Как записывались музыкальные звуки в древней греции: Как люди научились записывать музыку (из истории нотной записи)

Как люди научились записывать музыку (из истории нотной записи)

   Из глубины времен, когда только занималась заря человеческой культуры, доходят до нас сведения о музыке народов древности. Изображения поющих и играющих на музыкальных инструментах людей мы видим на стенной живописи египетских пирамид и храмов, на рисунках, украшающих древнегреческие вазы. Мы знаем имена музыкантов, выступавших на состязаниях в древней Греции. Дошли до нас и некоторые имена композиторов древности: нам известно, что греческие поэты складывали не только слова, но и мелодии своих песен.
   Все говорит о том, что уже в глубокой древности существовали не только простые народные песни, но и более сложные музыкальные произведения. Но чем сложнее произведение, тем труднее заучить его наизусть, тем скорее оно может изгладиться из памяти, забыться, затеряться.
   Поэтому уже очень давно, много тысячелетий тому назад, люди стали искать способ записи музыкальных звуков.
   Ученые-археологи, которые по сохранившимся с древних времен остаткам строений, утвари, произведениям искусства определяют, как жили люди в прошлом, нашли однажды глиняную табличку с выдавленными на ней клинообразными письменами.

Так писали в древней Шумеро-Вавилонии за три тысячи лет до нашей эры; глиняные таблички заменяли тогда писчую бумагу.
   Ученые давно уже научились читать клинообразные значки (клинопись), прочли они и эту табличку. На ней оказалось записанным стихотворение «О сотворении человека». Но рядом с хорошо известными значками оказались другие, непонятные. Это были какие-то слоги, лишенные смысла. Долго бились над ними ученые и наконец решили, что это запись мелодии, на которую пелось стихотворение. Но расшифровать запись с полной точностью так и не удалось.

   Древнегреческая музыкальная запись.

   Древние греки использовали для записи музыки буквенные значки, довольно точно определяющие высоту звука. Буквенную запись применяли и в средние века.
   Буквенная система записи музыкальных звуков была очень неудобна. В ней не было наглядности, нельзя было сразу определить направление мелодии. А ритм, пользуясь буквенной системой, вовсе нельзя было записать.

   Поэтому буквенная запись почти не имела практического значения.

        Нотация невмами.

   Музыкальные произведения передавались устно от одного певца к другому и по-прежнему заучивались на слух. А чтобы напомнить певцам направление мелодии, руководитель хора «рисовал» ее в воздухе. Взмахом руки дирижер показывал, что мелодия шла вверх от низких звуков к высоким или наоборот – вниз.
   И тогда люди подумали: а что, если и на бумаге изображать не отдельные звуки мелодии, а самый ее рисунок, направление? Так возникла другая система записи звуков, хотя и не точная, но наглядная. Каждый значок изображал не отдельный звук, но целый музыкальный мотив.

      В России такие значки назывались знаменами или крюками, на Западе невмами. Слово знамя означало – знак. Название невма, что значит по-гречески – кивок, жест, указывает на первоначальное происхождение этих значков, как зарисовки движения руки дирижера. Названия русских крюков были очень своеобразны и выражали не только форму крюка, но и характер соответствовавшего ему мотива. Так, например, один из знаков назывался «голубчик борзый» – это означало, что данный мотив должен исполняться быстро (борзо).

   Музыкальная запись крюками.

   Такие значки могли напомнить певцу уже знакомую мелодию, подсказать ее. Но спеть новую, незнакомую мелодию по ним было невозможно. Точной высоты звуков мелодии ни западные невмы, ни русские крюки не определяли.
   Изобретение записи точной высоты звуков предание приписывает итальянскому монаху Гвидо из города Ареццо, жившему в XI веке. В отличие от большинства ученых музыкантов средневековья, крепко державшихся за старые традиции, Гвидо был пытливым музыкантом-практиком. Он руководил хором, обучал певчих и постоянно сталкивался с неудобствами записи музыки невмами.

   На изобретение новой системы, точно передающей высоту звука, его натолкнул издавна существовавший обычай проводить в певческих книгах линию, отмечающую средний звук мужского голоса. Выше и ниже этой линии располагались невмы, и это помогало хору приблизительно установить высоту звуков мелодии.
    Гвидо прибавил к этой линии еще две – сверху и снизу – и получил возможность записать точно уже не один звук, а целых пять соседних, так как можно было использовать не только линии, а и промежутки между ними. И тогда невмы, нарисованные на линейках, получили точное значение. По ним можно было спеть и незнакомую мелодию.

   Гвидо из Ареццо.

   Нововведение Гвидо казалось средневековым музыкантам настоящим чудом. Оно прославило его на весь мир. И до сих пор музыканты пользуются его системой записи звуков на линейках. Гвидо придумал и названия звуков, которыми мы сейчас пользуемся.
   Существующие в наши дни названия звуков – это начальные слоги строчек латинского церковного гимна. Особенностью этого гимна было то, что каждая из его строк начиналась несколько выше предыдущей, с соседнего по высоте звука. И слова, и напев гимна были тогда всем очень хорошо известны и даже начальные слоги его строк фазу вызывали в памяти звуки, на которые они пелись:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes

   Отличие средневековых названий от современных только в том, что до во времена Гвидо называлось ут, а звук си название получил позже, чем остальные.



    Современная нотная запись.

   К трем линейкам, которыми пользовался Гвидо, впоследствии добавили четвертую, а затем и пятую.
   И теперь мы записываем музыку на пяти линейках, прибавляя к ним маленькие «добавочные» линейки, если пяти не хватает. И рисуем на них не невмы, а ноты, т. е. особые значки для каждого отдельного звука.

Как появились ноты? — Сольфеджио.Онлайн

Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор.

У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен». Все эти способы позволяли определить лишь направление мелодии, но не точную интонацию.

Но нотная система, которая знакома нам с вами была придумана в начале 11 века итальянским монахом, музыкантом и учителем пения Гвидо д’ Ареццо. Он нарисовал линии, на которых располагались ноты. Появился язык, благодаря которому появилась возможность «читать музыку».

Гвидо д’Ареццо начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну:

  • Ut-Ut
  • Re –Resonare
  • Mi – Mira
  • Fa – Famuli
  • Sol – Solve
  • La – Labii

Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Этот переход традиционно приписывается итальянскому теоретику музыки Дж.Б. Дони в его труде (на французском языке) «Nouvelleintroductiondemusique» (1640).

Дирижируя, Гвидо показывал левой рукой (кончиками и суставами каждого пальца), какую ноту должны исполнить певцы.В последствии, такая техника дирижирования была названа «Гвидонова рука». Почему «гвидонова рука» была левой? По аналогии с музыкантами-струнниками: скрипачи и виолончелисты работают на грифе пальцами левой руки, а смычок держат в правой.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.

https://www.youtube. com/watch?time_continue=4&v=nK0CE5dIxCc&feature=emb_logo

Но было в системе, придуманной Гвидо одно «но»: такая нотная запись не позволяла обозначать точную длительность звука, поэтому записать ритм — важнейший элемент музыки — не представлялось возможным.

А между тем церковная музыка становилась всё сложнее. Незадолго после появления системы записи нот на линейках нотного стана — её дополнили стандартные музыкальные ключи: скрипичный (ключ соль) и басовый (ключ фа), связывающие линейки с определённой (контрольной) высотой звука.

Затем на смену так называемой нéвменной (знаковой) нотации пришла мензуральная, то есть «размеренная». Начало ей положил живший в XIII веке теоретик музыки Франко Кёльнский. Он придумал четыре основные музыкальные длительности, каждая из которых была вдвое или втрое короче предыдущей.

Они назывались «максима» (самая большая длительность), «лонга» (длинная), «бревис» (короткая) и «семибревис» (полукороткая) и обозначались чёрными ромбами и прямоугольниками разной формы.

В XIV веке французский композитор и теоретик Филипп де Витри дополнил эту систему, введя в нее еще 4 более короткие длительности: «миниму», «семиминиму», «фузу» и «семифузу». Они обозначались ромбами с вертикальными чёрточками и горизонтальными флажками.

Позднее нотную систему стали использовать для записи уже не только духовной, но и светской музыки, с которой в дальнейшем связано развитие музыкальной нотации. В XVII—XVIII веках ноты из квадратных стали округлыми и система записи музыки в целом приняла современный вид. Однако нельзя сказать, что на этом формирование нотной системы полностью остановилось. Музыка постоянно усложнялась и изменялась: появлялись новые исполнительские приемы для разных музыкальных инструментов, композиторы пытались показать в своих произведениях новые характеры, настроения, возникла потребность в обозначении громкости звука, музыкального штриха, темпа и т.д. И на нотном стане, и вокруг него появлялось всё больше символов и надписей. В наше время музыкальный язык также не стоит на месте и этот процесс продолжается и по сию пору.

Как появились ноты?: bykovvg_1952 — LiveJournal

Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор.

К 900 году н.э. придумали более удобный способ. Знаки стали писать на определенном расстоянии выше или ниже горизонтальной красной черты, которая означала по высоте звука ноту «фа». Такая запись показывала, где нужно петь высоко, а где — низко.

У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма.

Невмы передавали только музыкальное направление произведения и точная высота звука не указывалась. Они обозначали число звуков в одном слоге и незначительное украшение мелодии, а все детали музыкального произведения исполнитель мог придумывать сам. Такой нотной грамотой записывали только вокальную музыку. Невмы напоминали точки, запятые и разные черточки, в беспорядке разбросанные по бумаге и певцы нередко путались из-за неразборчивости символов.

Вся эта путаница прекратилась в начале XI века. Итальянский монах, музыкант и учитель пения Гвидо Аретинский — Гвидо д’ Ареццо нарисовал линии, на которых разместились ноты.


Статуя Гвидо Аретинского во Флоренции неподалеку от галереи Уффици

 

Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990-1050). Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.

Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

 

Ut queant laxis,

Resonare fibris,

Mira gestorum,

Famuli tuorum,

Solve polluti,

Labii reatum,

Sancte Ioannes!

(В переводе с латинского:

Чтобы слуги твои

голосами своими

смогли воспеть

чудные деяния твои,

очисти грех

с наших опороченных уст,

о, Святой Иоанн»)

 

Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц.

Об этой деятельности Гвидо свидетельствуют четыре трактата, дошедшие до нас: «Микролог», «Пролог к Антифонарию», «Правила в стихах» и «Послание о незнакомом пении».

 

Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо. На ней изображены квадратные ноты.

 

Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Этот переход традиционно приписывается итальянскому теоретику музыки Дж.Б. Дони в его труде (на французском языке) «Nouvelle introduction de musique» (1640).  Последняя нота октавы, si – сокращение двух слов последней строки гимна, Sancte Ioannes. В англоязычных странах название ноты «си» заменили на «ти», чтобы не путать с буквой С, также используемой в нотной записи.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.

Гвидо также неточно приписывается изобретение, названное в честь него — гвидонова рука – механический способ облегчить чтение нот, обозначив их названия на суставах и конечностях пальцев.

 


 

Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен».

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

 


 



Давайте вспомним еще какие нибудь истории создания чего либо: давайте вспомним, кто сделал Первый в мире пароход, а так же Когда что появилось в автомобиле.  Ну и интереснейшая История знаков

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=31382

теперь мы, наконец, знаем, как это звучало

В 1932 году музыковед Уилфрид Перретт передал аудитории Королевской музыкальной ассоциации в Лондоне слова неназванного профессора греческого языка с музыкальными наклонностями: древнегреческой музыки, и никто никогда не будет. Так лежит безумие».

Римская мозаика с авлосом. Викисклад

Действительно, древнегреческая музыка долгое время представляла собой сводящую с ума загадку. Тем не менее, музыка была повсеместно распространена в классической Греции, и большая часть поэзии примерно с 750 г. до н.э. по 350 г. до н.э. — песни Гомера, Сапфо и других — сочинялась и исполнялась как песенная музыка, иногда в сопровождении танца. Литературные тексты содержат многочисленные и весьма конкретные сведения об используемых нотах, гаммах, эффектах и ​​инструментах. Лира была обычным явлением, наряду с популярным аулосом, двумя дудками с двумя тростниками, на которых одновременно играл один исполнитель, так что они звучали как два мощных гобоя, играющих на концерте.

Несмотря на обилие информации, смысл и звучание древнегреческой музыки оказались невероятно неуловимыми. Это связано с тем, что встречающиеся в древних источниках термины и понятия — лад, энгармонический, диезис и т. д. — сложны и незнакомы. И хотя нотная запись существует и может быть надежно интерпретирована, она скудна и фрагментарна. То, что можно было реконструировать на практике, часто звучало довольно странно и непривлекательно, поэтому многие считали древнегреческую музыку утраченным искусством.

Старая реконструкция древнегреческой музыки.

Но недавние события опровергли эту мрачную оценку. Проект по исследованию древнегреческой музыки, над которым я работаю с 2013 года, помог мне понять, как древние греки создавали музыку. Мое исследование даже привело к его исполнению — и, надеюсь, в будущем мы увидим еще много подобных реконструкций.

Новые подходы

Ситуация изменилась во многом потому, что за последние несколько лет некоторые очень хорошо сохранившиеся аулы были реконструированы техническими экспертами, такими как Робин Хауэлл, и исследователями, связанными с Европейским музыкальным археологическим проектом. На них играют высококвалифицированные волынщики, такие как Барнаби Браун и Каллум Армстронг, и они служат верным ориентиром в диапазоне высоты звука древней музыки, а также в собственных высотах, тембрах и настройках инструментов.

Центральным элементом древней песни были ее ритмы, а ритмы древнегреческой музыки можно вывести из размеров поэзии. Они были основаны строго на длительности слогов слов, которые создают образцы длинных и коротких элементов. Хотя для древних песен нет указаний темпа, часто ясно, следует ли петь метр быстро или медленно (до изобретения механических хронометров темп в любом случае не был фиксированным и должен был варьироваться между исполнениями). Чтобы музыка звучала правильно, необходимо установить соответствующий темп.

Аполлон играет на лире. Викисклад

А мелодия – мелодия и гармония? Именно это имеет в виду большинство людей, когда утверждает, что древнегреческая «музыка» утеряна. Тысячи слов о теории мелодии и гармонии сохранились в трудах таких древних авторов, как Платон, Аристотель, Аристоксен, Птолемей и Аристид Квинтилиан; и несколько фрагментарных партитур с древней нотной записью впервые были обнаружены во Флоренции в конце 16 века. Но это свидетельство реальной музыки не давало реального ощущения того мелодического и гармонического богатства, о котором мы узнаем из литературных источников.

С 1581 года время от времени появляются новые документы с древними обозначениями на папирусе или камне, и сейчас существует около 60 фрагментов. Тщательно составленные, расшифрованные и интерпретированные такими учеными, как Мартин Уэст и Эгерт Пёльманн, они дают нам больше шансов понять, как звучала музыка.

Исполнение древнегреческой музыки

Самый ранний существенный музыкальный документ, найденный в 1892 году, сохраняет часть хора из оперы афинского трагика Еврипида «Орест» 408 г. до н.э. Он долгое время создавал проблемы для интерпретации, в основном из-за использования четвертьтоновых интервалов, которые, казалось, предполагали чужеродную мелодическую чувствительность. Западная музыка оперирует целыми тонами и полутонами; любой меньший интервал звучит для наших ушей так, как будто нота играется или поется фальшиво.

Музыкальный фрагмент из оперы «Орест» Еврипида. Викисклад

Но мой анализ фрагмента «Ореста», опубликованный ранее в этом году, привел к поразительным выводам. Во-первых, я продемонстрировал, что элементы партитуры ясно указывают на словесную живопись — имитацию значения слов формой мелодической линии. Мы находим нисходящую каденцию, установленную для слова «оплакивать», и большой интервальный скачок вверх, сопровождающий слово «вскакивает».

Во-вторых, я показал, что если четверти тона функционировали как «проходные ноты», то композиция на самом деле была тональной (сосредоточенной на высоте тона, к которой регулярно возвращается мелодия). Это не должно вызывать большого удивления, поскольку такая тональность присутствует во всех документах древней музыки более поздних веков, включая сохранившиеся на камне масштабные дельфийские песни.

Исходя из этих предпосылок, в 2016 году я реконструировал музыку папируса Ореста для хоровой реализации с аккомпанементом авлоса, задав быстрый темп, указанный размером и содержанием слов припева. Этот хор Ореста был исполнен хором и авлосом в Ашмоловском музее в Оксфорде в июле 2017 года вместе с другими реконструированными древними партитурами.

Мне остается реализовать в ближайшие несколько лет другие несколько десятков существующих древних партитур, многие из которых крайне фрагментарны, и поставить полную древнюю драму с исторически обоснованной музыкой в ​​древнем театре, таком как Эпидаврский.

А пока можно сделать интересный вывод. Часто говорят, что западная традиция классической музыки начинается с григорианской равнинной песни 9 века нашей эры. Но реконструкция и исполнение греческой музыки продемонстрировали, что древнегреческую музыку следует признать корнем европейской музыкальной традиции.

Как звучала древнегреческая музыка?

  • Опубликовано

Подпись к изображению,

Греческий театр использовал музыку в драме. Но как это звучало?

Арман Д’Ангур

.

Это видео невозможно воспроизвести

Чтобы воспроизвести это видео, вам необходимо включить JavaScript в вашем браузере.

Медиа-титр,

Доктор Дэвид Криз играет песню, первоначально найденную на каменных надписях из Древней Греции, на восьмиструнном «каноническом» инструменте

Музыка Древней Греции, невиданная на протяжении тысячелетий, возрождается к жизни Арманом Д’Ангуром, музыкантом и преподавателем классики в Оксфордском университете. Он описывает то, что открыло его исследование.

«Предположим, что через 2500 лет все, что осталось от песен «Битлз», — это несколько текстов, а от опер Моцарта и Верди остались только слова, а не музыка.

Представьте, если бы мы могли тогда реконструировать музыку, заново открыть для себя инструменты, на которых они играли, и снова услышать слова в их надлежащем окружении, как это было бы захватывающе. 0003

Это вот-вот произойдет с классическими текстами Древней Греции.

Часто забывают, что сочинения, лежащие в основе западной литературы — эпос Гомера, любовные поэмы Сапфо, трагедии Софокла и Еврипида — изначально были музыкой.

Датированные примерно 750-400 гг. до н.э., они были сочинены для пения целиком или частично под аккомпанемент лиры, свирели и ударных инструментов.

Поиск шага

Но разве музыка не потеряна безвозвратно? Ответ — нет. Ритмы — пожалуй, самый важный аспект музыки — сохраняются в самих словах, в узорах долгих и кратких слогов.

Инструменты известны по описаниям, рисункам и археологическим находкам, что позволяет нам установить тембры и диапазон воспроизводимых ими звуков.

Image caption,

Путешественники во времени: ученые реконструируют утерянный звук Древней Греции

И вот, новые откровения о древнегреческой музыке появились из нескольких десятков древних документов, в которых записана вокальная запись, созданная около 450 г. до н.э., состоящая из букв алфавита и знаков, расположенных над гласными греческих слов.

Греки вычислили математические соотношения музыкальных интервалов: октава 2:1, квинта 3:2, четвертая 4:3 и так далее.

Обозначение дает точное указание относительной высоты звука: буква А в верхней части шкалы, например, представляет музыкальную ноту на квинту выше, чем N на полпути вниз по алфавиту. Абсолютную высоту звука можно определить из вокального диапазона, необходимого для исполнения сохранившихся мелодий.

Хотя документы, найденные на камне в Греции и папирусе в Египте, давно известны классикам (некоторые из них были опубликованы еще в 1581 году), в последние десятилетия они пополнились новыми находками. Эти фрагменты, датируемые периодом примерно с 300 г. до н.э. по 300 г. н.э., дают нам более четкое представление о музыке Древней Греции, чем когда-либо прежде.

Начатый мной исследовательский проект, финансируемый Британской академией, имеет целью вернуть эту музыку к жизни.

Народная музыка

Но важно понимать, что древние ритмические и мелодические нормы отличались от наших.

Источник изображения, Reuters

Подпись к изображению,

Храм Посейдона: музыка могла показаться незнакомой современному уху

Мы должны отбросить наши западные предубеждения. Лучшей параллелью являются незападные народные традиции, такие как традиции Индии и Ближнего Востока.

Инструментальные практики, восходящие к древнегреческим традициям, до сих пор сохранились в районах Сардинии и Турции и дают нам представление о звуках и техниках, создававших музыкальные впечатления в древние времена.

Так как же звучала греческая музыка?

Некоторые из сохранившихся мелодий сразу привлекательны для современного уха. Одно полное произведение, написанное на мраморной колонне и датируемое примерно 200 годом нашей эры, представляет собой запоминающуюся короткую песню из четырех строк, сочиненную Сейкилосом. Слова песни можно перевести так:

Пока ты жив, свети:

Никогда не позволяй своему настроению упасть.

У нас осталось немного жизни:

Время требует конца.

Обозначение однозначное. Он отмечает правильный ритм и указывает на очень важный принцип древней композиции.

В древнегреческом языке голос повышался по высоте на одних слогах и понижался на других (древнегреческие ударения указывают на высоту тона, а не на ударение). Контуры мелодии следуют этим звукам здесь и довольно последовательно во всех документах.

Тюнинг

Но не надо думать, что представление греков о тюнинге было идентично нашему. Птолемей во 2 веке нашей эры дает точные математические соотношения для множества различных настроек шкалы, включая ту, которая, по его словам, звучит «иностранно и доморощенно».

Доктор Дэвид Криз из Университета Ньюкасла сконструировал восьмиструнный «канон» (подобный цитре инструмент) с подвижными мостами.

Когда он играет две версии мелодии Seikilos, используя строй Птолемея, вторая сразу же кажется нам экзотикой, больше похожей на ближневосточную, чем на западную музыку.

Источник изображения, Copenhagen musuem

Image caption,

Эпитафия Сейкилосу высечена на камне. Фото: Национальный музей Дании

Самый ранний сохранившийся музыкальный документ содержит несколько тактов пения из пьесы «Орест» трагика Еврипида, жившего в пятом веке до нашей эры. Это может быть даже музыка, написанная самим Еврипидом.

Музыка этого периода использовала тонкие интервалы, такие как четверть тона. Мы также обнаруживаем, что мелодия вообще не соответствует высоте звука.

Еврипид был печально известным композитором-авангардистом, и это указывает на то, что его музыка воспринималась как крайне современная: она нарушала давние нормы греческого народного пения, пренебрегая высотой звука.

Однако мы можем признать, что Еврипид принял другой принцип. Слова «оплакиваю» и «умоляю» настроены на падающую, печально звучащую интонацию; и когда певец говорит: «Мое сердце бешено колотится», мелодия тоже скачет. Это был древнегреческий саундтрек.

И это было встречено с большим воодушевлением в греческом мире. Историк Плутарх рассказывает трогательную историю о тысячах афинских солдат, содержащихся в плену в раскаленных сиракузских каменоломнях после катастрофической кампании 413 г. до н.э. Те немногие, кто умел петь последние песни Еврипида, смогли заработать на еду и питье.

А как насчет самого великого из древних поэтов-певцов, самого Гомера?

Гомер рассказывает нам, что барды его эпохи пели под четырехструнную лиру, называемую «форминкс». Эти струны, вероятно, были настроены на четыре ноты, которые сохранились в основе более поздних греческих систем звукоряда.

Профессор Мартин Уэст из Оксфорда реконструировал на основе этого пение Гомера. В результате получается довольно монотонная мелодия, что, вероятно, объясняет, почему традиция гомеровского чтения без мелодии возникла из того, что изначально было песенным сочинением.

«Какую песню пели сирены» — это первый из вопросов, перечисленных английским писателем XVII века сэром Томасом Брауном как «озадачивающий, хотя и не исключающий всех предположений».

«Реконструкция древнегреческой музыки приближает нас к ответу на вопрос.»

Древнегреческая музыка — Энциклопедия всемирной истории

Музыка (или mousike ) была неотъемлемой частью жизни в древнегреческом мире, и этот термин охватывал не только музыку, но также танец, тексты песен и исполнение стихов. Широкий спектр инструментов использовался для исполнения музыки, которая исполнялась во всех случаях, таких как религиозные церемонии, фестивали, частные попойки ( симпозиумы ), свадьбы, похороны, а также во время спортивных и военных мероприятий. Музыка также была важным элементом образования и греческих драматических представлений, проводимых в театрах, таких как спектакли, сольные концерты и конкурсы.

Музыкальное происхождение

Древние греки считали музыку буквально даром богов. Изобретение конкретных инструментов приписывается определенным божествам: Гермесу-лире, Пану-сиринксу (свирели) и Афине- авлосу (флейта). В греческой мифологии Музы олицетворяли различные элементы музыки (в широком греческом смысле этого слова) и, как говорили, развлекали богов на горе Олимп своей божественной музыкой, танцами и пением. Другими мифическими фигурами, тесно связанными с музыкой, являются бог вина Дионис и его последователи сатиры и менады. Амфион и Тэмирес были известны своими навыками игры на 9-ке.0169 китара (гитара), в то время как Орфей прославлялся как великолепный певец и исполнитель на лире.

Удалить рекламу

Реклама

Греки верили, что музыка благотворно влияет как на разум, так и на тело слушателя.

Древнейшими сохранившимися греческими музыкальными инструментами являются кости auloi , которые относятся к эпохе неолита (7-4 тысячелетия до н. э.) и были найдены в западной Македонии, Фессалии и Миконосе. Три основные цивилизации бронзового века в Эгейском море (3000–1000 гг. до н. э.), кикладская, минойская и микенская цивилизации — все они являются физическим доказательством важности музыки в своих культурах. Мраморные статуэтки с Киклад представляют игроков как авлос и арфа. В критском иероглифическом письме есть три символа, которые являются музыкальными инструментами — два вида арфы и систрум (или трещотка, родом из Египта). Алебастровая лира, украшенная лебедиными головами, сохранилась из Кносса, а фреска в Акротири на Тере изображает синюю обезьяну, играющую на маленькой треугольной лире. Минойская «Ваза для сбора урожая» (1500-1450 гг. до н.э.) из Святой Триады на Крите изображает игрока sistrum , а глиняные версии этого инструмента были найдены в могилах по всему Криту. Есть также некоторые свидетельства того, что музыка могла быть записана еще в бронзовом веке, если минойский линейный текст А на стене в Святой Триаде интерпретируется как таковой.

Сочетание слов и музыки, мелодических и скалярных систем, а также нескольких самых популярных музыкальных инструментов, таких как авлос и лира, вероятно, произошли с Ближнего Востока. Однако сами греки считали лиру, в частности, «греческим» инструментом, в то время как авлос часто представляется в мифологии как низший иностранный конкурент восточного происхождения. Следовательно, великий греческий бог Аполлон, считавшийся мастером игры на лире, победил фригийского сатира Марсия и его авлос в музыкальном конкурсе, судимом Музами. Лира была также музыкальным инструментом, прежде всего, которым молодые греки должны были учиться в школе, и как таковой был рекомендован Платоном в его Республике .

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Музыкальные инструменты

греческих музыкальных инструмента включали струнные, духовые и ударные. Безусловно, самыми популярными были лира, 90 169 авлосов, 90 170 (обычно двойных) и сиринкс . Другие инструменты, однако, включали погремушку ( систрум и сейстрон ), тарелки ( кимбала ), гитару ( китара ), волынку ( аскаулос ), раковину и тритон ( 0kochlos). ( salpinx ), рожок ( keras ), бубен ( rhoptron ), мелкий барабан ( tympanon ), хлопушки ( кротала ), маракасы ( phormiskoi ), xracas 0170), различные варианты лиры, такие как четырехструнная лира ( phorminx ) и многострунный удлиненный барбитон , а также различные типы арф, обычно треугольной формы (например, псалтерий ). Двумя необычными инструментами были ромбы (духовой инструмент), которые представляли собой плоский ромб с отверстиями, натянутый на шнур и играемый за счет вращения шнура. Вторым был Hydraulis , сложный эллинистический орган, который использовал давление сжатого воздуха и воды, поддерживаемое двумя педалями. Между прочим, на струнных инструментах всегда играли пальцами или плектром, а не смычком, и в классический период струнные инструменты предпочитались духовым, поскольку они позволяли игроку также петь, а для греков слова считались более важными, чем смычок. музыкальные звуки.

Древнегреческий форминкс

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Теория музыки

Есть свидетельства того, что греки начали изучать теорию музыки еще в 6 веке до нашей эры. Он состоял из гармонических, акустических, скалярных и мелодических исследований. Самый ранний из сохранившихся (но фрагментарных) текстов на эту тему — « Гармонических элементов » Аристоксена, написанный в 4 веке до нашей эры. Музыка также стала элементом философских исследований, в частности, последователями Пифагора, которые считали музыку математическим выражением космического порядка. Считалось также, что музыка имеет определенные терапевтические преимущества, даже лечебные свойства при физических и психических заболеваниях.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Кроме того, один из уникальных вкладов греков в историю и развитие музыки заключается в том, что она может оказывать моральное и эмоциональное воздействие на слушателя и его или ее душу; Короче говоря, эта музыка играет этическую роль в обществе. По этой причине Платон, считая их довольно декадентскими, запретил инструменты, способные воспроизводить все гаммы. Точно так же слишком сложные ритмы и музыка со слишком быстрым темпом считались морально опасными в идеальной республике великого философа.

Что касается письменной музыки, то сохранились 52 произведения греческой музыки, хотя и в фрагментарной форме. Например, сохранился музыкальный отрывок из пьесы Еврипида « Орест », а также нотная надпись из Афинской сокровищницы в Дельфах. Наиболее полным сохранившимся произведением греческой музыки является песня Сейкилоса из надгробия II века до н.э., найденного в Траллисе недалеко от Эфеса.

Удалить рекламу

Реклама

Бронзовая фигурка игрока Aulos

Джеймс Ллойд (Авторское право, добросовестное использование)

Музыканты

Греческие музыканты очень часто были композиторами и авторами текстов исполняемой ими музыки. Известные как «создатели песен» или melopoioi , они создали melos : композицию слов, мелодии и ритма. Есть свидетельства того, что музыканты пользовались повышенным статусом в обществе, о чем свидетельствуют их особые одежды и присутствие в списках королевского двора. Был даже специальный символ для музыкантов в критском иероглифическом письме и более позднем линейном письме Б. Профессиональными музыкантами были мужчины, хотя исключением были куртизанки или куртизанки.0169 hetairai , выступавшие на симпозиумах . Однако в искусстве есть изображения женщин-музыкантов, особенно глиняных танцующих на лире исполнителей из Палаикастро. Среди других профессиональных музыкантов были триералов , которые задавали ритм гребцам на триерах, а также трубачам и хоровым певцам, сопровождавшим марширующих солдат.

Музыка и религия

Музыка и танцы сопровождали процессии по особым религиозным событиям в различных греческих городах, и среди самых известных в греческом мире были фестивали Панафинеи и Великой Дионисии в Афинах. Под музыку обычно исполнялись определенные религиозные обряды, например, жертвоприношения и возлияния. Гимны ( parabomia ) и молитвы ( катеухес ) также пелись во время процессий и у самого алтаря. Их предоставили хоровые группы профессиональных музыкантов, в частности авлосов игроков, часто прикрепленных к определенным святилищам, например, пеанистов в Афинах и аоидов и эписпондорхестов в святилище Асклепия в Эпидавре.

Музыкальные, танцевальные, поэтические и драматические концерты также были соревновательной деятельностью на таких мероприятиях, как панэллинские фестивали, проводившиеся в Истмии, Дельфах и Немее. Однако, как и в случае со спортивными состязаниями, музыкальные состязания носили религиозный характер, поскольку совершенство предлагалось в честь богов. Было два вида такого музыкального состязания: stephanites (священные с символическим венком в качестве приза) и chrematites или thematikoi (с более материальными призами, такими как деньги или драгоценности). Спарта, Аргос и Парос проводили самые ранние такие соревнования с 7 века до нашей эры. В эллинистические времена музыкальные фестивали и конкурсы стали настолько обычным явлением, что музыканты и исполнители начали объединяться в гильдии или койна .

Удалить рекламу

Реклама

Aulos Player

Джеймс Ллойд (Авторское право, добросовестное использование)

Музыка и образование

Платон сообщает нам, что первые школы музыкального образования были созданы критянами. Однако расцвет музыки в классе пришелся на 6-5 века до нашей эры, когда в Афинах были созданы музыкальные школы, где учеников в возрасте от 13 до 16 лет учили играть на лире и кифаре и петь в сопровождении своего учителя. на авлос . Музыка учила дисциплине и порядку и позволяла образованным людям лучше ценить музыкальное исполнение. Легкая атлетика и другие спортивные мероприятия, еще один важный элемент греческого образования, также проводились под музыку, особенно для повышения синхронизации.

Музыка для удовольствия

Музыка была основным элементом симпозиума или мужской попойки. После еды каждый мужчина пел песню ( skolia ) с aulos , лира или барбитон с музыкальным сопровождением. Часто пели забавные сатирические песни ( силлои ). Наконец, в конце вечера группа обычно выходила на улицы как komos (группа гуляк) и пела и танцевала по городу.

Женщины тоже могли наслаждаться музыкой в ​​уединении своего дома. Обычно женщины играли на струнных инструментах и ​​читали на музыку стихи. Кроме того, домашние дела, такие как ткачество и выпечка, выполнялись под музыку. Дети тоже пели песни ( agermos ) у дверей людей, чтобы получить мелочь и сладости, как это делают сегодня певцы гимнов.

Удалить рекламу

Реклама

Театр Сегесты

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

В театре представления греческой трагедии, комедии и драмы сопровождались музыкой, а пение обеспечивалось специальным хором, состоявшим из 24 певцов в греческих театральных постановках V века до н. э.

Музыка в искусстве

Музыканты и музыкальные инструменты были популярными сюжетами на фресках, в скульптуре и на греческой керамике, особенно в геометрическом, чернофигурном и краснофигурном стилях. Помимо всех основных фигур греческой мифологии, упомянутых ранее, заметным дополнением к теме музыки на греческой керамике является величайший из героев Геракл. Позднеархаическая и раннеаттическая керамика часто изображает героя с кифарой , и, возможно, это символизирует связь между физическими и музыкальными упражнениями, которые необходимы для правильно сбалансированного образования. Другие великие герои, такие как Ахиллес, Тесей и Парис, также иногда изображаются играющими на музыкальном инструменте (обычно на лире), что еще раз подчеркивает двойную цель аристократического образования и достоинства музыки. Кроме того, многие школьные сцены на гончарных изделиях V века до н.э. изображают учеников с лирой и книжным свитком, что еще раз иллюстрирует важность музыки в образовании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *