Картина старый лес в мае шишкина – «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина – самая загадочная картина во всём отечественном искусстве / Интересное / Мы создаем общение

Золотая галерея русской живописи.Русский художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин(1832—1898): kolybanov — LiveJournal

«>

«Дубовая роща»,1887,Государственная Третьяковская галерея


«Лесные дали»,1884г.Государственная Третьяковская галерея


«Рожь»,1878г.Государственная Третьяковская галерея


«Полесье»,1884г.


«Дождь в дубовом лесу»,1891г.


«Опушка леса»,1882г.


Солнце в лесу


Лес

Зима


Буковый лес в Швейцарии,863

В заповедной дубовой роще Петра Великого(в Сыстрорецке),1886


Среди долины ровныя ,1883

На опушке леса

Осенью,1892

Мост в лесу ,1895

Осенний пейзаж ,1894

Сосновый лес в Вятской губернии ,1872

Лес перед грозой,1872

Туманное утро,1897

Роща у пруда .Преображенское, 1896

Зима в лесу.Иней,1877

Мордвиново дубы ,1891

В осиновом лесу,1896

Побережье дубовой рощи Петра Великого

Дети в лесу

Еловый лес

На опушке леса ,1885

В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом ,879

В лесу графини Мордвиновой.Петергоф,1891

В парке ,1897

В роще ,1865

В роще,1869

В Сиверской ,1896

Валежник .Этюд ,1893

Верхушки сосен.Этюд ,890-е

Вечер ,1871

Бурелом ,1888

Грибники

Дорога ,1878

Дорожка в лесу ,1880

Дубы в Старом Петергофе, 1891

Дубовый лес ,1869

Дубки,886

За грибами,1870

Зимний лес

Кама, 1882

Кама близ Елабуги, 1895

Ивы,освещённые солнцем.Конец 1860-х-начало1870-х

Корабельная роща,1898

Дубовая роща,1887

Дубки

Вид на острове Валааме,1858

Вид на острове Валааме.Местность Кукко,1858-60

Вид в окрестностях Петербурга ,1865

Вид в окрестностях Дюссельдорфа

Вид в окрестностях Дюссельдорфа,1864-1865

Вечер ,1892

Буковый лес в Швейцарии ,863-1864

Бор в Сестрорецке,1887

Болото. Полесье,1890

Богатый лог(Пихтовый лес на реке Каме) ,1877

Берег пруда ,1880-90гг

Берёзовый лес, 1871

Берёзовая роща ,1896

Берёзовая роща ,1880-1890-е

Берёзовая роща ,1878

Швейцарский пейзаж ,1866

Шалаш,1861

Часовня в лесу ,1883

Цветы у забора.Середина 1880-х

Цветы на опушке леса ,1893

Удороги ,1874

У монастыря, 1870

У берегов Финского залива(Удриас близ Нарвы),1889

Туманное утро ,1897

Туманное утро ,1885

Лес в Мордвинове,1891

Лесная сторожка. 1892

Лесной пейзаж с цаплями,1870

Летний день,1891

Летний пейзаж,1867

Луг на опушке леса. Сиверская. 1887

Мельница в поле,1861

Мельница в лесу.Преображенское,1897

На даче (Около дачи),1894

На окраине дубового леса,1882

Мери-Хови по Финской железной дороге,1889

На покосе в дубовой роще,1874

Осенний лес ,1876

Осенний пейзаж. Дорожка в лесу ,1894

Осень ,1892

Парк дачи графа Мордвинова,1891

Пейзаж ,1861

Пейзаж, 1896

Пейзаж, 1896

Пейзаж с гуляющими ,1869

Пейзаж с мостиком

Пейзаж с озером ,1886

Пейзаж с охотником.Остров Валаам ,1867

Пейзаж с пнём ,1892

Пески ,1887

Первый снег,1875

Перед грозой, 1884

Перед заходом солнца

Песчаная дорога, 1898

По грибы

Побережье Петровской рощи в Сестрорецке ,1886

Полдень.Этюд ,1886

Полесье,1883

Поляна в лесу ,1889

После бури.Мери-Хови 1891

Прогулка в лесу ,1869

Пруд в старом парке.Этюд ,1897

Прудик

Ранняя осень ,1889

Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга,1869

Родник в лесу ,1892

Рубка леса ,1867

Сестрорецкий бор ,1886

Смешанный лес(Шмецк близ Нарвы) ,1888

Сныть-трава.Парголово, 1884-1885

Солнечный день в лесу.Дубы ,1891

Солнечный день .Мерикюль ,1894

Сосна на песке ,1884

Сосновый бор, 1895

Сосновый бор у Лигова ,1895

Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии,1872г

Сосновый лес ,1885

Сосновый лес ,1889

Сосновый лес

Старые липы ,1894

Старый валежник.Лесное кладбище ,1893

Тевтобургский лес ,1865

Травки.Этюд ,1892

Тропинка в лесу ,1886

Туман в лесу,1890-е



Портрет И.И.Шишкина.Крамской И.Н.

Иван Иванович Шишкин — живописец и гравер, мастер пейзажа
(1832, 13 января, Елабуга — 8 марта, 1898, Петербург)
На берегу Камы, в среднем ее течении, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин — будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина. Эта верность родной природе, стремление научиться запечатлевать ее на полотне привели двадцатилетнего юношу сначала в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем — в Петербургскую Академию художеств. Пристальное, по тщательности и кропотливости сравнимое с научным, изучение природы отточило талант художника, выдвинуло его в ряды лучших пейзажистов. Но сила шишкинских полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы. Искусство художника гораздо глубже и содержательнее. В картине «Рожь» (1878, Государственная Третьяковская Галерея) колышущееся под свежим ветром море колосьев, полевая дорога, уводящая вдаль, к возвышающимся на заднем плане соснам-великанам, порождают мысли о русском приволье, о бескрайних просторах полей, создают обобщенный, эпический образ русской природы. Былинным величием веет от лесных пейзажей Шишкина, более всего любившего изображать могучие вековые дубы («Дубы»), стройные золотящиеся на солнце сосны («Сосновый бор», «Корабельная роща»). Не обходил Шишкин вниманием и потайные уголки леса. Он не искал в природе «красивые», «изящные» мотивы: наоборот, предметом искусства он делал, как в картине «Лесная глушь» (1872, Государственный Русский Музей), и затянутую тиной болотистую лужу, и поросший бурым мхом валежник. Жизненная правда, соединенная с силой эпического обобщения, придала шишкинским пейзажам подлинно народный, демократический характер. Недаром на выставках Товарищества передвижников (Шишкин был одним из его основателей) они привлекали пристальное внимание передовой общественности.
Тема леса как главной принадлежности русской природы, неразрывно связанной с образом России, ее народом, была одной из главных в творчестве Шишкина. И. Крамской, отмечая реализм его работ, указывал при этом, что художник «конструирует пейзаж, театрализует его, предлагая некий природный спектакль». Как видно и в картине «Утро в сосновом бору» (1889), где художник противопоставил различные мотивы: старые, рухнувшие стволы деревьев и резвящиеся на них медвежата. Мотив естественного круговорота в природе, смены поколений приобрел в пейзаже Шишкина необычайную поэтичность. Из-под его кисти вышли образы, ставшие символами России, «русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русскими далями». Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни. Его картины, широкие по размаху и эпические по строю, воспевали просторы родной земли, утверждали величие и неповторимую прелесть русской природы. Изумительное знание «анатомии» русского леса сказалось и в графике Шишкина. Его многочисленные рисунки пером и карандашом, офорты, изображающие отдельные растения или целые композиции, остаются непревзойденными образцами графического пейзажа. Благодаря Шишкину русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства.


Пейзажи Шишкина И. И. Русский лес в картинах знаменитого художника.

13 (25) января 1832 года, 180 лет назад родился будущий выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист Иван Иванович Шишкин.

Шишкин родился в небольшом городе Елабуга, на берегу реки Камы. Густые хвойные леса окружающие этот город и суровая природа Приуралья покорили юного Шишкина.

Из всех видов живописи Шишкин предпочитал пейзаж. «…Природа всегда нова… и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнью… Что может быть лучше природы…» — пишет он в своем дневнике.

Тесное общение с природой, внимательное ее изучение пробудило в юном исследователе природы стремление как можно достовернее ее запечатлеть. «Одно только безусловное подражание природе, — пишет он в ученическом альбоме, — может вполне удовлетворить требованиям ландшафного живописца, и главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии».

Уже спустя всего три месяца после поступления в петербургскую Академию художеств Шишкин обратил на себя внимание профессоров своими натуральными пейзажными рисунками. С беспокойством ожидал он первого экзамена в Академии и огромна была его радость от присуждения ему малой серебряной медали за предоставленную на конкурс картину «Вид в окрестностях Петербурга». По его словам он хотел выразить в картине «верность, сходство, портретность изображаемой природы и передать жизнь жарко дышащей натуры».

Шишкин И.И.
«Вид в окрестностях Петербурга»
1856 г. Масло.
Государственный Русский музей.

Написанная в 1865 году картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла художнику звание академика.

К этому времени о нем уже говорили как о талантливом и виртуозном рисовальщике. Его рисунки пером, исполненные мельчайшими штрихами, с филигранной отделкой деталей, удивляли и поражали зрителей как в России, так и за границей. Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем.

Шишкин И.И.
  «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»
  1865 г. Масло.
Государственный Русский музей.

Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Посещавший знаменитые «четверги» Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, рассказывал о нем впоследствии: «Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней».

Шишкин И.И.
    «Лесное болото»
    1889 г. Тушь, перо.
  Киевский музей русского искусства.

Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Глядя на картину создается впечатление глубокого покоя, который не нарушают ни медведи у дерева с ульем, ни летящая высоко в небе птица. Обратите внимание как прекрасно написаны стволы старых сосен: каждая имеет «свой характер» и «свое лицо», но в целом — впечатление единого мира природы, полного неиссякаемых жизненных сил. Неторопливый подробный рассказ, обилие деталей наряду с выявлением типического, характерного, цельность запечатленного образа, простота и доступность художественного языка — таковы отличительные черты этой картины, как и последующих работ художника, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества передвижников.

Шишкин И.И.
      «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»
    1872 г. Масло.
  Государственная Третьяковская галерея.

В лучших картинах Шишкина И. И., созданных к конце 70-х и в 80-е годы ощущается монументально-эпическое начало. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Жизнеутверждающие произведения Шишкина созвучны с мироощущением народа, связывающего представление о счастье, довольстве человеческой жизни с могуществом и богатством природы. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: «…Раздолье, простор, угодье. Рожь… Благодать. Русское богатство». Достойным завершением цельного и самобытного творчества Шишкина явилась картина 1898 года «Корабельная роща».

Шишкин И.И.
  «Корабельная роща»
  1898 г. Масло.
Государственный Русский музей.

В картине Шишкина «Полесье» современники указывали на то, что художник не сумел добиться в колорите того совершенства, которым отличались рисунки художника. Н. И. Мурашко отмечал, что хотел бы увидеть в картине «Полесье» больше света «с его игрой золотистой, с его тысячью то красноватых, то воздушно-синеватых переходов».

Шишкин И.И.
    «Полесье»
    1883 г. Масло.

Однако мимо внимания современников не прошел тот факт, что цвет стал играть значительно большую роль в его произведениях 80-х годов. В этом плане важна высочайшая оценка живописных качеств знаменитого этюда Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».

Шишкин И.И.
      «Сосны, освещенные солнцем»
      1886 г. Масло.
  Государственная Третьяковская галерея.

Работая в должности профессора Шишкин требовал от учеников кропотливой предварительной работы на натуре. Зимой, когда приходилось работать в помещении, заставлял начинающих художников делать перерисовки с фотографий. Шишкин находил, что такая работа способствует постижению форм природы, помогает совершенствованию рисунка. Он считал, что только длительное напряженное изучение натуры может со временем открыть путь пейзажисту для самостоятельного творчества. Кроме того Шишкин отмечал, что бездарный будет ее рабски копировать в то время как «человек с чутьем возьмет то, что ему нужно». Однако он не учитывал, что копирование с фотографий отдельных деталей, взятых вне их естественной среды не приближает, а отдаляет от глубокого познания ее, которого он добивался от своих учеников.


 
Шишкин И.И.
        «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево.»
        1866 г. Масло.
    Архангелькая обл. картинная галерея.

К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно «Среди долины ровныя…», которое можно считать классическим по полноте художественного образа, завершенности, монументальности звучания. Современники всторгались достоинствами картины, замечая существенную особенность этого произведения: в нем раскрыты те черты жизни природы, которые дороги и близки любому русскому человеку, отвечают его эстетическому идеалу и запечатлены в народной песне.

Шишкин И.И.
        «Среди долины ровныя…»
        1883 г. Масло.
  Государственная Третьяковская галерея.

Неожиданно подкралась к художнику смерть. Он скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной «Лесное царство».

Крупный живописец, блестящия рисовальщик и офортист, он оставил огромное художественное наследие.

По книге «Иван Иванович Шишкин», составитель И. Н. Шувалова

Картины Шишкина И.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Шишкин, Иван Иванович — Википедия

Ива́н Ива́нович Ши́шкин (

13 (25) января 1832, Елабуга, Вятская губерния, Российская империя — 20 марта (1 апреля) 1898, Санкт-Петербург, Российская империя) — выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель дюссельдорфской художественной школы.

Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Императорской Академии художеств.

Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в городе Елабуге[Комм 1]. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, сын купца-хлеботорговца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872)[5]. Род Шишкиных насчитывает более трёхсот лет[6].

В 12 лет был определён в Первую Казанскую мужскую гимназию, но дойдя в ней до пятого класса, оставил учёбу и вернулся домой, в Елабугу, где прожил четыре года. В 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где проучился до 1856 года. В апреле 1855 года ученический этюд Шишкина «Сосна на скале» приобрёл Государственный Русский музей. Окончив курс училища, с 1857 года продолжил образование в Императорской Академии художеств, где вместе с Гине, Джонгином и другими числился учеником профессора-портретиста С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах Академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам, благодаря чему приобретал всё большее знакомство с натурой и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания в Академии Шишкину были присуждены две малые серебряные медали: за картину «Вид в окрестностях Петербурга» (1856) и за рисунки, выполненные летом в Дубках. В 1858 году получил большую серебряную медаль за этюд «Сосна на Валааме», в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж «Ущелье на Валааме» и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за две картины одного названия «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».

Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, где посетил мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов. В 1863 году Шишкин перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда Шишкин сделал экскурсию в Женеву для ознакомления с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф, где написал по заказу коллекционера Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, за которую Императорская Академия художеств присвоила ему звание академика. За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, которые приводили в удивление иностранцев. Некоторые из его рисунков были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками таких первоклассных европейских мастеров, как А. Ахенбах и К. Ф. Лессинг.

Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства, и в том же году в Москве были выставлены его картина «Воздух» и 6 рисунков. С той поры нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения в Академии. В 1868 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора (за картины «Сосновый лес» и «Чем на мост нам идти, поищем лучше броду»), но великая княгиня Мария Николаевна, президент АХ, вместо этого награждает художника орденом Святого Станислава 3-й степени. На Всемирной выставке (1867) Шишкин выставил несколько рисунков и картину «Вид из окрестностей Дюссельдорфа». После того, как было учреждено Товарищество передвижных выставок, экспонировал на его выставках свои рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, снова стал заниматься гравированием «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая этому почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом упрочивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).

Дом, в котором жил Шишкин

В 1873 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора за приобретённую у него картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава Академии, в 1892 году Шишкин был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Скончался скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898 года, сидя за мольбертом перед новой картиной. Похоронен на Смоленском православном кладбище[7]. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях[8] он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.

«Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками» , — считают некоторые критики.

Картины Шишкина покупал Александр III («Корабельная роща»), великий князь Павел Александрович («Дубы», рисунок пером). Его работы находятся в Третьяковской галерее. В ней имеются такие картины, как «Рубка леса» (1867), «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Дождь в дубовом лесу» (1891), «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу», а также семнадцать мастерских рисунков. Русский музей владеет следующими картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», а также пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Государственный русский музей в Санкт-Петербурге обладает многими картинами, среди которых: «Вид в окрестностях Петербурга» (1856), «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1856), «Тевтобургский лес» (1865), «За грибами» (1870), «Ручей в берёзовом лесу» (1889), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1889), «Остров Крестовский, погружённый в туман

Художник-гравёр[править | править код]

Шишкин был гравёром-профессионалом, исполнившим по исследованиям Д. А. Ровинского, 100 офортов, 68 оригинальных литографий (22 — рисунки пером на камне и 46 — рисунки карандашом на камне), 15 работ отнесены к «Цинкографическим опытам»[9].

Свой первый офорт «Горная дорога» Шишкин создал в 1853 году, когда учился в Московском училище живописи и ваяния. В 1863 году он бегло ознакомился с техникой офорта у Рудольфа Коллера (Швейцария), а систематически стал работать в этой технике с конца 1860-х годов. В 1871 году Шишкин стал членом-учредителем «Общества русских аквафортистов», созданного по инициативе Л. М. Жемчужникова и А. И. Сомова[10]. Кроме обычного приёма иглой, Шишкин применял мягкий лак, акватинту, сухую иглу. В 1861 году несколько листов литографий художника было напечатано в «Русском художественном альбоме» вместе с литографиями В. Г. Перова, А. Н. Волкова, Н. П. Петрова. В 1868 году был изданы «Этюды с натуры пером на камне» с шестью литографиями. В мае 1873 года Шишкин подготовил и сам напечатал альбом «Гравюры на меди крепкой водкой И. И. Шишкина» (титульный лист и 10 офортов, среди такие виртуозные миниатюры, как «У костра», «Задворки», «Лесные цветы», «Перед грозой»), выпущенный как премия Императорского Общества поощрения художеств. Офорты этого альбома выполнены травлёным штрихом, акватинтой, рулеткой. В 1870-х годах Шишкин провёл ряд опытов цинкографии — «выпуклого офорта»[11]. В качестве приложений к журналам «Пчела», «Свет» и «Нива» Шишкин создал более двадцати автоцинкографий (техника «выпуклого офорта»). В 1878 году Шишкин издал второй альбом «25 гравюр на меди И. И. Шишкина», который ему помог подготовить в печати его друг, пейзажист И. В. Волковский.

А. Беггров в 1884—1885 годах издал в двух альбомах сборник 24 фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В 1886 году художник выпустил в свет третий альбом «Офорты И. И. Шишкина. 1885—1886», состоящий из 26 абсолютно новых гравюр. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Последний альбом («60 офортов профессора Ив. Ив. Шишкина») вышел в свет в декабре 1894 года.

В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, Шишкин использует принципы тональной живописи.

  • Орден Святого Станислава III степени (1867) — за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».
  • Золотая медаль Первой Всероссийской выставки печатного дела (Санкт-Петербург) — за заслуги в области тиражной графики.

«Утро в сосновом лесу»: от панно до обёртки[править | править код]

Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К.А. Савицким. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса, посещении острова Городомля на озере Селигер — территории, не тронутой человеческой цивилизацией. «Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании), мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.

Первоначально на панно внушительных размеров (139×213 см) медведей не было. Однако художник Константин Аполлонович Савицкий, хорошо знавший Шишкина, предложил дополнить картину фигурами живых существ — медведей. По просьбе Шишкина, имеющего некоторые сомнения в своих способностях анималиста, Савицкий изобразил семейку диких зверей, беззаботно играющих между корнями и стволами поваленных сосен, сделав картину динамичнее. До покупки картины П. М. Третьяковым, на ней стояли подписи двух художников: И. И. Шишкина и К. А. Савицкого. После покупки Третьяков стёр подпись Савицкого с картины[12].

В конце 1880-х годов глава известной конфетной фабрики Фердинанда Теодора фон Эйнема (после национализации — «Красный Октябрь») решил придать одному из видов продукции парадный вид. С владельцем картины «Утро в сосновом лесу» заключили договор, получив тем самым возможность снять копию с шедевра. Первую партию конфет «Мишка Косолапый» фабрика выпустила в начале 1890-х годов. Конфеты получили высший знак отличия на Всероссийской промышленно-художественной ярмарке в Нижнем Новгороде (1896), а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже завоевали Гран-при. Авторство дизайна знаменитых конфет принадлежит художнику Мануилу Андрееву, который в 1913 году поместил на обертку сюжет картины «Утро в сосновом лесу» в обрамлении зеленых еловых веток и нарисовал шестиконечные Вифлеемские звезды, так как в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на Рождество[13].

  • Первая жена (с 28.10.1868) Евгения Александровна Васильева[14] (1847—1874). Её родной брат — художник-пейзажист Фёдор Васильев. В этом браке у Шишкина было трое детей: сыновья Владимир (1871—1873) и Константин (1873—1875), умершие в младенчестве, и дочь Лидия (1869—1931)[15]. Свою жену Шишкин изобразил на двух картинах: «Дама с собачкой» (1868) и «Перед зеркалом. За чтением письма» (1870).
  • Вторая жена Лагода-Шишкина, Ольга Антоновна (1850—1881) — художница-пейзажистка, ученица Шишкина[16]. У них 21 июня 1881 года родилась дочь Ксения, которую после смерти матери воспитала её сестра Виктория Антоновна Лагода.
  • 1880—1882 — 5-я линия Васильевского острова, 10;
  • 1882 — 08.03.1898 года — 5-я линия, 30, доходный дом И. Н. Шмидта.
  • Мыс Шишкина — южный мыс бухты Тыртова в заливе Чекина на востоке Северного острова Новой Земли. Назван зимой 1901—1902 гг. художником А. А. Борисовым в честь своего учителя И. И. Шишкина[17]
  • В Елабуге установлен памятник И. И. Шишкину[18].
  • С 1962 года действует Мемориальный дом-музей И. И. Шишкина[19], рядом с которым расположены Шишкинские пруды, основанные отцом И. И. Шишкина.
  • Именем Шишкина названа Детская художественная школа № 1[20] и улица.
  • В 2008 году Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник выпустил набор открыток «И. И. Шишкин в портретах»[21]

Ряд улиц в различных городах России назван в честь И. И. Шишкина.

  • Памятник в Елабуге

  • Парк «Шишкинские пруды» в Елабуге

  • Парк «Шишкинские пруды» в Елабуге

В филателии[править | править код]

В СССР и Российской Федерации неоднократно выпускались марки, отмечавшие юбилейные даты И. И. Шишкина и воспроизводившие его работы.

  • 50 лет со дня смерти И. И. Шишкина. И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. СССР, 1948 год,  (ЦФА (ИТЦ) #1264; Mi #1220).

  • И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. СССР, 1948 год,  (ЦФА (ИТЦ) #1267; Mi #1223).

  • V международный конгресс по охране лесов. Картина И. И. Шишкина «Корабельная роща». СССР, 1960 год,  (ЦФА (ИТЦ) #2466; Mi #2384).

  • 175 лет со дня рождения И. И. Шишкина. И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. Россия, 2007 год,  (ЦФА (ИТЦ) #1160; Mi #1392).

  • И. И. Шишкин. «На севере диком…» Россия, 2007 год,  (ЦФА (ИТЦ) #1161; Mi #1393).

  • «Сторожка в лесу»,
    1870

  • «Берёзовый лес»,
    1871

  • «Берёзовая роща»,

  • «Опушка леса»,
    1882

  • «Ручей в берёзовом лесу»,
    1883

  • «Лесные дали»,
    1884

  • «Сосна на песке»,
    1884

  • «Туманное утро»,
    1885

  • «Дубовая роща»,
    1887

  • «Дождь в дубовом лесу»,
    1891

  • «После шторма в Мери-Хови»,
    1891

  1. ↑ Годом рождения И. И. Шишкина считается 1832-й год — на основании записи отца (РГАЛИ. — Ф. 917. — Оп. 1. — Ед. хр. 68. — Л. 22об. по книге Трёхсотлетнее древо Ивана Ивановича Шишкина Архивная копия от 3 апреля 2016 на Wayback Machine). Ряд документов указывают иное: «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» даёт 1831-й; а в метрической книге о втором венчании Шишкина в 1880-м году указано, что 28 сентября 1880 года ему было 45 лет, то есть годом рождения следует считать 1835-й.
  1. ↑ Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000
  2. ↑ RKDartists
  3. ↑ идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  4. 1 2 Шишкин Иван Иванович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  5. В. К. Магницкий. Иван Васильевич Шишкин, гражданин Елабуги // Календарь Вятской губернии на 1893 год. Отдел III-й. Исторические сведения. — Вятка: Издание Губернского статистического комитета, 1892. — С. 396—410.
  6. Курылёва Н. И. Трёхсотлетнее древо Ивана Ивановича Шишкина: предки, потомки, ближайшие родственники. — Издание 3-е. — Елабуга, 2012. — 120 с. — ISBN 978-5-601607-006-4.
  7. ↑ Могила на плане кладбища (№ 61) // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Т-во А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.
  8. ↑ Шишкин Иван Иванович: картины (неопр.). Крымская художественная галерея.
  9. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравёров XVI—XIX вв.: С 720 фототип. и 210 цинкограф. в тексте: [В 2-х т.]. — Тип. Имп. Акад. наук, 1895. — Т. 2: K — Ѳ. — Стб. 1193—1198.
  10. ↑ Общество русских аквафортистов (неопр.). ARTinvestment.RU.
  11. Сомов А. И. Шишкин как гравёр // Вестник изящных искусств. — СПб., 1883. — Т. 1, вып

Лесная природа в картинах Ивана Шишкина

О работах Ивана Ивановича Шишкина знают даже люди, далекие от живописи. Шишкин получил популярность еще при жизни, рисуя природу России, которую он так любил. Современники называли его «царем леса», и не случайно, ведь среди творений Шишкина можно найти немало картин с изображением лесных пейзажей.

Картины известного пейзажиста сложно спутать с работами других художников. Природа на полотнах Шишкина показана выборочно. Пейзажист рисовал ее крупным планом, делая акценты на шершавой коре деревьев, зелени листьев, выпирающих из земли корнях. Если Айвазовский предпочитал изображать силу стихии, то природа Шишкина кажется умиротворенной и успокоенной.

(Картина «Дождь в лесу»)

Художник умело передавал это чувство успокоенности через свои полотна. Природные явления он показывал не так часто. На одной из его картин изображён дождь в лесу. В остальном природа кажется незыблемой и почти вечной.

(Картина «Бурелом»)

На отдельных полотнах изображены объекты, которые пережили нашествие стихий. Например, у художника есть несколько полотен с названием «Бурелом». Стихия отбушевала, оставив после себя груду поломанных деревьев.

(Картина «Вид на остров Валаам»)

Шишкин любил остров Валаам. Это место вдохновляло его на творчество, поэтому среди картин художника можно найти пейзажи с изображением видов Валаама. Одна из таких картин — «Вид на острове Валаам». Отдельные полотна с пейзажами острова принадлежат раннему периоду творчества художника.

(Картина «Сосны освещенные солнцем»)

Стоит отметить, что уже с самого начала Шишкин определился с манерой изображения природы. Он не берет масштабных объектов и не стремится показать целиком лес, сосредотачиваясь на «трех соснах».

(Картина «Дебри»)

 

Шишкин Рожь

(Картина «Рожь»)

 

Шишкин Дубовая роща

(Картина «Дубовая роща»)

 

Шишкин Дубовая роща

(Картина «Утро в сосновом лесу»)

 

Шишкин Зима

(Картина «Зима»)

Одна из интересных картин художника — «Дебри». На полотне изображен участок леса, нетронутый человеком. Этот участок живет своей жизнью, даже земля на нем целиком покрыта растительностью. Если бы в это место попал человек, то он ощутил бы себя героем какой-нибудь таинственной русской сказки. Художник сконцентрировался на деталях, изображая глубины леса. Он с потрясающей точностью передал все мелочи. На этом полотне можно увидеть и поваленное дерево — след бушевавшей стихии.

Шишкин Зима

(Зал картин Ивана Шишкина в Третьяковской галерее)

Сегодня многие из картин Шишкина можно увидеть в знаменитой Третьяковке. Они по-прежнему привлекают внимание ценителей живописи. Шишкин рисовал не только российский пейзажи. Художник был также очарован видами Швейцарии. Но сам Шишкин признавался, что без русской природы он скучает.

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина

На сегодняшний день, наверное, трудно найти человека, который никогда бы не слышал о величайшем русском художнике-пейзажисте Иване Ивановиче Шишкине. Всем нам известны его шедевры, такие как «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Сосновый бор» и множество других. Однако, не все знакомы с его биографией. В этой публикации я решила поделиться некоторыми фактами из жизни великого художника, о которых мне самой было интересно узнать. Надеюсь, это будет также познавательно и для вас.

Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. Как-то после одного из походов в Третьяковскую галерею, кто-то из знакомых спросил меня о том, какие картины мне понравились больше всего. Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Безусловно, Третьяковка открывает для нас огромное множество шедевров великих художников, однако, ничто не прельщает лично меня так, как изображение российской природы. В частности, русских лесов. Виной тому, по-видимому, несколько детских лет, проведенных у бабушки в деревне, расположенной в 75-ти км от Москвы. Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Оттого наверное ярче воспринималась незабвенная красота просторных зеленых полей, лугов, лесных опушек и глубин. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса.

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 1

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 2

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 3

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 4

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 5

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 6

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 7

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 8

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 9

Ну а теперь перейдем непосредственно к Ивану Ивановичу Шишкину.

Иван Иванович Шишкин (1832-1898 гг.) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик, гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Академик (1865 г.), профессор (1873 г.), руководитель пейзажной мастерской Академии художеств (1894-1895 гг.). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

1. Образование и материальное положение

Родился Иван Иванович в городе Елабуга Вятской губернии в 1832 году. Первое образование получил в казанской гимназии, однако, проучившись там 4 года, так и не окончил ее, так как не желал становиться чиновником по профессии и по духу — был устроен по-другому. После этого поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852-1856 гг.), а затем продолжил свое образование в петербургской Императорской Академии Художеств (1857-1865 гг.).

Несмотря на то, что выражение «голодный художник» довольно-таки распространено и можно сказать даже прочно укрепилось в умах некоторого количества людей, на практике же такое положение вещей не всегда соответствует действительности. Что касается Ивана Ивановича, то он был родом из купеческой семьи и при жизни не испытывал материальных трудностей.

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 10

2. Ранняя слава
Довольно широко известны случаи, когда великие художники признавались таковыми лишь после своей смерти. Однако, в случае с Шишкиным все было иначе. Имя Ивана Ивановича было известно при жизни не только в России, но и за рубежом, а его картины хорошо продавались. Слава и признание пришли к художнику довольно-таки рано.

3. Мишек рисовал не Шишкин
Не всем известно, что свой шедевр «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал не в одиночку. Оказывается, руке Ивана Ивановича принадлежит только прекрасный, кропотливо написанный, лесной пейзаж, а медведей же «дорисовал» другой известный художник и друг Шишкина Константин Савицкий. Однако же, когда картину купил Павел Третьяков, и она попала к нему в руки, он возмутился, увидев 2 подписи на картине, и распорядился стереть подпись Савицкого, объяснив это тем, что заказывал картину только у Шишкина.

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 11

4. Дружба со священником

Шишкин близко дружил со священником Капитоном Ивановичем Новостроевым, которые оказал сильное влияние как на жизнь, так и на творчество художника. К.И. Новостроев говорил: «Красота, нас окружающая — это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника — как можно точнее передать эту мысль на своем полотне».

5. Конфеты с мишками

В свое время кондитерская фабрика «Красный Октябрь» выпускала конфеты «Мишка косолапый», на этикетках которых красовалось изображение, в общих чертах очень напоминающее картину Шишкина «Утро в сосновом лесу». Наверное, благодаря этому, можно сказать, дети с ранних лет имели возможность узнать об известном художнике. 🙂

Несколько фото — от СССР до современности. Можно проследить, как менялась со временем обертка:)

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 12

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 13

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 14

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 15

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 16

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 17

6. Марки

В СССР и России можно встретить почтовые марки с портретом художника и его знаменитыми работами.

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 18

7. Улицы Шишкина

В Москве, Липецке и Минске можно встретить улицы, названные в честь знаменитого художника. В Елабуге установлен памятник Шишкину и существует Мемориальный Дом-музей. Также в честь Ивана Ивановича названа художественная школа в Санкт-Петербурге.

Мне, конечно же, очень хочется поделиться с вами известными картинами И.И. Шишкина, так как они прекрасны, однако, все же я постараюсь избежать этого искушения и поделюсь теми картинами, на которые обычно обращают меньше внимания, но от этого они, конечно же, не становятся менее прекрасными.

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 19

На даче (Около дачи). 1894

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 20

Лесная поляна (Полянка). 1897

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 21

Солнце в лесу (1895)

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 22

У монастыря (1870)

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 23

У калитки. Сиверская (1874-83)

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 24

Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга (1869)

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина, фото № 25

Заповедник. Сосновый бор (1881)

Спасибо за просмотр!

Картина Шишкина В лесу графини Мордвиновой. Петергоф. 1891 год Описание

Картина Шишкина В лесу графини Мордвиновой была написана 1891 году Петергоф, под впечатлением художника, очарованного этими глухими лесными видами.
На этапе своего творческого пути, уже знаменитый мастер лесных пейзажей художник Иван Шишкин проживал в окрестностях Ораниенбаума, куда его привлекли красоты местной окружающей природы а именно так любимого Шишкиным русского леса. Эти воистину живописные места посещали многие художники, среди которых были И. Репин, К. Сомов, А. Бенуа и другие. Но как известно истинную красоту лесного пейзажа со всеми ее прелестями, видел и мастерски отображал на холстах, конечно Иван Шишкин.

Картина Шишкина В лесу графини Мордвиновой раскрывает нам вечерний лес в глуши которого сгущаются сумерки. В глубине этого дремучего леса мрак, ощущается некая таинственность среди удаляющихся в темноту еловых деревьев.

В сочетании контраста передний план картины более освещен, художник мастерски передал различные оттенки зеленой растительности, заросших мхом и лишайником пеньков и оснований деревьев. То там то здесь раскиданы пересохшие ветки и проглядываются обнаженные корневища деревьев, чувствуются запах еловой смолы, преющей насыщенной влагой старой травы и мха.

На поляне с рядом могучими стволами мы видим молодые елочки, наверное им будет трудно прорости и прорваться к солнечному свету среди могучих деревьев. Всю тишину и покой этих лесных дебрей, нарушает одинокая фигура по виду пожилого и бородатого лесника, остановившегося неподалеку и задумавшись о чем то своем житейском. Наверное он уже не раз останавливается на этом месте, а возможно таких мест у него много, где можно остановиться и поразмышлять, благо тишина и покой леса это позволяют.

На данном этапе своего плодотворного творчества, очередной раз знаменитый живописец показывает нам величественную красоту лесной глуши русcкого леса, играя световыми и цветовыми контрастами красок, призывая зрителя полюбить русскую природу и наслаждаться ее творением.

Сегодня Картина Шишкина В лесу графини Мордвиновой. Петергоф находится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве. Размер холста 81 на 108 см

Картина «Утро в сосновом бору»: описание и история создания

Иван Шишкин прославил не только свой родной город (Елабугу) на всю страну, но и всю громадную территорию России на весь мир. Самой известной его картиной считается «Утро в сосновом лесу». Чем она так знаменита и почему считается практически эталоном живописи? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Шишкин и пейзажи

Иван Шишкин — известный художник-пейзажист. Его уникальный стиль работы берет свои истоки из Дюссельдорфской школы рисования. Но, в отличие от большинства коллег, художник пропустил основные приемы через себя, что позволило создать уникальный, не присущий никому другому стиль.

Шишкин восторгался природой всю свою жизнь, она его вдохновляла на создание многочисленных шедевров из миллиона красок и оттенков. Художник всегда пытался изобразить флору такой, какой ее видит, без разных преувеличений и украшений.

картина утро в сосновом бору

Он старался выбирать пейзажи, нетронутые рукой человека. Девственные, как леса тайги. Картины Шишкина сочетают в себе реализм вместе с поэтическим взглядом на природу. Иван Иванович видел поэзию в игре света и тени, в могуществе Матушки-Земли, в хрупкости одной елочки, стоящей на ветру.

Многогранность художника

Сложно представить такого гениального художника главой города или же школьным учителем. Но Шишкин совмещал в себе множество талантов. Выходец из семьи купца, он должен был пойти по стопам родителя. К тому же добрый нрав Шишкина быстро располагал к нему людей во всем городе. Он был избран на пост управляющего и помогал развивать родную Елабугу, как мог. Естественно, это проявлялось и в написании картин. Перу Шишкина принадлежит «История города Елабуга».

Иван Иванович успевал и рисовать картины, и участвовать в увлекательных археологических раскопках. Некоторое время он жил за границей, и даже стал академиком в Дюссельдорфе.

Шишкин был активным членом общества передвижников, где встречался с другими прославленными российскими художниками. Его считали настоящим авторитетом среди остальных живописцев. Стиль мэтра пытались наследовать, а картины вдохновляли как литераторов, так и живописцев.

После себя он оставил память из многочисленных пейзажей, ставших украшениями музеев и частных коллекций по всему земному шару.

После Шишкина мало кому удавалось так реалистично и так красиво изобразить всю многогранность природы России. Что бы ни случалось в личной жизни художника, он не давал своим бедам отражаться на полотнах.

описание утро в сосновом бору

Предыстория

Художник с огромным трепетом относился к лесной природе, она буквально пленила его своим бесчисленным количеством красок, разнообразием оттенков, лучами солнца, пробивавшимися сквозь густые сосновые ветви.

Картина «Утро в сосновом бору» стала воплощением этой любви Шишкина к лесу. Она очень быстро обрела популярность, и вскоре уже использовалась в поп-культуре, на марках, и даже на фантиках конфет. По сей день ее бережно хранят в Третьяковской галерее.

художник утро в сосновом бору

Описание: «Утро в сосновом бору»

Иван Шишкин сумел поймать один миг из целой лесной жизни. Он передал при помощи рисунка момент начала дня, когда солнце только начало вставать. Удивительный миг зарождения новой жизни. Картина «Утро в сосновом бору» изображает пробуждающийся лес и еще сонных медвежат, которые выбираются из укромного жилища.

В этой картине, как и во многих других, художник хотел подчеркнуть необъятность природы. Для этого он срезал верхушки сосен вверху полотна.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что у дерева, на котором резвятся медвежата, вырваны корни. Шишкин как будто бы подчеркнул, что этот лес настолько нелюдимый и глухой, что в нем могут обитать только звери, а деревья падают сами, от старости.

На утро в сосновом бору Шишкин указал при помощи тумана, который мы видим между деревьями. Благодаря этому художественному ходу становится очевидным время суток.

утро в сосновом бору шишкин

Соавторство

Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах. Картина «Утро в сосновом бору» не стала исключением. Он создавал пейзаж, а вот четверых медвежат нарисовал другой художник, специалист по зверям, Константин Савицкий. Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины. Рисуя утро в сосновом бору, Шишкин взял Савицкого соавтором, и картина изначально была подписана ими двумя. Однако, после того как полотно было передано в галерею, Третьяков посчитал работу Шишкина более обширной и стер имя второго художника.

История

Шишкин и Савицкий отправились на природу. Так началась история. Утро в сосновом бору показалось им настолько прекрасным, что его нельзя было не увековечить на холсте. Для поиска прототипа они поехали на остров Гордомля, что стоит на озере Селигер. Там нашли этот пейзаж и новое вдохновение для картины.

Остров, весь покрытый лесами, хранил в себе остатки девственной природы. На протяжении многих веков он стоял нетронутым. Такое не могло оставить безразличным художников.

история утро в сосновом бору

Претензии

Картина появилась на свет в 1889 году. Хоть изначально Савицкий и ставил в претензию Третьякову то, что он стер его имя, но вскоре передумал и отказался от этого шедевра в пользу Шишкина.

Павел Третьяков обосновал свое решение тем, что стиль картины полностью соответствует тому, что делал Иван Иванович, и даже эскизы медведей первоначально принадлежали именно ему.

Факты и заблуждения

Как и любое известное полотно, картина «Утро в сосновом бору» вызывает к себе огромный интерес. Следовательно, у нее появляется ряд интерпретаций, она упоминается в литературе и в кино. Про этот шедевр говорят как в высшем обществе, так и на улицах.

утро в сосновом бору васнецов

Со временем некоторые факты были изменены, и всеобщие заблуждения плотно укоренились в обществе:

  • Одной из распространенных ошибок является мнение, что «Утро в сосновом бору» Васнецов создавал вместе с Шишкиным. Виктор Михайлович, безусловно, был знаком с Иваном Ивановичем, поскольку они вместе состояли в клубе передвижников. Тем не менее, Васнецов никак не мог быть автором такого пейзажа. Если обратить внимание на его стиль, он совсем не похож на Шишкина, они принадлежат к разным художественным школам. Эти имена все же упоминаются вместе время от времени. Васнецов — это не тот художник. «Утро в сосновом бору», без всяких сомнений, нарисовал Шишкин.
  • Название картины звучит как «Утро в сосновом лесу». Бор – это просто второе название, которое, по-видимому, показалось людям более подходящим и загадочным.
  • Неофициально некоторые россияне до сих пор называют картину «Три медведя», что является грубой ошибкой. Животных на картине не три, а четыре. Вполне вероятно, что полотно стали так называть из-за популярных в советское время конфет под названием «Мишка косолапый». На фантике была изображена репродукция Шишкина «Утро в сосновом лесу». В народе конфете дали название «Три медведя».
  • Картина имеет свою «первую версию». Шишкин нарисовал еще одно полотно той же тематики. Назвал он его «Туман в сосновом лесу». Об этой картине знают немногие. Ее редко вспоминают. Полотна нет на территории Российской Федерации. По сей день оно хранится в частной коллекции в Польше.
  • Изначально на картине было всего лишь два медвежонка. Позже Шишкин решил, что на изображении должны присутствовать четыре косолапых. Благодаря добавлению еще двух медведей у картины поменялся жанр. Она стала находиться на «пограничье», поскольку появились некоторые элементы игровой сцены на пейзаже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.