Интересные теории в психологии: 9 психологических теорий, изменивших мир

Содержание

9 психологических теорий, изменивших мир

Все факты об обществе, взаимоотношениях между людьми, мотивации и эмоциях, которые мы знаем, — это результат многолетнего труда ученых-социологов, психологов и иногда даже маркетологов. Все они тем или иным образом изменили мир и то, как мы его воспринимаем. Перечитали книгу Сэнди Мэнн «Взлом психологии. Все психологические теории в одной книге» и рассказали о 9 самых известных психологических теориях.

Сэнди Мэнн
Издательство Альпина Паблишер, 2020

Теория восприятия

У нас есть слух, обоняние, зрение и вкус — каналы, через которые информация из мира проникает в нас. Но этого мало, эту информацию еще нужно осознать; процесс осознания и есть восприятие. Благодаря ему мы знаем, как именно пахнет апельсин, и можем отличить его от лимона, а еще соотносим лицо человека с его остальными частями тела, чтобы видеть его в совокупности, а не кусками. Теорий восприятия за всю историю человечества было разработано несколько.

Гештальт-теория восприятия. Мозг постоянно ищет в окружающей среде понятные формы и образы. Поэтому мы легко можем найти прямоугольник в экране телефона, а в облаке — фигуру слона. У гештальт-теории есть три принципа: согласно принципу близости, предметы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются едино; согласно принципу схожести, объекты, которые по форме или весу похожи между собой, воспринимаются связанно. А незавершенные фигуры вызывают в нас дискомфорт. Поэтому букву «X» мы видим как букву, а не как отдельные линии, — так гласит принцип замкнутости.

Теория прямого восприятия Дж. Гибсона — одного из известнейших психологов XX века — говорит о том, что мы воспринимаем мир через аффордансы — качества и функции объектов, которые помогают нам оценить возможности, предлагаемые этими предметами. Например, ручка нужна для того, чтобы писать, а тень от предмета позволяет нам укрыться от солнца в жару. И только осознавая эти свойства, мы можем воспринимать объект.

Нисходящая теория восприятия Р. Грегори появилась в противовес «восходящей» Дж. Гибсона, и, согласно ей, нам не обязательно анализировать поступающую информацию. Восприятие — лишь гипотеза, которую мы строим на основании увиденного, услышанного или ощущаемого, но мы также можем ошибаться, хотя чаще всего оказываемся правы.

Теория восприятия боли. Согласно этой теории, на восприятие боли влияют не только органы чувств, потому что одна и та же травма может ощущаться у людей по-разному. Например, согласно теории паттернов, у мозга есть собственная типология боли, благодаря которой он идентифицирует тот или иной сигнал. Из-за этого минимальный уровень дискомфорта может быть просто ощущением, но есть определенный порог активации, после которого ощущение уже интерпретируется как боль. Пороги у каждого человека индивидуальные.

Теории внимания

Согласно общей теории внимания, наше восприятие работает только тогда, когда мы обращаем свое внимание на определенный стимул. Это может быть как боль, так и происходящие вокруг события. Соответственно, если мы считаем, что что-то заслуживает нашего внимания, то мы ощущаем это в полной мере, в то время как незначительные вещи скорее ускользают от органов чувств, мы их не осознаем и, как следствие, не воспринимаем.

Модель внимания Бродбента. У человека существует селективное, то есть выборочное, внимание — это так называемый сенсорный буфер, установленный в нашей голове и производящий фильтрацию поступающей в мозг информации. Какие-то стимулы он пропускает, и мы реагируем, а какие-то нет — и нас ничто не тревожит.

В противовес этой концепции была выдвинута теория ослабления, автором которой является Энн Мари Трисман — психолог, изучавший селективное внимание. Она придерживается идеи, что сенсорный буфер, придуманный Бродбентом, не удаляет некоторые сигналы, а ослабляет их. Поэтому из нескольких звуков мы можем вычленить главный и сконцентрироваться на нем, а остальные будут приглушенными.

Теории памяти

Память — это то, что позволяет нам каждое утро вспоминать, как двигаться, разговаривать, набирать текст на телефоне или готовить завтрак. Этот процесс включает в себя 3 этапа:

Все существующие теории памяти призваны объяснить то, как мы храним и используем информацию. Вот основные три:

Согласно многоэтажной модели памяти Аткинсона — Шиффрина, человек обладает тремя основными системами памяти: сенсорная (первичная информация, которая долго не хранится), кратковременная (активная обработка информации в течение 20–30 секунд) и долговременная (информация, которую мы помним почти всегда).

Модель рабочей памяти Бэддели и Хитча возникла в противовес выявленным в предыдущей теории недочетам. Авторы концепции разделили краткосрочную память на три части — центральный управляющий элемент, фонологическая петля и зрительно-пространственный набросок. Центральный управляющий элемент нужен для того, чтобы получать и хранить сенсорную информацию, а затем распределять ее по двум другим каналам: звуковую — в фонологическую петлю, зрительную — в зрительно-пространственный набросок. Также они ввели понятие эпизодического буфера, который связывает всю информацию в единое целое. С помощью него объект воспринимается не по частям, а как совокупность зрительной, звуковой и вербальной информации.

Модель уровней обработки Крэйка и Локхарта концентрируется больше на долговременной памяти. Согласно многоэтажной модели, информация из краткосрочной памяти в долгосрочную переходит путем многократного повторения. Ученые Крэйк и Локхарт считают, что это не обязательно. Если мы сталкиваемся с проблемой, связанной с каким-то решением или событием, то через тщательную и многостороннюю обработку мы запомним эту информацию — даже без заучивания.

Теории обучения

Обучение — всем нам давно известный процесс, который определяется как постоянное изменение поведения в результате получения знаний и опыта. Здесь также есть три основные теории.

Теория классических рефлексов. Ее принцип работы отлично иллюстрирует всем известный эксперимент с собакой Павлова. Если собаке регулярно перед приемом пищи давать какой-то сигнал, то она будет реагировать обильным слюноотделением не на сам факт пищи, а на сигнал — он у нее на уровне рефлексов будет ассоциироваться с едой.

Теория оперантных условных рефлексов. Основывается на использовании не какого-то сигнала, а системы поощрений или наказаний. Если вы, например, поставили себе задачу на день и смогли ее выполнить, то для закрепления результата и повторения позитивного поведения вам необходимо себя похвалить. Например, отдыхом, вкусной едой или чем-то еще, что вас обрадует.

Теория социального научения подразумевает обучение в коллективе. То есть человек овладевает навыками через наблюдение или подражание (еще его называют моделированием). Эта теория отличается от остальных двух тем, что обращается не только к рефлексам, но и к протекающим в голове когнитивным процессам.

Теория эмоций

Долгие годы ученые изучали эмоции, откуда они берутся и как проявляются, но, что самое главное, исследователей всегда интересовал вопрос, что происходит в голове у человека, когда он испытывает эмоции. Самая известная концепция — это двухфакторная теория эмоций Шехтера и Сингера. Согласно их идее, переживание эмоций основано на двух факторах: физиологическом возбуждении и когнитивной интерпретации.

Раньше, то есть до 1962 года — года, когда эта теория появилась, — было принято считать, что эмоции основаны исключительно на физиологии, и умственная обработка не имеет к ним никакого отношения. Двухфакторная теория говорит о том, что сначала, когда мы испытываем какую-либо эмоцию, происходит физиологическое возбуждение, после чего мы начинаем искать в окружающем мире подсказки, чтобы правильно его интерпретировать. Если, например, мы потеем, потому что бежали на автобус, то это не будет восприниматься как эмоция. А если не находим объективного объяснения происходящему (потому что никуда не бежали), то начинаем это интерпретировать как волнение, страх или что-то еще. И только тогда мы осознаем конкретное физиологическое проявление как эмоцию.

Теории интеллекта

Помимо того, что такое эмоции и как они появляются, ученых не меньше занимал вопрос интеллекта. Исследователи пытались решить, как его измерить, отличается ли интеллект одного человека от интеллекта другого, и что на это влияет. Здесь существует две самые крупные теории.

Двухфакторная теория Спирмена. На интеллект влияют два типа факторов: общие и специфические. Общий фактор — это врожденная и универсальная способность, свойственная каждому, а специфический — это приобретенные навыки, которые у людей могут отличаться в зависимости от их опыта, знаний и интересов. То есть, например, музыкант-скрипач, вероятнее всего, умеет ходить и разговаривать, но, помимо этого, обладает еще и музыкальными навыками.

Теория множественного интеллекта Гарднера. Согласно этой теории, у человека есть 9 видов интеллекта, каждый из которых отвечает за какую-то определенную область человеческой деятельности. К ним относятся вербальный, музыкальный, логико-математический, образный, телесный, социальный, внутриличностный, природный и философский интеллекты.

Теории мотивации

Мотивация — это внутренний или внешний стимул, который вдохновляет нас на совершение определенного действия. Все теории мотивации делятся на содержательные и процессуальные. Содержательные теории предметом исследования выдвигают выявление человеческих потребностей, которые двигают нами в вопросах принятия решений. Процессуальные теории изучают мотивацию в принципе, откуда она берется и как сохраняется.

Теория иерархии потребностей Маслоу. Треугольник, или пирамида, Маслоу известен нам еще со времен школьных уроков обществознания. Все потребности делятся на: физиологические, потребность в безопасности, социальные потребности, потребность в самоуважении и потребность в самоактуализации. Первые четыре потребности считаются основными потребностями, без удовлетворения которых человек не сможет удовлетворить потребность «высшего уровня», т. е. потребность в самоактуализации.

Двухфакторная теория Герцберга. Ее также называют мотивационной гигиеной. Согласно этой концепции, существует два набора характеристик, влияющих на удовлетворенность. Первый набор — это факторы, присутствие которых повышает удовлетворение, второй набор — факторы, отсутствие которых повышает удовлетворение.

Теория ожиданий Врума, в отличие от предыдущих двух, является процессуальной концепцией. По мысли Виктора Гарольда Врума, человека на совершение действия мотивируют 3 фактора: ожидание (если я буду стараться, то все получится), содействие (если я буду стараться, меня вознаградят) и валентность (я очень хочу получить вознаграждение).

Теории социальной психологии

Люди — существа социальные, которые предпочитают групповую работу, а не индивидуальную. Нам важно быть частью чего-то большего — семьи, рабочего коллектива или группы по интересам. И так или иначе люди внутри своего коллектива влияют друг на друга, что и пытаются объяснить многие социально-психологические теории.

Хоторнский эффект. Назван так в честь эксперимента на предприятии в городе Хоторн, где на протяжении нескольких лет группа исследователей наблюдала за рабочими, чтобы выяснить, как освещение влияет на эффективность труда. Хоторнский эффект стал косвенным результатом исследования, благодаря которому было выявлено, что не условия труда влияют на результат, а факт наличия наблюдающего, который следил за их работой.

Теория влияния меньшинства. Принято думать, что большинство обычно влияет на меньшинство, но эксперименты доказали абсолютно обратное. Если меньшинство ведет себя логично, последовательно, уверенно и убедительно, то оно может оказать влияние на общество. Поэтому один-единственный человек может вести за собой нацию или, например, стать катализатором революции.

Теория социального сравнения. Изначально каждому человеку кажется, что он смелее, добрее или правильнее остального большинства. Однако многие эксперименты показали, что в ходе группового обсуждения участники обнаруживали, что другие люди в чем-то сильнее или добрее их, в чем-то придерживаются лучших идеалов и ценностей. И тогда все участники начинали стараться показывать себя в выгодном свете, чтобы не отставать от группы.

Теории отношений

Психологи долгие годы изучают вопрос того, как у одного человека формируется отношение к другому человеку, событию или мнению. По их мнению, отношение состоит из трех компонентов: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. И любое отношение может стать причиной определенного действия, поэтому ученым важно было узнать, можно ли повлиять на это отношение, тем самым изменив и последующее поведение. Вот три основные теории.

Теория обоснованных действий. Согласно этой теории, на наше поведение влияет отношение к этому поведению (положительное или отрицательное) и социальные нормы (взгляды окружающих нас людей на подобное поведение). Например, если человек положительно относится к курению, а его семья выступает против, то эти два фактора будут влиять на принятие решения, курить или нет.

Теория запланированного поведения. Подразумевается, что для каждого поведения есть свое когнитивное объяснение. Например, вы решаете сесть на диету, потому что считаете, что это будет полезно для здоровья. Или решаете остаться дома и никуда не идти, потому что на улице дождь.

Модель вероятности сознательной обработки информации. Эта теория объясняет, как человек формирует или меняет свое отношение. Есть два способа: центральный и периферийный. Центральный способ заключается в осознанной обработке информации, сравнении преимуществ и недостатков определенного действия. Свойственен тем людям, которые мотивированы на какие-либо изменения и ищут пути их реализации. Периферийный способ задействует не глубокую обработку информации, а чувства и эмоции людей. То есть человек скорее изменит свое мнение, если аргументы приводит тот, кто ему нравится, независимо от качества аргументов.

10 любопытных теорий из психологии

Психология общения дает просто неисчерпаемые возможности открыть что-то новое для своих последователей. Потому что каждого психолога окружает его «исходный материал» — люди, которые готовы подкинуть парочку свежих идей или серьезных мыслей для обдумывания практически каждый день.

И сегодня мы предлагаем вам своеобразный «психологический дайджест» — свеженькие и горячие исследования, которые могут вам пригодиться.

Заморозка настроения

Мы привыкли верить, что давая своим эмоциям выход мы чувствуем себя лучше. Идея «катарсиса» состоит в том, что выпустив свой гнев, мы избавляемся от негатива.

Участники эксперимента по «заморозке эмоций» верили в то, что волшебная пилюля в состоянии заморозить их, в то время как им давали плацебо. Их специально доводили до точки кипения и после этого сразу же давали таблетку. Все участники отмечали практически моментальное успокоение и все утверждали, что чувствуют себя значительно лучше.

То есть вам не обязательно выражать свой гнев или негативные эмоции, или пить волшебную таблетку. Весь фокус в том, что вам достаточно убедить себя в том, что вам станет легче и без выражения гнева. Просто если вы осознаете его и успокоитесь без битья чашек, криков или избиения чучела босса.

«Лицевой» фидбек

Согласно одной из теорий, существует некая взаимосвязь между выражением лица и внутренним настроем. То есть если вы будете специально хмуриться, настроение сразу же испортится. Если же улыбаться через силу, то настроение сразу же улучшится.

И эта теория подверглась проверке на людях, которые получили уколы ботокса. Оказалось, что они способны испытывать эмпатию (сопереживание) в меньшей степени из-за невозможности выражать свои эмоции на лице из-за полученных инъекций. Однако, результаты не были учтены, так как эти люди не показывали особых эмоций еще до уколов.

Самоутверждение. Я — самая обаятельная и привлекательная!

Часто положительные самоутверждения делают людей сильнее внутренне и дает им гораздо больше шансов на успех в достижении задуманного. Однако, и в этом подходе есть определенный риск. Недавнее исследование показало, что слишком самоуверенным людям в случае неудачи иногда бывает очень сложно начать что-то заново. И то, насколько близко к сердцу вы приняли эту неудачу, может показать, что шансов на успех у вас в вашей дальнейшей деятельности, на самом деле, гораздо меньше, чем вы думали.

Витание в облаках

Термин «mind-wandering» не был особо известен до 2013 года, но последние исследования показали, что на самом деле вы можете получить определенные преимущества для своего мышления (а в школе учительница сказала бы вам, что вы ворон считаете). Мы привыкли думать, что это плохо для нашей повседневной работы, но исследования показали, что вы можете лучше справляться с поставленными задачами и составлять планы на будущее, если будете изредка отпускать свое сознание и позволять ему блуждать в далеких далях. Возможно, именно там к вам может прийти нежданное озарение, потому что ваше сознание полностью свободно и воспринимает то, что раньше был либо не замечено, либо задавлено.

Не мог бы ты сделать мне небольшое одолжение?

Техника «foot-in-the-door» (получить шанс на что-то) позволяет так манипулировать сознанием человека, что он делает для вас что-то очень важное и сложное, сначала просто согласившись выполнить небольшую просьбу. Однако есть те, кто умудряется закрутить это так, что в итоге человек делает в два раза больше (double foot-in-the-door).

Этот процесс состоит из трех этапов: малый, средний и большой, а не сразу переход от маленького к большому. Подобная постановка вопроса позволяет сделать последнюю задачу не такой пугающей. И даже если вам нужно растянуть это на неделю или две, в итоге она все равно окупается.

Эвристический аффект

Эвристический — это «правило большого пальца», которое позволяет людям делать выводы и решать проблемы. Эвристический аффект обращается к нашей не очень логической тенденции предсказывать риск, основываясь на том, насколько пугающим это выглядит для нас, а не на реальной вероятности. Например, люди склонны принимать меры чтобы избежать редких, но очень пугающих болезней, чем тех, которые приносят меньше боли и неудобств, хотя гораздо более реальны.

Шаблон цели

Когда мы ищем выход из сложной ситуации, например, пытаемся перейти улицу с оживленным трафиком, в первую очередь мы должны определить для себя главный источник опасности.

«Шаблон целей» — это руководство для поиска подобных массивов стимулированных комплексов. И в этом вам могут помочь… видеоигры. Несмотря на то, что многие говорят о вреде видеоигр в большом количестве, на самом деле в них есть и положительные моменты. Например, они являются идеальным тренажером для поиска и выявления опасностей и сканирования сложных ситуаций. И чем больше игра ориентирована на действия, тем больший вы получаете импульс для тренировки вашего внимания.

И тут я сразу вспомнила о том, как невропатолог ребенка моей подруги сказала: «А вот в это ему лучше играть почаще!» после того, как она увидела одну из игр на wii. «Хорошо развивает мелкую моторику и сообразительность!» — на прощание добавила продвинутая тетенька-врач. И было это лет 5 назад 🙂

Темная триада

Темная триада — это сочетание нарциссизма, психопатии и макиавеллизма (грубая сила, пренебрежение нормами морали и тому подобное). И это не только звучит плохо. Это действительно плохо в большинстве случаев. Обычно, это люди, которые приносят окружающим довольно много страданий и неприятностей, а любить такого тирана — настоящая пытка. Но, тем не менее, во время исследований было выяснено, что именно эти черты способствуют продвижению по карьерной лестнице. Люди, обладающие подобными чертами, невероятно настойчивы и производительны. Более того, они превосходят своих более добросовестных, немного обсессивно-компульсивных (склонных к повторяющимся действиям) коллег.

Боязнь счастья

Не смотря на то, что человек считает поиск и достижения счастья смыслом своей жизни, многие его, на самом деле, боятся. Это похоже на боязнь успеха, когда человек сознательно идет на все, чтобы проваливать поставленные задачи, так как успех означает и большую ответственность, и работу. В культурах, в которых мирское (земное) счастье и достаток связывается с грехом, человек, достигший всего этого чувствует себя, как бы парадоксально это ни звучало, несчастным. То есть нам хочется обладать материальными и моральными благами, иметь любящую семью, любимую работу и деньги, но при этом мы начинаем чувствовать себя очень неловко на фоне остального общества, когда добиваемся всего этого. А богатые и успешные люди часто клеймятся обществом. Люди редко верят в то, что все это может быть заработано и заслужено честным трудом, а не получено в наследство или украдено.

Профессиональное призвание

Если вы будете думать о работе, как о своем «призвании», вы будете получать гораздо больше удовольствия от процесса. Люди, которые думают о своей работе как о призвании, чувствуют себя более мотивированными и удовлетворенными. И ключом к этому ощущению является не только то, что вы чувствуете, что это работа — ваше призвание. Но и то, что вы можете жить и без нее.

Если ваше желание совпадает с вашим опытом, вы ощущаете больший контроль над своей карьерой, которая, в свою очередь, может помочь вам чувствовать себя связанным с большей целью в жизни, чем с просто работой.

Фото: Shutterstock

10 теорий психологии, которые бросают вызов здравому смыслу

Быстро, выдавите из головы психологические теории. Например, «красивым людям легче», или «экстраверты счастливее, чем интроверты», или «мы чаще делаем одолжения тем, кто нам нравится». Что у них общего? Да, вы уже догадались: это все теории, которые может разработать даже непсихолог, обладающий базовым пониманием человеческой природы.

Конечно, мы не предлагаем переименовать «психологию» в «здравомыслие». Здорово, что психологи могут находить эмпирические данные, подтверждающие то, что большинство из нас отвергает как «старый добрый здравый смысл». Кроме того, в своих попытках понять, как люди думают, они иногда обнаруживают вещи, которые могут заставить даже самого рационального неспециалиста задуматься: «Подождите, что?»

10. Покладистые люди чаще совершают «плохие» поступки

Представьте, что у вас есть два друга по имени Алекс и Даниэль. Алекс приятный и общительный, а Даниэль холодный и отчужденный. Если кто-то попросит их нанести удар током совершенно незнакомому человеку, кто, по вашему мнению, с большей вероятностью это сделает?

Ваш первый ответ, вероятно, будет Даниэль, что неверно согласно неопубликованному исследованию в Journal of Personality . Исследователи обнаружили, что люди, которые согласны и добросовестны, более уступчивы просьбам типа «Поразите этого человека электричеством», чем люди, которые противоречат друг другу и неприятны. Кроме того, те, кто придерживается левых политических взглядов, также менее уступчивы таким просьбам, поэтому, если вы знаете злобного социалиста, вы должны доверять ему в этом сценарии.

Как это возможно? Что ж, «приятность» может быть обоюдоострым мечом: если вы приятный человек, вы, скорее всего, будете следовать норме, независимо от того, сомнительна ли эта «норма» с моральной точки зрения или нет. Если вы недовольны, вы, скорее всего, будете задавать вопросы. Это не означает, что каждый Приятный Алекс автоматически становится «плохим», а каждый Неприятный Даниэль автоматически становится «хорошим». Люди гораздо сложнее, и пытаются предсказать свое

будущее 9Действия 0014, использующие одну грань своей личности, смешны. Как правило, лучше выяснить, в какой степени они будут соответствовать норме, чем делать поспешные предположения, основанные на ограниченной информации.

9. Военная форма меняет психологию полицейских

Если вы не прятались под камнем в 2014 году, вы, вероятно, знаете, что произошло в Фергюсоне, штат Миссури. Но мы здесь не для того, чтобы обсуждать политику — мы хотим сосредоточиться на одном конкретном аспекте инцидента, который мог способствовать или не способствовать этому: униформе полицейских Фергюсона.

По словам Марии Конниковой из The New Yorker , люди ассоциируют полицейских в армейском обмундировании (например, костюмы спецназа, спортивную форму) с агрессией. Это кажется достаточно здравым смыслом. Но что действительно удивительно, так это влияние униформы на самих полицейских . Конникова пишет: «Когда (полицейские) «наряжаются» для серьезных столкновений, например, когда надевают спецназ для реагирования на беспорядки, они больше не чувствуют себя правоохранительными органами, а частью более широкой военной машины». Придает совершенно новый смысл выражению «Ты то, что ты носишь», не так ли?

8. Ваш язык влияет на ваше восприятие мира

Если у нас есть «Ты то, что ты носишь», у нас также есть «Ты то, что ты говоришь», по крайней мере, по мнению профессоров университета Леры Бородицкой и Анеты Павленко. Для них язык, который вы используете, определяет, что вы замечаете, чего не замечаете и как вы классифицируете вещи. Например, поскольку в языке австралийских аборигенов гуугу йимитирр нет конкретных слов для «левого» и «правого», они говорят: «Человек к твоему западу — мой отец». Точно так же русский различает объекты по форме, а не по материалу, а испанский и немецкий обозначают пол объектов.

Есть люди, которые не согласны с этой идеей. Джон Маквортер, лингвист из Колумбийского университета, утверждает, что не язык как таковой, , а культура , окружающая язык, объясняет, почему билингвы меняют личность при смене языка. Бородицкий возражает, говоря, что язык — это просто один фактор, формирующий наше мировоззрение, и что изучение языков меняет наш образ мышления так же, как и другие формы обучения. Во что бы вы ни верили, одно можно сказать наверняка: изучение языка, отличного от того, с которым вы родились, может изменить вашу жизнь — если вы позволите этому быть.

7. Зевота держит ваш мозг в тонусе (среди прочего)

В следующий раз, когда ваш начальник окликнет вас за то, что вы зеваете перед ним, скажите: «Но, сэр, это помогает мне думать!» Затем улыбнитесь про себя, когда его глаза остекленеют на вас, и задайтесь вопросом, что происходит.

А если серьезно, у тебя есть веская причина зевать, и не всегда из-за того, что ты недосыпаешь. Эндрю Гэллап, доцент кафедры психологии Государственного университета Нью-Йорка, говорит, что люди зевают по следующим причинам: чтобы поддерживать оптимальную температуру своего мозга и стать более бдительным, чтобы сделать других человек более бдительны (что объясняет, почему существует «заразная зевота») и как реакция на отказ от некоторых наркотиков, что объясняет, почему выздоравливающие героиновые наркоманы часто зевают. Разговор о множестве полезных функций для чего-то такого смущающего!

6. Любовь к кофе из Starbucks не имеет ничего общего с «качеством»

Вы когда-нибудь задумывались, почему люди стекаются в Starbucks так же, как пираньи стекаются к свежему мясу? Может быть, это потому, что кофе Starbucks превосходит по качеству другие виды кофе. А может и нет: в слепом дегустационном тесте люди считают, что кофе Walmart за 3,88 доллара имеет вкус 9.0013 так же хорош, как , как кофе Starbucks за 8,88 доллара! Так в чем секрет популярности , если не во вкусе?

Психолог Дэн Ариели, автор книги Предсказуемая иррациональность: скрытые силы, формирующие наши решения , считает, что знает ответ. В своей книге Ариели пишет, что Говард Шульц очень старался спроектировать Starbucks как «континентальную кофейню». По сути, великолепная атмосфера кофейни объясняет, почему люди снова и снова возвращаются к зелено-белой двухвостой русалке. Помогает и тот факт, что кофе Starbucks является полезным и привычным разорением для офисных работников, жаждущих кофеина.

5. Отвлекающие факторы повышают вашу продуктивность

«Блокировать социальные сети». «Не проверяйте электронную почту первым делом с утра». Если вы любитель продуктивности, скорее всего, вы когда-нибудь сталкивались с этими советами. Но оказывается, что они не евангелие, по крайней мере, не для всех людей. Одно исследование, проведенное исследователями Копенгагенского университета, показало, что люди, которые перед выполнением задания смотрели забавное видео, совершали меньше ошибок, чем люди, которым прямо говорили , а не 9.0014, чтобы посмотреть видео заранее. Учитывая то, что мы знаем об интернет-отвлечениях, все должно было сработать наоборот. Так что дает?

Шесть слов: Человеческая сила воли — ограниченный ресурс. Вы можете делать одно и то же снова и снова до тех пор, пока не сломаетесь и не попадете в интернет-червоточину. Как пишет Дженна Уортам в своей статье New York Times «Я сделала обходной путь в Интернете, и теперь я чувствую себя лучше»: «Иногда я обнаруживала, что потеря себя в Интернете может быть бодрящей».

4. Люди, у которых больше, не обязательно счастливее

Когда мы думаем о «счастливых» людях, мы склонны думать о тех, у кого есть все, о чем они когда-либо могли мечтать: большой дом, хорошая машина и все остальное можно купить за деньги. Но доктор Тим Кассер, профессор психологии из Нокс-колледжа в Гейлсберге, штат Иллинойс, так не думает. В интервью Американской психологической ассоциации Кассер говорит, что материалистичные люди менее здоровы, меньше заботятся об окружающей среде, более эгоистичны, имеют более низкую успеваемость и больше проблем с деньгами. Это можно объяснить основной причиной материализма: люди хотят владеть все большим, большим и большим, когда они пытаются чем-то сверхкомпенсировать или защитить себя от предполагаемой угрозы. Так что в следующий раз, когда вы встретите кого-то, у кого больше имущества, чем он может удержать, может быть — только может быть — в этом человеке есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд.

3. Когда вы делаете кому-то одолжение, он вам больше нравится . Потому что, эй, кому не нравится получать милости? Но Бенджамин Франклин (да,

, что Бенджамин Франклин) думал иначе. Легенда гласит, что когда политический оппонент оскорбил его, Франклин ответил на услугу, попросив его позволить Франклину одолжить книгу. Польщенный тем, что Франклин, который был известен своим хорошим книжным вкусом, спросил его об этом, человек сразу же оказал услугу и стал хорошим другом Франклина.

Правдива эта история или нет, эффект Бена Франклина определенно реален. Когда исследователь вызвал участников на «интеллектуальный конкурс» и попросил их впоследствии вернуть ему призовые деньги, участники оценили исследователя как более симпатичных. Одним из возможных объяснений этого непонятного феномена является когнитивный диссонанс. Мы все хотим, чтобы наши мысли, слова и действия согласовывались друг с другом. Когда мы сталкиваемся с ситуацией, вызывающей внутренний конфликт между этими тремя, мы чувствуем себя некомфортно и пытаемся «уравнять» конфликтующие стороны, чтобы облегчить свой дискомфорт. Если рассматривать это в контексте эффекта Бена Франклина: даже если вам не нравится человек, которому вы оказываете услугу, часть вас хочет, чтобы понравился этот человек, иначе зачем бы вы делали одолжение тому, кто вам не нравится?

2.

Способность чувствовать депрессию — хороший знак

Давайте сначала проясним одну вещь: мы , а не говорим, что страдающие депрессией не должны обращаться за помощью. Если он у вас есть, обратитесь за профессиональной помощью.

Тем не менее, есть причина, по которой люди вообще способны испытывать депрессию. По словам психолога Джонатана Роттенберга, наше хорошее и плохое настроение уравновешивают друг друга. Без максимумов вы были бы настоящим И-Ё, но без минимумов вы были бы безрассудно прыгающим солнечным шаром. Что подводит нас к…

1. Позитивная психология может быть негативной

Каждый день нас бомбардируют благонамеренными, но граничащими с сахаром сообщениями вроде «Будь счастлив! Оставайся позитивным! Не будь такой Дебби Даунер!» Но, как вы можете подозревать, это немного упрощает ситуацию.

Негативные эмоции заложены в нас как пережиток тех дней, когда нам приходилось защищаться от саблезубых тигров.

Хотя эти типы эмоций могут навредить нам, если оставить их вариться и кипеть, они также могут подтолкнуть нас к тому, чтобы извлечь максимальную пользу из плохого дня, как предполагает исследование Ливерпульского университета. На самом деле, согласно тому же исследованию, люди, которые «слишком сострадательны» (да, это действительно так), испытывают эмоциональный стресс из-за того, что в основном являются человеческими амортизаторами негативной энергии других людей.

Итог: чтобы быть эмоционально здоровым, позволяйте себе испытывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Как только вы немного успокоитесь, подумайте о том, почему вы их испытываете, используйте свое суждение, чтобы выбрать наилучший план действий в данный момент, и действуйте!

Исса Мирандилья может написать на любую подходящую тему, о которой вы только можете подумать, но она предпочитает пачкать руки в таких областях, как ведение блога, фриланс, продуктивность, психология и бизнес. Напишите ей 9 строк0014

или поздоровайтесь с ней в Твиттере .

Другие статьи, которые могут вам понравиться

10 интересных психологических теорий | Бред студента-психолога

Современная психология изменила наше представление о человеческом мозге. Сегодня мы понимаем, что все человеческое поведение, мотивация и личность проистекают из фундамента, который наш мозг устанавливает с момента нашего существования. Мир вокруг нас и то, как мы на него реагируем, определяет современную психологию. Человеческий мозг — самый сложный орган в мире животных, и психология стремится понять, почему он работает именно так. Понимание тонкостей человеческого мозга — это первый шаг к помощи людям с психологическими расстройствами и проблемами. Кроме того, понимание нашего мозга очень интересно!

Современная психология имеет много разных представлений о том, как формируются и меняются наше развитие, личность, познание и мораль. Ниже приведены некоторые из наиболее интересных и важных теорий психологии, которые наверняка повлияли на вашу жизнь, даже если вы этого не знали.

10. Классическая обусловленность

Одной из фундаментальных теорий психологии является идея «классической обусловленности». Иван Павлов, один из отцов-основателей бихевиоризма, открыл классическую обусловленность, когда заметил, что его подопытные животные связывают определенные сигналы окружающей среды с физическими реакциями. Павлов обнаружил, что у собак в его лаборатории начиналось слюноотделение, когда в комнату входили лаборанты, одетые в белые лабораторные халаты. Связав две ситуации вместе, Павлов предположил, что, поскольку работники лаборатории в белых халатах кормили собак, возможно, собаки ассоциировали белые лабораторные халаты с едой и, следовательно, выделяли слюну, как если бы перед ними был гигантский стейк.

Чтобы проверить эту теорию, Павлов провел эксперимент со своими лабораторными собаками. Вместо того, чтобы использовать работников лаборатории в белых халатах, Павлов включал метроном прямо перед кормлением. После нескольких испытаний у собак начиналось выделение слюны каждый раз, когда они слышали метроном. В результате родилась теория классического обусловливания.

С академической точки зрения классическое обусловливание описывается, когда нейтральный раздражитель (в случае Павлова метроном) внезапно способен вызывать стимулирующую реакцию (слюноотделение собаки), также известную как условная реакция. В этот момент нейтральный раздражитель становится условным раздражителем и может стать довольно сильным.

Сегодня классическое обусловливание бихевиоризма используется во всех видах обучающих программ. Военные используют эту подготовку при подготовке войск к боевым действиям в городских условиях. Дрессировщики собак используют этот условный рефлекс с помощью кликеров, когда пытаются остановить или поощрить собачью реакцию. Классическое кондиционирование является важным тренировочным компонентом многих повседневных занятий.

9. Оперантное обусловливание

Еще одна бихевиористская теория, сформировавшая современный мир, — это идея «оперантного обусловливания». Пока Павлов исследовал классическое обусловливание, другой бихевиорист, Б. Ф. Скиннер, исследовал, как наказание и вознаграждение являются мощными мотиваторами при обусловливании поведения. Б. Ф. Скиннер был чистым бихевиористом, полагая, что почти никакое наше поведение нельзя объяснить с помощью познания. Вместо этого Б. Ф. Скиннер считал, что любое поведение является результатом многолетней выученной реакции, основанной на поощрении и наказании.

Теория Б. Ф. Скиннера предполагает, что поведение, которое мы используем в нашем окружении для создания последствий (хороших или плохих), следует называть «оперантом». Последствия, которые мы ежедневно получаем в результате наших оперантных действий, формируют наше поведение. Если мы получаем отрицательную обратную связь на наше оперантное поведение, мы склонны уменьшать действие, вызывающее отрицательную обратную связь. И наоборот, если мы получаем благоприятную обратную связь в отношении другого оперантного поведения, мы склонны усиливать это действие.

Эта форма обусловливания чаще всего используется в традиционном воспитании детей и в повседневных социальных взаимодействиях. Когда мы получаем отрицательную обратную связь от окружающих, мы склонны приспосабливать свое поведение к ожиданиям, которые подкрепляют наши социальные цели. Оперантное обусловливание также ежедневно используется компаниями по всему миру в традиционных программах поощрения, которые способствуют улучшению продаж или отношениям с клиентами. Мы учимся вести себя определенным образом, основываясь на положительной или отрицательной обратной связи вокруг нас.

8. Теория когнитивного развития

Общеизвестно, что, становясь взрослыми, дети проходят характерные этапы развития. У 3-летнего ребенка определенно другие когнитивные способности, чем у 7-летнего, и он будет по-разному реагировать на окружающий мир. Жан Пиаже, когнитивный психолог, стремился объяснить различные этапы, через которые проходят дети, чтобы развить полное когнитивное понимание окружающего мира. Далее Пиаже использовал это, чтобы понять, как правильное воспитание может привести к более развитым и эмоционально стабильным взрослым.

Пиаже предложил начать понимать мир в форме схем. Схема состоит из наших знаний и процесса получения этих знаний. Это систематический способ, которым мы что-то понимаем, например, «дерево» или «автомобиль». Согласно Пиаже, дети развиваются посредством схем на ключевых стадиях: ассимиляция, аккомодация и, наконец, равновесие. Этот процесс развивается и продолжается на протяжении всей нашей жизни, поскольку мы постоянно учимся и адаптируемся.

Сегодня многие школы используют эту теорию для обучения своих учеников. Постепенное построение на концепциях и фактах позволяет детям полностью развиваться во всесторонне развитых умных взрослых. Это также способствует умственному развитию и логическому мышлению.

7. Триархическая теория интеллекта

Роберт Штернберг — когнитивный психолог, рассматривавший интеллект и когнитивное развитие с точки зрения мировоззрения человека и окружающей среды. Штернберг создал триархическую теорию интеллекта, предположив, что интеллект — это наша адаптация к миру, имеющему отношение к нашей жизни, посредством умственной деятельности. Штернберг продолжил идею когнитивной психологии о многофакторности интеллекта, но также считал, что интеллект можно разделить на три основных фактора: аналитический интеллект, творческий интеллект и практический интеллект. Все факторы предполагают интеграцию прошлого опыта в решение новых проблем и новых ситуаций в окружающей нас среде.

6. Когнитивные теории множественного интеллекта

Во многом в духе Штернберга другой когнитивный психолог по имени Говард Гарднер еще раз подтвердил, что интеллект нельзя свести к одному единственному фактору. Говард Гарднер — отец теории множественного интеллекта. Гарднер предполагает, что интеллект можно разделить на восемь очень уникальных категорий, которые формируются окружающей средой (как и Штернберг). Культура и прошлый опыт определяют, какая категория наиболее ценится и востребована в нашей повседневной жизни. В детстве мы развиваем каждую категорию на основе внешней культуры и наших природных способностей.

Восемь категорий, предложенных Гарднером, — это зрительно-пространственный интеллект, вербально-лингвистический интеллект, телесно-кинестетический интеллект, логико-математический интеллект, межличностный интеллект, музыкальный интеллект, внутриличностный интеллект и естественный интеллект. Сегодня многие отделы кадров используют эту теорию для обеспечения всестороннего подхода к управлению и развитию сотрудников. Сообщается, что хорошо поддерживаемые взрослые, которые чувствуют себя удовлетворенными в каждой категории, считаются самыми счастливыми и уравновешенными.

5. Теория психосексуального развития Фрейда

Вероятно, самой популярной психологической теорией является теория психосексуального развития, предложенная Зигмундом Фрейдом для объяснения развития в детстве, а затем во взрослом поведении и личности. Теория развития Фрейда, возможно, является одной из самых важных теорий развития, до сих пор оказывающих влияние на современную психологию.

Фрейд был одним из первых современных психологов, который подошёл к развитию с психологической и биологической точки зрения. Фрейд предполагает, что к пяти годам основные части личности уже развиты успешно или неуспешно. Фрейд также был первым, кто предположил, что неразрешенные фазы ведут к пожизненной борьбе за разрешение конфликта в этой фазе. Для Фрейда движущей силой развития является либидо, также известное как психосексуальная энергия.

Стадии развития по Фрейду: оральная стадия, анальная стадия, фаллическая стадия, латентная стадия и, наконец, генитальная стадия. Успешное разрешение на всех этапах приводит к теплому, уравновешенному взрослому, способному к полноценным умственно стимулирующим отношениям. Любой неразрешенный конфликт оставляет людей в той стадии, в которой они пережили конфликт, и приводит к социально-психологическим последствиям.

4. Теория морального развития Кольберга

Уникальной человеческой чертой в нашем социальном развитии является тот факт, что мы переживаем мораль. У нас есть общий набор социальных ожиданий, и мы испытываем чувство вины, когда идем против наших заранее определенных ожиданий. Но как нам развить эти моральные ожидания? Есть этапы?

Используя теорию когнитивного развития Пиаже, Лоуренс Кольберг обосновал идею о том, что, возможно, нравственность тоже развивается в процессе, начиная с детства. В результате Кольберг придумал «теорию морального развития Кольберга». По Кольбергу, существует шесть основных стадий нравственного развития. Не все достигают всех шести стадий; скорее, многие взрослые в конечном итоге достигают только третьей или четвертой стадии, в то время как некоторые могут достичь шестой стадии. Нравственное развитие стимулируется культурными ожиданиями и постоянным жизненным опытом.

Согласно Кольбергу, шесть стадий морального развития — это послушание и наказание, индивидуализм и обмен, межличностные отношения, поддержание общественного порядка, общественный договор и индивидуальные права и, наконец, универсальные принципы. Кольберг теоретизирует, что высшая форма морали признает универсальные права и внутренние принципы справедливости, которым следуют, несмотря на региональные законы или ожидания.

3. Иерархия потребностей Маслоу

Известный гуманист Абрахам Маслоу стремился понять, как люди были мотивированы на протяжении всей своей жизни. Маслоу предположил, что люди стремятся удовлетворить свои потребности и желания в определенном порядке. Основные потребности и желания всегда удовлетворяются в первую очередь и остаются неудовлетворенными, люди не будут продвигаться вверх по «иерархии потребностей». Сегодня теория Маслоу стала очень популярной в бизнес-планировании и управлении персоналом.

Маслоу представлял человеческие потребности в виде пирамиды или иерархии потребностей. Внизу пирамиды у вас есть такие потребности, как еда и вода. Они известны как основные физиологические потребности. Эти потребности в нижней части пирамиды должны быть удовлетворены, прежде чем можно будет удовлетворить потребности, находящиеся над ними.

Следующими уровнями, которые поднимаются вверх, являются потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и, наконец, потребности в самореализации. Важно отметить, что пирамида — это улица с двусторонним движением. В любой момент нашей жизни мы можем находиться на разных уровнях реализации. Потребности в безопасности включают в себя потребность в безопасности и уверенность в безопасности. Социальные потребности включают дружбу, романтические отношения и участие в жизни общества. Потребность в уважении включает в себя восприятие собственного достоинства и влияние на окружающую среду (социально и физически).

Самореализация — это вершина треугольника, и важно отметить, что большинство взрослых так и не достигают этой стадии. На этом этапе все потребности полностью удовлетворены, и человек свободен для выполнения своего истинного предполагаемого призвания. Самоактуализированные люди также полностью принимают окружающий их мир и стремятся улучшить глобальную окружающую среду, а не только свой собственный маленький мир.

2. Теория психогенных потребностей Мюррея

Другой популярный психолог, питавшийся идеями Маслоу о потребностях и удовлетворении, — Генри Мюррей. Вместо того, чтобы рассматривать потребности как целостную пирамидальную структуру, как Маслоу, Мюррей рассматривал потребности как распадающиеся на ключевые категории первичных потребностей и вторичных потребностей. Мюррей также пошел дальше, чтобы связать личность с этими потребностями. Мюррей предположил, что личность на самом деле разделяется этими потребностями на мотивы и поведение, чтобы выполнять их с помощью наших реакций в конкретных ситуациях.

Первичные потребности, согласно Мюррею, — это основные потребности, необходимые нам для выживания и процветания. Эти потребности включают кислород, пищу, кров и воду. Вторичные потребности в первую очередь психологические и способствуют нашему процветанию. Этими потребностями являются такие вещи, как социальное взаимодействие, достижения и воспитание.

Важнейшим элементом теории Мюррея является то, что каждый человек имеет разный уровень потребностей в каждой категории. Мюррей разбил эти потребности на 24 ключевых компонента, каждый из которых может быть удовлетворен или не удовлетворен одновременно. Вместо того, чтобы разбивать потребности на этапы (как в теории Маслоу), Мюррей предположил, что удовлетворение наших потребностей изменчиво, как и наша личность. Удовлетворение этих потребностей будет меняться в зависимости от ситуации, и большая часть нашего поведения и мотивации заключается в максимальном удовлетворении этих потребностей.

1. Треугольная теория любви

Одним из самых интересных направлений современной психологии является изучение любви. Любовь — одно из самых сильных чувств в истории человечества. Любовь породила войны, мир и саму историю.

Штернберг, известный своей триархической теорией интеллекта, также применил треугольную теорию к любви. Для Штернберга любовь состоит из трех компонентов: близости, страсти и преданности. Сама любовь состоит из комбинации этих компонентов. Самая продолжительная любовь — это когда все три компонента присутствуют одновременно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *