Цветное телевидение — Википедия
Цветное телевидение — технология телевидения, позволяющая передавать движущееся изображение в натуральных цветах. Все аналоговые системы цветного телевидения (за исключением ранних экспериментов), предназначенные для наземного вещания, соответствовали принципу совместимости, то есть цветная телепередача могла быть принята и воспроизведена как чёрно-белыми, так и цветными телевизионными приёмниками[1].
Лабораторное тестирование системы цветного телевиденияПри этом чёрно-белые приёмники использовали только сигнал яркости, ничем не отличающийся от обычного чёрно-белого видеосигнала. Информация о цвете передавалась при помощи дополнительного сигнала, используемого только цветными телевизорами[2]. Такое решение позволило осуществлять цветное вещание на уже существовавший парк чёрно-белых телевизоров и продолжить их выпуск в качестве недорогой альтернативы цветным приёмникам.
К 2020 году практически во всём мире произошёл переход на цифровые системы вещательного телевидения, в которых, хотя и продолжает использоваться яркостный сигнал, технически уже не может быть совместимости со старым парком аналоговых телеприёмников[источник не указан 59 дней]. Требуется покупка дополнительного оборудования (приставки-декодера), чтобы смотреть нынешние цифровые передачи на старом аналоговом телевизоре. В таких приставках отказ от обработки сигнала цветности уже не даёт удешевления.
Попытки передачи цветного изображения начались одновременно с появлением механического телевидения[3]. Первыми начали работы в этом направлении Ян Щепаник, запатентовавший механическое разложение при помощи качающейся призмы в 1897 году, и Ованес Адамян, работавший над двухцветной системой телевидения [4]. В 1899 году Александр Полумордвинов запатентовал принцип последовательной передачи цвета при помощи механического сканирующего устройства[5][6]. Однако действующих образцов ни одному из этих исследователей создать не удалось.
Первая в мире цветная телепередача состоялась 3 июля 1928 года в Глазго, и была осуществлена одним из основателей механического телевещания Джоном Бэрдом[7]. При этом был использован принцип последовательной передачи трёх цветоделённых изображений основных цветов. Передача осуществлялась диском Нипкова с тремя спиральными группами отверстий, закрытых красным, зелёным и синим светофильтрами. На приёмном конце системы для синтеза изображения использовался такой же диск и три источника света основных цветов. 4 февраля 1938 года Бэрд продемонстрировал новую «театральную» систему, передав из своей студии в Хрустальном дворце изображение с разрешением в 120 строк на экран размером 3×4 метра в лондонском театре Доминион
Гибридные системы[править | править код]
Прорыв в развитии цветного телевидения произошёл после окончания Второй мировой войны. Радиоэлектронная промышленность США, лишившаяся оборонных заказов, занялась развитием гражданских технологий, в том числе телевизионных. При этом использовались новейшие достижения, до этого применявшиеся только в военных разработках. Кроме того, стали доступны не использовавшиеся ранее дециметровые радиодиапазоны, пригодные для широкополосного вещания. Нерешёнными оставались две главные проблемы электронного цветного телевидения: совместимость с существующими чёрно-белыми приёмниками и синтез цветного изображения при помощи электронно-лучевых трубок.
Для цветоделения проще всего было использовать три передающие трубки, каждая из которых формирует сигналы трёх основных цветов за светофильтрами.
При этом информация о каждом цвете может передаваться одновременно по отдельным каналам[9]. Проблема была в получении цветного изображения на стороне приёмника, поскольку кинескопы тех лет давали только монохромное изображение.
Самым очевидным решением было использовать систему, аналогичную применяемой в телекамере: оптическое совмещение изображений трёх кинескопов с разным цветом свечения люминофора[10]. Первая закрытая демонстрация подобной системы «Тринископ» была проведена компанией RCA 5 февраля 1940 года для членов Федерального агентства по связи США (FCC)[11]. При стоимости трёхтрубочного телевизора, втрое превышавшей обычный чёрно-белый приёмник, изображение получалось тёмным, а сигнал занимал слишком широкую полосу частот, поскольку каждое из цветоделённых изображений передавалось на отдельной несущей частоте
Альтернативой одновременной раздельной передаче цветоделённых изображений была последовательная передача информации о цвете. Однако, полоса частот, требуемая при таком принципе, оставалась слишком широкой при сохранении приемлемой чёткости. Ширину канала, сопоставимую с чёрно-белым вещанием, удалось сохранить в системе, разработанной компанией RCA в 1949 году, и названной «Последовательной передачей цветных точек» (англ. Dot Sequential Color System)[13][11]. Сигналы, соответствующие красному, зелёному и синему частичным изображениям, мультиплексировались с частотой 3,8 МГц в один общий[14][* 1]. В приёмнике они разделялись электронным коммутатором и воспроизводились на трёхкинескопном мониторе. Один из таких телевизоров с диагональю экрана 25 сантиметров содержал 108 радиоламп и занимал 2 метра в высоту и длину [14]. Мультиплексирование и его синхронизация оказались слишком сложны для того времени и система была признана непригодной, несмотря на хорошую совместимость с чёрно-белыми приёмниками. Через несколько лет некоторые её принципы легли в основу стандарта NTSC с раздельной передачей яркости и цветности[15].
Два других решения заключались в последовательной передаче цветоделённых строк или кадров. Первый способ реализован в системе Джорджа Слипера «Sleeper Color System» американского консорциума «CTI» (англ. Color Television Incorporated), специально созданного в 1947 году для разработки цветного телевидения[16]. При втором способе последовательно передаются цветоделённые полукадры при помощи вращающихся дисков со светофильтрами за объективом однотрубочной камеры и перед единственным чёрно-белым кинескопом приёмника
В электронном варианте подобная система впервые продемонстрирована публике компанией CBS 4 сентября 1940 года и названа «Системой с последовательной передачей цветных полей» (англ. Field-sequential color system)[17]. Её главное достоинство заключалось в возможности построения приёмника на основе одного чёрно-белого кинескопа: цветные трубки с мозаичным люминофором всё ещё оставались лабораторной экзотикой[18]. Даже несмотря на громоздкость диска со светофильтрами, габариты и стоимость таких приёмников не шли ни в какое сравнение с трёхкинескопными телевизорами RCA, занимавшими половину комнаты. Однако, покадровая передача цвета обладала существенным недостатком: совместимость с чёрно-белыми телевизорами, возможная для большинства других технологий, превращалась в неразрешимую проблему из-за неизбежного увеличения частоты кадровой развёртки. Во время слушаний FCC о цветном телевидении, начавшихся 26 сентября 1949 года, перед комиссией стоял выбор из трёх систем: RCA с высокочастотным мультиплексированием, CTI с построчной передачей цвета и CBS с покадровым цветоделением [19][14]. В итоге, несмотря на полную несовместимость, система CBS была признана более пригодной, чем две другие, и 11 октября 1950 года формально одобрена в качестве национального стандарта США[20][17]. 25 июня 1951 года в 16:35 по восточному времени пять телестанций сети CBS на восточном побережье начали регулярное цветное вещание[21][17].
Изображение с разложением на передавалось с частотой 144 цветных поля (48 полукадров) в секунду, и десять миллионов телевизоров, уже находившихся в эксплуатации и рассчитанных на чёрно-белый стандарт 525/60 1941 года, не показывали вообще никакого изображения CBS[21][22]. Самодельные «конвертеры», позволявшие приспособить телевизор для приёма цветных программ, оказались слишком сложны для рядовых пользователей
В СССР на тот момент чёрно-белых телеприёмников были единицы, и проблема совместимости не стояла так остро, как в США. Поэтому в том же году под руководством Виктора Крейцера была начата разработка аналогичного стандарта с последовательной кадровой передачей цвета, а 7 ноября 1952 года Ленинградский телецентр провёл пробную трансляцию [24][25]. 5 ноября 1953 года по такой же системе начала регулярное вещание опытная студия МОСЦТ из московского телецентра на Шаболовке[26]. Среди американских специалистов, узнавших об этом, ходила шутка: «Русские воскресили американского покойника», хотя аналогичные системы одновременно тестировались в Великобритании и Франции[27][28][3]. При стандарте разложения в 525 строк, за секунду передавались 150 цветоделённых полукадров, по 3 на каждое поле. Для приёма сигнала выпускались телевизоры «Радуга» с кинескопом диаметром 18 сантиметров, перед которым с частотой 1500 оборотов в минуту вращался диск с тремя парами светофильтров
Полностью электронные системы[править | править код]
Наиболее перспективным оказался путь, который предусматривал использование кинескопа с тремя электронными прожекторами и мозаичного люминофора с разным цветом свечения. В середине 1940-х годов Бэрд начал разработку первой такой системы, названной «Телехром». Принцип действия был основан на особой конструкции кинескопа с двумя электронными прожекторами, расположенными под углом с разных сторон полупрозрачного экрана. При этом пучки электронов каждой из пушек попадали на «свой» слой люминофора с разным цветом свечения[34]. Использование голубого и пурпурного цветов позволяло получить упрощённую цветопередачу, напоминающую двухцветные технологии цветного кинематографа, такие как «Синеколор» и ранний «Техниколор». Полная аналогия с кинематографом дополнялась использованием двухцветного телевидения также для воспроизведения 3D-изображения в технике анаглифа. Дальнейшее совершенствование системы привело к появлению третьей электронной пушки в трёхцветном кинескопе с двухсторонним полупрозрачным растровым экраном[35]. Первая демонстрация состоялась 16 августа 1944 года и доказала перспективность направления, однако внезапная смерть Бэрда прервала опыты. Похожий принцип использован в трубке «Трихромоскоп» (англ. Trichromoscope) компании «Дюмон»: электронные прожекторы располагались с трёх сторон под большими углами к мозаичному экрану, состоящему из трёхгранных пирамид с разноцветным люминофором разных граней[36].
Дальнейшие исследования шли в этом же направлении. «Пенетрон», как и «Телехром» Бэрда, использовал только два цвета, но основывался на двухслойном люминофоре. Такая технология нашла применение в радиолокационных системах опознавания «свой-чужой»[37]. Ближе всего к цели оказался «Хроматрон», разработанный физиком Эрнстом Лоуренсом[38]. Кинескоп, также известный как «трубка Лоуренса», использовал электрод в виде решётки для фокусировки электронных пучков на соответствующих полосках люминофора трёх цветов[39]. Однако, наиболее перспективными и технологичными оказались трубки с теневой маской, благодаря которой пучки попадали на пятна люминофора с соответствующим цветом свечения[11]. Изобретателем такого кинескопа считается Вернер Флехиг (нем. Werner Flechsig), впервые продемонстрировавший опытный образец в 1939 году на Международной выставке IFA в Берлине. Массовое производство трубок было начато только в середине 1950-х годов компанией RCA, вложившей в разработку технологии её производства огромные суммы[15]. Недостатком этого технического решения была пониженная яркость экрана за счёт затенения электронных пучков маской. В этом отношении выигрывал «Хроматрон» и трубки типа «Appletube» компании «Philco» с временно́й коммутацией цвета единственного прожектора, но они оказались слишком сложны для своего времени[38][40][41]. В результате, самыми популярными стали технология RCA с точечными триадами, и её вариация с вертикальной апертурной решёткой, позднее разработанная Sony под названием «Тринитрон».
Одновременно с проблемой синтеза цвета в телеприёмнике решался вопрос обеспечения совместимости с существующими системами чёрно-белого телевидения. В конце концов, большинство разработчиков остановили свой выбор на принципе, предложенном в 1938 году французским инженером Жоржем Валенси (фр. Georges Valensi)[42]. Его технология предусматривала раздельную передачу информации о яркости и цвете вместо исходных цветоделённых компонент. Первой удачей в этом направлении стало завершение разработки компанией RCA новой системы, которая 17 декабря 1953 года в результате доработки была принята Национальным Комитетом по Телевизионным Стандартам США в качестве единого вещательного стандарта под наименованием NTSC[43][17]. Первая экспериментальная передача в этой системе проведена национальной телесетью NBC 30 августа 1953 года, а уже 1 января 1954 состоялась первая трансконтинентальная телетрансляция цветной программы по радиорелейной связи[11]. Новая технология предусматривала передачу сигнала яркости, ничем не отличающегося от чёрно-белого видеосигнала, и двух цветоразностных, преобразованных при помощи квадратурной модуляции в отдельный сигнал цветности, передаваемый вместе с яркостным. Полученный полный цветной телевизионный сигнал годился для приёма уже существующими чёрно-белыми телевизорами, использующими только сигнал яркости. Цветные приёмники декодировали сигнал цветности и показывали цветное изображение. Первым серийным цветным телевизором, рассчитанным на стандарт NTSC стал «RCA CT-100», продававшийся по цене 1000 долларов[44]. Уже в 1955 году было выпущено 40 тысяч цветных телевизоров этого стандарта[43].
14 января 1960 года в СССР из студии МОСЦТ началось экспериментальное вещание по советскому аналогу NTSC, получившему название ОСКМ — «Одновременная совместимая система с квадратурной модуляцией»[24][3]. Были выпущены крупные партии телевизоров «Радуга» (новой конструкции) и «Темп-22» с масочным кинескопом 53ЛК4Ц советской разработки[45]. Система, разработанная кафедрой телевидения ЛЭИС, была копией американской, но адаптирована для советских стандартов: увеличена до 8 МГц ширина частотного канала и использован европейский стандарт разложения[46][47]. Для частоты поднесущей выбрано значение 4,43 МГц[48]. Вещание велось несколько раз в неделю, но просмотр передач в цвете был доступен, главным образом в телеателье и на выставках, поскольку цветные приёмники в свободную продажу не поступали. В середине 1960-х годов были разработаны две европейские системы цветного телевидения: западногерманский PAL и французский SECAM, которые также начали тестироваться в СССР. Обе отразили попытки дальнейшего совершенствования NTSC, недостатком которой была низкая устойчивость к фазовым искажениям[49]. В итоге, по результатам опыта вещания в системе «ОСКМ» и тестирования двух иностранных стандартов совместно с системой «ЦТ НИИР», разработанной под руководством Владимира Теслера, в СССР в 1967 году в качестве вещательного принят стандарт SECAM, как наиболее пригодный для передачи на расстояние существующими радиорелейными линиями[46][3].
Первая широковещательная передача по системе SECAM в СССР была приурочена к 50-летней годовщине Октябрьской революции, отмечавшейся 7 ноября 1967 года[50]. В этот день состоялась первая внестудийная цветная передача с Красной площади при помощи трёхтрубочных передающих камер «Спектр-7» отечественной разработки. Для приёма цветного изображения в том же году начат выпуск телевизоров «Рубин-401», «Радуга-403» и «Рекорд-101» на основе советских масочных кинескопов[50]. С 1 января 1977 года все передачи Центрального телевидения СССР стали передаваться в цвете, а к 1987 году цветное оборудование получили все периферийные телецентры[51].
Распространение стандартов цветного телевидения по странамНа сегодняшний день существуют три основных стандарта цветного телевидения, использующиеся для аналогового вещания.
Первым в мире стандартом, получившим массовое распространение, стал NTSC. Второй после США страной, утвердившей его в качестве вещательного, в 1958 году стала Куба, но после революции с 1959 года вплоть до 1975 цветное вещание было прекращено[52]. Следующими территориями действия NTSC стали Япония (в 1960 году), Мексика (1963) и Канада (1966). Постепенно система распространилась почти на весь американский континент, в том числе, на часть Южной Америки. В процессе эксплуатации выявился главный недостаток NTSC, обусловленный особенностями квадратурной модуляции: неустойчивость цветового тона изображения, который нужно было постоянно подстраивать регулятором «NTSC Tint»[49]. В США появился даже шутливый бэкроним названия системы: «Никогда дважды тот же цвет» (англ. Never Twice the Same Color), отражающий её особенности. Попытки решить проблему зависимости цвета от фазовых искажений поднесущей привели к созданию двух других систем, появившихся в Европе.
Здесь внедрение цветного телевидения происходило гораздо медленнее из-за послевоенной разрухи. Американский стандарт с нестабильной цветопередачей не находил поддержки у местных специалистов. Попытки модифицировать NTSC для вещания в Европе предпринимали французская компания RTF, английские EMI и BBC, а также голландский Philips, но в большинстве случаев результаты оказывались неудовлетворительными[53]. Разработка собственных систем затянулась до конца 1960-х годов, и регулярное цветное вещание не велось. Но к моменту принятия стандартов основные технологические проблемы производства приёмников и студийного оборудования уже были решены за океаном, поэтому распространение цветного телевидения в Европе происходило гораздо быстрее, хотя и позже. Большинство стран Западной Европы в 1966 году в качестве стандарта выбрали PAL, а Франция и страны СЭВ годом позже — SECAM[54]. Позднее система PAL начала использоваться в Азии, Австралии и ряде стран Африки, а SECAM — на Ближнем Востоке. К середине 1970-х чёрно-белое вещание было практически прекращено во всём мире. Дальнейшее развитие технологий выявило недостатки стандарта SECAM, от которого отказались в большинстве стран бывшего советского блока. В то же время, PAL получил наиболее широкое распространение: в конце 1990-х годов передачи по этому стандарту смотрели в 62 странах 67,8 % телезрителей всего мира[55].
NTSC M | PAL B,G,H | PAL I | PAL N | PAL M | SECAM B,G,H | SECAM D,K,K’,L | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Стандарт разложения | 525/60 | 625/50 | 625/50 | 625/50 | 525/60 | 625/50 | 625/50 |
Строчная частота | 15.734 кГц | 15.625 кГц | 15.625 кГц | 15.625 кГц | 15.750 кГц | 15.625 кГц | 15.625 кГц |
Частота полукадров | 60 Гц | 50 Гц | 50 Гц | 50 Гц | 60 Гц | 50 Гц | 50 Гц |
Частота поднесущей | 3.579545 МГц | 4.43361875 МГц | 4.43361875 МГц | 3.582056 МГц | 3.575611 МГц | ||
Полоса частот видео | 4.2 МГц | 5.0 МГц | 5.5 МГц | 4.2 МГц | 4.2 МГц | 5.0 МГц | 6.0 МГц |
Несущая звука | 4.5 МГц | 5.5 МГц | 5.9996 МГц | 4.5 МГц | 4.5 МГц | 5.5 МГц | 6.5 МГц |
Современные стандарты аналогового цветного телевидения предусматривают передачу сигнала яркости и двух цветоразностных, до сих пор поддерживая совместимость с чёрно-белыми приёмниками. При этом, цветоразностные сигналы несут информацию о соотношении синего и красного сигналов с яркостным, а зелёный сигнал получается путём их вычитания непосредственно в декодере приёмника[2]. Соотношение сигналов подбирается, исходя из спектральной чувствительности человеческого глаза, и стандартизировано для основных систем[56]. При этом, полоса частот, занимаемая цветоразностными сигналами, может быть ограничена благодаря пониженной чувствительности человеческого зрения к чёткости цветного изображения[2].
С распространением цифрового телевидения несовместимые друг с другом аналоговые системы PAL, SECAM и NTSC были заменены общемировым цифровым, основанным на рекомендации BT.601, принятой в 1982 году Международным консультативным комитетом по радио[57]. Универсальность цифрового стандарта обеспечивается единым цветовым пространством, в котором кодируются данные о цвете. Развитие новых типов устройств отображения, таких как плазменные панели и жидкокристаллические дисплеи, не привнесло принципиальных изменений в способ синтеза цвета. Такие экраны используют ту же технологию пространственного аддитивного цветосмешения, ставшую основой цветных кинескопов с мозаичным люминофором трёх основных цветов.
- ↑ В дальнейшем, частота дискретизации была последовательно снижена до значений 3,6 и затем 3,58 МГц для её маскировки на экранах чёрно-белых телевизоров. В следующей системе, разработанной компанией RCA, частота поднесущей цветоразностных сигналов выбрана аналогичной по тем же соображениям
- ↑ Телевидение, 2002, с. 242.
- ↑ 1 2 3 Телевидение, 2002, с. 244.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 В. Маковеев. От чёрно-белого телевидения к киберпространству (рус.). Музей телевидения и радио в Интернете. Дата обращения 30 августа 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
- ↑ Юлия СМИРНОВА. Телевидение изобрел муромец, а армяне сделали его цветным (рус.) // «Комсомольская правда» : газета. — 2001. — ISSN 0233-433X.
- ↑ Broadcasting №7, 2013.
- ↑ А.Л. Рашковский. Вятский изобретатель А.А. Полумордвинов (рус.). Герценка: Вятские записки. Дата обращения 3 сентября 2012. Архивировано 18 октября 2012 года.
- ↑ Trichromatic Reproduction in Television, 1934, p. 842.
- ↑ Ray Herbert. Crystal Palace Television Studios (англ.). John Logie Baird and British Television. BAIRD TELEVISION. Дата обращения 2 февраля 2014.
- ↑ Электронная оптика и электронно-лучевые приборы, 1972.
- ↑ 1 2 Телевидение, 2002, с. 227.
- ↑ 1 2 3 4 RCA-NBC Firsts in Color Television (англ.) (недоступная ссылка). History of early color television. Дата обращения 14 февраля 2014. Архивировано 19 декабря 2008 года.
- ↑ RCA 3 Channel Color System (англ.). Early Color TV. Early Television Museum. Дата обращения 14 февраля 2014.
- ↑ George Lemaster. Описание системы с последовательной передачей цветных точек (англ.). Документация для слушаний FCC. RCA (26 September 1949). Дата обращения 14 февраля 2014.
- ↑ 1 2 3 Ed Reitan. RCA Dot Sequential Color System (англ.) (недоступная ссылка). History of early color television. Дата обращения 14 февраля 2014. Архивировано 7 января 2010 года.
- ↑ 1 2 Progress of the National Television System Committee (англ.) (недоступная ссылка). History of early color television (1 December 1997). Дата обращения 14 февраля 2014. Архивировано 10 сентября 2013 года.
- ↑ CTI/Sleeper Color System (англ.). Early Color TV. Early Television Museum. Дата обращения 16 февраля 2014.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 CBS COLOR TELEVISION SYSTEM CHRONOLOGY (англ.) (недоступная ссылка). History of early color television. Дата обращения 14 февраля 2014. Архивировано 6 декабря 2006 года.
- ↑ Full Color Tubes for TV (англ.) // «Popular Mechanics» : журнал. — 1950. — No. 8. — P. 211. — ISSN 0032-4558.
- ↑ John F. Loosbrock. You’ll get color TV sooner then you think (англ.) // «Popular Science» : журнал. — 1950. — No. 6. — P. 108—111. — ISSN 0161-7370.
- ↑ Цветное телевидение в США, Франции, Англии и Голландии, 1956, с. 10.
- ↑ 1 2 3 Ed Reitan. CBS Field Sequential Color System (англ.) (недоступная ссылка). Сайт о системах цветного телевидения (24 August 1997). Дата обращения 2 февраля 2014. Архивировано 5 января 2010 года.
- ↑ 1 2 CBS Field Sequential System (англ.). Early Color TV. Early Television Museum. Дата обращения 10 февраля 2014.
- ↑ Home Made Color Converters (англ.). Early Color TV. Early Television Museum. Дата обращения 10 февраля 2014.
- ↑ 1 2 Лев Лейтес. Вклад супружеской пары И.А. Авербух — В.Е. Теслер в развитие цветного телевидения (рус.). Машина времени. Журнал «Broadcasting» (июль 2010). Дата обращения 9 октября 2014.
- ↑ Остановись, мгновенье! Ты прекрасно! (рус.). Что есть что. Stereo&Video. Дата обращения 16 августа 2014.
- ↑ 1 2 Цветное телевидение в США, Франции, Англии и Голландии, 1956, с. 11.
- ↑ British Experimental Field Sequential Color System (англ.). Early Color TV. Early Television Museum. Дата обращения 10 февраля 2014.
- ↑ Thomson CSF Field Sequential System (англ.). Early Color TV. Early Television Museum. Дата обращения 10 февраля 2014.
- ↑ Телевизор Радуга (рус.). Пром. аппаратура. «Радиолампа». Дата обращения 3 февраля 2014.
- ↑ Russian Raduga (Rainbow) Field Sequential Color Set (англ.). Early Color TV. Early Television Museum. Дата обращения 10 февраля 2014.
- ↑ Радио, 1954, с. 36.
- ↑ Дмитрий Гурьянов. Опытный цветной телевизор «Радуга» (рус.) (недоступная ссылка). Виртуальный музей отечественной радиотехники XX века. Дата обращения 3 февраля 2014. Архивировано 19 февраля 2014 года.
- ↑ Владимир Иванов. Этапные работы ВНИИТа (рус.) // «625» : журнал. — 2007. — № 7. — ISSN 0869-7914. Архивировано 16 октября 2012 года.
- ↑ Baird Electronic Color System (англ.). Early Color TV. Early Television Museum. Дата обращения 13 февраля 2014.
- ↑ The World’s First High Definition Colour Television System (англ.). BAIRD TELEVISION. Дата обращения 2 февраля 2014.
- ↑ DuMont Trichromoscope (англ.). Color Picture Tubes. Early Television Museum. Дата обращения 5 июля 2014.
- ↑ Koller Lewis, Williams Ferd. Production of colored images (англ.). Патент US2590018. Бюро по патентам и товарным знакам США (18 March 1952). Дата обращения 15 февраля 2014.
- ↑ 1 2 Дмитрий СТЕПАННИКОВ. Две революции в телевидении (англ.) (недоступная ссылка). Салон Audio Video (March 1999). Дата обращения 13 февраля 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.
- ↑ E. O. Lawrence. CATHODE RAY FOCUSING APPARATUS (англ.). Патент US2692532. Бюро по патентам и товарным знакам США (4 April 1951). Дата обращения 28 января 2014.
- ↑ H. R. Colgate. How the Apple tube works (англ.) // Radio-Electronics : журнал. — 1957. — No. 1. — P. 40, 41.
- ↑ Ronald M. Benrey. Uniray — amazing one gun (англ.) // «Popular Science» : журнал. — 1972. — No. 2. — P. 64—66. — ISSN 0161-7370.
- ↑ Valensi Georges. System of television in colors (англ.). Патент US2375966. Бюро по патентам и товарным знакам США (17 January 1938). Дата обращения 15 февраля 2014.
- ↑ 1 2 Цветное телевидение в США, Франции, Англии и Голландии, 1956, с. 20.
- ↑ Pete Deksnis. Restoring a Vintage Color Television Set (англ.). Making it work. Pete Deksnis’s Site about the CT-100. Дата обращения 17 февраля 2014.
- ↑ Опытный цветной телевизор «Темп-22» (рус.). Первое радио. «Домашнее радио». Дата обращения 3 февраля 2014.
- ↑ 1 2 Broadcasting №6, 2007.
- ↑ Цветное телевидение, 1957, с. 3.
- ↑ Цветное телевидение в США, Франции, Англии и Голландии, 1956, с. 14.
- ↑ 1 2 Телевидение, 2002, с. 265.
- ↑ 1 2 И. К. Ануфриев. Московский Научно-исследовательский Телевизионный Институт — развитию телевизионного вещания в стране (рус.). История развития электросвязи. Виртуальный компьютерный музей (2001). Дата обращения 14 февраля 2014.
- ↑ Начало регулярного цветного телевизионного вещания в CCCР (рус.). Справки. РИА Новости (1 ноября 2012). Дата обращения 15 мая 2015.
- ↑ Roberto Diaz-Martin. Selection of a Color Television Standard (англ.). The Recent History of Satellite Communications in Cuba. NASA. Дата обращения 11 февраля 2014.
- ↑ Цветное телевидение в США, Франции, Англии и Голландии, 1956, с. 13.
- ↑ Телевидение, 2002, с. 294.
- ↑ В. Чулков. И вновь о PAL (рус.) // «625» : журнал. — 1997. — № 5. — ISSN 0869-7914. Архивировано 31 мая 2013 года.
- ↑ Мировое вещательное телевидение. Стандарты и системы, 2004.
- ↑ Кривошеев, 2008, с. 25.
- В. Е. Джакония. Телевидение. — М.,: «Горячая линия — Телеком», 2002. — С. 311—316. — 640 с. — ISBN 5-93517-070-1.
- Цветное телевидение / П. В. Шмаков. — М.,: «Связьиздат», 1957. — 122 с.
- Цветное телевидение в США, Франции, Англии и Голландии / В. И. Шамшур. — М.,: «Госэнергоиздат», 1956. — 23 с.
Кто и когда изобрел первый в мире телевизор 2019
Еще 100 лет назад человечество понятия не имело, что такое телевизор. Обществу удавалось обходиться без этого устройства. С того момента многое изменилось. Сегодня ТВ-техника – основа повседневного досуга.
Кто изобрел телевизор? Очень непростой вопрос. Существует несколько точек зрения относительно создателя первого в мире TV. Зарубежные источники указывают, что идея изобретения принадлежит немецкому технику Паулю Нипкову. Отечественные издания опровергают эту позицию. Поскольку настаивают на том, что первое ТВ-устройство появилось именно в СССР.
Сейчас попытаемся разобраться с этой ситуацией, чтобы понять, на чьей стороне правда. Также проанализируем, когда появились первые телевизоры, а также какими они были.
Предпосылки для создания телевидения
Пожалуй, ключевая предпосылка – это радио, которое было изобретено незадолго до появления первого телевизора. Кто придумал радио? В этом вопросе тоже нет ясности. Одни считают, что данное устройство изобрел А.С. Попов. Зарубежные источники отстаивают позицию, согласно которой идея изобретения принадлежала сразу нескольким исследователям. Тесла, Маркони, Бранли – наверняка вы раньше слышали эти имена.
С изобретением телевизора идентичная проблема. Очень тяжело сказать, кто именно является «отцом-основателем». Несмотря на все споры и противоречия между СССР и западом, обязательно нужно отметить Пауля Нипкова. Немецкий техник придумал диск, который был назван в его честь. Это необычное устройство было изобретено в во второй половине XIX века. Радиосигнал и механическая развертка – катализаторы создания первого механического ТВ в 1928 году.
Мало кому известно, что за счет диска Нипкова картинка считывалась по строкам, а потом передавать его на экран приемника. Амбициозный шотландский исследователь Джон Бэрд в конце 20-х годов XX столетия показал миру первое ТВ-устройство, которое работало по такому принципу. Этот проект привлек внимания общественности. Поэтому Бэрд постарался реализовать его.
Шотландская компания Baird долгое время удерживала лидирующие позиции по изготовлению механических телеприемников. Тенденция сохранялась вплоть до начала 30-х годов XX века. Звук отсутствовал, зато картинка была довольно четкой.
История разработки телевизора показывает, что сама концепция работы приемника была придумана в Германии, но реализовать эту идею сумел именно шотландский исследователь Джон Бэрд.
Кто создал первый электронный телевизор
Началась эпоха технического переворота. Ученые с мировыми именами входили в команду специалистов для ускорения данного прогресса. Это касалось всех сфер жизнедеятельности человека. Сфера телевиденья не стала исключением из правила. Механические ТВ быстро стали пережитком прошлого. Исследователи начали работать над созданием устройства, способного передавать не только изображение, но и звук.
Кем был изобретен первый ТВ с электронно-лучевой трубкой? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В разных государствах велись активные работы над созданием такого устройства. Вклад ученых с социалистических стран нужно выделить отдельно. В 1907 году патент на создание самого первого ЭЛТ-телевизора получил Б. Розинг. Впрочем, самая идея была придумана не им.
Тот, кто придумал первый электронный телевизор взял за основу старые открытия. Еще в XIX столетии немецкий исследователь Генрих Герц открыл воздействие света на электричество. Именно так и был изобретен фотоэффект.
Немец заслуживает славы за то, что сделал такое открытие. Однако он так и не смог обосновать для чего нужен фотоэффект, и в каком качестве его необходимо использовать. Буквально через год все разъяснения дал Александр Столетов. Исследователь пытался создать что-то наподобие современных фотоэлементов. Так и появился «электрический глаз». Многие ученые старались объяснить специфику данного явления. В их число входит и Альберт Эйнштейн.
Колоссальное влияние оказали и другие открытия. В 1879 году физик William Crookes из Великобритании изобрел люминофоры – вещества, которые начинают светиться под воздействием катодного луча. Карл Браун попытался создать прообраз кинескопа. Именно благодаря концепции кинескопа, придуманной Брауном, в дальнейшем сумел доказать теорию получения изображения Б. Розинг, которого мы упоминали ранее. В 1933 году появился ТВ с кинескопом. В. Зворыкин изобрел первый ТВ, это протеже Розинга.
Именно Зворыкина все считают создателем ТВ с электронно-лучевой трубкой. Первый образец данного устройства собирался в лабораторном центре в США, принадлежавшему Зворыкину. Сам он был эмигрантом, покинувшим свою родину после Социалистической революции. Уже в 1939 году было запущено массовое производство ТВ-техники.
Перечисленные выше открытия привели к тому, что началась активная популяризация телевизоров по всему миру. Сначала их начали продавать на западной Европе, но уже вскоре устройства появились и в СССР. Сначала передача изображения осуществлялось в оптико-механической развертке. Прогресс не заставил себя долго ждать. Вскоре качество изображения было улучшено, что привело к переходу на технологию ЭЛТ.
Когда в СССР появился телевизор
Серийное производство запущено в 1939 году. Техника стала появляться и в странах входящих в состав Советского союза. Производством ТВ-техники занимался завод «Коминтерн», находившийся в Ленинграде. Устройства работали по принципу диска Нипкова. Приставка была оснащена трех сантиметровым экраном. Вся эта конструкция подключалась к радиоприемнику. Изменяя радиочастоты можно было настроить программы, которые транслировались в Европе.
Мнение эксперта
Максим Григорьев
Мастер по ремонту компьютеров, ноутбуков и планшетов
Задать вопросКогда был изобретен телевизор, в Советском Союзе состоялся консилиум редакции журнала «Радиофронт». Журналисты активно работали с техниками. Вследствие чего на страницах журнала появилась инструкция, следуя которой каждый пользователь мог самостоятельно собрать телевизор.
Регулярная телевизионная трансляция в России, тогдашнем СССР, была запущена только в 1938 году. Ученые Ленинградского центра имели опыт в этой сфере, поэтому именно им была поручена реализация столь непростого проекта. В Москве телепрограммы начали выходить спустя 6 месяцев. В телецентрах этих городов использовались разные стандарты разложения. Поэтому использовалась специальная техника.
Чтобы принимать телевизионный сигнал, транслирующийся Ленинградским центром, нужно было использовать специальное устройство «ВРК» – аббревиатура расшифровывается как всесоюзный радиокомитет. Прибор оснащался специальным экраном – 130х175 миллиметров. Кинескоп функционировал за счет работы 24 ламп.
Функционирование основывалось на том, что происходило разложение на 240 строчек. В 30-х годах XX столетия было произведено 20 экземпляров устройств «ВРК». Технику устанавливали в пионерских домах, дворцах культуры. Устройства были предназначены для коллективного просмотра.
Телевещание из Московского центра проводилось с разложением на 343 строчки. Такой сигнал могли принимать устройства «ТК-1». Это более сложная техника, оснащенная 33 лампами. В течение 1938 года было выпущено свыше 200 телевизоров. К 1941 году производственные обороты возросли в 10 раз.
Все эти достижения не остановили развитие инженерной мысли. Специалисты пытались создать устройство с упрощенным принципом действия. На заводе «Радист», который находился в Ленинграде, в 1940 году стартовал запуск серии телевизоров «17ТН-1». Главная особенность этой модели – универсальность. Устройства воспроизводили сигнала московской и ленинградской телевизионных станций. Производственный процесс был запущен. Однако вскоре началась война. В общей сложности выпущено – 2000 экземпляров.
Мнение эксперта
Максим Григорьев
Мастер по ремонту компьютеров, ноутбуков и планшетов
Задать вопрос«АТП-1» – наглядный пример упрощенной модели телевизора. Аббревиатура расшифровывается как Абонентский телевизионный приемник №1. Это прообраз современного кабельного ТВ. Выпуском таких устройств занимался Александровский завод.
Как работали первые телевизоры
Ранее мы установили, что основу создания первого телевизора был положен диск Нипкова. Мы определили, в какой стране впервые появились ТВ-устройства, а также узнали, кем был инициирован запуск массового производства изобретенного аппарата. Без внимания остался лишь принцип действия механических телевизоров. Именно о нем сейчас и пойдет речь.
Чтобы понять, как выглядел и работал механический ТВ, нужно усвоить принцип действия диска Нипкова. Это вращающийся непрозрачный диск. Диаметр фигуры – не больше 50 сантиметров. По спирали Архимеда расположены отверстия. Иногда этот диск также называют электрическим телескопом.
Световой луч сканировал изображение. В дальнейшем осуществлялась передача телевизионного сигнала на специальный преобразователь. Для проведения сканирования было достаточного одного фотоэлемента. Сколько было отверстий? Встречаются устройства с разным количеством дырок. Иногда их число доходило до 200 штук.
Весь процесс осуществлялся в обратном порядке. Чтобы вывести картинку на экран инженеры использовали диск Нипкова. За отверстиями располагалась неоновая лампа. Таким образом, изображение проецировалось на телеэкран. Скорость была достаточной, но картинка передавалась по строкам. Человек мог рассмотреть изображение.
Первые механические телевизоры можно также называть проекционными. Качество картинки было плохим. На экране можно было рассмотреть исключительно силуэты. Диск Нипкова стал основой этих устройств. Использовался до появления первых ЭЛТ-телевизоров.
Кто придумал цветное телевидение
Все рассмотренные модели ТВ предполагали вывод на экран черно-белого изображения. Специалисты продолжали вести работу над усовершенствованием устройства.
При каких обстоятельствах и когда появился цветной ТВ? Впервые идея создания такого устройства появилась еще в период популярности проекционных приемников. Одним из изобретателей цветного телевизора считается Ованес Адамян. Технику удалось сделать двухцветный ТВ еще в 1908 году.
Весомый вклад в развитие цветного TV сделал John Logie Baird. Создатель механического ТВ в 20-х годах XX столетия собрал цветное устройство, способное передавать картинку в трех оттенках: синем, красным, зеленом. Джон оборудовал телевизор тремя светофильтрами.
Впрочем, все это не более чем попытки. Реальный прорыв в развитии ТВ-индустрии произошел после завершения 2 Мировой войны. Все усилия и финансовые средства были направлены на производство. Это стало катализатором прогресса.
Открытие произошло в США. Исследователи прибегли к использованию технологии дециметровых волн для трансляции картинки. В 1940 году американские ученые презентовали новое оборудование, получившее название «Тринископ». В устройстве было использовано 3 кинескопа с разными цветами от свечения люминофора. Каждый кинескоп отвечал за воспроизведение определенного цвета.
Мнение эксперта
Максим Григорьев
Мастер по ремонту компьютеров, ноутбуков и планшетов
Задать вопросЧто касается СССР, то здесь подобные разработки начали появляться в 50-х годах прошлого века. Уже в 1952 году один из центральных телеканалов провел цветную трансляцию.
Примерно с 1970 года телевизоры стали появляться не только в культурных центрах, но и в домах обычных людей. Однако в большей степени это касается США и Европы. В социалистических странах цветные телеприемники оставались достаточно долго дефицитными. Только в начале 80-х годов такие устройства мог позволить себе приобрести каждый желающий.
Как вы видите у ТВ-техники очень непростая и интересная история. Она началась еще в XIX веке. Над разработкой телевизоров работали ученые по всему миру.
Кто и когда изобрел первый телевизор в мире
Человечество очень долго шло к реализации заманчивой идеи передавать зрительную информацию на расстояния посредством технических средств. Принципиальная основа воплощения этого замысла была заложена американским учёным Смитом, открывшим явление фотоэффекта (это произошло в 1873 году). В 1888 году А.Г. Столетов продвинул данную теорию и установил закономерности внешнего фотоэффекта.
Долгий путь к фантастической цели
Свою лепту в развитие данного направления вложил А.С. Попов – известный русский изобретатель радиосвязи. Задаваясь вопросом, кто изобрел телевизор, нельзя не упомянуть профессора Б.Л. Розинга, трудившегося в Петербургском технологическом университете. В 1907 году этот учёный разработал систему «катодной телескопии»: она воспроизводила изображение посредством электронно-лучевой трубки. И лишь в 1911 году в лабораторных условиях удалось осуществить самую первую телевизионную передачу, произведённую по вышеназванному принципу. Для того, чтобы изобретение могло выйти из стен лаборатории и применяться на практике, понадобились долгие годы. Итак, создание первого телевизор в мире совершалось, если можно так сказать, по целому ряду этапов.
Немецкий инженер Нипков
Справедливости ради, нужно отметить и успехи Пауля Нипкова, который ещё в 1884 году оформил патент на «электронный телескоп»: этот инженер из Берлина сумел разложить изображение на элементы (принцип работал в момент передачи и приёма световых сигналов, а само устройство со специальным преобразователем именовалось диском Нипкова). Подобный проекционный прибор мог выполнять механическую развёртку, но со временем он вышел из употребления, поскольку началась эпоха электронного телевидения. Исходя из всего вышесказанного, сложно ответить на вопрос, когда был создан первый телевизор.
Развитие технологий
Последователем Розинга был его эмигрировавший в США ученик – В.К. Зворыкин. Считается, что именно этот человек разработал самый первый телевизор – иконоскоп, которым человечество стало пользоваться в массовом порядке.
Модель была продана за 75 долларов – эта сумма равнялась среднему двухмесячному заработку американского рабочего. Год создания данного образца, демонстрировавшего глазу только игру теней и неясные силуэты, – 1928-й. Между тем, в результате интеллектуальных усилий англичан, в свет вышла уже следующая модель, оборудованная кинескопом (произошло это лишь в 1937 году). Пожалуй, такова вся информация на интересную многим из нас тему «создатель телевизора».
Массивный ящик
Отметим, что модель Зворыкина, называвшаяся RCS TT-5, представляла собой габаритное устройство с весьма миниатюрным экраном, величина которого равнялась всего 5 дюймам по диагонали. Говоря про первый отечественный телевизор, констатируем следующий факт: механические телесистемы просуществовали на просторах СССР дольше, чем за рубежом. На западе электронное направление в производстве подобной техники было внедрено несколько раньше. Итак, теперь вы знаете, какой был первый телевизор, разительно отличающийся от современного.
История телевизора: от механического ящика до ультратонкой панели
Телевизор есть почти в каждой семье. Используется ли он для эфирного тв, или же для выведения изображения с YouTube или игровой приставки — в любом случае, большой экран в доме штука удобная. В этой статье мы посмотрим на основные этапы, через которые прошли эти экраны на пути своего развития.
Механические телевизоры
Сейчас сложно себе представить телевизор, который не использовал бы электронику. Но начиналась все с использования довольно простых механических устройств.
Диск Нипкова
Первое важное открытие в истории телевизоров было сделано, когда немецкий студент Пауль Готлиб Нипков учился в Нойштадте. Он скучал по своей матери и очень хотел увидеть ее в рождественский вечер. Реализовать свое желание он решил по принципу телефона или телеграфа, которые уже существовали в то время. Эти размышления натолкнули его на идею нового устройства — сканирующего диска, который впоследствии назвали его именем.
Его изобретение представляло собой вращающийся диск с отверстиями расположенными по спирали. При вращении каждое отверстие сканировало свою строку. Количество строк, соответственно, зависело от количества отверстий, нанесенных на диск.
Формально каждая строка являлась частью окружности, но при большом соотношении радиуса диска к размеру экрана они вполне могли быть аппроксимированы до прямых линий. Поместив фоточувствительную панель за диском можно было получать картинку с разрешением строк эквивалентным количеству отверстий на диске.
В 1884 Паулю Нипкову был выдан патент на его изобретение. Этот момент по праву можно считать началом эры телевидения. Впрочем, до того, чтобы использовать его не только для сканирования, но и для передачи изображения, пришлось подождать еще несколько десятков лет, вплоть до изобретения радиолампы.
Первый телевизор
В 20-е годы XX века шотландский изобретатель Джон Лоуги Бэрд экспериментировал с двумя дисками Нипкова в надежде научиться не только сканировать, но и передавать изображение. Идея его изобретения заключалась в том, чтобы синхронизировать вращение двух дисков — одного сканирующего, другого — воспроизводящего. Позади первого диска должен был располагаться фотоэлемент, а позади второго — радиолампа. Они, в свою очередь, тоже должны были быть синхронизированы. Когда фотоэлемент регистрировал более интенсивный свет, лампа должна была светиться ярче, когда менее интенсивный — тусклее.
После череды тщетных попыток Джону Бэрду все же удалось добиться синхронизации дисков Нипкова. Первым изображением, которое он смог воспроизвести с помощью своего прибора, был мальтийский крест, чьи очертания можно было однозначно узнать на воспроизводимой картинке.
Одно из первых изображений переданных Бэрдом, которое дошло до наших дней.
В 1923 году Джон Бэрд получил патент на свое изобретение, но в то время никто не увидел в нем потенциала. Не найдя спонсоров на дальнейшее развитие, Джону пришлось медленно но верно развивать свои идеи самостоятельно.
В 1928 году миру был представлен первое коммерческое устройство под названием The Televisor. Это был большой ящик с огромным диском и экраном, который скорее напоминал слуховую трубку телефонов того времени, к которой надо было прикладываться не ухом, но глазом.
The Televisor (модель 1930 года)
Со временем разрешение картинки росло: изначальные 30 линий превратились в 38, а затем в 90 и даже в 120. Но это требовало все больших дисков, которые должны были вращаться все быстрее. Так что механические телевизоры довольно быстро достигли своего предела. Миру нужен был новый прорыв.
Электронные телевизоры
Одновременно с механическими телевизорами развивались и их электронные аналоги. Принцип действия базировался на изобретении Карла Фердинанда Брауна, немецкого физика, лауреата Нобелевской премии. В 1897 году он изобрел катодно-лучевую трубку. Она представляла собой стеклянную колбу с горизонтальными и вертикальными отклоняющими катушками. Подавая ток на катушки, создавалось магнитное поле, которое отклоняло проходящий через них луч электронов. Сильнее ток — сильнее отклонение. Подавая разный ток на вертикальные и горизонтальные катушки можно было довольно точно направить луч электронов на выбранную точку.
В 1923 году два физика, Владимир Зворыкин и Фило Тейлор Фарнсуорт фактически одновременно представили миру модифицированную электронно-лучевую трубку, которая затем долгие годы использовалась в телевизорах. Споры о том, кто же все-таки является реальным автором ЭЛТ шли довольно долго, а результаты могут разниться в зависимости от того, в какой стране вы будете задавать этот вопрос. Ситуация лично мне напоминает спор о первенстве Маркони или Попова в изобретении радио.
Кстати, забавно, что именно совместно с Маркони Карл Браун, изобретатель кинескопа, получил свою Нобелевскую премию по физике «за вклад в развитие беспроволочной телеграфии».
В телевизорах электронно-лучевая трубка направляла пучок электронов на флуоресцентную поверхность экрана. Подобно механическим телевизорам, картинка отрисовывалась построчно. Но так как для этого не требовалось вращать большие диски, происходить это могло существенно быстрее, чем с механическими телевизорами. К тому же существенно расширился предел размера экрана.
ЭЛТ-телевизоры пришли в индустрию всерьез и надолго. Даже сейчас они прочно засели в названиях вещей, связанных с экранами. Многие из нас до сих пор называют телевизоры «ящиками», говоря даже о самых плоских панелях, а английский аналог ящика, Tube (трубка, кинескоп), впечатан в самый популярный видео-сервис в мире.
Телевизоры с кинескопом доминировали на рынке вплоть до начала XXI века. Все это время они активно развивались. Сначала экраны обрели цвет. Кстати, одной из первых трансляций, демонстрировавшей преимущество цветного телевидения над черно-белым, был матч по снукеру. В этом виде бильярда кроме белого битка есть еще восемь разных цветов шаров: красные, желтый, зеленый, коричневый, синий, розовый и черный. В черно-белом варианте следить за игрой было просто невозможно.
Затем ЭЛТ-телевизоры стали плоскими, а сама электронно-лучевая трубка становилась меньше в размере и более энергоэффективной. Но со временем и эта технология достигла своего предела. С ростом экранов телевизоры становились значительно больше и тяжелее, сильно росло потребление энергии, а увеличение разрешения упиралось в скорость движения луча электронов по экрану.
Плоские телевизоры
После телевизоров с электронно-лучевыми трубками на рынке начали появляться, так называемые, плоские панели. По сути, это абстрактное общее определение телевизоров, площадь экрана которых значительно превосходит толщину.
За время перехода с ЭЛТ уже успело смениться несколько технологий, каждая из которых занимала существенное положение на рынке в свой период времени.
Плазма
Плазменные экраны действительно основывались на том, что содержали в себе вещество в четвертом агрегатном состоянии — ту самую плазму. Принцип работы таких экранов впервые был представлен еще в 1930-е, а первые монохромные прототипы появились в 1960-х. Но на массовый рынок они вышли только в начале 2000-х.
Экран состоял из индивидуальных ячеек, располагающихся между двумя слоями стекла. Внутри ячейки плазма, ионизированный газ, в котором свободно летали ионы, позитивно заряженные частицы, и электроны, отрицательно заряженные частицы. Когда через плазму пропускали электричество, она начинала излучать свет, но свет этот был ультрафиолетовым. То есть его нельзя было увидеть невооруженным глазом. Свет в видимом спектре же генерировался с помощью специального флуоресцентного покрытия на каждой из ячеек. Когда на это покрытие воздействует ультрафиолетовый свет, сама ячейка начинает светиться нужным цветом уже в видимом глазу спектре.
Плазменные панели достаточно долго доминировали на рынке, но со временем их недостатки стали проявляться все больше. Во-первых, плазменные экраны проигрывали в максимальной яркости конкурирующим технологиям, что делало просмотр в ярко-освещенных помещениях затруднительным. Кроме этого, физические размеры оставались лимитирующим фактором. Плазмы нельзя было сделать ни достаточно большими по диагонали экрана, ни достаточно тонкими. Все это в совокупности со сложным производственным процессом и другими факторами привело к тому, что в 2010-х производители массово отказались от технологии в пользу LED и OLED.
Панели с обратной подсветкой
Телевизоры с обратной подсветкой сейчас наиболее популярны в силу относительной простоты производства и, как следствие, стоимости технологии. Основной принцип работы таких экранов заключается в том, что за слоем из жидких кристаллов (LCD) располагается подсветка. Как правило, маркировка телевизоров зависит от механизма этой самой подсветки. LCD-телевизорами называют панели с флуоресцентной, а LED-телевизорами — со светодиодной. Хотя, по сути, оба эти типа являются LCD.
Сами жидкие кристаллы представляют собой молекулы, способные поляризовать свет. При этом, в зависимости от поданного на них электрического тока, они могут поворачиваться в пространстве. От угла поворота зависит, сколько света они пропускают.
Типичный пиксель в LED матрице состоит из трех суб-пикслей: красного, зеленого и синего (RGB). Разный цвет достигается нанесением соответствующих фильтров поверх пикселей. Напряжение, поданное на каждый из суб-пикселей определяет, насколько «закрывается створка» каждого из жидких кристаллов и, как следствие, сколько каждого из цветов попадает в единицу изображения.
Использование данной технологии в массовом производстве телевизоров позволило значительно удешевить панели, сделать их больше и тоньше. На данный момент большинство телевизоров, которые можно купить, работают именно про принципу жидких кристаллов с обратной подсветкой.
Панели без обратной подсветки
Логическим продолжением технологии LCD является OLED. Она позволяет отказаться от слоя с обратной подсветкой, так как органические светодиоды, используемые в OLED-экранах умеют излучать собственный свет.
Такой подход позволяет сделать экраны еще более тонкими. Например, самые тонкие коммерческие ТВ-панели от LG имеют толщину менее, чем 4 мм. Даже 65-дюймовая версия настолько легкая, что для ее монтажа не нужны классические крепления. Телевизор крепится на магнитах к металлической поверхности на стене.
Отличительная особенность OLED-экранов – их максимальные углы обзора. Даже при просмотре сбоку яркость и контрастность изображения не снижаются, а цвета отображаются максимально ярко и четко.
Уникальная матрица WRGB кроме трех базовых цветов имеет и белый субпиксель, что позволяет увеличить срок службы устройств. Еще одно очевидное преимущество отсутствия задней подсветки – высокие показатели контрастности, которые недоступны LCD-панелям.
С развитием OLED-технологии постоянно расширяется гамма оттенков изображений, повышается точность и насыщенность цветов, а максимальная яркость достигается благодаря HDR-эффекту. Также стоит отметить улучшенную технологию передачи деталей в наиболее темных областях и оптимизированную равномерность свечения.
Огромное значение в качестве изображений играет самое быстрое время отклика – высокая скорость реакции матрицы устраняет эффект размытости, вследствие чего лишние фоны не отображаются.
Главным же недостатком OLED-панелей на данный момент является стоимость. Пока что они занимают верхний сегмент рынка и неизвестно, когда смогут стать более доступными.
В итоге
Телевизоры успели пройти большой путь. Чуть меньше, чем за сто лет, технологии сделали множество шагов от механических коробок с областью просмотра в пару дюймов и разрешением в 20-30 строчек до панелей толщиной в несколько миллиметров и диагоналями вплоть до 100 дюймов и разрешением в 4K и более.
Качество изображение растет, появляются все новые и новые технологии. Кто знает, как будет выглядеть устройство для визуального отображения контента еще через сто лет.
Материал подготовлен при поддержке LG. Больше информации об OLED телевизорах LG по ссылке.
эволюция в 90 лет — INMYROOM
Телевизор прошел долгий путь: из громоздкого ящика с размытым изображением и плохим звуком менее чем за сто лет он превратился в управляемый с пульта интерактивный экран толщиной в сантиметр. Рассказываем, как это было.
1920-е. Механический телевизор
В 1925 году благодаря британскому изобретателю Джону Лоуги Бэрду мир увидел первый механический телевизор. Работал он просто: изображение менялось за счет специального вращающегося диска, а картинка имела 30 вертикальных линий. И если сейчас в наших телевизорах мы видим 24 кадра в секунду, тогда их было всего пять. За четыре последующих года продали 1000 устройств, что стало для изобретателя большим прорывом.
Немцы пошли дальше и в 1928 году представили аппарат, который работал, как проектор, — проецировал картинку на противоположную стену и показывал только игру теней и неясные силуэты.
В 1929 году американская компания выпустила первые телевизоры «Вижнетт».
Но устройство не стало популярным из-за плохого качества изображения. Картинка была размером с марку, и даже при увеличении линзой были видны только общие очертания, а лица не различались вообще.
1930-е. Электронное телевидение
С приходом нового десятилетия случился прорыв. В 1931 году русский иммигрант, сотрудник Radio Corporation of America (RCA) Владимир Зворыкин изобрел устройство «иконоскоп», с которого начался переход от электромеханики к электронному телевидению.
Владимир Зворыкин, 1930-е годы
В 1931 году на Восьмой радиовыставке в Берлине немецкая компания LOEWE продемонстрировала первую в мире электронную передачу изображения. Это была серьезная заявка на массовое телевещание.
Уже в 1933 году во Франции, Великобритании и США электронные телевизоры поступили в магазины. Но они были доступны далеко не всем: самая дешевая модель с диагональю экрана 30 сантиметров продавалась по цене 445 долларов. В сегодняшнем эквиваленте — это 7 500 долларов.
Кто придумал первый цветной телевизор?
Одна из версий: Оганес Адамян, изобретатель цветного телевизора, родился в 1879 г. в Баку. Адамян – автор более 20 изобретений, главным образом в сфере телевидения. В 1907 –1908гг. он получил патент на 2-цветную телевизионную систему, в 1925г. -на 3-цветный телевизор. Кроме того, в 1920г. Адамян предложил метод воспроизведения изображения на фото вместо воспроизведения на экране. есть ещё версии, что это Питер Голдмарк — американский изобретатель долгоиграющей пластинки и цветного телевизора (1906 г. р. ) Эрнст Александерсон — шведский изобретатель, получивший всего 320 патентов, среди которых патент на радио и цветной телевизор Владимир Зворыкин — русский изобретатель, эмигрировал в 1919 году в США и в 1928 году получил там первый патент на цветной телевизор.
тот кому надоел чернобелый
Научная концепция, положенная затем в основу телевидения, появилась в конце 19-го века в виде теоретических дискуссий и практических экспериментов. Главный принцип действия телевидения был предложен в 1880 году независимо двумя учеными, американцем В. Е. Сойером и французом Морисом Лебланом. Принцип заключался в быстром сканировании каждого элемента изображения последовательно, строка за строкой и кадр за кадром. За этим последовала разработка простого и эффективного метода механического сканирования изображения. Его запатентовал в 1884 году немецкий инженер Пауль Готтлиб Нипков. Между 1900 и 1920 годами были сделаны важные усовершенствования технологии, влючая создание первого кинескопа, изобретение метода усиления электронных сигналов, а также были описаны теоретические принципы сканирования изображений электронным лучом. В 1922 году шотландский инженер Джон Лоджи Бэрд начал разрабатывать телевизионное оборудование и тремя годами позднее смог передать первые распознаваемые изображения человеческих лиц. В конце 1920-х Дженерал Электрик стал пионером в производстве телевизоров по технологии, разработанной в собственной научно-исследовательской лаборатории Эрнестом Александерсоном. Бэрд также начал разработку телевизионного оборудования для немецкой почтовой службы в 1929 году. В то же время Маркони вел разработку аналогичного продукта, ВВС (в то время радиовещательная компания) начала первые регулярные трансляции телевизионных программ. Годом позже ВВС стала использовать систему EMI Маркони, предпочтя ее разработке Бэрда. В Америке научно-исследовательская лаборатория RCA, возглавляемая инженером-электроником Владимиром Зворыкиным, продемонстрировала электронный телевизор в 1932 году. Его конструкция, известная как иконоскоп, была запатентована в 1923 году (Зворыкин также разработал систему цветного телевидения, которая была запатентована в 1928 году) . В апреле 1939 года RCA представил первый телевизор для широкой продажи. Он был показан на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Этот телевизор производился в четырех версиях — трех консольных и одной настольной, которая имела 5-дюймовый экран и была известна как RCA ТТ-5. Все модели размещались в шкафах ручной работы из орехового дерева. К началу 1950-х была изобретена практически реализуемая система цветного телевидения. Но прошло еще много лет, прежде чем цветное телевидение стало нормой. Постепенная миниатюризация технологии давала возможность уменьшить корпуса и сделать их менее навязчивыми, а размеры экранов увеличить. В конце 1950-х американская фирма Philco, вдохновленная запуском первого советского спутника, использовала футуристический стиль в дизайне своих телевизоров. Названный Philco Predicta, этот телевизор космической эры был одним из первых, который изменил привычный шкафообразный облик телевизора. 10 сентября 1960 года NHK и еще четыре коммерческие телекомпании приступили к цветному телевещанию в Токио и Осаке: первым в цвете был показан популярный мультик. Хоть поначалу цветные передачи шли по одному часу в день, наступление эры цветного ТВ сомнений не вызывало. Sharp не мешкая развернул массовое производство цветных телевизоров на новом заводе в префектуре Нара (позднее этот завод получил всемирную известность как главная производственная база электронных калькуляторов Sharp). В 1980-х и начале 90-х телевизоры приобретают более строгий облик. Пример — большеэкранный «Тринитрон» от Sony. Одна из примечательных моделей 1990-х — это телевизор Jim Nature дизайна Филиппа Старка (1994, для Saba), корпус которого изготовлен из прессованной стружки — экологичной альтернативы пластику. С появлением цифровых технологий и плоских экранов резкость изображения была значительно увеличена, функциональный потенциал телевидения продолжает расти. Хотя телевидение в будущем, возможно, будет функционировать только как порт к другим цифровым технологиям, оно продолжит обеспечивать доступ к развлечениям и знаниям для миллиардов людей во всем мире.
Правильно Ксения, Адамян, но не Оганнес, а Петрос. Первый цветной телевизор придумал Петрос Адамян (Армянин)
История плазменных телевизоров — История вещей
Вы удивитесь, но история плазменных телевизоров начинается ровно полвека назад. Изобретение нового телевизора – можно считать заслугой профессоров американского Университета г. Иллинойс Дональда Битцера и Гина Слоттоу, которыми был создан первый опытный образец плазменного телевизора.
Случилось это в июле 1964 года. Позднее к работе двух изобретателей присоединился Роберт Вильсон – аспирант того же университета. Но успешно развиваться плазменные телевизоры стали не сразу, а лишь после того, как в мире уже появились цифровые технологии.
Исследование плазменных свойств – вот над чем работали в то время изобретатели нового телевизора. Альтернативной заменой электронно-лучевого телевидения, принцип построения которого был основан на лучевой трубке, стало плазменное телевидение. Все время мигающее изображение хорошо передавало видеокадры, но намного хуже — компьютерную графику.
Именно Дональд Битцер стал основателем нового проекта, а помогали ему Роберт Вильсон и Гин Слоттоу. В результате проведенных работ им удалось создать первую в истории модель плазменного телевизора с единственной ячейкой. Аналоги этого изобретения в наше время имеют миллионы таких ячеек. Телекомпании после 1964 года решили использовать плазменные телевизоры как возможную замену телевизорам, имеющим электронно-лучевые трубки.
Изобретением 1999 года является плазменный телевизор, у которого был экран диагональю в 60 дюймов. Разработанный для Panasonic и Matsushita. Он объединил разрешение и размер, которые требуются для HDTV, сделав телевизоры тоньше. Свою популярность «плазмы» обрели не сразу, времени на их внедрение было затрачено достаточно много. Сегодня на долю плазменных телевизоров приходится не более 7% рынка. Появление жидкокристаллических мониторов дало новое направление для создания телевизоров, что для «плазмы» исключило какое-либо последующее коммерческое развитие.