Человек в футляре направление: «Человек в футляре» краткое содержание по главам рассказа Чехова – читать пересказ онлайн

Содержание

«Человек в футляре» краткое содержание по главам рассказа Чехова – читать пересказ онлайн

6 мин.

Антон Чехов

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 13275.

Обновлено 17 Января, 2022

О произведении

Рассказ «Человек в футляре» Чехов написал в 1898 году. Произведение является первым рассказом «Маленькой трилогии» – цикла, включающего также рассказы «Крыжовник» и «О любви».

В «Человеке в футляре» Чехов рассказывает об учителе мертвых языков Беликове, который всю свою жизнь пытался заключить в «футляр». Автор по-новому переосмысливает образ «маленького человека». Беликов более масштабен, чем гоголевский персонаж, он становится воплощением целого общественного явления – «футлярности».

Прочитать краткое содержание «Человека в футляре» по главам можно на нашем сайте.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

Основные события рассказа происходят в конце XIX века в России, в селе Мироносицком. События истории, рассказанной Буркиным, произошли в его родном городе.

Главные герои

  • Беликов – учитель греческого и латинского языков («мертвых языков»), «человек в футляре», преподавал в одной гимназии с Буркиным, соседом рассказчика.
  • Варенька – сестра Коваленко, «лет тридцати», «высокая, стройная, чернобровая, краснощекая», «не девица, а мармелад».
  • Коваленко Михаил Саввич – учитель географии и истории, «из хохлов», «молодой, высокий, смуглый, с громадными руками».

Другие персонажи

  • Буркин – учитель гимназии, сосед Беликова, который рассказал его историю Ивану Ивановичу.
  • Чимша-Гималайский Иван Иваныч – ветеринарный врач.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

«На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники»

– Иван Иваныч и Буркин. Мужчины не спали, рассказывая разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, «которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу».

Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.

Для каждой вещи у Беликова был свой чехол: и для зонта, и для часов, и для перочинного ножа, даже лицо его, «казалось, тоже было в чехле», потому что он «прятал его в поднятый воротник», носил очки. «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр <…> от внешних влияний». Даже его предмет – «мертвые языки», был для учителя своеобразным способом убежать от действительности.

Для Беликова были понятны только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отступление от правил вызывало в нем уныние, а любимым его выражением было «как бы чего не вышло». Своей мнительностью и осторожностью учитель угнетал весь город.

У Беликова была странная привычка: он ходил по квартирам учителей, сидел там молча и уходил, считая такие визиты своей «товарищеской обязанностью». Беликов был соседом Буркина, поэтому рассказчик знал, что дома у «человека в футляре» тоже «ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, и – ах, как бы чего не вышло!».

Однако Беликов, несмотря на свой характер, едва не женился. К ним в школу назначили нового учителя истории и географии – Михаила Саввича, который приехал вместе с сестрой Варенькой, смешливой женщиной, певуньей. Как-то на именинах у директора, видя Варю и Беликова рядом, учителям пришла мысль, что

«хорошо бы их поженить». Все начали убеждать учителя в необходимости жениться. Варя тоже была не прочь выйти замуж и оказывала Беликову «явную благосклонность». Решившись на брак, Беликов все чаще бывал у Коваленок, но делать предложение откладывал, делясь с Буркиным своими опасениями по поводу того, что у Вари слишком бойкий характер, а «брак вещь серьезная».

Брат Вари с первого же дня возненавидел учителя греческого, дав ему название «глитай абож павук», но их отношениям не препятствовал.

Однако все перевернул один случай. Какой-то проказник нарисовал карикатуру с надписью «влюбленный антропос», изобразив Беликова и идущую с ним под руку Варю. Рисунок при неясных обстоятельствах оказался у всех учителей, чиновников и у самого Беликова.

«Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление». А когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был омрачен еще сильнее, так как считал, что ездить на велосипеде женщинам и преподавателям гимназии неприлично.

На следующий день Беликов чувствовал себя нехорошо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился к Коваленкам, где застал только брата. Беликов пытался объяснить, что кататься на велосипедах неприлично, чем только разозлил Михаила Саввича. И когда учитель греческого пообещал доложить о содержании их разговора директору, Коваленко не выдержал и спустил Беликова с лестницы.

Как раз в это время в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что Беликов упал сам, она не удержалась и громко захохотала. Мысль о том, что о случившемся узнает весь город была настолько ужасна для учителя, что он, «вернувшись к себе домой, <…> лег и уже больше не вставал»

. Через месяц Беликов умер. Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было приятное и кроткое, «точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет». После его смерти все испытали облегчение. Вскоре «жизнь потекла по прежнему», «не стало лучше».

Буркин закончил свой рассказ. Иван Иваныч, размышляя над историей Беликова, произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?».

И что в итоге?

Беликов — занемог, сражённый мыслью, что весь город узнает, как его спустили с лестницы; через месяц умирает.

Михаил Коваленко — выгоняя Беликова из своего дома, спускает его с лестницы.

Иван Иваныч — дослушав рассказ Буркина, размышляет, что жизнь в тесном душном городе — тоже жизнь «в футляре».

Заключение

В рассказе «Человек в футляре» Чехов впервые обозначил одну из ведущих тем своего творчества – тему «футлярности». По мнению автора, это социальное явление отражается в боязни окружающего мира, мнительности, робостью перед чем-то новым и нежеланием это новое пускать в свою жизнь, ведь «как бы чего не вышло». На примере Беликова автор в гротескной форме обличает все недостатки «футлярности» и показывает, что она ведет только к деградации и опустошению личности.

Предлагаемый краткий пересказ «Человека в футляре» будет полезен школьникам при подготовке к урокам и проверочным работам по русской литературе.

Тест по рассказу

Тест для самопроверки запоминания краткой версии рассказа:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алина Клайн

    12/12

  • Ясмина Аскиева

    12/12

  • Ηаталья Κалашникова

    11/12

  • Наталья Миллер

    12/12

  • Людмила Скакалкина

    12/12

  • Вероника Гвоздкова

    12/12

  • Андрей Мазаев

    10/12

  • Зинаида Демешкина

    11/12

  • Анна Скетч

    11/12

  • Lol Lol

    11/12

Рейтинг пересказа

4. 4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 13275.


А какую оценку поставите вы?

Главные герои «Человек в футляре» характеристика персонажей произведения Чехова

В рассказе “Человек в футляре” герои подобраны автором мастерски, список персонажей включает абсолютно противоположных, несовместимых людей, которые вынуждены сосуществовать, проживая в небольшом городе и работая в гимназии. В произведениях Чехова часто остро встают вопросы морали, совести, личного выбора. Главные герои “Человека в футляре” заставляют читателя задуматься о собственном “футляре”, о том, имеем ли мы настоящую свободу, живя в обществе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев “Человек в футляре”

Главные герои

Иван Иванович

Пожилой ветеринарный врач.

Высокий, худой старик, носит длинные усы. У него странная двойная фамилия — Чимша-Гималайский, которая, по мнению окружающих, ему не подходит. По этой причине Ивана Ивановича называют по имени и отчеству. Вместе со вторым рассказчиком он приехал поохотиться и подышать свежим воздухом в село Мироносицкое.

Буркин

Рассказчик, бывший сосед Беликова.

Работает в гимназии, невысокий, полный, лысый мужчина с длинной бородой. Буркин хороший рассказчик, опытный, наблюдательный человек, своего рода философ. Он жил в том же доме, что и главный герой рассказа, в квартире напротив. По словам Буркина, хоронить людей, подобных Беликову, сродни удовольствию.

Беликов

Главный герой рассказа, преподаватель греческого языка.

О Беликове рассказывает Буркин своему товарищу по охоте. Этот человек в любую погоду выходил на улицу с зонтом, в калошах, высоко поднимал воротник. Его пугали любые изменения, запреты он воспринимал как норму. Боясь всего нового, необычного, он осуждал всякое отклонение в поведении, даже самое безобидное. Жизнь в футляре — его самое комфортное состояние. Вне своей скорлупы, он постоянно боится “как бы чего не вышло”. К его характеристике можно прибавить тот факт, что, когда он умер, все испытали огромное облегчение.

Михаил Коваленко

Учитель, коллега Беликова и Буркина.

Высокий, крепкий мужчина, разговаривающий громким басом. С первого дня знакомства возненавидел Беликова. Искренне не понимает, почему его все боятся, зачем он ходит в гости, если просто молча сидит и смотрит на хозяев. Этот человек сыграл решающую роль в судьбе учителя греческого языка — он высказал ему всю правду, отказался от молчаливого терпения, характерного для окружающих. Выгоняя ненавистного гостя из своего дома, он спускает Беликова с лестницы, называет “фискалом”.

Варенька Коваленко

Сестра Михаила 30 лет, пассия Беликова.

Варвара Саввишна — красивая жизнерадостная хохотушка. Она прекрасно поёт, чем очаровала коллег и Беликова. Сестра и брат часто спорят и ссорятся из-за того, что живут под одной крышей и имеют взрывные характеры. По этой причине коллеги целенаправленно сватают Беликову Варвару, решив, что она не против такого жениха.

Второстепенные персонажи

Повар Афанасий

Человек лет шестидесяти, постоянно выпивший, немного не в своём уме. Раньше работал денщиком, едва ли он хорошо готовит. Но взять в дом на эту роль женщину Беликов боится: о нём могут дурно подумать.

Мавра

Жена старосты села, в котором заночевали охотники.

Женщина, имеющая привычку днём находиться дома, а по ночам ходить по деревне. Эта странность на фоне полного здоровья удивляет людей. Всю жизнь она прожила в деревне, никогда не видела города, железной дороги. При этом односельчане считают её неглупой женщиной.

Заключение

Центральный образ — Беликов — нечто немыслимо странное, пустое, ограниченное, для таких людей сама жизнь неестественна и страшна. Всё существование Беликова — гипербола с отрицательным знаком. Важнейшая мысль рассказа: не давайте себе погрязнуть в “чехле” сомнений, страхов, предрассудков, не ставьте ограничений себе и окружающим, живите полноценно, с жаждой, с радостью.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алина Клайн

    12/12

  • Ясмина Аскиева

    12/12

  • Ηаталья Κалашникова

    11/12

  • Наталья Миллер

    12/12

  • Людмила Скакалкина

    12/12

  • Вероника Гвоздкова

    12/12

  • Андрей Мазаев

    10/12

  • Зинаида Демешкина

    11/12

  • Анна Скетч

    11/12

  • Lol Lol

    11/12

Человек в футляре — Хартфордская сцена

21 февраля – 24 марта 2013 г.

По мотивам двух рассказов Антона Чехова
Адаптация и постановка Энни-Б. Парсон и Пола Лазара / Театр большого танца
Хореография Энни-Б. Парсон
С участием Михаила Барышникова

Читать Чехова Человек в футляре и О любви

В блестящей повести Чехова о юморе и отчаянии двое охотников беседуют до поздней ночи. Они делятся историями: одна об официальном, антиобщественном мужчине и его отношениях с агрессивно экстравертной женщиной. Второй, рассказ о моральной двусмысленности, в котором главный герой отказывается от своей любви к замужней женщине. Несмотря на то, что они кажутся разными, оба рассказывают о страхе, превосходящем погоню за самыми многообещающими возможностями жизни. Опираясь на такие разнообразные материалы, как кадры наблюдения, народные танцы, учебные видеоролики об охоте и интервью с актерами, «ЧЕЛОВЕК В ДЕЛЕ» создает мост между нашим временем и временем этих двух 19антилюбовные истории го века. Энни-Би Парсон и Пол Лазар, команда всемирно известного Большого танцевального театра, привносят свой фирменный стиль, объединяющий театр, танец, музыку и видео, в эту мировую премьеру адаптации.

Михаил Барышников с Джесс Барбагалло, Тимберли Канале, Крисом Джармо и Аароном Маттоксом.

«Человек в футляре» производится компанией Baryshnikov Productions совместно с ArKtype/Thomas O. Kriegsmann.

Видео

Reviews & Press

Reviews

Hartford Courant
Springfield Republican
The Examiner
The Arts Etc

Press

B арышников рассказывает о постановке «Человек в футляре»
Миша, «Человек в футляре» на сцене Хартфорда

Программа и дополнительные материалы

Загрузки

Человек в футляре и  О любви  PDF/Kindle/ePub на Project Gutenberg (бесплатно)

Ссылки

The New York Times Profiles Annie-B Parson и Paul Lazar
Видео: интервью с Михаилом Барышниковым в Линкольн-центре
Фото: Галерея из В Париже с участием Михаила Барышникова в Линкольн-центре
Видео : Спектакль Большого театра танца «Сверхъестественная жена»
Видео: Спектакль Большого театра танца «Comme Toujours Here I Stand»
Михаил Барышников Видео на YouTube

Все фотографии Т. Чарльза Эриксона.

Артистизм

Адаптация и режиссура
Энни-Б. Парсон и Пол Лазар

Хореограф
Энни-Б. Парсон

Художник-постановщик
90 086 Питер Ксандер

Художник по костюмам
Оана Ботез

Художник по свету
Дженнифер Типтон

Звукорежиссер
Тей Блоу 9008 7

Видеодизайнер
Джефф Ларсон

Музыкальный руководитель
Крис Джармо

Руководитель производства
Дженни Боуман

Младший видеодизайнер
Кит Скретч

Ассоциированный продюсер
9 0086 Александра Розенберг

В ролях

Беликов
Михаил Барышников

Хантер/Буркин
Джесс Барбагалло

Хантер/I фургон
Крис Джармо

Барбара
Тимберли Канейл

Коваленко
Аарон Маттокс

Инструкции не включены (2013) — IMDb 0175

IMDbPro

Оригинальное название: No se aceptan devoluciones

  • 2013
  • PG-13
  • 2h 2m

РЕЙТИНГ IMDb 9 0013

7. 5/10

32K

ВАША ОЦЕНКА

Воспроизвести трейлер2

:

31

8 Видео

89 Фото

КомедияДрама

Человек, который начал новую жизнь для себя и дочери, оставленной на пороге его дома 6 лет назад, обнаруживает, что его семье угрожает опасность, когда появляется биологическая мать. новая жизнь для себя и дочери, оставленная на пороге его дома 6 лет назад, обнаруживает, что его семье угрожает опасность, когда появляется биологическая мать.

  • Режиссер
    • Эухенио Дербес
  • Сценаристы
    • Гильермо Риос
    • Летисия Лопес Маргалли
    • Эухенио Дербе z
  • Stars
    • Eugenio Derbez
    • Karla Souza
    • Jessica Lindsey
  • Посмотреть производство, кассовые сборы и информацию о компании 90 170

    РЕЙТИНГ IMDb

    7. 5/10

    32K

    ВАШ РЕЙТИНГ

    • Директор
      • Эухенио Дербес
    • Писатели
      • Гильермо Риос
      • Летисия Лопес Маргалли
      • Эухенио Дербес
    • Звезды
      • Эухенио Дербес
      • Карла Соуза
      • Джессика Линдси
    • 103Отзывы пользователей
    • 47Критические отзывы 9017 0
    • 55Metascore
  • Подробнее на IMDbPro
    • Награды
      • 5 побед и 2 номинации

    Видео8

    Трейлер 2:31

    Смотреть Театральный Трейлер

    Трейлер 2:31

    Смотреть Интернет Трейлер

    Клип 3:27

    Смотреть Почему Eugenio Дербез пошел по стопам своей матери

    Ролик 1:22

    Инструкции к часам не прилагаются: Hombre Depiedra (США)

    Ролик 0:39

    Инструкции к часам не прилагаются: Coladera (США)

    Ролик 0:50 9 0013

    Инструкции для часов не включены: Cherries (US)

    Клип 1:02

    Инструкции к часам в комплект не входят: Adios Libertad (США)

    Короткометражка 4:49

    Инструкции к часам в комплект не входят без

    • Валентин
    Карла Соуза

    • Джеки
    Джессика Линдси

    Лорето Перальта

    • Мэгги
    Андрес Васкес

    • Валентин Ниньо
    Хьюго Стиглиц

    • Джонни Браво
    Лея Фрейтас

    • Аманте Бразилия
    Анхела Морено

    • Аманте Доминикана 901 70
    Джильда Джентиле

    • Аманте Аргентина
    Нэнси Тайра

    • Аманте Ориентал
    Сэмми Перес

    Арселия Рами rez

    • Judeisy
    Agustín Bernal

    Gregg Lucas

    • Agente migración
    Roger Cudney

    • Abogado Julie
    Migael Penix

    • Portero hotel L. A.
    Daniel Raymont

      90 169 Фрэнк Райан
    Аленка Риос

    • Камарера
    • Режиссер
      • Эухенио Дербез
    • Сценаристы 90 180
    • Гильермо Риос
    • Летисия Лопес Маргалли
    • Эухенио Дербес
  • Все актеры и съемочная группа
  • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro
  • Больше похожего The Kid

    Инструкции не включены

    La familia P. Luche

    Под той же луной

    The Valet

    Não Se Aceitam Devoluções

    El barrendero

    90 196 Двое — это семья

    Сюжетная линия

    Знаете ли вы

    • Связи

      Отмечено в WatchMojo: 10 лучших фильмов на испанском языке (2016)

    Обзоры пользователей103

    Легкий претендент на Оскар.

    Я собирался быть политкорректным и оставить 8 из 10 звезд для этого, но опять же не мог думать о недостатках, которые оправдали бы недостающие 2 звезды, поэтому я добавил еще одну. Последний всегда зарезервирован для технических деталей, фотографии, звука, музыки и т. д. Отличный пример того, как простой фильм может быть таким мощным. Что может быть важнее детско-родительских отношений? Особенно я прочувствовал сюжет как отец, которого разлучили с единственным ребенком в очень раннем возрасте. Великолепное выступление Эудженио Дербеза (Валентин), Джессики Линдси (Джули) и Лорето Перальта (Мэгги). Я не могу вспомнить, когда в последний раз я так ржал, не имея достаточно времени, чтобы незаметно вытереть слезы. Это выражение лица Джули, когда она встречает Мэгги, стоит того, чтобы увидеть это одно; момент, который не может быть легко воспроизведен. Настоятельно рекомендуется.

    полезно•17

    1

    • RobMordecai
    • 28 сентября 2013 г.

    Лучшие подборки

    Войдите, чтобы оценить и просмотреть список для персональных рекомендаций 9001 3 Войти

    Детали

    • Дата выпуска
      • 6 сентября 2013 г. (США)
    • Страна происхождения
      • Мексика
      9 0170
    • Официальный сайт
      • Официальный Facebook
    • Языки
      • Испанский
      • Английский
    • Также известен как
      • Инструкції не додаються
    • Места съемок
      • Акапулько, Герреро, Мексика
    • Производственные компании
      • Alebrije Cine y Video
      • Fulano, Mengano y Asociados
    • См. больше кредитов компании на IMDbPro
    9029 4 Кассовые сборы
    • Бюджет
      • 5 000 000 долларов США (приблизительно)
    • Валовой доход США и Канады
      • 44 467 206 $
    • Первые выходные США и Канада
      • 7 846 426 $
      • 1 сентября 2013 г.
    • Брутто по всему миру
      • 100 502 638 $
    См. подробную информацию о кассовых сборах на IMDbPro

    Технические характеристики

    • Время работы

      2 часа 2 минуты

    • Цвет 901 70
    • Звуковой микс
      • D-Cinema 48 кГц 5.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *