Тест (8 класс) на тему: Тест по русскому языку 8 класс в рамках ГИА
ФИО учащегося ____________________________
Дата ___________________
Комплексная работа с текстом (в форме ГИА). (Раздаточный материал)
(1)В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и других. (2)Один из лучших художников этого жанра — Шишкин. (3)Русская природа — основная тема его творчества. (4)В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. (5)Цветушие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще — все это близко и дорого сердцу художника.
(6)Широко известны многие его картины: «Сосновый бор», «Лесная глушь», «Рожь», «Среди долины ровныя…», «На севере диком», «Корабельная роща» и другие
(7) «Утро в сосновом бору» — одна из лучших картин художника. (8)Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате — в разные времена года, в различные часы дня. (9)Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы — привлекало внимание художника.
(10)Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. (11)Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. (12)Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.
- Озаглавьте текст.
- Определите стиль и тип речи.
- Какова основная мысль текста?
- Выполните задания к тексту. Ответы запишите.
B1. Из предложений 9–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением приближения, присоединения.
Ответ: ________________________
В2. Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
Ответ: ______________________________________
В3. Укажите номер предложения, в котором обобщающее слово находится перед однородными членами, но предложение после них продолжается.
Ответ ____________________
В4. Составьте схему 4-го предложения.
В5. Укажите способ выражения сказуемого в предложении 10.
В6. Из предложений 5-7 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне слова.
Уроки № 54-55. ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ | Поурочные планы по русскому языку 8 класс
Уроки № 54-55. ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
04.11.2011 18469 1898Уроки № 54-55. ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Цели: развить представление об обобщающих словах, выработать навык узнавания их в тексте; продолжить формирование пунктуационного навыка.
I. Опрос-повторение.
1. Вспомните, какие члены предложения называются
однородными?
Расставьте знаки препинания в схемах (возможна раздача раз
множенных на ксероксе листочков каждому ученику):
1)ООиОиО;
2) О зато О;
3) не только О но и О;
4) как О так и О;
5) ни О ни О ни О;
6) О и О О и О.
Составьте предложения по 1-й и 6-й схемам (I вариант) и 3-й и 5-й схемам (II вариант).
2. Произведите синтаксический разбор предложений.
/. Поступок важен в жизни каждого человека, в общении между людьми. 2. По поступкам судят о человеке, о его чести и бесчестии, о его доброте и порядочности, искренности и ответственности.
II. Новый материал.
1. Подготовительные упражнения.
1) Разбейте данные слова на группы, подберите к ним обобщающие слова, придумайте предложения: в поле, в лесу, птицы, звери, осенью, на реке, весной, рыбы, зимой.
2) Придумайте предложения, в состав которых входили бы однородные члены и обобщающие слова: I ряд — всегда; II ряд — везде; III ряд — все это.
3) Разбор по членам предложения.
/. Все жители поселка: мужчины и женщины, старики и дети -вышли встречать пароход. 2. В Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии — всюду растут новые города.
В итоге подведем учащихся к следующему выводу: обобщающее слово или словосочетание можно найти в предложении по двум признакам: 1) лексическое значение обобщающего слова раскрывается, конкретизируется рядом однородных слов — понятий; 2) обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены при нем. (Кроме предложений, в которых обобщающее слово выступает в роли сказуемого с обобщающим значением при однородных членах — подлежащих. Например: Пушкин, Лермонтов, Некрасов — мои любимые поэты.)
2. Работа над пунктуацией.
1) Преобразовать
предложение, записанное на доске.
Приближение весны чувствовалось всюду: в
поле, в лесу, на реке.
В данном случае однородные члены завершают предложение, а обобщающее слово стоит перед ними.
Преобразовать так: а) чтобы обобщающее слово завершало предложение, а однородные члены стояли перед ним; б) чтобы однородные члены стояли в середине предложения, а обобщающее слово перед ними.
2) В итоге делается устный вывод, что есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с однородными членами
3) Чтение § 28 учебника, где эти три основных случая фиксируются в трех схемах расстановки знаков препинания.
III. Закрепление изученного.
1. Объяснительный диктант.
У. Всюду: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в блиндажах, на батареях и на полях — она искала Баклашова, спрашивала о нем (К. Паустовский). 2. Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник (К. Паустовский). 3. И все это: громадная и пышная вершина клена, светло-зеленая гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, солнце, синева — все поражало своей густой свежестью и новизной (И. Бунин). 4. Какие все же удивительные у него глаза: не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые (В. Шукшин). 5. Но здравый смысл, твердость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях — словом, все её достоинства только родились с ней (И. Тургенев).
2. Упр. 248 (I ч.).
IV. Задание на дом:
§ 28 упр. 248 (II ч.).
Второй урок по этой теме отводится речевым и пунктуационным упражнениям.
I. Словарная работа (слова в рамках с. 111-115).
II. Выполнение упр. 250,251 (возможно выборочно).
III. Объяснительный диктант.
В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и других. Один из лучших художников этого жанра — Шишкин. Русская природа -основная тема его творчества. В своих картинах он воспел родную землю, её свежее дыхание, необозримые просторы и богатства. Цветупцие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще — всё это близко и дорого сердцу художника.
Широко известны многие его картины: «Сосновый бор», «Лесная глушь», «Рожь», «Среди долиныровныя…», «Корабельнаяроща» и другие.
«Утро в сосновом лесу» — одна из лучших картин художника. Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате — в разные времена года, в различные часы дня. Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы — привлекало внимание художника. Во всём умел он находить красоту: в тумане над рекой, в лесной поляне, в чаще леса. Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.
IV. Задание на дом:
упр. 253.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них — ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: восстановить знания об обобщающих словах при однородных членах; углублять и расширять знания по теме.
Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять правило постановки знаков препинания при обобщающих словах при однородных членах, работать в группах, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
Выборочный диктант
— Выпишите только словосочетания.
Кожаный мяч, слово и дело, пиджак велик, довольно резво, надел пальто, увидела на витрине, продолжали учиться, бить баклуши, около школы, кафе напротив, пять уроков. (Кожаный мяч, довольно резво, надел пальто, увидела на витрине, продолжали учиться, бить баклуши, кафе напротив, пять уроков.)
Комментарии
Продолжали учиться, бить баклуши — неделимые словосочетания. Не являются словосочетаниями: слово и дело — сочинительная связь, пиджак велик — основа предложения, около школы
III. Проверка домашнего задания
1. Упр. 261, 262 — чтение стихотворных строк, обсуждение вопросов и заданий.
2. Упр. 264 — чтение и обсуждение сочинений.
IV. Работа по теме урока
1. Составление предложений с обобщающими словами при однородных членах
— Составьте и запишите предложения с обобщающими словами. Вспомните, как ставятся знаки препинания в таких предложениях.
Варианты предложений
Нам задали подчеркнуть второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Учитель музыки умеет играть на пианино, на аккордеоне, на баяне — на разных музыкальных инструментах.
— Какими членами предложения могут быть обобщающие слова? (Любыми, но теми же, что и однородные члены, которые они обобщают.)
2. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, теоретических сведений, правила (с. 146, 147).)
— Какие новые сведения вы узнали о знаках препинания при обобщающих слова при однородных членах? (Случай, когда обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается.)
Нужно помнить, что обобщающий член обозначает родовое или более общее понятие по отношению к однородным членам.
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 266 — комментированное письмо, грамматические разборы на доске.
2. Упр. 267 — устное выполнение.
3. Упр. 269 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
4. Упр. 270,271 — обсуждение заданий, деление предложений 1—5 на пять групп (по три предложения: с обобщающим словом перед однородными членами; с обобщающим словом после однородных членов; с другими обобщающими словами так, чтобы предложения стали утвердительными), чтение получившихся предложений.
VI. Подведение итогов урока
— Какие слова называются обобщающими?
— Каковы правила пунктуации при однородных членах с обобщающими словами?
Домашнее задание
1. § 44.
2. Упр. 268.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 268 — обсуждение вопросов и заданий.)
III. Работа по теме урока
1. Комментированное письмо
— Запишите предложения, составьте их схемы.
(Несколько учеников работают у доски.)
1) Теплоход останавливался в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде. 2) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена — впадают в Северный Ледовитый океан. 3) Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки. 4) Все породы смолистых деревьев, как то: ель, сосна, пихта — называют красным лесом. 5) На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи — везде была изморозь.
2. Работа по учебнику
1. Упр. 272 — самостоятельное выполнение.
2. Упр. 275 — устное выполнение.
3. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамки (с. 150).
— Устно составьте с этими словами словосочетания.
4. Предупредительный диктант
В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана. Один из лучших художников этого направления — Шишкин. Русская природа — основная тема его творчества. В своих картинах он воспевал родную землю. Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали, ручей в лесной чаще — всё это близко и дорого сердцу художника. Всё: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы — привлекало внимание художника.
Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.
IV. Подведение итогов урока
— От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обобщающими словами?
Домашнее задание
1. § 44.
2. Упр. 273, 274 (подготовиться к диктанту).
Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и других. (2)Один из лучших худож…
Комплексная работа с текстом (в форме ГИА). (Раздаточный материал) (1)В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и других. (2)Один из лучших художников этого жанра — Шишкин. (3)Русская природа — основная тема его творчества. (4)В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. (5)Цветушие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще — все это близко и дорого сердцу художника. (6)Широко известны многие его картины: «Сосновый бор», «Лесная глушь», «Рожь», «Среди долины ровныя…», «На севере диком», «Корабельная роща» и другие (7) «Утро в сосновом бору» — одна из лучших картин художника. (8)Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате — в разные времена года, в различные часы дня. (9)Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы — привлекало внимание художника. (10)Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. (11)Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. (12)Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи. Какова основная мысль текста? Выполните задания к тексту. Ответы запишите. B1. Из предложений 9–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением приближения, присоединения. Ответ: ________________________ В2. Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. Ответ: ______________________________________ В3. Укажите номер предложения, в котором обобщающее слово находится перед однородными членами, но предложение после них продолжается. Ответ ____________________ В4. Составьте схему 4-го предложения. В5. Укажите способ выражения сказуемого в предложении 10. В6. Из предложений 5-7 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне слова.
—> ЧИТАТЬ ОТВЕТ
Русский художник Шишкин И.И. : kolybanov — LiveJournal
Русский художник Шишкин И.И. — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов.(часть-1)
часть-2 «История картины»
Автопортрет 1854. Бумага, графит. карандаш
Прогулка в лесу 1869
Аллея летнего сада в Петербурге 1869
Берёзовая роща 1880-1890
«В окрестностях Петербурга» (1856)
В роще 1869
И.И.Шишкин и А.В.Гине в мастерской на острове Валааме
Лес вечером. 1869.
«Вид на острове Валааме. Местность Кукко»
Дрезден. Мост Августа
Итальянский мальчик
Буковый лес в Швейцарии 1863
1863 год
1864 год
Папоротники в лесу.Сиверская 1883
Пейзаж с охотником.Остров Валаам 1867
«Рубка леса» (1867)
1865 год
И. И. Шишкин. «Полдень. В окрестностях Москвы». 1869. Третьяковская галерея. Москва.
Лесной пейзаж с цаплями 1870
«Мачтовый лес в Вятской губернии»
Портрет И.И.Шишкина.Крамской И.Н.
Благовещенский собор и гимназия на Благовещенской площади в Нижнем Новгороде 1870
Первый снег. 1875
Перед грозой 1884
Швейцарский пейзаж 1866
У церковной ограды. Валаам 1867
Мясоедов Григорий. Первый оттиск. Портрет И.И. Шишкина
1878
Дубовая роща 1887
Автопортрет 1886
Две женские фигуры 1880-е
1889
1889
Туман в лесу
Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры. Некрополь мастеров искусств