Как записывались музыкальные звуки в древней греции: Как люди научились записывать музыку (из истории нотной записи)

Как люди научились записывать музыку (из истории нотной записи)

   Из глубины времен, когда только занималась заря человеческой культуры, доходят до нас сведения о музыке народов древности. Изображения поющих и играющих на музыкальных инструментах людей мы видим на стенной живописи египетских пирамид и храмов, на рисунках, украшающих древнегреческие вазы. Мы знаем имена музыкантов, выступавших на состязаниях в древней Греции. Дошли до нас и некоторые имена композиторов древности: нам известно, что греческие поэты складывали не только слова, но и мелодии своих песен.
   Все говорит о том, что уже в глубокой древности существовали не только простые народные песни, но и более сложные музыкальные произведения. Но чем сложнее произведение, тем труднее заучить его наизусть, тем скорее оно может изгладиться из памяти, забыться, затеряться.
   Поэтому уже очень давно, много тысячелетий тому назад, люди стали искать способ записи музыкальных звуков.
   Ученые-археологи, которые по сохранившимся с древних времен остаткам строений, утвари, произведениям искусства определяют, как жили люди в прошлом, нашли однажды глиняную табличку с выдавленными на ней клинообразными письменами.

Так писали в древней Шумеро-Вавилонии за три тысячи лет до нашей эры; глиняные таблички заменяли тогда писчую бумагу.
   Ученые давно уже научились читать клинообразные значки (клинопись), прочли они и эту табличку. На ней оказалось записанным стихотворение «О сотворении человека». Но рядом с хорошо известными значками оказались другие, непонятные. Это были какие-то слоги, лишенные смысла. Долго бились над ними ученые и наконец решили, что это запись мелодии, на которую пелось стихотворение. Но расшифровать запись с полной точностью так и не удалось.

   Древнегреческая музыкальная запись.

   Древние греки использовали для записи музыки буквенные значки, довольно точно определяющие высоту звука. Буквенную запись применяли и в средние века.
   Буквенная система записи музыкальных звуков была очень неудобна. В ней не было наглядности, нельзя было сразу определить направление мелодии. А ритм, пользуясь буквенной системой, вовсе нельзя было записать.

   Поэтому буквенная запись почти не имела практического значения.

        Нотация невмами.

   Музыкальные произведения передавались устно от одного певца к другому и по-прежнему заучивались на слух. А чтобы напомнить певцам направление мелодии, руководитель хора «рисовал» ее в воздухе. Взмахом руки дирижер показывал, что мелодия шла вверх от низких звуков к высоким или наоборот – вниз.
   И тогда люди подумали: а что, если и на бумаге изображать не отдельные звуки мелодии, а самый ее рисунок, направление? Так возникла другая система записи звуков, хотя и не точная, но наглядная. Каждый значок изображал не отдельный звук, но целый музыкальный мотив.

      В России такие значки назывались знаменами или крюками, на Западе невмами. Слово знамя означало – знак. Название невма, что значит по-гречески – кивок, жест, указывает на первоначальное происхождение этих значков, как зарисовки движения руки дирижера. Названия русских крюков были очень своеобразны и выражали не только форму крюка, но и характер соответствовавшего ему мотива. Так, например, один из знаков назывался «голубчик борзый» – это означало, что данный мотив должен исполняться быстро (борзо).

   Музыкальная запись крюками.

   Такие значки могли напомнить певцу уже знакомую мелодию, подсказать ее. Но спеть новую, незнакомую мелодию по ним было невозможно. Точной высоты звуков мелодии ни западные невмы, ни русские крюки не определяли.
   Изобретение записи точной высоты звуков предание приписывает итальянскому монаху Гвидо из города Ареццо, жившему в XI веке. В отличие от большинства ученых музыкантов средневековья, крепко державшихся за старые традиции, Гвидо был пытливым музыкантом-практиком. Он руководил хором, обучал певчих и постоянно сталкивался с неудобствами записи музыки невмами.

   На изобретение новой системы, точно передающей высоту звука, его натолкнул издавна существовавший обычай проводить в певческих книгах линию, отмечающую средний звук мужского голоса. Выше и ниже этой линии располагались невмы, и это помогало хору приблизительно установить высоту звуков мелодии.
    Гвидо прибавил к этой линии еще две – сверху и снизу – и получил возможность записать точно уже не один звук, а целых пять соседних, так как можно было использовать не только линии, а и промежутки между ними. И тогда невмы, нарисованные на линейках, получили точное значение. По ним можно было спеть и незнакомую мелодию.

   Гвидо из Ареццо.

   Нововведение Гвидо казалось средневековым музыкантам настоящим чудом. Оно прославило его на весь мир. И до сих пор музыканты пользуются его системой записи звуков на линейках. Гвидо придумал и названия звуков, которыми мы сейчас пользуемся.
   Существующие в наши дни названия звуков – это начальные слоги строчек латинского церковного гимна. Особенностью этого гимна было то, что каждая из его строк начиналась несколько выше предыдущей, с соседнего по высоте звука. И слова, и напев гимна были тогда всем очень хорошо известны и даже начальные слоги его строк фазу вызывали в памяти звуки, на которые они пелись:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes

   Отличие средневековых названий от современных только в том, что до во времена Гвидо называлось ут, а звук си название получил позже, чем остальные.



    Современная нотная запись.

   К трем линейкам, которыми пользовался Гвидо, впоследствии добавили четвертую, а затем и пятую.
   И теперь мы записываем музыку на пяти линейках, прибавляя к ним маленькие «добавочные» линейки, если пяти не хватает. И рисуем на них не невмы, а ноты, т. е. особые значки для каждого отдельного звука.

Как появились ноты? — Сольфеджио.Онлайн

Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор.

У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен». Все эти способы позволяли определить лишь направление мелодии, но не точную интонацию.

Но нотная система, которая знакома нам с вами была придумана в начале 11 века итальянским монахом, музыкантом и учителем пения Гвидо д’ Ареццо. Он нарисовал линии, на которых располагались ноты. Появился язык, благодаря которому появилась возможность «читать музыку».

Гвидо д’Ареццо начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну:

  • Ut-Ut
  • Re –Resonare
  • Mi – Mira
  • Fa – Famuli
  • Sol – Solve
  • La – Labii

Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Этот переход традиционно приписывается итальянскому теоретику музыки Дж.Б. Дони в его труде (на французском языке) «Nouvelleintroductiondemusique» (1640).

Дирижируя, Гвидо показывал левой рукой (кончиками и суставами каждого пальца), какую ноту должны исполнить певцы.В последствии, такая техника дирижирования была названа «Гвидонова рука». Почему «гвидонова рука» была левой? По аналогии с музыкантами-струнниками: скрипачи и виолончелисты работают на грифе пальцами левой руки, а смычок держат в правой.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.

https://www.youtube. com/watch?time_continue=4&v=nK0CE5dIxCc&feature=emb_logo

Но было в системе, придуманной Гвидо одно «но»: такая нотная запись не позволяла обозначать точную длительность звука, поэтому записать ритм — важнейший элемент музыки — не представлялось возможным.

А между тем церковная музыка становилась всё сложнее. Незадолго после появления системы записи нот на линейках нотного стана — её дополнили стандартные музыкальные ключи: скрипичный (ключ соль) и басовый (ключ фа), связывающие линейки с определённой (контрольной) высотой звука.

Затем на смену так называемой нéвменной (знаковой) нотации пришла мензуральная, то есть «размеренная». Начало ей положил живший в XIII веке теоретик музыки Франко Кёльнский. Он придумал четыре основные музыкальные длительности, каждая из которых была вдвое или втрое короче предыдущей.

Они назывались «максима» (самая большая длительность), «лонга» (длинная), «бревис» (короткая) и «семибревис» (полукороткая) и обозначались чёрными ромбами и прямоугольниками разной формы.

В XIV веке французский композитор и теоретик Филипп де Витри дополнил эту систему, введя в нее еще 4 более короткие длительности: «миниму», «семиминиму», «фузу» и «семифузу». Они обозначались ромбами с вертикальными чёрточками и горизонтальными флажками.

Позднее нотную систему стали использовать для записи уже не только духовной, но и светской музыки, с которой в дальнейшем связано развитие музыкальной нотации. В XVII—XVIII веках ноты из квадратных стали округлыми и система записи музыки в целом приняла современный вид. Однако нельзя сказать, что на этом формирование нотной системы полностью остановилось. Музыка постоянно усложнялась и изменялась: появлялись новые исполнительские приемы для разных музыкальных инструментов, композиторы пытались показать в своих произведениях новые характеры, настроения, возникла потребность в обозначении громкости звука, музыкального штриха, темпа и т.д. И на нотном стане, и вокруг него появлялось всё больше символов и надписей. В наше время музыкальный язык также не стоит на месте и этот процесс продолжается и по сию пору.

Музыка в Древней Греции | Эссе | The Metropolitan Museum of Art

Музыка играла важную роль в образе жизни греков, поскольку она была важной частью религиозных праздников, свадебных и похоронных обрядов, а также банкетов. Наши знания о древнегреческой музыке основаны на реальных фрагментах музыкальных партитур, литературных ссылках и остатках музыкальных инструментов. Хотя дошедшие до нас партитуры редки, неполны и относительно поздние, многочисленные литературные ссылки проливают свет на практику музыки, ее социальные функции и предполагаемые эстетические качества. Точно так же надписи предоставляют информацию об экономике и институциональной организации профессиональных музыкантов, фиксируя такие вещи, как присужденные призы и гонорары, уплаченные за услуги. Археологические данные свидетельствуют о памятниках, воздвигнутых в честь выдающихся музыкантов, и о роскошных крытых концертных залах. В Афинах во второй половине V в. до н. э. на южном склоне афинского акрополя был возведен Одеон (крытой концертный зал) Перикла — физическое свидетельство важности музыки в афинской культуре.

В дополнение к физическим остаткам музыкальных инструментов в ряде археологических контекстов изображения музыкантов и музыкальных событий в вазовой росписи и скульптуре предоставляют ценную информацию о видах инструментов, которые предпочитались, и о том, как на них на самом деле играли. Хотя древние греки были знакомы со многими видами инструментов, три из них особенно предпочитались для сочинения и исполнения: кифара, щипковый струнный инструмент; лира, тоже струнный инструмент; и авлос, инструмент с двумя язычками. Большинство греческих мужчин обучались грамотно играть на музыкальных инструментах, петь и исполнять хоровые танцы. Инструментальная музыка или пение гимна регулярно сопровождали повседневную деятельность и формальные акты поклонения. Пастухи пели своим стадам, гребцы и пехота отсчитывали время под музыку, а женщины музицировали дома. Высоко развито искусство пения под собственный струнный аккомпанемент. Греческие философы видели связь между музыкой и математикой, рассматривая музыку как парадигму гармоничного порядка, отражающую космос и человеческую душу.


Цитата

Хемингуэй, Колетт и Шон Хемингуэй. «Музыка в Древней Греции». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/grmu/hd_grmu.htm (октябрь 2001 г.)

Дополнительное чтение

Андерсон, Уоррен Д. Музыка и музыканты в Древней Греции . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 19.94.

Бандрик, Шерами Д. Музыка и образ в классических Афинах . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2005.

.

Норрис, Майкл. Греческое искусство от доисторического до классического периода: ресурс для педагогов . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000. См. в MetPublications

.
Дополнительные эссе Шона Хемингуэя
  • Хемингуэй, Шон. «Искусство эллинистической эпохи и эллинистическая традиция». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Греческие Hydriai (кувшины для воды) и их художественное оформление». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Эллинистические украшения». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Интеллектуальные поиски эллинистической эпохи». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Микенская цивилизация». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Африканцы в древнегреческом искусстве». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Древнегреческая колонизация и торговля и их влияние на греческое искусство». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Греческие боги и религиозные обряды». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Искусство классической Греции (ок. 480–323 до н. э.)». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Легкая атлетика в Древней Греции». (октябрь 2002 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Техника изготовления бронзовых скульптур в Древней Греции». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Кипр — медный остров». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Этрусское искусство». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Доисторическое кипрское искусство и культура». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Минойский Крит». (октябрь 2002 г.)
Дополнительные эссе Колетт Хемингуэй
  • Хемингуэй, Колетт. «Искусство эллинистической эпохи и эллинистическая традиция». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Греческие Hydriai (кувшины для воды) и их художественное оформление». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Эллинистические украшения». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Интеллектуальные поиски эллинистической эпохи». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Микенская цивилизация». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Ретроспективные стили в греческой и римской скульптуре». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Африканцы в древнегреческом искусстве». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Древнегреческая колонизация и торговля и их влияние на греческое искусство». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Архитектура Древней Греции». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Греческие боги и религиозные обряды». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Искусство классической Греции (ок. 480–323 до н. э.)». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Подвиги Геракла». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Легкая атлетика в Древней Греции». (октябрь 2002 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Техника изготовления бронзовых скульптур в Древней Греции». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Женщины в классической Греции». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Кипр — медный остров». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Эрнест Хемингуэй (1899–1919 гг.)61) и ст. (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Этрусское искусство». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Доисторическое кипрское искусство и культура». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Сарды». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Медицина в классической древности». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Южно-итальянская вазопись». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Театр в Древней Греции». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Кифара в Древней Греции». (октябрь 2002 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Минойский Крит». (октябрь 2002 г.)

Как звучала древнегреческая музыка?

  • Опубликовано

Подпись к изображению,

Греческий театр использовал музыку в драме. Но как это звучало?

Арман Д’Ангур

.

Это видео невозможно воспроизвести

Чтобы воспроизвести это видео, вам необходимо включить JavaScript в вашем браузере.

Медиа-титр,

Доктор Дэвид Криз играет песню, первоначально найденную на каменных надписях из Древней Греции, на восьмиструнном «каноническом» инструменте

Музыка Древней Греции, невиданная на протяжении тысячелетий, возрождается Арманом Д’Ангуром, музыкантом и преподавателем классики в Оксфордском университете. Он описывает то, что открыло его исследование.

«Предположим, что через 2500 лет все, что осталось от песен «Битлз», — это несколько текстов, а от опер Моцарта и Верди остались только слова, а не музыка.

Представьте, если бы мы могли тогда реконструировать музыку, заново открыть для себя инструменты, на которых они играли, и снова услышать слова в их надлежащем окружении, как это было бы захватывающе. 0003

Это вот-вот произойдет с классическими текстами Древней Греции.

Часто забывают, что сочинения, лежащие в основе западной литературы — эпос Гомера, любовные поэмы Сапфо, трагедии Софокла и Еврипида — изначально были музыкой.

Датированные примерно 750-400 гг. до н.э., они были сочинены для пения целиком или частично под аккомпанемент лиры, свирели и ударных инструментов.

Поиск поля

Но разве музыка не потеряна безвозвратно? Ответ — нет. Ритмы — пожалуй, самый важный аспект музыки — сохраняются в самих словах, в узорах долгих и кратких слогов.

Инструменты известны по описаниям, рисункам и археологическим находкам, что позволяет установить тембр и диапазон воспроизводимых ими звуков.

Image caption,

Путешественники во времени: ученые реконструируют утерянный звук Древней Греции

И вот, новые откровения о древнегреческой музыке появились из нескольких десятков древних документов, в которых записана вокальная запись, созданная около 450 г. до н.э., состоящая из букв алфавита и знаков, расположенных над гласными греческих слов.

Греки вычислили математические соотношения музыкальных интервалов: октава 2:1, квинта 3:2, четвертая 4:3 и так далее.

Обозначение дает точное указание относительной высоты звука: буква А в верхней части шкалы, например, представляет музыкальную ноту на квинту выше, чем N на полпути вниз по алфавиту. Абсолютную высоту звука можно определить из вокального диапазона, необходимого для исполнения сохранившихся мелодий.

Хотя документы, найденные на камне в Греции и папирусе в Египте, давно известны классикам (некоторые из них были опубликованы еще в 1581 году), в последние десятилетия они пополнились новыми находками. Эти фрагменты, датируемые периодом примерно с 300 г. до н.э. по 300 г. н.э., дают нам более четкое представление о музыке Древней Греции, чем когда-либо прежде.

Начатый мной исследовательский проект, финансируемый Британской академией, имеет целью вернуть эту музыку к жизни.

Народная музыка

Но важно понимать, что древние ритмические и мелодические нормы отличались от наших.

Источник изображения, Reuters

Подпись к изображению,

Храм Посейдона: музыка могла показаться незнакомой современному уху

Мы должны отбросить наши западные предубеждения. Лучшей параллелью являются незападные народные традиции, такие как традиции Индии и Ближнего Востока.

Инструментальные практики, восходящие к древнегреческим традициям, до сих пор сохранились в районах Сардинии и Турции и дают нам представление о звуках и техниках, создававших музыкальные впечатления в древние времена.

Так как же звучала греческая музыка?

Некоторые из сохранившихся мелодий сразу привлекательны для современного уха. Одно полное произведение, написанное на мраморной колонне и датируемое примерно 200 годом нашей эры, представляет собой запоминающуюся короткую песню из четырех строк, сочиненную Сейкилосом. Слова песни можно перевести так:

Пока ты жив, свети:

Никогда не позволяй своему настроению упасть.

У нас осталось немного жизни:

Время требует конца.

Обозначение однозначное. Он отмечает правильный ритм и указывает на очень важный принцип древней композиции.

В древнегреческом языке голос повышался по высоте на одних слогах и понижался на других (древнегреческие ударения указывают на высоту тона, а не на ударение). Контуры мелодии следуют этим звукам здесь и довольно последовательно во всех документах.

Тюнинг

Но не надо думать, что представление греков о тюнинге было идентично нашему. Птолемей во 2 веке нашей эры дает точные математические соотношения для множества различных настроек шкалы, включая ту, которая, по его словам, звучит «иностранно и доморощенно».

Доктор Дэвид Криз из Университета Ньюкасла сконструировал восьмиструнный «канон» (подобный цитре инструмент) с подвижными мостами.

Когда он играет две версии мелодии Seikilos, используя строй Птолемея, вторая сразу же кажется нам экзотикой, больше похожей на ближневосточную, чем на западную музыку.

Источник изображения, Copenhagen musuem

Image caption,

Эпитафия Сейкилосу высечена на камне. Фото: Национальный музей Дании

Самый ранний сохранившийся музыкальный документ содержит несколько тактов пения из пьесы «Орест» трагика Еврипида, жившего в пятом веке до нашей эры. Это может быть даже музыка, написанная самим Еврипидом.

Музыка этого периода использовала тонкие интервалы, такие как четверть тона. Мы также обнаруживаем, что мелодия вообще не соответствует высоте звука.

Еврипид был печально известным композитором-авангардистом, и это указывает на то, что его музыка воспринималась как крайне современная: она нарушала давние нормы греческого народного пения, пренебрегая высотой звука.

Однако мы можем признать, что Еврипид принял другой принцип. Слова «оплакиваю» и «умоляю» настроены на падающую, печально звучащую интонацию; и когда певец говорит: «Мое сердце бешено колотится», мелодия тоже скачет. Это был древнегреческий саундтрек.

И это было встречено с большим воодушевлением в греческом мире. Историк Плутарх рассказывает трогательную историю о тысячах афинских солдат, содержащихся в плену в горящих сиракузских каменоломнях после катастрофической кампании 413 г. до н.э. Те немногие, кто умел петь последние песни Еврипида, смогли заработать на еду и питье.

А как насчет самого великого из древних поэтов-певцов, самого Гомера?

Гомер рассказывает нам, что барды его эпохи пели под четырехструнную лиру, называемую «форминкс». Эти струны, вероятно, были настроены на четыре ноты, которые сохранились в основе более поздних греческих систем звукоряда.

Профессор Мартин Уэст из Оксфорда реконструировал на основе этого пение Гомера. В результате получается довольно монотонная мелодия, что, вероятно, объясняет, почему традиция гомеровского чтения без мелодии возникла из того, что изначально было песенным сочинением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *