего может сделать салат, шляпку… Ты можешь из всего сделать историю?
– Конечно, любой человек может, потому что история – это то, что с вами происходит каждый день. И живете вы историей, своей собственной. Ваша задача – просто все эти истории видеть. Ваша жизнь – это череда коротких или длинных «забегов», все это на самом деле – истории. Мы наблюдаем за героями не потому, что они побеждают врагов. А потому, что они вошли в этот бой одними людьми, а вышли другими: трусы стали смелыми и так далее и тому подобное. И за этим мы все наблюдаем. Это такой глубокий процесс исследования себя.
Нет умения сторителлинга, есть результат рассказанных историй.
– А как развить в себе навыки сторителлинга? Допустим, я не умею рассказывать истории. Книги, тренинги – что?
– На своих тренингах я всегда прошу: «Расскажите историю, как вы здесь оказались, как сложилась ваша биография…» Каждый человек – идеальный рассказчик. Ровно с того момента, как начинает рассказывать о себе. У меня один рассказывает, а остальные его слушают и дают обратную связь. Даже если вы пропускаете какие-то моменты в биографии, остальные прекрасно все додумывают. И очень часто не в вашу пользу. Поэтому рассказывайте свою историю первыми и без дырок.
Вопрос в другом: у многих людей – какой-то внутренний запрет на проявление собственного опыта, на то, чтобы считать события своей жизни значимыми, присваивать свои достижения. Что главное в изложении своей истории? В ней есть герой – это вы, и события, которые с вами происходят. То есть вы должны от первого лица научиться рассказывать: «Я сделала, я взяла».
«Якать» у нас люди не любят. В том числе потому, что мы все в школе писали единственное сочинение, где проявляли себя. Оно называлось «Как я провел это лето». Все остальное было про других людей и героев, в других обстоятельствах. «Я оказался здесь случайно, руковожу большой компанией – так обстоятельства сложились в моей жизни», – скромно говорит мне участник тренинга… Но человеку нужно иметь возможность влиять своим опытом, своей жизнью на других людей. Сторителлинг именно про это. Я имею право повлиять на вас своей историей. Вы имеете право повлиять на меня своим рассказом. История – она, в принципе, очень органический и простой жанр. Ему много тысяч лет.
«В соцсетях нужно снять запрет на любое проявление себя»
– Самое время перейти от сторителлинга к еще одной любимой для людей, работающих в коммуникациях, теме – личный бренд. Любой твой пост в соцсетях – тысячи лайков, сотни комментариев. Как ты свой личный бренд в социальных сетях построила?
Каждый человек – идеальный рассказчик. Ровно с того момента, как начинает рассказывать о себе.
– Наш аккаунт в соцсетях – это СМИ имени себя. Вам он нужен для того, чтобы «продавать» здесь свою систему ценностей. Если вы работодатель и собираетесь выглядеть красиво на своей личной странице, представлять какую-то выдуманную систему ценностей – не удивляйтесь, что люди будут относиться к вам с недоверием: видеть одного человека в сетях, и другого – в реальности.
Большинство хотят выглядеть на своих страницах модными, хотят всем понравиться – нет, личный бренд в соцсети – не про это. Вы, наверное, заметили, что несколько известных топ-менеджеров начали активно вести свои соцсети и перестали. Потому что не получается длительное время выдерживать это самое видение вперед, быть реальным трендсеттером.
Вокруг личного бренда очень много вот этого: «Я вас научу, я вам помогу выделить вашу уникальность». Не верьте. Вами манипулируют, потому что уникальности нет ни у кого никакой. У каждого из нас есть свой уникальный опыт. О нем и надо писать, но четко придерживаясь своей системы ценностей.
– Говорят, что в своих соцсетях не надо писать про какие-то очень маленькие вещи: испекла пирог, пошла погулять в парк…
– Нужно снять запрет на любое проявление себя. У меня есть клиентка. Она рассказывала, что первое время вообще не могла ничего написать: ей казалось, что ничего такого выдающегося для этого нет. Потом она увидела, что я у себя на странице пощу котов, и подумала: «Ну, у тебя есть кот – и у меня есть кот. Наверное, ты человек, а не просто вот такая недоступная женщина, которая знает все про сторителлинг…»
Вы ведете личные аккаунты в соцсетях, чтобы установить базовый уровень доверия в коммуникации. Без этого вы вообще не сможете влиять на людей, не сможете от них ничего добиться. Если вам нужен имидж недоступности – пожалуйста, пишите «умные» тексты или тексты о том, как вы много, очень умно и эффективно работаете. Только поверят ли вам, будет ли это востребовано?
– Дори от ума?
– Да, может, поэтому я чьи-то проблемы хорошо помогаю решать – они всегда как будто мои собственные. Я их чувствую…
Наш аккаунт в соцсетях – это СМИ имени себя. Вам он нужен для того, чтобы «продавать» здесь свою систему ценностей.
Секрет органичного повествования
Ариэль Хоги | размещено в: Писательское ремесло | 10
Писателям часто говорят, что их истории должны быть органичными. Звучит как что-то, что имеет смысл, когда вы это слышите. Но определить элементы, которые являются неорганическими, и, что еще более сложно, попытаться их исправить, может быть неуловимым. Это также может расстраивать, когда вам нужна определенная точка сюжета для развития вашей истории, и звучит так, будто кто-то говорит вам, что вы не можете ее получить. Давайте вернемся назад и определим, что означает органичность с точки зрения повествования. Органичная история — это та, в которой сюжет читается естественно и имеет реалистичный смысл в мире истории. Неорганические элементы кажутся неуместными, вынужденными или возникающими из ниоткуда. Сюжет не правдоподобен. Это раздражает читателя и вырывает его из истории.
Итак, как мы можем писать органичные истории? Или исправить что-то, когда нам говорят, что это неорганическое?
Наденьте очки для ботаников и давайте углубимся в литературную теорию, чтобы получить ответы на эти вопросы.
Развитие истории
Генезис истории начинается в уме, задолго до того, как слова обретают форму на странице. Что-то приходит на ум творцу, возможно, персонаж, интересный сеттинг или даже строки диалога. Именно в этом туманном состоянии посажено семя истории. Теперь писатель должен правильно поливать его, чтобы он рос. Это означает создание мира истории и персонажей до того, как вы начнете писать. Если вы потратите время на разработку этой «предыстории», которая будет приправлена вашим сюжетом, это даст прочную основу для всего остального.
У некоторых людей есть стиль письма, при котором они сразу переходят к странице без какого-либо планирования (трусики). Все пишут по разному. Однако, если у вас есть проблемы с органичным течением ваших историй, найдите время, чтобы попробовать метод, обсуждаемый ниже, чтобы увидеть, помогает ли он улучшить общий поток вашей сюжетной линии.
Начните с персонажа
Сосредоточьтесь на своем главном герое и углубитесь в такие вещи, как цвет глаз и хобби. Продолжайте спрашивать их , почему они ведут себя определенным образом или делают определенный выбор. Запишите события детства, которые сформулировали их представления о мире и о себе. Доберитесь до глубоких уровней мотивации. Например, Лидия Беннет хочет внимания. Если бы Джейн Остин остановилась на этом, было бы просто глупо, что Лидия бросается на солдат. Почему Лидия хочет внимания? Потому что она не выделяется в своей семье и не привлекает внимания сама по себе. Почему она ничем не выделяется? Потому что у нее есть старшие сестры, которые красивее и умнее ее. В этот момент мы понимаем, что ею движет неуверенность Лидии, поэтому — это органичное событие, когда она убегает с сомнительным Уикхемом, пытаясь обеспечить себе место в мире.
Потратьте время на то, чтобы постоянно спрашивать, почему, почему, почему позволит вам создать сложного персонажа и сделать его выбор верным его характеру.
Затем создайте свой мир
Неважно, в каком жанре вы пишете, время, потраченное на создание многоуровневого сеттинга, необходимо для создания органичной истории. Настоящий конфликт должен исходить из мира истории, которую вы создали. Это включает не только физическое местонахождение истории, но и социальные нормы и истории. Что это за место и кто здесь живет? Рисование карты — один из самых простых способов вырастить конфликт из вашего мира, даже если это современный сеттинг. Подумайте о таких вещах, как: Кто живет по соседству? Что считается хорошей/не очень хорошей частью города? Какие ресурсы берутся из реки и кому они принадлежат? Включите физические и человеческие элементы на карту. Довольно скоро у вас появится масса идей для потенциального конфликта. Еще один совет: представьте сеттинг как самого персонажа — не только персонажи реагируют на сеттинг, но и сеттинг реагирует на персонажей. Это отношения туда и обратно, где оба формируют друг друга.
Соединение всего вместе с конфликтом
Органическое повествование происходит, когда конфликт (1) находится в прямом противоречии с мотивацией персонажа и (2) возникает из-за взаимодействия персонажа с окружением и живыми существами в нем. Другими словами, это взаимодействие между подлинной мотивацией характера и естественными обстоятельствами, возникающими в окружающей среде. Дуга персонажа — это путешествие от старого стазиса к новому стазису в поисках равновесия в этом мире.
Другой пример с другой классикой: Гринч презирает Рождество и хочет отобрать Рождество у Whos. Почему? Потому что он хочет, чтобы все были такими же несчастными, как и он. Почему? Потому что он не умеет быть счастливым. Почему? Потому что он никогда не испытывал настоящей радости. Мир Whos выстроен, и они энтузиасты Рождества, счастливейшие из счастливых людей и полная противоположность Гринчу. Подумайте обо всем чудесном построении мира со всем, что есть в Whoville. Это превосходный, органичный конфликт, который полностью противоречит мотивации нашего персонажа. Он взаимодействует с обстановкой и людьми, когда пытается украсть Рождество со всем пудингом Who. Он переходит от старого ворчливого застоя в поисках равновесия (не давая всему этому прийти) к новому любящему застою в дуге своего персонажа. Его откровение происходит, когда он становится свидетелем того, как кто-то испытывает настоящую радость, и понимает, что он тоже может чувствовать то же самое. То есть из глубокого погружения его мотивации
Потратить время на создание сложных персонажей и многоуровневую настройку перед тем, как писать, — это ключ к подлинному конфликту. Когда конфликт, мотивация и обстановка взаимодействуют друг с другом, история органична. Но что делать, если вы уже что-то написали, а вам сказали, что элемент неорганический? Не бойтесь, вам не нужно бросать свою историю и начинать сначала. Но вам нужно вернуться к этим корням вашей истории, чтобы объяснить, почему что-то происходит. Возможно, вам придется добавить больше о прошлом опыте персонажа, или немного о социальной истории местности, или что-то еще, связанное с персонажем и построением мира. Вам также может понадобиться скорректировать элементы события, чтобы они лучше соответствовали обстановке и сделали конфликт более реалистичным из мира истории.
Написание органичных историй требует времени, практики и, самое главное, хорошей обратной связи. Убедитесь, что ваш редактор или партнер по критике конкретно рассказал вам, что именно показалось им неуместным, чтобы вы могли понять, как с этим справиться. Если вам нужны дополнительные ресурсы, ознакомьтесь с другими статьями ниже:
Создание незабываемых персонажей: кто они?
Место как персонаж
Семь типов повествовательного конфликта
Нравится:
Нравится Загрузка…
- Об авторе
- Последние посты
Подписаться на Ариэль Хоги:
Ариэль Хоги
Ариэль Хоги — пятикратный победитель RPLA из Орландо. Она владелица издательства Orange Blossom Publishing, редактор, спикер и консультант по издательскому делу. Она также является автором The Complete Revision Workbook for Writers . Веб-сайт
Последние сообщения от Ариэль Хоги
- Создание листа продаж: краткое и простое руководство — 4 октября 2022 г.
- Как получить страницу автора Amazon — 1 сентября 2021 г.
- Барабанная дробь, пожалуйста! Финалисты РПЛА-2021 — 23 августа 2021 г.
Органическое повествование — доктор Гейл Н.
ГерманГейл — профессиональный рассказчик и художник-преподаватель. Она работает в школах, библиотеках, колледжах и общественных организациях. «Мне нравится работать с людьми, чтобы раскрыть их творческий потенциал и уникальность. Пишу книги одновременно: «Небылицы со студентами», «Сказки о озорной Марте, моей свекрови» и «Органическое сторителлинг»! Я жил в Нью-Йорке, Нью-Джерси, Коннектикуте, Нью-Хэмпшире, Мэриленде и только что вернулся в Массачусетс». Гейл преподавала и исполняла истории на 4 континентах и в 40 штатах США.
ОПУБЛИКОВАННЫЕ Рассказы
Доктор Герман опубликовал следующие рассказы:
- Озорная Марта: правдивые истории из приюта , о своей свекрови опыт взросления в еврейском приюте с 1916 года по 1925 г.
- «Четыре мудреца» (по мотивам народных сказок Западной Африки и Пуэрто-Рико) в антологии под названием « Spinning Tales»; Weaving Hope , опубликованный издательством New Society Publishers;
- «Хуан Бобо и Сиси» (по мотивам народной сказки Пуэрто-Рико) в антологии под названием Присоединение: участие аудитории Истории и как их рассказать , опубликованные Yellow Moon Press.