Картина шишкин лес художник: Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу» («Три медведя»)

певец леса Иван Шишкин – Москва 24, 01.02.2016

01 февраля 2016, 19:15

Культура

Иван Шишкин «Утров сосновом бору», 1889

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников m24.ru запустило новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляться с ним в музей начиная со вторника.

25 января исполнилось 184 года со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина. Помимо картины «Утро в сосновом бору», которую каждый знает с самого детства по конфетной обертке, художник создал огромное количество прекрасных живописных полотен, этюдов, графических рисунков и офортов.

Иван Шишкин «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1864-1865

Иван Шишкин «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1864-1865

Окончив Петербургскую Академию художеств с золотой медалью, Иван Иванович Шишкин в 1862 году уезжает за границу. Спустя несколько лет путешествия по странам Европы, он остановился в Германии, где стажировался в местной академии художеств в 1864–1865 годах. Здесь, в окрестностях Тевтобургского леса, он создал несколько пейзажей, которые по своему духу были близки видам северной русской природы.

Иван Шишкин «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», 1872

Иван Шишкин «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», 1872

С приездом на родину Шишкин сближается с членами Артели художников, вокруг которой группировались представители творческой интеллигенции, участвует в собраниях о роли искусства, о правах художника. Иван Шишкин всегда был окружен вниманием товарищей. Илья Репин вспоминал о нем так: «Громче всех раздавался голос богатыря Ивана Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начинает затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством, от такого грубого обращения выходит всё изящней и блистательней».

Иван Шишкин «Рожь», 1878

Иван Шишкин «Рожь», 1878

Свои этюды Шишкин писал недалеко от родной Елабуги, стоящей на берегу реки Кама, однако часто Шишкин компоновал детали разных пейзажных видов в одну композицию. В пейзаже «Рожь» объединены два традиционных для художника мотива: поле с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны, которые современник художника критик Владимир Стасов сравнивал с колоннами древнерусских храмов.

Иван Шишкин «Лесные дали», 1884

Иван Шишкин «Лесные дали», 1884

Постепенно лес для Шишкина становится таким же первоэлементом мироздания, как море или небо, но одновременно приобретает значимость национального символа России. Картина «Лесные дали» была написана на Урале. Художник выбирает высокую точку зрения, стремясь изобразить не столько конкретное место, сколько создать образ величественной природы. Критики писали: «Далекая перспектива лесов, покрытых легкой дымкой, выдающаяся вдали поверхность воды, небо, воздух, словом,целая панорама русской природы, с ее не бьющими в глаза красотами, изображена на холсте с поразительным мастерством».

Иван Шишкин «Кора на сухом стволе», 1889-1890

Иван Шишкин «Кора на сухом стволе», 1889-1890

Разрабатывая тему природы и русского леса, Шишкин становится виртуозным мастером детали, различая деревья на полотнах художников по типу листвы и коры, тщательно прописывая цветы и травы. Он был дружен с членами Академии художеств и передвижниками, неизменно поражая всех своими знаниями в области ботаники. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях.

Иван Шишкин «Гнилое дерево, покрытое мхом», 1890

Иван Шишкин «Гнилое дерево, покрытое мхом», 1890

«Если дороги нам картины природы нашей милой Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать,» – писал художник Виктор Васнецов о своем друге.

Иван Шишкин «Дубы при солнечном освещении», 1890-е

Иван Шишкин «Дубы при солнечном освещении», 1890-е

В 1890-е годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Поэтому иногда Шишкин работает в эскизной, импрессионистической манере, лишь намечая форму, но не прорабатывая детали. Поэтому среди его пейзажей, наполненных солнечным светом и воздухом, все чаще появляются туманные состояния природы предрассветного часа или практически монохромные зимние пейзажи.

Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891

Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891

К тому же периоду относятся и пейзажи с дождливой погодой. Художник вспоминал: «…Неповторимая минута: в сыром воздухе леса, сквозь сизую прозрачную клубящуюся пелену пробивается солнечный луч, он будто стремительно расталкивает ветви, листья, разбивается тысячей бликов в лужах, внезапно красит бронзой стволы деревьев». По воспоминаниям друзей, случалось, что Шишкин хватался за холст и краски и специально бежал в лес, когда начинался дождь, чтобы успеть запечатлеть мгновение. Известно, что Шишкин не умел рисовать животных и практически не изображал людей на своих картинах. Три маленькие фигурки на этом полотне – удивительно редкий пример.

Иван Шишкин «Цветы на опушке леса», 1892-1893

Иван Шишкин «Цветы на опушке леса», 1892-1893

Несмотря на интерес к передаче свето-воздушных эффектов, появившийся в 1990-е годы, Шишкин до конца жизни оставался верным своей манере письма и любви к деталям. Бархатистая зелень не слипается на картине в единую красочную массу: между листьями и стволами деревьев остается воздух, а благодаря такому построению композиции, когда в центральной части находится перспектива и «выход» из этой зеленой кущи, в картине появляется пространство и глубина.

Иван Шишкин «В парке», 1897

Иван Шишкин «В парке», 1897

Одной из последних работ Шишкина стала картина «В парке». 8 (20) марта 1898 года художника не стало. Смерть его была мгновенной, как он сам себе и желал. Он умер, сидя за мольбертом, работая над новой картиной «Лесное царство». Газета “Новости дня” писала 12 (24) марта: “В роковой день утром он чувствовал еще себя здоровым. В десятом часу, по обыкновению, он был в своей мастерской за работою вместе со своим учеником-алтайцем Григорием Гуркиным и чертил углем на новом полотне новый этюд. Делая какой-то штрих, он вдруг внезапно как будто зевнул, затем после двух тяжелых вздохов, вылетевших из его груди, голова его беспомощно опустилась на грудь, а правая рука с углем упала на колени…»

живопись культура Иван Шишкин русские художники 10 неизвестных

История одного шедевра: «Утро в сосновом лесу» Шишкина и Савицкого

Сюжет

За редким исключением сюжет у картин Шишкина (если смотреть на этот вопрос широко) один — природа. Иван Иванович — восторженный, влюблённый созерцатель. И зритель становится очевидцем свидания живописца с родными просторами.

Шишкин был необыкновенным знатоком леса. О деревьях разных пород он знал всё и замечал малейшие ошибки в рисунке. На пленэрах ученики художника готовы были в прямом смысле прятаться в кустах, лишь бы не слышать разнос в духе «такой берёзы не может быть» или «эти сосны бутафорские».

Портрет Шишкина кисти И. Н. Крамского, 1880. (Pinterest)


Что же до людей и животных, то изредка они появлялись на картинах Ивана Ивановича, но были скорее фоном, нежели объектом внимания. «Утро в сосновом лесу» — пожалуй, единственное полотно, где медведи конкурируют с лесом. За это спасибо одному из лучших друзей Шишкина — художнику Константину Савицкому. Он предложил такую композицию и животных изобразил. Правда, Павел Третьяков, купивший полотно, имя Савицкого затёр, поэтому долгое время медведей приписывали Шишкину.

Контекст

До Шишкина модно было писать итальянские и швейцарские пейзажи. «Даже и в тех редких случаях, когда художники брались за изображение русских местностей, русская природа итальянизировалась, подтягивалась под идеал итальянской красоты», — вспоминала Александра Комарова, племянница Шишкина. Иван Иванович был первым, кто с таким упоением писал русскую природу реалистично. Чтобы человек, глядя на его картины, говорил: «Там русский дух, там Русью пахнет».

А теперь история о том, как полотно Шишкина стало обёрткой. Примерно в то же время, когда «Утро в сосновом лесу» было представлено публике, Юлиусу Гейсу, руководителю «Товарищества «Эйнемъ», принесли на пробу конфету: толстый слой миндального пралине между двумя вафельными пластинами и глазированным шоколадом. Кондитеру конфета понравилась. Гейс задумался о названии. Тут его взгляд задержался на репродукции картины Шишкина и Савицкого. Так и возник «Мишка косолапый».

«Утро в сосновом лесу», 1889. (Pinterest)


Знакомая же всем обёртка появилась в 1913 году, создал её художник Мануил Андреев. К сюжету Шишкина и Савицкого он добавил обрамление из еловых веток и Вифлеемские звезды — в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на рождественские праздники. Со временем обёртка пережила разные корректировки, но концептуально осталась той же.

Судьба художника

«Господи, да неужели же мой сын будет маляром!» — сокрушалась мать Ивана Шишкина, когда поняла, что не переубедить ей сына, решившего стать художником. Мальчик до жути боялся стать чиновником. И, кстати, хорошо, что не стал. Дело в том, что у Шишкина была неконтролируемая тяга к рисованию. Буквально каждый лист, побывавший в руках Ивана, был покрыт рисунками. Только представьте, что мог бы натворить чиновник Шишкин с документами!

Живописи Иван Иванович учился сначала в Москве, затем в Петербурге. Жилось туго. Художник Пётр Нерадовский, чей отец учился и жил с Иваном Ивановичем, писал в воспоминаниях: «Шишкин был беден настолько, что у него не бывало часто своих сапог. Чтобы выйти куда-нибудь из дома, случалось, он надевал отцовские сапоги. По воскресеньям они вместе ходили обедать к сестре моего отца».

«На севере диком», 1891.

(Pinterest)


Но все забывалось летом на пленэрах. Вместе с Саврасовым и другими однокурсниками они уходили куда-нибудь за город и там писали этюды с натуры. «Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему… На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», — вспоминал Шишкин. Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось… Разбрасываться никак нельзя». Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей. Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии. Привезённые из Европы картины принесли первые приличные деньги.

Тем временем в России передвижники объявили протест академикам. Шишкин был этому несказанно рад. К тому же среди бунтарей многие были друзьями Ивана Ивановича. Правда, со временем он рассорился и с теми, и с другими и очень переживал по этому поводу.

Скончался Шишкин внезапно. Сел за холст, только собирался начать работу, зевнул разок, и всё. Именно так живописец и хотел — «моментально, сразу, чтобы не мучиться». Было Ивану Ивановичу 66 лет.


Сборник: Перестройка

Изменения в политической и экономической структуре Советского Союза в 1987-1991 годах были нацелены на всестороннюю демократизацию.

  • Статьи
  • Европа
  • XX-XXI вв.

Единственный президент СССР Михаил Горбачёв

Единственный президент СССР Михаил Горбачёв

2 марта 1931 года родился Михаил Горбачёв — последний генеральный секретарь ЦК КПСС, единственный президент СССР.

  • Тесты
  • Европа
  • XX век

Перестройка

Перестройка

Какую карьеру построил бы ты?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Последний день Советского Союза

Последний день Советского Союза

Когда Михаил Горбачёв объявил о своей отставке, жители СССР уже вовсю готовились к Новому году.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Перемен требуют наши сердца»

«Перемен требуют наши сердца»

Концерты рок-групп, запрещённая литература, фильмы антисоветского характера – всё это культура перестройки, ворвавшейся в жизни граждан СССР после застоя.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Перестройка: сценарий преобразования СССР

Перестройка: сценарий преобразования СССР

Михаил Горбачёв, в 1985 году занявший пост генерального секретаря ЦК КПСС, сразу же заявил о необходимости «всем перестраиваться».

  • Статьи
  • Европа
  • XX-XXI вв.

Единственный президент СССР Михаил Горбачёв

2 марта 1931 года родился Михаил Горбачёв — последний генеральный секретарь ЦК КПСС, единственный президент СССР.

  • Тесты
  • Европа
  • XX век

Перестройка

Какую карьеру построил бы ты?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Последний день Советского Союза

Когда Михаил Горбачёв объявил о своей отставке, жители СССР уже вовсю готовились к Новому году.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Перемен требуют наши сердца»

Концерты рок-групп, запрещённая литература, фильмы антисоветского характера – всё это культура перестройки, ворвавшейся в жизни граждан СССР после застоя.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Перестройка: сценарий преобразования СССР

Михаил Горбачёв, в 1985 году занявший пост генерального секретаря ЦК КПСС, сразу же заявил о необходимости «всем перестраиваться».

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • XX-XXI вв.

Секс-символы 1950-1960-х

  • Статьи
  • Америка
  • XXI век

Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье

  • Статьи
  • Европа

Два анекдота о фельдмаршале Румянцеве

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Как Геббельс готовил общество Германии к войне

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

«Свободу Анджеле Дэвис!»

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Пабло Эскобар — человек, объявивший войну Колумбии

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Екатерина Говард, королева на 500 дней

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Почему погиб «Титаник»?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Италия при Муссолини

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы Берия пришёл к власти

  • Статьи
  • Европа
  • I век

За столом у Калигулы

  • Статьи
  • XX-XXI вв.

Секс-символы 1950-1960-х

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»

  • Статьи
  • Америка
  • XXI век

Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории

  • Статьи
  • Африка
  • XIV век до н. э.

Короткая жизнь дочери Нефертити

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)

  • Статьи
  • Африка

Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней

  • Статьи
  • Европа
  • IX-XI вв.

Соседи Древней Руси

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 282619
Секс-символы 1950-1960-х
  • 📚 Статьи
  • 👀 219005
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
  • 📚 Статьи
  • 👀 192392
Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье
  • 📚 Статьи
  • 👀 63072
Два анекдота о фельдмаршале Румянцеве
  • 📚 Статьи
  • 👀 53732
Как Геббельс готовил общество Германии к войне
  • 📚 Статьи
  • 👀 51828
«Свободу Анджеле Дэвис!»
  • 📚 Статьи
  • 👀 51266
Пабло Эскобар — человек, объявивший войну Колумбии
  • 📚 Статьи
  • 👀 34594
Екатерина Говард, королева на 500 дней
  • 📚 Статьи
  • 👀 27182
Почему погиб «Титаник»?
  • 📚 Статьи
  • 👀 27148
Италия при Муссолини
  • 📚 Статьи
  • 👀 423010
За что истребляли гугенотов? (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 363673
Что, если бы Берия пришёл к власти
  • 📚 Статьи
  • 👀 295412
За столом у Калигулы
  • 📚 Статьи
  • 👀 282619
Секс-символы 1950-1960-х
  • 📚 Статьи
  • 👀 231853
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
  • 📚 Статьи
  • 👀 219005
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
  • 📚 Статьи
  • 👀 216899
Короткая жизнь дочери Нефертити
  • 📚 Статьи
  • 👀 209109
Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 205195
Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней
  • 📚 Статьи
  • 👀 201103
Соседи Древней Руси

Иван Шишкин | Биография и 51 наиболее важное произведение


Иван Шишкин
1832-1898
Россия
Романтизм

Иван Шишкин Биография

пользуются огромной популярностью в России, произведения этого выдающегося художника пользуются огромной популярностью. лучшие из них стали классиками русского пейзажа. За 40 лет своей творческой деятельности Иван Шишкин создал сотни картин, тысячи этюдов и рисунков, большое количество гравюр. Для современников личность Шишкина олицетворяла собой самую русскую природу; называли его «лесным царем», «старой сосной», «одиноким дубом».

Посмотреть Полная биография Ивана Шишкина


  • Посмотреть В окрестностях Санкт-Петербурга.

    1856. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Вид на остров Валаам. Кукко.

    1859. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Буковый лес в Швейцарии.

    1863. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • В роще.

    1865. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Вид недалеко от Дюссельдорфа.

    1865. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Тевтобургский лес.

    1865. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Пейзаж с охотником. Остров Валаам.

    1867. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • В роще.

    1869. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Прогулка в лесу.

    1869. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Полдень в окрестностях Москвы.

    1869. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

  • Прогулка в лесу.

    1869. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

  • Лесной пейзаж с цаплями.

    1870. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Ивы, освещенные солнцем.

    1860-1870-е гг. Масло на холсте. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Сбор грибов.

    1870. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Сосновый бор Вятской губернии.

    1872. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

  • Пейзаж с женщиной.

    1872. Холст, масло. Картинная галерея, Таганрог, Россия.

  • Захолустье.

    1872. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Хвойный лес.

    1873. Холст, масло. Белорусский художественный музей, Минск, Беларусь.

  • Сумерки. После заката.

    1874. Холст, масло. Музей русского искусства, Киев, Украина.

  • Лесной ручей.

    1874. Холст, масло. Музей русского искусства, Киев, Украина.

Шишкин И. Шувалова. Русские художники XIX века. Москва. 1990.

Иван Шишкин Репродукции Картин Маслом На Продажу

1832-1898 РЕАЛИЗМ

Музейное качество Иван Шишкин Репродукции Картин Маслом

Шишкин Иван Иванович родился в январе 1832 года в городе Елабуге, ныне входящем в состав Российской империи и Республики Татарстан. Несмотря на то, что он родился в маленьком городке в семье купца, его отец был довольно открытым человеком, проявлявшим большой интерес к древностям, фольклористом-любителем и археологом. Чтобы подогреть интерес юного Ивана к истории, отец взял его на археологические раскопки Волжской Булгарии, древнего болгарского царства.

В двенадцать лет Шишкин был зачислен в Казанскую гимназию, где вскоре нашел друзей, с которыми можно было обсуждать искусство и рисовать. Шишкин увлекался естественными науками.

Шишкин так и не вернулся в гимназию после летних каникул 1848 года. Для него устройство гимназии было препятствием для его намерений и стремлений своим «узким формализмом».

Позже Шишкин учился в Московском училище живописи и ваяния у Аполлона Мокрицкого, который дал Шишкину прочный фундамент для построения его светлого будущего как художника. В то время художник часто рисовал в подмосковных лесах.

Шишкин учился в Петербургской Академии художеств с 1856 по 1860 год под руководством Максима Воробьева. При поступлении в Академию бывший учитель Шишкина заявил, что он потерял талантливого, отличника. Тем не менее, он надеялся, что станет выдающимся художником, если сохранит ту же страсть, которую проявлял раньше. Ожидания Мокрицкого от Шишкина оправдались. Во время учебы в Академии Шишкин получил серебряную и золотую медали.

Первое путешествие Шишкина за границу было в 1862 году, когда он побывал в Дрездене и Берлине. Однако он не был очень впечатлен и немного тосковал по дому. Однако он блистал в Праге под впечатлением от работ чешского художника-реалиста Йозефа Манеша и его славянских типов.

Шишкин научился технике гравюры во время своего пребывания в Цюрихе у сэра Роберта Кольера. Шишкин станет также мастером офорта и литографии.

Шишкин вернулся в Россию в 1865 году, когда получил звание академика за картину Вид близ Дюссельдорфа . Вскоре он вошел в число самых выдающихся артистических кругов столицы.

Шишкин был членом группы русских художников-реалистов «Передвижники» в знак протеста против узколобых академических ограничений. Он считался одним из самых выдающихся артистов в группе. Шишкин выставлялся с «Передвижниками» до конца своей жизни.

У Шишкина была довольно трагичная личная жизнь. Он дважды женился, и оба раза овдовел, все его сыновья тоже умерли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *