Как написать хороший текст: 5 советов, которые помогут написать хороший текст

Содержание

Как написать Хороший текст. Главные лекции litres читать онлайн бесплатно

Здесь есть возможность читать онлайн «Борис Акунин: Как написать Хороший текст. Главные лекции [litres]» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Эксмо, год выпуска: 2019, ISBN: 978-5-04-101007-2, издательство: Литагент 5 редакция «БОМБОРА», категория: Языкознание / Прочая научная литература / popular_business / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

любовные романы фантастика и фэнтези приключения детективы и триллеры эротика документальные научные юмористические анекдоты о бизнесе проза детские сказки о религиии новинки православные старинные про компьютеры программирование на английском домоводство поэзия

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Как написать Хороший текст. Главные лекции [litres]: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Как написать Хороший текст. Главные лекции [litres]»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Уникальный проект от школы «Хороший текст», где учителем может быть только свершивший, а учеником – только жаждущий. Сборник главных лекций от Бориса Акунина, Елены Пастернак, Алены Долецкой и других экспертов.

Борис Акунин: другие книги автора


Кто написал Как написать Хороший текст. Главные лекции [litres]? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Уважаемые правообладатели!

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на [email protected] или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Как написать Хороший текст. Главные лекции [litres] — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Как написать Хороший текст. Главные лекции [litres]», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Шрифт:

GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol

Сбросить

Интервал:

Закладка:

Сделать

1234567…64

Как написать Хороший текст. Главные лекции

Автор-составитель Р. Орлова

© ООО «Издательство «Эксмо», 2019

Лекции

Борис Акунин

Литература как профессия

Сегодня я буду говорить с вами о том, что считаю важным. Это будет разговор о профессии, которую вы уже выбрали или, по крайней мере, к которой присматриваетесь. Я не могу научить вас хорошо писать, я могу лишь поделиться с вами личным опытом и личными открытиями касательно того, как жить человеку, для которого написание художественных текстов – это работа.

Итак, для начала давайте сосредоточимся на главной, как мне представляется, проблеме: в русском языке словом «писатель» обозначаются две совершенно разные профессии: пусть одна будет называться непосредственно «писатель», а другая – «беллетрист»; и тот и другой пишут художественные тексты, но это совершенно разные тексты и разный подход к работе. В чем же разница? А разница между ними примерно такая же, как между искусством и культурой. Культура вся построена на конвенциях, на традициях, на соблюдении определенных законов, искусство же – это то, что ломает и законы, и традиции; это такой ледоход, вспарывающий культуру. Разница между литературой (буду называть это так, имея в виду плод деятельности писателя) и беллетристикой заключается не в том, что литература – это высоко, а беллетристика – это низко, или что литература – это хорошо, а беллетристика – это плохо. Речь идет исключительно об авторском намерении: вы собираетесь писать литературу или беллетристику? Ответ на этот вопрос и определит ход дальнейшей работы.

Литература всегда экспериментальна, она предполагает новаторство. Писатель имеет шанс стать таковым только в том случае, если он собирается писать так, как никто до него. Двух одинаковых «литератур» не бывает. Понимаете, о чем я? Даже если стилистически текст написан очень сложно, даже если автор в нем поднимает какую-то невероятно трагическую тему, это еще не делает текст литературой. Это все равно будет беллетристика, если писатель повторяет методы, опробованные уже кем-то до него. Например, первый раз написанный «Улисс» Джойса – это литература; когда же тот или иной автор начинает использовать «поток сознания» вслед за Молли Блум, это уже не литература – это беллетристика. Даже если она написана в десять раз сложнее Джойса.

Решаясь стать писателем, вы должны понимать, что все придется делать первые, все на собственный страх и риск. Скорее всего, вам придется ждать настроения, вдохновения, голоса свыше, сниже – уж я не знаю, откуда. Без этого ничего не получится.

Кроме того, на этом поприще не следует ожидать ни славы, ни денег. Прижизненная известность если и приходит к писателю, то очень нескоро, поскольку писатель сильно опережает запросы и вкусы публики; собственно говоря, зачастую именно он их и формирует. Скажу больше: писателю, по моему мнению, вообще не следует придавать большое значение тому, сколько человек его прочтет и прочтет ли кто-нибудь вообще. Литература в том смысле, который я закладываю в это слово, существует в режиме монолога; она пишется как попытка объяснить самому себе что-то про самого себя, про мир, про что угодно. Если вы собираетесь писать литературу, мне действительно нечем вам помочь и почти нечего подсказать. Я могу лишь предупредить вас, что этот путь чрезвычайно интересен, но сопряжен с большим количеством опасностей. Что касается беллетристики, то здесь у меня опыта больше, и кое с чем я, вероятно, смогу вам помочь.

Беллетристика – это литература жанровая, и – я выражусь вульгарнее, – литература массовая, а массовая литература, не имеющая большого количества читателей, не имеет смысла; она – оксюморон. Беллетристика – это профессия, это ремесло, и ему можно научиться, как, например, можно научиться архитектуре. Другое дело, что архитекторы, как мы знаем, бывают выдающиеся и бывают рядовые. Для того чтобы быть хорошим беллетристом, а не рядовым, необходимо, как мне кажется, иметь некий набор вводных, и сейчас я попробую его обрисовать:

Искусство наррации – проще говоря, дар рассказчика. Без этого ничего не получится. Наррация, в свою очередь, складывается из двух компонентов. Первый можно назвать встроенным хронометром, который помогает автору регулировать баланс необходимого и достаточного. Для того чтобы персонаж ожил, а читатель мог увидеть описываемую сцену, нужен некий минимум описаний. Я подчеркиваю: именно минимум. Как только ваш персонаж ожил, а сцена задвигалась – переходите к следующему эпизоду. Это чувство меры совершенно необходимо всякому беллетристу, и этому можно научиться у хорошего редактора, у мастеров наррации, и т. д.

Читать дальше

1234567…64

Шрифт:

GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol

Сбросить

Интервал:

Закладка:

Сделать

Похожие книги на «Как написать Хороший текст. Главные лекции [litres]»

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Как написать Хороший текст. Главные лекции [litres]» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.


Борис Акунин

Борис Акунин

Борис Акунин

Борис Акунин

Борис Акунин

Борис Акунин

Обсуждение, отзывы о книге «Как написать Хороший текст. Главные лекции [litres]» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.

Читать онлайн «Как написать Хороший текст. Главные лекции», Борис Акунин – Литрес

© ООО «Издательство «Эксмо», 2019

Борис Акунин


Литература как профессия

Сегодня я буду говорить с вами о том, что считаю важным. Это будет разговор о профессии, которую вы уже выбрали или, по крайней мере, к которой присматриваетесь. Я не могу научить вас хорошо писать, я могу лишь поделиться с вами личным опытом и личными открытиями касательно того, как жить человеку, для которого написание художественных текстов – это работа.

Итак, для начала давайте сосредоточимся на главной, как мне представляется, проблеме: в русском языке словом «писатель» обозначаются две совершенно разные профессии: пусть одна будет называться непосредственно «писатель», а другая – «беллетрист»; и тот и другой пишут художественные тексты, но это совершенно разные тексты и разный подход к работе. В чем же разница? А разница между ними примерно такая же, как между искусством и культурой. Культура вся построена на конвенциях, на традициях, на соблюдении определенных законов, искусство же – это то, что ломает и законы, и традиции; это такой ледоход, вспарывающий культуру. Разница между литературой (буду называть это так, имея в виду плод деятельности писателя) и беллетристикой заключается не в том, что литература – это высоко, а беллетристика – это низко, или что литература – это хорошо, а беллетристика – это плохо. Речь идет исключительно об авторском намерении: вы собираетесь писать литературу или беллетристику? Ответ на этот вопрос и определит ход дальнейшей работы.

Литература всегда экспериментальна, она предполагает новаторство. Писатель имеет шанс стать таковым только в том случае, если он собирается писать так, как никто до него. Двух одинаковых «литератур» не бывает. Понимаете, о чем я? Даже если стилистически текст написан очень сложно, даже если автор в нем поднимает какую-то невероятно трагическую тему, это еще не делает текст литературой. Это все равно будет беллетристика, если писатель повторяет методы, опробованные уже кем-то до него. Например, первый раз написанный «Улисс» Джойса – это литература; когда же тот или иной автор начинает использовать «поток сознания» вслед за Молли Блум, это уже не литература – это беллетристика. Даже если она написана в десять раз сложнее Джойса.

Решаясь стать писателем, вы должны понимать, что все придется делать первые, все на собственный страх и риск. Скорее всего, вам придется ждать настроения, вдохновения, голоса свыше, сниже – уж я не знаю, откуда. Без этого ничего не получится.

Кроме того, на этом поприще не следует ожидать ни славы, ни денег. Прижизненная известность если и приходит к писателю, то очень нескоро, поскольку писатель сильно опережает запросы и вкусы публики; собственно говоря, зачастую именно он их и формирует. Скажу больше: писателю, по моему мнению, вообще не следует придавать большое значение тому, сколько человек его прочтет и прочтет ли кто-нибудь вообще. Литература в том смысле, который я закладываю в это слово, существует в режиме монолога; она пишется как попытка объяснить самому себе что-то про самого себя, про мир, про что угодно. Если вы собираетесь писать литературу, мне действительно нечем вам помочь и почти нечего подсказать. Я могу лишь предупредить вас, что этот путь чрезвычайно интересен, но сопряжен с большим количеством опасностей. Что касается беллетристики, то здесь у меня опыта больше, и кое с чем я, вероятно, смогу вам помочь.

Беллетристика – это литература жанровая, и – я выражусь вульгарнее, – литература массовая, а массовая литература, не имеющая большого количества читателей, не имеет смысла; она – оксюморон. Беллетристика – это профессия, это ремесло, и ему можно научиться, как, например, можно научиться архитектуре. Другое дело, что архитекторы, как мы знаем, бывают выдающиеся и бывают рядовые. Для того чтобы быть хорошим беллетристом, а не рядовым, необходимо, как мне кажется, иметь некий набор вводных, и сейчас я попробую его обрисовать:

Искусство наррации – проще говоря, дар рассказчика. Без этого ничего не получится. Наррация, в свою очередь, складывается из двух компонентов. Первый можно назвать встроенным хронометром, который помогает автору регулировать баланс необходимого и достаточного. Для того чтобы персонаж ожил, а читатель мог увидеть описываемую сцену, нужен некий минимум описаний. Я подчеркиваю: именно минимум. Как только ваш персонаж ожил, а сцена задвигалась – переходите к следующему эпизоду. Это чувство меры совершенно необходимо всякому беллетристу, и этому можно научиться у хорошего редактора, у мастеров наррации, и т. д.

Чувство языка. Очевидно, что это способность так подбирать и расставлять слова, чтобы текст обретал упругость и некоторую собственную энергетику. Эта способность сродни поэтическому дару, однако из хороших поэтов довольно редко получаются хорошие прозаики как раз-таки по причине сбитого хронометра, о котором я говорил выше. Дело, впрочем, вкусовое, но, с моей точки зрения, художественная проза того же Бориса Пастернака довольно тяжела – он никогда не знает, где остановиться.

Текст, сколько бы автор над ним ни работал, должен ощущаться читателем так, как будто бы он сел на санки и несется с горы, не в силах затормозить. Вот что такое чувство языка. Этот дар либо присутствует, либо нет; многое в тексте можно исправить редактурой, но вдохнуть в него энергетику, которой изначально не было, нельзя.

[Чтобы проверить, наличествуют ли в вас эти компоненты, т. е. дар наррации и чувство языка, я советую провести такой эксперимент: напишите текст, причем не остросюжетный, а какой-нибудь описательный или психологический, и прочитайте его нейтрально заряженной по отношению к вам публике. Если через пятнадцать минут взгляды слушателей не потухнут, а мысли их не улетят прочь от повествования, значит, все в порядке. Это довольно жестокий для самолюбия эксперимент, но, тем не менее, попробуйте, и вы увидите, имеет ли вам смысл этим заниматься.]

Есть еще несколько основных вещей, без которых не написать хорошей беллетристики. Когда я говорю «хорошая беллетристика», я имею в виду не литературные оценки, поскольку это чрезвычайно субъективная вещь, я имею в виду беллетристику, которая востребована массовым читателем. Автор должен очень хорошо знать жанр, в котором он собирается писать. Он должен понимать законы этого жанра, понимать тот культурный слой, поверх которого он будет строить свой собственный дом. Вывод: беллетрист должен обладать гораздо более высоким уровнем эрудиции, чем писатель. Писатель, при наличии у него мощного дара, вообще имеет право быть человеком малообразованным. Например, замечательный японский писатель Кэндзи Маруяма окончил ПТУ и прочитал в своей жизни один-единственный роман – «Моби Дик», после чего сказал, что он все понял и больше ему ничего читать не надо. У беллетриста такой номер не пройдет.

Необходимо также упомянуть, что человек, который пишет беллетристику, должен обладать развитым игровым началом, чтобы заставить читателя поверить в достоверность того мира, в который его погрузили. Невозможно написать хороший детектив, если ты не любишь детективы; невозможно написать хороший любовный роман, если ты по натуре не влюбчив или влюбчив, но глупеешь от любви и теряешь наблюдательность. Читателя не обманешь имитацией увлеченности, здесь эта виагра не работает.

Наконец, еще одно качество, которое совершенно не нужно писателю, но без которого не может обходиться беллетрист – это адекватность самооценки. Процитируем Сталина: «Как метко заметил товарищ Олеша, писатель – инженер человеческих душ». Так вот, беллетрист в первую голову должен быть инженером своей собственной души, понимать свои сильные и слабые стороны, прикидывать, что может получиться, а за что браться не следует, даже если очень хочется. Я, к примеру, в своей беллетристике старательно обхожу любые эротические сцены, потому что я знаю, что они у меня не получаются. Самой большой для меня находкой в этом смысле была серия детективов про монахиню.

Итак, допустим, вы решили стать беллетристом. Здесь впору поучиться у писателя Тригорина, про которого Треплев с завистью говорил, что «Тригорину легко – он выработал себе приемы». Так вот, надо выработать себе приемы, главным из которых должен быть прием «не повторять предыдущие приемы»; это очень важно. Я могу поделиться собственным опытом, рассказать, какие приемы использую лично я и из каких этапов складывается мой беллетристический роман.

Шаг первый – погружение в материал, в ту эпоху, которую я собираюсь описывать. Я просто читаю все подряд: документы и мемуары, газеты и журналы. Если выбранная эпоха оставила после себя фотографии – это очень здорово, так как фотография позволяет полнее окунуться в жизнь людей, нежели живопись и рисунки. Я буквально окружаю себя фотографиями того времени, рассматриваю лица, которых сейчас уже не делают, – все это мне очень помогает.

На втором этапе я совершаю что-то вроде осмотра локаций. Я даже не могу логически объяснить, зачем это нужно, потому что многие локации можно изучить по видеозаписям или фотографиям, но конкретно мне это не помогает. Мне нужно туда поехать, мне нужно там побывать. Я должен что-то ощутить. Что именно – трудно объяснить с точки зрения рационального, но для того, чтобы поверить в собственную историю, я должен побывать на месте событий. Иногда мне приходится ездить дважды. Первый раз – до написания романа, чтобы что-то почувствовать, а второй раз – когда готов сюжет, дабы убедиться в том, что события романа действительно могли здесь происходить.

На этом подготовительная часть заканчивается, и начинается инженерная работа.

Начинаю я всегда с персонажей: составляю список главных и второстепенных действующих лиц и занимаюсь каждым из них. Даже если это не попадает в роман, я должен знать про персонажей все: их характеры, особенности, биографии, – такая вот система Станиславского; без всего этого голем не оживет. Кроме того, я должен понять, как героя зовут; не придумать, а понять. Имя – очень важная штука. Если автор неправильно назвал своего персонажа, он не станет живым. Поэтому мне очень часто приходится перебирать имена: вот это ближе, еще ближе, теплее, теплее… Если вы поняли, как зовут вашего героя, – он начал жить и двигаться, значит, вы его угадали. Это получается далеко не всегда, и я очень хорошо знаю тех своих героев, которые получили «неправильные» имена и по этой моей оплошности навсегда остались картонными.

 

Вышеприведенный принцип целиком и полностью относится и к главным героям, и к второстепенным, и к третьестепенным. Вот он вошел и сказал: «Кушать подано!» – а ты знаешь про него все; он не функция, но живой человек.

Когда эта работа выполнена и у вас на руках имеется полный список действующих лиц, они начинают вступать между собой в отношения. Это захватывающий процесс, за которым нужно терпеливо наблюдать и который необходимо тщательно конспектировать. Когда-то, в самом начале своего занятия беллетристикой, я писал иначе – я выводил жесткую сюжетную линию и уже к ней пристраивал персонажей, как ветки к стволу; это работает хуже. Гораздо естественнее и проще работать по принципу от людей к событиям, а не наоборот.

Следующий этап: план романа. Мне необходимо понимать, что в главе первой происходит то-то и то-то, а в главе седьмой вот это и вон то. Короче говоря, это банальный поэпизодник, если выражаться кинематографическим языком.

Затем я проделываю работу, для которой придумал собственное название – Атмография, или график дыхания. Это совершенно необходимая вещь для любой беллетристики, а в особенности для беллетристики остросюжетного жанра. Читатели любят говорить автору такой комплимент, как «читается на одном дыхании». Но в действительности на одном дыхании можно прочитать разве что короткий рассказ. Роман – это целая жизнь, а жизнь – это дыхание: вдох и выдох. Атмография позволяет заранее наметить амплитуду этих колебаний, а также вывести концовку романа так, чтобы она пришлась именно на вдох. Только закрыв книгу на вдохе, читатель продолжит какое-то время жить с ней.

Закончив атмографический рисунок, я пишу сценарий, руководствуясь и планом, и графиком дыхания. Сценарий – это, собственно говоря, и есть весь текст, за исключением диалогов и описаний. По объему сценарий равен приблизительно половине конечного объема произведения, и он, пожалуй, является главнейшей частью работы беллетриста.

Ну, и наконец на последнем этапе я пишу собственно текст.

Заканчивая разговор о профессии беллетриста, мне хотелось бы еще несколько слов сказать о профессии писателя, которую я открыл для себя совсем недавно, но уже извлек из своего открытия несколько уроков. Во-первых, не относитесь к писательству как к повседневному занятию, тем более не относитесь к нему как к источнику заработка. Писательство – это непредсказуемая энергия, это сила, которая ничего вам не должна, это кошка, которая гуляет сама по себе. Не гоняйтесь за ней, не хватайте ее за хвост; не тужьтесь, не кряхтите – ничего хорошего из этого не выйдет. Просто терпеливо ждите, и когда эта энергия придет, относитесь к ее приходу как к празднику, как к подарку, как к церковному таинству. Если же этого не происходит, не терзайтесь и не мучайтесь – живите обычной жизнью.

Хорошо быть писателем человеку, у которого есть другая служба, другой заработок. Тем же, кто ничего не умеет, кроме как обращаться с буквами, – тем придется труднее, но и здесь есть выход. Довольно часто журналисты задают мне такой вопрос: «Чего это вы так много книжек пишете? Не работает ли на вас бригада литературных негров?» А дело в том, что я как раз-таки тот человек, который ничего кроме текстов делать не умеет; никаких других возможностей жить и зарабатывать у меня нет. Но умение работать со словами – это уже профессия, и человек, который ощущает себя именно писателем, а не беллетристом, вполне способен писать принципиально другое в те периоды, когда муза молчит, а внутри ничего не шевелится. Еще раз: вы умеете пользоваться словами, у вас есть голова, у вас есть чувства, у вас есть мысли – пишите другое. Пишите эссеистику, пишите документальную прозу, читайте лекции. При наличии интереса и способностей, пробуйте писать беллетристику. Вообще, смена жанра, смена стилистики – чрезвычайно продуктивная вещь. Когда вам вдруг станет скучно от того, чем вы занимаетесь, когда вы поймете, что увязли в монотонности и рутине, – начните писать другое. Лично мне комфортнее одновременно работать над тремя разными книгами. Обычно через две-три недели работы я начинаю уставать и немедленно перебираюсь в пространство совершенно другого текста. Там я отсиживаюсь какое-то время, а как чувствую, что снова подступает усталость, – перебираюсь к третьей книге. Такая тактика избавляет меня от необходимости устраивать себе разгрузочные дни. Вся хитрость состоит в том, что ты должен соскучиться по книге.

Еще один не менее важный нюанс: для каждой книги, для каждого жанра нужно свое собственное пространство. Сейчас, для того чтобы писать книгу другого жанра, я просто приезжаю в другое место, в другую страну, но когда я жил в двухкомнатной квартире и не имел возможности колесить по миру, я просто перемещался по своей квартире. Для одного типа письма мне служила спальня, для другого – кухня, и т. д. Не знаю, как это объяснить, но зависимость энергии места от того, что ты пишешь – совершенно прямая.

Вот, собственно, это и есть весь тот кладезь мудрости, который я накопил за двадцать лет литературной работы. Как видите, он не особенно глубокий и не особенно оригинальный, но вот чем богат, тем и рад.

Coffee break

…если уж говорить об общественной ответственности, то ответственность беллетриста гораздо выше. Выражаясь точнее: писатель, по моему мнению, в принципе не несет никакой ответственности ни перед кем.

…писательство – это очень невежливая манера общения с читателем, а беллетристика – очень вежливая. Так происходит потому, что писатель находится в режиме монолога, а беллетрист говорит на аудиторию и вынужден думать наперед, чем его слово отзовется.


…через некоторое время читатели начинают требовать, чтобы ты все время описывал приключения Эраста Фандорина, а если вдруг ты пробуешь писать по-другому, это вызывает непонимание, возмущение и раздражение. Чтобы не разочаровывать своих читателей, я придумал двух других авторов. Издатели обязались держать в тайне мое авторство, и это дало мне вторую писательскую молодость.

…самая страшная опасность – стать заложником собственных технических приемов, поскольку через некоторое время оказывается, что писать беллетристику при помощи привычных средств очень легко – можно вообще не включать ни голову, ни душу. И ты превращаешься в трамвай, который едет по одним и тем же рельсам.


…когда я чувствовал, что у меня ничего не получается, я делал в Google запрос «Акунин обожаю», и на меня выливалась масса комплиментов, от которых делалось легче. А бывало наоборот: когда я становился вдруг очень собой доволен и думал, ай да Акунин, я набирал в строке поиска «Акунин ненавижу», читал, какое я дерьмо, и это возвращало меня в состояние адекватности.


Написание идеального делового текстового сообщения: пошаговое руководство, примеры с вашими клиентами, пациентами и даже вашими поставщиками или сотрудниками. Но деловые текстовые сообщения наиболее эффективны, когда все сделано правильно. Мы проведем вас через определение ваших целей делового общения и шаги, которые необходимо предпринять при написании делового текстового сообщения.


Деловые текстовые сообщения должны быть четкими и конкретными, дружелюбными и использоваться в качестве двусторонней формы общения. Если вы сможете достичь всего этого в своих деловых текстовых сообщениях, вы достигнете своих бизнес-целей в кратчайшие сроки.

Цели делового общения

Несмотря на то, что каждая компания и владелец бизнеса преследуют несколько разные цели общения, эти цели почти всегда связаны с тем или иным образом укреплением бизнеса. Скорее всего, вы хотите либо эффективно увеличить свой доход, либо снизить общие расходы.

Эти бизнес-цели могут быть достигнуты с помощью исходящего делового общения, например, более высокая частота ответов, чтобы стимулировать больше конверсий лидов, или активное подтверждение встреч, чтобы уменьшить количество неявок. Или это могут быть цели входящей коммуникации, такие как предоставление клиентам удобных каналов для связи с вами, улучшение качества обслуживания клиентов за счет предоставления клиентам удобного способа связи с вами.

Средний показатель открытия для кампаний по электронной почтеСредний рейтинг кликов для кампаний по электронной почте

Реальность делового общения такова, что пробиться сквозь шум становится все труднее. Средний американец делает или принимает шесть телефонных звонков в день. По данным Mailchimp, средний показатель открываемости для рассылок по электронной почте составляет всего 21,33%, а средний рейтинг кликов по этим электронным письмам составляет всего лишь 2,62%. Если ваша коммуникационная цель зависит от того, действительно ли ваши клиенты читают то, что вы им отправляете, электронная почта может не подойти.

Более эффективным способом связаться с вашими клиентами будет деловая переписка. Но деловые текстовые сообщения можно использовать не только для связи с клиентами, но и для общения с сотрудниками. Используете ли вы деловые текстовые сообщения для бизнеса, также называемого B2B, бизнес-потребитель (B2C) или даже для общения со своими сотрудниками, многие из тех же принципов будут применяться к написанию эффективного делового текста.

Что делает деловые текстовые сообщения уникальными?

Обмен текстовыми сообщениями обеспечивает оперативность и простоту, которых вы не получите, отправляя сообщения по электронной почте или совершая телефонные звонки. Как мы уже упоминали, только около 20 процентов электронных писем открываются, и часть из них получает клики. Кроме того, телефонные звонки могут быть неудобными, если получатель не может ответить во время звонка и если вы оставляете сообщение, нет гарантии, что вам перезвонят. С другой стороны, текстовые сообщения оставляют место для ответа получателя, когда у него есть на это время.

С помощью текстовых сообщений вы можете общаться с клиентами, поставщиками или командой так, как им удобно и к чему они привыкли. Вы связываетесь с ними личным и простым способом, который может показаться более удобным и сопровождаться меньшим давлением, чем телефонный звонок. Хотя электронная почта также является удобной средой для общения, она не такая мгновенная, и помните об этих низких показателях открываемости и рейтинга кликов.

О чем говорят цифры:
  • 89 процентов потребителей хотят иметь возможность отправлять сообщения компаниям, и большинство из них также хотят иметь возможность делать это прямо из своего родного приложения для обмена сообщениями.
  • На 24 процента неопознанных телефонных звонков отвечают
  • 90 процентов текстовых сообщений прочитываются в течение первых трех минут
  • Коэффициент конверсии для деловых текстовых сообщений составляет 45 процентов.

6 шагов к написанию лучшего делового текста

Если вы собираетесь использовать деловые текстовые сообщения для общения со своими клиентами и сотрудниками, есть несколько общих правил, которым необходимо следовать, чтобы писать максимально эффективные тексты. Имейте в виду, что общие рекомендации о том, что нужно для хороших деловых текстовых сообщений, применимы к текстам, которые вы отправляете по любой деловой причине.

Шаг 1: определите цель общения

Прежде чем приступить к написанию текста, убедитесь, что вы знаете, почему вы отправляете деловое сообщение. Вы можете думать об этом «, почему » как о цели вашего делового текстового сообщения. В большинстве случаев, если вы пишете сообщение клиенту, это, вероятно, потому, что вы пытаетесь связаться с ним по той или иной причине.

Причиной может быть то, что это новый клиент, которого вы только что закрыли, и вы хотите представить его, или, может быть, вы проверяете, удовлетворен ли он недавней покупкой, или даже напоминаете пациенту, что они должны для их следующего назначения.

Этой конечной целью может быть получение ответа, обеспечение удовлетворенности клиентов или предложение решения. Если вы переписываетесь со своими сотрудниками, подрядчиком или выездным работником, целью может быть организация логистики или составление графика. Как только вы определите цель общения, вы готовы перейти ко второму шагу: тон.

Шаг 2. Выберите тон для общения, будьте дружелюбны

Тон вашего делового общения должен соответствовать цели вашего делового общения, вашему бренду и тому, с кем вы общаетесь. В то время как деловые текстовые сообщения — это немедленная форма общения, которая кажется более личной, чем электронная почта, тон все же должен быть фирменным для вашей компании.

Если вы общаетесь, например, о юридических, медицинских или финансовых делах, вы должны быть более формальными в своем общении, то есть вы можете не использовать смайлики в этих сообщениях. Сохранение ваших сообщений о бренде может означать быть немного более серьезным, чем может быть розничный бренд или бизнес в сфере общественного питания. Но серьезный тон не означает, что ваше сообщение не может быть легким. Точно так же, как вы говорите со своими клиентами компетентным, ровным и спокойным тоном о результатах испытаний или новом развитии судебного дела, вы хотите сделать текстовое сообщение таким же легким.

Потребительские бренды или розничные торговцы имеют возможность быть немного более расслабленными в своих сообщениях, почти как они разговаривают со старым другом. Если вы один из этих брендов, вы можете добавить немного веселья в обмен сообщениями. Смайлики, восклицательный знак и дружелюбный тон — все это особенности приведенного ниже примера сообщения. В целом, мы рекомендуем быть ясными и дружелюбными. В идеале ваш клиент, поставщик или сотрудник должен прочитать ваш текст и понять, от кого он, почему вы им пишете и должны ли они отвечать.

Использование смайликов в этом разговоре делает его дружелюбным.
Шаг 3. Представьтесь 

Всегда представляйте себя и свой бизнес при использовании деловых текстовых сообщений, чтобы получатели знали, от кого пришло сообщение.

Если вы знаете имя клиента, включите его в сообщение, чтобы повысить скорость отклика.

Среднестатистический американец получает 11 спам-сообщений в месяц, поэтому вы хотите дать понять, что вы не один из этих 11. Не думайте, что только потому, что вы отправили сообщение клиенту до этого, он сохранил ваш номер. Это введение и общение также помогут укрепить доверие ваших клиентов и помочь вам получить ответ.

Если вы переписываетесь со своими сотрудниками, вам, скорее всего, не нужно представляться, но вы все равно должны быть вежливы, особенно если вы связываетесь с ними в нерабочее время.

Обязательно представьтесь и объясните, от какой компании вы пишете сообщение.
Шаг 4. Пишите кратко и ясно

Помните, что при отправке текстовых сообщений ожидается, что сообщение будет коротким. Вы не можете просто скопировать и вставить свое последнее электронное письмо клиентам и вместо этого отправить его в виде текста. Текстовые сообщения — это совершенно другая среда с другим набором правил. Во-первых, вы работаете с определенным количеством символов, и вам нужно донести свое сообщение, используя эти конкретные параметры. Текстовые SMS-сообщения могут содержать от одного до 160 символов. Если вы превысите эти 160 в базовом SMS, сообщение будет разделено на более чем одну часть, сколько именно зависит от оператора связи получателя. Эти параметры — еще одна причина быстро добраться до «почему» вашего текстового сообщения, как мы упоминали ранее.

В дополнение к тому, что ваше сообщение должно быть коротким, оно должно быть прямым и в идеале достаточно четким, чтобы у получателя не возникло дополнительных вопросов. Иногда добавление фотографии или ссылки к вашему тексту может помочь лучше проиллюстрировать вашу точку зрения, но это уменьшит количество символов. Корректируйте свои сообщения перед их отправкой, перепишите их, если необходимо, чтобы сократить сообщение и быстро донести свою точку зрения.

Несколько советов по написанию, о которых следует помнить
  • Тщательно выбирайте слова
  • Используйте простой и конкретный язык
  • Используйте активные слова вместо пассивных
  • Используйте временные параметры, когда это необходимо

Опечатки, плохая грамматика, чрезмерное количество смайликов, несколько ссылок или неполные предложения могут заставить человека на принимающей стороне подумать, что сообщение является спамом или незаконным.

Вы хотите убедиться, что ваш текст не похож на приведенный ниже.

Это пример текста, который следует избегать. Он переполнен, завален опечатками и слишком большим количеством смайликов.

Шаг 5: Добавьте соответствующие вложения или ссылки

Вы и ваши получатели можете добавлять фотографии или ссылки к своим сообщениям, чтобы проиллюстрировать точку зрения или повысить ценность беседы. Отправка фотографий или использование MMS продуктов, рабочих графиков сотрудникам или даже снимка экрана для устранения неполадок — хорошие примеры того, что вы можете добавить.

Ссылки и фотографии могут быть чрезвычайно полезны в двух случаях. Во-первых, он отлично подходит для входящей связи от клиентов или сотрудников, которые отправляют фотографии или ссылку, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения или объяснить что-то более четко.

Фотографии в MMS могут помочь проиллюстрировать мысль и устранить необходимость в длинных объяснениях.

Во-вторых, их можно использовать в исходящем режиме. Ссылки могут способствовать немедленному взаимодействию при отправке покупателю, который нажимает на ссылку, и они также могут быть отличным способом предоставить клиентам более подробную информацию, такую ​​как PDF или графику.

Ссылки, отправленные через MMS , могут помочь вам в общении с клиентами или пациентами.
Шаг 6: Объясните, что общение является двусторонним

Ваши получатели могут не знать, что они могут ответить и что их сообщение будет отправлено реальному человеку, если вы не объясните им это. Отчасти поэтому представление о себе и использование имени клиента может быть ценным.

Многие тексты, которые компании отправляют своим клиентам, являются односторонними, например, подтверждение заказа или встречи. Это еще одна причина, по которой так важно, чтобы клиенты знали, что они могут ответить. Вы можете сделать это, четко сказав им, задав им вопрос и используя человеческий тон.

Говорить им четко и с использованием человеческого тона:

Четкие вопросы, отправленные через SMS, могут помочь предприятиям связаться со своими клиентами.

Как только клиент ответит, вы получите его внимание и доверие, а также возможность предложить решение любых проблем или любую дополнительную информацию, например, оценку доставки.

Обмен текстовыми сообщениями со своими сотрудниками также следует использовать как форму двусторонней связи. Вы можете использовать его, чтобы сообщить своим сотрудникам о новых процедурах и правилах, а также работать над логистикой, например, проверять, может ли кто-то работать в смену.

Хорошие деловые текстовые сообщения: практический результат

Большинство из нас привыкли к небрежным текстовым сообщениям, но особое внимание к деловым текстовым сообщениям может иметь большое значение. Помните, что есть несколько ключевых шагов, которые необходимо предпринять при составлении делового текста, будь то для ваших клиентов, сотрудников или партнеров. Ваши деловые тексты всегда должны быть грамматически правильными, дружелюбными, четкими, лаконичными и двусторонними.

Как написать идеальный текст, электронное письмо или любовное письмо

Одноместный

Как профессиональный писатель, меня интересуют хорошо написанные заметки, тексты, электронные письма или (румянец) стихотворения.

Рассказывать людям, что нам нравится, как и почему они нам нравятся, и излагать это в письменной форме — это прекрасный способ засвидетельствовать нашу любовь (или ее отсутствие) и прояснить наши собственные чувства. Недавно я читал удивительный рассказ моего друга Сэма Кашнера о любовных письмах, которыми обменивались Лиз Тейлор и Ричард Бертон, и подумал, что, может быть, моим читателям не помешала бы рука, сформулировавшая свои собственные коммюнике. Будь то текст, электронное письмо, любовное письмо или что-то еще, эти 6 советов помогут вам сказать ему то, что он хочет услышать:

Как писатель профессионального типа меня интересуют хорошо написанные заметки, тексты, электронные письма или (румянится) стихотворения. Рассказывать людям, что нам нравится, как и почему они нам нравятся, и излагать это в письменной форме — это прекрасный способ засвидетельствовать нашу любовь (или ее отсутствие) и прояснить наши собственные чувства.

Недавно я читал удивительный рассказ моего друга Сэма Кашнера о любовных письмах, которыми обменивались Лиз Тейлор и Ричард Бертон, и подумал, что, может быть, моим читателям не помешала бы рука, сформулировавшая свои собственные коммюнике. Будь то текст, электронное письмо, любовное письмо или что-то еще, эти 6 советов помогут вам сказать ему то, что он хочет услышать:

1. Прочтите вслух

Вы можете чувствовать себя сумасшедшим, стоя на углу улицы с камерой в руке, разговаривая сами с собой, как сумасшедший, но поверьте мне, это отличный способ прояснить, чего вы хотите. сказать и заставить себя понять, что кто-то другой будет читать ваши слова. Когда мы пишем что-то, даже небольшой текст, так сложно выйти из головы, все, что мы можем сделать, чтобы представить себя читателю, может действительно помочь. Внезапно предложение «Хочу 2 cum ovr» звучит не столько потрясающе и умно, сколько предосудительно.

2. Ближе к делу

Мы так увлеклись цветистым языком, пытаясь казаться крутым или играя со словами, что часто путаем то, что пытались сказать в первую очередь. Я знаю, что в прошлом, когда я хотел потусить с кем-нибудь поздним вечером, я писал что-то вроде «Я должен быть на ужине до 9, но если вы будете в моем районе после этого , мы могли бы выпить.» В моем воображении я представлял нас, обнимающихся на моем диване, пьющих вино и рассказывающих истории о нашем детстве. В ее сознании я говорил ей, что я слишком занят, чтобы висеть, и что она была второстепенной мыслью относительно моих настоящих планов.

__

  1. Начать и закончить Strong__

Это больше для писем и электронных сообщений, но я пытаюсь связать свое окончание со своим введением. Я думаю, что это действительно мощно, когда вы начинаете с чего-то поразительного, информативного или нового (что-то вроде «До того, как я встретил вас…»), а затем заканчиваете этим чувством (что-то вроде «встреча с вами изменила мою жизнь». …», но, знаете, менее хромой).

4. Спросите себя, похоже ли это на меня?

Большинство хороших текстов исходят из настоящего места, места честности. Спросите себя, пока вы пишете: это похоже на меня? Заманчиво играть персонажей, когда мы кладем ручку на бумагу, большой палец на блокнот, но когда мы пытаемся передать что-то реальное, я клянусь, что лучше всего это будет звучать от настоящего вас.

5. Проверка орфографии

Ничто так не превращает любовное письмо в то, что он повесит на холодильник, чтобы его соседи посмеялись над ним, как плохое правописание или грамматика.

6. Помните: смеяться значит рискнуть показаться дураком

Каждый раз, когда мы кладем ручку на бумагу, мы рискуем стать объектом насмешек и смущения, как публичных, так и частных. Но ничего стоящего делать нельзя совершенно без риска. Даже если он не достигнет своей цели, даже если он может взорваться у вас перед носом, риск того стоит.

__

Эффективны ли ваши тексты, электронная почта, письма? Вы когда-нибудь писали любовное письмо? Вы когда-нибудь получали его?__

Подробнее о знакомствах на Glamour.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *