Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru
Территориальный брендинг определяет идентичность и имидж, суть, традиции и уникальность самого города или страны. Проще говоря, бренд — это визитная карточка территории.
10 134 просмотров
Чтобы привлекать большое количество туристов, инвестиций, специалистов и повышать качество жизни самих жителей, страны и отдельные города стремятся стать самостоятельными брендами. Иногда бренд города является частью бренда государства, но в то же время имидж города имеет собственный культурный код, отличный от общего имиджа страны.
Для создания этого бренда нужно сформулировать чёткое представление характеристик: здесь и социальные особенности страны, история и главные достопримечательности территории. В качестве вдохновения может послужить национальная еда, ритм города, или, например, архитектурные памятники.
Брендинг территорий требует взвешенных и дальновидных решений: в отличие от товарного брендинга, где неудачный продукт можно снять с производства или заменить — город и целую страну никуда не деть, да и быстро исправить что-то тоже довольно сложно.
Мы взяли несколько примеров и тщательно проанализировали их визуальную составляющую.
Осло
Новый логотип — это современная и упрощённая вариация герба города.
Использование простых геометрических фигур позволяет легко и игриво комбинировать их в более сложные паттерны. В данном случае простота делает иллюстрации самобытными, а фирменный стиль — гибким. Все элементы легко подогнать под различные городские мероприятия и предприятия в муниципалитете Осло, которые и создают комплексный образ города.
Если уж есть к чему придраться, так это к разной толщине линий предмета в левой руке относительно остальных элементов. Можно было прийти к единому знаменателю: например, уменьшив толщину оставшихся частей человека.
Интересно, как из логотипа вытекает фирменный стиль, который представлен всего тремя простыми фигурами. Они символизируют архитектурные формы, характерные для достопримечательностей города и, следуя из описания, происходят из букв слова “Oslo“.
Если логотип — лицо города, то в данном случае его затмевают массивные фигуры графического образа. Почти на всех носителях тонкие линии логотипа еле различимы на фоне простых геометрических форм и крупной типографики. Цельный образ складывается, но с первого взгляда не удается определить его принадлежность именно к городу Осло.
Сан Паулу
Привлекательное многообразие цвета и вариативность графических элементов логотипа отражает дух самого города Сан Паулу: с его бешеным ритмом, разнородным населением и безудержным весельем. Есть в нем что-то именно бразильское, фестивальное.
Открытые цвета, незамысловатые, но характерные формы и типографика создают узнаваемый и индивидуальный образ города, не забывая о его ценностях, традициях и образе жизни. Элементы логотипа трансформируются в яркий графический образ, который хорошо работает на различных носителях и имеет огромную вариативность.
Перу
Графически выразительный логотип отражает уникальную природу и культуру страны. Цветовая гамма соответствует флагу Перу. Преобладающий красный символизирует энергию, силу, мужество. Буква «P», выполненная в форме спирали, напоминает рисунки древних андских культур. Также в спирали можно увидеть отпечаток пальца, это добавляет человечности знаку и поддерживает идею бренда «Перу — страна для всех».
Скорее всего, именно из-за поддержки на государственном уровне бренд успешно используется и развивается. Со времени запуска бренда в 2011 году более 200 компаний запросили у PromPerú лицензию на использование, которая бесплатна у них на сайте. Наиболее широко бренд используется в таких областях, как туризм, сельское хозяйство, текстиль.
Весь стиль интуитивно понятен, и визуально не теряет своей актуальности по сей день, хоть и строится в основном вокруг одного логотипа.
Азербайджан
Простой и искренний стиль туристического бренда для Азербайджана построен на многогранности достопримечательностей, культуры и природы. Подкупает идея бренда — «Взгляни по-новому!»: она предлагает каждый раз открывать для себя страну с новой стороны.
Знак состоит из двух фигур, сложенных в форме строчной буквы «a», которые представляют собой «объектив». Он же служит бренд-мотивом для всей айдентики. Буквы в логотипе выполнены в строчном регистре, что делает его более дружелюбным и показывает, что страна стала более ориентирована на потребителя.
Через объектив бренд показывает, насколько разнообразен и контрастен Азербайджан: сопоставляются история и современность, природный ландшафт и архитектура, культурные события и ритуалы. Сочетания красочных фотографий притягивают к себе внимание зрителя. Однако таким графическим приемом следует быть аккуратным в работе и подборе фотоматериала: иногда, как в случае с конём, результат выглядит жутковато.
В типографике также обыгрывается контраст: в одном заголовке используются массивный гротеск и тонкий наклонный шрифт с засечками. Источником вдохновения для цветовой гаммы стали узоры традиционных ковров.
Болонья
В 2013 году в старейшем университетском центре Европы Болонье был объявлен конкурс на новый логотип и айдентику города. Концепция Маттео Бартоли и Микеле Пастори «è Bologna» — «это Болонья» обошла около 500 конкурсантов.
Дизайнерами была разработана система графических элементов, каждый из которых вдохновлён символами города и соответствует определённой букве в алфавите. Из этих элементов при помощи сетки генерируется логотип, за основу которого берутся слова, связанные с городом. Например, «Культура это Болонья» или «Салаборса это Болонья».
Задумка хороша. Система алфавита, составленного из графических символов, гарантирует гибкость использования получаемого логотипа в айдентике. Он всегда уникален и при этом не выбивается из системы. Сгенерированный логотип может использоваться как в качестве паттерна, так и в качестве отдельно существующего знака. С визуальной точки зрения он не противоречит городской среде и даже в чём-то ей подыгрывает.
Спорным моментом является эффект прозрачности, применяемый к графическим элементам логотипа. Усугубляется это наличием сетки, которая закрепляет размещение графических символов на определённых позициях. Наложение сразу нескольких фигур на один квадратный сантиметр может создать неприятный эффект перегрузки и превратить лого в набор чернильных пятен. Это проблема, с которой придётся столкнуться организации, в названии которой мало повторяющихся букв.
Стиль графически завязан на множестве генерируемых логотипов и не имеет продолжения в сторону айдентики. Это создаёт проблему брендирования различного рода носителей, так как оставляет совсем небольшой набор инструментов для выполнения данной задачи, а также не подходит для брендирования носителей в тех случаях, когда использование графически перегруженных логотипов невозможно или недопустимо. Например, при использовании в монохроме.
Шрифтовая часть логотипа «è Bologna» в основном используется в связке с графической частью и выглядит довольно безлико в роли самостоятельной единицы брендирования.
Порту
В 2014 году агентство White Studio разработало айдентику для второго по величине города Португалии — Порту. Вдохновившись эстетикой плитки азулежу, которой украшены дворцы, церкви, фасады и интерьеры португальских домов, дизайнеры разработали более семидесяти линейных иконок.
Каждый житель видит свой город по-разному. Именно из этой разницы восприятия одного города складывается набор иконок, которые впоследствии могут абсолютно разными путями взаимодействовать друг с другом, а также складываться в один большой паттерн, воссоздавая тем самым город, который для всех такой разный.
Основная версия логотипа представляет из себя гротесковое написание «Porto» с точкой на конце, заключённое в прямоугольный бокс. Логотип используется на всех носителях как в соседстве с иконками, так и отдельно в тех случаях, когда их использование невозможно.
Айдентика универсальна: она хорошо сочетается с городской средой и не нарушает визуальный облик города, как в его исторических районах, так и в новых кварталах. Набор иконок может легко пополняться новыми иллюстрациями исходя из меняющихся тенденций и веяний жизни современного общества.
Главная проблема айдентики Порту кроется как раз в её главной силе: явившись миру, она была встречена множеством позитивных отзывов, а в последствии породила за собой кучу клонов. Спустя 6 лет после её выхода, она выглядит очень попсово и заезженно.
Стокгольм
Этой айдентике уже около 7 лет. Её достоинство как раз в том, что по ней этого сказать невозможно. С другой стороны, в сердце она тоже не западает. Разработанный фирменный шрифт хоть и содержит некоторые интересные детали, но в целом довольно нейтральный и даже стерильный. Логотип тоже довольно прост — это упрощённый герб города.
Разнообразная цветовая гамма, в которой нет места для ожидаемых жёлтого и синего — это безусловный плюс. Вместе с фирменным шрифтом и чистой вёрсткой они создают нужное ощущение чего-то скандинавского. Однако мне кажется, что такой замечательный город, как Стокгольм, заслуживает чего-то более характерного.
В реальности айдентика используется, в основном, на сайтах в виде логотипа. При этом всё остальное наполнение этих сайтов довольно разное, поэтому цельного образа бренда города не складывается. Наиболее полно и эффективно фирменный стиль используется на сайте ежегодного стокгольмского фестиваля культуры.
Несмотря на некоторые вопросы, это хороший пример территориальной айдентики, особенно в сравнении с большинством российских. Она достаточно гибка, чтобы подойти для решения разных задач, и выглядит уместно в любой ситуации. Характерно, что главный элемент айдентики — скорее не логотип, а фирменный шрифт.
Хельсинки
Возможно, за всю историю дизайна это одна из лучших территориальных айдентик — потому что она живёт реальной жизнью. И, что важно, во всех исполнениях выглядит этот фирменный стиль хорошо. Так что, если только финны не рождаются сразу отличными дизайнерами, для реализации этой айдентики были сделаны хорошие гайдлайны. В этом также помогает и то, что все составляющие здесь довольно просты, их легко масштабировать и адаптировать для любых целей и ситуаций.
При этом айдентика Хельсинки очень самобытна, легко запоминается и безошибочно узнаётся. Щит логотипа и фирменная графика вдохновлены гербом города, а цветовая палитра — местной природой, архитектурой, транспортом и достопримечательностями. Дополняет это всё фирменный шрифт, достаточно сдержанный в общих чертах, но с интересными деталями, придающими ему живости.
Все носители, начиная с буклетов и заканчивая сайтом, выглядят дружелюбно, но не кричаще, вызывают позитивные эмоции и дарят ощущение заботы и защищенности. Всё это действительно можно почувствовать и в самом городе, в котором хоть и нет каких-то очень ярких и знаменитых на весь мир мест, но есть какая-то приятная, уютная атмосфера, в которой просто хорошо находиться.
Париж
Carre Noir
Дизайн студия Carre Noir разработала айдентику для организации туристического центра City of Paris, которая предоставляет информацию о городе, печатает более миллиона копий официальной карты города и поддерживает программу городского транспорта. Логотип основан на историческом символе Парижа лодке нефе. Девиз города — «Fluctuat Nec Mergitur» — «колеблется, но никогда не тонет».
Визуальный язык строится на использований логотипа и его версий. В остальном, за исключением разработанных паттернов, система айдентики никак дальше не развивается. Знак логотипа выполнен единым штрихом и динамичен, что хорошо контрастирует с монолитной шрифтовой частью логотипа, что особенно хорошо смотрится в горизонтальной версии.
Если знак может показаться приятным на вид, то шрифтовая часть логотипа вызывает вопросы. Глядя на построение логотипа, можно увидеть нестыковки. Буква «А» в логотипе имеет приятную «улыбку», подыгрывая нижней части знака. Но нельзя сказать, что без нее нельзя было обойтись, здесь она скорее кажется случайным элементом.
Еще более случайным кажется выбор цветовой палитры, яркие броские несложные цвета не увязываются с образом и настроением Парижа. В этом случае, вполне уместно было бы оставить преемственную палитру цветов (красный, белый, синий).
Разработанные паттерны на основе знака и названия города выглядят симпатично, особенно вариант с точками. Логотип подходит для администрирования и туристического сервиса, но вряд ли его можно назвать удачным отражением Парижа.В реальной жизни айдентика находит применение на сайте и в виде логотипа на сервисном оборудовании города.
Grapheine
Более удачный пример — айдентика для туристического бюро, сделанная студией Grapheine. Здесь не обошлось без очевидной эйфелевой башни в логотипе: Grapheine не первые кто рифмует букву «А» с башней, но итог смотрится свежо и врезается в память. Хочется останавливаться на каждой букве и разглядывать её. Особо интересными выглядят «А» и «i», последняя с высоко повисшей точкой, как пункт на карте, который связывается с другими на карте Парижа.
Приятное дополнение — это авторские иллюстрации на брошюрах и открытках.
Минск
Айдентика Минска, разработанная в 2013 году агентством INSTID. отражает образ современного, динамичного города, культурного центра страны. Слоган «Think Minsk» отражает интеллектуальную насыщенность Минска.
Графическое решение — ритмичные линии одинаковой ширины в белом и светлом-голубом цвете. Это центральный элемент айдентики. Чистый модерновый дизайн ничего не говорит об истории города, а скорее выступает как платформа бренда для коммуникации.
Линии могут удачно применяться на разных носителях, образовывать графические композиции, масштабироваться в паттерны. Но используя такой общий элемент, как линии, сложно говорить об уникальности и особом характере айдентики.
Типографические приемы, такие как, узкое расстояние между строками или использование красного шрифта на синем фоне, не рассказывают нам ничего нового, а скорее просто затрудняют чтение текста.
Судя по количеству прошедших лет и отсутствию примеров использования, айдентика не прижилась. Техническая простота визуального стиля смотрится хорошо, но лучше подходит для IT-конференции, а не для города.
Амстердам
До начала XXI века Амстердам был просто одной из европейских столиц, разве что, более свободных нравов. Столица Голландии, город велосипедов и каналов, место вдохновения и вседозволенности — были частями пазла, которые никак не складывались в общую картину.
Но в 2004 году власть Амстердама приняла решение разработать бренд города. Целью было не только привлечь туристов, но и улучшить качество жизни горожан. В 2005 был запущен бренд I Amsterdam, разработанный в голландской студии Kesselskramer.
Как правило, брендинг городов отражает здания, историю и достопримечательности, но к Амстердаму нужен был совершенно другой подход. Бренд Амстердама — о жителях и гостях города во всём их разнообразии.
Логотип города обыгрывает грамматическую конструкцию «I am» — «Я есть». Это история о взаимодействии, вовлеченности и впечатлениях. Читая: «я — Амстердам», ощущаешь себя частью города.
В основе бренда всего два цвета — красный и белый, дополненные гротесковым шрифтом. И это как раз тот случай, когда минимумом средств достигается максимальный эффект. Все красно-белые элементы городской среды работают, как маркеры: даже табличка экскурсовода и почтовый ящик становятся носителями фирменного стиля.
Логотип города воплощен не только в уличной скульптуре, он напечатан на пластиковых картах, футболках, сумках и другом мерче.
Визуальная составляющая бренда стала символом позитивных изменений: по официальным данным, за первые пять лет с момента его запуска туристический поток увеличился в 4 раза, город стал площадкой для крупных культурных событий и мероприятий.
Выборг
Агентство Setters разработало айдентику Выборга, чтобы привлечь внимание туристов, жителей Ленобласти и, наконец, властей к плачевному состоянию города. Ценнее всего то, что это была полностью их инициатива, проект создавался только из любви к Выборгу и ради желания сохранить его.
Знак в логотипе Выборга — современный и лаконичный, но не строгий, а за счет плавности и одинаковой толщины линий простой и дружелюбный. В основе графического языка лежит идея исчезающей красоты города: фрагменты монохромных фотографий на однородном фоне усиливают впечатления возможной потери, а линейные контуры зданий заставляют острее ощутить утрату уже разрушенных зданий. Для проекта был разработан фирменный гротеск Vyborg Sans.
На сайте проекта можно разрисовать фирменной графикой футболки, блокноты и открытки, став тем самым еще ближе к городу. Айдентика работает и призывает к действиям.
Австралия
В 2003 году FutureBrand разработало для правительства Австралии фирменный стиль, современный на тот период времени. Реалистичный подробный логотип, показывающий горячего кенгуру и чрезмерно яркое солнышко позади него. Ну и намучились же люди, пытаясь его хорошо напечатать.
Но в 2013 году Австралия провела ребрендинг с помощью агентства Interbrand. Для них было важно сохранить этот самый узнаваемый образ кенгуру под солнцем, освежить его и осовременить. С чем, собственно, агентство и справилось, избавившись от таких пережитков прошлого как эффекты лучей солнца, градиенты и типа рукописные шрифты. Также кенгуру теперь не бежит от слепящего солнца, а легонько скачет под ним. Это ли не прекрасно?
Помимо логотипа для Австралии был разработан целый гайдлайн, рассказывающий как использовать по полной новый фирменный стиль. Здесь и графический язык в стиле национальных австралийских узоров, куда уж без них!
И фирменные иллюстрации с коалами. И те самые рукописные акцидентные шрифты. И правила вёрстки всех видов печатных носителей. И даже правила тона голоса! Но такое чувство, что за последние годы никто этот гайдлайн не открывал, поэтому в фирменном стиле используются лишь фирменные цвета, логотип и дай бог хороший шрифт.
Канада
Фирменный стиль Канады меняется примерно раз в три года. В этот раз страна наконец-то нащупала с помощью брендингового агентства Cossette то, что ей действительно необходимо.
Акцент в бренде смещён со знаменитого кленового листа на само название страны.
Шрифт тоже выбран непростой. Канадцы не из робкого десятка, поэтому используют Separat не только в слове «Canada», но в своих смелых, пропитанных кленовым сиропом, слоганах.
Графический язык не пытается использовать избитые национальные узоры и иллюстрации, а берёт смелую вёрстку, мотивационные слоганы и смешивает это в нечто прекрасное в фирменных красно-белых цветах.
Теперь бренд туристической Канады резко контрастирует со сдержанным фирменным стилем агентства Destination Canada, ответственного за туристический кластер. И в этом есть свой шарм.
Послесловие
Конечно, города и страны могут прекрасно существовать и без какой-либо айдентики. Особенно, если у них есть история, которую дети по всему миру проходят еще в школе. Если такой истории нет, то яркий образ, работающий через разные каналы, действительно может как привлечь туристов, так и вызвать гордость у местных. Из-за того, что целевая аудитория территориальной айдентики настолько разнородна, а материальные выгоды непрямые, сделать эффективно работающий образ очень сложно.
Тем не менее, из примеров заметно, что при разработке, как правило, срабатывает смелость и нестандартные подходы, вдохновленные национальными или городскими особенностями. Так территория и привлекает к себе внимание, и запоминается, как нечто особенное.
Как создать бренд города — примеры городов России и мира
Бренд города — комплекс ассоциаций, возникающих у пользователей при упоминании названия города. Если говорить просто, бренд города — то, каким его представляют. Его составляющие складываются из инфраструктуры, туристических мест, оздоровительных организаций, промышленности, культурных мероприятий, национальных традиций жителей и множества других параметров.
Если говорить просто: бренд Оренбурга — пуховые платки, бренд Тулы — самовары и пряники, бренд Лондона — город, в котором есть всё, а в сознании россиян is the capital of Great Britain. |
В нашей прошлой статье про бренды мы говорили о том, что брендинг помогает продавать дороже. В случае с городами бренд позволяет:
Реклама: 2VtzquY3wEz
- привлечь внимание инвесторов и увеличить поток инвестиций;
- увеличить влияние города внутри страны и за ее пределами;
- привлечь внимание туристов и повысить доходы казны;
- развить инфраструктуру, торговлю и промышленность;
- повысить качество жизни жителей города.
Брендирование города положительно влияет на все сферы жизни — чем больше инвестиций и туристов будет, тем быстрее будет развиваться населенный пункт. Конечно, при условии грамотного брендирования и комплексного подхода.
На кого направлен бренд города
На туристов. Туристы хорошо пополняют городскую казну. Например, только в ОАЭ туристический сектор приносит стране 8% от ВВП, при этом обеспечивает работой немногим более 9% жителей государства. Туристов можно привлечь достопримечательностями, красивыми и интересными местами и мифами, связанными с ними, развлечениями. Что-то особенное можно найти везде. Например, Жозе Торреса рассказал в одном из интервью о работе с юго-западным регионом Португалии: на первый взгляд в нем не было ничего. Но затем маркетологи нашли настоящую изюминку — удаленные пляжи для тех, кто хочет побыть в одиночестве.
Бренд города ДубаиНа инвесторов. Инвестиции играют огромную роль в развитии городов. Например, после инвестирования в Силиконовую Долину 50 миллиардов долларов в 2015 году в США было отмечено стремительное развитие инноваций. Чтобы привлечь инвесторов, нужно показать им перспективы, рассказать, чем отличается регион. Нужно выделить один или несколько перспективных секторов экономики — например, производство электроники, переработку нефти или развитую систему образования.
На жителей. Повышение качества жизни жителей города позволит привлечь новых жителей, а значит — повысить покупательскую способность населения, обеспечить предприятия работниками, увеличить влияние города на внутренней и внешней политической арене. Со временем это привлечет туристов, инвестиции, таланты. Например, в списке наиболее пригодных для жизни городов по версии The Economist входят Мельбурн, Вена, Ванкувер, Торонто и другие крупные города: все они известны на весь мир.
На таланты. Ориентир брендирования города на таланты позволит привлечь профессионалов в разных сферах, успешных руководителей и политиков, творчески развитых людей, докторов науки. Основное направление такого брендинга — создание всех необходимых ресурсов для комфортной жизни привлеченных людей, поэтому эта модель брендирования схожа с ориентацией бренда на жителей. Например, еще во времена СССР советских специалистов активно переманивали иностранные города, в результате в них повысилось общее качество жизни. К примеру, Владимир Резун (псевдоним — Владимир Суворов), являясь офицером ГРУ, сдался британской разведке. Сегодня он преподает в британской военной академии и выпускает популярные книги, которые переводят более, чем на 12 языков мира.
На потребителей. Этот ориентир работает тогда, когда в городе расположено крупное производство каких-либо товаров. Не обязательно брендовых — в городе может быть даже несколько компаний, производящих одинаковую продукцию. Например, это хорошо работает в России — вспомним пример Оренбурга, в котором вяжут самые знаменитые пуховые платки. А немецкий город Бамберг известен пивоварением.
Бренд города Бамберг — это пивоКак создать бренд города
Создание бренда города — сложный, долгий, комплексный процесс. Здесь недостаточно просто разработать логотип и настроить рекламу в поисковых системах или социальных сетях. Этим брендирование города и отличается от коммерческого брендинга — в последнем можно просто взять товар и продвигать его. В брендировании города чаще всего нужно начать с совершенствования самого населенного пункта. Кроме того, здесь не очень хорошо работает деление на ниши: даже если вначале вы будете ориентироваться на одно узкое направление — к примеру, на инвесторов, позднее все будут воспринимать единый созданный бренд. Кроме того, в развитии бренда важно донести до жителей его идею, чтобы они способствовали реализации. Вместо сотрудников компании у вас будет целый город, а им управлять довольно сложно.
Условно процесс брендирования города можно разделить на несколько этапов.
Анализ и определение ЦА
Проанализируйте концепцию города: рассмотрите его инфраструктуру, уровень жизни жителей, туристические достопримечательности, интересные места, развитие промышленности и торговли. Определите перспективные направления развития — например, если в городе есть целебные источники, можно развивать направление медицинского туризма.
Определите целевую аудиторию брендирования на основе анализа и целей развития бренда. Например, если вы хотите развить добычу ценных ресурсов, и у города они есть, вашей целевой аудиторией будут инвесторы. Если хотите просто создать красивый и интересный населенный пункт, в который будут приезжать из других городов и стран, ваша ЦА — туристы. Можно создать любой город — экологичный, творческий, политический, серьезный, веселый — и найти ЦА для любого позиционирования.
К примеру: образ Урюпинска традиционно складывался как идея провинциального города. Целевой аудиторией такого брендирования стали местные жители, и сегодня лозунг «Урюпинск — столица российской провинции» вызывает представление спокойного, но развитого города. Это привлекает тех, кто устал от суеты и хочет поселиться в комфортабельном городе. |
Определение идеи и концепции
На основе анализа города, уровня жизни в нем и других параметров нужно определить главную идею и концепцию. Выбранное позиционирование будет запоминаться всем группам ЦА — инвесторам, талантам, туристам, руководителям, политикам, жителям. Подумайте, чем конкретно город отличается от аналогичных населенных пунктов, и чем это отличие может привлекать целевую аудиторию. Например, постройте идею отдыха на большом озере или разработайте концепцию города будущего с разными инновациями.
Читайте также: Что такое айдентика
Идеи и концепции есть у большинства известных городов:
- Иваново позиционируется как «город невест»
- Главная идея Амстердама — «я — Амстердам» делает всех жителей и гостей города причастными к нему
- Лас-Вегас известен как центр безумных развлечений
Разработка бренда
После определения концепции, идеи и направления брендирования, можно приступать к разработке самого бренда. Но помните: логотип — не равно бренд. Об этом также говорил Жозе Торрес. Например, у Барселоны нет своего логотипа, однако столица автономной области в Испании известна всему миру.
Иногда разработка бренда — это разработка идеи и концепции. Например, можно сделать ставку на развитие здравоохранения и создать город здоровья с самой большой клиникой, институтом здравоохранения или компетентными врачами, к которым будут приезжать из других регионов. Для этого нужно будет снять видео с рассказом о перспективах, сделать презентацию или провести конференцию, а логотип — лишь дополнение к общей идее.
Пример логотипа Копенгагена — «открытого» городаВнедрение бренда
Процесс внедрения бренда полностью зависит от идеи и целевой аудитории. Например:
- для привлечения инвесторов в промышленность нужно строить новые предприятия или совершенствовать старые;
- для развития образования нужно создавать новые институты и привлекать иностранных студентов и преподавателей;
- для развития туризма нужно восстанавливать достопримечательности, создавать места отдыха, развивать инфраструктуру;
- для повышения качества жизни жителей нужно создавать новые рабочие места, развивать медицину и образование, привлекать инвесторов и туристов.
Все зависит от целей и направления брендирования. Проводите профильные мероприятия: например, общегородские форумы или международные конференции. Продвигайте общую идею в социальных сетях или других онлайн-каналах. Стройте новые объекты или сносите старые, если это необходимо.
Ещё по теме: Создание и продвижение личного бренда
Анализ эффективности
Для анализа эффективности брендирования поставьте цель, которую можно измерить — это рекомендует Жозе Торрес. Все, что можно посчитать, может служить целью и позволять оценивать эффективность бренда. Например:
- при направленности брендирования на инвесторов нужно считать сумму инвестиций в город и сравнивать ее с показателями за прошлый квартал, год или несколько лет;
- при направленности на повышение уровня качества жизни жителей — среднюю зарплату, число налоговых поступлений в бюджет, ВВП;
- при направленности на развитие образования — количество студентов, обучающихся в институтах, или показатели конкурса на одно место;
- при развитии туристического сектора — число туристов, приехавших в город.
Проанализировав измеримые показатели, вы поймете, эффективен ли бренд. Если он не приносит ощутимых результатов — например, сумма инвестиций выросла всего с 51 до 52 миллионов, стратегию внедрения бренда лучше изменить.
Примеры брендов самых известных городов мира и России
Давайте рассмотрим, чем завоевали признание несколько самых известных городов:
Берлин. Кампания Be Berlin стартовала в 2008 году и была направлена на восстановление целостности образа города в глазах жителей и туристов, а также на то, чтобы берлинцы гордились своим городом. При этом у города есть два бренда, которые существуют параллельно: один — для жителей, другой — для гостей.
Логотип, ориентированный на жителей городаЛох-Несс. Регион рядом с этим озером за 90 лет превратился из провинции Шотландии в один из самых посещаемых в мире. Брендирование было направлено на туристов: они едут туда, чтобы попытаться своими глазами увидеть Несси — знаменитое лохнесское чудовище. Британский историк Гэррет Уильямс утверждает, что Несси был придуман маркетологами для брендирования.
Мадрид. Раньше он ассоциировался с фламенко и корридой. Сегодня его бренд — это неповторимые культурные особенности и культура страны в сочетании с современностью и динамичностью европейской столицы. Благодаря брендированию, уже в 2006 году город посетили на 620 000 человек больше по сравнению с 2005 годом.
Иннополис (Россия). Согласно концепту наукограда, город построен с нуля. В нем развиваются инновационные высокие технологии и информационные технологии. В сознании россиян Иннополис уже полностью аналогичен подмосковному центру Сколково, также известному как «региону знаний». Это тот редкий случай, когда сначала была продумана концепция и только потом был построен город.
А как вы считаете, нужен ли брендинг городу или его концепция выстроится со временем сама? Поделитесь своим мнением в комментариях — нам очень интересно!
Place Брендинг: Возрождение городов через стратегию бренда
Place Брендинг: Возрождение городов через стратегию бренда
Downtown Circle / ZNera Space . Изображение © Pictown / ZNera- Автор: Анкита Гаттупалли
1970-е годы были темным временем для Нью-Йорка. В то время как экономика находилась в упадке, уровень преступности был на рекордно высоком уровне. Негативный общественный имидж также отпугивал туристов, что привело к финансовому кризису города. Чтобы изменить представление о «Большом яблоке», Департамент экономического развития штата Нью-Йорк обратился к рекламной фирме Wells Rich Greene с просьбой организовать привлекательную маркетинговую операцию. Через 45 лет получилось 9Кампания 0016 I Love NY остается свежей в памяти местных жителей и туристов, успешно обновляя бренд Нью-Йорка. Такие города по всему миру, как Париж, Амстердам и Иерусалим, также вложили значительные средства в создание магнитных брендов для себя.
+ 1
Брендинг — это инструмент, который в основном используется в бизнесе и маркетинге, чтобы помочь людям идентифицировать и создать представление о компании, человеке или продукте. Та же концепция может быть распространена на места, применяя методы брендинга к экономическому, политическому и культурному развитию географических мест. Под общим термином брендинг места , ментальные образы и представления о нациях, штатах и городах могут быть стратегически спроецированы. С помощью брендинга город можно превратить в место, где люди хотят жить, работать и посещать.
Я люблю граффити Нью-Йорка. Изображение © Phil MiddsМножество факторов объединяется, чтобы создать хороший бренд для города. Определяющие и отличительные черты застроенной среды делают место легко узнаваемым и хорошо отличающимся от других городов. Опыт и представления жителей о городе, местных сообществах и основных ценностях города строятся на уникальном образе, который живет в умах людей. Сильные коммерческие и городские бренды имеют общие черты, такие как история, качество места, стиль жизни, культура и разнообразие.
Связанная статья
Чтение между линиями горизонтаБренд и идентичность города составляют образ города — чувство идентичности, благополучия и принадлежности среди горожан. Эти понятия составляют основу систем памяти, которые направляют внимание и делают место запоминающимся. Усилия по созданию места вносят свой вклад в имидж, укрепляя чувство места и связь с местным сообществом. Брендинг города направлен на привлечение ресурсов в город для обеспечения качества места. Это отражение того, как горожане видят свои города и как город хочет восприниматься извне.
Брендинговая кампания для Глазго, Шотландия. Изображение © andrewgaijinВ большинстве городов, которые проходят через эффективную кампанию по брендингу или ребрендингу, горожане и туристы становятся свидетелями усиленного чувства гордости за город. Бренд помогает позиционировать город в увлекательной манере, привлекая туризм, деловые предприятия и инвесторов. Душа города воплощается в наборе стратегических мероприятий, таких как брендинговая кампания или знаковый дизайн, чтобы рассказать историю этого места. Брендинг города также открывает возможности для флагманских проектов, которые могут способствовать обновлению городов и экономики. Музей Гуггенхайма в Бильбао, Центр Помпиду в Париже и Сиднейский оперный театр являются примерами трансформационных архитектурных проектов, создавших положительный образ своих городов.
Во времена глобализации сильный бренд является ценным активом, который дает городам конкурентное преимущество перед другими. Поддержание хорошей репутации позволяет городам конкурировать за увеличение инвестиций государственного и частного секторов, привлекая капитал и человеческие ресурсы. Для улучшения имиджа города необходимо создать рамки городского планирования и управления, а бренд поможет советам планировать развитие вокруг основной идеи.
Музей Гуггенхайма в Бильбао. Изображение © Антонио Габола Пекинский национальный стадион / Herzog & de Meuron. Изображение предоставлено IAKSАрхитектура так же важна для брендинга, как брендинг для архитектуры. В последние годы такие города, как Бильбао, Шанхай и Дубай, использовали архитектуру как инструмент для улучшения своего имиджа и исключительного позиционирования себя в глобальной деревне. Инновационные проекты зданий, выраженные на местном архитектурном языке, пытаются переопределить городскую, региональную и национальную идентичность. В этом свете перед архитекторами стоит задача представить неоднородность мест.
Города, в отличие от коммерческих образований, более сложны, динамичны и многомерны по своей идентичности. В то время как Париж в народе считается «городом любви», а Гонконг известен своей торговлей, по-прежнему сложно выразить все восприятие города с помощью одной концепции. Стратегии коммерческого бренда успешно строятся с учетом целевого рынка — группы потребителей со схожими демографическими показателями. При брендинге города становится важным задаться вопросом, какие сообщества бренд представляет или не представляет.
Брендинг города Мельбурн компанией Landor & Fitch. Изображение предоставлено Landor & FitchБрендинг территории предоставляет архитекторам огромные возможности для ускорения изменений в застроенной среде. Промышленность может творчески использовать брендинг для продвижения культурных ценностей и идеалов в схемах городского развития, принимая во внимание усилия по городскому маркетингу. Чтобы брендировать город, архитектура рассматривается как неотъемлемая часть экономического развития, технологических достижений и социальных изменений. Успешный городской бренд будет жить в сердцах горожан, рассказывая миру свои коллективные истории.
Статья по теме
Чтение между горизонтами Процитируйте: Анкита Гаттупалли. «Брендинг мест: возрождение городов с помощью стратегии бренда», 31 октября 2022 г., ArchDaily. Доступ .
Как брендировать город?. На примере Нью-Йорка и… | Лаура Путткамер
На примере Нью-Йорка и Порту в этой статье рассматривается брендинг и идентичность городов.
Брендинг «CDMX» (Ciudad de México) в Мехико относительно новый и к настоящему времени изменил свой цвет на зеленый, но это хороший пример того, как создать четкую идентичность. Источник: Wikimedia. Каждому городу нужна фирменная идентичность, которая могла бы представлять его должным образом. Однако многие города используют только кампании, ориентированные на туристов, или устаревшие бренды, поэтому эта тема актуальна как никогда. В идеале брендинг города должен быть ориентирован на будущее направление города. Он может представлять собой видение или призыв к действию, но они должны быть направлены на своих граждан, а не только на посетителей.
Городской бренд должен создавать или, по крайней мере, представлять душу города не только как логотип. Вот почему брендинг городов — сложная и запутанная тема: сами города настолько разнообразны и часто хаотичны, что бывает трудно найти что-то объединяющее. Со временем брендинг города будет использоваться самыми разными способами, например, на городских мусоровозах, на муниципальных письмах, в больницах, на служебных автомобилях и в туристических целях.
Брендируя «пульс» города, вам необходимо работать со всеми заинтересованными сторонами. Совместные семинары могут помочь собрать ключевых лидеров и представителей сообщества за стол переговоров, чтобы обсудить ДНК города, позиционирование его бренда, его ценности, планы на будущее и желаемое представление. Таким образом, градостроители и специалисты по маркетингу могут убедиться, что брендинг нравится всем горожанам, а не только туристам.
Успешный брендинг города должен иметь следующие элементы:
— Он должен вызывать эмоции
— Он должен быть о горожанах, а не только о лидерах города
— Он должен иметь четкое заявление
— Он должен иметь «почему»
— Он должен быть знаковым и вневременным
— Он должен использовать простые механизмы повествования
— Он должен включать в себя наследие и видение
Популярные лозунги и туристические кампании также являются необходимой частью городского маркетинга. Однако они обычно не отражают суть города и поэтому представляют собой временные кампании, направленные на аутсайдеров, а не долгосрочные бренды, которые могут даже направлять развитие города.
Возьмем, к примеру, знаменитый слоган «I ❤ NY» — это часть рекламной кампании. Он стал настолько популярен, что его часто ошибочно принимают за бренд города, но на самом деле это слоган, который мало что говорит о сути Нью-Йорка. Это фактически заставляет город отойти на второй план, выступая в качестве фона для слогана, а не в его центре. Фактический брендинг города выглядит совсем иначе, чем вы можете себе представить, сосредоточившись на разнообразии города и людях: брендинг города
Нью-Йорка. Источник: город Нью-Йорк 9.0002 Отличным примером успешного брендинга города является Порту в Португалии. Задача творческой группы заключалась в том, чтобы объединить город и мэрию. В процессе совместного участия дизайнеры разработали эту инициативу по брендингу, состоящую из множества легко узнаваемых частей, основанных на уникальной плитке Porto: Брендинг города Porto применим к множеству различных поверхностей и целей. Он продолжает традиции города и в то же время показывает его сложность и современность.