Что такое сервер программа – О модели взаимодействия клиент-сервер простыми словами. Архитектура «клиент-сервер» с примерами

Содержание

Сервер приложений — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сервер приложений (англ. application server) — это программная платформа (фреймворк), предназначенная для эффективного исполнения процедур (программ, скриптов), на которых построены приложения. Сервер приложений действует как набор компонентов, доступных разработчику программного обеспечения через API (интерфейс прикладного программирования), определённый самой платформой.

Для веб-приложений основная задача компонентов сервера — обеспечивать создание динамических страниц. Однако современные серверы приложений включают в себя и поддержку кластеризации, повышенную отказоустойчивость, балансировку нагрузки, позволяя таким образом разработчикам сфокусироваться только на реализации бизнес-логики.

В случае Java-сервера приложений сервер приложений ведёт себя как расширенная виртуальная машина для запуска приложений, прозрачно управляя соединениями с базой данных, с одной стороны, и соединениями с веб-клиентом, с другой.

Целостность данных и кода
Выделяя бизнес-логику на отдельный сервер или на небольшое количество серверов, можно гарантировать обновления и улучшения приложений для всех пользователей. Отсутствует риск, что старая версия приложения получит доступ к данным или сможет их изменить старым несовместимым образом.
Централизованная настройка и управление
Изменения в настройках приложения, таких, как изменение сервера базы данных или системных настроек, могут производиться централизованно.
Безопасность
Сервер приложений действует как центральная точка, используя которую, поставщики сервисов могут управлять доступом к данным и частям самих приложений, что считается преимуществом защиты. Её наличие позволяет переместить ответственность за аутентификацию с потенциально небезопасного уровня клиента на уровень сервера приложений, при этом дополнительно скрывая уровень базы данных.
Поддержка транзакций
Транзакция представляет собой единицу активности, во время которой большое число изменений ресурсов (в одном или различных источниках) может быть выполнено атомарно (как неделимая единица работы). Конечные пользователи при этом могут выиграть от стандартизованного поведения системы, от уменьшения времени на разработку и от снижения стоимости. В то время как сервер приложений выполняет массу нужного генерирования кода, разработчики могут сфокусироваться на бизнес-логике.
  • Под сервером приложений в случае Java EE подразумевается комплекс программ, реализующих концепцию Java EE и позволяющих запускать в себе Java EE приложения. К классу серверов приложений относятся такие продукты как Sun GlassFish, IBM WebSphere, RedHat JBoss Application Server, Apple WebObjects (англ.), Oracle Weblogic Server и др.
  • Zope, развитый сервер web-приложений.
  • Терминальные серверы, например поставляемые компанией Citrix

Сервер (приложение) — это… Что такое Сервер (приложение)?

Файл-серверы

Файл-серверы представляют собой серверы для обеспечения доступа к файлам на диске сервера.

Прежде всего это серверы передачи файлов по заказу, по протоколам TFTP, HTTP. Протокол HTTP ориентирован на передачу текстовых файлов, но серверы могут отдавать в качестве запрошенных файлов и произвольные данные, например динамически созданные веб-страницы, картинки, музыку и т. п.

Другие серверы позволяют монтировать дисковые разделы сервера в дисковое пространство клиента и полноценно работать с файлами на них. Это позволяют серверы протоколов NFS и RPC.

Недостатки файл-серверной системы:

• Очень большая нагрузка на сеть, повышенные требования к пропускной способности. На практике это делает практически невозможной одновременную работу большого числа пользователей с большими объемами данных.

• Обработка данных осуществляется на компьютере пользователей. Это влечет повышенные требования к аппаратному обеспечению каждого пользователя. Чем больше пользователей, тем больше денег придется потратить на оснащение их компьютеров.

• Блокировка данных при редактировании одним пользователем делает невозможной работу с этими данными других пользователей.

• Безопасность. Для обеспечения возможности работы с такой системой Вам будет необходимо дать каждому пользователю полный доступ к целому файлу, в котором его может интересовать только одно поле

Серверы доступа к данным

Серверы доступа к данным обслуживают базу данных и отдают данные по запросам. Один из самых простых серверов подобного типа — англ. Lightweight Directory Access Protocol — облегчённый протокол доступа к спискам).

Для доступа к серверам баз данных единого протокола не существует, однако все серверы баз данных объединяет использование единых правил формирования запросов — язык англ. Structured Query Language — язык структурированных запросов).

Службы обмена сообщениями

Службы обмена сообщениями позволяют пользователю передавать и получать сообщения (обычно — текстовые).

В первую очередь это серверы электронной почты работающие по протоколу SMTP-сервер принимает сообщение и доставляет его в локальный почтовый ящик пользователя или на другой SMTP-сервер (сервер назначения или промежуточный). На многопользовательских компьютерах, пользователи работают с почтой прямо на терминале (или веб-интерфейсе). Для работы с почтой на персональном компьютере, почта забирается из почтового ящика через серверы, работающие по протоколам IMAP.

Для организации конференций существует серверы новостей, работающие по протоколу чатов, стандартный чат-сервер работает по протоколу ICQ или

Серверы удаленного доступа

Серверы удаленного доступа, через соотвествующую клиентскую программу, обеспечивают пользователя консольным доступом к удаленной системе.

Для обеспечения доступа к командной строке служат серверы SSH.

Графический интерфейс для Unix-систем — X Window System, имеет встроенный сервер удаленного доступа, так как с такой возможностью разрабатывался изначально. Иногда возможность удаленного доступа к интерфейсу Х-Window

неправильно называют «X-Server» (этим термином в X-Window называется видеодрайвер).

Стандартный сервер удаленного доступа к графическому интерфейсу Windows называется терминальный сервер.

Некоторую разновидность управления (точнее мониторинга и конфигурирования), также, предоставляет протокол SNMP. Компьютер или аппаратное устройство для этого должно иметь SNMP-сервер.

Игровые серверы

Игровые серверы, служат для одновременной игры нескольких пользователей в единой игровой ситуации. Некоторые игры имеют сервер в основной поставке и позволяют запускать его в невыделенном режиме (то есть позволяют играть на машине, на которой запущен сервер).

Серверные решения

Серверные решения — операционные системы и/или пакеты программ оптимизированные под выполнение компьютером функций сервера и/или содержащие в своем составе комплект программ для реализации типичного набора сервисов.

Примером серверных решений можно привести Unix-системы, изначально предназначенные для реализации серверной инфраструктуры, или серверные модификации платформы Microsoft Windows.

Также необходимо выделить пакеты серверов и сопутствующих программ (например комплект веб-сервер/PHP/MySQL для быстрой развертки хостинга) для установки под Windows (для Unix свойственна модульная или «пакетная» установка каждого компонента, поэтому такие решения редки).

В интегрированных серверных решениях установка всех компонентов выполняется единовременно, все компоненты в той или иной мере тесно интегрированы и предварительно настроены друг на друга. Однако в этом случае, замена одного из серверов или вторичных приложений (если их возможности не удовлетворяют потребностям) может представлять проблему.

Серверные решения служат для упрощения организации базовой ИТ-инфраструктуры компаний, то есть для оперативного построения полноценной сети в компании в том числе и «с нуля». Компоновка отдельных серверных приложений в решение подразумевает, что решение предназначено для выполнения большинства типовых задач; при этом значительно снижается сложность развертывания и общая стоимость владения ИТ-инфраструктурой, построенной на таких решениях.

Wikimedia Foundation. 2010.

что это и как он работает?

Сервер приложений это набор физического и программного обеспечения, которое способно обеспечить доступ клиентов к программам, выполняющихся непосредственно на серверном оборудовании. По сути это некий комплект, к которому можно получить доступ при помощи специальных API и обеспечить не только вывод каких-либо данных, но и оптимизировать исполнение программного кода на любых устройствах. Давайте подробней разберемся в том, как работает сервер приложений.

Где используется и что делает сервер приложений

Сервер приложений

Давайте представим на минуту, что вы владеете неким интернет-ресурсом, основная задача которого делиться с пользователями определенной информацией. В один момент вы решили расширить

возможности своего сервиса, но с их внедрением часть функций в браузерах мобильных устройств попросту перестала работать, после чего вы приступили к созданию специальной программы для смартфонов, которая будет поддерживать весь необходимый программный комплекс. Но и здесь вы натолкнулись на грабли, так как «начинка» всех устройств кардинально отличается друг от друга, что ограничивает его использование.

Для избавления от этой проблемы весь программный пакет будет разбиваться на три части:

  • графическая оболочка, которая будет устанавливаться на устройства;
  • программный код, который размещается на сервере;
  • базы данных и средства управления ими.

То есть пользователь, устанавливает только некую графическую часть, которая отправляет определенные запросы на сервер. Здесь данные обрабатываются и при помощи серверных приложений генерируется код, который и будет отправлен обратно, в клиентское приложение. Получается, что сервер приложений обеспечивает выполнение некоего кода, который был отправлен посредством графического компонента.Как работает сервер приложений

Еще одним примером можно назвать серверы приложений, используемых при создании сайтов. Прежде чем вы увидите эту статью она будет занесена в базу данных, потом специальная программы извлечет ее оттуда, отформатирует, основываясь на шаблонах, а далее – отправит в браузер.

Примеров можно приводить практически бесконечное количество и это необязательно должна быть именно связь в среде веб. Например, в операционных системах Windows, в качестве посредника выступает программная платформа .Net и Java.

Веб-сервер и сервер приложений

Многие люди, которые только начинают знакомиться с сетевыми технологиями довольно часто задаются вопросом разницы между веб-сервером и сервером приложений. В последние годы отличительных особенностей становится все меньше, так как на первых не только находятся статические данные, а и динамические, которые генерируются в процессе выполнения программы. Стоит помнить, что функции сервера приложений заключаются в создании некоего кода, который может передаваться клиентам (разработчикам) в виде готового решения посредством различных технологий и протоколов, включая HTTP.

Требования к серверу приложений будут отличаться от сферы его использования, поэтому универсального способа не существует. Лучше всего — получить консультацию у специалистов, а они уже расскажут вам обо всех нюансах. Звоните нам или приходите в офис, угостим кофе и поможем в выборе.

Сервер (приложение) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Сервер. Логотип веб-сервера Apache

Се́рверное програ́ммное обеспечение (се́рвер, англ. server от to serve — служить; множественное число се́рверы, в разговорном языке также употребляется сервера́) — в информационных технологиях — программный компонент вычислительной системы, выполняющий сервисные (обслуживающие) функции по запросу клиента, предоставляя ему доступ к определённым ресурсам или услугам.

Роль сервера[ | ]

Понятия сервер и клиент и закреплённые за ними роли образуют программную концепцию «клиент-сервер».

Для взаимодействия с клиентом (или клиентами, если поддерживается одновременная работа с несколькими клиентами) сервер выделяет необходимые ресурсы межпроцессного взаимодействия (разделяемая память, пайп, сокет и т. п.) и ожидает запросы на открытие соединения (или, собственно, запросы на предоставляемый сервис). В зависимости от типа такого ресурса, сервер может обслуживать процессы в пределах одной компьютерной системы или процессы на других машинах через каналы передачи данных (например, COM-порт) или сетевые соединения.

Формат запросов клиента и ответов сервера определяется протоколом. Спецификации открытых протоколов описываются открытыми стандартами, например, протоколы Интернета определяются в документах RFC.

В зависимости от выполняемых задач одни серверы, при отсутствии запросов на обслуживание, могут простаивать в ожидании. Другие могут выполнять какую-то работу (например, работу по сбору информации), у таких серверов работа с клиентами может быть второстепенной задачей.

Аппаратное обеспечение[ | ]

У слова «сервер» есть и другое значение — компьютер, выполняющий серверные задачи, или компьютер (или иное аппаратное обеспечение), специализированный (по форм-фактору и/или ресурсам) для использования в качестве аппаратной базы для серверов услуг (иногда — услуг определённого направления), разделяя ресурсы компьютера с программами, запускаемыми пользователем. Такой режим работы называется «невыделенным», в отличие от «выделенного» (англ. dedicated), когда компьютер выполняет только сервисные функции. Строго говоря, на рабочей ст

Сервер приложений — это… Что такое Сервер приложений?

Сервер приложений (англ. application server) — это программная платформа (software framework), предназначенная для эффективного исполнения процедур (программ, механических операций, скриптов), которые поддерживают построение приложений. Сервер приложений действует как набор компонентов, доступных разработчику программного обеспечения через API (Интерфейс прикладного программирования), который определен самой платформой.

Для веб-приложений эти компоненты обычно работают на той же машине, где запущен веб-сервер. Их основная работа — обеспечивать создание динамических страниц. Однако современные серверы приложений нацелены гораздо больше не на то, чтобы генерировать веб-страницы, а на то, чтобы выполнять такие сервисы как кластеризация, отказоустойчивость и балансировка нагрузки, позволяя таким образом разработчикам сфокусироваться только на реализации бизнес-логики.

Обычно этот термин относится к Java-серверам приложений. В этом случае сервер приложений ведет себя как расширенная виртуальная машина для запуска приложений, прозрачно управляя соединениями с базой данных с одной стороны и соединениями с веб-клиентом с другой.

Преимущества серверов приложений

Целостность данных и кода
Выделяя бизнес логику на отдельный сервер, или на небольшое количество серверов, можно гарантировать обновления и улучшения приложений для всех пользователей. Отсутствует риск, что старая версия приложения получит доступ к данным или сможет их изменить старым несовместимым образом.
Централизованная настройка и управление
Изменения в настройках приложения, таких как изменение сервера базы данных или системных настроек, могут производиться централизованно.
Безопасность
Сервер приложений действует как центральная точка, используя которую, поставщики сервисов могут управлять доступом к данным и частям самих приложений, что считается преимуществом защиты. Её наличие позволяет переместить ответственность за аутентификацию с потенциально небезопасного уровня клиента на уровень сервера приложений, при этом дополнительно скрывая уровень базы данных.
Поддержка транзакций
Транзакция представляет собой единицу активности, во время которой большое число изменений ресурсов (в одном или различных источниках) может быть выполнено атомарно (как неделимая единица работы). Конечные пользователи при этом могут выиграть от стандартизованного поведения системы, от уменьшения времени на разработку и от снижения стоимости. В то время как сервер приложений выполняет массу нужного генерирования кода, разработчики могут сфокусироваться на бизнес-логике.

Примеры реализации

  • Под сервером приложений в случае Java EE подразумевается комплекс программ, реализующих концепцию Java EE и позволяющих запускать в себе Java EE приложения. К классу серверов приложений относятся такие продукты как Sun GlassFish, IBM WebSphere, RedHat JBoss Application Server, Apple WebObjects (англ.) и др.
  • Zope, развитый сервер web-приложений.
  • Терминальные серверы, например поставляемые компанией Citrix

См. также

Ссылки

Топологии серверов приложений WebSphere Application Server для обеспечения высокой доступности

Здравствуй, Хабр!

В этой статье я хочу рассказать какие есть подходы для обеспечения отказоустойчивости и масштабирования инфраструктуры серверов приложений WebSphere Application Server 7 компании IBM.

Для начала немного терминологии, которая будет использоваться:

Высокая доступность (англ. High availability) — это метод проектирования системы, позволяющий достигать высокого уровня доступности системы в течение какого-либо промежутка времени.

Для бизнес-систем высокая доступность подразумевает создание избыточности в критических бизнес-системах. Тогда отказ одного компонента, будь то отказ маршрутизатора или сетевой карты или ролграмного компонента, не будет вызывать сбой приложения.

Доступность в основном выражется в процентах или в «девятках».

А = MTBF / ( MTBF + MTTR).

90% («одна девятка») — 16.8 часов простоя в неделю
99% («две девятки») — 1.7 часа простоя в неделю
99.9% («три девятки») — 8.8 часов простоя в год
99.99% («четыре девятки») — 53 минуты простоя в год

MTBF (англ. Mean time between failures ) — Средняя продолжительность работы между остановками, то есть показывает, какая наработка в среднем приходится на один отказ.

MTTR (англ. Mean Time to Restoration ) — среднее время, необходимое для восстановления нормальной работы после возникновения отказа.

SPOF (англ. single point of failure ) — часть системы, которая в случае отказа делает систему недоступной.

WAS — J2EE сервер приложений компании IBM. Существует несколько вариантов поставки:
0. Community Edition — открытый проект на базе Apache Geronimo;
1. Express — 1 узел/1 сервер приложений;
2. Base — 1 узел/ n серверов приложений;
3. Network Deployment (ND) — включает в себя набор компонет для построения масшабируемой и отказоустойчивой инфраструктуры из большого количества серверов приложений;
4. и еще несколько различных специфических вариантов (for z/OS, Hypervisor Edition, Extended Deployment).

Далее будем рассматривать все, что связано с именно с версией Network Deployment 7 (WAS ND ). На данный момент уже существют версии 8.0 и 8.5, но подходы описанные в статье применимы и к ним.

Основные термины относящиеся к топологиям Network Deployment:

Ячейка — Организационный юнит, который включает в себя менеджер развертывания(Deployment Manager) и несколько узлов(Node). Менеджер развертывания управляет узлами посредством агентов узлов(Node Agent).

Узел состоит из агента узла, который, как мы уже понимаем, используется для управления, и одним или несколькими серверами приложений (Application Server).

Такая иерархия (Ячейка / Узел / Сервер) помогает организовать все множество серверов и объединять их в группы согласно функциональности и требованиям по доступности.

Сервер приложений — JVM 5й спецификации Java EE (версии WAS 8 и 8.5 соостветствуют спецификации Java EE 6)

Профиль — набор настроек сервера приложений, которые применяются при его запуске. При старте экземпляра JVM, настройки ее окружения считываются из профиля и от его типа зависят функции которые будет выполнять сервер приложений. Менеджер развертывания, агент узла, сервер приложений — это частные примеры профилей. Далее в статье мы рассмотрим зачем и когда применять различные профили и как они взаимодействуют вместе, и чего позволяют добиться.
Stand-alone профиль отличается от федерированного тем, что управление несколькими Stand-alone профилями выполняется из различных административных консолей, а федерированные профили управляются из единой точки, что намного удобнее и быстрее.

Постановка задачи

Итак, исходя из поставленных задач по обеспечению высокой доступности некой бизнесс-системы работающей на инфраструктуре серверов приложений нам необходимо построить такую инфраструктуру, которая будет обеспечивать выполнение этих требований.
Уровень I

Cтандартная трехуровневая архитектура. Имеем один физический/виртуальный сервер на котором расположен stand-alone профиль WAS со своей административной консолью, СУБД и HTTP-сервер.
Перечислим какие точки отказа присутствуют в данной конфигурации и от уровня к уровню будем пытаться их устранить:
1. HTTP cервер;
2. Сервер приложений;
3. База данных;
4. Все програмные компоненты, которые обеспечивают взаимодействие нашего сервера с другими компонентами инфраструктуры ПО ( Firewall, LDAP, и т.д.)
5. Аппаратные средства.

Уровень II

На этом уровне мы устраняем единственную точку отказа — сервер приложений. Для этого нам надо создать кластер из друх серверов приложиний и для управления ими нам понадобятся еще две компоненты:
а) менеджер развертывания;
б) агент управления.

Менеджер развертывания фактически выполняет функцию обьединения административных консолей всех серверов приложений, которые находятся под его управлением. При изменении конфигураций одного или нескольких серверов, настройки «спускаются» от менеджера равертывания на сервера посредством агентов управления.

В случае отказа одного из серверов приложений HAManager автоматически восстановит все данные на втором сервере.

Уровень III

На этом уровне мы можем закрыть сразу несколько точек отказа — HTTP-сервер и физический сервер на котором крутятся сервера приложений. Для этого вынесем нашу БД за пределы наших физических серверов. Уже на 2-х серверах развернем 2 узла и в каждом из них создадим по паре серверов приложений. И обьеденим все сервера в единый кластер. В случае отказа одного из физических серверов данные и состояния приложений будут восстановлены на второй системе. В дополнение к этому используя балансировщик нагрузки (еще один тип профиля) мы можем распределить поступающие запросы между системами и таким образом распределить нагрузку и повысить производительность работы наших приложений. Применяя данную топологию мы получаем новую возможную точку отказа — баланcировщик нагрузки.

Уровень VI

Дополним уровень III резервным балансировщиком нагрузки и в дополнение к этому обеспечим надежность нашей БД. Детально мезанизмы кластеризации баз данных рассматривать не будем, т.к. они сами достойны отдельной статьи.

Уровень V

И финальным аккордом продублируем всю инфраструктуру и перенесем ее подальше, на случай если наш дата-центр затопит

В дополнение к этому, возможно будет не лишним вынести наши Front-end сервера в DMZ зону.

Итого

Как видим обеспечение непрерывной работы критических бизнесс-систем может быть ОЧЕНЬ затратным и прежде чем начинать построение таких решений необходимо оценить все риски и готовность к внедрению.

Спасибо за внимание.

Сервер (программное обеспечение) — Википедия. Что такое Сервер (программное обеспечение)

Логотип веб-сервера Apache

Се́рверное програ́ммное обеспечение (се́рвер, англ. server от to serve — служить; множественное число се́рверы, в разговорном языке также употребляется сервера́) — в информационных технологиях — программный компонент вычислительной системы, выполняющий сервисные (обслуживающие) функции по запросу клиента, предоставляя ему доступ к определённым ресурсам или услугам.

Роль сервера

Понятия сервер и клиент и закреплённые за ними роли образуют программную концепцию «клиент-сервер».

Для взаимодействия с клиентом (или клиентами, если поддерживается одновременная работа с несколькими клиентами) сервер выделяет необходимые ресурсы межпроцессного взаимодействия (разделяемая память, пайп, сокет и т. п.) и ожидает запросы на открытие соединения (или, собственно, запросы на предоставляемый сервис). В зависимости от типа такого ресурса, сервер может обслуживать процессы в пределах одной компьютерной системы или процессы на других машинах через каналы передачи данных (например, COM-порт) или сетевые соединения.

Формат запросов клиента и ответов сервера определяется протоколом. Спецификации открытых протоколов описываются открытыми стандартами, например, протоколы Интернета определяются в документах RFC.

В зависимости от выполняемых задач одни серверы, при отсутствии запросов на обслуживание, могут простаивать в ожидании. Другие могут выполнять какую-то работу (например, работу по сбору информации), у таких серверов работа с клиентами может быть второстепенной задачей.

Аппаратное обеспечение

У слова «сервер» есть и другое значение — компьютер, выполняющий серверные задачи, или компьютер (или иное аппаратное обеспечение), специализированный (по форм-фактору и/или ресурсам) для использования в качестве аппаратной базы для серверов услуг (иногда — услуг определённого направления), разделяя ресурсы компьютера с программами, запускаемыми пользователем. Такой режим работы называется «невыделенным», в отличие от «выделенного» (англ. dedicated), когда компьютер выполняет только сервисные функции. Строго говоря, на рабочей станции (для примера, под управлением Windows XP) и без того всегда работает несколько серверов — сервер удалённого доступа (терминальный сервер), сервер удалённого доступа к файловой системе и системе печати и прочие удалённые и внутренние серверы.

Классификация стандартных серверов

Как правило, каждый сервер обслуживает один или несколько схожих протоколов. Серверы можно классифицировать по типу услуг, которые они предоставляют.

Универсальные серверы

Универсальные серверы — особый вид серверной программы, не предоставляющий никаких услуг самостоятельно. Вместо этого универсальные серверы предоставляют серверам услуг упрощённый интерфейс к ресурсам межпроцессного взаимодействия и/или унифицированный доступ клиентов к различным услугам. Существуют несколько видов таких серверов:

  • inetd (от англ. internet super-server daemon — демон сервисов IP) — стандартное средство UNIX-систем — программа, позволяющая писать серверы TCP/IP (и сетевых протоколов других семейств), работающие с клиентом через перенаправленные inetd потоки стандартного ввода и вывода (stdin и stdout).
  • RPC (от англ. Remote Procedure Call — удалённый вызов процедур) — система интеграции серверов в виде процедур, доступных для вызова удалённым пользователем через унифицированный интерфейс. Интерфейс, изобретённый Sun Microsystems для своей операционной системы (SunOS, Solaris; Unix-система), в настоящее время используется как в большинстве Unix-систем, так и в Windows.
  • Прикладные клиент-серверные технологии Windows:
    • (D-)COM (англ. (Distributed) Component Object Model — модель составных объектов) и др. — Позволяет одним программам выполнять операции над объектами данных, используя процедуры других программ. Изначально данная технология предназначена для их «внедрения и связывания объектов» (OLE англ. Object Linking and Embedding), но в общем позволяет писать широкий спектр различных прикладных серверов. COM работает только в пределах одного компьютера, DCOM доступна удалённо через RPC.
    • Active-X — Расширение COM и DCOM для создания мультимедийных приложений.

Универсальные серверы часто используются для написания всевозможных информационных серверов — серверов, не нуждающихся в специфической работе с сетью и не имеющих никаких задач, кроме обслуживания клиентов. Например, в роли серверов для inetd могут выступать обычные консольные программы и скрипты.

Большинство внутренних и сетевых специфических серверов Windows работают через универсальные серверы (RPC, (D-)COM).

Маршрутизация

Строго говоря, сервер маршрутизации не является сервером в классическом смысле, а является базовой функцией поддержки сети операционной системой.

Для TCP/IP маршрутизация является базовой функцией стека IP (кода поддержки TCP/IP). Маршрутизацию своих пакетов к месту назначения выполняет любая система в сети, маршрутизацию же чужих пакетов (форвардинг) выполняют только маршрутизаторы (также известные как роутеры или шлюзы). Задачи маршрутизатора при форвардинге пакета:

  • принять пакет
  • найти машину, на которую следует этот пакет, или следующий маршрутизатор по маршруту к ней (в таблице маршрутов)
  • передать пакет или вернуть ICMP-сообщение о невозможности его доставки по причинам:
    • назначение недостижимо (англ. Destination unreachable) — у пакета кончилось «время жизни» прежде чем он достиг места назначения
    • хост недостижим (Host unreachable) — компьютер или следующий маршрутизатор выключен или не существует
    • сеть недостижима (Network unreachable) — маршрутизатор не имеет маршрута в сеть назначения
  • если пакет не может быть доставлен по причине перегрузки маршрутизатора (или сети) — отбросить пакет без уведомлений

Динамическая маршрутизация

Решения динамической маршрутизации призваны собирать информацию о текущем состоянии сложной сети и поддерживать таблицу маршрутов через эту сеть, чтобы обеспечить доставку пакета по кратчайшему и самому эффективному маршруту.

Из этих решений клиент-серверную модель использует только BGP (англ. Border Gateway Protocol — протокол пограничного шлюза), применяемый для глобальной маршрутизации. Локальные решения (RIP OSPF) используют в своей работе бродкастовые и мультикастовые рассылки.

Сетевые службы

Сетевые службы обеспечивают функционирование сети; например, серверы DHCP и BOOTP обеспечивают стартовую инициализацию серверов и рабочих станций, DNS — трансляцию имён в адреса и наоборот.

Серверы туннелирования (например, различные VPN-серверы) и прокси-серверы обеспечивают связь с сетью, недоступной роутингом.

Серверы AAA и Radius обеспечивают в сети единую аутентификацию, авторизацию и ведение логов доступа.

Информационные службы

К информационным службам можно отнести как простейшие серверы, сообщающие информацию о хосте (time, daytime, motd) и пользователях (finger, ident), так и серверы для мониторинга, например SNMP. Большинство информационных служб работают через универсальные серверы.

Особым видом информационных служб являются серверы синхронизации времени — NTP. Кроме информирования клиента о точном времени NTP-сервер периодически опрашивает несколько других серверов на предмет коррекции собственного времени. Помимо времени, анализируется и корректируется скорость хода системных часов. Коррекция времени осуществляется ускорением или замедлением хода системных часов (в зависимости от направления коррекции), чтобы избежать проблем, возможных при простой перестановке времени.

Файловые серверы

Файловые серверы представляют собой серверы для обеспечения доступа к файлам на диске сервера.

Прежде всего это серверы передачи файлов по заказу, по протоколам FTP, TFTP, SFTP и HTTP. Протокол HTTP ориентирован на передачу текстовых файлов, но серверы могут отдавать в качестве запрошенных файлов и произвольные данные, например динамически созданные веб-страницы, картинки, музыку и т. п.

Другие серверы позволяют монтировать дисковые разделы сервера в дисковое пространство клиента и полноценно работать с файлами на них. Это позволяют серверы протоколов NFS и SMB. Серверы NFS и SMB работают через интерфейс RPC.

Недостатки файл-серверной системы:

  • Очень большая нагрузка на сеть, повышенные требования к пропускной способности. На практике это делает практически невозможной одновременную работу большого числа пользователей с большими объёмами данных.
  • Обработка данных осуществляется на компьютере пользователя. Это влечёт повышенные требования к аппаратному обеспечению каждого пользователя. Чем больше пользователей, тем больше денег придётся потратить на оснащение их компьютеров.
  • Блокировка данных при редактировании одним пользователем делает невозможной работу с этими данными других пользователей.
  • Безопасность. Для обеспечения возможности работы с такой системой Вам будет необходимо дать каждому пользователю полный доступ к целому файлу, в котором его может интересовать только одно поле.

Серверы доступа к данным

Серверы доступа к данным обслуживают базу данных и отдают данные по запросам. Один из самых простых сервисов подобного типа — LDAP (англ. Lightweight Directory Access Protocol — облегчённый протокол доступа к спискам).

Для доступа к серверам баз данных единого протокола не существует, однако ряд баз данных объединяет использование единых правил формирования запросов — языка SQL (англ. Structured Query Language — язык структурированных запросов). Наряду с ними есть и другие — NoSQL базы данных.

Службы обмена сообщениями

Службы обмена сообщениями позволяют пользователю передавать и получать сообщения (обычно — текстовые).

В первую очередь это серверы электронной почты, работающие по протоколу SMTP. SMTP-сервер принимает сообщение и доставляет его в локальный почтовый ящик пользователя или на другой SMTP-сервер (сервер назначения или промежуточный). На многопользовательских компьютерах пользователи работают с почтой прямо на терминале (или в веб-интерфейсе). Для работы с почтой на персональном компьютере почта забирается из почтового ящика через серверы, работающие по протоколам POP3 или IMAP.

Для организации конференций существует серверы новостей, работающие по протоколу NNTP.

Для обмена сообщениями в реальном времени существуют серверы чатов. Существует большое количество чат-протоколов, например, IRC, Jabber и OSCAR.

Серверы удалённого доступа

Серверы удалённого доступа, через соответствующую клиентскую программу, обеспечивают пользователя аналогом локального терминала (текстового или графического) для работы на удаленной системе.

Для обеспечения доступа к командной строке служат серверы telnet, RSH и SSH.

Графический интерфейс для Unix-систем — X Window System — имеет встроенный сервер удалённого доступа, так как с такой возможностью разрабатывался изначально. Иногда возможность удалённого доступа к интерфейсу Х-Window неправильно называют «X-Server» (этим термином в X-Window называется видеодрайвер).

Стандартный сервер удалённого доступа к графическому интерфейсу Microsoft Windows называется терминальный сервер.

Некоторую разновидность управления (точнее, мониторинга и конфигурирования) также предоставляет протокол SNMP. Компьютер или аппаратное устройство для этого должно иметь SNMP-сервер.

Игровые серверы

Игровые серверы служат для одновременной игры нескольких пользователей в единой игровой ситуации. Некоторые игры имеют сервер в основной поставке и позволяют запускать его в невыделенном режиме (то есть позволяют играть на машине, на которой запущен сервер).

Серверные решения

Серверные решения — операционные системы и/или пакеты программ, оптимизированные под выполнение компьютером функций сервера и/или содержащие в своем составе комплект программ для реализации типичного набора сервисов.

В качестве примера серверных решений можно привести Unix-системы, изначально предназначенные для реализации серверной инфраструктуры.

Также необходимо выделить пакеты серверов и сопутствующих программ (например комплект веб-сервер/PHP/MySQL для быстрого развёртывания хостинга) для установки под Windows (для Unix свойственна модульная или «пакетная» установка каждого компонента, поэтому такие решения редки[источник не указан 2072 дня], но они существуют. Наиболее известное — LAMP).

В интегрированных серверных решениях установка всех компонентов выполняется единовременно, все компоненты в той или иной мере тесно интегрированы и предварительно настроены друг на друга. Однако в этом случае замена одного из серверов или вторичных приложений (если их возможности не удовлетворяют потребностям) может представлять проблему.

Серверные решения служат для упрощения организации базовой ИТ-инфраструктуры компаний, то есть для оперативного построения полноценной сети в компании, в том числе и «с нуля». Компоновка отдельных серверных приложений в решение подразумевает, что решение предназначено для выполнения большинства типичных задач; при этом значительно снижается сложность развёртывания и общая стоимость владения ИТ-инфраструктурой, построенной на таких решениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *