Информ ресурсы что такое – классификация, источники, поставщики. Коротко о главном. Понятие информационных ресурсов (Е. Л. Шуремов)

Содержание

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ • Большая российская энциклопедия

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 492

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: В. Д. Ильин

ИНФОРМАЦИО́ННЫЕ РЕСУ́РСЫ, ин­фор­ма­ция (тек­сто­вая, гра­фи­че­ская, ау­дио-, ви­део- и др.), пред­став­лен­ная в фор­ме, рас­счи­тан­ной на хра­не­ние (элек­трон­ные и бу­маж­ные до­ку­мен­ты, кни­ги, филь­мы и др.), на­ко­п­ле­ние, об­ра­бот­ку и пред­став­ле­ние поль­зо­ва­те­лям, дея­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с по­строе­ни­ем и при­ме­не­ни­ем зна­ний (в нау­ке, об­ра­зо­ва­нии, эко­но­ми­ке и др.). В Фе­де­раль­ном за­ко­не РФ «Об ин­фор­ма­ции, ин­фор­ма­ти­за­ции и за­щи­те ин­фор­ма­ции» от 20.2.1995 И. р. оп­ре­де­ля­ют­ся как «от­дель­ные до­ку­мен­ты и от­дель­ные мас­си­вы до­ку­мен­тов, до­ку­мен­ты и мас­си­вы до­ку­мен­тов в ин­фор­ма­ци­он­ных сис­те­мах (биб­лио­те­ках, ар­хи­вах, фон­дах, бан­ках дан­ных, дру­гих ин­фор­ма­ци­он­ных сис­те­мах)».

И. р. пред­по­ла­га­ют их не­од­но­крат­ное ис­поль­зо­ва­ние без уча­стия тех, кто их соз­дал. Яв­ля­ясь объ­ек­та­ми со­хра­не­ния зна­ний, И. р. од­но­вре­мен­но слу­жат ис­ход­ны­ми дан­ны­ми для по­строе­ния но­вых зна­ний, ко­то­рые, в свою оче­редь, мо­гут быть пред­став­ле­ны в фор­ме И. р. Ис­поль­зо­ва­ние И. р. пред­по­ла­га­ет воз­мож­ность их ин­тер­пре­та­ции ли­бо че­ло­ве­ком, ли­бо ком­пь­ю­тер­ны­ми про­грам­ма­ми. И. р. су­ще­ст­ву­ют в элек­трон­ной фор­ме (напр., фай­лы элек­трон­ных до­ку­мен­тов) и иных фор­мах (ка­та­ло­ги­зи­ро­ван­ные тек­сты и изо­бра­же­ния на бу­маж­ных но­си­те­лях, ки­но­филь­мы на ки­но­плён­ке и др.). И. р. хра­нят­ся в гос. и др. ар­хи­вах до­ку­мен­тов, биб­лио­те­ках (в т. ч. элек­трон­ных), на сер­ве­рах

ин­фор­ма­ци­он­ных сис­тем и др. Ка­ж­дый И. р. со­про­во­ж­да­ет­ся опи­са­ни­ем (спе­ци­фи­ка­ци­ей), со­дер­жа­щим дан­ные, не­об­хо­ди­мые для его на­хо­ж­де­ния, оп­ре­де­ле­ния об­лас­ти при­ме­не­ния и др. Напр., в сер. 20 в. в биб­лио­те­ках по­доб­ные спе­ци­фи­ка­ции бы­ли пред­став­ле­ны в ви­де кар­то­чек, ко­то­рые хра­ни­лись в ка­та­лож­ных ящи­ках. В совр. биб­лио­те­ках, ар­хи­вах и др., как пра­ви­ло, при­ме­ня­ют элек­трон­ные ка­та­ло­ги и по­ис­ко­вые сис­те­мы. Для хра­нения элек­трон­ных И. р. ис­поль­зу­ют­ся на­ко­пи­те­ли на жё­ст­ких дис­ках, оп­тич. дис­ках и др. Элек­трон­ные И. р. рас­счита­ны на ис­поль­зо­ва­ние в ком­пь­ю­тер­ных ин­фор­мац. сис­те­мах. Ком­пакт­ность, воз­мож­ность хра­нить боль­шие объ­ё­мы дан­ных, а так­же бы­ст­ро­дей­ст­вие элек­трон­ных на­ко­пи­те­лей и удоб­ст­во ра­бо­ты с ни­ми в со­ста­ве разл. ин­фор­мац. сис­тем обу­сло­ви­ли пе­ре­вод в элек­трон­ную фор­му разл. И. р. (ска­ни­ро­ва­ние бу­маж­ных до­ку­мен­тов и книг, ви­део­съём­ка с по­мо­щью циф­ро­вых фо­то-, ви­део­ка­мер и др.). Элек­трон­ные фор­мы И. р. (элек­трон­ные эн­цик­ло­пе­дии, элек­трон­ные кни­ги и др.) ин­тен­сив­но вы­тес­ня­ют тра­ди­ци­он­ные (не­элек­трон­ные). В кон. 20 – нач. 21 вв. И. р. по зна­чи­мо­сти не ус­ту­па­ют тру­до­вым, энер­ге­тич. и др. ре­сур­сам го­су­дар­ст­ва и рас­смат­ри­ва­ют­ся как нац. дос­тоя­ние.

Информационные ресурсы: определение, классификация, развитие

В информационном обществе все большее внимание уделяется не традиционным видам ресурсов (материальные, природные, трудовые, финансовые, энергетические и т.д.), а информационным, которые приобретают первостепенную значимость. Сегодня овладение информационными ресурсами рассматривается как экономическая категория. 

Введение термина «информационный ресурс» вызвало достаточно много дискуссий. С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята. Сегодня принято следующее определение понятия «информационные ресурсы»: 

Информационные ресурсы — это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах. 

Ресурсы определяют как запасы, источники чего-либо. 

В современном мире объем информации увеличивается лавинообразно. Все труднее становится выбрать из нее ту, которая более всего отвечает существующему запросу. Различают пертинентную (подробней >>) и релевантную (подробней >>) информацию. В конце ХХ века возникает понятие «информационные ресурсы». 

Сегодня понятие «информационные ресурсы» достаточно многопланово и включает в себя все многообразие документов на традиционных и нетрадиционных носителях. В данном пособии мы расскажем о наиболее полных из них, содержащих информацию по профилю Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. 

Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации. 

К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс «снимаемой информации». Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения. 

Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Она базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения

Информационный ресурс — это… Что такое Информационный ресурс?


Информационный ресурс

«…Информационный ресурс — совокупность отдельных документов, массивов документов, обычно структурированных в базы данных и используемых определенной информационной системой…»

Источник:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 14.06.2005 N 439-ПП

«О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА»

(вместе с «КОНЦЕПЦИЕЙ СИСТЕМЫ ГОРОДСКИХ ПОРТАЛОВ», «ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К МОСКОВСКОМУ ГОРОДСКОМУ ПОРТАЛУ (МГП) В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»)

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Информационный продукт
  • Информационный ресурс адресной программы

Смотреть что такое «Информационный ресурс» в других словарях:

  • Информационный ресурс — Информационный ресурс  данные в любом виде, которые можно многократно использовать для решения проблем пользователей. Например, это может быть файл, документ, веб сайт, фотография, видеофрагмент. Для информационных ресурсов в Интернете… …   Википедия

  • информационный ресурс — 3.2 информационный ресурс (information resource): Любой объект, который можно идентифицировать (такое же определение в рекомендации Интернет RFC 2396 [1]). Примечание В данном определении подразумеваются объекты, используемые для хранения и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Информационный ресурс адресной программы — 3. Информационный ресурс адресной программы (далее информационный ресурс) представляет собой совокупность сведений об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимости, подлежащих… …   Официальная терминология

  • внешнее воздействие на информационный ресурс — Фактор опасности, вызываемый стихийными бедствиями, мощными электромагнитными излучениями или диверсионными актами и приводящий к нарушению целостности информации или ее блокированию. [Домарев В.В. Безопасность информационных технологий.… …   Справочник технического переводчика

  • информационный остров — Полезный многим информационный ресурс, хранимый на компьютере, не подсоединенном к Сети. [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN information island …   Справочник технического переводчика

  • информационный — 3.1.24 информационный (informative): По ИСО/МЭК 14252. Источник: Р 50.1.041 2002: Информационные технологии. Руководство по проектированию профилей …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Информационный менеджмент — Информационный менеджмент  это специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в конце 70 х гг. XX века. Содержание 1 Сфера и задачи 1.1 Сфера информационного менеджмента …   Википедия

  • Исаакиевская площадь — Координаты: 59°55′55″ с. ш. 30°18′31″ в. д. / 59.931944° с. ш. 30.308611° в. д.  …   Википедия

  • Информационные ресурсы; понятие — Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Ресурсы это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. В настоящее время учёные и практики… …   Википедия

  • Электронные деньги — (Electronic money) Электронные деньги это денежные обязательства эмитента в электронном виде Все, что нужно знать об электронных деньгах история и развитие электронных денег, перевод, обмен и вывод электронных денег в различных платежных системах …   Энциклопедия инвестора


Информационный ресурс и его составляющие

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ – это объем информации (документы, знания, произведения искусства, литературы и т.п.), используемой на производстве, в науке и технике, в повседневной жизни людей специально организованной в информационных системах (в виде архивов и библиотек безбумажных документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ) и обрабатываемой на ЭВМ.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Информационные ресурсы, рассматриваемые в масштабе всей страны, называются НАЦИОНАЛЬНЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ. Именно они в последнее время все больше определяют ее научно-технический прогресс, научный потенциал и экономическую мощь.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

  • сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

  • образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

  • повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ это совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Он должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг. ИНФОРМАЦИОННАЯ УСЛУГА – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

БАЗА ДАННЫХ – совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.

Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п. содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний

С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.

Начиная с середины 70–х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.

Составляющие рынка информационных продуктов и услуг (информационного рынка) можно представить пятью секторами (рис. 1.2).:

1–й сектор – деловая информация (биржевая, финансовая, статистическая; коммерческая).

2–й сектор – информация для специалистов (профессиональная, научно–техническая информация, доступ к первоисточникам)

3–й сектор – потребительская информация (новости, электронные журналы, справочники, энциклопедии, расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции, развлекательная информация).

4–й сектор – услуги образования.

5–й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства (программные продукты, технические средства, услуги по разработке и сопровождению информационных систем и технологий, консультирование по различным аспектам информационной индустрии, подготовка источников информации).

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее.

Базовым юридическим документом в этой сфере является закон «Об информации, информатизации и защите информации», принятый Государственной думой 25 января 1995 г. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:

  • как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

  • как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Информационные ресурсы

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год | Информационные ресурсы




Изучив эту тему, вы узнаете:

— что определяет информационные ресурсы;
— что такое информационный продукт;
— что такое информационная услуга и какие существуют основные виды услуг.

Представление об информационных ресурсах

В информационном обществе важно иметь представление о возможных информационных ресурсах.

В словаре С. И. Ожегова поясняется, что ресурс — это запас, источник чего-нибудь. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, уже ставших классическими экономическими категориями:

♦ материальные ресурсы — совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т. д.;
♦ природные ресурсы — объекты, процессы, природные условия, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
♦ трудовые ресурсы — люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
♦ финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
♦ энергетические ресурсы — носители энергии: уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т. д.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы». В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» это понятие определяется следующим образом. 

imageИнформационные ресурсы — это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

Надо понимать, что документы и массивы документов, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

В настоящее время нет ясных рекомендаций относительно того, как осуществлять прогнозирование потребностей общества в информационных ресурсах. Это снижает эффективность использования информационных ресурсов и приводит к увеличению продолжительности переходного периода от индустриального общества к информационному. Тем не менее информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:

♦ государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;
♦ библиотечные информационные ресурсы;
♦ информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.

Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.

imageИнформационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

♦ превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
♦ сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
♦ образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
♦ повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.
Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.

Контрольные вопросы и задания


Задания

1. Составьте классификацию информационных продуктов, используемых в школе.

2. Составьте классификацию информационных услуг, предоставляемых школой.

3. Составьте классификацию информационных продуктов и услуг, предоставляемых крупной компанией, занимающейся производством и распространением видеопродукции.

4. Используя возможности Интернета, создайте базу информационных ресурсов по теме, которая наиболее вам интересна. Какие информационные услуги вы сможете оказывать после создания такой базы?

Контрольные вопросы

1. Что такое материальные ресурсы? Приведите примеры.

2. Что такое природные ресурсы? Приведите примеры.

3. Что такое трудовые ресурсы? Приведите примеры.

4. Что такое финансовые ресурсы? Приведите примеры.

5. Что такое энергетические ресурсы? Приведите примеры.

6. Что такое информационные ресурсы? Приведите примеры.

7. Почему информационные ресурсы играют важнейшую роль в развитии страны?

8. Почему информационные ресурсы причисляют к рангу стратегических ресурсов страны?

9. Как вы понимаете термин «отчужденность информации»?

10. Что такое «информационный продукт»? Приведите примеры.

11. Что входит в понятие «услуга»? Приведите примеры.

12. В чем отличие информационной услуги от обычной услуги?

13. Какие информационные услуги вы знаете?

14. Какова роль компьютерных баз данных в развитии информационных ресурсов?

15. Что определяет информационный потенциал страны?

1.9. Информационные ресурсы и информационные технологии

Информационные ресурсы — это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство

Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.

Информационная технология — это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.

Человечество занималось обработкой информации тысячи лет. Первые информационные технологии основывались на использовании счётов и письменности. Около пятидесяти лет назад началось исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь связано с появлением компьютеров. В настоящее время термин «информационная технология» употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, — бытовую электронику, телевидение и радиовещание. Они находят применение в промышленности, торговле, управлении, банковской системе, образовании, здравоохранении, медицине и науке, транспорте и связи, сельском хозяйстве, системе социального обеспечения, служат подспорьем людям различных профессий и домохозяйкам. Народы развитых стран осознают, что совершенствование информационных технологий представляетсамую важную, хотя дорогостоящую и трудную задачу.

В настоящее время создание крупномасштабных информационно-технологических систем является экономически возможным, и это обусловливает появление национальных исследовательских и образовательных программ, призванных стимулировать их разработку.

1.10. Информатизация общества

Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Цель информатизации — улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

Информатизация — это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

2. Общие принципы организации и работы компьютеров

2.1. Что такое компьютер

Компьютер (англ. computer — вычислитель) представляет собой программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами.

Существует два основных класса компьютеров:

  • цифровые компьютеры, обрабатывающие данные в виде двоичных кодов;

  • аналоговые компьютеры, обрабатывающие непрерывно меняющиеся физические величины (электрическое напряжение, время и т.д.), которые являются аналогами вычисляемых величин.

Поскольку в настоящее время подавляющее большинство компьютеров являются цифровыми, далее будем рассматривать только этот класс компьютеров и слово «компьютер» употреблять в значении «цифровой компьютер«.

Основу компьютеров образует аппаратура (HardWare), построенная, в основном, с использованием электронных и электромеханических элементов и устройств. Принцип действия компьютеров состоит в выполнении программ (SoftWare) — заранее заданных, четко определённых последовательностей арифметических, логических и других операций.

Любая компьютерная программа представляет собой последовательность отдельных команд.

Команда — это описание операции, которую должен выполнить компьютер. Как правило, у команды есть свой код (условное обозначение), исходные данные (операнды) и результат.

Например, у команды «сложить два числа» операндами являются слагаемые, а результатом — их сумма. А у команды «стоп» операндов нет, а результатом является прекращение работы программы.

Результат команды вырабатывается по точно определенным для данной команды правилам, заложенным в конструкцию компьютера.

Совокупность команд, выполняемых данным компьютером, называется системой команд этого компьютера.

Компьютеры работают с очень высокой скоростью, составляющей миллионы — сотни миллионов операций в секунду.

Информационно-образовательные ресурсы — это что такое? :: SYL.ru

Мировая информационная сеть привела в нашу жизнь множество вещей, как хороших, так и не очень. В рамках статьи внимание будет уделено главным образом представителям первой когорты. Итак, что собой представляют информационно-образовательные ресурсы? Это что такое? Какие их виды существуют? Где они используются? Какими бывают? Появились ли они только в эпоху Интернета или же существовали и до этого?

Общая информация

информационно-образовательные ресурсы этоВместе с тысячелетиями и веками меняется и общественное жизнеустройство. Один из самых важных аспектов – это образование. Оно объявлено одним из основных приоритетов для государства и общества. Выделяют начальное, среднее и высшее образование. Это классический подход. На практике же образовательный процесс постоянно усложняется и совершенствуется, получить знания становится всё проще.

Чтобы не выпасть из жизни и обеспечить себе достойный ее уровень, приходится все время учиться. И это не преувеличение – взять хотя бы информационный сектор, где после нескольких лет перерыва бывает очень проблематично вернуться в русло. Поэтому, чтобы трудиться и жить в третьем тысячелетии, следует иметь такие качества:

  1. Коммуникабельность, критическое и творческое мышление.
  2. Самостоятельное развитие собственного интеллекта, физического состояния, поднятие культурного уровня и нравственности.
  3. Умение гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, приобретать нужные знания и умело реализовывать их в практической деятельности.
  4. Грамотно работать с данными. Это подразумевает навыки их сбора, анализа, сопоставления, обобщения, установления закономерностей и формулирования выводов. Для этого наилучшим образом подходят компьютеры и иные коммуникативные и информационные технологии.

Теперь — краткое содержание термина. Сейчас информационно-образовательные ресурсы являются совокупностью технических, программных, методических и телекоммуникационных средств, это позволяют использовать новые технологии для образовательной деятельности. Они обеспечивают неограниченный доступ членам общества к источникам удаленной информации и способствуют обмену учебными, научными и другими данными.

О получении знаний

что понимают под образовательными информационными ресурсамиА сейчас давайте разберёмся, что относится к образовательным информационным ресурсам, благодаря которым мы может получать новую информацию. Более молодое поколение, вероятно, под этим словом понимает исключительно виртуальные средства получения данных. Но это не совсем верно. Следует понимать, что информационно-образовательные ресурсы – это ряд различных средств, которые направлены на получение новых знаний. В их качестве могут выступать не только сайты на просторах Мировой сети, но и научные журналы, специализированная учебная литература и прочее. Если говорить обобщающе, то необходимо отметить, что существуют печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы.

Но не следует забывать и о процессе виртуализации, когда существующие в реальности вещи переносятся в сетевое пространство. Учитывая существующие тенденции, в рамках статьи упор будет сделан на электронные образовательные и информационные ресурсы.

Что же можно найти во Всемирной сети?

Организационная форма построения интернета существует таким образом, что стремительно растёт структурно и объемно именно образовательно-информационная составляющая. На данный момент существуют как минимум десятки тысяч разных единиц, которые могут быть классифицированы как информационно-образовательные ресурсы. Это и сайты библиотек, и волонтерские обучающие собрания, и бесплатные курсы, и многое другое. Следует отметить и наличие сетевых ресурсов, которые сложно классифицировать как что-то одно.

К примеру, на довольно известном хранилище видеоматериалов «Ютуб» можно найти, как песни современных исполнителей поп-музыки, которые, как правило, не несут смысловой нагрузки, так и разъяснения различных тем профессиональными физиками и математиками. Поэтому вопрос, что понимают под образовательными информационными ресурсами, частично всё ещё считается открытым.

Да, есть сайты, которые могут быть без проблем классифицированы подобным образом. Те же электронные кабинеты и классы, которые сейчас широко внедряются, могут быть рассмотрены именно в такой роли. Но это со строгой точки зрения. А что понимают под образовательными информационными ресурсами, если их нельзя точно классифицировать? Тот же «Ютуб» может нести пользу, хотя большинство рассматривают его исключительно как развлечение. Что ж, во многом положение дел зависит от того, как мы используем доступный нам инструментарий.

О классификации

виды информационных образовательных ресурсовКакие же электронные виды информационных образовательных ресурсов существуют и используются? Пожалуй, как наиболее комплексное решение, в первую очередь следует упомянуть портал. По сути, он представляет собой сетевой телекоммуникационный узел, который обладает быстродействующим доступом, широким диапазоном содержимого, ссылок и услуг, а также развитым пользовательским интерфейсом. Портал представляет доступ к большому количеству информационных услуг и ресурсов, которые ориентированы на значительную аудиторию. Он является структурированной средой, где существует ряд классификаторов и баз данных, которые наращиваются по модульному принципу.

В нём есть контент, различные сервисы, а также ссылки на другие важные ресурсы, существует единая система навигации по сайту и поиска нужной информации. При этом все части портала можно расширить для увеличения общего масштаба. Сейчас порталы – это удобные для преподавателей и учащихся информационно-образовательные среды, которые позволяют удовлетворять большинство запросов и получать знания для научной теоретической и практической деятельности. Они формируются из целого ряда инструментов, каждый из которых может быть представлен отдельно в рамках Мировой сети.

Из чего состоят порталы?

образовательные и информационные ресурсы обществаНа порталах можно встретить новостные ленты, рассылки, многоуровневые средства поиска и навигации, электронные библиотеки с учебниками и книгами, каталоги образовательных ресурсов, интересные материалы, занимающиеся учебно-воспитательными и организационно-методическими вопросами, интерактивные обучающие средства, которые затягивают пользователей в рамках проводимого обучения, виртуальные средства практической деятельности, журналы, справочные отделы, базы данных, архивы и много чего другого.

Как видите, порталы предлагают нам значительное видовое разнообразие. Например, журналы, электронные библиотеки и прочее могут существовать в качестве отдельных ресурсов. В случае с порталами, их информационный успех лежит в области четкого понимания потребностей пользователей и соответствия им. Но это далеко не всё. Если говорить про информационные образовательные ресурсы интернета, то следует в отдельную категорию вынести ещё и сайты.

Они представляют собой определённую совокупность объединенных общим содержимым веб-страниц, которые размещены на определённом сервере под конкретным доменным именем и реализуют концепцию виртуального представительства. Информация, размещенная на порталах и сайтах, предоставляет возможность работать в гипертекстовой среде. Это позволяет каждому самостоятельно, с учетом своих способностей, склонностей, мышления, мотивации и уровня знаний формировать процессы усвоения информации. Так, с их помощью можно получать, передавать и обрабатывать графические и текстовые данные, участвовать в дискуссиях и конференциях.

Какими бывают ресурсы?

Электронные информационно-образовательные ресурсы могут быть официальными и неофициальными, вертикальными и горизонтальными. Они бывают предметные и отраслевые, очной и дистанционной форм обучения, федеральные, региональные, субъектные, учащихся, преподавателей, консультативные, исследовательские и прочие. Учитывая большое количество различных сфер использования, этот список можно продолжать очень долго.

Мы же рассмотрим только пару из них. Федеральный информационно-образовательный ресурс представляет собой сайт, где имеются официальные нормативные материалы, касающиеся сферы образования и науки, воспитания и социальной защиты, аттестации, лицензирования, аккредитации, обеспечения учебными материалами, техническими средствами. Также здесь можно найти материалы, которые регламентируют учебную и управленческую деятельность.

В отдельную категорию следует выделить официальные порталы, где размещаются самые важные нормативные документы, которые информируют о ведомственных и правительственных решениях, связанные с дальнейшим развитием и модернизацией системы образования, а также о правовом регулировании в учебной, научно-технической и инновационной деятельности. На них можно найти и оперативную информацию про осуществляемую в государстве политику в сфере науки и образования.

Проектирование

использование информационно образовательных ресурсовЧтобы лучше разобраться в том, что собой представляет образовательный центр информационно-образовательных ресурсов, давайте рассмотрим процесс его создания. И начнём мы с проектирования. Этот начальный шаг очень важен, ведь от правильности разработки внутренней структуры зависит комфортность использования ресурса, легкость ориентации в представленных материалах и оптимальности кода. Условно можно выделить три этапа работы – концептуальный, логический и физический. Что они собой представляют? Давайте рассмотрим это более подробно:
  1. Концептуальный этап. Прорабатываются основные идеи, которые будут заложены в конечный продукт. Необходимо сформулировать содержание будущего ресурса на основании потребностей пользователей. Для этого проводится сбор, документирование и анализ основных требований, а также способов их реализации.
  2. Логический этап. Здесь прорабатываются сценарии работы, описываются возможные страницы портала, гипертекстовые связи между ними, возможности использования мультимедиа.
  3. Физический этап. На нём непосредственно создаются информационно-образовательные ресурсы. Это делается с помощью языков разметки и программирования.

Разработка

федеральный информационно образовательный ресурсУсловно здесь можно выделить два подхода. Образовательные и информационные ресурсы общества могут создаваться вручную или же с использованием средств автоматизации под названием «конструкторы».

Первый способ довольно сложный и трудоемкий, ведь он предполагает написание всего с нуля. Хотя если всю работу выполняют высокопрофессиональные специалисты, то в конечном итоге будет получен качественный продукт, полностью соответствующий требованиям. Но это также дорого.

Можно воспользоваться и простым конструктором. Преимущество данного подхода заключается в скорости выполнения задачи и низких требованиях к уровню профессионализма у человека, который создаёт ресурс. Но в таком случае часто код является неоптимизированным, что приводит к определённым негативным моментам, как-то медленная скорость работы и прочее. Но если нет возможности привлечь высококвалифицированных специалистов, то единственный вариант – это работа с конструкторами. Несмотря на их несовершенство, они всё же позволяют создавать ресурсы относительно неплохого качества. Конечно, если создаётся проект федерального значения, то подобный подход не является допустимым, тогда как для работы над сайтом для школы или районного представительства министерства образования это вполне целесообразно.

На службе у государства

Сейчас широко используются информационно-образовательные ресурсы в образовательном процессе, и планируется увеличение доли новых технологий в этом деле. Тестируются первые проекты, которые вводят новое обучение в школах и высших учебных заведениях. Возможно, что-то подобное когда-то мы увидим и для детских садиков. Но давайте поговорим о том, что уже есть.

Если принимать во внимание школы, то здесь следует отметить тенденцию к замене учебников на электронные книги. Кроме этого, обычные тетради постепенно замещаются электронными. Также привычные нам всем доски меняются на сенсорные экраны, где человек может писать и стирать сколько угодно раз. Создаются электронные журналы, где выставляются оценки учащимся.

В университетах ситуация развивается подобным образом, хотя есть и свои отличия. Так, в последние несколько лет наметилась виртуализация учебного процесса. Использование информационно-образовательных ресурсов в данном случае представлено появлением электронных библиотек, где имеется значительно количество книг, журналов и прочей литературы. Но, пожалуй, наиболее важное в этом процессе – это то, что людей, студентов учат действовать самостоятельно. Всё чаще наблюдается ситуация, когда им выдаются ссылки на определённые знания, как-то книги, которые они должны освоить самостоятельно, а с учителем разбирают только непонятные моменты. Кроме этого, следует упомянуть и о росте самоорганизации. Кроме привычных профессиональных союзов, студенческих деканатов, танцев и обычных кружков самодеятельности возникают ещё и организационные структуры, работающие над практической реализацией чаяний, как-то инкубаторы идей и прочее.

Заключение

печатные и электронные образовательные и информационные ресурсыНо на этом тема не заканчивается. Хотелось бы рассказать ещё о большом количестве различных моментов. Можно вспомнить и об информационно-образовательных ресурсах, которые создаются на добровольных началах. В таких случаях объединяется группа людей, которые дополнительно разъясняют изучаемые в школе темы. Не лишним будет упомянуть и политику многих передовых высших учебных заведений, когда они отправляют знания в люди. Так, за последние несколько лет ряд крупнейших университетов опубликовали предметные курсы, по которым обучаются их слушатели. Поэтому, если есть желание, в свободном доступе можно найти всё необходимое, вопрос только в средствах подтверждения информации. В целом следует отметить, что намечается стойкая тенденция увеличения присутствия информационно-образовательных ресурсов в нашей повседневной жизни. Вполне вероятно, что когда-то весь учебный процесс будет перенесён в виртуальное пространство, что теоретически создаст возможности для качественного улучшения результативности обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *