Описание вида: Биологический вид — Википедия – Типы речи и их признаки, примеры: шпаргалка

Критерии вида — урок. Биология, Общие биологические закономерности (9–11 класс).

Критерии — характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других.

Основные критерии: морфологический, физиологический, генетический, биохимический, экологический, географический и исторический.

 

Морфологический критерий характеризует особенности внешнего и внутреннего строения особей данного вида. Так, разные виды лютика различаются по форме, размерам и расположению листьев, по строению стебля. 

  

Лютик едкий

  

Лютик ползучий

 

Физиологический критерий характеризует особенности процессов жизнедеятельности (размножения, обмена веществ, раздражимости и т. д.). Наиболее важным признаком является способность свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство. Особи разных видов обычно не могут скрещиваться и давать потомство из-за разного строения органов размножения, отличий в брачном поведении, несовместимости половых клеток.

  

Генетический критерий — это определённый набор хромосом, имеющих характерное строение и состав. Это наиболее важный критерий, так как он определяет репродуктивную изоляцию вида.

 

Хромосомные наборы разных видов растений и животных:

\(1\) — скерды (Crepis capillaris), \(2\) — кузнечика (Tettygonia cantans), \(3\) — плодовой мушки (Drosophila melanogaster), \(4\) — бабочки (Dasychira pudibunda), \(5\) — курицы (Gallus domesticus).

  

Биохимический критерий отражает сходство химического состава (белков, нуклеиновых кислот и др.) и особенности обмена веществ у особей данного вида.

 

Экологический критерий — это особенности факторов среды, необходимые для жизнедеятельности особей. Каждый вид может обитать только в той среде, где климат, особенности почвы, рельеф и источники пищи соответствуют его пределам выносливости.

 

Среда обитания медведя белого

 

0d2efd4e1d70745f9f629e06ebc76b839932f3a5.jpg

Среда обитания медведя бурого

  

Обитающие на одной территории близкие виды занимают разные экологические ниши. Так, большой пёстрый дятел зимой питается семенами сосны и лиственницы. Чёрный дятел желна добывает из-под коры елей личинки усачей, а малый пёстрый дятел добывает насекомых из древесины ольхи или стеблей травянистых растений.

 

Географический критерий характеризует территорию (ареал), на которой обитают и проходят полный цикл своего развития особи данного вида.

 

 Ареал обитания малиновки обыкновенной

  

Исторический критерий характеризует происхождение данного вида. Основан на изучении истории группы близких видов. Этот критерий носит комплексный характер, поскольку включает сравнительный анализ современных ареалов видов (географический критерий), сравнительный анализ геномов (генетический критерий) и др.


 

Эволюция лошади

Описание как тип речи — определение, примеры, признаки

Готовя текст, автор сталкивается с особенными типами речи — функционально-смысловыми.  Тот или иной функционально-смысловой тип речи, подчиняясь этосу и пафосу, становится частью логоса.

Функционально-смысловые типы речи — такие типы монологической речи, которым свойственны свои цели и задачи, однотипность содержания, композиции и речевых особенностей. Выделяют следующие типы речи — описание, повествование, рассуждение

Описание как функционально-смысловой тип — определение, предмет и цель

Описание — это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета.

Тип речи — описание (определение)

Предмет описания определен изначально и раскрывается через перечисление признаков, постоянных и временных.

Описание статично, действие не развивается, при этом описание может быть дано как в настоящем (что чаще всего и встречается, употребляются глаголы в форме настоящего времени, несовершенного вида), так и в прошедшем и будущем времени (время в этом случае приобретает относительный, обобщенный характер). В описании невозможно сочетание времен глагола.

Цель описания

Цель описаниядать адресату наиболее полное представление о предмете.

При объективном описании автор приводит бесспорные признаки описываемого предмета или явления, не высказывая своего отношения, при субъективном описании автор отбирает факты, средствами языка подчеркивает свое отношение к ним.

Ведущая часть речи в этом типе — имя существительное, имя прилагательное.

Для описания характерно использование простых предложений,часто с однородными членами предложения.

Принцип построения — параллелизм (однотипность конструкций), интонация — перечисления.

Композиция описания

Композиция описания

1. Зачин — обозначение объекта (предмета описания), общее представление о предмете;

П. Основная часть — перечисление признаков от более существенных к менее существенным;

Ш. Концовка — авторское отношение к предмету, вывод, заключение.

Описывая предмет, необходимо обеспечить единство изображения, единство взгляда на предмет и логическую последовательность при его описании.

Виды описаний 

Определение

Это самый краткий вид описания. Оно заключается в соотнесении понятия с ближайшим родовым понятием (Антонимы — это слова…) и указании на видовые отличия данного понятия или явления (Антонимы — это слова с противоположным значением).

При определении понятия можно использовать сравнение, контраст, пример-иллюстрацию

(Российская экономика — это экономика периода перехода с правостороннего движения на левостороннее. — определение-сравнение; Поэзия — это нечто противоположное прозе. — определение- контраст; «Синий апельсин» — это и есть лексическая несочетаемость — определение- пример).

Объяснение

Это своеобразная трансформация определения и отличается развернутой формой подачи материала.Например,

Соотношение языка и речи можно уподобить соотношению деталей часов и собранным часам. Язык дает материал для строения речи. Так же, как от часовщика зависит, какими будут часы, так и от говорящего зависит, какой будет его речь.

Характеристика

Еще одна разновидность описания. При составлении характеристики необходимо указать только на существенные признаки данного предмета или явления, тогда как при развернутом описании указываются как существенные, так и несущественные признаки (в зависимости от цели автора).

Смотрите нашу презентацию по этой теме:

Характерным недостатком при составлении текста-описания может быть отбор признаков или их неправильный порядок при изложении.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Описание вида

Среди множества сортов орхидей далеко не каждую получится успешно выращивать не только в квартире, но и в условиях открытого грунта. Исключение составляет орхидея Башмачок – цветок, очень требовательный в уходе, но с благодарностью вознаграждающий усилия цветовода своим великолепным цветением.

В дикой природе это растение встречается по всей территории Евразии. У нас Башмачок также называют Адамова голова или Кукушкины сапожки.

Описание вида

Венерин Башмачок отличается от других видов орхидей оригинальным строением цветка, у нижнего лепестка которого причудливая, выпуклая форма. За эту особенность растение и получило такое интересное название. Все же остальные лепестки цветка обычные: два основных поднимаются вверх, но при этом могут быть закручены, словно спираль. Остальные лепестки находятся под губой соцветия и при этом чаще всего срастаются.

Эта орхидея из рода Paphiopedilum выглядит очень декоративно, и в ней подкупает цветовода буквально все – начиная от компактных побегов и заканчивая возможностью выращивать ее в саду. Это допустимо, поскольку цветок хорошо переносит разницу температур между ночью и днём, а также довольствуется редким поливом.

Культура будет отлично расти в притененном уголке, поэтому ее лучше всего посадить на участке северной ориентации.

Описание вида

  • Отличное место для орхидеи – тень забора, участок под раскидистым деревом.
  • Неплохое соседство для Башмачка составят папоротники, которые являются ориентиром при выборе участка под посадку, ведь эти растения схожи по требованиям к почве и освещенности.
  • Посадку орхидеи лучше всего проводить осенью или же в самом начале весны, пока она еще не начала активно расти.
  • Для посадки подготавливают лунки глубиной до 0,4 м, которые заполняют плодородным субстратом. Размеры лунки должны соответствовать размеру корневища, а на ее дне не помешает устроить дренаж. Обычно для этих целей используется колотый известняк.

Необходимо убедиться, что на корневищах нет следов гнили или грибка. Каждый пораженный участок следует вырезать. Если проигнорировать этот совет, то бессмысленно ожидать активного роста цветка.

Посадка орхидеи шаг за шагом:
  1. В готовые лунки горизонтально, с предельной осторожностью, выкладываются корневища, и корни бережно распределяются по площади ямы. У орхидеи они необычайно хрупкие, поэтому работы с ними осуществляют крайне аккуратно.
  2. При посадке корневища засыпают слоем плодородного грунта толщиной около 1 см. Если углубить растение сильнее, то придется очень долго ждать его цветения.
  3. После посадки землю проливают небольшим количеством воды и обязательно мульчируют. В качестве мульчи хорошо зарекомендовала себя сосновая хвоя, а также мох или же истлевшие листья.

Если растение будет посажено с соблюдением всех правил, то уже к четвертому году его корни разрастутся в радиусе более полуметра, углубившись, примерно, сантиметров на 30.

С приходом теплых дней начинают снимать укрытие и разрыхлять грунт. Уход за Туфелькой нужен достаточно кропотливый.

Описание вида

Пафиопедилумы не любят обильный полив, но тем не менее проливать кустик обязательно, как только просыхает верхний пласт почвы. Необходимо делать это так, чтобы земляной ком вокруг корневищ всегда был сыроватым. Но нужно помнить, что избыток влаги вреден для орхидеи.

Кроме влажности, важна также и чистота грунта. Однако, сорную траву следует не вырывать, а обрезать на уровне земли, чтобы избежать случайного повреждения хрупких корней орхидеи. Корневая система растения расположена очень близко к поверхности, поэтому пропалывать и перекапывать землю инструментами нельзя.

Если Туфельку регулярно подкармливать, то она устремится в рост и будет хорошо цвести.

  • С началом весны орхидею подкармливают оставшейся мульчей.
  • Очередную же подкормку проводят только в начале мая. С этой целью используются комплексные минеральные составы для цветущих.
  • Третью подкормку осуществляют в середине лета, после того, как увянут цветы. Но следует помнить, чтобы эти растения чересчур чувствительны к переизбытку удобрений и «объевшись» могут даже погибнуть.

Важно вносить под орхидею только половину нормы, указанной в инструкции к удобрению.

Зимовка растения в открытом грунте

Описание вида

Башмачок Венеры отличается морозоустойчивостью и хорошо зимует даже в условиях открытого грунта. Если будет стоять мороз ниже 37 градусов, Туфелька все равно хорошо перенесет его. Но все же в регионах с суровыми зимами для этого экзотического цветка следует сделать укрытие. Можно попросту укрыть его толстым слоем снега, а в средней полосе орхидеи прикрывают опавшей листвой.

Как ухаживать за цветами в домашних условиях?

Для успешного выращивания цветка в домашних условиях, в первую очень надо определиться с правильным местоположением.

Описание вида

  • Лучшее место для орхидеи – это восточная сторона.
  • На южном окне вазон нужно притенять, так как солнце может оставить ожоги на его листьях.
  • Избыток света вреден орхидее, и она может даже перестать цвести.

Орхидея Венерин Башмачок не требовательна к теплу, и для ее роста нужна температура около +16ºС. Летом допускается повышение температуры до +24ºС. Растение может погибнуть при температуре ниже +8ºС и выше +30ºС.

При комнатном содержании орхидею нельзя переувлажнять. Избыток влаги – это самая распространенная причина, по которой эти растения гибнут.

  • Поливают цветок в утренние часы один раз в неделю.
  • Зимой процедуру проводят только два раза в месяц.
  • Всегда перед поливом следует проверить рукой влажность субстрата в вазоне.
  • Если во время полива вода попадет в розетку листьев, ее обязательно нужно убрать салфеткой.
  • При поливах субстрат смачивают водой из лейки до тех пор, пока она не начнет стекать в поддон. Можно также поместить горшок в таз с водой и держать его там, пока грунт не станет влажным.
  • После всех манипуляций обязательно сливают воду из поддона.

В домашних условиях орхидею Башмачок подкармливают минеральными составами, в которых есть фосфор, калий и микроэлементы. Весной вносят азот. Удобрения добавляют согласно инструкции.

Размножение

И садовая орхидея, и комнатная отлично размножаются делением материнского куста. Семенной способ не так популярен, так как экземпляры, выращенные из семян, зацветают, как правило, только на 5 год. Иногда приходится ждать и до 10 лет, пока такое растение даст первый бутон.

Описание вида

При делении куста его выкапывают, корни аккуратно освобождают от почвы и делят их острым и стерильным инструментом на несколько частей. Нужно следить, чтобы на всех деленках были почки. Каждой из них понадобится около трех лет на рост и развитие, и только после этого Венерин Башмачок зацветет.

Проводят деление кустиков в весеннее время. Для этих целей годятся растения, которые достигли четырехлетнего возраста.

Как бороться с болезнями и вредителями?

Чаще всего цветок страдает от болезней по вине цветовода, который нарушает элементарные правила ухода. Башмачкам очень вреден частый и обильный полив, который приводит к загниванию корней.

Описание вида

Нельзя для размножения использовать больные корни, которые могут заразить почву и здоровые экземпляры. По той же причине нельзя работать с растением нестерильным инструментом.

Чтобы избавить цветок от гнилей корневищ, его обрабатывают биофунгицидами. Это препараты «Фитоспорин», «Алирин-Б» и «Триходермин».

Насекомые-вредители чаще появляются на садовых цветах. Это:
  • паутинный клещик;
  • тля;
  • щитовки.

Насекомые атакуют орхидеи во время цветения. Желательно не использовать «химию» для борьбы с насекомыми на этой культуре, лучше использовать биологические составы, типа «Битоксибаллицин-П» или «Бона-Форте».

Легенда о Венерином Башмачке

Описание вида

Существует легенда о божественном происхождении Венериного Башмачка. Когда на Земле жили только боги, Венера со своим возлюбленным решили поохотиться. Вдруг нагрянула гроза, но влюбленные поздно заметили ее и не успели вернуться. Спасаясь бегством от ненастья, они нашли укрытие в лесной избушке, но убегая, Венера потеряла туфельку. Позже, обычный смертный нашел башмачок, но едва прикоснувшись к нему, превратился в божественной красоты цветок.

Виды художественного описания — beWriter.ru

Художественное описание следует понимать несколько шире, чем просто трактовку качеств и свойств описываемого объекта. В то время как описание — это рассказ о событиях, фактах, предметах, людях, отражающий частично или полно присущие им черты и детали, то художественное описание в обязательном порядке содержит некий творческий, эстетический элемент, благодаря которому автор может отразить эмоциональную составляющую при повествовании и заострить внимание читателя.

 

Чем полнее и глубже будет раскрыт образ героя или местности, в которой происходит то или иное сюжетное действие, тем нагляднее и ярче сложится читательское впечатление. 

Принято различать несколько видов художественных описаний, выражающих, как правило, авторскую оценку. Всего их три — портрет, пейзаж, интерьер. При этом все они ставят своей основной задачей описание в первую очередь человека и составление его образа, хотя и не всегда они используются все вместе.

 

Портрет

Герои есть практически в любом произведении и для их описания или описания любого другого персонажа писатели прибегают к изображению его портрета, что позволяет по сути познакомить читателей с его внешностью, при этом делая акцент на наиболее значимых чертах и элементах, закладывая основу образа и формируя отношение читателей к персонажу. 

Таким образом портрет — это разновидность художественного описания, характеризующий внешность (телосложение, лицо, отличительные особенности наружности, одежда, своеобразная манера держаться и тд). 

Часто в литературе встречается психологический художественный портрет, когда через изображение внешности героя автор старается полно изобразить его натуру, внутренний мир и характер. 

 

Интерьер

В литературе является описанием внутреннего вида помещения, его убранства. Интерьер, так же как интерьер и портрет персонажа, позволяет составить образ помещения, перенять царящие в нем настроения и созданную автором атмосферу. В отношении героя интерьер может использоваться не только для демонстрации образа героя через детали или общее описание, но и показывать изменение состояние души персонажа, через изменения вокруг него, если речь идет о его доме, или месте, где он постоянно находится. 

Интерьер и портрет тесно связаны таким элементом, как художественная деталь, то есть некоторой подробностью, которая является важной и, как правило, явной чертой образа.

 

Пейзаж

Представляет собой описание природы в ее первозданном виде, либо преображенная человеком (городской пейзаж и прочее). Наравне с предыдущими двумя видами художественного описания, помимо, например, отражения загадки природы или использования для установления связи между частями произведения, может вводиться автором для отражения состояния персонажа, или для противопоставления убеждениям главного героя и так далее. Помимо этого пейзаж может использоваться для выполнения иных функций, например, представая перед читателем в символическом виде, воплощая взгляды автора на ту или иную тему, в соответствии с одной или несколькими из идей произведения. 

Описание вида «белый медведь» по различным критериям

Слайд 1

Описание вида «белый медведь» по различным критериям Подготовил: Мирзоян Владислав 11 «А» класс

Слайд 3

Критерий вида морфологический Белый медведь достигает до 3 метров в длину и 1 тонны по весу. Шея длинная, голова плоская, хвост маленький. Лапы широкие, мощные. Между пальцами плавательная перепонка. Шерсть от белого до желтоватого цвета. Шерстинки полые, полупрозрачные. Кожа черная

Слайд 4

Критерий вида географический Обитает в приполярных областях в северном полушарии Земли. Распространён циркумполярно , на север — до 88° с. ш ., на юг — до Ньюфаундленда , на материке — в зоне арктической пустыни до зоны тундр . В Российской Федерации обитает в Чукотском АО на арктическом побережье, а также в акватории Чукотского и Берингова морей. Чукотская популяция белого медведя считается самой большой в мире.

Слайд 5

Критерий вида физиологический Обмен веществ сходен со всеми представителями медвежьих. Беременность длится до 250 дней и наступает 1 раз в 2- 3 года. Может скрещиваться с бурым медведем, давая стерильное потомство. Из особенностей: в печени накапливается большое количество витамина А. Полая шерсть пропускает только ультрафиолетовые лучи, что придает ей теплоизоляционные свойства. Подкожный жир имеет толщину до 4 см, защищая от холода и придавая телу.

Слайд 6

Критерий вида генетический Число хромосом 74

Слайд 7

Критерий вида биохимический Описывает химический состав (белков, нуклеиновых кислот и др.) и особенности обмена веществ у особей данного вида. В печени накапливается большое количество витамина А. Желчь белого медведя богата фосфором. В ней содержится 15аминокислот

Слайд 8

Критерий вида экологический Белый медведь — хищник, охотится на нерпу, тюленя, моржа. Сторожит их у лунок или подкрадывается из укрытия. В пищу в первую очередь использует сало и шкуру.

Слайд 9

Критерий вида исторический Первоначально предполагалось, что белый медведь отделился от бурого около 45—150 тысяч лет назад, вероятно на территории современной Ирландии . Однако последнее исследование показало, что белый медведь отделился от их общего с бурым медведем предка 338—934 тысяч лет назад (в среднем 600 тысяч лет назад), а 100—120 тысяч лет назад в результате скрещивания представителей видов произошла их гибридизация, в результате чего все современные белые медведи являются потомками этих гибридов. Белый медведь молодой вид. Отделился от бурого около 600 000 лет назад

Слайд 10

Вывод: таким образом, для описания вида (определения видовой принадлежности организма) необходимо использовать все критерии в совокупности. Одного критерия недостаточно, поскольку отдельные критерии у разных видов могут совпадать.

Слайд 11

Спасибо за внимание!

Описание как функционально-смысловой тип речи

Текст без описания подобен человеку без всех органов чувств: жизнеспособен, но неполноценен. И даже если писатель тяготеет к повествовательной прозе, ему все равно приходится описывать. Поэтому автору, осваивающему теорию литературы, просто жизненно необходимо получить исчерпывающие сведения об описании и узнать, каким оно бывает.

 

Материал подготовлен по работе: А.В. Валл, В.И. Конько, О.В.Неупокоева «Функциональные типы речи»

       Наиболее развито описание в художественной литературе. Удельный вес описания в текстах зависит от индивидуальных особенностей стиля писателя. Например, проза А.С.Пушкина в целом носит повествовательный характер, проза М.Ю.Лермонтова характеризуется наличием обширных, развитых и легко вычленимых в тексте описательных отрывков. В редких случаях описание может занимать весь текст произведения. Например, речевая структура рассказа И.С.Тургенева «Лес и степь» практически целиком строится на основе описания

      Разработка описания в художественной литературе ведется в разных направлениях, вырабатывается специфика описания разнообразных составляющих внешнего мира. Формируются такие устойчивые типы описания, как описание персонажа в нескольких его разновидностях (портрет, характеристика, описание внутреннего мира), описание природы (пейзаж, состояния и явления природы), описание жилища (интерьер, внешний вид жилища) и т.п.

 Виды описания:

Предметное описание

      Предметное описание имеет целью изобразить фрагмент вещного мира, с которым так или иначе связаны события, представленные в тексте.

     С точки зрения характера содержания и лексико-грамматических свойств выделяют две разновидности описания:

1. описания, сформированное предложениями с описательным строем,

2. описания, сформированное предложениями с повествовательным строем.

 Описание, в основе которого ‑ предложения с описательным строем:

      На тахте сидела бледная девушка, рядом с ней стоял высокий мужчина с двумя кинжалами.

     В предложениях описательного строя конечную позицию занимает подлежащее (то есть подлежащее стоит после сказуемого). Это очень важно для смыслового строения текста. Конечная позиция предложения наиболее значима, поэтому происходит актуализация значений существительных — всего состава подлежащих (в нашем примере — бледная девушка, высокий мужчина с двумя кинжалами). Такое описание статично, в нем подчеркивается пространственное расположение предметов. Роль глагола в таких предложениях сводится к построению грамматической структуры, его значение ослаблено. Такие предложения легко преобразовать в безглагольные: на тахте бледная девушка, рядом с ней высокий мужчина с двумя кинжалами.

 Описание, в основе которого – предложения с повествовательным строем:

            Самовар, стоящий на столе возле простенка, бурлил, клокотал, зеркальце, висевшее над столом, подернулось налетом белого пара (И.Бунин)

            Главной особенностью таких описаний является то, что конечную позицию предложения занимает сказуемое, а значит, происходит актуализация значений глаголов и прилагательных. В приведенном примере происходит актуализация значений глаголов-сказуемых (бурлил, клокотал, подернулось). В таком описании подчеркивается качественный аспект описываемого: цвет, движение, звук, запах и т.п. Такое описание можно назвать динамичным.

           Глагол в таких предложениях семантически самостоятелен, либо имеет семантический довесок в виде второстепенного члена.

           Подлежащее и сказуемое в таких предложениях разделены паузой: дождь хлестал, ветер валил с ног прохожих. Глагол в одном случае семантически полноценен (хлестал), в другом – имеет семантический довесок в виде второстепенных членов (валил с ног прохожих).

        Чаще всего в реальных текстах описание  совмещает в себе предложения описательного и повествовательного строя.

 Деталь в описании

            Деталь – это воспроизведение в тексте особо значимого элемента изображаемого фрагмента мира, поэтому мы говорим о деталях внешности, интерьера и т.п. Чем больше деталей, тем более конкретным, зримым предстает образ предмета. Деталь в описании носит концептуальный характер, она может насыщаться в тексте большим количеством смыслов и приобретать характер символа. Такая деталь может заменить объемное описание. Вспомните: раскрытую и запыленную книгу в гостиной Обломова.

 Предметное описание с точки зрения характера содержания может быть статичным и динамичным.

 Статичное повествование

      Главная его особенность в том, что в нем доминируют именные части речи: существительные, прилагательные. Обращается внимание на форму, внешний вид, пространственные отношения описываемых предметов. Роль глагола в таком описании сводится к построению грамматической основы. К такому типу, как правило, относятся описания с описательным строем речи.

 Динамичное повествование

      В таком описании особое значение имеют глагольные формы. Обращается внимание на качественный аспект мира: действия, смена состояния и т.п.: Ни одно мгновение она не сидела смирно, вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась… (И.Тургенев)

 Описание положения дел

      Описание положения дел, по сравнению с предметным описанием имеет более отвлеченный характер. Описание положения дел имеет целью сформировать у читателя представление о состоянии дел в определенный момент жизни человека, города, страны. Мы имеем дело здесь с событийной семантикой. Описание положения дел, с одной стороны, привязано к определенному месту, а с другой – фиксирует определенный временной срез, раскрывает состояние дел в определенный момент времени.

       Явный пример описания положения дел – текст песни группы «Чиж и Ко» «Солдат на привале».

 Описание ситуации общения

      При общении в речи большое количество информации идет не только через вербальный, но и через визуальный и звуковой каналы. Мимика говорящего, его жесты и движения, тембр голоса и интонация носят знаковый характер. Пишущий, изображая чужую речь, оказывается перед необходимостью описать эти невербальные компоненты, именно поэтому прямая речь обычно сопровождается описанием ситуации общения. Обратим внимание на то, что изображаются только те аспекты ситуации общения, которые имеют важное значение для ее интерпретации читателем.

      А все-таки побежал? Дай сюда портфель, гад! – Тем самым гнусавым голосом, что был слышен в телефоне, крикнул второй и выдрал портфель из трясущихся рук Варенухи. (М.А. Булгаков).

      В приведенном выше примере автор дает характеристику звукового канала: «гнусавым голосом», «крикнул», а также элементов видеоряда: «трясущимися руками», «выдрал», которые характеризуют отношения между говорящими.

      В литературе и особенно в публицистике изображение ситуации общения носит вспомогательный характер, но при этом все-таки имеет существенно значение для построение содержания текста.

 

 


описание — это… Что такое описание?

ОПИСАНИЕ Под описанием в собственном значении этого слова принято понимать законченный цельный эпизод художественного повествования, выделенный в качестве особо изображаемого. Выделенность и, обособленность того или иного момента, изображение его в больших подробностях или с большей силой и настойчивостью, чем остальные, и создает специальный смысл самого термина, отграничивая его от близкого понятия рассказывания или повествования. Все виды словесного искусства, эпос, поэма, роман, новелла не в равной мере пользуются описанием, приэтом всегда с различными приемами и методами. Вообще описание, как способ подчеркивания тех или иных композиционных деталей самым тесным образом связано с повествовательным жанром и в общих границах повествования занимает соответствующее место в зависимости от целей и манеры писателя. В романе или рассказе, рассчитанном на точное и подробное изображение действительности, описание часто является основой самого повествования, которое и ведется в порядке последовательной смены широко и подробно захваченных моментов. Так реалистическая школа средины XIX-го века, поскольку она считала своею целью художественное воспроизведение по возможности всей окружающей нас действительности, часто давала ряд описаний, непропорционально выделявшихся своими подробностями и мелочами. В сюжетном повествовании или новелле с острой законченной темой описания даются лишь небольшими короткими штрихами, вплетаясь в самую динамику изложения и всецело подчиняясь ей. В этом смысле описание по форме можно разделить на два основных типа: статическое или выделяющее отдельные моменты и эпизоды, как нечто устойчивое и обособленное, и динамическое, осуществляющееся способами рассказывания, незаметно переходящее в самый рассказ.

Статическое описание не знает такого разнообразия приемов, как описание динамическое. Оно рассматривает явления в порядке по следовательной смены признаков, стремясь дать цельную одновременную картину. Динамическое описание с перебоями, паузами и отступлениями слагается, как нечто более соответствующее самому темпу рассказа. Последняя манера является особенно характерной для последних лет, и ее нужно связывать со стремлением вообще совместить ряд параллельных и часто противоречащих деталей, которые связываются в порядке не логическом, а скорее в порядке известного живописного настроения. Последней эпохой блестящих картинных описаний был французский романтизм с его любовью в словесной красочности, к изображению вещей ради них самих. (Т. Готье). Злоупотребление описаниями у романтиков выросло из чисто эстетических потребностей и не может быть сравниваемо с задачами натуралистической школы, стремившейся изображать явления в порядке «научной» классификации. Умелое описание может быть очень ценным и в смысле художественного метода и как композиционный прием: оно конкретизирует изложение, насыщает его вещественностью. И чем конкретнее описание, тем легче от него перейти к резко выделяющимся образам или деталям, которые управляют вниманием, подчиняя его известной точке зрения или гипнотизируя ею. Переход цельного художественного описания в ряд реалистических деталей, почти всегда внезапных, следующий за импрессионизмом момент в технике описания, обязанный ему. В композиционном отношении описание может иметь значение паузы, остановки, соответствующей перемене ритма в поэзии. Таково значение описаний, заканчивающий какой-нибудь отдельной, иногда драматический эпизод в поэме или романе. Такими ритмами повествовательных пауз любил пользоваться Гоголь.

Мастерство и техника описания. Художественное описание по самым своим задачам отличается от так называемого описания научного. Оно знает особую логику наблюдения и передаст ту или иную деталь прежде всего с известной обусловленной точки зрения. Изображаемые признаки явления большею частью относятся к числу случайных, т.-е. таких, которые интересны и важны только в данный момент. Благодаря этому изображаемое получает индивидуальные очертания. Таков основной метод описания общий всем художникам слова, и разнообразный до бесконечности в зависимости от индивидуальной манеры каждого или требований, предъявляемых данным замыслом. Иногда описание может ограничиться отдельным образом или олицетворением, в котором скрыто все, что хотел сказать автор, — таковы особенно описательные моменты в поэзии; в других случаях его сила или изобразительность обусловливается эмоциональными или субъективными особенностями стиля. Наибольшая живость и впечатлительность описания достигается двумя способами: 1) передачей явления, как чего то постепенно-переживаемого (способ рассказывания) и 2) его наивным безыскусственным изображением, когда оно кажется абсолютно новым, как будто увиденным в первый раз (Гамсун). В некоторых случаях особенная запоминаемость, неожиданность описания достигается умелым наблюдением самых незаметных деталей и своеобразной их комбинацией (примеры в «Шинели» Гоголя). Значение и ценность описания, как художественного приема всецело обусловливается задачами данного произведения. В современной литературе можно отметить постепенное вытеснение описаний статических, заменяемых принципом непрерывного рассказывания.

К. Локс. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *