История колеса – Мир Знаний
Развитие цивилизации
Хотя и весьма простым, но одновременно и важнейшим изобретением человека является колесо. А появилось оно в обиходе у людей очень давно: несколько тысяч лет назад. Так, в Месопотамии уже в 3500 году до н. э. использовались колесные повозки. Об этом свидетельствуют находки этих средств передвижения во время археологических раскопок на месте древнего города Киша.
Древнее колесо из цельного куска дерева
Самым же древним «колесом» считается находка в румынском округе Яссы: ее датируют последней четвертью V тысячелетия до н. э. Еще в 1981 году румынский археолог М. Дину обнаружил глиняные колёсики от игрушечных повозок. А недалеко от немецкого города Зюшена в XIX веке на каменной плите были обнаружены схематические изображения волов, запряженных в повозку.
Также в двух гробницах на севере Германии, датируемых V тысячелетием до н. э., были найдены небольшие каменные колесики, относящиеся к так называемой культуре воронковидных кубков.
В свою очередь, на керамическом горшке, найденном в польской Броночице, имеются изображения повозок с запряжёнными в них волами. Возраст этих изделий – более 5500 лет. А в Люблянском болотном массиве, что находится в Словении, было найдено деревянное колесо диаметром 72 сантиметра. Его возраст – тоже более 5000 лет. В Швейцарии же было обнаружено колесо с квадратным отверстием для насаживания на ось, которая вращалась вместе с колёсами. И датируется эта находка примерно 3200 годом до н. э. Таким образом, всё больше материальных доказательств говорит в пользу того, что «самое первое» колесо появилось не на Ближнем Востоке, как было принято считать ранее, а в Европе.
Ученые полагают, что первоначально колесо использовалось вовсе не для того, чтобы ускорить перемещение в пространстве. Причина была в другом. Когда на смену кочевому образу жизни пришел оседлый, люди стали засевать поля, разводить скот, создавать поселения.
В конце концов, появился обмен товарами. А значит, и необходимость в транспортировке грузов на большие расстояния. Вот тут-то и пригодились колеса…Но это случилось позже. А сначала колес в современном понимании не было. А были бревна-катки, на которые ложились каменные глыбы, стволы деревьев или другие тяжелые предметы, которые требовалось переместить на значительные расстояния. А спустя какое-то время было замечено, что бревно более тонкое в средней части, чем с краю, передвигается равномернее и его практически не заносит в стороны. Это наблюдение подтолкнуло древнего человека к тому, что катки стали внутри выжигать. Впоследствии, после ряда усовершенствований, такие бревна приняли форму колеса.
Но со временем конструкция колеса улучшается. Например, чтобы уменьшить вес колеса, в нем стали делать отверстия, а для жесткости укрепляли поперечными скрепами. Уже во II тысячелетии до н. э. на Южном Урале стали использоваться колеса со спицами, в Малой Азии – со ступицей. А в I тысячелетии до н.
Впрочем, колесо стало широко использоваться не только в Европе и Азии. Оно нашло применение и в цивилизациях Нового Света. Хотя многие исследователи по-прежнему считают, что народами доколумбовой Америки оно не использовалось. Так, в некоторых культурах, например, у ольмеков обнаружены керамические и деревянные фигурки животных на колёсиках. Вероятно, они использовались при различных ритуалах, а возможно, являлись лишь игрушками. Эти факты дают ученым основание предполагать, что и первое колесо появилось в качестве игрушки…
Несомненно, изобретение колеса сыграло значительную роль в развитии человеческой цивилизации. Например, оно способствовало появлению новых ремесел. В частности, стало основным элементом гончарного круга, тем самым ускорив развитие керамики. Колесо нашло применение в мельницах, прялке, токарном станке. И в ирригационных системах, и на рудниках широко применялись водяные колеса.
Посмотрите на самое старое деревянное колесо в мире. Ему более 5000 лет
войти в систему
Добро пожаловат!Войдите в свой аккаунт
Ваше имя пользователя
Вы забыли свой пароль?
завести аккаунт
Политика конфиденциальности
Зарегистрироваться
Добро пожаловат!Зарегистрируйтесь для создания учетной записи
Ваш адрес электронной почты
Ваше имя пользователя
Пароль будет выслан Вам по электронной почте.
Политика конфиденциальности
восстановление пароля
Восстановите свой пароль
Ваш адрес электронной почты
Колесо из ЛюбляныТекст опубликован:
Время прочтения: 2 мин
Реклама
162
В 2002 году в болотистой местности вблизи Любляны (столица Словении) археологи нашли хорошо сохранившееся деревянное колесо и деревянную ось. Исследования показали, что колесо изготовили примерно 5000—5300 лет назад, его признали самым старым деревянным колесом в мире.
Диаметр колеса 72 сантиметра, оно сделано из ясеня. Похоже, что его сколотили из двух деревянных досок, которые затем скрепили четырьмя поперечными скобами, сами скобы удерживались на месте с помощью шипов.
Ось изготовлена из дуба, ее длина 124 сантиметра, она прикреплялась к колесам с помощью дубовых клиньев, стрежень вращался вместе с колесами.
Фото: Petar MiloševićПредполагается, что найденное колесо принадлежало доисторической двухколесной тележке, скорее всего, ручной. Подобные колеса ученые находили в холмистых областях Швейцарии и юго-западной Германии, но люблянское больше и старше.
Некоторые ученые считают, что изобретение колеса следует относить к позднему неолиту (5300—4800 гг. до н.э).
“Изобретение колеса в сочетании с другими технологическими прорывами того времени должны рассматриваться как достижения, ускорившие наступление раннего бронзового века”, — говорится на страницах проекта Faces of Ancient Europe
Первое предполагаемое изображение колесного транспорта принадлежит представителям халафской культуры (6500–5100 гг. до н.э). Однако у исследователей нет доказательств того, что представители этой культуры использовали в повседневной жизни колеса или даже гончарный круг.
Самые ранние формы колеса, известные как «tournettes» или «slow wheels», появились на Ближнем Востоке примерно в 5 тысячелетии, они использовались в гончарном деле.
Один из таких примеров был обнаружен в Иране в местечке Tepe Pardis — стоянке эпохи неолита. Это колесо датируется 5200–4700 гг. до н.э.Первые гончарные колеса были изготовлены из камня или глины и крепились к земле с помощью специального шеста, необходимо было приложить много усилий, чтобы повернуть такое колесо.
Гончарные колеса, которые вращались без особого усилия, по мнению специалистов, впервые появились в Месопотамии в 4000—3500 гг. до н.э. Хорошо сохранившийся пример такого колеса — находка, сделанная во время археологических раскопок на месте древнего шумерского города Ур (современный Ирак). Гончарный круг из Ура датируется 3100 г. до н.э.
Первые свидетельства изготовления колесного транспорта появляются во второй половине 4-го тысячелетия, почти одновременно в Месопотамии (шумерская цивилизация), на Северном Кавказе (Майкопская культура) и в Восточной Европе (культура Триполье-Кукутень). Вопрос о том, какая культура изобрела колесный транспорт первой, до сих пор не решен.
Самое первое изображение телеги с 4 колесами и двумя осями, известное ученым, было сделано на керамической вазе из Броноцице (Польша). Рисунок датируется 3500 — 3350 гг. до н.э.
Фото: Керамическая ваза из БроноцицеЧто касается датировки люблянского деревянного колеса, тут ученые расходятся во мнении. Одни считают, что оно было изготовлено между 3340–3030 гг. до н.э., другие — что между 3360–3045 гг. до н.э.
Предлагаем дружбу: Twitter, Facebook, Telegram
Следите за всем новым и интересным из мира науки на нашей страничке в Google Новости, читайте в Яндекс Дзен наши материалы, не опубликованные на сайте
Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Новости
Рекомендуем
Революционное изобретение колеса
Обновлено 2 июня, 2014 — 12:37 dhwty
В современном мире технологии развиваются с беспрецедентной скоростью. Новейший гаджет сегодня — это завтрашний антиквариат. В результате такого быстрого развития технологий мы часто принимаем вещи как должное. Одним из таких является колесо. Оглянитесь вокруг, и вы повсюду увидите колеса, будь то шины или бытовая техника. Колесо даже наполнялось символическим значением, возможно, наиболее известное как метафора бесконечного цикла жизни.
Можно подумать, что колесо — просто скромное или даже примитивное изобретение по сравнению с некоторыми причудливыми гаджетами, которые есть у нас сегодня. Тем не менее, колесо (в частности, как средство передвижения) было изобретено на относительно позднем этапе человеческой истории. Самое старое известное колесо, найденное при археологических раскопках, происходит из Месопотамии и датируется примерно 3500 годом до нашей эры. Этот период был известен как бронзовый век, который является относительно поздней главой в истории развития человеческой цивилизации. К этому времени люди уже сажали урожай, пасли домашних животных и имели некоторую форму социальной иерархии.
Месопотамское колесо. Источник фото .
Одна из причин, по которой колесо было изобретено только в этот момент истории, связана с тем, что для проделывания точно подогнанных отверстий и осей требовались металлические инструменты. Это приводит к следующей причине – колесо не было просто цилиндром, катящимся по краю. Это был цилиндр, соединенный с устойчивой стационарной платформой. Эта концепция колесной оси была гениальной, но ее реализация была сложной задачей. Концы оси, а также отверстия в центре колес должны были быть почти идеально гладкими и круглыми. В противном случае трение между этими компонентами будет слишком большим, и колесо не будет вращаться. Хотя ось должна была плотно входить в отверстия колес, у них должно было быть достаточно места, чтобы они могли свободно вращаться. Учитывая сложность комбинации колеса и оси, неудивительно, что колесо изначально не было изобретено для транспортных целей. Вместо этого утверждалось, что колеса были впервые использованы гончарами. Помните 5500-летнее колесо для Месопотамии? Похоже, что это был гончарный круг (использование кругов для изготовления гончарных изделий может восходить еще к неолиту). Кажется, что использование колес для передвижения произошло только 300 лет спустя.
Считается, что первые круги использовались для изготовления гончарных изделий. Источник фото .
Хотя самое древнее колесо в мире было найдено в Месопотамии, самые ранние изображения колесных повозок были найдены в Польше и других местах в евразийских степях. Некоторые предполагают, что из-за огромной проблемы, которую изобретение колеса поставило перед человечеством, оно, вероятно, произошло только один раз и распространилось из места своего происхождения в другие части мира. Однако другие считают, что он развивался независимо в разных частях мира примерно в одно и то же время. Например, Люблянское болотное колесо — деревянное колесо, найденное в столице Словении в 2002 году и датированное 3150 годом до нашей эры. В настоящее время родиной колеса считается либо Месопотамия, либо евразийские степи. Хотя в Месопотамии есть самое старое известное колесо, лингвистические данные используются в поддержку утверждения о том, что колесо возникло в евразийских степях.
Хотя колесо произвело революцию в способах передвижения древних людей и перевозки товаров из одного места в другое, оно не было совершенным изобретением. Например, верблюды были гораздо более эффективным видом транспорта в условиях пустыни по сравнению с колесом. Также утверждалось, что между 2 и 6 веками нашей эры верблюд вытеснил колесо в качестве основного вида транспорта на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Тем не менее, колесо по-прежнему использовалось в бытовых целях, например, для орошения, измельчения и изготовления гончарных изделий. Это показывает различные варианты использования колеса и его важность для человечества. Думаю, нам следует изменить наше отношение к колесу и не рассматривать его как основное изобретение «примитивного человека». Вместо этого мы должны рассматривать это как одно из величайших достижений человеческого общества.
Избранное изображение : Изображение повозки, запряженной онагром, на шумерском «боевом штандарте Ура» . Источник фото: Википедия.
By Ḏḥwty
Ссылки
Беллис, М., 2014. Изобретение колеса. [Онлайн]
Доступно по адресу: http://inventors.about.com/od/wstartinventions/a/wheel.htm
Гамбино, М., 2009. Приветствие колесу. [Онлайн]
Доступно по адресу: http://www.smithsonianmag.com/science-nature/a-salute-to-the-wheel-31805121/?no-ist
Слотер, Дж., 2014. История: изобретение колеса. [Онлайн]
Доступно по адресу: http://www.notap.gov.ng/content/history-invention-wheel
Wikipedia, 2014. Wheel. [Онлайн]
Доступно по адресу: http://en.wikipedia.org/wiki/Wheel
Волховер, Н., 2012 г. Почему изобретение колеса заняло так много времени. [Онлайн]
Доступно по адресу: http://www.livescience.com/18808-invention-wheel.html
Связанные статьи о древнем происхождении
27 января, 2023 — 00:54 Gary Manners
«Исключительно редкая» деревянная ось железного века от колесницы или повозки была найдена в заболоченной яме в Истбридже, Саффолк. Фрагмент был обнаружен перед посадкой дерева для Sizewell C…
28 марта, 2019 — 17:57 Ancient-origins
Голанские высоты попали в заголовки газет из-за политического влияния определенных решений в международных отношениях. Он поднимал всевозможные вопросы и споры о суверенитете, международном праве,…
6 марта, 2019 — 22:52 valdar
Ирландские и кельтские символы отражают древние верования и традиции, и считалось, что они влияют на жизнь людей. Значения таких символов, как Claddagh, Crann Bethadh, Triquetra и Triskelion, жили…
22 ноября, 2018 — 18:54 dhwty
Колесо Дхармы — это Аштамангала, или один из «восьми благоприятных символов», набора священных символов, встречающихся в индийских религиях. Хотя Колесо Дхармы встречается также в индуизме и джайнизме, оно…
15 ноября, 2018 — 18:24 J.P. Robinson
В 2008 году в угольной шахте в украинском городе Донецке была обнаружена любопытная находка. Поскольку его нельзя было безопасно или успешно вырезать из-за особенностей песчаника, в который он был встроен…
31 мая, 2017 — 01:59 jason and sarah
Много веков назад, в стране, которая хорошо знакома современному американцу (каким-то забытым, неземным образом)… Туземный мальчик бежит через заросли кустов ежевики. Его рот испачкан…
Нерассказанная история колеса и его эволюции
Обновлено 28 мая, 2017 — 02:00 Дэвид Уотерс
Колесо можно считать самым важным изобретением человечества, полезность которого до сих пор применяется во многих сферах нашей повседневной жизни. В то время как большинство других изобретений были созданы самой природой, колесо на 100% является продуктом человеческого воображения. Даже сегодня было бы трудно представить, что было бы без колес, поскольку движение в том виде, в каком мы его знаем, было бы бесспорно невозможно.
Люди уже давно используют животных в качестве средства передвижения. Тем не менее, колеса имеют захватывающую историю своей эволюции. Людям потребовались столетия, чтобы понять, как можно использовать колеса. Сейчас они являются неотъемлемой частью нашего общества и, как ожидается, останутся таковыми на века вперед. Обратите внимание на следующую инфографику от Big Bang Wheels, чтобы узнать больше об истории колеса.
Краткая история колес
Колесо или симметричный узел, вращающийся вокруг оси, сегодня является основным компонентом любой механизированной системы, будь то часы или реактивный двигатель. Сегодня мир движется на колесах, но появление этой технологии можно проследить до 3500 г. до н.э. в Месопотамии.
- Революционное изобретение колеса
- Министр транспорта Ирака объявляет, что шумеры запускали космические корабли 7000 лет назад
- 2000-летняя бронзовая игрушка дает представление о том, как были сконструированы лучшие римские колесницы для победы в гонках
Технически колесо должно было быть изобретено задолго до того, как оно было изобретено, поскольку ему предшествовало несколько других изобретений, таких как швейные иглы, лодки, веревки и т. д. Когда идея наконец пришла в голову, она предназначалась не для транспорта, а для гончарного дела. Примерно через 300 лет, т. е. в 3200 г. до н. э., его впервые использовали в месопотамских колесницах. Интересно, что до того, как они использовались для транспортировки, они могли использоваться в производственных или промышленных целях.
Деталь колесного транспорта на Стандарте Ура, ок. 2500 г. до н.э. ( Public Domain )
Многие исследователи придерживаются мнения, что тачка, представляющая собой одноколесное транспортное средство, нарисованное вручную, была впервые изобретена в Греции между 6 и 4 веками до нашей эры. Затем 400 лет спустя он попал в Китай, откуда попал в средневековую Европу.
Примеры моделей тачек 13 века. ( Общественное достояние )
Даже после того, как стало известно, что на транспортных средствах можно использовать колеса, древние люди все еще полагались на верблюдов для передвижения. На Ближнем Востоке колеса в основном использовались для бытовых нужд, таких как изготовление гончарных изделий, ирригация и фрезерование.
Развитие колес
Железные ободья вокруг колес были впервые использованы в 1000 г. до н.э. на кельтских колесницах. После этого в колесах со спицами не было серьезных изменений до 1802 года, когда самая первая спица с натяжением проволоки была запатентована Г.Ф. Бауэр. Потребовалось еще несколько лет, чтобы превратиться в спицы с натяжением из круглой проволоки, которые сегодня используются для велосипедов.
Изображение кельтской колесницы. (Johnny Shumate/ CC BY 3.0 )
Изобретение пневматических шин последовало за спицами с натяжением проволоки, и патент на него был зарегистрирован Р. У. Томпсоном в 1845 году. Дальнейшее развитие получил Джон Данлоп, который заменил твердую резину. использовал в велосипедах тогда свои пневматические шины и запатентовал это.
Эпоха автомобильных колес
Патент Benz Motorwagen 1885 года Карла Бенца представлял собой транспортное средство, в котором использовались три проволочных колеса, как у велосипедов, с жесткой резиной вокруг них. Андре и Эдуард Мишлен, основатели известной шинной компании Edouard Michelin, были первыми, кто додумался использовать резину в автомобилях. Углерод был добавлен в резину, чтобы продлить срок службы шин в 1910 компании BF Goodrich.
Benz Patent-Motorwagen, впервые построенный в 1885 году. ( Public Domain )
В 1926 и 1927 годах были изобретены первые стальные колеса со сварными спицами. Колесо продолжало развиваться даже после этого в изобретении дисковых колес, которые имели сходство с первоначальными сплошными колесами. Спрос на недорогие колеса привел к открытию, поскольку производство стальных колес стоило намного меньше.
- Лодки Абидоса: транспортировка фараонов через загробную жизнь
- Человек-телепорт: транспорт в мгновение ока испанского солдата
- Супероружие древнего мира: история колесниц. Часть I
Современные колеса
Современный мир сильно зависит от колес, без которых он буквально остановился бы. Сегодня мы в основном видим вокруг себя два типа колес для автомобильных целей: легкосплавные и стальные. Эти два типа колес намного легче первых автомобильных колес, которые были массивными и тяжелыми.
Существуют заметные различия между стальными и легкосплавными дисками. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что легкосплавные диски легкие, потому что они сделаны из легких металлов, таких как алюминий, никель и т. д., которые лучше проводят тепло.
Колеса в настоящее время встречаются в различных нестандартных дизайнах с использованием стильных дополнений. Некоторые из самых популярных нестандартных колес — HH-12, Big Bang Sport BSP31 и 2Crave. Все эти три дизайна имеют свои особенности и поставляются с различными типами отделки. Такие нестандартные колеса обычно используются для повышения стильности автомобиля.
Верхнее изображение: Изображение древней египетской колесницы. Источник: Public Domain
Дэвид Уотерс
Связанные статьи о древнем происхождении
27 января, 2023 — 00:54 Gary Manners
«Исключительно редкая» деревянная ось железного века от колесницы или повозки была найдена в заболоченной яме в Истбридже, Саффолк. Фрагмент был обнаружен перед посадкой дерева для Сайзвелл С…
28 марта, 2019 — 17:57 Ancient-origins
Голанские высоты попали в заголовки газет из-за политического влияния определенных решений в международных отношениях. Он поднимал всевозможные вопросы и дебаты о суверенитете, международном праве,…
6 марта, 2019 — 22:52 valdar
Ирландские и кельтские символы отражают древние верования и традиции, и считалось, что они влияют на жизнь людей. Значения таких символов, как Claddagh, Crann Bethadh, Triquetra и Triskelion, жили…