Каким должен быть детский сад – Как выбрать детский сад? — как выбрать детский сад для ребенка — запись пользователя J u l i a (luchik8383) в сообществе Детские сады, общение со сверстниками

Содержание

Каким должен быть детский сад?

Эта статья для тех, кто живет в крупных городах, и у кого есть или скоро появятся дети. Давайте поговорим о том, каким должен быть детский сад, чтобы ваш ребенок отправлялся туда не «отбывать наказание», а получать заботу, полноценное общение и массу полезной информации о мире. Конечно, хорошо, когда есть возможность оставить ребенка с одним из родителей или с бабушками и дедушками, но для некоторых детей, особенно излишне замкнутых и необщительных, детский сад может стать настоящей палочкой-выручалочкой.

Новые детские садики

Чем отличается хороший детский сад от не очень хорошего? Конечно, отношением к детям. И самый первый критерий, по которому нужно смотреть детский садик для вашего малыша — это количество детей в группе. Детские сады сегодня очень разные в этом плане: от 6-8 до 30-35 детишек в одной группе. Понятно, что чем больше детей в группе, тем выше риск, например, простудиться на прогулке (попробуйте уследить за всеми). Поэтому лучше найти садик с небольшими группами, где детьми находятся под хорошим присмотром. Это важно и с точки зрения внимания, которое воспитатель будет уделять каждому ребенку. Попробуйте тщательно проверить задания и объяснить что-то каждому из 30 сорванцов — куда проще и продуктивнее это делать, когда детишек в группе всего 8-10. Причем, это совершенно не повлияет на социализацию вашего ребенка — для этого достаточно регулярно общаться даже с двумя-тремя сверстниками. Следующий критерий, по которому желательно отбирать детский сад для вашего ребенка — это действующие в саду программы развития для дошкольников, созданные специальными педагогами и реализуемые специально подготовленными воспитателями. Ведь чем лучше такой садик, чем дом? Представьте себя в роли преподавателя физкультуры, рисования, музыки, ритмики или даже учителя труда. Представили? Справитесь? Если да, то отлично, если нет — ищите подходящий садик. Не стесняйтесь интересоваться у руководства, какие программы действуют в их детском саду. Отлично, если есть сайт детского садика, где все можно подробно изучить еще до того, как ехать «на разведку». Как правило, много информации и пищи для размышлений вам дадут и фото детского садика — какие помещения внутри, чем воспитатели занимаются с ребятами.

Другие важные критерии

Воспитатели в детском саду должны быть с педагогическим образованием, а заведующий — деятельным и ответственным. Только тогда и можно сказать, что вашего ребенка в таком саду будут любить, а не относиться к нему как к ненужной обузе. А для этого нужно искать и смотреть. Про сайт и фотографии я вам уже говорил, но этого мало. После того, как вам все понравилось в интернете, нужно отправиться и пообщаться с персоналом дошкольного учреждения лично. Хорошие люди в данной сфере встречаются далеко не так редко, как обычно думают, поэтому ищите — и обязательно найдете, возможно, даже совсем не далеко от дома. Что же касается человеческих качеств работников детских садов, то поверьте, в основном, в эту сферу идут работать те люди, которые действительно любят детей. Это вам не школа, хотя и в школе достойных учителей, я считаю больше, чем формалистов и/или негодяев. На что еще нужно обратить внимание? Конечно, на распорядок дня и режим питания. Важно, чтобы питание было разнообразным и полезным для ребенка. Существуют определенные нормы питания дошкольников, которые можно найти в интернете и проверить по ним интересующее учреждение. Ну, и последнее — это хорошо организованный контроль за детьми и большой опыт работы. Поверьте, лучше отдать ребенка опытным воспитателям в обычный детский сад, чем потратить огромные деньги на «элитный», который существует без году неделю и неизвестно, как там с контролем, качеством питания, разнообразием занятий. Детские сады нередко становятся источников мифов. Так, считается, что воспитатели — в большинстве своем люди черствые, которым до детей нет никакого дела. По опыту знакомых скажу, что это не так — точнее, в большинстве случаев не так. И отношение к ребенку совершенно не зависит от «статусности» учреждения, поэтому специалисты и советуют родителям прийти в садик лично перед устройством своего малыша и все хорошенько разузнать.

Статья по теме: Мечты педагога, или каким должен быть современный детский сад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД № 33 «СВЕТЛЯЧОК»

 г. Воркуты

«Мечты педагога, или каким должен быть современный детский сад».

Воспитатель 1 квалификационной категории Новак Елена Васильевна


Общеизвестно, что стратегические цели президентской инициативы «Наша новая школа» направлены, прежде всего, на формирование человека 21 века: конкурентоспособного, профессионального, социально мобильного, высоконравственного, культурного, здорового.

 Мы осознаем, что реформируется не сама деятельность образовательных учреждений и педагогов, а те нормы, в рамках которой эта деятельность осуществляется.

 Поэтому главная задача на данном этапе – повышение качества образования, которое в большей степени зависит от развития современной дошкольной инфраструктуры.

 Современная инфраструктура – это создание универсальной безбарьерной среды, которая позволит обеспечить интегрирование образовательного процесса.

 Дошкольные учреждения оборудуются домофонными системами, камерами видеонаблюдения, новым технологическим и мультимедийным оборудованием, «умной» предметно-развивающей средой, современной эргономичной мебелью, повсеместно огораживаются и облагораживаются территории.

 Все вместе  это – безопасная среда, способствующая не только сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, но и развитию у него интеллектуальных и личностных качеств.

  Каждое учреждение сознательно выстраивает взаимоотношения с внешней средой для того, чтобы стать центром творчества и информации, насыщенным интеллектуальной и спортивной жизнью и доступным для детско — родительского сообщества в любое время.

  Обслуживанием инфраструктуры дошкольного образовательного учреждения могут заниматься малые и средние предприятия на основе договора аутсорсинга. Поставка продуктов питания, техническое обслуживание и ремонт зданий осуществляется по договору, с правом выбора бизнес-партнера на конкурентной основе.

   Мы понимаем, что все вышеперечисленное – это не мечты и грезы, а реалии сегодняшнего дня, которые действительно можно осуществить. Но  ситуация меняется не так быстро, как хотелось бы, вследствие того, что финансовое обеспечение проектов недостаточно. И хотя в каждом муниципалитете Российской федерации существует программа развития дошкольного образования, подкрепленная бюджетным финансированием, слишком долго шел необратимый процесс стагнации, и теперь, чтобы начался рост нужны не только деньги, но и

целеполагание,

мотивация

и креативность

педагогов, которые формируют личность третьего тысячелетия!

  Осталось дело за малым – это повсеместное строительство новых, «умных», красивых зданий, внешний вид и внутреннее оснащение которых будет привлекать детей и родителей.

 

Ежедневно Вы можете наблюдать такую картину: одни дети рано утром радостно бегут в детский сад, предвкушая встречу с друзьями, новые впечатления и открытия, а другие нехотя перебирают ногами и их плач, а иногда молчаливая гримаса внутреннего протеста искажает лицо.

  Весь день педагог пытается чем-то увлечь такого «нехочуху», найти индивидуальный подход, лишний раз обратить внимание, приласкать, но результат не всегда бывает положительным.

 Налицо проблема длительной адаптации, отсутствие контакта со взрослыми и   сверстниками, а иногда и мотивации к деятельности.

 Инновационным решением может стать проект «Детский сад Мечты».

  Представьте, что во дворе Вашего дома появился огромный, красиво раскрашенный купол. Цирк? Нет! Стадион? Нет! Это – «Детский сад Мечты» для современных дошколят 21 века!

  С огромных плазменных экранов на всю улицу звучат ритмичные мелодии, а сказочные герои рекламируют детские занятия, меню и страну или континент, где сегодня побывают малыши.

  При входе Вы попадаете на прогулочную территорию, дизайн которой очень своеобразен – есть и бассейн, и мини-стадион с футбольным и баскетбольным полем, аллеи, где растут деревья самых разных климатических зон, игровые модули из экологически чистых и безопасных материалов.

  Территория настолько огромна, что от ворот до дверей детского сада детей и взрослых доставляют аэросани, пони, паровозики, электромобили, которыми управляют ростовые куклы.

  Такое возможно, так как прогулочная площадка расположена под куполом, где установлен своеобразный микроклимат, что позволяет детям круглый год гулять в облегченной одежде.

  При смене слайдов 5Д стен купола, дети каждый раз оказываются в новом месте – то в Арктике, то в Африке, то в Австралии.

  Ребенок прислоняет свою ладошку к терминалу компьютера и «умная» машина не только регистрирует приход ребенка в детский сад, но и выдает для педагога программу занятий с ребенком на день, примерное меню, способствующее созданию позитивного настроя и стимулирующее интеллектуальную деятельность, отмечает настроение малыша и его характерные особенности.

  Далее ребенок попадает  в помещение определенного цвета – оранжевое, красное, зеленое, желтое, фиолетовое, в зависимости от его настроения. Цветовые решения отделки помещения можно подобрать с помощью светодиодного оборудования.

  В группах находится не более 5 детей, но если ребенок хочет побыть с педагогом наедине, возможно и индивидуальное пребывание. Есть и места для совместных встреч – музыкальная гостиная, клуб «Мы – спортсмены, силачи!», кафе, Зимний сад, прогулочная территория, сенсорные комнаты и лаборатория «Гениальные открытия!».

  Если ребенку в течение дня  необходимо общение с родителями, то в «комнате связи» есть все необходимое для разговора по скайпу.  

  Сетевое взаимодействие с внешней средой позволяет организовать занятия на ипподроме, в дельфинарии, фитнесс-центре, что во многом решает проблему организации двигательной активности и снятия эмоционального напряжения.

  А совершеннейшее мультимедийное, лингвистическое  и персональное оборудование компьютерных классов, дает детям возможность совершать виртуальные экскурсии по известнейшим мировым музеям и галереям, присутствовать на концертах классической музыки и делиться своими впечатлениями со сверстниками из других стран.

 День, конечно, насыщен впечатлениями, новыми знаниями, разнообразной деятельностью, но дети не устают, не перегружаются эмоционально, потому что воспитатель с помощью «умной машины» учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка и строит ежедневный «индивидуальный маршрут развития» на научной основе.

 Такой детский сад – очень привлекает детей! В него по утрам радостно бегут малыши и каждый день ждут встречи с неизведанным!

каким он должен быть, Детские сады – “Навигатор Образования”

Большинство детей после полутора, а чаще трёх лет пребывания в атмосфере домашнего уюта и родительской заботы попадают в совершенно новый и чужой мир детского сада. Для того чтобы ребёнок как можно комфортнее пережил этот сложный период, а процесс воспитания и развития малыша при этом был полноценным, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) должно отвечать всем установленным стандартам и требованиям.

Большинство детей после полутора, а чаще трёх лет пребывания в атмосфере домашнего уюта и родительской заботы попадают в совершенно новый и чужой мир детского сада. Для того чтобы ребёнок как можно комфортнее пережил этот сложный период, а процесс воспитания и развития малыша при этом был полноценным, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) должно отвечать всем установленным стандартам и требованиям.

  • Территория ДОУ должна иметь ограждение по всему периметру. Обязательно наличие пункта охраны на входе или наружного и внутреннего видеонаблюдения.
  • В детском учреждении должен быть медкабинет и кабинет для изоляции заболевших детей. При этом медицинский работник обязан присутствовать на рабочем месте полный рабочий день.
  • Форма и высота мебели (без острых углов и опасной фурнитуры) подбираются с учётом возрастной категории каждой группы. Полки, предназначенные для детских игрушек, должны располагаться на доступном для ребёнка уровне, а цветовая гамма при оформлении помещений быть психологически комфортной – яркие, но не кричащие тона.
  • Помещения ДОУ должны быть чистыми и светлыми, подвергаться уборке не менее двух раз в день. Обязательно и проветривание групп в момент сон-часа.
  • Детское меню должно отличаться разнообразием и включать мясо трёх видов.
  • Современный детский сад – это эффективное использование новаторских идей и инновационных технологий в образовательном процессе. Он должен постоянно развиваться и идти в ногу со временем.

Сегодня в ДОУ должна быть сенсорная комната, где специально организованная предметно-развивающая среда (шнуровки и пуговицы, ёмкости с различными наполнителями, игрушечные бытовые приборы и другое) позволяет обогащать восприятие ребёнка через осязание.

Комната, имитирующая улицу, со светофорами, перекрёстками, дорогами. Пешеходными переходами, большими игрушечными автомобилями, помогает в изучении правил дорожного движения и поведения на дороге.

Комната сказкотерапии служит для психологической разгрузки детей. Здесь любимые сказочные герои объяснят правила взрослой жизни, помогут побороть страхи или избавиться от плохого настроения.

При всех необходимых стандартах и требованиях, финансовых возможностях и богатстве предметной среды главным условием для полноценного развития и воспитания ребёнка остаётся профессионализм и доброжелательность воспитателя.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Каким должен быть детский сад?

Если вы думаете, что требования СанПин – это короткий список формальных указаний для руководства детского сада, то ошибаетесь. На самом деле «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

– весьма увесистый свод, подробно описывающий не только техническое устройство сада, но и, скажем, режим дня детей. Мы хорошенько изучили документ и выяснили, каким на самом деле должен быть любой российский детский сад, соответствующий всем нормам.

 Photo: Anthony Knuppel

Типичный детский сад

Санитарно-эпидемиологические нормы – не пережиток бюрократического устройства муниципальных садов. По закону, соблюдать требования обязаны все дошкольные учреждения, независимо от того, государственные они или частные. Исключения касаются лишь тех детских групп, которые размещены в жилых квартирах или домах — так называемые семейные группы.

Для всех остальных правила едины. По ним можно составить условный «портрет» типичного российского детского сада: это здание максимум в три этажа, «размещённое на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов», «по периметру ограждённое забором и полосой зелёных насаждений».  Рядом с садом – «игровая территория, на ней —  групповые площадки — индивидуальные для каждой группы (рекомендуемая площадь из расчёта не менее 7,0 кв. м на 1 ребёнка для детей младенческого и раннего возраста (до 3-х лет) и не менее 9,0 кв. м на 1 ребёнка дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет)) и физкультурную площадку (одну или несколько)». Также в СанПин прописано, что в структуре детского сада в обязательном порядке должен быть медицинский кабинет, пищеблок и желательно — «постирочная» и спортивный зал.

Кстати, в нормах есть чёткое указание на максимальное количество человек в группах. Оно определяется исходя из расчёта площади групповой комнаты. Для групп раннего возраста (до 3-х лет) — не менее 2,5 м² на 1 ребёнка. Для детей дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) места, как ни странно, нужно меньше — не менее 2 м² на одного ребёнка, фактически находящегося в группе.

 Photo: Max Braun

Всё по распорядку

В детском саду всё по часам, и речь не только и не столько о режиме дня для детей, как о внутреннем распорядке сотрудников. К примеру, многие замечали, что двор сада рано утром подметает дворник. Происходит это не потому что ему так удобно, а в соответствии с пунктом 3.19: «Уборка территории проводится ежедневно: утром за 1-2 часа до прихода детей или вечером после ухода детей».

Всё остальное, происходящее с саду, разумеется, тоже не случайно. Время бодрствования детей 3-7 лет по СанПину составляет 5,5-6 часов. Продолжительность прогулок – 3-4 часа. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста — 12-12,5 часа, из которых 2-2,5 отводятся на дневной сон. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Чётко регламентировано и время, которое отводится на занятия (на заметку тем, кто считает, что с детьми в саду слишком мало занимаются). Продолжительность образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет должна составлять не более 15 минут в день, для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут.

 Photo: Lucélia Ribeiro

Чистота – залог здоровья

Очень, очень много внимания в СанПине уделяется уборке. Приведём всего лишь несколько основных требований:

  • Все помещения убираются влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день при открытых фрамугах (это откидная верхняя часть оконной рамы) или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли и часто загрязняющихся поверхностей. Сюда относятся полы у плинтусов и под мебелью, подоконники, радиаторы, ручки дверей, шкафы, выключатели, жёсткая мебель и т.д.
  • Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в групповых — после каждого приёма пищи.
  • Влажная уборка спортивных залов проводится 1 раз в день и после каждого занятия.
  • Влажная уборка в детских спальнях проводится не менее чем за 30 минут до сна детей, при постоянном проветривании в течение 30 минут.
  • Ежедневно проводится уборка пищеблока. Да такая, что «Ревизорро» и не снилось. В неё входит: мытьё полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников. Еженедельно с применением моющих средств проводится мытьё стен, осветительной арматуры, очистка стёкол от пыли и копоти. Помимо этого, раз в месяц в пищеблоке проводится генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.

В такой атмосфере, кажется, даже заядлый мизофоб почувствует себя комфортно.

А теперь давайте вспомним: как давно вы мыли игрушки? А когда стирали кукольную одежду? Хотя бы примерно вспомните? Разработчики СанПина за такой безответственный подход не похвалят. Строгий пункт 17.13. гласит: «Игрушки моются ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста — 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается».

 Photo: Scott & Elaine van der Chijs

Когда я ем

Питание в детсадах – тоже по СанПину. Помимо подробного перечня допустимых продуктов (с указанием необходимого для ребёнка количества в суточном рационе), в требованиях описаны особенности тепловой обработки при приготовлении разных блюд. Фирменные детсадовские омлеты и запеканки, например, «готовятся в жарочном шкафу, омлеты — в течение 8-10 минут при температуре 180-200° С, слоем не более 2,5-3 см; запеканки — 20-30 минут при температуре 220-280° С, слоем не более 3-4 см; хранение яичной массы осуществляется не более 30 минут при температуре 4-2° С». Перечень требований затрагивает и биточки, и варёное мясо. Яйца, кстати, после закипания варятся 10 минут (раскрыт секрет синего желтка!). Стоит ли напоминать, что время приёма пищи и интервал между приёмами (между делом — 3 часа) тоже прописан в СанПин?

Моем чисто-чисто

Описание процедуры мытья посуды в СанПине больше походит на магический обряд. Казалось бы, чего проще: помыл – сполоснул. Но нет! «Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется путём полного погружения с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40° С, ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65° С (вторая ванна) с помощью гибкого шланга с душевой насадкой и просушивается на специальных решётках». Чуть менее тщательно подходят к мытью чашек (их моют горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивают горячей проточной водой во второй ванне и просушивают) и столовых приборов (после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна)).

 Photo: Scott & Elaine van der Chijs Follow

Против нормы

Выполнения норм СанПин — обязательное условие для функционирования детского сада. Но что делать, если родители заметили их нарушение? Куда обращаться и кому жаловаться? Есть несколько путей решения проблемы.

  • Отправить жалобу в Роспотребнадзор. Это стоит делать в том случае, если вы заметили грубые нарушений санитарно-эпидемиологических требований. Обращение можно отправить онлайн на официальном сайте организации.   
  • Отправить жалобу в Министерство образования. Это так же можно сделать онлайн.
  • Отправить жалобу в прокуратуру – к этому шагу стоит прибегать в самых крайних случаях, среди которых могут быть: нарушения трудового законодательства, нарушение режима питания, воспитательной и образовательной деятельности детей, денежные вымогательства со стороны заведующей или воспитателей, или несчастные случаи, допущенные по халатности сотрудников детского сада.
  • Поговорить с заведующей. Быть может, замеченные вами нарушения – чистая случайность и недоработка сотрудников, а вовсе не злостный поступок руководства? В любом случае, прежде чем начинать визиты по вышестоящим инстанциям, нужно зафиксировать своё недовольство у руководства детского сада. Кто знает, возможно, проблема решится быстрее, чем вы ожидаете.

Мария Соловьёва

19.12.2016

Как выбрать детский сад? — Informburo.kz

Детских садов много – и государственных, и частных, а критериев выбора ещё больше: важны воспитатели, персонал, программа развития. Informburo.kz вместе с Наталией Закирьяновой, клиническим психологом детского центра «Моя радость», разбирается, что стоит учитывать, чтобы выбрать лучший для вашего ребёнка вариант.

Что важно родителям?

Informburo.kz провёл опрос среди родителей, чтобы выяснить, что им важно при выборе детского сада. В опросе приняли участие 97 человек. Они отметили, что в первую очередь обращают внимание на расположение детского сада (ближе к дому или работе) и только потом на компетентность воспитателя или его способность к эмпатии. Среди ответов «Другое» были такие варианты: «Безопасность и охрана здоровья», «Небольшие группы», «Невысокая цена», «Общее видение о развитии детей с воспитателем и другими родителями».


Результаты опроса Informburo.kz

Результаты опроса Informburo.kz


На вопрос «На что ещё вы обращаете внимание при выборе сада?» большинство отметили важность оснащения сада (помещения, игрушки, хорошая мебель, бассейн), программ развития для детей и питания. Были также и индивидуальные запросы: «Питание для аллергиков или возможность приносить своё», «Как ведут себя другие дети» и «Чтобы работали монтессори-педагоги».


Результаты опроса Informburo.kz

Результаты опроса Informburo.kz


Родители воспринимают детский сад как место, где остаётся и проводит время ребёнок. Поэтому важнее всего для них его безопасность и комфорт: способность воспитателя при необходимости оказать первую помощь, качественное питание, оснащение сада, окружение и отношение к ребёнку.

На что обратить внимание при осмотре детского сада

Чтобы убедиться, что сад соответствует требованиям, Наталия Закирьянова рекомендует тщательно осмотреть сад снаружи и внутри, а также побеседовать с воспитателями и персоналом. Также важно определиться, какую главную задачу вы возлагаете на сад: он должен помогать ребёнку социализироваться, развиваться и готовиться к школе или просто быть местом, где можно спокойно оставлять ребёнка. От этого зависит, на что обращать внимание.

В любом случае родителям важно, чтобы ребёнок был в безопасности. Для этого при осмотре сада обратите внимание на:

  • Ограждение территории. Забор должен быть достаточно высоким, чтобы ребёнок не смог через него перелезть, особенно, если рядом находится проезжая часть.

  • Вход на территорию детского сада должен закрываться.

  • Территория вокруг сада. Посмотрите, достаточно ли ухоженные веранды, чистый ли песок в песочницах, насколько безопасны и отвечают ли возрастным требованиям горки, качели и спортивные сооружения.

  • Площадки для прогулок и поведение воспитателей. Стоит посетить сад во время прогулки и обратить внимание, на каких площадках играют дети и как ведут себя воспитатели. За детьми младшего возраста нужно не просто следить, но и участвовать с ними в совместных играх. Детям постарше воспитатели могут давать самостоятельно выбирать занятие во время прогулки.

  • Помещения внутри сада. Очевидно, чистыми должны быть все помещения, в том числе лестницы и коридоры, и особенно санузлы. В комнатах должна быть комфортная температура и свежий воздух без посторонних запахов. Обратите внимание на состояние мебели в группах: хорошо ли открываются шкафчики, достаточно ли кроватей, столов и стульев. Площадь помещения должна соответствовать количеству детей: минимум 4 квадратных метра на каждого ребёнка.

  • Оснащение сада. Оформлены ли информационные стенды для родителей, есть ли развивающие игрушки, помещения для занятий танцами, музыкой, гимнастикой или бассейн и насколько они выглядят безопасными.

  • Питание. Оцените, насколько разнообразно меню на стенде, достаточно ли новая посуда. В частных садах может быть собственный пищеблок или же может заключаться договор с компаниями на поставки еды. В собственном пищеблоке можно сразу же проконтролировать качество еды.

О чём поговорить с воспитателем и персоналом?

Не стесняйтесь спрашивать у персонала, сколько раз в день делают влажную уборку, как часто меняют постельное белье и моют ли игрушки. Познакомьтесь с воспитателем и, если есть возможность, понаблюдайте за учебно-воспитательным процессом.

У хорошего воспитателя – индивидуальный подход к каждому ребёнку, он внимателен и пытается понять воспитанника, умеет разрешать конфликты. При этом воспитатель не должен быть излишне мягок, поскольку от дисциплины зависит безопасность детей. В детском коллективе важно быть достаточно строгим, но не грубым: воспитатель может говорить командным тоном, но не должен кричать и срываться.

Большинство родителей отмечает, что именно эмпатия, личный подход и умение найти общий язык с ребёнком важнее всего при выборе воспитателя.


Результаты опроса Informburo.kz

Результаты опроса Informburo.kz


Поговорите с воспитателем об особенностях развития и занятости: по каким программам занимаются дети, соответствуют ли они возрасту ребёнка, как проходит день в саду. Ваши взгляды по этим вопросам должны совпадать.

Наталия Закирьянова объясняет, что если вы отдаёте в сад ребёнка раннего возраста (до 3 лет), то для него нужнее всестороннее развитие. В этом возрасте ребёнку не обязательно изучать иностранные языки и алфавит, важнее физкультура, развитие речи, лепка, конструирование, рисование, музыка, знакомство с окружающим миром. О занятости детей можно поговорить не только с воспитателем, но и с методистом детского сада.

Как помочь ребёнку адаптироваться?

Детский сад становится новой и большой частью жизни ребёнка, и уровень адаптации к новым условиям может влиять на состояние психики и здоровья. Адаптируются к новому распорядку, условиям и окружению все дети по-разному, поэтому родителям стоит наблюдать за поведением ребёнка, чтобы при необходимости помочь ему.

По словам Наталии Закирьяновой, психологи выделяют 3 степени адаптации ребёнка:

  1. Лёгкая адаптация. Малыш вливается в коллектив за 2-4 недели, без истерик остаётся в группе и первым идёт на контакт с ровесниками, легко подстраивается под режим дня, адекватно реагирует на одобрение или неодобрение воспитателя, рассказывает родителям, как прошёл день в саду и что нового он узнал. По ребёнку видно, что он ему нравится, его настроение радикально не меняется, когда его отводят в сад.

  2. Привыкание средней тяжести. Адаптационный период – не менее 1,5 месяца. Малыш болеет, демонстрирует выраженную негативную реакцию на сад, не хочет расставаться с родителем. При этом через какое-то время включается в процесс, участвует в занятиях, играх, общается со сверстниками.

  3. Тяжёлая адаптация. Привыкание может затянуться от нескольких месяцев до нескольких лет. Ребёнок проявляет открытую агрессию или уходит в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Дети с тяжёлой адаптацией могут весь день стоять в стороне, смотреть в окно и ждать, когда их заберут домой. Они не включаются в игры, не участвуют в занятиях, не хотят общаться с другими детьми, их не получается ничем заинтересовать. Может доходить до состояния полной дезадаптации и невозможности посещать детский сад.

«Многое зависит от возраста ребёнка. Полуторагодовалым детям редко нравится посещать детский сад, в таком возрасте они сильно привязаны к маме. Но если в саду хорошие условия и заинтересованные воспитатели, то спустя некоторое время негатив от посещения сада у детей уменьшается. Тем не менее осознанно хотеть в садик и чувствовать себя комфортно целый день без мамы дети начинают к 3-3,5 года», – объясняет Наталия Закирьянова.

Чтобы облегчить адаптацию, нужно прививать важные навыки. Научите ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться ложкой и вилкой, проситься и ходить на горшок, есть разную пищу, общаться со сверстниками и взрослыми, играть с другими детьми. Начните с групп кратковременного пребывания и постепенно увеличивайте время ребёнка в саду. Если малыш посещал группу раннего развития до того, как пойти в детский сад, то адаптация пройдёт быстрее.

Как понять, что ребёнку плохо и нужно менять сад?

Опрошенные родители отмечают, что причиной для смены детского сада для них могут стать неприязнь ребёнка к воспитателю, плохая программа развития, плохое отношение к ребёнку, конфликт ребёнка с другими детьми или конфликт самих родителей с воспитателями.


Результаты опроса Informburo.kz

Результаты опроса Informburo.kz


Смена детского сада – стресс, ведь ребёнку снова придётся адаптироваться к новым условиям. Стоит убедиться, что ребёнок действительно чувствует себя в саду некомфортно и смена детского сада ему необходима, иначе можно только умножить его беспокойство.

Если привычный уклад жизни ребёнка не менялся последние 2-3 месяца, но вы замечаете симптомы стресса, то, вероятнее всего, он связан с детским садом. Это могут быть вялость, агрессия, тревога, плаксивость, капризность, изменения в речи вроде запинок и заикания, энурез.

Наталия Закирьянова рассказывает, как убедиться, что проблема именно в детском саду: «Предложите ребёнку поиграть в детский садик. Обратите внимание, с интересом ли он соглашается на игру, присутствуют ли в игре неблагополучные сюжеты. Отслеживайте, есть ли проявления негатива в рисунках, лепке и другом творчестве.

Главное, доверяйте ребёнку: дети лучше чувствуют. Это мы, взрослые, видим красивые картинки – стенды, мебель, игрушки. Ребёнок же чувствует: он безошибочно определяет хорошее к нему отношение и знает, когда его любят и понимают».

Помните, что период адаптации не отражает отношение ребёнка к садику. Многие дети не хотят утром идти в детский сад, однако в группе с удовольствием вовлекаются в игры, зарядку, занятия и общение. Если вас тревожит выбор садика, то стоит понаблюдать, как ребёнок ведет себя и как общается со сверстниками и воспитателем. Наталия Закирьянова рекомендует присмотреться к выражению лица, мимике, жестам малыша. Не предупреждайте персонал о своём визите и встаньте так, чтобы ребёнок вас не видел.

Если вы видите, что ребёнок плохо и долго привыкает к детскому саду, встревожен, ему некомфортно – это причина сменить детский сад. «Сложно найти детский сад, который соответствует всем условиям. Определите ваши приоритеты и оцените ситуацию такой, как она есть. Постарайтесь сразу выбирать из того, что соответствует вашим возможностями и нуждам ребёнка, чтобы не возникло необходимости снова менять детский сад», – рекомендует Наталия Закирьянова.

как правильно выбрать самый лучший, можно ли отдать ребенка в частный или государственный, по каким признакам, плюсам, минусам найти подходящий?

Все больше родителей по ряду причин ставят перед собой необходимость выбора детского сада для своего ребенка. Не все родители хотят или могут отдать своих детей в муниципальные сады, которые долгое время являлись единственным видом дошкольного образовательного учреждения. За последние 10 – 15 лет стало появляться все больше различных частных и семейных садов, которые предлагают особые программы воспитания детей младшего возраста.

Можно ли подбирать садик для ребенка?

В крупных городах выбор садов, как правило, шире.

Наряду с муниципальными садиками, можно найти ведомственные сады, а также набирающие все большую популярность частные и семейные.

Кроме того, помимо садов, не имеющих какой-то особой специализации, есть сады, работающие по определенным методикам воспитания – Монтессори, Вальдорф, билингвальные сады.

Исходя из своих целей, родители могут выбирать, какой сад больше всего подойдет под их требования.

Критерии выбора

Как же правильно выбирать самый лучший садик для своего ребенка и по каким критериям искать, куда стоит отдавать малыша? При выборе садика родители опираются на свои особые критерии. Например, это могут быть такие параметры как:

  1. Близость к дому.
  2. Стоимость обучения.
  3. Режим работы.
  4. Количество человек в группе.
  5. Методика воспитания.
  6. Возможность учитывать пищевые особенности ребенка (если ребенок страдает аллергией).
  7. Наличие иностранного преподавательского состава и интернациональная группа детей.
  8. Этнокультурная направленность сада.

Предлагаем посмотреть видео об основных критериях выбора детского сада:

Признаки хорошего садика

Для каждого родителя может быть свой особенный набор признаков, по которым можно причислить садик к категории «хороший».

Но, как правило, есть ряд признаков, которые называют, так или иначе, почти все родители:

  • Воспитатели и педагоги – доброжелательные, любящие детей, не допускающие грубого и оскорбительного обращения, использующие последовательность в принципах воспитания, умеющие и желающие найти подход в любой конфликтной ситуации, умеющие уговаривать детей, а не заставлять, прислушивающиеся к мнению родителей.
  • Помещения сада должны быть чистые и ухоженные, группа разделена на несколько зон – игровую, для питания, для занятий, для сна.
  • Территория сада хорошо благоустроена и убрана, огорожена.
  • Для прогулок отводится достаточное количество времени, а площадка для прогулок хорошо оборудована – есть песочница, навес, игрушки.
  • У детей есть время на свободную игру – именно в это время дети учатся договариваться друг с другом, ссориться и мириться, развивают воображение, играя в ролевые игры.
  • Детей хорошо кормят.
  • Дети часто делают какие-то поделки – рисунки, аппликацию, лепят из пластилина.
  • Есть дополнительные занятия, детские утренники хорошо организованы и отрепетированы.

Знакомство с руководством: какие вопросы стоит задать?

Перед знакомством с руководством стоит составить список вопросов:

  1. График работы.
  2. Режим дня – есть ли утренняя зарядка, количество и продолжительность занятий и прогулок, длительность дневного сна.
  3. Методика воспитания – какие принципы воспитания приняты в данном саду.
  4. Перечень занятий в рамках основной программы воспитания.
  5. Организация досуга в виде праздников, спортивных мероприятий.
  6. Перечень дополнительных занятий, на какой основе они предоставляются – платной или бесплатной.
  7. Питание в саду – готовится ли еда на месте или привозят уже готовую, как составляется меню (учитывается ли сезонность – весной, осенью и летом в меню должно быть больше овощей и фруктов).
  8. Количество детей в группе – предпочтительно, чтобы группа насчитывала не более 15 детей.

Выбор среди ДОУ разных типов

Какой же садик лучше выбрать, чтобы отдать в него ребенка – частный или государственный? В зависимости от типа сада, подходы к выбору будут отличаться. Если выбор стоит между несколькими муниципальными садами, то стоит узнать следующую информацию:

  • График работы – стандартный график пребывания детей установлен с 7 утра до 7 вечера или с 8 утра до 8 вечера.

    Однако по соглашению руководства и родителей в саду могут быть организованы группы продленного дня, что может быть актуально, если родители задерживаются на работе.

  • Если ребенка планируют отдать в Группу краткосрочного пребывания (ГКП), то график работы в таких группах отличается от сада к саду. В ГКП пребывание детей может быть ограничено 2 – 3 часами, но в некоторых садах ГКП работает дольше (5 – 6 часов).
  • Наличие в штате медицинского работника, второго воспитателя и нянечки для каждой группы.
  • Наличие в штате сада логопеда и психолога – в каких случаях и как часто они занимаются с детьми, проводят ли проверки.

Если выбор стоит между частными или семейными садами, то важна будет следующая информация:

  • График работы подобных садов более гибкий – помимо групп полного дня там могут быть группы сокращенного дня (от 4 до 7 часов), или наоборот группы круглосуточного пребывания.
  • Удаленность от места проживания – если садик находится слишком далеко от дома, для маленького ребенка ежедневные путешествия могут быть очень утомительны.
  • Методика воспитания – если родителям важны принципы Вальдорфской системы, то, скорее всего, выбор садов сузится только до тех, которые практикуют такую методику воспитания.
  • Количество детей в группе – если группы слишком большие (актуально для частного сада), то, возможно, нет смысла переплачивать за частный сад, а лучше, если есть возможность, отдать его в муниципальный сад.
  • Так как в частных и семейных садах приготовление еды происходит на месте, можно уточнить, есть ли возможность учитывать пищевые особенности ребенка.
  • Есть ли дополнительные занятия, и на какой основе они предоставляются.
  • Как проводится утренний фильтр (осмотр) детей, как сотрудники сада действуют, если в сад привели нездорового ребенка или в течение дня у ребенка обнаружены признаки начала болезни.

Муниципальный

Муниципальные сады – это сады, входящие в систему Департамента образования, а значит находящиеся под его контролем, а также под контролем других ведомств, которые следят за соблюдением санитарных норм и правил пожарной безопасности.

На текущий момент родителям предоставляется возможность ставить ребенка на очередь в три детских сада.

Как правило, муниципальный сад выбирают по территориальному признаку (тот, что ближе всего к дому), а также по отзывам родителей тех детей, которые уже посещают этот сад.

Если дети с радостью идут в сад и к воспитателям, с удовольствием и радостью рассказывают о проведенном в саду времени, можно ожидать, что и вашему ребенку будет комфортно в этом саду.

Тем не менее, у муниципальных садов есть ряд минусов и плюсов, которые нужно учитывать.

ПлюсыМинусы
  • Расположены вблизи дома.
  • Низкая стоимость.
  • Дополнительные занятия (помимо стандартной программы) чаще всего доступны на платной основе.
  • В случае серьезных конфликтов с руководством или педагогическим составом можно обратиться в вышестоящие организации (департамент образования или прокуратуру).
  • Часто в группах очень много детей – до 25 человек – это затрудняет период адаптации, а также увеличивает вероятность более частых болезней.
  • Нередко, из-за проблем финансирования, может не хватать воспитателей или нянечек.
  • Питание не очень разнообразное, не меняется в зависимости от сезона.
  • Могут быть очереди на поступление (рекомендуется вставать на очередь сразу после рождения).

Частный или ведомственный

В последнее время все большую популярность приобретают частные сады. Особую актуальность они имеют в тех районах, где наблюдается острая нехватка мест в муниципальных садах.

Кроме того, частные сады предлагают специализированные методики воспитания – Вальдорфскую систему, систему Монтессори, англоязычное воспитание (с иностранным преподавательским составом) и другие методики.

Ведомственные сады находятся под контролем различных ведомств и предприятий.

Чаще всего попасть в такой сад можно только в том случае, если кто-то из родителей работает в соответствующем ведомстве или предприятии. Прийти со стороны в такой сад скорее всего не получится.

Оба вида детских садов работают на платной основе. Как в случае муниципальными садами, у подобных садов также есть свои достоинства и недостатки. Плюсы и минусы частных садиков можно узнать ниже.

ПлюсыМинусы
  • Маленькие группы (10 – 12 человек) – это позволяет применять более индивидуальный подход к воспитанию, дети получают больше внимания, быстрее адаптируются к саду.
  • Более разнообразные занятия (помимо стандартных занятий могут быть включены английский, шахматы, театральное мастерство и другие).
  • Разнообразное и вкусное питание, учитывающее сезонность.
  • Высокая стоимость обучения.
  • В случае пропуска даже по болезни стоимость пропущенных дней чаще всего не компенсируется.
  • Могут находиться далеко от места проживания.
  • Частные сады редко располагают огороженной площадкой – дети часто гуляют на обычных площадках во дворах жилых домов.
  • Даже при наличии государственной лицензии или аттестации, частные и ведомственные сады не подчиняются Департаменту образования, а, значит, в случае острых конфликтных ситуаций разбираться придется только на уровне руководства учреждения.

Предлагаем посмотреть видео о том, как выбрать частный детский сад:

Семейный

Семейные детские сады, по той же причине, что и частные, обретают все большую популярность. Однако семейные сады еще более камерные, так как обычно размещаются в трех- или четырехкомнатных квартирах.

Важно удостовериться, что:

  1. Руководство и воспитатели сада имеют образование или опыт работы в дошкольных учреждениях.
  2. Кухня оснащена по всем правилам санитарной безопасности.
  3. Сотрудники кухни имеют медицинские документы и знают требования к питанию детей младшего возраста.

Подобные сады также имеют свои плюсы, но список минусов будет длиннее.

ПлюсыМинусы
  • Подобные сады берут на воспитание не больше 7-8 детей – лучше, чтобы это были дети одного возраста, а не смешанная группа от 3 до 7 лет.
  • Маленькое количество детей позволяет более индивидуально подходить к воспитанию детей.
  • Разнообразное питание, есть возможность учета особенностей каждого ребенка.
  • Так как сад не имеет лицензии, то никаких проверок со стороны Департамента образования и других структур в семейном саду не проводится.
  • Чаще всего в саду только один воспитатель, дополнительных педагогов нет.
  • Нет медицинского работника.
  • Маленькие помещения (нет спортивного зала, музыкального зала).
  • Высокая стоимость обучения.
  • В случае болезни стоимость не пересчитывается.
  • При конфликтных ситуациях также придется разбираться только с руководством учреждения, без возможности привлечь вышестоящие организации, как в случае с частными садами.
  • Чаще всего дети гуляют на обычных площадках во дворах жилых домов, так как у семейных садов нет своей огороженной территории.

Современные реалии нередко заставляют родителей подходить к выбору детского сада исходя из особых критериев. Иногда это может быть предсказуемое отсутствие мест в муниципальных садах, если речь идет о густонаселенном районе крупного города.

Иногда это может быть желание родителей обучать ребенка по определенным методикам воспитания. В этом случае, определившись с тем, что для вас важнее, можно начинать поиск и отбор детских садов по выбранным критериям.

Каким должен быть детский сад: фантазии и реальность

12 мая 2015 06:34

Каким должен быть детский сад: фантазии и реальность

Лед тронулся, господа.… В начале мая многие мамы и папы дошколят услышали в телефонную трубку: «Вам предоставляется место в детском саду».

Для родителей трехлеток это, безусловно, радостное событие. Те же, чьим детям не исполнилось и 1,5 лет, восприняли известие скорее с недоумением. Как, уже? Так скоро? Слишком привыкло общество к тому, что очередь в сад продвигается очень медленно.

В этом году ситуация иная. Государственная программа все-таки оказалась эффективной. Более 30 регионов уже полностью обеспечены местами. А впереди еще августовский донабор.

Каждый родитель мечтает, чтобы его любимое чадо посещало идеальный детсад. Но начитавшись в интернете страшилок про воспитателей-садистов, отравления, травмы и прочее, заранее боятся за детей.

Чего не стоит бояться, отдавая ребенка в детсад?

За детскими садами осуществляется жесткий контроль. Все работники обязательно представляют справку о несудимости и имеют санитарные книжки.

Пищеблок проверяется. Вероятность отравлений ничтожно мала. Иначе сад ожидает проверка из СЭС.

За территорию сада ребенку не выйти. Ограда, воспитатель, охрана, а иногда и видеонаблюдение этого не позволят.

Ребенок не будет заброшен и предоставлен сам себе. В каждом садике есть программа, проходят занятия, игры. Все время пребывания распланировано.

Как должно быть и что есть в реале?

Все мы хотим, чтобы наших детей любили, искренне о них заботились, развили таланты, и вообще, чтобы ребенок выпустился из садика самостоятельной личностью, готовой к школе на все 100%.

В действительности, обычная группа состоит из 20 человек, с ними работают воспитатель и нянечка. На время занятий группа делится на 2 подгруппы. По крайней мере, так бывает чаще всего.

Хорошо, если достанется воспитатель, работающий по призванию. Однако часто воспитателями, нянечками становились по необходимости, чтобы устроить своего ребенка в этот сад.

Поэтому стоит дополнять детсадовские занятия домашними. Тогда и результат порадует больше.

Политика детсадов сейчас такова, что особых требований к ребенку нет. Его и покормят с ложечки, и памперс сменят, и оденут. Воспитатели лично заинтересованы в количестве посещающих садик детей. От этого напрямую зависит их зарплата.

Прекрасно, если взаимоотношения ребят хорошие, все детки в группе добрые, нежадные, миролюбивые. К сожалению, проблемных детей становится все больше. Если с вашим ребенком сложно справится, он плохо контролирует и выражает свои эмоции, то стоит сразу начинать работу с психологом.

В поведении детей обычно виновны родственники. Например, как будет социализироваться в саду ребенок, если папа на детской площадке учит его силой забирать игрушки?

Если вашего сына или дочку обижают другие дети, меры нужно принимать срочно. Заведующая и воспитатель не вправе проигнорировать ваше обращение.

Что главное в детсаду? На что обращаем внимание?

Самое важное – безопасность ребенка! Ответственность здесь полностью ложится на воспитателя. Ваша задача – объяснять, что опасно. Например, категорически нельзя вступать в разговор с чужими или лезть к электроприборам.

Понравится или нет ребенку пребывание в саду, зависит от личности воспитателя и самих детей-одногруппников. Вы должны помочь выстраиванию хороших взаимоотношений, если же это не получилось, может, стоит задуматься о смене группы.

Мотивированность. Ребенку нужно внушать, что сад – это праздник, веселье, польза, а не бремя и повинность. Радоваться вместе с ним, хвалить, поощрять, показывать, как там интересно. Позитивное отношение станет залогом успешности занятий, личностного развития.

Нам стоит быть внимательными к собственным детям, любые, даже самые незначительные изменения могут говорить о начинающихся проблемах. Поэтому анализируем, делаем выводы и принимаем меры!

Детский сад должен стать счастливым временем для ребенка. И не так важно, какая там мебель и игрушки. Главное – отношение к детям и их безопасность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *