Футлярность это – Что такое «футлярность»? Какие рассказы посвящены этой теме? Какую опасность для общества несут в себе «футлярные люди»? Чехов

Что такое «футлярность»? Какие рассказы посвящены этой теме? Какую опасность для общества несут в себе «футлярные люди»? Чехов

Понятие «футлярности» очень широкое. Его смысл наиболее полно раскрывается в «маленькой трилогии» Чехова: рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». В конце рассказа «Человек в футляре» Иван Иваныч Чимша-Гималайский, только что узнавший о «футлярном человеке» учителе Беликове, говорит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт, — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор, — разве это не футляр?» То есть футляром можно считать жизнь в суете, по придуманным правилам, подчинение обстоятельствам — обычную человеческую жизнь вообще.

Второй рассказ трилогии продолжает раскрывать тему «футлярности». Иван Иваныч рассказывает о своем брате, который, «сидя у себя в канцелярии, мечтал о том, как будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес ». Казалось бы, он хочет вырваться на природу — освободиться от канцелярской рутины, от того, чтобы писать «ненужные бумаги» и играть «в винт». Что же здесь плохого?

Насторожиться заставляет поглощенность Николая Ивановича Чимши-Гималайского своей мечтой: «Сельскохозяйственные книжки и всякие эти советы в календарях составляли его радость, любимую духовную пищу; он любил читать и газеты, но читал в них одни только объявления о том, что продаются столько-то десятин пашни и луга с усадьбой, рекой, садом, мельницей, с проточными прудами». Если сельскохозяйственные книги составляют духовную пищу, значит, духовные запросы человека невелики.

И вот сбылась мечта, цель достигнута. Есть и усадьба, и парк, и крыжовник. Сам Николай Иванович «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло».

Иван Иванович в конце рассказа «Крыжовник» произносит проникновенную речь о том, что «счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом». То есть счастье как самоуспокоение — это тоже футляр.

Эта мысль служит лишь прологом к третьему рассказу «О любви», который, в отличие от первых двух, не завершается пространной моралью. В финале последнего рассказа трилогии дается описание солнечного утра.

Павел Константинович Алехин, третий рассказчик, повествует о себе — о своей несостоявшейся любви. Он, будучи «кабинетным человеком», занимался сельским хозяйством. Жил в бедности и тяжелом труде. Он полюбил, но не смог и не захотел сблизиться с любимой женщиной. Он рассудил, что кроме того обыденного существования, которое уже есть у его любимой, он Не может предложить ей другого; что, возможно, она его разлюбит — и что тогда? Он разрушит семью и не сможет дать любимой ничего.

Невозможность избавиться от своего футляра — от рамок существования, которые сам же для себя и создал, — в этом, наверно, самый широкий смысл «футлярности», заложенный в трилогии Чехова.

«Футлярный человек» был показан Чеховым в образе учителя географии Ипполита Ипполитыча (рассказ «Учитель словесности»), Серебрякова (пьеса «Дядя Ваня»).

«Футлярные люди» у Чехова не просто смешны, но опасны и вредны. Писатель видел опасность Беликовых в том, что они подавляют все живые проявления, и люди не имеют силы сопротивляться. «Футлярность» порождает страх: «Мы, учителя, боялись его», — говорит Буркин. Оказывается Беликов «держал в руках» не только гимназию, но и весь город долгих пятнадцать лет. «Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять — пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, бояться помогать бедным, учить грамоте…» Все живут по правилу «Как бы чего не вышло», все становятся «футлярными людьми».

Футлярность человеческой жизни по А.П. Чехову

«ФУТЛЯРНОСТЬ» ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

ПО А. П. ЧЕХОВУ

 

«Всю жизнь я по капле выдавливал из себя раба…»

Пожалуй, именно эту фразу должен запомнить каждый присутствующий в  этом кабинете, да и любой человек на земле.

Откуда вообще появился термин «футлярная жизнь»?

Стоит отметить, что каждый человек  рождается со страхами; это и есть «футляр».

Первый крик новорожденного объясняется  не только какими-то физиологическими процессами в нашем организме, но и страхом перед столкновением  с чем-то новым.

И вот, люди взрослеют, начинают смотреть иначе на жизнь и тем самым «выдавливают по капле из себя раба», избавляются от «футляра».

В 90-е годы XIX века в жизни страны происходят важные перемены, связанные  со сменой глухой реакции подъемом и общественным оживлением. Более  серьезной становится и тематика произведений А. П. Чехова, который пытается в своих рассказах решить проблему равнодушия, «футлярности» человеческих сердец и душ. Усложняя характеры своих персонажей, Чехов стремится теперь не только продемонстрировать омертвляющее воздействие среды, но и те внутренние механизмы, которые управляют человеком, определяя всю его судьбу.

Нельзя не обратить внимание на самую  важную черту творчества писателя.

А. П. Чехов был в числе первых, кто ощутил потребность писать по-новому. Он совершил художественное открытие и создал свое знаменитое «подводное течение», которое позволило передать мельчайшие оттенки мыслей и чувств героев. Не случайно Чехова называют самым загадочным, таинственным и «неуловимым» писателем XIX века.

В творчестве Чехова многое скрыто — это характерная черта его поэтики. Стоит отметить, что сам писатель был молчалив, рассудителен, осторожен и скрытен.

 

Итак, «Футляру» человеческой души, разным формам «улиточного» существования посвящены многие рассказы А. П. Чехова. Но я разберу данную тематику на произведениях, связанных между собой и получивших название «Маленькой трилогии» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О Любви»), а также на «Ионыче» и «Даме с собачкой».

 

«МАЛЕНЬКАЯ ТРИЛОГИЯ»

 

Эти рассказы посвящены исследованию трех основных сторон общественной жизни: в области власти – «Человек в футляре», в области собственности – «Крыжовник», в области семьи – «О любви». Три эти рассказа являются опровержением основ существующего в России общественного строя.

 

«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»

 

Запуганным жизнью человеком, постоянно  опасающимся «как бы чего не вышло», предстает перед нами  Беликов  из рассказа «Человек в футляре». Учитель Буркин так рассказывает о своем товарище по работе: «У  этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе… футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». В такой же «футляр» были закованы и мысли Беликова, для которого «были ясны только циркуляры и

газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь», Беликов боялся думать, чувствовать «не так», поэтому во всем воздвигал вокруг себя невидимые стены, способные защитить его от неожиданностей.

И чтобы преодолеть свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое. [Заметим очень важную деталь – он был учителем греческого языка: прошлого, мертвого.] Футлярность набирает силу, футлярным становится образ мысли. Он отгородился от живой жизни. Но это не безобидный человек. Он давил, угнетал всех на педсоветах — и ему уступали. Он держал в руках всю гимназию целых 15 лет. И не только гимназию, но и весь город. Никто не любил Беликова, но все боялись его, потому что он олицетворял дух официальной политики, и воплощал характерные особенности русской государственности с ее ненавистью к свободомыслию и страхом перед ним. Он умирает, достигнув, наконец, по ироничному замечанию автора, «своего идеала». Он оказался в таком футляре, из которого уже никогда не выйдет.

Однако, хотя Беликов умер, люди не изменились, поскольку их «футляры» остались на прежнем месте: «…жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая… Беликова похоронили, а сколько еще таких человечков осталось, сколько их еще будет!»

А ведь, действительно, «футлярность», равнодушие могут быть не так сильно выражены в человеке, как в Беликове, но, тем не менее, значительно влиять на его жизнь. Тот же Буркин, рассказавший историю о Беликове, кажется, понимает весь глубокий смысл своего рассказа, но когда Иван Иванович, взволнованный историей, начинает говорить о лжи, лености, пустоте и праздности, лицемерии, бесцельности окружающей жизни, Буркин прерывает его: «Ну, уж это вы из другой оперы… Давайте спать».

 

«КРЫЖОВНИК»

 

Тема «футлярности», но в другой форме, раскрывается и  в рассказе «Крыжовник Он начинается описанием просторов России, которые нужны человеку, чтобы проявить все свойства и особенности своего свободного духа. По контрасту с этими мыслями звучит рассказ старого ветеринара Ивана Ивановича о судьбе его брата Николая. Это новый вариант «футлярного» существования, когда все помыслы человека сосредотачиваются на собственности, вся жизнь уходит на приобретение усадьбы с огородом, в котором растет крыжовник. Николай «недоедал, одевался словно нищий, и все копил и копил в банк». Он женился на старой некрасивой жене, без всякого чувства, только потому, то у неё водились деньжонки, и под старость лет достиг желаемой цели. Ну что стало с этим человеком? Постарел, располнел, обрюзг. Это уже не робкий бедняга чиновник, а новоявленный барин; говорит он одни только истины и таким тоном, точно министр. А по вечерам ест кислый, но зато свой собственный, не купленный крыжовник и все повторяет: «Как вкусно! Ах, как вкусно! Ты попробуй!»

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте  делать добро!» В этом призыве мы отчетливо видим позицию самого Чехова, но, увы, этот призыв, обращенный рассказчиком к собеседнику, остается неразделенным.

Обличая замкнутость, равнодушие, эгоизм в этом рассказе, А. П. Чехов утверждает, что задача человека — не ограничение жизненного пространства закостенелым, неразвивающимся внутренним миром, а движение вперед и активная борьба с общественным злом.

 

«О ЛЮБВИ»

 

  В рассказе «О любви» живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. Они боятся всего, что могло бы открыть их тайну им же самим. Героиня боится оставить семью — ее «футляр», герой не уверен, что может предложить ей достойную жизнь [Кстати, в герое мы можем увидеть и черты самого писателя. Из-за проблем со здоровьем Чехов был нерешительным по отношению к женщинам. «Что могу дать ей я?» спрашивал он]. И лишь когда наступила разлука, он понял, как было мелко все то, что им мешало любить.

 

 Люди «маленькой трилогии»  многое понимают. Они осознали  безысходный тупик «футлярной жизни». Но их прозрения чуть-чуть запаздывают. Жизнь никак не меняется. «Футлярность» — это обозначение косности, неспособности личности выйти за пределы стандарта и предписаний. Показывая несостоятельность всех старых устоев русской жизни, Чехов не скрывает трудностей, которые подстерегают Россию на пути обретения духовной свободы.

 

 

«ИОНЫЧ»

 

Описание футлярной жизни в  этом произведении мне бы хотелось начать с семьи Туркиных.

Вера Иосифовна, Иван Петрович и  Котик оторваны от реальности, они живут в выдуманном мире. И можно полноправно сказать, что Котик стала жертвой своих родителей. Она не пожелала жить в этой утопии, где всё пошло, примитивно и вульгарно, поэтому она уехала.

Всё в этом доме мёртво, подчеркивает Чехов с помощью «подводных течений», и это – тоже «футляр», боязнь реальной жизни.

 

Что погубило Ионыча, что сделало  его таким?

  1. Социум – своеобразный футляр.

Именно общество влияет на людей  с большей силой и тем самым  лишает их права выбора.

2)Комплекс неполноценности

Ионыч – сын деревенского дьячка.

В этой маленькой фразе мы можем  открыть целые страницы произведения! Мы можем понять, что детство Дмитрия  Старцева протекало в нищете и  невероятном труде, что учиться  в университете было крайне тяжело, так как кругом – богатые студенты. Отсюда появляются нотки зависти. Отсюда – боязнь бедности.

Ионыч добился много в своей  профессии, но зачем ему деньги?

Он и сам не знал. Просто комплексы  – эти «футляры» — погубили его.

 

 

«ДАМА С СОБАЧКОЙ»

 

Герои рассказа Чехова “Дама с  собачкой” живут спокойной и размеренной жизнью, которая уже давно определилась, приобрела вполне завершенную форму, а в перспективе у них — медленное старение. В их жизни нет места сильным страстям, в ней ничего не происходит. Скучно! Героиня едет на море лишь потому, что в обществе принято ездить на море. Она, как сотни других праздных, старательно отдыхающих женщин, исполняет предписанный ритуал: прогуливается по набережной, греется на солнце, дышит полезным морским воздухом. Главный герой, Гуров, живет так же размеренно и скучно. Правда, он время от времени позволяет себе “маленькие шалости”, чтобы как-то скрасить свои унылые серые будни в семье, которая всегда была ему чужой. Он изменяет жене, которую не любит, да и никогда не любил, женившись, скорее всего, чтобы быть “как все”. Его измены — отнюдь не романтические приключения, они — часть все того же рутинного порядка.

Любовная связь Гурова и Анны Сергеевны представляется обоим чем-то случайным и мимолетным. Хотя им и жалко расставаться друг с другом, они уверены, что справятся с собой и забудут приятный курортный роман. Но зародившаяся любовь сильнее их — в общем-то слабых и безвольных людей. Они пытаются друг друга забыть, но… они полюбили. Впервые.

Гениальность Чехова в том, что  он с потрясающей убедительностью показывает нам любовь людей самых обыкновенных и ничем не примечательных, “маленьких”. Они — заурядные и, в общем-то, скучные люди. Они не в силах совладать ни с любовью, ни с жизнью, и их связь так и остается обычной связью, ибо они не в состоянии ни разорвать свои отношения, ни вступить друг с другом в законный брак. Гуров боится своей жены, а Анна Сергеевна не хочет ранить своего мужа. Однако на самом деле не это главное: мы понимаем, что их обоих удерживает страх изменить привычный образ жизни. Они продолжают время от времени тайком встречаться, чтобы “урвать” у жизни крупицу счастья, но это счастье искусственно и не подлинно. Чехов оставляет конец рассказа открытым, он не показывает читателю, как любовь его героев неуклонно погружается в болото пошлой повседневности, но об этом нетрудно догадаться, поскольку рассказанная им история не может иметь конца. Это — своего рода “дурная бесконечность”, ибо ни Гуров, ни Анна Сергеевна, ни к чему не стремятся и жизнь их не наполнена смыслом, который могла им даровать любовь, если бы они не были так слабы…

 

 

Итак, что же такое «футляр»?

Это страхи, комплексы, влияние общества?

Да нет… Мы сами – «футляр». Он, как душа – может разбиваться, а может полностью поглощать.

И лишь осознание того, что этот футляр у нас все-таки есть, поможет нам от него избавиться и «выдавить» окончательно из себя «раба».


ФУТЛЯРНЫЙ — это… Что такое ФУТЛЯРНЫЙ?

  • футлярный — ФУТЛЯР, а, м. Вместилище для хранения, для предохранения чего н. Ф. для очков. Ф. для скрипки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Футлярный — прил. 1. соотн. с сущ. футляр, связанный с ним 2. Свойственный футляру, характерный для него. 3. Принадлежащий футляру. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • футлярный — футлярный, футлярная, футлярное, футлярные, футлярного, футлярной, футлярного, футлярных, футлярному, футлярной, футлярному, футлярным, футлярный, футлярную, футлярное, футлярные, футлярного, футлярную, футлярное, футлярных, футлярным, футлярной …   Формы слов

  • футлярный — футл ярный …   Русский орфографический словарь

  • футлярный — см. футляр; ая, ое. Ф ая коробка …   Словарь многих выражений

  • ФУТЛЯР — ФУТЛЯР, а, муж. Вместилище для хранения, для предохранения чего н. Ф. для очков. Ф. для скрипки. • Человек в футляре человек, к рый замкнулся в кругу своих узких интересов, боится всяких нововведений [по названию рассказа А. П. Чехова]. | уменьш …   Толковый словарь Ожегова

  • ФУТЛЯР — муж., нем. коробочка, ларчик, трубка, укладочка, чехолок, куда вкладывается сберегаемая вещь. Футляр подзорной трубы. Шляпный футляр, шляпник; очечный, очечник. Футлярный мастер или футлярщик. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ФУТЛЯР — (нем. Futteral). Ящичек, коробочка или чехол для сбережения вещи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФУТЛЯР колобка для хранения дорогих вещей, главн. образом драгоценностей. Полный словарь иностранных …   Словарь иностранных слов русского языка

  • футляр — Немецкое – Futteral (коробочка для хранения вещей). В русский язык слово «футляр» пришло из немецкого языка в начале XVIII в. Футляр – это «коробочка или ящичек, куда кладут для хранения какие либо веши, например очки». В некоторых славянских… …   Этимологический словарь русского языка Семенова

  • футляр — а; м. (нем. Futteral) см. тж. футлярчик, футлярный Коробка, ящик или жёсткий чехол, куда кладётся какая л. вещь для хранения или предохранения от порчи, повреждений, пыли и т.п. Замшевый футля/р. Футля/р для очков. Часы в красном футляре …   Словарь многих выражений

  • Тема «футлярности» в рассказах Чехова

        В своих рассказах А.П. Чехов описывает явление, ставшее повсеместным в его эпоху, – «футлярность» жизни большинства людей, всеобщий застой и нежелание развиваться. Все герои его рассказов живут праздной, скучной и однообразной жизнью и не могут (или не пытаются) что-то вокруг себя изменить.

        В произведении «Человек в футляре» описан собирательный образ всех ограниченных, боящихся любых проявлений жизни людей. Это образ Беликова, учителя греческого языка в гимназии: «У этого человека наблюдалось постоянное непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который … защитил бы его от внешних влияний». Своей мелочностью, вечным страхом «как бы чего не вышло», привязанностью к формулярам и ненужным правилам он давил на всех остальных, и те, поддаваясь его влиянию, тоже начинали бояться всего на свете. 
        В рассказе «Крыжовник» Иван Иваныч рассказывает о своем брате Николае, который всю жизнь желал только одного – иметь собственную усадьбу. А символом благополучия для него почему-то был крыжовник, который он мечтал посадить на приобретённой земле. Чем ближе он был к вожделенной цели, тем меньше он становился похож на человека и всё больше — на свинью. Николай «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло». Он словно был слеп или до крайности близорук: ничего не видел вокруг себя, не замечал окружающего мира. Таков был его футляр – клочок земли и несколько кустов крыжовника. 

        Рассказ «О любви» ведётся от имени помещика Алёхина. Он рассказывает о женщине, к которой в течение многих лет испытывал глубокие чувства. Его возлюбленная, Анна Алексеевна, к моменту их встречи уже была замужем и имела ребёнка. Чем чаще Алёхин бывал в её доме, тем больше привязывался к ней и её семье. Анна Алексеевна испытывала к нему те же чувства: «Я всякий раз по ее глазам видел, что она ждала меня; и она сама признавалась мне, что еще с утра у нее было какое-то особенное чувство, она угадывала, что я приеду». Но они не могли открыто заявить о своей любви и быть вместе, потому что для этого нужно было разрушить её семью, сделать несчастными детей Анны и оставленного мужа. Алёхину казалось невероятным, что эта его «тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни … всего этого дома», где его так любили и где ему так верили. 

        В этом рассказе показан футляр другого рода, настоящий, практически неразрушимый, из которого труднее всего найти выход, – это общественная мораль. Если бы Анна осмелилась уйти из семьи, не ждала бы её участь героини совсем иного произведения – Анны Карениной? Не была бы она лишена шанса видеть своих детей? Как быстро угасла бы её любовь к Алёхину, померкнув в черноте горя, отчаяния и всеобщего осуждения? Прежде чем осудить героев произведения за нерешительность, следует, прежде всего, ответить на эти вопросы. 

        В этих трех рассказах Чехов вполне раскрыл то, что хотел показать читателям, – ужасную безнадёжность, которой была пронизана окружавшая его действительность, обозначив её одним точным словом – «футлярность». Можно привести в пример и другие его произведения, посвященные той же теме: «Палата №6», «Ионыч», «Вишнёвый сад», «Попрыгунья», «Дом с мезонином» — но основной вывод от этого не изменится: герои словно застряли в вязкой паутине безделья, невежества, равнодушия или общественных предрассудков. Трудно представить себе, чтобы хоть кто-то из них смог (или даже попытался) найти выход из сложившейся ситуации. Именно это хотел показать Чехов в своих произведениях – футляры «всех форм, цветов и размеров».

    Тема «футлярности» в рассказах Чехова Разное Чехов А.П. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




    Есть что добавить?

    Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


    / Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Тема «футлярности» в рассказах Чехова

        В своих рассказах А.П. Чехов описывает явление, ставшее повсеместным в его эпоху, – «футлярность» жизни большинства людей, всеобщий застой и нежелание развиваться. Все герои его рассказов живут праздной, скучной и однообразной жизнью и не могут (или не пытаются) что-то вокруг себя изменить.

        В произведении «Человек в футляре» описан собирательный образ всех ограниченных, боящихся любых проявлений жизни людей. Это образ Беликова, учителя греческого языка в гимназии: «У этого человека наблюдалось постоянное непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который … защитил бы его от внешних влияний». Своей мелочностью, вечным страхом «как бы чего не вышло», привязанностью к формулярам и ненужным правилам он давил на всех остальных, и те, поддаваясь его влиянию, тоже начинали бояться всего на свете.
        В рассказе «Крыжовник» Иван Иваныч рассказывает о своем брате Николае, который всю жизнь желал только одного – иметь собственную усадьбу. А символом благополучия для него почему-то был крыжовник, который он мечтал посадить на приобретённой земле. Чем ближе он был к вожделенной цели, тем меньше он становился похож на человека и всё больше — на свинью. Николай «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло». Он словно был слеп или до крайности близорук: ничего не видел вокруг себя, не замечал окружающего мира. Таков был его футляр – клочок земли и несколько кустов крыжовника.

        Рассказ «О любви» ведётся от имени помещика Алёхина. Он рассказывает о женщине, к которой в течение многих лет испытывал глубокие чувства. Его возлюбленная, Анна Алексеевна, к моменту их встречи уже была замужем и имела ребёнка. Чем чаще Алёхин бывал в её доме, тем больше привязывался к ней и её семье. Анна Алексеевна испытывала к нему те же чувства: «Я всякий раз по ее глазам видел, что она ждала меня; и она сама признавалась мне, что еще с утра у нее было какое-то особенное чувство, она угадывала, что я приеду». Но они не могли открыто заявить о своей любви и быть вместе, потому что для этого нужно было разрушить её семью, сделать несчастными детей Анны и оставленного мужа. Алёхину казалось невероятным, что эта его «тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни … всего этого дома», где его так любили и где ему так верили.

        В этом рассказе показан футляр другого рода, настоящий, практически неразрушимый, из которого труднее всего найти выход, – это общественная мораль. Если бы Анна осмелилась уйти из семьи, не ждала бы её участь героини совсем иного произведения – Анны Карениной? Не была бы она лишена шанса видеть своих детей? Как быстро угасла бы её любовь к Алёхину, померкнув в черноте горя, отчаяния и всеобщего осуждения? Прежде чем осудить героев произведения за нерешительность, следует, прежде всего, ответить на эти вопросы.

        В этих трех рассказах Чехов вполне раскрыл то, что хотел показать читателям, – ужасную безнадёжность, которой была пронизана окружавшая его действительность, обозначив её одним точным словом – «футлярность». Можно привести в пример и другие его произведения, посвященные той же теме: «Палата №6», «Ионыч», «Вишнёвый сад», «Попрыгунья», «Дом с мезонином» — но основной вывод от этого не изменится: герои словно застряли в вязкой паутине безделья, невежества, равнодушия или общественных предрассудков. Трудно представить себе, чтобы хоть кто-то из них смог (или даже попытался) найти выход из сложившейся ситуации. Именно это хотел показать Чехов в своих произведениях – футляры «всех форм, цветов и размеров».


    Добавил: Elistratova

    41212 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


    / Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Тема «футлярности» в рассказах Чехова


    Смотрите также по разным произведениям Чехова:


    Помогитее! Сочинение на тему » футлярность в рассказах Чехова и в нашей жизни»!!!

    В своих рассказах А. П. Чехов описывает явление, ставшее повсеместным в его эпоху, – «футлярность» жизни большинства людей, всеобщий застой и нежелание развиваться. Все герои его рассказов живут праздной, скучной и однообразной жизнью и не могут (или не пытаются) что-то вокруг себя изменить. В произведении «Человек в футляре» описан собирательный образ всех ограниченных, боящихся любых проявлений жизни людей. Это образ Беликова, учителя греческого языка в гимназии: «У этого человека наблюдалось постоянное непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который … защитил бы его от внешних влияний» . Своей мелочностью, вечным страхом «как бы чего не вышло» , привязанностью к формулярам и ненужным правилам он давил на всех остальных, и те, поддаваясь его влиянию, тоже начинали бояться всего на свете. В рассказе «Крыжовник» Иван Иваныч рассказывает о своем брате Николае, который всю жизнь желал только одного – иметь собственную усадьбу. А символом благополучия для него почему-то был крыжовник, который он мечтал посадить на приобретённой земле. Чем ближе он был к вожделенной цели, тем меньше он становился похож на человека и всё больше — на свинью. Николай «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло» . Он словно был слеп или до крайности близорук: ничего не видел вокруг себя, не замечал окружающего мира. Таков был его футляр – клочок земли и несколько кустов крыжовника. Рассказ «О любви» ведётся от имени помещика Алёхина. Он рассказывает о женщине, к которой в течение многих лет испытывал глубокие чувства. Его возлюбленная, Анна Алексеевна, к моменту их встречи уже была замужем и имела ребёнка. Чем чаще Алёхин бывал в её доме, тем больше привязывался к ней и её семье. Анна Алексеевна испытывала к нему те же чувства: «Я всякий раз по ее глазам видел, что она ждала меня; и она сама признавалась мне, что еще с утра у нее было какое-то особенное чувство, она угадывала, что я приеду» . Но они не могли открыто заявить о своей любви и быть вместе, потому что для этого нужно было разрушить её семью, сделать несчастными детей Анны и оставленного мужа. Алёхину казалось невероятным, что эта его «тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни … всего этого дома» , где его так любили и где ему так верили. В этом рассказе показан футляр другого рода, настоящий, практически неразрушимый, из которого труднее всего найти выход, – это общественная мораль. Если бы Анна осмелилась уйти из семьи, не ждала бы её участь героини совсем иного произведения – Анны Карениной? Не была бы она лишена шанса видеть своих детей? Как быстро угасла бы её любовь к Алёхину, померкнув в черноте горя, отчаяния и всеобщего осуждения? Прежде чем осудить героев произведения за нерешительность, следует, прежде всего, ответить на эти вопросы. В этих трех рассказах Чехов вполне раскрыл то, что хотел показать читателям, – ужасную безнадёжность, которой была пронизана окружавшая его действительность, обозначив её одним точным словом – «футлярность» . Можно привести в пример и другие его произведения, посвященные той же теме: «Палата №6», «Ионыч» , «Вишнёвый сад» , «Попрыгунья» , «Дом с мезонином» — но основной вывод от этого не изменится: герои словно застряли в вязкой паутине безделья, невежества, равнодушия или общественных предрассудков. Трудно представить себе, чтобы хоть кто-то из них смог (или даже попытался) найти выход из сложившейся ситуации. Именно это хотел показать Чехов в своих произведениях – футляры «всех форм, цветов и размеров».

    Чехов, Человек у футляре. В чем, на ваш взгляд, заключается понятие «футлярность жизни»?

    Что находится в центре внимания Чехова — курьезный случай, происшедший с чудаком, или жизнь в ее уродливых проявлениях? Ответ обос­нуйте.

    Чехов на примере жизни учителя древ­них языков Беликова изображает жизнь в ее уродливых проявлениях — отсутствие духовной свободы, раскрепощенности, всеобщая боязнь, «как бы чего не выш­ло», доносительство и страх свободомыс­лия. В такой атмосфере «футлярности», всеобщего страха нарушить жесткие огра­ничения, устанавливаемые циркуляра­ми, живет не один Беликов, а вся гимна­зия. Да что гимназия — весь город. «Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять-пятнадцать лет в на­шем городе стали бояться всего. Боятся громко говорить, посылать письма, знако­миться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте <…>. Да. Мысля­щие, порядочные, читают и Щедрина и Тургенева, разных там Боклей и прочее, а вот подчинились же. Терпели… То-то вот оно и есть». Терпели и подчинялись потому, что социально-политическая и нравственная атмосфера в русском об­ществе последней трети XIX века создавала у людей страх и ощущение несво­боды.

    Один из знакомых Чехова заметил: «Вчера после прочтения «Человека в футляре» я более двух часов говорил об этом гнетущем, только в России возможном явлении». О каком явлении идет речь? Какие явления общественной жизни нашли отраже­ние в рассказе?

    Речь идет как раз о всеобщем страхе, «футлярности», в который погрузилось общество, в том числе и люди образован­ные, призванные воспитывать новое поко­ление. Как уже было отмечено, в рассказе обличаются и осмеиваются такие явления общественной жизни, как всеобщая бо­язнь, недоверие друг к другу, доноситель­ство, уродливое воспитание. Очень метко охарактеризовал атмосферу в городе и гимназии учитель Коваленко: «Атмо­сфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочи­ния, и кислятиной воняет, как в полицей­ской будке». Он же называет Беликова Иудой.

    В чем, на ваш взгляд, заключается понятие «футлярность жизни»? Как это раскрывается в обра­зе главного героя?

    «футлярность жизни» — это внутрен­нее рабство, стремление подчинить себя и общество системе ограничений, писаных и неписаных правил, препятствующих проявлению естественных человеческих чувств, духовной свободы и свободы лич­ных отношений. «Футлярность» противо­поставлена открытости, общительности, доброжелательности в отношении к лю­дям. Беликов изображен как гротескный образ, воплощающий в себе все черты «футлярности жизни». Он «футлярный» человек, прежде всего, внешне: даже в хо­рошую погоду Беликов выходил на улицу в калошах, с зонтиком и теплом пальто на вате. Здесь автор делает промежуточное заключение, что в этом проявилось стрем­ление Беликова обзавестись оболочкой, футляром, который бы оградил его от внешнего мира. В изображении Беликова происходит нарастание трагической то­нальности, углубление представления о том зле, которое несет «футлярность» и самому учителю греческого языка, и ок­ружающему обществу, а затем приобре­тает широкое обобщающее социальное значение. За столь на первый взгляд смешным поведением одинокого чудака скрывается страшное духовное явление, сущность которого постепенно раскрыва­ется Чеховым. Боязнь настоящего и пре­увеличенное восхваление прошлого, даже того, чего в нем не было (древние языки стали для него тем же футляром), уже принадлежность не только одного Бели­кова, но и качество, присущее определен­ной части интеллигенции того времени, хотя и выраженное не столь гротескно. Еще страшнее, узнаем мы далее из рас­сказа Буркина, как Беликов понимал смысл циркуляров и газетных статей, и это его понимание переходило в способ воздействия на общество. Беликова боя­лись и учителя, и директор. Все назван­ные свойства «футлярности жизни» тра­гически отразились в судьбе самого ге­роя — и это также свидетельствует, на­сколько страшно это явление. Похоронив Беликова, учителя надеялись насладить­ся полной свободой. Именно поэтому Буркин назвал похороны Беликова удо­вольствием. «Но прошло не больше не­дели, и жизнь потекла по-прежнему, та­кая же суровая, утомительная, бестолко­вая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало луч­ше. И в самом деле, Беликова похоро­нили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще бу­дет!» Последняя приведенная нами фраза рассказчика свидетельствует о возведении Чеховым «футлярности» на уровень ти­пического явления русской действитель­ности.

    С помощью каких приемов автор создает об­раз Беликова? Найдите в тексте примеры использо­вания гротеска.

     

    Беликов показан в разных ситуациях: в служебных разговорах с коллегами о циркулярах и постановлениях, во время посещения коллег на дому, на именинах у директора, в истории с Коваленками. Он всегда был одинаков. Его главный прин­цип, которым он руководствуется в жиз­ни, — «как бы чего не вышло». Конфликт с Коваленко основан на приеме антите­зы — Беликову и его установкам проти­востоят молодость, задор, жизнелюбие и свободолюбие, прямота учителя, приехав­шего с украинского хутора, естествен­ность противопоставлена «футлярности».

    Один из основных приемов в создании образа Беликова — прием гротеска. Гро­тескно представлен внешний вид героя, скованность его речи, его реакция на ка­тание на велосипеде Вареньки. Гротескна и карикатура «Влюбленный антропос». Прием гротеска использован Чеховым при описании лица Беликова в гробу: «выражение у него было кроткое, прият­ное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из кото­рого он уже никогда не выйдет».

    Художественная деталь — выразительная под­робность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку. Найдите в тексте художественные детали и покажите их роль.

    Помимо калош, зонтика в характерис­тике Беликова и беликовщины, как явле­ния социального и нравственного, важ­ной деталью является чехол из серой зам­ши, разновидность футляра, в который вкладывались вещи — зонтик, перочин­ный нож, часы. Чехол служит предметом-деталью и ассоциируется автором по сходству с постоянно приподнятым ворот­ником, воспринимаемым тоже как чехол, надетый на лицо. Стремление все упако­вать в чехол говорит о пунктуальности Бе­ликова, его аккуратности до ограничен­ности. Благодаря этой детали писатель ве­дет нас от постижения внешнего облика героя, егоКак речь, реплики героя помогают раскрыть его характер? Какое любимое слово у Беликова и как оно раскрывает его сущность?

    Как речь, реплики героя помогают раскрыть его характер? Какое любимое слово у Беликова и как оно раскрывает его сущность?
    Речь Беликова свидетельствует о фут­лярности его мышления, ограниченности, скованности, осторожности. Она полна канцелярских штампов. Даже когда речь идет о личной жизни, например о возмож­ной женитьбе на Вареньке («Нет, женить­ба — шаг серьезный, надо сначала взве­сить предстоящие обязанности, ответ­ственность, чтобы потом чего не вышло»; «Я считаю своим долгом, как старший то­варищ, предостеречь вас. Вы катаетесь на велосипеде, а эта забава совершенно не­прилична для воспитателя юношества… И раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя»). В его речи часто проступает зло­вещий подтекст. Примечателен его диалог с Коваленко. Увещевая молодого учителя, Беликов говорит, что о его езде на велоси­педе могут узнать директор и попечи­тель — «Что же тут хорошего?». Не назы­вая конкретных оппонентов, Коваленко заявляет, что не позволит кому-либо вме­шиваться в свой домашние и семейные де­ла, и обещает послать к чертям собачьим. Скорее всего, это относится к самому Бе­ликову, который уже вмешался. Но слова попадают на подготовленную почву и впи­сываются в уже сформированный в созна­нии Беликова подтекст: «Вы должны с уважением относиться к властям», имен­но к властям, даже не к директору и попе­чителю, а именно к властям, что выше и более обобщенно. Далее логично откры­вается тема доносительства и фискаль­ства.

    К любимым словам и выражениям отно­сятся «Антропос!», выражающее наслаж­дение древнегреческим языком, и «Как бы чего не вышло…».

    Комичен или страшен Беликов?

    Как свидетельствует проведенный вы­ше анализ рассказа, Беликов страшен.

    Однако в обрисовке его много комическо­го, основанного на несоответствий лично­го поведения общепринятым нормам, что уже было отмечено в предыдущих отве­тах. Через комическое проступает страш­ное в облике Беликова.

    М. Громов в «Книге о Чехове» пишет: «В Бели­кове снижена и развенчана тема тиранической власти, древняя тема. Чехов развенчал трагедий­ный образ, лишив его даже тени величия, ибо тиран велик лишь в глазах раба, в глазах свободного че­ловека тиран — ничтожество». В чем заключается причина общего страха перед Беликовым?

    Причина всеобщего страха, действую­щая даже после смерти Беликова, в том, что в его развенчанном трагедийном обра­зе отражены вполне реальные, страшные механизмы духовного подавления лич­ности, сформировавшиеся и действовав­шие в Российском государстве. Не случай­но так печально закончилась судьба само­го героя рассказа: он заболел и умер от страха стать посмешищем. В его сознании развернулся весь тот механизм морально­го и физического уничтожения человека, составной частью которого был он сам: «Ведь теперь узнает весь город, дойдет до директора, попечителя, — ах, как бы чего не вышло! — нарисуют новую карикату­ру, и кончится все это тем, что прикажут подать в отставку…»

    Что обличает и осуждает Чехов в своем рас­сказе? Какая проблема волнует писателя?

    Помимо «футлярности жизни», насаж­даемой такими, как Беликов, Чехов осуж­дает духовное рабство представителей русской интеллигенции, в данном слу­чае — учителей. Отсутствие человеческо­го достоинства, умения его отстаивать, быть прогрессивной частью общества глу­боко волновали Чехова.

    Объясните смысл названия рассказа.

    Футляр — система ограничителей ду­ховной жизни человека и общества. На­звание рассказа «Человек в футляре» от­носится не только к одному Беликову, а к обществу в целом. В такой футляр может быть помещен не только учитель древ­негреческого языка, а человек, личность вообще, при определенных условиях раз­вития общества. И это уже говорит, что в самом названии заложен страшный смысл.

    Почему три разных на первый взгляд рас­сказа составляют единый цикл — «маленькую три­логию»? Что связывает их между собой?

    Они объединены позицией автора, рез­ко выступающего против «футлярности жизни», ограниченности и духовной не­свободы. Черты «футлярности» объединя­ют в разных проявлениях героев всех трех рассказов — и Беликова, и Чимшу-Гималайского, и Алехина.

    Как «футлярность жизни» проявляется в рас­сказах «Крыжовник» и «О любви»?

    Герой рассказа «Крыжовник» ограни­чивает круг своих жизненных интересов имением, которое он приобрел после мно­гих лет чиновничьей работы, что состави­ло его жизненную программу. Высшим наслаждением для него стало выращива­ние крыжовника. Весь во власти сдержи­вающих соображений образованный по­мещик Алехин; он не может дать волю своим чувствам, в результате чего гибнет его любовь. Рассказы, входящие в «ма­ленькую трилогию», — это рассказы об интеллигенции.

    Юмористический или сатирический рассказ «Человек в футляре»? Ответ обоснуйте.

    Сатирический. В рассказе с беспощад­ной силой высмеивается главный герой, используется, как было сказано ранее, прием гротеска.

    Приведите примеры юмора и сатиры в про­читанных вами рассказах Чехова.

    Юмористические рассказы — «Жалоб­ная книга», «Канитель», «Лошадиная фа­милия»; сатирические — «Маска», «Ха­мелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» и др.

     

    Чехов, Человек у футляре. В чем, на ваш взгляд, заключается понятие «футлярность жизни»?

    3.7 (73.33%) 3 votes
    На этой странице искали :
    • что находится в центре внимания чехова курьезный случай
    • что находится в центре внимания чехова
    • что находится в центре внимания чехова курьёзный случай происшедший
    • комичен или страшен Беликов
    • как речь реплики героя помогают раскрыть его характер

    Сохрани к себе на стену!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *