Что делает искусство: 7 причин, почему искусство делает нас счастливее

7 причин, почему искусство делает нас счастливее

Творчество

7 причин, почему искусство делает нас счастливее

21 ноября 2021 75 450 просмотров


Олеся Ахмеджанова

В мире есть множество вещей, которые приносят счастье: деньги, комфорт, красивые наряды, путешествия. Но отдельное место в жизни каждого занимает искусство. Мы можем понимать его или недолюбливать, разбираться или обходить стороной. Но именно искусство постепенно, капля за каплей, наполняет нас особенным и ни на что не похожим счастьем.

1. Действует на тело

Исследования показали, что когда мы созерцаем произведения искусства, то стимулируем двигательную кору — часть мозга, которая контролирует движения тела. Мы не просто видим объект, а чувствуем его каждой клеточкой. Ощущаем картины, романы, музыку всем телом, словно через нас проходит электрический заряд.


Источник

2.

Уменьшает стресс

Созерцание успокаивает и даже лечит. Одно из исследований показало, что рассматривание пейзажей ускоряет процесс выздоровления после хирургических операций. Искусство обладает силой, которая способна освободить нас от мыслей, повторяющихся изо дня в день, сломать дурные привычки, избавить от беспокойства.

Рассматривая картину, слушая музыку или читая роман, мы, пусть на несколько минут, успокаиваемся и обретаем гармонию.


Источник

3. Помогает понять реальность

Искусство помогает нам познать и осознать три реальности: этого мира, других людей и реальность самого себя. Благодаря проводникам — художникам, поэтам, музыкантам, скульпторам — мы видим то, что до нас постигли другие, и пытаемся посмотреть на этот мир другими глазами. Глазами творца.


Источник

4. Развивает эмпатию

Эмпатия — важный дар, которые помогает понять чувства других. Жан Пиаже говорил, что мы взрослеем, когда обучаемся видеть вещи с точки зрения других людей. Мы не рождаемся с этим навыком, мы с трудом овладеваем им всю жизнь.

Искусство помогает нам «включить» эмпатию. Когда мы смотрим на творение художника или писателя, то видим реальность того человека. Прикасаемся к его восприятию действительности и познаём способы его самовыражения.


Источник

5. Учит видеть

Нужно признать — иногда искусство не приносит нам облегчение. Повесть может расстроить, картина — растревожить, музыка — опечалить. Но при этом искусство пробуждает чувства, «накаляет» их и помогает увидеть что-то важное.

Именно ради этого — способности видеть — всё затевается.

6. Заставляет думать

Почему Джоконда так улыбается? А чем опечалена героиня Фриды Кало? Зачем Кандинский изображает круги? Любой вид искусства — интеллектуальный или декоративный — заставляет нас размышлять. Раздвигает границы, тренирует мозг, учит понимать и вдумываться. Это не просто развлечение или сиюминутная радость, а счастье в более глубоком смысле.


Источник

7. Пробуждает наслаждение

Многие шедевры потрясают. Выбивают из колеи. Расстраивают или даже злят. Но каждая из эмоций — будь то страх, отвращение или боль — не исключает наслаждения. Так мы устроены — потому и любим американские горки и страшные фильмы. Об этом знали греки, которые когда-то предложили идею катарсиса: иногда отрицательные эмоции пробуждают положительные ощущения.


Источник

Прикоснуться к искусству никогда не поздно. Понять, принять, увидеть и оценить. Купите билет в музей, откройте книгу, сходите в театр. Сделайте первый шаг, и искусство выпорхнет вам навстречу.

По материалам книги «Как искусство может сделать вас счастливее»

Искусство — виды, функции, признаки, особенности и характеристики

Покажем, как применять обществознание в жизни

Начать учиться

Искусство — это явление, которое позволяет нам творить и прикасаться к прекрасному в разных формах. А ещё — это ветвистая и сложная система. О ней мы сегодня и поговорим: обсудим особенности и признаки искусства с точки зрения обществознания и расскажем, почему современное искусство кажется нам таким странным.

Что такое искусство

Начнём с определения искусства, которое даёт нам обществознание.

Искусство — это разновидность духовной деятельности людей и вид духовного освоения действительности человеком в обществознании. Цель искусства — сформировать и развить способности людей преобразовывать окружающий мир и самих себя по канонам гармонии и красоты.

Сегодня этот термин можно трактовать сразу несколькими способами. Как именно — зависит от контекста. На схеме ниже мы отразили понятие искусства в широком и узком смыслах.

Основа искусства — это творчество. Оно позволяет увидеть мир, в котором реальность переплетается с вымыслом, а после — передать это в форме художественного образа. В нём творческий человек отражает то, как он видит предмет или явление, и сталкивает это видение с восприятием зрителя. Это происходит через воплощение творческого труда автора — произведение искусства.

Произведение искусства — это результат творческой, сознательной деятельности человека, который обладает эстетической ценностью, а также относится к определённому виду и жанру.

Эстетическая ценность произведения искусства в том, что зритель через него сталкивается с прекрасным и формирует свой вкус. Но есть и другие. Например, познавательная ценность — расширение кругозора. Или нравственная ценность — обогащение и развитие личности.

Чем искусство отличается от науки

Искусство и наука — две ветви духовной культуры в обществознании. У них есть общие качества, например, они помогают нам познавать мир. Но у искусства есть и специальные черты, которые делают его непохожим ни на что другое. Вот они:

  • Искусство образно и наглядно.

  • Когда человек познаёт мир через искусство, фантазия и воображение познающего играют большую роль в этом процессе.

  • Человек создаёт художественные образы с помощью особых средств: слов, звуков, цвета и т. д.

Проверьте себя

Как вы считаете, важно ли для человека искусство как метод познания? Связаны ли с искусством лично вы, и если да, то как именно?

Твоя пятёрка по английскому.

С подробными решениями домашки от Skysmart

Функции искусства

Целей у человека, взаимодействующего с искусством, великое множество. А потому и функций у такой деятельности немало. Обычно в обществознании принято выделять 7 функций искусства:

Давайте разберёмся, что делает каждую из них уникальной. Мы расскажем о них в таблице ниже — сохраняйте её, чтобы иметь под рукой на уроках.

Функции искусства
ФункцияСущность
ПознавательнаяСлужит способом познания и освоения мира
Ценностно-ориентирующаяПомогает людям выбирать жизненные ориентиры, разбираться в системе ценностей конкретного общества, формировать мировоззрение
ЭстетическаяПомогает созданию эстетических вкусов и предпочтений личности
ВоспитательнаяСпособствует развитию интеллектуальных и творческих способностей личности
КомпенсаторнаяПриводит внутреннюю жизнь человека к гармонии, наглядно свидетельствует об истине, добре, красоте в мире, а также стабилизирует психическое состояние личности
КоммуникативнаяЛежит в основе межличностного общения: зрителей между собой по поводу произведения и зрителя с автором
ИнформационнаяПросвещает и распространяет знания

Давайте проиллюстрируем пару этих функций на примере.

Пример № 1.

Иван — художник. Он написал картину, на которой рыцарь побеждает огромного змея. Это типичный сюжет с моралью о противостоянии света и тьмы: зритель видит, что в любой ситуации добро в форме рыцаря в конце всегда побеждает зло — змея. Это раскрывает одну из функций искусства — ценностно-ориентирующую.

Когда эту картину повесят на выставке, люди придут смотреть и обсуждать её. Они смогут прочесть мысли автора на полотне, узнать его отношение к проблеме, которая изображена на картине. А затем — поговорить о морали произведения друг с другом и, возможно, даже поспорить. Так проявляется коммуникативная функция в искусстве.

Структура искусства

Искусство многогранно — оно представляет собой сложную систему из творческих жанров, стилей и видов. Давайте немного поговорим о том, как оно устроено.

Виды искусства

В разное время люди предлагали делить искусство на виды большим количеством способов. Например, в начале XIX века немецкий философ Фридрих Шеллинг предложил свою концепцию. Она состояла в том, чтобы различать искусства посредством выражения — делить их на реальные и идеальные.

К реальным видам искусства философ предложил отнести архитектуру, скульптуру, живопись и музыку. К идеальным же — всё, что связано со словом: поэзию и литературу. При этом последние Шеллинг считал более возвышенными формами, потому что они дают автору больше свободы и возможностей, чтобы выражать идеи.

Но в обществознании есть и другая система, которая делит искусства на виды по средствам выражения. Опишем их в таблице ниже.

Виды искусств по средствам выражения
ВидСущностьПример
Пространственные (пластические)
Зритель чаще воспринимает произведение через зрение.
Художественный образ раскрывается пластически — через пространственное построение.
Живопись, скульптура, фотография, архитектура, дизайн и т. д.
Временные (динамичные)Зритель чаще воспринимает произведение через слух.
Художественный образ раскрывается с течением времени.
Литература, поэзия, музыка
Пространственно-временные (зрелищные, синтетические)Зритель воспринимает произведение одновременно слухом и зрением.
Художественный образ раскрывается и через пластику, и с течением времени
Театр, кино, хореография и т. д.

В обществознании искусство также разделяют на виды по социологическим качествам. По названию

элитарного или высокого искусства можно понять, что его потребителем исторически была высшая прослойка общества. Произведения для них создавали профессионалы, а творческие образы были сложными. Позволить себе насладиться такой формой искусства или хотя бы понять её могли лишь знатные люди. А потому для всех остальных оно оставалось недоступным.

Примеры: поэтические вечера в различных формах, опера, театр и другие светские развлечения, которые раньше были доступны только привилегированному сословию.

Противоположность элитарному — народное искусство. Простой народ тоже нуждался в творчестве, а потому создавал свои, более приземлённые художественные образы. Творцами на этот раз были сами люди, а их произведения передавали из поколения в поколение.

Примеры: народные песни, былины, сказки, поговорки и т. д.

Отдельное место среди этих видов занимает массовое искусство или поп-культура. Её особенность в том, что она отражает эмоциональное состояние современных людей и помогает им справляться со стрессом. Не зря её ещё называют искусством антиусталости.

Массовое искусство похоже на элитарное тем, что его тоже создают специалисты. Но при этом делают это так, чтобы произведение подходило конкретным группам людей. Для этого даже проводят маркетинговые исследования, что роднит эту форму искусства с бизнесом.

Примеры: современный кинематограф, комиксы, сериалы, видеоигры и т. д.

Жанры и стили искусства

Внутри каждого из видов искусства сформировалась своя система жанров. Так, искусствоведы называют его особые разновидности, которые делят произведения на категории по художественному изображению реальности.

Вы наверняка слышали о многих из них — давайте рассмотрим примеры в таблице.

Жанры в искусстве
МузыкаЖивописьЛитератураКинематограф
  • Опера;

  • симфония;

  • сюита;

  • романс и т.

    д.

  • Портрет;

  • натюрморт;

  • пейзаж и т. д.

  • Поэма;

  • роман;

  • повесть;

  • рассказ и т. д.

  • Комедия;

  • драма;

  • мелодрама;

  • детектив и т. д.

Также отдельные виды искусства обладают характерными чертами, которые относят их к разным художественным направлениям. Они делят произведения искусства по стилям.

Стиль — это совокупность общих признаков, которые отличают своеобразную творческую традицию, характерную для конкретного общества на определённом этапе его развития.

Если говорить о живописи, среди стилей можно выделить импрессионизм, супрематизм, кубизм, сюрреализм и другие. В архитектуре это ампир, барокко, классицизм, модерн и т. д.

Что такое современное искусство

С развитием общества образовалась новая веха в творчестве — современное искусство. Его главное отличие — отказ от ограничений, канонов и правил, которых искусство придерживалось раньше. Современное творчество свободно и может использовать любые средства, чтобы изменить видение мира зрителя и передать мысли автора. Потому некоторые его произведения и выглядят для нас странными.

Одна из его главных задач — привлекать внимание общества к остросоциальным темам. Пусть даже иногда художники и делают это способами, которые могут шокировать зрителя. Например, через необычные перформансы.

Перформанс — это форма художественного действия, которое разворачивается в реальном времени при главном участии художника и других атрибутов сцены: предметов, символов, жестов и т. д.

Перформанс похож на представление в театре. Во время выступления художник выстраивает сцену с целью донести до зрителя определённую мысль. Разница лишь в том, что этот зритель не сам купил билет на представление. Более того — он не подозревал, что столкнётся с ним.

Пример № 2.

Один из самых известных перформансов — «Быть может». В его ходе актриса Тильда Суинтон 7 часов спала в прозрачном боксе среди экспонатов картинной галереи, пока вокруг неё ходили удивлённые посетители. Смысл представления в том, что в жизни может произойти что угодно. Например, вам может встретиться спящая в галерее звезда.

Ещё один вид современного искусства — это хеппенинг. Он похож на перформанс, но разница в том, что зритель теперь не просто наблюдает за действием, а участвует в нём. Такие представления не просто интригуют, но и могут быть опасными. Всё из-за того, что даже автор не может знать, чем они закончатся.

Пример №3.

«Ритм 0» — хеппенинг Марины Абрамович с тяжёлой моралью. В нём художница разложила перед зрителями 76 предметов — опасных и безобидных — и предложила каждому выбрать один из них, чтобы взаимодействовать с ней. И всё это — при условии, что Марина сама будет стоять и никак не реагировать на происходящее.

Поначалу люди обнимали художницу, вставляли цветы в волосы и не вредили ей. Но со временем действия становились более жестокими. Эксперимент закончился на 6-м часу, когда люди уже начали взаимодействовать со смертельным оружием. Тогда Марина начала двигаться и ходить между посетителями. Многие из них испугались и тут же ушли, другие же боялись смотреть художнице в глаза.

Смысл этого хеппенинга — проверить, как далеко может зайти жестокость человека, который будет уверен в своей безнаказанности.

Проверьте себя

Теперь пора узнать, хорошо ли вы разобрались в теме. Выполните задания ниже, что проверить свои знания об искусстве, — это поможет вам в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Задание № 1

Как вы считаете, способно ли современное искусство добиться своей цели — изменить мир? Порассуждайте, всегда ли оправданы необычные способы, которыми художники пытаются это сделать. Если можете, опирайтесь при ответе на реальные примеры современного искусства.

Задание № 2

Прочтите утверждения ниже об искусстве и его характеристиках с точки зрения обществознания. Найдите среди них неверные. Объясните, почему выбрали именно их.

  1. Искусство позволяет человеку выразить своё видение мира через художественные образы.

  2. У искусства и науки нет общих черт.

  3. Произведения искусства бывают материальными и нематериальными.

  4. По средствам выражения искусства делятся на пространственные и временные.

  5. Перформанс — это такой тип современного искусства, при котором зритель не просто смотрит представление, но и сам участвует в нём.

В этой статье мы разобрали понятие искусства в обществознании и его структуру. Если вам интересна тема или вы планируете готовиться к экзаменам, советуем глубже погрузиться в неё с учителем. Например, на курсе обществознания школьники разбирают функции, виды и отличия искусства на примерах и интерактивных заданиях. Так им удаётся разобрать любую, даже самую сложную тему. И всё это — без зубрёжки!

Присоединяйтесь, чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию или поднять оценку на 1 балл за 1,5 месяца. Встретимся на вводном уроке!

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Имущественные и неимущественные права

К следующей статье

Мышление и деятельность

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Что делает искусство, Искусство? — The Oxford Eagle

Опубликовано в 8:56 Четверг, 13 июля 2017 г.

Автор Andi Bedsworth

Искусство — это слово, которое часто сочетается с другими словами. Искусство и ремесла, исполнительское искусство, изобразительное искусство, временное искусство, пространственное искусство, современное искусство, изобразительное искусство, наивное искусство, искусство импрессионизма, литературное искусство, трехмерное искусство и т. д.

Искусство как слово и предмет также вызывает у людей множество мнений и эмоций. Некоторые люди считают, что искусство предназначено для определенных классов, в то время как другие боятся искусства или не понимают искусство, которое они видят в музеях или галереях.

Подписка на рассылку по электронной почте

Почему слово «Искусство» такое сложное и имеет столько значений, провоцирует мысли и вызывает эмоциональные отклики? Ну, я не эксперт, но я действительно думаю, что искусство означает разные вещи для разных людей, и я знаю, что искусство пугает людей, поскольку многие люди говорили мне об этом в прошлом.

Иногда друг или студент спрашивают меня, о чем произведение искусства или что оно означает, когда мы смотрим на него в галерее, и это всегда похоже на вопрос с подвохом. Я не уверен, что это что-то значит, хотя иногда для художника имеет значение. Иногда он ничего не изображает реалистично, но делает ли он от этого менее художественным?

Движение современного искусства сбивает многих с толку, когда они смотрят на Уорхола, Ротко и Поллока и думают, что они сами или их дети младшего возраста могли бы создать что-то очень похожее. Они удивляются, почему это так ценно, когда это так просто. Картина гораздо крупнее, чем можно увидеть на холсте, глядя на подобные работы.

Искусство отражает общество и часто является ответом на то, что было до него. Современные художники каким-то образом выражали себя, а также делали заявления о том, что такое искусство по сравнению с тем, чем оно было до того, как они начали его создавать. Кажется, что каждое поколение хочет восстать против того, что было популярно в предыдущем поколении. Помните негативную реакцию на дискотеку? Что ж, искусство часто является ответной реакцией на общепринятую норму, существовавшую до него.

Итак, что такое искусство и на что оно способно? Искусство может быть изящным ремеслом, музыкой, картиной, скульптурой, зданием, перформансом, стихотворением, романом и многими другими творениями. Искусство раздвигает границы. Искусство расширяет кругозор. Искусство стимулирует разговоры. Искусство может быть хитрым, а искусство может быть возвышенным. Искусство может быть всем этим в зависимости от того, кто его рассматривает. Вот почему кажется, что искусство живет. Он постоянно меняется, трансформируется и развивается в зависимости от текущих вкусов, тенденций, политической среды и эмоциональных состояний сообщества и художников, которые его создают.

Из-за огромного количества произведений искусства в мире некоторые из них могут показаться скучными или даже сбивающими с толку, а некоторые вдохновляют и находят отклик в нас. В то же время искусство сложное, разнообразное, глобальное, запутанное, но в то же время неотразимое, интересное, вдохновляющее и красивое. И это то, что делает искусство, Искусство.

Энди Бедсворт — владелица Art To Go, которая предоставляет бесплатные возможности для творчества детям в сообществе.

Распечатать статью

Что на самом деле означает заниматься искусством?

Реклама

ПРОПУСТИТЬ РЕКЛАМУ

T’s 2022 Culture Issue

Когда мы откладываем в сторону наши романтические представления, мы видим, что творчество непрерывно и подпитывается самой жизнью.

Джорджио де Кирико «Поэт и его муза» (около 1925 г.). Кредит…© Художественный музей Филадельфии/Коллекция Луизы и Уолтера Аренсбергов, 1950 г. © Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк/SIAE, Рим

Лигая Мишан

СКАЖЕМ «ЖИЗНЬ ХУДОЖНИКА», и мы уже в плену старых романтических мифов: чердак зимой с ветром, шелестящим в щелях, растворяющиеся ночи в зеркальных барах, питающихся абсентом, пустые карманы, дикие волосы, вечно маячащий сумасшедший дом. Или давайте вернемся еще дальше во времени к даосскому философскому тексту конца четвертого века до нашей эры, в котором рассказывается о китайском владыке, который вызывает художников для заказа. Они послушно выстраиваются перед ним с кистями и тушью, готовые побороться за работу — все, кроме одного, который опаздывает, затем возвращается домой, раздевается и расстилается на полу, прежде чем начать рисовать. Лорд одобряет: «Это настоящий художник!»

Во фразе «жизнь художника» подразумевается мысль о том, что это отдельная жизнь. Мы не так быстро восторгаемся жизнью страхового агента или сантехника. Как утверждает культурный критик Арне де Бевер в книге «Против эстетической исключительности» (2019), благоговейный подход, в котором мы говорим об искусстве, наделяет художника суверенитетом, сродни суверенитету монарха или даже бога, не связанного законами, которые управляют остальными из нас. Так что художник остается коллективной фантазией, воображаемым бунтовщиком на задворках, героически невосприимчивым к приличиям и требованиям капитализма, отвергающим работу в общепринятом, омертвляющем душу смысле, которому не нужно производить по графику, отвечать начальству или угождать кому-либо, кроме себя. В этой конструкции само искусство — не постоянная практика, а моментальное откровение, созданное в лихорадке, которая приходит из ниоткуда (и которая, возможно, втайне опасается художника, никогда больше не вернется).

Но кто все это финансирует? Мы хотим думать об искусстве как о чем-то чистом, вне коммерции, но художник должен есть, для чего нужны покупатели (превращающие искусство в товар, а художник в своего рода предпринимателя), благотворители, государственные субсидии или трастовый фонд — или же капитуляция перед системой и получение старой доброй работы («настоящей» работы, как говорят обеспокоенные родители). Тем не менее, романтика сохраняется, поскольку, хотя мы неохотно принимаем наемный труд как удел среднего человека, мы склонны полагать, что такой тяжелый труд влечет за собой уникальные страдания для художника (и потерю для мира), потому что он крадет время у более достойных занятий. Во всяком случае, мы с подозрением относимся к спонсорам траста, к тем, кому слишком легко, кто не страдает за свое искусство. Вместо этого мы оставляем величайшее благоговение перед художниками, которые работают, как смертные, которые принимают на себя рутину обычного существования, чтобы сделать возможным второе: жизнь художника.

Этот труд становится историей происхождения, свидетельством сверхчеловеческой способности сохранять остроту ума и неприкосновенность души после нескольких часов утомительной работы. Мы взволнованы современными историями о немецком кинорежиссере Вернере Херцоге, сварившем сталь в ночную смену, американской писательнице Октавии Батлер, следящей за контролем качества на фабрике картофельных чипсов, или китайском художнике Ай Вэйвэе, убирающем дома. Американский композитор Филип Гласс, как известно, шокировал художественного критика австралийского происхождения Роберта Хьюза в XIX веке.70-х годов, когда он появился, чтобы установить свою посудомоечную машину — теперь здесь — это жизнь сантехника, — а американский поэт Уоллес Стивенс работал в сфере страхования почти четыре десятилетия, до своей смерти в 1955 году, в том же году, когда он получил Пулитцеровскую премию. Иногда художница поражает сразу в двух областях, как, например, лауреат Нобелевской премии Тони Моррисон, изменившая курс американской литературы не только как писатель, но и как первая чернокожая женщина-редактор в Random House, где в 1970-х годах она опубликовала новаторскую художественную литературу Гейл Джонс и Тони Кейд Бамбара, а также экстренные статьи активисток Анджелы Дэвис и Хьюи П. Ньютон, и где она продолжала работать более десяти лет после того, как приобрела известность как писательница правильно.

Даже художники, которым посчастливилось полностью посвятить себя своему делу, должны составлять бюджеты, распределять ресурсы и иногда управлять командами, чтобы реализовать свои идеи (жизнь администратора!). Что касается представления о художественном гении как о череде случайных, незаслуженных вспышек гениальности в жизнях, которые в противном случае были бы посвящены праздности и излишествам, то как насчет часов тренировок и повторения, вдыхания паров краски, разрывания швов, запуска алгоритмов для скрученного фасада, изучения книг (возможно, чтобы отсрочить мучения, связанные с их написанием) или с трудом перебирая гаммы на фортепиано? Эпиграмма «Если я не буду заниматься один день, я это знаю; два дня, критики это знают; три дня, мир знает это» приписывается музыкантам от американского джазового трубача и певца 20-го века Луи Армстронга до польского пианиста Игнация Яна Падеревского, родившегося в 1860 году, который, говоря о дневной работе, также был премьер-министром Польши и подписал 19-й19 Версальский договор.

Картина Франсиско де Гойя-и-Лусьентес «Герцогиня Альба и Ла-Беата» (1795 г.) с изображением аристократки, считавшейся музой Гойи. Фото…© Museo Nacional del Prado, Мадрид

Затем следуют часы, когда вы смотрите в пустоту, будь то холст, страница, сцена или собственная душа. Это тоже работа, ум пытается вспомнить себя и то, на что он способен. Со стороны это может выглядеть как безделье (изнутри — ужас). Может быть, жизни художника и не существует, по крайней мере, как некоего бунтарского или лохматого идеала; может быть, в мире, который во всем остальном еще более точно настроен на повышение производительности и максимизацию эффективности, просто существует жизнь, которая позволяет заниматься искусством — это создает для него место, сколько бы времени оно ни заняло.

Когда-то между художником и ремесленником почти не было разницы. Те, кто занимался искусством, признавались прежде всего чернорабочими, людьми, работающими руками. Слово «искусство» первоначально не означало чего-то возвышенного и отдельного от повседневности жизни; оно происходит от латинского ars путем перевода с греческого techne , что означает просто умение: «умение, необходимое для изготовления предмета, дома, статуи, корабля, кровати, горшка, предмета одежды, а кроме того, также умение, необходимое, чтобы командовать армией, измерять поле, влиять на аудиторию», — пишет польский философ и искусствовед Владислав Татаркевич в «История шести идей» (1980).

В западном мире почти все то, что мы сегодня считаем изобразительным искусством, когда-то было противоположностью: vulgares для древних римлян и «механическое» для ученых Средневековья. Живопись, скульптура, архитектура, театр, изготовление одежды, приготовление пищи: они считались физическими, а не умственными занятиями, наряду с медициной и сельским хозяйством — утилитарными областями знаний. Музыка была исключена как часть математики, а поэзия, как пишет Татаркевич, рассматривалась как «разновидность философии или пророчества, молитвы или исповеди». Ремесленников обучали и обучали соблюдению стандартов, установленных гильдиями, что является ранней формой защиты прав потребителей и контроля качества. (Аналогичные системы были разработаны в Азии и во всем исламском мире.) Они заслужили уважение как мастера систематизированного ремесла, а не как новаторы с уникальным пониманием и видением.

Даже в 15-м и 16-м веках в Европе, когда живопись была возведена в ранг свободных искусств, эрудит Леонардо да Винчи продолжал отвергать скульптуру как просто ручную, скорее миметическую, чем изобретательную, воссоздающую без раздумий то, что уже существует в мире, — хотя Микеланджело, поколение моложе, не соглашался. К этому времени, однако, характер художника стал предметом интереса, тем более, что представители нового процветающего торгового класса стремились телеграфировать свое господство, заказывая портреты и приобретая произведения искусства. Итальянский художник XVI века Джованни Баттиста Арменини с пренебрежением писал о публике, считавшей художников порождением порока и своенравия (и, возможно, втайне волновавшейся при этой мысли), а также о «многих невежественных художниках», которые продвигали эту карикатуру, считая себя «исключительными из-за своей меланхолии и эксцентричности».

Татаркевич отмечает, что изменение взглядов на художников началось примерно в то же время, когда произошел спад в европейской экономике, что сделало искусство привлекательной альтернативой для инвестиций. Но чтобы искусство придавало статус, люди, которые его создавали, должны были отличаться от простых рабочих. Отделение художника от ремесленника было присвоением ценности, как эстетической, так и денежной. К 18 веку в Европе эта трансформация была завершена: от трудолюбивого, а иногда и анонимного ремесленника до личности с особым видением — гения с привилегированным доступом к возвышенному, поклявшегося нести миру высшие истины. (Другие культуры, сопротивляющиеся западному нарративу об индивидуализме, не всегда принимали это определение.) Не то чтобы эта новая возвышенность обязательно превращалась в материальное вознаграждение. Действительно, чем меньше награда, тем лучше: часть мифа о жизни художника заключалась в том, что художники питались и даже нуждались в бедности и мучениях, чтобы творить, как испанец Пабло Пикассо в начале 19 века.00-х в Париже, пока еще неизвестный, живущий в нищете и сжигающий свои рисунки, чтобы не замерзнуть.

Запад любит дихотомии, мягко отмечает немецкий философ Бюнг-Чул Хан в книге «Хорошее развлечение: деконструкция западного повествования о страстях» (2019). Если мы примем как данность деление на добро и зло, небо и землю, высокое и низкое, мир, который мог бы быть, и мир, который есть, то искусство, которое явно не стремится к трансцендентности — к «подчеркнутой инаковости, которая подняла бы его над ложным миром», по поэтическому восприятию Хана, — рискует смешаться с земным. Как утомительна эта настойчивость в искусстве и создании искусства, вечно мучительном и экстатическом. Почему бы художнику также не быть мастером своего дела, сортировщиком гаек и болтов, настроенным как на повседневность, так и на воображаемое большее запредельное?

«Критик видит» Джаспера Джонса (1961). Кредит…© 2022 Джаспер Джонс/Лицензия VAGA, Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк, любезно предоставлено Matthew Marks Gallery что вневременное также присутствует в непосредственном и эфемерном. «Художник роется в мире, с любовью занимается повседневными вещами и рассказывает их история », — пишет Хан. То, что определяет художника, может заключаться не столько в том, чтобы ухватиться за вечность, сколько в том, чтобы возиться, копаться в грязи, в спокойном внимании к самым, казалось бы, обычным и незначительным деталям — не к великому развертыванию вселенной, а к жизни в ее мельчайших проявлениях.

Итак, архитектор Тошико Мори сажает в своем саду морковь как «часть привычки к творчеству», а хореограф Раджа Фезер Келли ждет метро, ​​созерцая неопределенность прибытия. Для художников на следующих страницах — не все из которых обязательно считают себя художниками — жизнь разворачивается, вихрится, иногда останавливается. Есть хлопоты, а также отсрочки от работы любого рода. Чередование минут и часов не совсем соответствует тому, что мы называем рабочим днем, отчасти потому, что граница проводится не между работой и жизнью, а между творчеством (которое может происходить где угодно и когда угодно) и жизнью, которая его поддерживает. В некотором смысле художники должны функционировать как спортсмены, создавая в моменты восстановления ледяные ванны для ума.

Работа сама по себе не привязана ни ко времени, ни к месту. У концептуального художника Риркрита Тиравания даже нет студии: «Я не просыпаюсь и не иду туда, где сажусь и что-то делаю». Наоборот, день — жизнь — это непрерывный акт творчества, работы, которая никогда не заканчивается должным образом, но и не видна полностью. Французский писатель 19-го века Гюстав Флобер когда-то потратил пять дней, работая по 12 часов в день, чтобы написать одну страницу. (Обратите внимание, что он был холост и не имел детей.) Как объяснить песню, которая каким-то образом возникает из одних и тех же аккордов, играемых снова и снова; суматоха и ощущение надвигающейся гибели за кулисами, а затем тишина на премьере; широкая тишина, предшествующая решительному жесту?

Вот уже 30 лет художник Джеймс Нэрс, ныне известный как Джейми, создает картины, каждая из которых состоит из одного гигантского мазка, минималистского и максималистского одновременно. Она «сделана за считанные секунды», говорит она, но требуются дни, чтобы найти форму, задействовать мускулы и, возможно, самое главное, чтобы сделать ошибки, каждая из которых стирается, так что холст заново становится чистым. Готовое произведение или перформанс, произведение искусства , произведение , — это лишь вершина айсберга, оставляющая незамеченной работу внизу.

ВСЕ ЕЩЕ, ЭТО радикальная идея работы, особенно в эпоху, когда нас учат, что мы — это то, что мы делаем — делаем, чтобы заработать деньги, то есть — и что надлежащее зрелище жизни состоит в том, чтобы покорно вести себя от рождения до школы, офиса, фабрики, завода, мельницы или фермы, а затем могилы. «Священная серьезность игры полностью уступила место профанной серьезности работы и производства», — пишет Хан в «Исчезновении ритуалов: топология настоящего» (2020). Без игры жизнь «напоминает простое выживание. Ему не хватает великолепия, суверенитета, интенсивности». Мы работаем и отгораживаемся от игр во временном промежутке, называемом досугом, коротким перерывом, который служит только для подтверждения центральной (и отупляющей) работы.

Произведение искусства, напротив, вопиюще непродуктивно, даже антипродуктивно. «Поэтическое не производит», — пишет Хань, указывая на то, как стихи отвергают язык как простое средство «передачи информации»; вместо этого, как писал французский теоретик культуры 20-го века Жан Бодрийяр, «поэтическое — это восстание языка против его собственных законов». Другие искусства также выступают против прагматичного, оптимального, проверенного результата. Не жизнь художника избыточна, а искусство , в его изобилии или строгости, в его настойчивости на срочности определенной конфигурации или в отсутствии цветов, форм, текстур, жестов, звуков или слов, которые могут быть переполнены или лишены смысла, которые могут обращаться к самым насущным проблемам дня или существовать только для того, чтобы объявить: «Это прекрасно» или «Я здесь».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *