Тесла машина википедия – Категория:Автомобили tesla — Википедия

Обсуждение:Tesla — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Rename icon.svg Эта статья была переименована по результатам обсуждения от 8 февраля 2017 года.
Старое название Tesla Motors было изменено на новое: Tesla Inc..
Для повторного выставления статьи на переименование нужны веские основания, иначе такое действие будет нарушать правила (см. п. 8).

описание устройства автомобиля[править код]

Мне кажется, было бы здорово, добавить описание того, как устроен эти автомобили с точки зрения техники… Поскольку пока подобные автомобили в новинку. —176.53.193.18, 7 августа 2013‎

Правьте смело. И подписывайтесь пожалуйста. —Barbariandeagle 10:55, 7 августа 2013 (UTC)

Почему Илон??? —Kirill911 12:37, 21 августа 2015 (UTC)

  • Так родители назвали. Джекалоп 13:18, 21 августа 2015 (UTC)

Хорошо бы добавить экономическую составляющую в статью Рассказать, про убыточность компании, и про то, что существует она на субсидии государства.

Elon Musk’s growing empire is fueled by $4.9 billion in government subsidies

—91.77.117.215 20:15, 5 июля 2015 (UTC)

По итогам 2016 года Tesla вышла на первое место в мире по капитализации среди автопроизводителей — то есть на рынке компания стоит дороже GM.

  • у Tesla 18 тысяч рабочих, а у GM — 215 тысяч,
  • Tesla продала в 2016 году 100 тыс. машин, а GM — более 3 миллионов только в США.
  • Стоимость активов, то есть заводов и другой собственности, у Tesla оценивается в 4,3 млрд долларов, в то время как у GM — в 44 млрд

конец 2017 — Tesla отчитался о рекордных квартальных убытках — — Эта реплика добавлена участником Tpyvvikky (о • в)7 ноября 2017

Отсутствие нейтральности[править код]

Статья так и пышет восхищением, рекламными отрывками. Не указано что прибыль фактически убыточная. Нет раздела критики и раздела о проблемах Теслы, а у них даже недавно были проблемы из-за чего отзывали 90 тыс. авто ( http://www.forbes.ru/news/306371-tesla-otozvala-vse-elektromobili-model-s-iz-za-remnya-bezopasnosti ) . Может сделаем статью, а не рекламный проспект? 20:03, 13 января 2016 (UTC)

Правьте смело. —Barbariandeagle 09:10, 14 января 2016 (UTC)

Почему в статье о Toyota Motor Corporation не упоминается о похожих проблемах ? А между прочим Тойота постоянно отзывает свои автомобили для устранения различных неисправностей. 1 (http://www.bbc.com/russian/business/2012/12/121227_toyota_agrees_deal_compensation) 2 (http://www.bbc.com/russian/business/2014/04/131212_toyota_recall) 3 (http://www.bbc.com/russian/news/2015/10/151021_toyota_cars_recall) 4 (http://www.bbc.com/russian/news/2016/02/160218_toyota_car_recall) Damon Frost 19:22, 12 декабря 2016 (UTC)

Не забывайте, что энциклопедия — добровольная. Если видите недочёт — Вам проще исправить его самому, чем ждать, пока это кто-то исправит. —Barbariandeagle (обс.) 11:24, 20 декабря 2016 (UTC)
ВП:ЗФ ибо отзыв автомобилей для исправления всякого это обычное явление как сходить покакать или пописать

Предлагаю добавить информацию о взаимном переходе сотрудников между Apple и Tesla 1 2 3 4. DimaKB 06:41, 19 февраля 2016 (UTC)

Давно, читал что из-за того что электромобили не слышно, то для них хотели добавить искусственный «звук мотора» для того чтобы пешеходы могли его слышать. Нет ли у вас подобной информации о Тесле?

Статья про компанию, не про ее отдельные автомобили. Но история рассказана плохо и вся размазана по отдельным параграфам. Когда была основана компания? Кем? Где? Головной офис? Стартовый капитал? Текущая капитализация? И тд и тп. —Peter Porai-Koshits (обс.) 14:58, 21 ноября 2016 (UTC)

Правьте смело. —Barbariandeagle (обс.) 09:11, 22 ноября 2016 (UTC)
Это не моя область.
Еще раз, суть моих претензий. Статья о компании. Но начинается почему-то со списка автомобилей. Хотя логично было бы начать с раздела «История компании». Правила ВП ВП:ПУ по этому поводу говорят «В начале статьи дайте определение употреблённому в заголовке статьи термину. Затем без подзаголовка уделите один-два абзаца краткому общему описанию понятия.» Поэтому и ставлю шаблон к переработке, нынешний вид ужасен. —Peter Porai-Koshits (обс.) 09:25, 22 ноября 2016 (UTC)
Согласен с Peter Porai-Koshits, статья в ужасном состоянии и больше отображает личные убеждения участников, нежели предоставляет информацию о компании. Яркий тому пример: недавно добавленный раздел «Проблемы сбыта». Добавление локальной новости о проблемах компании на отдельно взятом рынке (Гонконг), при отсутсвии раздела о истории компании. Поэтому намерен принять следующий шаблон:
1. История компании (возможно выделить несколько под-разделов: Основание компании. Приход Илона Маска и Штробеля и уход Мартина Эберхарда. Первичное публичное размещение. Развитие компании после успеха Model S. Трасформация из Тесла Моторс в Тесла Inc. после слияния с Solar City, началом строительства Gigafactory и покупкой Grohmann Engineering
2. Стратегия
3. Автомобили Tesla (сюда возможно переместить раздел Модельный ряд, отделив Tesla Semi, а также Roadster 2.0 в «Планируемые модели», Объем производства а также добавить раздел с описанием технических особенностей общих для всех моделей, например наличие так называемого автопилота)
4. Энергетика (тут возможно включить сеть зарядок Supercharger, Гигафабрику, Powerwall и Solar City)
5. Финансовое положение
6. Критика компании
7. Судебные иски и Резонансные истории
Ввиду значительного объема изменений создаю -Черновик —Time-trader (обс.) 18:16, 28 января 2018 (UTC)

Tesla пользуется существенной финансовой помощью со стороны государства[править код]

Очень сомнительно, что налоговые льготы при открытии нового производства, особенности законодательства отдельных штатов и кредит — это помощь со стороны государства (США надо полагать). —Маленькая красная тряпочка (обс.) 14:59, 13 февраля 2018 (UTC)

Поясню:
  • Любой, кто откроет производство в Неваде, получит налоговые льготы. Собсно подобное есть много где и даже в России. То есть это не уникальное явление по отношению к Тесле.
  • Любой производитель электрокаров имеет льготы в Калифорнии. То есть и это не уникально по отношению к Тесле.
  • Любой в принципе может получить кредит от министерства энергетики США (приложив соответствующие усилия). То есть и здесь ничего уникального по отношению к Тесле.
Скрываю в статье весь абзац. Давайте придумывать какие-то более внятные формулировки. —Маленькая красная тряпочка (обс.) 09:13, 14 февраля 2018 (UTC)
  • Если одной компании создают такие преференции, то очень удивительно почему это Теслу вместе с правительством США до сих пор не засудили конкуренты. Вам не кажется это странным? —Маленькая красная тряпочка (обс.) 10:17, 14 февраля 2018 (UTC)
  • И для справки: бремя в первую очередь лежит на том, кто внёс информацию. Так что вашу правку я отменяю. —Маленькая красная тряпочка (обс.) 10:21, 14 февраля 2018 (UTC)
    • Маленькая красная тряпочка, если Вы не отмените свою правку, я буду вынужден пойти на ЗКА с жалобой на войну правок с Вашей стороны. Викизавр (обс.) 10:23, 14 февраля 2018 (UTC)
    • И да, эта информация была внесена много месяцев назад, после чего в статье произведено куча правок, так что она является абсолютно консенсусной и изменение вносите Вы. Викизавр (обс.) 10:25, 14 февраля 2018 (UTC)
  • Попытался переформулировать, сразу споткнулся об Гигафабрику. В статье написано что Невада предоставляет налоговые льготы. Вроде всё правильно, но не сказано, что за эту фабрику (за возможность разместить у себя это производство) боролись 5 штатов. Маску оставалось только выбрать лучшее предложение… Тесла получила льготы, а Невада выгодное производство, за которое штат «заплатил» 1,3 миллиарда… Дык может это Маск облагодетельствовал Неваду, а не она его? —Маленькая красная тряпочка (обс.) 14:59, 14 февраля 2018 (UTC)
  • На счёт льгот на электромобили в штате Калифорния. Во-первых он распространяется абсолютно на всех производителей. А во-вторых (если есть сомнения) нужно доказать, что этот закон в американском штате был принят специально для Теслы. А подобные телодвижения в Википедии запрещены.
  • По поводу кредита: вот эта программа целиком — https://www.energy.gov/lpo/portfolio/portfolio-projects из которой мы с огромнейшим изумлением узнаём, что, помимо Теслы, бабло от министерства энергетики получали и другие автопроизводители.
Итого все три пункта из раздела финансовой помощи Маску от США не стоят ровным счётом нихера. Тупо вырванные и собранные в кучу как бы факты. Жду могучих возражений, если их не будет — через неделю удаляю скрытое из статьи. —Маленькая красная тряпочка (обс.) 08:15, 15 февраля 2018 (UTC)

Кто ни будь знает, почему этой компании захотелось называть себя не «Тесла», а «Тезла»?

Tesla (завод) — Вікіпедія

Фабрика Tesla — завод із виробництва електромобілів компанії Tesla Inc. Знаходиться у місті Фрімонт, Каліфорнія. Займає площу у 1,5 км², на 0,51 км² розташована найбільша будівля. У липні 2013 року Tesla придбала по сусідству додаткову територію для облаштування там випробувальної траси. Також компанія будує великий ливарний завод у Lathrop, Каліфорнія для підтримки виробництва у Фрімонті.[1] Багато деталей Tesla Factory виготовляє сама, але вона також співпрацює із 300 компаніями по всьому світу. У 2015 році було переміщено деяке обладнання на завод у Тілбурзі, Нідерланди. Там здійснюватиметься остаточна збірка машин, що частинами доправлятимуться з Америки.

[2]

Завод розпочав роботу із 1 тис. працівників. У 2013 році їх стало 3 тис., а у червні 2016 — 6 тис. У червні 2018 року на заводі працювало 10 тис. працівників.

Назви електрокарів, що випускаються та плануються до випуску, формують абревіатуру, про яку вже давно жартує Ілон Маск — S☰XY. Нажаль, термін «Model E» вже є запатентованим, тому довелося обмежитися цифрою «3».[3]

Завод був зведений у 1962 році і належав General Motors та Toyota. У 2010 році Tesla Inc. придбала його за $42 млн.[4] Також знадобилося ще $17 млн., щоб купити якісне, але вже не нове обладнання, позаяк попередній власник вивіз встановлене на заводі. Дуже вигідною покупкою став гідравлічний штампувальний прес Schuler SMG — найбільший в Північній Америці. Вартість нового складала $50 млн., але Tesla він обійшовся у $5 млн. із доставкою. Щоб розпочати виробництво, на заводі необхідно було провести значні зміни, які в кінцевому результаті зробили виробниче середовище значно чистішим та тихішим, ніж за попереднього власника. Встановлення роботизованих механізмів робить процес складання значно ефективнішим.

[5]

Виготовлення першої Model S розпочалося 17 жовтня 2010 року, а передача її власнику відбулася 22 червня 2012 року на спеціальному заході, організованому на території заводу.[6]

Виробництво зростало від 15-20 авто на тиждень у серпні 2012 року до 200 — у листопаді і 400 — на кінець грудня 2012 року. Тоді ж довелося переглянути у сторону зменшення проект доставки власникам зарезервованих машин: із 5’000 запланованих до 2’500 реальних.[7]

На кінець 2013 року доставки досягли 6’892 одиниць. У грудні влада Каліфорнії оголосила, що надасть Tesla податкову знижку у $34,7 млн. у разі розширення їх виробництва з можливістю випуску 35 авто щороку.[8]

У першому кварталі 2014 року випущено 7’535 одиниць продукції. У травні швидкість складання становила 700 авто за тиждень. А у 2015 році виробляли за тиждень в середньому 1000 авто, здійснивши доставку 21’537 одиниць у першому півріччі.

У липні 2014 року починається розробка Tesla Model X, чотиридверного кросовера, що будуватиметься на платформі Model S. Остаточна версія була випущена у квітні 2016.

Виробництво Model S

Першим автомобілем, що випустила Tesla Factory, стала Model S — п’ятидверний повнопривідний електромобіль класу «люкс». Ще на заводі у Детройті вручну було зібрано 20 одиниць пробної «альфа-версії», а у Фремонті вже збирали 50 «бета-версій». Їх використали для власних інженерних тестувань та краш-тестів на федеральному рівні для сертифікації.[9]

У виробничому процесі використовуються більше 160 роботизованих пристроїв, включно із 10-ма найбільшими роботами в світі. Гідравлічні преси, здатні штампувати до 5 тис. панелей кузова за день із силою 10 кт, є найбільшими в Північній Америці та шостими за величиною у світі.[10]

Деталі кузова авто виробляються із листового алюмінію. Він поставляється на завод у рулонах. Заготовки з нього формуються лазерним різанням. Загальна вага алюмінію, що використовується на одну машину — приблизно 190 кг. Через кожні 6  с преси виштамповують нову панель кузова. Виробнича лінія[en] зазвичай рухається зі швидкістю 5 см/с.

Двигун[ред. | ред. код]

Для виробництва одного трифазного двигуна необхідно 800 м мідного дроту, намотування в пучки якого здійснюється роботом. Після формування з тих пучків трьох обмоток і поміщення їх у пази статора відбувається нанесення епоксидної смоли, вставляння статора у спеціальний металевий кожух, який сприяє його охолодженню під час роботи, та установка всередину ротора. Після монтування диференціалу, коробки передач та інших елементів трансмісії працівники проводять випробувальні роботи. Потім на верхівку двигуна прилаштовуюють інвертор, що перетворюватиме постійний струм від акумулятора на змінний струм, що потрібен для роботи двигуна. Після цього електродвигун піддається серії тестів, тривалістю 4 хвилини, і в разі успішного їх проходження переміщається на дільницю основного складання для установки його в авто.

Акумулятор[ред. | ред. код]

Електричний акумулятор Model S — це літій-іонний акумулятор, що виготовляється на Гігафабриці 1 і містить 7’104 електрохімічну комірку ємністю до 3’100 мА·год кожна, що розподілені на 16 модулів. З липня 2012 комірками є модифіковані Panasonic NCR18650A з Ni-Co-Al катодом.[11] Акумуляторний блок важить 540 кг, і встановлення його під підлогою знижує центр інерції авто на 46 см. Вогнестійкість блоку забезпечується застосуванням шару спеціального гелю, який при нагріванні збільшується у розмірах.

Виготовлення другого виду прототипів почалося у лютому 2017. Хоча люди і задіяні в деяких виробничих процесах, наприклад, у контролі за якістю деталей та встановленні «начиння» салону, автоматизація при виготовленні кузову Model 3 становить 95 %. Перевезення деяких частин авто здійснюється візками, які рухаються тими ж проходами та коридорами, що і люди. Роботизовані перевізники знають, куди їм їхати, завдяки нанесеним на підлогу вказівним лініям. Встановлення на потрібні місця вже зібраних вузлів машини, їхнє зварювання та фарбування авто здійснюють роботизовані маніпулятори. Сидіння для авто Tesla Inc. виготовляє на іншому своєму заводі. Маючи попередньо проблеми із штампуванням алюмінію, ковкість якого становить третину від ковкості сталі, Tesla домовилася із японською компанією про виробництво високоякісних штампів.

47 роботів перевіряють Model 3 у 1900 контрольних точках. В середньому відповідність до специфікації повинна становити +/-(0,15) мм. Під час фінальних тест-драйвів записуються усі звуки, що видає машина. Файлу присвоюється власний номер, і в подальшому його можуть використовувати центри обслуговування для дослідження поломки.[12] Компанія протестувала двигун і коробку передач після прокату у 1,6 млн. км і стверджує, що вони у нормі.[13]

Офіційна доставка перших 30 Model 3 відбулася 28 липня 2017 року. Були анонсовані плани по виробництву 5’000 одиниць даної моделі за тиждень, але ця подія декілька разів переносилася. Це нарешті трапилося 1 липня 2018 року, а сумарний випуск всіх моделей склав 7’000 за тиждень.[14] Хоча, якщо вірити «Bloomberg Відстежувачу Model 3», цей показник знову впав.

Відео штампування, складання кузова, фарбування, збирання двигуна, установка «начиння»

Тесла (компания) – Уикипедия

Tesla Inc. (до 1 февруари 2017 г. – Tesla Motors[4]) е американска компания от Силициевата долина, ориентирана към производството на електромобили и към решения за съхранение на енергията. Наречена е в чест на световноизвестния електротехник и физик Никола Тесла.

Сред инвеститорите на компанията са основателите на Google – Лари Пейдж и Сергей Брин, един от основателите на платежната система PayPal – Илон Мъск, Джефри Скол, основател и президент на компанията eBay, и Daimler. Илон Мъск е вложил собствени средства повече от останалите – $ 7,5 млн. (част от спечелените 165 млн. долара от продажбата на PayPal).[5]

Tesla Roadster[редактиране | редактиране на кода]

Tesla Roadster е спортен електромобил, първият автомобил на фирмата. Официалното представяне става на 19 юли 2006 г. в Санта Моника, Калифорния. Roadster е първият способен да се движи по обществената пътна мрежа изцяло електрически автомобил в серийно производство, продаван в САЩ в съвременната епоха. Той е и първият серийно произвеждан автомобил, използващ литиево-йонни акумулаторни батерии и първият масово произвеждан такъв автомобил, който може да пропътува над 320 km с едно зареждане.

Tesla Motors провежда конкурс за избор на вида на планираните два Tesla Roadster. Изработването на неокомплектовани с двигател коли е възложено на британския производител на спортни автомобили Lotus. Окончателното комплектоване на електромобилите се извършва в САЩ.

Първите 100 броя Tesla Roadster са произведени в течение на месец. Цената на един автомобил е $100 000 долара. Серийното производство започва през март 2008 г.

Този модел се продава до 2012 г., тъй като договорът с Lotus за доставката на 2500 машини изтича в края на 2011 г. Tesla Motors престава да приема поръчки за американския пазар през август 2011 г.[6] Тогава се планира следващото поколение от този модел да влезе в производство през 2014 г., но вече разработен на базата на Model S.[7]

Tesla Model S (WhiteStar)[редактиране | редактиране на кода]

Прототипът на автомобила е представен на публиката на 26 март 2009 г. в Хоторн, щата Калифорния, САЩ. Седанът се разработва под първоначалното условно означение WhiteStar на фирмения филиал в Детройт. След завършването на проектно-конструкторските дейности заводът в Калифорния започва производството първоначално на 10 000, а по-късно – на 25 000 автомобила от модела.

През декември 2012 г. компанията представя спецификациите и цените за САЩ. Базовата цена за САЩ е 57 400 долара. Tesla продава този модел по целия свят. Доставките на дребно започват в САЩ на 22 юни 2012 г., първата доставка на Model S за клиент в Европа е на 7 август 2013 г., а доставките в Китай започват на 22 април 2014 г. Първите доставки на модела с десен волан, предназначени за Великобритания, Австралия, Хонг Конг и Япония, започват през второто тримесечие на 2014 г. Model S има три опции на батериите за пробег максимум до 426 km с едно зареждане, но по-късно те се редуцират до две поради липса на търсене за най-краткия пробег.

Tesla Model S се произвежда в Фримонт, Калифорния, в монтажно предприятие, в миналото съвместно предприятие на Toyota и General Motors, сега наречено Tesla Factory. Tesla закупва дял в завода през май 2010 г. за $42 млн. долара и открива съоръжението през октомври 2010 г. За европейския пазар Tesla сглобява и разпространява Model S от европейския си център за дистрибуция в Тилбург, Холандия. Tesla избира Тилбург заради местоположението му в близост до пристанището на Ротердам, където пристигат компонентите за Model S от САЩ. Центърът също така служи като монтажен цех и склад за резервни части. Колите се изработват и тестват във Фримонт. След това батерията, електрическият мотор и частите се демонтират и транспортират поотделно до Tilburg, където колите се сглобяват отново. Първият модел, с който стартира колата на пазара в Съединените щати, е в две разновидности: с батерия 85 kWh, с които се изминават 426 km с едно зареждане, и 335 km за модела с батерия 60 kWh.

На 12 ноември 2012 г. автомобилът получава наградата Motor Trend 2013 Car of the Year.[8]

Започвайки с превозните средства, произведени в края на септември 2014 г., всички нови коли от Model S са оборудвани с камера, монтирана в горната част на предното стъкло, ориентиран напред радар в долната решетка, и ултразвукови сонарни сензори в предната и задна брони, осигуряващи 360° буферна зона около колата. Тази техника позволява на Model S да открива пътните знаци, пътната маркировка, препятствията и другите превозни средства. В допълнение към адаптивния круиз-контрол и предупреждението при напускане на лентата за движение, тази система позволява полуавтономно шофиране и паркиране.[9][10]

​Част от приходите на Tesla Motors, около 11%, са свързани с определени законодателни особености на щата Калифорния (Програма ZEV), съгласно които производителите на автомобили са задължени да доставят в щата определен процент коли, които не създават непосредствено замърсяване на въздуха, например електромобили. Тъй като всички автомобили на Tesla се отнасят към тази категория, компанията препродава част от своята квота от този „ZEV credit“ на производителите на бензинови коли, например на компанията Honda. От всеки произведен от Tesla електроавтомобил „Model S“ доходът от препродаването на квотата може да достигне 35 хил. долара.[11][12][13][14] Рентабилността на автомобилния бизнес през годината намалява от 25,8% на 22,8%, но в последователно сравнение нараства с почти четири процентни пункта.[15]

Tesla Model 3 (BlueStar)[редактиране | редактиране на кода]

Model 3 е третият модел на Tesla Motors. „BlueStar“ е предишното условно название на този модел. Мартин Еберхард съобщава на 30 юли 2007 г., че транспортното средство ще бъде на пазара през 2012 г. Предвижда се цената на модела да е около 30 000 долара.

Tesla представя колата на 31 март 2016. Потенциалните клиенти започват да правят резервации срещу възстановяем депозит. На 7 април 2016 Tesla обявява 325 000 направени резервации, които впоследствие се качват до 500 000.

Лимитирано производство за модела започва юли 2017. Tesla Model 3 става най-продаваната плъг-ин електрическа кола в Щатите и става първата такава продадена над 100 000 бройки за година.

През януари 2019 Model 3 изпреварва продажбите на Model S. Следващият месец изпреварва продажбите на Chevrolet Volt и става най-продаваната плъг-ин електрическа кола за всички времена в САЩ. Model 3 се предлага в 4 варианта: Standard Range Plus RWD, Dual Motor AWD Long Range, Performance и Standard (струваща $35 000).

Tesla Model X[редактиране | редактиране на кода]

На 9 февруари 2012 г. компанията представя прототипа на нов модел – кросоувър под името Tesla Model X. Тогава Илон Мъск заявява, че производството на модела се планира да започне през 2013 г.[16] Отначало се смята, че в края на 2014 г. ще започне доставката на малки серии, а пълномащабното производство на модела ще започне през 2015 г.[17] Обаче през февруари 2014 г. е заявено, че началото на доставките се очаква едва през второто тримесечие на 2015 г.[18]

В сравнение с Model S при Model X се забелязват някои различия, като: добавен е трети ред седалки, автоматично отварящи се нагоре задни врати за влизане на пътниците във 2-ри 3-ти ред, възможност за поръчка на модел с два двигателя (4х4), махнати са външните огледала за гледане назад (те са заменени с камери, които в движение спестяват около 5% от заряда, а изображението от огледалата се изобразява на приборния панел).

Tesla Motors е лауреат на наградата The Crunchies 2007 в номинацията „Най-добро екологично начинание“ (заради разработката на автомобили с електрически двигатели).[19]

Кола Tesla Model S се зарежда на станция от мрежата Supercharger в Делауеър

Tesla строи мрежа от станции за презареждане на електромобили под названието Supercharger („суперзареждач“). Станциите са разработени, за да позволят на седана Model S да прави дълги пътувания. Компанията цели да покрие всички транспортни коридори с голям трафик, намиращи се на територията на континенталните Съединени щати. Към средата на май 2014 г. там действат 90 станции, в Европа – 16 и в Китай – 3.[20] По думите на Илон Мъск се очаква, че „цялата територия САЩ ще се покрие до края на 2014 г.“, а притежателите на коли Tesla ще получат възможността безплатно да ползват тези станции през целия период на експлоатация на колите.[21]

Станциите работят по следния начин:

  1. Обикновено зареждане на акумулаторната батерия за 20 минути – безплатно.
  2. Фирмена технология с бърза (за 1,5 минути) роботизирана замяна на „паднала“ батерия със заредена, което става откъм дъното на колата – срещу заплащане.
Общомедия разполага с мултимедийно съдържание за

Маск, Илон — Википедия

И́лон Рив Маск[* 1] (англ. Elon Reeve Musk /ˈiːlɒn ˈmʌsk/; род. 28 июня 1971 года, Претория, ЮАР) — американский предприниматель, изобретатель, инженер и миллиардер.

Сооснователь компании PayPal; основатель, совладелец, генеральный директор и главный инженер[4] компании SpaceX; генеральный директор[5] и главный идейный вдохновитель (Chief Product Architect) компании Tesla; также был членом совета директоров компании SolarCity, основанной его двоюродными братьями, до её слияния с Tesla.

В рейтинге миллиардеров журнала Forbes в 2018 году его состояние оценивалось более чем в $22,5 млрд[6].

За выдающиеся заслуги перед наукой 9 мая 2018 года Илон Рив Маск удостоен членства Лондонского королевского общества[7][8].

Биография

Ранние годы

Родился 28 июня 1971 года и вырос в Претории (ЮАР) в семье инженера Эррола Маска и его жены, модели Мэй Маск (урожденной Халдеман). Родители дали ему имя прадеда Джона Илона Халдемана, который родился в 1872 году[9]. Халдеманы — предки его по материнской линии — из швейцарских немцев. Они иммигрировали из Европы в Нью-Йорк во время Войны за независимость США, откуда впоследствии разъехались по Среднему Западу. В 1948 году дед Маска Джошуа Норман Халдеман женился на канадке, учительнице танцев Уиннифред Жозефин Флетчер (Уин). В этот же год у четы родились дочери-близнецы Кэй и Мэй, мать Маска. Дед Маска был заядлым авиатором, путешествовал со всей семьёй на собственном одномоторном самолёте по Северной Америке. В 1950 году жажда приключений заставляет семью покинуть Канаду и перебраться в Южную Африку, где Мэй в 15 лет поступает в школу моделей и начинает выходить на подиум, фотографироваться для журналов и даже становится финалисткой конкурса «Мисс Южная Африка».

Мэй и её будущий муж Эррол Маск, отец Илона, выросли вместе в одном районе[10]. Эррол работал инженером строителем, а Мэй была практикующим диетологом.

У Илона есть младший брат Кимбал[en] и младшая сестра Тоска.

Мальчик рос замкнутым, любил чтение и, имея фотографическую память и прочитав два комплекта энциклопедий[11], стал всезнайкой, что не прибавило ему популярности. В школе Илон подвергался насилию со стороны сверстников; после одного из избиений ему пришлось восстанавливать сломанный нос[12]. Родители развелись, мать уехала с детьми в Дурбан, но через пару лет Илон решил жить с отцом, к которому впоследствии перебрался и Кимбал. Эррол — тяжёлый, требовательный человек, и жить с ним было нелегко, но мальчики многому научились у отца. Они приходили к отцу на работу класть кирпичную кладку, устанавливать сантехнику, подгонять оконные рамы и прокладывать электропроводку[13].

В возрасте десяти лет Илон получил в подарок свой первый компьютер Commodore VIC-20 и научился на нём программировать. В двенадцатилетнем возрасте он продал за 500 долларов свою первую программу — видеоигру в стиле Space Invaders под названием Blastar[14], в которой игрок обстреливал ряды инопланетян из лазерной пушки[15].

Маск вкладывал средства в акции фармацевтической компании, за которой следил через газеты. На вырученные от продажи акций несколько тысяч долларов он, вопреки протестам родителей, уехал в Канаду[15]. До поступления в университет он жил у родственников в городе Кингстон, провинция Онтарио. Поступил в университет Куинс в Кингстоне, где обучался с 1989 по 1991 год. Затем перевёлся в Университет Пенсильвании, чтобы изучать бизнес и физику. Получил степени бакалавра экономики и бакалавра физики[16][17]. В 1995 году поступил в Стэнфордский университет, чтобы получить PhD в области физики энергии. Однако его поступление совпало с интернет-бумом, и он покинул Стэнфорд всего через два дня, чтобы принять в нём участие, запустив свою первую компанию, Zip2 Corporation[18][12].

Личная жизнь

Первая жена, Жюстин Уилсон, училась с ним в одном университете в Канаде. Они поженились в 2000 году, и у них родилось пятеро детей[19].

В сентябре 2008 года Илон и Жюстин объявили о разрыве отношений, поскольку Маск стал встречаться с британской актрисой Талулой Райли. Они поженились в 2010 году[20]. В 2012 году Маск и Райли развелись, однако поженились снова в 2013 году. В марте 2016 года они подали заявление на развод[21], который состоялся в октябре того же года[22].

Илон Маск признался, что испытывает проблемы со сном и употребляет снотворное «Эмбиен» (золпидем)[23]. По информации газеты «The New York Times» некоторые члены совета директоров компании Tesla выразили свою обеспокоенность по этому поводу[24].

Увлечения

Политика

В декабре 2016 года вошел в состав Президентского форума по стратегии и политике[en] при президенте США Дональде Трампе — группы из 16 американских предпринимателей, задача которой состоит в том, чтобы консультировать 45-го президента США по вопросам, связанным с экономическим ростом, созданием новых рабочих мест и повышением производительности труда[30], но в 2017 году отказался от дальнейшего участия в форуме в знак протеста против решения Трампа о выходе США из Парижского соглашения[31][32].

Карьера

В 1996/1997 году Маск со своим братом основал компанию Zip2, которая специализировалась на программном обеспечении для новостных компаний. В 1999 году Zip2 была приобретена Compaq за 307 млн долларов[33]. Маск получил 7 % от суммы продажи (22 млн долл.)[34].

X.com и PayPal

Основная статья: PayPal

В марте 1999 года Маск стал одним из основателей X.com. В 2000 году X.com произвела слияние с компанией Confinity, одно из отделений которой имело название PayPal. Обе системы (X.com и PayPal) занимались обеспечением персональных электронных денежных переводов посредством электронной почты, и целью сделки было слияние обеих платёжных систем, однако на самом деле этого не произошло. Маск решительно выступал за бренд X.com вместо PayPal, что вызвало внутрикорпоративные разногласия, закончившиеся в конце концов отставкой Маска по решению Совета директоров. Однако стратегическое решение Илона о слиянии двух компаний, наряду с активным продвижением электронной системы оплаты на Интернет-аукционах (в первую очередь, eBay), привело в 2001 году к быстрому росту предприятия, которое было окончательно переименовано в PayPal. Столь внушительные успехи позволили компании произвести размещение акций на бирже в феврале 2002 года (и при этом стать первой из дотком-компаний, вышедших на биржу после террористических актов 11 сентября 2001 года). В октябре 2002 года PayPal была куплена eBay за 1,5 млрд долларов США. На момент продажи Маску принадлежали 11,7 % акций компании[35], что позволило ему выручить 180 млн долларов[36].

SpaceX

Основная статья: SpaceX

В мае 2002 года Маск основал свою третью компанию — SpaceX. Она является частным разработчиком серии ракет-носителей и коммерческим оператором космических систем.

В декабре 2008 года НАСА подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд долларов США на 12 запусков носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.

По утверждению самого Илона, большое влияние на него оказал цикл научно-фантастических романов «Основание» и взгляды Айзека Азимова на освоение космического пространства как развитие и сохранение человеческого бытия. Маск утверждал, что охват жизнью нескольких планет может служить защитой от угрозы исчезновения человечества.

Маск в 2013 году в Дублине

«Астероид либо супервулкан может уничтожить нас, а вдобавок мы подвержены рискам, никогда и не снившимся динозаврам: искусственно созданный вирус, случайное появление микроскопической чёрной дыры в результате физического эксперимента, катастрофическое глобальное потепление, или какая-нибудь ещё неизвестная на сегодняшний день разрушающая технология может прекратить наше существование. На развитие человечества ушли миллионы лет, но за последние шестьдесят лет атомное оружие создало потенциал самоуничтожения. Рано или поздно наша жизнь должна будет выйти за пределы этого сине-зелёного шарика — или мы вымрем»[37].

Илон Маск поставил перед собой цель — в 10 раз уменьшить затраты на космические полёты[38]. Для этого он основал SpaceX, вложив в неё 100 миллионов долларов, полученных от продажи своих предыдущих компаний[12].

В январе 2016 на инвестиционном форуме в Гонконге Маск сообщил о том, что его компания надеется осуществить полёт на Марс в 2020—2025 годах[39].

В сентябре 2017 года Илон Маск выложил в своем Instagram видео, рассказывающее о новой идее использования ракет SpaceX. Заключается она в том, чтобы использовать ракеты и космические корабли для полетов в любую точку Земли вместо самолетов[40].

Tesla

Основная статья: Tesla

Американская компания, производитель электромобилей и (через свой филиал SolarCity) решений для хранения электрической энергии. В марте 2018 года акционеры компании проголосовали за повышение зарплаты Илону Маску до $3 млрд в год. У него не останется фиксированного оклада, вместо этого он получит компенсацию в виде акций компании. Выплата компенсации будет зависеть от того, достигнет ли компания необходимых финансовых показателей.

В октябре 2019 года Илон Маск заявил о том, что Tesla вышла в прибыль, а котировки акций компании поднялись на 20 %[41].

SolarCity

Американская энергетическая компания, расположенная в Сан-Матео, Калифорния, дочернее предприятие Tesla.

OpenAI

Основная статья: OpenAI

Некоммерческая исследовательская компания из Сан-Франциско, занимающаяся искусственным интеллектом. Цель компании — развивать открытый, дружественный ИИ. Одним из основателей является Илон Маск.

20 февраля 2018 года Илон Маск вышел из совета директоров OpenAI из-за возможного конфликта интересов.

Neuralink

Американская нейротехнологическая компания, основанная Илоном Маском, планирующая заниматься разработкой и производством имплантируемых нейрокомпьютерных интерфейсов.

The Boring Company

Строительная компания, занимающаяся инфраструктурой и прокладкой тоннелей, основана Илоном Маском в 2016 году[42].

Метрополитен для автомобилей: по которому можно будет в будущем перемещаться со скоростью до 240 км/час. Маск полагает, что оно будет гораздо дешевле, быстрее и комфортнее традиционного метро и должно помочь в борьбе с городскими пробками. Пробный тоннель[en] в 1,83 км в округе Лос-Анджелес открыт 19 декабря 2018 г.[43]

Филантропия

Илон стал председателем правления благотворительного фонда Musk Foundation[44]. В январе 2015 года фонд пожертвовал 10 млн долларов для Института будущего человечества на исследования контроля над искусственным интеллектом[45].

В июле 2018 года предприниматель предложил свою помощь в операции по спасению детей из затопленной пещеры Тхам Луанг. На помощь спасателям были отправлены четыре инженера из компаний Tesla, SpaceX и The Boring Company[46]. Разработанная специально для этой операции мини-подлодка была доставлена в Таиланд[47], однако тайские спасатели отказались её задействовать[48]. Спелеолог Верн Ансворт, сыгравший одну из ключевых ролей в операции по спасению, раскритиковал предложение Маска — по его словам, подлодка с жёстким каркасом «не смогла бы проплыть даже первые 50 метров от начала пещеры»[49].

В октябре 2019 года пожертвовал 1 миллион долларов на высадку деревьев в штатах пострадавших от лесных пожаров[50].

Критика и скандальные происшествия

Спасательная операция в пещере Тхамлуангнангнон

Большой общественный резонанс вызвали попытка Илона Маска принять участие в спасательной операции, проводившейся в пещере Тхамлуангнангнон (Таиланд) в июле 2018 и последовавшие за этим события. Американский предприниматель сообщил, что вместе со спелеологами обсуждает варианты спасения людей[51]. 10 июля 2018 года, после того как были спасены 8 детей, он привёз к месту спасательных работ созданную им мини-подлодку, с использованием элементов ракеты-носителя Falcon 9[52], которая должна была помочь детям, неподготовленным к погружению. Однако спасатели посчитали, что использовать её нецелесообразно[53]. Спелеолог Верн Ансворт, сыгравший одну из ключевых ролей в операции по спасению, раскритиковал это предложение, назвав его рекламным трюком. По его словам, у этого плана не было никаких шансов на успех: подлодка с жёстким каркасом не прошла бы даже первые 50 метров[54], попутно он грубо высказался в адрес Маска. В ответ Илон опубликовал твит, в котором обозвал британского дайвера педофилом и что тот проживает в Таиланде ради брака с несовершеннолетней. Довольно быстро Маск стёр данный твит, однако он уже успел вызвать волну негативной реакции и многочисленные статьи в различных СМИ, ситуация вызвала краткосрочное падение стоимости акций компании Tesla. Через несколько дней Илон извинился перед Ансвортом[52].
Однако, Ансуорт подал на него в суд, с намерением получить 75 тыс. долларов в качестве возмещения морального ущерба. В конце 2019 г. Маск предстал перед судом Лос-Анжелеса из-за дела о клевете; присяжные, рассмотрев дело, приняли сторону Маска.[55]

Подкаст Джо Рогана

В сентябре 2018 года Маск посетил шоу американского комика Джо Рогана. Во время беседы предприниматель покурил смесь из марихуаны и табака, предварительно спросив Рогана, легально ли это. Илон сказал, что редко курит марихуану, объяснив это тем, что наркотик не оказывает на него воздействия.

Обвинения в нарушении закона о ценных бумагах

Осенью 2018 года ряд трейдеров и акционеров Tesla подали в суд на Маска и обвинили главу компании в нарушении закона о ценных бумагах. Расследованием по данному административному делу занялась Федеральная комиссия по ценным бумагам США (SEC). В иске утверждалось, что Маск намеренно выдавал ложную информацию в Twitter-аккаунте, чтобы повлиять на цену акций Tesla. В своем личном аккаунте глава компании заявил о решении сделать Tesla частной фирмой и о том, что уже нашел финансы для выкупа акций. В сообщениях он также указал на то, что планирует выкупить ценные бумаги из расчёта 420 $ за акцию, то есть выше их рыночной стоимости.

Из-за критики со стороны пользователей социальной сети и акционеров Маск решил оставить Tesla публичной компанией[56][57]. В сентябре 2018 года Министерство юстиции США параллельно с административным делом завело уголовное дело в отношении компании Tesla[57][58]. По иску SEC Маску грозит запрет на занятие руководящих должностей в публичных компаниях[59].

В ответ на обвинения Илон Маск заявил следующее[60]:

«Я глубоко разочарован необоснованными обвинениями SEC. Я всегда действовал в интересах инвесторов, и честность — самая важная ценность в моей жизни. Факты докажут, что я никогда и никого не ставил под угрозу.»

29 сентября 2018 года Маск и SEC урегулировали в досудебном порядке эти обвинения. Согласно договоренности, Маск останется руководителем компании Tesla, однако не сможет занимать пост председателя совета директоров три года. Кроме того, он должен выплатить штраф в размере 20 миллионов долларов. Такой же штраф наложен на компанию Tesla[61][62].

Награды

Кино

По словам Джона Фавро, режиссёра фильма «Железный человек» (2008), Илон Маск послужил прообразом для киновоплощения Тони Старка, которого сыграл Роберт Дауни-младший[67][68][69].

В 2010 году Маск появился в фильме «Железный человек 2» в роли самого себя (по сюжету Илон — приятель Тони Старка). В 2013 году он также сыграл себя в эпизоде фильма «Мачете убивает». Маск виден среди зрителей, пришедших на презентацию искусственного интеллекта в научно-фантастическом фильме «Превосходство» (2014, на отметке 00:07:39-41), и его имя есть в титрах[70].

Илон Маск озвучил камео в 26 сезоне 12 эпизоде мультсериала «Симпсоны», вышедшего 25 января 2015 года[71][72].

В 9 эпизоде 9 сезона сериала «Теория Большого взрыва» играет камео[73].

В 2017 году снялся в комедии «Почему он?» в роли самого себя[74][75].

Также в конце 6-й серии 1-го сезона сериала «Детство Шелдона» Маск сидит за столом и читает конспект юного Шелдона[76].

В 2016 году Маск появился в сериале Марс (2016) в роли самого себя.

Илон Маск озвучил камео в 4 сезоне 3 эпизоде мультсериала «Рик и Морти», вышедшего 24 ноября 2019 года

См. также

Примечания

Комментарии
Источники
  1. ↑ https://www.biography.com/people/elon-musk-20837159
  2. ↑ Munzinger Archiv — 1913.
  3. ↑ Энциклопедия Брокгауз
  4. Shanklin, Emily. Elon Musk (англ.), SpaceX (27 March 2017). Дата обращения 20 июля 2017.
  5. ↑ Совет директоров Tesla возглавила менеджер из Австралии. Её взяли на замену отстраненному Илону Маску, Meduza (8 ноября 2018). Дата обращения 8 ноября 2018.
  6. ↑ Алекперов, Михельсон и Тимченко вошли в рейтинг самых удачливых миллиардеров в 2018 году (рус.). Forbes. Forbes.ru. Дата обращения 23 декабря 2018.
  7. ↑ Илон Маск стал членом Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе, ТАСС (9 мая 2018). Дата обращения 27 октября 2018.
  8. ↑ Elon Musk (англ.)
  9. ↑ Эшли Вэнс, 2016, с. 26.
  10. ↑ Эшли Вэнс, 2016, с. 31.
  11. ↑ Эшли Вэнс, 2016, с. 33.
  12. 1 2 3 «Elon Musk:Fortune favours the brave», The Economist, Jul 4th 2015
  13. ↑ Эшли Вэнс, 2016, с. 36.
  14. Sean O’Kane. Play the PC game Elon Musk wrote as a pre-teen (неопр.). The Verge (9 июня 2015). Дата обращения 3 июня 2017.
  15. 1 2 3 Антон Осипов. Персона — Илон Маск, гендиректор компаний Tesla Motors и SpaceX (неопр.). Ведомости (15 мая 2013). Дата обращения 5 февраля 2015.
  16. Hull, Dana. Timeline: Elon Musk’s accomplishments (April 11, 2014). Дата обращения 11 июня 2015.
  17. Zanerhaft, Jaron Elon Musk: Patriarchs and Prodigies (неопр.). CSQ. C-Suite Quarterly (2013). Дата обращения 11 июня 2015.
  18. ↑ Elon Musk (неопр.). Biography. Дата обращения 3 ноября 2018.
  19. ↑ «Elon Musk: Triumph of His Will» (неопр.).
  20. ↑ St Trinians star Talulah Riley marries internet millionaire in fairytale Highland wedding (неопр.). Дата обращения 15 мая 2013. Архивировано 21 мая 2013 года.
  21. ↑ Илон Маск подал на развод со своей британской супругой, РБК (22 марта 2016). Дата обращения 23 марта 2016.
  22. ↑ Elon Musk and Talulah Riley reach divorce settlement, tv3.ie, 21 октября 2016 г.
  23. ↑ Илон Маск рассказал об усталости и проблемах со здоровьем, РБК (2018-17-08). Дата обращения 9 июня 2018.
  24. ↑ Elon Musk Details ‘Excruciating’ Personal Toll of Tesla Turmoil (англ.), The New York Times (2018-17-08). Дата обращения 9 июля 2018.
  25. Leslie Wayne. A Bold Plan to Go Where Men Have Gone Before (неопр.). The New York Times (5 февраля 2006). Дата обращения 5 февраля 2015.
  26. ↑ Tesla CEO Took Private Jet to Washington D.C. = Alexander Haislip (неопр.). PE Hub Network (10 февраля 2010). Дата обращения 5 февраля 2015.
  27. Danielle Muoio. 7 cars Elon Musk has owned — and we’re not talking about Teslas (неопр.). Tech Insider (15 января 2016). Дата обращения 5 февраля 2015.
  28. ↑ Tesla founder Elon Musk buys James Bond’s Lotus Esprit submarine car author = Stuart Dredge (неопр.). The Guardian (18 октября 2013). Дата обращения 5 февраля 2015.
  29. ↑ Forbes ZERO GRAVITY — The Ultimate Experience (неопр.).
  30. ↑ Elon Musk, Uber CEO to join Trump’s ‘strategic and policy forum’. Forum will meet to give Trump input on economy (англ.). MarketWatch.Com. MarketWatch, Inc. (14 December 2017). Дата обращения 2 февраля 2017. Архивировано 2 февраля 2017 года.
  31. ↑ US quits Paris climate pact: Reaction from around the world following the US president’s decision on the Paris accord. Дата обращения 1 июня 2017.
  32. ↑ Elon Musk anouncing departing presidential councils on Twitter. Дата обращения 1 июня 2017.
  33. ↑ Compaq buys Zip2 — CNET News
  34. ↑ Chafkin, 2007.
  35. ↑ Annual Report for the fiscal year ended December 31, 2001 (англ.). sec.gov. Дата обращения 17 марта 2015.
  36. ↑ SEC 10-K (неопр.) (PDF). eBay (December 31, 2002).
  37. ↑ Дотянуться до звезды: Быть или не быть человеку в Космосе 21.02.2015
  38. ↑ Space Exploration Technologies Corporation — Press
  39. ↑ Илон Маск собрался через девять лет отправить человека на Марс (неопр.). lenta.ru. Дата обращения 28 мая 2016.
  40. ↑ Илон Маск предложил использовать ракеты и космические корабли вместо самолётов (неопр.). Hi-News.ru.
  41. ↑ Илон Маск заявил об огромном успехе: Tesla неожиданно вышла в прибыль (рус.). delo.ua. Дата обращения 27 октября 2019.
  42. ↑ Elon Musk Is Really Boring
  43. ↑ Новое изобретение Маска оказалось дорогим и бессмысленным // Взгляд, 19 декабря 2018
  44. C. N. N. Library. Elon Musk Fast Facts — CNN.com (неопр.). CNN. Дата обращения 24 августа 2016.
  45. ↑ Ученые: искусственный интеллект может быть опасен (рус.). BBC Русская служба. Дата обращения 28 мая 2016.
  46. ↑ Илон Маск направил четырех инженеров на спасение детей из пещеры в Таиланде (неопр.). РИА Новости.
  47. ↑ Тайских мальчиков начали доставать из пещеры. Помощь предложил даже Илон Маск (неопр.). BBC Русская служба.
  48. ↑ «Детская» подлодка Маска не подошла для спасения подростков в Таиланде (неопр.). РИА Новости.
  49. ↑ Спелеолог, спасавший из пещеры Таиланда 12 юных футболистов, предложил Маску «засунуть его субмарину туда, где будет больно» (неопр.). NEWSru.com (14 июля 2018). Дата обращения 15 июля 2018.
  50. ↑ Илон Маск пожертвовал $1 млн на посадку миллиона деревьев (неопр.). Forbes.ru.
  51. ↑ Илон Маск предложил способы вызволить школьников из пещеры в Таиланде (неопр.). Ведомости (07.07.2018). Дата обращения 8 июля 2018.
  52. 1 2 Елена Жигулева. «Моя вина»: как Илон Маск обозвал дайвера-спасателя и раскаялся (неопр.). Forbes (20 июля 2018).
  53. Эрнест Василевский. Для чего Илон Маск построил детскую подводную лодку (неопр.). Hi-News.ru (11 июля 2018). Дата обращения 15 июля 2018.
  54. ↑ Спелеолог, спасавший из пещеры Таиланда 12 юных футболистов, предложил Маску «засунуть его субмарину туда, где будет больно» (неопр.). NEWSru.com (14 июля 2018). Дата обращения 15 июля 2018.
  55. ↑ Дело дайвера-«педофила»: присяжные приняли сторону Илона Маска // Вести.ру, 7 декабря 2019
  56. ↑ На Маска подали в суд за мошенничество Lenta.ru, 07.09.2018
  57. 1 2 На Tesla завели уголовное дело Lenta.ru, 18.09.2018
  58. ↑ Tesla Faces Criminal Probe Over Musk’s Comments Bloomberg, 18.09.2018
  59. ↑ Tesla Chief Elon Musk Is Sued by S.E.C. in Move That Could Oust Him (неопр.). The New York Times (27 сентября 2018).
  60. ↑ SEC Sues Musk for Fraud, Seek to Remove Him From Tesla (неопр.). The New York Times (Sept. 27, 2018).
  61. ↑ Илон Маск покинет пост главы совета директоров Tesla (неопр.). РИА Новости (30 сентября 2018). Дата обращения 30 сентября 2018.
  62. ↑ Terms of Service Violation (неопр.). Bloomberg (29 сентября 2018). Дата обращения 30 сентября 2018.
  63. ↑ Elon Musk — Esquire (неопр.). Esquire (1 октября 2008). Дата обращения 15 мая 2012. Архивировано 8 июня 2012 года.
  64. ↑ Heinlein Prize Honors Elon Musk of SpaceX (неопр.). Дата обращения 23 июня 2011. Архивировано 8 июня 2012 года.
  65. ↑ America’s 20 Most Powerful CEOs 40 And Under (неопр.). Forbes. Дата обращения 18 февраля 2011. Архивировано 8 июня 2012 года.
  66. Jonathan Welsh. Tesla’s Elon Musk is Fortune Businessperson of the Year (англ.). The Wall Street Journal (21 November 2013). Дата обращения 13 января 2014. Архивировано 13 января 2014 года.
  67. ↑ Elon Musk — The 2010 TIME 100 — TIME (неопр.). Time (29 апреля 2010). Дата обращения 7 мая 2010. Архивировано 8 июня 2012 года.
  68. ↑ Elon Musk’s Guide to the Galaxy (неопр.). Inc. (1 октября 2010). Дата обращения 8 октября 2010. Архивировано 8 июня 2012 года.
  69. ↑ Chang, 2010.
  70. ↑ Elon Musk (англ.). imdb.com. Дата обращения 17 марта 2015.
  71. ↑ The Simpsons — The Musk Who Fell to Earth (TV Episode 2015) IMDb
  72. ↑ Elon Musk takes on LISA SIMPSON: SpaceX CEO responds to character’s quip and explains why his gas guzzling rockets will never be ‘green’ Daily Mail
  73. ↑ «The Big Bang Theory» The Platonic Permutation (TV Episode 2015) IMDb
  74. ↑ Why Him?: Film Review (англ.)
  75. ↑ Why Him? Full Cast & Crew IMDb (англ.)
  76. ↑ Шелдон Купер и Илон Маск — YouTube

Литература

  • Eric M. Jackson. The PayPal Wars: Battles with eBay, the Media, the Mafia, and the Rest of Planet Earth. — 2012. — 350 с. — ISBN 1936488590. (англ.)
  • Эшли Вэнс. Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее = Elon Musk: Tesla, SpaceX, and the Quest for a Fantastic Future. — М.: Олимп-Бизнес», 2016. — 416 с. — ISBN 978-59693-0330-0.

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.