Леонардо да винчи универсальный человек – Леонардо да Винчи — гений или обычный умный человек ? Существуют ли гении ? — Ростислав — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

Флорентийский гений Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи — бастард, ставший гением

Леонардо родился бастардом. Он появился на свет 15 апреля 1452 года от связи потомственного нотариуса Пьеро да Винчи с незамужней крестьянкой Катериной Липпи. В эпоху Ренессанса рождение внебрачных детей, особенно среди правящей аристократии, не считалось чем-то позорным, поэтому семья отца спокойно воспринимает факт рождения Леонардо.

Родись Леонардо да Винчи в законном браке, ему судьбой было бы предначертано стать нотариусом, но он получает только начальное образование, едва владеет латынью и с трудом алгеброй. Его пытливый ум получил свободу выбора, он применяет эмпирический подход к изучению мира и становится самоучкой.

Надо отдать должное Пьеро — он учел творческие способности сына и, чтобы дать ему профессию, из родного Винчи перевез мальчика во Флоренцию. Когда в городе появляется Леонардо, Флоренцией заведует богатое семейство банкиров — Медичи. Они брали под свое крыло художников-новаторов, в числе которых были Леонардо, Боттичелли и Микеланджело, а также покровительствовали художественным мастерским.

Формирование творчества Леонардо да Винчи

Леонардо исполняется 14 лет, и отец пристраивает его подмастерьем к Андреа Верроккьо — художнику и инженеру, под началом которого трудилась одна из лучших мастерских во Флоренции. Работая с Верроккьо, он придумывает и мастерит механизмы для театральных постановок и карнавалов, разрисовывает декорации и пишет картины на заказ. В отличие от своего учителя Леонардо пользуется масляными красками, а не темперой. Разрабатывает метод, размывающий резкие очертания, — сфумато. Во главу угла ставит не только изображение правильной перспективы, но и отражение психологического портрета человека.

В период работы в мастерской он пишет такие произведения, как «Крещение Христа», «Благовещение», большое количество «Мадонн». Венцом его портретной нерелигиозной живописи становится картина «Джиневра Бенчи».

Фото1.jpg

Портрет Джиневры де Бенчи. (wikipedia.org)

Про Леонардо говорили, что это человек редкой красоты и огромной физической силы. Он носил длинные золотые кудри, держался с большим достоинством, надевал яркие, а иногда эпатажные наряды. Единственным недостатком да Винчи становится привычка не заканчивать начатые работы. Поэтому, открыв в 1478 году свою мастерскую, его ожидает полный коммерческий провал.

Изобретения Леонардо да Винчи

Леонардо чувствует, что его способности и круг интересов превосходят его КПД, и в 1482 году решается переехать в Милан. Герцог Лодовико Моро приглашает да Винчи ко двору в качестве постановщика представлений. Он разрабатывает звуковые и технические спецэффекты, придумывает художественную составляющую театрализации, изобретает механизм вращающейся сцены. Гений Леонардо настолько уникален, что ко двору пришлись его песенные (на зависть современным рэперам) и музыкальные импровизации (он не знал нот и играл на слух), он сочинял басни, выступал с бестиариями и «пророчествами», баловал публику фокусами, загадками и шарадами собственного сочинения.

Больше всего Леонардо хочется заниматься инженерным делом. Он берется за разработку военной техники и оружия. На бумаге его военные монстры кромсали человеческую плоть и были придуманы для устрашения врагов, между тем сам Леонардо да Винчи становится вегетарианцем и до конца жизни пропагандирует отказ от мяса из-за любви ко всему живому.

Леонардо имел много друзей, его ценили и уважали. Одной из важнейших работ, которую он провел в сотрудничестве со своими приятелями, стал чертеж «Витрувианского человека». Что касается художественного мастерства, то в миланский период он достигает пика своего совершенства. В эти годы Леонардо создает произведения «Дама с горностаем», «Портрет музыканта» и «Портрет юной невесты». По заказу герцога Лодовико Леонардо расписывает стены церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Там создается одно из главных произведений его жизни — «Тайная вечеря». За работой художника мог наблюдать каждый желающий — акт творчества в эпоху Возрождения превращался в перфоманс. А работал да Винчи очень оригинально, его то душили приступы неистового желания писать, то вдохновение покидало автора, и он уныло сидел рядом со своим творением, ничем не занимаясь, на современный манер, прокрастинируя. В этот раз он закончил произведение, и оно получилось совершенным.

Творчество Леонардо да Винчи в контексте эпохи Возрождения

В свои 50 лет Леонардо возвращается во Флоренцию. В эти годы он начинает писать портрет «Мона Лиза», получает заказ на картину «Святая Анна с Мадонной и младенцем». В это же время написаны полотна «Спаситель мира» и «Святой Иоанн Креститель».

С 1499 по 1512 годы гений ведет кочевой образ жизни, переезжая из Флоренции в Милан и обратно, некоторое время живет в Риме. В какой-то момент Леонардо даже состоит на службе у кровожадного Чезаре Борджиа.

фото2.jpg

Тайная вечеря. (wikipedia.org)

Этот период ознаменуется творческим соревнованием молодого Микеланджело и зрелого Леонардо. Впрочем, соревнование немного потрепало нервы обоим художникам и ничем особенным не закончилось.

фото3.jpg

Предполагаемый портрет Чезаре Борджиа. (wikipedia.org)

У Леонардо была одна особенность — он не зацикливался на деньгах, не любил писать для кого-то, поэтому дорогие сердцу произведения он часто не возвращал заказчикам. Венец творчества да Винчи — «Мона Лиза». Практически 15 лет шедевр путешествовал со своим автором, Леонардо все время что-то доделывал.

Летом 1516 года он поступает на службу к королю Франции Франциску I. Это было время, когда да Винчи полностью мог погрузиться в инженерию. 2 мая 1519 года Леонардо скончался в своей постели.

Леонардо да Винчи похоронили во французском городе Амбуаз, но точное местоположение его останков неизвестно.

Леонардо да ВинчиУниверсальный гений (сборник)

Универсальный гений (сборник)Универсальный гений (сборник)

© «Центрполиграф», 2018

* * *

Универсальный гений

Единственное желание хороших людей – добывать знание

Леонардо да Винчи – человек, вместивший в себя целую вселенную: художник, скульптор, архитектор, строитель, дизайнер, прозаик, поэт, музыкант, философ, баснописец, искусствовед, ученый-естествоиспытатель, анатом, ботаник, зоолог, оптик, изобретатель, гидравлик, вело- и авиаконструктор, филолог, сценограф, геолог, палеонтолог, гидролог, пиротехник, химик, математик, геометр, физик, астроном… один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».

Великий художник родился в 1452 году. Его мать была крестьянкой, отец – представителем знатного рода. Этот человек, конечно же, не женился на женщине, которая родила ему сына, а предпочел ей девушку своего круга. В итальянском обществе в те времена не было принято проявлять особое пренебрежение к незаконнорожденным. К ним относились почти так же, как и к законным наследникам.

В первом браке у отца Леонардо детей не было. Он забрал трехлетнего сына на воспитание, а тот, став художником, многократно пытался воссоздать образ матери на своих полотнах. Что означает фамилия да Винчи? «Родом из Винчи» – небольшого города, расположенного в Тоскане. Фамилии в современном понимании у великого живописца не было. Отец хотел, чтоб сын стал нотариусом. Но Леонардо не проявлял интереса к законам общества. В возрасте 14 лет он поступил подмастерьем к художнику Верроккьо. Леонардо изучал химию, черчение, приобретал навыки работы с кожей, гипсом и, конечно, осваивал основы живописи.

Однажды учитель получил большой заказ. Леонардо он доверил выполнение простой задачи – создать всего одну деталь полотна «Крещение Христа». Отроку это удалось столь мастерски, что учитель был поражен и навсегда бросил живопись. По крайней мере, так утверждает один из биографов Леонардо да Винчи.

Прозаические произведения Леонардо да Винчи дошли до наших дней в беспорядочном виде. Опубликованы они были только в XIX веке. Огромное научное и историческое значение имеют труды Леонардо, посвященные живописи. Этот удивительный человек жил во времена, когда итальянский язык имел второстепенное значение. Первое место занимала латынь. Однако да Винчи удавалось поражать современников выразительностью, красотой своей речи. Хотя литераторам он себя никогда не считал.

Среди произведений Леонардо да Винчи: «Трактат о живописи», «Об игре в шахматы», множество афоризмов, шутливых рассказов и басен. Аллегории и пророчества отличаются язвительностью, иронией, направленной в адрес знаменитых личностей XVI века.

Басни Леонардо да Винчи сегодня известны немногим. Когда речь заходит о произведениях этого жанра, вспоминаются Крылов, Лафонтен, Эзоп.

Да Винчи оставил о себе память как об одной из наиболее великих личностей в истории человечества. Физика и астрономия, математика и механика, анатомия и физиология, география и ботаника, химия и геология, архитектура, живопись, рисунок – во всех этих областях Леонардо был знатоком и новатором.

Но немногие знают, что ученый муж мог по-детски самозабвенно увлекаться вымыслом, был неистощимым на выдумки фантазером и занимательным рассказчиком. Сочиненные им притчи и сказки принесли ему при жизни не меньшую известность, чем картины. Сейчас его басни даже проходят в школах.

Притчи же его, которым уже более пяти веков, до сих пор не утратили своей актуальности. Хотя отнести эти истории к какому-то одному жанру литературы довольно проблематично: многие его рассказы напоминают басню или притчу с ясной моралью, но есть и бытовые юмористические зарисовки, а также рассказы о животных и даже фантастические повествования.

До сих пор еще в итальянских деревнях в ходу некоторые сказки, давно ставшие народными, и многим невдомек, что когда-то они были сочинены самим Леонардо да Винчи.

Знакомство с астрономом П. Тоска нелли дало толчок к зарождению его научных интересов. 1482 год – он переезжает в Милан. После изгнания Лодовико Сфорца из города французами в 1499 году Леонардо перебирается в Венецию, посетив по дороге Мантую, где участвовал в строительстве оборонительных сооружений, а после возвратился во Флоренцию. В течение 12 лет Леонардо постоянно переезжал из города в город. Работал на знаменитого Чезаре Борджиа в Романье, проектируя оборонительные сооружения. Три года проживал в Риме под покровительством Медичи. С 1517 года жил во Франции, куда был приглашен королем Франциском I.

Дом, в котором родился Леонардо да Винчи, Тоскана

Примерно с 15 лет учился в мастерской Верроккио, настоящее имя которого Андреа ди Микеле Чоне.

Мастерская Верроккио находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренция, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические знания.

В 1473 году, в возрасте 20 лет, Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.

В возрасте 24 лет Леонардо и еще трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству по анонимному обвинению в содомии, но их оправдали. О его жизни после этого события известно очень мало, но вероятно, у него была собственная мастерская во Флоренции в 1476–1481 годах. Леонардо долгие годы провел в странствиях по Италии, занимался математикой, инженерными делами.

В 1481 году монастырь Сан Донато в Систо заказывает Леонардо большой алтарный образ «Поклонение волхвов» (не завершен). Тогда же была начата работа над картиной «Святой Иероним».

В 1482 году Леонардо, будучи, по словам Вазари, очень талантливым музыкантом, создал серебряную лиру в форме конской головы. Лоренцо Медичи послал его в качестве миротворца к Лодовико Сфорца в Милан, а лиру отправил с ним в качестве подарка. В этом же году Леонардо начал работу над конным памятником Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро. В течение 10 лет Леонардо да Винчи работает над этим монументом (глиняная модель статуи была разрушена при взятии Милана французами; известна лишь по подготовительным эскизам).

На этот период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца. В «Мадонне в скалах» (1483–1494, Лувр, Париж, 2-й вариант – 1497–1511, Национальная галерея, Лондон) разработанные Леонардо да Винчи персонажи представлены в окружении странного скалистого пейзажа, в котором отражены его геологические наблюдения. В середине 1480-х художник создал «Мадонну Литу». В 1485 году создан «Портрет музыканта».

У Леонардо было много друзей и учеников. Что касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счет нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилию Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем» (1488, Музей в Кракове).

В 1487 году разрабатывает летательную машину – орнитоптер, основанный на птичьем полете. В 1489 выполняет анатомические рисунки черепов.

С 1490-х годов Леонардо сосредоточился на архитектуре и анатомии. В 1490 году создан Витрувианский человек – знаменитый рисунок, который иногда называют «каноническими пропорциями». Выполнена глиняная модель конного монумента Франческо Сфорца.

В 1495–1498 годах Леонардо работает над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

В 1499 Милан был захвачен французскими войсками Людовика XII, Леонардо покидает Милан, модель памятника Сфорца сильно повреждена.

В 1502 году Леонардо поступает на службу к Чезаре Борджиа, 1503 году возвращается во Флоренцию, где соперничает с Микеланджело, но у них были при этом общие работы. Здесь он создает картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и картину «Мона Лиза» (Лувр, Париж).

В 1505 году наблюдает и делает наброски полета птиц.

В 1506 году возвращается в Милан для службы у короля Франции Людовика XII, который в то время контролировал север Италии. В 1507 году Леонардо изучает строение человеческого глаза. 1508–1512 годах работает в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио, расписывает собор Святой Анны (1509). В 1512 году создает свой знаменитый «Автопортрет».

В 1512 году Леонардо переезжает в Рим под покровительство папы Льва X, три года живет в римском Бельведере, где работает над картиной «Иоанн Креститель».

В 1516 году переезжает во Францию как придворный художник, инженер, архитектор и механик. Здесь он создал серию рисунков на тему всемирного потопа. Но во Франции Леонардо почти не рисовал, у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в замке Кло-Люсе. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Эта версия малодостоверна, но распространенная во Франции легенда нашла отражение в полотнах Энгра, Ангелики Кауфман и многих других живописцев. Леонардо да Винчи был похоронен в на территории замка Амбуаз. На могильной плите выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и архитектора Французского королевства».

Его основным наследником был Франческо Мельци: кроме денег, он получил картины, инструменты, библиотеку и прочее имущество. Салаи и его слуге досталось по половине виноградников Леонардо.

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи – Джанкарло Джен тили ни и Карло Сиси – утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной скульптурной работой Леонардо да Винчи, которая дошла до нас.

 

Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или ученым. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно невелико, а ряд его работ утрачен или сильно поврежден.

Но его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движением в сторону реализма, и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской художники были еще достаточно условны и скованы. Линии на картине четко очерчивали предмет, изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы ее видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато – дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешел на качественно новую ступень.

Леонардо да Винчи, универсальный человек

Гениальный представитель искусства эпохи Возрождения, величайший художник, архитектор, музыкант, инженер, изобретатель — бесспорный пример универсального человека, ибо его таланты и знания были настолько разносторонни, что трудно сразу определить, где он менее преуспел.

Леонардо да Винчи, картины

Леонардо был сыном богатого нотариуса и бедной крестьянки. До трех лет он жил со своей матерью, но потом его забрал отец, так как у его жены не было детей. Искусствоведы предполагают, что разлученный с матерью в столь раннем возрасте Леонардо стремился повторить её облик в своих работах. Отец заметил талант сына к рисованию, и когда тому исполнилось 18 лет, определил на обучение в одну из живописных мастерских. Наставником талантливого юноши стал художник А. Верроккио, который не был сторонником средневековой статичности в живописи, и привил Леонардо любовь к природному натурализму.

Вскоре он познакомился с астрономом П. Тосканелли, и эта дружба пробудила в нём живейший интерес к наукам. Леонардо стремился в своих работах брать за образец природу. Для этого одного искусства владения кистью мало, нужны знания геометрии, черчения, математики. Пытливый юноша стремился везде докопаться до сути вещей и явлений, и вскоре превзошел в мастерстве наставника. Ученик, опережающий своего учителя – гордость учителя. Через два года учебы Леонардо был зачислен во Флорентийскую гильдию художников, ему было всего двадцать лет.

Из всех искусств первостепенным для Леонардо да Винчи была живопись, так как она могло показать все многообразие красоты природы и её разумное начало. В том, что он изучал все естественные науки того времени, сказывается его разносторонняя одаренность и пытливый ум исследователя. Леонардо значительно опередил своё время, ибо в механизмах и машинах предвидел будущее. Гениальный изобретатель, намного превзошел учёных своего времени, создав чертёжи механизмов, которые будут изобретены гораздо позже. Чего стоят его летательные аппараты, подводные лодки, прокатные станы и другие изобретения. Нельзя не вспомнить о его вкладе в анатомию и медицину. Изучая строение глаза, он открыл природу бинокулярного зрения. Изучая строение тела человека, делая зарисовки мышц, скелета, сосудов, стал создателем первых научных иллюстраций. Леонардо внес вклад в изучении биологии и ботаники, зарисовывая образцы с точностью фотографии.

Эпоха Возрождения дала миру много замечательных художников, учёных, поэтов, но вклад Леонардо да Винчи в живопись и науку трудно переоценить. Благодаря его работам художественное творчество перешло на совершенно новый уровень своего развития. Художник создал совершенно новую технику живописи, его полотна, не раскрашенные рисунки, а «фотографии жизни», созданные рукой человека. Ни один художник не мог, так изобразить дымку, переливы цветов, игру света и тени, как это умел Леонардо да Винчи. Нельзя не отметить хотя бы две самые известные его работы, это знаменитая «Джоконда» и фреска «Тайная вечеря», которые наглядно демонстрируют мастерство гениального художника.

Леонардо скончался 2 мая 1519 года, похоронен в Амбуазе. Его работы разошлись по частным коллекциям и дожидались своего часа несколько веков почти в полном забвении.

После смерти художника осталось много его записей, дневников, вычислений (всего семь тысяч листов). Его любимый ученик Ф.Мельци составил труд о живописи, куда вошли отрывки из работ его гениального учителя.

Неутомимый учёный, смелый экспериментатор, гениальный художник – он внес неоспоримый вклад в развитие медицины, астрономии и градостроительства. Леонардо является самой ярчайшей звездой на художественном небосклоне эпохи Возрождения.


• Депрессии Винсента Ван Гога
• Эти загадочные слова
• Мёртвые души, Гоголь
• Несколько полотен
• Социалистический реализм по-польски
• Художники-передвижники. Товарищество передвижных выставок 19 века

Универсальный человек — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Леонардо да Винчи считается истинным «человеком эпохи Возрождения» и является одним из самых узнаваемых полиматов В России ярким энциклопедистом был Михаил Ломоносов, чья деятельность коснулась многих направлений естествознания и гуманитарных наук, изобразительного искусства и литературного творчества — выразилась убедительными практическими результатами

Универсальный человек, энциклопедист, полимат (polymathēs, греч. πολυμαθής)[1], человек эпохи Возрождения (англ. Renaissance man)[2] — тот, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не ограничены одной областью знаний и единственной областью их применения, а также индивид, добивающийся ощутимых практических результатов по всем направлениям. Этот универсализм в самых ярких своих проявлениях подразумевает плодотворное сочетание разных или сразу нескольких гуманитарных и естественных наук или их направлений, — убедительные результаты в тех или иных точных науках, вместе с вкладом в философию, изобразительное искусство, архитектуру, беллетристику, поэзию, медицину и многие другие направления научного, художественного и сочинительского творчества. Многие античные и средневековые учёные были полиматами в современном понимании феномена. История знает достаточно много учёных или художников, чей талант проявился и в науке, и в искусстве.

Формально говоря, понятия «универсальный человек» (лат. homo universalis), «энциклопедист» могут относиться к кому-либо, кто много знает (так трактует, например, словарь Владимира Даля), но такой характеристике в современном языке более соответствует термин «эрудит».

Леонардо да Винчи: феномен «универсального» человека

Леонардо да Винчи – всемирно известный и самый загадочный деятель эпохи Возрождения. Его по праву называют homo universalis — «универсальным» человеком, ведь он был    гениален  не только как живописец, но и как скульптор, естествоиспытатель, изобретатель, инженер, писатель и музыкант. Однако немногим известно, что да Винчи был еще и убежденным вегетарианцем, среди его записей были найдены размышления на эту тему, цитаты из которых популярны и действенны  среди последователей этичного образа жизни до сих пор.

Истоки таланта

История этого великого человека началась 15 апреля 1452 года —  в небольшом итальянском городке Винчи; от связи молодого нотариуса Пьеро и его крестьянки Катерины появился на свет младенец Леонардо. Нотариус признал своего ребенка, постарался сделать так, чтобы мальчик получил отличное образование. Однако, забрав его к себе в 3 года, он навсегда разлучил его с Катериной — многие исследователи считают, что эта потеря так и не восполнилась в душе Леонардо, и именно отблески материнского лица он пытался уловить и выразить во всех своих портретах.

В 17 лет да Винчи стал учеником прославленного флорентийского живописца, ювелира и скульптора Андреа Верроккьо. Мастер придерживался традиций Ренессанса, однако вкладывал в свои образы гораздо больше натурализма и естественности, чем предполагали каноны. Под его началом Леонардо да Винчи постепенно формировал собственный, ни с чем не сравнимый стиль, мастерски овладев техникой передачи света и тени, едва уловимых бликов, отчего персонажи его картин выглядели как живые.

Да Винчи первым в мастерской Веррокьо стал использовать масло, предпочитая его традиционной тогда темпере. В период  обучения он участвовал в создании картин своего учителя, что до сих пор заметно невооруженным глазом. Например, на картине Веррокьо «Крещение Христа» рукой да Винчи изображен один из ангелов, который заметно выделяется своей реалистичностью и объемом среди более плоских персонажей.

Помимо постоянного роста на поприще живописи, Леонардо овладевал техническими  навыками, поскольку в то время Флоренция являлась интеллектуальным центром Италии. Там он изучил черчение и химию, научился работать с гипсом и металлом, кожей, увлекся скульптурой и моделированием.

На протяжении долгих лет Леонардо да Винчи удавалось работать одновременно над картинами и техническими изобретениями — одним из первых была серебряная лира в форме конской головы. Он с особым рвением разрабатывал проект орнитоптера —летательного аппарата, ставшего прародителем самолетов. Находясь в бесконечном поиске, он занимался буквально всем — изучал устройство человеческого глаза, изобрел несколько кулинарных инструментов, которые облегчили труд поваров (искусство сервировки праздничных столов было одним из хобби да Винчи), работал над памятником, выполнял заказы и постоянно создавал что-то новое.

С 1515 года Леонардо да Винчи жил  во Франции, получив почетную должность первого королевского художника, архитектора и инженера. Великий «универсальный» человек скончался в 1519 году в возрасте 67 лет. Он похоронен во французском замке Амбуаз, причем  в надписи на могильной плите он назван «величайшим художником, инженером и зодчим Французского королевства».

Загадки великого человека

Леонардо да Винчи оставил после себя огромное наследие: помимо величайших произведений искусства, это и невероятно полезные изобретения. Так он считается создателем первого в мире велосипеда, парашюта, танка, автомобиля, пулемета, лыж, акваланга, подшипника, машинки для намотки ниток на катушку и других приспособлений, которые активно используются людьми до сих пор. Конечно, во времена ученого большая часть этих устройств не была понята и получила свое развитие лишь через несколько веков. Однако ему удалось внести неоценимый вклад в нашу сегодняшнюю жизнь, став создателем поистине важных объектов.

Но, конечно, одной из сложнейших загадок, оставленных да Винчи, является его самая известная картина «Джоконда» — выдающийся шедевр мировой живописи. До сих пор исследователи спорят о том, кто же изображен на картине, однако общепринятой считается гипотеза, что прототипом героини является супруга флорентийца Франческо ди Джокондо — Мона Лиза. Именно ее имя стало вторым названием картины да Винчи. Выражение лица персонажа «Джоконды» рисовано настолько живо и динамично, что вызывает совершенно полярное впечатление у людей. Кому-то видится улыбка или даже насмешка, кто-то видит грусть и тоску, кто-то едва скрываемую злобу. Но с одним из «спецэффектов» картины соглашаются практически все: в какую бы сторону от полотна ты ни встал, как бы высоко или низко ни забрался, взгляд Моны Лизы обязательно будет направлен прямо в твои глаза. Знатоки утверждают, что подобного эффекта мастер добивался на протяжении всей жизни, скрупулезно работая над естественностью и максимальной близостью изображения к динамике человеческого лица.

Не менее удивительно и потрясающе полотно «Дама с горностаем». Изображена на нем девушка, прототипом которой была фаворитка миланского правителя, герцога Людовико Моро, Чечилия Галлерани. Кажется, будто через долю секунды героиня оживет, проведет рукой по шерсти лежащего на груди зверька и улыбнется. Многие ученые считают, что и без того невероятное владение техникой света и тени гениального художника многократно усилилось во время работы над этой картиной, потому что у да Винчи был роман с героиней. Однако подтверждений этому до сих пор не найдено, ведь свою личную жизнь Леонардо  охранял очень строго.

Цитаты о вегетарианстве

По сохранившимся в архивах документам ученым стало ясно, что, помимо основной деятельности, Леонардо да Винчи распространял идеи вегетарианства. До нас дошло всего две
фразы относительно этого вопроса, но и их достаточно для того, чтобы понять всю серьезность и искренность его стремлений:

 «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?… Человек воистину царь зверей, ведь по своей жестокости он превосходит их,  и беcсмысленно их истребляет. Мы живем, умерщвляя других, за  счет их  смерти. Мы просто ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я перестал есть мясо.»

«С ранних лет я избегал есть мясо и верю, что настанет время, когда люди, подобные мне, будут смотреть на убийство животных так, как они смотрят теперь на убийство человека».

Яна Толстова

 

Леонардо да Винчи — гений или обычный умный человек ? Существуют ли гении ? — Ростислав — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

Что такое гений ? Википедия — «Гениальность определяется как практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, признаваемых шедеврами, часто с опозданием. Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. В отличие от большинства талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.»»Имея врождённые способности к эффективной деятельности в какой-либо из областей, гений, в отличие от просто высоко одарённого человека, создаёт качественно новые творения и открывает не изведанные ранее пути для творчества.» У меня большое подозрение, что гений — это «просто высокоодарённый человек», который очень много работает, а остальные «высокоодарённые» — лентяи. Интересная статья : «10 причин усомниться в гениальности Леонардо да Винчи».

Когда речь идёт об эпохе Возрождения, его имя — первое, что приходит на ум. В воображении сразу воссоздаётся образ непревзойдённого и загадочного мастера и его творений. Многим кажется, что Лео был единственным в эпоху Возрождения, кто вообще что-либо делал. Но стоит только проанализировать факты, как становится ясно, что история Леонардо — полная чушь.

У этого человека была масса идей и среди них, несомненно, есть множество интересных. Но правда, которую откроем мы, вернёт вас с небес на землю. Нет сомнений в том, что этот человек был гораздо талантливее большинства из нас, но в каждом направлении деятельности да Винчи всегда был кто-то, кто превосходил его в этом. В эпоху Возрождения гениев было как грязи. Стоило только выйти на улицу Италии XVI века, как тут же вам бы встретился талантливый живописец, который придавал своим работам большее значение, чем они того заслуживали. Так вот: если сравнить наследие Леонардо с оным его современников, то его величие перестанет казаться таким уж грандиозным.

 

 

 

Его художественные способности не были такими уж выдающимися

 

Леонардо написал немало картин  

 

Вряд ли можно назвать работы да Винчи в живописи шедеврами, они мало чем отличаются от произведений его современников

Даже если вы не отрицаете тот факт, что Мона Лиза величайшее художественное произведение всех времён и народов (это твердят нам с детства), то посмотрев другие работы того времени, вы согласитесь, что она вполне себе тривиальна. Пожалуй, за исключением того факта, что у неё совсем нет бровей.

Большинство картин Леонардо — самые обычные портреты и библейские сцены, как и все художественные произведения того времени. И если выстроить их в ряд, вы навряд ли сможете выбрать самую выдающуюся. Всего несколько десятилетий спустя Тициан и Рафаэль создавали картины, превосходящие творения Леонардо. Те, кто видел воочию работы Караваджо, современника да Винчи, известного написанием библейских сцен, с лёгкостью подтвердят, что произведения Леонардо меркнут в сравнении с его шедеврами.

Знаменитая фреска «Тайная вечеря» лишена стиля. Кроме того, любой профессиональный художник подтвердит, что с технической стороны эта работа была провалом — фреска начала осыпаться ещё при жизни Леонардо, произошло это от недостатка знаний — да Винчи не знал правил работы с краской из яичного желтка, которую он использовал. И это был не единственный его косяк.

Да Винчи проиграл Микеланджело в битве «один на один»

 

Леонардо смело брался за работу, в которой был дилетантом  

 

Его фреска на стене Палаццио Веккьо не получилась из-за недостатка знаний мастера

Леонардо удалось показать свой профессионализм не только в работе «Тайная вечеря». В соревновании с Микеланджело по росписи противоположных стен Палаццо Веккьо во Флоренции, где, по изначальной задумке, должны были появиться величайшие произведения того времени, да Винчи проиграл сразу же. Он недостаточно хорошо владел своим ремеслом, чтобы осуществить проект.

Он начал накладывать масляную краску на неподготовленную стену. Цвета в его работе «Битва при Ангиари» мгновенно потускнели под воздействием влажного воздуха, он так и не смог оправиться от этого удара. Леонардо покинул «поле боя» в растерянности, соревнование закончилось практически не начавшись. Микеланджело и его работа «Битва при Кашине» вышел победителем в этой «войне».

Но судьба не была благосклонна к Микеланждело: эта работа была уничтожена толпой ненавистников его таланта, а стену несколько лет спустя закрасил неизвестный художник.

Самые известные изобретения Леонардо придумал не он

 

Вертолёт да Винчи так и не взлетел  

 

По факту это просто игрушка-вертушка, а не летательный аппарат

Да Винчи известен во всём мире как первоклассный изобретатель. Но и здесь есть небольшое но: это чистой воды ложь.

Его знаменитое изобретение — вертолёт, на самом деле было простой вертушкой. Дизайн был полностью скопирован с китайской игрушки, в задачи которой не входило подниматься в воздух, она просто крутилась на месте. Для тех, кто хоть немного понимает в аэродинамике, очевидно, что его вертолёт не сможет взлететь. Да Винчи ничего не смыслил в аэродинамике и физике движения, не осознавал, что для работы летательного аппарата нужен двигатель.

Он, безусловно, дал толчок развитию инновационных машин, например, дельтаплану, но он был далеко не первым, кто проектировал подобные вещи, и даже не вторым. Двое других — английский монах и мусульманский эрудит Аббас ибн Фирнас — вот кто впервые сконструировал и протестировал дельтаплан, рискуя улететь с обрыва. Некоторые историки приписывают ему зарисовки существующих ныне приборов в его блокнотах, но исследования доказывают обратное.

Выдающимся скульптором его не назовёшь

 

Единственная в своём роде скульптура великого мастера так и не была претворена в жизнь  

 

Выполнение статуи пришлось остановить ещё на стадии чертежа из-за дороговизны проекта

Если вы пытаетесь найти скульптуры Леонардо, чтобы хоть как-то реанимировать его, спешим вас огорчить: вы их не обнаружите. Единственная реально существующая скульптура, которую мог бы создать он — бронзовая статуя лошади с массивным основанием, которое поддерживает всадника и коня. Важный момент: преимущество бронзы перед мрамором заключается в том, что ей не нужна основа для поддержки, если её правильно сбалансировать. Леонардо этого не знал. Этот факт позволяет нам подчеркнуть непрофессионализм да Винчи и ещё раз развенчать миф о его гениальности.

Если сравнить Леонардо с кем-то вроде Джованни Лоренцо Бернини, то бездонная пропасть между настоящим мастером и дилетантом становится очевидной. Венец мастерства Бернини — «Похищение Прозерпины». Детали настолько искусно выполнены на мраморе, что мы можем видеть правдоподобные складки кожи под пальцами, слезу на щеке, локоны волос, разлетающиеся на ветру, — и всё это исполнено настолько красиво, что мы забываем, что перед нами образ, взятый из запутанной греческой мифологии.

Огромная статуя с конём была выполнена Леонардо по заказу одного миланского графа, но её так и не собрали в одно целое, так как Леонардо не имел понятия, как это сделать. Граф, чьё имя было Людовико Сфорца, не скрывал своего удивления расслабленному настрою Леонардо. В этом проекте дело не зашло дальше эскиза, произошло это по той же причине, по которой и «Битва при Ангиари» так и не была закончена — Леонардо просто не хватало мастерства. После того, как маэстро немного потянул время, граф прекратил финансирование проекта, а ведь Сфорца мог бы быстро найти Леонардо замену и воплотить идею со статуей наездника.

Его реальные изобретения не имели практического применения

 

Почти все изобретения да Винчи не имели никакого практического применения  

 

Он создавал бесполезные вещи и, кажется, понимал это

Изобретения да Винчи были восхитительны, не так ли? Справедливо, если вы кричите это в экран, читая нашу статью, но чаще всего его изобретения были необдуманны и обречены на провал. Именно по этой причине они так и остались на бумаге, многие из них так и были заброшены на ранних стадиях разработки, так как для того, чтобы привести их в действие, требовалось множество дополнительных приборов или серьёзная доработка чертежа.

Эскизы составляют большую часть наследия Леонардо да Винчи. Но чтобы смело называть себя изобретателем, нужно непросто нарисовать задумку, но и воплотить её в жизнь, доработать недостатки и довести до ума. Мы не можем привести доказательств того, что да Винчи конструировал свои изобретения. Солдатик-робот, созданный им, был просто трюком, конструкция смогла функционировать только после доработки современными инженерами.

Его танк, после тестирования в реальном мире, оказался очень медленным даже на идеально сухой и ровной поверхности (а в 15-м веке условия на поле были явно похуже), машину сильно трясло, а людей внутри оглушало выстрелами пушек. Кроме того, самострельные транспортные средства не были новинкой и любой, кто скажет, что именно да Винчи изменил военное дело, глубоко ошибается.

Предположение о том, что вечный двигатель изобрёл да Винчи, тоже ошибочно. Любой физик, начиная с XVIII века, подтвердит, что такую машину создать невозможно. Современная наука также отрицает этот факт. Леонардо не был создателем этой идеи и не был тем, кто довёл бы её до ума. Мы можем больше не притворяться, что он опередил своё время, его склад ума был вполне посредственным для той эпохи.

Пока Леонардо изобретал парашют, практическое применение которого стало возможно только спустя 400 лет, он сдался, придумав коническую форму купола (да-да, именно её используют сегодня).

Свои легендарные дневники он скопировал у других

 

Легендарные дневники да Винчи, где он записывал свои наблюдения, тоже вряд ли его  

 

Некоторые учёные предполагают, что Лео просто копировал дневники своих современников

Дневники да Винчи действительно интересны, в них на самом деле много идей, которые в случае успешной их доработки могли бы изменить мир. Но современные учёные утверждают, что эти записи всего лишь копии… копий. Мариано Таккола был ещё одной эксцентричной фигурой Италии того времени, именно из его работ Леонардо почерпнул то, что стало его визитной карточкой — «Витрувианского человека». Многие историки также полагают, что математик Джакомо Андрэа также заслуживает внимания.

Не изобретал Леонардо и подводную бомбу, свой «луч смерти» он позаимствовал у Архимеда. Маховое колесо, которое так и не нашло применения на практике, тоже было изобретено задолго до Да Винчи каким-то парнем, чьё имя нас мало интересует.

Интересен и тот факт, что многие из его изобретений перекликаются с изобретениями китайцев, и в этом есть некоторый смысл, учитывая тот факт, что именно китайская цивилизация дала миру многие современные блага: пресс для печати, пушки, ракеты, винтовки и бумагу ещё в доколумбийские времена.

Лео не был уважаемым инженером своего времени

 

Леонардо попробовал свои силы и в области строительства  

 

Он спроектировал мост, но его так и не построили

Его достижения в области инженерной мысли даже хуже, чем вы можете себе представить: он не выполнил ни одного заказа в срок. Помимо постройки моста, которая так и не состоялась, и безумной идеи повернуть реку Арно вспять, которая провалилась (земляные дамбы были разрушены ливнем), было несколько проектов в Венеции. Например, сточная канава, которую не построили, так как смета вышла за пределы бюджета. Да Винчи не воплотил в жизнь ни одной работы. Он только голословно заявил, что он талантливый инженер-строитель. Любой инженер скажет вам, что создание дизайн-проекта чего-либо не является признаком мастерства.

Его идеи были слишком далёкими от реальности или слишком сложными и дорогими к исполнению. Они не решали никакие вопросы, были только фарсом. Когда команда норвежцев из любопытства попробовала воплотить одну из задумок Леонардо, они столкнулись с той же проблемой, что и итальянские графы 16-го века: это было слишком дорого.

Его исследования в области анатомии были не так уж и значительны

 

Лео увлекался изучением анатомии человека  

 

Изображение витрувианского человека известно всем

Использование трупов с целью изучения анатомии было запрещено церковью, поэтому рисункам Леонардо придавали большее значение. Но его современники — Микеланджело, Дюрер, Амуско и Везалий — все они тоже проводили исследования в области анатомии, так что да Винчи опять не был единственным.

Леонардо был острожен со своими рукописями, он не хотел, чтобы кто-то использовал добытые им знания. Шарль Этьен создал наиподробнейший дневник по анатомии человеческого тела, где описал все внутренние органы, мышцы, артерии, вены, в то время как записки Лео хранились под замком несколько веков. Его заслуги в области науки опять-таки под вопросом, он ничем не выделялся среди современников.

Не оставил никакого действительно значимого наследия

 

У да Винчи было много идей  

 

К сожалению, ни одна из идей Лео так и не стала гиптезой

Мы привыкли думать, что Леонардо был гением, по факту он не обладал должными знаниями ни в одной из наук, будь то химия, медицина, социология, астрономия, математика или физика. Он не оставил после себя ни научных трудов, ни просто идей или технологий, даже собственных теорий как, например, Бэкон или Ньютон.

Его единственной самостоятельной идеей была гипотеза о том, что Всемирного потопа, вероятно, и вовсе не было. Такие выводы были сделаны на основании наблюдений горных пород, которые маэстро, само собой, оставил при себе, вместо того, чтобы придать их огласке. Он был талантливым учёным, имел представление о строении человеческого тела, но называть его гением науки было бы нечестно, ведь были и другие великие люди в то время: Гилберт, Фибоначчи, Браге, Меркатор, которые тоже внесли свой вклад в развитие общественного сознания Ренессанса.

Он был не лучшим примером для подражания

 

Не стоит ставить да Винчи в пример и ориентироваться на его мнимые успехи  

 

В эпоху Возрождения было великое множество учёных, изобретателей, исследователей, которые заслуживают большего внимания, чем да Винчи

Леонардо не был упрямцем. Многие великие умы могли поменять свою точку зрения под давлением общественного мнения.

Мало кто мог похвастаться положением лучше, чем у Леонардо: у него были лучшие педагоги и наставники. Мастер Леонардо Филиппо Брунеллесчи был ювелиром, который также увлекался архитектурой и строительством, как и да Винчи. Но на этом их сходство заканчивается. Мастеру поручили закончить купол флорентийского собора и он сделал это, хотя до него архитекторы не могли закончить строительство десятилетиями. Он не просто обошёл своего соперника, он сконструировал краны, при помощи которых удалось завершить проект. Разработанные им инновации стали культурным и архитектурным наследием.

В то время как да Винчи только начинал изучать анатомию, Бартоломео Юсташи уже преподавал и писал книги по стоматологии, внутреннему строению уха, создавал наглядные модели, диаграммы, близкие к современным. В его честь даже назвали часть тела.

Джордано Бруно был учёным, поэтом, математиком и мистиком. Он прославился предположением, что звёзды — это маленькие солнца и что у них тоже есть свои планеты. Он также выдвинул предположение о существовании внеземных цивилизаций, его идеи были близки к идеям современных учёных. В вопросах религии он опередил Коперника и опроверг, как ему казалось, глупые предположения. В награду за это его казнили.

Тем временем да Винчи изобретал невероятные машины, которые было невозможно продать клиентам. Скорее всего, он понимал это, но продолжал творить. В то время как другие отдавали жизнь, отстаивая свои научные или религиозные взгляды, да Винчи кланялся в ножки деспотам и аристократам.

Как и у любой исторически значимой личности, у Леонардо есть поклонники и противники. За свою жизнь он создал много объектов науки и искусства, но, если сравнить их с работами его современников, то становится понятно, что все они вполне тривиальны.

Источник

Леонардо да Винчи: яркий пример «универсального человека»

2863.jpeg

Немало интересных фактов можно отыскать в биографии этого выдающегося человека. Широкой публике хорошо известны его шедевры «Тайная вечеря» и «Мона Лиза», но это только мизерная часть того, что в действительности оставил после себя этот легендарный человек. Гениальный ученый, талантливый живописец, анатом и инженер — все эти таланты объединились в одном человек, Леонардо да Винчи.

Рождение гения

Родителями Леонардо были богатый землевладелец и нотариус Пьеро да Винчи и простая крестьянская девушка Катерина. Он, как и другие дети из знатных семей, получил хорошее образование на дому. И все-таки он думал, что ему не хватало знаний в языках.

Музыкант Леонардо

Очень занимательный факт, что ученый очень виртуозно играл на лире. Над Леонардо даже был суд, где он, в первую очередь, предстал в качестве музыканта.

Загадочная улыбка

Одна из самых больших загадок человечества — улыбка Джоконды. Что стало причиной ее улыбки, что сокрыто под ней — великие художники и философы уже несколько веков бьются над этим вопросом. Существует множество версий. Все они достойны внимания, но истина так и осталась непостижима.

По одной из версий такая улыбка Моны Лизы — следствие того, что она вынашивает ребенка втайне от всех.

Предположение других ученых — девушку развлекают специально приглашенные для написания портрета артисты.

Нельзя упомянуть о самой главной теории, которая гласит, что тайна картины хранит в себе автопортрет самого художника.

Американским ученым пришла одна интересная мысль, исследовать улыбку Джоконды беспристрасному эксперту — одной компьютерной программе. Она невозмутимо и равнодушно выдала вердикт, что большая часть улыбки выражает счастье. Но в ней еще присутствует испуг, презрение и злость, которым соответствует 6, 9 и 2 процента.

Еще по теме:

Самая загадочная картина да Винчи

Аппарат для дыхания под водой

Нынешнее подводное снаряжение во многом своим появление обязано изобретениям Леонардо да Винчи. Именно ему принадлежит свод правил для тех,кто собирается погрузиться под воду. Аппарат для дыхания под водой — тоже его изобретение.

Небесная синева

Многие задавались вопросом почему у неба синий цвет. Но Леонардо первый смог ответить на него верно. В его книге «О живописи» он утверждает, что синий цвет появляется вследствии слоя  «освещенных частиц воздуха», которые находятся между Землей и чернотой, расположенной сверху.

Еще по теме:

Нашли рукопись Леонардо да Винчи

Почерк Леонардо

Ученый с детства страдал одним сильным недугом под названием «словесная слепота», который выражается в нарушении способности читать. Эта болезнь связана с работой левого полушария мозга. Видимо вследствии этого Леонардо использовал зеркальный способ письма.

Инженер да Винчи

Еще одним увлечение Леонардо было инженерное дело, он занимался строительством каналов. Теоретический принцип назван его именем.Этот принцип позволяет определять время образования тех или иных слоев земной коры.

Геологические открытия

Леонардо да Винчи сделал вывод, что возраст Земли гораздо старше,чем допускает Библия.

Подпись художника

Леонардо не подписывал свои картины. Но ученым известно, что художник всегда оставлял краткие опознавательные знаки. Символов было очень много и не все до сих пор известны. И поэтому даже сегодня есть шанс обнаружить еще один шедевр художника.

Фото: megacurioso.com.br

Еще по теме:

Вклад Леонардо да Винчи в науку геологию

Великий да Винчи знал все законы физики до их открытия

Нанотехнологии Леонардо да Винчи  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *