Как делать сторителлинг для соцсетей: форматы и правила
В соцсети пользователи приходят, чтобы отдохнуть, развлечься, узнать последние новости и получить полезную информацию. Именно поэтому прямая реклама здесь заходит хуже, чем в поисковых системах, где люди ищут товары и услуги прямо сейчас. Пробить невосприимчивость к рекламе и повысить эффективность продвижения в соцсетях помогает сторителлинг.
Что это такое, какие еще задачи решает и как создавать истории, которые работают, рассказываем в этой статье.
Что такое сторителлинг и как он работает
Сторителлинг в SMM
Сторителлинг в таргетированной рекламе
Как делать истории, которые работают
В каких форматах делать сторителлинг для ВКонтакте, Фейсбука* и Инстаграма*
Фейсбук*
Инстаграм*
ВКонтакте
Как не надо делать сторителлинг
7 инструментов для оформления сторителлинга в соцсетях
Что такое сторителлинг и как он работает
Сторителлинг в дословном переводе – это рассказывание историй, а простыми словами – техника подачи информации в форме сюжета с героями, местом, временем, конфликтом и развязкой.
В маркетинге и рекламе этот прием используется повсеместно: в рекламных роликах и объявлениях, статьях для блога и CМИ, на продающих страницах, в публикация и промопостах для соцсетей.
Такой заголовок сразу дает понять, что внутри нас ждет история, увлекательная или не очень:
Сторителлинг в SMM
В SMM сторителлинг помогает блогерам и брендам показать человеческое лицо, стать ближе к подписчикам, завоевать доверие, снять барьеры. А еще – сделать контент интересным и увлекательным. Читать истории, построенные по законам драматургии, интереснее, чем сухие инструкции, обзоры и подборки.
Сторителлинг – это не какой-то конкретный формат, а прием, который можно использовать для решения самых разных задач. Например, можно:
- повышать уровень вовлеченности;
- прогревать аудиторию, продвигая ее ниже по воронке продаж;
- формировать мнение о компании, продукте, эксперте;
- вызывать доверие, если, конечно, история правдива и это не вызывает сомнений.
Сторителлинг в таргетированной рекламе
Основная задача сторителлинга в рекламе – привлечь внимание пользователя и вовлечь его во взаимодействие. В век баннерной слепоты и пресыщения полезным контентом, когда люди все менее восприимчивы к рекламе, увлекательные истории стали действенным инструментом для вовлечения пользователей в воронку продаж. Конечно, если это не набившие оскомину истории инфобизнесменов, написанные как под копирку.
В таргетированной рекламе сторителлинг используют, чтобы:
- привлекать подписчиков в сообщества компании в соцсетях;
- собирать базу в рассылку через лид-магниты и инфопродукты;
- продавать товары и услуги через ненавязчивую нативную рекламу;
- приводить трафик на сайт или посадочную страницу.
Грамотный сторителлинг помогает таргетологам делать более эффективную рекламу и тем самым приносить больше прибыли своим клиентам. А повысить собственный доход, можно в партнерской программе Click.ru. Подключайтесь и получайте до 18% от клиентских расходов на рекламу.
При качественном исполнении техника сторителлинга так хорошо справляется со своими задачами благодаря:
- простой форме;
- эмоциональной окраске;
- интриге;
- нативности;
- близости целевой аудитории.
Давайте разбираться, как делать такие качественные истории.
Как делать истории, которые работают
В каком-то смысле делать посты по методу сторителлинга сложнее, чем обычные. Ведь нам нужно не только собрать факты и сделать выводы, но и вплести все это в канву сюжета, придумать или описать персонажей и события, добавить деталей и развить конфликт.
Начните с целей и ключевой мысли. Любой пост в коммерческом сообществе или блоге пишется для чего-то: привлечь новых подписчиков, повысить активность, продать. Прежде чем создавать историю, определитесь, какой результат вы хотите получить. Затем сформулируйте ключевую мысль, которую нужно донести до подписчиков, чтобы достичь нужного результата. Например, если мы хотим привлечь пользователей в сообщество онлайн-школы, такой мыслью может быть то, что контент поможет решить финансовые проблемы или определиться со сферой деятельности.
Когда цель и ключевая мысль ясны, можно собирать фактуру для истории. Весь процесс создания поста в формате сторителлинга на схеме:
Ориентируйтесь на целевую аудиторию. Вы можете написать сколь угодно увлекательную и вовлекающую историю с мощным конфликтом и яркими деталями, но если она не будет вызывать отклика у читателей, ощущения «это про меня», чуда не произойдет. Так что тут, как и везде в маркетинге, нужен анализ болей, потребностей и барьеров. Продавать тренинг по заработку историей о переезде в Таиланд тем, кто едва сводит концы с концами, идея сомнительная. Для них Таиланд – это где-то в другой жизни, а вот кредиты и экономия на необходимом – здесь и сейчас. Хотя все, конечно, надо тестировать 😉
Берите за основу реальные события. Часто фактуру для истории берут с потолка – фантазия безгранична. Однако более реалистичными и близкими аудитории получаются посты, основанные на реальных событиях. Это могут быть случаи из жизни бренда, кейсы клиентов, где-то увиденные сюжеты. Например, для рекламы той же онлайн-школы вместо давно переставших работать сказок про пляжи с ноутбуками можно взять реальную историю ученика, который благодаря курсам смог найти хорошую работу.
Правдивые личные истории вызывают доверия, сказки в стиле «из грязи в князи» – скепсис.
Держите интригу. Хотя сторителлинг – маркетинговый инструмент, его механизмы близки к художественной литературе. Чтобы истории дочитывали до конца, они должны создавать эмоциональное напряжение или хотя бы вызывать любопытство – чем там дело кончится. Создать интригу можно, например, вставив в завязку факт из развязки, чтобы вызвать вопрос «а как вообще так получилось».
Также для создания увлекательных историй используют схемы сторителлинга:
- «Гора» – череда событий, драматизм которых нарастает вместе с эмоциональным напряжением;
- «До и после» – яркие картинки состояния и жизни героя до и после судьбоносного события;
- «С середины» – история начинается с пика конфликта;
- Классическая структура – вступление, завязка, конфликт, развязка;
- «Путь героя» – история начинается с того, что герой отправляется в путь: в реальное путешествие или к переменам.
Пишите и говорите просто. Про лишние термины, канцелярит и штампы есть немало статей, курсов и даже знаменитая оранжевая книга. В сторителлинге писать без всего этого мусора еще важнее, чем в обзорах и инструкциях, ведь история должна увлекать и читаться на одном дыхании. Поэтому, когда пишете текст или сценарий, представьте, что рассказываете случай другу. Это поможет подобрать формулировки, которые передадут нужные мысли и не будут усложнять восприятие.
Добавьте деталей. Они решают сразу две задачи: делают историю более реалистичной и позволяют читателю увидеть в событиях и героях себя. Однако не увлекайтесь: на пользу пойдут только те детали, которые помогают раскрыть суть и навести на нужные выводы. Подробное описание внешности в посте для группы онлайн-школы будет лишним, а для аккаунта диетолога или стилиста может усилить эффект.
Будьте реалистичны. Даже историю, которая произошла на самом деле, можно приукрасить и переврать настолько, что в нее никто не поверит. Да, в сторителлинге случаи из жизни часто дополняют выдуманными деталями, чтобы усилить эффект. Однако важно не переусердствовать – рафинированные посты инфобизнесменов так примелькались, что теперь пользователи на любой сторителлинг смотрят критично.
В каких форматах делать сторителлинг для ВКонтакте, Фейсбука* и Инстаграма*
Сторителлинг часто ассоциируется с текстовым контентом. Однако это далеко не единственный формат, в котором можно делать увлекательные истории для решения бизнес-задач. Вот какие варианты есть в разных соцсетях.
Фейсбук*
Хотя в Фейсбуке* есть и истории, и видео, преобладает здесь все-таки текстовый контент. И как раз сторителлинг там вызывает живую реакцию, собирает лайки и комментарии – и на бизнес-страницах, и в личных блогах.
Пользователи Фейсбука* без проблем читают длинные посты и разворачивают под ними дискуссии на сотни комментариев. Поэтому здесь хорошо заходят истории в формате текстов. Однако видео и истории тоже можно тестировать. При этом посты на личных страницах без сторонних ссылок получают больше охвата. Так что блогеры и эксперты развивают личный бренд через них. Однако для таргетированной рекламы завести бизнес-страницу все-таки придется.
Такие истории обычно ничего не продают, но вызывают реакции, а значит повышают вовлеченность.
Инстаграм*
В Инстаграме* в 2021 году ведущие позиции у сторис, посты в ленте отошли на второй план, а Reels** еще не набрали такую популярность. Поэтому хороший способ вовлечь и привлечь аудиторию этой соцсети с помощью сторителлинга – упаковать свою историю в последовательность cторис. С форматами можно и нужно экспериментировать: записывайте видео, фотографируйте, рисуйте схемы и графику, делайте скриншоты. А дополнить все это можно текстом, эмодзи, интерактивными и анимированными стикерами.
Так может выглядеть сторителлинг в формате сторис в Инстаграме*:
Правда, у сторис есть один большой недостаток: они исчезают через 24 часа. Если важно, чтобы историю могли просматривать в любое время, сохраните ее в отдельной папке актуальных сторис. Ну и, конечно, сторителлинг в постах и Reels** тоже стоит протестировать. Лента тоже может дать охват, а Reels** будут набирать популярность. К тому же, последние как будто созданы для показывания динамичных и увлекательных историй, а теперь в них можно размещать еще и таргетированную рекламу.
ВКонтакте
Сторис во ВКонтакте не так популярны, как в Инстаграме*. Здесь пользователи по-прежнему больше листают ленту. В этой соцсети сторителлинг стоит тестировать в первую очередь в формате видео и текстовых постов, а также статей – специфического формата ВКонтакте, который позволяет оформлять длинные тексты с заголовками, иллюстрациями, ссылками и цитатами.
Да, кейсы – это тоже в каком-то смысле сторителлинг:
Ну и, конечно, ни в одной соцсети нельзя забывать про визуал. Это может быть:
- фотография или графическая иллюстрация в качестве сопровождения к тестовому посту для привлечения внимания и дополнения истории;
- подборка фотографий или графики как самостоятельная история в сторис или постах;
- видеоролик – в дополнение к тексту или как основа сторителлинга;
- инфографика как иллюстрация того, что написано в посте, или целостная история.
Подборка инструментов для создания качественного визуала – в конце статьи.
Как не надо делать сторителлинг
Даже самую продуманную, реалистичную и созданную по всем правилам историю легко испортить, если делать некоторые ошибки.
Излишне драматизировать. Хотя сторителлинг близок к художественной литературе, театральная драма тут ни к чему.
Пользователи должны не только сопереживать героям, но и верить в них и видеть отражение себя.
Писать в отрыве от мира читателя. Не используйте боли, потребности и триггеры, до которых нет дела целевой аудитории. Очень грубый, но наглядный пример этой ошибки – рассказывать историю о разбитом порше людям, которые ищут недорогую страховку.
Затягивать повествование. Даже если ваша аудитория прекрасно читает длинные посты, растягивать завязку на несколько больших абзацев не стоит. Когда хочется длинных описаний, можно открыть Толстого, а истории все же должны быть динамичными и легко читаться.
Перегружать язык терминами. У этого недочета сразу два неприятных последствия:
- из-за сложности историю дочитают до конца далеко не все;
- будет очевидно, что пост писали специально, и в него мало кто поверит.
Забывать про визуальные элементы. Даже если вы делаете сторителлинг в текстовом формате, дополняйте его фотографиями, графикой и схемами. Визуал привлекает внимание, раскрывает текст и помогает живо представить то, о чем вы рассказываете.
Может получиться как-то так:
7 инструментов для оформления сторителлинга в соцсетях
Напоследок, как и обещали, подборка инструментов, которые пригодятся для работы со сторителлингом в соцсетях:
- Canva – сервис для создания графики для соцсетей и не только;
- Supa – конструктор видеороликов и видеопостов в соцсетях;
- Lightroom – мобильное приложение для ретуши и обработки фотографий;
- Bazaart – мобильное приложение для редактирования фотографий и графического дизайна;
- Infogram – сервис для создания инфографики;
- Remove.
bg – инструмент для удаления фона с фотографий в один клик;
- SMMplanner – сервис отложенного постинга со встроенной интеграцией с Canva и Supa.
*Социальные сети Instagram и Facebook запрещены в РФ. Решением суда от 21.03.2022 компания Meta признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации.
**Reels – формат публикации в запрещенной в Российской Федерации организации.
Запустить рекламную кампанию
VK представила NFT-аватары и анонсировала запуск маркетплейса токенов
Продолжение сюжета от
Новости СМИ2
Новости
Новости
Кирилл Билык
Редактор отдела «Новости»
Кирилл Билык
VK добавила NFT-аватары, представила витрину токенов и анонсировала запуск NFT-маркетплейса. В профиле пользователей появится раздел NFT, в котором можно разместить токены из своей коллекции, а перенести уже имеющиеся цифровые активы можно через специальный сервис.
Кирилл Билык
«ВКонтакте» представила обновление на презентации VK NFT Launch.
Соцсеть запустила сервис VK NFT, с помощью которого можно перенести имеющиеся у пользователя цифровые активы в аккаунты. В профиле пользователя появится специальный раздел, где можно разместить работы из своей коллекции.
По каждому представленному на витрине токену будет представлена информация о владельце, ценности, названию. NFT можно установить на аватар – он будет выделен специальной шестиугольной рамкой. Новые возможности станут доступны для всех пользователей «ВКонтакте» в течение нескольких дней.
«NFT откроет пользователям новые возможности для самовыражения и персонализации виртуального профиля, а креаторам – новые инструменты для монетизации своего творчества», – отметила СЕО «ВКонтакте» Марина Краснова.
Также «ВКонтакте» представила собственную NFT-коллекцию. Она представляет собой генеративные картинки из различных элементов, совокупность которых определяет редкость токена. Релиз коллекции запланирован на январь 2023 года.
В планах «ВКонтакте» запустить NFT-маркетплейс, где можно будет покупать и перепродавать токены. Благодаря NFT-витрине пользователи смогут подтверждать владение токенами и видеть, чем владеют другие, отметили в VK.
Фото на обложке: VK
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
- NFT
- Социальные сети
- ВКонтакте
- Web 3.0
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1
Что учесть, чтобы грамотно презентовать продукт Web 3.
0
- 2 Открыта регистрация на первый Web3-хакатон от «ВКонтакте»
- 3 «Я люблю красиво жить, но красиво жить бесконечно — куда интереснее»
- 4 Что такое метавселенная?
- 5 Кто вкладывается в Web3 — крупнейшие мировые инвесторы и страны-лидеры по Web3-проектам
ВОЗМОЖНОСТИ
26 февраля 2023
VK Стажировка
28 февраля 2023
Венчурная Академия-3
28 февраля 2023
Clean Code Cup 2023
01 марта 2023
Акселератор по развитию российского автопрома от АВТОВАЗ и АСИ
03 марта 2023
Startup Tour 2023 Казань
Все ВОЗМОЖНОСТИ
Аналитика
Нейросеть ChatGPT: новый бесплатный чат-бот с искусственным интеллектом
Истории
Подборка: 10 самых популярных ИИ-генераторов изображений
Новости
Сложности с продажей Philip Morris в России, Билл Гейтс и Heineken, новый гендиректор «Алроса»: главное 23 февраля
Истории
Как устроен алгоритм Duolingo
Списки и рейтинги
24 вопроса, которые лучше задать вместо типичного «Чем вы занимаетесь?»
VK45.

German Reich (1942)
Тяжелый танк – только чертеж
отличить тигра от королевского тигра. Это очень разные танки из конюшни Henschel und Sohn G.m.b.H в Касселе, Германия.
Тигр I, или, точнее, Panzerkampfwagen Tiger Ausfuhrung E ’ (Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E) имел очень квадратный корпус с вертикальной плитой механика-водителя, вертикальными бортами и круглой башней. Tiger II, или « Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B », более известный как King или Royal Tiger, имеет явно наклонный лоб и покатые борта с башней овальной формы. То, как Tiger II следует за Tiger I по конструкции, явно сложнее, чем просто улучшение по сравнению с Tiger I, поскольку, похоже, он включает в себя существенные улучшения во всех областях. Этот очевидный «скачок» в дизайне может показаться запутанным, потому что между этими двумя транспортными средствами есть шаг, который ранее не был хорошо описан или понят. Этот недостающий шаг в эволюции Тигра — VK45.02(H), и понимание VK45.02(H) позволяет понять Тигр I, Тигр II и Тигр III (то, что мы знаем сегодня как Тигр II). ).
Шаг эволюции
Ключ к отсутствующему шагу в эволюционной линии от Tiger I к Tiger II лежит в понимании номера V ollkettenkraftfahrzeug (английский: полностью гусеничная экспериментальная машина) или номера «VK». Tiger I был разработан как VK45.01(H), что означает VK (Fully Tracked Experimental Vehicle) 45 (45 тонн) 01 (First Design) H – (инициал производителя в скобках – в данном случае фирма Henschel und Sohn ). С другой стороны, Tiger II был VK45.03 (H), что делало его третьей конструкцией. Таким образом, недостающий шаг становится очевидным, если понимать его в следующих терминах: VK45.02(H) – вторая конструкция для 45-тонного транспортного средства от Henschel. Так что же это было за загадочное транспортное средство и как оно выглядело?
Апрель-октябрь 1942 г.
Чертеж корпуса не датирован, но дату проектирования еще можно установить.
Первое подтвержденное упоминание о VK45.02(H) было на встрече, состоявшейся 15 и 16 апреля 1942 года под номером Wa. Прюф. 6 ( Waffen Prüfungsamt — Бюро испытаний оружия № 6, отвечающее за конструкцию танков). На этой встрече представители Porsche и Henschel сели с Wa. Прюф. 6 официальных лиц обсудят усовершенствования 45-тонного тяжелого танка. Здесь, 16 апреля, VK45.02(H) был официально обозначен Ва. Прюф. 6.
Важно отметить, что в то время Гитлеру еще не были показаны первые VK45.01(H) и VK45.01(P) от Henschel и Porsche соответственно (это должно было произойти 20 апреля). ). Фактически, первый корпус «Тигра I» и первая башня для него были установлены только 15-го числа, так что обсуждать замену машины для танка, еще не состоявшего на вооружении, было очень рано. Вт. Прюф. 6 определил, что VK45.02 от Henschel или Porsche должен иметь смотровые щели как для наводчика, так и для заряжающего в бортах башни, а также снабдить их собственными обращенными вперед перископами на крыше башни.
Этой новой машиной был VK45.02(H), описанный Jentz and Doyle (2000) как « импровизированная конструкция, которая не просуществовала очень долго даже на чертежных досках ». Фактически VK45.02(H) просуществовал всего несколько месяцев. Созданные в апреле 1942 г., к октябрю 1942 г. производственные планы пересматривались с целью запуска VK45.03 в производство. Panzerkommission (орган, ответственный за общую разработку) был недоволен тем, что Tiger I, который на самом деле был всего лишь промежуточным этапом на пути к VK45.03(H), должен был производиться сотнями ( не менее 424) до того, как Tiger III (VK45.03) мог быть запущен в производство. Henschel, в качестве временного предложения, предложила просто произвести 330 Tiger I, а затем перейти на 170 Tiger II (VK45. 02), всего 500 тяжелых танков. Этот план позволит запустить в производство Tiger III как танк 501 по программе, производство начнется 19 июля.43. Однако оберст (полковник) Томале из танковой комиссии , отклонил это предложение Хеншеля. Производства ВК45.02(Н) не будет. Вместо этого VK45.01(H) (Tiger I) будет оставаться в производстве до тех пор, пока Tiger III (VK45.03) не будет запущен в производство, предположительно в сентябре 1943 года.
В результате этого решения Tiger II (VK45.02), танк, который был официально обозначен в апреле, к октябрю того же года был мертв. Предполагалась новая попытка замены 45-тонного тяжелого танка, получившего обозначение VK45.03(H). Первоначально эта машина должна была повторно использовать компоненты VK45.01(H), но она также подвергалась изменениям и была полностью переработана 19 февраля.43, чтобы включить компоненты от M.A.N. спроектировал танк «Пантера». Возможно, это несколько сбивает с толку, хотя от VK45.02(H) отказались в октябре 1942 года, он получил обозначение Wa. Прюф. 6 как «Тигр II» 18 сентября 1942 года, а VK45.03(H) получил название «Тигр III». Таким образом, первый Tiger II просуществовал всего один месяц, а 3 марта 1943 года «Tiger III» был снова назван «Tiger II». После ноября 1942 года VK45.02(H) больше не упоминался.
Дизайн
Чтобы понять конструкцию, есть только некоторые косвенные данные, полученные в результате понимания дат этапов разработки при проектировании Tiger I и II и их наложения. В сочетании с единственным сохранившимся чертежом, покрывающим только корпус, картина VK45.02(H) становится немного более четкой. К сожалению, оригинальный чертеж этого автомобиля не может быть опубликован, так как он находится в частной собственности, и в настоящее время нет разрешения на его воспроизведение. Однако контур корпуса воспроизведен ниже впервые.
Перерисованный с оригинального чертежа, форма VK45.02(H) становится ясной, с новым наклонным передним концом и наклонными бортами.Источник: АвторХудожественное впечатление от корпуса на основе чертежа корпуса.

Источник: Автор
Чертеж показывает некоторые существенные изменения по сравнению с Tiger I. Во-первых, и наиболее очевидно, это отсутствие почти вертикальной плиты механика-водителя от Tiger I. нижняя, меньшая часть под более крутым углом, чем верхняя часть. Таким образом, броня покрывает трансмиссию спереди, а затем достигает линии крыши. Менее очевидным является шаг в сторону от вертикальных сторон Tiger I, которые теперь слегка наклонены внутрь. Есть также некоторые другие упрощения или улучшения, на которые следует обратить внимание. Верхние борта Tiger I имели толщину 80 мм, а нижняя половина бортового корпуса — 60 мм, причем обе секции были вертикальными. Кроме того, вся конструкция Tiger I была собрана сложным образом: нижняя половина была приклепана к верхней половине корпуса под спонсонами с помощью усиленной полосы, которая затем была приварена. Это будет изменено для VK4502 (H), где трудоемкий процесс сверления отверстий в плитах днища спонсона и нижних бортовых плитах корпуса, клепка, а затем сварка будут заменены соединением этих частей вместе, а затем сваркой этих линий блокировки. между плитами.
Это, пожалуй, больше, чем что-либо другое, является наследием VK.4502(H), поскольку этот метод блокировки боковых сторон был перенесен на то, что должно было стать Tiger II.
Нижняя часть корпуса Тигра I имела некоторое сцепление с передней и задней пластинами, но была прикреплена к верхней части корпуса с помощью зубчатой усиливающей полосы, приклепанной к обеим половинам, а затем приваренной.Источник: Tiger 1 info.com
Броня
Tiger I отличался плоской конструкцией и явной передней ступенькой на гласисе для размещения носового пулемета с правой стороны и смотровой щелью водителя спереди левый. VK45.02(H) избавился от почти вертикальной 100-мм плиты Tiger I, заменив ее лобовой частью, состоящей из двух частей, каждая из которых имеет толщину 80 мм. Верхняя часть была наклонена назад под углом 50 градусов* к вертикали, создавая эффективную толщину 125 мм, а нижняя часть, также толщиной 80 мм, была наклонена назад под углом 71 градус* к вертикали, создавая эффективную толщину 246 мм. .
Хотя пластина водителя Tiger I имела толщину 100 мм, она была отклонена всего на 10 градусов назад от вертикали, обеспечивая эффективную толщину линии прямой видимости всего 101,5 мм. Однако VK45.02 (H) с 80-мм броней в этой области и под углом назад обеспечивает большую защиту с точки зрения эффективной брони, а также больше шансов вызвать рикошет снаряда. Для сравнения, VK45.03(H) Tiger II имел лобовую часть толщиной 150 мм под углом 40 градусов, что обеспечивало около 195 мм эффективной толщины. Это было сделано во исполнение приказа Гитлера от 3 января 1943 года, согласно которому новый «Тигр» должен был иметь лобовую броню толщиной 150 мм и бортовую броню толщиной 80 мм.
Носовая часть VK45.02(H) была диковинкой, так как это была единственная пластина на всей машине толщиной не 60, 80 или 25 мм. Это была цельная деталь толщиной 100 мм, слегка наклоненная вперед на 25 градусов* от вертикали, что обеспечивало эффективную толщину брони 110 мм. Ниже этого носа находилась еще одна секция брони, наклонявшаяся к плите пола. Этот кусок имел толщину 60 мм и был наклонен под углом 63 градуса* к вертикали, что давало эффективную толщину 205 мм. Таким образом, передняя часть была очень хорошо защищена, самой слабой частью была большая 100-мм носовая плита, хотя с трансмиссией за этой точкой защита экипажа была существенной.
Стороны также были изменены. Верхние борта Tiger I имели толщину 80 мм и стояли вертикально, в то время как борта этого VK45.02(H), как измерено по чертежу, составляли примерно 80 мм, но слегка отклонялись назад примерно на 9 градусов* от вертикали. обеспечивая очень небольшое улучшение эффективной брони (от 80 до 81 мм). Нижние борта корпуса, похоже, имели такую же толщину 60 мм от вертикальной плиты, которая использовалась на Tiger I. Нет никаких указаний на какие-либо борта, которые могли быть добавлены для улучшения защиты.
* Эти углы рассчитаны по оригинальному чертежу, поэтому могут быть ошибки при измерении.
Источник: Композитное изображение автораКомпозитное изображение, показывающее очертания брони корпуса от Tiger I (вверху) до Tiger II (внизу) с VK.4502(H) (в центре). Не в масштабе. Источник: составное изображение Автора
. Было хорошо использовано соединение броневых листов спереди, по бокам и сзади, что расширило относительно ограниченное соединение листов, сделанное на Tiger I. Сцепление листов увеличило длину сварных швов между листами и уменьшена вероятность раскола пластин при попадании вражеского огня или фугаса. Пол на VK.4502(H) не был улучшен по сравнению с Tiger I. Это была такая же плита пола толщиной 25 мм, одинаковая по всей длине корпуса, обеспечивающая примерно минимальный уровень защиты, необходимый от противопехотных мин с плоского борта. бак с днищем. Однако у Tiger II пол корпуса был толще, чем у Tiger I. В целях экономии веса он был увеличен только под боевой камерой танка до толщины 40 мм. Пол корпуса под моторным отсеком остался таким же 25 мм, как на Tiger I и VK.4502(H).
Последнее замечание по поводу брони — это крыша. Тигр I имел крышу корпуса толщиной всего 25 мм. Тигры раннего производства имели такую же толщину башни, но после того, как боевые действия показали, насколько она уязвима для проникающих снарядов, таких как артиллерийский огонь, с сентября 1943 года она была увеличена до 40 мм на башне Tiger I более позднего производства. Крыша корпуса осталась без изменений. На VK45.02(H) этот урок еще не был реализован, так как крыша корпуса также имела одинаковую толщину 25 мм, что характерно для Tiger I.
г. Уязвимость 25-мм крыши Tiger I хорошо иллюстрируется двумя пробитиями от залпового артиллерийского огня.Источник: Fletcher
Башня и вооружение
Для этого нового улучшенного 45-тонного танка была выбрана пушка 8,8 cm L/71, и эта пушка должна была быть установлена в башне, разработанной Krupp, поскольку Krupp была единственной пушкой. конструктор башен для ВК45.02(Н) и ВК45.03(Н). Единственным отличием башни для VK45.02(P) и VK45.02(H) была система привода башни. Автомобили Porsche получат башню с электрическим приводом, тогда как автомобили Henschel получат турель с гидравлическим приводом. Компания Krupp уже изготовила пятьдесят башен для VK45.02(P), которые затем были модифицированы гидравлическими приводами для установки на первые машины VK45.03(H). Поэтому разумно предположить, что, учитывая, что не было другой доступной башни, отвечающей требованиям к новым башням от Ва. Прюф. 6 и на который можно было установить пушку 8,8 cm L/71, именно эта башня должна была появиться на VK45.02(H), если бы он был запущен в серию.
Как бы то ни было, эта башня оказалась проблематичной в производстве, и более простая башня, известная как « Serien-Turm » (серийная башня), была разработана и построена для Tiger 2. Ее часто и неправильно называют Башня «Хеншель», хотя обе башни были спроектированы и построены фирмой Krupp. Поскольку к этому времени от VK45.02(H) отказались в пользу VK45.03(H), башню «Henschel» для него не планировалось.
Источник: Дойл и Дженц
С корпусным пулемётом было больше проблем. В Tiger I использовалось литое шаровое крепление спереди справа в слегка наклонной лобовой плите. Однако в то время не было конструкции шаровой опоры, которую можно было бы установить на пластину, наклоненную более чем на 50 градусов. Вместо того, чтобы отказаться от пулемета, была запланирована новая система с использованием простого порта, через который пулемет можно было вытолкнуть для стрельбы. Когда этот пулемет не использовался, его убирали, а над портом опускали бронированный щиток. Это тот же тип порта, что и передний порт пулемета на Panther Ausf.D и Ausf.A, которые были запущены в производство в конце 19-го года.43.
Корпус «Пантеры» в процессе сборки, показан щиток над передней пулеметной позицией спереди справа как с броневой крышкой, так и без нее.
Источник: Bundeasarchiv Bild . 101I-635-3966-27Пулеметная установка на Tiger II в Танковом музее, Бовингтон.
Источник: Крейг Мур
Сравнительные размеры
Сравнение размеров, рассчитанных по доступным измерениям на чертеже, показывает, что машина примерно такой же длины, как Tiger I, но с корпусом немного ниже и шире, чем у Tiger II. Общая габаритная ширина, включая колеса и гусеницы, установить невозможно, поскольку неизвестно, насколько широкими были гусеницы.
Подвеска
«Тигр I» использовал сложную систему опорных катков с тройным чередованием, чтобы переносить вес танка на гусеницу и землю. Несмотря на отличную подвеску танка, система не обошлась без проблем. Во-первых, для транспортировки необходимо было снять внешний слой колес и установить более тонкую гусеницу, а повреждение колес приводило к тому, что для доступа к поврежденным частям требовалось много времени на техническое обслуживание. Вместо этого на Tiger II должна была использоваться система опорных катков с двойным чередованием, система, которая была на чертежной доске в Henschel к середине 19 октября. 42, в том же месяце, когда был уничтожен VK45.02(H). Таким образом, возникает вопрос, будет ли этот улучшенный «Тигр» использовать ту же подвеску с тройным чередованием или новый тип с двойным чередованием. Корпус Tiger II был более чем на метр длиннее корпуса Tiger I, и отчасти это было связано с изменением подвески.
Два опорных катка на маятник подвески и торсион означали, что для Tiger II с его увеличенным весом (на 14 тонн больше, чем у Tiger I) пришлось добавить еще одну колесную станцию. Глядя на VK45.02(H), с длиной корпуса примерно такой же, как у Tiger I, больше не было места для добавления дополнительной колесной станции. С большей броней танк будет весить больше, чем Tiger I. Хотя вес VK45.02 неизвестен, его можно разумно оценить в диапазоне 60 тонн. Таким образом, единственный логический вывод состоит в том, что корпус должен был быть оснащен старой системой колес с тройным чередованием, чтобы справиться с дополнительной нагрузкой.
Последнее замечание: VK45. 02(H) должен был сохранить двухрадиусный планетарный рулевой механизм L600 от Tiger I вместо рулевого механизма Lenkgetriebe L801, предложенного в декабре 1942 г. для Tiger II, или одинарного радиуса. эпицикл на Пантере.
Источник: Bundesarchive Bild. 101L-635-3965-28
Серийный номер
«Тигр I» был сложным в производстве танком. Корпуса были изготовлены не Henschel, а сварены Krupp и Dortmund-Hörder-Hüttenverein (DHHV). Отсутствие сложных криволинейных деталей и отливок упрощало производство, но соединение между собой толстых пластин брони представляло собой сложное дело. Tiger I пошел вразрез с предыдущими методами массового производства, которые предусматривали сварку нижней половины с приклепанной к ней сварной верхней конструкцией. Для Tiger I верхняя и нижняя секции были сварены, но затем имели ряд заклепок через кусок броневой стали углового железного каркаса, который использовался для соединения двух частей вместе. После установки вся конструкция была сильно заварена, чтобы гарантировать надежную посадку. Тигр I не использовал лицевую броню. Вместо этого для основных бронелистов использовалась гомогенная броня (броня с одинаковой твердостью по всей толщине), которая считалась не хуже, чем броневая плита той же толщины, поддающаяся механической обработке.
Легко различимая комбинация замковых, перекрывающихся и ступенчато сцепленных пластин брони. Одним заметным отсутствием в схеме бронирования VK45.02(H) является протектор погона башни. Это не добавлялось в конструкцию Tiger I до января 1943 года и не добавлялось в серийные машины до февраля 1944 года, спустя много времени после того, как проект VK45.02 (H) был забыт.
Общая компоновка VK45.02(H), вероятно, была бы проще, чем у Tiger I, в том, что касается изготовления корпуса в целом, хотя, очевидно, все еще можно было бы внести улучшения, чтобы уменьшить количество пластин и соединений до скрепить вместе. В целом, эта конструкция не предлагала явного существенного улучшения производства по сравнению с Tiger I, но, справедливости ради, это не было основной целью конструкции.
Экипаж
Экипаж «Тигра I» состоял из пяти человек, включая командира, наводчика, заряжающего, механика-водителя и радиста, последние два человека находились в корпусе слева и справа соответственно. Та же установка была повторена на Tiger II, поэтому можно предположить, что, если бы VK45.02(H) пошел в серию, он сохранил бы ту же установку. Еще одно замечание о люках относится к гласису. Как уже упоминалось, правая передняя часть верхней части гласиса должна была иметь тип «почтового ящика» для пулеметного порта, который позже использовался на ранних танках «Пантера», и передняя левая часть последовала этому примеру в этом отношении. Tiger I использовал сильно усиленную прорезь для водителя в слегка откинутой лобовой плите, но это было явно невозможно при полностью или значительно более откинутом лобовом стекле. Вместо него должен был использоваться щиток механика-водителя, подобный тому, что позже использовался на «Пантере», о чем свидетельствует тот факт, что чертеж HSK J3104 от Henschel для VK45.03(H) от 25 ноября 19 г.42 (после отмены VK45.02(H)) по-прежнему используется этот тип закрылка механика-водителя. Эта конструкция закрылка не заменялась как конструкция до января 1943 года, когда Henschel предложил вместо нее Fahrersehklappe-Walze (вращающийся цилиндр для прямого обзора).
Источник: адаптировано из Jentz and Doyle.
Хотя чертеж закрылка механика-водителя технически сделан сразу после отмены VK.4502(H), можно предположить, что при отсутствии других вариантов эта конструкция рассматривалась и для VK. 4502(H).
Люки
Одной из проблем, выявленных в Tiger I, были неудобные люки экипажа для водителя и радиста. Эти маленькие круглые люки открывались как створки вверх и в стороны, поэтому могли легко задеть орудие, но они также не находились прямо над головами экипажа, что немного усложняло выход. На чертежах не видно люков, но люки были заметной проблемой на Tiger I. Однако они не будут решены до тех пор, пока VK45.02(H) не будет мертв, поскольку самым ранним признаком модификации люка корпуса является с 19 июня43, с вырезанием нового овального люка для механика-водителя. Tiger II последовал этой эволюции со своими собственными люками, установленными на съемной пластине (чтобы трансмиссию можно было снять, не снимая башни) с двумя открывающимися люками. При известных датах выпуска VK45.02(H) можно с некоторой уверенностью сказать, что для танка были бы сохранены люки «старого» типа «Тигр».
Эволюция люка экипажа в корпусе от Tiger I (слева) до Tiger II (справа) по чертежамHSK J2877 27 августа 1942, HSK3432 26 июня 1943 г.

Двигатель
Тигр I раннего выпуска оснащался 21-литровым бензиновым двигателем Maybach V-12 HL-210 TRM P45 мощностью 650 л.с. при 3000 об/мин. Из-за проблем с надежностью этого двигателя невозможно было достичь максимальных характеристик, что ограничивало подвижность этого тяжелого танка. Из-за плохих характеристик с мая 1943 года вместо него был введен более мощный и надежный 23-литровый двигатель Maybach HL-230 TRM P45 мощностью 700 л.с.
Двигатели Hochleistungsmotor (HL) от Maybach были их высокопроизводительными двигателями, разработанными специально для использования в танках (P — «Panzermotor»). Хотя HL-230 был более мощным, чем HL-210, в послевоенном допросе доктора Стиле ван Хайдекампфа (президент танковой комиссии ) говорится, что HL-230 никогда не производил более 600 л.с., возможно, потому, что он был регулировали для увеличения ресурса двигателя, а может Хайдекампф просто ошибся.
Источник: STT Report 36X, 1944 (слева) и Спилбергер (справа).
Даже переход на HL 230 P45 оказался непростым. С двигателем все еще были проблемы, и по состоянию на 19 августа 1942 года предполагалось, что HL 230 P30, предназначенный для танка «Пантера» от M.A.N. должны быть установлены на Тигра. Учитывая даты выпуска VK45.02(H), поэтому трудно предположить, что более старый двигатель, который уже рассматривался на замену, был выбран в качестве двигателя. Очевидным выбором в то время было бы включение этого нового двигателя.
Наряду с этим двигателем на VK45.02(H) также будет устанавливаться система охлаждения и вентиляции от «Пантеры». Предпочтение заключалось в том, чтобы задний лист находился примерно под таким же наклоном, как у Tiger I, а не под более острым углом, как у Panther. Задняя часть VK45.02(H) фактически была бы Пантерой в облике более тяжелого Тигра, за исключением задней пластины. Их идея, однако, была отвергнута к концу августа, и стоит отметить, что Tiger II, который также имел двигатель и другие компоненты Panther, должен был использовать наклонную конструкцию задней пластины от Panther, чтобы приспособить этот двигатель.
Заключение
VK45.02(H), безусловно, в некоторых отношениях необычный танк. Это был эволюционный шаг между Tiger I и Tiger II с сильным влиянием Panther. Это был своего рода гибрид с элементами Panther в передней части (люк на гласисе), автомобилями Panther (двигатель и система охлаждения) в сочетании с рулевым управлением Tiger I (L600), бортами корпуса и средствами изготовления корпуса, как на Tiger II.
С башней в стиле VK45.02(P), новым лобовым стеклом, улучшенной бронезащитой и длинной 8,8-сантиметровой пушкой VK45.02(H), безусловно, был лучше по огневой мощи и защите по сравнению с Tiger I. Однако, он имел многие из тех же недостатков, таких как система рулевого управления, и даже с улучшенным двигателем весом около 60 тонн он все равно был бы недостаточно мощным. Каким бы недолгим ни был проект, VK45.02(H) действительно заполняет значительный пробел в знаниях и изучении немецкой бронетехники во время Второй мировой войны и дает представление о том, как переходили от одной машины к другой.
Технические характеристики Tiger II VK45.02(H) | |
Экипаж | 5 (командир, наводчик, заряжающий, водитель и радист) |
Размеры (Д-В-Ш) | 6,04 м в длину (корпус) x 3,314 м в ширину (корпус) x расчетная высота от 3,02 до 3,05 м |
Масса | 54 тонны (боевая) |
Двигатель | Maybach модель HL 230 P45 V-12 бензиновый двигатель мощностью 700 л.с. |
Броня | Броня корпуса: Носовая часть 100 мм Верхняя гласиса 80 мм Нижняя лобовая часть 80 мм Борта корпуса верхние 80 мм, Борта корпуса нижние 60 мм Верхняя задняя часть 80 мм Нижняя задняя часть 60 мм Крыша и днище 25 мм |
Вооружение | 8,8 см кВт.![]() |