Как записывались музыкальные звуки в древней греции – Плиз помогите по муз. Литературе Как записывались музыкальные звуки в Древней Греции,Средние…

Содержание

Как люди научились записывать музыку (из истории нотной записи)

В. Васина-Гроссман

   Из глубины времен, когда только занималась заря человеческой культуры, доходят до нас сведения о музыке народов древности. Изображения поющих и играющих на музыкальных инструментах людей мы видим на стенной живописи египетских пирамид и храмов, на рисунках, украшающих древнегреческие вазы. Мы знаем имена музыкантов, выступавших на состязаниях в древней Греции. Дошли до нас и некоторые имена композиторов древности: нам известно, что греческие поэты складывали не только слова, но и мелодии своих песен.
   Все говорит о том, что уже в глубокой древности существовали не только простые народные песни, но и более сложные музыкальные произведения. Но чем сложнее произведение, тем труднее заучить его наизусть, тем скорее оно может изгладиться из памяти, забыться, затеряться.
   Поэтому уже очень давно, много тысячелетий тому назад, люди стали искать способ записи музыкальных звуков.

   Ученые-археологи, которые по сохранившимся с древних времен остаткам строений, утвари, произведениям искусства определяют, как жили люди в прошлом, нашли однажды глиняную табличку с выдавленными на ней клинообразными письменами. Так писали в древней Шумеро-Вавилонии за три тысячи лет до нашей эры; глиняные таблички заменяли тогда писчую бумагу.
   Ученые давно уже научились читать клинообразные значки (клинопись), прочли они и эту табличку. На ней оказалось записанным стихотворение "О сотворении человека". Но рядом с хорошо известными значками оказались другие, непонятные. Это были какие-то слоги, лишенные смысла. Долго бились над ними ученые и наконец решили, что это запись мелодии, на которую пелось стихотворение. Но расшифровать запись с полной точностью так и не удалось.

   Древнегреческая музыкальная запись.

   Древние греки использовали для записи музыки буквенные значки, довольно точно определяющие высоту звука. Буквенную запись применяли и в средние века.
   Буквенная система записи музыкальных звуков была очень неудобна. В ней не было наглядности, нельзя было сразу определить направление мелодии. А ритм, пользуясь буквенной системой, вовсе нельзя было записать.

   Поэтому буквенная запись почти не имела практического значения.

        Нотация невмами.

   Музыкальные произведения передавались устно от одного певца к другому и по-прежнему заучивались на слух. А чтобы напомнить певцам направление мелодии, руководитель хора "рисовал" ее в воздухе. Взмахом руки дирижер показывал, что мелодия шла вверх от низких звуков к высоким или наоборот – вниз.
   И тогда люди подумали: а что, если и на бумаге изображать не отдельные звуки мелодии, а самый ее рисунок, направление? Так возникла другая система записи звуков, хотя и не точная, но наглядная. Каждый значок изображал не отдельный звук, но целый музыкальный мотив.
      В России такие значки назывались знаменами или крюками, на Западе невмами. Слово знамя означало – знак. Название невма, что значит по-гречески – кивок, жест, указывает на первоначальное происхождение этих значков, как зарисовки движения руки дирижера. Названия русских крюков были очень своеобразны и выражали не только форму крюка, но и характер соответствовавшего ему мотива. Так, например, один из знаков назывался "голубчик борзый" – это означало, что данный мотив должен исполняться быстро (борзо).


   Музыкальная запись крюками.

   Такие значки могли напомнить певцу уже знакомую мелодию, подсказать ее. Но спеть новую, незнакомую мелодию по ним было невозможно. Точной высоты звуков мелодии ни западные невмы, ни русские крюки не определяли.
   Изобретение записи точной высоты звуков предание приписывает итальянскому монаху Гвидо из города Ареццо, жившему в XI веке. В отличие от большинства ученых музыкантов средневековья, крепко державшихся за старые традиции, Гвидо был пытливым музыкантом-практиком. Он руководил хором, обучал певчих и постоянно сталкивался с неудобствами записи музыки невмами.
   На изобретение новой системы, точно передающей высоту звука, его натолкнул издавна существовавший обычай проводить в певческих книгах линию, отмечающую средний звук мужского голоса. Выше и ниже этой линии располагались невмы, и это помогало хору приблизительно установить высоту звуков мелодии.
    Гвидо прибавил к этой линии еще две – сверху и снизу – и получил возможность записать точно уже не один звук, а целых пять соседних, так как можно было использовать не только линии, а и промежутки между ними. И тогда невмы, нарисованные на линейках, получили точное значение. По ним можно было спеть и незнакомую мелодию.

   Гвидо из Ареццо.

   Нововведение Гвидо казалось средневековым музыкантам настоящим чудом. Оно прославило его на весь мир. И до сих пор музыканты пользуются его системой записи звуков на линейках. Гвидо придумал и названия звуков, которыми мы сейчас пользуемся.
   Существующие в наши дни названия звуков – это начальные слоги строчек латинского церковного гимна. Особенностью этого гимна было то, что каждая из его строк начиналась несколько выше предыдущей, с соседнего по высоте звука. И слова, и напев гимна были тогда всем очень хорошо известны и даже начальные слоги его строк фазу вызывали в памяти звуки, на которые они пелись:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes

   Отличие средневековых названий от современных только в том, что до во времена Гвидо называлось ут, а звук си название получил позже, чем остальные.


    Современная нотная запись.

   К трем линейкам, которыми пользовался Гвидо, впоследствии добавили четвертую, а затем и пятую.
   И теперь мы записываем музыку на пяти линейках, прибавляя к ним маленькие "добавочные" линейки, если пяти не хватает. И рисуем на них не невмы, а ноты, т. е. особые значки для каждого отдельного звука.

Как звучит древнегреческая музыка • Arzamas

Искусство, История

Вся античная культура пронизана музыкой, но до нас дошли всего шестьдесят с лишним композиций. С помощью некоторых из них рассказываем, что слушали древние греки

Автор Алена Чепель

Само слово «музыка», так же как мелодия, гармония, симфония, полифония, ритм, тон и многие другие музыкальные термины, пришло из древнегрече­ского языка. Культура Древней Греции пронизана музыкой — об этом мы, в частности, знаем благодаря древнегреческой литературе и античному искусству.

Мальчик и лира. Рисунок Жана Кокто. 1958 годBridgeman Images / Fotodom

Профессиональная нотная запись сформировалась в Древней Греции к III веку до н. э. Существо­вали две параллельные системы нотных символов: для голоса и для му­зыкальных инструментов. Каждая из них охватывала чуть больше трех октав. Ноты представляли собой буквы греческого алфавита и разные символы. В слу­чае вокальной музыки они помещались над соответствующими слогами в тек­сте. Над нотами также писались ритмические обозначения.

Еще в Средние века о греческой музыкальной системе было известно из антич­ных трактатов о теории музыки, но материала для полноценной реконструкции не хватало. В конце XIX века археологи обнаружили несколько мраморных стел с текстом и музыкой: надгробную эпитафию недалеко от Эфеса в Турции и два гимна Аполлону в Дельфах. Один из них впервые прозвучал вновь в 1894 году на конгрессе в Сорбонне, где было принято решение восстановить Олимпий­ские игры.

В ХХ веке благодаря найденным папирусам число нотных записей древнегрече­ской музыки выросло до шестидесяти одной. Это позволило ученым соотнести их с современной музыкальной нотацией и воссоздать звучание мелодий с большей точностью.

1. Песня про фиалки, нарцисс и стрельбу из лука

© Рeople.duke.edu

Текст этой песни был обнаружен на папирусе II века н. э. В нем упоминаются фиалки и нарцисс (цветы указывают на любовную тематику), а также стрельба из лука, пророчество, дева и дикие звери. Над строчками добавлены нотные обозначения. На том же папирусе удалось разобрать фрагменты второй песни: слова «музыка», «оплакивает», «пти­цы», «женщина».

2. Соло на греческой дудке

© Рeople.duke.edu

Памятников, где записаны специальные нотные символы для инструменталь­ной музыки, сохранилось совсем немного. Этот фрагмент должен был испол­няться на авле — греческой дудке, по­хожей на современный гобой. Папирус, скорее всего, принадлежал профессиональ­но­му музыканту — этот отрывок достаточно сложен для исполнения.

3. Ария из трагедии Еврипида

Ария из трагедии Еврипида «Орест» была записана в III веке до н. э. в еги­петском городе Гермополе. На папирусе, сейчас хранящемся в Вене, можно разобрать семь строк с нотами для голоса и духового инструмента — авла. В этом отрывке хор оплакивает судьбу Ореста, сравнивая его с кораблем, гибнущим в бурном море. Движение мелодии при этом как будто повторяет удары волн, обрушивающихся на героя. Такое подражание было вообще характерно для древнегреческой музыки.

Милосердие! Милосердие!
Между смертными
Нет великого счастья прочного:
Демон тот, что рвет паруса ладьи,
В бездне горестей топит счастье,
Как в волнах ненасытно злых…  Пер. Иннокентия Анненского.

Всего известно около десяти нотных записей музыки из греческих трагедий, в частности — из еще одного произведения Еврипида, «Ифигения в Авлиде». На папирусе с этой трагедией, хранящемся в голландском Лейдене, записаны сразу две арии: первую должен был исполнять хор женщин, а вторую — главная героиня, которую уводят, чтобы принести в жертву Артемиде.

4. Христианский гимн

Папирус с отчетом о поставках зерна и христианским гимном на обороте был найден в египетском городе Оксиринх в 1918 году. Текст III–IV веков н. э. воспевает Святую Троицу: это один из самых ранних христианских гимнов, который не основан на библейских строчках. Главный мотив фрагмента — весь тварный мир умолкает, в то время как хор людей и ангелов воспевает Бога:

«Вместе… все … почтенные Божии…
Да молчит… Пусть светоносные звезды не…
… бушующих рек все [источники] … когда мы воспеваем
Отца, Сына, Святого Духа. Все Силы да воскликнут: Аминь, аминь!
Держава, хваление [и слава Богу], единому подателю всех благ.
Аминь, аминь!»  Пер. Алены Чепель.

5. Два пеана

Два пеана  Пеан — торжественный благодарственный гимн, исполнявшийся хором. Аполлону высечены на камне в Дельфах, где находился комплекс сооружений, посвященных этому богу. Известны их авторы, афинские поэты Афиней и Лимений, и время создания — II век до н. э. Оба гимна были испол­нены во время торжественных посольств-паломничеств афинской делегации на религиозных торжествах в Дельфах. Плиты с текстами пеанов и нотацией были размещены на стенах сокровищницы, где хранились приношения богу Аполлону от афинских граждан.

Источники

  • Johnson W. A. Musical Evenings in the Early Empire: New Evidence from a Greek Papyrus with Musical Notation.

    Journal of Hellenic Studies, 120, 2000.

  • Johnson W. A. New Instrumental Music from Graeco-Roman Egypt (P. Mich. inv. 1205).

    Bulletin the American Society of Papyrologists, 37, 2000.

  • Pöhlmann E., West M. L. Documents of Ancient Greek Music.

    Oxford, 2001.

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

Искусство

Рейтинг фильмов Феллини: от худшего к лучшему

К столетию великого режиссера вспоминаем его творчество

Музыка древних: что слушали в Шумере и Древней Греции

В европейской культуре есть три письменных источника, таких же важных для истории музыки, как берестяные грамоты — для истории древнерусской повседневности. Это первая запись музыки как таковая (Шумер), первый фрагмент мелодии (Угарит) и первое полностью дошедшее до нас музыкальное произведение (Греция).

Когда появилась музыка, сказать невозможно. Недавно археологи обошли пещеры, разрисованные еще палеолитическими граффити, и поняли, что предкам европейцев очень нравились места с хорошей акустикой — пещеры, где не постыдился бы выступить и симфонический оркестр, чаще украшали рисунками, чем «глухие» стены. Стало быть, вкус к хорошему звуку у человека появился раньше, чем цивилизация, раньше, чем гончарный круг, и даже раньше, чем идея построить дом.

Более того, идея слушать звуки которые издают другие люди, видимо, принадлежит к одним из самых древних изобретений человечества. Музыка в той или иной форме развилась независимо в человеческих популяциях всех континентов; есть своя и у австралийских аборигенов, и у североамериканских индейцев; до сих пор не опровергнуто предположение о том, что музыка существовала уже тогда, когда первые люди современного типа вышли из Африку и начали завоёвывать европейские и азиатские территории.

Первая запись музыки: гимн Липит-Иштар

Первый письменный источник с музыкальной нотацией, то есть с музыкой, записанной знаками — это клинописная табличка с записью гимна Липит-Иштару, правителю Шумера и Аккада. Табличку датировали 1950 годом до н.э., ей почти четыре тысячи лет. Историки решили, что на табличке — схема настройки музыкального инструмента (лиры) и ритм. В 2000 году коллектив Ensemble De Organographia записал возможное звучание гимна Липит-Иштар:

Первый обрывок мелодии: хурритские гимны

Первый письменный источник с записью мелодии датируется пятьюстами годами позднее шумерского гимна: это знаменитый клинописный текст с 29 глиняных табличек, найденных на территории современной Сирии при раскопках древнего города Угарита. На табличках были выведены тексты хурритских гимнов — обрядовых песен с обращениями к богам — и запись мелодии, их сопровождавшей. Возраст угаритских табличек оценивается почти в 3,5 тысячи лет.

Что такое импичмент и как он устроен

О том, как мелодия звучала, учёные спорят до сих пор, сходясь только на том, что жители Угарита пользовались системой из семи нот (диатоникой). Вот одна из версий:

Текст гимна можно перевести так:

С тех пор, как я возлюбил богиню, она возлюбила меня в своём сердце,

Моя жертва полностью искупит мои грехи

Кунжутное масло, что я подношу с трепетом…

Бесплодные принесут потомство

Семя прорастёт

Жена принесёт детей для мужа

Пусть та, у которой не было детей, понесёт.

Вот одна из версий в исполнении реконструктора древних инструментов и музыки Майкла Леви (Michael Levi).

Первая полная мелодия: эпитафия Сейкилоса

Третий важный письменный памятник, который рассказывает о древней музыке — уже античная запись, известная как «Эпитафия Сейкилоса» (Epitaph of Seikilos). В отличие от хурритского гимна, от которого остался только фрагмент (28 из 29 табличек сохранились слишком плохо, чтобы их можно было полностью расшифровать). К тому же, в отличие от хурритской клинописи на мало исследованном угаритском языке, греческая эпитафия и её мелодия записана с помощью хорошо знакомого учёным греческого алфавита и не допускает нескольких интерпретаций.

Буквы, означающие ноты, были выбиты 2000 лет назад на мраморе стелы, украшавшей место захоронения. Сопроводительный текст отличался краткостью: «Я есмь портрет в камне. Я помещён сюда Сейкилосом, и останусь здесь навсегда, как символ неувядаемой памяти». Слова самой эпитафии можно перевести так:

Пока живёшь, ликуй,

Не чувствуй никаких страданий.

Жизнь коротка,

И время берёт своё.

Считается, что и текст, и мелодия не были написаны как эпитафия; на самом деле призыв веселиться — это фрагмент древнегреческой застольной песни, или сколикона. Современник может усмотреть иронию в том, чтобы помещать на надгробие песню, которую поют на пиру.

Поскольку прочесть и сыграть эпитафию Сейкилоса оказалось легко, её играют уже больше сотни лет; телу нашли в 1883 году, и почти сразу попробовали дать голос музыке, которая не звучала уже две тысячи двести лет. Одна из версий:

Голос безмолвия: говорящая мумия

Иногда для того, чтобы воспроизвести звуки далёкого прошлого, учёным не приходится опираться на письменные источники. В прошлом году антропологи реконструировали структуру голосовых связок и голос человека, больше пяти тысяч лет погибшего в окрестностях Тироля — знаменитого «ледяного человека» Этци.

Этци — самая старая европейская мумия; тело мужчины, 5800 лет пролежавшее в альпийском снегу, обнаружили в 1991 году. Обстоятельства его смерти до сих пор спорны — не то Этци был убит, не то просто замёрз. Перед смертью Этци обхватил шею рукой, что затруднило доступ исследователей к его горлу, но в конце концов им удалось получить томограммы речевого тракта мумии и на их основе создать компьютерную модель.

Заставив связки и виртуальную гортань колебаться на разные лады, учёные воссоздали голос человека каменного века. Пока он произносит только итальянские гласные, но позднее учёные обещают смоделировать и звучание согласных. Судя по реконструкции, голос у Этци был низкий и густой.

Как появились ноты? - Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор.

К 900 году н.э. придумали более удобный способ. Знаки стали писать на определенном расстоянии выше или ниже горизонтальной красной черты, которая означала по высоте звука ноту «фа». Такая запись показывала, где нужно петь высоко, а где — низко.

У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма.

Невмы передавали только музыкальное направление произведения и точная высота звука не указывалась. Они обозначали число звуков в одном слоге и незначительное украшение мелодии, а все детали музыкального произведения исполнитель мог придумывать сам. Такой нотной грамотой записывали только вокальную музыку. Невмы напоминали точки, запятые и разные черточки, в беспорядке разбросанные по бумаге и певцы нередко путались из-за неразборчивости символов.

Вся эта путаница прекратилась в начале XI века. Итальянский монах, музыкант и учитель пения Гвидо Аретинский — Гвидо д’ Ареццо нарисовал линии, на которых разместились ноты.

Статуя Гвидо Аретинского во Флоренции неподалеку от галереи Уффици

 

Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990-1050). Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.

Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

 

Ut queant laxis,
Resonare fibris,
Mira gestorum,
Famuli tuorum,
Solve polluti,
Labii reatum,
Sancte Ioannes!

(В переводе с латинского:

Чтобы слуги твои

голосами своими

смогли воспеть

чудные деяния твои,

очисти грех

с наших опороченных уст,

о, Святой Иоанн»)

 

Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц.

Об этой деятельности Гвидо свидетельствуют четыре трактата, дошедшие до нас: «Микролог», «Пролог к Антифонарию», «Правила в стихах» и «Послание о незнакомом пении».

 

Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо. На ней изображены квадратные ноты.

 

Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Этот переход традиционно приписывается итальянскому теоретику музыки Дж.Б. Дони в его труде (на французском языке) «Nouvelle introduction de musique» (1640). Последняя нота октавы, si – сокращение двух слов последней строки гимна, Sancte Ioannes. В англоязычных странах название ноты «си» заменили на «ти», чтобы не путать с буквой С, также используемой в нотной записи.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.

Гвидо также неточно приписывается изобретение, названное в честь него — гвидонова рука – механический способ облегчить чтение нот, обозначив их названия на суставах и конечностях пальцев.

 

 

Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен».

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

 

 

Давайте вспомним еще какие нибудь истории создания чего либо: давайте вспомним, кто сделал Первый в мире пароход, а так же Когда что появилось в автомобиле.  Ну и интереснейшая История знаков Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=31382

Как звучала музыка, которую слушали древние греки

Античная культура Древней Греции неразрывно связана с музыкой. Известно, что ещё с 750 г. до н. э. по 400 г. до н. э. греки слагали песни, которые исполнялись под звуки лиры, сопилок и различных ударных инструментов. Прошло более 2000 лет и современные учёные придумали, как восстановить и проанализировать древние музыкальные произведения со стопроцентной точностью (по их утверждению).

Музыкант и преподаватель Оксфордского университета Арманд Д'Ангур (Armand D'Angour) пишет на сайте BBC:

«Древнегреческие инструменты известны из описаний, картин и археологических находок, которые позволяют установить тембр и воспроизводимый ими диапазон высот.

Новые подробности о древнегреческой музыке открылись из нескольких десятков древних документов с буквенной нотацией для вокальной музыки, которую создали примерно в 450 г. до н. э. Она состоит из букв и знаков над гласными в греческих словах.

Греки разработали математические соотношения музыкальных интервалов – октаву 2:1, квинту 3:2, кварту 4:3 и так далее.

Нотация точно указывает на высоту звуков».

Как же звучала древнегреческая музыка? Ниже можно послушать классициста Дэвида Криза (David Creese) из Ньюкаслского университета, исполняющего «древнегреческую песню, считанную с каменной плиты, сочинённую на восьмиструнном "каноне" (щипковый музыкальный инструмент, похожий на цитру). «Мотив приписывают Сейкилу», – пишет журнал «Археология».

Если вам понравилась музыка выше, рекомендуем ещё несколько древнегреческих хитов.

Мелодия арии из трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде». Была записана на папирусе в III веке до н. э.

Два пеана Аполлону. Были высечены на камне в Дельфах во II веке до н. э. Авторы – афинские поэты Афиней и Лимений

Христианский гимн, текст которого, написанный на папирусе, датируется III–IV веками н. э. и воспевает Святую Троицу:

Превью: изображение на античной греческой вазе VI-IV века до н. э.

Смотрите также:

.Ноты. Почему они так называются? Когда музыку начали записывать нотами?

Сочетание звуков: до-ре-ми–фа-соль-ля–си – знакомо нам с детства и напоминает песенку. Откуда же взялись названия нот? Это действительно песенка, но не детская а церковная… Раньше ноты записывались не в привычном для нас виде как сейчас, а в виде черточек и точек, обозначавших, где нужно делать ударение при пении церковных псалмов. Естественно не было и никаких названий у столь хаотичной системы песнопения. Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо Ареццо (примерно 991 — 1033 гг) , который начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане для своих учеников. Он был музыкантом-монахом и руководил церковным хором. Названия же нотам Гвидо Аретинский дал, когда использовал слова гимна Святому Иоанну Крестителю для распевки:

Ut queant laxis

resonare fibris,

Mira gestorum

famuli tuorum,

Solve polluti

labii reatum,

Sancte Ioannes.

Если оставить первые два слога в первых шести строчках, мы видим: ut, re, mi, fa, sol, la.

Ноту ut впоследствии заменили на do, поскольку намного удобнее начинать пение с согласной буквы. Очевидно, что эта нота названа в честь Бога, на латыне звучит как Dominus.

Но, где же седьмая нота си? Ответ таится в последней строчке – заглавные буквы слов образовывают заключительную музыкальную ноту. Ноты – это графическое изображение музыкальных звуков. В истории их создания заключается вся суть этого понятия. Найти ответ на вопрос, что представляют собой ноты, можно, только опираясь на исторические факты.

Были времена, когда музыка не записывалась. Напевы и песни передавались на слух, из уст в уста. Но наступил момент, когда люди решили начать их фиксировать, чтобы потомки, владеющие нотной грамотой и имеющие музыкальный слух, смогли исполнить их любимую музыку и песни даже через несколько столетий. Для этого они придумали ноты – знаки, которые показывают высоту и длительность звука.

Многие поколения на разных континентах создавали свои способы для записи музыкальных произведений. Сравнивать их было трудно, т. к. они сильно различались. В Древнем Вавилоне существовала слоговая запись с помощью клинописи. В Древнем Египте мелодии записывались посредством рисунков. В Древней Греции использовали буквы латин

Как звучала музыка, которую слушали древние греки

Современные учёные придумали, как восстановить музыкальные произведения, созданные 2000 лет назад, со стопроцентной точностью (по их утверждению).

Античная культура Древней Греции неразрывно связана с музыкой. Известно, что ещё с 750 г. до н. э. по 400 г. до н. э. греки слагали песни, которые исполнялись под звуки лиры, сопилок и различных ударных инструментов.

Музыкант и преподаватель Оксфордского университета Арманд Д'Ангур (Armand D'Angour) пишет на сайте BBC:

«Древнегреческие инструменты известны из описаний, картин и археологических находок, которые позволяют установить тембр и воспроизводимый ими диапазон высот.

Новые подробности о древнегреческой музыке открылись из нескольких десятков древних документов с буквенной нотацией для вокальной музыки, которую создали примерно в 450 г. до н. э. Она состоит из букв и знаков над гласными в греческих словах.

Греки разработали математические соотношения музыкальных интервалов – октаву 2:1, квинту 3:2, кварту 4:3 и так далее.

Нотация точно указывает на высоту звуков»


Как же звучала древнегреческая музыка? Ниже можно послушать классициста Дэвида Криза (David Creese) из Ньюкаслского университета, исполняющего «древнегреческую песню, считанную с каменной плиты, сочинённую на восьмиструнном "каноне" (щипковый музыкальный инструмент, похожий на цитру). 

«Мотив приписывают Сейкилу», – пишет журнал «Археология».

Мелодия арии из трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде». Была записана на папирусе в III веке до н. э. 

Два пеана Аполлону. Были высечены на камне в Дельфах во II веке до н. э. Авторы – афинские поэты Афиней и Лимений

Христианский гимн, текст которого, написанный на папирусе, датируется III–IV веками н. э. и воспевает Святую Троицу:

Превью: изображение на античной греческой вазе VI-IV века до н. э.
Из: Сameralabs

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о