Боинг, Уильям Эдуард — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 октября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 октября 2019; проверки требует 1 правка.Уильям Эдвард Боинг (англ. William Edward Boeing; 1 октября 1881 (1881-10-01), Детройт, Мичиган — 28 сентября 1956) — американский самолётостроитель, основатель американской авиастроительной компании Boeing (The Boeing Company).
Родился в семье иммигранта из Германии, изначально носил фамилию Бёинг (Böing).
Учился в Йельском университете, но не получил диплома.
В 1903 переехал в Сиэтл, штат Вашингтон, и поначалу, как и его отец, занимался деревообрабатывающим бизнесом.
В 1910 увлёкся авиастроением и принял участие в первой американской авиавыставке, которая проходила в Лос-Анджелесе, Калифорния. Он поднял в воздух свой первый самолёт в 1915 году.
В 1916 Боинг со своим другом военно-морским инженером Джорджем Конрадом Вестервельтом разработал гидросамолёт B&W. Позднее, в том же году они организовали Пасифик Аэро Продактс Компани (The Pacific Aero Products Company) для производства своих самолётов. Компания поменяла своё название на Боинг (The Boeing Company) в 1917 году.
Долгое время был президентом компании, а затем и председателем совета директоров.
В последние годы он отошёл от дел и занялся разведением лошадей. В конце жизни продал свой пакет акций и уединился на собственной яхте у берегов Канады, где и умер 28 сентября 1956 года.
Семья[править | править код]
Жена — Берта Боинг (1891—1977). Имел троих сыновей.
В 1966 году был включён в Национальный зал славы авиации.
Уильям Боинг (1 октября 1881
Уильям Эдвард Боинг (англ. William Edward Boeing) родился 1 октября 1881 года в Детройте (штат Мичиган, США). Учился в Йельском Университете, но диплома не получил. В 1903 году он переехал в Сиэтл, где поначалу, как и его отец, занимался деревообрабатывающим бизнесом. В 1908 году, прослышав о первом съезде американских авиаторов в Лос-Анджелесе, Боинг отправился туда — и на всю жизнь заболел авиацией.Следующие пять лет это было просто увлечение. В студенческом клубе он познакомился с «братом по крови» — бывшим военным моряком Джорджем Конрадом Вестервельтом, закончившим курсы аэронавтики при Массачусетском технологическом институте.
Приятели изучили все имевшиеся в тому времени конструкции аэропланов и даже совершили рискованный полет на одном из них, выпущенном компанией американского пионера авиации Кертисса. Место для пассажира на этом биплане было предусмотрено на крыле. Вспоминая о своем первом полете, Боинг признавался, что так и не получил ответа на вопрос, что позволило ему удержаться на этом крыле.
Свой первый самолет Боинг поднял в воздух в 1916 году, а уже в следующем году он со своим другом приступает к разработке гидросамолета B&W. 15 июля 1916 года Уильям Боинг зарегистрировал свою компанию под именем «Pacific Aero Products». Годом позже она сменила название на «Boeing Airplane Company».
В 1917 году корпорация «Boeing» насчитывала 28 штатных сотрудников — пилотов, инженеров-конструкторов, плотников и швей. Две последние профессии были очень важными: летательные аппараты представляли собой тогда конструкцию из деревянного фюзеляжа и полотняных крыльев на деревянных рамах — «железо» оставалось на долю мотора и шасси.
Ведущие пилоты-испытатели получали у Боинга по несколько сотен долларов в месяц, что по тем временам было совсем неплохо. А когда дела у компании шли неважно, ее президент покрывал расходы из собственных средств.
Спустя год число работников превысило три сотни. Решающую роль в столь стремительном росте сыграла Первая мировая война. Военным морякам понравились специально под их нужды разработанные гидропланы, и «Boeing Airplane Company» тут же получила свой первый солидный заказ: полсотни гидропланов.
Компания пережила много разных периодов, всегда находя выход из самых сложных ситуаций и непрерывно развиваясь. Сам Боинг долгое время был президентом компании, а затем и председателем совета директоров. В последние годы он отошел от дел и занялся разведением лошадей.
Умер Уильям Эдвард Боинг 28 сентября 1956 года на собственной яхте у берегов Канады.
От первых самолетов до планов по покорению Марса — история Boeing — Истории на vc.ru
Уильям Боинг
Уильям Боинг и создание Boeing
Основатель компании Уильям Боинг родился в 1881 году в Детройте. Его отец занимался переработкой и продажей древесины, и семья владела целой сетью фабрик и лесопилок. Отец на Уильяма повлиял мало: он умер, когда будущему предпринимателю было только девять лет.
В школе немного мечтательный Уильям проявлял себя слабо, что связывает его с еще одним великим авиатором Говардом Хьюзом. При желании между жизнями двух предпринимателей можно провести много параллелей.
Есть информация, что до смерти отца Уильям учился в швейцарской школе, а после этого вернулся в родной Детройт. После школы Боинг, несмотря на сомнительные успехи в учебе, сумел поступить на инженерный факультет Йельского университета. Надолго здесь он не задержался и уже через год его бросил.
В Детройте Уильям тоже не остался и переехал в Сиэтл, который в то время считался одним из центров деревообрабатывающей промышленности. В 1908 году в Сиэтле прошла тематическая выставка, где Уильям увидел полет одного из первых аэропланов.
Боинг был вполне состоятельным предпринимателем и мог до конца жизни отлично зарабатывать, но ему стало гораздо интереснее авиастроение. Впрочем, сразу же он в эту отрасль не включился. Тогда в мире специалистов в авиационной технике были единицы, да и у тех не было достаточно опыта. Оценив особенности отрасли и объемы потенциальных вливаний, Уильям начал искать единомышленников, изучать авиастроение и активнее развивать собственную фирму, чтобы иметь необходимый капитал.
Такого же энтузиаста, как и сам Уильям, он нашел в лице лейтенанта ВМС Конрада Вестервельта. Вестервельт прошел курсы аэронавтики в Массачусетстком университете и поддерживал взгляды Боинга на развитие авиации. Вместе они обсуждали любимую тему и изучали существующие самолеты. Впоследствии была сделана попытка поднять один из них в воздух. Боинг, занявший место пассажира на крыле, потом отзывался об этом полете нелестно.
Интерес к авиации привел Уильяма в школу пилотов Глена Мартина. Здесь он получил несколько уроков управления аэропланов, что пригодится ему в будущем. Боинг и Верстервельт хотели вместе создать свой аэроплан, который станет чем-то новым в авиационной отрасл
Окрыленный Уильям Эдвард Боинг
Сын немецкого лесопромышленника стал отцом американской и мировой авиации. Создав первый в истории пассажирский самолет, Уильям Эдвард Боинг вложил всю душу в свое дело.
Биография Уильяма Эдварда Боинга
В его кабинете висел плакат с высказываниями Гиппократа: «1. Не существует никакой власти, кроме власти фактов. 2. Факты получаются в результате точных наблюдений. 3. Выводы делаются на основании одних лишь фактов. 4. Человеческий опыт доказал истинность этих правил». Он всю жизнь следовал этим заповедям, и его судьба стала еще одним подтверждением их истинности.
Уильям Эдвард Боинг родился 1 октября 1881 года в Детройте в семье немецкого эмигранта Вильгельма Боинга, успешного предпринимателя. Вильгельм Боинг сделал состояние на торговле пиломатериалами, приобрел рудник, металлургический завод, обширные земли, крупные пакеты акций разных компаний.
Уильям учился в Европе – в Швейцарии. После скоропостижной смерти отца продолжил учебу в американской частной школе. А потом поступил в Йельский университет, но бросил его за год до окончания и взялся за семейный лесопромышленный бизнес, обосновавшись в Сиэтле. Произошло это в 1903 году, когда в воздух впервые поднялся биплан братьев Райт.
В 1910 году Боинг оказался в Лос-Анджелесе, чтобы заключить выгодный контракт. И попал на авиационную выставку. Завороженно глядел, как лихие парни в кожанках и похожих на консервные банки очках разгоняются по полю в подпрыгивающих на ухабах машинах, отрываются от земли и парят в небе.
Боинг записался в летную школу известного авиатора Глена Мартина. Первый урок он запомнил на всю жизнь: Мартин сел в кабину, а ученика поставил на крыло. И поднял аппарат в воздух. Боинг, вцепившийся в специальную «пассажирскую» ручку, пережил весьма острые ощущения.
Вскоре он познакомился с лейтенантом ВМС и выпускником курсов авиаторов Массачусетского технологического института Конрадом Вестервальдом. Новые приятели решили сделать «лучший в мире аэроплан». Через полгода Вестервальд вынужден был выйти из проекта. Но главное он успел – рассчитал конструкцию биплана и подготовил чертежи. В ангаре работа шла практически без выходных.
И 15 июля 1916 года гидроплан, названный по инициалам компаньонов
Эксплуатационная надежность продукта — главное условие надежности любого бизнеса. Старайтесь создавать такой продукт, который пользуется абсолютным доверием.
Боинг немедленно зарегистрировал компанию Pacific Aero Products Co., которая через год была переименована в Boeing Airplane Co.
История создания боинга
Надо сказать, что модель B&W не слишком выделялась на общем фоне довольно примитивных летающих этажерок. Но Боинг не собирался и впредь заниматься кустарщиной. Дело было поставлено на научную основу: для отработки новых конструкций в университете арендовалась аэродинамическая труба.
В 1917 году американцы вступили в Первую мировую войну. Изготовленный за три месяца гидроплан Model С испытали, разобрали и доставили в товарном вагоне во Флориду на военно-морскую базу в Пенсаколе. Самолет военным понравился, и Боинг получил заказ на 50 машин, которые должны были использоваться в качестве тренировочных для подготовки летчиков.
Для исполнения заказа в кратчайшие сроки компания увеличила количество сотрудников с 28 человек до трех сотен. В Сиэтле на берегу озера появился настоящий авиазавод, работавший четко и ритмично.
Однако после войны госзаказы кончились. Гражданской авиации еще не существовало. Вoeing Airplane Co. несла убытки.
Дожидаясь лучших времен, Боинг испытывал модель С-700 и пропагандировал авиапочту. Совершил перелет из Ванкувера в Сиэтл с грузом в 60 писем и бандеролей.
Когда Министерство обороны решило развивать истребительную авиацию, Боинг вступил в «воздушный бой» с крупной компанией Curtiss Aeroplane and Motor Company. И выиграл: его Model 15 оказалась и скоростнее, и маневреннее, и проще в управлении, и надежнее в эксплуатации, «живучее».
Надо сказать, что принцип максимальной надежности, «живучести», заложенный Боингом в начале века, сохранился и после его ухода из компании. Бомбардировщик В-29 недаром прозвали «летающей крепостью»: его практически невозможно было сбить. Пилоты приземлялись на машинах, вдоль и поперек изрешеченных осколками зенитных снарядов, но, залатанные, «крепости» снова поднимались в воздух.
Летающий «хилтон»
Первой «штатской» машиной Боинга стал почтовый самолет Model 40 – деревянный одномоторный биплан с бензиновым двигателем мощностью 12 лошадиных сил. Почтовый отсек располагался перед пилотской кабиной. Корреспондентка одной из чикагских газет со всей страной поделилась незабываемыми впечатлениями от сорокаминутного пребывания в кубрике, который по объему не превышает холодильник. Тем не менее за несколько лет эксплуатации этот «крылатый холодильник» перевез не только несколько тонн почтовых отправлений, но и около 5 тысяч пассажиров. И никто особо не роптал на неудобства.
Приближалась эра пассажирской авиации, требовавшая более деликатного отношения к клиентам. И Боинг заблаговременно затеял соответствующую разработку. В 1928 году на трассы был выпущен Boeing 80, трехмоторный 12-местный авиалайнер.
Фюзеляж прямоугольного сечения, с металлическим каркасом и полотняной обшивкой. В носовой части – моторный отсек, за ним – закрытая двухместная пилотская кабина. В хвосте – туалет, умывальник с холодной и горячей водой. В салоне – 4 ряда по три кресла в каждом. Кресла из натуральной кожи. У каждого индивидуальный светильник. Салон имел систему принудительной вентиляции, а зимой отапливался. По тем временам – верх роскоши, прямо-таки пятизвездочный отель над облаками.
Имя и душа
Первая регулярная линия соединяла Сан-Франциско и Чикаго. На борту появились первые стюардессы. И это были отнюдь не улыбчивые куколки, разносящие напитки и бутерброды. Подбирались крепкие барышни, которым приходилось заталкивать самолет на место стоянки, таскать ведрами бензин во время заправок. А стоянок за время 28-часового полета было восемь.
В 1929 году Боинг объединил авиастроительный и транспортный бизнес, основав компанию Boeing Airplane & Transport Corporation. Разные ее подразделения производили гражданские и военные самолеты, катера, двигатели, строили аэродромы.
Компания Боинга заняла лидирующее положение в американской экономике. Правительство усмотрело в этом нечестную игру. То есть признала Boeing Airplane & Transport Corporation монополистом. В результате холдинг разделили на три части: United Airlines занялась перевозками, а United Aircraft и Boeing Aircraft Company – производством самолетов на Восточном и Западном побережье.
Боинг с разделением был категорически не согласен. Он продал свой пакет акций и навсегда покинул компанию, оставив ей свое имя и часть вложенной в ее создание души.
Уильям Боинг скончался 28 сентября 1956 года на борту собственной яхты у берегов Британской Колумбии. В соответствии с завещанием его прах развеяли над водами Атлантического океана. Это было сделано с борта самолета, носящего его крылатое имя.
день рождения основателя Боинга — Рамблер/новости
Он появился на свет 1 октября 1881 года в Детройте, штат Мичиган, а умер в возрасте 75 лет 28 сентября 1956 года, не дожив несколько дней до своего очередного дня рождения.
Фраза «Самолеты будущего сегодня!» стала девизом его компании, самолетами которой мы летаем и по сей день.
Отец основателя гражданской авиации в США переехал из Германии практически без денег, но смог построить собственный бизнес по лесозаготовке, который и передал по наследству своему сыну. Помимо бизнеса, будущий создатель самолетов унаследовал у отца упорство и стремление добиваться своего, которое и помогло ему стать авиатором и авиационным конструктором. В 1903 году после смерти отца Уильям Боинг переезжает в Сиэтл, где спустя пять лет впервые увидел полет аэроплана на крупной Национальной выставке. Увиденное настолько поразило его, что он забросил полученный от отца прибыльный бизнес, и полностью отдал себя авиаконструированию. Спустя два года он отправился на первый в мире слет авиаконструкторов, который проходил в Лос-Анджелесе, где познакомился со многими тогдашними энтузиастами авиации. Следующие несколько лет он полностью посвящает свое время изучению авиастроения, аэродинамики и всех имевшихся тогда наработок по авиаконструированию. И только в 1915 году Уильям Боинг, уже немало изучивший в области авиконструкторской работы, впервые садится за штурвал самолета, взяв несколько уроков пилотирования у тогдашнего американского авиатора Гленна Мартина.Супругой Уильяма Боинга была Берта Паршалл. В их семье было трое детей, но только один из них был родным сыном Уильяма Боинга, его супруги назвали Уильям Боинг младший. Двое других детей были у женщины от первого брака, и Уильям Боинг принял их как родных. В будущем один из них, Нэт Паршалл, стал менеджером в компании Douglas Aircraft, а родной сын авиаконструктора посвятил свою жизнь полетам, получив лицензию частного, а затем и коммерческого пилота. Его работой были полеты с частными пассажирами, а не авиаконструирование, но любовь к небу своим детям Уильям Боинг привить смог.
Уильям Боинг с самого начала считал авиацию не только интересным и перспективным, но и несомненно прибыльным делом. В итоге он отдал авиации более четверти века своей жизни. И все эти годы он с увлечением занимался авиацией, а глядя в небо, без труда мог угадать по силуэту и звуку мотора пролетающий мимо самолет. Это и не удивительно, ведь более двух третей тогдашних самолетов было сделано его компанией.
Известен Уильям Боинг не только своими самолетами, но и своими цитатами, которые зачастую повторяют и те, кто понятия не имеет о том, кому принадлежат эти мудрые слова. Так, именно ему принадлежит фраза: «Помните: нет ничего невозможного!» и «Поражение — это волшебный пинок дальше идти вперед, а не причина остановиться». Ему же принадлежит и еще одна прекрасная фраза, которой он как-то ответил на вопрос о том, почему оставил бизнес отца и занялся авиацией, и как ему удалось в итоге добиться такого впечатляющего успеха: «Слушайте свое сердце и следуйте за своей мечтой».
Первым самолетом, который решил создать Уильям Боинг, был гидроплан на двух поплавках. Работу над ним он начал со своим коллегой и другом Джорджем Вестервельтом, но заканчивать ее пришлось в одиночку — его товарища перевели из-за шедшей тогда войны.
29 июня 1916 года Уильям Боинг сам поднял в небо свой первый самолет, став не только его конструктором, но и испытателем. Спустя две недели он зарегистрировал собственную компанию, носившую тогда название «Pacific Aero Products», которую годом позже переименовал в «Boeing Airplane». Названия компании менялись еще несколько раз, но теперь в нем всегда оставалась фамилия ее основателя.Первое время компания Уильяма Боинга занималась именно гидропланами, самолет с колесными шасси появился только четвертой моделью, которая так и называлась Model 4. Этот самолет впервые поднялся в воздух в конце 1916 года, а уже в январе 1917 года был поставлен на вооружение в армию.
Уже после войны, в 1919 году, Боинг построил свой первый грузовой гидросамолет, который использовался для перевозки авиапочты. Перелетев на нем из Канады в Сиэтл, Уильям Боинг не только установил тогдашний рекорд по объему перевезенной за один раз почты, но и открыл эру международной авиапочты — его полет через американо-канадскую границу стал первым в истории почтовым перелетом между странами. А год спустя, в начале 1920 года, им был создан и первый колесный почтовый самолет, названный Model 8.
Еще один самолет Уильяма Боинга, Model 15, стал первым в огромной серии бипланов, выпускавшихся для армии и флота США вплоть до середины 30-х годов. Компания Уильяма Боинга в эти годы получила уже заслуженное признание, а потому правительство с удовольствием размещало у него свои заказы. Авиация в тот момент развивалась семимильными шагами, так что к концу производства этих бипланов самолет уже носил название Model 236.
Разработки самолетов для гражданских нужд Уильям Боинг тоже не оставлял. В 1927 году его Model 40A выиграл конкурс государственной почтовой службы США и открыл первую регулярную линию почтовых перевозок по маршруту Сан-Франциско — Чикаго.
А год спустя совершил свой первый полет Model 80, первый пассажирский самолет Уильяма Боинга. Трехмоторный был рассчитан на перевозку сразу 12 пассажиров, что тогда еще казалось довольно много.
29 мая 1929 года началась новая эра в авиации и развитии компании Уильяма Боинга. Между его корпорацией и военным руководством США был подписан контракт на проектирование совершенно нового типа самолета — цельнометаллического моноплана. В рамках контракта было разработано сразу несколько различных моделей, которые могли применяться для решения самых разных армейских задач.
В 1930 компания Уильяма Боинга впервые ввела такое явление, как бортпроводники. 15 мая 1930 медсестра из Сан-Франциско Эллен Черч на рейсе Сан-Франциско — Чикаго стала первой в мире бортпроводницей. Тогда это называли ассистент на борту, а нанимала компания в то время в качестве таких ассистентов исключительно обладательниц по крайней мере базового медицинского образования.
В 1934 году принятое в США антимонопольное законодательство вынудило Уильяма Боинга разделить свою корпорацию на три отдельных подразделения. Имя своего основателя в названии сохранила только одна из них — Boeing Aircraft Company. Сам Уильям Боинг на этом отошел от дел, передав руководство своему приемнику Клэйру Эгдтведту. Сам Уильям Боинг после этого продолжил заниматься унаследованным от отца бизнесом, а также занялся разведением скаковых лошадей и благотворительной деятельностью. Уходящий на пенсию Боинг был награжден медалью Гуггенхайма за достижения в авиации.
В авиацию он, однако, еще вернулся. Во время Второй мировой войны, когда основанная им компания сотнями производила столь необходимые для фронта бомбардировщики, Уильям Боинг вернулся к работе в качестве консультанта, не сумев остаться в стороне в такой момент. Тогда же, в целях большей эффективности работы, разделенные по антимонопольному закону предприятия некогда единой его компании снова были объединены.
Согласно завещанию, после смерти прах Уильяма Боинга был поднят в небо на самолете и развеян там. Никто из его наследников не решился оспорить его последней воли, согласно которой создатель самых массовых и известных самолетов решил после смерти навсегда остаться в небе.
А его компания продолжила свой путь на мировой Олимп авиации, как военной, так и гражданской. Первые B-17, названные впоследствии «Летающими крепостями», поднялись в небо в 1935 году. Позднее о них было сказано, что если бы не B-17, возможно, США и Британия проиграли бы свои сражения во Второй мировой. Великая депрессия, охватившая тогда Соединенные Штаты, никак не сказывалась на развитии авиации.
Первым получившим широкую известность пассажирским лайнером компании стал Боинг 707, который задал новый стандарт качества перевозок в коммерческой авиации.
Компании Боинга принадлежит создание самых известных и массовых пассажирских лайнеров — Боинг 737, 757 и 777. Кстати, с последним связана интересная история: компания Air France 10 апреля 2009 года приобрела в свой штат 777-й по счету самолет, которым оказался именно Боинг 777. А выпущенный в 2009 году Boeing 787 Dreamliner, заказы на который поступали после его демонстрации быстрее, чем на любой другой самолет в истории гражданской авиации.В настоящее время в компании Боинг пять подразделений, два из которых являются авиационными, еще две — инженерными, и одна финансовая организация. Авиационные — это Boeing Commercial Airplanes и Boeing Integrated Defense Systems. Инженерные — Boeing Engineering Operations & Technology и Shared Service Gpoup. Финансовой организацией в составе корпорации является Boeing Capital Corporation.
Инженерные и авиационные подразделения Боинга активно работают, в том числе, и на российском рынке. Причем работа эта начиналась еще в советское время, в 1930-х годах. Так, 13 октября 1929 года самолет АНТ-4 «Страна Советов», бывший тогда рекордным бортом, совершил посадку на озере Вашингтон в Сиэтле, где его экипаж встретился с сотрудниками компании Уильяма Боинга. А в 1935 году известный советский авиаконструктор Алексей Николаевич Туполев посетил завод компании Boeing.
Во время Второй мировой войны компания Боинг стала одним из поставщиков самолетов для советских летчиков по программе лендлиза.
Контакты советской авиапромышленности с американской продолжались и в послевоенные годы, а после совместной с США космической программы Союз-Аполлон в Аэрофлоте велись разговоры о закупке нескольких бортов Боинга для международных представительских рейсов. Тогда же специалисты компании Боинг впервые начали активно проявлять интерес к первому советскому сверхзвуковому пассажирскому лайнеру Ту-144. Полноценно история компании Боинг началась в России с 1990-х годов, когда в 1993 году компания «Трансаэро» закупила первые самолеты Боинг для выполнения своих рейсов, 6 сентября 1993 года Боинг открыл свой собственный научно-технический центр в Москве. Новый научный центр стал российским подразделением компании, занимающимся научно-инженерной работой.Специалисты центра занимаются сертификацией компаний-поставщиков концерна Boeing в России, тестируют условия работы в российских аэропортах на предмет условий полета и эксплуатации самолетов, а также занимаются научным сотрудничеством с российскими авиастроительными компаниями. Занимались они, в том числе, разработкой и прокладкой воздушных маршрутов в арктической зоне. Работы эти проводились в сотрудничестве с компанией «Трансаэро».
В тесном сотрудничестве с российским подразделением Боинга работает российская Научно-инженерная компания, расположенная в городе Жуковский.
Архивные фото взяты из открытых источников
Лесопромышленник, ставший авиаконструктором
Это был предприниматель, не упускавший возможности заработать на всем, что могло принести прибыль, но прославившийся как создатель лучших самолетов своего времени и гражданской авиации как отрасли экономики
Американская корпорация Boeing — мировой лидер авиационной промышленности, крупнейший производитель самолетов, основной подрядчик при строительстве Международной космической станции. В мире эксплуатируется более 12 тысяч гражданских самолетов производства Boeing — это 75% мирового авиапарка.
Как лесопромышленник стал авиатором
Основатель компании Уильям Эдвард Боинг родился 1 октября 1881 года в Детройте, в семье богатых немецких эмигрантов, получив при рождении имя Вильгельм Бёинг.
Вильгельм поступает в престижнейший Йельский университет (традиционный выбор высшего света Восточного побережья) на инженерный факультет и меняет имя на Уильям Боинг. Но поступление в университет свидетельствовало, скорее, о достатке семьи, нежели об экстраординарных способностях Вильгельма.
После нескольких лет учебы молодой человек решил, что окончание университета, пусть и одного из самых престижных в стране, не гарантирует ему обеспеченной жизни, поэтому за год до выпуска, не получив диплома, он решил использовать полученное им к тому времени наследство, чтобы инвестировать в лесную промышленность. В 1903 году Боинг отправился в район бухты Грейс на Западном побережье Америки, где занялся довольно прозаическим делом: торговлей древесиной — весьма прибыльным в то время занятием (прибыльнее была лишь добыча золота). Особенность метода работы Боинга состояла в том, что, в отличие от других компаний, которые, срубив лес, продавали земли, Уильям получал право разрабатывать там месторождения полезных ископаемых.
Особенность метода работы Боинга состояла в том, что, в отличие от других компаний, которые, срубив лес, продавали земли, Уильям получал право разрабатывать там месторождения полезных ископаемых
В 1908 году Боинг переезжает в Сиэтл. И вскоре его жизнь делает резкий вираж. Двадцатидевятилетний Уильям побывал на первом авиационном шоу в Америке, которое проходило в Лос-Анджелесе 10–20 января 1910 года. На выставке ему очень хотелось полетать на аэроплане, но никто из летчиков не согласился взять в кабину любопытного новичка, и будущему авиаконструктору оставалось только наблюдать за тем, как взлетают и садятся самолеты. Но это зрелище произвело на Боинга такое впечатление, что, вернувшись в Сиэтл, он принялся изучать новую для того времени дисциплину — авиастроение.
Начинающий авиастроитель
Многие из его окружения посчитали это чудачеством, не имеющим никакого практического применения. В журнале Scientific American в 1910 году можно было прочесть, например, такие строки: «Отношение общества к аэронавтике сегодня таково, что если кто-нибудь выразит надежду на ее перспективу и возможность с ее помощью революционизировать наше будущее, это будет равносильно признанию в собственном сумасшествии…» Но Уильям Боинг уже был глубоко убежден: авиация не только перспективное, но и прибыльное дело.
Несколько лет он провел за изучением трудов по авиастроению. Он познакомился с Джорджем Конрадом Вестерфельдом — бывшим военным моряком, окончившим курсы аэронавтики при Массачусетском технологическом институте, тоже выходцем из семьи немецких эмигрантов. Общее увлечение авиацией сделало Боинга и Вестерфельда лучшими друзьями. Вместе они даже совершили очень рискованный полет на одном из первых аэропланов, выпущенных будущим конкурентом Боинга Гленном Кёртиссом. Как вспоминал впоследствии Боинг, пассажирское место этого биплана было на крыле и как ему удалось там удержаться, осталось загадкой.
В журнале Scientific American можно было прочесть такие строки: «Отношение общества к аэронавтике сегодня таково, что если кто-нибудь выразит надежду на ее перспективу и возможность с ее помощью революционизировать наше будущее, это будет равносильно признанию в собственном сумасшествии…»
После полета Боинг и Вестерфельд сошлись на мысли, что «так летать нельзя», и приступили к созданию собственного биплана, который должен был стать лучшим в мире. Сам Боинг рассказывал об этом так: «Мы, как пионеры, пристали к незнакомому берегу, вторглись в сферу, где любая наша новая идея заслуживала того, чтобы каждый мог уверенно заявить: “Этого не может быть”. И все-таки нам приходилось делать невозможное».
Параллельно с конструированием Боинг осваивал профессию пилота. Осенью 1915 года он взял несколько уроков вождения самолета у известного авиатора Гленна Мартина.
Хотя тогда Боинг все еще был только пилотом-любителем, он был убежден, что сможет построить самолет, который будет лучше всех имевшихся к тому времени. Его инженерное образование, хотя и незавершенное, помогло ему в проектировании самолета, но, что более важно, предпринимательский опыт Боинга помог ему понять, как превратить авиастроение в бизнес. Кроме того, у него хватало денег, чтобы поддерживать такое рискованное предприятие, как новая авиационная компания. Пиломатериалы с северо-запада Тихого океана пользовались большим спросом и были надежным источником дохода. Таким образом, личное богатство Боинга оказалось решающим фактором успеха в первые годы существования компании.
Гидроплан B&W на озере Юнион
heraldnet.com
И в 1916 году на свет появился спроектированный Боингом первый в мире гидроплан B&W на двух поплавках, сделанный увлеченными авиаконструкторами прямо рядом с домом Боинга, в лодочном сарае на берегу озера Юнион. Выбор гидроплана был не случаен. Будучи заядлым яхтсменом, Боинг приобрел верфь Heath на реке Дювамиш в 1910 году, чтобы гарантировать место, где он мог бы строить и ремонтировать лодки. Его любимой лодкой была яхта «Таконит», названная в честь минерала, который обеспечил благосостояние его семьи.
Но Вестерфельду вскоре пришлось переехать на Восточное побережье, и Боинг был вынужден продолжать строительство в одиночку.
Для испытаний B&W был нанят опытный пилот. Но он опаздывал, и 16 июня 1916 года Боинг сам сел за штурвал их с Вестерфельдом самолета и совершил свой первый полет над озером Юнион.
Пятнадцатого июля 1916 года Уильям Боинг зарегистрировал свою компанию под именем Pacific Aero Products. Годом позже она сменила название на Boeing Airplane Company.
Для испытаний B&W был нанят опытный пилот. Но он опаздывал, и 16 июня 1916 года Боинг сам сел за штурвал их с Вестерфельдом самолета и совершил свой первый полет над озером Юнион
В 1917 году корпорация Boeing насчитывала 28 штатных сотрудников — пилотов, инженеров-конструкторов, плотников и швей. На заре авиации самолеты состояли из деревянного фюзеляжа и полотняных крыльев на деревянных рамах; железными были только мотор и шасси, так что первые крылья выходили из столярной и швейной мастерской. Ведущие пилоты-испытатели получали у Боинга по несколько сотен долларов в месяц, что по тем временам было совсем неплохо. А когда дела у компании шли неважно, ее президент покрывал расходы из собственных средств. Боинг очень требовательно подходил к кадрам: он нанял двух талантливых инженеров из Университета штата Вашингтон в Сиэтле — Клэйра Эгдтведта и Филиппа Джонсона — и авиаконструктора Цзу Вонга, эмигранта из Китая, который был одним из первых выпускников новой программы в области авиационной техники, запущенной в Массачусетском технологическом институте. Боинг также арендовал аэродинамическую трубу в Университете штата Вашингтон и открыл курсы по авиастроению. Спустя год число работников его компании превысило три сотни.
Война и новые возможности
Тем временем в Европе гремела Первая мировая война, в ней Боинг увидел потенциал для сбыта и попытался заинтересовать американскую армию своим продуктом, устроив авиашоу, на котором были сброшены картонные бомбы. Изобретение гидросамолетов помогло Боингу получить первые заказы — этой разработкой заинтересовались в Морском ведомстве. Ведущий инженер компании Вонг в кратчайший срок сконструировал гидроплан Model С:
После того как эти самолеты были испытаны на военно-морской базе в Пансаколе (Флорида), компания Boeing получила заказ на изготовление гидропланов (51 учебный самолет) для американской армии. Рабочим приходилось трудиться в три смены, чтобы выполнить его.
Гидроплан Model С
Wikipedia
После войны компании пришлось пережить не лучшие времена: ее продукция перестала быть востребованной. Боингу пришлось бы увольнять людей, которые работали на компанию с первых дней ее основания, но ему очень не хотелось терять коллектив профессионалов — он верил, что компанию ждет светлое будущее. И Боинг сохранил самое главное, что у него было: сработавшуюся команду. Он пережил кризис, изготавливая одежду, мебель и лодки и продолжая выплачивать своим сотрудникам зарплату. Это позволило удержаться на плаву, не сворачивая полностью испытаний самолетов. Некоторое время зарплату Боинг платил из своих сбережений.
Изобретение гидросамолетов помогло Боингу получить первые заказы — этой разработкой заинтересовались в Морском ведомстве. Ведущий инженер компании Вонг в кратчайший срок сконструировал гидроплан Model С
Wikipedia
Следующей разработкой стал самолет С-700, созданный Боингом в 1918 году. Этот самолет осуществил первую почтовую перевозку из Канады в Сиэтл, по тем временам это было невиданно. Уильям Боинг в очередной раз сам принял участие в грандиозном начинании, пролетев вместе со вторым пилотом над американской границей. С этого исторического перелета началась эпоха международной авиапочты.
Одно время компания Боинга производила лодки, так называемые водные сани, оснащенные самолетными двигателями. Эти лодки были очень популярны среди контрабандистов.
Вскоре после Первой мировой войны была разработана маленькая летающая лодка Boeing Model 6, также известная как B1. Самолет служил для перевозки почты или грузов, мог нести одного пилота и двух пассажиров. На Model 6 стоял двигатель мощностью 200 или 400 лошадиных сил. Первый полет самолет совершил 27 декабря 1919 года, а затем восемь лет использовался международной авиапочтой и курсировал между Сиэтлом и Вашингтоном, Викторией и Британской Колумбией.
Вскоре армия вновь ощутила нужду в самолетах, и с начала 1920-х годов заказы посыпались один за другим. Основными конкурентами Боинга была компания Curtiss Aeroplane and Motor Company Гленна Кёртисса — пионера американского авиастроения, на самолете которого Боинг в свое время впервые поднялся в воздух. Но, опять-таки, доходы Боинга от торговли древесиной и его личное богатство имели решающее значение для победы над конкурентами.
Boeing Model 6, также известная как B1. Самолет служил для перевозки почты или грузов, мог нести одного пилота и двух пассажиров
Wikipedia
Эра гражданской авиации
Толчком для перехода Боинга в коммерческий сектор авиации стало принятие нового закона «О контрактной воздушной почте». До этого, начиная с 1918 года, почтовое отделение США обслуживало всю воздушную почту собственным парком самолетов. Быть пилотом воздушной почты было довольно опасно — главным образом потому, что самолет, используемый почтой, был весьма ненадежным. Из 40 пилотов, нанятых почтовым отделением для выполнения маршрутов авиапочты, 31 погиб в авариях к 1925 году. Почтовое отделение искало новый самолет, и компания Boeing смогла его предоставить.
Из 40 пилотов, нанятых почтовым отделением для выполнения маршрутов авиапочты, 31 погиб в авариях к 1925 году. Почтовое отделение искало новый самолет, и компания Boeing смогла его предоставить
В 1927 году Уильям Боинг вновь оказался в центре внимания: созданный им самолет Model 40А выиграл конкурс федерального почтового ведомства, открыв первую регулярную почтовую трассу Сан-Франциско — Чикаго длиной более трех тысяч километров. За первый год существования линии было перевезено около полутоны почты и две тысячи пассажиров. В результате возникла новая концепция авиации — в одном самолете перевозились люди, грузы и почта.
Между тем летом 1927 года авиатор Чарльз Линдберг совершил успешный полет через Атлантику, и интерес к акциям авиакомпаний в условиях бурно развивающегося тогда фондового рынка резко возрос. Летом 1928-го Боинг решил разместить на бирже акции своей компании, чтобы собрать дополнительные деньги для ее развития. Компания построила новое здание, чтобы разместить штат разработчиков. Доходы от авиапочты позволили Боингу обратиться к созданию пассажирских самолетов. Первым примером была модифицированная модель 40A, которая имела два дополнительных места, установленных для перевозки людей вместе с обычными почтовыми грузами.
В знак признания достижений Boeing и мастерства его компании первый муниципальный аэропорт Сиэтла, построенный в 1928 году, был назван Boeing Field. На открытии здания терминала аэропорта Боинг заявил, что этот день был «чуть ли не самым счастливым в моей жизни».
Самолет Model 40А выиграл конкурс федерального почтового ведомства, открыв первую регулярную почтовую трассу Сан-Франциско — Чикаго длиной более трех тысяч километров
flyawaysimulation.com
Что касается собственно пассажирских перевозок, то и здесь Боинг был первым: Model 80, созданная в 1929 году, могла взять на борт 12 пассажиров. Сиденья стали более комфортабельными, в самолетах появились стюардессы, готовые в любой момент прийти на помощь пассажирам. Всего через год компания Boeing вышла в лидеры по пассажирским и почтовым перевозкам — ей принадлежало 30% рынка США. Началась эра гражданской авиации.
В 1929 году на главном заводе Боинга в Сиэтле и в его филиалах работало уже более 800 человек. Компания строила аэродромы, обучала пилотов, но ее главнейшей задачей оставалось авиастроение. В этом же году Боинг объединил Boeing Airplane Company, Boeing Air Transport, производителя двигателей Pratt & Whitney и несколько других небольших своих компаний и создал United Aircraft and Transportation Corporation (Объединенная авиационно-транспортная корпорация) которая считалась ведущей авиастроительной компанией США. Уильям Боинг постоянно держал руку на пульсе времени. Он своевременно перешел от устаревших деревянных конструкций к металлическим, постоянно совершенствовал свои модели.
Boeing 247 авиакомпании United Air Lines в аэропорту Бёрбэнка, Калифорния. 1933 год
airandspace.si.edu
С началом Великой депрессии для всех настали очень нелегкие времена. Но у компании Уильяма Боинга дела шли хорошо. Вот какие самолеты разработал Боинг за эти годы:
— Boeing 247 (военное обозначение С-73) — десятиместный пассажирский самолет, первый серийный цельнометаллический авиалайнер со свободнонесущим крылом, убирающимся шасси, фюзеляжем типа полумонокок и автопилотом. Первый полет совершил 8 февраля 1933 года;
— Boeing P-26 Peashooter. Первый полет совершил 20 марта 1932 года. Применялся ВВС США во время Второй мировой войны. Всего было построено около 150 истребителей различных модификаций;
— Boeing B-17 Flying Fortress («Летающая крепость») — первый серийный американский цельнометаллический тяжелый четырехмоторный бомбардировщик. Самолет был спроектирован в 1934 году в рамках конкурса на создание берегового бомбардировщика, действующего против кораблей. Через год был создан прототип Model 299, оснащенный двигателями Pratt & Whitney 750 л. с., первый полет которого состоялся 28 июля того же года. На последующих самолетах устанавливались двигатели «Райт-Циклон» 1200 л. с. Заводы Boeing в общей сложности выпустили 6981 бомбардировщик B-17 различных моделей (от опытного Model 299 до B-17G). На заводах фирм Douglas и Lockheed по лицензии построили еще 5745 самолетов модификаций B-17F и B-17G. Суммарный выпуск самолета составил 12 726 единиц.
Boeing B-17 Flying Fortress («Летающая крепость») — первый серийный американский цельнометаллический тяжелый четырехмоторный бомбардировщик
Wikipedia
Вмешательство государства
Процветание компании Боинга на фоне Великой депрессии не осталось незамеченным политиками. В феврале 1934 года Уильяма Боинга вызывают на судебные разбирательства по поводу его компании — он обвиняется в получении государственных контрактов путем тайных сделок и создании монополии.
В основу обвинения легло журналистское расследование. В 1933 году некий журналист обнаружил, что контракты на воздушные перевозки не всегда заключаются с теми, кто предлагает самую низкую цену. Затем он обнаружил, что генерал-почтмейстер США Браун встретился с руководителями крупных авиакомпаний, чтобы, по сути, разделить между ними воздушную почту страны. Репортер слил свою историю сенатору Хьюго Блэку из Алабамы, который возглавлял один из сенатских комитетов.
«Единственное, в чем я виноват, — говорил Боинг на суде, — в создании успешной компании». В результате все обвинения были сняты, но Уильям был сильно оскорблен. Он продал свою долю, оставил авиационный бизнес и передал дела компании своему преемнику
Во времена Боинга авиакомпании строили аэродромы, осуществляли перевозки, занимались диспетчерским обслуживанием. Именно такой «монополизм» стал причиной применения к компании Boeing так называемого Закона Шермана: антимонопольное законодательство США запрещало авиакомпаниям одновременно заниматься почтовыми и пассажирскими перевозками и авиастроительством. И компания Боинга была вынуждена разделиться на три части: United Air Lines занималась авиаперевозками, United Aircraft и Boeing Aircraft Company — строительством самолетов на Восточном и Западном побережье Соединенных Штатов.
«Единственное, в чем я виноват, — говорил Боинг на суде, — в создании успешной компании». В результате все обвинения были сняты, но Уильям был сильно оскорблен. Он продал свою долю, оставил авиационный бизнес и передал дела компании своему преемнику инженеру Клэйру Эгдтведту, который работал у него почти с самого основания компании.
Компания, оставившая за собой имя своего основателя, продолжила начатое им дело. Впрочем, Боинг ненадолго вернулся — во время Второй мировой войны он был консультантом при создании военных самолетов. Но надолго не задержался. Он понял, что его дело в надежных руках, не видел смысла вмешиваться в руководство и смущать всех своим присутствием, — но без дела не остался и занялся разведением породистых лошадей. В этом занятии он тоже преуспел.
Последние годы
В 1942 году Boeing и его семья переехали в штат Вашингтон на ферму Aldarra Farms площадью 500 акров в Фолл-Сити — небольшом городке к востоку от Сиэтла. Боинг заинтересовался животноводством и выращивал здесь крупный рогатый скот и овец. Он модернизировал ферму и построил завод по дегидратации травы, чтобы обеспечить выпас скота круглый год (это был единственный некоммерческий завод по дегидратации в штате), а заодно продолжал заниматься торговлей и производством пиломатериалов.
В последние годы жизни он уединился на своей яхте близ Канадского побережья, где и умер 28 сентября 1956 года.
В конце жизни Уильям Боинг вспоминал: «Мы стали первопроходцами в теории и практике индустрии авиастроения. Все проблемы, с которыми нам приходилось сталкиваться, были новыми — никто до нас их еще не решал. И мы не имели права останавливаться и поворачивать назад — мы должны были решать их. Мы не могли позволить себе отвергнуть ни одну идею и ни один проект из-за того, что “их воплощение невозможно”. Мы изо всех сил старались превратить в реальность всё, что считали нужным».
В 1966 году Боинг был включен в Национальный зал славы авиации.
Секреты успеха от Уильяма Эдварда Боинга выглядят просто:
1. Заработайте денег там, где это сделать легко.
2. Найдите увлечение, которое станет для вас смыслом жизни.
3. Не бойтесь создавать что-то своими руками.
4. Прежде чем действовать, найдите всю доступную информацию.
5. Делайте свое изобретение достаточно универсальным.
6. Не стесняйтесь быть первооткрывателями.
7. Выходите из трудных ситуаций за счет смежных областей.
8. Уходите на пике славы.
Боинг на «Боинге»: история жизни легендарного американского авиатора | История | Общество
Уильям Боинг родился в семье преуспевающего выходца из Германии, горного инженера Вильгельма Боинга. Это позволило будущему родоначальнику американской авиации поступить в один из самых престижных вузов страны, Йельский университет. Впрочем, диплом он так и не получил, решив вместо этого начать заниматься бизнесом. В 1903 году он купил большие лесные участки вокруг Грейс Харбор на Тихоокеанской стороне полуострова Олимпик и занялся выпуском пиломатериалов. Опыт работы с ними в будущем помог Боингу создать одни из лучших самолётов своего времени: на заре авиации все летательные аппараты представляли собой деревянные конструкции, обтянутые тканью.
Боинг на «Боинге»
Увлёкшись авиацией, Уильям принял участие в первой американской авиавыставке, где впервые увидел в небе самолёт. Вскоре он купил самолёт производства Glenn L. Martin Company. На нём он начал учиться летать вместе со своим другом Джорджем Конрадом Вестервельтом — бывшим моряком, закончившим курсы аэронавтики при Массачусетском технологическом институте. В первом своём полёте Боинг занял место пассажира. Комфортных кабин тогда не было, и Боинг фактически пристроился на крыле самолёта. Позже он недоумевал, как ему вообще удалось там удержаться и не слететь. Вскоре выяснилось, что самолёт очень хрупок: во многих деревянных деталях появились трещины. Когда Боингу сообщили, что запасные части смогут поставить только через несколько месяцев, он разозлился и ответил: «Мы могли бы создать детали лучше и быстрее!».
Изучив вместе с Вестервельтом конструкцию всех немногочисленных самолётов того времени, производитель пиломатериалов решил построить собственный самолёт. Боинг самостоятельно поднял свой первый аэроплан в воздух в 1916 году, а уже в следующем году вместе с Вестервельтом приступил к разработке своего первого гидросамолёта на поплавковом шасси. Через год была зарегистрирована компания, получившая название «Boeing Airplane Company».
Ещё год спустя штат компании насчитывал 28 сотрудников. Первое время дела шли неважно: известно, что Боингу приходилось покрывать часть расходов из собственных средств. Ситуация улучшилась в 1917 году, когда США вступили в Первую мировую войну. Власти заказали фирме 50 гидропланов, что придало ей большой толчок в развитии.
Содовая вместо шампанского
В 1921 году 40-летний Боинг женился на Берте Паршалл, которая уже имела от первого брака двух сыновей, ставших его пасынками, а в 1923 году она родила Боингу сына Уильяма. Двое мальчиков из семьи Боинга посвятили свою жизнь авиации. Нэт Паршалл стал менеджером компании Douglas Aircraft, а Уильям Боинг-младший — частным пилотом.
После войны фирма Боинга осталась без госзаказов и с трудом сводила концы с концами. Выходом стала разработка почтовых самолётов, а затем и первых грузопассажирских машин. С началом первых в мире массовых авиаперевозок связана интересная легенда. Согласно ей, Берту Боинг попросили «окрестить» первый самолёт шампанским по примеру спускаемых на воду кораблей. Однако, согласно сухому закону, использовать алкоголь было нельзя, поэтому вместо вина в дело пошла содовая. К 1928 году завод, всего десять лет назад состоявший из двух десятков человек, стал одним из самых крупных в мире: здесь работало уже более 1000 сотрудников.
При этом речь шла не только о производстве самолётов: авиатранспортная корпорация включала в себя несколько авиакомпаний, а также школу для пилотов и обслуживающего персонала. Дела у фирмы шли хорошо вплоть до 1934 года, когда было принято антимонопольное законодательство и предприятие было разделено на United Technologies Corporation, занимавшуюся производством на востоке США, компанию Boeing Company, производящую самолёты на западе страны, и авиакомпанию, которая занималась эксплуатацией машин.
Лошади и яхта
К этому моменту Боинг принял решение отойти от дел, продав свои акции. На пенсию его проводили со всеми почестями, он был награждён медалью Гуггенхайма за достижения в сфере авиации. На церемонии награждения Боинг сказал: «Я ухожу на пенсию после многих лет работы в авиации, сфере, наполненной романтикой. Мы, как первопроходцы, пристали к незнакомому берегу, вторглись в ту сферу, где любая наша новая идея заслуживала того, чтобы каждый мог уверенно заявить: «Этого не может быть». Теперь я остаюсь сторонним наблюдателем, верящим в прогресс и новые свершения в авиации».
Последние годы жизни Боинг занимался разведением чистокровных лошадей, много времени проводил на своей яхте. Интересно, что во время Второй мировой войны, когда оставленная им корпорация массово производила бомбардировщики, Боинг вернулся в авиацию в качестве консультанта. Предприятия, разделённые из-за антимонопольного закона, во время войны объединили усилия для защиты страны.
После войны Боинг был почётным гостем на первых полётах пассажирских самолётов компании. Так, в 1954 году, на запуске реактивного лайнера Boeing 367-80 (прародителя всех современных пассажирских самолётов компании), он присутствовал вместе с женой, и в этот раз Берте разрешили «окрестить» самолёт шампанским.
Умер Уильям Боинг на борту своей яхты 28 сентября 1956 года, не дожив до своего 75-летия всего трёх дней. Его прах развеян в море у побережья Британской Колумбии — в этом месте он любил ходить на своём судне. В 1966 году имя Боинга было увековечено в зале славы в Детройте «за выдающийся вклад в развитие гражданской авиации и жизненно важных для безопасности страны военных самолётов».