Что такое диджитал арт: Digital art или виды визуального цифрового искусства – Компьютерное искусство — Википедия

Компьютерное искусство — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Иррациональная геометрия, инсталляция 2008 года. Паскаль Домбис. Образец фрактального искусства. Лиллиан Шфарц. Сравнение портрета Моны Лизы и Автопортрета Леонардо.

Компьютерное искусство (англ. Digital art), а также цифровое искусство, диджитальное искусство — направление в медиаискусстве, основанное на использовании информационных (компьютерных) технологий, результатом которой являются художественные произведения в цифровой форме.

Хотя термин может применяться к произведениям искусства, созданных изначально с использованием других медиа или отсканированных, он всегда относится к произведениям искусства, которые были модифицированы при помощи компьютерных программ.

На данный момент понятие «компьютерная графика» включает в себя как произведения традиционного искусства, перенесённые в новую среду, на цифровую основу, имитирующую первоначальный материальный носитель (когда, например, за основу берется отсканированная или цифровая фотография), или созданные изначально с применением компьютера, так и принципиально новые виды художественных произведений, основной средой существования которых является компьютерная среда.

  • Christiane Paul. Digital Art. — London: Thames & Hudson, 2006. — ISBN 0-500-20367-9.
  • Caterina Davinio, Tecno-Poesia e realtà virtuali / Techno-Poetry and Virtual Reality, essay (Italian / English), Mantova, Sometti 2002. ISBN 88-88091-85-8
  • Oliver Grau (2003) Virtual Art: From Illusion to Immersion (Leonardo Book Series). Cambridge/Mass.: MIT-Press.
  • James Faure Walker (2006) Painting the Digital River: How an Artist Learned to Love the Computer
    , Prentice-Hall (USA). ISBN 0-13-173902-6
  • Bruce Wands (2006). Art of the Digital Age, London: Thames & Hudson. ISBN 0-500-23817-0.
  • Monika Fleischmann, Ulrike Reinhard. Digitale Transformationen. Medienkunst als Schnittstelle von Kunst, Wissenschaft, Wirtschaft und Gesellschaft. whois, Heidelberg 2004, ISBN 3-934013-38-4. (Information)
  • Wolf Lieser. Digital Art. H.F. Ullmann Publishing, Deutschland 2009, ISBN 978-3-8331-5344-0.
  • Ernest Edmonds, Andrew Martin, Sandra Pauletto. Audio-visual interfaces in digital art. In: The Australasian Computing Education Conference; Vol. 74. Proceedings of the 2004 ACM SIGCHI International Conference on Advances in computer entertainment technology. Singapur 2004, ISBN 1-58113-882-2. (Information).
  • Greg Turner, Ernest Edmonds. Towards a Supportive Technological Environment for Digital Art. In: Viller & Wyeth (Hrsg.): Proceedings of OzCHI2003: New directions in interaction, information environments, media and technology. 26-28 November 2003.
    Brisbane, Australien. (Online)
  • Linda Candy. Co-Creativity in Interactive Digital Art, Consciousness Reframed. In: Fourth International CAiiA-STAR Research Conference, 2-4th August 2002. Perth 2002. Online
  • Lev Manovich. Ten Key Texts on Digital Art: 1970—2000. In: Leonardo, Band 35, Nummer 5, MIT Press 2002, S. 567—569. (Information)
  • Joseph Nalven, JD Jarvis. Going Digital: The Practice and Vision of Digital Artists. Thompson Course Technology, 2005, ISBN 1-59200-918-2.
  • Ерохин С.В. Цифровое компьютерное искусство. — Алетейя, 2011. — 192 с. — ISBN 978-5-91419-454-0.
  • Ерохин С.В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. — Алетейя, 2010. — 432 с. — ISBN 978-5-91419-426-7.
  • Деникин А. А. Цифровая фотография и современное искусство. — М.: «Нестор-История», 2016. — 224 с. — ISBN 978-5-4469-0842-4.

«Digital art или цифровое искусство

Большие успехи, из-за которых вокруг AI и machine learning сейчас наблюдается самый настоящий хайп, дело совсем недавнее. Например, вот эта картинка из известного среди гиков комикса xkcd нарисована в сентябре 2014 года, а всё ещё упоминает задачу «распознать, что на фото есть птица» как нечто невероятно сложное, потребующее команды исследователей и пяти лет разработки. С тех пор эта задача стала доступна практически любому упорному студенту. Соответственно, в последние годы под словами «искусственный интеллект» подразумевают в основном машинное обучение.

Это не всегда было так: в разное время к «искусственному интеллекту» могли причислять экспертные системы, написанные на языках Лисп и Пролог, алгоритмы планирования, написанные на Java или С++, или вообще какие-то модные в разные годы технологии, для создания которых могли использоваться почти какие угодно языки программирования и их смеси. Когда вы слышите, например, что такая-то российская система вооружений «снабжена искусственным интеллектом», вполне возможно, что речь идёт о какой-то довольно простой по современным меркам логике, написаной, может быть, на языке Паскаль, а может быть, даже и прямо на ассемблере.

В создании систем, основанных на машинном обучении, есть два больших ответвления: нейронные сети (часто также используется более размытый, но круто звучащий термин deep learning) и статистические методы, например, градиентный бустинг. Для некоторой части статистических методов иногда используется коммерциализированный термин data mining.

Использование нейронных сетей состоит примерно из трёх частей. Во-первых, нужно спроектировать и описать её структуру (часто также говорят «архитектуру», но это нужно не путать с использованием слова «архитектура» в других областях программирования). Во-вторых, нужно её обучить. В-третьих, нужно написать код, который будет применять обученную нейронную сеть и дальше что-то делать с результатами её работы. Обучение и применение нейронной сети очень вычислительно тяжелый процесс, ещё несколько лет назад подразумевалось, что это делается на С или С++, и код, который это делает, нужно специально для этого каждый раз отдельно писать. В последние годы для этих этапов появились стандартные, хорошо спроектированные и работающие инструменты, например, TensorFlow, Theano или Torch. Внутри они по-прежнему написаны на каком-то языке, близком к железу, вроде С, но для всех, кроме их создателей, это уже не очень важно. Ну а первый этап — описание структуры сети — в них для удобства уже выполняется на каком-то более удобном и приятном, хоть и сильно менее эффективном, языке. Чаще всего это Python, иногда Lua. Вот что скрывается за словами «разработчики искусственного интеллекта работают на питоне».

В статистическом машинном обучении экспериментируют обычно на Питоне, а в production работают монструозные системы, разрабатывае

Digital Art — из настоящего в будущее. — VM

Когда мы говорим «цифровое искусство», то понимать под этим можно совершенно разные вещи. Явление Digital art только начинают серьезно изучать. Нет даже единого мнения о том, является ли digital art искусством или это некая сумма вспомогательных технологий.
Музей digital art занимается, в том числе, и попыткой осмысления этого глобального процесса. Возможно, в нашей стране музей — пока единственная площадка, где digital art рассматривают в контексте истории развития искусства вообще, а не как что-то случайное и чуждое.
Важность проблемы очевидна. Культурная среда не может больше игнорировать тот факт, что ежедневно растет количество людей, которые производят такой контент и которые его потребляют. Хотя, слово «потребляют» относительно искусства несколько режет слух.
Не в силах охватить весь гигантский спектр того, что можно сейчас отнести к цифровому искусству, музей сосредоточился на некоторых его видах. Все они связаны с созданием изображений и, прежде всего, с живописью и графикой в том традиционном понимании, которое сложилось в искусстве доцифровой эпохи.

При изучении материалов музей пытался провести грань между дизайном и высказыванием художника, хотя грань эта не всегда очевидна, поэтому возможна дальнейшая коррекция отобранного.
Анализ процессов, которые происходят в развитии digital art, приводит к некоторым обобщениям и позволяет констатировать серьезные изменения в социальной базе производителей и потребителей культурного контекста. Появляются новые вилы и жанры, меняется как сам художник, так и зритель. Меняются принципы монетизации и экспозиции. В общем, эта область культуры продуцирует множество вызовов современному обществу.

Первый в мире музей Digital Art в Токио. https://www.youtube.com/watch?v=tNvLFNHQ9FgPrint-screen главной страницы ARTSTATION, где ежедневно появляется сотни 2D и 3D изображений.

Тем более интересно понять природу этого явления, задачи, которые решает digital art, выяснить, каковы его истоки, определить характерные особенности, провести параллели и попытаться спрогнозировать основные векторы развития.

Это одна из важнейших задач музея. Ей будут посвящен рад статей, в которых делается попытка ответить на возникшие перед искусством вопросы.
Музей пока не претендует на всеохватность. Статьи появляются по мере освоения того или иного вопроса и не имеют хронологической или иной иерархии.
Количество изображений, анимированных и статичных, которые создают цифровые художники невероятно. За несколько лет в цифре, наверное было создано столько картин, сколько за всю историю человечества всеми мало-мальски годными мастерами.
Данных по изображениям, созданным прямым рисованием на графическом планшете найти пока не удалось, но есть данные по количеству фотографий, которые сделали люди плнеты в 2017 году. Их количество превысило один триллион. Триллион — это число с 12 нулями, 1 000 000 000 000. Это почти 3 миллиарда фотографий в день! Безусловно, рисуют не все и не с такой частотой. Цифровых рукотворных изображений в миллион раз меньше. Но даже так — это просто океан, в котором недолго и утонуть. И это — одна из проблем цифрового искусства.
Это совершенно новое явление, которое связано не только со способом создания изобразительного контента, но и со способом его презентации. Собственно то же самое происходит и со словом, и с музыкой. Для того, чтобы найти свою аудиторию рисующему, пишущему и сочиняющему музыку не нужно больше ни выставочных пространств, ни печатных тиражей, ни концертных залов. Все это можно делать онлайн. В этом содержатся как плюсы, так и минусы, как в любом явлении.
Поскольку музей занимается только изобразительным искусством, речь пойдет сейчас о нем, хотя многое справедливо и для других родов творческой деятельности.

Страница из Фейсбука с обработанной фотографией.

В возникших условиях художник всегда может получить своего зрителя. Вопрос в том, сколько этих зрителей будет, насколько адекватной будет обратная связь, возможно ли донести то впечатление, которое может оказать картина, на экране размером с монитор или дисплей телефона? И это далеко не все вопросы.

Самый больной вопрос — рождается ли из встречи человека, создавшего визуальный контент, и человека, «лайкнувшего» изображение, тот союз, который делает изображение искусством.
Напрасно думать, что это проблема только digital art. В полной мере это справедливо и для contemporary art. И в этом они абсолютно похожи.
И у того, и у другого — широчайшая социальная база создателей. Цифровой графикой занимаются все, кто хочет. Для того, чтобы выложить свою работу в интернет и снискать себе подписчиков, не надо ни образования, ни большого мастерства, ни даже каких-то неординарных сюжетов. Среди прочего, в цифровом искусстве есть течение Fanart, т.е создание изображений по мотивам уже имеющихся игр, мультфильмов, книг. Это не совсем иллюстрация. Потому что здесь не предполагается какое-то авторское прочтение образов. Наоборот, приветствуется максимально точное воспроизведение уже существующего дизайна персонажа, а добавляться могут только какие-то детали или окружение. В общем, если проводить параллели с contemporary art, это по сути своей некий вариант Ready Made, или прямого цитирования.

Spider Man от художника Drawerofdrawings. https://www.reddit.com/r/Spiderman/comments/6jukxs/spiderman_ps4_fanart_by_drawerofdrawings/

От contemporary art в его современном состоянии digital art отличается почти полным отсутствием концептуальных амбиций и гораздо более низким порогом вхождения. На возражение, что contemporary art разрабатывает некие философские подходы, что это тру-искусство, а цифровая живопись — это, как сказала знакомая девушка-искусствовед, просто порисульки, я отвечу, что все это давно уже не так. Давным давно современные художники могут быть не художниками вообще, т. е. Им вовсе не нужно уметь рисовать. Нужно владеть некоторыми навыками композиции и определенной смелостью, чтобы заявить себя в качестве художника-концептуалиста. При этом то, что они производят, за редким исключением — это набор уже давно устоявшихся штампов и канонов. Малевич оказался пророком, и Черный квадрат занял-таки в искусстве место иконы

Арт-группа «Злые». Нет никаких железных правил. Инсталляция. Артмосфера. 2016.

В отличие от contemporary art, цифровое искусство в массе своей бесхитростно, особенно та его часть, которая занимается не кодированием, а банальным рисованием при помощи уже существующих программ.
Подавляющее большинство цифрового изобразительного контента создается для того, чтобы визуализировать сны и сказки человечества. Это совсем не случайно. Цифровая среда — площадка молодых. Даже мастодонты digital art, которые начинали это еще в конце прошлого века, во-первых, были молоды тогда, а во-вторых, принадлежали к категории вечных детей, для которых воображаемый мир ярче и реальней настоящего.

Кадр из Gears of War 5. 2018.Кадр из Assassins Creed Odissey 2018

Профессиональные художники, как концептуальные, так и традиционные, и искусствоведы очень поздно заметили цифровое искусство и его безграничные изобразительные возможности. За это они, кстати, платят digital art полным пренебрежением. Поэтому первый изобразительный контент создавали, безусловно, талантливые парни, но имеющие специфическое игровое видение мира.

Именно этот, игровой тренд, до сих пор преобладает в цифровом искусстве и является одной из причин высокомерного отношения к нему художественного сообщества. Тем более, что обилие рисующего в цифре народа только укрепляет игровые, особенно т. н. мультяшные стили, потому что они обеспечивают легкость вхождения в среду digital art.
Но все это издержки роста. В цифровой живописи вызревают и формируются новые направления, истоки которых уходят далеко вглубь, перекликаясь с мастерами прошлого, изучая новую реальность, отвечая на вызовы нового времени. Меняется и игровой графон, все больше трансформируя функционал ради того, что принято называть искусством.

Андрей Сурнов. Станция метро «Выхино».

 

Евгений Королев. Speedpaint.

 

Игорь Морски (Igor Morski). Сюрреалистический портрет.

Задача музея начать исследование этого процесса, осмысливать его и, по возможности, описывать явления, происходящие в digital art.

Наталья Рабчук.

Принципиальная разница между цифровой и традиционной живописью. — VM

У цифровой и традиционной живописи много общего. Обе они заняты познанием, отражением, конструированием окружающей нас действительности. Обе они мыслят образами. Но есть и то, что в корне отличает один вид живописи от другого.

Принципиальная разница состоит в том, что традиционный художник пишет красками, а цифровой — светом. Отсюда вытекают несколько иные законы создания изображений.

За точку отсчета в традиционной живописи берется белый или близкий к белому цвет холста или бумаги. Этим цветом изображается свет, его блики, его отражения. Поэтому у художников возникали сложности с написанием, например, голубого неба. Дневное небо в пейзаже — самый светлый объект, все остальное — только его отражение разной степени интенсивности. Однако, голубой вовсе не так ярок, как белый. Рисуя голубое небо, художник сталкивался с тем, что изобразить действительно сияющий небосвод не получается. На холсте возникают совсем другие тональные отношения. Разница между светом небесным и светом отраженным оказывается не такой большой, как в действительности.

Решалась эта проблема по-разному. Например, мастера 18 века писали все предметы не с натуры, а сверяясь с их отражением в так называемом зеркале Клода (по имени художника Клода Лорена). Это черное зеркало, которое делало реальность слегка приглушенной, затемненной. Все предметы художник изображал так, как отражало их черное зеркало, а вот небо писали с натуры. В этом случае возникал эффект яркого света.

Совсем иначе обстоит дело в цифровой живописи. Свет дисплея очень ярок. Почти так же ярок, как свет настоящего дневного неба. Поэтому для изображения источника света (неба, солнца, огня, электрической лампочки) не нужно никаких ухищрений. Но это не значит, что задача 2D-художника легче. Возникает иная сложность. Нужно так «перекрыть» светящийся экран мазками, чтобы получилась осязаемая фактура предметов, их материальность и ощутимая масса. Здесь очень важно не ошибиться. Нужно добиться такого состояния изображения, чтобы свет на экране виден был только там, где он действительно есть, а остальная живопись должна оставлять ощущение плотности.

К сожалению, этого вы не прочтете ни в одном руководстве по цифровой графике. Поэтому работы многих 2D-художников грешат излишней яркостью. У них одинаково интенсивно светится все — и небо, и дома, и люди, и фонари, и даже тени. От этого многие цифровые работы выглядят дробными, нереалистичными, плохо сбалансированными.

Еще одно различие — наличие ограничений в работе. Художник, который пишет маслом или другой материальной краской, ограничен количеством цветов и оттенков, которые он может получить. Великие художники всегда работали в очень ограниченной гамме красок. Даже такие, как, казалось бы, яркий и цветной Ван Гог. При все сочности его плотен, в одной работе мы найдем не больше 4-5 красок. Даже используя всю палитру, сложно создать полотна такой степени цветности, как на экране. Потому что на экране не красящие пигменты, а цветной свет. Цифровая палитра дает безграничное разнообразие возможностей набора цвета, множество вариантов его смешивания. Не удивительно, что художники теряют голову и пускаются во все тяжкие.

Это порождает совершенно невероятные сочетания красок, увлечение избыточно ярким изображением, где глаз сразу устает и не может выделить главное. Взрывы плохо сочетаемых световых пятен рассыпаны по всему полю, блики сверкают на латах, на облаках, на волосах. Все сияет и все вибрирует. Но, как ни странно, у таких изображений есть свои зрители. И это явление, которое тоже нужна исследовать и осмыслить.

Что же делать? Отринуть подавляющую часть цифровых изображений, как не достойных называться искусством? Можно было бы поступить и так. Но мы выбрали иной путь.

Наша цель не только отобрать настоящие жемчужины цифровой живописи, но и понять те процессы, которые происходят в этом самом демократичном из современных искусств.

Поэтому в экспозиции будут и те работы, которые отобраны не нами, а массовым зрителем на тех площадках, где 2D-художники размещают свои работы.

Наталья Рабчук.

В заголовке статьи использована работа Waneella

Диджитал арт, который мы заслужили: цифровое искусство

27 марта 2018

Диджитал арт, который мы заслужили: цифровое искусство

Искусство — это отражение эпохи, в которой оно создается, и потому внедрение компьютерных технологий в живопись — совершенно естественный процесс для XXI века. Однако это вовсе не значит отмирание традиционного направления, как некоторые опрометчиво считают: стоит сказать, что и многие цифровые художники создают свои работы, как на экране графического планшета, так и на родном холсте. Компьютерная живопись гармонично уживается со своей старшей сестрой, ведь обе преследуют одну общую цель — донести до зрителя художественную мысль, послание, красоту. 

 

Цифровое искусство как таковое вмещает в себя широкий спектр направлений — от интерактивных инсталляций до электронной музыки, то есть к нему можно отнести любое проявление духовной деятельности с использованием современных технологий. Диджитал арт (по-русски -цифровая живопись) является одной из самых известных его форм, но, вопреки бытующему мнению, далеко не из самых легких. Рисование в диджитале по сложности ничуть не уступает созданию шедевров на бумаге, ведь помимо освоения традиционных азов, художник должен научиться работать в особой программе, сохранив при этом свой стиль и уникальный почерк. Сейчас только в России тысячи художников, творящих в виртуальном мире, сталкиваются со всеми этими вполне реальными препятствиями, но лишь немногим из них удается поразить избалованного зрителя. 

 

Диджитал арт, который мы заслужили: цифровое искусство

Псевдоним RHADS Артема Чебохи хорошо знаком людям, хоть как-то связанным с цифровой живописью, а его картины — тем, кто просто бывает в Интернете. В его работах неизменно присутствует волшебство, будто сошедшее со страниц фэнтези-книг. RHADS — мастер пейзажей, в которых реалистичная манера изображения сочетается со сказочным миром.   Огромное внимание уделяет Артем написанию неба, которое всегда предстает на его цифровых полотнах во всей своей необъятной красе, создавая философский контраст с крохотным человеком или маленькой деталью, которая обычно находится в центре композиции. 

 

Диджитал арт, который мы заслужили: цифровое искусство

«Я думал, это фото!» — самый частый комментарий, который встречается под работами украинской художницы Elena Sai. Свои картины она создает в Photoshop, затрачивая на каждую более 10 часов, при этом любоваться портретами можно столько же. Мастерство художницы в кропотливой передаче текстуры одежды и кожи, насыщенная и живая цветовая палитра завораживают и доставляют настоящее эстетическое удовольствие от каждого штриха. 

Диджитал арт, который мы заслужили: цифровое искусство

Если у вас слабое сердце, то советуем смело закрыть глаза и перейти к следующему художнику, потому что работы Антона Семенова, больше известного под ником Gloom82 не для тех, кто сейчас один дома. Его мистические рисунки наполнены то ли мрачной тишиной, то ли шепотом, от которого бегут мурашки по коже. Непропорциональные чудовища, изображенные художником, не просто пугают: Gloom82 часто рисует цифровые картины на злободневные темы, и порой в его персонаже с ужасом  можно узнать соседа по лестничной клетке. Сейчас художник продолжает работать и с традиционными материалами, такими как тушь, масло, пастель и т. д. 

 

Диджитал арт, который мы заслужили: цифровое искусство

Иван Ханжин учится на втором курсе Уральского архитектурно-художественного университета, но его серия его работ «Лесные духи» уже облетела Интернет-просторы, и очень успешно. Его рисунки настолько 

«вжились» в пространство фотографии, что кажется, будто эти причудливые существа действительно случайно схвачены объективом. Творчество этого художника очень многообразно: Иван экспериментирует в разных жанрах, с разными материалами, не только находя необычное в обычном, но, самое главное, заставляя увидеть это и зрителя.

 

 Диджитал арт, который мы заслужили: цифровое искусство

 

Еще один мастер цифровой живописи — Николай Литвиненко. Особенное сочетание штрихов в его работах, передача света создают эффект традиционного письма краской и особенное настроение в каждой картине. В диджитале этого художника есть свое волшебство, и даже реалистичные изображения, не имеющие сказочного сюжета, дают ощущение того, что чудеса рядом.

 

Искусство — это отражение эпохи, а стилус или кисть — только его средство. Настоящая красота картины заключается не в форме мазка, а в чувстве, которое она вызывает, и цифровая живопись не лишена этого права. Поэтому талантливый диджитал арт требует такого же внимания, как «Звездная ночь» Ван Гога, ведь истинный художник способен одинаково оживить и пустой холст, и пустой экран. 

 

Автор: Ксения Барулина


Рекомендуем почитать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *