Известные конструкторы – Полные и краткие биографии известных конструкторов. Биографии знаменитых, выдающихся конструкторов Украины, России, мира, фотографии, картинки

Содержание

Военные конструкторы, прославившие Россию

Фёдор Васильевич Токарев

Талантливым и самобытным конструктором был и Ф.В. Токарев. «Патриарх русского оружия» успешно конкурировал с иностранными конструкторами – Браунингом, Маузером, Кольтом, Наганом и другими. Токарев создал около 150 различных образцов оружия. Он один их тех, кто стоял у истоков отечественного автоматического оружия. Впервые с автоматическим оружием Токарев познакомился в 1907 году. А уже через год он вел автоматический огонь из винтовки собственной конструкции. В 1913 году винтовка Токарева прошла очередные испытания, опередив лучшие иностранные образцы Браунинга и Шегреня.

В советское время Токарев усовершенствовал «Максим» образца 1910 года, сконструировал несколько типов авиационных пулеметов. Большой заслугой конструктора является создание в довоенные годы пистолета ТТ.

Но главное достижение в творческой жизни Токарева – это автоматическая винтовка. В мае 1938 года Токарев представил свой, как он считал, лучший из 17 созданных им образцов винтовки. В результате испытаний его винтовка показала высокие качества и была принята на вооружение под названием «7,62-мм самозарядная винтовка системы Токарева образца 1938 года (СВТ-38)». Над ее созданием конструктор работал 30 лет. На базе этой винтовки в том же году Токаревым была разработана и снайперская винтовка с оптическим прицелом.

Созданию Г.С. Шпагиным знаменитого пистолета-пулемета (ППШ-41) предшествовала длительная работа над многими системами автоматического оружия совместно с В.Г. Федоровым и В.А. Дегтяревым. Это был важный этап в становлении будущего конструктора. ППШ имел неоспоримые преимущества перед существовавшими образцами. Первая партия автоматов испытывалась на фронте, непосредственно в бою. Результаты превзошли все ожидания. Командиры просили быстрее наладить массовое производство автоматов Шпагина.

Простота устройства и технологии изготовления автоматов позволила уже в 1941 году, когда часть военных заводов демонтировалась и переводилась на восток, развернуть их производство на мелких предприятиях и даже в мастерских. ППШ лишил врага преимущества перед нашей армией в автоматическом стрелковом оружии.

Значительный вклад в совершенствование отечественного стрелкового оружия внес А.И. Судаев. Всемирно известный М.Т. Калашников считает пистолет-пулемет Судаева (ППС) «лучшим пистолетом-пулеметом периода Второй мировой войны». Ни один образец не мог с ним сравниться по простоте устройства, надежности, безотказности в работе, удобству в эксплуатации. Судаевское оружие очень любили десантники, танкисты, разведчики, бойцы-лыжники. Для изготовления ППС требовалось в два раза меньше металла и в три раза меньше времени, чем для ППШ.

В первых рядах конструкторов-оружейников А.И. Судаев появился неожиданно и быстро. Уже в начале Великой Отечественной войны он разработал проект упрощенной зенитной установки, а затем стал работать над созданием пистолета-пулемета. Офицер добился, чтобы его командировали в осажденный Ленинград и непосредственно там принял участие в организации производства оружия.

Всему миру известен автомат доктора технических наук генерал-лейтенанта Михаила Тимофеевича Калашникова (1919). Он отличается легкостью, компактностью, надежностью, изяществом.

Свой первый образец старший сержант М.Т. Калашников сделал в паровозном депо, в котором он работал до войны, а в то время находился в отпуске после тяжелого ранения и контузии. В начале войны Михаил Тимофеевич был механиком-водителем танка и видел, что танкист, выскочив из подбитой машины, больше не участвовал в бою. Очевидной была необходимость вооружения экипажей танков компактным, удобным автоматическим оружием.

Весной 1942 года опытный образец был готов. Однако изготовленный кустарным способом автомат был забракован «за отсутствием преимуществ перед существующими образцами». Но комиссия отметила незаурядные способности старшего сержанта, поставившего перед собой цель: автомат должен быть непременно намного лучше всех существующих образцов.

fishki.net

Топ-10 ученых и конструкторов СССР

У кого из советских ученых больше всех наград и званий?

Из 16 человек, трижды удостоенных звания Героя Социалистического труда, 10 были учеными и конструкторами. Не все имена лауреатов были известны широкой публике. Но результатами их работ гордилась вся страна.
Сравнивать крифеев науки и техники по числу наград — неблагодарное занятие: и три звания Героя, и Ленинская премия есть у всех. Есть и высшие награды СССР — ордена Ленина. Если учитывать их количество, картина получится такая.

10. Яков Борисович Зельдович

– академик, физик и физико-химик. Один из создателей советских атомной и водородной бомб. Вместе с Юлием Харитоном впервые осуществил расчет цепной реакции деления урана. Лауреат Ленинской и четырех Сталинских премий. Лауреат отечественных, иностранных и международных научных наград.

 

  9. Кирилл Иванович Щёлкин – член-корреспондент АН СССР, специалист в области горения и детонации (в научной литературе известен термин «зона турбулентного пламени по Щёлкину»).Руководитель ядерного центра «Челябинск-70» (Снежинск). Четыре ордена Ленина, другие ордена, лауреат Ленинской и Сталинской (трижды) премий.

 

 8. Николай Леонидович Духов – член-корреспондент АН СССР,  конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия, генерал-лейтенант. Конструктор танков, тракторов, атомной и водородной бомб. Создатель современного ВНИИ автоматики – учреждения из системы «Росатома». Лауреат Ленинской и пяти Сталинских премий, награжден четырьмя орденами Ленина, другими орденами и медалями.

 

7. Андрей Дмитриевич Сахаров – академик, физик, один из создателей водородной бомбы. Лауреат Ленинской и Сталинской премий. Кроме трех орденов Ленина, полагающихся Герою соцтруда, награжден еще одним. Но всех этих наград, как и звания героя, был лишен в 1980 году. Но к этому времени Сахаров уже был Лауреатом Нобелевской премии мира (1975). Наверное, самый известный диссидент и правозащитник в СССР.

 

6. Юлий Борисович Харитон – академик, физик и физико-химик, один из руководителей советского проекта атомной бомбы. Главный конструктор и научный руководитель КБ-11, впоследствии Российского федерального ядерного центра - Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики. Лауреат Ленинской и трех Сталинских премий, пятикратный кавалер ордена Ленина, других орденов. Награжден Большой золотой медалью имени Ломоносова Академии наук, Золотой медалью имени Курчатова.

 

5. Игорь Васильевич Курчатов – академик, физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель Института атомной энергии, основоположник использования ядерной энергии в мирных целях. Лауреат Ленинской и четырех Сталинских премий, награжден пятью орденами Ленина и множеством других орденов и медалей, среди которых «За оборону Севастополя». Один из двух обладателей звания «Почетный гражданин СССР». Удостоен Большой золотой медали имени Ломоносова АН, Золотой медали имени Эйлера и Серебряной медали Мира имени Жоли-Кюри.

 4. Мстислав Всеволодович Келдыш – академик, математик и механик. Работы Келдыша позволили СССР создать «ракетно-ядерный щит», именно его скрывали за псевдонимом «Теоретик космонавтики» в газетных публикациях. 14 лет возглавлял Академию наук СССР. Ленинская и две Сталинских премии, 7 орденов Ленина и 3 ордена Трудового Красного знамени. Научные награды: Большая Золотая медаль имени Ломоносова и Золотая медаль имени Циолковского Академии наук.

 

3. Сергей Владимирович Ильюшин

– академик, авиаконструктор, генерал-полковник-инженер. Знаменитый авиаконструктор, создатель легендарного штурмовика Ил-2 и множества других военных и гражданских самолетов. Лауреат Ленинской премии, Сталинской премией награждался больше всех – 7 раз. Восемь орденов Ленина, другие военные и гражданские ордена.

 

 

2. Андрей Николаевич Туполев – академик, авиаконструктор, генерал-полковник-инженер. Под его руководством разработано более 100 моделей самолетов, 70 из которых выпускались серийно. Признанный глава школы отечественных авиаконструкторов. Лауреат Ленинской, четырех Сталинских и Государственной премии СССР. Восемь орденов Ленина, других отечественных и иностранных орденов и медалей. Обладатель звания «Герой труда», которое присваивалось до введения звания «Герой Социалистического труда». Почетный гражданин Парижа и города Жуковский.

 

 

 

1. Анатолий Петрович Александров – академик, физик, один из основателей ядерной энергетики. Основные труды в области ядерной физики, физики твердого тела, физики полимеров. Больше десяти лет возглавлял Академию наук СССР. Лауреат Ленинской и 4-х Сталинских премий. 9 раз награжден орденом Ленина, другими орденами и медалями, в том числе «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда». Среди научных наград – Большая Золотая медаль имени Ломоносова, Золотая медаль имени Курчатова и Золотая медаль имени Сергея Вавилова.

scientificrussia.ru

Коротко о самых знаменитых конструкторах оружия

21 января 1855 года родился конструктор-изобретатель ручного огнестрельного оружия и автор революционных нововведений в этой области Джон Мозес Браунинг. В истории человечества существует еще немало личностей, чья фамилия ассоциируется с названием оружия: Кольт, Калашников, Маузер, Макаров, Глок и другие. Мы собрали самых известных конструкторов оружия в единую подборку и сегодня презентуем ее вам.

Джон Мозес Браунинг

JOHN_M._BROWNING.jpg

Конструкции Браунинга копировались и служили предметом подражания


Браунинг по происхождению гражданин США, работал в Бельгии. Первый патент на однозарядную винтовку получил в 1879 году. На фирме «Remington Arms» конструировал дробовые ружья, однозарядные винтовки винчестер, многозарядные ружья, пулеметы. Наибольшую и известность ему принес автоматический (самозарядный) наган, запатентованный бельгийской оружейной компанией «Fabrique Nationale» в Герстале. Позже разрабатывал подобные системы для американской армии в компании Кольта. Конструкции Браунинга неоднократно копировались и служили предметом подражания для специалистов других стран. Пистолеты конструкции Браунинга: Браунинг 1900, Браунинг 1903, Браунинг 1906, Браунинг 1910/1912 г., Browning High-Power.

Михаил Тимофеевич Калашников

Michael_Kalashikov.jpg

В 1944 году Калашников разработал образец самозарядного карабина, устройство основных узлов которого послужило базой для создания автомата в 1946 году. В 1947 году изобретатель усовершенствовал свой автомат и одержал победу в конкурсных испытаниях. После доработки, автомат в 1949 году был принят на вооружение Советской Армии под названием «7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 года» (АК). В 1949 году Калашников был удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Калашников: «Солдат сделал оружие для солдата»

Из интервью Михаила Тимофеевича в 2009 году: «Солдат сделал оружие для солдата. Я сам был рядовым и хорошо знаю трудности, с которыми сталкиваются в солдатской жизни… Когда дорабатывалась его конструкция, я бывал в военных частях, консультировался со специалистами. И солдаты говорили мне, что их устраивает, а что нужно доработать. Получилось простое, надёжное и эффективное оружие. АК работает в любых условиях, безотказно стреляет после того, как побывает в земле, болоте, упадет с высоты на твёрдую поверхность. Он очень простой, этот автомат. Но хочу сказать, что сделать простое иногда во много раз сложнее, чем сложное».

Петер Пауль Маузер

Paul_Mauser_1838-1914.gif

Отец Маузера работал мастером-оружейником на государственном заводе, где Петер работал с 12 до 19 лет, пока его не призвали в армию. Первое изобретение Маузера — небольшая пушка и стальной снаряд. В 1865 году конструктор усовершенствовал механизм казенной части игольчатого ружья, находившегося на вооружении прусской армии. В 1867 году Маузер вместе со старшим братом Вильгельмом отправились в Льеж, где в течение двух лет занимались совершенствованием конструкции ружейного затвора. После своего возвращения в Оберндорф они создали однозарядную 11-мм винтовку и револьвер, принятые на вооружение в 1871 году. Маузеры открыли в Оберндорфе предприятие по производству стрелкового оружия, которое впоследствии превратилось в огромный завод «Маузер». В том же 1871 году Петер Маузер создал новую модель однозарядной винтовки, а после появления бездымного пороха в 1880 году — малокалиберную магазинную винтовку, ставшую прототипом почти всех последующих видов стрелкового оружия. Основная особенность заключалась в наличии магазинной коробки с обоймой (расположенной вне казенника с ударным механизмом), где в шахматном порядке были уложены патроны, досылавшиеся в патронник с помощью рукоятки в задней части затвора. Последней моделью оружия такого типа стала винтовка Маузера образца 1898 года. В 1896 году Маузер сконструировал автоматический пистолет; в 1908 году в модернизированном варианте он был принят на вооружение армий Германии, Чехословакии и др.

Оливер Фишер Винчестер

Oliver_Winchester.jpg

Начинал коридорным в отеле и строительным рабочим. В 1830 году организовал в Балтиморе фирму, выпускавшую строительные материалы, а в 1848 году, в Нью-Хейфене, — компанию «Винчестер энд Дэвис», производившую мужскую одежду. В 1855 году приобрел разорившуюся оружейную фирму Смита-Вессона и переключился на выпуск оружия, в основном охотничьего, которое зачастую называли его именем.

Сэмюэл Кольт

SamuelColt.jpg

Наибольшей известностью пользуется как реформатор револьверного оружия: в 1835 году изобрел капсюльный револьвер, который быстро потеснил другие системы и дал толчок для создания револьверов под унитарный металлический патрон. В 16-летнем возрасте, работая матросом на бриге «Корло», Сэмюэл обратил внимание на то, что после поворота рулевого колеса одна из его рукояток попадает в захватную муфту и штурвал фиксируется. Использовав эту функцию при разработке стрелкового оружия, он создал первостепеннный револьвер, в котором при взведении курка происходил автоматический разворот барабана и фиксация его в положении для выстрела. Описание этой конструкции составляет содержание патента, выданного Кольту 25 февраля 1836.

1-й госзаказ Кольт получил не имея собственного оружейного завода


Во время американо-мексиканской войны 1846−1848 «кольты» понадобились техасским рейнджерам, солдатам конных диверсионных отрядов США, и 4 января 1847 Кольт получил начальный государственный заказ на изготовление 1000 револьверов. Не имея собственного оружейного завода, он заключил контракт с И. Уитни, сыном изобретателя хлопкоочистительной машины, а когда срок контракта истек, открыл оружейную мастерскую в Хартфорде, где стал давать новые модификации револьвера.

Обретя финансовую независимость, Кольт в том же году купил «Южные луга» — пустошь близ Хартфорда, уходившую под воду каждую весну, возвел там дамбы и в 1855 построил огромный оружейный предприятие, где и до наших дней располагается «Кольт компани».

Гастон Глок

img_1.jpg

Гастон Глок не занимался конструированием оружия до 52 лет


Это основатель компании-производителя огнестрельного оружия Glock. Он начинал с производства карнизов для штор и ножей для австрийской армии, являясь также специалистом в области полимерных материалов. До достижения 52 лет он не занимался конструированием или производством огнестрельного оружия, а в 1980 году Глок купил аппарат для литья из полимеров рукояток и ножен армейских ножей, которые он изготавливает в своем гараже. Тогда же он набирает сотрудников из промышленности по производству камер для съемки, как и он разбирающихся в производстве компонентов из полимеров. В течение года он со своим коллективом конструирует пистолет получивший обозначение Glock 17, рамка которого изготовлена из полимера (материал выдерживает температуру окружающей среды от −40 до +200 °C), получив соответствующий австрийский патент в 1981 году. В настоящее время пистолеты фирмы Glock состоят на вооружении более чем в 30 странах.

Глок-17 состоит всего из 33 деталей, включая магазин. Он полностью разбирается менее чем за минуту с помощью гвоздя. Пистолет исключительно надёжен. Его ресурс составляет 300 000 выстрелов (при общих требованиях в 40 000).

Георгий Семенович Шпагин

Shpagin_GS.jpg

Высшее достижение Шпагина: пистолет-пулемет ППШ образца 1941 года


В юности работал шофером. В 1916 году был призван в армию, где освоил оружейное занятие. В 1920 году поступил на оружейный предприятие, где стал трудиться под руководством В. Г. Федорова. С 1922 года Шпагин работал конструктором, он благополучно переделал пулемет ППД в танковый пулемет. В 1938 году совместно с В. А. Дегтяревым Шпагин создал крупнокалиберный пулемет ДШК. Высшим достижением Шпагина является пистолет-пулемет ППШ образца 1941 года, ставший основным автоматом стрелковых частей Красной Армии в отрезок времени Великой Отечественной войны.

Игорь Стечкин

800px-I_Y_Stechkin.jpg

В рамках производственного задания на создание армейского автоматического пистолета разработал оригинальную конструкцию, которая была принята на вооружение в 1951 году под названием Автоматический пистолет Стечкина. В 1952 году за создание этого пистолета был удостоен Сталинской премии 2-й степени. Пистолет Стечкина предназначался для вооружения офицеров, сержантов, солдат отдельных специальностей и экипажей боевых машин, которым не полагался по штату автомат или карабин. При этом справедливо считалось, что пистолета ПМ не будет достаточно для самообороны в случае боестолкновения с противником.

На счету Стечкина — более 60 разработок и свыше 50 изобретений


В общей сложности на счету конструктора — более 60 разработок и свыше 50 изобретений. Также, Стечкин участвовал в создании противотанковых управляемых ракет «Фагот» и «Конкурс», среди его разработок — автоматы ТКБ-0116 «Модерн», «Абакан», револьверы «Кобальт» и «Гном» и другое оружие. В последние годы жизни он разработал несколько моделей пистолетов («Дротик», «Бердыш», «Пернач»), предлагавшихся для замены пистолета Макарова и автоматического пистолета Стечкина.

Николай Федорович Макаров

Makarov_NF.jpg

В 1947—1948 гг. в СССР проводился конкурс на новый компактный пистолет для старшего командного состава Советской Армии. Новый пистолет должен быть меньше и легче ТТ, обладать лучшую аккуратность и надежность при том же поражающем действии пули 7,62-мм патрона или нового боеприпаса 9Х18 В. В. Семина с уменьшенным зарядом пороха. Николай Федорович подготовил два образца: ТКБ-412 под патрон 7,62 и ТКБ-429 калибра 9 мм. Последний был принят на вооружение в 1951 году под названием «Пистолет Макарова» (ПМ). Является личным оружием в советских и постсоветских вооружённых силах и правоохранительных органах.

Василий Алексеевич Дегтярев

Vasily_Degtyaryov.jpg

Родился в Туле в семье потомственных тульских оружейников. С одиннадцати лет начал трудиться на Тульском оружейном заводе, а его личное изобретательское дело началось в 1916 году, когда им был разработан автоматический карабин, в котором были осуществлены основные элементы конструкции, которых он неизменно придерживался в дальнейшем при создании различных образцов автоматического оружия.

Дегтярев родился в Туле в семье потомственных тульских оружейников


В 1924 году начал работу по созданию первого образца 7,62-мм ручного пулемета, принятого на вооружение в 1927 под названием ДП (Дегтярева пехотный). На базе ручного пулемета были созданы затем авиационные пулеметы ДА и ДА-2, танковый пулемет ДТ, ротный пулемет РП-46. В 1934 году был принят на вооружение пистолет-пулемет Дегтярёва ППД-34. В 1930 году Дегтярёв разработал 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт ДК, который после усовершенствования Шпагиным в 1938 году получил название ДШК. В 1939 году на вооружение поступил станковый пулемёт системы Дегтярёва ДС-39.

Во время Великой Отечественной войны им были разработаны и переданы в войска 14,5-мм противотанковое ружьн ПТРД и ручной пулемет образца 1944 (РПД).

diletant.media

10 величайших инженеров мира всех времен по версии издания New Engineer – Журнал «Все о Космосе»

8:19 30/03/2019 Комментарии 3 👁 3 569

Комментарии

Кто величайшие инженеры всех времен? Это открытый вопрос, на который нет правильных и неправильных ответов, только мнения, теории и дискуссии. К счастью, до нас жило много инженеров, которые проложили дорогу современности.

Согласны вы с этим списком, или нет, но это повод поразмыслить.

1. Никола Тесла

Комментарии

Не бесспорный лидер списка. Серб, переехавший в Америку в возрасте 28 лет, работавший у Томаса Эдисона. Пожалуй, самый недооцененный инженер-электрик, не получивший заслуженной славы. Но, без сомнения, его влияние на современный технический уровень человечества трубно переоценить. Его изобретения включают: индукционный (асинхронный) электромотор (патент США 1888 года), 3-фазное электричество, флюоресцентное освещение, резонансный трансформатор Тесла (патент США 1896 года), системы выработки и передачи переменного тока и многое-многое другое.  Кстати, во многих странах Николу Тесла весьма обоснованно считают изобретателем радио (патент на радиопередающее устройство с резонанс-трансформатором в 1891 году). В том же году, выступая с публичными лекциями, Тесла описал принципы передачи радиосигнала на большие расстояния. В 1893 году Тесла патентует радиопередатчик и изобретает мачтовую антенну, с помощью которой в 1895 г. передаёт радиосигналы на расстояние 30 миль.

2. Томас Эдисон

Комментарии

Весьма плодовитый американский изобретатель и блестящий бизнесмен. 1097 патентов, среди которых сверкают такие изобретения, как вакуумная электролампа, фонограф, кинокамера и кинопроектор.

3. Генри Форд

Комментарии

Генри Форд был инженером-промышленником, создателем компании Форд Моторс, изобретателем производственных и сборочных линий для массового производства, в результате чего, автомобили стали доступны массовому покупателю. В результате, автомобили перестали быть диковинкой и завоевали мир.

Помню, какое впечатление в детстве произвела на меня книжка Эптона Синклера “Автомобильный Король”.

4. Архимед

Комментарии

Древнегреческий ученый, механик и математик, физик и астроном , оказавший колоссальное влияние во многих областях естествознания, заложивший основы множества современных конструктивных решений. И, хотя о его личной жизни мало, что известно, но Архимед, безусловно, один из величайших инженеров в истории человечества.

5. Николаус Отто

Комментарии

Николаус Отто немецкий инженер и изобретатель-самоучка, известен в качестве изобретателя 4-тактного двигателя внутреннего сгорания. Теперь эти 4 такта: впрыск топлива в смеси с воздухом – сжатие топливной смеси – сгорание – выхлоп кажутся само-собой разумеющимся. Но был человек, который это действо изобрел и создал ДВС. Как бы не изменялись конструкции ДВС, но эти 4 такта остаются неизменными с тех пор и до наших дней.

6. Леонардо да Винчи

Комментарии

Великий Леонардо наиболее известен своими картинами, но он, в действительности, далеко опередил своё время именно в инженерии. Многие его идеи на столько опережали время, что стали реализовываться в ХХ-ХХI веках, как, к примеру, идеи дельтаплана, вертолета, подводной лодки, концентрированной солнечной энергии и т.п.

7. Уилбур и Орвилл Райт

Комментарии

Братья Райт – американские инженеры-изоборетатели, создавшие первый самолет. Многие другие оспаривали эту честь, но именно братья Райт совершили первый задокументированный полет моторного летательного аппарата тяжелее воздуха. Могу добавить, что этот их аэроплан имел “переднее горизонтальное оперение” (ПГО), которое сейчас стало популярным в истребительной авиации. Также, они фактически изобрели катапультный старт. 

8. Александр Грейам Белл

Комментарии

Шотландец по происхождению, американский ученый, инженер, изобретатель и бизнесмен, создавший телефонную связь и вообще, созданием компании AT&T (American Telephone & Telegraph) заложил основы отрасли телекоммуникаций в мировой экономике. Трудно представить современный мир без телекоммуникационных систем. 

9. Джордж Стефенсон

Комментарии

Джордж Стефенсон – британский инженер-механик, изобретатель паровоза и основоположник железнодорожного транспорта, один из ключевых участников мировой индустриальной революции. Между прочим, это он придумал делать железные рельсы, под которые подкладывать деревянные шпалы. А выбранная им ширина колеи 1435 мм (4 фута 8½ дюймов, так называемая “Стефенсоновская Колея” или “Нормальная Колея”) до сих пор остается стандартом в большинстве стран мира. Сын Джорджа, Роберт Стефенсон, помогавший отцу, постепенно стал также знаменит в мире, как и его папаша.

10. Илон Маск

Комментарии

Последний в списке, но не последний по смыслу – Илон Маск. Рожденный в Южной Африке, американский инженер-предприниматель, прокладывающий пути, которые наверняка окажут вляние на судьбу человеческой расы на годы и годы вперед.

There’s no doubt that his ambition and ability to make things happen is astounding. From the Tesla car, SolarCity, SpaceX, and the idea behind the Hyperloop, nothing seems too far out of reach for Elon Musk!

Нет сомнений, что его амбиции и способность обращать их в реальность совершенно потрясающи. Электромобили Тесла, Солнечные батареи СоларСити, СпейсХ, идеи, заложенные в Гиперлуп – ничто не кажется недостижимым для Илона Маска!

Перевод: Стивен Лернер

КомментарииДорогие друзья! Желаете всегда быть в курсе последних событий во Вселенной? Подпишитесь на рассылку оповещений о новых статьях, нажав на кнопку с колокольчиком в правом нижнем углу экрана ➤ ➤ ➤

Источник

aboutspacejornal.net

Гениальные конструкторы. Люди, изменившие мир — ClassicAutoClub.ru

Прежде чем машины стали штамповаться миллионными тиражами, инженерам пришлось потрудиться, чтобы придумать механизмы, которые могли бы привести их в движение. Каждый из конструкторов привносил что-то новое в автомобильный мир и тем самым вошел в историю.

1844-1929. Карл Бенц

Одним из первых, кто решился собрать настоящий автомобиль, был немецкий инженер Карл Бенц. В этом стремлении его не остановило даже отсутствие финансирования и напарников. Прежде чем собрать свою машину, Бенц запатентовал все важные узлы и детали, и самое главное – двухтактный двигатель внутреннего сгорания. Что интересно, одновременно с Бенцем ДВС придумал инженер Николаус Отто, но запатентовать его не успел.

1 октября 1883 года была основана фабрика «Бенц и компания», на которой собирались стационарные ДВС. Двигатели пользовались спросом, хотя на тот момент автомобили еще не выпускались. Позже был оформлен патент «Автомобиль, работающий на бензине». Название самой машины было очень простым: Motorwagen №1. Карл оснастил его двигателем объемом 954 кубических сантиметра и мощностью 0,7 л.с.

Более успешным оказалось второе поколение Motorwagen, на котором даже удалось совершить первое автопутешествие. Жена Карла Бенца, Берта, проехала на этом автомобиле больше 100 километров, чтобы вместе с детьми проведать свою маму. При этом она заправлялась бензином в аптеках: он продавался в качестве чистящего средства. Впрочем, муж не знал об этом, так что Берта Бенц была еще и первой угонщицей.

Любопытной была система питания машины: из карбюратора бензин самотеком поступал в цилиндр, а дроссельная заслонка регулировала подачу рабочей смеси. Система охлаждения представляла из себя следующую конструкцию: на цилиндр надевался металлический кожух-испаритель, который заполняли водой. С помощью двух трубок жидкость циркулировала между кожухом и дополнительным резервуаром. Система зажигания действовала с помощью индукционной катушки Румкорфа и запальной свечи.

28 июня 1926 года компания Карла Бенца «Benz & Cie.» и DMG Готтлиба Даймлера объединились, образовав известную марку Daimler-Benz.

Готтлиб Даймлер (1834-1900) и Вильгельм Майбах (1846-1920)

Как уже упоминалось выше, кроме Карла Бенца разработкой двигателей занимались и другие инженеры. Сначала Даймлер и Майбах работали вместе с легендарным Николаусом Отто, но вскоре ушли от него, унеся с собой теоретические знания, благодаря которым в 1885 году они собрали свой одноцилиндровый двигатель мощностью 0,5 лошадиной силы.

Правда, этот двигатель сначала был установлен на мотоцикл и лишь потом на автомобиль, который напоминал карету. Через год была создана компания Daimler Motoren Gesellschaft (DMG) по производству двигателей, предназначавшихся для использования на земле, в небесах и на море. Логотип Mercedes, по распространенной версии, олицетворяет как раз эти три направления.

В 1900 году DMG выпустила первый Mercedes, названный так в честь дочери дипломата и автогонщика Эмиля Еллинека, который был одним из самых первых и требовательных клиентов компании. Это был гоночный автомобиль, получивший название Mercedes 35HP. На нем стоял четырехцилиндровый двигатель мощностью 35 л.с. (отсюда и название машины) и два карбюратора.

После смерти Даймлера в 1900 году Майбах продолжил дело инженера. В 1909 году он вместе со своим сыном Карлом основал фирму Maybach-Motorenbau GmbH.

1863-1947. Генри Форд

В 1903 году американский промышленник Форд создал Ford Motor Company. Одна из самых удачных моделей компании, Ford T, была выпущена в 1908 году (в народе его называли «Жестянка Лиззи»). Конструкцию автомобиля постарались максимально упростить, при этом по техническому оснащению Ford T не уступал большинству своих современников. Машина получила 2,9-литровый четырехцилиндровый двигатель, работавший в паре с двухступенчатой коробкой передач.

Форд был первым, кто смог организовать конвейерную сборку такого сложного устройства, как автомобиль. Конвейер его завода начал работу в 1913 году и постоянно модифицировался.

Но, пожалуй, главное, что сделало Генри Форда известным, – это его система организации труда на производстве. Он реализовывал принципы капитализма благосостояния: улучшение условий труда и сокращение текучки кадров. Форд платил рабочим больше, чем им платили на других предприятиях, и таким образом заполучал себе лучшие кадры. Но и на этом он не остановился, а ввел такие новшества, как сокращенная рабочая неделя или получение успешными сотрудниками части прибыли компании.

В то время инженеры сразу пытались получить патент на все свои изобретения. В Америке первый автомобиль был спроектирован Селденом в 1879 году, но остался лишь в виде чертежей на бумаге. Поэтому, когда Форд решил получить патент, ему пришлось немало времени провести в судах, доказывая, что он не украл эту идею, и что его двигатель работает совсем по другому принципу. В конце концов дело было выиграно Фордом, после чего он получил в народе славу борца за интересы потребителей.

1858-1913. Рудольф Дизель

Рудольф Дизель – непризнанный гений начала эпохи автомобилей. В 1893 году вышел его первый труд «Теория и конструкция рационального теплового двигателя, призванного заменить тепловую машину и другие, действующие в настоящее время двигатели». Чуть позже он получил патент на двигатель, работавший на угольной пыли. Однако такой вид топлива быстро изнашивал моторы, и Дизель перешел на более дешевые керосин и нефть.

Дизель установил, что КПД двигателя внутреннего сгорания повышается от увеличения степени сжатия горючей смеси, чего он добивался с помощью подачи воздуха в камеру сгорания. Нельзя не отметить, что вместо карбюратора стоял топливный насос. Инженер постоянно занимался развитием своих идей, но его опыты порой были очень рискованными. Так, во время одного из экспериментов произошел взрыв, и Дизель чуть не потерял зрение.

Одной из причин того, что Дизель не смог добиться успеха в Германии, стало то, что ему так и не удалось уменьшить размер своих двигателей, чтобы они могли в полной мере конкурировать с бензиновыми моторами. К тому же, со временем немецкие магнаты, обеспокоенные тем, что Дизель использует не уголь, которого в стране было достаточно, а нефть, которую приходилось закупать за границей, начали обвинять инженера в некомпетентности.

В 1913 году Дизель стал банкротом. В сентябре того же года он отправился из Антверпена на борту парохода «Дрезден» в Лондон на открытие нового завода британской компании Consolidated Diesel Manufacturing Co (они выпускали двигатели его конструкции). Но до Лондона он не добрался: на палубе нашли лишь его плащ и шляпу. Был ли он убит, или произошел несчастный случай – так и не было точно установлено.

Двигатели Дизеля выпускались по всему миру, вот только далеко не сразу их стали применять на автомобилях. Первый корабль с дизельным двигателем был построен в 1903 году, а первый серийный дизельный автомобиль – Mercedes-Benz 260D – увидел свет лишь в 1936 году.

1875-1951. Фердинанд Порше

Автомобиль на электротяге – первая идея Фердинанда Порше, которую он смог воплотить в 1898 году. Машина могла разгоняться до 40 км/ч, но была очень тяжелой из-за свинцовых аккумуляторов. Lohner-Porsche (так называлась машина) имел не только два электродвигателя, но и бензиновый агрегат, который вращал генератор. В 1906 году Порше стал главным конструктором Austro-Daimler. Из-под его пера вышли машины Prinz-Heinrich, Sascha, ADM и ADR. В 1923 году он получил должность главного инженера Daimler-Benz AG и стал заниматься гоночными автомобилями.

Наконец, в 1931 году им было открыто свое дело – «Конструирование и консультации по разработке двигателей и автомобилестроению». От клиентов не было отбоя: имя Фердинанда Порше было лучшей рекламой.

В 1934 году он предложил выпустить автомобиль KdF (Kraft durch Freude – «сила через радость»), более известный теперь, как Volkswagen Type 1 (Beetle). Идея понравилась Гитлеру, который поддержал идею «народного автомобиля» и пообещал вскоре обеспечить каждую немецкую семью такой машиной. В 1935 году появились первые экземпляры автомобиля. Еженедельно каждый рабочий перечислял 5 марок на специальный счет, чтобы накопить 990 марок и приобрести заветную машину. Но до начала войны удалось собрать всего 33 экземпляра.

В свое время Фердинанда Порше даже приглашали работать в конструкторское бюро СССР, но он отказался. После разгрома немецких войск Порше и его сына Ферри посадили в тюрьму во Франции за пособничество нацистам. Когда его сын вышел из тюрьмы, то занялся конструированием автомобилей, чтобы заработать деньги на выкуп отца (1 млн франков). Существует версия, что именно в тюрьме Порше помог Renault создать модель 4CV. Позже Ферри продолжил дело отца, который еще с детства говорил ему: «Делай, как я!»

1868-1951. Аугуст Хорьх

Однажды немецкий инженер Аугуст Хорьх увидел автомобиль Benz Velo, и он произвел на него такое сильное впечатление, что Аугуст написал письмо в компанию Benz с просьбой принять его на работу. Карл Бенц взял Аугуста к себе, но проработал он у него недолго. Хорьх считал Бенца слишком консервативным, поэтому спустя три года, накопив определенный опыт и знания, Аугуст покинул своего учителя

В 1900 году, заручившись поддержкой инвесторов, Хорьх выпустил свой первый автомобиль, оснащенный двухцилиндровым двигателем мощностью 5 лошадиных сил. Коробка передач на этой машине была сблокирована с главной передачей, что являлось смелым решением для того времени. Позже был выпущен Horch Model 2, для которого Хорьх спроектировал карданный вал с шестернями главной передачи из хромоникелевой стали. К слову, именно Хорьх решил, что кресло водителя лучше устанавливать в левой части кузова.

Постепенно объемы производства росли, но финансовые трудности вынуждали Хорьха переезжать с места на место. К тому же, акционеры компании считали, что идеи Хорьха слишком авантюрны: например, он выступал за создание несущего кузова автомобиля, что на тот момент казалось нереальным. В итоге в 1909 году Хорьх покинул фирму и основал собственную компанию с таким же названием. Новые владельцы подали на него в суд за плагиат и выиграли дело.

Тогда было придумано название August Horch Automobilwerke GmbH, а позже и Audi Automobilwerke GmbH. Кстати, «audi» на латыни означает то же, что и на диалектном немецком «horch»: «слушай, прислушивайся». Уже в 1910 году появился автомобиль Audi-AU, а потом и знаменитый С14/35, который оснастили 3,5-литровым четырехцилиндровым двигателем мощностью 35 л.с. Эта машина могла разгоняться до 100 км/ч! В 1912 году на С14/35 была выиграна гонка в Альпах, поэтому автомобиль стали называть Alpensieger. За 14 лет выпустили 1116 экземпляров.

После 1914 года Хорьх отошел от конструирования машин и занялся консультационной деятельностью. Позже, в кризисные 30-е годы, Audi и Horch вошли в союз Auto-Union вместе с фирмами DKW и Wanderer.

1843-1932. Генри Лиланд

Первый автомобиль, Model A, американский инженер Генри Лиланд построил в 1902 году совместно с Генри Фордом. Они создали в Детройте компанию, которую назвали в честь основателя этого города, маркиза де Кадильяка, – Cadillac Motor Car Company. Лиланд считал, что детали автомобилей должны быть унифицированы, а потому на своем предприятии он организовал строгий технический контроль за точностью изготовления деталей. Чтобы показать, как эти принципы воплотились в новой модели, на глазах у публики были разобрано три автомобиля Model A. Детали сложили в общую кучу и собрали машины обратно. Это было не только настоящее шоу, но и отличная реклама новой компании.

Все шло замечательно до тех пор, пока в 1910 году друг Лиланда, Байрон Картер, не получил смертельные травмы на производстве, когда пытался запустить свой Cadillac с помощью заводной рукоятки. После этого Лиланд дал слово, что больше его автомобили никого не убьют. Началась разработка стартера, который с 1912 года вошел в стандартное оснащение машин. Лиланд разработал и зажигание с регулировкой опережения без участия водителя. Также на счету инженера первый в мире автомобиль с металлической крышей вместо дерева – Cadillac Osceola.

В 1917 году Лиланд создал компанию Lincoln Motor Company, которую в 1922 году перекупил Ford за бесценок, так как автомобили Линкольн имели устаревший дизайн и приносили фирме убыток. Генри Форд отправил к Лиланду своих сотрудников, которые должны были обучать персонал, но на самом деле занялись модернизацией компании на свой вкус. Лиланд был уже в преклонных годах и не мог контролировать ситуацию. Конфликт между двумя изобретателями достиг предела, и Лиланд был вынужден оставить свое детище Форду и покинуть компанию. Вскоре после этого он скончался.

1881-1947. Этторе Бугатти

Еще мальчишкой Бугатти засматривался на автомобильные новинки. Представления о живописи, архитектуре, скульптуре, которые вкладывали в него родственники – люди творческих профессий, воплотились в желании Бугатти создавать автомобили. К тому же, сам Этторе получил образование в Академии изящных искусств.

В 17 лет он устроился на работу в автомобильную фирму Prinetti, где создавали гоночные автомобили. Уже спустя год Бугатти собрал трехколесный моторный экипаж, на который установил сразу четыре одноцилиндровых двигателя.

В 1901 году Бугатти построил еще один автомобиль и оснастил его уже четырехцилиндровым мотором. Эта машина экспонировалась на выставке в Милане и получила золотую медаль, после чего конструктора пригласила на работу фирма De Dietrich.

Поработав еще на нескольких заводах, Бугатти открывает в 1909 году собственную компанию. Первым автомобилем, который он спроектировал на новом месте, стал Bugatti Type 10. Этторе оснастил его четырехцилиндровым восьмиклапанным двигателем объемом 1131 кубический сантиметр. В дальнейшем это шасси использовалось и на других его машинах.

Бугатти не останавливался на достигнутом и проектировал все новые и новые модели. Уже в 1929 году был собран Bugatti-45 с 16-цилиндровым двигателем мощностью 271 л.с., а потом и Bugatti-54 с пятилитровым двигателем мощностью 300 л.с. Автомобиль установил рекорд скорости 1931 года – более 210 км/ч.

К сожалению, в 1939 году на испытаниях модификации автомобиля Bugatti-57, развивавшего скорость уже 218 км/ч, погиб сын изобретателя, Жан Бугатти. С тех пор Этторе впал в депрессию, и его новые машины стали уступать более сильным конкурентам.

1907-1997. Бела Барени

2000 конструкторских решений – согласитесь, это немало. Бела Барени, в отличие от рассмотренных выше изобретателей, не имел своей фирмы. На протяжении всей своей жизни инженер работал на разные компании, в том числе и на Daimler-Benz.

Еще во время обучения в Венском техническом училище (1925-1926 гг.) Барени создал чертежи нескольких автомобилей. Их отличительная черта – наличие пространственно-силовой рамы, заднемоторной компоновки с воздушным охлаждением двигателя, отказ от карданного вала и продуманная аэродинамика. Кстати, именно эти чертежи помогли выяснить на судебном разбирательстве 1954 года, что конструкция знаменитого Volkswagen Kaefer (Beetle) принадлежит именно Барени.

Впервые теоретические и практические наработки Барени в пассивной безопасности автомобиля были применены на Mercedes-Benz W120 «Ponton». Барени считал, что машина должна состоять из трех последовательно расположенных зон. В середине – зона безопасности (жесткий каркас, капсула), спереди и сзади – зона деформации, которая несет функцию поглощения кинетической энергии удара в случае столкновения. Данная разработка является основной в карьере Барени, ведь благодаря ей теперь пассивная безопасность является одним из главных факторов, учитывающихся при проектировании автомобиля.

1906-1988. Алек Иссигонис

Несмотря на то, что Алек Иссигонис получил образование инженера, он трижды заваливал экзамены по математике, да и вообще, говорят, считал эту науку «врагом творческого гения». В 22 года он начал работать чертежником в лондонской фирме, которая разрабатывала автоматическую трансмиссию. Попутно вместе со своим другом Джорджем Доусоном он строил гоночные болиды Lightweight Special.

В 1936 Иссигониса пригласила на работу компания Morris, где он занимался независимой передней подвеской, которая была применена на автомобиле Morris Ten. После войны ему доверили строить машины. Первым серийным автомобилем, который спроектировал Иссигонис, стал Morris Minor, выпущенный в 1948 году. Эта модель получила большой успех у публики, став буквально «народным автомобилем» Великобритании.

В 1952 году фирмы Morris и Austin объединились в концерн BMC – British Motor Corporation. Именно там Алек Иссигонис спроектировал легендарный Mini (ХС/9003). Автомобиль создавался по принципу «меньше некуда». В связи с экономией веса было решено оснастить его передним приводом, а КПП пришлось разместить под двигателем. Правда, сам Алек лишь генерировал идеи, а просчитывала их его команда из восьми инженеров. Когда заказчики увидели эту машину, она им не понравилась, но Иссигонис был в восторге.

В 1959 году Mini вышел на рынок. Автомобиль был неидеален: сразу обнаружились проблемы с герметичностью салона (во время дождя водителя и пассажиров буквально заливало водой), но постепенно Mini избавился от крупных недостатков. В 1999 году, на основании опроса 126 экспертов, Mini занял второе место среди претендентов на титул главного европейского автомобиля XX века, уступив лишь Ford Model T.


Конечно, всех великих инженеров перечислить в одной статье невозможно, но каждый из них внес свой неоценимый вклад в автомобилестроение. Те, кто начинал прокладывать конструкторский путь, оставили не просто след в истории – они положили начало целой автомобильной эпохе. Однако фамилии многих инженеров остались неизвестными, ведь зачастую важные решения приходят с помощью «коллективного разума». Одно известно точно: все эти изобретатели обладали незаурядным умом и фантазией, не знающей границ, и благодаря им сегодня наш мир действительно нельзя представить без автомобилей.

Текст: Ксения Турок

classicautoclub.ru

Полные и краткие биографии известных конструкторов. Биографии знаменитых, выдающихся конструкторов Украины, России, мира, фотографии, картинки

Работа выдающихся конструкторов после получения технического задания заключается в конструировании объектов, для чего иногда создаются прототипы (модели, макеты). В разделе представлены биографии конструкторов различных категорий.

У нас вы найдете биографии известных конструкторов, занимающихся судостроением, авиастроением, строением объектов промышленности. Также собраны биографии конструкторов ракетной техники, оружия.

Поиск конструктора

  • Андрей Туполев

    Изобретатель, Конструктор

    Андрей Туполев
  • Галилео Галилей

    Изобретатель, Конструктор, Математик, Физик, Философ

    Галилео Галилей
  • Генри Форд

    Бизнесмен, Изобретатель, Инженер, Конструктор

    Генри Форд
  • Джордж Кейли

    Изобретатель, Конструктор

    Джордж Кейли
  • Николай Гарин-Михайловский

    Инженер, Конструктор, Писатель, Путешественник

    Николай Гарин-Михайловский
  • Сергей Королев

    Изобретатель, Инженер, Конструктор

    Сергей Королев
  • Уилбур Райт

    Изобретатель, Конструктор, Лётчик

    Уилбур Райт
  • Энцо Феррари

    Бизнесмен, Гонщик, Конструктор

    Энцо Феррари

obrazovaka.ru

от древности до наших дней

ЗНАМЕНИТЫЕ УЧЕНЫЕ, ИЗОБРЕТАТЕЛИ И КОНСТРУКТОРЫ

ГЕОРГИЙ АГРИКОЛА

(1494–1555)

Георгий Агрикола – немецкий врач и ученый. Заложил основы минералогии и геологии, горного дела и металлургии. В главном труде своей жизни – 12-томной монографии «О металлах» дал полное и систематическое описание поиска и разведки полезных ископаемых, добычи и обогащения руд, металлургических процессов. Установил методы определения и описал двадцать новых минералов.

АРХИМЕД (Около 287–212 до н. э.)

Ахримед – древнегреческий математик, физик и изобретатель. Разработал теорию рычага, применял на практике винт, блок и рычаг для подъема воды и тяжелых грузов.

Более 2000 лет прошло с тех пор, как погиб Архимед, но и сегодня память людей хранит его слова: «Дайте мне точку опоры и я подниму Землю». Так сказал этот выдающийся древнегреческий ученый – математик, физик, изобретатель, разработав теорию рычага и поняв его возможности. На глазах правителя Сиракуз Архимед, воспользовавшись сложным устройством из полиспастов и рычагов, в одиночку спустил на воду корабль. Девизом каждого, кто нашел новое, служит слово: «Эврика!» («Нашел!»). Так воскликнул ученый, открыв закон, известный многим как закон Архимеда. До наших дней архимедовым винтом называют заключенный в трубу широкий винт, который он изобретал как средство для подъема воды. Архимед изобрел как сельскохозяйственные машины – для орошения полей, так и военные – метательные. Заложил основы гидростатики, установил главный ее закон, изучал условия плавания тел.

Особенно ярко технический гений Архимеда проявился, когда римская армия напала на его город Сиракузы. Военные машины Архимеда вынудили римлян отказаться от штурма и перейти к осаде города. Лишь предательство открыло врагу ворота Сиракуз. Легенда гласит, что когда римский легионер занес меч над ученым, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай моих кругов!» До момента гибели Архимед решал геометрическую задачу.

В наше время в Греции решили проверить, действительно ли Архимед мог поджечь солнечными лучами флот римлян. Семьдесят человек выстроились на берегу моря, держа в руках медные щиты, подобные тем, какими пользовались защитники Сиракуз. Когда они навели солнечные «зайчики» на макет деревянного судна, он вспыхнул через несколько секунд.

ФРЭНСИС БЭКОН (1561–1626)

Фрэнсис Бэкон – английский ученый и политический деятель. Считал, что цель науки заключается в овладении силами природы, а в фундамент науки следует положить наблюдения и опыты. Написал роман-утопию «Новая Атлантида», в котором предсказал много нынешних изобретений – самолеты, подводные корабли, гидростанции, солнечные двигатели, лазеры, телескопы, кондиционеры и т. д.

АЛЕКСАНДР ГРЕЙАМ БЕЛЛ (1847–1922)

Александр Грейам Белл является изобретателем телефона. Он родился в Эдинбурге, в Шотландии. Впоследствии семья Белла переехала в Канаду, а затем в США. По образованию Белл не был ни инженером-электриком, ни физиком. Он начал помощником учителя музыки и ораторского искусства, позднее стал работать с людьми, страдавшими дефектами речи, потерявшими слух.

Белл стремился помочь этим людям и любовь к девушке, оглохшей после тяжелой болезни, побудило его сконструировать приборы, с помощью которых он мог демонстрировать глухим артикуляцию звуковой речи. В Бостоне он открыл учебное заведение по подготовке преподавателей для глухих. В 1893 году Александр Белл становится профессором физиологии органов речи Бостонского университета. Он тщательно изучает акустику, физику человеческой речи, а затем начинает ставить опыты с аппаратом, в котором мембрана передавала колебания звуков на иглу. Так он постепенно приближался к идее телефона, с помощью которого может стать возможной передача различных звуков, если только удастся вызвать колебания электрического тока, соответствующие по интенсивности тем колебаниям в плотности воздуха, которые производит данный звук.

Но вскоре Белл меняет направление деятельности и начинает работать над созданием телеграфа, с помощью которого можно было бы одновременно передавать несколько текстов. В работе по созданию телеграфа случайность помогла Беллу открыть явление, которое обернулось изобретением телефона.

Однажды в передающем устройстве помощник Белла вытаскивал пластинку. В это время в приемном устройстве слух Белла уловил дребезжание. Как выяснилось, пластинка замыкала и размыкала электрическую цепь. К этому наблюдению Белл отнесся очень внимательно. Через несколько дней первый телефонный аппарат, состоящий из небольшой мембраны из барабанной кожи с сигнальным рожком для усиления звука был сделан. Этот аппарат стал родоначальником всех телефонных аппаратов.

Тем не менее, А. Г. Беллу и другим инженерам в разных странах, в том числе и в России, пришлось еще очень много работать, чтобы телефонная связь приобрела современный облик.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452–1519)

Леонардо да Винчи – великий итальянский ученый, инженер, художник, скульптор, музыкант. Он далеко опередил свое время, проектируя и изобретая машины и сооружения, не получившие воплощения при его жизни. Его называют одним из самых могучих умов человечества. Его прекрасные картины и фрески пережили века и остались непревзойденными. К сожалению, от реальных машин, которые он создал, ничего не осталось, но многие инженерные замыслы сохранились в рисунках и чертежах. Большая часть идей Леонардо вообще не могла быть осуществлена в Италии XV века. В одной из рукописей есть рисунок вертолета. Приписка гласит: «Если этот аппарат правильно построить, то при быстром вращении винта он поднимется в воздух». Эта идея была осуществлена лишь в ХХ веке. Много занимался Леонардо да Винчи и оружием. Он первым сконструировал паровую пушку, первым нарисовал орудие с винтовым затвором, заряжаемое сзади; занимался многоствольным и многозарядным огнестрельным оружием. На одном из его рисунков показана батарея, расположенная на тележке-станке таким образом, что из тридцати трех стволов стрелять можно из одиннадцати. Затем Леонардо сконструировал и более тяжелое орудие, действующее по тому же принципу: в каждом из 8 рядов располагалось по 9 стволов, то есть после зарядки можно было выстрелить 72 снарядами.

Леонардо да Винчи оставил проект большой машины для подъема и транспортировки грунта, вынутого из канала, – прообраз современных землеройных машин и драг. Он изобрел 15-шпиндельный ткацкий станок, приводимый в движение руками ремесленников. Сохранились рисунки лебедки в собранном и разобранном виде. Колеса, диски, шестерни – все детали изображены очень точно. Видно, что ученый в то время работал над проблемой преобразования вращательного движения в поступательное. О разносторонности технических поисков Леонардо да Винчи говорят многие факты. Так, он спроектировал конюшню с механической подачей кормов, которая во многих деталях могла бы перейти из XV века в наше время, изобрел анемометр – устройство для подсчета скорости ветра, который пытались установить на каретах, чтобы по скорости набегавшего воздуха определять, насколько быстро карета движется.

Одним из его грандиозных замыслов был проект моста через Босфор. Турецкий султан отверг предложение гениального инженера. Лишь в ХХ веке мост через Босфор был построен. В музеях Италии можно увидеть действующие модели станков Леонардо да Винчи, тележку, приводимую в движение пружинами, макет вертолета.

Однажды швейцарский ученый сделал модель моста точно по чертежам Леонардо. Проект оказался настолько безупречным, что его можно было осуществлять даже при средневековом уровне техники.

Гениальный изобретатель продолжал творить до последнего часа жизни, хотя и понимал, что осуществить его идеи в современном ему мире невозможно. Леонардо изобрел вычислительную машину, построенную по его эскизу и заработавшую через 500 лет.

ГЕРОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (I в. до н. э.)

К сожалению, не сохранились даты рождения и смерти этого изобретателя и выдающегося ученого античного мира. Предполагают, что он работал в I в. до н. э. в Александрии. Только спустя 2000 лет были найдены и переведены на современные европейские языки арабские списки его трудов. Далекие потомки узнали, что ему принадлежат формулы определения площади различных геометрических фигур. Стало известно, что Герон описал прибор диоптр, который с полным основанием можно назвать прапрадедом современного теодолита. Без этого прибора в наше время не могут обойтись строители, геодезисты, горняки. Он впервые исследовал пять типов простейших машин: рычаг, ворот, клин, винт и блок. Герон заложил основы автоматики. В своем труде «Пневматика» он описал ряд «волшебных фокусов», основанных на принципах использования тепла, перепада давлений. Люди удивлялись чудесам, когда двери храма сами открывались, когда над жертвенником зажигался огонь. Он изобрел автомат для продажи святой воды, сконструировал шар, вращаемый силой струй пара.

РОБЕРТ ГОДДАРД (1882–1945)

Роберт Хачинз Годдард является одним из первых изобретателей и конструкторов ракетной техники. С его именем связано начало практических работ в этой области. Он родился в 1882 году в Вустере (США). Из-за болезни он не мог регулярно посещать школу и рано приобщился к самостоятельному изучению научной литературы. Под влиянием научно-фантастических книг Роберт увлекся мечтой о достижении внеземных миров и всю свою жизнь посвятил тому, чтобы превратить фантазию в реальность.

Закончив политехнический институт, Р. Годдард начинает практическую деятельность и через пять лет, в 1913 году, начинает подавать первые заявки на изобретение ракетных аппаратов, предназначенных для подъема на большую высоту. Затем он проводит эксперименты, подтверждающие возможность получения сверхзвуковой скорости ракетной струи при сжигании бездымного пороха в камере с соплом, и начинает строить модель пороховой ракеты. Построить высотную пороховую ракету не удалось и в 1921 году Роберт Годдард начал эксперименты с жидким ракетным топливом.

Через четыре года, зимой 1925 года при статическом испытании опытной ракеты жидкостный ракетный двигатель впервые развил тягу, превышающую весь ракеты, а через несколько месяцев был произведен первый пуск жидкостной ракеты. Над созданием ракет Роберт Годдард работал до конца 1941 года. Он и его группа впервые осуществили на практике ряд идей, нашедших впоследствии широкое применение в ракетной и космической технике. В 1945 году изобретатель скончался. Его смерть не привлекла особого внимания. И лишь спустя долгие годы к Роберту Годдарду пришла слава и его деятельность в области ракетной техники и космонавтики получили должное признание.

ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ (Ум. в 1468)

Немецкий изобретатель Гутенберг родился в городе Майнце около 1400 г. За свою жизнь он создал европейский способ книгопечатания, первую типографию, печатный станок. Из-за междоусобиц между бюргерами Гутенбергам пришлось бежать в Страсбург.

В XI в. в Китае, Тибете был известен способ печатания с деревянных досок, на которых гравировались целые страницы рукописи. В Европе этот способ назвали «ксилографией». Студент Страсбургского университета Иоганн Гутенберг вместе с несколькими компаньонами занялся изготовлением ксилографических книг. Затем ему пришла идея гравировать не целые страницы сразу, с каждой из которых можно было снять не так уж много качественных оттисков, а делать отдельные буквы и потом из них, как из кубиков, складывать строки. Для реализации идеи он придумал следующий способ изготовления шрифта: сначала на торце металлического бруска – пуансона – гравировали обратное выпуклое изображение буквы, потом выбивали ее на мягкой медной пластке, которая служила матрицей. Затем эту пластинку-матрицу вставляли в нижнюю часть полой трубки, а через открытый верх заливали специальный сплав – гарт. В результате этой операции можно было создать множество точных копий пуансона – литер, из которых потом строка за строкой набиралась книга.

На изготовление литер ушло много времени и денег. Только на пятом десятке лет жизни Гутенберг сумел изготовить нужное количество литер – первую наборную кассу – и сделать печатный станок. Но денег не хватило. Пришлось брать в долг. За неуплату в срок долга на Гутенберга подали в суд и отобрали и шрифты, и типографию. Однако несколько прекрасных книг Иоганн Гутенберг успел создать и подарить человечеству.

РОБЕРТ ГУК (1635–1703)

Роберт Гук – сын провинциального священника, с детства увлекался устройствами всякого рода механизмов и рисованием. После завершения обучения в Вестминстерской школе в 1653 году он переехал в Оксфорд и поступил на работу в церковь в качестве певчего. Одновременно занимался в Оксфордском университете, специализируясь в области астрономии, и стал ассистентом Р. Бойля. Страсть к изобретательству, оригинальность мышления в сочетании с романтической увлеченностью и буйной фантазией позволили Гуку сделать множество открытий в самых разных областях знания. Гук сконструировал прибор для измерения силы ветра, приспособление для деления круга, ряд приборов для исследования морского дна, ареометр, проекционный фонарь, дождемер, пружинные часы. Он изобрел карданную передачу и систему зубчатых колес, которые теперь известны как уайтовы колеса. Он усовершенствовал зрительную трубу для измерения углов, телескоп, микроскоп, барометр. Немало и других приборов, механизмов, приспособлений создал талантливый механик Роберт Гук.

Гука заслуженно признавали хорошим архитектором. После пожара в Лондоне в 1666 году он создал проект восстановления и реконструкции города, а затем по поручению магистрата возглавил эти работы. По его проектам в Лондоне был построен ряд зданий, церквей и жилых домов. Самым значительным сооружением была известная больница Бедлам, которая считалась гордостью лондонцев. Построенное в 1247 году, восстановленное по проекту Гука это огромных размеров здание поражало гармонией пропорций, классической строгостью форм. В годы работы в Королевском обществе Гук значительно обогащает всю деятельность этого учреждения, становясь вскоре его секретарем. Он издает труды Общества, следит за иностранными изобретениями, делает собственные изобретения, продолжает ставить эксперименты, сопровождая их такими гениальными идеями, которые нередко приводили к большим открытиям других.

Его классический труд «Микрография» был издан в 1665 году. Он был посвящен физической оптике и микроскопии. В эту работу вошли, в частности, результаты изучения Гуком клеточного строения растений. Он впервые ввел термин «клетка» и дал описание клеток целого ряда растений. Гук занимался волновой теорией света, провел глубокое исследование цветов тонких пластинок, описал явления дифракции и ряд других световых явлений. Вместе с Гюйгенсом Гук установил постоянные температурные точки – таяния льда и кипения воды – и сконструировал термометр. Одной из наиболее значительных его работ была теория движения и взаимодействия небесных тел.

В мае 1666 года Роберт Гук сделал доклад в Королевском обществе, в котором сказал, что намерен изложить систему мира, весьма отличающуюся от всех до сих пор предложенных; основывается она на следующих положениях. Далее следовали три положения Гука.

В первом положении говорилось о том, что все небесные тела не только обладают тяготением своих частей к их собственному общему центру, но притягиваются взаимно одно к другому внутри их сфер действия. Во втором излагалось следующее: «Все тела, совершая простое движение, будут продолжать двигаться по прямой линии, если только они не будут постоянно отклоняться от нее некоторой внешней силой, побуждающей их описывать окружность, эллипс или какую-нибудь кривую.». В третьем положении говорилось: «Это притяжение тем больше, чем тела ближе. Что же касается отношения, в котором эти силы уменьшаются с увеличением расстояния, то я сам не определил его, хотя и проделал с этой целью некоторые эксперименты». Через восемь лет Р. Гук продолжил эту тему, написав работу «Попытка доказательства годичного движения на основе наблюдения». Таким образом, Гук в основном предвосхитил закон всемирного тяготения, открытый Исааком Ньютоном. Гук проводил много опытов с металлическими пружинами и деревянными балками. Изготовив консольную балку из дерева, он измерял ее прогиб под действием в различных частях разных весов. При этом он пришел к важному выводу о том, что на выпуклой поверхности балки волокна при изгибе растягиваются, а на вогнутой – сжимаются. Прошло очень много времени пока техникам, механикам и инженерам стало ясно значение, как теперь представляется, очевидного свойства материала. Деформация пропорциональна нагрузке; и наоборот.

В 1678 году вышла работа Гука «О восстановительной способности или об упругости». Она содержала описание опытов с упругими телами – первая книга по теории упругости. Независимо от вида нагрузки – растяжения или сжатия – изменение размеров тела пропорционально приложенной силе. Для проверки этого положения Гук предлагал к проволоками разных длин привешивать гири и измерять удлинение. Сравнивая изменения нескольких проволок в зависимости от приложенного к ним веса, можно убедиться, «что они всегда будут относиться друг к другу как вызвавшие их нагрузки».

РУДОЛЬФ ДИЗЕЛЬ (1858–1913)

В истории техники известны имена таких изобретателей, как Т.А. Эдисон, Н. Тесла, В.Г. Шухов, которые подарили миру сотни идей и решений. У немецкого изобретателя Рудольфа Дизеля было одно детище, но без него в наше время был бы невозможен мир машин. Он изобрел двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Двигатель носит имя своего создателя.

Когда Р. Дизель учился в Мюнхенской политехнической школе, он мечтал о том, как повысить коэффициэнт полезного действия паровой машины, который в то время находился на уровне 10 %. Эта идея не оставляла его и после того, как Р. Дизель стал инженером. Долгий мучительный труд увенчался успехом. В 1982 году он получил патент на изобретенный им четырехтактный двигатель внутреннего сгорания.

Изобретатель установил, что коэффициэнт полезного действия двигателя внутреннего сгорания повышается от увеличения степени сжатия горючей смеси. Однако опыты показали, что слишком сильно сжимать горючую смесь нельзя, так как от сжатия она перегревается и вспыхивает раньше времени.

Тогда Дизель решил сжимать не горючую смесь, а чистый воздух. К концу сжатия, когда температура достигала почти 650 градусов Цельсия, в цилиндр под сильным давлением впрыскивалось жидкое топливо, которое немедленно воспламенялось, и газы, расширяясь, двигали поршень. Таким образом изобретателю удалось значительно повысить коэффициент полезного действия двигателя. К тому же здесь не нужна была система зажигания. Двигатель Дизель очень экономичный, он работает на дешевых видах топлива. Впервые такой двигатель был построен в 1897 году.

В наши дни, усовершенствованное изобретение, успешно работает, приводя в действие автомобили, суда, тракторы, тепловозы и т. д.

КУРЧАТОВ ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ (1903–1960)

Игорь Васильевич Курчатов является крупнейшим советским ученым, академиком, трижды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственных премий, выдающимся организатором и научным руководителем работ, связанных с атомной техникой. Родился он на Южном Урале в небольшом селе Сим, недалеко от Уфы в семье помощника лесничего. Позднее семья Курчатовых переехала в Симбирск, а в 1912 г. в Крым.

В Крыму Игорь с золотой медалью закончил Симферопольскую гимназию и поступил в университет. Это было начало 20-х годов, период послевоенной разрухи, голода. Студенту физико-математического факультета приходилось подрабатывать воспитателем в детском саду, сторожем, пильщиком дров. В университете И.В. Курчатова считают талантливым математиком, а он убежден, что целью его жизни является строительство кораблей. Он досрочно заканчивает университет, едет в Петроград и поступает на 3-й курс судостроительного факультета Политехнического института.

Жилось в Петрограде очень нелегко. И.В. Курчатов ради заработка пошел наблюдателем в Павловскую магнитно-метеорологическую обсерваторию и в первый же год выполнил серьезную научную работу по исследованию радиоактивности снега. Это первое знакомство с физикой атома и снова смена направления.

В то время одним из главных направлений была энергетика. Курчатов вместе с группой молодых ученых берется за решение проблем высоковольтной изоляции. Он исследует диэлектрики и открывает новую область науки – учение о сегнетоэлектричестве. И.В. Курчатову присвоили ученую степень доктора физико-математических наук, когда ему еще не было тридцати лет. Ему предлагали заняться разработкой новой науки, но он начинает работы в области ядерной физики.

Во время войны он выполняет срочные военные заданий. После войны Курчатов становится во главе исследований в области ядерной физики и организации новой отрасли промышленности – атомной. Управлял огромными коллективами, Кучатов решает важнейшие для страны оборонные задачи, создавая атомное оружие. Затем он переключается на работу по созданию атомной станции. 27 июня 1954 года первая атомная станция вступила в строй. Затем выдающимся ученым был построен первый в мире атомный ледокол. Его жизнь оборвалась в расцвете сил. Дело его продолжают тысячи учеников.

ЖУКОВСКИЙ НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ (1847–1921)

Выдающийся русский ученый Николай Егорович Жуковский является создателем аэродинамики как науки. Он говорил, что человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы…Но есть уверенность, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума. Жуковский стал родоначальником науки, которая помогает конструировать самолеты, делать их надежными, быстроходными.

В юности Николай Жуковский мечтал стать инженером-путейцем. Но для этого нужно было ехать в Петербург, а родители не могли содержать сына в другом городе. В Москве Н.Е. Жуковский поступил в Московский университет на физико-математический факультет. После окончания университета, думая о своей будущей профессии, он сделал попытку получить образование в Петербургском институте путей сообщения, однако попытка не удалась. Он получил диплом инженера, но гораздо позднее. В январе 1911 года, к 40-летию научной и педагогической деятельности Н.Е. Жуковского, МВТУ вручило ему почетный диплом инженера-механика.

Чем глубже Жуковский осваивал профессию, тем яснее понимал, как много неизвестного в механике, и в математике. Его талант расцвел в Московском высшем техническом училище, где он стал профессором кафедры аналитической механики. Здесь он создал аэродинамическую лабораторию, воспитал ряд знаменитых впоследствии конструкторов самолетов, двигателей, теоретиков авиации. В области аэродинамики и авиации работы Жуковского явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука.

Н.Е. Жуковский тщательно и всесторонне исследовал динамику полета птиц, теоретически предсказал ряд возможных траекторий полета, в частности «мертвую петлю». В 1904 году он открыл закон, определяющий подъемную силу крыла самолета, определил наивыгоднейшие профили крыльев и лопастей винта самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и т. д.

В дальнейшем по его инициативе были созданы знаменитый ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), Военно-воздушная инженерная академия, ныне носящая его имя.

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ИЛЬЮШИН (1894–1977)

Сергей Владимирович Ильюшин – выдающийся советский авиаконструктор. Его первое знакомство с авиацией произошло, когда он рабочим занимался расчисткой и выравниванием летного поля.

Его энергия и стремление к знаниям и талант были удивительны. Он самостоятельно изучил математику, физику, химию, что помогло ему стать бортмехаником. Но Ильюшин мечтал летать. В 1917 году он успешно сдал экзамены на звание пилота. После гражданской войны его направляют на учебу в Московский институт инженеров Красного воздушного флота (впоследствии Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского), где Ильюшин не только успешно учился, но и строил планеры. В 1926 году он закончил академию, затем создал и возглавил одно из конструкторских бюро.

В 1933 году коллектив Ильюшина разрабатывает двухмоторный самолет, на котором летчик-испытатель В. К. Коккинаки устанавливает ряд рекордов высоты с различными грузами. В 1938–1939 годах на самолетах Ильюшина совершены беспосадочные перелеты Москва – Владивосток, Москва – Северная Америка. Прославились и дальние бомбардировщики. В ночь на 8 августа 1941 года группа дальних бомбардировщиков Ил-4 совершила налет на военные объекты Берлина.

Вскоре С. В. Ильюшин создал самолет, который наши воины называли «летающий танк», а фашисты – «черная смерть». Это был знаменитый штурмовик Ил-2, который с бреющего полета мог расстреливать танки «Тигр».

В 1944 году коллектив ОКБ Ильюшина начинает создавать реактивные самолеты, а через десять лет совершил свой первый полет пассажирский полет Ил-18. Это был новый шаг в развитии советского самолетостроения. Затем Ильюшин создает современный межконтинентальный лайнер Ил-62, в котором были воплощены лучшие технические достижения своего времени.

Академик, генерал-полковник-инженер С. В. Ильюшин был трижды Героем Социалистического Труда.

ИОГАНН КЕПЛЕР (1561–1630)

Иоганн Кеплер – немецкий астроном. Установил законы движения планет. Заложил основы теории затмений. Изобрел одну из разновидностей телескопа – трубу Кеплера, которая широко употреблялась впоследствии. Его математические способности нашли применение и в решении «земных» задач, например, в расчете формы винных бочек.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КИБАЛЬЧИЧ (1853–1881)

Николай Иванович Кибальчич был известным революционером, а также одним из пионеров ракетной техники и изобретателем. Он был приговорен к смертной казни вместе с другими участниками покушения на царя Александра II.

Весной 1881 года в тюрьме он передал своему адвокату рукопись, написанную в тюрьме «Проект воздухоплавательного прибора», в которой писал, что движущей силой воздухоплавательных аппаратов должна стать реактивная сила газов, возникающая в результате сгорания взрывчатых веществ. Он предложил создать совершенно новый (ракетодинамический), прообраз современных пилотируемых ракет.

В проекте Кибальчич рассмотрел устройство порохового двигателя, предложил управлять ракетой путем изменения угла наклона двигателя, разработал систему устойчивости аппарата. Он просил организовать встречу с каким-либо ученым – специалистом или передать его «Проект» на экспертизу. Просьба осталась без ответа. Только через 40 лет стало известно об изобретении и научном подвиге этого изобретателя.

Очень высоко оценил научный подвиг Н.И. Кибальчича К.Э Циолковский, поставив его на первое место среди своих предшественников. Есть свидетельство, что именно с проекта Кибальчича начал свое знакомство с ракетной техникой выдающийся конструктор космических кораблей С.П. Королев.

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЕВ (1907–1966)

Сергей Павлович Королев является конструктором первых ракетно-космических систем. Он родился на Украине, в г. Житомир, в семье учителя. После окончания двухгодичной профессиональной школы в Одессе, С.П. Королев стал строителем – крыл черепицей крыши, столярничал. В 1924 году поступил в Киевский политехнический и после окончания второго курса перевелся в Московское высшее техническое училище на факультет аэромеханики. Руководителем на его дипломном проекте был А.Н. Туполев.

В 1929 году С.П. Королев окончил училище, а на следующий год – школу летчиков-планеристов. Однако авиация не стала его призванием. После того, как он прочел труды К. Э. Циолковского, решил строить ракеты и в 1932 году возглавил Группу изучения реактивного движения (ГИРД). Он руководил запусками первых советских ракет и полностью отдал себя новой области знаний – ракетостроению.

С.П. Королев создает первый ракетный планер, первую крылатую ракету, а в тяжелые годы войны лично проводит испытания ракетных ускорителей на серийных боевых самолетах. После войны С.П. Королев руководил созданием ракет дальнего действия, а в 1957 была испытана многоступенчатая межконтинентальная ракета.

4 октября 1957 года с помощью ракеты, созданной под руководством Королева, был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Под руководством С.П. Королева были построены первые пилотируемые космические корабли, отработана аппаратура для полета человека в космос, для выхода из корабля в свободное пространство и возвращения космического аппарата на Землю, созданы искусственные спутники Земли серии «Электрон» и «Молния-1», многие спутники серии «Космос», первые экземпляры межпланетных разведчиков серии «Зонд». Он первым послал космические аппараты к Луне, Венере, Марсу и Солнцу.

С именем лауреата Ленинской премии, дважды Героя Социалистического Труда академика С.П. Королева связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времен – открытие эры освоение человечеством космоса.

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ЛОДЫГИН (1847–1923)

Замечательный русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин сумел преодолеть первую, самую трудную часть пути к созданию электрической лампочки. Он попытался в качестве нити накаливания использовать железную проволоку. Однако этот опыт оказался неудачным. Заменивший ее угольный стерженек на воздухе быстро перегорал. Наконец в 1872 году Лодыгин поместил угольный стерженек в стеклянный баллон, из которого даже не выкачивал воздух. Кислород выгорал, как только уголек накалялся, и дальнейшее свечение происходило в инертной атмосфере. Опыты продолжались. Через год была получена новая, более совершенная конструкция.

В новой конструкции находились два стерженька. Один горел первые тридцать минут и выжигал в баллоне кислород, а второй светил еще два с половиной часа. В Петербурге такими лампами была осветили улицу. В 1872 году А.Н. Лодыгин подал заявку на изобретение лампы накаливания и через два года, в 1874 году, получил патент. Петербургская академия наук присудила ему Ломоносовскую премию.

Через несколько лет А.Н. Лодыгин реализовал свою новую идею о применении тепла электричества для плавки металла. Для этого пришлось уехать во Францию, и США, где он построил ряд крупных электропечей. Однако он понимал несовершенство ламп накаливания и, вернувшись к этой проблеме, после кропотливых опытов предложил использовать вольфрам – единственный металл, из которого производятся нити электрических лампочек в наши дни. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *