Кто тексты пишет – Андрей Фадеичев (eTXT.ru): То, что исполнитель пишет текст за 20 руб. за 1000 символов, не значит, что он плохой

Содержание

11 полезных мыслей для всех, кто пишет тексты

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Продолжая заголовок, уместно заметить, что в наше время почти каждый человек пишет — так или иначе — тексты. От составления отчетов и презентаций, подготовки деловых писем до копирайт-фриланса и личной переписки в соцсетях. А еще есть армия писателей и поэтов всех мастей, в рядах которой сражается на стороне Света и автор этого поста:-)

Собрал мысли, которые считаю полезными, из книжек, которые считаю качественными.

Это «Автор, ножницы, бумага» и «Птица за птицей», стартуем!

Эксперт? Не всегда


Антон Бахарев
Автор, ножницы, бумага

Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать. Но это что-то иногда не совпадает с желанием автора. Ему хочется поделиться откровением насчет газовых турбин, а ценность представляет, например, его детский опыт беженца. Однако стоит попробовать совместить желаемое и возможное. Главное, что никто не может вас дисквалифицировать как автора.

Потому что автор — далеко не всегда эксперт. Это рассказчик.

5 критериев «годноты». Можете добавить свои

Есть простые критерии отбора и анализа, годится ли ваш объект внимания и связанная с ним тема для публикации, то есть появления на публике:

Антон Бахарев
Птица за птицей

— текст должен сообщать что-то очень важное;

— или нетривиально объяснять важные процессы;

— или быть остро полезным читателю;

— или обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя;

— или рассказывать историю яркого героя — пусть не звездного, но уникального, отражающего дух времени.

Антон Бахарев

Все это в равной мере относится и к статьям, и к деловой переписке.

Личная рифма

Классная история всегда рядом. Внутри судьбы, вашей личной истории где-то есть рифма: встреча, событие, которые стоит только вспомнить, — и в вашем воображении запускается процесс создания истории.

Креатив

Креатив зачастую есть подсматривание за жизнью и отражение ее коллизий в искусстве так, чтобы читатель получил удовольствие от узнавания и необычного сплетения событий. Это особенно актуально для документальных историй.

Фундамент доверия

Пожалуй, только фантаст — да и то редкий — конструирует мир с нуля. Перед тем как приступать к письму, мы должны убедиться, что твердо стоим на фундаменте собранного материала. Это необходимо, чтобы читатель вам поверил, почувствовал, что ради него проделана работа, чтобы между вами установились доверительные отношения.

Антон Бахарев

Такой эффект недостижим, если создаваемая вами реальность не обрастает точными деталями, а герои не совершают достоверные поступки.

Самый короткий пункт:-)

Запирайте дверь, пока пишете.

Самый длинный пункт:-) И очень важный

Весь ХХ век литература ломала стену между двумя языками — highbrow и lowbrow, высоким и низким стилем — смешивая их, взбалтывая и составляя все новые коктейли.

Но доломала эту стену не литература, а интернет.

Именно в блогах люди начали писать о важном своим языком — так, как рассказывают знакомым. Это повлияло на СМИ: те тоже почти перестали надувать щеки и выражаться чрезмерно сухо или, наоборот, красиво.

Проблема, однако, в том, что большинство людей не осознали этих изменений и живут детскими воспоминаниями: книга — это святое, в ней не обманут, она должна быть написана высоким штилем, литература — это очень серьезно, и не каждый может ступить на священную территорию. Следствие этого подхода — когда вы садитесь писать, вы сжимаетесь от ужаса, что придется сочинять что-то этакое, необычное, литературное, не как речь, не как устный рассказ, а как… что?

Антон Бахарев

По делу и без воды

Очень важно говорить по делу. Не лить воду. Не увлекаться стилистическими красотами. Называть вещи своими именами. Воспринимать правку как часть процесса письма.

Что именно входит в умение «говорить по делу»? За событиями стоит их истинный смысл. Надо прямо назвать его, не думая, насколько «литературно» это будет звучать. Более того, писать «литературно» — большая ошибка, сбивающая вас с пути к обретению оригинального голоса. Еще хуже — писать официально, серьезно. Наоборот: чем проще и яснее вы выразитесь, тем быстрее читатель поймет суть истории.

Несколько метров вперед

Эдгар Доктороу (американский прозаик и литературный критик) однажды сказал: «Писать роман — это как вести машину ночью. Видишь только то, что фары выхватывают из темноты; и все же так можно проделать весь путь».

Не надо видеть конечную цель, не надо видеть пункт назначения и все то, что будешь проезжать по дороге. Достаточно видеть на несколько метров вперед. Это, пожалуй, один из лучших советов насчет писательства. Да и насчет жизни вообще.

Черновик

Многим творчество (или работа с текстом) дается нелегко. Единственный способ начать писать — это набросать слабый, ни на что не годный первый черновик. Эти первые наметки похожи на детский лепет: просто выплескиваешь на бумагу все, что вздумается, даешь себе волю. Ведь никто это не увидит, а внятную форму можно придать и потом.

Антон Бахарев

Сперва лучше выпустить наружу ребенка, который сидит в каждом из нас, и дать ему выговориться. Если он захочет, чтоб один персонаж обозвал другого какашкой, — пусть. Все равно никто не увидит.

Правда чувства

Пусть главным для вас всегда будет правда чувства. Пишите о важном, наболевшем. Не бойтесь показаться сентиментальным. Бойтесь неискренности, ходульности. Не стремитесь всем понравиться и всех осчастливить. Говорите свою правду. Это ваш моральный долг как писателя.

Если у вас в душе живет истина, всегда найдется человек, которому она интересна.

Подготовлено по материалам книг «Автор, ножницы, бумага» и «Птица за птицей».

Кто пишет музыку русским рэперам / Тексты /

Oxxxymiron, 4eu3, L’One, Луперкаль и другие рассказывают о молодых русских битмейкерах

Битмейкеры в рэпе — бойцы невидимого фронта: у них не просят автографы на улицах, редко когда знают по именам, а чаще всего у них нет даже пары фотографий. Но без этих людей песни вашего любимого артиста не были бы такими, как есть.

The Flow попросил популярных русских артистов и продюсеров рассказать о перспективных, на их взгляд, битмейкерах. Получился список из 10 имен — он не дает исчерпывающую картинку происходящего, но может сориентировать вас, за кем нужно следить.


Альянс двух чебоксарских битмейкеров — одного зовут RipBeat, другого SmitBeat, один участвует в группе Огни, другой в свое время был в группе Aztecs. Пишут для своих земляков, ATL и Луперкаля, в прошлом году выпустили EP “Forrest”. Звучит почти так же, как и называется — нью-эйдж в хип-хоповом обрамлении. Про такое принято говорить «атмосферно».

«С обоими участниками проекта знаком лет девять где-то. Благо город у нас небольшой и все кто занимаются рэпом более-менее давно, друг друга знают. Несомненно, в процессе столь долгого общения, мы так или иначе друг на друга повлияли, в плане музыкального вкуса. Поэтому и взгляды на музыку у нас более-менее совпадают — клауд, грайм, chill trap, глитч-хоп. У ребят выработался свой своеобразный стиль, некое сочетание мрачного электронного звука и мелодичности.

Последний трек, над которым мы с Dark Faders работали, вышел перед самым новым годом — сингл «Ночь». Они сделали атмосферный бит, я вдохновился и довольно быстро написал свой куплет. В принципе, так обычно рабочий процесс у нас и протекает всегда».


Если интересуетесь баттл-рэпом, музыка Scady должна быть вам известна. Под его биты читали Oxxxymiron и Johnyboy, Billy Milligan и Энди Картрайт — а еще он написал музыку для заставки Versus Main Event. Помимо этого: работа с ST и Bahh-Tee + недавний инструментальный EP “FVTV MORGVNV”, на котором заметно влияние EDM. Подытожим: музыкант, который из ниши интернет-баттлов протаптывает себе дорогу к более широкой аудитории.


«Scady — это, конечно, уникальный битмейкер. Помимо того, что он сам очень забавный тип, с которым всегда есть над чем поржать, он еще и дико талантлив. 80% минусов, которые он мне предлагает, я немедленно хочу использовать, так как мы на одной волне и чувствуем хит. Биты всегда мощнейшие.

Из моих треков он спродюсировал «#Ненайтиподвох», «Туса на всю ночь» и еще много других. Все они действительно мощные, непохожие друг на друга, где масса инструментов сливается в один сумасшедший механизм. И если он читает этот текст, пусть доделает мне два минуса, бл€&ь — он знает, какие». 


Половина белорусской группы ЛСП, Рома писал аранжировки и своему более популярному соотечественнику — Максу Коржу. А еще был звукорежиссером в концертном туре Oxxxymiron. До того, как начать плотно сотрудничать с рэп-артистами, он играл в электропанк-группе, и прошлое выдает его: биты Англичанина — гремучая смесь EDM, дабстепа и (в меньшей степени) хип-хопа.

«С Ромой я работал в основном, как со звукорежиссером, а не как с битмейкером, за исключением «Мне скучно жить». Но могу точно сказать, что человек очень серьезно относится к теории музыки и звука. 

Каждый раз он начинает грузить меня «прогрессиями» и прочими не очевидными для рэпера вещами, бредит живыми инструментами, но главное — вникает в весь спектр современной музыки, от ультракоммерческой до дико андеграундной и тяжелой. Ну и вообще наличие культурного багажа сильно сказывается. Еще он максимально трепетно относится к постпродакшну и добавлению композиционных фишек. Короче, это именно что музыка, а не просто биты. Но по этой же причине сила Ромы скорее в экспериментальном EDM, а не в хип-хопе».


Участник казахской тусовки Jillz, сформировавшейся вокруг Скриптонита. По слухам, Strong Symphony привлекали для работы над своим последним альбомом Баста и Смоки Мо. Поэтому в некоторым треках он звучит на удивление мрачно и индустриально. «Трэп из Казахстана» принято сравнивать с Travi$ Scott, и такое сравнение уже стало общим местом, но это тот случай, когда можно.

«Я люблю, когда музыка способна удивить. Сколько восторга и удивления было внутри меня, когда я впервые услышал «Ревность»‘ Влади (магия этих ударных работает до сих пор), «французский» звук «Карат-Тэ» (знал ли Марат, что создаёт эталон для целого поколения?) или же фанковые инструменталы BMB (откуда, чёрт побери, этот чёрный грув у 16 летнего питерского пацана?).

В 2014 году точно таким же откровением для меня стал звук новой казахской школы, флагманом которой по праву является Strong Symphony. Вам хочется нового »разряженного» R&B? Нужен качающий хип-хоп с реверансом в сторону «старой школы» или трендсеттерский трэп? Такое впечатление, что он способен делать всё, не теряя при этом своего лица и узнаваемого почерка. Чёрные гармонии, 808 ударные, звучащие на удивление небанально и непошло, внимание и любовь к мелочам. Не зря, по слухам, именно Strong Symphony привлекали для работы над недавно выведшим альбомом двух русских рэп-титанов, который звучит на удивление свежо, актуально и очень стильно. Впереди — альбом Скриптонита, ближайшего творческого союзника Strong Symphony. И я очень хочу удивиться. Слушать и не понимать, как это сделано. Точно так же, как не понимаю сейчас, почему будущее хип-хоп музыки куётся где-то в казахстанских степях. PVL stand up!».


Лондонец португальского происхождения писал инструменталы многим британским грайм-артистам — в его послужном списке Ghetts, P-Money, Naughty Boy и даже Maxim из The Prodigy. Российскому слушателю известен как человек, который находится на сцене с Oxxxymiron во время его концертов — а еще автор музыки к «Неваляшке», «Детектору лжи» и еще нескольким его трекам. Также: Porchy работал с L’One над его последним альбомом «Одинокая вселенная». 

«Спросите у Kanye West: если нужно актуальное звучание, едьте в Лондон. Porchy оттуда. Он — гений: рука на пульсе, музыкальный вкус отличный. Мы с ним в плане музыки на одной волне. Он очень музыкальный. Отлично чувствует мелодики в припевах, возможно из-за того что сам поет, и поет отлично!

Один раз наткнулся на его видеоклип “Grindin”, сразу же решил написать и попросить инструменталы. Мне отчасти жаль что на “Одинокой вселенной” только один “Новый День” под его продакшн! Поверьте, в паке, который он мне прислал, были еще более сумасшедшие вещи!». 


Автор почти всей музыки для прошлогоднего альбома Гуфа и Ригоса «420». Инструменталы BluntCath язык не повернется назвать «модными», но, с другой стороны, нафталинового «как в 90-е» в них тоже нет. Лучше всего подойдет тактичное определение «классические». При этом на готовящемся альбоме Ригоса нам обещают «очень современный звук».

«Сложно переоценить роль музыкантов в карьере артиста. Сколько угодно примеров того, насколько важно именно сочетание «МС/битмейкер», чтобы продукт получился самобытный, целостный и интересный. Я в последнее время получаю очень много музыки на почту. Иногда приходят письма с битами и текстом а-ля «я слышу твой войс на этот бит», «вот под тебя писал» С BlunthCath мы строим вайб совсем иначе. Андрюха не битмейкер, а продюсер-аранжировщик: он знает артистов с которыми записывает композиции, но не «пишет под», а показывает свой стиль с разных сторон — в зависимости от стиля МС и настроения трэка. «Бараний рог» он собрал с нуля за тридцать минут жесткого кача, и когда он добавил хоралы, мне отчётливо стало слышаться что они поют что то вроде «ми лорд». Спустя следующие полчаса структура песни была построена — и до конца вечера песня приобрела финальный вид. В этом весь BlunthCath: он не вах как продуктивен, но артисту легко писать под его инструменталы, раскрываясь в лучших своих качествах». 


Визитной карточкой (а для кого-то — причиной сразу ставить на человеке крест) битмейкера Monte Molotov стоит назвать песню Big Russian Bo$$ “Сучка-людоедка”. Душераздирающая композиция, не в последнюю очередь — благодаря сэмплу оперетты, использованному здесь как инструмент нагнетания саспенса. Monte регулярно выпускает сольные релизы — и это тот самый случай, когда битам совсем не нужен речитатив. Музыка сложносоставная, сотканная из мельчайших виньеток и невесть где раскопанных звучков. 

«Как музыкант, оценивающий другого музыканта, мой главный критерий — зависть. Разумеется, в хорошем смысле: завидуешь этому снейру, дисторшну в правильном месте, построению инструментала. Про Monte Molotov я могу сказать — да он крут, я ему завидую.

У парня свой подход к написанию музыки и много нестандартных решений. Если раньше он был в роли «первого русского Сlams Сasino», то за эти пару лет сильно вырос в самостоятельного, узнаваемого по звуку музыканта».


Человек, написавший большинство инструменталов для третьего альбома Гуфа «Сам и…», а потом много работавший с группами the Chemodan и Каспийским Грузом. Отличает его музыку, прежде всего, разноплановость: в одном треке может быть грустная пианинка, в другом — африканские трайбл-барабаны.

Брутто: «Вадим с уважением относится к качеству звучания, и самое главное, имеет свой стиль. Это важно для исполнителя и слушателя. У него просто лучшие басы в треках. По собственному опыту знаю, что перед созданием очередного бита для нашего альбома «Сторона А / Сторона Б» я обговаривал с ним то, каким я хотел бы видеть данный бит. И в итоге все выходило именно так, как я представлял у себя в голове и порой даже лучше. Он умудрился соединить саксофон и оперное пение. И это звучало очень органично».

ВесЪ: «Он из тех музыкантов, которые не задирают нос. И к людям, с которыми работают, имеют ровно такое же уважение, как и к своему детищу, то есть к своим битам. Не могу не согласиться с тем, что у Вадима своё видение написания музыки, будь то в андерграунд-битах или в направлениях более популярных. Вадим умеет не только слушать, но и слышать, что важно не только в музыке, но и в отношениях между артистом и битмейкером. Не имея постоянной возможности написать бит, завидую в хорошем смысле слова Вадиму). Он не только музыкально одарённый, но и техничный».


Битмейкер, работающий не только с отечечественными трэп-артистами, но и «на экспорт». Его битами пользовались атлантцы Migos, сейчас «идут переговоры» с другими популярными зарубежными рэперами. Какую музыку он пишет, угадать несложно: трэп, автора которого никак не выдает зеленоградская прописка — настолько все звучит «фирменно» и по-американски. 

«Вообще, логичнее было спросить за Breezey у Rich the Kid. Или у Migos. В конце концов, у Kevin Gates. Ну а если даже имя 2 Сhainz, который обращался к нему за битами, вам ничего не говорит, то уж мне-то сказать тем более нечего.

Биты Ромы — честный и мощный звук прямиком из русского трэп-хауса. Они написаны где попало и на чём попало, но при этом звучат более “фирменно”, чем основная масса подобных стерильных записей. Упорядоченный хаос ритм-секции в сочетании с фирменными глубокими бэйслайнами задают чёткий грув, который поддерживают хитовые, но не примитивные мелодические решения. Более того, Роме удаётся балансировать между минимализмом и композиционным перегрузом: каждый звук знает своё место, начиная от лид-синтезатора и заканчивая классическим сэмплом из «Дилеммы». Breezey легко улавливает новые веяния в американской музыке, оперативно и органично адаптируя их под свой саунд, а впечатляющие результаты, которых он достиг вопреки своей геолокации (Зеленоград, салют!), только подчёркивают его талант». 

Следить Вк


Валерий Теккель, музыкант-мультинструменталист, много работал с артистами Respect Production (Каста, Влади, Жара). Причем отвечал за самые большие хиты — «Сочиняй мечты» или «Вокруг шум». Эти два названия, в общем-то, являются самой лучшей рекомендацией: SoundBro делает «музыку для масс», поэтому сужающее рамки «хип-хоп битмейкер» ему вряд ли подойдет.

«К сожалению, большинство отечественных МС относятся к не самой платежеспособной категории артистов в стране. Так что понятно рано или поздно возникающее желание большинства битмейкеров выйти за пределы битов для рэперов. К примеру, на эстраде за продюсирование одной песни можно получить больше денег, чем за продюсирование целого рэп-альбома. Но не у всех битмейкеров это получается. Причина проста: многие просто не являются музыкантами, не знакомы даже с основами музыкальной грамоты, сольфеджио.

Именно поэтому Валера SoundBro является одним из важнейших фигур в русском рэпе. Являясь потомственным музыкантом, он не просто не променял русский рэп на другие, более денежные жанры музыки, но и приложил все усилия для выведения «правильного», на его взгляд, рэпа в массы. Валера — соавтор хитов «Вокруг шум» и «Сочиняй мечты», знаковых песен для Касты и Влади. Он работал также с большим списком поп-артистов, чаще всего создавая аранжировки для их совместных с рэперами песен. Например он является продюсером совместной песни Елки и Жары. Если мне нужен живой звук, благородное звучание, богатые гармонии, то нужно обращаться к Валере. Наблюдать за его работой в студии — одно удовольствие: являясь мультинструменталистом, Валера очень легко записывает партии гитары поверх только что записанного фоно, тут же может доиграть что-то на саксе или на басу. Виртуоз, одним словом». 

Кто и как пишет тексты за президента — The Village

Когда я шел на эту работу, думал: «Боже мой, куда я иду? В какую змеиную нору сейчас попаду?» У меня был страх, что я работаю в Кремле. Это потом мы переехали на Старую площадь, но сначала я ходил на работу через Спасскую башню.

Первое время у меня подкашивались коленки. Спустя неделю позвонил коллега и попросил зайти. Мне было очень не по себе, но я зашел — а там все сидят с пирогами и выпивкой, поздравляют его с получением чина. После этого я понял, что все будет нормально. Там работают живые люди. Мы очень много времени проводили вместе. Когда сдавали сложный жуткий текст, могли пойти в приемную к руководителю, откупорить винишко и снять стресс.

Мне один раз позвонила подруга и говорит: «Что творится? Мне на выходе из метро омоновец чуть по голове дубинкой не дал». А я говорю: «Я не знаю, мы тут день рождения отмечаем, вино пьем». Она говорит: «Ну я так и думала, в стране бедлам, а вы вино пьете».

Все любили собраться вместе, вспоминали кучу случаев. Например, как-то раз женщина из нашего департамента застряла в лифте с незнакомым мужиком и не признала в нем вице-премьера. Они простояли там довольно долго, поржали, а когда вышли, ей говорят: «Ты знаешь, с кем ты была в лифте 40 минут?»

Дресс-код был условным — понятно, что в джинсах не придешь на работу. Конечно, все мужчины ходили в пиджаках и галстуках. Я, в принципе, люблю такую одежду и иногда по ней скучаю. В выходные можно было и в джинсах прийти. Один раз я пришел на дежурство с какой-то тусовки — было лето, и я был в рваных шортах. Прихожу и говорю ФСОшникам: «Ребята, мне надо пройти на работу». Даже они не сдержались и спросили, куда я пришел в таком виде.

Женщины там одеваются хорошо: и дорого, и красиво. Видно, что за этим стоит много денег. Я помню, как на совещании одна из руководительниц говорила: «Между прочим, коллеги, у вас сейчас очень конкурентная зарплата». Мол, мы вам ее повысили, работайте лучше. Когда я это слушал, было очень смешно смотреть на ее платье, которое стоило, наверное, как вся моя годовая зарплата.

Конечно, на всяких официальных летучках мы Медведева называли «Дмитрий Анатольевич», а между собой по-разному. Но такого, чтобы мы говорили «Фу, мерзкий Димон», и близко не было. Мы могли сказать «Дима», но без нарочитого неуважения.

Я пришел в администрацию в 2011 году, когда всех били по башке на Болотной площади, и был достаточно оппозиционно настроен. Все, кто там сидит, прекрасно все понимают. Нет такого, что они думают: «Вы что, это же наши замечательные руководители, самые в мире лучшие, Господи Иисусе». Там иногда отпускают такие шуточки, что иногда думаешь, не охренели ли они — все же прослушивают. Но и ярых предателей, которые ненавидели ли бы всех и все, там тоже нет: не нравится — не работай. В 2012 и 2013 году все тоже было спокойно, а потом начался Крым. Стали немного закручивать гайки: например, запретили пользоваться почтой Gmail по работе. Но в коллективе ничего не поменялось.

5 профессий, связанных с текстом — Учёба.ру

1.​ Журналист

На первый взгляд может показаться, что даже работа пишущего журналиста связана не с текстами, а больше — с поиском информации, общением с лидерами мнений. Нужно посещать профильные мероприятия, презентации и конференции, брать интервью.

С одной стороны, зачастую это и правда так. С другой, профессия журналиста достаточно гибкая, чтобы каждый мог выбрать подходящую себе специализацию. Новостные журналисты действительно большую часть времени ищут информацию, а тексты пишутся достаточно быстро. Однако если вы станете экспертом в какой-то теме (музыка, кино, IT, медицина и т. д.), вам с радостью будут заказывать сложные аналитические статьи, тематические колонки, обзоры, в которых вы вполне сможете раскрыть свой писательский талант. Можно также обратить внимание на репортажи: для создания эффекта присутствия необходимо отлично владеть словом.

В любом случае, для работы журналистом, помимо умения писать тексты, понадобятся навыки коммуникации, способность договариваться с людьми и быстро находить информацию, а также наблюдательность, точность и внимательность.

Где учат:

2.​ Переводчик

Несмотря на обилие современных средств, «живые» переводчики все еще высоко ценятся, особенно когда речь идет о редких языках. Для технических переводов в первую очередь будут важны точность и ясность текста, а в случае с публицистикой и, тем более, с художественными произведениями, потребуется чувство стиля, богатая лексика и писательские навыки. Помимо непосредственно текстов, вы также можете переводить фильмы, где тоже понадобится все вышеперечисленное.

Кроме владения русским языком необходимо отличное знание иностранного (лучше — не одного, а нескольких), усидчивость, умение соблюдать сроки. Вам нужно будет достаточно хорошо разбираться в теме в случае технических или публицистических переводов, знать творчество и стиль автора, если дело касается художественных текстов, или же уметь быстро находить необходимую информацию.

Где учат:

3.​ Сценарист

Сценарное дело — достаточно широкая профессия. Вы можете писать сценарии как для кино (игрового или документального), так и для мультфильмов, сериалов, телепередач, рекламы, клипов и даже игр. У каждого из этих направлений есть свои особенности, но все сценарии так или иначе подчиняются законам драматургии, которые необходимо хорошо знать.

В сценарии меньше, чем в художественном тексте, имеет значение богатство и красота языка, зато на первый план выходит действие, четкие мотивы персонажей, отточенность диалога.

Несмотря на то, что «костяк» работы — это непосредственное написание текста, нужно понимать, что «кино» в широком смысле слова — творчество совместное, и, помимо своего видения, сценаристу придется обращать внимание на мнение продюсера, режиссера, актеров. Нужно быть готовым к тому, что сюжет может преобразиться до неузнаваемости.

Таким образом, чтобы стать сценаристом, помимо владения словом и знания законов драматургии нужно уметь услышать коллег, не бояться постоянного переделывания и переписывания текста, а также учиться доносить свою мысль и отстаивать точку зрения, когда это принципиально.

Где учат:

4.​ Редактор

Под одним названием профессии «редактор» в действительности скрываются две не всегда пересекающиеся задачи. Часто здесь подразумевается литературный редактор: человек, который доводит до совершенства журналистские или писательские тексты, исправляет стилистические ошибки и неточности. Однако, как правило, это только часть (причем небольшая) работы. В книжном бизнесе литературный редактор может быть отдельным человеком, но и там, и, особенно, в СМИ в список его основных задач входит общение с авторами, составление плана, оценка текстов и их перспективности, распределение обязанностей, контроль сроков и качества выполнения работы, решение других организационных вопросов.

Чтобы стать хорошим редактором, необходимо быть начитанным, уметь быстро оценивать качество текста, находить и исправлять или указывать на его недостатки, иметь определенные лидерские качества и навыки коммуникации, а также навыки планирования своих и чужих действий на несколько шагов вперед.

Где учат:

5.​ Писатель

Писатель — одна из самых привлекательных и при этом самых непростых профессий для тех, кто любит текст. С одной стороны, вам практически не нужно ни с кем договариваться — долго согласовывать и переделывать тексты. Писатель — сам себе хозяин: целыми днями пишешь, а затем отправляешь материалы редактору. С другой, основная сложность писательства как профессии заключается в том, что лишь небольшой процент пишущих людей способен не просто добиться того, чтобы их опубликовали (хотя и это непросто), но еще и достигнуть такой популярности и таких тиражей, чтобы с процента от них можно было жить. Гонорары начинающих авторов художественной литературы ниже, чем месячная зарплата промоутера, а книги часто пишутся не один год. Несколько лучше обстоят дела у авторов нон-фикшн, но и там не стоит ждать мгновенного успеха, большого заработка и миллионных тиражей.

В отличие от работы редактора и журналиста, особенность работы писателя заключается как раз в достаточно сильной изоляции. Подавляющее большинство работы — это сидение за компьютером, написание и переделывание текстов. Фактически единственный человек, с которым общается писатель, — это редактор. Да и то, большая часть коммуникации, как правило, проходит по электронной почте или по телефону.

При этом нужно понимать, что просто научиться быть писателем нельзя: хорошее произведение помогает создать только опыт — как профессиональный, так и жизненный. Также много значит умение этот опыт переработать и выразить в понятном другим людям увлекательном тексте.

Где учат:

«Но я уже не хочу быть поэтом»: кто пишет тексты для рок-музыкантов

Дезмонд Чайлд


Фото — http://hungarytoday.hu  →

Когда речь идёт об американском роке, сразу же вспоминается Дезмонд Чайлд – труженик-многостаночник, автор многих легендарных хитов из репертуара самых разных музыкантов. В середине 70-х этот сын венгерских эмигрантов пытался покорять Америку с группой Desmond Child & Rouge, а в 1991 году записал свою единственную сольную пластинку. Но в первую очередь он прославился как поэт-песенник. Первый большой успех пришёл в 1979 году после того, как Дезмонд написал текст песни I Was Made For Loving You для Kiss. Песня стала суперхитом, а автор, пардон, «пошёл по рукам». С кем он только не сотрудничал: Bon Jovi, Aerosmith, Элис Купер, Шер, Бонни Тайлер… «Если Америке потребуется новый гимн, то обратитесь к Дезмонду, и он его вам напишет, и это обязательно станет #1 в чартах», — так писал о Дезмонде журнал Rolling Stone. А что ещё можно сказать о человеке, который сочинил Livin’ on a Prayer, Crazy, Poison и другие песни, которые вы наверняка слышали? Конечно, до Эдгара По и Уолта Уитмена ему далеко и строчки типа «I was made for loving you, baby / You were made for loving me» сложно назвать хорошей поэзией, но это было именно то, что нужно: тексты Чайлда хорошо укладывались в ритмическую канву песни, а строчки из рефрена прекрасно запоминались и намертво оседали в головах слушателей. Так и рождались хиты.

Берни Топин


Фото — http://www.rollingstone.com  →

Если Дезмонд Чайлд снабжал своими текстами целую когорту звёзд, то Берни Топин прославился благодаря долгому и успешному сотрудничеству всего с одним – но каким! – музыкантом. В 1967 году он откликнулся на объявление о поиске автором песен в New Musical Express, которое дал сотрудник лейбла Liberty Records некий Рэй Уильямс. На то же объявление откликнулся и начинающий музыкант Элтон Джон. Правда, лейблу они так и не приглянулись, но с тех пор начался их многолетний творческий союз. Поначалу они писали песни для других исполнителей, но в 1969, наконец, вышел дебютный альбом Элтона Empty Sky с песнями на стихи Берни Топина. С тех пор они записали вместе более 30 альбомов, а их сотрудничество прерывалось лишь на несколько лет в конце 1970-х годов, когда Топин работал с другими музыкантами, в том числе с Элисом Купером. Знаменитые хиты Элтона Джона – Believe, Rocket Man, Goodbye Yellow Brick Road, Candle in the Wind (в том числе и версия 1997 с изменённым текстом) – написаны именно Берни Топином. При этом в отличие от многих авторов, которым приходится подбирать слова к уже готовой музыке, Берни сначала пишет текст, и лишь потом Элтон подбирает подходящее музыкальное сопровождение.

Также Топин записал несколько сольных альбомов, один из которых – в жанре spoken word. В двух других Берни попробовал себя в качестве певца, но особого успеха в этом качестве не имел. В 90-х Топин записал две пластинки в составе группы Farm Dogs, увы, не встретив активного отклика критиков и аудитории.

Пит Синфилд


Фото — https://theozymandiasprogject.wordpress.com  →

Творческая биография нашего следующего героя тесно связана с миром прогрессивного рока и в первую очередь с одной из влиятельнейших групп этого направления – King Crimson. Более того, Питер Синфилд, которого привёл в группу Иэн Макдональд, как раз и предложил использовать одно из имён демона Вельзевула в качестве названия группы. Пит участвовал в создании первых четырёх альбомов King Crimson, он был не только автором текстов, но и продюсером. Но всему наступает конец: в какой-то момент Роберту Фриппу надоели фантастические образы лирики Синфилда, и тому пришлось покинуть группу.

Питер довольно быстро нашёл применение своему таланту. В 1972 году он спродюсировал дебютный одноимённый альбом Roxy Music, а год спустя выпустил сольник Still c экс-участником King Crimson Грегом Лейком на вокале. Неудивительно, что когда Лейк вошёл в состав супертрио ELP, музыканты с радостью воспользовались услугами поэта. Тексты Синфилда можно слышать на альбомах Brain Salad Surgery, Works и Love Beach.
Но не одним прог-роком жив человек: Синфилд был замечен в написании текстов для Селин Дион и британского поп-коллектива Bucks Fizz, а ещё он большой любитель японского стихотворного жанра хайку , в котором также немало преуспел.

Ричард Палмер-Джеймс


Фото — http://www.br.de  →

Ещё один автор попал в этот список благодаря своему сотрудничеству с «прогрессивными» группами. Палмер-Джеймс успел поиграть в нескольких малоизвестных командах, прежде чем стать одним из основателей коллектива Supertramp. Он написал тексты всех песен одноимённого дебютного альбома группы. По признанию поэта и музыканта, в то время он относился к поэзии как к не самой приятной обязанности сродни школьному домашнему заданию. Тем не менее, после ухода Пита Синфилда из King Crimson именно Ричард Палмер-Джеймс занял его место. Его пригласил в группу бас-гитарист Джон Уэттон, старый друг и одноклассник. Палмер-Джеймс написал тексты для альбомов Larks’ Tongues in Aspic, Starless and Bible Black и Red, в том числе для знаменитой композиции Starless (до своего появления на альбоме Red она была инструментальной: стихи, ранее написанные Уэттоном, Фрипп и компания забраковали). «Там мало слов. Всего двенадцать строк. И именно поэтому было так трудно писать. Я подготовил пять или шесть немного разнящихся версий. Я показал их Джону и он выбрал некоторые фрагменты, кое-что добавил от себя и создал новый вариант. В результате получилась очень впечатляющая лирика. Они, кажется, о взаимном разочаровании двух близких друзей, не обязательно любовников. Это разрыв дружбы», — рассказывал Палмер-Джеймс об этой песне.

Любопытно, что, будучи основным автором текстов King Crimson вплоть до роспуска группы в 1974-м, он почти не контактировал с лидером коллектива Робертом Фриппом: «Чего от меня ждал Роберт Фрипп? Я не знаю. Тогда я жил не в Лондоне, а в Германии, где, впрочем, живу и сегодня. Я контактировал с группой главным образом через Джона. Он присылал мне очень сырые записи композиций, которые позднее оказались на альбоме Lark’s Tongues In Aspic. За несколько недель я написал для этих композиций стихи. И в первый раз поговорить с Робертом насчёт плодов моей работы я смог не раньше, чем эти песни были записаны начисто».

Илья Кормильцев


Фото — https://rocketsmusic.ru  →

Для свердловского рока фигура Ильи Кормильцева несомненно культовая. Поэт, переводчик, издатель, в каком-то смысле идеолог… Он писал тексты для группы Урфин Джюс, сольных проектов Егора Белкина и Насти Полевой, но прославился в первую очередь как автор текстов группы Наутилус Помпилиус. И было за что: здесь и социальная критика (Скованные одной цепью), и лирика (Я хочу быть с тобой или, например, Летучая мышь), и бытовые зарисовки (Взгляд с экрана), и философские притчи. Радикальная гражданская позиция Ильи проявлялась и в отказе от премии Ленинского комсомола, которой в 1989 году наградили Нау, и в деятельности издательства «Ультра.Культура», и даже в открытом письме к Вячеславу Бутусову после выступления последнего перед «нашистами». «Грош цена той культуре, которая не заставляет человека переоценивать себя, ставить метафизические задачи и действовать», — говорил Кормильцев, и эта фраза во многом объясняет его неуёмную деятельность и зачастую неоднозначные высказывания и поступки.

Творческий тандем Кормильцева и Бутусова – ещё один пример того, как написание текста опережает создание музыки. Из целого вороха кормильцевских опусов музыканты сами выбирали то, что им приглянётся. Не обходилось и без творческих разногласий – Илья с трудом согласился заменить в вызывающей вполне определённые ассоциации фразе «за красным восходом коричневый закат» цвет заката на нейтральный «розовый».

Своим непростым характером Илья Кормильцев нажил себе немало врагов и оттолкнул от себя многих почитателей. Но вряд ли без него он был бы тем, кого мы знаем и ценим.

Маргарита Пушкина


Фото — http://www.gradsky.com  →

Да-да, это её группа Ария должна благодарить за вопли интернет-воинов, кричащих, мол, какая это вообще рок-группа, если они даже сами себе тексты не пишут (смотрим первый абзац нашего текста и хитро ухмыляемся)! Начиная с альбома Герой Асфальта, она является основным автором текстов для Арии и все остальной «арийской семейки». Часто бывало, что тексты, забракованные Холстининым и Дубининым, использовал в своём творчестве Сергей Маврин, что наиболее наглядно проявилось в его альбоме Химический сон.

При этом мало кто помнит, что Маргарита Анатольевна начинала свою карьеру «словоукладчика» (так она в шутку определяет свою деятельность) с сотрудничества с Александром Кутиковым, Крисом Кельми и группой Високосное лето, в том числе на её стихи написан один из главных советских хитов в стиле этакого рок-капустника – Замыкая круг. Также с участием известных музыкантов она записала несколько сольных альбомов в рамках проекта Margenta, посвятила много лет рок-журналистике и выпустила книгу Ария Маргариты об истории группы и непростом труде рок-текстовика. А ещё у неё есть сестра-археолог, которая преподаёт на истфаке МГУ. Вот так-то.

Кто пишет тексты для резидентов Comedy Club?

Шутки резидентов популярного нынче телешоу Comedy Club порой выглядят не просто сальными и скабрёзными, но зачастую просто злыми и жестокими. Вот и легендарная актриса, народная артистка СССР Людмила Гурченко «удостоилась чести» быть осмеянной.

«Сегодня в нашей программе скандалы, расследования, – произнёс комик Таир во время записи пародии на программу «Максимум». – И главная тема: Людмила Гурченко забыла накрыть над собой крышку гроба…» Таир напрасно рассчитывал, что эта его «шутка» будет оценена на ура – сразу после этих слов в зале вместо смеха повисла тишина.

нынешний Comedy Club далеко ушёл от заявленного им ранее жанра стендап-комедии, когда на сцену может выйти любой желающий и пошутить не по заранее заготовленному сценарию, а экспромтом
«Была у нас такая неудачная шутка, – прокомментировала нам шутку про Людмилу Гурченко одна из организаторов Comedy Club Ирина Пятенко. – Людмила Марковна потом самому Таиру вполне закономерно высказала своё недовольство. Кстати, он уже достаточно давно не появляется в телеверсии программы на ТНТ».

Действительно, когда Людмила Марковна узнала о «комедийной» шутке, она пришла в бешенство. Ещё бы: не каждый день популярную и любимую зрителями актрису, которая при этом активно трудится, отправляют на тот свет. При этом представитель Comedy Club уверена: «К нам Людмила Марковна по-прежнему относится прекрасно, она даже была у нас на программе».

Виновник конфликта Таир, по слухам, и вовсе недоумевает, на что обиделась артистка. Он так прокомментировал своё выступление: «Я не считаю сказанную мною на программе шутку оскорбительной. Обычно наши реплики звучат гораздо резче, чем эта. Но если Гурченко что-то и задело, то я могу извиниться перед ней, и сделать мне это несложно. К тому же я своей вины в этом не вижу, так как тексты нам пишут авторы, а я читаю лишь то, что мне дают на эфир».

Вообще, резиденты Comedy Club не впервые смеются так, что герои их скабрёзных шуток или их окружение бывают крайне недовольны. К примеру, на конкурсе «Новая волна» в Юрмале Павел Воля объявил Филиппа Киркорова следующим образом: «Филипп Киркоров… Киркоров… Где-то я слышал это имя». Когда же Павел ушёл со сцены, Алла Пугачёва, поджидавшая его за кулисами, довольно подробно объяснила ему разницу между ним и Филиппом Бедросовичем.

«Comedy Club – это некий новый формат юмора, – настаивает Ирина Пятенко, – и он потребляем: многое из наших программ становится крылатыми фразами, анекдотами». Пожалуй, это действительно так, вот только, разъясняя нам ситуацию с инцидентом вокруг шутки о многоуважаемой Людмиле Марковне, сотрудники Comedy Club обнародовали то, что до недавнего времени считалось тайной: оправдываясь в прессе, Таир открыто сослался на некие «тексты», которые резидентам клуба пишут «некие авторы». И это при том, что в рекламе этого шоу главный упор делается на самостоятельное творчество всех его участников!

Словом, эта некрасивая история стала отличным свидетельством того, что . Ведь уже сами резиденты перестают скрывать, что многие их шутки заранее написаны специально нанятыми для этого людьми.

Косвенно подтвердила это и Ирина Пятенко: «Действительно, существует два варианта сотрудничества. Когда резиденты пишут сами себе (это те, которые очень долго живут на сцене)… Бывает и так: у нас работает некая наша креативная группа, которая эти шутки корректирует, исправляет». То есть редакторская правка шуток резидентов действительно имеет место быть. И тогда встаёт закономерный вопрос: какой процент чужих шуток звучит из уст резидентов Comedy Club? Предоставлять такую информацию зрителям организаторы шоу почему-то стесняются.

Как писать хорошие тексты

Тематический трафик – альтернативный подход в продвижении бизнеса

Мы выпустили новую книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».

Подпишись на рассылку и получи книгу в подарок!

Эдди Шлейнер адаптировал советы отца рекламы, Дэвида Огилви, для современных повелителей пера. Десять советов на все времена о том, как писать продающие и просто восхитительные материалы. 

Писать — это просто. Если вы это читаете, значит, вы умеете писать.
Но можете ли вы писать хорошо? Чувствуете ли вы связь с читателями? Могут ли они дочитать ваш текст до конца? Вдохновляют ли людей ваши тексты на какие-то действия, покупку вещей или новые идеи?

Если да, то у вас талант — вы можете управлять вниманием читателя. А еще, что более важно, вы можете влиять на волю человека, на выбор, который он сделает.
Дэвид Огилви, основатель рекламного агентства Ogilvy&Mather, высоко ценил писательский талант.
«Чем лучше ты пишешь, тем дальше ты пойдешь», — говорил Дэвид своей команде, — «тот, кто думает хорошо, и пишет хорошо». Заметка, набросанная в 1982 году, позже появилась в сборнике «Дэвид Огилви. Неопубликованное» — коллекции вдохновляющих писем и речей человека, который считается «отцом рекламных текстов».
«Хорошо писать — это не природный дар», — пишет Огилви, — «этому можно и нужно учиться».

Огилви сформулировал десять принципов того, как писать хорошие тексты. Каждый человек может их применить на практике.

Я расширил его советы, переделав их на современный лад.

 

1. “Прочтите книгу Романа-Рефельсона о том, как писать. Прочтите трижды”.

Кеннет Роман, Джоэл Рефельсон и Дэвид Огилви были закадычными друзьями. Роман был исполнительным директором агентства (о чем говорится в середине книги). Прочтение книги «Как писать, чтобы вам доверяли» сформирует у вас голос, стиль и привычки двух восхитительных писателей. Чем качественнее литературу вы читаете, тем лучше вы усваиваете материал. И тем проще вам будет исправить собственные ошибки.

Это важно

Хорошо написанный текст — результат хорошо прочитанной книги.

Как читать больше? Райан Холидэй, писатель и маркетолог, дает такой совет: поменяйте свое мышление.
«Хватит думать о чтении, как о каком-то занятии», — пишет он, — «чтение должно стать чем-то таким же естественным, как прием пищи или дыхание. Вы должны делать это не потому, что хочется, а потому что это потребность, рефлекс. Без этого никуда».
Холидэй говорит о трех барьерах, которые препятствуют чтению:
Время: «Все время носите с собой книгу. И если у вас выдалась минутка — смело открывайте ее».
Деньги: «Чтение — это не роскошь. Это необходимость. Книги — это инвестиция».
Цель: «Цель чтения — не просто получение знаний. Это часть опыта человечества. Это позволит вам сформировать мнение, найти себя. Улучшить вашу жизнь».

 

2. «Пишите так же, как говорите. Естественно».

Огилви, при всех заслугах, был человеком простым. Это здорово.
«Его последняя книга — «Огилви о рекламе». Встречайте — Дэвид Огилви!» — сказал Дэвид Леттерман в своем шоу в 1983 году. Он протянул через стол руку. Огилви ее пожал без единого слова.
«Книга очень полезна», — сказал Леттерман, — «каждый, кто работает с рекламой, должен уделить ей время и изучить».
Огилви нарушил тишину: «Вы чертовски правы».

Огилви писал так, как говорил. Естественным языком, простыми фразами, что и принесло ему такой ошеломляющий успех.

Это важно

Хороший текст — неформальный.

Как писать в неформальном стиле?
Если вы не составляете документ, расслабьтесь! Используйте:
— «Мы помогаем» вместо «Большую помощь мы оказываем…»
— «Заботиться» вместо «Проявлять заботу».
Неформальный текст проще для восприятия, его легче читать.

 

3. Используйте короткие слова, короткие предложения и абзацы.

Читать — сложно, вы знаете. Это требует постоянного внимания и концентрации.
Сложный, объемный текст, который в первую очередь удовлетворяет внутренние потребности авторского таланта, а не внешние нужды читателя, никто не станет читать. Текст должен сразу же доносить суть до аудитории. А авторское удовлетворение в данном случае не имеет значения.

Это важно

Хороший текст сразу «бьет в цель».

Как писать кратко?
Вам нужно постоянно себя контролировать и избегать многословия.
Вам нужно проявлять волю и безжалостно удалять из текста ненужные слова.

 

4. «Никогда не используйте жаргонизмы… Они — признак много возомнившего о себе засранца»

Это действительно так. Длинные слова превращают писателя в эгоцентричного сноба. А что еще хуже, такие слова путают читателей. Заставляют их считать себя глупыми, отвлекают от послания писателя.

Это важно

Хороший текст воспринимается мгновенно.

Как писать связно? Не рискуйте. Используйте слова, которые поймет даже ребенок.
Например,
Вместо «легитимный» — «законный».
Вместо «беспрецедентный» — «небывалый».

5. «Никогда не пишите больше двух страниц. Вне зависимости от темы».

Не воспринимайте это буквально. Этими словами Огилви говорит о том, что никогда не стоит писать больше, чем требуется для раскрытия темы.
Если вы можете в тексте уйти от размытия смысла лишними словами — делайте это.

Это важно

Хороший текст упрощает сложную информацию.

Как упростить текст?
Оскароносный фильм «Игра на понижение» о финансовом кризисе 2008 года никогда бы не имел такого успеха без упрощения подачи. В нем рассматривается очень сложный вопрос. Для обычного зрителя (не экономиста) это темный лес. Кредиты, облигации, акции — для большинства это непонятные слова.
Как сценаристы ушли от этого? Камео и рассказы.
Каждый раз, когда затрагивается сложная тема, появляется знаменитость, вооруженная краткой историей. Что же делает эти истории такими эффективными?

  • Фамильярность: все истории рассказываются известными личностями — Селеной Гомес, Энтони Бордэйном и Ричардом Талером, известным экономистом.
  • Правдоподобность: истории заслуживают доверия, благодаря присутствию Талера в кадре.
  • Надежность: все истории случаются в узнаваемых местах — например, в казино и на кухне.“Если вам нужно донести до аудитории сложную мысль, которую аудитория может и не понять сразу”, — пишет Кэллахан, — “Используйте метафоры, которые им будут понятны. И выберите, кто будет рассказывать эту историю. Он должен быть знаком аудитории, должен вызывать у нее доверие”.

6. «Проверьте цитирование»

Этот совет примите буквально. Как писатель, вы напрямую влияете на общественное мнение, на то, что люди будут делать. Это большая ответственность.
В век, когда опубликовать текст просто, в век фальшивых новостей, честность автора крайне важна. Поэтому проверяйте факты и цитаты, на которые вы ссылаетесь в тексте. Читатели будут вам доверять.

Это важно

Хороший текст честен.

Как писать честный текст? Очень просто. Прислушивайтесь к голосу совести.

 

7. «Никогда не посылайте письмо, не публикуйте заметку прямо в день написания. Вслух прочтите текст на следующее утро и отредактируйте».

Коммуникация никогда не идет в точности по задуманному плану. Особенно когда сообщение написано на бумаге.
Вы же никогда не проводите презентацию без подготовки и повторения? Так зачем публиковать материалы без редактирования? Конечно, редактировать свой текст сложно. Вы писали его, вы “слились с ним” , и вы не видите всей картины.
Единственный способ объективно взглянуть на работу — дистанцироваться от нее.

Это важно

Хороший текст — чистый текст.

Как писать чисто? Ричард Лэнгэм, профессор из Калифорнийского Университета, разработал “Метод работника скорой помощи”. Он состоит из двух этапов, которые помогут писателям очистить их тексты от мусора.

  • Шаг первый: найдите проблемы в каждом предложении. Подчеркните союзы и союзные слова. Соотнесите действие с исполнителем (и обратите внимание на правильность формы слов). Вычеркните слова, которые никак не влияют на смысл предложения.
  • Шаг второй: поработайте над теми проблемами, которые вы нашли. Перепишите или вообще удалите обороты, которые вы нашли (как показывает практика,в большинстве случаев можно обойтись без деепричастного оборота). Удалите излишние объяснения, максимально упростите синтаксические конструкции.
    Работайте над каждым предложением по схеме: “выявление проблемы — решение проблемы”.

8. «Если вы работаете над чем-то очень важным, попросите коллег помочь».

Предположим, вы пишите важную статью или составляете для кого-то речь. От того, насколько материал будет качественным, зависит все. Я не сомневаюсь, что вы приложите все усилия, чтобы текст был емким, но кратким. Чтобы мысль доносилась до аудитории именно так, как требуется. Но когда вы напечатаете последнее предложения, велика вероятность, что трезво его оценить у вас уже не получится. И это нормально.

Это важно

Хороший текст нуждается в хорошем редакторе.

Как найти его? Вы можете попросить коллегу взглянуть свежим взглядом, как предлагает Огилви. Но сейчас не 1982, используйте интернет!

  • Редакторские биржи: разместите ваш текст на тематической редакторской бирже, например, Reddit.
  • Ресурс Inbound.org: когда вы не можете найти эксперта в нужной вам области, обратитесь к сообществу сайта inbound.org, и вам помогут.
  • Twitter: вы можете также, используя микроблог, поделиться материалом с автором, которым вы восхищаетесь. Возможно, он оценит то, что вы написали.

9. «Перед отправкой письма или заметки, убедитесь, что в письме отражено то, чего вы ждете от адресата».

В первую очередь это касается деловых писем. Им всегда нужна цель.
Не важно, формальное ли это письмо, цель придаст ему осмысленность, сделает письмо цельным. Да и мало кому захочется в рабочее время читать письмо, которое не несет в себе никакого смысла, которое потом вызовет мысль: “И что теперь?”

Это важно

Хороший текст (особенно деловой) заключает в себе цель.

Как обосновать цель написания? Решите, чего вы хотите добиться:

  • Рассказать о чем-либо.
  • Повлиять на кого-то.
  • Развлечь чем-либо.

Прежде чем писать, подумайте, для чего вы пишете. Какого действия вы ждете от читателя. И тогда вы будете двигаться в верном направлении. Каждый абзац, каждое предложение будет вести вас к нужной цели.

 

10. «Если вам нужно, чтобы кто-то что-то сделал, не пишите. Подойдите и попросите».

В деловых вопросах ничто не является таким же интимным, как улыбка и рукопожатие. Текст этого передать никогда не сможет. И даже самый лучший в мире материал не заменит человеческого общения и тепла от разговора лицом к лицу.
Люди мыслят нерационально. Мы всегда думаем, что поступаем логично. Но в любом случае нами будут двигать эмоции. И какими бы мощными не были слова в тексте, ничто не заменит зрительный контакт.

Это важно

Даже хороший текст работает не всегда.

Как донести мысль лично? Огилви предельно четко отвечает: “Не писать”. Найдите способ для личной беседы, чтобы видеть собеседника. Используйте:

  • Skype.
  • FaceTime.
  • Самолет.

Если нужный вам человек сидит этажом выше, не поленитесь к нему подняться. Он это оценит. И вы получите ряд преимуществ для достижения вашей цели.

“Писать хорошо — это не природный дар”, — пишет Огилви, — “вы можете научиться писать здорово”.

Вы прочитали десять советов Огилви, как же научиться писать хорошие тексты. Остальное за вами.

Оригинал

 

Денис Давыдов

Контент-маркетолог

В самом деле, научиться писать хорошие тексты можно. И советы Огилви подойдут абсолютно всем, кто хоть как-то сталкивается с написанием текстов. И копирайтерам, и рекламщикам, и спич-райтерам одинаково полезно будет с ними ознакомиться. От себя могу добавить, что залог хорошего текста — его краткость и емкость. Раньше я не любил Twitter за его ограничение количества символов. Но сейчас понимаю, что навык излагать информацию в столь ограниченном объеме — основополагающий. Больше читайте, обращайте внимание на то, как писатели (я сейчас говорю, преимущественно, о художественной литературе) используют метафоры. Можно как угодно пытаться напрямую донести до читателя мысль, но он ее в упор не увидит. Но стоит подобрать одну классную метафору, и все будет понято сразу. Обратите внимание на книгу “Слово живое и мертвое” Норы Галь — это библия своего рода. А еще прочитайте коротенький рассказ М. Зощенко “Обезьяний язык”.
Лично для себя я выбрал двух писателей, на которых ориентируюсь. Э. Хэмингуэй — его краткий и повествовательный стиль мне очень нравится. Читаешь, вроде бы все просто. Но в голове у тебя совершенно четкая картинка, что же происходит. Второй — С. Моэм, его бесподобные описания, метафоричные диалоги и умные мысли вдохновляют.
И пишите! Без практики ничему не научиться.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *