Нарратив — Википедия
Наррати́в (англ. и фр. narrative, от лат. narrare — рассказывать, повествовать) — самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов[1]. Часть значений термина «нарратив» совпадает c общеупотребительными словами «повествование», «рассказ»[2][3]; имеются и другие специальные значения. Учение о нарративе — нарратология.
Термин был заимствован из историографии, где появляется при разработке концепции «нарративной истории», рассматривающей исторические события как возникшие не в результате закономерных исторических процессов, а в контексте рассказа об этих событиях и неразрывно связанные с их интерпретацией (например, работа Тойнби «Человечество и колыбель-земля. Нарративная история мира», 1976). Таким образом, как событие в рамках нарративной истории не возводится к некой изначальной первопричине, так и для текстов, наличие в них исходного смысла не является важным, что проявилось, например в идеях Жака Деррида о разрушении «онто-тео-телео-фалло-фоно-лого-центризма» текста и Юлии Кристевой о необходимости снятия «запрета на ассоциативность», вызванного «логоцентризмом индоевропейского предложения».
Сходными по значению с нарративом являются понятия текста и дискурса. Согласно Лотману, повествование всегда описывает действие, поэтому оно всегда сюжетно. Текст же представляет знаковую систему, которая может быть статичной. Поэтому текст «составляет основу всякого повествования»[4]. Например, словарь — это текст, но не нарратив. Вместе с тем нарратив является разновидностью текста, его конкретным выражением, тогда как дискурс противоположен нарративу. Поскольку нарратив описателен (дескриптивен), то в нём помимо логической структуры существуют ещё эстетическая, эмоциональная и ассоциативная структуры [5].
В качестве основополагающей идеи нарративизма берётся идея субъективной привнесённости смысла через задание финала.
В связи с этим, неважно понимание текста в классическом смысле слова. Фредрик Джеймисон считает, что нарративная процедура «творит реальность», утверждая как её относительность (то есть не имея никаких претензий на адекватность), так и свою «независимость» от полученного смысла. Бартом текст рассматривается как эхокамера, возвращающая субъекту лишь привнесённый им смысл, а повествование идёт «ради самого рассказа, а не ради прямого воздействия на действительность, то есть, в конечном счёте, вне какой-либо функции, кроме символической деятельности как таковой». Сравнивая классический труд — произведение и постмодернистский текст, Барт пишет: «произведение замкнуто, сводится к определённому означаемому… В Тексте, напротив, означаемое бесконечно откладывается на будущее».
По идеям М. Постера, смысл рассказа понимается в процессе наррации, то есть «мыслится как лишённый какого бы то ни было онтологического обеспечения и возникающий в акте сугубо субъективного усилия».
По оценке Й. Брокмейера и Рома Харре, нарратив является не описанием некой реальности, а «инструкцией» по определению и пониманию последней, приводя в качестве примера правила игры в теннис, которые только создают иллюзию описания процесса игры, являясь на самом деле лишь средством «вызвать игроков к существованию».
Ещё одной характеристикой нарратива выступает предложенный Итало Кальвино термин leggerezza — лёгкость, которую «нарративное воображение может вдохнуть в pezantezza — тяжеловесную действительность».
Основной частью рассказа и моментом появления в нём фабулы является его завершение. Нарратор (рассказчик) в первую очередь является носителем знания о финале, и только благодаря этому качеству он принципиально отличается от другого субъекта нарративного рассказа — его «героя», который, существуя в центре событий, не имеет этого знания.
Такие идеи были типичны и для авторов, только предварявших постмодернистскую философию. Так, Роман Ингарден рассматривал «конец повествования» как фактор, придающий обычной хронологической последовательности событий идею, и говорил о важнейшем смысле «последней» («кульминационной») фразы текста: «Специфика выраженного данной фразой… пронизывает всё то, что перед этим было представлено… Она накладывает на него отпечаток цельности».
Для принятой постмодернизмом концепции истории главной является идея значения финала для конституирования нарратива как такового. Фрэнк Кермоуд считал, что лишь существование определённого «завершения», изначально известного нарратору, создаёт некое поле тяготения, стягивающее все сюжетные векторы в общий фокус.
Деррида предложил идею отсрочки (фр. différance), согласно которой становление (сдвиг) смысла осуществляется «способом оставления (в самом письме и в упорядочивании концептов) определённых лакун или пространств свободного хода, продиктованных пока ещё только предстоящей теоретической артикуляцией». Деррида рассматривает «движение означивания», при котором каждый «элемент», называемый «наличным» и стоящий «на сцене настоящего», соотносится с чем-то иным, храня в себе «отголосок, порождённый звучанием прошлого элемента», и, при этом, начинает разрушаться «вибрацией собственного отношения к элементу будущего», то есть находясь в настоящем, он может быть отнесён и к «так называемому прошлому», и к «так называемому будущему», которое является одной из сил настоящего.
Так как для постмодернистского текста наличие объективного смысла не является важным, то и не предполагается понимание этого текста в герменевтическом смысле этого слова. «Повествовательная стратегия» постмодернизма рассматривается как радикальный отказ от реализма в любых его проявлениях:
- литературно-художественный критический реализм, так как критиковать — значит считаться с чем-то, как с объективным (а постмодернисты критиковали даже символизм, обвиняя его последователей в том, что символы и знаки являются всё же следами определённой реальности;
- традиционный философский реализм, так как, по мнению Д. Райхмана, постмодерн относится к тексту принципиально номиналистично;
- сюрреализм, так как постмодерну не нужны «зоны свободы» в личностно-субъективной эмоционально-аффективной сфере и он находит эту свободу не в феноменах детства и сновидениях (как сюрреализм), а в процедурах деконструкции и означивания текста, предполагающих произвольность его центрации и семантизации.
По мнению Ганса Гадамера, истинная свобода реализует себя именно через всё многообразие нарративов: «всё, что является человеческим, мы должны позволить себе высказать».
В данном контексте можно рассматривать и одну из сторон общей для всего постмодерна установки, иногда называемой «смерть субъекта» (и, в частности, «смерть автора»), нарратив
В этом контексте Й. Брокмейер и Р. Харре соотносят нарратив с феноменом дискурсивности, рассматривая его как «подвид дискурса».
Словарный запас: НАРРАТИВ — Strelka Mag
Главная задача нарративной истории — донести суть проблемы и её решение. Один и тот же сюжет можно передать с помощью разных нарративов, превратив «Алису в Стране чудес» из детской сказки в жестокий мир компьютерной игры. О том, как создаются и переосмысляются художественные рассказы и истории нашей жизни, Strelka Magazine узнал у специалистов новейшей русской литературы и нарративной психологии.
ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ
(Лат. narrare — языковый акт, то есть вербальное изложение, в отличие от представления.) Рассказывание историй, пересказ, несобственно-прямое говорение; в психотерапии — рассказы пациентов о личной истории. (Словарь психологических терминов)
Повествование в виде устного рассказа во всём разнообразии своих проявлений: случаи из жизни, страшные и смешные истории, семейные предания, байки о знакомых и знаменитостях, рассказы о необъяснимых происшествиях, пересказы и толкования снов, чудеса, слухи, толки и даже сплетни. (Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз)
Понятие, фиксирующее способ бытия повествовательного текста, в котором сознание и язык, бытие и время, человек и мир оказываются тесно взаимосвязанными. (Энциклопедия эпистемологии и философии науки)
ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ
Нарратив — это важное понятие для культуры постмодернизма, означающее повествовательные и событийные тексты. Под словом «текст» необязательно понимать литературу, где происходит повествование (роман, повесть и рассказ), это также могут быть и фильмы, картины или балет. Главное, чтобы в любом произведении искусства рассказывалась история, иначе оно будет не нарративным, а описательным.
С понятием «нарратив» может возникнуть путаница: его часто и ошибочно путают с «сюжетом», потому что сюжет тоже кем-то повествуется. Важно понимать, что это не одно и то же. Говоря о нарративе, мы имеем в виду способность того или иного произведения к повествованию каким-либо образом, термин «сюжет» — понятие более конкретизированное и узкое. В сюжете всегда есть последовательность определённых событий, нарратив же отвечает за способ повествования об этих событиях. Например, есть сюжет пьесы и несколько способов передать этот сюжет — классическая постановка или же современная интерпретация. Каким образом будет осуществляться повествование, таким и будет нарратив. Кроме того, нельзя путать рассказчика и нарратора. Рассказчик связан с сюжетом, нарратор — с повествованием вообще, с целым, объёмным нарративом. Рассказчик может знакомить нас с сюжетом изнутри и не знать моментов, связанных с прошлым или настоящим, нарратор же обладает полнотой видения изображаемой реальности. В отличие от рассказчика, нарратор не может быть участником событий произведения, его не могут видеть герои. В общем, запомнить эту разницу легко: рассказчик персонифицирован, то есть существует как личность в художественном мире, нарратор же всегда безличен, он «невесомый, бесплотный и вездесущий дух повествования», цитируя Томаса Манна.
Где мы можем встречаться с нарративом? Кроме произведений искусства, в которых есть повествование, нарратив важен для современной культуры как её неотъемлемая часть. Ярким примером бытования нарратива, как мне кажется, является сфера телевидения (новостные репортажи) и рекламы. Конечно, реклама нередко описательна: такой-то шампунь прекрасно пахнет и укрепляет волосы от корней до кончиков. Но есть и нарративная реклама: например, про безалкогольное пиво, которое жители городка передают друг другу, чтобы оно дошло из бара на маяк, где работает житель этого городка. В этом есть история — в конце мы даже знакомимся с друзьями этого жителя, чокающимися с видом на маяк. Сфера компьютерных игр тоже нарративна: часто в игре задаётся определённая история, с учётом которой игроку необходимо действовать. Но главное бытование нарратива связано сейчас, конечно, с сериалами. В эпоху кризиса большого нарратива сериалы начали занимать место толстого романа, взяли на себя его роль и функции.
Нарратив плотно встроен в нашу действительность, которая сейчас насквозь повествовательна и событийна. Политическая новость является частью одного большого политического нарратива; своя история есть и у нарратива общественного, и у культурного. Наблюдение за тем, какие трансформации происходят с тем или иным нарративом, во всех отношениях увлекательно и полезно.
Нарративная терапия, или практика, — один из постмодернистских подходов к психологической помощи людям. Он основан на допущениях, что то, что переживается как реальность, является результатом переговоров между людьми. В процессе этих переговоров они всё время договариваются о том, что считать истиной или «нормой». Доказать же какие-либо истины или даже саму возможность или невозможность их существования мы не можем. Это же относится и к нашим знаниям о том, как «устроены» люди, от чего они страдают и что делает их счастливыми. Из этого следует, что психотерапевт, психолог-консультант или социальный работник не могут понять человека лучше него самого, не могут знать лучше него, что ему нужно и как этого достичь.
Испытывая страдания, человек обращается за психологической помощью, потому что сам не видит в себе того, кто может улучшить свою ситуацию, и не знает, как это сделать. Чтобы люди оставались экспертами в своих жизнях, была придумана позиция сотрудничества в терапевтическом взаимодействии: человек сам приписывает смыслы своему опыту, выбирает ценности и ориентиры жизни, конструирует и выбирает предпочитаемую версию себя, а терапевт умеет задавать самые разные вопросы, которые служат клиенту опорами в этом процессе.
Для того чтобы осуществить такого рода взаимодействие, создатели нарративной терапии австралийцы Майкл Уайт и Дэвид Эпстон использовали популярную в 80-е годы прошлого века в психологии нарративную метафору. Говоря коротко, мы представляем себе, что люди — это истории. Всё, что доступно человеку в опыте, что он называет собой, — это истории и события, наделённые смыслом и выстроенные во времени в соответствии с определённым сюжетом. В жизни человека значительно больше событий, чем может быть вписано в одну непротиворечивую историю. В каждом из нас мириады потенциальных версий нас, состоящих из уже свершившихся событий нашей жизни. Люди страдают и приходят в терапию, когда та версия, история, которую они сейчас принимают за себя, им не нравится. Терапевт создаёт условия для того, чтобы человек обнаружил, что он может быть автором себя, и переписал себя, создав предпочитаемую версию из реальных событий своей жизни.
Центру нарративной психологии и практики десять лет. Всё это время у нас идут различные программы обучения работе в нарративном подходе. В том числе длительные, в последних блоках которых участники работают с клиентами под супервизией (метод повышения квалификации в области клинической психологии, выраженный в форме профессионального консультирования. — Прим. ред.), то есть начинают собственную практику. Профессионалы могут обращаться в наш Центр за различными формами супервизий, в том числе «живых» — с присутствием клиентов и участием нарративной рефлексивной команды. Клиенты — за беседой с нарративным консультантом в индивидуальном, семейном или групповом формате. Темы могут быть любые, нет никаких ограничений по возрасту и составу участников. Есть специфика. Например, когда на приём приходит семья с ребёнком или подростком, перед терапевтом часто стоит задача построить отношения сотрудничества с недобровольным клиентом. Так как, скорее всего, подросток не был инициатором обращения и не думает, что психолог может быть ему как-то полезен. Он может вообще не видеть смысла или чувствовать опасность в разговоре с консультантом и молчать. В то же время в самом подростке обычно не видят того, кто способен самостоятельно осмыслить свою жизнь и справиться со сложностями. Задача же терапевта искренне занимать и проявлять позицию настолько уважительную к способности любого человека создавать и выбирать себя, что подросток перейдёт в позицию автора своей жизни и, опираясь на дальнейшие вопросы терапевта, найдёт собственные решения для своих проблем.
ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ
ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО
«В основу истории закладывается нарратив: инструкция к пониманию происходящего. Затем нарратив обрастает сюжетом — появляется герой, путь героя и все участники истории. Выстраиваются дополнительные сюжетные линии, всё это скручивается в яркое повествование». (Madcats.ru)
Картина на обложке: Василий Перов, «Охотники на привале», 1871 г.
Что такое нарратив, или как пятна и микробы превратились в инферно — T&P
«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в абсолютно неправильном значении. В очередном выпуске рубрики — чем Линкольн помог Обаме и почему Иван-Царевич неизбежно встречает Серого волка.
Нарратив — слово, вошедшее в моду в эпоху постмодерна. Чаще всего им заменяют понятия «повествование» или «сюжет». Оно произошло от латинского narrare — «язык повествования». Философы постмодерна позаимствовали термин из историографии, где он появился при разработке концепции так называемой «нарративной истории», рассматривающей исторические события в контексте рассказа об этих событиях. Особенность нарративной истории — в том, что она не пытается объективно оценивать произошедшее: событие становится неразрывно связано с интерпретацией.
Этот же подход был применен и к тексту. В рамках постмодернистской концепции концентрироваться надо не на исходном смысле истории, а на способе ее изложения, признав его самодостаточность и самоценность. Как писал французский философ и семиотик Ролан Барт, повествование разворачивается «ради самого рассказа, а не ради прямого воздействия на действительность, то есть, в конечном счете, вне какой-либо функции, кроме символической деятельности как таковой».
По определению психологов и философов Рома Харре и Йенса Брокмейера, нарратив — это ансамбль «лингвистических и психологических структур, передаваемых культурно-исторически, ограниченных уровнем мастерства каждого индивида и смесью его или ее социально-коммуникативных способностей с лингвистическим мастерством». Сообщение о любом жизненном событии обычно принимает форму истории, рассказанной в соответствии с «определенными соглашениями». С помощью этой истории человек пытается упорядочить собственный опыт, исходя из своих представлений о мире. Так или иначе, нарратив переносит основное содержание истории из фабулы в сам процесс и способ повествования.
Нарративная психология утверждает, что нам проще воспринимать собственную жизнь по законам сюжета. Тем более, что жизни «самой по себе» не существует: мы с детства составляем представление о мире, основываясь на рассказах значимых для нас людей
В литературе нарратив — это последовательность изложения фактов и событий в произведении. Но не стоит путать его с сюжетом: нарратив — это не фабула сама по себе, а структура, на которой основана фабула. При этом нарратив существует по определенным законам: в нем можно выделить разные модели и шаблоны. Например, советский фольклорист Владимир Пропп попытался сформулировать базовую структуру сказочного нарратива. Он предложил разделить нарратив на более мелкие единицы — нарратемы: характеры, функции персонажей, волшебные орудия или определенные ситуации. Например, нарратему «герой встречает волшебного помощника» мы встречаем и в русской народной сказке про Ивана-Царевича и Серого волка, и в «Хоббите», где на помощь Бильбо и его друзьям приходит загадочный оборотень Беорн. А лингвист Альгирдас Жюльен Греймас разработал универсальную нарративную схему, которую можно применить к большинству текстов. В ней фигурируют шесть актантных ролей (то есть, функций, выполняемых персонажами): отправитель, получатель, субъект, объект, помощник и оппонент.
При этом нарратив в художественных произведениях можно трактовать и с более широкой точки зрения — как способ изложения истории. Один и тот же сюжет можно передать с помощью разных нарративов. Например, история про Алису в Стране чудес может подаваться и как сказочный сон в детской книжке — абсурдный, но не несущий негативного заряда, и как перемежающийся с реальностью продолжительный бред сумасшедшей девочки в легендарной компьютерной игре American McGee’s Alice, где та же вымышленная вселенная полна жестокости и насилия, а Алиса вынуждена сражаться с Красной королевой, захватившей власть (то есть, история путешествия по вымышленной стране становится историей преодоления психической травмы).
Нарратив пригодился и психологам. Нарративная психология утверждает, что нам проще воспринимать собственную жизнь по законам сюжета, а не с помощью каких-то логических правил. Тем более, что жизни «самой по себе» вроде как и не существует: мы с детства составляем свое представление о мире, основываясь на рассказах значимых для нас людей. В любой биографии есть элементы комедии (победа жизни над смертью, высвобождение подавленных желаний), романса (идеализация прошлого), трагедии (поражение героя) и иронии. Соответственно, человек может справиться с психологическими проблемами, переосмыслив и переписав собственную историю с помощью психотерапевта.
Термин «нарратив» также активно используется в рекламе и политтехнологиях — выяснилось, что даже выработав иммунитет к слоганам и прочим рекламным приманкам, люди продолжают прислушиваться к историям. Поэтому успех того или иного продукта или политического лидера во многом зависит от наличия у него внятной и убедительной истории, делающей его близким покупателю или избирателю. Например, типичная нарративная схема из сказки — протагонист с помощью волшебного средства борется со злодеями — часто используется в рекламе бытовой химии. В роли протагониста выступает заботливая и трудолюбивая домохозяйка, зло воплощают пятна или микробы, а вместо меча-кладенца — суперэффективное моющее средство.
Барак Обама не случайно провозгласил своим кумиром Авраама Линкольна: избирателям и СМИ нетрудно было заметить символичные параллели между биографиями легендарного президента и перспективного современного политика. Обама был сенатором от Иллинойса — Линкольн участвовал в Законодательном собрании этого же штата. Обама — афроамериканец, Линкольн отменил рабство в США. Даже на инаугурации молодого президента прозвучал лозунг «Новое рождение свободы», приуроченный к 200-летию со дня рождения Линкольна. Правильно выбранный нарратив очень помог имиджу Обамы, несмотря на то, что описанные параллели более чем условны и вряд ли помогают объективно оценить его качества и таланты. Обаяние красивой истории — мощное оружие для политика.
Как говорить
Неправильно «У этой книжки неинтересный нарратив — я сразу понял, чем она закончится». Правильно — «сюжет».
Правильно «Политический нарратив Маргарет Тэтчер — история о том, как победа 1945 года была погребена под тремя десятилетиями попустительства, политической вялости и инфляции и была восстановлена с помощью железной воли».
Правильно «В этой статье правильно изложены факты, но саркастический нарратив мне не нравится — я по-другому вижу ситуацию».
что это такое? Нарративные источники и техники
Перед тем приступить к описанию такого явления, как нарративность в современных гуманитарных науках, а также обозначить его характеристики и структуры, необходимо, прежде всего, дать определение самому термину «нарратив».
Нарратив – что это такое?
Существует несколько версий о происхождении термина, точнее, несколько источников, из которых он мог появиться.
Согласно одной из них, наименование «нарратив» берёт начало от слов narrare и gnarus, которые в переводе с латинского языка означают «знающий о чём-либо» и «эксперт». В английском языке также есть похожее по смыслу и звучанию слово narrative — «рассказ», которое не менее полно отражает суть нарративной концепции. Сегодня нарративные источники можно обнаружить практически во всех научных отраслях: психологии, социологии, филологии, философии и даже психиатрии. Но для изучения таких понятий, как нарративность, наррация, нарративные техники, и прочих существует отдельное самостоятельное направление – нарратология. Итак, стоит разобраться, сам нарратив – что это такое и каковы его функции?Оба этимологических источника, предложенные выше, несут в себе единый смысл – донесение знания, рассказ. То есть, говоря проще, нарратив – это некое повествование о чём-либо. Однако не стоит путать это понятие с простым рассказом. У нарративного повествования есть индивидуальные характеристики и особенности, которые и привели к возникновению самостоятельного термина.
Нарратив и рассказ
Чем же нарратив отличается от простого рассказа? Рассказ – это способ коммуникации, способ получения и передачи фактической (качественной) информации. Нарратив же — это так называемый «объясняющий рассказ», если пользоваться терминологией американского философа и искусствоведа Артура Данто (Данто А. Аналитическая философия истории. М.: Идея-Пресс, 2002. С. 194).
То есть нарратив — это, скорее, не объективное, а субъективное повествование. Нарратив возникает тогда, когда в обыкновенный рассказ добавляются субъективные эмоции и оценки повествователя-нарратора. Появляется необходимость не просто донести информацию до слушателя, но произвести впечатление, заинтересовать, заставить слушать, вызвать определённую реакцию. Иными словами, отличие нарратива от обыкновенного рассказа или повествования, констатирующего факты, — в привлечении индивидуальных нарраторских оценок и эмоций каждого повествующего. Или же в указании причинно-следственных связей и наличии логических цепочек между описываемыми событиями, если речь идёт об объективных исторических или научных текстах.Нарратив: пример
Для того чтобы окончательно установить суть нарративного повествования, необходимо рассмотреть его на практике — в тексте. Итак, нарратив – что это такое? Примером, демонстрирующим отличия нарратива от рассказа, в данном случае может выступить сравнение следующих отрывков: «Вчера я промочил ноги. Сегодня я не пошёл на работу» и «Вчера я промочил ноги, поэтому сегодня заболел и не пошёл на работу». По содержанию эти высказывания практически идентичны. Однако всего один элемент меняет сущность повествования — попытка связать оба события. Первый вариант высказывания свободен от субъективных представлений и причинно-следственных связей, во втором же они присутствуют и имеют ключевое значение. В первоначальном варианте не было указано, почему герой-повествователь не вышел на службу, возможно, это был выходной день, или же он действительно плохо себя чувствовал, но по другой причине. Однако второй вариант отражает уже субъективное отношение к сообщению определённого нарратора, который путём собственных соображений и обращением к личному опыту провёл анализ информации и установил причинно-следственные связи, озвучив их в собственном пересказе сообщения. Психологический, «человеческий» фактор может полностью изменить смысл повествования, если контекст предоставляет недостаточно информации.
Нарративы в научных текстах
Тем не менее не только контекстная информация, но и собственный опыт воспринимающего (наррататора) влияет на субъективное усвоение информации, привнесение оценок и эмоций. Исходя из этого, объективность рассказа снижается, и можно было бы предположить, что нарративность присуща не всем текстам, а, например, она отсутствует в сообщениях научного содержания. Однако это не совсем так. В большей или меньшей степени нарративные черты обнаружить можно в любых сообщениях, поскольку в тексте присутствует не только автор и повествователь, которые по сути своей могут являться разными действующими лицами, но также читатель или слушатель, которые по-разному воспринимают и трактуют получаемую информацию. В первую очередь, конечно, это касается художественных текстов. Однако и в научных сообщениях имеются нарративы. Они присутствуют скорее в исторических, культурных и социальных контекстах и не являются объективным отражением реальности, а больше выступают как показатель их многомерности. Однако также могут повлиять на формирование причинно-следственных связей между исторически достоверными событиями или другими фактами.
Учитывая такое многообразие нарративов и обильное присутствие их в текстах различного содержания, наука не могла более игнорировать явление нарративности и вплотную занялась его изучением. На сегодняшний день различным научным сообществам интересен такой способ познания мира, как повествование. Он имеет в ней перспективы развития, поскольку повествование позволяет систематизировать, упорядочить, распространить информацию, а также отдельным гуманитарным отраслям изучить человеческую природу.
Дискурс и нарратив
Из всего вышеперечисленного следует, что структура нарратива неоднозначна, формы его нестабильны, не существует каких-либо их образцов в принципе, и в зависимости от контекста ситуации они наполняются индивидуальным содержанием. Поэтому контекст или дискурс, в котором воплощается тот или иной нарратив, – немаловажная часть его существования.
Если рассматривать смысл слова в широком понимании, дискурс – это речь в принципе, языковая деятельность и её процесс. Однако в данной формулировке термин «дискурс» используется для обозначения определённого контекста, необходимого при создании любого текста, как та или иная позиция существования нарратива.
Согласно концепции постмодернистов, нарратив – это дискурсивная реальность, которая в нём и раскрывается. Французский теоретик литературы и постмодернист Жан-Франсуа Лиотар называл наррацию одним из возможных типов дискурса. Свои идеи он подробно излагает в монографии «Состояние модерна» (Лиотар Жан-Франсуа. Состояние постмодерна. Санкт-Петербург: Алетейя, 1998. — 160 с.). Психологи и философы Йенс Брокмейер и Ром Харре описывали нарратив как «подвид дискурса», с их концепцией также можно ознакомиться в исследовательской работе (Брокмейер Йенс, Харре Ром. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. – 2000. – №3 – С. 29-42.). Таким образом, очевидно, что применительно к лингвистике и литературоведению понятия «нарратив» и «дискурс» неотделимы друг от друга и существуют параллельно.
Нарратив в филологии
Большое внимание нарративу и нарративным техникам было уделено филологическими науками: лингвистикой, литературоведением. В лингвистике этот термин, как уже было сказано выше, изучается совместно с термином «дискурс». В литературоведении он относится скорей к постмодернистским понятиям. Учёные Й. Брокмейер и Р. Харре в своём трактате «Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы» предлагали понимать его как способ упорядочивания знаний и придания смысла опыту. По их мнению, нарратив – это инструкция по составлению историй. То есть набор определённых лингвистических, психологических и культурных конструкций, зная которые, можно составить интересный рассказ, в котором будет чётко угадываться настроение и сообщение нарратора.
Нарратив в литературе имеет важное значение для художественных текстов. Поскольку здесь реализует себя сложная цепочка интерпретаций, начиная с точки зрения автора и заканчивая восприятием читателя/слушателя. Создавая текст, автор вкладывает в него определённую информацию, которая, пройдя длинный текстовый путь и достигнув читателя, может совершенно видоизмениться или быть иначе трактована. Для того чтобы правильно расшифровать авторские интенции, необходимо учитывать присутствие других персонажей, самого автора и автора-повествователя, которые сами по себе являются отдельными нарраторами и наррататорами, то есть рассказывающими и воспринимающими. Восприятие усложняется, если текст носит драматургический характер, поскольку драма является одним из родов литературы. Тогда интерпретация искажается ещё больше, пройдя через изложение её актёром, который также вносит в повествование свои эмоциональные и психологические характеристики.
Однако именно эта неоднозначность, возможность наполнить сообщение разными смыслами, оставить читателю почву для размышлений и является важной частью художественной литературы.
Нарративный метод в психологии и психиатрии
Термин «нарративная психология» принадлежит американскому психологу-когнитивисту и педагогу Джерому Брунеру. Его и психолога-криминалиста Теодора Сарбина по праву можно считать основополжниками данной гуманитарной отрасли.
Согласно теории Дж. Брунера, жизнь – это череда повествований и субъективных восприятий тех или иных историй, цель нарратива — в субъективации мира. Т. Сарбин же придерживается мнения, что в нарративах соединяются факты и вымысел, определяющие опыт конкретного человека.
Суть нарративного метода в психологии – узнавание человека и его глубинных проблем и страхов посредством анализа его рассказов о них и их собственной жизни. Нарративы неотделимы от общества и культурного контекста, поскольку именно в них они и формируются. Нарратив в психологии для личности имеет два практических значения: во-первых, открывает возможности для самоидентификации и самопознания путём создания, осмысления и проговаривания различных историй, во-вторых, это способ самопрезентации, благодаря такому рассказу о самом себе.
В психотерапии также применяется нарративный подход. Он был разработан австралийским психологом Майклом Уайтом и новозеландским психотерапевтом Дэвидом Эпстоном. Суть его в том, чтобы создать вокруг лечащегося (клиента) определённые обстоятельства, почву для создания своей истории, с привлечением определённых людей и совершением определённых поступков. И если нарративная психология считается скорее теоретической отраслью, то в психотерапии нарративный подход демонстрирует уже своё практическое применение.
Таким образом, очевидно, что нарративная концепция успешно используется практически в любых областях, изучающих человеческую натуру.
Нарратив в политике
Есть своё понимание нарративного повествования и в политической деятельности. Однако термин «политический нарратив» несёт скорее отрицательную коннотацию, нежели положительную. В дипломатии нарративность понимается как преднамеренный обман, сокрытие истинных намерений. Нарративный рассказ подразумевает заведомое утаивание некоторых фактов и истинных намерений, возможно, подмену тезиса и использование эвфемизмов для придания тексту благозвучности и избегания конкретики. Как уже упоминалось выше, отличием нарратива от обыкновенного рассказа является желание заставить слушать, произвести впечатление, что характерно для речи современных политиков.
Визуализация нарратива
Что касается визуализации нарративов, то это довольно сложный вопрос. По мнению некоторых учёных, например теоретика и практика нарративной психологии Дж. Брунера, визуальный нарратив – это не облачённая в текстовую форму реальность, а структурированная и упорядоченная речь внутри нарратора. Этот процесс он назвал неким способом конструирования и установления реальности. Действительно, не «буквенная» лингвистическая оболочка формирует нарратив, а последовательно изложенный и логически правильный текст. Таким образом, визуализировать нарратив можно, озвучив его: рассказав устно или написав в виде структурированного текстового сообщения.
Нарратив в историографии
Собственно, исторический нарратив – это то, что положило начало формированию и изучению нарративов в других областях гуманитарных знаний. Сам термин «нарратив» был заимствован из историографии, где существовало понятие «нарративная история». Смысл её заключался в рассмотрении исторических событий не в их логической последовательности, а через призму контекста и интерпретации. Интерпретация имеет ключевое значение в самой сущности нарратива и наррации.
Исторический нарратив – что это такое? Это повествование от первоисточника, не критическое изложение, а объективное. К нарративным источникам в первую очередь можно отнести как раз исторические тексты: трактаты, хроники, некоторые фольклорные и литургические тексты. Нарративные источники – это те тексты и сообщения, в которых присутствуют нарративные повествования. Однако, по мнению Й. Брокмейера и Р. Харре, всё же не все тексты являются нарративами и отвечают «концепции рассказывания».
Относительно исторической нарративности существует несколько заблуждений, вызванных тем, что некоторые «истории», например автобиографические тексты, основаны только на фактах, другие же либо уже были пересказаны, либо видоизменены. Таким образом, правдивость их снижается, однако реальность при этом не изменяется, меняется лишь отношение к ней каждого отдельного нарратора. Контекст остаётся прежним, однако каждый рассказчик по-своему связывает его с описываемыми событиями, извлекая важные, по его мнению, ситуации, вплетая их в канву повествования.
Что касается конкретно автобиографических текстов, то здесь существует и другая проблема: желание автора привлечь внимание к своей персоне и деятельности, а значит, возможность предоставления заведомо ложной информации или искажение истины в собственную пользу.
Подводя итог, можно сказать, что нарративные техники, так или иначе, нашли себе применение в большинстве гуманитарных наук, которые изучают природу человеческой личности и среду его обитания. Нарративы неотделимы от субъективных человеческих оценок, так же как человек неотделим от социума, в котором и формируется его индивидуальный жизненный опыт, а значит, собственное мнение и субъективный взгляд на окружающий мир.
Резюмируя вышеизложенную информацию, можно сформулировать следующее определение нарратива: нарратив – это структурированный логичный рассказ, отражающий индивидуальное восприятие реальности, а также это способ организации субъективного опыта, попытка самоидентификации и самопрезентации личности.
Strelka Magazine — Словарный запас: НАРРАТИВ
Главная задача нарративной истории — донести суть проблемы и её решение. Один и тот же сюжет можно передать с помощью разных нарративов, превратив «Алису в Стране чудес» из детской сказки в жестокий мир компьютерной игры. О том, как создаются и переосмысляются художественные рассказы и истории нашей жизни, Strelka Magazine узнал у специалистов новейшей русской литературы и нарративной психологии.
ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ
(Лат. narrare — языковый акт, то есть вербальное изложение, в отличие от представления.) Рассказывание историй, пересказ, несобственно-прямое говорение; в психотерапии — рассказы пациентов о личной истории. (Словарь психологических терминов)
Повествование в виде устного рассказа во всём разнообразии своих проявлений: случаи из жизни, страшные и смешные истории, семейные предания, байки о знакомых и знаменитостях, рассказы о необъяснимых происшествиях, пересказы и толкования снов, чудеса, слухи, толки и даже сплетни. (Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз)
Понятие, фиксирующее способ бытия повествовательного текста, в котором сознание и язык, бытие и время, человек и мир оказываются тесно взаимосвязанными. (Энциклопедия эпистемологии и философии науки)
ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ
Виктория Гендлина, филолог, специалист по новейшей русской литературе, автор журнала «Дискурс»
Нарратив — это важное понятие для культуры постмодернизма, означающее повествовательные и событийные тексты. Под словом «текст» необязательно понимать литературу, где происходит повествование (роман, повесть и рассказ), это также могут быть и фильмы, картины или балет. Главное, чтобы в любом произведении искусства рассказывалась история, иначе оно будет не нарративным, а описательным.
С понятием «нарратив» может возникнуть путаница: его часто и ошибочно путают с «сюжетом», потому что сюжет тоже кем-то повествуется. Важно понимать, что это не одно и то же. Говоря о нарративе, мы имеем в виду способность того или иного произведения к повествованию каким-либо образом, термин «сюжет» — понятие более конкретизированное и узкое. В сюжете всегда есть последовательность определённых событий, нарратив же отвечает за способ повествования об этих событиях. Например, есть сюжет пьесы и несколько способов передать этот сюжет — классическая постановка или же современная интерпретация. Каким образом будет осуществляться повествование, таким и будет нарратив. Кроме того, нельзя путать рассказчика и нарратора. Рассказчик связан с сюжетом, нарратор — с повествованием вообще, с целым, объёмным нарративом. Рассказчик может знакомить нас с сюжетом изнутри и не знать моментов, связанных с прошлым или настоящим, нарратор же обладает полнотой видения изображаемой реальности. В отличие от рассказчика, нарратор не может быть участником событий произведения, его не могут видеть герои. В общем, запомнить эту разницу легко: рассказчик персонифицирован, то есть существует как личность в художественном мире, нарратор же всегда безличен, он «невесомый, бесплотный и вездесущий дух повествования», цитируя Томаса Манна.
Где мы можем встречаться с нарративом? Кроме произведений искусства, в которых есть повествование, нарратив важен для современной культуры как её неотъемлемая часть. Ярким примером бытования нарратива, как мне кажется, является сфера телевидения (новостные репортажи) и рекламы. Конечно, реклама нередко описательна: такой-то шампунь прекрасно пахнет и укрепляет волосы от корней до кончиков. Но есть и нарративная реклама: например, про безалкогольное пиво, которое жители городка передают друг другу, чтобы оно дошло из бара на маяк, где работает житель этого городка. В этом есть история — в конце мы даже знакомимся с друзьями этого жителя, чокающимися с видом на маяк. Сфера компьютерных игр тоже нарративна: часто в игре задаётся определённая история, с учётом которой игроку необходимо действовать. Но главное бытование нарратива связано сейчас, конечно, с сериалами. В эпоху кризиса большого нарратива сериалы начали занимать место толстого романа, взяли на себя его роль и функции.
Нарратив плотно встроен в нашу действительность, которая сейчас насквозь повествовательна и событийна. Политическая новость является частью одного большого политического нарратива; своя история есть и у нарратива общественного, и у культурного. Наблюдение за тем, какие трансформации происходят с тем или иным нарративом, во всех отношениях увлекательно и полезно.
Екатерина Жорняк, психолог, семейный терапевт, нарративный консультант
Нарративная терапия, или практика, — один из постмодернистских подходов к психологической помощи людям. Он основан на допущениях, что то, что переживается как реальность, является результатом переговоров между людьми. В процессе этих переговоров они всё время договариваются о том, что считать истиной или «нормой». Доказать же какие-либо истины или даже саму возможность или невозможность их существования мы не можем. Это же относится и к нашим знаниям о том, как «устроены» люди, от чего они страдают и что делает их счастливыми. Из этого следует, что психотерапевт, психолог-консультант или социальный работник не могут понять человека лучше него самого, не могут знать лучше него, что ему нужно и как этого достичь.
Испытывая страдания, человек обращается за психологической помощью, потому что сам не видит в себе того, кто может улучшить свою ситуацию, и не знает, как это сделать. Чтобы люди оставались экспертами в своих жизнях, была придумана позиция сотрудничества в терапевтическом взаимодействии: человек сам приписывает смыслы своему опыту, выбирает ценности и ориентиры жизни, конструирует и выбирает предпочитаемую версию себя, а терапевт умеет задавать самые разные вопросы, которые служат клиенту опорами в этом процессе.
Для того чтобы осуществить такого рода взаимодействие, создатели нарративной терапии австралийцы Майкл Уайт и Дэвид Эпстон использовали популярную в 80-е годы прошлого века в психологии нарративную метафору. Говоря коротко, мы представляем себе, что люди — это истории. Всё, что доступно человеку в опыте, что он называет собой, — это истории и события, наделённые смыслом и выстроенные во времени в соответствии с определённым сюжетом. В жизни человека значительно больше событий, чем может быть вписано в одну непротиворечивую историю. В каждом из нас мириады потенциальных версий нас, состоящих из уже свершившихся событий нашей жизни. Люди страдают и приходят в терапию, когда та версия, история, которую они сейчас принимают за себя, им не нравится. Терапевт создаёт условия для того, чтобы человек обнаружил, что он может быть автором себя, и переписал себя, создав предпочитаемую версию из реальных событий своей жизни.
Центру нарративной психологии и практики десять лет. Всё это время у нас идут различные программы обучения работе в нарративном подходе. В том числе длительные, в последних блоках которых участники работают с клиентами под супервизией (метод повышения квалификации в области клинической психологии, выраженный в форме профессионального консультирования. — Прим. ред.), то есть начинают собственную практику. Профессионалы могут обращаться в наш Центр за различными формами супервизий, в том числе «живых» — с присутствием клиентов и участием нарративной рефлексивной команды. Клиенты — за беседой с нарративным консультантом в индивидуальном, семейном или групповом формате. Темы могут быть любые, нет никаких ограничений по возрасту и составу участников. Есть специфика. Например, когда на приём приходит семья с ребёнком или подростком, перед терапевтом часто стоит задача построить отношения сотрудничества с недобровольным клиентом. Так как, скорее всего, подросток не был инициатором обращения и не думает, что психолог может быть ему как-то полезен. Он может вообще не видеть смысла или чувствовать опасность в разговоре с консультантом и молчать. В то же время в самом подростке обычно не видят того, кто способен самостоятельно осмыслить свою жизнь и справиться со сложностями. Задача же терапевта искренне занимать и проявлять позицию настолько уважительную к способности любого человека создавать и выбирать себя, что подросток перейдёт в позицию автора своей жизни и, опираясь на дальнейшие вопросы терапевта, найдёт собственные решения для своих проблем.
ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ
ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО
«В основу истории закладывается нарратив: инструкция к пониманию происходящего. Затем нарратив обрастает сюжетом — появляется герой, путь героя и все участники истории. Выстраиваются дополнительные сюжетные линии, всё это скручивается в яркое повествование». (Madcats.ru)
Картина на обложке: Василий Перов, «Охотники на привале», 1871 г.
Нарративы Яндекс Дзен — что такое, как сделать и создать: примеры
Нарратив Яндекс.Дзен – это сравнительно новый формат размещения контента, оптимизированный под демонстрацию на мобильных телефонах. Внешний вид представляет собой череду блоков на сменяющих друг друга экранах.
А вы уже знаете, что такое нарратив в Дзен, в качестве содержимого которого выступают лаконичные тексты, цепляющие картинки, анимированные GIF изображения, броское видео, ссылки на внутренние и внешние ресурсы? Это подборка слайдов, в которую можно включить до 12 экранов, при этом замечено, что оптимальное количество – до 10 (выше процент дочитываний, лучше сохраняется внимание со стороны читателя).
Как только нарратив за неделю просмотрят не менее 7000 раз (при этом нужно, чтобы каждый читатель Яндекс.Дзена потратил на его изучение не менее 40 секунд), на последнюю страницу автоматически добавится рекламный блок, за который вы получите деньги. Главное, не забывайте выводить средства 😉
Как вам такая мотивация? Если интересно, поговорим обо всем по порядку!
Пошаговая инструкция по созданию нарратива
В этом разделе мы предоставим подробную инструкцию как создать нарратив на Яндекс.Дзене, ее этапы, кстати, не сильно отличаются от алгоритма для формирования обычной статьи.
- Начните с авторизации на Яндекс.Дзене и входа в раздел Редактор;
- Кликните по зеленому квадрату с плюсиком – кнопка «Добавить»;
- Из предложенных вариантов выберите третий — Нарратив;
- Вы окажетесь в разделе с пустыми экранами, которые нужно заполнить контентом, помните, размер нарратива в Яндекс.Дзен не может превышать 12 слайдов;
- В специальном блоке для заголовка введите название нарратива. Оно должно быть максимально интригующим, броским. Некоторые гуру по продвижению в Яндекс.Дзене даже советуют делать его слегка «желтушным». Именно на такие заголовки, к сожалению, чаще всего клюет подавляющее большинство читателей. Полезные советы о том, как писать заголовки, Вы всегда можете найти в нашей отдельной статье!
Теперь начните оформлять остальные экраны:
- Вверху справа возле каждого поля вы увидите значки: плюс и кружок. Первый позволяет загрузить текст, картинку, гифку, видеоролик или ссылку. С помощью второго задают цвет фона.
- Последний представлен в виде прямоугольника с точечной сеткой, она поможет эффективно разместить элементы внутри поля.
- Под экраном вы можете видеть его нумерацию в очереди и метку, потянув за которую можно переставить этот блок в другое место, поменяв последовательность.
- Над экраном есть крестик, клик по которому удалит этот слайд.
- Все тексты можно форматировать, выделять жирным, подчеркивать, выравнивать. На один слайд можно поместить до 3 текстовых сегментов. Выделите элемент, чтобы появилось всплывающее меню с инструментами.
- На один экран допускается добавление 3 картинок формата jpg, png с соотношением сторон 9:14 (при других параметрах картинка будет искажена).
Кстати, обратите внимание, что можно использовать не любые изображения. Поэтому настоятельно рекомендуем также ознакомиться с тем, где брать картинки для Вашего канала, прежде чем, начать активно работать в сервисе.
- GIF картинки или ролики не должны длиться дольше 10 секунд и весить больше 30 мб. На один слайд можно поместить один такой элемент.
- На один экран можно вставить только одну ссылку, добавить к ней описание. Здесь вам также будут доступны инструменты оформления текста.
Кстати, в Яндекс.Дзен нарративы можно смотреть онлайн предварительно, до окончательной отправки на проверку модераторам. Когда материал будет готов, вы можете нажать значок с глазком, чтобы перейти в режим предпросмотра.
- Если у вас все готово, жмите на клавишу «Опубликовать» в правом углу монитора сверху;
- Дальше все идентично инструкции по размещению статьи. Вы окажетесь в разделе оформления карточки публикации, то есть элемента, который будет высвечиваться в персональной ленте читателя Яндекс.Дзена;
- Заполните поля для заголовка, краткого анонса (броский, захватывающий), запишите теги (ключевые слова, которые помогут алгоритмам Дзена подобрать для вашего нарратива целевого читателя). Перейдя во вкладку настроек, вы можете отключить или включить рекламу, а также блок с комментариями.
- Когда закончите, снова жмите «Опубликовать», после чего нарратив отправится на модерацию Яндекс.Дзена.
- В окне Редактора на карточке публикации будет стоять метка «В обработке».
- В любой момент вы можете начать редактировать нарратив, добавлять материалы, удалять или корректировать его содержимое. В редакторе наведите на него курсор мыши и выберите команду «отредактировать». После внесения правок работа снова отправится на проверку.
Зачем нужны нарративы?
После того, как мы рассказали о том, как сделать нарратив в Яндекс.Дзен, рассмотрим преимущества, которые дарит этот формат публикаций авторам и издателям. Помимо возможности приблизить момент начала заработка на Яндекс.Дзене, нарративы выполняют ряд других полезных функций.
- При умелом исполнении, он играет роль яркого побудительного элемента, склоняющего пользователя перейти к прочтению основной статьи. А это новое уникальное посещение сайта, прирост трафика, возможный новый подписчик.
- Он является краткой концепцией, анонсом полного текста, поэтому должен включать все самое интригующее, цепляющее.
- Это отличная и интересная возможность разнообразить контент на канале в Яндекс.Дзене.
- Новшество адаптировано для смартфонов, а ведь именно через них большинство людей сегодня сидит в Интернете. Такой формат, в котором сочетается минимум текста и много медиа, является наиболее предпочтительным для большинства пользователей.
Они подчиняются тем же самым вычислительным алгоритмам, что и статьи. Сервис определяет интересы каждого пользователя и формирует для него персональную подборку с контентом, который состоит из статей, нарративов и видеороликов (формат на стадии тестирования и доступен лишь избранным издателям).
Чем больше вы предоставите популярных слайд-презентаций, тем выше лучше будет выдача остальных ваших материалов в Яндекс.Дзене.
Как создать нарратив, который понравится читателям и выйдет в ТОП?
Срок жизни нарратива в Яндекс.Дзен зависит от многих факторов, главный из которых – его популярность и количество просмотров. Чем быстрее он попадет в ТОП Яндекс Дзена и чем дольше он там будет, тем дольше проживет на просторах Интернета.
Как сделать так, чтобы публикация точно понравилась читателям и выполнила возложенную на себя задачу со стопроцентной отдачей? Изучите подборку наших советов:
- Старайтесь публиковать нарративы не реже 1 в два-три дня, такая периодичность позволит вашему каналу в Дзене всегда быть на виду;
- Презентация может содержать часть мысли, побуждая читателя отправиться за продолжением на сайт с основным текстом;
- Серьезный подход к созданию нарративов в Яндексе предполагает привлечение дизайнеров и копирайтеров;
- Не разочаровывайте читателя «вкусным» и многообещающим анонсом, а после, стремительным призывом перейти на ваш сайт;
- Пусть тема слайд-публикации будет актуальна на протяжении длительного периода.
- Уделите должное внимание обложке – это обертка вашей публикации, от нее зависит, захочет ли читатель заглянуть внутрь;
- На внутренних экранах чередуйте тип контента: текст, видео, картинка и т.д.;
- Внешний вид всех экранов должен соответствовать единой концепции и общему стилю оформления;
- Заголовок должен быть содержательным, эмоционально положительным, подталкивающим к действию;
- Следите, чтобы все тексты были хорошо оформленными, читабельными, оптимального размера;
- Ссылки не рекомендуется помещать на промежуточные экраны, ведь читатель может уйти с нарратива раньше, чем нужно, и вам не засчитается дочитывание;
- Изображения должны быть четкие, красивые, с правильным соотношением сторон. На картинках лучше всего делать пояснения;
- Видеоролики и гифки неплохо оживляют контент, но часто грузятся и работают «криво», поэтому будьте с ними осторожны.
Важные нюансы, с которыми ваш нарратив будет обречен на успех
Эти советы приводят специалисты, которые умеют делать лучшие нарративы в Яндекс.Дзен, выводящие канал на монетизацию в считанные дни.
- Картинки должны быть из свободного доступа, качественные и интересные. Желательно отзеркалить их в обычном графическом редакторе – файл станет уникальным для поисковика, не потеряв при этом своего содержания.
- Используйте разные приемы написания контента, хорошо работает обещание поделиться чем-то важным на последнем экране.
- Не мудрите с заголовками, пусть в них будет юмор, легкая «желтизна», игривость, лучшая длина 15-25 знаков.
- Пусть слайдов будет 7-10, если вставите меньше 5, не добавится реклама, а больше 10 редко кто досматривает до конца.
- На последнем экране должна быть ссылка для перехода на статью на вашем сайте.
- Используйте минимум текста, особенно такого, который заставляет сильно думать. Делайте основной акцент на картинках.
- Придерживайтесь принципа: одна мысль – один экран. Информация в публикации должна соответствовать тематике сайта, на который приводит ссылка.
- Цветовая гамма должна быть однородной, текст одинаковый на всех слайдах.
А вы уже попробовали создать свою публикацию и разместить ее на канале? Какой отклик вы получили от подписчиков Яндекс.Дзена, какой процент дочитываний? Казалось бы, несложная техника, похожая на старое-доброе слайд-шоу, а сколько существует важных нюансов, без которых ваш нарратив будет абсолютно бесполезным для раскрутки. Грамотное владение этим инструментом позволяет стремительно прорваться через порог в 7000 полных просмотров, преодоление которого необходимо для начала монетизации канала на Яндекс.Дзен
Итак, нарративы в Яндекс.Дзене – это мощнейший инструмент, освоение которого гарантированно сделает ваш канал в Дзене лучше. Не бойтесь узнавать новое, активно используйте эту полезную опцию, пусть ваш контент будет запоминающимся, интересным и разнообразным!
Как создавать эффективные нарративы для Яндекс.Дзен
Семь слагаемых успеха нарратива
Нарративы — это формат публикаций для показа в мобильной ленте Яндекс.Дзен. Он состоит из последовательности карточек с коротким текстом. Фоном нарратива может быть фото или видео. Оптимальное количество карточек в нарративе 7-9 штук. Мы выделили 7 главных пунктов, которые нужно соблюдать, чтобы нарратив приносил результат и был интересен.
1. Идея
Начните с идеи, с того, что вы хотите сказать читателю. Подумайте, для кого вы пишете и что этим людям интересно больше всего, какие у них есть проблемы. Не берите очень широкие темы, наоборот чем уже тема, тем интереснее ее можно раскрыть и больше нарративов создать. Искать идеи вы можете, просмотрев поисковые запросы в Яндекс.Wordstat, изучив частые вопросы клиентов, а также обсуждения по теме в соцсетях и на специализированных форумах. А можно еще посмотреть, о чем пишут конкуренты и сделать немного иначе — посмотреть на тему с другой стороны.
2. Понятная структура
В этом плане нарратив похож на традиционный текст. Важный критерий успеха — понятная структура.
- Заголовок должен заинтересовать.
- Лид — ввести в курс дела и объяснить пользователю, зачем ему смотреть нарратив дальше.
- Внутренние карточки должны показать все самое важное и полезное по теме вопроса
- Заключение — подвести итог и призвать к действию.
Такая несложная последовательность карточек поможет пользователю быстро сориентироваться в теме нарратива, понять его содержание и принять решение совершить, например, переход на сайт, на статью внутри Дзен или посадочную страницу.
3. Яркий заголовок
В интернете существует мнение, что больше всего в Дзене работают кликбейт-заголовки, которые привлекают и, в итоге, обманывают читателей. Команда Яндекс.Дзен опровергает эту информацию и призывает авторов не использовать такой формат заголовков. Как минимум, потому что пользователи часто блокируют каналы с кликбейтом.
Создавайте заголовки, которые будут отражать суть вашего нарратива, привлекут читателя своей пользой или выгодой. Важно, чтобы человек досмотрел нарратив до конца. Дочитывания — показатель, указывающий, какое количество читателей просмотрели публикацию до конца. Они влияют на карму канала.
Каким критериям должен отвечать эффективный заголовок:
Читатель должен сразу понять о чем речь. Если вы пишете о кулинарии, то укажите о чем именно речь: новый рецепт десерта, новое блюдо из мяса. Если речь о товарах для красоты, то укажите какую проблему решаете: новый крем для лица с эффектом выравнивания или другое.
Дополните заголовок особенностью вашего предложения. Это привлечет внимание и повысит интерес. Например, если вы пишете об акции, то укажите размер скидки. Если вы хотите рассказать о новой революционной методике в косметологии, то укажите в чем ее уникальность.
Пишите коротко. Оптимальная длина заголовка 5-7 слов. Чуть больше информации вы можете указать в подзаголовке. Поэтому в самом заголовке оставляйте суть.
Пример заголовка нарратива, канал UserCards4. Четкие описания в карточках
Во внутренних карточках нарратива можно себе позволить чуть больше текста. Оптимальное количество — 1 абзац, 3-4 предложения. Одна карточка — одно утверждение. Не пытайтесь охватить сразу все и рассказать как можно больше.
В нарративе СТД Петрович в каждой карточке отражена одна мысль.5. Эмоциональные фото
Фото должны вызывать положительные эмоции. Если вы хотите рассказать о еде, то найдите фото, где она представлена максимально аппетитно. Чтобы рассказать об интерьере, выберите профессиональные фото, которые показывают его ярко и аккуратно. Фото должно вызвать желание «сделать также», «попробовать», «примерить».
Второй важный момент — если вы решили разместить текст прямо на фото, то смотрите, чтобы он не терялся на нем. Текст можно разместить на относительно однотонной части фото или же вынести его на цветную или белую плашку.
Нарратив канала «Книга животных». Такое фото точно вызовет эмоции и обратит на себя внимание.6. Фото и видео в одном стиле
Подбирайте фотографии для нарратива в едином стиле. У них должен быть один цветовой тон, они должны сочетаться. Иначе читатель может не понять вашей идеи. Идеальный вариант — сделать свои фото. Если нет такой возможности, то используйте фотостоки. Обратите внимание на лицензию фотографий в сети, чтобы не нарушить авторские права их владельцев.
С видео сложнее, но если у вас есть длинное видео, то вы можете его разделить на части и использовать внутри карточек. Также можно совместить фото и видео. Так вы можете продемонстрировать процесс использования товара.
7. Понятный призыв к действию
Если вы хотите, чтобы после просмотра нарратива человек совершил действие, то напишите об этом. Предложите перейти по ссылке, поставить лайк. Если этого не сделать, то человек может просто закрыть карточку и пойти дальше. Поэтому четко сформулируйте призыв.
Вместо выводов
Создать эффективный нарратив не совсем просто. Ключевые моменты — яркий визуальный ряд и лаконичный текст. Важно очень хорошо проработать все элементы и составить их в логичную цепочку. Нарратив рассказывает историю с увлекательным началом, интересным содержанием и понятным итогом. Читатель должен сразу понять, что ему делать дальше и какое действие совершить.