Кто и когда изобрел телевидение: Телевизор — Википедия – История создания телевидения: возникновение и развитие

Содержание

Электронное телевидение — Телеканал «Наука»

Телевидение — одно из главных научных чудес XX века. В числе его «отцов» значатся многие российские ученые. На пути к созданию новых технологий они встречали огромные трудности: от технических до политических, от материальных до личных. Им мешали войны, репрессии, бедность, бюрократические препоны, болезни и происки конкурентов. Мы решили рассказать о создании электронного телевидения, которое было бы изобретено значительно раньше, если бы не крутые повороты истории.

Кто придумал слово «телевидение»?

Физик Порфирий Бахметьев

120 лет назад, в 1899 году, русский ученый Константин Перский сделал доклад об электровидении, или телевизировании. Это было в Санкт-Петербурге на I Всероссийском электротехническом конгрессе. В том же году он получил патент на первый в мире способ передачи изображения на расстоянии. В следующем году Перский впервые употребил термин «телевидение» — во время выступления в Париже на Международном электротехническом конгрессе, где он прочел доклад «Телевидение как электрическое кино». Так, с его легкой руки термин вошел в мировой обиход, а в СССР закрепился лишь в 1930-е годы. Воплотить свою идею в жизнь Перский не успел — он вскоре заболел и в 1906 году умер.

Стоит отметить, что идея телевидения к тому времени витала в воздухе — в буквальном смысле: ученые уже научились передавать неподвижные картинки на расстоянии, оставалось придумать, как передать движущееся изображение. К началу ХХ века в 11 странах было выдвинуто не менее 25 проектов под разными названиями: телефотограф, электрический телескоп, телефот, дальновидение и др. Пять из них были российскими.

Например, физик Порфирий Бахметьев в 1880 году сформулировал основной принцип телевидения: «Изображение должно быть разложено на отдельные элементы, элементы последовательно переданы и вновь собраны в единое целое». Он даже придумал прибор телефотограф, однако сконструировать его не смог: не хватило средств и деталей.

Кто придумал электронно-лучевую трубку?

Первые опыты по созданию телевидения проделал русский физик и педагог Борис Розинг в самом начале XX века. В ходе работы он пробовал совместить в одной системе механические и электронные устройства, но быстро убедился в том, что электронные системы более практичные и перспективные, поэтому впоследствии занимался только ими. Именно Розинг изобрел первый электронный метод записи и воспроизведения изображения, использовав систему электронной развертки (построчной передачи) в передающем приборе и главный элемент телевизора — электронно-лучевую трубку. В 1907 году он подал заявку на привилегию, то есть запатентовал свое изобретение как «способ электрической передачи изображений на расстояние».

Ему удалось получить патенты в Англии, Германии, США и России. Разработки Розинга отличались от других тем, что он не просто описал теорию, а смог создать работающее устройство. В 1911 году ученый продемонстрировал свое изобретение перед научной аудиторией.

Всего он создал более 120 схем и систем телевизионных устройств. Именно Розинг был учителем Владимира Зворыкина, который считается «отцом телевидения» в США. Он же сыграл роль «крестного отца» для изобретения Грабовского — «радиоустройства для видения на расстоянии». Об этих ученых речь впереди, а нам остается добавить, что Розинг был арестован в 1931 году по «делу академиков» и вскоре умер от кровоизлияния в мозг, не дождавшись реабилитации. Он был полностью оправдан лишь в 1957 году, спустя 24 года после смерти.

Опыты Зворыкина в США

Первая мировая война, революция, Гражданская война — условия для развития телевидения в СССР были, мягко сказать, неподходящие. Ученик Розинга, молодой инженер Владимир Зворыкин чуть не погиб в 1919 году: его хотели расстрелять за то, что он искал радиодетали на территории, занятой красноармейцами в Екатеринбурге. Спасло ученого прибытие войск Колчака и последующая эмиграция в США. После поражения белогвардейцев он остался изобретать телевидение в Америке и лишь позже, в 1930-е годы, привез его в СССР.

«Как хорошо, что Зворыкин уехал и телевиденье там изобрел. Если бы он из страны не уехал, он бы, как все, на Голгофу взошел», — писал об «отце телевидения» Булат Окуджава

Для работы изобретателя важны условия. После переезда в Америку у Зворыкина не все шло гладко. Языковой барьер, отсутствие поддержки среди коллег, недоверие к иностранцу — эти факторы привели к тому, что его патентная заявка, поданная в 1923 году, пылилась в архиве, а первые опыты по передаче изображения на расстояние не встретили поддержки у начальства. Зворыкин был рядовым сотрудником компании «Вестингауз» и вел свои разработки в одиночку — до тех пор, пока не встретил другого эмигранта из России Давида Сарнова, который возглавлял компанию Radio Corporation of America. Именно его поддержка и финансовые вложения помогли Владимиру Зворыкину осуществить задуманное. В 1929 году он разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку — кинескоп, а к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки — иконоскопа. Став руководителем лаборатории электроники RCA, ученый-эмигрант получил и статус, и признание в США. В 1933 году Зворыкин уже выступал на конференции Американского общества радиоинженеров и знакомил американцев со своей электронной телевизионной системой. В это же время он активно консультировал ученых из других стран: ездил по Европе и приезжал в СССР, чтобы поделиться опытом. Перед визитами на родину ему гарантировали неприкосновенность, закрыв глаза на белогвардейское прошлое.

СССР закупило американское оборудование и к концу 1930-х годов заменило механическое телевидение электронным. Существует интересная легенда о том, что накануне объявления США эмбарго на торговлю с СССР Давид Сарнов лично приезжал в порт Филадельфии в форме бригадного генерала, чтобы ускорить отправку ящиков с аппаратурой на родину. Как советник президентов США по военно-промышленным вопросам, он имел такие полномочия, и только поэтому важнейшая часть оборудования была доставлена.

Получить патент — не такое уж легкое дело. Зворыкину пришлось ждать свой патент в США с 1923 по 1938 год. Долгое время он спорил за первенство с американским изобретателем Фило Фарнсуортом, который подал заявку на электронную телевизионную систему в 1927 году. В итоге в неравном бою с компанией RCA Фарнсуорт продал своей патент конкурентам и ушел в тень вместе со своим изобретением, которое на практике оказалось менее совершенным и более изнашиваемым, чем система Зворыкина.

Опыты Грабовского в СССР

Конечно, в СССР тоже создавали электронное телевидение, но условия были, мягко говоря, другими. Мы могли бы праздновать дату рождения телевидения 26 июля 1928 года.

В этот день в Ташкенте Борису Грабовскому удалось передать по радио без проводов движущееся изображение с помощью полностью электронной системы телевидения. Этот опыт был отмечен специальной комиссией в официальном протоколе. Само изображение было низкокачественным и с помехами, но в нем можно было разглядеть человека — Ивана Белянского, помощника ученых. Первой женщиной на экране стала жена Грабовского. Специалисты отмечают, что продемонстрированная тогда система была близка к современным схемам телепередачи изображений.

Грабовский работал не один, а вместе со своим преподавателем Николаем Пискуновым и молодым инженером-радистом Виктором Поповым. Втроем они собрали первую в мире действующую модель полностью электронной телевизионной системы с электронной системой приема и передачи изображения. Они назвали изобретение «телефот», он появился в 1925 году в Саратове. Когда Борис Розинг узнал об этом, он очень обрадовался и настоял на том, чтобы инженеры получили патент: заявка была подана в 1925 году, а патент получен в 192-м — обычная бюрократия.

Однако разработка Грабовского так и не была использована. Научная элита Москвы не допускала его в свой круг, и ученый довольствовался лекциями в Ташкенте. После ареста Розинга у него не осталось покровителей и средств, работа над телефотом была прекращена. Самое странное в этой истории то, что дневники Грабовского бесследно исчезли, а спустя много лет были детально воспроизведены в фантастическом романе Митчелла Уилсона «Брат мой, враг мой», который вышел в 1952 году.

«Напрасно думают, что эта книга — художественный роман. Это голая правда об изобретении телевидения: ни в описании прибора, ни в опытах с ним нет ни одного процента фантазии. Абсолютно точны и даты. Ложь лишь в месте действия и в именах. США — СССР. Кен — Грабовский. Дэвид — Попов-Пискунов», — писал Грабовский об этой книге

Ученый даже делал запрос в Нью-Йорк, пытаясь связаться с писателем Уилсоном, но так и не получил ответа. Из-за пропажи документов его изобретение было обесценено: спустя годы специальная комиссия по поручению Минсвязи СССР провела работу в архиве и не смогла подтвердить работоспособность его «радиотелефона», так как не нашлось важных улик и свидетельств.

Кто был первее?

Вопрос о первенстве в науке очень спорный, так как ученые вели свои разработки параллельно, как будто соревнуясь друг с другом. Например, в том же 1925 году свои телевизионные системы под названием «дальновидение» изобрел Лев Термен, имя которого у всех на слуху благодаря электронному музыкальному инструменту. Первая успешная публичная демонстрация состоялась 7 июня 1926 года в актовом зале Физико-технического института на дипломной защите Термена, затем был показ дальновидения на V Всесоюзном съезде физиков в Москве. Разработкой заинтересовалось правительство, и вскоре Термену поступило предложение создавать телевизионные системы специально для пограничных воинских частей.

Дальнейшая работа в этой области была засекречена. Известно только, что Термен создал несколько вариантов приемно-передающих систем, в том числе для Наркомата обороны. Приемная аппаратура размещалась в кабинете Ворошилова в Кремле, а камера — во дворе у входа в наркомат. На экране можно было различать мужчин и женщин и узнавать людей по лицам. Изобретение Термена могло бы стать началом телевидения, но получило другое применение.

Во многих вопросах ученые шли ноздря в ноздрю, причем даже сами этого не зная. Например, одновременно со Зворыкиным в СССР передающую трубку типа иконоскопа изобрел Семен Исидорович Катаев. Причем он придумал его раньше: в 1931 году. Но одно дело теория, другое — практика. Катаев смог запатентовать устройство раньше, но у Зворыкина было больше возможностей для его изготовления. Поэтому первый советский иконоскоп заработал на год позже американского.

Эта технология обеспечила быструю смерть механического телевидения. В период с 1936 по 1940 год в большинстве стран началось вещание с помощью электронной аппаратуры. В послевоенном мире установилось четыре стандарта на черно-белое телевидение: американский — 525 строк, европейский — 625 строк, английский — 405 строк и французский, самый дорогостоящий, — на 819 строк.

В 1938 году в СССР начал работу первый Московский телевизионный центр. В производство поступили телевизоры двух типов: ВРК («Всесоюзный радиокомитет») отечественной разработки и ТК-1, выпускаемые по американской документации RCA. Первый массовый телевизор КВН, работающий в «европейском» формате на 625 строк, появился в 1949 году.

Кто был против цветного телевидения? 

Параллельно ученые вели разработки по созданию цветного телевидения. Но понадобилось около полувека, чтобы первые опыты российских ученых Александра Полумордвинова и Ованеса Адамяна вылились в цветную картинку на телевизоре. Самое забавное, что американское сообщество поначалу встретило новинку в штыки, так как купленные черно-белые телевизоры не принимали цветные изображения. Под давлением разгневанных зрителей, а также производителей черно-белых телевизоров власти официально запретили производство и продажу цветных устройств вплоть до 1953 года. Формальным поводом для ограничений стала также перспектива эскалации Корейской войны, из-за чего Министерство обороны США запретило цветные телевизоры «в целях экономии стратегического сырья».

В СССР проблемы совместимости не было, так как телезрителей с персональными черно-белыми телеприемниками в целом по стране было мало. Пробное вещание началось в ноябре 1952 года, а ровно через год советские граждане могли наслаждаться цветными передачами на регулярной основе.

Зворыкин, Владимир Козьмич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Зворыкин.

Влади́мир Козьми́ч Зворы́кин (17 [29] июля 1888[6], Муром, Владимирская губерния, Российская империя — 29 июля 1982, Принстон, Нью-Джерси, США) — американский инженер русского происхождения. Один из пионеров телевидения.

Запись в метрической книге о рождении В. К. Зворыкина В. К. Зворыкин. Муром, 1906 год

Владимир Козьмич родился в Муроме в семье купца первой гильдии Козьмы Алексеевича Зворыкина, который торговал зерном, владел пароходной компанией на реке Оке и был председателем Муромского общественного банка[7]. В раннем возрасте проявил тягу к физике, во время деловых поездок с отцом между Муромом и Нижним Новгородом чинил неисправности в электросети его судов. Окончив Муромское реальное училище, в 1906 году Зворыкин поступил в Санкт-Петербургский практический технологический институт и с отличием окончил его в 1912 году с дипломом инженера-технолога.

В период обучения в Технологическом институте Зворыкин участвовал в проведении первых опытов в области «дальновидения» и электроники под руководством профессора Б. Л. Розинга, что определило выбор будущей сферы деятельности — создание систем электронного телевидения.

В 1912—1914 годах продолжал образование в Париже в Коллеж де Франс под руководством Поля Ланжевена.

Во время Первой мировой войны служил в войсках связи в Гродно, затем работал в офицерской радиошколе в Петрограде.

Бежал от Гражданской войны через Екатеринбург в Омск, столицу белого движения в Сибири, где занимался оборудованием радиостанций, работал с зарубежными поставщиками, ездил в командировки. В Екатеринбурге Зворыкина чуть не расстреляли за то, что он собирался искать радиодетали на территории, занятой красноармейцами, но прибытие войск Колчака помогло ему остаться в живых[8]. В 1919 году, во время второй командировки Зворыкина в Нью-Йорк, правительство Колчака пало, то есть возвращаться уже было некуда, и Владимир стал сотрудником компании «Вестингауз», где занялся любимой темой — передачей изображения на расстояние, однако не нашёл понимания у начальства (отчасти из-за языкового барьера), и продолжил разработки самостоятельно. В 1923 году Зворыкин подал патентную заявку (US2141059 (A) ― 1938-12-20) на телевидение, осуществляемое полностью на электронном принципе.

В 1926 году Зворыкин получил степень доктора наук в Питтсбургском университете. [9]

В 1928 году встретился с эмигрантом из России Давидом Сарновым, вице-президентом фирмы «Рэдио корпорейшн оф Америка» (англ. Radio Corporation of America, RCA). Сарнов, ставший в 1930 году президентом компании RCA, назначил Зворыкина руководителем лаборатории электроники RCA. В 1929 году Зворыкин разработал высоковакуумную телевизионную приёмную трубку — кинескоп, к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки — иконоскопа. В июне 1933 года Зворыкин выступил на годичной конференции Американского общества радиоинженеров, где ознакомил присутствующих с вновь созданной электронной телевизионной системой. В 1940-е годы он разбил световой луч на синий, красный и зелёный цвета и таким образом получил цветное телевидение.

В 1933 году и последующие годы Зворыкин неоднократно бывал в Европе, в том числе посещал СССР. Его консультации сыграли большую роль в создании систем телевещания в Европе. В результате реализации заключенного с RCA договора, СССР ввёл в действие в 1938 году первую передающую станцию электронного ТВ в Москве, было освоено производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Зворыкина.

В 1940-х годах Владимир Козьмич осуществил вместе с Дж. Хиллиером (англ. James Hillier) разработку сканирующего электронного микроскопа[10]. В годы второй мировой войны занимался разработкой приборов ночного видения и авиабомб с телевизионной наводкой[11].

В 1950-х — 1960-х годах Зворыкин сконцентрировал внимание на области медицинской электроники, где успешно применил свой опыт разработки телевизионного оборудования и других приборов.

В. К. Зворыкину принадлежат более 120 патентов на различные изобретения. Он получил большое число различных наград. В частности, в 1967 году президентом США Линдоном Джонсоном ему была вручена Национальная научная медаль США за научные заслуги за 1966 год[12]. В 1977 году избран в Национальную галерею славы изобретателей (англ. National Inventors Hall of Fame).

Умер 29 июля 1982 года; похоронен на кладбище Принстона. Согласно документальному фильму Л. Парфёнова «Зворыкин-муромец», прах «отца телевидения» развеян над озером Тонтон (англ. Taunton lake) рядом с его дачей.

Был дважды женат[13]

  • 1916—1930 годы — Татьяна Васильева,
  • 1951—1982 годы — Екатерина Андреевна Полевицкая.

Дети:

  • 1920 год — дочь Нина,
  • 1927 год — дочь Елена.
  • Зворыкин В. К. Электронно-оптические системы и их применения // УФН. — 1936. — Т. 16. — № 6. — С. 814—836.
  • Television — the electronics of image transmissions. 1940 (2-е издание в 1954, переведено в 1956 на русский язык и издано в СССР),
  • Электронная оптика и электронный микроскоп (англ. Electron Optics and the Electron Microscope) (1945).
  • Фотоэлектричество и его применения (англ. Photoelectricity and Its Applications) (1949).
  • Телевидение в науке и промышленности (англ. Television in Science and Industry) (1958).
  • «Зворыкин-Муромец», документальный фильм, 2010.
  • Памятник Зворыкину в Москве на берегу Останкинского пруда открыт 29 июля 2013[14].
  • Памятник Зворыкину в Муроме у Муромского историко-художественного музея (бывшая усадьба купцов Зворыкиных) открыт 31 июля 2013 года[15].
  • Памятная доска Зворыкину в Муроме на здании реального училища (ныне средняя школа № 16) открыта 31 июля 2013 года.
  • В 1952—1986 годах в США вручалась премия имени Зворыкина[16].
  • В июле 2013 года Национальной ассоциацией телерадиовещателей при поддержке Роспечати была учреждена Премия имени Зворыкина за достижения в области развития телевидения[17].
  • Именем Владимира Козьмича Зворыкина названа одна из улиц города Гусева, в Калининградской области. На этой улице находится завод «Цифровые телевизионные системы».
  • Именем Владимира Козьмича Зворыкина названа одна из улиц в Сколково.
  • Борисов В. П. Владимир Козьмич Зворыкин,1889—1982 / Отв. ред. Гуляев Ю. В. — М.: Наука, 2002. — 147 с. — (Научно-биографическая литература). — ISBN 5-02-022727-7.
  • Парфёнов Л. Г. Зворыкин Муромец. Мемуары изобретателя телевидения. — М.: КоЛибри, 2011. — 160 с. — 5000 экз.
  • Albert Abramson (1987) The History of Television 1880 to 1941, Jefferson: McFarland.
  • Albert Abramson (2003)Die Geschichte des Fernsehens 1880 bis 1941, München, Fink Verlag.
  • Albert Abramson (1995) Zworykin, Pioneer of Television, University of Illinois Press, Champaign.
  • Fritz Schröter (1932) Handbuch der Bildtelegraphie und des Fernsehens, Berlin: Julius Springer.
  • Fritz Schröter (1937) Fernsehen. Die neueste Entwicklung insbesondere der deutschen Fernsehtechnik, Berlin: Julius Springer.
  • Walter Bruch (1967) Kleine geschichte des deutschen Fernsehens, Berlin: Hande & Spender.
  • The Farnsworth Invention: Fact -v- Fiction
  • Mark Heyer. IEEE Global History Network — Oral-History: Interview with Vladimir Zworykin on July 4, 1975 (неопр.). IEEE (29 ноября 2010). Дата обращения 14 марта 2011.
  • IEEE Global History Network — Vladimir Zworykin (неопр.). IEEE (16 сентября 2010). Дата обращения 14 марта 2011.
  • Compilation of biographies of Vladimir Zworykin- including photographs and bibliography, compiled by Prof. Eugenii Katz of The Hebrew University.
  • (Russian) Vasin A.N., Velembovskaya K.M. Pages of the Biography of the «Father of TV» V.K. Zworykin (1888—1982) magazine «Modern and Contemporary History», Russian Academy of Science, Moscow, 2009,№ 5
  • Awards of Vladimir K. Zworykin

История телевещания в России — Википедия

История телевещания в России ведёт свою хронологию еще с оптико-механических систем и наполнения эфира передачами из Москвы в 1931 году.

Настроечные таблицы российского телевидения

Вещание на средних волнах (1931—1941)[править | править код]

10 сентября 1931 года был создан Всесоюзный комитет по радиовещанию (ВКР) при Наркомате почт и телеграфов — первая в России телерадиокомпания. 1 октября 1931 года — ВКР на средних волнах запустил первый в СССР канал — Центральное телевидение. Передачи оптико-механического телевидения принимались во многих городах, в том числе в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Томске. В этот день газета «Известия» писала:

«С 1 октября 1931 г. в Москве, впервые в СССР, начинаются регулярные передачи движущихся изображений (телевидения) по радио. Передачи организованы Московским радиовещательным узлом НКПиТ под руководством ВЭИ и будут происходить через радиостанцию МОСПС (волна 379 м) ежедневно с 24.00. до 0.30 мин…
Выпуск № 271
»

В 1933 году ВКР был выведен из подчинения Народного комиссариата связи и подчинён напрямую Совету народных комиссаров и переименован во Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при Совете Народных Комиссаров СССР (Радиокомитет СССР), были также созданы радиокомитеты во всех, кроме РСФСР, союзных республиках, автономных республиках, краях и областях, кроме Московской (функции радиокомитета в Москве и Московской области выполняла Главная редакция программ для Москвы и Московской области).

Вещание телевидения оптико-механической системы в СССР после введения первых систем электронного телевидения в 1938 г продолжалось ещё некоторое время и было прекращено лишь в 1941 году.

Телевизионное вещание на ультракоротких волнах в Москве и Ленинграде (1939—1957 гг.)[править | править код]

10 марта 1939 года Радиокомитет СССР в Москве и Ленинграде на ультракоротких волнах запустил дубль Центрального телевидения. 1 апреля 1941 года Центральное телевидение прекратило вещание на средних волнах. 22 марта 1951 года создана Центральная студия телевидения, позже разделённая на отраслевые производящие отделы — «главные редакции» — образовательных, художественных, московских программ и др. В 1953 году — Радиокомитет СССР был реорганизован в Главное управление радиоинформации Министерства Культуры СССР (Главное радиоуправление СССР). 14 февраля 1956 года телевидение в Москве стало двухпрограммным, Главное радиоуправление СССР запустило канал ЦТ Московская программа, собственно канал ЦТ стал называться ЦТ I программа.

Монополия Гостелерадио СССР (1957—1982): ЦТ I программа[править | править код]

1957 год — телевидение и радиовещание было выведено из подчинения Министерства культуры и подчинено непосредственно Совету Министров СССР — был создан Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР). В том же году по первой программе начала выходить в эфир информационная программа «Последние известия». В конце 1950-х — начале 1960-х годов благодаря строительству региональных телецентров вещание ЦТ I программа было распространено на все регионы СССР. Вместе с этим количество каналов вещающих в Москве увеличилось в 1965 году Гостелерадио СССР запустило канал ЦТ Образовательная программа, 4 ноября 1967 года — ЦТ IV программа.

В этот период в большинстве регионов СССР был доступен один телеканал — ЦТ I программа, вещавший совместно с региональными окнами в рамках которых вещали региональные телерадиокомитеты. Вещание сначала было чёрно-белым, а с 1 октября 1967 года начались регулярные передачи I программы ЦТ в цвете по системе SECAM.

Монополия Гостелерадио СССР: ЦТ I программа и ЦТ II программа (1982—1993)[править | править код]

В 1980 году Комитет по телевидению и радиовещанию Исполнительного комитета Ленинградского областного совета народных депутатов и Исполнительного комитета Ленинградского городского совета народных депутатов (Лентелерадио) на третьем канале в Ленинграде запустил Ленинградскую программу, которая ретранслировалась также в Москве. 1 января 1982 года телевидение во всех регионах стало двухпрограммным — ЦТ IV программа была переведена на 2 канал и стала называться ЦТ II программа, ЦТ Московская программа была переведена на 3 канал, ЦТ Образовательная программа.

В этот период в большинстве регионов СССР было доступно два телеканала — ЦТ I программа и ЦТ II программа (вещавшая совместно с региональными окнами). Вещание телевидение в этот период также шло преимущественно через чёрно-белые телевизоры, начали входить в оборот цветные.

Триполия РГТРК «Останкино», ВГТРК и ГТРК «Петербург — 5 канал» (1993—1996)[править | править код]

  • 14 июля 1990 года была создана Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК), которая 13 мая 1991 года в вечерние часы на втором канале запустила телеканал Российское телевидение (РТВ), позже ставший вещать под логотипом РТР («Российское телевидение и радио») (в 2002—2009 годах. — «Россия» с 2010 года — «Россия 1»), а 16 сентября — РТВ стал вещать на втором канале весь день, ЦТ II программа была переведена на 4 канал, вещание её было ограничено тем самым территорией Москвы, а сама она 1 ноября 1989 года была объединен с ЦТ Образовательной программ и переименовано в 4-й канал Останкино.
  • 6 июля 1992 года телевидение ВГТРК в Москве стало двухпрограммным, был запущен телеканал Российские университеты, которому перешёл утренний, дневной и большую часть вечернего эфира по будням на 4 канале, 17 января 1994 года 4-й канал Останкино был закрыт, а вечерний эфир 4 канала был передан государственной телекомпании НТВ, 11 ноября 1996 года были закрыты и «Российские университеты», однако уже 1 ноября 1997 года ВГТРК уже на 5 канале в Москве запустила телеканал «Культура»[1].
  • 8 февраля 1991 года Гостелерадио СССР было переименовано во Всесоюзную государственную телерадиокомпанию, а 27 декабря 1991 года в Российскую государственную телерадиокомпанию «Останкино» (РГТРК «Останкино»), ЦТ I программа была переименована в 1-й канал Останкино, к началу 1992 года Студия московских программ (так с 1991 года называлась Главная редакция программ для Москвы и Московской области) была выведена из РГТРК «Останкино» и реорганизована в Российскую московскую государственную телерадиокомпанию «Москва» (РМТК «Москва»), в 1994 году она была разделена на Московскую телекомпанию (МТК) и Радиокомпанию «Москва».
  • 1 марта 1991 года Лентелерадио было реорганизовано в Ленинградскую телерадиокомпанию, 12 декабря 1991 года — в Санкт-петербургскую государственную телерадиокомпанию, Ленинградская программа в Санкт-петербургское телевидение (СTV), 15 января 1992 года — в Российскую государственную телерадиокомпанию «Петербург», 17 октября — в Федеральную телерадиослужбу «Россия» (ФТРС «Россия»), в начале 1993 года вещание CTV было распространено на большинство регионов, 9 апреля 1993 года ФТРС «Россия» была реорганизована в Государственную телерадиокомпанию «Петербург — Пятый канал» (ГТРК «Петербург — Пятый канал»), год спустя СTV был переименован в Петербург — 5 канал.
  • В Москве в этот период начали вещать первые коммерческие каналы: 1 ноября 1989 года в утреннем и дневном эфире 3 канала начал вещать канал 2х2, 1 января 1993 года на 6 канале — каналы «Северная корона» (в 1994 году ликвидирован) и ТВ-6. Москва, в 1994 году на дециметровых волнах начал вещать ряд частных телеканалов М-49 и AMTV (1 декабря 1996 года объединён с рядом других региональных каналов в СТС), «24 канал» (7 июня 1999 года заменён каналом «Дарьял ТВ»[2], который 17 октября 2011 был заменён телеканалом «Перец» (частью холдинга «CTC-Media» или «CTCM».[3]), «31 канал» (6 марта 2005 года заменён каналом «Домашний»[4]), 1 марта 1995 года — Телеэкспо (2 октября 2001 года заменён русской версией канала Euronews.[5]).

В этот период в большинстве регионов России было доступно три телеканала — 1-й канал Останкино, РТР (совместно с региональными окнами в которых вещали региональные государственные телерадиокомпании) и Петербург — 5 канал (совместно с региональными окнами в которых вещали региональные частные телерадиокомпании).

Конец триполии ОРТ, ВГТРК и ГТРК «Петербург — Пятый канал» (1996—2001)[править | править код]

25 января 1995 года было учреждено ЗАО «Общественное российское телевидение» (ОРТ), 1 апреля 1995 года запустившее одноимённый телеканал (с 2002 года — Первый канал), 12 октября 1995 года был запущен процесс ликвидации РГТРК «Останкино», Ликвидационная комиссия РГТРК «Останкино» продолжала деятельность на протяжении 1996—1997 годов, весной-летом 1996 года отдельные от ликвидационной комиссии РГТРК «Останкино» телевизионные производственные структуры («Союзтелефильм», «Совтелеэкспорт» и др.). 11 ноября 1996 года — телевидение во всех регионах России стало четырёхпрограммным — вещание телекомпании НТВ было распространено на все регионы. 1 января 1997 года на 49-м телевизионном канале начал вещание канал REN TV вместо канала М-49, ему же в большинстве регионов перешёл третий телеканал. Телевещание ГТРК «Петербург — Пятый канал» было ограничено Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а сама ГТРК «Петербург — Пятый канал» была преобразовано в АО «Телерадиокомпания «Петербург — Пятый канал». 8 июня 1997 года — телевидение во всех регионах России стало пятипрограммным, вместо упразднённой МТК Московская городская администрация создала Телекомпанию «ТВ Центр» (99 % акций у Московской городской администрации), вещание которой было распространено на все регионы России, 2×2 перешёл на отдельную частоту и вскоре уходит из эфира на 7 лет. 27 июля 1998 года к ВГТРК были присоединены телевизионные производственные структуры бывшей РГТРК «Останкино», все региональные ГТРК, сама «старая ВГТРК» была разделена на ГРК «Радио России», ГТК «Телеканал «Россия» и ГТК «Телеканал «Культура». В Москве продолжается рост дециметрового коммерческого телевидения: 1 мая 1996 года — канал Муз-ТВ (в 2012 году эфирная версия заменена на Ю), в 1997 года — Столица (4 сентября 2011 года заменён телеканалом «Москва 24»), в 1998 году — BIZ-TV (25 сентября 1998 года заменён каналом MTV Россия[6], в 2013 году — телеканалом ПЯТНИЦА!), 1 января 1998 года НТВ-Холдингом запущен канал «ТНТ», 1 августа 1998 года — петербургский канал ТВ3 в формате киноканала, 17 апреля 2000 года — Детский проект (через год заменён каналом Семёрка, 31 декабря 2011 года — телеканалом «Disney»).

Телевизионное вещание в этот период осуществлялось через эфирное и, возникшее этот период, спутниковое телевидение. Первая спутниковая платформа «НТВ+» возникла в июле 1996 года началось создание первого в России оператора спутникового телевидения НТВ-Плюс. 1 сентября[7] началось аналоговое вещание канала «Наше кино» — первого канала «НТВ-Плюс» собственного производства. 1 ноября[8] — «НТВ-Плюс Спорт», позднее каналы «НТВ-Плюс Музыка», «НТВ-Плюс Мир кино», «Детский мир», «НТВ-Плюс Футбол» и другие. В том же году свою спутниковую платформу запустила ВГТРК, которая включала в себя две спутниковые программы — «Метеор-спорт» и «Метеор-кино», но через год обе они были закрыты, однако в последующие периоды ВГТРК запустила ряд эфирных телеканалов из-за слабой распространённой через эфирное телевидение в большинстве регионах, в большей степени доступные через спутниковое телевидение («Спорт» (22 июня 2003 года), «Вести» (1 июля 2006 года) и «Бибигон» (1 сентября 2007 года). Эфирное телевидение в большинстве регионов было представлено 3 каналами, доступными через метровую антенну — ОРТ, РТР и REN-TV и 2 каналами доступными через дециметровую антенну — НТВ и ТВ Центр.

Дальнейшее развитие коммерческого телевидения (2001—2005)[править | править код]

В 2000 году вещание частного телеканала ТВ-6 Москва было распространено на всю Россию. В апреле 2001 года компания Газпром-Медиа получила большинство акций телекомпанией НТВ, после чего многие ведущие сотрудники телеканала перешли на ТВ-6. 22 января 2002 года телеканал «ТВ-6 Москва» был закрыт, на короткое время его место занял «НТВ+ Спорт»[9], а 1 июня — частный телеканал ТВС в ряде регионов — ТНТ. В интервале 2001—2002 гг. вещание канала «Культура» было распространено на большинство регионов, а в 2002 году вещание большинства регионов охватил телеканал СТС. В 2003 году на многих российских телеканалах начинается круглосуточное вещание (до этого телеканалы начинали вещание в 6:00 и заканчивали в районе 2:45, исключениями были Прометей АСТ (с 4 мая 1999 года), Муз-ТВ (с 14 ноября 1999 года в Москве, с 14 февраля 2000 года по всей России), MTV Россия (с 16 апреля 2002 года) и Семёрка (с 16 сентября 2002 года)[10]. В том же году будничное телевещание большинства региональных ГТРК было ограничено несколькими выпусками информационных программ за день, выпуск художественных программ региональными ГТРК частично был прекращён, частично ограничен выходными днями. 1 октября 2006 года —[11] после длительного перерыва в федеральный эфир возвращается «Пятый канал», до сих пор являющийся единственным федеральным каналом с центром вещания не из Москвы.

Телевизионное вещание в этот период осуществлялось через эфирное, спутниковое, кабельное телевидение, получившее широкое распространение в эти годы.

Период с 2006 по 2019 годы[править | править код]

В современный период телевидение в России делится на государственное и коммерческое. Государственное телевидение в России представлено полугосударственным акционерным обществом «Первый канал», государственным предприятием «Всероссийская государственная телерадиокомпания», объединяющая каналы «Россия-1», «Россия-К» и «Россия-24», частично государственным (через мэрию Москвы) акционерным обществом «ТВ Центр», и акционерному обществу принадлежащему государственной корпорации НТВ, через холдинг «Газпром-медиа» в неё входят ТНТ, ТВ-3 и другие каналы. Единственная коммерческая информационно-развлекательная телекомпания, имеющая общефедеральные эфирные телеканалы — РЕН ТВ, через «Национальную Медиа Группу» связан с «Пятым каналом». Существуют также ряд информационно-развлекательных телеканалов не имеющий эфирных аналоговых федеральных телеканалов — коммерческие «Дождь» и РБК и государственные «Мир» и ОТР (вещают только через спутниковое, кабельное, цифровое телевидение, IPTV и интернет, либо через аналоговое эфирное телевидение только в некоторых регионах). Крупнейшая коммерческая развлекательная телекомпания — СТС. Телевизионное вещание осуществляется через эфирное (как аналоговое, так и цифровое), спутниковое, кабельное телевидение, IPTV и интернет. На сегодняшний момент 13 субъектов Российской Федерации не имеют самостоятельных телевизионных каналов (Вологодская, Псковская, Смоленская области; Камчатский край; Севастополь; республики Адыгея, Алтай, Калмыкия, Карелия, Северная Осетия-Алания, Марий Эл, Мордовия; а также Чукотский АО).

С 2012 года начата планомерная подготовка и введение вещания в цифровом формате по государственной программе.

Распределение основных телевизионных частот[править | править код]

Таблица по некоторым городам до отключения аналоговых передатчиков федеральных каналов.

История радиовещания в России

  • Фёдор Раззаков. Гибель советского ТВ. Книга 1. Тайны телевидения. От Сталина до Горбачёва, 1930—1991. — М.: Эксмо, 2009. — 528 с. — ISBN 978-5-699-33296-0.
  • Фёдор Раззаков. Блеск и нищета российского ТВ. Книга 2. Тайны телевидения. От Ельцина до Медведева. 1992—2008. — М.: Эксмо, 2009. — 592 с. — ISBN 978-5-699-33297-7.

Телевидение в России — Википедия

ТелеканалОписаниеФорма собственностиСредства доступаСайтСтраница на youtube
Первый каналНовости, кино, развлекательные и художественные программы, в Санкт-Петербурге региональная вставкаПолугосударственный, входит в Правительство России, ВТБ-Капитал, Росимущество, Национальную Медиа Группу, ТАСС, Останкино и ОРТ-КБМВ, а также цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTV1tv.ru
онлайн трансляция
youtube.com/1tv
Россия-1Новости и кино, с региональными вставкамиГосударственный, входит в ВГТРКМВ, а также цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVrussia.tv
онлайн трансляция
youtube.com/Россия 1
ТВ ЦентрНовости, кино, развлекательные и художественные программыГосударственный, Принадлежит Московской городской администрации, Правительству Москвы и ПромторгцентруДМВ, в части регионов МВ, а также цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVtvc.ru
онлайн трансляция
youtube.com/TVCenter
НТВНовости и кино, в Санкт-Петербурге региональная вставкаПолугосударственный, входит в Газпром-Медиа ХолдингДМВ, в части регионов МВ, а также цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVntv.ru
онлайн трансляция
youtube.com/NTVru
РЕН-ТВНовости, кино и развлекательные программы, в части регионов с региональными вставкамиЧастный, входит в СОГАЗ-Тауэр и Национальную Медиа ГруппуМВ, в части регионов ДМВ, а также цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVren.tv
онлайн трансляция
youtube.com/RenTVchannel
ТНТКино и развлекательные программы, в части регионов с региональными вставкамиПринадлежит Газпром-Медиа ХолдингуДМВ, а также цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVtnt-online.ruyoutube.com/TNTRussia
Россия-ККино, образовательные и художественные программы, в части регионов с региональными вставками.Государственный, входит в ВГТРКДМВ, а также цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVtvkultura.ru
онлайн трансляция
youtube.com/Телеканал Культура
СТСКино и развлекательные программы, в части регионов с региональными вставкамиЧастный, входит в СТС МедиаДМВ, а также цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVctc.ru
онлайн трансляция
youtube.com/CTCtv
ТВ-3Кино и развлекательные программыПринадлежит Газпром-Медиа ХолдингуВ части регионов ДМВ, а также цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVtv3.ruyoutube.com/TV3Russia
Пятый каналНовости и кино, в Санкт-Петербурге региональная вставкаПолугосударственный, с участием Санкт-Петербургской городской администрации, Национальной Медиа Группы и Правительства Санкт-ПетербургаВ части регионов ДМВ или МВ, а также цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTV5-tv.ruyoutube.com/5TVRussia
Пятница!Кино и развлекательные программыПринадлежит Газпром-Медиа ХолдингуВ части регионов ДМВ, а также — цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVfriday.ruyoutube.com/FridayTVChanel
Россия-24Новости, в части регионов с региональными вставкамиГосударственный, входит в ВГТРК.В части регионов ДМВ, а также — цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVvesti.ru
онлайн трансляция
youtube.com/Russia24TV
ЧеКино и развлекательные программыЧастный, входит в СТС МедиаВ части регионов ДМВ, а также — цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVchetv.ruyoutube.com/TubikPertza
МирНовости, кино, развлекательные и художественные программы;Принадлежит ГТРК стран СНГ, входит в МТРК «Мир»В части регионов ДМВ, а также — цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVmirtv.ru
онлайн трансляция
youtube.com/Mir24TV
Мир 24НовостиПринадлежит ГТРК стран СНГ, входит в МТРК «Мир»В части регионов ДМВ, а также — цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVmir24.tv
онлайн трансляция
ЮКино и развлекательные программыЧастный, входит в ЮТВ ХолдингВ части регионов ДМВ, а также — цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVu-tv.ruyoutube.com/UChannelOfficial
ДомашнийКино и развлекательные программыЧастный, входит в СТС МедиаВ части регионов ДМВ, а также — цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVdomashniy.ruyoutube.com/DomashniyTV
РБКНовости, с региональными вставкамиЧастный, входит в одноимённый холдингВ части регионов ДМВ, а также — цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVtv.rbc.ruyoutube.com/TVRbcNews
КарусельДетскийПринадлежит Первому каналу, ВГТРК и Правительству РоссииВ части регионов ДМВ, а также — цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVkarusel-tv.ruyoutube.com/TVKarusel
Канал ДиснейДетскийЧастный, входит в ЮТВ Холдинг и The Walt Disney CompanyВ части регионов ДМВ, а также — цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVkanal.disney.ruyoutube.com/KanalDisney
СпасПравославное просвещениеЧастный, входит в Спас Медиа, Московскую Патриархию и Финансовое хозяйственное управление Русской Православной ЦерквиВ части регионов ДМВ, а также — цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVspastv.ruyoutube.com/SpasTV2012
ЗвездаКино и развлекательные программыПолугосударственный, входит в Творческое объединение «Красная звезда» и Министерство обороны Российской ФедерацииВ части регионов ДМВ, а также — цифровое, кабельное, спутниковое телевидение и IPTVtvzvezda.ruyoutube.com/TVZvezda

Кабельное телевидение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Схема сети кабельного телевидения

Ка́бельное телеви́дение (англ. Cable television — сокращённое название от англ. Community Antenna Television, CATV — букв. телевидение с общей антенной) — аналоговая модель телевизионного вещания (а также иногда и FM-радиовещания), в которой телесигнал распространяется посредством высокочастотных сигналов, передаваемых через проложенный к потребителю кабель[1]. Кабельное телевидение противопоставляется эфирному и спутниковому телевидению. Оно было изобретено в США в 1949 году.

Сети кабельного телевидения начали активно развиваться в Европе и США в 1980-х годах; в СССР/России первые кабельные сети появились в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Долгое время основой кабельных телесетей является коаксиальный кабель. Успешное развитие технологий оптической передачи данных привело к внедрению оптоволокна в сети кабельного телевидения в виде так называемых гибридных, или волоконно-коаксиальных сетей (англ. hybrid fibre-coaxial), в которых сочетаются коаксиальные и волоконно-оптические кабели.

Современная сеть кабельного телевидения включает центральную головную станцию, магистральные каналы связи, субмагистральные линии и домовые распределительные сети.

Преимущества кабельного телевидения перед эфирным:

  • более высокое качество сигнала;
  • высокая помехозащищённость;
  • отсутствие проблем с передачей сигнала в городах с плотной многоэтажной застройкой;
  • возможность расширения предоставляемых абоненту услуг и количества каналов.
  • большое количество телеканалов (зачастую, не менее 60).


Традиционно аналоговая технология кабельного телевидения успешно осваивает цифровые способы передачи данных, как в прямом направлении к клиентам (DVB-С), так и двусторонние интерактивные (DVB+IP, DOCSIS).

Обсуждение:Телевидение — Википедия

когнитивный диссонанс[править код]

Первые регулярные передачи чёрно-белого телевидения были начаты в нацистской Германии в 1934 году[9], которые велись без звука с 1929 года.

это как? — Эта реплика добавлена с IP 77.8.52.11 (о) 17:25, 10 марта 2012 (UTC)

Обратите внимание на слово «регулярные». Диссонанс исчезнет. runner 04:35, 9 октября 2013 (UTC)

в статье нет ничего про Цветное телевидение -/ — Эта реплика добавлена участником Tpyvvikky (о • в) 00:58, 14 октября 2010 (UTC)

«телевизионный кадр разворачивается на экране (кинескоп, ЖК панель, плазменная панель) в точном порядке следования строк изображения» — а что строки могут перепутаться? -) эта строчка сбивает с толку человека который начинает понимать, что есть телевизионный сигнал. править не буду, так как накинуться.. по мне ее («в точном порядке следования строк изображения») нужно просто стереть —Anton Sokolov 21:46, 2 июля 2007 (UTC) 77.52.104.111 19:30, 18 мая 2008 (UTC) 77.52.104.111 19:30, 18 мая 2008 (UTC)

Вообще-то, это не верно в общем случае. Не надо забывать про такую вещь как Чересстрочная развертка. Николай Басманов 09:53, 27 ноября 2009 (UTC)

Процитирую участника DonRumata:

Чем не понравилось мое определение: Телеви́дение (греч. τήλε — далеко и лат. video — вижу) (от новолатинского televisio — дальновидение) — область науки, техники и культуры, связанная с различными способами передачи подвижных изображений и звука на расстоянии. Оно более точное и практически равно БСЭ. Точнее и не скажешь. Многие даже не догадываются, что телеви́дение является областью науки. Телевидение — наука! Советую почитать: 50 лет науке о телевидении и радиовещании -DonRumata 05:26, 27 ноября 2009 (UTC)


Мой ответ:

Как человек науки и работник телевидения одновременно категорически не согласен с тем, что телевидение — наука. Телевидение использует достижения различных наук, но само не является наукой. Не существует степеней «телевизионных наук» и т. д. и т. п. Предлагаю подключить к обсуждению других на странице обсуждения статьи.

Что думают другие? IVM 07:57, 27 ноября 2009 (UTC)

Считаю, что телевидение — это не наука. Телевидение — это передача картинки на расстояние. Конечно, при внедрении телевидения используются достижения науки, но другой: по большей части физики, математики, химии, информатики, может быть, даже в какой-то степени астрономии. Но называть само телевидение наукой достаточно странно. Да, многие музыканты могут назвать наукой, например, искусство игры на фортепиано. Но при этом вполне очевидно, что применяемые в устройстве фортепиано законы акустики являются лишь частным случаем науки под названием физика. И если в специализированной музыкальной литературе или в диалогах музыкантов мы можем допускать использование термина «наука» и относиться к этому снисходительно, то в энциклопедии это недопустимо. Кстати, в вышеупомянутом определении мне не нравится упоминания движения и звука. Мне кажется, что это не определяющие факторы. На заре телевидение было без звука. А «подвижность» — это всего лишь физиологический эффект. Само по себе телевидение ничего подвижного не передает. То есть передача статичной картинки без звука на расстоние не перестает быть телевидением. Николай Басманов 09:15, 27 ноября 2009 (UTC) P.S. IVM — это случайно не ваши инициалы?

А ПОЧЕМУ НЕ НАПИСАНО О РЕГУЛЯРНОМ ТЕЛЕВЕЩАНИИ В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ В 30-Е Г.???!!! ОПЯТЬ ПИШУТ СТАТЬИ МУДАКИ НЕ ЗНАЮЩИЕ ИСТОРИИ???

Возьми и напиши, если ты не мудак. IVM 11:17, 4 марта 2010 (UTC)

Данный сайт не является авторитетным источником. Либо мы находим сайт, корректно использующий БСЭ и ссылаемся на БСЭ, либо убираем этот источник вообще. Наличие ссылки не обязательно требует шаблона {{cite web}}, он используется как раз тогда, когда не годятся другие более конкретные шаблоны. Pessimist 10:56, 10 января 2010 (UTC)

Вы не представили доказательств, что данный сайт не является АИ. IVM 13:32, 10 января 2010 (UTC)
Дополнительно сообщаю, что шаблон использовал я, а сам источник находился в конце статьи в разделе «Ссылки», но без шаблона. Я его переместил на нынешнее вместо и оформил как примечание после того, как участник Raise-the-sail посчитал, что в разделе о принципах ТВ нет АИ. IVM 13:37, 10 января 2010 (UTC)
До тех пор пока не доказано, что этот сайт АИ, следует предполагать обратное. Кто создатель сайта? Легально ли используются материалы БСЭ? Вы уверены, что они не искажены? О каком издании БСЭ речь? Pessimist 13:44, 10 января 2010 (UTC)

Извините, но я считаю неправильным предполагать обратное, обе позиции равноценные. Почему у вас презумпция виновности? И вообще, не нравится этот сайт — ну исправьте на Яндекс, или он тоже по-вашему не АИ? IVM 13:58, 10 января 2010 (UTC)

ВП:ПРОВ. Читайте раздел «бремя доказательств». Pessimist 14:05, 10 января 2010 (UTC)

В данном разделе речь идёт об информации в статье, а не о источниках, которые подтверждают эту информацию. Не применимо. В данном случае поставленная под сомнение информация подтверждена источником, который я считаю авторитетным. Не согласны? Докажите. IVM 15:28, 10 января 2010 (UTC)

Укажите пожалуйста соответствие данного источника ВП:АИ. Или вы полагаете, что достаточно проставить ссылку на всё что угодно и ВП:ПРОВ выполнено, а бремя доказательств перекладывается на сомневающегося? ВП:НИП. Pessimist 21:46, 10 января 2010 (UTC)

вообще забавная война правок развернулась..:) А дело-то тут совсем в другом. Tpyvvikky 14:01, 10 января 2010 (UTC)

Телевидение и Телевидение[править код]

проблема статьи (заголовка?) в том, что совершенно неясно что должно описыватся в статье — Телевидение (совокупность тех. средств и методов по передаче изображений (визуальной информации) беспроводным способом), либо всем известное Телевидение (ака Телевещание, часть СМИ) — совокупность технических (аппаратура, каналы связи и пр.) и организационных (телеканалы, студии, передачи и пр.) средств по донесению видеоинформации населению. Как для начала неплохо бы разобраться с этим 😛 Tpyvvikky 14:10, 10 января 2010 (UTC)

Нет никакой проблемы. То, что вы назвали телевидением в первом определении, никто телевидением не называет. Например: видеозвонки по телефону являются передачей визуальной информации беспроводным способом — где и кто называет это телевидением? А если видеонаблюдение где-либо организовано с использованием беспроводной связи — это тоже телевидение? 🙂 Кроме того, современное развитие телевидения в смысле второго определения таково, что не обязательно беспроводным. IVM 15:25, 10 января 2010 (UTC)
забавно. Так если это так, и никто Это так не называет (и, соответственно, подразумевает именно та что подразумевает), то почему в данной статье Википедии описывается именно Это? (саботаж? происки?) И где тогда читать про Телевидение (в смысле Телевещание) Tpyvvikky 17:30, 10 января 2010 (UTC)
Ну почему же? Давайте внимательно прочитаем статью: видим упоминание видеомагнитофона и, что более важно, телевизора. Следовательно, это уже чётко указывает, в каком смысле о телевидении идёт речь. Я не отрицаю возможности использования телевизора для приёма тех же видеозвонков, но изначально и в подавляющем большинстве случаев телевизор предназначен для приёма сигналов передающих телестанций, т. е. объектов, осуществляющих телевещание — донесение видеоинформации до населения. Далее мы видим стандарты и системы, которые используются именно для телевещания, а не для просто какой-то передачи видеосигнала каким-то способом. Ну и, наконец, раздел «См. также» недвусмысленно говорит о том, что речь о телевидении в смысле телевещания. Если же вам не нравится определение в самом начале статьи, то давайте обсудим и исправим. Мне кажется, что оно здесь в таком виде в силу того, как было изобретено телевидение: т. е. действительно система для передачи и приёма видео и звука на расстоянии. Кстати, выше я был не прав на счёт «без проводов» — во-первых, изначально сигнал передавался по проводам, во-вторых, и сейчас тоже может передаваться — кабельное ТВ. IVM 18:00, 10 января 2010 (UTC)
ххы) спасибо, позабавили) («видим упоминание видеомагнитофона и, что более важно, телевизора» ну и пр.-) Но мне-то зачем это расказывать (это, да и подробности ниже)?, я-то какбы и так в курсе — это вы заинтересованным лицам (читателям) разъясняйте — дескать статья отличная.. и речь в ней идет как раз о том о чём они и думают.. и именно Это дескать оно и есть.. и вообще пусть верят глазам своим). А лично я могу, конечно, перечитать статью ещё раз (можно даже несколько)), если это что-то изменит:) — в статье можно видеть много всякого разного о принципах передачи изображений (т.е. того самого Телевиденья), истории изобретения и развития (того же самого способа передачи изображений, названного Телевиденьем), всяких там его особенностях и тех. подробнстях (аля системы и стандарты), но _ничего_ о системе структуре и способах организации системы распространения телевизионного вещания среди широких народных масс (т.е. того самого Телевидения), попросту говоря — в данной статье нет _ничего_ о Телевидении как об самом популярном из современных СМИ (из чего оно состоит и как оно делается). — Посему вопрос остаетсягде читать об этом феномене, современной жизни, и как эта статья тогда должна называться ? Tpyvvikky
… а то что там упомянули передачу видео чиста с мабилы на мабилу — так это как раз то самое Телевидение, и только широкая трансляция оных видеопотоков может приблизить его к Телевидению.. (разницу уловили?)
… короче определитесь вначале, тогда и можно что-то делать
  • Кстати;((( — схожая проблема наблюдается и в статье про радиовещаине..(см. Радиовещание, и Радио) Tpyvvikky 15:30, 16 января 2010 (UTC)

Разделы состоящие из цитат[править код]

Предлагаю удалить разделы, состоящие исключительно из цитат. В данном случае разделы не дают никакой энциклопедической информации, кроме цитирования первичных источников слабо относящихся к теме статьи. Увы, но такая подборка цитат является ОРИССом. —Sergey Semenovtalk 10:51, 17 ноября 2010 (UTC)

Причём здесь латинский?[править код]

Телеви́дение (греч. τήλε — далеко и лат. video — вижу; от новолатинского televisio — дальновидение) Это же не Television, причём здесь латинский? Теле — греч. τήλε — далеко, а видение, оно и в Африке видение. McSery 09:17, 21 июля 2012 (UTC)

  • Это называется этимологией, а когда появилось/формировалось данное слово, русского «видение» в нём явно не было. Или вы всерьёз считаете, что существует слово τήλεвидение? — AVBtalk 09:29, 21 июля 2012 (UTC)
    • Ну если существует слово τήλεvideo, то почему же не существует τήλεвидение? Ну вот чувашская Википедия тоже отжигает: Телекурăм (грек τήλε — инçе лат. video — курав).

Причём здесь video? Да, слова телевизионный и телевизор происходят от televisio, но слова телевидение, телеведущий, телевещание явно не имеют ничего общего с televisio или τήλεvideo. McSery 12:12, 24 июля 2012 (UTC)

  • если существует слово τήλεvideo — не существует. Зато tele происходит от τήλε. явно не имеют ничего общего с televisio — может быть и так, но хотелось бы видеть источники ваших суждений. — AVBtalk 05:03, 29 июля 2012 (UTC)

СОВЕРШЕННО НОВОЕ ТОРРЕНТ ТЕЛЕВИДЕНИЕ VERETY.RU.COM[править код]

Появилось новое телевидение которое работает про принципу передачи данных p2p протокол торрент стрим, я считаю что можно добавить эту ссылку в полезные http://verety.ru.com а сам сайт разработчиков этой технологии располагается тут—83.54.237.166 00:27, 4 июня 2013 (UTC)

Меня всегда немного коробят утверждения что качество цифрового априори/всегда выше качества аналогового. Да, цифровые технологии имеют массу преимуществ. Но если сравнивать картинку аналогового телеканала и цифрового (с такой же чёткостью) то никакой разницы не видно. Помехи и слабый эфирный сигнал примерно одинаково плохо сказываются на качестве картинки обеих технологий. Arthoum 11 января 2015

Аналоговые технологии в телевидении давно уже используются только на самом последнем этапе передачи к зрителю. Ведь в аналоговом телевидении помехи накапливаются на каждом этапе обработки и передачи, а в цифровом — нет. — Monedula 08:38, 11 января 2015 (UTC)
Всё же утверждения типа «Главное преимущество цифрового телевидения перед аналоговым — более высокое качество изображения и звука» как-то вводят обывателя в некоторое заблуждение. Сам по себе перевод вещания с аналогового на цифровой (DVB-T2) ещё не повышает качество картинки. Насчёт звука утверждение ещё более спорно. В отличие от изображения звук идёт не в амплитудной (подверженной влиянию помех), а в частотной модуляции. То есть так же как и в эфире FM-радиостанций. Arthoum 09:38, 11 января 2015 (UTC)
Правильнее было бы сказать, что цифровое телевидение обеспечивает качество при меньшей стоимости. Чтобы обеспечить идеальное качество аналоговыми средствами, нужно на всех этапах обработки и передачи использовать мощные передатчики, высококачественные электронные компоненты и тщательную изоляцию от помех. Цифровые технологии позволяют использовать менее мощные передатчики, менее качественные компоненты электроники и меньше заботиться об изоляции от помех. — Monedula 18:08, 11 января 2015 (UTC)

Структурная схема телевизионной системы смотреть онлайн[править код]

Телевидение базируется на том, что объект съемки можно разложить на большое количество отдельных точек, каждая из которых будет иметь определенную яркость и цвет. Для того чтобы зритель увидел на экране движущуюся «картинку», необходимо произвести: 1) преобразование оптического изображения в электрические сигналы, 2) передачу электрических сигналов по каналу связи, 3) преобразование электрических сигналов в оптическое изображение. Рассмотрим это на примере телевизионной передачи. В комплекс телевизионного производства входят аппаратно-студийные блоки, внестудийные технические средства, средства записи, монтажа и озвучивания видеозаписей. Видеосюжеты с места события могут транслироваться как в прямом эфире, так и в записи.

Структурная схема телевизионной системы Оператор направляет телекамеру на телеведущего, и отраженный свет, пройдя через систему линз (объектив), преобразуется в оптическое изображение, при этом трехмерные объекты становятся двухмерными. Попав на передающую телевизионную трубку, оптическое изображение преобразуется в электрические сигналы. Развертывающее устройство раскладывает сигналы на отдельные импульсы, каждый из которых пропорционален отдельному участку оптического изображения. Таким образом формируется сигнал содержащий значения яркости и цвета каждого участка. Каждая яркостная точка ТВ-сигнала в передающей телевизионной трубке камеры должна строго соответствовать по своему положению светящейся точке на экране телевизора, поэтому в электрический сигнал добавляются синхронизирующие импульсы, позволяющие достичь такого соответствия. Сигнал усиливается и поступает в устройство, где приводится (модулируется) к удобному для передачи по каналу связи виду.

Структурная схема телевизионной системы По одному из каналов связи (радиорелейные линии, спутниковые каналы, интернет) сигнал передается на удаленные расстояния и далее по системам наземного эфирного, кабельного, непосредственного спутникового или интернет вещания достигает телевизионного приемного устройства – телевизора. В телевизионном приемнике электрический сигнал усиливается и при помощи электронно-оптического устройства преобразуется в оптическое изображение. Каждый элемент данного изображения воспроизводится в с теми значениями яркости и цвета, которые были определены приемной трубкой телевизионной камеры. Структурная схема телевизионной системы онлайн прямой эфир в хорошем качестве бесплатно. Структурная схема телевизионной системы смотреть онлайн

Добрый день. Предлагаю в подразделе «Появление цифрового телевидения» поменять последнее предложение на более актуальную информацию. Зелмина (обс.) 11:59, 19 февраля 2019 (UTC).

15 ноября 2018 года на заседании Правительства РФ принято решение о поэтапном прекращении на территории России эфирной наземной аналоговой трансляции обязательных общедоступных телеканалов, входящих в состав первого и второго мультиплексов[1]. 29 ноября 2018 года был утвержден план отключения. Переход на цифровое вещание будет происходить с декабря 2018 года по июнь 2019[2].

  1. ↑ Решения, принятые на заседании Правительства 15 ноября 2018 года (рус.). Правительство России (16 ноября 2018). Дата обращения 20 февраля 2019.
  2. ↑ План отключения аналогового телевидения в России (рус.). РТРС (5 декабря 2018). Дата обращения 20 февраля 2019.

История телевидения в России — Справочная информация

Телевидение в России родилось в первой половине прошлого века. В 1930 году в лаборатории телевидения Всесоюзного электротехнического института в Москве была разработана механическая система для передачи изображений по радиоволнам. 29 апреля и 2 мая 1931 года лаборатория осуществила первые в СССР опытные передачи. Первые изображения были неподвижными — фотографии известных артистов и заслуженных деятелей страны.

1 октября 1931 года в центральных газетах появилось сообщение о том, что в Москве, впервые в СССР, начинаются регулярные передачи «движущихся изображений» /телевидения/ из Московского радиотехнического узла. Система была несовершенной, вещание велось раздельно — изображение передавалось на одних волнах, а звук — на других. «Товарищи радиозрители, — говорили дикторы, — начинаем передачи советского дальновидения…». Слово «телезритель» и понятие «телевидение» еще не вошли в обиход, в Москве насчитывалось всего 30 самодельных телевизоров. Зато передачи, транслируемые из столицы по радиоволнам, можно было принимать на пространстве всего Советского Союза и даже за рубежом.

Так началось десятилетие дискового телевидения. Дисковым оно называлось, поскольку «несущей конструкцией» служил диск, на поверхности которого располагались 30 отверстий размером 3 на 4. Отсюда и количество строк — 30, и размер экрана у первых телеприемников — 3 на 4 см. Смотреть самодельные телевизоры можно было только с линзами, наполненными водой для увеличения изображения.

В 1934 году появилось звуковое телевидение. На Никольской улице Москвы был построен новый телевизионный передатчик, подключенный к двум широковещательным радиостанциям. 24 октября газета «Правда» сообщила, что Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию приступает к регулярному — два раза в пятидневку — телевещанию.

15 ноября 1934 года вышла первая звуковая телепередача. Ровно в 24.00 народный артист СССР Иван Москвин прочел рассказ Чехова «Злоумышленник». Зрители узнавали знаменитого мхатовского актера лишь по голосу — рассмотреть лицо на экране можно было с трудом. Длилась передача 25 минут и имела огромный резонанс. Через несколько дней Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию принял решение о создании в своей структуре отдела телевидения.

Несмотря на посредственное качество изображения, телевидение приобрело огромную популярность — счастливые обладатели телевизоров собирались у экранов целыми семьями, звали соседей и друзей.

В конце 30-х годов телевидение стало электронным. В марте 1938 года на базе Шаболовской радиостанции был построен первый телецентр, регулярные передачи которого начались в 1939 году.

В годы Великой Отечественной войны телевизионное вещание было временно прекращено. Первая послевоенная передача из Московского телецентра на Шаболовке была проведена 7 мая 1945 года, а 15 декабря того же года телецентр первым в Европе начал регулярное вещание — дважды в неделю.

С 1948 года началось внестудийное вещание, которое значительно расширило возможности телевидения. Первая такая передача — трансляция футбольного матча — прошла в 1949 году. В этом же году начался первый массовый выпуск телевизора «КВН» с размером экрана с почтовую открытку и количеством строк 625.

В 1951 году на базе Московского телецентра была создана Центральная студия телевидения, появились первые редакции: литературно-драматического вещания, музыкального, передач для детей и т.д. Все программы шли в прямом эфире, запись и монтаж появились позднее. Расширился формат вещания: помимо общественно-политических передач, фильмов, концертов, театральных постановок появились новые жанры — тележурналы, репортажи, телеочерки. На Шаболовку пришли работать журналисты — Юрий Фокин, Евгений Синицын, Дамир Белов, Валентин Зорин и др. Но главным «лицом» ТВ всегда были дикторы: Нина Кондратова, Валентина Леонтьева, Анна Шатилова, Игорь Кириллов, Виктор Балашов, Нонна Бодрова — заслужившие всенародную любовь и признание зрителей. Именно благодаря первым дикторам телевидение стало настоящим средством общения. Когда дикторы здоровались или прощались с телезрителями, те, не задумываясь, отвечали: «Здравствуйте» или «До свидания!». А кажущиеся сегодня примитивными первые программы советского телевидения до сих пор считаются специалистами и зрителями удивительно душевными.

Телевидение стремительно развивалось. С 1959 года в СССР начало действовать спутниковое телевидение — 7 октября с помощью межпланетной станции «Луна-3» на Землю впервые было передано изображение обратной стороны Луны. С 1 октября 1967 года в Москве начались регулярные передачи цветного телевидения. В том же году была создана спутниковая система распределения телевизионных программ на сеть наземных приемных станций «Орбита». В 1967-1970 годах введен в эксплуатацию Технический телевизионный центр «Останкино». При нем было создано творческое объединение «Экран», которое стало самой большой студией телефильмов в стране. 60-е годы стали временем рождения так называемого «авторского ТВ» — вместе с дикторами на экране появились ведущие или авторы программ. Огромной популярностью пользовались передачи «От всей души», «В мире животных», «Клуб кинопутешественников», «Эстафета новостей», «Голубой огонек», «КВН», «Спокойной ночи, малыши» и др.

В конце 80-х — начале 90-х годов на телевидении появились новые программы: телемосты США — Россия, «12-й этаж», видеоканал «Пятое колесо», возникли утренние и ночные программы, вновь выросло число прямых эфиров, сократившихся в 70-80-х гг. Началась реорганизация телевещания, появились первые коммерческие телеканалы, наметилось разделение телекомпаний на вещательные и производящие /ВИД, АТВ и др./, которые готовили программы для других телекомпаний. Постепенно ведущее место в телеэфире заняли новостные и общественно-политические программы.

В России телевидением охвачено 99 проц. населения, зарегистрированы и действуют 3200 телерадиокомпаний, из них 10 проц. — государственные, действуют свыше 140 телеканалов. К 2015 году, согласно ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 — 2015 годы», состоится повсеместный переход на цифровое вещание. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *