Информационные ресурсы википедия это – классификация, источники, поставщики. Коротко о главном. Понятие информационных ресурсов (Е. Л. Шуремов)

Содержание

Ресурс — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ресу́рс (от фр. ressource «вспомогательное средство») — всё, что используется целевым образом, в том числе это может быть всё, что используется при целевой деятельности человека или людей и сама деятельность. Понятие «ресурс» применяется также как характеристика созданной людьми продукции.

Ресурс — количественно измеряемая возможность выполнения какой-либо деятельности человека или людей; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. В обобщённом виде в производстве ресурсы называются факторамиПерейти к разделу «#Экономические ресурсы (факторы производства)».

В соответствии с теорией витальных ресурсов, каждый человек является обладателем четырех экономических активов:

  1. денежных средств
    (доход) — ресурс возобновляемый;
  2. энергии (жизненная сила) — ресурс частично возобновляемый;
  3. времени — ресурс фиксированный и принципиально НЕвозобновляемый;
  4. знаний (информации) — ресурс возобновляемый, это часть человеческого капитала, которая может и нарастать, и разрушаться[1].

Понятие ресурс является близким (но не совпадающим по содержанию) с понятием потенциал, который, в широком смысле, рассматривается как «запасные» средства.

Понятие ресурс может быть связано с деятельностью организаций и их продукцией или применяется к продукции организаций.

Ресурсы бывают задействованными, в резерве и потенциальными.

Природные ресурсы[править | править код]

Экономические ресурсы (факторы производства)[править | править код]

Административный ресурс[править | править код]

Административный ресурс это возможность пользования той или иной политической силой структур власти в своих целях (в политике, в отстаивании хозяйственных, экономических, правовых и проч. интересов).

Информационные ресурсы[править | править код]

Временные ресурсы[править | править код]

ресурс (запас) времени — до установленного срока чего-либо

а также:

  • Ресурс (игры) — элемент стратегических игр, используемый для получения юнитов и строений.
  • Ресурс (техника) — объём работы или срок эксплуатации, на который рассчитывается машина, здание и т. п. После исчерпания ресурса безопасная работа устройства не гарантируется, ему требуется капитальный ремонт или замена.
    • Моторесурс — ресурс двигателя. Измеряется в мото-часах или километрах (км) пробега.
  • Территория — один из главных ресурсов живых организмов, людей, организаций, административно-территориальных образований и стран.
  • В туризме
  • ресурсы (психология) — психологические возможности человека, по решению стоящих перед ним задач, включая преодоление и адаптацию к неблагоприятным условиям жизни
  • Здоровье — один из самых главных ресурсов человека
  • Образование — ресурс развития личности, общества и государства
    [2]
  1. Балацкий Е. В. Теория жизненных ресурсов: модели и эмпирические оценки // Мониторинг общественного мнения. — 2007. — № 2. — С. 124—133.
  2. Кондаков А. М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства / Дисс. докт пед. наук. — М.: Ин-т содержания и методов обучения РАО, 2005. — 322 с.

Информационное общество — Википедия

Информацио́нное о́бщество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
    • эффективное информационное взаимодействие людей;
    • их доступ к мировым информационным ресурсам;
    • удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
  • развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

Понятие «информационное общество» зародилось в 1940-х гг. с появлением кибернетики, хотя сам термин стал использоваться позже, когда началась повсеместная компьютеризация и начали активно развиваться информационные и цифровые технологии. Данное понятие связано с именами таких американских ученых, как К. Шеннон, Н. Винер, Д. фон Нейман, английского логика и криптографа А. Тьюринга, советских математиков школы А. Н. Колмогорова.

[источник не указан 612 дней]

Японская версия термина «информационное общество» появилась в 1961 году во время беседы между Кисё Курокава и Тадао Умесао (англ.)русск.[1]. Позже этот термин был использован в появившихся практически одновременно — в Японии и США — работах Т. Умесао (англ.)русск. (1963) и Ф. Махлупа (1962)[2] . Теория «информационного общества» была развита такими известными авторами, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Карц и др.[3]; в той или иной мере она получила поддержку со стороны тех исследователей, которые акцентировали внимание не столько на прогрессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического или технетронного (technetronic — от греч. techne) общества[4], или же обозначали современный социум, отталкиваясь от возросшей или возрастающей роли знаний как «the knowledgeable society», «knowledge society» или «knowledge-value society». Сегодня существуют десятки понятий, предложенных для обозначения отдельных признаков современного общества.

Начиная с 1992 года термин стали употреблять и западные страны, например, понятие «национальная глобальная информационная инфраструктура» ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона и А. Гора. Понятие «информационное общество» появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали — в канадских, британских и американских публикациях.

В конце XX в. термины «информационное общество» и «информатизация» прочно заняли своё место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, XXI век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днём информационного общества.

Учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни и экономической деятельности, их нередко называют компьютерной или информационной революцией. Более того, западная общественно-политическая мысль выдвинула различные варианты так называемой концепции «информационного общества», имеющей своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса, компьютерной и информационной революцией. О значимости и растущей популярности этой концепции на Западе свидетельствует все более нарастающий поток публикаций на эту тему. В настоящее время в западной общественно-политической мысли она постепенно выдвигается на то место, которое в 70-х годах занимала теория постиндустриального общества.

Ряд политологов и политэкономов[каких?] склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию постиндустриального общества, её сторонники повторяют и дальше развивают ряд важнейших положений технократизма и традиционной футурологии.

Д. Белл, сформулировавший теорию постиндустриального общества, в настоящее время выступает в качестве сторонников концепции информационного общества. Для самого Белла концепция информационного общества стала своеобразным новым этапом развития теории постиндустриального общества. Как констатировал Белл, «революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер, развивается в контексте того, что я назвал постиндустриальным обществом».

Как считает Джеймс Мартин[en][уточнить], под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах — в Японии, США и Западной Европе, — в которых в 1960-х — 1970-х годах сформировалось постиндустриальное общество.

Джеймс Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

  • Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
  • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
  • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
  • Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
  • Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».

Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:

  • структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
  • растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
  • широкое распространение компьютеров и информационных технологий;
  • развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
  • поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.
  • широкое распространение компьютерных вирусов и вредоносных программ по всему миру.

В свете этих изменений, как считает Мартин, «информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от информации и её эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания».

В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в неё почти в полном объёме включается разработанная им в конце 1960-х — начале 1970-х годов теория постиндустриального общества) предлагает Д. Белл. Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Причем, считает Белл, для понимания этой революции особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения.

Качественно новым моментом стала возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, информатика, кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т. д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.

Одним из крайне неприятных аспектов информатизации общества является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех людей. Такое влияние, например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ. Современный терроризм — это одно из следствий снижения устойчивости общества по мере его информатизации.

Возвращение устойчивости информационного общества может быть осуществлено через усиление политик учетности. Одним из новых направлений усиления политик учетности людей является биометрия. Биометрия занимается созданием автоматов, способных самостоятельно узнавать людей. После событий 11 сентября 2001 года по инициативе США началось активное использование международных паспортов с биометрической идентификацией людей автоматами при пересечении границ государств.

Вторым важнейшим направлением усиления политик учетности в информационном обществе является массовое использование криптографии. Примером может служить СИМ карта в сотовом телефоне, она содержит криптографическую защиту учетности оплаты абонентами арендуемого у оператора канала цифровой связи. Сотовые телефоны являются цифровыми, именно переход на цифру позволил обеспечить всех желающих каналами связи, но без криптографии в СИМ картах сотовая связь не смогла бы стать массовой. Операторы сотовой связи не смогли бы надежно контролировать факт наличия денег на счете абонента и операции по снятию денег за пользование каналом связи.

В последнее время все более заметным и влиятельным становятся «люди известности»[5]. Этот социальный слой характеризуется большими доходами, основная часть которых зависит от их известности. Личная популярность конвертируется ими в деньги, связи, выгодные должности и другие блага. В условиях информационного общества личная известность превращается в значимый ресурс. Впервые на данный новый социальный слой обратил внимание Райт Миллс.[источник не указан 612 дней]

В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991—1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах. В 2008 году была принята Стратегия развития информационного общества до 2020 г.

Для того, чтобы обеспечить конфиденциальность и анонимность персональных биометрических данных, Россия первой из развитых стран начала создавать специальный пакет национальных стандартов: ГОСТ Р 52633.0-2006 ; ГОСТ Р 52633.1-2009, ГОСТ Р 52633.2-2010; ГОСТ Р 52633.3-2011; ГОСТ Р 52633.4-2011; ГОСТ Р 52633.5-2011.

Так как другие страны пока не имеют национальных стандартов по преобразованию биометрии человека в его личный криптографический ключ, предположительно, стандарты пакета ГОСТ Р 52633.хх будут в будущем использованы в качестве основы соответствующих международных стандартов.[источник не указан 2229 дней] В связи с этим интересно отметить то, что уже существующие международные биометрические стандарты первоначально были созданы как национальные стандарты США.

В 2010 году Совет министров Республики Беларусь утвердил[6] Стратегию развития информационного общества в Беларуси до 2015 года и план первоочередных мер по её реализации на 2010 год (развитие информационного общества — один из национальных приоритетов, является общенациональной задачей). Формирование основ информационного общества завершено, правовая основа информатизации заложена[7]. В период до 2015 года в Республике Беларусь, согласно Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь до 2015 года должны быть завершены работы по созданию и развитию базовых компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры для развития государственной системы оказания электронных услуг (электронное правительство). Она будет включать общегосударственную информационную систему, интегрирующую государственные информационные ресурсы с целью предоставления электронных услуг; единую защищенную среду информационного взаимодействия; государственную систему управления открытыми ключами; систему идентификации физических и юридических лиц, а также платежный шлюз в интеграции с единым расчетным информационным пространством, посредством которого будут осуществляться платежные транзакции. По плану информатизации Республике Беларусь на период до 2015 года можно предположить, что к 2015 году, каждый вуз будет иметь широкополосный доступ к сети Интернет. Стратегией развития информационного общества в стране предусмотрен рост к 2015 году широкополосных портов доступа в Интернет до 3 миллионов (около 530 тыс. сегодня), число пользователей мобильного доступа в Интернет достигнет 7 миллионов (около 1,6 млн сегодня). Сегодня более 87 % белорусских школ имеют некоторые формы доступа к Интернету, а более 21 % имеют широкополосный доступ.

В странах СНГ информационное общество реализуется на базе межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров (сеть ИМЦ), которая является проектом, аналогичным «Цифровой повестке дня для Европы до 2020 года» (Digital Agenda for Europe), представленной Еврокомиссией в качестве стратегии обеспечения роста экономики Евросоюза в цифровую эпоху и распространения цифровых технологий среди всех слоев общества.

  1. Karvalics Information Society — what is it exactly? (The meaning, history and conceptual framework of an expression) Архивная копия от 26 февраля 2015 на Wayback Machine, 2007
  2. Machlup F. The production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, 1962; Dordick H.S., Wang G. The Information Society: A Retrospective View. Newbury Park — L., 1993.
  3. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. Wash., 1978; Masuda Y. The information Society as Post-Industial Society. Wash., 1981; Stonier T. The Wealf of Information. L., 1983; Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., 1988.
  4. Brzezinski Zb. Between Two Ages. N.Y., 1988.
  5. ↑ Гринин Л. Е. Информационное общество и феномен известности. История и современность. № 2-2009. С. 3-33.
  6. ↑ Правительство нацелилось развивать информационное общество
  7. ↑ О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год
  • Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Редакторы: Е. С. Ивашкина, В. Г. Деткова. — М.х: ВЛАДОС, 1994. — С. 96—97. — 336 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-87065-012-7.
  • Большаков А. В. Генезис и структура деловых сетей в контексте теории постиндустриальной экономики // Экономический анализ: теория и практика, 2012, март, № 10(265).
  • Буряк В. В. Глобальное гражданское общество и сетевые революции / Виктор Буряк. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. — 152 с.
  • Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. -М.: Междунар. акад. связи, 2001. — 43 с, ил.
  • Вартанова Е. Л. Финская модель на рубеже столетий: Информ. общество и СМИ Финляндии в европ. перспективе. : Изд-во Моск. ун-та, 1999. — 287 с.
  • Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. — М., 1995. — 111 с.
  • Информационное общество // Новейший философский словарь / Сост. и гл. научн. ред. А. А. Грицанов. — 2-е изд. — Мн.: Книжный Дом, 1999.
  • Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. // Под научн. ред. А. В. Короткова. — М.: ООО «Трейн», 2007. ISBN 978-5-903652-01-3. — 472 с.
  • Мартин У. Дж. Информационное общество (Реферат) // Теория и практика общественно-научной информации. Ежеквартальник / АН СССР. ИНИОН; Редкол.: Виноградов В. А. (гл. ред.) и др. — М., 1990. — № 3. — С. 115—123.
  • Соловьёв Э. Г. Информационное общество // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Чернов А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. [1]
  • Шестакова И. Г. Генезис средств коммуникации и трансформация социального тела // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. [2]
  • Тузовский И. Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий. — Челябинск.: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2009. — 312 с.
  • Тузовский, И. Д. Утопия-XXI: глобальный проект «Информационное общество». — Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2014. — 392 с.
  • Петров Р. В., Сименко И. А. «Информация как ключевой ресурс», // «Реконизм. Как информационные технологии делают репутацию сильнее власти, а открытость — безопаснее приватности». — Одесса, 2012, с. 44. ISBN 978-966-413-319-4
  • Anderson Ch. (англ.)русск.. Makers: The New Industrial Revolution. — New York: Crown Business[en], 2012. — ISBN 978-0-3077-2095-5.
  • Терин В. П. Государство — идеология — управленческие культуры и глобальная информатизация / Проблемы формирования государственных политик в России. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 31 мая, 2006 г.). — М.: Научный эксперт, 2006, с. 204—215.

Открытые образовательные ресурсы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Русская версия Глобального логотипа Open Educational Resources.Эта статья или раздел содержит незавершённый перевод с английского языка.

Вы можете помочь проекту, закончив перевод.

Открытые образовательные ресурсы, ООР (англ. Open Educational Resources, OER) — цифровые материалы, которые могут быть повторно использованы для преподавания, обучения, исследований и прочего, которые сделаны доступными с помощью открытых лицензий и которые позволяют пользователям материалов то, что не было бы просто разрешено согласно одному лишь авторскому праву[1]. Как способ создания и распространения контента, только лишь ООР не могут ни выдать диплом, ни обеспечить академическую или административную поддержку студентам.[2][3] Тем не менее, ООР-материалы начинают интегрироваться в открытое и дистанционное образование.[4] Некоторые поставщики ООР сами присоединились к социальным медиа, чтобы усилить видимость и репутацию их контента.[5]

ООР включают в себя различные виды цифровых ресурсов. Обучающий контент включает в себя курсы, материалы курсов, содержание модулей, учебные объекты, коллекции и журналы. Инструменты включают в себя программное обеспечение, которое поддерживает создание, доставку, использование и улучшение открытого обучающего контента, поиск и организацию контента, системы управления контентом и обучением, инструменты разработки контента и сообщества онлайнового обучения. Ресурсы реализации включают в себя лицензии на интеллектуальную собственность, которые управляют открытой публикации материалов, принципы разработки и локализацию контента. Они также включают в себя материалы о передовом опыте, такие как рассказы, публикации, техники, методы, процессы, стимулы и распространение.[источник не указан 2443 дня]

Классификация интернет-ресурсов в библиотеках — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июля 2014; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июля 2014; проверки требуют 3 правки.

Существуют различные подходы к классификации интернет-ресурсов. Различия в подходах обусловлены целями, для которых разрабатывается классификация. Например, могут быть классификации в целях технического и программного обеспечения (недоступная ссылка), в целях обеспечения бизнес-процессов, в целях удовлетворения тематических запросов, классификации отдельных видов интернет-ресурсов — сайтов и др. В зависимости от подхода выбирается набор признаков классификации.

Теоретически можно объединить все существующие классификации интернет-ресурсов в одну всеобъемлющую классификацию. Однако практическая ценность такой глобальной классификации будет ниже, чем ценность отдельных классификаций, созданных с учётом конкретных потребностей.

В библиотеках интернет-ресурсы рассматриваются преимущественно как источники социально значимой информации (по аналогии с печатными документами). Свою задачу при работе с интернет-ресурсами библиотеки видят в том, чтобы отбирать наиболее ценные с точки зрения своих пользователей ресурсы и обеспечивать к ним удобный доступ. Организация работы по выполнению этих задач невозможна без классификации интернет-ресурсов в интересах библиотечной деятельности.

Для работы с интернет-ресурсами библиотекам важна классификация по следующим признакам:

По способу доступа[править | править код]

  • открытый доступ
  • ограниченный доступ (коммерческие, корпоративные, личные ограничения)

По отношению владельца ресурса к авторству[править | править код]

  • собственного авторства
  • авторства третьей стороны

По способу производства ресурса[править | править код]

  • изначально созданные в цифровом виде
  • оцифрованные (владельцем ресурса, третьей стороной)

По размещению[править | править код]

  • автономные сайты
  • разделы сайтов

По составу[править | править код]

  • моноресурсы
  • коллекции

По регулярности обновления[править | править код]

По способу передачи информации[править | править код]

По способу генерации информации[править | править код]

  1. Антопольский А. Б. Электронные библиотеки: принципы создания: Науч.-метод. пос. / Антопольский А. Б., Майстрович Т. В. . — М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ,2007. — 288 с.
  2. ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения
  3. Елисина Е. Ю. Обеспечение доступа к электронным документам в библиотеках: теория и практика: Автореф. дисс. … канд. пед. н. / Е. Ю. Елисина; РГБ. — М., 2008. — 18 с.
  4. Земсков А. И. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. — М.: ФАИР, 2007. — 528 с.
  5. Лязина, И. В. Требования к электронным изданиям, как к объектам комплектования библиотечных фондов и регистрации электронных научных изданий (сетевых электронных изданий [Электронный ресурс] : презентация доклада / И. В. Лязина/ / Электронно-библиотечная система в ВУЗе: проблемы и направления развития: Семинар, (Санкт-Петербург, 20-21 октября 2010 г.). — СПб., 2010.
  6. Писляков В. В. Базы данных научных информационных источников: структура и классификация // Инфометрическое моделирование процесса обращения к электронным информационным ресурсам : Дисс. … канд. физ. — мат. н. / В. В. Писляков. — Казань, 2008. — С. 17 — 19.
  7. Романюк Э. И. Мировые информационные электронные ресурсы по научной тематике: классификация и возможные варианты доступа и поиска : Обзорная статья [Электронный ресурс]. — 2008.
  8. Столяров Ю. Н. Электронный библиотечный фонд / Ю. Н. Столяров // Библиотечные фонды: проблемы и решения: Электронный журнал-препринт. — 2003. — № 5.

Информационная инфраструктура — Википедия

Информационная инфраструктура — система организационных структур, подсистем,[1] обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.[2]

Включает в себя:

  • совокупность информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации.[1]

Обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам.[2]

Глобальная информационная инфраструктура[править | править код]

Это информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран. Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.[2]

Информационная инфраструктура в России[править | править код]

Президент Российской Федерации посредством документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» обозначил задачу перехода страны на инновационный путь развития. Но для этого нашей стране необходима информационная инфраструктура, которая на данный момент активно развивается, а потому привлекает к себе огромное внимание. В России ещё не сложилась информационная инфраструктура, которая обеспечила бы информационное сопровождение инновационного цикла от возникновения идеи до её внедрения в жизнь.

Примеры информационной инфраструктуры[править | править код]

В качестве примеров информационной инфраструктуры можно привести такие общеизвестные сферы нашей жизни как:

Вышеуказанные примеры являются общими для всех стран. В то же время есть примеры-результаты работы конкретных организаций:

Science Citation Index — это индекс цитирования, введенный в 1961 году и охвативший на тот момент информацию порядка 600 журналов. Сегодня данный индекс является одним из крупнейших и охватывает более 16 000 источников информации.

STN (Scientific and Technical Network) — европейская база данных, содержащая более 10 млн документов по самым разным наукам: физика, биофизика, химия, технологии, медицина и др. База является одной из самых крупных в мире.

Scopus — это библиографическая и реферативная база данных, отслеживающая публикации более 18 000 источников, выпускаемых более, чем 5 000 издательствами. Следует отметить, что база учитывает как технические, так и гуманитарные и медицинские науки, а разработчик проекта, компания Elsevier, позиционирует Scopus как наиболее полный и исчерпывающий ресурс для поиска научной информации.
В России большой вклад в развитие информационной инфраструктуры вносят компании из сферы телекоммуникационного бизнеса. Например, оператор связи «МегаФон» инвестирует в развитие сети Центров обработки данных. Этот же оператор приобрел одного из крупнейших операторов фиксированной связи, что позволит создать единую магистральную сеть протяженностью более 100 тыс. км. вместе с обширной спутниковой инфраструктурой.

Формирование информационной инфраструктуры[править | править код]

В зарубежном пути создания информационной инфраструктуры можно выделить два этапа:

  1. Создание ИИ на основе внутренних стандартов,
  2. Модернизация ИИ с использованием уже международных стандартов и перевод ИИ из разряда внутренней в разряд международной ИИ как одной из ячеек глобальной ИИ.

Однако опыт показал, что этот путь заключает в себе несколько проблем, которые встают по мере формирования информационной инфраструктуры страны:

  • Несовместимость большинства информационных систем, созданных различными компаниями, так как они создавались каждая по своему стандарту.
  • Длительный переход информационных систем на государственный уровень, их приведение в соответствие единым государственным стандартам
  • Несовместимость государственных стандартов между собой. Это создало проблемы при объединении информационных инфраструктур различных стран. Потребовались огромные финансовые вложения и длительное время на их унификацию. Результатом стало появление международных стандартов ИСО (ISO).

Как видно, основой всех проблем явился индивидуальный подход к формированию информационной инфраструктуры, который впоследствии заменялся всё более общими методами. Очевидно, что причиной этому было отсутствие опыта в создании подобной инфраструктуры, различия во взглядах на её функциональность и конкуренция вместо совместного подхода.

Говоря о России, как о стране с ещё не сложившейся, но активно развивающейся информационной инфраструктурой, необходимо отметить, что есть реальная возможность учесть опыт зарубежных стран и сократить как финансовые, так и временные затраты на её формирование. В связи с этим оптимистично выглядит тот факт, что в нашей стране уже внедряется система стандартизации ISO.

Взаимодействия информационной инфраструктуры и потребителей[править | править код]

В социально-политическом проекте «Актуальные проблемы безопасности социума»[3] взаимодействие информационной инфраструктуры и пользователей (потребителей: человека, отдельных групп людей и общества в целом) рассматривают в виде иерархии отдельных слоев[3]:

  • Слой 1. Пользовательский (потребительский) слой — слой потребителей информационного ресурса с правилами их взаимодействия с информационной структурой.
  • Слой 2. Функциональный слой с совокупностью услуг, предоставляемых пользователям (потребителям) различными поставщиками информации.
  • Слой 3. Информационный слой, в котором непосредственно содержится информационный ресурс.
  • Слой 4. Коммуникационный слой, рассматриваемый как единая информационная магистраль (информационная сеть).
  1. 1 2 Система обеспечения информационной безопасности Взаимоувязанной сети связи РФ. Термины и определения (OCT 45.127-99).
  2. 1 2 3 Глоссарий.ru
  3. 1 2 Информационная безопасность (2-я книга социально-политического проекта «Актуальные проблемы безопасности социума»). М.: «Оружие и технологии», 2009.

определение, классификация и характеристика основных структур по различным признакам — Викиучебник

Материал из Викиучебника — открытых книг для открытого мира

Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов в хранилищах данных информационных систем: библиотеках, архивах, фондах, базах данных, других видах хранилищ данных.

Информационные ресурсы в широком смысле — совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

К мировым информационным ресурсам имеет отношение информация, характеризующая производственные отношения в обществе. К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе.

Информационные ресурсы – документы и массивы документов в информационных системах. В течение всей истории развития цивилизации предметом труда оставались материальные объекты, деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводственных затрат.

Информационные ресурсы — это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.

Классификация мировых информационных ресурсов:

  1. Государственные (национальные) информационные ресурсы. Государственные информационные ресурсы — информационные ресурсы, полученные и оплаченные из федерального бюджета. Содержание государственных информационных ресурсов (примеры): деятельность государственных органов власти, правовая информация, биржевая и финансовая информация, коммерческая информация.
  2. Информационные ресурсы предприятий. Информационные ресурсы предприятий – информационные ресурсы, созданные или накопленные на предприятиях и в организациях. Содержание информационных ресурсов предприятия (примеры): информационное обеспечение хозяйственной деятельности, планирование и оперативное управление деятельностью предприятия, бизнес-планы, внешнеэкономическая деятельность.
  3. Персональные информационные ресурсы. Персональные информационные ресурсы – информационные ресурсы, созданные и управляемые каким-либо человеком и содержащие данные, относящиеся к его личной деятельности.

Мировые информационные ресурсы в имеющейся литературе обычно подразделяются на три сектора:

  • сектор деловой информации;
  • сектор научно-технической и специальной информации;
  • сектор массовой потребительской информации.

Сектор деловой информации подразделяется в свою очередь на следующие группы:

  • биржевая и финансовая информация — информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями;
  • статистическая информация — числовая, экономическая, демографическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;
  • коммерческая информация — информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях;
  • деловые новости в области экономики и бизнеса.

Биржевая и финансовая информация изменяется постоянно. Следовательно, и предоставление ее потребителю должно осуществляться в реальном масштабе времени.

Требования к оперативности предоставления потребителю коммерческой информации ниже, чем требования к предоставлению биржевой и финансовой информации. Обычно коммерческая информация обновляется ежедневно или еженедельно.

Важность коммерческой информации в условиях рынка и конкуренции весьма высока. Эта информация используется непосредственно бизнесменами и предпринимателями при решении следующих задач:

  • выбор поставщиков, партнеров и размещение заказов;
  • выход на рынок с новым товаром;
  • поиск покупателей;
  • слияние и приобретение компаний;
  • маркетинговые исследования по анализу рынка.

Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональную информацию для юристов, врачей, инженеров и т.д.

Сектор массовой потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т.д.).


Список литературы[править]

Информатизация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 октября 2015; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 октября 2015; проверки требуют 5 правок.

Информатизация (англ. Informatization) — политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий и трансформации технологического, продукт-ориентированного способа производства в постиндустриальный. В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.

По определению 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г., информатизация представляет собой «организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

В постановлении Совета Министров Республики Беларусь даётся следующее определение понятия «информатизация»:[1] информатизация — организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений.

Информатизация — направленный процесс декомунизации системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более эффективно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума.

Термин «информатизация» (англ. informatization) нашёл широкое распространение лишь в России и Китае. Это было связано, во-первых, с недостаточной разработанностью в 1980—1990-х годах глоссария по тематике «информационные технологии» и «информационное общество», во-вторых, с некоторыми специфическими особенностями развития информационно-коммуникационных технологий в этих странах. Они характеризовались высоким уровнем развития прикладных и специализированных аппаратно-программных комплексов и крайне слабой телекоммуникационной инфраструктурой, которая становилась тормозом гармоничного развития информационного общества.

Информатизация — это не столько технологический, сколько социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьёзных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Цель информатизации — трансформация движущих сил общества, которые должны быть перенацелены на производство услуг, формирование производства информационного, а не материального продукта. В ходе информатизации решаются задачи изменения подходов к производству, модернизируется уклад жизни, система ценностей. Особую ценность обретает свободное время, воспроизводятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От граждан информационного общества требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Изменяется материальная и технологическая база общества, ключевое значение начинают иметь различного рода управляющие и аналитические информационные системы, созданные на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

  • Зайцев Н. Г. Принципы информационного обеспечения в системах переработки информации и управления. — Киев, 1976.
  • Зайцев Н. Г. Концепция информатизации современного общества. — 1989.
  • Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. — М.: ООО «Трейн», 2007. — 472 c. ISBN 978-5-903652-01-3.
  • Цветкова М. С., Ратобыльская Э. С., Дылян Г. Д. Модели комплексной информатизации общего образования // Учебное издание. — Мистером.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г. — 119 с. ISBN 978-5-94774-652-5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *