Как человек изобрел колесо – А знаете ли Вы, как появилось колесо? Краткая история колеса.

А знаете ли Вы, как появилось колесо? Краткая история колеса.

С чего началось изобретение колеса?

.

А знаете ли Вы, как появилось колесо? Краткая история колеса. Шиноремонтный инструмент Шиномонтажник Шиномонтаж Публикации Истории Водитель Автосервис Автомобиль Автолюбитель

.

Все исследователи сходятся во мнении, что первое колесо было изобретено в 3500 году до н.э., правда это приблизительная дата, возможно, оно появилось и раньше, но принято считать, что первое колесо появилось в Месопотамии, на территории современного Ирака. Есть один факт, что колесо изобрели при кочевой жизни, когда люди перестали скитаться. Люди стали разводить хозяйство, засевать поля, заводить домашний скот, строить города. Стала развиваться торговля, и перемещение на далекие расстояния с большим грузом стало сложно, вот тут и появилась такая идея. А идея началась с поваленных бревен, когда их начали катить.

.

А знаете ли Вы, как появилось колесо? Краткая история колеса. Шиноремонтный инструмент Шиномонтажник Шиномонтаж Публикации Истории Водитель Автосервис Автомобиль Автолюбитель

.

Затем кроманьонцы изобрели рычаг, каким способом они вышли на такое новшество? Они заметили, что при нажатии на подложенную палку под бревно, оно катилось, при следующем нажатии, бревно катилось дальше. Так при помощи палки или рычага перекатывали уже несколько бревен. За тем, кинув бревна уже поперек другим, обнаружили, что бревна, таким образом, передвигаются, как бы на платформе из тех же бревен.

В древнем Египте передвигали с помощью бревен огромные каменные сооружения. Со временем было замечено, что каток с более тонким строением посередине, чем по краям передвигался равномерно, и меньше заносило в сторону. При таком выводе, катки стали обжигать посередине для получения тонкого центра. В конце концов, такое бревно приобрело форму похожую на ось и два колеса по краям, только по структуре одно монолитное сооружение из бревна.

.

А знаете ли Вы, как появилось колесо? Краткая история колеса. Шиноремонтный инструмент Шиномонтажник Шиномонтаж Публикации Истории Водитель Автосервис Автомобиль Автолюбитель

.

Следующий этап,

валики стали делать отдельно, которые крепились осью, так появилась первая повозка, которую тянули волы. Именно с этого момента считалось изобретение колеса. Жесткое крепление колес осью позволяло крутиться колесам вместе с ней, это двигало повозку по прямой дороге, но на поворотах являлось сложностью, попросту такое сооружение тяжело повернуть и часто на поворотах повозка просто могла перевернуться.

Прошло немало времени, когда люди научились обрабатывать металл, что привело к использованию металлических изделий в колесном сооружении. Еще одним революционным скачком в развитии колеса стало использование спиц, после того, как научились работать с металлом, деревянные спицы заменили металлическими, а еще немного позже появился обод с металла. Так появилось колесо с металлическим ободом и спицами. Такое колесо вращалось в несколько раз быстрее, предыдущего. Через пару веков колеса стали полностью из металла.

.

А знаете ли Вы, как появилось колесо? Краткая история колеса. Шиноремонтный инструмент Шиномонтажник Шиномонтаж Публикации Истории Водитель Автосервис Автомобиль Автолюбитель

.

Самым большим изобретением в те времена стало колесо со ступицей, которое насаживалось на неподвижную ось. В таком исполнении, колеса вращались не зависимо друг от друга. Между ними, конечно, происходило трение, и для уменьшения смазывали места трения дегтем или жиром. С такими колесами еще долгое время передвигалась телега уже с запряженными лошадьми. Колесо использовали в повозках, а так же появилось водяное колесо, нашлось применение еще во многих сферах деятельности человека, такие как гончарное дело, строительное и т.д.

Но вернемся к колесу, которое дало развитие транспорта. В середине 18 века, появилось новое исполнение колеса, шина, о создании которой тоже существует своя история. И так шли года, столетия, примитивное бревно дало толчок к появлению транспорта и, усовершенствуясь, пришло в наше время в таком издании, как мы видим уже сегодня. Древнее коло (колесо), которое означает движение, в нашей цивилизации продолжает видоизменяться, и никто не знает, какое оно будет через века.

instrumenty.info

Как изобретали колесо | Тайны мира и человека

2 940

Картинки по запросу история колесаВ окружающем мире человек в основном видит движение линейное. Поэтому идея колеса, соединяющего вращение обода с поступательным движением оси, была далеко не очевидной и требовала немалой изобретательности.

Испокон веков люди перетаскивали грузы. Гладкий предмет волочить легче — это выяснилось быстро. Так родились салазки. Кто-то догадался подложить под них бревна-катки: так быстрее. Если бревно обжечь, чтобы оно было в середине уже, чем по краям, тогда груз не соскользнет. Следующий шаг — профилирование: широкий край бревна становится все тоньше, пока не отделяется от середины. Вот оно — первое колесо! Наконец неведомый гений изобрел ступицу, в нее вставляется ставшая неподвижной ось. Осталось закрепить платформу — и повозка готова.

Наскальный рисунок повозки II тыс. до н.э., обнаруженный в Ливии.

Изображения салазок с колесиками (зооо г. до н. э.) найдены в Междуречье в шумерском городе Урук. К 2700 году до н. э. там же появляются рисунки повозок. В это же время шумеры начинают хоронить своих царей вместе с колесницами. Эти погребения найдены в Кише, Уре, в эламском городе Сузы.

По Востоку распространяется образ колеса как символа солнца и власти. Хетты клянутся колесом, в индийском эпосе бог Индра похищает колесо у бога солнца Сурьи, у иранцев Небесное Колесо — оружие богов. Ассоциация понятна: солнце — круглое и могущественное, колесо — тоже круглое и дарит человеку скорость, а с ней преимущество в бою и власть. Нам, привыкшим к быстрой езде, не понять, как скорость в 25-30 км/ч пьянила пешее дотоле человечество. Хотя лошадь приручили на тысячу лет позже, и повозку еще долго таскали онагры — азиатские ослы.

Но как деревянное колесо могло появиться в Месопотамии, отнюдь не изобиловавшей лесами? Подходящие леса были на востоке Турции и севере Ирана. Эти области и считали родиной колеса, пока археологи не обнаружили в армяно-грузинском пограничье и верховьях Куры многочисленные и даже более древние, чем в Междуречье, колесничные захоронения рубежа ГУ-Ш тыс. до н. э. Когда из-за строительства Севанской ГЭС уровень воды в озере упал, обнажились погребения с колесницами — тяжелыми и неповоротливыми. Тянуть их могли только волы.
Быстро катясь по свету, колесо почти одновременно с Месопотамией попадает на север. Древние захоронения с повозкой найдены у Элисты в Калмыкии. А дальше, в степи, ему уже нет границ: следующее древнейшее колесо нашли в селе Герасимовка Оренбургской области.

Колесо III тыс. до н. э., найденное при раскопках месопотамского города-государ­ства Ур

Уже в середине III тысячелетия до н. э. деревянное колесо оборачивали в кожу, а к 2000 г. до н. э. стали забивать в обод медные гвозди острием наружу — для лучшего сцепления с землей. Колеса еще сплошные, но уже не вырезанные из цельного ствола, а составные, сколоченные из трех частей. Такую древесину найти легче. Примерно тогда же люди приручают лошадь, и повозки разделяются на быстрые конные двуколки — боевые колесницы и экипажи правителя — и двухосные телеги с впряженным волом — для хозяйства.

Повозка едет на восток через степи Азии от одних племен к другим (слово «телега» — монгольского происхождения). Это фиксируют наскальные рисунки южной Сибири. Кочевники-скотоводы делают большие крытые повозки — дома на колесах. К середине II тысячелетия до н. э. колесо докатилось до Китая эпохи царства Инь.

Слова «коло» и «рото» — колесо — были в индоевропейском, общем предке германских, славянских, роман-ских, иранских языков… Значит, они возникли на прародине индоариев — в восточной Турции и северном Ираке в III тысячелетии до н. э. Именно оттуда начинается расселение племен, включая великую миграцию индоариев в Европу. Ученые до сих пор спорят, каким маршрутом они продвигались: из Малой Азии на Балканы, через Причерноморские степи в Венгрию, через Среднюю Азию — или всеми этими путями одновременно? В любом случае, их победоносное шествие было в немалой степени обеспечено военным успехом колесниц. По ходу миграции совершенствуется и само колесо. У того, что к 2000 году до н. э. доехало до нынешней Голландии, уже имелись спицы и обод.


Колесо Дхармы на барельефе из буддийского святилища Санчи в Индии — символ ступеней духов­ного совершен­ствования (11-1 вв. до н. э.)

Дальнейшее развитие колеса в Европе связано почти исключительно с кельтскими племенами. Около 1500 года до н. э. они научились «обувать» обод металлом, а через пару веков, ко времени Троянской войны, колесница становится почти целиком металлической. На таких сражаются гомеровские герои. Такими восхищается библейский пророк Наум: «По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня; сверкают, как молния». Усовершенствование повозки продолжается. Две оглобли вместо одной видны на рельефе ассирийского царя Ашшурнасирпала II (850 г. до н. э.). А на другом краю земли, в датском Дьерберге наскальный рисунок (1век до н. э.) изображает повозку с подвижной передней осью: до нее телеги были крайне неповоротливы. В Риме они такими и остались. Кстати, воевавшие с варварами-кельтами римляне строили лучшие в мире дороги, но почти не занимались транспортными средствами, за исключением того, что научились около 100 года до н. э. запрягать коней цугом. Однако в быту по-прежнему использовались тяжелые колеса без спиц, и Вергилий называет телеги «скрипучими» и «стонущими», хотя ступицы смазывали жиром или дегтем. Эти повозки разбивали дорогу, и в 50 году до н. э. был принят первый закон, ограничивший нагрузку на одно колесо до 250 кг. Зато у римлян колесо заработало в водяной мельнице и в лебедке.

За три тысячи лет своего вращения колесо перевернуло жизнь почти всего Старого Света. А вот до Африки южнее Сахары, до Юго-Восточной Азии и, по понятным причинам, до Австралии так и не докатилось. Приплыв в Америку, испанцы были поражены тем, что инки не знали колеса. В Новом Свете не было крупного скота, за исключением лам, и инки надрывались на волоке. А ацтеки использовали колеса лишь в игрушках.

Впрочем, заметим под занавес, что есть и иная гипотеза изобретения колеса. Горшки — неказистые и кособокие — люди лепили еще за 6000 лет до н. э. Но появился гончарный круг — и вид посуды резко улучшился. А гончарный круг — это колесо, положенное набок. Кто у кого заимствовал идею, возница у гончара или наоборот? А вдруг окажется, что всеми переселениями народов, прогрессом транспорта и вообще всеми изменениями в облике планеты мы обязаны безымянному гончару, упрямо добивавшемуся, чтобы его горшки были ровными?

via

taynikrus.ru

Колесо-двигатель прогресса — SurWiki


Колесо — двигатель прогресса

В соответствии с Указом Президента от 22 апреля 2013 года № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» наступивший 2014-й год объявлен в стране Годом культуры. Так же 2014 год по предложению губернатора ХМАО – Югры Натальи Комаровой объявлен годом всеобщего математического просвещения. Именно поэтому, эта тема вызвала у нас особый интерес.

В наш бурный 21 век мы редко задумываемся над тем, что значит часто звучащее слово – изобретение. В наше время одним из самых удивительных, аспектов изобретений является беспрестанно увеличивающаяся скорость, с которой новые идеи и новые технологии внедряются в практику, новшества устаревают так быстро, что о многих из них мы забываем, едва успев к ним привыкнуть. Но есть изобретения, которые не устареют никогда. К ним относится самое обычное, известное всем с раннего детства колесо. А ведь оно признано во всем мире одним из самых старых и самых важных изобретений человечества.

Это так же было подтверждено исследованием, проведенным в России в 2011 году. Темой опроса стало «самое полезное изобретение». В опросе, проведенном по заказу с 5 по 9 ноября, участвовали 3000 человек со всех федеральных округов страны. Согласно данным исследовательского центра портала Superjob.ru по результатам опроса за колесо проголосовало около 21% участников.

Повозка, гончарный круг, мельница, водяное колесо и блок — вот далеко не полный перечень устройств, в основе которых лежит колесо. Колесо заставило историю сдвинуться с мертвой точки и развиваться во много раз быстрее.

Актуальность: каждодневно появляется множество изобретений, которые спустя небольшое время тут же заменяются другими, теряя свою актуальность. Но изучение колеса остается актуальным и по сей день. Ведь обобщив полученный за тысячи лет опыт, человек, сумел бы изобрести нечто новое или усовершенствовать конструкцию привычной для нас вещи, работа которой основана на колесе. Именно поэтому, мне кажется важным, привлечь внимание людей к колесу и его роли в разных сферах деятельности человека.

Цель: изучить значение колеса, его влияние на жизнь общества.

Задачи:

1. Познакомиться с историей создания и развития колеса.

2. Изучить строение колес различных исторических времен.

3. Выяснить, какое применение колесо нашло в ремесле, транспорте, науке и технике, повседневной жизни человека.

Объект исследования: колесо.

Мы выдвигаем гипотезу: колесо действительно не только стало одним из величайших изобретений человечества и сыграло большую роль в истории, но и продолжает занимать важное место в жизни современного человека и помогает совершать еще множество изменений в ней.

Методы исследования: поисковый, исследования публицистических и научных источников, работа с литературой, анализ, обобщение.

Анализ литературы: в основном при работе над проектом использовались энциклопедии для школьников среднего возраста, в которых содержатся статьи по всем отраслям знаний и наук. А так же различные толковые словари и учебник физики, из которого брались описания принципа работы некоторых механизмов, основанных на колесе.

Изобретение колеса

Колесо сыграло в истории огромную роль. В своей жизни человек не смог бы обойтись без него.

Изобретение колеса — это одно из величайших открытий в истории человечества. Пожалуй, трудно найти другое открытие, которое дало бы такой мощный толчок развитию техники. Что же такое колесо?

Колесо — плоский круг, обращающийся на оси. (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля).

Колесо — диск или обод со спицами, вращающийся на оси. (Большой Энциклопедический словарь).

Колесо — 1. Круг со спицами или сплошной, насаживаемый на ось повозки и посредством вращения ее на втулке передвигающий повозку. 2. Такого же рода предмет, служащий в различных машинах и механизмах для передачи или регулирования движения (тех.). (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова).

Колесо – круг, вращающийся на оси и служащий для приведения в движение повозки или механизма. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

Всё началось с колеса. Оно известно примерно с середины 4 тыс. до н. э. (Месопотамия). До этого человек знал, кроме пешего хождения и хождения по морю, еще два вида передвижения — верховую езду и перемещение тяжестей на волокушах из шестов, веток или шкур.

Любопытно, что изобрели колесо вовсе не для того, чтобы быстрее передвигаться. Пока древние люди вели кочевой образ жизни, они весь свой нехитрый скарб носили с собой. А вот когда они осели на одном месте, тогда им понадобилось колесо. Оседлый человек стал засевать поля, разводить скот, строить большие поселения, а потом и города, началась торговля камнем, лесом, зерном. При этом людям приходилось перемещать огромные тяжести на большие расстояния. И идея колеса не могла не родиться.

Возможно, что конструкцию колеса подсказали людям покатившийся моток шерсти, или веретено, но вернее всего — брёвна-катки, с помощью которых перемещали каменные блоки пирамид и прочие тяжелые грузы.

Постоянно имея дело с поваленными деревьями и брёвнами, человек обнаружил, что они могут кататься. Оказывается, что само бревно, которое он с товарищами едва мог перенести на несколько метров, могло катиться само, если, конечно, его толкнуть. Но чтобы, это сделать, нужно было приложить огромное усилие. Тогда кроманьонцы изобрели рычаг: подложили толстую длинную палку под бревно, нажали, и бревно покатилось. Потом догадались на катящиеся бревна наискосок положить другое бревно — они покатили и его. Значит, транспортируемые брёвна уже сами могли быть «транспортом».

И все же этот метод оказался очень неудобным. Ближайшие к рычагам брёвна все время падали. Нужно было их как-то зафиксировать. Ученые не могут точно доказать, что натолкнуло человека на эту идею, но когда он реализовал ее, то получилась первая повозка, грубая, неказистая. Однако она могла катиться лишь по ровной поверхности. Любой камень, оказавшийся на пути, мог разрушить ее. Тогда, прочно скрепили десяток брёвен между собой, внизу прикрепили еще по две пары гладко отесанных брёвен, а между ними поместили третье — гладкое. И получился первый каток, он прекрасно двигался. Это был прообраз колеса. (см.Приложение 1)

Многие учёные и археологи, например, археолог Алексей Резепкин, стараются доказать, что колесо было изобретено в Европе. Свою теорию они объясняют трудностями путей в долинах, а также постоянной добычей леса – именно это, считают они, могло бы послужить прекрасной подоплекой изобретению колеса как части транспорта. Хронологические заметки о колесном транспорте в Европе говорят о том, что здесь он появился не позднее четвертого тысячелетия до нашей эры. Благодаря кочевникам и миграциям колесо узнали в районе Каспийского и Черного моря, а уже оттуда оно попало в Месопотамию в конце четвертого тысячелетия. Это служит объяснением тому факту, что на Ближнем Востоке не было найдено ни одного следа развития колесного транспорта, хотя присутствуют несколько абсолютно несхожих видов.

Хоть они и не изобрели колеса, но ольмеки и представители других культур западного полушария приблизились к нему. При раскопках были найдены колесообразные камни, служившие, по всей видимости, детскими игрушками, и датируемые 1500 годом до н.э. Таким образом, изобретение колеса попадает на период позднего неолита и должно рассматриваться с другими технологическими преимуществами, которые обеспечили расцвет человечества в начале Бронзового века. Быстро катясь по свету, колесо почти одновременно с Месопотамией попадает на север. Древние захоронения с повозкой найдены у Элисты в Калмыкии. А дальше, в степи, ему уже нет границ: следующее древнейшее колесо нашли в селе Герасимовка Оренбургской области. Повозка едет на восток через степи Азии от одних племен к другим (слово «телега» — монгольского происхождения). Это фиксируют наскальные рисунки южной Сибири. Кочевники-скотоводы делают большие крытые повозки — дома на колесах.


В Китае колесо, как составляющая колесницы, появилось в 1200 году до н.э., но некоторые ученые оспаривают этот факт и относят конные повозки еще к 2000 году до н.э. Возможно ли параллельное изобретение колеса в Азии или своеобразный «прыжок» через Гималайский хребет – до сих пор остается открытым вопросом.

Слова «коло» и «рото» — колесо — были в индоевропейском, общем предке германских, славянских, романских, иранских языков… Значит, они возникли на прародине индоариев — в восточной Турции и северном Ираке в III тысячелетии до н. э.

Но есть и другая теория изобретения колеса. Горшки — неказистые и кособокие — люди лепили еще за 6000 лет до н. э. Но появился гончарный круг — и вид посуды резко улучшился. А гончарный круг — это колесо, положенное набок.(см.Приложение 2) Кто заимствовал идею, возница у гончара или наоборот? Наверное, это мы не узнаем никогда.

Роль колеса в транспорте, ремесле, науке и технике

В транспорте

Колесный транспорт развивался по мере того, как налаживались связи между народами.

Первые колеса для повозок делались сплошными, их отрезали от бревен или сшивали из нескольких досок и затем обрезали по кругу. Для такой обработки дерева требовались пилы и другие инструменты развитого общества, знакомого с металлом и изделиями из него. Существуют археологические свидетельства того, что Месопотамия была тем очагом цивилизации, где обработка металла впервые достигла уровня развития, при котором возможно производство колесных повозок.

У первых прототипов современной повозки колеса в виде сплошного диска наглухо крепились к оси, которая вращается в направляющих. Кузов у такой повозки появился позже. (см.Приложение 3) Древнейшие двухколесные и четырехколесные повозки, создание которых относят к 3500 до н.э., были найдены в Месопотамии – там, где некогда стоял город Киш. Их обнаружили вместе со скелетами впряженных волов и ослов.

Сложность устройства колес и кузовов этих экипажей свидетельствует о длительном периоде совершенствования их конструкции. К концу Бронзового века повозки со свободно вращающимися на оси колесами «докатились» до Скандинавии и северных областей Китая.

Четырехколесную повозку построили несколько позже двухколесной, потому что проблема поворотов двухосного экипажа оказалась непростой. Поначалу задок повозки заносили вручную, потом стали делать свободные передние колеса, а еще позже появилась поворотная передняя ось.

Чтобы получить ощутимую выгоду от транспортных средств, необходимо было строить дороги. Поначалу гужевые перевозки осуществлялись между полем и поселением. Дорог, по которым можно было бы ездить и зимой, в Северной Европе не было вплоть до последних столетий, поэтому в течение многих веков колесные повозки были распространены лишь на юге континента.

Первые экипажи имели жесткие оси, затем появилась упругая подвеска на гибких деревянных планках, а позднее на кожаных ремнях. Для быстрых коротких переездов потребовались небольшие облегченные экипажи.(см.Приложение 4) Появились новые виды транспорта: кэбы, трамваи, омнибусы, которые также не могли обойтись без колес.

В 60-х годах 19-ого века стали популярными велосипеды с педальным приводом. Конструкция велосипедов совершенствуется, и по многим причинам велосипеды становятся все более популярными в 21 веке.

Мотоциклы, появившиеся раньше автомобиля, тоже не могут обойтись без колес.

С изобретением двигателя внутреннего сгорания, около 100 лет назад, началась очередная страница в жизни колеса. В жизни человека появился автомобиль, и началась бесконечная модификация автомобильного колеса.

Вообще говоря, невозможно в маленькой работе упомянуть о всех видах транспортных средств и военной техники, где важнейшей частью конструкции является колесо.

В ремесле

Гончарное колесо

Для изготовления глиняной посуды используется специальный механизм – гончарное колесо. Колесо может также использоваться во время процесса сокращения лишних деталей из высушенных изделий и для того, чтобы применить выгравированное художественное оформление или цветные кольца на сосуды. Использование гончарного колеса стало широко распространенным всюду по Старому Свету, но было неизвестно в Новом Мире в Доколумбовскую эпоху, где глиняная посуда производилась в ручную.

Множество ранней керамики было сделано в ручную, используя простую технику намотки, в которой тело из глины катили в длинные нити, которые затем зажимались, чтобы сформировать тело сосуда. Такая методика изменилась с введением быстрого колеса, ранние формы которого требовали затрат энергии во вращающейся массе тяжелого каменного колеса непосредственно.

Не известно, когда гончарное колесо вошло в употребление, но предполагается, что появление гончарного круга датируется между приблизительно 6 000 годами до н.э. и приблизительно 2 400 годам до н.э. Много современных ученых предполагают, что оно было сначала развито в Месопотамии, хотя Египет и Китай также вполне могли быть возможными местами происхождения колеса. Каменное гончарное колесо, найденное в месопотамском городе Уре в современном Ираке, было датировано приблизительно 3 000 годом до н.э., но фрагменты созданной на колесе глиняной посуды датируются еще более ранними датами в той же области.

В Железный век гончарное колесо имело поворачивающуюся платформу приблизительно метр выше пола, связанную длинной осью с тяжелым маховым колесом на уровне земли. Эта возможность позволила гончару держать колесо превращения, вращающимся, пиная маховое колесо ногой, оставляя обе руки свободными для того, чтобы управлять сосудом на стадии создания.

Прялка

Прялка, которую завезли в Европу в Средние века, ровесница, вероятно, Железного века (около 1000 до н.э.). Полагают, что изобрели ее в Индии или в другом районе Азии. Прялка, в которой использовалось колесо, называлась самопрялкой. (см.Приложение 5).

Состояла первая самопрялка из доски с установленной на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо.

Использование колеса в этом изобретении и его усовершенствование (позднее к колесу стала присоединяться педаль, нажатие которой приводило колесо в движение) ускорили процесс получения пряжи.

В науке и технике

Водяные колеса и жернова

Для подъёма воды в оросительные каналы служили водяные колёса (первые простейшие гидравлические двигатели), использующие ее энергию. Первые водяные колеса начали применяться более чем за 3000 лет до н.э. в Египте, Китае, Индии и других странах.(см.Приложение 6) Сведения об их использовании приводятся в таких древних источниках, как «География» Страбона (63 г. до н.э. – 24 г. н.э.) в семнадцати книгах, «Десять книг об архитектуре» Витрувия.

Древние греки поняли, что вращающееся водяное колесо может не только поднимать воду, но и совершать другую полезную работу, если его ось соединить с каким-нибудь механизмом. От этой догадки оставался лишь шаг до изобретения водяной мельницы. И этот шаг был сделан. В Древней Греции и Риме водяные колеса уже использовались для вращения мельничных жерновов.

В те времена простое устройство водяной мельницы представлялось настоящим чудом, сродни «самостоятельно» открывавшимся дверям храмов и «беспричинному» появлению огня на жертвенном очаге. Но там эти действия, казалось, производили сами боги, а здесь, на водяной мельнице, самая простая и привычная земная работа – размол зерна – осуществлялась как бы сама собой, без монотонного и тяжелого труда рабынь, растирающих зерно между камнями.

Для приведения в движение водяных колес использовалась также сила прилива. Приливные мельницы появились в ХI в. на побережье Адриатического моря, а также в Англии и Франции. Так, в Англии в устье р.Дебен до сих пор работает мельница, первое упоминание о которой имеется в записях Вудбриджского прихода в 1170 г.

Именно в средние века основным энергетическим источником во всех видах производства становится энергия воды. Привычными стали машины, которые при помощи энергии воды точили металлы, ткали полотно, пилили доски и волочили проволоку.

На рудниках главной заботой была проблема водоотлива. Одним из первых приспособлений для откачки воды на рудниках была водоотливная машина с черпаками, установленная в 1535 г. на руднике Виндельман и работавшая от водяного колеса.

Постепенно конструкция водяного колеса совершенствуется, и оно становится основным двигателем в мануфактурном производстве, превращаясь в гидравлический двигатель, преобразующий энергию воды в механическую энергию, например, вращающегося вала.

Блок

Колесо так же нашло свое применение в физике в виде блока.

Блок представляет собой колесо с желобом, укрепленное в обойме. По желобу блока пропускают веревку, трос или цепь. (см. Приложение 7) Один блок — это, по сути дела, обыкновенный равноплечий рычаг с опорой в центре. Он не дает никакого облегчения в работе. Он только изменяет направление движения, что во многих случаях тоже имеет большое значение.

Системы блоков широко распространены и используются для перемещения с выигрышем в силе. Усилие человека, поднимающего груз, умножается серией из нескольких блоков, так что появляется возможность в ручную поднять более тяжелые грузы.

Колесо в повседневной жизни

«Изобретение колеса качественно изменило наше представление о жизни. Мы ощутили себя творцами и перестали воспринимать природу как данность. Мы старались противостоять ей , бороться с ее проявлениями, изменяя окружающий мир так, чтобы он служил нам. На сегодня можно сказать, что мы во многом преуспели. Мы победили» — так выразил свое отношение к роли колеса в жизни человека профессор Джорджтаунского университета Дэниел Робинсон. А правда ли колесо так часто встречается в нашей жизни? Задумайтесь на минуту. Ведь мы существуем благодаря колесу и во многом обязаны этому изобретению. Оно так привычно вошло в нашу жизнь, что мы его даже не замечаем.

Некоторые примеры мы уже рассмотрели, но колесо встречается в нашей жизни гораздо чаще. Колесо, круг и ему подобные являются основой очень многих механических вещей.

Представьте на секунду, что колесо никогда не было изобретено.

Теперь можете выкинуть из своей жизни машину, велосипед, самолёт, водокачку многое другое. Так же и часы и всё, что основано на шестерёнках. И телегу. Люди бы никогда не пахали поля, не ездили, тем более не летали в самолётах и почем транспорте. не видели часов кроме песочных и солнечных. Ни что бы не существовало, т.к. все механизмы устроены на передаточном числе, шестерёнках и прочих винтиках. обратите внимание, что и винтики Архимед придумал от колеса от круга. Не было бы так же и кораблей, ведь поворачивая штурвал, передача идёт через шестерёнки и на руль.

Так же и не существовало бы и других механизмов, или они были бы изобретены гораздо позже. Ведь Архимед изобрел винты, отталкиваясь от колеса и круга. А какое современное изобретение можно представить без винтов?

Колесо можно считать великим изобретением всего человечества. В своей работе мы показали, как со временем менялась конструкция самого колеса. Сейчас трудно дать только одно строгое определение колесу, т.к. очень много их различных конструкций, которые применяются только в различных видах транспорта. Конечно, в такой маленькой работе рассмотреть все механизмы, где применяются различные типы колес, невозможно.

В историческом плане изобретение колеса оказало значительное влияние на нашу цивилизацию. Развитие цивилизации Древнего Египта и Месопотамии, например, историки напрямую связывают с изобретением письменности и колеса. Водяные колеса, деревянные зубчатые передачи, блоки были известны с древних времен. Позже стал развиваться колесный транспорт с бычьей тягой, который постепенно совершенствовался и распространялся в Средиземноморье, Европу и Китай.

В результате нам удалось доказать, что колесо действительно можно назвать великим изобретением, сыгравшим колоссальноевлияние на историческое развитие всего человечества.

1. 7 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин.-10-е изд., доп.-М.:Дрофа,2006.

2. Словарь русского языка / С.И. Ожегов – 25-е издание, 2007.

3. Хочу все знать!: Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта / Пер. с англ. А. Зыковой , К. Молькова, О. Озеровой. – М.: Эксм, 2007.

4. Человек и машины: Пер. с анг.-М.: Мир, 1986 г.

5. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Пер. К. Мишиной, А. Зыковой. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.

6. Что такое. Кто такой : детская энциклопедия / сост. М.С. Ханова – М.: Астрель; АСТ, 2005.

1. http://www.ktopridumal.ru/

2. http://slovorus.ru/index.php?ID=30205&pg=73&w=%CA%CE%CB%C5%D1%CE&s=%CA&a=

3. http://invhistory.blogspot.ru/2008/05/blog-post_10.html

4. http://do100verno.com/blog/10/8071

5. http://www.stroitelstvo-new.ru/koleso.shtml

Приложение 1


Приложение 2

Гончарный круг


Приложение 3

Первый прототип современной повозки


Приложение 4

Облегченный экипаж


Приложение 5

Конструкция самопрялки


Приложение 6

Водяное колесо


Приложение 7

Принцип работы блока

www.surwiki.admsurgut.ru

Кто-же изобрел колесо?

Говорят, природа не знает колеса — это целиком и полностью человеческое изобретение. Позволим себе не согласиться. Вот жук скарабей катит свой шар. Что это, если не колесо? Только круглое не в одной плоскости, а со всех сторон. Вот ветер гонит травяной шар «перекати-поле». Некоторые гусеницы сами в колесо сворачиваются и катятся куда пожелают. Неужели природа (или эволюция, или Господь Бог) была настолько глупа, чтобы не сообразить, что трение качения гораздо выгоднее трения скольжения?

А марсиане против!

Откроем знаменитый роман Герберта Уэллса «Война миров». Конец XIX столетия. На нашу планету нападают марсиане со своей техникой, многократно превосходящей земную. Правда, надо признать, что вторжение успехом не увенчалось, — и не потому, что земляне хорошо воевали. Просто все захватчики погибли от земных болезней, о которых не имели понятия. Но нам интересно другое. «Марсиане не знают (что, впрочем, маловероятно) или избегают колёс, — пишет Уэллс, — и очень редко пользуются в своих аппаратах неподвижными или относительно неподвижными осями с круговым движением, сосредоточенным в одной плоскости. Почти все соединения в их машинах представляют собой сложную систему скользящих деталей, двигающуюся на небольших, искусно изогнутых подшипниках».

Вот так. Оказывается, сверхразумные марсиане посчитали (по Уэллсу) колеса лишними. Что ж, в какой-то степени они правы. По сильно пересечённой местности, например, на колёсах, даже очень больших, далеко не уедешь. Для эффективности колёс необходима всё же сколько-нибудь ровная поверхность. Животные передвигаются на своих четырёх. И правильно делают: ровных поверхностей в природе немного, а на лапах и через упавшее дерево перелезешь или перепрыгнешь, и по крутому склону взберешься. Вот и марсианские машины шагали на ногах. Однако земная инженерная мысль пошла другим путём. Мы решили, что выгоднее строить дороги, а не изобретать механическую ходьбу. Хотя шагающих механизмов создано немало, и самых разных конструкций, а вот сколько-нибудь широкого применения они так и не нашли, оставшись в разряде замысловатых игрушек.

Однако понятно, что большие колеса по бездорожью уедут дальше маленьких. И следующий логический вывод напрашивается: для преодоления очень больших препятствий надо создавать очень большие колеса, а не изобретать что-то вычурное. Как в старом анекдоте: чтобы достать яблоко, не размышлять надо, а яблоню трясти. Так и решил поступить военный изобретатель XVII века Нестор Максимов. Сам он рассказывал о своём проекте боевой машины: «Колесо большое, лес подомнет, речку перекатит, на стену крепостную взбежит, само железом оковано, в нём воины, их ничем за железом не взять». К сожалению (а может, и к счастью для тех суровых времён), замысел не был воплощён. Как часто случается, помешали обскуранты, то есть невежды и противники прогресса. Архимандрит Преображенского монастыря, где работал изобретатель, зашёл в его «лабораторный» сарай. И — о ужас! Колесо громадное стоит, спицы железом окованы, по бокам бревна с крючьями, сбруя внутри… Явно сатанинская штуковина! Вердикт был ожидаем и краток: деревянные части машины сжечь, железные — перековать на гвозди, изобретателя — в ссылку в далёкий скит… Где он и умер.

Но на этом идея гигантского колеса как боевой машины не была похоронена. В 1915 году к ней вернулся военный инженер Александр Пороховщиков. Он продемонстрировал Николаю II модель, которая шустро бегала по полу и лихо взбиралась на стопки книг, даже когда на неё помещали кортик. Впечатлённый самодержец приказал приступить к сооружению полноразмерного образца, но помешали события 1917 года. Машину бросили в лесу под Клином, где её строили. Там она, наверное, и по сей день ржавеет, если только ею не заинтересовался какой-нибудь музей истории техники.

Впереди планеты всей

Но кто же всё-таки изобрёл колесо? Скорее всего, шумеры. Они вообще почти все на свете изобрели, включая математику, астрономию, космологию и космогонию. Странно, если не дошумерили бы до колеса. Во всяком случае, колеса в Месопотамии упоминаются уже в IV тысячелетии до нашей эры. А до того под тяжёлые грузы подкладывали деревянные катки (что уж точно у бобров подсмотрено). Первые колеса и были, как мы уже догадались, этими распиленными поперёк катками. Их насаживали на оси и закрепляли клиньями. Изображения салазок на колёсиках, относящиеся к 3000 году до нашей эры, археологи обнаружили в шумерском городе Уруке (ныне — Варка, Южный Ирак). А к 2700 году до нашей эры там же появляются и рисунки с повозками. В это время шумеры начинают хоронить своих царей вместе с колесницами. Это очень удобно для загробной жизни: сел, поехал куда захотел, не пешком же тащиться, как какой-нибудь простолюдин. Но не слишком красиво, непрочно и не очень комфортно. Трясёт! И вот во II тысячелетии до нашей эры колеса начинают совершенствовать. Сначала придумали спицы, гнутый обод, ступицы. Потом обод стал металлическим. Оно, конечно, красивее и прочнее, но трясёт-то не меньше. Напрашивались рессоры, что и было изобретено.

 

Впрочем, некоторые учёные оспаривают шумерский приоритет. Они ссылаются на некие находки на территории современной Румынии («культура Кукутени», от названия древнего села Кукутень в Румынии, иногда называют «тирольская культура», — прим. ред.). Их датируют V тысячелетием до нашей эры. Но что же это такое? Маловразумительные останки глиняных поделок, которые можно принять за колеса разве что при очень яркой фантазии. Ненаучно. Зато наши археологи, А.Д. Резепкин на Северном Кавказе и А.В. Кондрашов на Кубани, обнаружили настоящие модели колёс! И можно даже предположить, что они древнее шумерских. Конечно, это всего лишь предположения, а не доказательства. Но дальше — больше. Совершенно поразительное открытие было сделано при раскопках древнейшей стоянки Сунгирь, что во Владимирской области. Найдено колесо, которому, возможно, 25 тысяч лет! Конечно, нужны дополнительные кропотливые исследования находки. Но если это подтвердится, то окажется, что мы и «в области колеса» далеко впереди планеты всей! А вы говорите — шумеры…

Патент на изобретение колеса

А такая «продвинутая» цивилизация, как инки, колеса не знала. Или, может быть, именно вследствие своей «продвинутости» не пожелала применять, подобно уэллсовским марсианам? Ведь катки для трамбовки, похожие на те, какими укатывают асфальт, у инков были. А отсюда до колеса настолько недалеко, что они явно не захотели использовать его в транспорте, а не упустили такую возможность. Наверное, принцип «шагать, а не ехать» им был ближе. Ольмеки, культура доколумбовой Америки, также на колёсах не разъезжали, зато изготавливали игрушки на колёсиках. Так ведь они и жили в лесах, среди дикой природы, не очень раскатаешься. Похоже, по этой же причине не пользовались колёсами коренные жители Австралии и Южной Африки. Вероятно, потребности не было. Игрушки вот разве… Не исключено, что первые колеса изобрёл ребёнок, приспособивший их к своей глиняной собачке. Только как его звали? Вот кому бы памятник поставить… Или, наоборот, присудить Шнобелевскую премию за то, что сбил человечество с толку по поводу средств передвижения.

Да, мы не знаем имени изобретателя колеса. Но прекрасно знаем имя того, кто его запатентовал! Этот инновационный патент был выдан в Австралии 9 июля 2001 года изобретателю из Мельбурна Джону Кейо. Формулировка была такая: «Круглое приспособление для перевозки грузов». А почему бы и нет? Если никто другой не спешил защитить патентом своё авторское право на колесо, что могло помешать господину Кейо это сделать? Ладно ещё, никто пока закон всемирного тяготения запатентовать не додумался.

Зачем всё-таки квадратное?

Существуют изобретения, к которым, вопреки их, кажется, очевидной завершённости, «идеальному конструктивному решению», пытливые умы возвращаются вновь и вновь. Есть даже фразы «изобретать велосипед» или «открывать Америку», означающие изобретение или открытие того, что давным-давно изобретено и открыто. К таким достижениям, несомненно, относится и колесо. Как только не совершенствовали его неугомонные изобретатели! Придумали, например, колесо эллиптическое, оно якобы гребет при движении в воде. А на суше каково пришлось бы водителю такой амфибии? «Пущай полетает…». Тем более что идея вполне космическая, орбиты планет тоже не круги, а эллипсы.

А в конце XIX века в Австро-Венгрии Фердинанд Порше предложил колесо, которое сразу делало ненужными в автомобиле и двигатель, и коробку передач, и карданный вал, и сцепление. Это колесо — само себе мотор. В то время изобретателю не удалось довести идею до практики, технически это оказалось слишком сложно. Лишь в 2009 году инженеры французской фирмы «Мишлен» разработали модель такого колеса-мотора, пригодную к промышленному выпуску. Прежде похожий принцип применялся разве что в луноходах.

Изобретали и многокамерные пневматические колёса, катящиеся при поочередной закачке воздуха в отсеки, и «роторно-фрезерные», и даже шагающие («ротопеды», придуманные, очевидно, поклонниками Уэллса). Но всех далеко опередил полёт творческой мысли американского изобретателя Альберта Сфредда. В 1959 году он запатентовал квадратное колесо. Интересно, что экипаж на таких колёсах легко передвигался по снегу и песку, карабкался через ямы. На ровной дороге он развивал скорость до 60 миль в час, и вопреки опасениям скептиков, в нём даже не очень трясло благодаря особой конструкции подвески. На один только вопрос счастливый изобретатель ответить так и не смог: а для чего всё-таки квадратное?

 

Похожее

am-world.ru

Кто изобрел колесо?

Инженеры давно взяли на вооружение бионику — метод заимствования технических решений у живой природы. Даже самые, казалось бы, новейшие достижения конструкторской мысли — композитные материалы, облегченные сотовые конструкции, наноструктурные покрытия — имеют природные прототипы. А недавно выяснилось, что даже в изобретении колеса человек не был первым.Профессор Пол Людо, научный руководитель отдела позвоночных канадского Королевского палеонтологического института, сидел в своем кабинете и писал какой-то рутинный отчет за прошедший 2008 год, когда ему позвонил директор института. «Пол, - сказал директор Клод Менье, — ко мне обратился мой приятель-археолог, который работает в  Южных Пиренеях в Испании. В прошлом сезоне они откопали там новую пещеру с уникальной наскальной живописью. Так вот, они только что нашли еще одну пещеру, а в ней — хорошо сохранившийся скелет животного. Похожего на кабана, но очень странного кабана. Это, кажется, по твоей части». Скоро он прибыл в Испанию а пещеру Пехта.На светлой стене охрой и гематитом были изображены стада странных животных… с колесами вместо ног.«Сначала я думал, что это подделка или чей-то глупый розыгрыш, — пояснил де Верагоса. — Но потом мы провели все положенные экспертизы, радиодатировку, связались с несколькими университетами — нет, все правильно, солютрейская культура, примерно XXV-XXI тысячелетия до н. э. Конечно, палеолитическая наскальная живопись этого периода вообще довольно далека от реализма, так что мы не стали обращать на это особого внимания. Но в нынешнем году мы добрались до завала, ведущего в соседнюю пещеру, а там…»
Взглянув на хорошо сохранившийся скелет, профессор Людо не поверил своим глазам: конечности существа вместо пальцев или копыт заканчивались массивными костяными колесами. Единичная мутация?
Но скелет оказался только «первой ласточкой» — чуть позже в той же пещере палеонтологи нашли еще пять скелетов таких же животных различной степени сохранности. И у всех конечности заканчивались точно такими же костяными наростами. Может быть, наросты представляют собой предметы материальной культуры позднего палеолита — обработанные каменными резцами кости? Но и эту идею пришлось отмести: при тщательном рассмотрении оказалось, что почти идеально круглые наросты представляют собой чисто природные образования, которых не касалась рука человека — никаких следов инструментов не было найдено. А  уже позднее палеонтологи под руководством Пола Людо смогли частично реконструировать удивительное животное, подтверждающее приоритет природы в изо-бретении колеса.Костяные «колеса» оказались сросшимися четырьмя пальцами, которые приняли удивительно правильную круглую форму. Однако биомеханика животного, которое, судя по строению скелета и другим деталям, принадлежало к роду Sus семейства свиней (Suidae), представляла собой полную загадку. Костяной диск с суставом не был закреплен на кости и свободно вращался, как на оси, один палец не сросся с остальными и отстоял отдельно, причем был довольно развит. Сами конечности представляли собой настоящий кошмар для палеонтологов — специалистов по биомеханике: локтевой и кистевой суставы были изогнуты под совершенно невероятными углами. «Мы не могли понять, как такое животное вообще может стоять на ногах. Мой отдел бился над этой проблемой больше полугода. Мы сделали компьютерную модель всех костей, но они никак не складывались в единую конструкцию. И вот однажды на семейном ужине, когда я упомянул об этом, проблемой заинтересовался мой племянник Серж — студент Технологического университета Онтарио, будущий автомобильный инженер. Оказалось, мы обращались не к тем специалистам, — смеется профессор Людо. — Взгляд автомобильного инженера помог опознать в нашей модели простую систему подвески с качающимися полуосями, которая широко применялась на различных автомобилях до 1970-х годов!»
Когда наконец кинематику движений животного, к тому времени официально получившего имя Sus ludus rotalis в  знак признания заслуг профессора Людо, удалось реконструировать, палеонтологи долго не могли прийти в себя от изумления — настолько реальность оказалась фантастичнее даже самых смелых фантазий. Похоже, после того как четырехколесная свинья достигала взрослого возраста (5−6 лет), отмирали и разрывались сухожилия и связки, крепившие колеса, так что последние начинали свободно вращаться на хрящевом подшипнике на оси, роль которой выполняла одна из костей. А как же эти животные поднимались в гору? А вот здесь свою роль играл большой палец, который «блокировал» колесо и выполнял тем самым роль «стояночного тормоза». Заблокированные «колеса» представляли собой разновидность копыт.
Зачем природе понадобилось создавать такой сложный механизм?
«Насколько нам известно, Sus ludus rotalis обитали в ограниченном ареале предгорий Пиренеев, но примерно 20 000 лет назад вымерли — по причине, которую нам еще предстоит выяснить, — рассказал «ПМ» профессор Людо. — Они явно были всеядными, но, судя по строению зубов, отдавали предпочтение охоте. Однако, как и у других обитателей гор, ноги их были слишком короткими, чтобы они могли развивать большие скорости в погоне за добычей (а также убегая от хищников), и тогда природа пошла другим путем, создав столь необычную конструкцию. Наши модели показывают, что при движении с гор такие свиньи могли разгоняться почти до 100  км/ч, что делало их, по-видимому, самыми быстрыми животными на Европейском континенте».

Кто изобрел колесо?

fishki.net

Первое колесо

Статья опубликована 19.05.2014 03:15
Последняя правка произведена 19.05.2014 04:21

Без чего, по Вашему мнению, невозможно представить автомобиля. Без двигателя? Верно. Без трансмиссии и подвески? Несомненно. Ну а самое главное без чего его нельзя представить — это без колес. Да, да, да. Раньше даже понятия не имели, что такое колесо. Изобретение простого, на первый взгляд, колеса раньше стало величайшим открытием, которое дало большой толчок в развитии механики и техники.

По находкам, датирующимся последней четвертью 5-го тысячелетия до нашей эры, можно судить, что первое колесо изобрели на территории современной Румынии. Чуть позднее они появились на территориях южнорусских степей Германии и Польши. По информации из других источников, именно на Северном Кавказе и Кубани нашли экземпляры, которые старше колес из Месопотамии. Таким образом можно судить что самое первое колесо появилось именно на Западе.

первые каменные колеса первые колеса от повозок колесо с ободом Превью — увеличение по клику.

Колесо изобреталось постепенно, его предшественником можно считать деревянный каток, найденный в Месопотамии. Он подкладывался под груз, для того, чтобы его проще было переместить. Первые колеса представляли из себя диск из дерева, насаженный на ось и зафиксированный клином. Что подтверждают изображения повозок, датированные 2700 годом до н.э. и найденные в Междуречье и городе Урук. Уже во 2 тысячелетии конструкция колеса сильно меняется. В Малой Азии появляется колесо с гнутым ободом, спицами и ступицей. Кельты для укрепления колес, используемых на колесницах, стали задействовать металлический обод, который уже в современных автомобилях заменен резиновыми шинами.

Изобретение колеса способствовало развитию ремесленничества. Оно активно применяется в токарном станке, прялке, гончарном круге, мельнице. А так же на мануфактуре, рудниках и ирригационных сооружениях.

autohis.ru

Колесо, которое изобрели заново: две важные истории про шины

Харви Файерстоун — человек, который заново изобрел колесо

20 декабря в 1868 году на свет появился Харви Файерстоун. Торговец конными повозками в городе Акрон (Огайо, США), в августе 1900 года он основал шинное производство — компанию Firestone Tire&Rubber Co, на первом заводе которой работало 12 человек.

Фото: Firestone

Сегодня Firestone Tire and Rubber Company — североамериканская компания, базирующаяся в штате Теннесси, — производитель шин для легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники, тяжелых грузовиков и автобусов. В середине XX века Firestone оказался крупнейшим производителем шин в мире и лидером в производстве шин для автоспорта. А с 1988 года Firestone входит в корпорацию Bridgestone.

Можно сказать, что Харви Файерстоун заново изобрел колесо, начав в 1908 году выпуск шин с противоскользящим рисунком протектора, улучшающим сцепление с дорогой (является промышленным стандартом и сегодня). В 1911-м случилась первая победа автомобиля с шинами Firestone в гонках Indy 500.

Во время Первой Мировой Войны грузовые автомобили доказывают свою значимость в деле поставок для фронта. А Firestone оказывается первопроходцем в индустрии грузоперевозок, тем самым навсегда изменив индустрию логистики.

В 1920-м впервые за историю гонок Indy 500 победа достигается всего на одном комплекте шин Firestone. В том же году Firestone совершенствует свой метод изолирования шинных кордов от внутреннего нагрева шины. А уже через два года начинается производство первой в мире шины низкого давления с повышенной износостойкостью протектора и, как следствие, повышенной проходимостью по сравнению со среднестатистической шиной.

Фото: Firestone

В 1930-м Файерстоун презентует первую пневматическую шину низкого давления для сельхозтехники. Это колесо уже не дает такой дикой вибрации и жесткости. Растет экономичность, сцепление и комфорт вождения становятся очевидными преимуществами новинки. В 1940-м, теряя из-за войны поставки натурального каучука, Firestone разрабатывает синтетический каучук и начинает производить шины для военной техники. Не забывая при этом регулярно выигрывать Indy 500, уже на шинах из искусственного каучука.

Фото: Firestone

Спрос на шины растет, и в 1955-м компания производит почти 500 тысяч килограмм каучука в день, став крупнейшим производителем в мире. 1965 год — презентация широких низкопрофильных шин для автомобилей с высокими эксплуатационными характеристиками. И как результат — новый мировой рекорд скорости на шинах Firestone, установленный болидом с реактивным двигателем на соляном озере в Бонневиль, штат Юта, — 576.553 миль в час! Кстати, первые радиальные шины с технологией run-flat, позволяющей проехать на спущенном колесе до 80 километров, тоже дело рук Firestone (1975 год).

Фото: Firestone

В 1983 году компания устроила настоящую революцию в производстве радиальных шин. С этого момента и по сегодняшний день все автомобили, производящиеся на территории США, комплектуются только радиальными шинами. А в 1988-м Bridgestone и Firestone объявляют о создании совместного производства. И совсем скоро объявлено о приобретении компании Firestone японским шинным производителем Bridgestone.

Фото: Firestone

В 2016-м в честь столетнего юбилея гонок Indianapolis 500 компания Firestone разработала юбилейные шины, идеальные для использования непосредственно на гоночном треке. Гонку выиграл Александр Росси на шинах Firestone.

Фото: Firestone

Прорыв века!

Фото: United States Patent and Trademark Office

Другая история, связанная с шинами и датой 20 декабря, началась в 1892 году. Именно тогда инженеры Александр Браун и Джордж Стиллман из американского городка Сиракузы (штат Нью-Йорк) получили первый патент на пневматические автомобильные шины.

Собственно, история появления некоего подобия пневматической шины лежит гораздо глубже. К истокам появления шины с большущим допуском можно привлечь даже Чарльза Макинтоша, который в 1823 году додумался пропитать жидким каучуком льняную ткань, придав ей водо- и воздухонепроницаемые свойства. Тогда вышел непромокаемый плащ с одноименным названием. А изобретателем пневматической шины становится Джон Бойд Данлоп, который в 1887 году отрезает кусок шланга по размеру окружности велосипедного колеса, приспосабливает к нему ниппель, заваривает «резиновую сосиску» в кольцо и становится известным на весь мир.

Что же касается Брауна и Стиллмана, то до них шины для автомобильных колес изготавливают из цельной резины, что превращает поездку в настоящую скачку по кочкам, тогда как на колеса карет и велосипедов пневматические шины уже устанавливали. Покрышка Брауна и Стиллмана не требовала крепления к ободу колеса, а держалась на нем за счет давления, создаваемого изнутри при надуве. Иными словами, они впервые запатентовали те самые автомобильные колеса, на которых мы ездим до сих пор.

auto.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *