Леонардо да Винчи. Универсальный гений эпохи Возрождения
2 мая 2019 года исполнилось 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи – человека, имя которого знают все без исключения. Величайший представитель Итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи скончался в 1519 году. Он прожил всего 67 лет – не так много по нынешним меркам, но тогда это был преклонный возраст.Леонардо да Винчи был настоящим гением, причем одинаково талантливым практически во всех областях науки и искусства, которыми он занимался. А занимался он очень многим. Художник и писатель, музыкант и скульптор, анатом и архитектор, изобретатель и философ – все это Леонардо да Винчи. Сегодня такой разброс интересов кажется удивительным. И действительно, такие гении как Леонардо рождаются даже не раз в столетие.
Сын нотариуса и подмастерье художника
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано в окрестностях городка Винчи, что неподалеку от Флоренции. Собственно, «да Винчи» это и означает «из Винчи». Он был сыном 25-летнего нотариуса Пьеро ди Бартоломео и его возлюбленной крестьянки Катерины. Таким образом, Леонардо родился не в браке – жениться на простой крестьянке нотариус не собирался. Первые годы детства Леонардо провел с матерью. Его отец Пьеро тем временем женился на богатой девушке своего круга. Но детей у них не было и Пьеро решил забрать трехлетнего Леонардо на воспитание. Так мальчика навсегда разлучили с матерью.
Через десять лет умерла мачеха Леонардо. Отец, оставшись вдовцом, женился повторно. Он прожил 77 лет, имел 12 детей, был женат четыре раза. Что касается юного Леонардо, то Пьеро сначала пытался приобщить сына к профессии правоведа, но отрок был к ней совершенно равнодушен. И отец, в конечном итоге, смирился и отдал 14-летнего Леонардо в мастерскую Верроккьо подмастерьем к художнику.
Мастерская находилась во Флоренции – тогдашнем центре наук и искусств, культурной столице Италии. Именно здесь Леонардо да Винчи постигал не только основы изобразительного искусства, но и гуманитарные и технические науки. Юноша интересовался рисованием, скульптурой, черчением, металлургическим делом, химией, изучал литературу и философию. В мастерской Верроккьо, кроме Леонардо, обучались Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, часто бывал Боттичелли. Пройдя курс обучения, в 1473 году 20-летний Леонардо да Винчи был принят мастером в Гильдию Святого Луки.
Таким образом, основной профессией Леонардо все же можно считать изобразительное искусство. Он занимался им всю жизнь и именно рисование было основным источником средств к существованию.
Жизнь в Милане: становление гения
Двадцати лет от роду Леонардо стал работать самостоятельно, благо к этому были все возможности. Кроме очевидного таланта к живописи и скульптуре, он обладал широким кругозором в гуманитарных и естественных науках, отличался прекрасной физической подготовкой – умело фехтовал, демонстрировал большую силу. Но во Флоренции, которая была перенасыщена талантливыми людьми, Леонардо не нашлось места. Несмотря на таланты Леонардо, правивший в городе Лоренцо Медичи имел других любимых художников. И Леонардо да Винчи отправился в Милан.
Музей Леонардо да Винчи в Милане
Именно в Милане прошли следующие 17 лет жизни великого художника, здесь он превратился из юноши в зрелого мужа, приобрел широкую известность. Интересно, что здесь да Винчи реализовался и как изобретатель и инженер. Так, по поручению миланского герцога Лодовико Моро он занялся прокладкой водопровода и канализации. Затем да Винчи начал работать в монастыре Санта Мария делле Грацие над фреской «Тайная вечеря». Это была одна из самых удачных его работ.
Интересной работой была и скульптура, изображающая всадника – герцога Франческо Моро, отца Лодовико. Эта статуя, к сожалению, не сохранилась до настоящего времени. Но есть рисунок да Винчи, по которому можно представить себе, как она выглядела. В 1513 году да Винчи приехал в Рим, участвовал в росписи Бельведерского дворца, а затем перебрался во Флоренцию. Здесь он расписывал палаццо Веккио.
Изобретения да Винчи
Очень интересны революционные для своего времени идеи Леонардо да Винчи, каждую из которых можно назвать гениальным футуристическим проектом. Так, Леонардо да Винчи разработал концепцию витрувианского человека, опираясь на пропорции римского механика Витрувия. Эскиз да Винчи сегодня узнаваем во всем мире – он изображает серьезного мужчину с идеальной мускулатурой.
Еще одно гениальное изобретение Леонардо – самодвижущаяся повозка. Еще тогда, более пятисот лет назад, да Винчи задумывался о том, как создать транспортное средство, которое бы перемещалось самостоятельно, без помощи лошадей, мулов или ослов. И разработал конструкцию деревянного «протоавтомобиля», который двигался за счет взаимодействия пружин с колесами. Уже в наше время по чертежам Леонардо инженеры воссоздали точную копию повозки и увидели, что она действительно способна ехать самостоятельно.
Именно Леонардо впервые пришла идея разработать некий прототип современного вертолета. Конечно, конструкция вряд ли могла бы подняться в воздух, но это не умаляет смелости научного поиска автора. Управлять подобной машиной должна была команда из четырех человек. Не менее впечатляют и разработки парапланов с хлопающими крыльями. Для да Винчи полет человека над землей был настоящей мечтой и он надеялся, что кто-нибудь ее осуществит. Прошли столетия и то, что казалось невероятным в XVI веке, осуществилось. Человек полетел не только в небо, но и в космос, появились не только парапланы, самолеты и вертолеты, но и космические корабли.
Большой интерес Леонардо да Винчи проявлял и к строительству, к городской архитектуре. В частности, он разработал концепцию двухуровневого города, который должен был быть более удобным для жизни и чистым, чем современные художнику итальянские города. Кстати, когда да Винчи жил в Милане, Европу поразила эпидемия чумы. Страшная болезнь была вызвана, в том числе, и колоссальной антисанитарией в тогдашних европейских городах, поэтому да Винчи и задумался о проекте более совершенного города. Он решил создать два уровня города. Верхний предназначался бы для наземных и пешеходных дорог, а нижний – для грузового транспорта, который бы выгружал товары в подвалы домов и лавок.
Кстати, сейчас идея двухуровневого города актуальна как никогда. Можно представить себе, насколько удобными и безопасными для движения и транспорта, и пешеходов стали бы подобные города с подземными тоннелями. Так что да Винчи предвосхитил идеи многих современных урбанистов.
Танк, подлодка, пулемет
Хотя Леонардо да Винчи никогда не имел отношения к вооруженным силам, он, как и многие передовые изобретатели и мыслители своего времени, задумывался и над тем, как улучшить действия войск, морского флота. Так, Леонардо разработал концепцию вращающегося моста. Он считал, что именно такой мост будет оптимальным для быстрого передвижения. Мост из легких и прочных материалов, прикрепленных к канатно-роликовой системе, позволит войску быстрее передвигаться и разворачиваться в необходимом месте.
Знаменит и проект скафандра для ныряния. Леонардо да Винчи жил в эпоху Великих географических открытий. Многие знаменитые путешественники того времени были его земляками – выходцами из Италии, а итальянские города Венеция и Генуя «держали» средиземноморскую морскую торговлю. Да Винчи разработал подводный костюм из кожи, который был соединен с тростниковой дыхательной трубкой и колокольчиком, который находился на поверхности воды. Примечательно, что модель скафандра включала даже такую пикантную деталь как мешочек для сбора мочи – изобретатель заботился о максимальном комфорте ныряльщика и предусматривал даже самые тонкие нюансы погружения под воду.
Все мы пользуемся в жизни штопором. Но разработан этот безобидный предмет кухонной утвари был совершенно с другими целями. Леонардо да Винчи придумал некий прообраз торпеды, которая должна была вкручиваться в обшивку корабля и пробивать ее. Это специфическое изобретение да Винчи полагал использовать в целях подводных сражений.
В 1502 году Леонардо да Винчи создал чертеж, на котором, по мнению многих современных историков, изображен некий прообраз подводной лодки. Но этот чертеж не был подробным и изобретатель, по его собственному признанию, избежал подробностей вполне сознательно. Леонардо, бывший гуманистом, написал рядом с чертежом, что не публикует метод создания приспособления, с помощью которого люди получат возможность длительного нахождения под водой, для того, чтобы некие злобные люди не занялись бы «предательскими убийствами на дне морей, разрушая корабли и топя их вместе с командой». Как видим, да Винчи предугадал появление подводного флота и его использование для атак на надводные корабли и суда.
Был у Леонардо и чертеж некоего подобия современного танка. Конечно, это не танк, но специфическая боевая повозка. Круглую и закрытую со всех сторон повозку приводили в движение семь членов экипажа. Сначала да Винчи полагал, что двигать повозку могут лошади, но затем он понял, что люди, в отличие от животных, не испугаются замкнутого пространства. Главной задачей такой боевой повозки было наступление на противника с целью давить и расстреливать его из мушкетов, расположенных по всей окружности повозки. Правда, как и в случае с подводной лодкой, этот проект Леонардо да Винчи тоже остался лишь на бумаге.
Нельзя не вспомнить и эспрингаль – «попрыгун». Это – устройство, напоминающее катапульту, работающую по принципу скрученной резинки. Сначала натягивается веревкой рычаг, в специальный мешочек кладется камень, а затем натяжение обрывается и камень улетает к противнику. Но, в отличие от традиционного онагра эспрингаль не получил в армиях позднего Средневековья серьезного распространения. При всей гениальности да Винчи, это его изобретение серьезно уступало старинной римской катапульте.
Еще один проект да Винчи в сфере вооружения – знаменитый пулемет. Он был разработан Леонардо потому, что стрельба из огнестрельного оружия в то время требовала постоянного перезаряжания стволов, которое отнимало очень много времени. Для того, чтобы избавиться от этой досадной необходимости, Леонардо придумал многоствольное орудие. По задумке изобретателя, оно должно было стрелять и перезаряжаться практически одновременно.
Тридцатитрехствольный орган состоял из 3 рядов по 11 малокалиберных пушек, соединенных в виде треугольной вращающейся платформы, к которой крепились большие колеса. Один ряд пушек заряжался, из него производился выстрел, затем платформа переворачивалась и ставился следующий ряд. Пока один ряд стрелял, второй охлаждался, а третий перезаряжался, что позволяло вести почти непрерывный огонь.
Друг французского короля
Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли во Франции. Король Франции Франциск I, ставший покровителем и другом художника, в 1516 году пригласил да Винчи поселиться в замке Кло-Люсе, рядом с королевским замком Амбуаз. Леонардо да Винчи был назначен главным королевским художником, архитектором и инженером Франции и получил ежегодное жалование в тысячу экю.
Судя по всему, в 1517 году у Леонардо да Винчи произошел инсульт, в результате которого онемела правая рука. Художник с трудом передвигался. Последний год жизни он провел в постели. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался, окруженный своими учениками. Великого Леонардо похоронили в замке Амбуаз, а на могильной плите выбили надпись:
В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства.
Универсальный человек Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи — универсальный гений
Универсальный человек Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи — универсальный гений
Леонардо да Винчи принадлежит к тем людям, которых по праву называют титанами Возрождения. Многообразие его интересов и талантов поражает. Стремясь к совершенству в живописи, он изучал анатомию; стараясь достигнуть успехов в инженерном деле, он предложил множество изобретений, которые опережали свое время на несколько веков, материал для них черпал в живой природе. Для строительства мостов и статуй он использовал математику, которой поверял и музыку. Леонардо казался живым воплощением идеи универсального человека—идеала итальянского Ренессанса. Его называли служителем дьявола и божественным духом, итальянским Фаустом и чародеем. Так кем же он был?
Полное имя гения звучит так: Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи. Но родился он, быть может, не в самом этом флорентийском городке, а поблизости, в селении Анкиано 15 апреля 1452 г. Его родители — молодой нотариус Пьеро и крестьянка Катарина — не были женаты, и вскоре заключили брачные союзы с другими людьми. Несколько лет мальчика воспитывала мать, а потом отец забрал сына в свою семью. Считается, что Леонардо всю жизнь старался воссоздать образ матери в своих живописных трудах. Отец пытался приобщить Леонардо к юриспруденции, но вскоре понял, что у мальчика другая судьба, и отдал его в ученики к знаменитому флорентийскому художнику Вероккьо. В 1480 г. у Леонардо уже была собственная мастерская. Через два года его пригласили в Милан, ко двору Лодовико Сфорца.
Здесь он начал работу над конным памятником Франческо Сфорца. В 1495—1498 гг. создал знаменитую фреску «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария делла Грацие в Милане.
Времена были неспокойными, из-за династической распри страна оказалась на много лет полем боя. В 1499 г. Милан захватили французские войска, и модель памятника Сфорца
В 1512г. Леонардо переехал в Рим, под покровительство папы Льва X. А в 1 51 б г. принял приглашение нового короля Франции Франциска I и переселился во Францию, где и умер три
года спустя. Он был похоронен в замке Амбуаз. На его могильной плите выбили надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».
Так что Франция считала гения своим. Благодаря этому переезду именно во Франции оказалась, пожалуй, самая загадочная картина Леонардо — «Мона Лиза», или «Джоконда». Художник Джоджо Вазари сообщает, что в 1503 г. флорентийский торговец шелком Франческо дель Джокондо заказал Леонардо портрет своей жены Лизы Герардини. По непонятной причине Леонардо не отдал картину заказчику, а увез ее с собой во Францию. Этот поступок пытаются объяснить тем, что на картине изображена вовсе не Мона Лиза. Думают, что это Екатерина Сфорца, дочь миланского герцога, маркиза Мантуи Изабелла д’Эсте, или же герцогиня Костанца д’Авалос, возлюбленная Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо. Думают также, что художник вообще изобразил идеальную женщину, чтобы воплотить свои идеи, высказанные в трактате о живописи. Подругой, весьма распространенной, версии Джоконда — автопортрет самого Леонардо. Однако скорее всего, он все же написал именно Мону Лизу, потому что сегодня живы люди, принадлежащие к тому же роду, очень похожие на нее.
Титаны возрождения это. «Титаны Возрождения*.
Культура эпохи Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Творцы культуры того времени — ученые, художники, писатели -были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы
природы.
Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой личности. В области механики Леонардо сделан первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позволяющими судить об общих закономерностях строения организма.
Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период творческой зрелости великого скульптора открывают статуя Д’1′ вида и статуя Мадонны. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме воплотившая его представления о жизни и ее противоречив Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме. Живописец и архитектор Рафаэль Санти прославил земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отражена серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной картиной художника является «Сикстинская мадонна».
Испанский художник Эль Грека воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической характеристикой персонажей. Другой испанский живописи, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличающиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свойственны народность и реализм типов.
Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства выразительности, отвечающие требованиям гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и механикой.
Известным нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером является Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового характера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости.
Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн, мастер портрета, картин на библейские и мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило художнику создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.
Титаны возрождения. ТИТАН ВОЗРОЖДЕНИЯ МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ
в безграничные возможности человека, его интеллект и волю. Человек — творец своей судьбы и самого себя, оттого фигура человека стала основной темой искусства этого титана XVI века.
Свой художнический путь Микеланджело начал со скульптуры. Его могучие фигуры стали символом нового человека — героя-победителя, борца. Но мастер возвел и немало архитектурных сооружений, где скульптура играла ведущую роль (гробница Медичи во Флоренции — наиболее известное из них). Однако самое великолепное творение Микеланджело-архитектора — собор Святого Петра в Риме. Здесь же находится и самая значительная работа зрелого мастера — фрески Сикстинской капеллы, выполненные по заказу папы Юлия II. Микеланджело работал над этим шедевром четыре года. Грандиозная роспись в Ватикане была исполнена им без помощников.
НЕПОКОРНЫЙ СЫН
Микеланджело Буонарроти родился в 1475 г. в небольшом городке Капрезе, неподалеку от Флоренции. Его отец был подеста (городской голова) в Капрезе и Кьюзи, а потом управляющим таможней во Флоренции. Семья принадлежала к знатному, но обедневшему роду. Детство будущий гений провел в Тоскане, в Сеттиньяно, где у отца было имение. Около 1885 г. юного Микеланджело привезли во Флоренцию и отдали в латинскую школу. Однако прилежанием ученик не отличался и часто убегал с уроков. Уже тогда, по свидетельству Вазари, Микеланджело стал посещать церкви, чтобы посмотреть, как работают живописцы. Там он впервые начал копировать картины. Но отец Микеланджело посчитал, что художества не самое достойное занятие для его сына, и нет никакой разницы между скульптором и каменотесом. Потому острый конфликт отца и сына кончился тем, что тринадцатилетний Микеланджело бросил школу и ушел в мастерскую известного художника Доменико Гирландайо, хорошего, но прозаичного мастера, у которого проучился около года.
Полимат это. А вы знаете кто такой полимат? Просвещаемся с BIS ART GALLERY
Все слышали выражение «Человек эпохи Возрождения», однако не все могут дать точное определение этому термину. Так кто же он?
Микеланджело Буонарроти, Давид, деталь, 1501-1504, мрамор, 5.17 м. Галерея Академии, Флоренция
В отличие от Средневековой эпохи, где во главу мироздания ставился Бог, эпоха Ренессанса возвела на пьедестал Человека. Гуманистические идеи захватили умы современников и определение «человек эпохи Возрождения» в значительной степени появилось благодаря выдающимся художникам, великим мыслителям и ученым эпохи европейского Возрождения (начиная примерно со второй половины 15 века).
Рафаэль Санти, Афинская школа, 1509-1510, фреска, 440х770. Апостольский дворец, Ватикан
Человек эпохи Возрождения или «полимат» – это всесторонне развитая личность, которая обладает многими знаниями и является специалистом в нескольких научных дисциплинах. Галилео Галилей, Николай Коперник, Леон Баттиста Альберти, Исаак Ньютон – это самые важные имена людей, которые являлись исследователями сразу в нескольких сферах науки и искусства.
Первый из ярчайших представителей, истинного человека эпохи Возрождения –Леонардо да Винчи. Он был художником, инженером, анатомом, интересовался многими другими дисциплинами и добился больших успехов в своих исследованиях.
Леонардо да Винчи, Витрувианский человек, 1490, чернила, бумага, 34х26. Галерея Академии, Венеция
Леонардо да Винчи, Анатомический рисунок, чернила, бумага. Royal Collection Trust
Еще один представитель, превосходивший своих современников по универсальности и глубочайшей продуманности творческих замыслов, это Микеланджело Буанарроти. Он был одновременно великим скульптором, живописцем, архитектором и поэтом.
И он верил в безграничные возможности человека, которого он рассматривал как венец творения. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Вот почему человек и человеческая фигура являлись главной и основной темой микеланджеловского искусства.
Микеланджело Буонарроти, Сотворение Адама, 1508-1512, фреска, 280х570. Сикстинская капелла, Ватикан
Микеланджело Буонарроти, Давид, деталь, 1501-1504, мрамор, 5.17 м. Галерея Академии, Флоренция
Фраза Леона Баттиста Альберти: «Люди могут сделать всё, если захотят» , — воплотила основные принципы гуманизма Возрождения, определявшего то, что индивид безграничен в своих возможностях и развитии.
Ян ван Эйк, Святой Иероним, 1442, масло, панель, 20.6х13.3. Детройтский институт искусств
До определенной степени гуманизм не являлся философией, а методом исследований. Гуманисты полагали, что человек в эпоху Возрождения должен прийти к концу своей жизни с прекрасным умом и великолепным телом. Всего этого можно было достичь, постоянно обучаясь и совершенствуясь.
Главная цель гуманизма заключалась в том, чтобы создать универсального человека, который бы объединил в себе интеллектуальные и физические превосходства. Посему самосовершенствование человека, его тела и разума, а также стремление к идеалу стало не просто необходимым, но обязательным аспектом в жизни образованных людей эпохи Ренессанса.
Изобретения да Винчи. 12 гениальных изобретений Леонардо да Винчи
Известную личность окружает множество загадок. Леонардо стал знаменитым еще при жизни, и уже много веков интерес к нему и его творениям не ослабевает. Казалось, ему подвластно все: живопись, архитектура, медицина, музыка, механика – только гений мог успешно изучать настолько разные сферы жизни и науки. Сегодня мы расскажем об изобретательском таланте Леонардо да Винчи и изучим самые гениальные его изобретения.
Летательные аппараты
Вертолет Леонардо да Винчи
Одним из интереснейших изобретений Леонардо да Винчи является аппарат, ставший прототипом современного вертолета. Несмотря на ряд недостатков с точки зрения современного вертолетостроения, конструкция была весьма реалистична. Винтовой механизм, расчеты оптимальных параметров для полета, схемы и чертежи – все говорит о понимании изобретателем основных принципов работы летательного аппарата.
Самолет Леонардо да Винчи
Новой попыткой изобретения летательного аппарата стали работы по созданию самолета. Наблюдая за птицами, изучая пропорции и особенности строения их крыльев, Леонардо да Винчи пытался создать искусственное крыло и конструкцию, способную взлететь в воздух. Получившийся летательный аппарат – вполне рабочая версия современного дельтаплана.
Парашют Леонардо да Винчи
Изобретатель сделал все необходимые расчеты для конструирования летательного аппарата, предназначенного для плавного и безопасного спуска с большой высоты. Парашют сделан в виде каркаса, обтянутого плотной тканью, и напоминающего по форме пирамиду. В дальнейшем эскизы парашюта и расчеты были использованы для создания современного парашюта.
Колесная механика
Самоходная тележка Леонардо
Конструкция тележки напоминает современный автомобиль. Анализ чертежей не смог объяснить, каким образом она должна приводиться в движение. Возможно, предполагалось использование пружинного механизма.
Роботизированный рыцарь Леонардо да Винчи
Это устройство стало возможным благодаря тщательному изучению мастером анатомии человека. Оно было создано при жизни изобретателя. Робот служил развлечением для гостей. Предположительно он умел ходить, сидеть и двигать челюстями.
Танк Леонардо да Винчи
Схема была изготовлена на заказ и представляла собой бронированную машину, напоминающую черепаху. По сторонам конструкции должны были располагаться орудия, а внутри было место для «экипажа».
Подшипник Леонардо да Винчи
Среди рисунков гения были найдены изображения шарикового подшипника. Если проанализировать изобретения Леонардо да Винчи, многие из них должны были работать с помощью этого устройства.
Подъемные механизмы
Краны для подъема грузов Леонардо да Винчи
Были найдены чертежи подъемных кранов различных модификаций. Среди них кран для подъема длинных грузов, молоточная система для подъема объектов, кран на платформе, передвижной подъемный кран. В этой сфере мастер добился серьезных результатов.
Архитектурные изобретения
Мосты Леонардо да Винчи
Известно о нескольких вариантах изобретенных мостов. Подвесной мост, раздвижной мост, арочный самоподдерживающийся мост. К сожалению, большинство из этих изобретений остались лишь проектами.
Водные приспособления
Усовершенствование архимедова винта
Изобретатель доработал механизм, созданный Архимедом. Благодаря этому стала возможна работа винта с меньшими потерями, а объем доставляемой воды увеличился. Принцип работы механизма до сих пор используется в сельском хозяйстве и устройстве насосных станций.
Водолазный костюм Леонардо
Экспериментальная конструкция, созданная по чертежам изобретателя, была не совсем идеальна, но общее описание и схема были верными. По логике мастера, водолазы в этом костюме были способны дышать под водой, используя специальный подводный колокол. Предполагалось также, что аппарат будет оснащен стеклянной маской и дыхательной трубкой.
Колесная лодка Леонардо да Винчи
Леонардо смог создать чертежи лодки с лопастями и гребным колесом. С помощью педального механизма колесо вращалось, и лодка приводилась в движение. Во времена гения водное сообщение было особенно актуальным, и изобретение имело большое практическое значение.
Могучая кучка. Знаменитая «Могучая кучка» (состав, главная идея)
Так называемая «Могучая кучка» (состав которой был совсем небольшим) – это союз русских композиторов, который сложился в конце 50-х-начале 60-х годов 19 столетия. Ее еще называли «Новой русской музыкальной школой» или Балакиревским кружком. Само же название привилось с легкой руки критика Стасова В.В. и привилось мгновенно, превратившись в общепринятое название союза. За границей его именовали «пятеркой».
Члены «Могучей кучки»Кто входил в «Могучую кучку»? Балакирев М.А., Бородин А.П., Мусоргский М.П., Кюи Ц.А. и Римский-Корсаков Н.А. Эти талантливые композиторы стремились найти новые формы, в которых смогли бы воплотить образы из русской современности и родной истории, а также способы сделать свою музыку более близкой и понятной широкой публике. Воплощением такого подхода стали оперы Бородина «Князь Игорь», Римского-Корсакова «Псковитянка», Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов». Именно народные сказки, эпос, национальная история и народный быт становились источниками вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов.
История сообщества
Итак, «Могучая кучка», состав ее и история создания. В 1855 году из Казани в столицу приезжает молодой Милий Алексеевич Балакирев, выступает с большим успехом как пианист, любим публикой, знакомится с Владимиром Васильевичем Стасовым (знаменитый критик, историк, искусствовед и археолог, был связан дружбой со всеми крупнейшими русскими художниками и музыкантами, был помощником, советником и пропагандистом их произведений). Через год Балакирев знакомится с Цезарем Антоновичем Кюи. Тот учился в Военно-инженерной академии, но безумно любил музыку, и потому так увлекся смелыми взглядами и предложениями нового знакомого, что написал оперы «Кавказский пленник», «Сын мандарина» и скерцо для фортепиано.
Чуть позже «Могучая кучка» (состав: Балакирев, Стасов, Кюи) пополнилась за счет присоединения Модеста Петровича Мусоргского, гвардейского офицера Преображенского полка, осознавшего, что его призвание – музыка. Он выходит в отставку, занимается музыкой, литературой, философией, историей, увлекается взглядами новых друзей. В начале 60-х годов «Могучая кучка» (состав на тот момент: Балакирев, Кюи, Стасов, Мусоргский), которой симпатизировал и Даргомыжский, обогащается с приходом Александра Порфирьевича Бородина и Николая Андреевича Римского-Корсакова. Бородин был в музыке самоучкой, но самоучкой разносторонним и очень прилежным. Еще во время учебы в Медико-хирургической академии он играл в разных любительских ансамблях на виолончели, написал несколько камерных сочинений. Его эрудицию и яркое дарование очень быстро понял и оценил Балакирев. Ну а Римский-Корсаков уже был сложившейся в музыке фигурой, гением, произведения которого публика очень любила.
Главные идеи «кучки»
Именно жизнь, чаяния и интересы русского народа стали главной темой в творчестве членов кружка Балакирева. «Могучая кучка» композиторов (состав их не ограничивался пятеркой, потому что многие именитые сочинители того времени были знакомы или дружны с «кучкистами») записывала, изучала образцы народного творчества и фольклора, вплетала народные песни и сказания в «серьезную» симфоническую музыку и оперы. Примеры таких шедевров – «Снегурочка», «Хованщина», «Царская невеста», «Борис Годунов». Важным оказался и восточный элемент, мелодии иных народов – украинцев, грузин, татар, испанцев, чехов и многих других. Это «Исламей», «Тамара», «Князь Игорь», «Золотой петушок», «Шехерезада».
Видео леонардо да Винчи — Рисунки & Цитаты. Универсальный человек искусства Высокого Возрождения.
Универсальный человек – Леонардо да Винчи
Янв 10 2015
Автор: Ирина Сташенко • Известные Люди • • Метки: 21 век, дети 21 века, психоматрица Александрова, человек
Поделитесь этой статьей в соцсетях с вашими друзьями, и другим пригодится, и вам зачтется. Благодарю! Благодарю! Благодарю!
Психоматрица да Винчи и дети 21 века – что общего?
Википедия: «Универсальный человек, энциклопедист, полимат – тот, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не ограничены одной областью знаний и единственной областью их применения, но и добивающийся ощутимых практических результатов по всем направлениям. Многие античные и средневековые учёные были полиматами в современном понимании феномена. История знает достаточно много учёных или художников, чей талант проявился и в науке, и в искусстве – и это тоже универсализм.»
Леонардо да Винчи один из самых ярких примеров такого уникального проявления человеческого универсализма.
В наше время, и особенно уже в 21 веке, очень просто быть полиглотом, энциклопедистом или эрудитом. Изобилие информации никогда раньше не могло быть так доступно практически любому человеку, как сейчас. Но даже сегодня не так много людей, которых можно отнести к эрудитам. А уж к «универсальным», тем кто смог не просто много знать но и много сделать в разных областях жизни и знаний – единицы. В чем же секрет?
Почему каждый человек не может так просто использовать доступные для всех знания, применять их в своей деятельности? Или может, но не хочет?
У детей 21 века есть все возможности для того, чтобы массово проявлять универсальность. Люди родившиеся в 20 веке, такой возможности лишены, даже учитывая огромную доступность к знаниям и всем тем благам, которые сегодня есть.
Читайте дальше, чтобы узнать почему.
Психоматрица – резерв возможностей
Весь спектр легко доступных человеку возможностей заложен в его психоматрице, которая рассчитывается по дате рождения:
- Все качества, которые есть в психоматрице – легко могут быть человеком проявлены. Они у него есть с рождения.
- Все качества, которых не достает в психоматрице (пустые клетки) должны быть ему в детстве привиты родителями, а на протяжении жизни закреплены. Тогда это будет означать, что с задачей по наработке недостающих качеств он справился.
Почему такое длинное вступление и к чему я веду? Имя Леонардо да Винчи в заголовке статьи дает ответ на этот вопрос – говорим об универсальном человеке, и ищем причины этих способностей с помощью Нумерологии Пифагора. Более того, в результате этого исследования мы увидим в чем секрет детей 21 века. Почему эти детки такие особенные.
Итак, ищем общее между эпохой Возрождения и 21 веком
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции. Примечательна запись в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372—1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео»
Эта информация для нумерологии есть поистине бесценной, так как дата рождения такого уникального человека известна с точностью до часа. А это уже поле для исследования и, конечно, выводов. Индивидуальные психологические качества заложенные в человеке с рождения описываются психоматрицей Александрова.
Психоматрица Леонардо да Винчи:
15 4 1452
22 4 20 2
11 444 —
22222 55 —
— — —
Совсем недавно я опубликовала статью о психоматрицах детей, родившихся после 2000 года. И говорила о том, что главной особенностью детей 21 века есть часто отсутствие единиц и девяток в психоматрице, обязательное наличие одной или больше двоек и большое количество пустых ячеек, т.е. отсутствие цифр в ячейках.
Посмотрите на психоматрицу Леонардо – все совпадает – и отсутствие девятки, и наличие аж пяти двоек и пять пустых ячеек.
Начнем с пустых ячеек посмотрим какие качества отсутствовали у него изначально:
- Тройка (нет) – интерес, знания, техника, наука и стремление к исследованиям
- Шестерка (нет) – физический труд, мастерство
- Семерка (нет) – познание мира, созидание
- Восьмерка (нет) – правдоискательство, терпимость, доброта, забота
- Девятка (нет) — память, предвидение или ясновидение
Да Винчи очень успешно выполнял свою задачу прихода в этот мир, нарабатывая всю жизнь все эти качества.
Доступность к знаниям, бессистемность их получения и свобода действия привели к такому необузданному и хаотичному проявлению способностей у Леонардо. Не у многих людей тогда была возможность получать знания и свобода в жизни делать то, что желаешь. А потому и не дали те времена много по настоящему универсальных людей.
В 21 веке совершенно другая картина: образование доступно и даже необходимо, мир глобализован и универсален. Можно ожидать, что уже первое поколение родившихся после 2000-го года массово даст универсальных людей, как только они станут взрослыми.
Универсальность Леонардо да Винчи
(Дальше использованы материалы сайта http://leovinci.ru/)
Читайте, чтобы узнать каким человеком может стать ребенок, родившийся в 21 веке.
Среди титанов Возрождения одно из первых мест по праву принадлежит Леонардо да Винчи. Сила его ума его гениальные научные предвидения, его замечательные технические изобретения, наконец, его великое реалистическое искусство — все это повергало в изумление уже людей Ренессанса, склонных воспринимать Леонардо как живое воплощение того идеала всесторонне развитой личности, о котором мечтали лучшие из мыслителей и писателей XV-XVI веков.
Пулемет, акваланг, танк, дельтаплан, автомобиль, вертолет, парашют… Если попробовать продолжить этот логический ряд, то образованный человек наверняка скажет: Леонардо да Винчи. Вряд ли в истории планеты найдется еще одна личность, которую можно охарактеризовать таким же количеством эпитетов: изобретатель, художник, анатом, музыкант, архитектор, скульптор, инженер, гений, провидец, поэт… Его изобретения опередили время на сотни лет. Его жизнь окутана тайной, а некоторые работы до сих пор вызывают удивление.
Титаническая фигура Да Винчи справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение гения эпохи Возрождения, реализация идеала „героического человека”. Его необычайная одаренность лишь подчеркивала особо значительную степень осуществления тех возможностей к совершенству, которые, по учению гуманизма, заложены в человеке.
Поразительная разносторонность таланта Леонардо, одного из величайших мастеров живописи, и вместе с тем фортификатора и градостроителя, гидротехника и мелиоратора, в равной мере глубоко интересовавшегося проблемами математики и механики, астрономии и космологии, геологии и палеонтологии, анатомии и ботаники, оптики и перспективы – короче говоря, всем нераздельно миром окружающей человека природы и самим человеком в этом мире, – разносторонность, вызывавшая у современников смесь восхищения и подозрительности и заставившая отдаленных потомков заговорить о предвосхищении им на много столетий позднейших научных открытий, – если не степенью развития, то самим фактом своего существования вполне вписывается в общую картину художественного и научного творчества эпохи Возрождения.
Еще при жизни о Леонардо да Винчи ходили легенды. Его называли магом и чародеем. Всезнающим ангелом и антихристом. Не было людей равнодушных к его персоне. Его либо обожали, либо ненавидели, либо обожали и ненавидели одновременно. Он был загадкой для современников и до сих пор остается одной из самых таинственных фигур в истории человечества.
Многие из его современников с сожалением замечали, что мастер Леонардо тратит время на бесполезные изобретения, вместо того чтобы полностью сконцентрироваться на живописи. Еще более их огорчали вечные эксперименты мастера с красками. Так, знаменитая „Тайная Вечеря”, которую Леонардо решил писать маслом, начала разрушаться еще при жизни художника. А неспособность посвятить себя одному делу приводила к тому, что выполнение заказов затягивалось до неприличного…
Леонардо интересовало все, что он видел. Причем в сфере его интересов находили место даже такие странные и нелепые вещи, как сотворение зловония. Абсурдная идея приобретает смысл, лишь когда понимаешь, что Леонардо этот метод предлагал как один из вариантов ведения войны. Как писал Джорджо Вазари, «дивным и божественным был Леонардо, сын Пьеро из Винчи, и он достиг бы великих итогов в науках и письменности, не будь он таким многосторонним и непостоянным».
Леонардо принимался за изучение многих предметов, но потом бросал их. Впрочем, современники не слишком хорошо знали Леонардо, для них он был тайной за семью печатями. Его образ жизни был непонятен. Маэстро не ел мяса, спал по пятнадцать минут каждые четыре часа, игнорируя ночь, как таковую. Писал левой рукой, что в ту пору считалось признаком недобрым, к тому же записи свои вел зеркальным письмом, что уж вовсе было непонятно и даже страшно. Его нередко видели стоящим возле виселицы с блокнотом в руке, куда он тщательно без каких-либо эмоций зарисовывал фигуру покойника, не упуская ни малейшей детали в выражении его лица и позе. К себе в дом он водил уродов и с увлечением писал карикатуры с несчастных людей. Было ли это проявлением бесчувственности или просто очередным исследованием? Для представителей низших сословий ответ был один – мастер не имеет сердца. Странный человек с прекрасной наружностью, изысканными манерами в экстравагантном дорогом платье вызывал страх у людей низшего сословия, считавшего его колдуном, который вступил в сделку с дьяволом. Некоторые изобретения Леонардо изумляли и более просвещенных людей того времени. Его замысел сотворить летательный аппарат, подобный крыльям, казался абсурдным, что уж говорить о лыжах для хождения по воде или акваланге, чтобы передвигаться по дну. Стремление гения проникнуть в сферы, недоступные человеку, отпугивало людей, как признак то ли безумия, то ли безверия.
«Только одиночество дает необходимую свободу» – эти слова довольно часто встречаются в дневниках Леонардо. И, если верить современникам художника, он был абсолютно свободен. Не имел близких друзей, почти не общался с родственниками, не был женат и не влюблялся, хотя и существует весьма туманная версия о его страсти к Джоконде и менее туманная – к мальчику, ученику по имени Салаи.
Он не был патриотом и, не задумываясь, мог разрабатывать военные приспособления для герцогов как Флорентийских, так и Миланских, не говоря уже об изобретениях, появившихся на свет во время службы Леонардо при французском дворе. Сегодня его назвали бы космополитом, но в те времена подобное пренебрежение отечеством было недопустимо. Леонардо не понимали, но не могли не восхищаться.
Современное представление о Леонардо немногим отличается от представлений людей рубежа XV-XVI веков. Мы так и не знаем, каким он был на самом деле. Свои дневники Леонардо посвящал наблюдениям, исследованиям, предсказаниям, но не себе самому. Коротко, без эмоций и страстей, он сообщал в них только о смерти матери или о кончине герцога Лодовико Моро. Это – еще одна загадка Леонардо.
Может быть, именно поэтому он не старался раскрывать душу на страницах своих тетрадей, что для него гораздо важнее было поведать о тех открытиях, которые он совершил. Но, с другой стороны, известно, что далеко не все дневники гения дошли до наших дней. Утеряны или намеренно уничтожены они были, остается еще одной тайной, связанной с именем Леонардо да Винчи.
P.S. Если вы дочитали до конца и у вас есть ребенок, родившийся в 21 веке, сможете ли вы провести аналогии между ним и этим моим описанием Леонардо да Винчи? Возможно, пока нет. Дети еще не выросли и не в полной мере пока проявляют себя. Но время летит быстро, и лучше родителям вовремя позаботится о создании благоприятных условий для развития их универсальных детей. Сделайте нумерологический расчет даты рождения, чтобы узнать возможности именно своего любимого ребенка.
А это уже «интересности», специально для тех, кто добрался аж до этого места
Источник: www.adme.ru/tvorchestvo/genij-leonardo-da-vinchi-489205/
Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, – Зло. Леонардо много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков. Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника. И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека – молодого, но преждевременно одряхлевшего и пьяного. Художник приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и вскричал: – Я уже видел эту картину раньше! – Когда? – удивился да Винчи. – Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.
Леонардо да Винчи — универсальный гений
Леонардо да Винчи принадлежит к тем людям, которых по праву называют титанами Возрождения. Многообразие его интересов и талантов поражает. Стремясь к совершенству в живописи, он изучал анатомию; стараясь достигнуть успехов в инженерном деле, он предложил множество изобретений, которые опережали свое время на несколько веков, материал для них черпал в живой природе. Для строительства мостов и статуй он использовал математику, которой поверял и музыку. Леонардо казался живым воплощением идеи универсального человека—идеала итальянского Ренессанса. Его называли служителем дьявола и божественным духом, итальянским Фаустом и чародеем. Так кем же он был?
Полное имя гения звучит так: Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи. Но родился он, быть может, не в самом этом флорентийском городке, а поблизости, в селении Анкиано 15 апреля 1452 г. Его родители — молодой нотариус Пьеро и крестьянка Катарина — не были женаты, и вскоре заключили брачные союзы с другими людьми. Несколько лет мальчика воспитывала мать, а потом отец забрал сына в свою семью. Считается, что Леонардо всю жизнь старался воссоздать образ матери в своих живописных трудах. Отец пытался приобщить Леонардо к юриспруденции, но вскоре понял, что у мальчика другая судьба, и отдал его в ученики к знаменитому флорентийскому художнику Вероккьо. В 1480 г. у Леонардо уже была собственная мастерская. Через два года его пригласили в Милан, ко двору Лодовико Сфорца.
Здесь он начал работу над конным памятником Франческо Сфорца. В 1495—1498 гг. создал знаменитую фреску «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария делла Грацие в Милане.
Времена были неспокойными, из-за династической распри страна оказалась на много лет полем боя. В 1499 г. Милан захватили французские войска, и модель памятника Сфорца
была сильно повреждена. В 1502 г. Леонардо предложил свои услуги архитектора и военного инженера кардиналу Чезаре Борджиа, но уже через год возвратился в Милан, чтобы служить французскому королю Людовику XII, под чьим контролем находился в то время север Италии.
В 1512г. Леонардо переехал в Рим, под покровительство папы Льва X. А в 1 51 б г. принял приглашение нового короля Франции Франциска I и переселился во Францию, где и умер три
года спустя. Он был похоронен в замке Амбуаз. На его могильной плите выбили надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».
Так что Франция считала гения своим. Благодаря этому переезду именно во Франции оказалась, пожалуй, самая загадочная картина Леонардо — «Мона Лиза», или «Джоконда». Художник Джоджо Вазари сообщает, что в 1503 г. флорентийский торговец шелком Франческо дель Джокондо заказал Леонардо портрет своей жены Лизы Герардини. По непонятной причине Леонардо не отдал картину заказчику, а увез ее с собой во Францию. Этот поступок пытаются объяснить тем, что на картине изображена вовсе не Мона Лиза. Думают, что это Екатерина Сфорца, дочь миланского герцога, маркиза Мантуи Изабелла д’Эсте, или же герцогиня Костанца д’Авалос, возлюбленная Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо. Думают также, что художник вообще изобразил идеальную женщину, чтобы воплотить свои идеи, высказанные в трактате о живописи. Подругой, весьма распространенной, версии Джоконда — автопортрет самого Леонардо. Однако скорее всего, он все же написал именно Мону Лизу, потому что сегодня живы люди, принадлежащие к тому же роду, очень похожие на нее.
Но в любом случае эта картина, как и другие творения великого художника, свидетельствует о его неоценимом вкладе в искусство. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику, в том числе воспроизвел сфумато—дымку между зрителем и изображенным предметом, смягчающую цветовые контрасты и линии. Однако это была лишь одна из граней его таланта. Сам Леонардо считал себя прежде всего инженером. Правда, только одно его изобретение было признано при жизни — колесцовый замок для пистолета. Старая конструкция приводила к появлению открытого огня. Это демаскировало стрелка. Леонардо изобрел курок с зажатым кусочком кремня, под курком располагалось колесико. Специальным ключом заводилась пружина, после нажатия на крючок колесико приводилось в движение, курок опускался на него, и в результате трения возникала искра.
Леонардо да Винчи интересовали также проблемы полета. Сначала Леонардо надеялся разработать конструкцию крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека.
Однако опыты были неудачными. Затем он пришел к мысли о постройке аэроплана, где человек будет иметь большую свободу действий. Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладающего достаточной силой. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлета и посадки. На вертикальном «орнитоптере» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа. Он писал: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких
ног; а когда он в полете, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… та к надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами… Чтобы увидать летание четырьмя крыльями, пойди во рвы Миланской крепости, и ты увидишь черных стрекоз».
Но не только это занимало гения. В 1485 г., после страшной эпидемии чумы в Милане.Леонардо предложил властям проект идеального города. Город должен был состоять из 10 районов по 30 тыс. жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади. Лодовико Сфорца проект отклонил. Но через несколько столетий власти Лондона признали предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдали приказ следовать им при разбивке новых улиц. А не так давно в Норвегии был построен мост по проекту Леонардо, который он в 1501 г. предлагал турецкому султану Баязету.
Это лишь некоторые примеры из обширного наследия Леонардо. Сам он не публиковал свои работы. После него остались многочисленные эскизы, чертежи, заметки по живописи, инженерному делу, естествознанию, философские рассуждения. После смерти мастера его друг и ученик Франческо Мелыди выбрал отрывки, относящиеся к живописи, из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи». После смерти Франческо Мельци рукописи исчезли. Спустя несколько веков то тут, то там стали появляться разрозненные фрагменты. И не сразу потомки осознали, что все эти заметки по разным областям знаний принадлежат одному человеку. На сегодняшний день известно более 9 тыс. страниц, исписанных рукой Леонардо. Является ли неразрешимой загадкой его универсальность?
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
1451Леонардо да Винчи — феномен гениальности
Охватить масштаб личности Леонардо да Винчи — дело невозможное. Человек, ставший легендой при жизни, остаётся легендой и недостижимым идеалом и в современном мире.
Гений или, как его часто называют, титан Возрождения Леонардо да Винчи личность поистине уникальная. Его жизнь представляет собой удивительный калейдоскоп – во всех сферах, за которые он брался, от живописи до сложных инженерных изобретений он достиг невероятных высот. Между тем о самом Леонардо мы почти ничего не знаем – он был очень скрытным и одиноким человеком, а первая биография была написана спустя 30 лет после его смерти Джорджо Вазари.
Родился Леонардо 15 апреля 1452 года в маленьком городке Винчи на северо-западе Италии. История его семьи хранит несколько загадок, так как неизвестно кем была его мать. Все источники указывают на то, что звали её Катерина, но вот чем она занималась – открытый вопрос. Традиционно считается, что она была простой, юной крестьянкой. Отец Леонардо был нотариус Пьеро да Винчи, которому на тот момент было 25 лет. Отец присутствовал при крещении ребенка и признал его, но по неизвестным причинам первые 4 года жизни Леонардо провел в деревушке Анхиано. В год рождения сына Пьеро женится на Альбиере Амадоре и только спустя 4 года забирает сына к себе. Должность нотариуса в те времена считалась достаточно знатной, поэтому детство и юность Леонардо прошла в благополучии и достатке. Отец был женат 3 раза, имел 12 детей и дожил до 77 лет. Но он, по замечанию Вазари, был обычным человеком, что делает необыкновенность Леонардо еще более интересной. Так или иначе, отец всё же дал хорошее домашнее образование сыну, хотя и бессистемное, о чем потом упоминал в своих записях Леонардо.
Талант юноши проявился уже в раннем возрасте. Интересен эпизод, в котором Пьер да Винчи попросил своего сына раскрасить большой деревянный щит в подарок одному из соседей. Леонардо с радостью и с большой ответственностью подошел к делу, выбрав изображение Медузы Горгоны для рисунка на щите. Рисунок был выполнен настолько реалистично, что отец, увидев его, буквально пошатнулся от ужаса. Конечно, такой шедевр он не мог подарить и оставил себе. Сейчас копия этого щита кисти Караваджо хранится в одном из музеев Франции. Вероятно, именно после этого случая Пьеро решил отдать сына на обучение во Флоренцию, где Леонардо под назиданием известного художника Верроккьо учится живописи. Так начался период в жизни Леонардо да Винчи, получивший название флорентийский.
Флоренция в те времена была одним из главных центров интеллектуальной элиты всей Западной Европы. Леонардо, попав в среду таких известных художников как Боттичелли, Гирландайо, Беллини и многих других, выделяется своей отстраненностью и одиночеством. В его записях хорошо прослеживается, что его одиночество – сознательное. Он считал, что «если ты одинок, то полностью принадлежишь самому себе», и не стремился заводить близких знакомств с кем-либо. Частично поэтому он не входил в кружок интеллектуалов Флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Но не только из-за этого он не мог попасть в интеллектуальную среду того времени. Одной из причин было то, о чем досадовал сам Леонардо – это плохое знание латыни, которая вплоть до Новейшего времени считалась главным языком науки. Но другая причина была важней – Леонардо был художником, а во времена Возрождения художники считались скорее ремесленниками или даже профессиональными малярами, выполняющими заказ; отношение к художникам было как к слугам. Не оцененный по достоинству кружком гуманистов-интеллектуалов, талант да Винчи поражал Верроккьо. Работая в мастерской, учитель поручил Леонардо написать ангела на одном из его полотен. Фигура ангела, написанная да Винчи, настолько поразила учителя, что, по словам Вазари, он больше никогда не взял в руки кисть. Ученик превзошел учителя. Вскоре Леонардо открывает собственную мастерскую.
В это время папа Сикст IV пригласил лучших тосканских мастеров для работы в Ватикане. Среди них были Гирландайо, Боттичелли, Перуджино, Филипп Липпи, Синьорелли и многие другие, но не Леонардо. Возможно, что недооцененный гений испытал некоторую досаду от произошедшего и решился на переезд в Милан. К тому же его инженерные и научные наклонности уже все больше овладевали им, а Милан в это время был практически противоположностью изысканной Флоренции – это был промышленный город, где множество мастеров, оружейников и ремесленников установили крепкое производство. Леонардо просит покровительства у местного хозяйственника Лодовико Сфорца, причем позиционирует себя в первую очередь не как художника, а как инженера, рассказывая в письме о собственных инженерных задумках, таких как пушки, закрытые колесницы, катапульты и баллисты, и лишь одной строчкой упоминает о своей художественной деятельности. Сфорца принимает Леонардо ко двору и даёт различные задания как инженерные, так и связанные с искусством. Одним из заданий была постройка памятника основателю династии Сфорца – Франческо Сфорца. Статуя в виде коня с всадником должна была стать символом законности и величественности власти семьи, и Леонардо принялся за работу. В течение 16 лет продолжалась работа над памятником. После нескольких неудачных отливок, глиняная статуя коня была сделана, но из-за вторжения французов в Милан в 1499 году она безвозвратно была утрачена. К счастью сохранились чертежи, по которым можно судить о необыкновенности задумки Леонардо.
Миланский период всё более утверждает инженерный и художественный талант Леонардо да Винчи. Именно тогда появляются его картины «Дама с горностаем», «Мадонна Литта», «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», множество анатомических и простых карандашных рисунков. Одним из знаменитейших рисунков Леонардо да Винчи является Витрувианский человек – фигура мужчины, в двух наложенных друг на друга позициях, вписанных в окружность и квадрат. Рисунок размером 34,3×24,5 см выполнен чернилами и акварелью. Фигура мужчины показывает математические пропорции человеческого тела в соответствии с данными из трактатов римского архитектора Витрувия. Витрувианский человек является своего рода символом природной идеальности человека, его внутренней симметрии и математической пропорциональности. Рисунок, таким образом, представляет собой одновременно и художественное произведение, и научный труд.
Инженерные разработки и идеи да Винчи, дошедшие до нас в его записях, не могут не удивлять. Поразительно, как человек рубежа XV-XVI веков мог насколько опережать время! В чертежах сохранились проекты вращающейся цепи для велосипеда, машины для массового производства, различные летательные аппараты, станки и многое другое. Он разрабатывал проекты благоустройства городов, конструировал шлюзы, плотины, каналы, мельницы, даже высчитывал стоимость этих проектов, но, к сожалению, никто за них не брался. Неуёмная и интенсивная изобретательская и инженерная деятельность да Винчи будто являлась протестом против тех кружков интеллектуалов, куда он не попал. Он доказывал сам себе, что он всё же входит в этот круг, и делает это на голову выше других.
После вторжения французских войск, Леонардо возвращается во Флоренцию. Здесь он получает поручение от Сеньории участвовать в росписи зала Большого совета дворца Сеньории, где уже на тот момент работал Микеланджело. Так два гиганта эпохи стали работать вместе, хотя и без особой расположенности друг к другу. Как отмечает Вазари, время от времени посмотреть на работу мастеров заходил тогда еще юный Рафаэль. Действительно невероятная ситуация! Примерно в это же время Леонардо пишет свой главный шедевр – знаменитую на весь мир «Джоконду» или «Мону Лизу». История этой картины привлекает искусствоведов всех стран, а загадочная госпожа Лиза дель Джокондо не оставляет равнодушными зрителей. Самое известное произведение живописи в мире оказало невероятнейшее влияние на глобальную художественную культуру, а сам Леонардо да Винчи не расстаётся со своим шедевром, даже уехав во Францию. Таких любимых картин у него было три: «Мона Лиза», «Иоанн Креститель» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».
Некоторое время Леонардо вновь проводит в Милане на службе у французского короля Людовика XII, а затем в Риме у папы Льва X. В 1516 году да Винчи был приглашён ко двору новым королём Франции Франциском I. Он получил звание первого королевского художника, инженера и архитектора, но по сути был просто «украшением» двора – королю было престижно иметь у себя «того самого Леонардо», ставшего уже легендой. К сожалению, здоровье художника ухудшалось, правая рука была парализована, ему всё тяжелее было передвигаться без посторонней помощи, поэтому выполнять свои должностные обязанности он мог. Тогда Франциск I приобрёл у Леонардо «Мону Лизу», чем обеспечил ей сохранность в веках.
Незадолго до смерти художник перебрался в маленький городок Амбуаз, на реке Луаре. В возрасте 67-ми лет Леонардо да Винчи уже был прикован к постели. В полном сознании он пишет завещание: все свои рукописи и книги перешли к одному из его учеников Франческо Мельци. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи тихо ушёл из жизни.
Феномен гениального художника, учёного, писателя до сих пор волнует умы исследователей. Личность Леонардо да Винчи не входит ни в один человеческий размер, размах его деятельности огромен, а влияние, оказанное на всю мировую культуру, невероятно удивительно. Леонардо действительно неисчерпаем, современность рассматривает всё новые и новые аспекты его жизни и творчества, стремясь постичь тайны «универсального человека». В честь него назван астероид, многие авторы используют прототип Леонардо да Винчи в своих произведениях, снимаются фильмы и сериалы так или иначе связанные с наследием великого да Винчи, и многое другое. Он стал больше, чем просто исторически значимой фигурой – он стал образом, титаном и недостижимым идеалом.
Универсальный Леонардо да Винчи
Художественным и научным сторонам деятельности величайшего гения Возрождения посвящена выставка «Леонардо да Винчи. Универсальный человек», открывшаяся в Галереях Академии Венеции.
Даже в эпоху Возрождения, необычайно щедрую на всевозможные таланты, его имя стояло особняком благодаря разнообразию художественных и научных интересов и необычайной плодотворности творческой мысли.
Художник, скульптор, инженер, ученый, музыкант, сценограф, конструктор, изобретатель — все эти качества совмещал в себе сын богатого нотариуса Пьеро да Винчи и крестьянки Катерины, который родился в 1452 году в местечке Анкиано, рядом с городком Винчи в Тоскане.
Слава Леонардо-художника затмила для потомков другие грани его необычайного дарования. Между тем сам Леонардо считал себя прежде всего инженером и ученым, а художником — лишь в «свободное время». Например, в письме к герцогу Милана Лодовико Сфорца, к которому он хотел поступить на службу, он в начале перечисляет свои знания в военном деле, в усовершенствовании оружия, строительстве «легчайших и крепких» мостов, создании «закрытых, надежных и непробиваемых машин» (прообраз современного танка) и только в самом конце указывает, что также может проектировать здания, проводить каналы и создавать скульптуры и картины.
Несмотря на то что Леонардо родился от незаконной связи (его родители так и не поженились из-за неравенства социального положения), он вырос в доме отца, и с пятнадцати лет начал посещать мастерскую Андреа дель Верроккьо во Флоренции, где особенное внимание уделялось рисунку. Именно способность прекрасно рисовать помогла Леонардо не только в искусстве живописи, но и в его многочисленных и разнообразных научных изысканиях.
На выставке, после тридцатилетнего перерыва, впервые демонстрируются 52 рисунка Леонардо из крупнейших итальянских и зарубежных собраний.
По окончании выставки все рисунки вернутся в сейфы, где они хранятся в абсолютной темноте и при определенной температуре, так как эти ценнейшие графические работы необычайно хрупки.
Разделы выставки подробно рассказывают о Леонардо — художнике и ученом. В разделе «Этюды пропорций» экспонируется знаменитый «Витрувианский человек». Рисунок был сделан в 1490 году для определения пропорций мужского тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия. Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке стало одним из великих достижений того времени, и в своей работе Леонардо поднялся до наивысшего взаимопроникновения искусства и науки.
Раздел «Ботаника» также свидетельствует о разнообразии его интересов. Часто на одном листе он рисует три различных вида растения, а рядом появляются геометрические расчеты, портреты людей и облака. Ими заполнены листы с обеих сторон — ум Леонардо был одновременно занят самыми разными проблемами. Иногда рядом с рисунками он пишет пояснения. Леонардо, как известно, был левшой и писал справа налево, так что его записи можно прочесть лишь с помощью зеркала.
Эскизы танцовщиц в разделе «Леонардо и Франция» раскрывают художника с малоизвестной стороны — как организатора празднеств при дворах Лодовико Сфорца и короля Франции Франциска I.
Большой раздел посвящен утраченной фреске «Битва при Ангиари», на которой была изображена победа флорентийцев над миланцами в 1440 году и которая находилась в «Зале Пятисот» в Палаццо Веккьо во Флоренции. Десять подготовительных рисунков и копия картины «Битва за штандарт» из Галереи Уффици, представленные на выставке, свидетельствуют о том, что осталось от этого грандиозного замысла.
Художнику не везло с его фресками. Как для знаменитой «Тайной вечери» в монастыре Санта Мария делле Грацие в Милане, так и в этой работе, он использовал новую технику, соединив темперу с маслом. Это позволяло добиваться более тонких эффектов в изображении деталей и работать более медленно, но, к сожалению, повлекло за собой быстрое выцветание красок.
Фреска «Битва при Ангиари» частично начала выцветать и портиться уже в процессе работы, и художник, разочарованный, забросил ее. Позже «Зал Пятисот», где собирался Большой совет Флорентийской республики, был перестроен, а стену, на которой находилась фреска Леонардо, заново расписал Джорджио Вазари.
Тем не менее, многие ученые питают надежду, что шедевр Леонардо не потерян. Последние исследования показали, что между новой и старой стенами зала есть расстояние в 3-4 сантиметра. К тому же на фреске Вазари, на одном из штандартов, осталась интригующая надпись: «Кто ищет - найдет». Это позволяет надеяться, что Вазари, испытывавший по отношению к Леонардо восхищение и благоговение, не стал уничтожать его труд, а лишь закрыл его второй стеной.
Жизнь Леонардо отнюдь не была легкой и безмятежной. Большую ее часть он провел вдали от Флоренции, путешествуя от одного княжеского двора к другому по всей Италии. Он состоял на службе у могущественных правителей Медичи, Сфорца, д’Эсте, Борджиа, у папы Льва X. Несмотря на то, что его живописные работы восхищали современников, тем не менее он не был приглашен расписывать Сикстинскую капеллу в Ватикане, над которой трудились лучшие мастера того времени. Возможно, причиной тому стало то, что за Леонардо закрепилась слава художника, не всегда доводившего до конца свои начинания и занятого больше научными опытами, чем живописью.
В силу этого он редко появлялся при дворе в качестве художника. Гораздо чаще он вынужден был предлагать свои услуги как инженер, музыкант, проектировщик защитных сооружений или организатор празднеств и торжеств.
Его гений предвосхитил многие важные открытия последующих веков. Например, среди его рисунков есть проект «органа с 33 трубками» — прообраз… пулемета. Он думал над созданием разрывных снарядов. Для защиты осажденных крепостей изобрел хитроумную систему, чтобы сбрасывать лестницы, по которым поднимались на стены атакующие войска.
Однако большинство его военных проектов было отвергнуто - настолько они казались фантастическими и невыполнимыми, а иные сам их создатель не захотел придавать гласности, опасаясь «плохой человеческой натуры».
При жизни Леонардо не был по достоинству оценен современниками. Лишь последние три года его жизни во Франции, при дворе короля Франциска I, были для него спокойными и безоблачными. Наконец-то он получил возможность спокойно заниматься своими научными трудами, и король питал к нему такое безграничное уважение и поклонение, что навещал его почти каждый день.
Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе, близ Амбуаза, оставив своим ученикам рисунки и картины, записи и инструменты для исследований. Выставка в Венеции воздает должное этому универсальному человеку, предвидевшему многие открытия в самых различных областях науки, техники и искусства.http://www.stoletie.ru/zarubejie/universalnyj_leonardo_da_vinchi_860.htm
Леонардо да Винчи — универсальный гений
Леонардо да Винчи (1452-1519). Автопортрет
Великий итальянский художник Леонардо да Винчи проявил себя универсальным творцом. Он был скульптором, архитектором, изобретателем. В Италии его называли чародеем, волшебником, человеком, который может всё. Бесконечно талантливый, он создавал различные механизмы, проектировал невиданные летательные аппараты типа современного вертолета, придумал танк. Гениальный мастер, он внес огромный вклад в искусство, культуру и науку.
Мадонна в гроте (1483)
Написанный им портрет флорентийской девушки «Мона Лиза», или «Джоконда», как предполагается, жены богатого флорентийского купца делле Джокондо, демонстрируется в парижском Лувре и считается шедевром мировой живописи. Столетия улыбка «Джоконды » притягивает к себе миллионы людей-
Леонардо родился близ Флоренции в местечке Винчи, был внебрачным сыном нотариуса Пьеро и простой крестьянки Катерины. Отец пытался приобщить его к своей профессии.
Дама с горностаем (1485)
Но юного Леонардо не интересовали общественные законы, меньше всего хотелось ему заниматься переписыванием бумаг. Заметив тягу сына к живописи, отец отдал его в обучение флорентийскому художнику и скульптору Верроккио. Смотрите — кредит под залог ПТС автомобиля в Москве под 5%. Шесть лет Леонардо изучал секреты художественного ремесла и ваяния. Мастер быстро распознал выдающийся талант в своем ученике и пророчил ему большое будущее.
Джоконда (1503)
В двадцать лет Леонардо начал работать самостоятельно. Он был высоким, стройным, привлекательным юношей, обладал немалой силой, руками гнул подковы, ему не было равных в фехтовании, женщины восторгались им. Но несмотря на многие достоинства, ему не удалось устроиться во Флоренции, где художникам покровительствовал глава Флоренции Лоренцо Медичи Великолепный, которому больше всего нравились работы знаменитого Боттичелли. Леонардо не хотел быть на второй роли и уехал из Флоренции.
Канон мужской фигуры. Рисунок Леонардо да Винчи
Он отправился в Милан, где прожил 17 лет. Именно в Милане Леонардо проявил многие свои таланты. Правитель города герцог Лодовико Моро вначале поручил ему заняться прокладкой водопровода и канализации. С этими проблемами молодой Леонардо успешно справился. Потом он заинтересовался анатомией и сделал несколько рисунков к анатомическому атласу человека. Тогда же он приступил к работе в монастыре Санта Мария делле Грацие над фреской «Тайная вечеря», где отразил завершающий период жизни Христа, когда Он с грустью сказал своим ученикам: «Один из вас предаст Меня». В этой работе Леонардо, как отмечали современники, проявил себя тонким психологом, сумел передать напряженность ситуации и разные чувства, которые охватили учеников Иисуса после этой Его сакраментальной фразы.
Модель летательного аппарата. Рисунок Леонардо да Винчи
В Милане Леонардо сделал одну из своих интересных скульптур — конный портрет отца Лодовика Моро, герцога Франческо . До нашего времени статуя не дошла, ее разбили французы, но остался рисунок художника, который дает представление о масштабе и величии скульптуры. В 1513 году по приглашению Папы Римского да Винчи приехал в Рим участвовать в росписи Бельведерского дворца. Вскоре он вернулся на родину и во Флоренции в большом зале палаццо Веккио сделал фреску «Битва при Ангъере».
В 1516 году он принял приглашение французского короля Франциска I и остаток своих дней прожил в королевском замке Клу около города Амбуаз. В этот период жизни он написал картину «Иоанн Креститель», подготовил цикл рисунков на библейские темы, изобрел приспособление для измерения силы ветра и скорости движения корабля. Среди его работ позднее обнаружились проекты землеройных машин, подводной лодки. После его смерти осталось несколько томов рукописей, которые содержат наброски и чертежи разных машин, назначение которых непонятно до сих пор.
Витрувианский человек — знаменитый рисунок, на котором в круге и квадрате изображен обнаженный мужчина с разведенными руками и ногами. Для художников того времени он считался каноническим. Леонардо создал его для изучения пропорций человеческого тела. Основой ему послужил трактат римского архитектора Витрувия.
Тайная вечеря 1495-1497 гг.