Диджитал арт что такое – Что такое цифровое искусство? / What is Digital Art? — VM

Содержание

Что такое цифровое искусство? / What is Digital Art? — VM

Что такое Digital Art?

Наверное на этот вопрос, который задают посетители сайта, нужно было ответить в самом начале. Но лучше поздно, чем…

Сразу предупреждаю, что это лонглонгрид. Если нужны только выжимки, то они здесь:
https://museumofdigital.art/about/

Для того, чтобы стало понятно, что представляет собой цифровое искусство, стоит сначала определить, что такое искусство вообще.

Если без долгих теоретических рассуждений (им посвящена отдельная статья), то искусство – это способ познания, при помощи которого человек осваивает мир и себя в этом мире.

Чем занимается искусство?
1. Искусство познает внешний и внутренний, существующий и воображаемый миры или их части, находит и выделяет общие и особенные черты, создает образы этих миров, т.е. картинки.
2. Через созданные образы человек, общество и все человечество в целом присваивает, делает своей, близкой и понятной ту часть внутреннего и внешнего мира, для которой создан образ.
3. Через созданные по заказу общества образы идеального мира человек пытается влиять на внешний и внутренний мир, изменяя его так, чтобы он приблизился к идеалу.

Это три важнейших функции искусства. Картинка, образ, который создает искусство совсем не обязательно должна быть красивой. Она должна отвечать задаче, стоящей перед искусством в определенное историческое время. Задачи эти меняются, и вместе с ними меняется язык искусства.

Так, в эпоху Возрождения искусство создавало образ идеального человека, идеального мира, идеального города. Под воздействием этих образов понемногу менялась и организация всей материальной и духовной жизни эпохи.

Рафаэль Санти. Афинская школа. 1511 г / Raffaello Sanzio da Urbino. The School of Athens. Одна из величайших работ Итальянского Возрождения. На фреске изображены философы античности, четверо из них имеют портретное сходство с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэлем и его возлюбленной.

Если обратиться к 20 веку, искусство которого нам известно как contemporary art, то мы увидим, что художники решали совсем другие задачи. Они изучали внутреннее содержание, сознательное и бессознательное в человеке, чтобы понять глубины падения, в которые мир рухнул в 1930-х-1940-х годах. Поэтому работы их часто так уродливы и эпатажны. Истинным произведением искусства этого времени является не сама картинка, не созданный образ, а та реакция, которую он вызывает у зрителя.

Пабло Пикассо. Герника. 1937 г. / Pablo Picasso. Guernica. Картина написана по заказу правительства Испанской Республики и посвящена трагической судьбе города Герники, который подвергся бомбардировке немецкого «Легиона Кондор».

Теперь о Digital Art.

К счастью, вопрос о том является ли цифровое искусство искусством, решен положительно. Долгое время ему было отказано в этом праве. До сих пор, особенно в России, несмотря на очень сильную российскую школу цифровых художников, к их творчеству относятся свысока. Однако, это не мешает признавать Digital Art искусством во всем мире. Во втором десятилетии 21 века по всем странам прошла волна открытия музеев и галерей цифрового искусства.

Музей цифрового искусства. Париж. / Paris’s first digital art museum.

Как возникло само понятие Digital Art?

Слово Digital переводится на русский язык как цифровой. Появление этого термина связано с тем, что любое действие, которое выполняет компьютер или другой гаджет — это результат определенных операций, записанных двоичным кодом. В общем, это довольно условный термин для определения искусства, совсем не исчерпывающий содержания того, что создается при помощи так называемых цифровых технологий. Этот термин, относится скорее к технической стороне вопроса, чем к тому, что именно создает

Digital Art. Именно по этой причине следует понимать, что рассматривать произведения Digital Art следует не с точки зрения их цифрового происхождения, а с точки зрения решаемой художественной задачи. Так же, как мы рассматриваем картину, написанную маслом не с той точки зрения, что она написана маслом, а с точки зрения того, как и что на ней изображено. Безусловно, техническая сторона важна, она определяет уровень возможностей, но основным критерием является именно наличие художественной задачи и того, как она решена.

На базе цифровых технологий создаются разные виды Digital Art.

Поль Энслоу. Окаменелости. / Paul Anslow. Fossils.

Самым первым из всех существующих видов цифрового искусства стало, так называемое, алгоритмическое искусство или Mathematical Art

. То есть, это изображения или звуки, которые генерируются самим компьютером на основе написанного алгоритма. Особенностью такого изображения или звука является его неполная предсказуемость. То есть, задать определенный вид изображения или мелодии получится, но полностью исключить влияние случайных изменений невозможно. Алгоритмическое искусство, особенно искусство создания фракталов, способно представить зрителю картины необычайной сложности и красоты.

Роберт Сюч. Реки Азии. / Robert Szűcs. Asian rivers.

Алгоритмическое искусство является частью того, что называется Science Art и представляет собой визуализацию математических моделей. Но союз науки и Digital Art не исчерпывается только этим. Сюда входит, например, Data Art (визуализация больших данных), создание трехмерных моделей биологических объектов, физических явлений и процессов и многое другое. Венгерский цифровой художник Robert Szűcs, к примеру, создал художественную карту всех речных систем континентов, превратив географические объекты в эффектные живописные полотна.

Пиксель арт от Waneella / Pixel Art by Waneella.

Наверное следующим по времени возникновения стало создание изображений в простейших растровых графических редакторах. Это направление получило название

Pixel Art. Название происходит от того, что изображение редактировалось на уровне пикселя, т. е. на уровне точки. Решающим тут было разрешение экрана. Оно в ту эпоху было настолько маленьким, что каждый пиксель был виден, отчего при увеличении картинка становилась похожей на мозаику. В этом была своя прелесть. Ограниченные возможности, как по цветам, так и по работе с формами, заставляли художников находить интересные решения, делать обобщения, выявлять самое характерное. До сих пор именно Pixel Art считается в цифровом искусстве действительно тру-искусством, и, несмотря на безграничные возможности сегодняшних компьютеров, планшетов и смартфонов, часть художников продолжает работать в этом направлении.

Кукурузное поле в Болгарии, район Добрич. / Corn field in Bulgaria, Dobrich district.

Безусловно, на новые технологии должна была откликнуться и откликнулась фотография (Digital Photography). Некоторые операции, например, вычитание шумов, которые раньше были невыполнимы, теперь стали доступными. Переход на цифровые фотоаппараты дал возможность делать неограниченное количество кадров и отбирать только самые лучшие. Более широкими стали возможности настройки. Это привело к тому, что фотография из занятия профессионалов и немногих любителей стала абсолютно массовым явлением, и теперь у любого жителя планеты в альбоме можно найти несколько отличных снимков, о которых фотографы прошлого могли только мечтать.

Борис Маркаров. Без названия. / Boris Markarov. Untitled.

Сочетание фотографии с возможностями графических редакторов позволило художникам создавать высокохудожественные изображения. Изменение цветовой гаммы, трансформирование объектов, применение специальных эффектов, введение в фотографию дополнительных изображений на этапе редактирования — все это помогает фотохудожнику расставить акценты, генерировать дополнительные смыслы, т. е. создать произведение искусства.

Иммерсивная выставка в Музее цифрового искусства в Токио. / Museum of Digital Art. Tokyo.

Большой сегмент того, что принято называть Digital Art и что шире всего представлено в выставочном пространстве, занимает интерактивное и иммерсивное искусство (Immersive Art). Собственно говоря, иммерсивное — это также интерактивное искусство, но с более полным вовлечением зрителя в атмосферу. В каком-то смысле это тоже алгоритмическое искусство, просто определенные алгоритмы запускаются в результате каких-то действий зрителя. Самая последняя новинка в этом направлении — трехмерное рисование.

Работа Алексея Андреева с эффектом дополненной реальности. / Augmented Reality, AR, by Alex Andreev.

Сюда же я бы отнесла и работы в дополненной реальности (Augmented Reality, AR) и создание виртуальной реальности (Virtual Reality), в которых работает российский художник Алексей Андреев.

Жосан Гонсалес. Образ мира. / Josan Gonzalez. Imago Mundi.

Еще одно крупное направление — это цифровая иллюстрация (Digital Illustration). Здесь мы с вами перемещаемся уже в ту сферу, где компьютер перестает активно участвовать в создании изображения, а становится просто инструментом, при помощи которого художник делает работу, так сказать «от руки». То есть иллюстратор не вдается в технические подробности того, как и чем обеспечена возможность рисования, а просто рисует стилусом на планшете или экране, как рисовал бы на листе бумаги. Этим он ничуть не отличается от своего традиционного собрата, который не вникает в то, как создавался линер, кисть, акварель или гуашь и какие технологические цепочки прошла бумага.

Себастьян Феро. ночной пейзаж. / Nocturnal Landscape by Sebastien FERAUT aka Niark1.

Цифровая иллюстрация, чаще всего, представлена векторной графикой, облегчающей полиграфическое воплощение изображения. Однако есть ряд художников, которые создают иллюстрации и в растре.

Габриэль Мартинес Мэви. Иллюстрация к роману Джейн Остин / Illustration by Gabriel Martínez Meave.

У иллюстрации, как традиционной, так и цифровой, есть свои законы, которые диктуют формат изображения, и, прежде всего, композиционное решение. Иллюстрация не столь самостоятельна, как реализация авторского замысла художника, она прочно связана с текстом или событием, но, в конечном итоге, она так же решает задачи, которые диктует время. Ведь по большому счету, огромное число шедевров прошлого — не что иное, как иллюстрации к библейским текстам.

Андрей Сурнов. Вечер. / Andrey Surnov. The Evening.

Особняком стоит самая консервативная, по определению художника Алексея Андреева, часть цифрового искусства — цифровая живопись, или Digital Painting

. Самой консервативной ее стоит назвать потому, что она подходит к графическим редакторам, в которых работает как к утилитарному инструменту. Самые лучшие представители этого направления не используют ничего, кроме небольшого набора кистей и палитры, работая на планшете или экране по всем канонам традиционной живописи — выбор холста, подмалевок, расположение масс, грубый эскиз, постепенная доработка деталей.

У цифровой живописи есть базовые различия с традиционной, они зависят именно от того, какое сопротивление материала приходится преодолевать художнику для создания изображения. Подробнее о цифровой живописи можно почитать здесь:
https://museumofdigital.art/difference/

Ринат Хабиров. Юлий Цезарь. Проект «Великие ораторы». / Rinat Khabirov. Julius Caesar.

Отдельно можно говорить о так называемом 3D Art, т. е. об изображениях, где с помощью графических редакторов создается трехмерное виртуальное пространство, в которое встраиваются объемные формы. Так работают цифровые скульпторы и цифровые архитекторы, назовем их так.

Ведьмак 3. Дикая охота — одна из самых атмосферных видео игр / The Witcher 3: Wild Hunt. One of the most beautiful video games.

Кульминацией возможностей Digital Art, которые были абсолютно недоступными до появления цифровых технологий, включая интернет-технологии, стали видео игры (Video Games Art). Конечно, большинство видео игр — это чисто конъюнктурный продукт, не очень коррелирующий с понятием произведения искусства, но само существование такого способа создания и презентации единства изображения, звука и геймплея становится сильнейшим стимулом для постановки художественных задач и путей их решения.

Дорогая Эстер. / Dear Esther.

Видео игры — это, по большому счету, то, о чем когда-то мечтал Рихард Вагнер, говоря об универсальном произведении искусства, которое вместит в себя все искусства, существующие в подлунном мире. Действительно, лучшие из видео игр демонстрируют союз великолепных визуальных художественных находок, отличной литературной основы, прекрасной музыки и увлекательного экшена.

Видео игры выполняют все функции, присущие искусству. Они выступают инструментом познания как существующего мира, так и мира воображаемого. Они позволяют игроку осваивать этот познаваемый мир и присваивать его через персональное участие в действии. Они формируют свою виртуальную среду и через нее оказывают значительное влияние на мир реальный. И — самое главное — они выполняют в нашей жизни ту глобальную, единую задачу, над которой работали художники всех времен и народов. Эта задача состоит в преодолении страха смерти и обеспечении бессмертия. Именно этим в конечном итоге занимается любое искусство. Видео игры дают нам, пусть эфемерную, но вполне ощутимую возможность познать ужас смерти и радость воскрешения.

Фотография от Cristian Cargnello. / Photo by Cristian Cargnello.

Отдельно я бы отметила как явление цифровую музыку (Digital Music), либо сгенерированную компьютером, либо написанную человеком с использованием компьютера как инструмента. Однако о тонкостях в этой области я более ничего сказать не могу, так как не являюсь в этом специалистом.

Михаил Mочкин Ellejart. Танос на троне. / Michael Mochkin Ellejart. Thanos on the throne.

В качестве некоторого самостоятельного направления можно упомянуть еще фанарт (Fan Art) и культуру фанфиков, когда изобразительный ряд и литературные произведения создаются по мотивам уже существующих игр, фильмов, романов.

Безусловно, к цифровому искусству относятся также анимационные фильмы и фильмы с использованием цифровой графики. Но это уже совсем отдельная очень большая история.

Возможно, я что-то упустила в этом обзоре. С удовольствием приму замечания и поправки.

P.S. Музей старается уделить внимание всем визуальным видам Digital Art, но делает акцент все-таки на статичных изображениях — будь то цифровая живопись, цифровая скульптура или скриншот из игры или фильма. Это осознанная политика. В будущем, музей планирует вывести свою коллекцию на материальные носители или продумать какую-то иную надежную систему ее сохранения. В этом смысле всё анимированное, в особенности, видео игры, а также иммерсивные произведения, представляют собой зону риска. Они слишком сильно привязаны к техническому оснащению и воспроизводимы только до тех пор, пока для этого существуют технические средства. Вообще, то, что связано с процессом, сохраняется исторически всегда гораздо хуже, чем статичный объект. Не случайно мы утратили, например, представление о главном занятии художников Возрождения — оформлении и сопровождении массовых зрелищ, отголоски которых сохранились только в редких карнавальных шествиях в некоторых странах. Все эти пышные процессии, для которых писались сценарии, создавались роскошные и сложные декорации вплоть до архитектурных построек и транспорта, канули в Лету. А их изображения остались, как остались с нами картины и скульптура великих мастеров.

В качестве заглавной иллюстрации использована работа Андрея Сурнова «Ночное кафе». / The painting «Night Cafe» by Andrey Surnov is the title illustration.

Текст Натальи Рабчук / Tne text by Natalya Rabchuk

museumofdigital.art

Digital art в веб-дизайне - направления и жанры цифрового искусства

Споры о современном искусстве не утихают уже очень давно. Со второй половины XX века многие любители искусства рассуждают о том, можно ли считать новые произведения шедеврами или это просто «провокационное творчество». В этой статье мы поговорим об одном из аспектов нового ответвления искусства - Digital art, или цифровом искусстве. С помощью компьютерных технологий художники создают цифровые произведения, которые используются в веб-дизайне, при проектировании интерфейсов и просто на тематических сайтах в качестве иллюстраций.

Digital art как жанр

Цифровым искусством принято называть творчество художников, которые используют различные графические редакторы и другие компьютерные программы. Digital art отличается от общепринятого понятия об искусстве - как правило, результаты творчества хранятся в электронном виде. Это создает определенный спор о том, существуют ли произведения на самом деле - мы привыкли, что каждое произведение можно потрогать, ведь оно существует в «материальном» воплощении. Что касается электронных версий, некоторые критики считают их всего лишь «набором нулей и единиц», но так ли это на самом деле?

Цифровое искусство

Это изображение - часть серии цифровых картин итальянского цифрового художника Франческо Ромоли «Мнимые города». Для создания картин использовались компьютерные технологии - но значит ли это, что картины не являются искусством?

Новые технологии позволяют художникам создавать интерактивные произведения, соединять реальные изображения с вымышленными, рисовать цифровые картины и выражать свои взгляды и эмоции с помощью компьютера. Безусловно, Digital art стало новым взглядом на искусство в целом. Еще одна интересная особенность данного направления - простота в продвижении. Сейчас художникам не нужно организовывать выставки, перевозить картины из одной коллекции в другую. С помощью интернета художники могут продвигать свое творчество самостоятельно и стать известными без помощи агентов.

Цифровое искусство с успехом применяется в веб-дизайне. Рассмотрим основные жанры Digital art и приведем примеры их использования в дизайне сайтов.

Основные жанры цифрового искусства

Цифровая живопись

Самый распространенный жанр цифрового искусства - цифровая живопись. С появлением современных графических редакторов у художников появилась возможность создавать не только произведения на бумаге, но и в электронном виде. Цифровой рисунок стал популярным способом творческого самовыражения - появилось множество иллюстраторов, которые выполняют как коммерческие, так и собственные проекты.

Иллюстрации активно используются в веб-дизайне. Обычно картинки рисуют иллюстраторы на заказ или дизайнеры покупают их на специализированных стоках. Пример использования иллюстрации в дизайне сайтов:

Пример использования иллюстрации в дизайне сайтов

Художники рисуют иллюстрации в различных стилях, это могут быть как картинки, приведенные на примере, так и стилизованные изображения в разнообразных техниках.

Цифровые картинки часто используются в дизайне или как элемент декора, или как важный элемент для привлечения внимания. Например, иллюстрациями выделяют призывы к действию (различные веб-формы, блоки для подписки на рассылку и прочее). Также с помощью иллюстраций можно создать целое направление. Яркий пример - плоский дизайн, где иллюстрации являются одной из главных составляющих данного направления.

плоский дизайн иллюстрации

Больше о плоском дизайне мы писали в этой статье.

При использовании иллюстраций в оформлении сайтов дизайнерам следует учитывать:

  1. Назначение сайта. Иногда иллюстрации могут быть неуместными - как правило, их используют для декора или создания атмосферы. Для минималистичных ресурсов с упором на юзабилити характерно либо отсутствие иллюстраций, либо такие же минималистичные изображения.
  2. Стиль дизайна. Стилистика изображений должна подходить общей концепции дизайна, иначе может возникнуть дисгармония.
  3. Единство композиции. Иллюстрации должны быть выполнены в едином стиле, подходящем для выбранного направления в дизайне.

В целом использование цифровых картин в веб-дизайне придаст сайту уникальность, повысит узнаваемость бренда.

Фотография

Фотография является еще одним жанром Digital art. Имеются в виду профессиональные фотографии, которые сделаны с целью творческого самовыражения. Фото часто используются в дизайне как в качестве дополнительного визуального контента, так и в качестве фона и других составляющих дизайна.

фотографии на сайте

Хорошо сделанные фотографии отлично дополняют дизайн и создают определенную атмосферу на сайте. Пользователями особенно ценятся уникальные кадры, созданные профессионалами, а не взятые изображения с бесплатных фотостоков. С помощью фотографий можно привлекать внимание пользователя к значимым элементам сайта, повышать уровень доверия клиента и увеличивать узнаваемость бренда. Один из ярких примеров использования фотографий - применение больших изображений в качестве фона. Подробнее об этом приеме в дизайне мы писали в этой статье.

Также еще одним подвидом цифрового искусства является фотоманипуляция. Прием заключается в следующем: фотографию соединяют с рисованным изображением, в результате получается смешанная иллюстрация, которая напоминает стиль фэнтези:

фотоманипуляция

Такие картинки в основном используются на сайтах, где нужно сделать акцент на определенной атмосфере, повысить запоминаемость ресурса. На данном примере изображение - произведение цифрового художника Рональда Онга.

3D моделлинг

Еще один тип изображений, которые можно причислить к Digital art - изображения, созданные с помощью 3D технологий. Есть некоторые программы, которые позволяют создать реалистичные (и не очень) изображения без использования «карандаша». 3D моделлинг становится все более популярным в веб-дизайне и используется в качестве изображений для фона, иконок или других декоративных элементов:

3D-моделлинг

Чтобы создать 3D изображения недостаточно иметь воображение и навык рисования - программы для 3D достаточно сложные и требуют определенных знаний. Поэтому 3D художники в каком-то смысле являются еще и техническими специалистами.

Помимо 3D иллюстраций как на приведенном примере, к 3D изображениям также относят направление архитектурной визуализации, которое может стать новым жанром цифрового искусства. Одной из известных компаний, которая занимается архитектурной визуализацией - норвежская студия MIR. Их работы - это не только коммерческие проекты, но и настоящее цифровое искусство:

3D изображения

Такие изображения в основном применяются в дизайне сайтов архитектурных бюро, студий дизайна интерьера, мебельных магазинов и прочего. Однако, при должном профессионализме 3D художника изображения могут быть не только похожими на фотографии комнат, но и являться шедеврами цифрового искусства.

Анимация и моушн-дизайн

Еще одним относительно новым жанром Digital art является анимация и все, что связано с движением. Движение всегда привлекает взгляд, поэтому анимационные элементы и переходы всегда выглядят эффектно для пользователей и «зрителей».

Анимация используется в веб-дизайне по-разному. Это могут быть микровзаимодействия с пользователем, которые так ценятся UX дизайнерами - отдельные случаи взаимодействия с посетителями сайта, например, нажатие кнопки или выделение поля в веб-форме. Также это могут быть масштабные анимационные переходы, на которых построена структура сайта:

анимационные переходы

Анимированные изображения в веб-дизайне могут быть разными. Сейчас набирает популярность направление моушн-дизайна - анимированные ролики, видео или изображения, где вместо видеокамеры используют компьютерные технологии.

моушн-дизайн

Моушн-дизайн используется в веб-дизайне, рекламе, играх и других сферах. Это могут быть как ролики с оживлением иллюстраций или фотографий (как показано на примере), так и создание анимации с нуля. Больше об этом направлении мы писали в этой статье.

Типографика

Также одним из важных аспектов цифрового искусства является типографика. С помощью шрифтов дизайнеры и цифровые художники создают постеры, изображения и дизайн сайтов. Например:

Типографика на сайте

На примере показано, как один экран сайта может выглядеть, словно произведение современного искусства. Оригинальный шрифт в сочетании с интересными графическими элементами и яркой цветовой палитрой может выглядеть стильно и необычно. Такой подход к типографике - отличный способ повысить узнаваемость бренда или создать новый фирменный стиль, при этом самовыражаясь через творчество.

Еще один интересный вид цифрового искусства, связанный с типографикой - леттеринг. Это художественное написание букв, которое используется как для создания отдельных шрифтов, так и уникальных надписей. Например:

леттеринг в дизайне сайта

Работа в стиле леттеринг требует определенных навыков у художника - данной технике учатся специально. Может, именно поэтому дизайнеры, которые умеют работать в данном стиле, ценятся по-особенному. Больше об этом направлении и его использовании в веб-дизайне мы писали в этой статье.

Также работа с типографикой может включать в себя не только работу непосредственно со шрифтами, но и создание изображений на основе различных надписей и букв. Например, создание 3D иллюстраций или включение текста в иллюстрацию.

Другие направления цифрового искусства

Компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, и искусство претерпевает сильные изменения. Теперь произведениями считаются не написанные маслом шедевры, а порой немыслимые для человека прошлого сооружения и понятия.

Например, все больший интерес у художников современности вызывают возможности машинного обучения. С помощью новейших компьютерных технологий программисты также мыслят творчески и создают собственные «произведения» - например, сервис Al Portraits Ars. Ресурс использует искусственный интеллект для создания стилизованных изображений.

сервис Al Portraits Ars

Современные направления цифрового искусства - это не только художественный вкус, но и владение компьютерными технологиями, программами и графическими редакторами. Однако, некоторые произведения Digital art мы можем увидеть не только в интернете, но и в музеях и частных коллекциях. Сейчас художники создают целые инсталляции для демонстрации возможностей новых технологий, которые становятся «музейными» шедеврами. Например, одна из самых известных картин, которая полностью создана с помощью искусственного интеллекта «Портрет Эдмонда де Белами» была продана на аукционе за 432 тысячи долларов.

Портрет Эдмонда де Белами

Безусловно, это новая эпоха в искусстве, которая развивается высокими темпами.

Веб-дизайн как цифровое искусство

До сих пор не утихают споры о том, является ли веб-дизайн и дизайн в целом искусством. Сторонники данной теории приводят аргументы в пользу творческого подхода дизайнеров к решению тех или иных задач. В то же время противники говорят о технической составляющей и невозможности полностью изменить цифровую среду из-за принципов юзабилити.

Безусловно, если картины художников создаются для того, чтобы «радовать глаз» и побуждать человека к размышлению, то веб-интерфейсы предназначены не только для этого. Однако, архитектура, которая является одним из жанров искусства, тоже выполняет различные функции - это и красота зданий, и удобство для жителей одновременно.

Таким образом, веб-дизайн можно считать одним из видов цифрового искусства. Дизайнеры решают определенные задачи, которые упрощают взаимодействие интерфейса и пользователя, и в то же время создают уникальные ресурсы.

Студия дизайна IDBI создает уникальный дизайн интерфейсов, который не только отвечает интересам пользователей, но и выражает индивидуальность компаний. Мы разрабатываем дизайн интернет-магазинов, сайтов-визиток, корпоративных сайтов и других ресурсов. При создании макетов мы используем как творческий подход, так и принципы юзабилити. Наши работы можно посмотреть в разделе «Портфолио».

idbi.ru

Digital Art — что это такое?

Постер на стену «Властелин волн», Артём [RHADS] ЧебохаНасколько стремительно развиваются современные технологии, настолько быстро меняется и искусство. А как же иначе? Ведь безграничные возможности цифрового мира, раскрывающиеся перед художниками, позволяют им находить новые формы и создавать поистине фантастические образы.

В нашем мире и зрители, и сами живописцы изначально существуют в цифровой среде, так что картины digital art без труда находят своих почитателей в интернете. Но многие талантливые полотна настолько прекрасны, что их хочется видеть не только на экране монитора, а и любоваться ними в реальной жизни. Неудивительно, что теперь стало модным украшать дома стильными и немного футуристическими постерами вместо холстов в золоченых рамах.

Постер на стену «ROCK», HR-FM

Что же такое digital art? 

Английское название цифрового искусства является лишь обобщающим. Под определение digital art подходит и электронная музыка, и компьютерная анимация. Но сегодня мы поговорим именно о цифровой живописи — картинах, частично или полностью созданных с помощью программ.

Талантливые графики даже в этом новом виде искусства находят нестандартные решения. Теперь они не только комбинируют стили письма, но и экспериментируют с техниками обработки рисунков. Давайте заглянем к ним через плечо, и посмотрим, как это происходит.

Рисование в графическом редакторе

100% цифровое искусство, где картины изначально создаются в графических редакторах типа Photoshop, хотя в таком письме очень много от традиционной живописи — гораздо больше, чем в других техниках диджитал-арта. Для работы художники используют специальный планшет (digitizer), по которому водят пером стилуса. В результате на экране компьютера появляются те самые цифровые полотна, которые захватывают дух.

В подобной технике работают многие современные графики, но популярными становятся лишь единицы:

  • Постер на стену «ROCK», HR-FMАртем Чебоха — рисует удивительно воздушные картины и героев из мира фэнтези и грез.
  • Михаил Поливанов — создатель самых мотивирующих плакатов.
  • HR-FM — японский график, покоривший мир своими невероятно яркими постерами, по стилю больше похожими на комиксы.

Коллажи

Удивительные и почти живые полотна получаются именно у мастеров коллажа. Из разрозненных фотографий, фрагментов иллюстраций, штрихов и просто цветовых пятен они создают невероятные новые образы. В цифровых фоторедакторах элементы рисунка можно смешивать, повторять и сглаживать тонкую грань между реальным и выдуманным миром художника.

В технике коллажа работают:

  • Catrin Welz-Stein — свои сюрреалистичные картины она буквально собирает по кусочкам из старинных фотографий. Быть может, поэтому ее работы так похожи на иллюстрации к старым волшебным сказкам.
  • Алексей Курбатов — создает портреты знаменитых людей на основе фотоснимков, но наполняет их новым смыслом, умело добавляя детали к образам художников, писателей и политиков.
  • Charlie Bearman (Кирилл Погорелов) — пишет очень пронзительные и разноплановые картины, не ограничиваясь одними только коллажами.

Постер на стену «Sunny Leo», Robert FarkasПеревод аналогового изображения в «цифру»

Эта техника очень близка к традиционной живописи, поскольку картины практически полностью создаются художником на бумаге привычными инструментами: красками и тушью. После этого работа загружается в графический редактор, где с ней можно делать что угодно, создавая удивительные эффекты, недоступные обычным изобразительным средствам.

В такой технике рисуют знаменитые графики:

  • Robert Farkas — венгерский анималист за базу берет свои акварели, а в фотошопе лишь доводит их до совершенства.
  • Ruben Ireland. Его перу и планшету выпала честь создания нового направления в цифровом искусстве — готического романтизма. Он пишет утонченные и чуть мрачноватые портреты женщин, используя акриловые краски и тушь. После чего переводит их в «цифру» и дорисовывает детали.

Постер на стену «Земфира», Алексей КурбатовКак создаются постеры?

Вам кажется, изначально цифровое изображение несложно тиражировать? Распечатывай на принтере — и вешай на стену? Не все так просто!

Конечно, в графических редакторах художник может использовать любые эффекты: передавать в двухмерной плоскости фактуру, объем и даже сияние предметов. Это все видно на подсвеченном экране монитора, но теряется на бумаге — изображение перестает быть ярким и уже не радует насыщенными цветами.

Печать постераИменно поэтому постеры для интерьера нельзя просто распечатать из интернета, даже если у вас есть широкоформатный плоттер. Чтобы репродукция получилась такой же красивой, как и ее оригинал, цифровое изображение корректируется опять-таки на компьютере. Особое внимание уделяется слоям, образующим задний фон, — именно они придают всей работе неповторимую глубину.

К тому же на произведения digital art распространяется закон об авторском праве. И чтобы печатать постеры художника, с ним заключают договор. Сами же плакаты не тиражируются, а изготавливаются индивидуально под каждый заказ. Придется подождать пару дней, зато вы сможете получить свеженький, только что отпечатанный постер нужного размера.

У покупки плакатов есть и другие преимущества. Например, возможность печати нескольких картин с одного файла существенно снижает их стоимость — это вам не живописное полотно перерисовать маслом. А готовое изображение станет точной копией исходного рисунка. Все-таки мир digital имеет свои плюсы.

В нашем интернет-магазине вы найдёте большой выбор постеров в стиле digital art. Впустите в свой пространство цифровое искусство! 

 

Все права защищены, использование текста без ссылки на первоисточник является нарушением авторских прав.

tasty-shop.ru

Диджитал арт для чайников от чайника

В мире современного изобразительного искусства есть одна очень интересная и довольно популярная среди молодых артеров направление. И направление это - диджитал [цифровой] арт.

Итак...
Примерно полгода тому назад в мои загребущие руки попала вот такая прелесть.

Графический планшет Wacom Bamboo CTL-470.  Хотя мой планшет уже не "конфетка", весь в царапинах, в пятнах и с тупым стилусом [наконечник ручки-стилуса со временем тупится]

 

 

ОДНАКО рисуется на нем так же хорошо, как в первый раз. Стоит 15500тг. Покупала в Ipoint {http://ipoint.kz/products/view/547#models }

Великолепное соотношение цены и качества!
Пожалуй с этого и начинается мир цифрового искусства полный своеобразных проблем и неожиданностей.

Итак. Планшет есть. Но многие приобретая планшет думают, что будут рисовать на нем так же, как и на бумаге... Боюсь огорчить "чайничков", рисовать вы будете примерно так:

И это в начале очень непривычно. Но через пару недель, а то и меньше, даже с этим можно свыкнуться, главное юзать планшет как можно чаще. 🙂

Вместе с планшетом, обычно, идет диск с программой для рисования и драйвер планшета.  Программа эта "ArtRage" и она не самая лучшая. Есть графические редакторы намного лучше и функциональнее ее.

Например, номер один среди начинающих (и не только) цифровых художников японская прога "Paint Tool SAI".

 

Русифицированную версию с кряк файлом можно скачать в Rutracker'e

Данный редактор легок в обращении, все понятно и просто. Есть все необходимые инструменты, а с дополнительными настройками можно создавать совершенно новые кисти и эффекты.  Работа с слоями и текстурами позволяет имитировать бумагу, акварель, карандаш и много всего другого.
Ничем не уступает Photoshop'у, разве что нет возможности работать с текстом. А так самое то для "чайников". Как и для ФШ на Ютубе есть всевозможные уроки и туториалы.

Те, у кого руки из нужного места и с художественным образованием, наверное, с легкостью смогут нарисовать что-то такое..

Concept Artist: Jaime Jones (США)

или такое ...

Artist: lizzy-john  (США)

и такое тоже...

 

Artist: Диэр Anndr Kusuriuri (РФ)

Это профессиональные "артеры" или художники (кому как удобнее), но есть и любители, самоучки и просто начинающие чайнички, как я.

Artist: Hannisen (РФ)

Artist: DU ER IKKE DEN SOM ØDELEGGER FUTTET

 

И мои криворукости:

Ну вы поняли...

Просто огромная разница в опыте, уровне или как еще говорят в "скилле".

А теперь об источниках.

У всех этих художников есть своя среда обитания. В западных странах очень популярны онлайн-галерея DeviantArt и блог-платформа Tumblr. Японские, корейские и многие артеры из Азии выкладывают работы на Pixiv.

Рисовальщики из СНГ и ближнего зарубежья, как галереей  пользуются в основном группами Вконтакта. Хотя и первые три сайта тоже довольно популярны у нас. 
Во всех этих "источниках" художники не только выставляют свои работы, но и общаются друг с другом, обмениваются знаниями, советуют и критикуют работы, устраивают флешмобы, дарят и получают рисунки, делают заказы. Так же осуществляется купля-продажа профессиональных работ. А профессионалов там не мало, уж поверьте. Даже работники таких студий, как Дисней и Пиксар обитают там же.

В общем, дидж

yvision.kz

Что такое Digital Pop Art?

Что такое Digital Pop Art?
Давайте разберем по частям. Итак:
Digital Art - (в переводе "Компьютерное искусство") — это творческая деятельность, основанная на использовании информационных (компьютерных) технологий, результатом которой являются художественные произведения в цифровой форме. На сегодняшний день иллюстраторы и художники пользуются специальными устройствами: графическим планшетом и программами для рисования, такими как Adobe Illustrator, Corel Painter, Adobe Photoshop, Art Rage и другими, благодаря которым в десятки и сотни раз расширяются возможности для создания шедевров.

Что такое Digital Pop Art?, фото № 1

Почему, спросите Вы? Ведь настоящее искусство - это только холст, краски и кисти... Если Вы и вправду так думаете, значит Вы не разбираетесь в искусстве. И я объясню, почему.

Во-первых, даже традиционным художникам данный инструмент будет мощнейшим помощником в создании набросков, эскизов, в выборе композиции и цветовой гаммы будущей картины, т.к. это не требует дополнительных материалов, подготовок и бесконечных измазанных в краске рук. Экономит время, краску и мыло. Еще и другу-художнику можно отправить на оценку. Что такое Digital Pop Art?, фото № 1

Во-вторых, это расширяет границы творчества, т.к. помимо имитации классических инструментов и художественных средств, есть возможность использования текстур, кистей и совмещения с фотографиями, не говоря уже о том, что помимо растровой графики, которую удобно использовать для вышеописанных вспомогательных целей, есть еще векторная и 3D. Если Вы кидали взгляд на скромные успехи современных иллюстраторов, то наверняка заметили, что талант художников теперь невозможно раскрыть лучшим способом, чем с помощью графичеких программ.

Что такое Digital Pop Art?, фото № 2Что такое Digital Pop Art?, фото № 3Что такое Digital Pop Art?, фото № 4

Компьютер в цифровой живописи — это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом.
Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере также необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (перспектива, воздушная перспектива, цветовой круг, блики, рефлексы и т. д.).

В зависимости от стиля художника существуют разные направления цифровой живописи и графики.

Давайте рассмотрим напавление поп арт.

Pop Art - Поп арт - это художественный стиль, обращенный к массовой культуре (откуда, собственно и пришло слово поп).
Все традиционные виды искусства обращаются к человеку на эмоциональном уровне, тогда как поп-арт переживается на уровне, происходящим из нашей повседневной жизни.
Иконой поп арта является Энди Уорхол, подаривший миру культовые произведения искусства, изменившие понятия об изобразительном искусстве.

Что такое Digital Pop Art?, фото № 5Что такое Digital Pop Art?, фото № 6Что такое Digital Pop Art?, фото № 7

Уорхол, наравне с другими представителями поп арта, вывел искусство на новый уровень - приблизил к нам его и объединил с промышленным дизайном. До него никто не решался и не представлял даже, как реклама может быть произведением искусства, а искусство служить массовой культуре.

Но сейчас это настолько плотно укоренилось в нашем мире, что никто уже не обращает внимание на данный феномен, так сильно взволновавший в свое время круги искусствоведов и потребителей.

Современный цифровой поп-арт - это смелые контрасты и пластичная графика форм, он сочетает в себе простоту восприятия и яркие образы.

Одним из ярких представителей данного направления является Mel Marcello. Вот несколько его оригинальных работ. Обратите внимание на неожиданные сочетания цветов, форм и линий..

Что такое Digital Pop Art?, фото № 8Что такое Digital Pop Art?, фото № 9Что такое Digital Pop Art?, фото № 10Что такое Digital Pop Art?, фото № 11

Если Вам интересно современное искусство и при этом Вы любите удивлять своих любимых необычными подарками - то специально для Вас мы можем создать портрет по фото в стиле Digital Pop Art. Именно в таком стиле мы создаем портреты. Каждый из них - это произведение современного искусства, т.к. художник воплощает художественный образ человека в простоте и смелости стиля поп арт.

Что такое Digital Pop Art?, фото № 12Что такое Digital Pop Art?, фото № 13Что такое Digital Pop Art?, фото № 14Что такое Digital Pop Art?, фото № 15

Поэтом если Вы не знаете, что подарить на день рождения, свадьбу или юбилей - обращайтесь к нам, и все будут в восторге от Вашего необычного подарка!

Спасибо за внимание!

www.livemaster.ru

Лекция «Введение в Digital Art» — Изучаем Digital Humanities

Учебные цели:
- формирование представлений о цифровом искусстве, видах изобразительного цифрового искусства и технологиях и методах, которые применяются для создания произведений в цифровой форме;
- развитие самостоятельной работы студентов, формирование навыков работы с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами.


Тип: Лекция
Автор: Илиана Исмакаева
Трудомкость: 2 ч.
Тема: Цифровая культура и новые медиа

Цифровые технологии стали неотъемлемой частью творческого и презентационного процесса в Digital Art – в цифровом искусстве.

С 1970-х годов для описания этого процесса использовались различные названия – компьютерное искусство и мультимедийное искусство. Сегодня цифровое искусство помещено под более широким зонтичным понятием – новое медиа искусство.

Истоки Digital Art лежат в авангардистском художественном течении – Дадаизм. Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Григорьев А.Д. и Захарченко Т.Ю. выделяют особенности Дадаизма, которые повлияли на все современное искусство, и в частности на Digital Art. Среди них несогласие с принятыми правилами художественного процесса и стремление их нарушить, леймотив шокировать аудиторию и самосознание, хаос, анти-логика и иррациональность как основные средства творчества, использование в творчестве определенных форм нигилизма [1, с. 12].

Также Григорьев А.Д. и Захарченко Т.Ю. выделяют три основополагающие концепции, на которых базируется Digital Art [1, с. 16-17]:

— случайность доступа;

— виртуальность;

— интерактивность.

Искусствовед Кириченко Е.И. отмечает, что цифровое искусство – вид творческой деятельности, в которой произведения создаются и модифицируются при помощи языков программирования и компьютерных программ. По ее мнению, Digital Art отвечает основной концепции современного искусства: главное – процесс, а не результат, и существует на принципах случайности и интерактивности [2, с. 6].

Техника цифрового искусства широко используется средствами массовой информации в рекламе, а также создателями фильмов для создания визуальных эффектов.

Так, исследователи Шавлыгин Д.О. и Обморокова А.М. выделяют следующие основные направления цифрового искусства, связанные с изобразительным искусством [3, с. 102]:

  • ASCII графика (ASCII artwork) –  направление компьютерной графики, в рамках которой для создания произведений используют буквенные, цифровые, служебные и другие компьютерные символы. В рамках классической ASCII графики используют только символы ASCII.

На сайте FoxTools можно из любого графического изображения сгенерировать картинку в стиле ASCII графики.

  • Демосцена – вид цифрового искусства, главной особенностью которого является выстраивание сюжетного видеоряда, создаваемого в реальном времени компьютером. Прежде всего это компьютерные программы, игры, а также технологические новинки.

Портал российской демосцены.

  • Трехмерная графика (3D Graphics) — это графика, которая использует трехмерное представление объектов. С помощью трехмерной графики можно создать и точную копию уже существующего объекта, и разработать не существующий. Процесс создания трехмерной модели объекта называется 3D-моделированием. 3D-моделирование широко применяется для сохранения и репрезентации историко-культурного наследия, при создании предметов декоративно-прикладного искусства (например, ювелирных изделий).

Наиболее популярными программами для моделирования являются Pixologic Zbrush, Autodesk Mudbox, Autodesk 3D max, Robert McNeel & Assoc Rhinoceros 3D, Trimble SketchUp, Blender, Компас (САПР).

  • 3D анимация – придание движения трехмерной модели или имитация движения среди трехмерных объектов. Сегодня популярными являются видеопроекции – 3D-mapping. Наиболее популярный вид маппинга – проекция на здание.

Существуют специальные программы для создания анимаций, среди которых наиболее популярны Autodesk Motion Builder, PMG Messiah Studio.

  • Цифровая архитектура – использование компьютерного моделирования, программирования, моделирования для создания проектируемых объектов.

Исследователь Ерохин С.В. относит к Digital Art и цифровые копии оригинальных произведений искусства. Он выделяет основные формы изобразительного искусства в зависимости от технологии создания и среды существования художественных произведений [4, с. 33]. Первая форма изобразительного искусства – традиционная, в которой цифровые технологии не используются. Вторая форма – псевдоцифровая, в рамках которой произведения создаются с помощью традиционных материалов изобразительного искусства, но основной средой их существования является компьютерная виртуальная среда. Следующая форма – цифровая – художественные произведения создаются только с использованием цифровых технологий. И последняя форма, которую выделяет Ерохин, это гибридная форма, в рамках которой используются как цифровые, так и традиционные формы.

Таким образом, цифровое искусство может быть чисто компьютерным (например, фракталами и алгоритмическим искусством) или взятым из других источников, таких как отсканированная фотография или изображение, нарисованное с использованием программного обеспечения для векторной графики с использованием мыши или графического планшета.

Digital Art является относительно новым проблемным полем. К нему сформулировалось неоднозначное отношение. С одной стороны цифровые технологии обогатили искусство новыми приемами, формами, методами и технологиями. С другой стороны идет некоторое сопротивление влиянию цифровых технологий на искусство и неприятие Digital Art.

Библиографический список:

  1. Григорьев А.Д., Захарченко Т.Ю. Развитие концепций цифрового искусства // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. №5(180). С. 11-17.
  2. Кириченко Е.И. Цифровое искусство: способ коммуникации или средство новой художественной образности? [Электронный ресурс] // Научное обозрение: электрон. журн. 2018. №1. С. 1-9.
  3. Шавлыгин Д.О., Обморокова А.М. Интеграция цифрового искусства в традиционную художественную среду // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2015. Т. 15. №4. С. 100-107.
  4. Ерохин С.В. Эстетика цифрового компьютерного искусства: автореф. дис. … д-ра филос. Наук. М., 2010. 45 с.

Литература

Тематические проекты, онлайн-курсы и программное обеспечение


Библиографическая ссылка: Исмакаева И. Лекция "Введение в Digital Art" // Изучаем Digital Humanities [Электронный ресурс]. 2018. URL: https://dhumanities.ru/material/lekciya-vvedenie-v-digital-art/

dhumanities.ru

Digital art: преимущества цифрового перед нецифровым

Новые технологии предлагают новые способы создания реальности и воплощения фантазий в жизнь. Объекты искусства те же, только инструменты другие. Новосибирский художник Юлия Маслова рассказала читателям VOLNA magazine, что её вдохновляет на создание картин и почему цифровая живопись тоже искусство.

В последнее время всё чаще мы видим вокруг себя плоды искусства, связанного с компьютерными технологиями. Digital art (цифровое искусство) — относительно молодой вид искусства, который начал развиваться около 50-ти лет назад. Это и инсталляции, и арт-видео, и 3D-моделирование, и 3D-маппинг, и цифровая живопись. Digital art активно применяется в дизайне и рекламе, таким образом, цифровые произведения не только красивы, но и утилитарны, и активно входят в нашу повседневность.

 Как ты начала заниматься диджитал артом? 

Стоить начать с того, что с детства, сколько помню себя, я рисовала, это было моим хобби. Нарисовать стенгазету, проиллюстрировать что-нибудь. Особенно любила иллюстрации из русских народных сказок перерисовывать. Увлечение диджитал артом связано с моим образованием. Сначала была художественная школа, потом поступила в архитектурную академию. Хотела на дизайн, но решила, что архитектура даёт больше возможностей, больше углубляет в настоящую суть вещей. Архитектурное образование мне дало многое: понятие и композиции, и цвета, и видение форм, и стилей и т.д. А также приобщило меня к компьютеру, который я начала осваивать сама: сначала 3dmax и Cinema4d для визуализации архитектурных объектов. А потом я наткнулась на планшет и влюбилась. Потому что это настолько расширяет границы и возможности, а также упрощает жизнь. Я попробовала, и пошло-поехало. 

 Что вдохновляет тебя на картины и проекты? 

Черпаю вдохновение у художников-классиков. Я очень люблю Серова, например, его технику исполнения. Применяю это в работах и просто кистью и красками, и в цифровой живописи. Люблю Малявина. Вдохновляюсь историческими стилями, античностью, барокко. Ар-нуво мне очень нравится, в дальнейшем хочу сделать какую-нибудь серию своих работ на эту тему. Вдохновляюсь людьми. Люблю создавать образы женщин-богинь, цариц, подчёркивать женскую величественность, красоту и уникальность. Ещё нравится тема фольклора: мифы, легенды, сказки. Люблю делать свои иллюстрации-интерпретации.

 Расскажи о своих любимых работах?

«Царица с котом» в технике цифровой живописи. Это, наверное, из детства. Когда я любила сказки, русские былины, разглядывала в книжках богатырей, Василис Прекрасных, что-то я переняла оттуда и сделала фольклорную мистическую царевну.

Интересно было попробовать технику коллажа, нравился этот стиль, и получилась тема женщины-богини. Я много вдохновляюсь референсами-фотографиями, и если нахожу вдохновение, то меня не остановить.

Еще люблю серию композиций из 3d-объектов с материалами. Мне нравятся благородные камни, разные текстуры, как они сочетаются между собой. И мне хотелось посмотреть, поэкспериментировать. В этих работах присутствует какая-то динамика, врезание разных форм, материалов. На тот момент я изучала программу Cinema4D, и этот проект был неким экспериментом, связанным с 3D-моделингом.

Есть серия работ «Барокко». По натуре я экспериментатор, нахожусь в поиске стиля, мне интересно изучать новое. Я решила попробовать 3D-программу, которая создаёт фракталы, наткнулась на неё случайно. Получились абстракции, напоминающие элементы барокко. Такое стилизованное цифровое барокко. Ещё серия "Шторм"... Сложно выделить что-то одно и не упомянуть о другом. 

 Какие преимущества у цифрового перед нецифровым?  

Масштаб. Это инструмент, который увеличивает возможности, позволяет тиражировать. Всё это даёт новые коммерческие возможности. Можно много где применять, и всё это в цифровом виде. Например, большие баннеры распечатывать. Цифровое искусство это, прежде всего, качество изображения и такие технические эффекты, которые красками и кистью, то есть реальными художественными материалами, не достигнешь. Например, гладкость, свечение, 3D-эффекты. Но по сути — ты всё равно рисуешь.

 Чем ты занимаешься помимо учёбы и цифрового искусства?

Я люблю, конечно, и реальные материалы. Рисую картины, люблю скульптуру. Недавно пробовала витражом заниматься, несколько ювелирных изделий сделала. В общем, много чего пробую — мне так всё это нравится. Ещё я занимаюсь декорированием, росписью в интерьерах. Это моя работа, сотрудничаю с дизайнерами. Также мои цифровые работы я печатаю на футболках, панно, чехлах, которые успешно продаются.

 Давай подытожим: что нужно для того, чтобы заниматься Digital art?

Идея. Мне хватает карандаша с блокнотом и планшета. Программное обеспечение для рисования: Photoshop, Corel, Illustrator. Также необходимы вдохновляющий объект и хорошая музыка. Образование, конечно, тоже помогает.

 Твои пожелания творческим читателям нашего журнала.

Если есть идеи, надо срочно их воплощать. Буквально сегодня-завтра это делать, потому что в противном случае всё откладывается, забывается. Ещё пробовать всегда что-то новое, не зацикливаться на чём-то одном. И даже если нет вдохновения — всё равно делать, практиковаться. Главное — это практика и энтузиазм.

Иллюстрации к статье - работы Юлии Масловой.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Мне нравится статья! 4

volnamag.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о