Друг инженера ройса – Как сын мельника задал стандарт аристократам. История Генри Ройса | Об автомобилях | Авто

Rolls Royce в жизни звезд | Блогер Sherrill на сайте SPLETNIK.RU 18 августа 2009

Rolls-Royce Limited— британская компания-производитель автомобилей и авиадвигателей, основанная Генри Ройсом и Чарльзом Стюартом Роллсом 15 марта 1906 года. В период Первой мировой войны компания Rolls-Royce Ltd. производила бронеавтомобили для армии Великобритании и союзников. Две сплетенные буквы R и прописи, сделанные академическим шрифтом, в логотипе компании до 1933 года находились на красном фоне. После смерти последнего из основателей, Ройса, фон стал чёрным. Сейчас Rolls-Royce Motor Cars Ltd —подразделение BMW AG, специализирующаяся на выпуске автомобилей-люкс под маркой Rolls-Royce. Основная модель компании — Rolls-Royce Phantom. Все автомобили марки Rolls-Royce имеют на капоте фигурку "Дух экстаза". «Дух Экстаза» или «Дух Восторга» — символическое изображение богини Ники. С 1923 года является неотъемлемым атрибутом всех автомобилей этой марки. Моделью для статуэтки, выполненной английским скульптором Чарльзом Сайксом, послужила

Элеанора Веласко Торнтон. Торнтон была секретарём и любовницей Джона Дуглас-Скотт-Монтегю. Барон Монтегю был энтузиастом автомобильной техники и другом Чарльза Стюарта Роллса и инженера Фредерика Генри Ройса — основателей комании Rolls-Royce. Чтобы выделить свой автомобиль лорд и заказал своему другу, скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу, носовую фигурку-талисман. Сайкс выполнил заказ, создав фигурку, воплощавшую «разумную скорость, грацию и красоту, дух, в котором нет ни капли вульгарности, фривольности и ража». В марте 1911 года скульптурка заняла место на радиаторе автомобиля барона. Первоначально статуэтку выливали из баббита, позднее — из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливаются фигурки из серебра и золота. Фигурка полируется вручную молотыми косточками черешни. Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклоненная», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что стоящая фигурка отвлекала водителя от дороги. История, однако, довольно трагичная. В 1915 году году мисс Торнтон сопровождала сэра Монтегю в его поездке в Индию на лайнере «Персия». 30 декабря 1915 немецкая подводная лодка торпедировала британский лайнер у побережья острова Крит. Жертвами кораблекрушения стали, по меньшей мере, 330 человек из 501, находившихся на борту. Пароход
затонул всего за пять минут
, поэтому люди не успели пересесть на шлюпки, подвешенные к бортам. Надо отметить, что и капитан подводной лодки не стал соблюдать так называемые «Крейсерские правила», и не предупредил пассажиров выстрелом в воздух, подозревая, что пароход может оказаться вспомогательным крейсером или военным транспортом. До самого последнего момента крушения сэр Монтегю держал за руки Элеонор Торнтон, но взрыв отбросил его в сторону, а мисс Торнтон стала тонуть. Сэра Монтегю спас его надувной жилет, прилагавшийся к его генеральской форме. Когда он вернулся в Британию, он установил в память о погибшей любовнице памятную доску в своей родовой церкви. Там были такие слова: «Я - малютка, задорная фея, Талисман постоянный в пути. Подарю Вам счастливое время, Но надёжность оставлю в чести. По дорогам извилистой Роны Сквозь эфирные волны ветров, Мимо чар побережий лимонных И гольф-клубов - везу седоков. Успокою мечтой и улыбкой, О любимой напомню подчас, И помчу Вас навстречу ошибкам, Или стану испытывать Вас. Ваша храбрость понравится фее, И под радостный шелест колёс Я сольюсь воедино с весельем, Что приносит мой серый «Роллс-Ройс»!
Ныне фигурка - всемирно известный символ фирмы, её визитная карточка. Сейчас модельный ряд компании составляют: ** Phantom - представленный в январе 2003 на детройтской североамериканской международной автомобильной выставке стала первой моделью компании Rolls-Royce Motor Cars Limited. Подразделение BMW не имело технической или корпоративной связи с самой компанией Rolls-Royce, за исключением торговой марки и логотипа. Автомобиль был оснащён двигателем 6,75 л V12, производства BMW. Часть электроники была также производства компании и её подрядчиков, однако большинство деталей было оригинальными для автомобиля. В отличие от MINI (который на 90% был разработан и производился в Великобритании) большая часть деталей производилась в Германии, хотя сборка и ходовые испытания автомобилей проводятся на фабрике в Гудвуде. Вместе с тем, новый автомобиль имеет пропорции и линии, характерные для классических автомобилей Rolls-Royce. Автомобиль доступен в стандартной и удлинённой версии, стоимость автомобиля начинается от £250,000. салон Чуть позже появился Купе -
Rolls-Royce Phantom-Coupe
салон А в 2007 вышел в свет - Phantom Drophead Coupe — кабриолет с мягкой складной крышей. Так же есть Pininfarina Rolls-Royce Hyperion за 4.5 миллиона (!) евро в единственном экземпляре. Продан он был на недавно прошедшем аукционе. Его владельцем стал один известный во всем мире коллекционер автомобилей. Это детище было создано в сотрудничестве с компанией Pininfarina. Дизайнеры компании целиком переделали дизайн и техническую сторону автомобиля. За основу дизайна автомобиля взяли пышные формы автомобилей 1930-х годов компании Rolls-Royce. Компания Pininfarina в качестве первоначального донора использовала автомобиль Rolls-Royce Phantom Drophead Coupe. Было принято решение удалить задние сидения, чтобы освободить пространство в 400мм. Кузов автомобиля целиком выполнен из углеродного волокна, за исключением деревянных дверей. Автомобиль, как и его донор является воплощением роскоши. В отделки салона только дорогие материалы и ценные породы дерева. Техническая сторона автомобиля на высоте. Очень большое количество технических новинок нашли здесь своё место. Очень жалко, но о двигатели информация не разглашается. Но если там оставили старый, то этот 6.75-литровый двигатель V12 c турбонаддувом поставляет
460л.с.
и 720Нм крутящего момента. Шести ступенчатая коробка передач передает мощность на задние колёса. Звезды и Rolls-Royce Алла Пугачева Машину делали специально на заказ. Друзья Аллы Борисовны попросили расширить салон автомобиля, оставив в нем свободное пространство для сценических костюмов. Внутри «Rolls-Royce» есть два бара и два телевизора, мягкие кожаные диваны. Пугачевой очень понравился тот факт, что к машине прилагались страховка и госномера — хоть сейчас садись и езжай. Однако Алла Борисовна почему-то не выезжает в свет на новеньком автомобиле. Шикарная машина так и стоит без дела в гараже звезды. Лишь однажды, когда у Примадонны сломался «Mercedes», Пугачева опробовала новый автомобиль. А вернувшись домой, почему-то приказала зачехлить машину и больше к ней не подходила. Скорее всего «Rolls-Royce» не угодил певице, прежде всего тем, что это машина для особых случаев. А за последние два года Алла Борисовна больше привыкла к
демократичному «Mercedes».
Дэвид Бекхэм Наверно самым знаменитым селебрити-обладателем Роллс Ройся является Дэвид Бекхэм. Самым дорогой автомобиль ее коллекции – Rolls Royce Phantom с кожаным салоном от дизайнеров Louis Vuitton. Его стоимость – 500 000 долларов. Именно на этой машине Дэвид забирает своих сыновей из школы в Лос-Анджелесе. Так же часто Дэвид ездит на своем RR с Викторией. «50 cent» Неутомимый "Полтинник" когда-то решил, что пришло время перевернуть автомобильный мир на голову - он срежет верх своего «Rolls-Royce Phantom» и превратит его в кабриолет. Вот что он сказал по этому поводу: «Эта очень классная машина, но уж как-то выглядит она по-стариковски. Я же не старик. И я сделаю из этого автомобиля подходящую «тачку» Я просто хочу иметь то, чего еще ни у кого нет». Различные тюнинг-команды стали отговаривать его от этого, основываясь на том, что общественность примет это за святотатство. Да и стоимость такой переделки будет стоить столько же, сколько стоит сам автомобиль. Но для «полтинника» дело ведь не в деньгах. Все же он решил не делать этого. Хотя причиной было не чужие мнения, а тот факт, что компания «Rolls-Royce» решила выпустить серийный кабриолет. Таким образом, в 2007 году в свет вышел «Phantom Drophead Coupe», который уж точно должен был понравиться известному рэпперу. Ещу одному известному реперу
P Diddy
принадлежит белый Rolls Royce А как вам Queen Latifah - редкий владелец-женщина Роллс Ройса? :) Еще одна девушка, имеющая Роллс - (удивительное рядом) - ЛиЛо. Да не простой - а черный матовый. Правда она появлялась на нем всего несколько раз, и то не за рулем, что не указывает на Лило, как на владелицу этой "яхты на колесах". а в один раз ее Роллс (хотя...скорее все же её саму) даже закидали яйцами... Автомобиль С
аддама Хусейна - Роллс-Ройс Корниш
автомобили Елизаветы 2-ой Rolls-Royce Phantom VI Ну и на последок - самое "горячее". Султан Брунея Сколько у султана машин, наверное, точно не знает и он сам. Упоминают что-то около 5 тысяч (!!!). Но это только самые дорогие и эксклюзивные модели. Автопарк расположился в четырех подземных гаражах общей площадью 1 кв. км. Особую привязанность султан испытывает, естественно, к Rolls-Royce и Bentley. Есть машины, изготовленные в единственном экземпляре по личному заказу Его величества. В первую очередь это уникальные концепт-кары Bentley Java Estate и внедорожник Bentley Dominator. Надо уточнить, что Bentley за сто лет своего существования ни разу не опускалась до уровня внедорожника . Но если просит султан Брунея — нет вопросов, сделали на шасси Range Rover! Это же относится к спортивному Rolls-Royce
, оснащенному 540-сильным двигателем с двойным турбонаддувом. Султан Брунея — один из самых важных клиентов компании, в год он закупает до 50 машин Rolls-Royce — как обычных, так и парадных, с особой отделкой sultan с украшениями из чистого золота. Стоимость каждого такого авто приблизительно $1 млн. А для обслуживания этого крупнейшего в мире автопарка Rolls-Royce султан специально выписал из Великобритании целую бригаду механиков. У султана Брунея (кстати, личное состояние 20 миллиардов евро) страсть к "Роллс-ройсам". Их у него в разном исполнении 300 штук (!!!). например в таком таком или в таком экстравагантном - выполненном на заказ в единственном экземпляре До новых встреч :))

Дух экстаза — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Дух экстаза» или «Дух восторга» — символическое изображение богини Ники, украшающее капот автомобилей марки Rolls-Royce. С 1923 года является неотъемлемым атрибутом всех автомобилей этой марки, а с 2003 года права на фигурку

Spirit of Ecstasy принадлежат компании BMW.

Первоначально символ Rolls-Royce назывался «Олицетворение скорости». Также статуэтку называют «Летящая леди». Кроме того, статуэтка имеет шутливое прозвище «Элли в ночнушке»[источник не указан 787 дней].

Моделью для статуэтки, выполненной английским скульптором Чарльзом Сайксом, послужила Элеанора Веласко Торнтон. Торнтон была секретарём и любовницей Джона Дугласа-Скотта-Монтегю, второго барона Монтегю-Белью. Барон Монтегю был энтузиастом автомобильной техники и другом Чарльза Стюарта Роллса и инженера Фредерика Генри Ройса — основателей компании Rolls-Royce. Сэр Монтегю был одним из первых владельцев автомобиля (четырёхместного фаэтона с кузовом от фирмы Barker) этой легендарной марки, катавший короля Эдуарда, и впервые въехавший на нём во двор Английского парламента. Он также составил первый учебник вождения и долгое время возглавлял Британский королевский автоклуб. Чтобы выделить свой автомобиль, лорд и заказал своему другу, скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу, носовую фигурку-талисман.

Сайкс выполнил заказ, создав фигурку, воплощавшую «разумную скорость, грацию и красоту, дух, в котором нет ни капли вульгарности, фривольности и ража». В марте 1911 года скульптурка заняла место на радиаторе автомобиля барона.

В 1915 году мисс Торнтон сопровождала сэра Монтегю в его поездке в Индию на лайнере «Персия». 30 декабря 1915 немецкая подводная лодка U-38 торпедировала британский лайнер у побережья острова Крит. Жертвами кораблекрушения стали, по меньшей мере, 330 человек из 501, находившихся на борту. Пароход затонул всего за пять минут, поэтому люди не успели пересесть на шлюпки, подвешенные к бортам. Надо отметить, что и командир подводной лодки не стал соблюдать так называемые «Крейсерские правила», и не предупредил пассажиров выстрелом в воздух, подозревая, что пароход может оказаться вспомогательным крейсером или военным транспортом. До самого последнего момента крушения сэр Монтегю держал за руки Элеонор Торнтон, но взрыв отбросил его в сторону, а мисс Торнтон стала тонуть. Сэра Монтегю спас его надувной жилет, прилагавшийся к его генеральской форме. Когда он вернулся в Британию, он установил в память о погибшей любовнице памятную доску в своей родовой церкви.

Барон Монтегю написал стихотворение, посвящённое статуэтке:

Я — малютка, задорная фея,
Талисман постоянный в пути.
Подарю Вам счастливое время,
Но надёжность оставлю в чести.

По дорогам извилистой Роны
Сквозь эфирные волны ветров,
Мимо чар побережий лимонных
И гольф-клубов — везу седоков.

Успокою мечтой и улыбкой,
О любимой напомню подчас,
И помчу Вас навстречу ошибкам,
Или стану испытывать Вас.

Ваша храбрость понравится фее,
И под радостный шелест колёс
Я сольюсь воедино с весельем,
Что приносит мой серый «Роллс-Ройс»!

Первоначально статуэтку выливали из баббита, позднее — из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливаются фигурки из серебра и золота. Фигурка полируется вручную молотыми косточками черешни.

Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклоненная», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что стоящая фигурка отвлекала водителя от дороги.

Как сын мельника задал стандарт аристократам. История Генри Ройса | Об автомобилях | Авто

Компания Rolls-Royce уже более века выпускает аристократические автомобили. Однако создал ее вовсе не родовитый человек, не имевший специального образования. Кем же был прославленный английский промышленник?

Генри Ройс родился в семье мельника 27 марта 1863 года в английском городе Алваторе. Отец будущего конструктора Джеймс Ройс не очень хорошо вел бизнес и вскоре разорился. Мельницу пришлось продать, и десятилетний мальчик отправился искать работу. Начал он с продажи газет, а когда немного подрос, то отправился на железную дорогу подсобным рабочим. Но мечта о чем-то большем не оставляла подростка. По вечерам он бежал в букинистические лавки и покупал книги по механике и электротехнике. Для знакомства с передовыми техническими наработками ему пришлось учить французский и немецкий языки. Наконец молодому человеку улыбнулась удача и он нашел неплохое место на заводе Хайрема Максима, выпускающем знаменитые пулеметы. Генри Ройсу выпала честь обслуживать сложные подъемники и краны. На оружейном заводе молодой человек и научился всем премудростям, которые и помогли ему впоследствии создавать передовые двигатели.

Оружейное производство на рубеже XIX и XX веков, как и сейчас, являлось самой передовой из всех обрабатыващих отраслей промышленности. Высокие требования по точности обработки металла и строгие допуски творили с техникой чудеса. Пулеметы Максима могли выдерживать чудовищные нагрузки и стреляли на испытаниях по несколько часов без остановки. Уже будучи инженером, Генри Ройс усвоил правило: только строжайшая точность и тщательный расчет помогают создавать безотказную технику.

В самом расцвете сил

К 40 годам Генри скопил небольшой капитал, обзавелся связями и стал подумывать над собственным делом. В те годы активно развивалась электротехника. Спрос на новые приборы оказался велик, и Ройс с привлечением сторонних средств в 1903 году основал небольшую фирму F. H. Royce&Co. С автомобилестроением его связал случай. В те годы автомобильные производства были мелкосерийными и на рынке существовало огромное количество разных марок. Генри Ройс купил себе французский Decauville и тут же столкнулся с проблемами. Машина часто ломалась, постоянно требовала ремонта. Инженер старался чинить ее своими руками, а по ходу процесса придумывал свои конструктивные решения. И вот так между делом он разработал усовершенствованный двухцилиндровый мотор с двухколенчатым валом, где поршни действовали в противофазе. За счет этого удалось погасить лишние колебания и уменьшить вибрации силового агрегата. В итоге машина стала работать намного тише, вызывая восторги у наблюдателей. Изготовив к ней легкий деревянный кузов со складным матерчатым тентом, Генри Ройс решил наладить производство в Манчестере.

Грамотно размещенные в The Times рекламные статьи привлекли внимание инвесторов. Главным из них стал сын английского лорда Чарльз Стюарт Роллс.

Чарльз Стюарт Роллс. Чарльз Стюарт Роллс. Фото: www.globallookpress.com

Встреча двух талантливых людей состоялась в отеле Midland в Манчестере. Чарльз Роллс рассказал о своих увлечениях автоспортом и о продажах французских машин, которыми занимался год. Но он мечтал о большем и — по рекомендации отца — стремился создать механическую обрабатывающую фабрику.

Для начала дела требовался талантливый инженер для разработок собственных конструкций. Генри Ройс с его инженерным чутьем и Чарльз Роллс с его связями отлично подходили друг другу. Они хлопнули по рукам. В 1904 году на свет родилась компания Rolls-Royce.

Качество — всему голова

Получив финансовые вливания, Генри Ройс принялся за дело. За один год он реализовал крупный двигателестроительный проект. Теперь на одно шасси можно было ставить три различных бензиновых двигателя на выбор. Это были версии, развивающие 10, 20 или 30 лошадиных сил. Причем впервые был реализован модульный принцип конструирования двигателей. Из готовых комплектов можно было создавать двухцилиндровые или четырехцилиндровые моторы. Потом к ним добавились шестицилиндровый и восьмицилиндровый рядный агрегаты. Эти машины тут же приняли участие в гонках. Страсть Чарльза Роллса к скорости заставляла его пилотировать спортивные болиды лично. Уже в 1906 году спортивный прототип Генри Ройса завоевал несколько наград в Австралии и в Англии.

Rolls-Royce Фото: www.globallookpress.com

В 1906 году был представлен легендарный Rolls-Royce Silver Ghost, ставший символом английской аристократии. Его конструкция представляла собой рамный кузов с двигателем и с трансмиссией в сборе, на которые сверху различные ателье могли устанавливать деревянные и металлические кузовы. Завод Rolls-Royce изготавливал каждый автомобиль под заказ, стараясь придать машинам индивидуальный лоск. Особое внимание отводилось качеству и надежности машин.

Rolls-Royce Silver Ghost. Rolls-Royce Silver Ghost. Фото: www.globallookpress.com

Памятен случай, когда сэр Клод Джонсон, секретарь Королевского автоклуба, решил провести испытания на выносливость для Silver Ghost. Автомобиль прошел 15 тысяч миль на пределе возможностей. Порой гонщик разгонял его до 120 км/ч. Почти месяц проходили ресурсные тесты, по результатам которых в журнале поломок оказалась только одна запись. На машине от вибраций отвалился крантик запора топливной системы стоимостью 2 фунта.

Silver Ghost долгие годы был единственной моделью компании. Его закупали королевские дома Европы и очень состоятельные финансисты и промышленники. В 1913 году этот автомобиль был представлен на выставке в Санкт-Петербурге. Николай II приобрел несколько машин для императорского гаража. Затем эти автомобили служили в советском правительственном парке. Был свой Rolls-Royce и у Владимира Ленина.

Несмотря на триумф в автомобилестроении, Генри Ройс ставил для себя новые цели. Основную прибыль фирме приносили совсем не машины.

Рывок в небеса

Молодой Чарльз Роллс, помимо автоспорта, увлекался авиацией. С 1898 года он совершал регулярные полеты на воздушных шарах, а в 1903 году стал соучредителем Королевского аэроклуба и получил вторую по счету лицензию пилота в Англии.

Для новых самолетов требовались мощные и надежные двигатели. Генри Ройс отложил в сторону автомобили и принялся за их разработку. Уже к 1910 году первые авиационные моторы были готовы и проходили испытания. 2 июля 1910 года Роллс поставил мировой рекорд в скоростном перелете через Ла-Манш и обратно. Этот рекорд позволил привлечь внимание к новой продукции фирмы, а личные связи лорда Роллса помогли выйти на военные заказы. В преддверии мировой войны компания включилась в производство самолетов.

Чарльз Роллс был к тому времени уже прославленным авиатором, стараясь быть первым во всем. Это ему удалось даже в трагедии. Он оказался первым британцем, разбившимся в авиакатастрофе. Отважный пилот сам испытывал свои самолеты и во время полета погиб при выполнении сложного маневра. Самолет буквально развалился в воздухе от перегрузок. Это был удар для друзей, близких и деловых партнеров.

Еще одной бедой стали проблемы со здоровьем у Генри Ройса. В 1911 году он фактически слег, а в начале 1912 года ему была сделана сложная операция. Но Генри выкарабкался и продолжил дело фирмы Rolls-Royce.

Rolls-Royce Silver Ghost. Фото: www.globallookpress.com

Деловые связи Чарльза Роллса продолжали работать, помогали и его именитые родственники, которые стали наследниками промышленных цехов Rolls-Royce. Политическая обстановка в Европе накалялась, и в Rolls-Royce стали поступать крупные военные заказы.

Двигатели Rolls-Royce ставились на самолеты Антанты и к концу войны поднимали в воздух почти половину всего воздушного флота союзников. Компания Rolls-Royce выпускала также броневики, грузовики и делала двигатели для танков. Из войны фирма вышла с прибылью и продолжила авиационные разработки.

Следующий технологический рывок был совершен в середине двадцатых годов. Инженеры компании разработали принципиально новый агрегат R-R Kestrel мощностью 700 лошадиных сил. Этот двигатель трудился не только в военной авиации. Благодаря ему на крыло встали и гражданские самолеты. Многие страны производили его по лицензии.

За эти авиационные разработки и за большой вклад в победу в Первой мировой войне в 1930 году король Георг V присвоил Генри Ройсу титул баронета.

Но самым известным авиационным двигателем Генри Ройса стал двенадцатицилиндровый R-R Merlin мощностью более 2000 л. с. Эти моторы во Вторую мировую войну были установлены на огромном количестве самолетов союзников. Различными вариантами мотора комплектовались самолеты Avro Lancaster, De Havilland Mosquito, Supermarine Spitfire, Hawker Hurricane, North American P-51 Mustang и многие другие. Всего было произведено более 150 тыс. двигателей R-R Merlin в 55 модификаций.

Но этого триумфа Генри Ройс уже не увидел. В 1933 году, в самый разгар работы над R-R Merlin, он умер, оставив после себя колоссальный технический и технологический задел. В память о великом конструкторе и основателе компании буквы R-R на эмблеме Rolls-Royce приобрели черный цвет. До этого они были красными. Но со смертью основателя дела компании не остановились. Впереди была эпоха реактивных моторов, в которой Rolls-Royce захватил лидирующие позиции. Сейчас корпорация является одной из самых крупных в мире промышленных империй.

Дух экстаза. История знаменитой статуэтки

 

Откуда пришло веяние устанавливать на капот автомобиля фигурку в качестве эмблемы? Возможно это еще с тех времен, когда самую выступающую часть кораблей украшали рострами - носовые фигурами. Для корабля это был очень важный элемент. Даже в древнем Риме победители в качестве трофея снимали с поверженных  кораблей ростры, символизирующие защиту или благосклонность богов.
Вот так и фигурки на радиаторах стали позиционировать, как некий оберег или самовыражения владельца. Как бы там ни было, но  во все  времена существовала мода украшать автомобили носовыми скульптурками, маскотами. Однако Генри Ройс, презирал это увлечение и приходил в бешенство, когда встречал машины своей марки с фигуркой на капоте.

Первая фигурка на капоте Rolls-Royce появилась в 1911 году.

По заказу барона Монтегю его товарищ, скульптор Чарльз Робинсон Сайкс изготовил статуэтку под названием «Silver Ghost», что в переводе означает «Серебряный призрак».

Барон был известным, красивым и состоятельным. Он был энтузиастом автомобильной техники и близким другом Чарльза Роллса и инженера Фредерика Ройса — основателей компании Rolls-Royce. 

У барона Монтегю был любимый автомобиль и любимая женщина. Так он и придумал разместить на капоте своего Rolls-Royce женскую фигурку, моделью для которой выбрал красивейшую девушку, свою секретаршу и  любовницу – Элеонору Веласко Торнтон.

 

И вот на улицах Лондона появился автомобиль с прекрасной статуэткой в виде полуобнаженной женщины с откинутыми назад руками вразвевающемся от ветра одеянии. Многие не оценили поступка и сочли его легкомысленной прихотью барона.

Жон Монтегю был представителем высшего света Англии. На своем Rolls-Royce он возил короля Эдуарда, и именно его автомобиль с двойным «R» первым в истории марки въехал в ворота английского парламента.

Позже скульптурка настолько пришлась по вкусу создателям Rolls-Royce, что они попросили разрешения у барона на использование маскота для украшения всех автомобилей, производимых компанией. За свою столетнюю историю статуэтка обрела множество разных имен. Среди них — «Дух экстаза», «Дух восторга», «Серебряная леди», «Эмили», «Летящая леди» и  даже одно забавное прозвище «Элли в ночнушке».

 

Сначала  «Дух экстаза» предлагалась как опция, а позднее — серийно для всех «роллс-ройсов», хотя Генри Ройс недолюбливал подобные «безделушки». Позже сам согласился, что скульптура «Дух экстаза» достойна автомобиля под его именем, но до конца своих дней всё же ездил без каких-либо фигурок на радиаторе, считая, что они нарушают гладкость линии и силуэт автомобиля.

 

Каждая фигурка «Дух экстаза» делалась вручную. Литьё выполняли в соответствии с тысячелетним «принципом утраченной формы». По этой технологии, официально называемой «литьём по выплавляемым моделям», нужно разрушить форму, чтобы достать заготовку. Это объясняет тот факт, почему ни одна фигура не является точной копией другой. До 1951 года внизу каждого из уникальных экземпляров красовалась монограмма Чарльза Сайкса. Первые фигурки, лично подписанные Сайксом, и сегодня принадлежат к престижным объектам коллекционирования. Первые статуэтки были вылиты из баббита, позже — из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливались фигурки из серебра, золота и даже из калённого стекла с подсветкой. Все фигурки полировались вручную молотыми черешневыми косточками. 

Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклонённая», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что по мусульманским законам женщина не имела права идти впереди мужчины.

Возвращаясь к истории Элеонор и барона, скажем, что их роман был недолгим. В 1915 году влюбленные решили посетить Индию, выбрав для путешествия корабль «Персия».

30 ноября германская подводная лодка атаковала судно. Последствия оказались трагическими: судно стало стремительно тонуть. Экипажу не хватило времени даже спустить на воду шлюпки. На корабле находился 501 человек, и 330 не успели спастись. Барона Монтегю спасло чудо, а Элеонора Торнтон погибла. Но Имя Элеонор, благодаря барону, останется в истории навсегда, а ее облик теперь неразрывно связан с легендарным автомобилем. 

Фоторепортаж об истории Rolls-Royce — Сноб

В 1977 году клуб владельцев Rolls-Royce выкупил старинный постоялый двор в самом сердце Англии, в Нортгемптоншире, в деревушке Полерспьюри. Новая резиденция The Sir Henry Royce Memorial Foundation — Фонда памяти сэра Генри Ройса — стала главным хранилищем реликвий марок Rolls-Royce и Bentley. Фоторепортаж Дениса Орлова

Фото: Денис Орлов

Радиатор Rolls-Royce повторяет абрис античного храма. А статуэтка, венчающая хромированный портик, создана по мотивам Ники Самофракийской. Ее чертами скульптор Чарльз Робинсон Сайкс наделил подругу лорда Монтегю, второго барона Бьюлийского. Звали ее Эленор Торнтон. Высокое положение лорда осложняло развод, но не запрещало держать секретаря. Что заодно снимало многие условности чопорного века. Недаром позу фигурки многие находили несколько легкомысленной.

Фото: Денис Орлов

«Кульман, за которым работал сэр Генри Ройс!» — со священным трепетом говорит Филипп Холл, главный хранитель The Sir Henry Royce Memorial Foundation. За спиной Холла — портрет сэра Генри, а на кульмане — эскиз, сделанный им буквально за пару дней до своей кончины в 1933 году.

Фото: Денис Орлов

Для поклонников Rolls-Royce охотничий дом в Полерспьюри — сакральное место. Даже личный водитель лорда Марча в этих стенах всего лишь Visitor. Стены увешаны так называемыми «синьками» — рабочими чертежами, получаемыми методом цианотипии — контактной печати на светочувствительной бумаге с оригинала. Оказывается, первые Rolls-Royce задумывались с двух-, трех-, четырех- и шестицилиндровыми двигателями, и даже с V8. Однако серийные модели до 1959 года получали только рядные «шестерки».

Фото: Денис Орлов

На стенах в аккуратных паспарту — эскизы кузовов прошлых лет. В городке Дарби, где тогда находился завод Rolls-Royce, выпускали только шасси, а кузовы строили лондонские специализированные ателье, по индивидуальной мерке. Фасоны ограничивались лишь фантазией заказчиков. А вот следующее паспарту заслуживает особого внимания и пояснения.

Фото: Денис Орлов

Это витраж в память о сэре Генри в северном нефе Вестминстерского аббатства. Под образами первого короля Англии Эдгара и основателя Вестминстерской обители святого Дунстана надпись: «Памяти Фредерика Генри Ройса, ордена Британской империи баронета, инженера. Родился в 1863 году. Умер в 1933 году». Это признательность не столько за автомобили, сколько за авиамотор Merlin, стоявший на большинстве британских истребителей и бомбардировщиков в годы Второй мировой войны. А вот соучредитель Rolls-Royce, достопочтенный Чарльз Стюарт Роллз, подобной чести не удостоился. Он погиб в авиакатастрофе еще в 1910 году, а за год до того отошел от дел.

Фото: Денис Орлов

Легендарный авиамотор Rolls-Royce Merlin. V12, 1290 лошадиных сил, в полкомнаты размером. Можно сказать, что благодаря «мерлину» была выиграна воздушная «Битва за Британию». С 1938 по 1950 год выпущено более 150 000 таких двигателей. Их делали четыре завода в Великобритании, а также знаменитая американская фирма Packard Motor Co.

Фото: Денис Орлов

А вот и первый сюрприз: Великобритания была настолько истощена Второй мировой войной, что после ее окончания завод Rolls-Royce всерьез задумывался над выпуском бюджетной четырехцилиндровой малолитражки J40. От нее осталось несколько фото да этот двигатель.

Фото: Денис Орлов

Статуэтку «Дух экстаза», венчающую радиаторы Rolls-Royce начиная с 1911 года, знают все. Куда менее известен другой вариант фигурки, под названием «Шепот» или «Шепчущая», намекающий на особые отношения между Эленор Торнтон — моделью скульптора Чарльза Сайкса, и заказчиком статуэтки, лордом Монтегю.

Фото: Денис Орлов

Немец, решивший судьбу Rolls-Royce: именно Карл-Хайнц Калбфелль определил политику BMW Group по отношению к приобретенным баварцами британским активам, mini и Rolls-Royce. Ему хватило умения и такта сохранить британский дух Rolls-Royce, притом что создают нынешние «роллс-ройсы» в Мюнхене, да и большинство компонентов — германские. Удивительно, но начиная с 1977 года герр Калбфелль занимался в BMW далекой от этого темой — спортивными и гоночными машинами. Заядлый мотоциклист, он разбился в 2013 году в возрасте 63 лет на трассе в Брэндс-Хэтч.

Фото: Денис Орлов

Пять выстрелов — ни одного пробития. Пуленепробиваемое стекло выдержало испытание. Реалии 1970-х годов вынудили компанию заняться разработкой защищенных версий своих автомобилей. Впрочем, подобные стекла ставили еще на истребители Spitfire во время Второй мировой.

Фото: Денис Орлов

Фонд памяти сэра Генри Ройса хранит огромное количество документации по всем моделям Rolls-Royce и Bentley (обе компании долгое время были вместе). 500 тысяч чертежей, фотографии, журналы регистрации клиентов. «От Ленина до Леннона», — шутит хранитель Филипп Холл. Сейчас всё это богатство пытаются оцифровать два человека.

Фото: Денис Орлов

Открываешь любую книгу учета Rolls-Royce навскидку — и пожалуйста: поставка для Ее Величества Королевы. Некий автомобиль приобретен через старейшего лондонского дилера Car Mart Ltd. в марте 1960 года.

Фото: Денис Орлов

Благодаря бесшумной работе мотора и исключительной надежности автомобили Rolls-Royce уже в 1910-е годы завоевали расположение коронованных особ. Эта модель 40/50HP по прозвищу Silver Ghost, шасси n 2283, с кузовом лимузин французской экипажной фабрики «Кельнер и его сыновья», построена в январе 1913 года по заказу царя Николая II.

Фото: Денис Орлов

Разъезжались мы в современных Rolls-Royce Ghost, полные впечатлений — чтобы наутро продолжить знакомиться с памятными местами Rolls-Royce. Наш путь лежал в Западный Суссекс, на земли Чарльза Гордона-Леннокса, 11-го герцога Ричмондского, более знакомого автомобилистам всего мира как лорд Марч.

Фото: Денис Орлов

Западный Суссекс. Здесь, на землях лорда Марча, сегодня находится автомобильный завод Rolls-Royce. Почетные заказчики прилетают на принадлежащий лорду же частный аэродром Гудвуд, где их встречает тот самый истребитель Supermarine Spitfire с мотором Rolls-Royce Merlin — один из лучших боевых самолетов Второй мировой войны. Этот коллекционный экземпляр полностью работоспособен и даже летает.

Фото: Денис Орлов

«Их светлость не разрешает фотографировать на территории поместья», — заметил личный водитель лорда Марча, здоровенный детина, вчерашний десантник Дон Итон. Знаменитый британский такт: заметил, не повернув головы, едва слышно, но так, чтобы я непременно расслышал. Но овцы, пасущиеся на лужайке перед викторианским особняком, — как тут удержишься.

Фото: Денис Орлов

На землях лорда Марча (с сентября 2017 года, после смерти отца, его положено титулова

Притяжение роскоши

Компания Rolls-Royce Motor Cars и Four Seasons Hotel Moscow пригласили представителей четырех ведущих СМИ России, среди которых был журнал tmn, на тест-драйв двух моделей бренда: Rolls-Royce Ghost и Rolls-Royce Wraith.

Стремитесь к совершенству во всём, что вы делаете.
Берите лучшее из того, что существует, и сделайте лучше.
Если лучшего не существует, создайте его.
Сэр Генри Ройс, основатель компании Rolls-Royce

 

ИСТОРИЯ КОМПАНИИ


История создания компании Rolls- Royce довольно современна, несмотря на то что случилась больше века назад. Сегодня такой успешный тандем инженера и инвестора мы назвали бы стартапом.
 
Когда в 1904 году познакомились два знаменитых джентльмена — инвестор Чарльз Роллс и инженер Генри Ройс, — они поняли, что их таланты идеально дополняют друг друга, и решили создать компанию, поставив перед собой задачу — сделать лучший автомобиль в мире. Именно этот принцип и стал философией компании, которая уже на протяжении более века производит лучшие автомобили в мире.

Очень часто Rolls-Royce ассоциируется с крупногабаритным авто, на котором можно передвигаться только с помощью специально обученных водителей. И эта картина, когда владелец Rolls-Royce сидит на заднем пассажирском сиденье, а его везет личный водитель в фуражке, который открывает и закрывает двери, представляется многим. Но времена меняются, и всё это – уже история, не имеющая с современной действительностью ничего общего.

В этом мы смогли убедиться в рамках пресс-тура, где достаточно близко познакомились с автомобилем Rolls-Royce и философией самой компании Rolls-Royce Motor Cars.

Один из трех дней пресс-тура мы полностью провели с автомобилями, тестируя их, как на пассажирском сиденье, так и за рулем. Забегая вперед, скажу, что, какое бы место в салоне вы ни занимали, ощущение комфорта и полной безопасности ни на секунду вас не покинет.

Но обо всём по порядку. Чтобы мы прочувствовали, как живут владельцы Rolls-Royce, нас погрузили в мир абсолютной роскоши – мир владельцев легендарного британского автомобиля. И неслучайно партнером мероприятия стал отель Four Seasons.

Также неслучайно наше знакомство с представителями СМИ и с самим автомобилем началось в загородном гольф-клубе «Завидово», находящемся менее чем в 100 км от Москвы. Но какая связь между «Завидово» и Rolls-Royce? По мнению Франка Тиманна, представителя штаб-квартиры Rolls-Royce, «это одно из самых идеальных сочетаний отдыха и бизнеса. Имея бизнес в Москве, вы работаете там и приезжаете в «Завидово», чтобы провести здесь свои выходные. И, разумеется, передвижение между объектами нужно проводить стильно, поэтому вы приезжаете сюда на своем Rolls-Royce».
 

С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА

После успешного завершения гольф-клиники с британским чемпионом Алексом Дэем на единственном в России 18-луночном поле, лицензированном ассоциацией гольфистов Великобритании (PGA), около Клубного дома нас уже ждали два изящных автомобиля: Rolls-Royce Ghost и Rolls-Royce Wraith. Говорят, первое впечатление невозможно произвести дважды. Так вот: это первое впечатление – кажется, стало любовью на всю жизнь. Это невероятное чувство, когда находишься рядом с чем-то легендарным. С автомобилем, который некогда предпочитали не менее легендарные личности: Владимир Ленин, Леонид Брежнев, Юрий Гагарин, Джон Леннон и многие другие.

Известные владельцы Rolls-Royce


Леонид Брежнев, генеральный секретарь ЦК КПСС (1966–1982)

Коллекция автомобилей, подаренных генеральному секретарю КПСС Леониду Брежневу, насчитывала по разным источникам от 49 до 324 единиц. Среди них было три Rolls-Royce: два Rolls-Royce Silwer Shadow (1968 и 1974 года) и Rolls-Royce Silver Wraith II (1979). Автомобиль 1974 года, подаренный королевой Великобритании Елизаветой II, был разбит в 1980 году, по одной версии водителем во время перегона, по другой — самим Брежневым. Разбитый автомобиль генсека в настоящее время хранится в Рижском моторном музее и является одной из жемчужин собрания раритетных машин автомузея.

Владимир Ленин, создатель первого в мировой истории социалистического государства

У вождя мирового пролетариата Владимира Ленина было три Rolls-Royce, среди которых Rolls-Royce Silver Ghost. В начале 1920-х, когда здоровье вождя немного ослабло и ему требовалось проводить больше времени на свежем воздухе, по спецзаказу на основе шасси Silver Ghost с кузовом от ателье Continental были построены единственные в мире автомобильные сани на базе Rolls-Royce. Этот автомобиль сохранился и выставлен на территории Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» в Московской области.

Юрий Гагарин, советский летчик-космонавт

Первый космонавт планеты Юрий Гагарин не имел в собственности личного Rolls-Royce. Однако для визита Гагарина в Великобританию, в июле 1961 года, был выделен Rolls-Royce Silver Cloud II с открытым кузовом, поскольку англичане, конечно же, хотели видеть легенду вживую. Автомобиль, оснащенный шестилитровым двигателем V8 и разгонявшийся до 180 километров в час, имел интересный номерной знак — YG 1, который по одной версии выбрали специально в честь космонавта (по-английски его имя пишется как Yuri Gagarin), по другой — «позаимствовали» у популярной певицы и телезвезды Яны Гард (Yana Guard). Сам же автомобиль был изготовлен по заказу некоего Дж. Френкеля из США, и после отъезда Юрия Алексеевича был отправлен клиенту. До сих пор доподлинно неизвестно, был ли он проинформирован о том, какой чести удостоился его автомобиль перед отъездом за океан.

Джон Леннон, британский рок-музыкант, один из основателей и участник группы The Beatles

В отличие от других битлов, Джон Леннон не любил водить машину и всегда имел личных водителей. Его знаменитый Rolls-Royce Phantom V длиной 5,8 метров и весом 3 тонны, изготовленный в 1965 году компанией Rolls-Royce Motor Cars Limited в Чешире (Cheshire), пожалуй, самый «трансформируемый» в мире. Спустя год Леннон стал «допиливать» машину. В результате сиденья сменились на двуспальную кровать, появились телевизор, телефон и холодильник, новая аудиосистема и тонированные стекла. Однако у «Роллса» был лишь один недостаток — он был черным. Вскоре Леннон решил устранить его, и в мае 1967 года лимузин был разрисован в психоделической манере. В 1977 году Леннон подарил свой Yellow Submarine государству в счет налоговых долгов (около $250 000). Машина экспонировалась в Национальном музее дизайна Cooper-Hewitt Museum до 1985-го, после чего была продана на аукционе Sotheby's за баснословную цену — $2 299 000, попав с этой ценой в книгу рекордов Гиннесса, как самый дорогой автомобиль в мире.

Но почему именно Rolls-Royce Ghost и Rolls-Royce Wraith? Именно с этих двух моделей начался новый этап в истории компании Rolls-Royce Motor Cars. Запуск Ghost в 2009 году и Wraith в 2013-м помог привлечь новых клиентов бренду – более неформальных и молодых, которые чаще сами водят автомобиль, не прибегая к услугам водителя. Так, примерно 80% обладателей Ghost раньше не владели автомобилем Rolls-Royce. Также благодаря этим двум моделям удалось привлечь и женскую аудиторию, которая сейчас составляет около 15% клиентов.

Запуск Ghost в 2009 году и Wraith в 2013-м помог привлечь новых клиентов бренду – более неформальных и молодых, которые чаще сами водят автомобиль, не прибегая к услугам водителя


 

RУЧНАЯ RАБОТА

Для большей наглядности нового модельного ряда Rolls-Royce дизайнер экстерьера Ghost Андреас Тёрнер любит сравнивать модели автомобиля с костюмами. Так, если Phantom – это смокинг, то Ghost – это деловой костюм, тоже сшитый индивидуально, с таким же вниманием к деталям, но немного для других целей. И это сравнение, как ничто иное, дает исчерпывающее понятие о новой аудитории клиентов, которая заметно «помолодела» с появлением моделей Ghost и Wraith.

И нам как раз представилась возможность примерить этот «деловой костюм» на себя. Но прежде чем говорить о том, насколько этот костюм удобен и бесподобен в эксплуатации, стоит отметить, как идеально он «сшит».

Главное, что отличает Rolls-Royce, – это то, что все автомобили марки, как и сто лет назад, изготавливаются полностью вручную. И это, заметьте, в век прогресса, когда на многих производствах ручной труд считается чем-то давно устаревшим. Но именно ручная сборка и щепетильное отношение к деталям и создают бренд Rolls-Royce, относя автомобиль к предметам истинной роскоши. Ведь в понимании компании настоящая роскошь – это то, что максимально индивидуализировано, персонализировано и уникально.

На построенной в 2003 году мануфактуре в Гудвуде (Великобритания, графство Западный Суссекс. – Прим. ред.) всего два робота, наносящих краску на кузов, все остальные процессы основаны исключительно на ручном труде. Да и как доверить роботу работу, в которую необходимо непременно вложить душу: например, подборку и состыковку деревянных шпонов для панели управления, или нанесение знаменитой идеально прямой линии вдоль кузова автомобиля, не используя при этом никаких инструментов, кроме кисточки, или многократную ручную шлифовку корпуса, не говоря уже о тонкостях работы с натуральной кожей самой лучшей выделки. Всё это сразу ощущается, когда оказываешься внутри или просто находишься рядом. И даже не верится, что такое совершенство возможно.

Говоря о Rolls-Royce, нельзя не упомянуть о легендарной фигурке-талисмане Spirit of Ecstasy («Дух экстаза»), которая украшает капот всех автомобилей Rolls-Royce начиная с 1923 года. Фигурка представляет собой символическое изображение богини Ники. Сегодня знаменитые статуэтки производятся на заводе Polycast Limited в Саутгемптоне, отдельно от автомобилей. Их полируют вручную порошком из измельченных косточек черешни.
 

ЗА РУЛЕМ

ФАКТЫ И ЦИФРЫ
О КОМПАНИИ
ROLLS-ROYCE
MOTOR CARS


Около 4000 автомобилей в год реализуется Rolls-Royce Motor Cars на протяжении нескольких лет.
 
Более 100 автомобилей реализовано в России в 2015 году. Этот год стал вторым рекордным годом подряд по количеству продаж Rolls-Royce.
 
Свыше 130 дилерских центров Rolls-Royce в мире. Из них три в России: два в Москве и один в Санкт-Петербурге.
 
Компании Rolls-Royce не нужно быть на пороге дома клиента, чтобы общаться с покупателями из городов, где нет дилерских центров. Гораздо важнее находить для них индивидуальное решение, которое устроило бы всех.
 
Rolls-Royce Ghost самостоятельно водит примерно 80% владельцев, а Rolls-Royce Wraith — практически 99%.
 
Конкуренты компании Rolls-Royce — это не другие автомобили. Это часы, ювелирные украшения, яхты, вертолеты.
 
Благодаря программе Bespoke клиент может сам выбрать дизайн своего автомобиля: например, подобрать оттенок кузова в цвет любимых туфель или шерсти питомца из 44 000 цветов палитры Rolls-Royce; заказать уникальную вышивку на подголовниках или выбрать дерево для интерьера.
 
Около $5000 может составлять стоимость фигурки Spirit of Ecstasy. Уберечь статуэтку от кражи помогает кнопка в салоне, при нажатии которой фигурка прячется в недрах капота. Также этот пружинный механизм срабатывает, но уже автоматически, при малейшем контакте с препятствием, чтобы не нанести травм пешеходу.
 
В компании Rolls-Royce Motor Cars знают лично каждого покупателя.

Совершенно ни с чем не сравнимое ощущение, когда оказываешься на водительском сиденье. Первое впечатление – это множество невероятно красивых кнопок, панелей и прочего и волнение, что со всем этим делать. Но осознав, что это же Rolls-Royce, что в нем всё продумано до мелочей, а тем более новая модель – Rolls-Royce Ghost, созданная именно для самостоятельного вождения, – о волнении забываешь. И в итоге всё оказалось предельно функционально и удобно. Идеально подогнав сиденье, его наклон и удаленность, настроив боковые зеркала, казалось, до миллиметра, в мгновение привыкнув к рычагу переключения передач, который, как у многих ретроавтомобилей, находится около руля, хочется поскорее нажать на педаль газа.

Все автомобили Rolls-Royce, как и сто лет назад, изготавливаются полностью вручную. Именно ручная сборка и щепетильное отношение к деталям и создают бренд rolls-royce, относя автомобиль к предметам истинной роскоши

Всего какие-то 4,9 секунды – и ты уже мчишься по шоссе со скоростью 100 км/ч, да и то только потому, что соблюдаешь ПДД, ведь 563 лошадиные силы и V-образный 12-цилиндровый двигатель так и провоцируют нарушать все правила.

Оценив на отлично Rolls-Royce Ghost как водитель, настало время почувствовать себя пассажиром – требовательным и щепетильным. Открыв фирменную заднепетельную дверь, попадаешь в салон, который напоминает интерьер роскошной яхты. Находясь на пассажирском сиденье, обращаешь внимание на все детали интерьера британского аристократа. Конечно, первое, что впечатляет, – это уникальное «звездное небо», секрет которого в том, что вручную вплетаются 1340 оптоволоконных лампочек. При этом покупатель Rolls-Royce сам решает, какие звезды будут ему светить. Например, по программе Bespoke («сделанный на заказ». – Прим. ред.) можно заказать Большую Медведицу либо любое другое созвездие или вообще придумать подсветку самостоятельно.

Конечно, никакого дискомфорта, даже на эмоциональном уровне, не нашлось. Удобно абсолютно всё – от множества свободного пространства на заднем сиденье до безукоризненно мягких и эргономичных кресел, в которые погружаешься и по-настоящему отдыхаешь (или понастоящему работаешь, в зависимости от ситуации).

После ланча в чудесном бутике отеле Seneshal, на берегу чарующего озера Сенеж, мы сменили «деловой костюм» на «бизнес кэжуал» и помчались прямиком в столицу на Rolls-Royce Wraith, который оказался еще более мощным и маневренным – 624 л. с., время разгона до 100 км – 4,6 секунды. Ощущение, что паришь над дорогой, что всё неважно, кроме наслаждения от поездки, не покидало ни на миг. И это неспроста.

Ведь подвеска Wraith доработана таким образом, что сводит к минимуму крен кузова и усиливает чувство дороги при резких поворотах. Руль же становится тяжелее на высоких скоростях и легче на низких, что захватывает само по себе. И, конечно, технология переключения передач с учетом данных спутниковой навигации (SAT) представляется чем-то нереальным. На основе местоположения и стиля вождения система заранее предугадывает, какую передачу следует выбрать для предстоящего участка дороги.

Как отметил генеральный директор компании Rolls-Royce Motor Cars Торстен Мюллер-Отвос, «продолжая успех Ghost, новая модель смело поведет Rolls-Royce в будущее, завоевывая сердца новых клиентов. Ведь Wraith – это автомобиль класса «гран туризмо» для истинных джентльменов». И тут стоит заметить, что не только для джентльменов, но и для леди, поскольку абсолютно все характеристики автомобиля способствуют этому.

 


*источник: журнал tmn №30 (октябрь–ноябрь 2016)



Текст: Лариса Меркурьева
Фото: Александр Комзиков

Чарльз Стюарт Роллс и Фредерик Генри Ройс

В информационном ХХI веке основой успеха становятся технологии, а не производство. В прошлом веке все было по-другому: тогда создавали роскошные вещи, которые можно считать произведениями искусства и эталоном качества. Одним из символов роскоши ХХ века по праву может считаться прекрасный автомобиль “Rolls-Royce”, появившийся на свет благодаря встрече двух совершенно разных людей — Чарльза Стюарта Роллса и Фредерика Генри Ройса.

"Rolls-Royce"... Как говорят англичане, автомобиль миллионеров, королей и покойников (в Великобритании большие черные “Rolls-Royce” нередко используются в качестве катафалков). Говорят, что 6 из 10 когда-либо выпущенных “Rolls-Royce” все еще на ходу — поистине королевское качество. И неудивительно — создатели этой машины вложили в нее  всю душу и помыслы.

Бедный гений…

Фредерик Ройс родился 27 марта 1863 года в английском городе Алватор. Отец Ройса Джеймс Ройс некоторое время был мельником, однако вскоре разорился, и в 10 лет Фредерику пришлось искать себе работу. Он занимался самыми разными вещами, от разноски писем и газет до работы на железной дороге.

Ройс понимал, что будущее зависит только от него, поэтому тратил свое нерабочее время на учебу. Он изучал языки, математику и питал особую страсть к основам электротехники. Ройс получил работу в филиале компании Хайрема Максима (создателя пулемета), которая отвечала его интересам. Однако не просто работа инженером была мечтой Фредерика: он мечтал о собственном деле. И шел к своей мечте прямым путем, откладывая деньги с самых первых месяцев работы.

Спустя некоторое время Ройс вместе со своим другом основал в Манчестере компанию “F.H. Royce&Co.”, которая занималась производством бытовой электротехники. Дела у фирмы шли неплохо. В 1903 году Ройс приобрел свой первый автомобиль — французский  “Decauville”. Возможно, если бы это авто не появилось в жизни Ройса, мир никогда бы не увидел “Rolls-Royce”. Но, к счастью, эта ужасная машина в жизни Ройса была. И вызывала его негодование своими бесконечными поломками, проблемами и несовершенствами.  Перфекционист Ройс хотел, чтобы автомобиль был надежным, бесшумным и имел плавный ход. Бесконечно переделывая “Decauville”, применяя новые подходы к решению инженерных задач, Ройс, по сути, сделал из колымаги принципиально новое авто. Он полностью переделал двухцилиндровый двигатель, уменьшил его объем, заменил вал двигателя с одним коленом на другой, с двумя. Поршни работали в противофазе, и  — о, чудо! — двигатель перестал вибрировать! Была даже изобретена новая система зажигания, благодаря которой не «терялась» искра, и множество других технических решений.

Этот автомобиль появился в 1904 году и сразу привлек к себе внимание. Даже могучая “Times” не осталась равнодушной, оставив на своих страницах комментарий: «Когда этот двигатель работает, никто его не может ни слышать, ни ощущать». Об этом автомобиле вскоре узнал Чарльз Стюарт Роллс.

…и богатый предприниматель

Чарльз Стюарт Роллс с самого детства имел все. Родившийся в семье лордов-аристократов, он получил блестящее Кембриджское образование, ни в чем не нуждался и имел возможность увлекаться гонками. Ему принадлежал один из первых в Англии “Peugeot Phaeton”, на котором Роллс гонял по университетскому городку. Но, несмотря на «голубую кровь», рассчитывать на большое состояние и титул лорда-отца Роллсу не приходилось: он был четвертым ребенком в семье. В Средние века младшие сыновья титулованных особ отправлялись на поле брани завоевывать деньги и славу, но в ХХ веке выходом был бизнес.

Конечно, Роллса как гонщика интересовали автомобили, поэтому свою нишу он нашел сразу. Какое-то время Роллс продавал французские автомобили в своей “CS Rolls&Co.”, основанной в 1902 году. Но в стране, где бизнес имеет промышленные масштабы и дела ведутся по-крупному, Роллсу не хотелось быть просто продавцом. Если Ройс мечтал о собственном деле, то Роллс хотел владеть своим производством, причем точно знал, что будет производить автомобиль. Самый лучший, самый элегантный, самый роскошный, самый дорогой, стильный английский автомобиль. Но для этого мало было иметь только деньги: нужен был инженерный гений. И вот здесь-то на сцену вышел Ройс со своей новинкой.

Вместе к победе

Роллс решил познакомиться с Ройсом. Их встреча произошла в манчестерском отеле “Midland”. Ройс не стал расписывать новому знакомому преимущества своего автомобиля — он предложил испробовать его. Гонщик, знающий толк в автомобилях, провел за рулем машины несколько часов. Он был настолько впечатлен, что тут же предложил Ройсу сотрудничество, по которому компания Роллса обладала эксклюзивными правами на продукцию Ройса. 1 мая 1904 года словесное предложение было закреплено в договоре. На декабрьском автосалоне 1904 года в Париже Роллс и Ройс представили свои авто публике. Это были автомобили мощностью в 10, 20 и 30 лошадиных сил, с двух- и четырехцилиндровыми моторами.

Окончательно обе фирмы стали одним предприятием перед самым Рождеством, а все автомобили получили имена создателей — “Rolls-Royce”. За два года компания несколько моделей авто — 12PS, 15PS, 20PS, 30PS. Это были небольшие машины с двух-, трех-, четырех-, шестицилиндровыми моторами (два блока — два и четыре цилиндра) и даже восьмицилиндровый «Легалимит». Компаньоны сразу поняли, что будут заниматься только высококлассными автомобилями.

Автомобиль набирал популярность. Отчасти благодаря гонкам. Автомобили, созданные на основе “Royce — Прототип”, ставили рекорды на авторалли в Англии и США (к слову, на ралли «Турист Трофи» в 1906 году, когда “Rolls-Royce” снискал первую славу гоночного авто, за рулем находился сам Чарльз Стюарт Роллс).

«Серебряная» легенда

Но не гонки сделали “Rolls-Royce” тем, чем он стал. В 1906 году основатели фирмы представили первое шасси от “Rolls-Royce”  40/50 HP под заводским номером 60551. Это был первый автомобиль этой марки, ставший безумно популярным и получивший достойное имя — “SilverGhost” («Серебряный призрак»).

“SilverGhost” – легенда автомобилестроения. В период с 1906 по 1922 год компания выпускала только эту модель. К слову, в то время “Rolls-Royce” выпускали только шасси для автомобилей, а кузова изготавливались знаменитыми в те времена кузовными мастерскими. Производство имело маленькие объемы, поэтому компания могла удовлетворить пожелания любого клиента, приняв специальный заказ. Таким образом, двух совершенно одинаковых “Rolls-Royce”ов не существовало, однако общий стиль не менялся: удлиненный капот и решетка радиатора в стиле древнегреческой архитектуры.

“SilverGhost” стал «лицом» фирмы. Помимо того, что «Серебряный призрак» воплощал собой надежный, роскошный, бесшумный, плавный – в общем, безупречный автомобиль (о выпуске именно такого авто и мечтали создатели), он стал первым среди «серебряных» моделей. После “SilverGhost” еще несколько моделей получили название с прилагательным «серебряный»: “SilverSpirit” («Серебряный дух»), “SilverShadow” («Серебряная тень»), “SilverSeraph” («Серебряный серафим»), “SilverSpur” («Серебряная шпора»), “SilverCloud” («Серебряное облако»). Но первой моделью после «Призрака» стал не «серебряный» последователь, а “Rolls-Royce Phantom I”, появившийся в 1925 году. Этот автомобиль был очень дорогим и величественным, но обладал старомодным дизайном и недостаточно хорошей управляемостью, из-за чего любовью публики обласкан не был. Спустя всего 4 года на смену этой модели пришел “Rolls-Royce Phantom II”, ставший более популярным, чем его предшественник.

Беды и победы

В 1910 году компанию настиг удар. Роллс, увлекшийся авиацией и получивший лицензию на управление летательным аппаратом, разбился на аэроплане. Он поставил рекорд по перелету через Ла-Манш и обратно и стал первым в списке британцев – жертв авиакатастроф. Ему было 33 года. Он успел сделать для компании очень важную вещь: наладить выпуск авиамоторов. Это спасло “Rolls-Royce” от разорения во времена Первой мировой войны, когда роскошные автомобили не пользовались спросом.

Управление компанией легло на плечи Ройса. Он справился со своей задачей блестяще: автомобили “Rolls-Royce” имелись даже в гараже царя Николая II, не говоря уже об актерах кино, политиках и президентах. Двумя автомобилями этой марки владел Ленин, несмотря на то, что английское авто было очень далеко от коммунизма, олицетворяя полный капитализм. Этот автомобиль стал статусной вещью, демонстрирующей высокое положение владельца.

Дела у компании шли лучше, чем у многих. В 1931 году “Rolls-Royce” приобрел своего конкурента, находившегося на грани банкротства – компанию “Bentley”, производителя дорогих надежных спортивных машин и лимузинов. А спустя 2 года, в 1933 году, не стало Фредерика Ройса. После его смерти фон эмблемы “Rolls-Royce”, которая впервые появилась в 1905 году, сменился с красного на черный.

Король, оставшийся в прошлом

Можно бесконечно долго перечислять «хитрости», к которым прибегали создатели “Rolls-Royce”, чтобы создать этот монументальный автомобиль, вошедший в анналы автомобилестроения: 12 слоев нитрокраски, дающей глубину цвета, абсолютно бесшумный двигатель и плавный ход, тщательнейшая выделка салона… “Rolls-Royce” неустанно подтверждали звание «лучшего автомобиля». Однако времена меняются, а вместе с ними меняется отношение к вещам. Истинный английский джентльмен предпочел рваные джинсы фраку, а “Rolls-Royce” – спортивному автомобилю. И так произошло во всем мире.

В 1971 году компания была объявлена банкротом. Тогда ее спасло британское правительство, посчитав “Rolls-Royce” национальным достоянием. Повторный кризис потряс компанию в 1982-84 годах. “Rolls-Royce” снова выстоял. Но былое величие бренда, к сожалению, осталось позади. Сегодня компания принадлежит концерну BMW.

Смотрите историю Роллс-Ройс:
История Rolls-Royce

25:01

История Rolls-Royce

Поделиться в соцсетях

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о